Конституционное право граждан на жилище означает. Право граждан на жилище и другие конституционные гарантии, касающиеся жилища. лицам, признанным в установленном порядке вынужденными переселенцами

Главная / Бизнес

Федеральное Агентство Железнодорожного Транспорта

Сибирский Государственный Университет Путей Сообщения

Кафедра «Гражданско-правовые дисциплины»

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ГРАЖДАН НА ЖИЛИЩЕ

Реферат

по дисциплине «Жилищное право РФ»

Руководитель Разработал

Старший преподаватель студент гр. ЮП-311

Захаров А.В.

Глушенок Н. С.

_____________ __________

(дата проверки) (дата сдачи на проверку)


Краткая рецензия:

____________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_________________________________

(запись о допуске к защите)

________________________________

_________________________________

(оценка по результатам защиты) (подписи преподавателей)

Новосибирск 2008 год


Введение3

1. Правовые аспекты конституционного права граждан на жилище

1.1. Определение и сущность конституционного права граждан на жилище

1.2. Понятие жилого помещения

2. Основные конституционные гарантии граждан на жилье

3. Обеспечение и защита конституционного права граждан на жилище

Заключение

Список использованных источников и литературы


Введение

Актуальность данной темы обусловлена тем, что право на жилье – это одно из прав, гарантированных гражданам Конституцией Российской Федерации, причем, пожалуй, одно из важнейших в социальном аспекте. Поэтому неслучайно жилищные тяжбы между гражданами, а также между гражданами и организациями либо органами власти являются одной из самых «популярных» категорий судебных споров. Интересно, что подход граждан ко многим жилищным проблемам с правовой точки зрения неверен, причем многие заблуждения весьма типичны. Зачастую граждане просто не знают своих прав и не умеют их защищать, поэтому представляется полезным исследовать эту тему.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации право на жилище обеспечивается развитием и охраной государственного и общественного жилищного фонда, содействием кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, справедливым распределением под общественным контролем жилой площади, предоставляемой по мере осуществления программы строительства благоустроенных жилищ, а также невысокой платой за квартиру и коммунальные услуги.

Задачами жилищного законодательства являются регулирование жилищных отношений в целях обеспечения гарантируемого Конституцией права на жилище, надлежащего использования и сохранности жилищного фонда, а также укрепление законности в области жилищных отношений.

Жилищное строительство – важнейшая составляющая государственных приоритетов социально-экономического развития. Решение проблемы наращивания темпов жилищного строительства имеет многоцелевой результат: удовлетворение потребностей общества в жилье, создание нормальных и безопасных условий жизнедеятельности, снятие социальной напряженности в обществе. Именно поэтому жилищная реформа рассматривается как составная часть комплекса мер по стабилизации и выводу экономики из кризиса, так как отсутствие почти у одной трети граждан нормальных жилищных условий превратило эту проблему в одну из самых острых социальных проблем.

Целью данной работы является изучение особенностей конституционных прав на жильё.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

Изложить правовые аспекты конституционного права граждан на жилище: дать определение конституционного права граждан на жилье, понятие жилого помещения;

Раскрыть принципы реализации конституционного права граждан на жилище;

Исследовать правовые аспекты реализации и защиты конституционного права граждан на жилье;

Рассмотреть деятельность органов по обеспечению конституционных прав граждан на жилье на современном этапе.

Раскрытие темы производится с позиций общенаучных методов (социологический, системный, структурно-функциональный, конкретно-исторический, статистический), общелогических методов теоретического анализа и частнонаучных методов (сравнительного правоведения, технико-юридического анализа, конкретизации, толкования).


1. Правовые аспекты конституционного права граждан на жилище

1.1. Определение и сущность конституционного права граждан на жилище

Наличие жилища является одним из условий достойного существования человека в обществе. Всеобщая декларация прав человека 1948 года и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года содержит нормы о том, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и на непрерывное улучшение условий жизни.

Конституция Российской Федерации (КРФ) провозглашает право на жилище и относится к группе важнейших социально-экономических прав граждан. Содержание права на жилище следует определить путем указания на две его главные составные части.

Во-первых, право на жилище означает, что государство гарантирует каждому человеку на территории РФ возможность пользоваться тем жилищем, которое у него имеется на данный момент по тем или иным правовым основаниям. В данном случае речь идет об охране государством имеющегося у лица субъективного гражданского права на конкретное жилище. В Конституции РФ это выражено путем провозглашения принципов неприкосновенности жилища (ст. 25) и неприкосновенности частной жизни (ст. 23).

Во-вторых, конституционное право на жилище заключается в том, что государство принимает на себя обязанность содействовать тому, чтобы каждый гражданин был обеспечен жильем и имел возможность улучшить свои жилищные условия путем приобретения другого жилья: «Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище». Так же в статье предусмотрено бесплатное или за доступную плату обеспечение жильем малоимущих и иных перечисленных в законе граждан.

Указанные особенности органов государственной власти и органов местного самоуправления имеют государственно-правовой, конституционный характер. Следовательно, право на жилище следует рассматривать как институт конституционного права, но не как институт гражданского или жилищного права.

Право на жилище и его неприкосновенность – это право пользоваться жилищем на законных основаниях, регулируемое федеральным законодательством (Жилищный Кодекс, Гражданский Кодекс, Федеральные законы и т.п.). Предполагается система мер, способствующих обеспечению жильем граждан из муниципального фонда, проведение кредитно-финансовой политики и т.д. Гарантируется защита от проникновения в жилище без согласия на то лиц, законно занимающих это помещение и защита от незаконного лишения жилища. Данное право может быть ограничено только в тех случаях, которые оговорены в Федеральном законе. В случае его нарушения используются те же статьи, что и при нарушении любых прав человека и гражданина и предоставляется право обжаловать в суд незаконные действия, восстановить свои права и получить соответствующую компенсацию.

Вступившие в силу с 1 марта 2005 года Жилищный Кодекс Российской Федерации (ЖК РФ) готовился более 10 лет. Прежний Кодекс – от 24 июня 1983 года – безнадежно устарел. Кроме того, только на федеральном уровне до принятия нового ЖК РФ действовало более трех тысяч актов жилищного законодательства, которые в итоге позволяли по-разному трактовать права и обязанности участников жилищных отношений. Понятно, что даже специалистам было сложно разобраться, что к чему, а граждане тем более защищали свои права с трудом. Поскольку Конституция СССР 1978 года всем предоставляла право (для многих только на бумаге) получить бесплатное жилье, а очередь на него была огромной и бесконечной, то люди, которые эту очередь контролировали, имели огромные возможности для злоупотреблений.

В соответствии с данным Кодексом, конституционное право граждан на жилье обеспечивалось путем создания условий для получения кредита на строительство или для приобретения жилья лицами, находящимися на учете для предоставления жилищного займа. Субъектами права собственности на жилье могут быть граждане России, иностранцы, лица без гражданства, юридические лица, и, наконец, государство.

В новом ЖК РФ четко прописаны права, обязанности и ответственность всех, кто пользуется жилыми помещениями. Любой закон – это компромисс. После первого чтения проекта нового Закона в него было внесено около двух тысяч поправок, их которых 700 было принято.

В соответствии со ст. 72 КРФ жилищное законодательство находится в совместном ведении субъектов, соответственно к ведению субъектов РФ отнесена значительная часть вопросов, например, признание «малоимущими». Малоимущими, согласно ЖК РФ являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном жилищным законом соответствующего субъекта РФ. Принадлежность к такой категорий граждан зависит не только от величины заработной платы, но и от размера других доходов, а также от наличия в собственности недвижимости, иных объектов, которые подлежат налогообложению (дача, квартира, автомобиль и др.). Но сами критерии оценки в разных субъектах Федерации, конечно же, разные, поэтому и нормативы будут разными.

Необходимо особо подчеркнуть, что те лица, которые были поставлены на жилищный учет до введения в действие нового ЖК РФ, продолжают оставаться в очереди. Органы государственной власти и органы местного самоуправления сохраняют перед ними свои обязательства.

В книге кратко изложены ответы на основные вопросы темы «Жилищное право». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем интересующимся данной тематикой.

6. Конституционное право граждан на жилище

Конституция РФ содержит ряд положений, определяющих основы правового регулирования жилищных отношений (ст. 40):

1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Право на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади, на условиях аренды либо путем приобретения или строительства жилья за собственные средства без ограничения площади. Гражданам, не обеспеченным жильем по установленным нормативам, государство оказывает помощь, развивая строительство домов государственного и муниципального жилищных фондов, предназначенных для предоставления жилых помещений по договору найма, а также используя систему компенсаций (субсидий) и льгот по оплате строительства, содержания и ремонта жилья.

Предусмотренные Конституцией гарантии права на жилище, выступают в виде обязанностей, которые приняло на себя государство для обеспечения предоставленного гражданам права. Органы государственной власти и местного самоуправления обязаны обеспечить реализацию конституционного права граждан на получение жилого помещения различными способами: предоставлением жилых помещений из жилищного фонда социального использования, земельных участков для индивидуального жилищного строительства и т. д. Ни органы государственной власти, ни органы местного самоуправления, ни должностные лица не вправе осуществлять какие-либо действия, связанные с неправомерным лишением граждан права на жилище. Реализация права на жилище обеспечивается возможностью граждан свободно передвигаться и выбирать место пребывания и жительства (ч. 1 ст. 27 Конституции РФ).

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Право граждан на жилище

План

1. Содержание конституционного права граждан на жилище. Лишение прав на жилое помещение

Конституция РФ в ст.40 провозгласила право граждан на жилище.

Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Подход к пониманию содержания права граждан на жилище не является однозначным в юридической литературе. Наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой в содержание конституционного права можно включить несколько юридических возможностей (Седугин):

а) стабильного пользования занимаемым жилым помещением

б) улучшение своих жилищных условий разными способами

в) использование жилого помещения в интересах других граждан

г) обеспечение для жильцов здоровой среды обитания

д) недопущение произвольного лишения права граждан на жилище

е) неприкосновенность жилища

Исследуя непосредственно норму ст.40 Конституции РФ можно рассмотреть право граждан на жилище в трех аспектах.

Первый - каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Действующее законодательство предусматривает различные основания для лишения прав на жилое помещение:

1. если гражданин проживает в жилом помещении по договору социального найма жилого помещения, то выселение лиц может производится на основании ст.83-91 ЖК РФ. Выселение может быть как результатов виновных действий лица (неоплата в течение 6 месяцев коммунальных платежей, разрушение и порча жилого помещения, нарушение общественного порядка), так и не являться мерой ответственности (снос жилого помещения, перевод жилого помещения в нежилое и т.д.). Выселение может осуществляться как с предоставлением другого благоустроенного помещения, так и без предоставления другого жилого помещения. Действующий ЖК РФ, предусматривает выселение только в судебном порядке.

2. Если гражданин проживает в жилом помещении на праве собственности, то прекращение права собственности на жилое помещение может произойти по двум блокам оснований:

ст.235 ГК РФ - основание прекращения права собственности - касается любых объектов права собственности, в том числе и жилых помещений.

Статья 235 . Основания прекращения права собственности

1. Право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

2. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся:

1) обращение взыскания на имущество по обязательствам (статья 237);

2) отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238);

3) отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка (статья 239);

4) реквизиция (статья 242);

5) конфискация (статья 243);

Реквизиция - В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция).

2. Оценка, по которой собственнику возмещается стоимость реквизированного имущества, может быть оспорена им в суде.

3. Лицо, имущество которого реквизировано, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, требовать по суду возврата ему сохранившегося имущества. "

Конфискация - В случаях, предусмотренных законом, имущество может быть безвозмездно изъято у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения (конфискация). "

Так, взыскание имущества по обязательствам, изъятие земельного участка для государственных нужд, реквизиция - все эти основания могут стать причиной для лишения жилья собственника. Произойти это может как на возмездной, так и безвозмездной основе.

ст.293 ГК РФ можно отнести к специальным нормам, касающимся оснований лишения права собственности на жилище в случае вины самого собственника.

Статья 293 . Прекращение права собственности на бесхозяйственно содержимое жилое помещение

Если собственник жилого помещения использует его не по назначению, систематически нарушает права и интересы соседей либо бесхозяйственно обращается с жильем, допуская его разрушение, орган местного самоуправления может предупредить собственника о необходимости устранить нарушения, а если они влекут разрушение помещения - также назначить собственнику соразмерный срок для ремонта помещения.

Если собственник после предупреждения продолжает нарушать права и интересы соседей или использовать жилое помещение не по назначению либо без уважительных причин не произведет необходимый ремонт, суд по иску органа местного самоуправления может принять решение о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения.

Таким образом, основанием для лишения собственника жилого помещения является:

а) использование жилого помещения не по назначению

б) нарушение прав и интересов соседей

в) разрушение и порча жилого помещения.

Еще раз говорю, что указанное поведение собственника может послужить причиной для вынесения органами местного самоуправления предупреждения о необходимости устранения нарушений. В случае если предупреждение оказались безрезультатными, то орган местного самоуправления вправе обратится в суд, который вправе принять решение о продаже жилого помещения с публичных торгов с возвратом собственнику полученных от продажи средств за вычетом судебных расходов.

Необходимо обратить внимание, во-первых, только в трех случаях виновное поведение собственника можно ставить вопрос об его выселении и расширенному толкованию этот перечень не подлежит. таким образом, нельзя ставить вопрос о выселении собственника из жилого помещения за неоплату коммунальных платежей). Во-вторых, несмотря на достаточно широкие полномочия собственника по владению, пользованию и распоряжению объектом своего права (в том числе и возможность его уничтожения) указанные правомочия собственника жилья существенно сужены. Уничтожение жилого помещения, как объекта, предоставляющего большую ценность (не только экономическую, но и социальную) не допустимо. В-третьих, обратится в суд с иском о прекращении права собственности на жилое помещение, могут только органы местного самоуправления.

3. Если гражданин проживает в жилом помещении на основании договора коммерческого найма жилого помещения, то выселение происходит, во-первых, по прекращению срока действия договора краткосрочного найма (до года) в случае не желания наймодателя продлять договор; во-вторых, в случае отказа наймодателя от продления договора долгосрочного найма (от года до пяти лет) по причине принятия решения не сдавать помещение в найм на срок не менее года; в-третьих, в случае расторжения договора по инициативе любой из сторон.

4. Если гражданин проживает в специализированном жилом помещении, то он выселяется в случае прекращения оснований, послуживших основанием для вселения в жилое помещение. К таким относится прекращение трудовых отношений с организацией или прекращение учебы. Из этого общего правила, существуют исключения.

5. Если гражданин проживает в жилом помещении на основании членства в ЖК и ЖСК, то прекращение права собственности происходит в случае прекращения членства в кооперативе.

Указанные основания лишения прав на жилое помещение является исчерпывающим для соответствующих оснований проживания в жилом помещении, иные основания выселения могут быть предусмотрены только федеральным законом.

Второй аспект конституционного права граждан на жилище заключается в следующем: малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилье, оно предоставляется бесплатно или за дополнительную плату из государственных, муниципальных и иных жилищных фондов. Указанный аспект, в первую очередь, реализуется путем заключения с указанными лицами договора социального найма жилого помещения.

Третий - органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для реализации права граждан на жилище.

Выделяют и другие возможности. вытекающие из статьи 40 конституции РФ:

1. возможность стабильного пользования занимаемым жилым помещением в домах государственного, муниципального и других жилищных фондов на условии договора найма, участие в ЖК и ЖСК, путем индивидуального жилищного строительства, приобретение жилых помещений (домов) по договорам купли-продажи, дарения, наследования и по другим основаниям, предусмотренных законодательством.

2. возможность улучшения своих жилищных условий, получения другого жилого помещения разными способами: малоимущими лицами, иными указанными в законе гражданами, нуждающимися в жилище - путем получения жилья бесплатно или за доступную плату из государственного, муниципального или иного жилищного фонда в соответствии с установленными нормами.

3. возможность улучшения своих жилищных условиями другими лицами - путем строительства или приобретения жилых помещения за счет собственных денежных средств с привлечением денежных субсидий государства и кредитов банка.

4. возможность использования жилого помещения не только для проживания гражданина - собственника этого помещения и членов его семьи, но и путем передачи жилого помещения для проживания другим гражданам на основании договора (например, коммерческого найма).

5. обеспечение для жителей жилых домов (жилых помещений) здоровой среды обитания, жилой среды.

жилище право гражданин конституционное

6. обеспечение недопустимости произвольно лишать граждан права на жилище.

В качестве самостоятельных прав гражданина, непосредственно связанных с правом гражданина на жилище, можно выделить:

· неприкосновенность жилища

· неприкосновенность частной жизни

· право на судебную защиту.

ст.25 Конституции РФ устанавливает исключения из этого принципа, данные исключения должны быть предусмотрены федеральными законами. А именно, ст.25 гласит, что Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. (Закон о полиции, ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", ФЗ "О государственной охране".)

Необходимо отметить отсутствия норм, которые регулировали бы доступ работников жилищно-эксплуатационных служб, в случае причинения аварии имуществу третьих лиц. Что на практике опять же вызывает множество проблем.

2. Гражданско-правовые способы реализации права граждан на жилище

К гражданско-правовым способам реализации права граждан на жилое помещение можно отнести:

1. Выдачу жилых кредитов.

2. Ипотечное кредитование.

3. Выпуск жилищных сертификатов

Каждый из указанных способов обладает определенной спецификой.

Выдача жилищных кредитов впервые предусмотрена Указом Президента РФ от 19 июня 1994 г. Было предусмотрено три вида кредитов:

земельный - приобретение земли;

строительный - финансирует строительные работы

кредит на приобретение жилья.

Выдача жилищных кредитов может сопровождаться использованием кредитной организацией различных способов обеспечения исполнения обязательств. Ипотека (залог недвижимости) является основным.

Ипотека в настоящее время регулируется нормами ГК РФ, ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и иными нормативно-правовыми актами.

Долгосрочный ипотечный жилищный кредит (далее именуется - ипотечный кредит) - это кредит или заем, предоставленные на срок 3 года и более соответственно банком (кредитной организацией) или юридическим лицом (некредитной организацией) физическому лицу (гражданину) для приобретения жилья под залог приобретаемого жилья в качестве обеспечения обязательства. "

Извлечение из документа:

Постановление Правительства РФ от 11.01.2000 N 28 (ред. от 08.05.2002)"О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации" (вместе с "Концепцией развития системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации", "Планом подготовки проектов нормативных правовых актов, обеспечивающих развитие системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации")

Ипотека возможна в силу закона и в силу договора. ФЗ "Об ипотеки" предусматривает только один случай возникновения залога в силу закона: в случае, если жилой дом или квартира приобретаются за счет кредита банка или иной кредитной организации в собственность заемщика, то приобретаемая недвижимость считается находящейся в залоге с момента государственной регистрации договора купли-продажи). ГК РФ дополняет данные нормы следующими положениями:

п.5 ст.488 ГК РФ "если иное не предусмотрено договором купли-продажи, с момента продажи товара покупателю и до его оплаты товар, проданный в кредит, признается находящимся в залоге у продавца для обеспечения исполнением покупателем его обязанностей по оплате товара;

Ст.587 ГК РФ " при передачи товара под выплату ренты земельного участка или другого недвижимого имущества получатель ренты в обеспечении обязательства плательщика ренты приобретает право залога на это имущества.

Ст.13 ФЗ от 30.12.2004 г. №214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости" закрепляет, что в обеспечение исполнения обязательств застройщика (залогодателя) по договору с момента государственной регистрации договора у участников долевого строительства (залогодержателей) считаются находящихся в залоге предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в составе которых будут находится объекты долевого строительства, земельный участок, принадлежащий застройщику на праве собственности или право аренды на указанный земельный участок и строящиеся (создаваемые) на этом земельном участке многоквартирный дом и (или) иного объекта недвижимости.

Третий способ реализации права граждан на жилище - это выпуск государственных жилищных сертификатов.

Жилищные сертификаты - особый вид облигаций с индексируемой номинальной стоимостью, удостоверяющих право их собственника на:

приобретение собственником квартиры (квартир) при условии приобретения пакета жилищных сертификатов в порядке и на условиях, установленных законодательством;

получение от эмитента по первому требованию индексированной номинальной стоимости жилищного сертификата. Схема индексации номинальной стоимости жилищного сертификата устанавливается при его выпуске и остается неизменной в течение установленного срока действия жилищного сертификата.

Выпуск и обращение жилищных сертификатов осуществляется в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации правилами выпуска и обращения ценных бумаг с учетом требований законодательства."

Извлечение из документа :

Указ Президента РФ от 10.06.1994 N 1182 (ред. от 24.08.2004)"О выпуске и обращении жилищных сертификатов"

Субсидия предоставляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, воинскими частями и формированиями. Постановлением Правительства РФ от 03.08.1996г. "О предоставлении гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья" определен перечень граждан, которым за счет средств федерального бюджета предоставляется субсидия:

1. военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы в запас или отставку;

2. лицам, выезжающим из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностям, имеющим стаж работы или время проживания в данных районах не менее 15 лет и не имеющих жилья в других регионах РФ;

3. лицам, признанным в установленном порядке вынужденными переселенцами;

4. лицам, пострадавшим от чернобыльской и других аварий, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;

5. лицам рядового и начальствующего состава налоговой полиции;

6. сотрудниками центрального аппарата Министерства внутренних дел РФ и министерств внутренних дел субъектов РФ, а также сотрудниками Государственной противопожарной службы.

7. спасателями профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований федеральных органов исполнительной власти

8. членам казачьих обществ, взявших на себя в установленном порядке обязательств по несению государственной и иной службы, переселившимся в пограничные районы РФ

9. молодым малообеспеченным семьям (одному из супругов в возрасте не старше 30 лет)

10. лицам, имеющим в соответствии с законодательством РФ право на льготное финансирование строительства или приобретения жилья, но не использовавшим это право ранее.

В настоящее время, указанное постановление утратило юридическую силу в связи с принятием федеральной целевой программы "Жилище". Однако обозначенные категории граждан не утратили право на получение помощи в приобретение жилья, теперь такая помощь выдается в виде жилищных сертификатов. Под государственным жилищным сертификатом понимается именное свидетельство, удостоверяющее право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета субсидии для приобретения жилого помещения. Это не полный перечень, категорий граждан, имеющих право на субсидии, данный перечень уточнен и в иных ФЗ РФ.

Право на улучшение жилищных условий с использованием субсидии, удостоверяемое сертификатом, предоставляется только 1 раз. Размер субсидии рассчитывается соответствующим федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта РФ. Размер субсидии рассчитывается на дату выдачи сертификата, указывается в сертификате и является неизменной на весь срок действия сертификата.

Необходимо отличать понятие государственный жилищный сертификат и жилищный сертификат. Под жилищным сертификатом понимается ценная бумага, номинированная в единицах общей площади жилья и имеющая также индексируемую денежную стоимость, размещенная среди граждан и юридических лиц, дающая права владельцу требовать его погашения путем предоставления в собственность жилого помещения, строительство или реконструкция которого осуществлялась за счет средств, полученных от размещения данной ценной бумаги.

3. Права граждан на свободу передвижения, выбор места жительства и места пребывания в пределах РФ. Регистрационный учет граждан

В 1993 году институт прописки был признан неконституционным, как ограничивающий права граждан на свободу передвижения, выбора места пребывания и места жительства и заменен на институт регистрации граждан по месту жительства и по месту пребывания.

Гражданин, изменивший место жительства, обязан в течение 7 дней со дня прибытия на новое место жительства, обратится в ОВД с заявлением о регистрации его по новому месту жительства. При этом предоставляется:

паспорт или иной документ удостоверяющий личность

военный билет

документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение или его заверенная копия.

Орган регистрационного учета обязан произвести регистрацию в течение 3-х дней с момента предъявления всех необходимых документов.

Основаниями снятия с регистрационного учета являются:

изменение места жительства

призыв на военную службу

осуждение к лишению свободы

смерть или объявление лица умершим

выселение из жилого помещения или признания лица утратившим право пользования

обнаружение несоответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации.

Других оснований снятия с регистрационного учета не существует.

Регистрация по месту пребывания ограничивалась изначально только 6-ти месячным сроком. На сегодняшний момент временное ограничение регистрации по месту пребывания отменено. Таким образом, регистрация по месту пребывания осуществляется без снятия с регистрационного учета по месту жительства и должна быть проведена гражданами в случае их прибытия для временного проживания на срок свыше 10-ти дней.

Отказ в регистрации по месту жительства и по месту пребывания на сегодняшний день невозможен. Постановлением конституционного суда РФ все основания отказа в регистрации были признаны неконституционными, это связанно с тем, что регистрация носит не разрешительный, а уведомительный характер.

Отдельно необходимо отметить порядок регистрации иностранных граждан по месту жительства и по месту пребывания.

Регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства (далее - регистрация по месту жительства) - фиксация в установленном порядке органами миграционного учета сведений о месте жительства;

Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ (ред. от 19.05.2010)"О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 30.06.2006)

Заявление иностранного гражданина о регистрации по месту жительства должно быть подано в орган миграционного учета в месте нахождения жилого помещения, которое данный иностранный гражданин избрал в качестве своего места жительства, в течение семи рабочих дней с даты получения им разрешения на временное проживание или вида на жительство либо с даты его прибытия в место нахождения указанного жилого помещения.

При подаче иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления о регистрации по месту жительства должностному лицу органа миграционного учета предъявляются:

1) постоянно или временно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином:

а) документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве;

б) вид на жительство или разрешение на временное проживание;

в) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением;

2) постоянно или временно проживающим в Российской Федерации лицом без гражданства:

а) вид на жительство или разрешение на временное проживание;

б) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением.

Орган миграционного учета, осуществляющий регистрацию иностранного гражданина по месту жительства, при предъявлении данным иностранным гражданином заявления о регистрации по месту жительства и документов, указанных выше, в тот же день проставляет соответствующую отметку в виде на жительство или в разрешении на временное проживание данного иностранного гражданина и не позднее следующего рабочего дня фиксирует сведения о месте жительства данного иностранного гражданина в своих учетных документах и в государственной информационной системе миграционного учета.

Орган миграционного учета, осуществивший регистрацию иностранного гражданина по месту жительства, в месячный срок с даты указанной регистрации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, выполняет иные необходимые действия, связанные с регистрацией.

Снятие иностранного гражданина с регистрации по месту жительства осуществляется в случае:

1) регистрации иностранного гражданина по иному месту жительства;

2) прекращения у иностранного гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

3) прекращения у иностранного гражданина права на постоянное или временное проживание в Российской Федерации;

4) вступления в законную силу решения суда о признании регистрации иностранного гражданина по месту жительства недействительной;

5) смерти иностранного гражданина в Российской Федерации либо вступления в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим.

Снятие иностранного гражданина с регистрации по месту жительства включает в себя внесение соответствующих сведений в вид на жительство или в разрешение на временное проживание данного иностранного гражданина, а также в учетные документы органа миграционного учета и в государственную информационную систему миграционного учета.

4. Учет иностранных граждан по месту пребывания

Иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с указанным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

2. Постановке на учет по месту пребывания подлежат:

1) постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, когда указанный иностранный гражданин:

а) не имеет места жительства;

б) находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, больнице либо в ином учреждении здравоохранения или социального обслуживания;

в) осуществляет трудовую деятельность в условиях работы вахтовым методом;

г) находится в специальном учреждении для социальной реабилитации лиц без определенного места жительства;

д) находится в учреждении, исполняющем уголовное или административное наказание;

2) временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - по истечении трех рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, когда указанный иностранный гражданин:

а) находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, больнице либо в ином учреждении здравоохранения или социального обслуживания;

б) находится в специальном учреждении для социальной реабилитации лиц без определенного места жительства;

в) находится в учреждении, исполняющем уголовное или административное наказание.

Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной или непосредственно данным иностранным гражданином:

1) не позднее семи рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания - в случае, если данный иностранный гражданин постоянно проживает в Российской Федерации;

2) не позднее трех рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания - в случае, если данный иностранный гражданин временно проживает или временно пребывает в Российской Федерации;

4. Иностранные граждане - моряки, являющиеся членами экипажей невоенных судов иностранных государств, в случае схода на берег и временного пребывания в течение более двадцати четырех часов на территории порта Российской Федерации, открытого для захода невоенных судов иностранных государств, или портового города Российской Федерации ставятся на учет по месту пребывания органом миграционного учета на основании паспорта моряка (удостоверения личности моряка) при наличии в указанном документе отметки органа пограничного контроля о въезде указанных иностранных граждан в Российскую Федерацию.

5. Учет по месту пребывания постоянно или временно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан, которые временно покинули место проживания в связи с возникновением в данном месте чрезвычайной ситуации, проведением на территории, на которой они проживают, контртеррористической операции либо введением на указанной территории чрезвычайного или военного положения и которые находятся в месте временного размещения, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

6. Не подлежат учету по месту пребывания:

1) главы иностранных государств, главы правительств иностранных государств, члены парламентских и правительственных делегаций иностранных государств, руководители международных организаций, въехавшие в Российскую Федерацию по приглашению федерального органа государственной власти или органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также следующие с указанными лицами члены их семей;

2) иностранные граждане - моряки, являющиеся членами экипажей военных кораблей, прибывших в Российскую Федерацию с официальным или неофициальным визитом либо с деловым заходом, либо члены экипажей военных летательных аппаратов иностранных государств (за исключением случаев вынужденной или иной остановки указанных иностранных граждан на территории Российской Федерации на срок более трех дней вне основного состава своих экипажей);

3) иностранные граждане - моряки, являющиеся членами экипажей невоенных судов иностранных государств, в случае схода на берег и временного пребывания в течение не более двадцати четырех часов на территории порта Российской Федерации, открытого для захода невоенных судов иностранных государств, или портового города Российской Федерации либо в случае выезда указанных иностранных граждан на экскурсии в населенные пункты на срок не более двадцати четырех часов;

4) иностранные граждане - члены экипажей воздушных судов гражданской авиации, бригад поездов и экипажей или бригад иных транспортных средств, участвующих в международном движении, при нахождении указанных иностранных граждан на территории Российской Федерации в аэропортах или на станциях, предусмотренных расписаниями (графиками) движения данных транспортных средств;

5) иные иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию на срок не более трех дней, за исключением случаев нахождения указанных иностранных граждан в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, больнице либо в ином учреждении здравоохранения или социального обслуживания.

Основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства.

2. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.

Статья 22. Порядок постановки иностранных граждан на учет по месту пребывания

1. Постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания,

2. Для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания:

1) иностранный гражданин:

а) по прибытии в место пребывания предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, а также миграционную карту;

б) после направления принимающей стороной уведомления о его прибытии в место пребывания получает от нее отрывную часть бланка указанного уведомления,

2) принимающая сторона с соблюдением сроков

а) представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи

б) передает иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания.

3. При наличии документально подтвержденных уважительных причин, препятствующих принимающей стороне самостоятельно направить уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета, указанное уведомление должно быть в установленном порядке представлено в орган миграционного учета непосредственно указанным иностранным гражданином.

3.1 При наличии у иностранного гражданина права собственности на жилое помещение, находящееся на территории Российской Федерации, он может заявить такое помещение в качестве своего места пребывания. В этом случае для постановки на учет по месту пребывания такой иностранный гражданин лично представляет уведомление о своем прибытии в место пребывания непосредственно в орган миграционного учета.

4. Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин с письменного согласия принимающей стороны вправе самостоятельно уведомить о своем прибытии в место пребывания соответствующий орган миграционного учета непосредственно либо в установленном порядке почтовым отправлением.

1. Снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется в случае:

1) убытия иностранного гражданина из места пребывания;

1.1) смены иностранным гражданином места пребывания в Российской Федерации;

2) выезда иностранного гражданина из Российской Федерации;

3) смерти иностранного гражданина в Российской Федерации либо вступления в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Правовые аспекты конституционного права граждан на жилище. Определение и сущность конституционного права граждан на жилище. Понятие жилого помещения. Конституционные гарантии граждан на жилье. Обеспечение и защита конституционного права граждан на жилище.

    реферат , добавлен 12.03.2009

    контрольная работа , добавлен 06.01.2011

    Право человека на жилище как одно из важных социально-экономических прав граждан России. Основные формы и способы удовлетворения жилищных потребностей граждан. Основания и условия признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, принятие их на учет.

    контрольная работа , добавлен 01.12.2010

    Структура правового статуса человека в социальной сфере. Право на жилище, его содержание и юридическая природа. Конституционные положения об обеспечении жилищного права граждан Российской Федерации и характеристика основных проблем их реализации.

    презентация , добавлен 11.05.2015

    Право на жилище в системе социально-экономических, культурных прав человека и гражданина. Проблемы взаимосвязанности права выбора места жительства с правом на жилище в РФ. Компетенция органов публичной власти в сфере реализации гражданами права на жилище.

    дипломная работа , добавлен 08.09.2016

    Понятие, признаки и порядок реализации права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. Порядок въезда и выезда из России. Основания для снятия с регистрационного учета и ограничения права граждан России на свободу передвижения.

    реферат , добавлен 26.03.2011

    Понятие и особенности конституционного права на жилище. Соотношение понятий "жилище" и "жилые помещения" в конституционном и жилищном праве. Субсидирование граждан на приобретение и строительство жилья как способ реализации права на жилое помещение.

    дипломная работа , добавлен 22.07.2012

    Понятие и принципы организации местного самоуправления; требования к деятельности в сфере обеспечения права на жилище. Ознакомление с публично-правовым механизмом обеспечения права граждан на жилище с учётом конституционных уровней государственной власти.

    контрольная работа , добавлен 21.01.2016

    Понятие жилища, его назначение. Места жительства и пребывания. Объекты права собственности и других вещных прав на жилище. Правовой режим квартиры (отдельной, коммунальной), жилого помещения. Субъекты права собственности и других вещных прав на жилище.

    курсовая работа , добавлен 22.12.2008

    Основные права и свободы граждан СССР. Характеристика личных и политических прав и свобод граждан России: право на жизнь, на жилище, достоинство личности и личную неприкосновенность, на частную жизнь, свободу совести и вероисповедания, мысли и слова.

Конституционное право на жилище В российском законодательстве понятие "жилище" раскрывается неполно, что вызывает на практике различные споры. Термин "жилище" означает обычно особое сооружение или помещение, специально предназначенное для проживания людей: , квартира, комната вместе с соответствующей вспомогательной площадью (кухня, коридор, ванная комната, прихожая и т.п.), а также различного рода другими объектами жилого дома (лифт и лифтовое хозяйство, иное инженерное оборудование)*(86). появилось в конституциях сравнительно недавно. В нашей стране право граждан на жилище было впервые установлено в Конституции СССР 1977 года, а затем нашло отражение в Конституции РСФСР и Конституции РФ, а также в кодифицированных жилищных законах (Основах жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик, ЖК РСФСР и др.). В статье 40 Конституции Российской Федерации определено по-другому в сравнении с тем, как оно было сформулировано в Конституции РСФСР 1978 года. Часть 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации предусматривает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Что же касается предоставления жилья бесплатно (или за доступную плату), то согласно ч. 3 ст. 40 Конституции РФ такое жилье предоставляется только малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище. Речь идет, в частности, об обеспечении жильем военнослужащих, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных обстоятельств, участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, инвалидов и некоторых других категорий граждан. Конституция Российской Федерации, таким образом, отказалась от планово-распределительной системы обеспечения жилыми помещениями и монополии в этом деле государственного, муниципального и общественного жилищных фондов. Право граждан на жилище закреплено также в конституционных законах отдельных субъектов Российской Федерации*(87). Малоимущим, нуждающимся в жилище, оно предоставляется из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами*(88). Как же должны быть истолкованы суть и содержание формулировки "каждый имеет право на жилище"? Прежде всего, ограничительно, исключая из ее содержания "реальную возможность". Действительно, в последнее время в юридической литературе довольно сдержанно (без громких фраз и эпитетов) говорится о смысле этого выражения*(89). Выделим основные точки зрения и высказывания. Во-первых, как и прежде, конституционное право на жилище сводят к гарантированной государством возможности получения жилья. Так, В.Р. Скрипко отмечает: "Конституционное право на жилище означает гарантированную для каждого гражданина возможность быть обеспеченным постоянным жилищем. Это право предполагает юридическую возможность стабильного пользования имеющимся у гражданина жилым помещением, его неприкосновенность, недопущение произвольного лишения жилища, а также вероятность улучшения жилищных условий путем приобретения другого"*(90). Во-вторых, государство гарантирует каждому гражданину возможность пользоваться тем жильем, которое у него имеется, и оно (государство) принимает на себя обязанность содействовать тому, чтобы каждый гражданин был обеспечен жильем*(91). СМ.Корнеев, обоснованно выделяя два принципиальных положения, обращает внимание на то, что "остается не ясной сущность права на жилище. Ни в конституции, ни в отдельных законах она не раскрывается"*(92). В-третьих, высказывания, которые сводят это право к трем юридическим возможностям: - стабильное, устойчивое, постоянное ; - содействие государства в улучшении жилищных условий; - обеспечение здоровой среды обитания, жилой среды*(93). Как видно, в первую очередь обращается внимание на "постоянное", "устойчивое" имеющимся жилым помещением, т.е. на то, что "жилье неприкосновенно". Обоснованы суждения относительно содействия государства в улучшении жилищных условий. Обойдены или комментируются иначе выражения "реальная или гарантированная возможность получения", "государство гарантирует" и т.п., которые в недавнем прошлом относили к самой сути права на жилище. Право на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади, а также на условиях аренды либо путем приобретения или строительства жилья за собственные средства без ограничения площади*(94). Гражданам, не обеспеченным жильем по установленным нормативам, государство оказывает помощь, развивая строительство домов государственного и муниципального жилищных фондов, предназначенных для предоставления жилых помещений по договору найма, а также используя систему компенсаций (субсидий) и льгот по оплате строительства, содержания и ремонта жилья. Закрепление в Конституции Российской Федерации права на жилище имеет большое значение, поскольку означает право каждого иметь жилище, иметь гарантированную возможность быть обеспеченным жилищем и не опасаться того, что гражданин может быть произвольно лишен своего жилища или что кто-то проникнет в жилище вопреки воле проживающих в нем лиц. Тем самым Конституция Российской Федерации создала конституционные основы стабильного пользования имеющимся жилищем и одновременно возможность получения в порядке улучшения жилищных условий другого жилища*(95). По своей юридической природе конституционное право на жилище является государственно-правовым институтом; вместе с тем конституционные положения о праве на жилище (ст. 40 Конституции Российской Федерации и др.) являются юридической базой для развития и совершенствования жилищного законодательства, всей системы жилищных отношений; пользования жилыми помещениями, совершения сделок и других юридически значимых действий с жилыми помещениями, организации управления и обеспечения сохранности жилищного фонда*(96). Право на жилище носит многоаспектный характер и может быть сведено к нескольким основным юридическим возможностям, вытекающим из содержания ст. 40 Конституции Российской Федерации: возможность стабильного пользования занимаемым жилым помещением в домах государственного, муниципального и других жилищных фондов на условиях договора найма, участия в жилищных и жилищно-строительных кооперативах, путем индивидуального жилищного строительства, приобретения жилых помещений (домов) по договорам купли-продажи, дарения, мены, а также наследования и по другим основаниям, предусмотренным законодательством; возможность улучшения своих жилищных условий, получения другого жилого помещения разными способами: малоимущими лицами, иными указанными в законе гражданами, нуждающимися в жилище, - путем получения жилья бесплатно или за доступную плату из государственного, муниципального или иного жилищного фонда в соответствии с установленными законом нормами; возможность другими лицами - путем строительства или приобретения жилых помещений за счет собственных денежных средств с привлечением денежных субсидий государства и кредитов банка; возможность использования жилого помещения не только для проживания гражданина - собственника этого помещения и членов его семьи, но и путем передачи жилого помещения для проживания другим гражданам на основании договора (коммерческого найма и др.); обеспечение для жителей жилых домов (жилых помещений) здоровой среды обитания, жилой среды, достойной цивилизованного человека; обеспечение недопустимости произвольно лишать граждан права на жилище. С обеспечением конституционного права на жилище тесно связаны и нормы Конституции Российской Федерации о неприкосновенности жилища и защите от проникновения в него других лиц помимо воли проживающих в нем (ст. 25), неприкосновенности частной жизни (ст. 23), право на судебную защиту (ст. 46) и др. Право на жилище согласно ст. 17 Конституции Российской Федерации принадлежит каждому от рождения. В жилищном законодательстве это свойство права на жилище проявляется, в частности, в том, что в состав членов семьи нанимателя, имеющих право на , включаются не только совершеннолетние лица, но и дети, причем в законе учитываются их особые интересы. Право на жилище, провозглашенное в ст. 40 Конституции РФ, относится к числу основных прав, и поэтому в силу ст. 17 Конституции РФ этому праву свойственна неотчуждаемость: право на жилище не может быть изъято государством у гражданина либо ограничено в объеме, кроме случаев, прямо указанных в самой Конституции РФ и в законе. Даже в случае введения на основании ст. 56 Конституции РФ чрезвычайного положения право на жилище (как и ряд других основных прав) не подлежит ограничению. Право на жилище входит в состав конституционно-правового статуса гражданина России. Этому праву соответствуют определенные обязанности государства, муниципальных органов, связанные с предоставлением, прежде всего, малообеспеченным гражданам жилых помещений и пользованием ими этими помещениями; с расширением государственного и муниципального жилищных фондов, содействием развитию частного фонда и других форм обеспечения граждан жилищем; с обеспечением правильного распределения общественных жилищных фондов, гарантированием устойчивого, стабильного осуществления права пользования жилищем. Жилищные права граждан охраняются законом. Запрещаются действия, препятствующие осуществлению права на жилище. Государство заинтересовано в том, чтобы и граждане при осуществлении жилищных прав не совершали действий, нарушающих права других лиц, чтобы были обеспечены надлежащее использование жилищного фонда и его сохранность*(97). В целях обеспечения жилищных прав граждан Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" устанавливает юридические гарантии этого права путем предоставления гражданам жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади, а также иными способами. Важнейшее значение для обеспечения стабильного использования жилых помещений имеют положения ст. 27 Конституции Российской Федерации о праве каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. При этом Конституция РФ имеет в виду обе формы жительства: постоянное проживание (место, где гражданин постоянно проживает) и преимущественное проживание (место, где гражданин проживает больше, чем в других местах)*(98). В обоих случаях гражданин вправе иметь свое жилище. Поэтому точное определение места жительства гражданина имеет важное значение для охраны его прав, исполнения им обязанностей. Положение ст. 35 Конституции РФ о недопустимости лишения собственника его имущества иначе как по решению суда направлено на защиту права частной собственности, носит универсальный характер и подлежит применению во всех сферах жизни, в том числе и в жилищной сфере. По смыслу ст. 35 Конституции РФ это правило распространяется на всех граждан - будь-то рядовой гражданин, либо гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, либо объединения граждан, включая юридических лиц как коллектив собственников*(99). Гарантии права на жилище, предусмотренные Конституцией РФ, имеют экономический характер и выступают в виде тех обязанностей, которые приняло на себя государство для обеспечения предоставленного гражданам права: органы государственной власти, органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для реализации права граждан на жилище. Малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственного, муниципального и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Таким образом, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить реализацию конституционного права граждан на получение жилого помещения различными способами (предоставлением жилых помещений из жилищного фонда социального использования, земельных участков для индивидуального жилищного строительства, льгот и субсидий для приобретения жилья и т.д.). С целью реализации конституционного права гражданина на жилище закон устанавливает те обстоятельства (юридические факты), при которых у него возникают субъективные права требования: предоставить жилое помещение из жилищного фонда социального использования, получить субсидию и т.д. Данные субъективные права возникают по воле самого гражданина, но реализуются при посредстве правоприменительной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, различных организаций. Конституционное право на жилище в данном случае можно считать реализованным с момента вынесения решения о предоставлении лицу конкретного жилого помещения и выдачи ордера на его заселение, в результате чего у гражданина возникает субъективное право на конкретное жилое помещение*(100). Конституция Российской Федерации также гарантирует гражданам России беспрепятственное осуществление ими субъективного права на занимаемое ими жилое помещение (право пользования). Статья 40 Конституции Российской Федерации прямо определяет, что никто не может быть произвольно лишен жилища. Это означает, что ни органы государственной власти, ни органы местного самоуправления, ни должностные лица не вправе осуществлять какие-либо действия, связанные с неправомерным лишением граждан права на жилище. Реализация права на жилище обеспечивается возможностью граждан свободно передвигаться и выбирать место пребывания и жительства (ч. 1 ст. 27 Конституции РФ). Законом Российской Федерации от 25июня 1993 года "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"*(101) вместо прописки введен регистрационный учет граждан. Это право предполагает свободу выбора гражданином жилого помещения, в котором он постоянно или преимущественно проживает либо собственником которого он является, либо которым он пользуется по договору найма, или по иным основаниям, предусмотренным законом. Ограничения права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства могут быть установлены только федеральным законом*(102). В соответствии со ст. 25 Всеобщей декларацией прав человека "каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи"*(103). В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах также указывается: "Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на достойный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Государства-участники примут надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права, признавая важное значение в этом отношении международного сотрудничества, основанного на свободном согласии" (ст. 11). Право человека на жилище возникает с момента его рождения, изменяясь с возрастом, семейным положением и т.п.

Жилищная энциклопедия. - М.: Гарант . Л. Ю. Грудцына . 2008 .

Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

Право на личную жизнь - Содержание 1 Понятие 2 История 3 Правовое регулирование 4 Исследования … Википедия

Уголовное право в Канаде - В Канаде уголовное право отрасль права, следующая принципам common law и на которую распространяются исключительные законодательные полномочия Парламента Канады по параграфу 91.27 Конституционного акта 1867. Этот же параграф признаёт за… … Википедия

Это комплексная отрасль права, в которой объединены нормы и правовые институты гражданского, административного и других отраслей права. Жилищное право не является самостоятельной отраслью права наравне с такими отраслями права, как… … Жилищная энциклопедия

Конституция - (Constitution) Конституция это основной закон государства, закрепляющий основы политической, экономической и правовой системы страны История конституции, классификация конституций, структура и содержание конституции, функции конституции,… … Энциклопедия инвестора

Права человека - (Human rights) Понятие прав человека, конституционные права и свободы Информация о понятии прав человека, конституционные права и свободы Содержание Содержание Раздел 1. Становление и развитие правового статуса человека и гражданина в… … Энциклопедия инвестора

Федеральный суд США - (USA Federal judiciary) Федеральный суд США это орган судебной власти США федерального уровня, созданный правительством для разрешения споров федерального уровня Федеральный суд США: федеральная судебная система США, кем назначаются судьи… … Энциклопедия инвестора

Права человека - Права Теория Естественные и законные права Права требования и права свободы Отрицательные и положительные права Индивидуальные и групповые п … Википедия

Права и свободы человека и гражданина - Права Теория Естественные и законные права Права требования и права свободы Отрицательные и положительные права … Википедия

В ЖК закреплены базовые положения, выражающие сущность и цели правового регулирования жилищных правоотношений - принципы жилищного права.

Принципы жилищного права - основные начала, которыми должен руководствоваться законодатель при регулировании жилищных отношений, они используются также при толковании жилищно-правовых норм, на их основании могут разрешаться жилищные споры по вопросам, относящимся к предмету жилищного права, но не урегулированным жилищным законодательством (ч. 2 ст. 7 Ж К).

С учетом основных начал жилищного законодательства решается вопрос о правомерности нормативных и индивидуальных актов органов исполнительной власти.

Принципами жилищного права являются (ст. 1 ЖК):

  • 1) обеспечение органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище;
  • 2) безопасность жилища;
  • 3) неприкосновенность жилища и беспрепятственное осуществление жилищных прав;
  • 4) равенство участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями;
  • 5) обеспечение восстановления нарушенных жилищных прав и их судебной защиты;
  • 6) обеспечение сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению;
  • 7) свобода выбора места жительства и места пребывания.

Все перечисленные принципы основываются на положениях Конституции РФ, некоторые из них закреплены и гарантируются также гражданским законодательством.

  • 1. Принцип необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище основан на положениях ст. 40 Конституции РФ. Можно выделить две составляющие указанного принципа: поощрение органами местного самоуправления жилищного строительства;
  • - предоставление малоимущим, а также иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, бесплатно или за доступную плату жилых помещений из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Рассматриваемый принцип конкретизирован в ст. 2 ЖК. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:

  • 1) содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище;
  • 2) используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан;
  • 3) в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;
  • 4) стимулируют жилищное строительство;
  • 5) обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;
  • 6) обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда;
  • 7) осуществляют контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства;
  • 8) осуществляют государственный жилищный надзор.

Итак, содействие государства и муниципальных образований в решении жилищных проблем граждан выражается как в непосредственном обеспечении определенных категорий граждан жилыми помещениями, так и в создании условий для строительства и приобретения гражданами жилых помещений. Создание условий реализации права па жилище заключается не только в предоставлении возможности приобретения жилых помещений различными, не запрещенными законом способами, но и в обеспечении надлежащего и безопасного использования жилых помещений.

Перечень способов содействия реализации права на жилище, содержащийся в ст. 2 ЖК, не является исчерпывающим.

Задание для размышления

Какими еще способами органы государственной власти и местного самоуправления могут содействовать осуществлению прав граждан на жилище?

2. Принцип безопасности жилища означает отсутствие разного рода условий и факторов, создающих угрозу повреждения или уничтожения имущества, причинения вреда жизни и здоровью граждан, проживающих в нем.

Соблюдение данного принципа в жилищном праве обеспечивается наличием законодательно установленных обязательных требований к жилым помещениям, определяющим их пригодность для постоянного проживания. Не допускается проживание в жилых помещениях, находящихся в аварийном состоянии, находящихся в зоне воздействия вредных факторов среды обитания. Безопасность жилого помещения для проживания гарантируется также установлением требований к осуществлению жилищных прав собственниками и иными лицами, использующими жилое помещение: целевое использование жилого помещения, недопустимость размещения в жилых помещениях промышленных производств (ст. 17 ЖК). Также безопасность жилого помещения гарантируется установлением обязанности собственника поддерживать его в надлежащем состоянии, участвовать в содержании и ремонте общего имущества многоквартирного дома (и. 4 ст. 30 ЖК).

3. Принцип неприкосновенности жилища направлен на защиту прав любых законных владельцев жилья - собственников, нанимателей, отказополучателей, членов семьи нанимателя и др. Он закреплен в ст. 25 Конституции РФ и конкретизирован в ст. 3 Ж К. Важной гарантией данного принципа является конституционный запрет на произвольное лишение жилища (ч. 1 ст. 40 Конституции РФ).

Составляющими рассматриваемого принципа являются:

  • 1) запрет на произвольное лишение жилища. Лишение жилища возможно только по основаниям, установленным законом, причем вопрос о принудительном лишении гражданина жилища решается в судебном порядке. К основаниям принудительного лишения жилища можно отнести выселение нанимателя или иных пользователей (ст. 35, 84, 133 ЖК), изъятие земельного участка, на котором находится жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд (ст. 32 ЖК), обращение взыскания на заложенное жилое помещение (ст. 78 Федерального закона от 16 июля 1997 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»);
  • 2) запрет на проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом или в соответствии с судебным решением. Ж К устанавливает перечень целей, для достижения которых законодательством может предусматриваться проникновение в жилище помимо воли собственника: спасение жизни граждан и (или) их имущества, обеспечение их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках либо иных обстоятельствах чрезвычайного характера, а также задержание лиц, подозреваемых в совершении преступлений, пресечение совершаемых преступлений или установление обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая. Принудительное вторжение в жилое помещение, в частности, возможно для производства обыска или выемки (ст. 182, 183 УПК РФ).

Возможность досмотра жилища помимо воли лиц, пользующихся им на законных основаниях, предусмотрена ст. 12 Федерального закона от 30 мая 2001 г. № 3-ФКХ «О чрезвычайном положении».

Имеющаяся судебная практика свидетельствует о том, что в ситуациях принудительного вторжения, не предусмотренных ч. 3 ст. 3 ЖК, суды руководствуются ч. 2 ст. 3 ЖК и выясняют наличие в ЖК или иных законах оснований для такого вторжения.

Судебная практика

В администрацию г. Владивостока поступило заявление от ООО «ЖЭК» по факту самовольного проведения перепланировки и переустройства квартиры. Администрацией г. Владивостока неоднократно предпринимались попытки осмотреть жилое помещение ответчика, однако доступ в помещение не был предоставлен. Администрация обратилась в суд с требованием о понуждении собственника предоставить доступ в жилое помещение.

Суды первой и апелляционной инстанций сочли требование не подлежащим удовлетворению, сославшись на отсутствие оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 3 ЖК, для проникновения в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан.

Суд кассационной инстанции не согласился с выводами нижестоящих судов. Он указал, что ч. 1 ст. 14 ЖК наделяет органы местного самоуправления полномочиями в области жилищных отношений по согласованию переустройства и перепланировки жилых помещений; осуществлению жилищного контроля. Поскольку полномочиями по согласованию перепланировок и переустройства наделена администрация г. Влад и востока и только посредством осмотра квартиры можно было оценить ее состояние и исполнить возложенные на администрацию города функции, действия администрации правомерны (см. определение Верховного Суда РФ от 21 октября 2014 г. № 56-КГ14-9).

3. Запрет на ограничение права пользования жилищем , в том

числе права на получение коммунальных услуг, иначе как но основаниям и в порядке, предусмотренным ЖК и другими федеральными законами. К законодательно установленным ограничениям права пользования жилым помещением можно отнести обязанность использовать жилое помещение для проживания и запрет на размещение в нем промышленных производств (ст. 17 ЖК).

Порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг предусмотрен разд. IX Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354. Нарушение порядка и условий приостановления (ограничения) предоставления коммунальных услуг, установленных указанными Правилами, следует считать нарушением рассматриваемого принципа.

  • 4. Принцип равенства участников , регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями означает, что права собственников жилых помещений жилищного фонда различных форм собственности равны. Данное положение вытекает из принципа равной защиты всех форм собственности, закрепленного в ч. 2 ст. 8 Конституции РФ, п. 4 ст. 212 ГК. Также этот принцип означает равенство прав собственников и иных законных пользователей на использование жилого помещения по целевому назначению. Однако это не касается правомочий распоряжения жилыми помещениями: объем прав собственников и иных владельцев различен. Кроме того, владельцы жилых помещений, не являющиеся собственниками, также могут обладать различными возможностями в зависимости от вида жилого помещения, оснований приобретения права пользования. Например, наниматели специализированного жилого помещения в отличие от нанимателей жилого помещения социального использования не наделяются правом на сдачу помещения в поднаем, обмен жилого помещения (ч. 4 ст. 100 Ж К).
  • 5. Принцип беспрепятственного осуществления жилищных прав означает, что граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора или иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, законно находящиеся на территории РФ, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством. Данный принцип связан с конституционным правом на свободный выбор места жительства и места пребывания (ст. 27). Гарантии его реализации установлены в Законе РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Ограничение права граждан на свободу выбора жилых помещений для проживания может быть связано с тем, что эти жилые помещения расположены на территориях, разрешенных для проживания определенных лиц. Так, согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» в указанных образованиях могут устанавливаться ограничения на въезд и (или) постоянное проживание граждан на его территории, включая установление перечня оснований для отказа во въезде или в постоянном проживании.

Принцип беспрепятственного осуществления жилищных прав предполагает право выбора способа приобретения жилья в пользование. Закон гарантирует возможностью иметь жилые помещения в собственности без ограничения их по размеру и количеству (п. 2 ст. 213 ГК); предоставление гражданам права пользоваться жилыми помещениями на основании договоров или на иных законных основаниях, в частности, в качестве постоянно проживающих с собственником или нанимателем лиц (ст. 30, 31, 33, 34, 69 ЖК, ст. 671, 677 ГК). Допускается также проживание в жилом помещении в качестве временных жильцов (ст. 80 ЖК, ст. 680 ГК). Для первой категории пользователей жилых помещений соответствующее жилое помещение будет рассматриваться как место жительства, для второй категории оно будет являться местом пребывания.

6. Принцип обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав , их судебной защиты имеет две составляющие: материальную и процессуальную.

Материально-правовое значение указанного принципа заключается в наличии возможности восстановления нарушенного права, если из существа данного права не вытекает иное. Восстановление права выражается в понуждении обязанного лица к исполнению возложенных на него обязанностей. Кроме того, к лицу, исполняющему свои обязательства ненадлежащим образом или не исполняющему их, можно применить меры ответственности. Так, если наниматель жилого помещения своевременно не вносит плату за наем жилья по договору социального найма, это может служить основанием для выселения его в другое жилое помещение по нормам общежития (ст. 90 ЖК), что не освобождает его от уплаты задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг. Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени (ч. 4 ст. 155 ЖК).

В силу комплексного характера жилищного права меры ответственности за нарушение жилищных обязанностей могут содержаться в нормативных актах административного и гражданского законодательства. Порча жилых домов, жилых помещений, а равно порча их оборудования, самовольные переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений либо использование их не по назначению влечет за собой административную ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа (ст. 7.21 КоАП). Если указанные действия нанесли вред третьим лицам, они вправе требовать возмещения причиненного вреда (ст. 1064 ГК).

Процессуальная составляющая рассматриваемого принципа заключается в возможности обращения за судебной защитой нарушенного права. Право на судебную защиту гарантируется ст. 46 Конституции РФ, а также ст. 11 ЖК. Причем возможность защиты в судебном порядке не исключается и при наличии возможности защиты нарушенного права в административном порядке.

7. Принцип обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению тесно связан с принципом безопасности жилища. Но если принцип безопасности жилища направлен на охрану жизни, здоровья и имущества пользователей жилых помещений, то рассматриваемый принцип имеет целью обеспечить надлежащее состояние жилых помещений, исключить неоправданное ухудшение состояния жилищного фонда. Принцип обеспечения сохранности жилищного фонда выражается также в установлении жилищным законодательством обязанностей по поддержанию жилых помещений в надлежащем состоянии, их ремонту.

Со стороны органов государственной власти и местного самоуправления реализация данного принципа обеспечивается осуществлением жилищного учета, контроля (надзора) в жилищной сфере, установлением контроля над переводом жилых помещений в нежилые (гл. 3 ЖК), переустройством и перепланировкой жилых помещений (гл. 4 ЖК).

Исполнение данного принципа всеми субъектами жилищных правоотношений обеспечивается возможностью применения к его нарушителям мер ответственности, а также возможностью изъятия бесхозяйно или ненадлежащим образом используемого жилого помещения (ст. 35, и. 1 ст. 91 ЖК, ст. 293 ГК). За порчу и самовольную перепланировку жилого помещения, а также за нарушение правил содержания и ремонта жилых помещений предусмотрена административная ответственность (ст. 7.21, 7.22 КоАП).

Как уже указывалось, основная задача жилищного права - обеспечить реализацию конституционного права граждан на жилище. Право граждан на жилище закреплено в ст. 40 Конституции РФ. Жилище признается обязательным компонентом достойного жизненного уровня, необходимого для поддержания здоровья и благосостояния человека (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.). Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. (ст. 11). Как следует из и. 1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. На необходимость уважения жилища человека указывается и в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

Право на жилище относится к основным правам человека и заключается:

  • 1) в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях;
  • 2) предоставлении жилых помещений из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище;
  • 3) оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий;
  • 4) гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (ст. 25, 40 Конституции РФ).

Право на жилище не предполагает обязанности государства обеспечивать жилыми помещениями всех граждан - государство берет заботу лишь о социально незащищенных и некоторых других категориях граждан.

Право на жилище как элемент правоспособности гражданина предполагает возможность приобретать жилые помещения по различным основаниям, без ограничения по количеству, размеру и т.д., а также гарантирует защиту от неправомерного вторжения, лишения жилища или необоснованного ограничения прав проживающих в нем лиц.

Необходимо также отметить, что понятия «жилище» (конституционно-правовое понятие) и «жилое помещение» (основной объект жилищных прав) не идентичны . Жилищем является любое помещение, где бы субъект ни находился пусть даже временно, в том числе дачный дом и т.п. Жилище - объект именно конституционных, но не жилищных прав. В жилищном праве используется понятие «жилое помещение», используемое и в гражданском праве. Это понятие имеет частноправовой аспект. Именно жилое помещение - объект вещных и обязательственных прав, в том числе права собственности. И к нему законодатель предъявляет определенные требования, каких не предусматривается для жилища. То есть «жилище» - абстрактное благо, ценность, а жилое помещение - вещь, обладающая определенными потребительскими свойствами. К жилищу не предъявляется требований, установленных ст. 15 ЖК: оно может не относиться к недвижимым вещам, не обладать пригодностью для постоянного проживания, не быть включенным в жилищный фонд. Между тем жилое помещение должно соответствовать указанным в ст. 15 ЖК требованиям.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация