Какие службы относятся к мчс. История создания МЧС России. Служба в МЧС России. Основные задачи МЧС России. Структура МЧС России

Главная / Бизнес

На страницах журнала ПФ.РФ вы найдёте свежую информацию о структурных подразделениях Министерства чрезвычайных ситуаций. Контактные данные отделений аварийно-спасательной службы страны позволят оперативно связаться с представителями организаций для предупреждения и ликвидации аварии, очага возгорания, последствий технической катастрофы, эпидемии или стихийного бедствия, другим вопросам.

Спектр деятельности службы МЧС

Организации и подразделения министерства чрезвычайных ситуаций России являются полномочным органом исполнительной власти федерального уровня, который занимается разработкой и реализацией госполитики в сфере гражданской обороны, защиты территорий от катастроф техногенных и природных, несущих угрозу жизни и здоровью людей и благополучию экосистем. Сотрудники службы — это преимущественно спасатели, обеспечивающие безопасность населения на воде, при пожарах, а также специалисты, осуществляющие контроль и надзор за гражданскими, промышленными, коммерческими объектами.

Виды подразделений МЧС России

Пожарная охрана

Это специальные подразделения ФПС МЧС России, в которых трудится около 220 тыс. человек. Основная цель службы направлена на предотвращение возникновения пожаров, повышение эффективной противопожарной безопасности населённых пунктов и отдельных предприятий, учреждений.


  • Московская область http://50.mchs.gov.ru/folder/2374998
  • Ленинградская область http://47.mchs.gov.ru/document/3350319
  • Новосибирская область http://54.mchs.gov.ru/
  • Алтайский край http://22.mchs.gov.ru/folder/465244
  • Республика Мордовия http://13.mchs.gov.ru/folder/1629443
  • Самарская область http://63.mchs.gov.ru/folder/1641780 и т. д.

Поисково-спасательная служба

В организацию входят восемь отрядов РПСО, 38 отдельных филиалов для помощи на воде, Конно-кинологический южный центр, отряд специалистов «Центроспас» , ПСО Байкальский, НУЦ «Вытегра».

Сайты подразделений МЧС по округам:

Авиация

Служба существует с 1995 г. Её сотрудники активно участвуют в тушении пожаров, ликвидации последствий после ЧС, доставке спасателей, стройматериалов, оборудования, гуманитарных грузов, эвакуации населения. В арсенале организации 55 воздушных судов: Ан-3, Бе-200ЧС и т. д. Особенная гордость службы — квалифицированный лётный состав и инженерно-технические сотрудники.

Воинские спасательные формирования

Сотрудники подразделений занимаются в мирное время размещением и обновлением вооружений, техники, предупреждением ЧС, обучением населения, осуществляют радиационную и бактериологическую разведку в местах аварий и катастроф. В военное время специалисты проводят работы по ликвидации последствий применения оружия массового поражения, обезвреживанию бомб.

Горноспасательные военизированные подразделения

Филиалы организации ВГСЧ расположены на территории 32 субъектов РФ и состоят из 18 отрядов. Они оснащены необходимой экипировкой, оборудованием, техникой для помощи пострадавшим сотрудникам, устройствами для проведения контрольно-испытательных работ в шахтах.

Служба по контролю маломерных судов

Организация занимается регистрацией и учётом плавсредств, их освидетельствованием и классификацией. Подразделения службы проводят аттестацию на право управления судами.

НЦУКС

Центр управления во время кризисных ситуаций национального масштаба был сформирован в 1988 г. Его сотрудники занимаются управлением силами и средствами МЧС, предупреждением, а также оповещением населения о возникновении угрозы или наступлении ЧС.

Деятельность МЧС России - МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство и координацию работ в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС. Осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти субъектов.

В жизни современного человечества все большее место занимают заботы, связанные с преодолением кризисных явлений, возникающих по ходу развития земной цивилизации. На современном этапе подобные явления стали более частыми, масштабными и опасными. Их последствия стали рассматривать как чрезвычайные ситуации. Поэтому важной государственной функцией являлась и является защита населения и национального достояния от последствий чрезвычайных ситуаций.

Долгое время эту функцию выполняла система гражданской обороны. В основном она была нацелена на решение задач военного времени, рассматривая свое участие в борьбе с авариями и стихийными бедствиями как дополнительную задачу. И лишь в 1987 году на нее были официально возложены задачи мирного времени.

Однако на практике действия ГО в крупномасштабных чрезвычайных ситуациях мирного времени оказались недостаточно эффективными. Созданный в ноябре 1991 года Государственный комитет РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС) и в последствие (в 1994 г.) переименованный в МЧС Российской Федерации, возглавил созданную в апреле 1992 г. постановлением Правительства РФ Российскую систему предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).

РСЧС объединила органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Несколько слов следует сказать о структуре РСЧС. На первом этапе создания системы стояла задача, объединяя необходимые для противодействия ЧС звенья различной принадлежности, сохранить их от разрушения, перенять все возможности и весь их опыт.

Поэтому настоящая структура - от данности, в ней объединено то, что существовало в стране на тот момент пригодного для борьбы с ЧС. С накоплением опыта, с ростом авторитета РСЧС появилась возможность некоторой ее структурной перестройки: более четкого, с одной стороны, разделения предназначений подсистем, с другой - их интеграции в единый организм, где все составные части работают слаженно.

Основными направлениями совершенствования и развития РСЧС в последние годы являются:

создание единой нормативно-правовой базы системы;

развитие системы управления и укрепление ее органов;

усиление научно-методического и информационного обеспечения системы;

укрепление сил системы;

совершенствование материальной базы системы;

повышение уровня подготовки руководящих работников, специалистов РСЧС, личного состава аварийно-спасательных формирований и населения страны;

расширение и укрепление связи РСЧС с органами государственной власти, органами местного самоуправления, производственно-хозяйственными структурами, общественными организациями и населением России, также зарубежных стран.

Основные элементы структуры РСЧС - состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет 5 уровней:

  • - Федеральный. На федеральном уровне-межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти.
  • - Региональный. Охватывает территории нескольких субъектов РФ, - региональные центры по делам ГО, ЧС и ликвидации стихийных бедствий МЧС
  • - Территориальный. Охватывает территорию субъекта РФ, - комиссии по ЧС органов исполнительной власти субъектов РФ.
  • - Местный. Охватывает территорию района, города(района в городе)-комиссию по ЧС органов местного самоуправления.
  • - Объектовый. Охватывает территорию организации или объекта,- объектовые комиссии по ЧС.

Важнейшую роль в процессе управления всеми видами деятельности играет система информации, а также автоматизация этих процессов. В настоящее время в РСЧС создана и совершенствуется автоматизированная информационно-управляющая система (АИУС).

Как бы не велика ни была роль системы управления в эффективном функционировании РСЧС, решающее значение для успеха дела имеют силы - те специалисты и формирования, которые непосредственно выполняют конкретные практические задачи. В настоящее время силы РСЧС представляют собой сложный конгломерат формирований различного статуса, назначений, принадлежности и возможностей. В этой связи ближайшая задача - упорядочить их пока нестройные ряды, определить их оптимальный состав по предназначению и количеству, понять профессиональный уровень, оснастить необходимыми техническими средствами и имуществом, обеспечить высокую управляемость и эффективность действий.

Важной составляющей частью сил РСЧС являются войска ГО. В интересах РСЧС используются некоторые части и подразделения инженерных и химических войск, специально предназначенные для решения задач мирного времени. В гарнизонах, где располагаются воинские части и подразделения должны быть разработаны качественные планы взаимодействия этих сил с силами Гражданской обороны на данной территории. И это забота не в малой степени и органов управления ГО.

Важнейшим элементом сил РСЧС, осуществляющих аварийно-спасательные и другие неотложные работы в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций являются профессиональные противопожарные части, а также аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования министерств и ведомств, организаций и предприятий. Они имеют различную принадлежность и нацелены в соответствии со своим назначением на решение соответствующих профессиональных задач.

Идущие в стране процессы сказались на состоянии профессиональных аварийно-спасательных формирований. Примат сиюминутной экономической целесообразности приводит к значительному сокращению численности и снижению объемов закупок необходимого оборудования и снаряжения. Штаты многих формирований укомплектованы не полностью. Ослаблено внимание к подготовке и переподготовке разведчиков-первопроходцев (“сталкеров”), обеспечению готовности формирований.

В настоящее время значительным является факт создания в каждой республике, крае и области мобильного аварийно-спасательного отряда, являющихся основными оперативно-тактическими звеньями РСЧС. Эти отряды напрямую подчиняются органам управления соответствующих администраций, то есть являются территориальными формированиями, имеющими высокую готовность. Подразделения отряда должны быть штатными, формироваться специалистами-профессионалами, нести круглосуточное дежурство. Они должны быть подготовлены к ведению всех видов работ при возможных ЧС, обучены и оснащены по последнему слову науки и техники. Исходя из региональной и технологической специфики, они также могут быть в определенной степени специализированы.

Важным средством повышения эффективности всей системы управления является рост уровня подготовки руководящих работников, специалистов РСЧС, личного состава аварийно-спасательных формирований и качественное обучение населения.

Поскольку в эту систему входят элементы различной ведомственной и территориальной принадлежности, для нее весьма актуальна проблема организационного и методического единства. Важную роль в обеспечении такого единства играет аттестационная комиссия.

В результате мы должны добиться, чтобы каждая из трех категорий граждан - население, не занятое в сфере производства и обеспечения, должностные лица, по мере необходимости участвующие в решении задач РСЧС в своей сфере, и, наконец, специалисты РСЧС - прошли полный, соответствующий каждой категории, цикл подготовки.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидаций последствий стихийных бедствий - является федеральным органом исполнительной власти осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах («Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий », утвержденное Указом Президента РФ от 11 июля2004 г. № 868).

МЧС России осуществляет управление, координацию, контроль и реагирование в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

МЧС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему:

- территориальные органы - РЦ МЧС России и ГУ МЧС России по субъектам РФ;

- Государственную противопожарную службу МЧС (ГПС);

- Войска ГО;

- Государственную инспекцию по маломерным судам (ГИМС) МЧС;

- аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования;

- образовательные и научно-исследовательские учреждения;

- медицинские и санаторно-курортные и иные учреждения и организации,находящиеся в ведении МЧС России.

Для решения гуманитарных задач за пределами РФ из части сил системы МЧС создается российский национальный корпус чрезвычайного реагирования.

МЧС России в своей деятельности руководствуется:

- Конституцией Российской Федерации;

- Федеральными законами;

- Нормативными актами Президента РФ и Правительства РФ;

- Приказами и директивами ВГК Вооруженными Силами РФ;

- международными договорами;

- Положением о МЧС России.

Структура центрального аппарата МЧС России

1. Министр;

2. Первый заместитель министра;

3. Заместители министра - 2;

4. Главный военный эксперт;

5. Главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору;

6. Аппарат советников (пресс-служба и внутренняя безопасность).

Департаменты

1. Оперативного управления;

2. Предупреждения чрезвычайных ситуаций;

3. Территориальной политики;

4. Гражданской защиты;

5. Тыла и вооружения;

6. Развития инфраструктуры;

7. Организационно-мобилизационный;

8. Кадровой политики;

9. Международной деятельности;

10. Административно-правовой;

11. Финансово-экономический.

27 декабря МЧС России отмечает 17-ю годовщину создания. Российский корпус спасателей (предшественник МЧС) был образован постановлением Совета министров СССР 27 декабря 1990 года. С апреля 1991 года ведомство бессменно возглавляет Сергей Шойгу.

Для России, территория которой расположена в различных физико-географических и климатических поясах, а хозяйственный комплекс отличается высокой степенью концентрации опасных производств, риск техногенных аварий и стихийных бедствий особенно велик. Не случайно именно в нашей стране практически впервые в мировой практике была сформирована специальная структура - Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Начало создания структуры - 27 декабря 1990 года , когда было принято постановление Совета министров РСФСР «Об образовании Российского корпуса спасателей на правах государственного комитета РСФСР, а также формирование единой государственно-общественной системы прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций». Корпус возглавил Сергей Шойгу. Именно этот день - 27 декабря - в 1995 году Указом Президента РФ объявлен Днем спасателя Российской Федерации. 30 июля 1991 года Российский корпус спасателей был преобразован в Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям, председателем которого был назначен Сергей Кужугетович Шойгу.

19 ноября Указом Президента РСФСР был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР (ГКЧС РСФСР), председатель - С.К.Шойгу. Новый государственный орган объединил силы и средства ГКЧС и Штаба гражданской обороны РСФСР Министерства обороны СССР. 10 января 1994 года ГКЧС России был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), министр - Сергей Шойгу. 9 декабря 1992 года на базе бывших Высших центральных курсов гражданской обороны создана Академия гражданской защиты МЧС РФ, уникальное, не имеющего аналогов в мире учебное заведение.

21 декабря 1994 года был принят закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который стал главным инструментом управления как в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, снижения рисков, так и в вопросах ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. Этот закон стал началом создания правовой основы деятельности Чрезвычайной службы России. 14 июля 1995 года был принят федеральный закон РФ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей». Этот Закон определил общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации, закрепил права, обязанности и ответственность спасателей, определил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей и других граждан Российской Федерации, принимавших участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В сентябре 1995 года было подписано соглашение с Международной организацией гражданской обороны об открытии Московского регионального учебного центра подготовки специалистов гражданской обороны на базе Академии гражданской защиты. Международный центр подготовки спасателей был открыт седьмого мая 1996 года в подмосковном городе Ногинске. Статус Центра как международного учреждения гуманитарной направленности поддержан ООН. Задачи Центра - подготовка спасателей из различных государств по методике, разработанной специалистами МЧС России с учетом международного опыта, привлечение обучаемых спасателей к участию в крупных учениях, организуемых МЧС, и к реальным спасательным акциям в качестве международного резерва. Центр оснащен новейшими образцами спасательной техники и оборудования, а также аэромобильным госпиталем МЧС. Выпускникам присваивается квалификация «спасатель международного класса». МЧС России - это структура, которая покрывает сетью практически всю страну. На оснащении спасателей находятся самые современные спасательные технологии. Российские спасатели прошли обучение в лучших спасательных службах мира, а некоторые зарубежные специалисты-спасатели приезжали в Россию, в Центр подготовки спасателей, чтобы перенять наш опыт реагирования на чрезвычайные ситуации.

· Региональные центры по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (Северо-западный – Санкт-Петербург; Центральный – Москва; Южный – Ростов-на-Дону; Приволжско-Уральский – Екатеринбург; Сибирский – Красноярск; Дальневосточный – Хабаровск).

Основные задачи регионального центра МЧС России

1) реализация государственной политики в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

2) осуществление управления в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

3) осуществление контрольных функций в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

4) осуществление деятельности по организации и ведению ГО, защите населения и территорий от ЧС и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях федерального уровня.

Региональный центр МЧС России осуществляет следующие основные функции :

1) разрабатывает и представляет предложения по реализации государственной политики и проекты нормативных правовых актов в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также другие документы;

2) разрабатывает и утверждает положения о структурных подразделениях регионального центра МЧС России и другие организационно-планирующие документы;

3) организует прогнозирование ЧС в рамках системы мониторинга и прогнозирования ЧС, работу по предупреждению и ликвидации ЧС федерального уровня, спасению и жизнеобеспечению людей при этих ЧС, обеспечивает поддержку ликвидации ЧС регионального и межмуниципального характера, а также своевременное принятие управленческих решений при переходе этих ЧС на федеральный уровень;

4) организует работу по предупреждению пожаров, а также контроль за организацией тушения пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия РФ, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, перечень которых утверждается Правительством РФ;

5) организует деятельность подчиненных поисково-спасательных подразделений, авиации и других сил МЧС России;

6) организует в установленном порядке поиск и спасание людей на водных объектах;

7) организует совместно с органами исполнительной власти формирование и доставку грузов гуманитарной помощи населению, пострадавшему в результате ЧС, в том числе и населению зарубежных стран;



8) организует методическое руководство и контроль при решении вопросов по обучению населения в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также при подготовке молодежи по основам БЖД;

9) осуществляет контроль за созданием и поддержанием в состоянии постоянной готовности технических систем управления ГО и систем оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

10) осуществляет предупреждение и ликвидацию ЧС на подводных потенциально опасных объектах во внутренних водах и в территориальном море РФ и контролирует организацию представления деклараций безопасности собственниками этих объектов;

11) осуществляет координацию деятельности и взаимодействие соединений и воинских частей Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов при решении задач в области ГО;

12) осуществляет контроль за поддержанием в готовности убежищ и иных объектов ГО, организацией радиационной, химической, биологической и медицинской защиты населения;

13) осуществляет руководство хранением и использованием в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

14) осуществляет в установленном порядке меры по предупреждению, выявлению и пресечению террористической деятельности на объектах, подведомственных МЧС России, а также ликвидацию последствий террористических актов;

15) участвует в информировании населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших ЧС и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также осуществляет пропаганду в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

16) участвует в управлении РСЧС в пределах своей компетенции;

17) участвует в координации деятельности всех видов пожарной охраны;

18) участвует в организации подготовки (переподготовки) в образовательных учреждениях специалистов для войск ГО, ГПС, ГИМС МЧС России, пожарных, пожарно-спасательных, поисково-спасательных, аварийно-спасательных и других сил МЧС России;

19) участвует в авиационном обеспечении экстренного реагирования на возникающие ЧС, проведения специальных аварийно-спасательных, пожарных, медицинских, патрульных и других видов работ.

· Государственная противопожарная служба (ГПС)

Основными задачами ГПС являются:

Организация разработки и реализация государственных мер, направленных на предотвращение пожаров, повышение эффективности противопожарной защиты населенных пунктов и предприятий, организаций, учреждений;

Организация и осуществление государственного пожарного надзора;

Тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и на объектах;

Профессиональная подготовка кадров для противопожарных аварийно-спасательных работ.

Подразделения ГПС ежегодно совершают около 2 000 000 выездов, спасают от гибели и травм более 90 000 человек, материальных ценностей на сумму свыше 120 миллиардов рублей.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области пожарной безопасности проводятся:

Во Всероссийском научно-исследовательском институте противопожарной обороны (ВНИИПО),

5 ведомственных учебных заведениях (СПбУГПС МЧС РФ; Академия ГПС МЧС РФ – Москва; Уральский институт ГПС МЧС РФ;)

94 испытательных пожарных лабораториях.

Одно из важнейших направлений деятельности ГПС – осуществление пожарного надзора.

Ежегодно государственные инспекторы по пожарному надзору проводят 1,5 млн. мероприятий по контролю за пожарной безопасностью, предлагают к исполнению до 7,5 млн. противопожарных мероприятий. Благодаря этому ежегодно предотвращается до 450 тыс. пожаров и сохраняется материальных ценностей на сумму 35-45 миллиардов рублей.

· Войска гражданской обороны - это государственная военная организация, включающая воинские формирования - соединения, воинские части и организации, входящие в состав российского МЧС. Сегодня войска ГО - часть РСЧС. Они составляют основу сил быстрого реагирования "чрезвычайного" ведомства и решают специальные задачи мирного и военного времени. Главными из них являются аварийно-спасательные работы в зонах крупных аварий и катастроф, обнаружение и обозначение районов радиоактивного, химического и биологического заражения, а также специальные мероприятия по защите людей и обеззараживанию техники, зданий и территорий.

В последние годы войска ГО все чаще привлекаются к эвакуации населения, решению вопросов его первоочередного жизнеобеспечения, восстановлению пострадавших объектов и коммуникаций, сопровождению гуманитарных грузов, охране особо важных объектов, а также локализации и тушению крупных очагов лесных и торфяных пожаров.

Подразделения войск ГО не раз работали в зонах вооруженных конфликтов: Южной и Северной Осетии, Абхазии, Грузии, Приднестровье, Югославии, Таджикистане, Чечне, Афганистане. Они обеспечивали людей питьевой водой и продуктами питания, организовывали эвакуацию раненых и доставку почты. Не раз во время крупных эпидемий медики совместно с войсками ГО проводили эвакуацию больных, обеспечивали людей предметами первой необходимости. За последние 10 лет военные спасатели свыше 40 тысяч раз участвовали в ликвидации последствий аварий и катастроф. В результате проведенных операций ими было спасено более 70 тысяч человек.

· Государственная инспекция по маломерным судам РФ (ГИМС России) создана по Указу Президента РФ 28 августа 2003 года № 991, а 6 февраля 2004 года № 47 ГИМС России была передана из ведения МПР России в ведение МЧС России. В систему ГИМС МЧС России входят:

Управление ГИМС МЧС России в центральном аппарате (начальник Управления является Главным государственным инспектором по маломерным судам);

Отделы ГИМС в составе региональных центров МЧС России;

Отделы ГИМС в составе главных управлений МЧС РФ по субъектам РФ (начальники отделов являются главными государственными инспекторами по маломерным судам субъектов РФ);

Центры ГИМС МЧС России по субъектам РФ, в состав которых входят инспекторские отделения, инспекторские участки, группы;

Государственное учреждение «Центр обеспечения деятельности ГИМС МЧС России».

Основными задачами ГИМС МЧС России являются:

Осуществление государственного и технического надзора за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок и их пользованием во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации;

Обеспечение в пределах своей компетенции безопасности людей на водных объектах.

ГИМС МЧС России осуществляет следующие основные функции :

ü организует надзор и контроль за выполнением требований по обеспечению безопасности людей и охраны жизни людей на базах (сооружениях) для стоянок маломерных судов, пляжах, переправах и наплавных мостах;

ü осуществляет классификацию, государственную регистрацию, учет, первичные и ежегодные технические освидетельствования и осмотры маломерных судов, присвоение им государственных (бортовых) номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда;

ü осуществляет учет, ежегодное техническое освидетельствование баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, пляжей, переправ и наплавных мостов, выдачу разрешений на эксплуатацию баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, переправ и наплавных мостов, а также разрешений на пользование пляжами;

ü осуществляет аттестацию судоводителей и выдачу им удостоверений на право управления маломерным судном;

ü участвует в поиске и спасании людей на водных объектах;

ü осуществляет ведение единого реестра зарегистрированных маломерных судов и государственный учет выдаваемых удостоверений на право управления маломерными судами, регистрационных и иных документов, необходимых для допуска маломерных судов и судоводителей к участию в плавании.

В 2009 году государственными инспекторами по маломерным судам было осуществлено около 70 тыс. патрулирований и рейдов на водных объектах России, в процессе которых выявлено более 60 тыс. нарушений правил пользования маломерными судами, допущенных судоводителями маломерных судов, по которым принимались соответствующие меры.

В настоящее время начальником управления государственной инспекции по маломерным судам МЧС России является Вадим Вадимович Серегин.

Должностные лица Государственной инспекции по маломерным судам имеют право :

ü запрещать эксплуатацию маломерных судов, а также помещать их на стоянку и хранение;

ü запрещать эксплуатацию баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, переправ и наплавных мостов, а также использование пляжей, состояние которых не соответствует требованиям правил по обеспечению безопасности их эксплуатации, охраны жизни людей на воде, угрожает безопасности судоходства и мореплавания;

ü останавливать при необходимости маломерные суда, проверять у судоводителей удостоверения на право управления маломерными судами и регистрационные документы на судно;

ü составлять протоколы об административных правонарушениях, применять административные наказания к должностным лицам и гражданам, совершившим это правонарушение;

ü использовать для доставки в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, и транспортировки поврежденных при авариях маломерных судов суда и транспортные средства юридических и физических лиц, кроме судов и транспортных средств, принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств и международным организациям.

· Федеральное государственное учреждение «Аварийно-спасательная служба по проведению подводных работ специального назначения» (ГОСАКВАСПАС) создано в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 июня 2001 г. № 486

Основные задачи ГОСАКВАСПАС:

Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций на подводных потенциально опасных объектах во внутренних водах и в территориальном море РФ;

Участие в подготовке и проведении поисково-спасательных работ, эвакуации и оказании первой необходимой помощи пострадавшим;

Проведение подводных работ специального назначения;

Участие в локализации и ликвидации разливов нефти в водной среде.

Основные мероприятия, реализованные ГОСАКВАСПАС в 2000-2007 гг.:

2000 г. - обследование захоронений химических боеприпасов в Балтийском море. Обследование в Черном море захоронений взрывчатых веществ. Обследование затопленных судов времен Второй мировой войны в Балтийском море.

2001 г. - обследование радиационной обстановки в районе гибели АПЛ «Комсомолец». Обследование захоронений отравляющих веществ и радиационных отходов в Белом море. Обследование радиоизотопных энергетических установок, затопленных в Охотском море.

2002 г. - обследование захоронений радиоактивных отходов в Карском море. Обследование радиоактивных захоронений в Японском море. Обследование мест вероятного затопления подводных потенциально опасных объектов на озере Байкал.

2003 г. - обследование захоронений отравляющих веществ и радиоактивных отходов в северной части Японского моря, в заливах Абросимова и Степового (архипелаг Новая Земля). Обследование районов вероятного захоронения подводных потенциально опасных объектов, содержащих отравляющие химические вещества, в центральной части Белого моря. Поиск, обследование и подъем подводных потенциально опасных объектов на озере Байкал.

2004 - 2006 гг. - поиск и обследование подводных потенциально опасных объектов в Охотском, Карском и Балтийском море, а также на озере Байкал.

2007 г. - поиск и обследование затонувшего на Балтийском море приемо-транспортного судна ПТС-0212, поиск и обследование затонувшего в Куйбышевском водохранилище судна на воздушной подушке «Гепард», участие в ликвидации последствий ЧС в Керченском проливе.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация