Иерархия в Советской армии: от «духа» до «дембеля». Какие выражения прочно вошли в армейский сленг

Главная / Бизнес

Одни считают армию напрасной тратой времени, мол, учёба в том же университете, развитие собственного бизнеса и другие дела гражданские принесли бы гораздо больше пользы. Другие же, обычно в эту категорию входят те, кто уже отслужил, искренне верят, что армия делает из мужчины мужчину в полном смысле этого слова. Спорить об этом можно долго, но прийти к единому мнению так и не получится.

Вместе с тем, все сходятся во мнении о том, что армия - это своеобразное государство, со своими порядками, иерархией, неписанными законами, порой не совсем понятными гражданским. Вот вы знаете, кого называет армия «дух», «слон», «череп», «дед», «дембель»? Если некоторые из этих званий вы хоть раз в жизни и слышали, то вот с другими придётся поломать голову. Итак, попробуем разобраться, кто есть кто в армейской иерархии.

Иерархия. Запахи

Первая ступень, которая часто служащими и не учитывается, это эпоха бытности запахом. С того момента, как призывник прибыл в часть, он получает именно это звание. На следующую ступень он перейдёт тогда, когда примет присягу, становясь полноценным солдатом. Запахи обычно не очень хорошо ещё представляют, кто такой череп или слон в армии, но зато они полны армейской романтики, веры в то, что именно в этом месте они приобретут настоящих друзей, а может, на этом этапе они всё же пытаются смириться с тем, что в ближайшее время они вынуждены будут жить в казармах, питаться в общей столовой и подчиняться приказам.

Запахи изучают основы строевой подготовки, основы службы, именно на этом этапе случаются первые наряды, первые конфликты со старослужащими (пока ещё не заканчивающиеся ничем серьёзным), первые боли после марш-бросков. Проще сказать, запах - это кто-то вроде воспитанника младшей группы детского сада, который уже вроде как не на гражданке, но пока ещё не солдат.

Духи

В день принятия присяги бывший запах переходит на новую ступень: он становится духом. Несмотря на то что именно этот этап службы считается самым тяжёлым, всё весёлое ещё только впереди. Командовать духом, кроме законных старшин и офицеров, могут только так называемые слоны (о них будет рассказано чуть ниже), да и те с подачи старослужащих. Дух - неизвестное животное, которого первое время опасаются и деды, и черепа: мало ли, как он отреагирует на «внеуставные» отношения, может ведь и пожаловаться - и тогда несдобровать всем. Бытность духом определяет, как вас дальше будут воспринимать ваши сослуживцы: те, кто сломаются уже на этом этапе, никогда не смогут восстановить свою репутацию, именно поэтому важно произвести хорошее впечатление на старослужащих. Через 100 дней службы новую ступень предоставляет иерархия в армии: дух - слон - вот следующий этап.

Слоны

«Слоновство» - наверное, самое сложное время для служащего. Уже есть определённые отношения со старослужащими, они хорошо понимают, что собой представляет тот или иной солдат и поэтому пользуются своими неписаными полномочиями на полную. Наилучшее понимание того, кем является слон в армии, расшифровка этого «звания» даёт: солдат, любящий офигенные нагрузки.

Ещё сто дней выполняет всевозможные поручения старших, несёт ответственность перед ними за свои собственные ошибки и даже за какие-то ошибки духов. Порой именно в это время старослужащие начинают вымогать у младших деньги, причём пожаловаться последние никуда не могут, иначе потеряют своё лицо перед остальными. Но и это скоро проходит: слон в армии становится черепом.

Черпаки (черепа)

В современной российской армии через двести дней солдат продвигается дальше, получая «титул» черепа. Иногда его называют также черпаком. Выбор определенного наименования зависит от предпочтений конкретной части. Командовать черпаками могут только деды и офицеры, тогда как сам череп руководит и слонами, и, если возможно, духами. На самом деле после переживания слоновства служба идёт куда легче. Всё меньше остается контроля со стороны старослужащих и обязательств перед ними, всё больше появляется какой-то личной свободы, всё легче переносятся все тяготы армейской жизни, которые сначала казались едва ли не пытками. Но ведь на этом еще не заканчивается армия. Дух, слон, черпак - а потом идёт дед, это едва ли не высшая ступень в иерархии.

Деды

И вот прошло уже триста дней со дня принятия присяги. Служащий уже прекрасно знает, что значит слон в армии, как одеться за время, пока горит спичка, как собрать и разобрать автомат, как командовать теми самыми слонами и духами. И вот он становится дедом. Не считая дембелей, деды - это высшая каста, которой руководить могут только офицеры, да и те уже относятся с уважением к тем, кто практически уже отдал свой долг родине.

Практически всё, что приказывается деду, перепоручается молодым, так что этот этап службы можно назвать едва ли не самым приятным. Дед уже чувствует приближение гражданки всеми фибрами своей души. И это ощущение становится ещё сильнее, когда за полтора месяца до долгожданного возвращения домой он переходит на последнюю ступень иерархии, получая звание дембеля.

Дембеля

Кажется, что такое полтора месяца?! Но именно это время считается одновременно и самым радостным, и тоскливым. Дембель уже может позволить себе не так точно следовать командам вышестоящих, только, кстати говоря, старшин, потому что остальные ему уже давно не указ. Руководить молодыми уже тоже особого желания нет - всё застилает мысль о скорой гражданке. Но вместе с тем, на этом этапе солдат понимает, какой след в его жизни оставила армия. Слон, дух, дед, черпак, наряды вне очереди, марш-броски, готовка на кухне, бритьё под покровом ночи, чтобы никто не занял ванную - всё это вот-вот останется в прошлом. От того, к чему настолько привык за это время, отучаться будет сложновато, но дембеля прекрасно знают, что там, на гражданке, всё будет совершенно по-иному, и, возможно, это новое будет гораздо лучше казарм, приказов и нарядов.

Армейские развлечения. Присвоение "звания"

Теперь, когда мы знаем, кого называют слоном в армии, чем отличается дух от запаха и как себя ведёт дембель, можно перейти к некоторым армейским традициям, связанным с той или иной ступенью в иерархии. Интересны, например, обряды «присвоения» того или иного звания.

Солдат получает столько ударов ремнём по мягкому месту, сколько месяцев он отслужил. Причём, как замечают некоторые служащие, удары обычно такой силы, что бляха-звезда на коже отпечатывается надолго. Происходит это так: солдат ложится на табурет грудью, подложив под себя подушку, чтобы прикрыть причинное место, а старослужащий отвешивает ему удары. Причём всё это молодой должен вынести без писков и жалоб, иначе как же его такого продвигать по иерархии дальше?

Грудь к осмотру!

Есть и традиции, которые проверяют выносливость и, признаться, мужество бойцов. Одна из них получила шуточное название «грудь к осмотру». От старослужащего духи, слоны в армии порой слышат эту фразу. После неё они должны подняться, выпрямить грудь и произнести: «Фанера трёхслойная, бронебойная, такого-то года выпуска (здесь вставляется год рождения) к бою готова». Дед бьёт жертву в эту самую грудь, а та, если, конечно, после такого удара сможет, деды ведь не мелочатся, отвечает: «Откат нормальный, гильзы в ящике». В том случае, если молодой проваливает проверку, она повторяется снова и снова.

Лось

Но на этом слон в армии не закачивает своё «веселье». Ещё более опасная и, пожалуй, многовариантная забава получила название «лось». Самый простой вариант, лось обычный - молодой ставит руки в виде рогов лося (ладонь одной руки прижимается к кисти второй и это сооружение прижимается в свою очередь ко лбу). После этого дед бьёт по этим самым рогам.

Второй вариант, более изощрённый - лось музыкальный: конструкция та же самая, только при этом слон ещё должен петь: «Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь», а после удара - «Всё мне ясно стало теперь». Версия третья - «камышовый лось» - после лося обычного слон пятится назад, словно проходя через камыш. И последний вид - «лось бешенный» - здесь дед не бьёт, а только указывает на объект, об который с разгона должен удариться слон.

45 секунд - отбой!

Одна из главных вещей в армии - быстрота. Именно этому деды учат духов (слоны уже знаю это не понаслышке) с помощью команды «45 секунд - отбой!». Молодые выстраиваются в кубрике, их задача после команды добежать до кровати, раздеться («тренировка» проводится в форме), уложить одежду и лечь в кровать. Если хоть один дух проваливает задание, всё повторяется заново.

Следующий этап этой «игры» - «3 секунды - отбой!». Из одежды на духов только трусы и майка, и они должны лишь добежать до кровати и улечься. В случае неудачи команда повторяется до тех пор, пока деду не надоест. Но если молодые прошли и это испытание, то тренировка переходит в свою финальную стадию - «три контрольных скрипа». После этой команды дед считает скрипы кроватей духов, пока не заснёт. Если услышит три - то все дружно поднимаются и идут дальше оттачивать «45 секунд - отбой!».

Ловля бабочек

В принципе, не особо есть разница между тем, что собой представляет в иерархии дух или слон в армии - и тот, и тот время от времени подвергаются издевательствам-тренировкам со стороны старослужащих. Ещё одна забава - «ловля бабочек», развивающая и физическую силу, и выносливость. Молодой приседает, а потом выпрыгивает как можно выше, хлопая руками над головой, словно пытается поймать бабочку руками. После этого он демонстрирует свои ладони деду, чтобы тот проверил, поймал ли младший злополучное насекомое. Чаще всего ответ, конечно, негативный, и несчастный слон продолжает свою «охоту» до тех пор, пока старшему не надоест.

Письмо

Сами же слоны порой участвуют в «письме». В части, как известно, с современными способами общения с внешним миром есть трудности. Поэтому и используются бумажные письма. Стандартом являются физические упражнения, но порой деды оказываются гораздо изобретательней.

Когда дух получает своё первое письмо от любимой девушки, старшие надрывают край конверта, надувают его на манер хлопушки, а потом лопают об затылок духа. Ощущения неприятные, но, как верят служивые, если хлопок был громкий, то девушка всё ещё ждёт своего солдата. Если же конверт взорвался без особых спецэффектов, то и не стоит надеяться на благосклонность.

Глушение тигра

Что означает слон в армии? Бесконечные «тренировки», проверки и указания от старослужащих. Слоны и духи вынуждены подстраиваться под старослужащих, а если они каким-то образом мешают последним, начинается «учёба». Одним из вариантов её является «глушение тигра». Если старший не может уснуть из-за храпа молодого, он отдаёт команду «глуши тигра!», после которой несчастного забрасывают подушками, одеялами, обувью - всем тем, что подвернётся под руку, чтобы его разбудить. Проснувшийся от такого слон разбирает всё то, что в него прилетело, и только после этого ложится спать снова, естественно, стараясь снова не захрапеть, чтобы не навлечь на себя гнев дедов.

Стритрейсинг

Вдали от цивилизации мужчинам иногда хочется погонять. Учитывая то, что машин в части не наблюдается, «стритрейсингом» занимаются духи и слоны. Парни становятся на четвереньки, на руки и на ноги надеваются тапочки. И устраивают гонки по длинному коридору вдоль спален в казарме. Естественно, победил тот, кто пришёл первый. Но и тут не обходится без армейского юмора: по ходу трассы есть пит-стопы - места, где стоят дополнительные тапочки, чтобы «гонщик» смог «переобуться»; второй вариант - «ускорители» - солдаты, стоящие вдоль трассы и придающие стритрейсерам ускорение пинками. Конечно, звучит странно, но на что не пойдёшь ради развлечения?

Заключение

Служба - это школа жизни. После неё молодые люди узнают, что значит слон в армии, как делать то, что совсем не хочется, как есть малосъедобную пищу, как подчиняться странным командам дедов - всё это неизменно закаляет характер. Идти служить или нет - личное дело каждого, но, возможно, в этой службе не так уж и много минусов, как кажется на первый взгляд.

У солдат в армии - своя иерархия, свои негласные звания и продвижение по служебной лестнице. Дорасти до "деда" - не только отмотать положенные два года службы, но и пройти целый ряд обрядов и посвящений: ведь можно и перед увольнением так и остаться бесправным "духом", если не соблюдать неписаные законы.

Первые полгода в армии солдат - ровным счетом никто. "Дух" бесплотный. "Салага". "Шнурок"... Правда, успешно пройденное "первое крещение" может существенно облегчить жизнь новобранцу. В одних частях этот обряд называют "свечка", в других - "клизма". Суть же этого испытания одна и та же: присягнувшие днем на плацу на верность Родине бойцы ночью в казарме держат суровый экзамен. Со вставленным между ягодиц стручком красного перца они должны тихохонько пролежать всю ночь. Чтобы "дедушек", значит, не разбудить и не потревожить.

Если утром испытуемый продемонстрирует неизвлеченную перчину и сможет ходить, то ему присваивают звание "перца". Если не сможет или, не дай боже, попытается симулировать, то так и останется "духом", удел которого - стирать "дедам" носки и заправлять чужие койки.

Второй обряд посвящения ожидает молодого бойца через полгода службы: "деды" торжественно переводят его в разряд "черепа". Салагу ставят на табуретку посреди казармы или укладывают на кровать лицом вниз. Приспускают штанишки и... всего лишь бьют по мягкому месту солдатской бляхой. По окончании ритуала седалище превращается в сплошную гематому со следами двадцати четырех звезд: "деды" бьют во всю силу - год назад они сами прошли через это испытание. Теперь посвященный обретает новые права и возможности. Он уже сам может шугать "духов" и получает поблажки от старших.

Еще через полгода "череп" становится "черпаком" - таким же манером, но получает уже вполовину меньше ударов, да и не с такой силой. Бьют не бляхой, а половником, заблаговременно утащенным из столовой. Говорят, что эта традиция пришла с флота: у кока были помощники, которых он за различные провинности лупил черпаком чуть пониже спины.

Разменяв полтора года службы, ты становишься "дедушкой" - казарменным полубогом. Можешь сам с молодыми развлекаться от скуки: работой и службой ведь "дед" не обременен. Днем может отоспаться в каптерке, а ночью шутки шутить. Например, "велосипед" посмотреть: спящему солдату вставляют между пальцами ног спички или кусочки ваты и поджигают. Бедолага дергает от боли ногами, а "дедушка" смеется: похоже, будто крутит педали.

Еще "деды" любят "сушить крокодила". Это когда "дух", зацепившись руками и ногами за спинки кровати, зависает над лежащим внизу весельчаком. Тот может и пощекотать, и ногой попинать - "крокодил" должен удержаться, во что бы то ни стало. В противном случае его ждет суровое наказание. Могут сделать "лося" (новобранец сводит ладони на лбу, а "дед" лупит его по "рогам"), могут "дрозда выпустить" (бьют в грудную клетку, иногда ногой). Некоторые "деды" заставляют "духов" "смотреть телевизор". Солдат стоит на полусогнутых ногах, в вытянутых руках держит табуретку, на которой стоит трехлитровая банка с водой. Это и есть "телевизор" (нужно еще пересказывать, что там показывают). "Телепередача" рассчитана на 5-10 минут, но, как правило, больше трех никто не выдерживает. А это чревато "лосем" или "дроздом"...

Есть в армии и мирные развлечения. Чаще всего играют в "дембельский поезд". Всю ночь три молодых солдата обхаживают "дедушку", который якобы едет домой. Один покачивает койку, издавая при этом звуки перестука колес поезда. Второй бегает вокруг кровати с фонариком и веткой, имитируя мелькающий за окном пейзаж. Третий исполняет роль проводницы: поправляет одеяло, взбивает подушку, приносит чай и сигареты, поет колыбельные песни. Если "дедушке" жарко, то его обмахивают газетой, если холодно - укрывают одеялом. Утром пассажира "дембельского поезда" встречают с букетом полевых ромашек и с веселой песней.

Иногда разбуженный чьим-то храпом "дед" открывает "охотничий сезон". Один из молодых солдат получает приказ "убить тигра". Вооружившись подушкой, "охотник" со всеми предосторожностями подкрадывается к храпящему и с громким криком лупит своим "оружием" по голове, после чего прячется под кровать. Уже оттуда следует доклад: "Товарищ "дедушка", "тигр" убит. Разрешите идти спать?.."

В танковых войсках "деды" учат молодых водить по ночам "танки". "Духи" ползают под кроватями с куском танковой гусеницы - траком - и забавно гудят и тарахтят, будто танковый дизелек. Иногда их заставляют устраивать "стрельбы" и "лобовые атаки": со стороны это выглядит забавно.

В десантных войсках весьма популярна игра в "подбитый самолет". Лежащий на койке нижнего яруса "дед" наблюдает за полем "боя", на верхней устраивается сам "самолет". Еще один новобранец "стреляет" из табуретки по верхнему ярусу: "Та-та-та-та...". "Подбит!", - кричит "старик" и пинает ногами сетку с матрацем над головой. "Самолет" стремительно пикирует вниз и при ударе о пол громко кричит: "Бабах!" Стрелок-табуретчик докладывает: "Товарищ "дедушка"! Самолет противника по вашему приказанию сбит. Потерь среди личного состава нет..."

В некоторых частях "шнурков" заставляют по ночам работать "парикмахерами" - делать газонам модные прически. "Ежик" должен быть строго определенной высоты, скажем, 2,3 сантиметра. Солдаты вооружаются линейками, ножницами и расческами: если ошибешься, можно получить новую задачу - чистить плац зубными щетками...

Когда до дембельского приказа остается 100 дней, наступает заключительное посвящение: "деда" переводят в "дембеля". Его заботливо укладывают на кровать и бьют шесть раз по причинному месту... ниткой. Теперь каждый вечер после отбоя кто-то из молодых солдат будет забираться на тумбочку и кукарекать оттуда на всю казарму: "Дембель стал на день короче, всем "дедам" спокойной ночи!" Скоро "дедушкам" домой - в обычную жизнь без армейских чудачеств.

Ритуализация армейской службы в СА давала о себе знать с первых же дней попадания молодого бойца в часть (в роту). Новобранец был «духом» («салагой», «солобоном», «слоном» и т.д). При двухгодичном сроке службы первые 6 месяцев «духи» должны были «умирать» – вся грязная работа, которая только существовала в армии, лежала на их плечах – мытье полов в казармах, уборка территории и многое другое. С приходом нового призыва в роту «духи» переходили в разряд «молодых» («фазанов» и т.д.). «Молодые» контролировали и направляли «духов» и с нетерпением ждали перевода в «черпаки». Отслужившие год, как положено, получали бляхой или черпаком по пятой точке и становились «черпаками» («черепами»). Они теперь командовали и «духами», и «молодыми».

Армейскими «ворами в законе» в советских Вооруженных Силах можно назвать «дедов», которым оставалось служить где-то около полугода, «100 дней до приказа». Деды – негласные короли подразделений СА, с которыми считались даже младшие офицеры: деды поддерживали порядок в ротах, а ротным командирам, соответственно, было меньше хлопот. Какими средствами поддерживать дисциплину, не так важно, лишь бы все это не выходило за пределы части. Термин «дедовщина» не зря получил название по статусу самых главных представителей иерархической лестницы в Советской армии – все ужасы неуставных отношений в ней связаны именно с этой категорией военнослужащих.

Временной предел мечтаний любого советского срочника – дембель, время исхода. Дембель как статус военнослужащего – это что-то вроде армейского вольнослушателя: дембеля как бы вычеркнуты из армейской повседневности, но еще не уволены в запас. Приказ об увольнении их призыва уже вышел, и они мысленно уже там, на гражданке.

Последний для срочников ритуал в Советской армии был связан с дембелем (как явлением) – «дембельский аккорд». В сущности, он представлял собой бессовестную игру армейского начальства на солдатской надежде и желании поскорее вернуться домой. Когда военнослужащего демобилизовали, его дальнейшее пребывание в части ограничивается максимум парой недель или же несколькими днями. За это время командование заставляло дембелей что-то построить (или, наоборот, сломать), выкопать (закопать) – спектр работ для «аккорда» был широчайший. Чистота «эксперимента» в данном случае, как правило, блюлась – работа выполнялась только дембелями, без участия «духов» или других помощников, находившихся ниже по армейской иерархии.

В армейской общине, как и в любой социальной структуре существует определенная иерархия неуставного порядка. Она подразумевает четкое разграничение военнослужащих, проходящих срочную службу, на группы, согласно сроку службы. В связи с тем, что срок службы был сокращен до 1 года, неуставные звания видоизменились, но не упразднились. Разница лишь в том, что сейчас весь цикл прохождения от «духа» до «дедушки» проходит в экспресс-варианте. Давайте подробно рассмотрим, как это происходит.

Запах

После того как солдата выбрали на распределительном пункте, он отправляется либо в учебную часть, либо в воинскую часть, но в отдельную роту на карантин, где проходит обучение.

Прибывая на место, вчерашний призывник становится «запахом». Это звание будет за ним закреплено до принятия присяги.

Карантин заканчивается не позднее двух месяцев службы в армии. Что означает это звание? Объяснение очень простое, вчерашние призывники еще не солдаты, они лишь запахи солдат. В это время «запахи» и «дембеля» похожи. Эти армейские ранги находятся одной ногой на гражданке. Пребывая в часть, многие ошибочно думают, что они автоматически становятся «духами», но это не так, до этого звания еще нужно дослужить.

Дух

После принятия присяги, когда рядовой уже имеет право носить оружие и на него возлагаются другие уставные обязанности, ему присваивается звание «дух». В этом почетном звании он будет служить до 100 дней службы. В этот период он познает все прелести армейской службы. Наряды через день, уборка и ПХД, это то, из чего состоит служба рядового в этом звании.

Уборка – это отдельный армейский ритуал. Искусству наводить порядок в казарме, духи обучаются с особой тщательностью, но зато приобретается такой нужный навык для жизни, как соблюдать чистоту в помещении, в котором живешь.

Военнослужащие в этом звании не имеют абсолютно никаких прав, а требования к ним повышенные. Особенно, что касается личной гигиены. Если часть находится в расположении, а не на полевом выходе, то солдат должен быть выбрит, обувь должна блестеть, голова должна быть аккуратно подстрижена. За этим очень строго следят, и к тем, кто не соблюдает эти требования, относятся с особым пренебрежением.

Особое внимание в это время уделяется заучиванию устава. Этот свод правил военнослужащий должен знать наизусть. Поэтому учить устав для «духов» является привычным занятием. В это время молодым солдатам лучше держаться вместе, тогда и пережить его будет легче.

Слон

После прохождения 100 дней службы, наступает новый период в жизни солдата. Из разряда бестелесных «духов», он переходит в звание «слона». Звание слон в армии дает право нагружать солдата всевозможными поручениями.

Хозяйственные работы в армии являются основой службы. Большую часть времени он занимается тем, что выполняет какую-то очень важную работу:

  • чистит снег на территории части;
  • подметает территорию в теплое время года;
  • капает ямы.

Слоны животные выносливые, поэтому и звание «слон» предполагает, что везти на себе придется много. Существует определенный ритуал, в котором «дембель» ударяет будущего слона по мягкому месту солдатским ремнем 3 раза, символизируя этим 3 месяца службы.

Это звание держится за солдатом от 100 до 160 дней. В зависимости от времени призыва, наступает такой момент, когда увольняются все старослужащие. В это время рядовой из «слонов» переводится в другое звание. Для него наступает период «деда». Это звание можно получить уже через полгода службы.

Дед

«Деды» в армии это солдаты, которые пришли с предыдущего призыва. Они становятся самыми старыми и остаются в этом звании до момента выхода приказа об увольнении в запас для всего призыва. Перевод в это звание производится по желанию военнослужащего. Обычно это сводится к битью табуреткой по тем же мягким местам.

В это время бывший «слон» проявляет все, что у него накопилось за время службы. Если негатива было скоплено много, то молодым солдатам достается все, на что только способен новоиспеченный «дед», но если он сумел сохранить свою порядочность и адекватное состояние, то служба проходит спокойно.

Некоторые солдаты к этому сроку службы имеют воинские звания и ответственность за личный состав. Следить за прохождением наряда, это его святая обязанность, ему ничего не остается делать, как наблюдать за работой молодых солдат и считать дни до приказа.

Приказ обычно приходит за 100 дней до окончания срока службы и бывает два раза в год. Хотя уже не такая явная, как была в другие годы, но по сроку службы она все-таки сохранилась.

Дембель

Это внеуставное звание является самым высшим в армии на настоящий момент. Этот период начинается с момента приказа Министерства обороны для всего призыва. Продолжается до вручения военного билета в руки старослужащего, командиром батальона.

В некоторых воинских частях есть традиция заводить персонального «духа» до окончания службы. Курящие «дембели» изобрели своеобразный календарь. Каждый день «дух» приносит ему сигарету, на которой написано, сколько ему еще осталось служить.

Перевод в это звание своеобразный, он отличается от предыдущих периодов своей лояльностью. Вместо ремня и табуретки бывший «дед» получает тумаков ниткой, через слой матрасов. Он, конечно, делает вид, что ему безразмерно больно, но такой обычай есть не во всех частях.

Главная задача военнослужащих в этом звании достойно дослужить до окончания службы. Ему могут предложить сделать «дембельский аккорд», что-то полезное для роты или всей части, в которой он служил целый год. Еще одним важным делом для него является подготовка формы. Можно конечно поехать домой и в гражданке, но лучше приехать в красивой форме, со всеми знаками отличия. Поэтому они оставшееся время занимаются этим вопросом. Главная задача военнослужащего, находящегося одной ногой на гражданке, достойно отслужить это время и спокойно уехать на демобилизацию.

Приведенная схема действует в армейском сообществе в настоящее время. До 2008 года была немного измененная иерархия армейских званий. Между «слоном» и «дедом» было звание «череп» или «черпак». Эта разница обусловлена видом сленгов, в определенных воинских частях. Это звание присваивалось на сроке 1,5 года, но так как сейчас срок службы сокращен, необходимость в нем отпала, и оно было упразднено. Но порядок ступеней в армейской службе остался.

Сейчас переход от одного звания к другому проходит за короткий период времени, поэтому не особо заметен. В некоторых воинских частях вообще не предают значение армейским традициям и не применяется армейский жаргон. Бывают случаи, что в одном взводе находятся солдаты одного призыва, которыми руководят только сержанты, находящиеся на контракте. Поэтому постепенно традиции уходят в прошлое и становятся только номинальными.

Нашел интересную статью про иерархию в Советской армии. Предлагаю Вам посмотреть и вспомнить, какой путь должен был проделать новопризванный "дух" для того, чтобы стать "Дембелем".

А в этом деле нам помогут "старший заяц" Рома Абрамович и "черпак" Виктор Ющенко!)))

1. Солдат только призванный. Срок службы до полугода. Дух, боец, гусь, заяц, слоник, солобон и т.д.

Именно так должен выглядеть боец. Как лидер группы "Ария" Кипелов))

Стрижка только под ноль, или чуть более. Из наград возможен лишь комсомольский значёк "на иголке". Парадка или новая или "обмененная" в добровольно-принудительном порядке со старослужащими.
При принятии присяги возможны послабления. Можно посидеть и перекурить... Примерно как Мише Касьянову)

2. Солдат, отслуживший пол года. Тоже боец, гусила, старший заяц и пр.

Изменений в форме одежды не много, но они есть. Можно расстегнуть крючёк на воротнике, ослабить ремень.
Примерно как Олег Дерипаска на фото... Судя по всему выпускник сержантской школы.

Или как Рома Абрамович. Здесь у него застёгнут крючёк, но шапка говорит красноречиво, что он отслужил минимум пол года или больше. Чем она выше и чем более угловата, тем круче. Обычно в шапке делались надрезы с внутренней стороны, и туда вставлялись картонки (обложки от устава) или куски пластика. В идеале шапка должна быть абсолютно ведрообразной формы)

Судя по кокарде, Рома прослужил не больше года...

3. Солдат прослуживший год. Черпак, череп, кандидат, фазан, годок и т.д.

Здесь наступают радикальные перемены. Этим можно практически всё. Правда тут следует пояснить, что все послабления возможны лишь после официального перевода в черпаки. Это целый ритуал. У каждого бойца есть "свой" дед. Как наставник на производстве. Ночью в казарме происходит священнодействие, когда бойца кладут на табуретки и хлестают ремнём по заднице. Делает это либо "его" дед, либо несколько старослужащих. Хлестают хорошо, с силой, шесть ударов бляхой. При этом тот, кого переводят в черпаки должен кричать "Не еб**т!" Это имеет большое смысловое значение. С этого момента он становится "не**бучим". Т.е. его совершенно не волнуют какие то проблемы бытового плана. Всё ложится на плечи тех, кто прослужил меньше, и ещё прошёл эту торжественную процедуру. Естественно, вся эта процедура сопровождается пьянкой. Ответственным за мат.обеспечение является вновь переведенный в новый статус солдат.

Но, вернёмся к форме...

Теперь наш солдат может ходить с расстёгнутой пуговицей, носить кожаный ремень, который ему обязан передать "его" дед, при чём может носить его сильно расслабив. Он имеет право ушить форму, сделать выточки на х/б и парадке, имеет право загладить на спине горизонтальную стрелку, называемую "полоской борзости", может обрезать голенища на несколько сантиметров, либо замастырить гармошку. Допускается набивка каблука. Теперь можно носить вшивник - неуставной гражданский свитер под форсенным х/б.
Бляха на ремне должна изменить форму и стать более закрученной, как и кокарда. Воротничёк можно теперь подшивать "стоечкой".

Вообще, годки в армии это самая нарядная и фронтовитая часть солдатского сообщества.
Естественно, эти вольности дорогого стоят, и правильный черпак скорее пойдёт сидеть на губу, чем застегнёт крючёк или возьмёт в руки тряпку, лопату... Разве что если вокруг будут только деды, и перепоручить работу будет некому. Впрочем, тоже не факт. По закону его никто не имеет право принудить работать.
Вспоминаю как приболел и попал в санчасть. А в санчасти был такой порядок, что выздаравливающие должны идти в сторовую с термосами, и приносить пищу на всех больных. Но, надо же такому случиться - среди больных не оказалось ни одного молодого... Три дня никто не ходил за едой в столовую))
Свои бойцы приносили порцухи, и это позволяло не протянуть ноги. На третий день появился молодой воин с температурой 40...и тут же был послан в столовую обвешанный бачками...

Вот типичный черпак. Виктор Ющенко)


4. Солдат, прослуживший полтора года. Дед.

Можно всё. Ремень носится "на яйцах", пуговицы могут быть расстёгнуты хоть все, подшиваться можно чёрными нитками. Работать нельзя категорически. Гонять молодых - тоже моветон. Этим должны заниматься злые черпаки. Все мысли только о дембеле, все интересы - подготовка дембельского альбома и дембельской формы.

5. Дембель. Тот же дед, но после приказа.

Одет демонстративно неряшливо. Ремень деревянный, которые забирается у годка в обмен на свой кожанный. При этом бляха распрямляется полностью. Как и кокарда. Эта категория солдат считает себя как бы гражданскими, и проявляется это, например, в том, что дембель не есть своё масло на завтрак, а отдаёт его молодым.
Строем ходить в общей колонне дембелю уже в лом, и делает он это только в случае крайней необходимости. Носит что попало, почти как "партизан (гражданский, призванный на переподготовку) При этом в каптёрке висит с иголочки дембельская форма с галунами и в бархате, готов дембельский дипломат, альбом и т.д.

Здравствуй свобода! С другой шкалой внешних проявлений иерархии))



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация