Административное приостановление деятельности в коап. Административное приостановление деятельности

Главная / Бизнес

Дисквалификация

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных лиц и лиц без гражданства.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных лиц и лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через гос. Границу РФ за пределы России.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации не может применяться к военнослужащим – иностранным гражданам.

Дисквалификация - заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Дисквалификация назначается судьей. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, заражения, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы,…либо в случае совершения адм. правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ, финансированию терроризма,…. Административное приостановление деятельности назначается (прекращается) судьей на срок до девяноста суток.

Административные взыскания подразделяются на основные и дополнительные. Возмездное изъятие и конфискация, а также административное выдворение за пределы РФ может устанавливаться и применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных взысканий, остальные - только в качестве основных (ст. 3.3 КоАП).

Административные взыскания следует отличать отмер административного пресечения, которые предшествуют применению административного взыскания и направлены на прекращение правонарушения.


В административном праве предусмотрена также такие процедуры, как:

- доставление ;

- административное задержание;

- личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

- изъятие вещей и документов;

- отстранение от управления тр. средством;

- мед. освидетельствование на предмет алк. опьянения;

- задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;

- арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

- привод;

- временный запрет деятельности.

Перечисленные меры взысканиями не являются, они применяется лишь в целях выяснения обстоятельств дела и выяснения личности задержанного.

Обычно административному задержанию подвергаются лица, подозреваемые в совершении преступления или в силу обстоятельств замешанные в тех или иных противоправных деяниях. Срок административного задержания может длиться не более трех часов. В некоторых случаях срок административного задержания может длиться 48 часов. Задержанию сопутствуют личный досмотр и досмотр вещей задержанного с обязательным составлением протокола в присутствии не менее двух понятых.

Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим взыскание в течение установленного срока.

Применять административные взыскания могут должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления.

Особую область представляетадминистративная ответственность организаций. Организации признаются субъектами нарушений, влекущих административную ответственность, если ими не соблюдаются нормы земельного, налогового законодательства, законодательства об охране окружающей среды, нарушаются требования государственных стандартов в области строительства, санитарных норм и т.д. Основной мерой административной ответственности, применяемой к организациям, является штраф. Кроме штрафа, возможно приостановление действия лицензии на осуществление строительной деятельности или на право торговли сроком до трех месяцев.

Общие выводы. Административное право занимает особое место в системе права Российской Федерации. Если конституционное право закладывает основные принципы деятельности государственного механизма, то административное право приводит этот механизм в действие, непосредственно закрепляет существующую систему органов исполнительной власти, регулирует государственную деятельность в области внутреннего управления и вытекающие из этой деятельности юридические отношения между властью и гражданами. Административное право закрепляет права личности, дает гражданам гарантии защиты от произвола должностных лиц, устанавливает контроль за деятельностью государственной администрации.

Без управления не может существовать ни одно государство. Анархия и произвол - прямой путь к самоуничтожению общества и государства. История показывает: чем сильнее государственная власть, чем спокойнее и целеустремленнее действуют исполнительные органы, доводя свою волю до законопослушных граждан, обязанных непременно исполнять все законы, тем сильнее, могущественнее держава. Такие государства могут гордиться не только своим внутренним порядком, но и определять мировой порядок в целом, так как они не на словах, а на деле являются великими державами.

Самым неблагоприятным исходом разрешения дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе так называемых , является назначение наказания, налагаемого на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, в виде административного приостановления деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Причем для производственных предприятий запрет использования своего имущества означает полное прекращение деятельности на период исполнения наказания.
Данный вид административного наказания устанавливается на срок до 90 суток (ч. 2 ст. 3.12 КоАП РФ).
Известны случаи, когда установление ограничительных мер в виде запрета на оборот производимой организацией продукции отождествляется с фактическим приостановлением деятельности. Объектом запрета выступает не только деятельность по реализации конкретных товаров. Из оборота исключаются также товары как имущество организации.

Пример. По смыслу Постановления ФАС Уральского округа от 03.05.2007 N Ф09-3183/07-С1 любые ограничительные меры, в том числе применяемые контрольно-надзорными органами, включающие признаки административного приостановления деятельности как одного из видов наказания за совершение административного правонарушения, являются обстоятельством, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела, и его установление вменяется в обязанность суда. Если нормальная работа организации или ее структурного подразделения становится затруднительной или невозможной вследствие применения санкций, подпадающих под определение ст. 3.12 КоАП РФ, такие действия должны квалифицироваться как административное приостановление деятельности. Правовыми последствиями несоблюдения порядка его назначения в силу ст. ст. 4.1 и 30.7 КоАП РФ должны быть признание соответствующего акта должностного лица незаконным и отмена введенных им ограничений.

Условия назначения наказания в виде приостановления деятельности

Законодатель установил закрытый перечень случаев, допускающих возможность назначения наказания в виде административного приостановления деятельности. Первым условием назначения этого наказания является общественно значимый характер противоправных действий организации, продолжение работы которой несет риск причинения ущерба жизни, здоровью или имуществу иных лиц, нарушения их прав и законных интересов. Но именно это и выступает фактором, позволяющим заморозить работу если не всей организации, то хотя бы отдельных зданий и сооружений под предлогом придания им статуса аварийных.
В соответствии со ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Согласно ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений самим правонарушителем и другими лицами. Наказание не может иметь своей целью нанесение вреда деловой репутации юридического лица.
Таким образом, вторым условием назначения административного приостановления деятельности является отсутствие возможности предупредить совершение очередного правонарушения иными предусмотренными законом способами. Доказательство противоположного (в том числе путем указания на малозначительность последствий правонарушения или совершение его впервые) может служить весомым аргументом в пользу организации, подвергшейся рейдерской атаке.
Производство по делу об административном правонарушении, совершенном организацией или индивидуальным предпринимателем, начинается после обнаружения должностным лицом, проводящим контрольные мероприятия и уполномоченным составлять протокол об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. О совершении административного правонарушения составляется протокол (ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ). По общему правилу, закрепленному в ст. 28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующего органа.
Такую роль, предполагающую негласное участие в корпоративных конфликтах, зачастую играют органы государственного противопожарного, потребительского, технического надзора. Предприятия общественного питания, производства продовольственных товаров или торговли ими наиболее подвержены риску назначения внеплановых проверок со стороны санитарно-эпидемиологических служб. Наконец, выявление государственной инспекцией труда фактов нарушения требований охраны труда, а равно иных признаков состава правонарушения, предусмотренного ст. 5.27 КоАП РФ, также может стать основанием для приостановления деятельности организации под предлогом защиты трудовых прав ее работников.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях

Основная масса дел об административных правонарушениях рассматривается судьями, а также должностными лицами органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов. Исходя из ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ назначение наказания в виде административного приостановления деятельности является исключительной прерогативой судебных органов. Однако по смыслу ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ указанные в ней дела об административных правонарушениях, допускающие возможность административного приостановления деятельности, рассматриваются судьями только в случае, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком правонарушении, передают его на рассмотрение судье.
Обязанность по направлению протокола в суд возлагается на лицо, составившее данный протокол, а в случае его отсутствия - на лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении (см. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2005 года, утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 01.03.2006). Сам факт такой передачи не означает, что судья должен назначить наказание исключительно в виде приостановления деятельности (см. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года, утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07.03.2007).
Существенный недостаток сложившейся практики разрешения дел о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности - слепое следование судами выводам надзорных органов, изложенным в протоколе об административном правонарушении и иных прилагаемых к нему материалах. Судьи не обладают специальными знаниями в технических областях, что не позволяет им объективно оценивать фактическую опасность того или иного объекта, характер причинно-следственных связей между допущенными нарушениями нормативных предписаний и вменяемым организации противоправным деянием. Если владельцы бизнеса сами не побеспокоятся о проведении независимой экспертизы рассматриваемых судом вопросов, исход дела с большой долей вероятности будет зависеть от выводов, сделанных проверяющими и ожидаемых "заказчиками процесса".

Отличие административного приостановления деятельности от временного запрета деятельности

Административное приостановление деятельности как вид административного наказания следует отличать от временного запрета деятельности, который представляет собой меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении. В соответствии с ч. 1 ст. 27.16 КоАП РФ временный запрет деятельности заключается в кратковременном, установленном на срок до рассмотрения дела судом прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
Временный запрет может применяться, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности. Срок временного запрета деятельности согласно ч. 1 ст. 27.17 КоАП РФ не должен превышать пяти суток. Как следует из законодательного определения, объектом временного запрета не может являться деятельность организации в целом. В отношении деятельности индивидуальных предпринимателей он и вовсе неприменим.
Согласно ч. 2 ст. 27.16 КоАП РФ временный запрет деятельности осуществляется должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении. Это также отличает его от административного приостановления деятельности. Несмотря на то что временный запрет деятельности применяется исключительно по усмотрению должностного лица, инициирующего привлечение организации к ответственности, протокол о его введении должен быть направлен в суд в любом случае. Данная мера обеспечения производства неразрывно связана с возможностью назначения административного приостановления деятельности (см. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2005 года, утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 01.03.2006). Хозяйствующим субъектам нужно помнить об этом, поскольку сложившаяся практика исходит из принципа целостности и соразмерности мер обеспечения производства и потенциально допускаемых законом видов санкций за вменяемое правонарушение.

Исполнение постановления об административном приостановлении деятельности

Постановление судьи об административном приостановлении деятельности исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после его вынесения (ч. 1 ст. 32.12 КоАП РФ). Приостановление действия такого постановления в случае обжалования его лицом, привлеченным к ответственности, а равно предоставление отсрочки его исполнения действующим законодательством не предусмотрено. Подобная оперативность и относительная бесповоротность выгодны рейдерам: наличие или отсутствие времени в корпоративных конфликтах играет едва ли не главную роль. Таким образом, успех в деле защиты прав организации зависит в первую очередь от неотложных действий самой организации, связанных либо с обжалованием постановления суда первой инстанции, либо с устранением указанных в нем нарушений.
Порядок исполнения назначенного наказания регламентируется ч. 2 ст. 32.12 КоАП РФ. При административном приостановлении деятельности производится наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс; применяются другие меры по исполнению названных в постановлении мероприятий, необходимых для исполнения административного наказания. Производство всех этих действий суды определяют как момент фактического приостановления деятельности организации, от которого начинает исчисляться срок исполнения наказания (см. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2005 года, утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 01.03.2006). Следует учитывать, что срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности, поскольку обе процессуальные категории имеют аналогичные последствия.
В ряде случаев привлечение лица к данному административному наказанию имеет более пагубные последствия, чем может показаться на первый взгляд. В силу ст. 13 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" после вынесения судьей решения об административном приостановлении деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований лицензирующий орган в течение суток со дня вступления решения в законную силу приостанавливает действие лицензии на срок административного приостановления деятельности лицензиата. Наличие у организации специальной правоспособности порождает дополнительные рычаги воздействия на ее руководство посредством лишения хозяйствующего субъекта возможности осуществлять профильную деятельность и разрушения системы сбыта произведенной продукции. Примером могут служить захваты предприятий горнодобывающей и горно-обогатительной отраслей.
Особый характер административного приостановления деятельности организации в целом обусловливает проблемы, связанные с определением способов надлежащего исполнения административного наказания. Этим стоит воспользоваться "обороняющейся" стороне.
Так, полное приостановление деятельности организации означает запрет на осуществление производственной, торговой, посреднической и любой иной хозяйственной деятельности. Однако на практике реализовать подобные меры зачастую не представляется возможным. Более того, абсурдно требовать от организации приостановить работу бухгалтерии, запретить получать доходы от переданного в аренду имущества или погашать имеющуюся кредиторскую задолженность, тогда как все эти действия происходят в рамках обычной коммерческой деятельности.
Наконец, неоправданное опечатывание помещений организации создает непреодолимые препятствия для устранения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, и досрочного прекращения административного приостановления деятельности. Следовательно, это никоим образом не отвечает целям административного наказания, одновременно нивелируя положения ч. 3 ст. 3.12 и ч. 3 ст. 32.12 КоАП РФ.
Впрочем, такие ситуации отнюдь не безнадежны. Все вопросы можно разрешить, уточнив объект, деятельность или эксплуатация которого подлежат приостановлению, путем анализа судебного предписания. Если привлечение к административной ответственности вызвано характером деятельности, создающей опасность для окружающих, необходимо конкретизировать вид деятельности, осуществление которой запрещено. Если организация или ее структурное подразделение расположены в здании или помещении, не отвечающем требованиям охраны труда или правилам противопожарной безопасности, надлежит указать на приостановление любого рода деятельности в пределах данного здания или помещения, а также обеспечение условий, препятствующих проникновению в них работников организации и других лиц.
Если вышеназванные методы не позволяют найти выход из сложившейся ситуации, судебный пристав-исполнитель или сама организация, привлеченная к административной ответственности, вправе на основании ст. 31.8 КоАП РФ обратиться к судье, вынесшему постановление о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности, с вопросом о разъяснении способа и порядка его исполнения.
Сложности исполнения данного вида административного наказания со стороны организаций и судебных приставов-исполнителей не ограничиваются определением его содержательной части. Согласно ч. 2 ст. 32.12 КоАП РФ при административном приостановлении деятельности не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения. Подобные ограничения установлены прежде всего в целях обеспечения непрерывной работы социально значимых предприятий и учреждений. В частности, невозможно остановить работу предприятия топливно-энергетического комплекса или организации, отвечающей за городские пассажирские перевозки, без ущерба для населения.
В вышеуказанных случаях судебные приставы-исполнители вынуждены, руководствуясь ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", выносить постановления об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа органу, назначившему наказание в виде административного приостановления деятельности, за невозможностью его исполнения. Если такие действия не совершаются, организация вправе обратиться в суд или к вышестоящему приставу-исполнителю с жалобой на бездействие должностных лиц, исполняющих наказания, в порядке ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации или ст. 123 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
В соответствии с ч. 3 ст. 3.12 КоАП РФ судья на основании ходатайства организации или индивидуального предпринимателя досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для его назначения.
Как показывает практика, возможность быстрее возобновить деятельность стимулирует правомерное поведение только добросовестных хозяйствующих субъектов. Административное приостановление деятельности имеет место в течение ограниченного срока, по окончании которого (независимо от фактического устранения обстоятельств, послуживших основанием привлечения к административной ответственности) исполнение наказания прекращается. Достижение цели административного наказания в таком случае не имеет для законодателя решающего значения.
И все же, поскольку срок административного приостановления деятельности истек, а правонарушение не устранено, стоит говорить о новом административном правонарушении, при выявлении которого должностное лицо контролирующего органа должно составить новый протокол об административном правонарушении с последующим его направлением в суд (см. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2005 года, утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 01.03.2006).
В заключение хотелось бы отметить, что наиболее надежным способом, позволяющим максимально обезопасить организацию от претендующих на ее активы третьих лиц, не упускающих возможности воспользоваться административным ресурсом, является осуществление предпринимательской деятельности в строгом соответствии с действующим законодательством. В противном случае административное приостановление деятельности вкупе с запретом использовать имущество за совершенное хозяйствующим субъектом, пусть даже по неосторожности, правонарушение может стать весьма действенным средством в руках рейдеров и привести к недружественному поглощению.

Административное наказание - это установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, которая применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 3.2 КоАП РФ административное приостановление деятельности является видом административного наказания за совершение административных правонарушений.

В ст. 3.12 КоАП РФ указано, что административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении:

Деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков;

Эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений;

Осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Максимальный срок, на который может быть установлено административное приостановление деятельности, составляет 90 суток (ч. 2 ст. 3.12 КоАП РФ).

Административное приостановление деятельности применяется при угрозе:

  • жизни или здоровью людей;
  • возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами;
  • наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы;
  • причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.

Одной из распространенных причин административного приостановления деятельности компании является несоблюдение норм и правил пожарной безопасности (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ). Ведь требование соблюдения указанных норм касается всех компаний и не имеет отраслевой принадлежности. В то время как, например, нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения относится к организациям общественного питания (ст. 6.6 КоАП РФ).

Примечание. Согласно п. 1 ст. 30.12 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может обжаловать вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении. Принятие положительного решения по жалобе дает юридическому лицу право на возмещение причиненного вреда.

Постановление о временном прекращении деятельности организации выносится судьями районных судов на основании протоколов об административных правонарушениях, составленных уполномоченным должностным лицом в соответствии с нормами ст. 28.3 КоАП РФ (ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ). Постановление судьи исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после его принятия (ч. 1 ст. 32.12 КоАП РФ). Судебные приставы действуют в присутствии понятых, а при необходимости - при содействии сотрудников органов внутренних дел (ст. 109 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"). По окончании исполнения постановления приставы составляют акт.

В соответствии с ч. 2 ст. 32.12 КоАП РФ при административном приостановлении деятельности могут производиться следующие действия:

  • опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс;
  • наложение пломб;
  • иные действия, обеспечивающие исполнение административного приостановления деятельности.

При административном приостановлении деятельности не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения.

Проведение мероприятий судебным приставом-исполнителем не означает, что организация не может ничего предпринять. Ей следует приложить все усилия для исправления допущенных нарушений. Ведь срок, на который можно приостановить деятельность компании, достаточно велик - 90 суток.

Поэтому ее руководителю необходимо издать соответствующие организационно-распорядительные документы, в которых указываются:

  • дата, с которой деятельность компании административно приостанавливается;
  • мероприятия, направленные на исправление нарушений, и их сроки;
  • лица, ответственные как за исполнение предусмотренных мер, так и за контроль над их выполнением.

При издании приказа о приостановлении деятельности руководитель компании должен предусмотреть, чтобы все работники, которых касается этот приказ, были с ним ознакомлены. Поэтому в данном документе следует прописать обязанность руководителей подразделений довести информацию, содержащуюся в нем, до подчиненных.

Если компания своевременно выполнит работы по устранению обстоятельств, явившихся причиной для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, то у нее есть возможность досрочно возобновить деятельность . Для этого организации нужно подать в суд ходатайство, на основании которого он может прекратить исполнение наказания (ч. 3 ст. 3.12 КоАП РФ).

При этом суд обязан запросить заключение должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, об устранении или неустранении названных обстоятельств. Заключение дается в письменной форме. В нем указываются факты, свидетельствующие об устранении или о неустранении нарушителем обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде приостановления деятельности. Заключение не является обязательным для судьи и анализируется в порядке, установленном в ст. 26.11 КоАП РФ. Несогласие судьи с заключением должно быть мотивированно.

После исследования представленных документов судья выносит постановление о прекращении исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности или об отказе в удовлетворении ходатайства (ч. 4 ст. 32.12 КоАП РФ).

Дата возобновления деятельности компании, ее филиала, представительства, структурного подразделения, производственного участка указывается в постановлении о досрочном прекращении исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности. В данном постановлении также указывается дата возобновления эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Приставы контролируют исполнение нарушителем судебного постановления об административном наказании. В случае возобновления компанией деятельности до окончания срока ее приостановления пристав вправе оштрафовать нарушителя.

По истечении срока приостановления деятельности судебный пристав-исполнитель обязан отменить меры по исполнению наказания и вынести постановление об окончании исполнительного производства. Если же срок административного наказания истек, а нарушения не устранены, то пристав не вправе продлевать срок наказания. В этом случае будет иметь место новое нарушение, о совершении которого вновь составляется протокол об административном правонарушении (п. 7 Письма ВС РФ от 06.03.2006 N 1936-5/общ).

Временный запрет деятельности

Судебное производство требует времени. Поэтому до того момента, когда будет вынесено судебное постановление о приостановлении деятельности, применяется особая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении. А именно временный запрет деятельности (ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ).

Примечание. Временный запрет деятельности может применяться, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности (ч. 1 ст. 27.16 КоАП РФ).

Эта мера заключается в кратковременном прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг (ч. 1 ст. 27.16 КоАП РФ).

Временный запрет деятельности осуществляется должностным лицом, имеющим на это специальные полномочия в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ. При этом оформляется соответствующий протокол, который направляется в районный суд вместе с протоколом об административном правонарушении. Руководителю предприятия вручается копия протокола, на основании которой им издается соответствующий приказ об остановке деятельности.

Срок временного запрета деятельности не должен превышать пять суток (ч. 1 ст. 27.17 и ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ). Этот срок исчисляется не с момента составления протокола, а с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг (ч. 2 ст. 27.17 КоАП РФ). При этом срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности (ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ).

Андреева Любовь Александровна

канд. юрид. наук, доцент филиала Российского государственного гуманитарного университета, г. Великий Новгород

Богданов Анатолий Геннадьевич

Адвокат коллегии адвокатов «Защитник»

г. Великий Новгород

Административно-правовая политика в области административной ответственности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц направлена на упорядочение деятельности этих лиц. Согласно нормам Гражданского кодекса РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность . Вместе с тем самостоятельность не означает, что предприниматель вправе не соблюдать и игнорировать нормы действующего законодательства. Деятельность нарушителей установленного порядка подлежит принудительному приостановлению. В связи с чем возникает вопрос, который требует уточнения понятия приостановления деятельности индивидуального предпринимателя и юридического лица, в том числе, по-сути является ли приостановление деятельности мерой наказания либо является мерой пресечения правонарушения.

Административное наказание - это установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, которая применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами (ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ ). Если это административное наказание, следовательно, необходимо определить субъекты, которые подвергаются этому наказания. В соответствии со статьей 3.2 КоАП РФ административное приостановление деятельности является видом административного наказания за совершение административных правонарушений, и назначать его вправе только суд и применяет к индивидуальному предпринимателю либо юридическому лицу. Представляется, что понятие наказуемого более чем «размытое», и следует уточнить, а кто именно наказан и виновен в совершенном правонарушении. Юридическое лицо - сложное понятие и включает в себя несколько субъектов, которые взаимосвязаны и взаимозависимы в составе юридического лица, в том числе учредители, директор и администрация и, наконец, трудовой коллектив данного предприятия.

Законодатель в статье 3.12 КоАП РФ указал, что административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении: деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков; эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений; осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Максимальный срок, на который может быть установлено административное приостановление деятельности, составляет 90 суток (ч. 2 ст. 3.12 КоАП РФ ). Фактически приостановление (фактическое прекращение деятельности на какой-то период), когда предприятие не работает, наступают негативные последствия: не выплачивается заработная плата работникам, не будут выплачиваться налоги, платежи в различные фонды. Таким образом, подвергаются наказанию субъекты, которые невиновны в совершении данного правонарушения, и даже не подозревали, что такая ситуация может произойти, причем не могли повлиять на данную ситуацию. Ответственность учредителя также минимизируется, так как он, в основном, напрямую не связан с производственной деятельностью, не признает себя виновным. Административное приостановление деятельности применяется при угрозе: жизни или здоровью людей; возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами; наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы; причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды, однако административный орган оценивает угрозу и устанавливает сроки для устранения нарушений.

Вместе с тем, законодатель распространил применение данного наказания и на другие правонарушения, в значительной степени отличные по составу, в частности по квалификации объективной стороны нарушения. В частности, деятельность организации может быть приостановлена в случае совершения административного правонарушения в области: оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности; правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах); порядка управления; общественного порядка и общественной безопасности; градостроительной деятельности. В целом, перечисленные составы административных правонарушений могут быть сформулированы в отдельных статьях КоАП РФ. Совмещение разных по составу правонарушений приводит в «неточному» смыслу квалификации понятия «угрозы жизни или здоровью людей», которая не охватывает нарушения правил привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности либо нарушения иностранными организациями ограничений на осуществление отдельных видов деятельности.

Постановление о временном прекращении деятельности организации выносится судьями районных судов на основании протоколов об административных правонарушениях, составленных уполномоченным должностным лицом в соответствии с нормами статьи 28.3 КоАП РФ (ч. 3ст. 23.1 КоАП РФ ).Причем меры устанавливаются одновременно с обращением в суд о наказании в виде приостановления деятельности. Например, в ситуации, когда до рассмотрения дело нарушение уже устранено, а суд наказывает юридическое лицо, приостановив деятельность, либо прекращает дело, или все-таки наказывает штрафом, так как на определенное время нарушение было совершено повторно, либо рассматривает как новое правонарушение и отказывает в приостановлении деятельности. Эта ситуация дает возможность при совершении одного и того же административного правонарушения, применять широкий спектр мер, практически подменяя законодателя, и толковать нормы практически самостоятельно, без учета основного квалифицирующего признака - угрозы жизни и здоровью, в том числе и работникам предприятия. Однако угроза жизни и здоровья работникам предприятия не рассматривается вообще, наоборот работники предприятия терпят материальные и моральные наказания, им не выплачивается заработная плата, а срок 90 дней представляет собой значительный срок в календарном году. Это, зачастую, приводит к социальной напряженности и иным тяжким последствиям. Таким образом, терпят наказание невиновные лица, как непосредственно, так и опосредованно, отсутствуют трудовые гарантии и компенсации.

Следует отметить, что орган, установивший нарушение сам решает вопрос - направлять или нет материалы в суд. В тоже время в статье 29.10 КоАП РФ указывается, что суд самостоятельно определят мероприятия, обеспечивающие исполнение судебного постановления. Таким образом, первый самостоятельно решает вопрос о направлении материалов в суд, суд самостоятельно принимает решение о приостановлении деятельности, а затем самостоятельно определяет мероприятия о приостановлении. Это представляет последовательность нескольких не связанных решений, что в целом, противоречит принципам административного права и целям наказания. В соответствии с частью 2 статьи 32.12 КоАП РФ при административном приостановлении деятельности могут производиться следующие действия: опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс; наложение пломб; иные действия, обеспечивающие исполнение административного приостановления деятельности. На практике суд принимает единственное решение - приостанавливает деятельность юридического лица, тем самым устанавливая причины и вину юридического лица, не вдаваясь в сам состав правонарушения, не установив в основном офисе, либо филиале совершено правонарушение, либо опасно для жизни и здоровья населения использование отдельных средств, механизмов, оборудования. Нередко действия приставов-исполнителей, опечатавших помещения, препятствуют работе бухгалтерии, отделов кадров и других подразделений, тем самым лишая юридическое лицо выполнить требования закона в отношении работников предприятия. Руководителю предприятия необходимо издать соответствующие распорядительные документы, в которых указываются дата, с которой деятельность компании административно приостанавливается; мероприятия, направленные на исправление нарушений, и их сроки; лица, ответственные как за исполнение предусмотренных мер, так контроль за их выполнением. Из данной ситуации следует, что имеются многочисленные пробелы в законодательстве, которые требуют восполнения и толкования.

При административном приостановлении деятельности не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения. Вместе с тем, это положение не нашло четкого отражения в нормах закона, а Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении № 5 от 24 марта 2005 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»(в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 25.05.2006 № 12, от 11.11.2008 № 23, от 10.06.2010 № 13)дает толкование с точки зрения суда, не вдаваясь в суть цели наказания в виде приостановления деятельности.

Судом может быть принято решение о возобновлении деятельности компании, ее филиала, представительства, структурного подразделения, производственного участка, указывается в постановлении о досрочном прекращении исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, устанавливается дата. В данном постановлении также указывается дата возобновления эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Одной из распространенных причин административного приостановления деятельности предприятия является несоблюдение норм и правил пожарной безопасности (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ ). Требование соблюдения правил пожарной безопасности распространяется на все предприятия и не имеет отраслевой принадлежности. В то время как, например, нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения относится к организациям общественного питания (ст. 6.6 КоАП РФ ).

Судебное производство требует времени. Поэтому до того момента, когда будет вынесено судебное постановление о приостановлении деятельности, применяется особая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, а именно временный запрет деятельности (ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ ). Срок временного запрета деятельности не должен превышать пять суток (ч. 1 ст. 27.17 и ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ ). При этом срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности (ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ ). Следовательно, мера пресечения о приостановлении деятельности и наказание в виде приостановления деятельности, практически, идентичны. Применение приостановления деятельности и по другим поводам, указанным в данной статье также сомнительны, а для предпринимательства такой вид наказания неэффективен и может привести к состоянию банкротства.

Статья 3.12. КоАП РФ указывает, что административное приостановление деятельности применимо, если менее строгие виды административного наказания не могут обеспечить достижение цели административного наказания . Применение административного приостановления деятельности при рассмотрении дел об административных правонарушениях законодатель возложил на судей федеральных районных судов и арбитражных судей. Однако, исследовав применение данной нормы, авторы полагают целесообразным исключение ее из КоАП РФ.

Рассматривая административное приостановление деятельности, необходимо обратить особое внимание на установленный максимальный срок административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, но не указан минимальный срок. В связи с этим, представляется, что максимальный срок в 90 суток и отсутствие минимального срока, способствует применению данного наказания без учета вины и конкретных обстоятельств дела. Безусловно, административное приостановление деятельности как наказание является наиболее строгим и его назначением применяется в случаях угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды, однако, отсутствие низшего предела приводит к необъективной оценке деяния. Соответствующие дополнения и изменения, внесенные в отдельные статьи Особенной части КоАП РФ, существенно ужесточили санкции. Однако законодатель оставил без ответа вопрос о последствиях такого сурового наказания, если и после установленного 90-суточного срока приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица обстоятельства, послужившие основанием, предусмотренным для назначения наказания, не будут устранены. В этой ситуации налагается новое административное наказание, и административный процесс начинается вновь.

Следует учитывать, что существует несколько оснований исключающих применение мер административной ответственности, указанных в статье 227 КоАП РФ , которые исключают производство по делам административных правонарушений. Такими обстоятельствами являются: отсутствие события правонарушения, отсутствие состава правонарушения, издание акта, устраняющего применение административного взыскания, истечение сроков наложения административного взыскания либо привлечение по тому же факту к административной ответственности (постановление о наложении административного взыскания, неотмененное постановление о прекращении дела об административном правонарушении либо наличие по факту уголовного дела). В частности Пленум Верховного суда РФ указал, что наказание в виде административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица может быть назначено судьей районного суда лишь в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, что должно быть мотивировано в постановлении по делу об административном правонарушении (абзац второй части 1 статьи 3.12, пункт 6 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ). При назначении этого наказания надлежит учитывать характер деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, характер совершенных ими действий (бездействия), а также другие обстоятельства, влияющие на создание условий для реальной возможности наступления негативных последствий для жизни или здоровья людей, обстоятельства угрозы причинения вреда, должны быть указаны судьей в постановлении по делу об административном правонарушении . В постановлении по делу судья обязан решить вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения его исполнения, которые в зависимости от обстоятельств каждого дела могут заключаться во временном прекращении эксплуатации тех агрегатов, объектов, зданий или сооружений, принадлежащих индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, либо во временном прекращении осуществления индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, его филиалами, представительствами, структурными подразделениями, производственными участками тех видов деятельности (работ), оказания услуг, от которых исходит угроза причинения вреда охраняемым общественным отношениям (абзац второй части 2 статьи 29.10 КоАП РФ ).

Иными обстоятельствами являются отсутствие состава административного правонарушения, т. е. отсутствуют признаки, которые образуют в своей совокупности состав правонарушения, отграничивающее правонарушение от деяния, которое им не является.

Административное приостановление деятельности осуществляется по решению суда в том случае, если создается угроза жизни и безопасности людей. Доказывание наличия на объекте реальной угрозы жизни и безопасности людей, в соответствии с требованиями КоАП РФ, лежит на органах, установивших наличие административного правонарушения. Само по себе перечисление в административном протоколе допущенных нарушений не является доказательством наличия реальной угрозы жизни и безопасности людей. Без проведения, например, пожарно-технической экспертизы установить величину риска не представляется возможным При рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в ст. 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

Субъективную сторону административного правонарушения составляет отношение лица к совершенному им деянию, то есть наличие вины в форме умысла или неосторожности. При этом административное приостановление деятельности возможно только при повторном совершении хотя бы одного из подобных правонарушений, то есть при установлении умысла. При внесении изменений в ст. 20.4 КоАП РФ дело может стать неподведомственным и неподсудным районному суду, т. к. приостановление деятельности, как исключительный вид наказания возможно исключительно судом и только при повторном совершении хотя бы одного из перечисленных в статье 20.4 КоАП РФ нарушений . Требование о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности зачастую неопределенно и направлено на прекращение деятельности юридического лица в целом. При назначении дела к слушанию судья должен выяснить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении и оформлены иные материалы дела. В случае применения временного запрета деятельности, дело должно быть рассмотрено судьей не позднее пяти суток с момента фактического прекращения деятельности по эксплуатации и в остальных случаях дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела . Зачастую требование закона судом не выполняется, дела назначаются с заведомо нарушенным сроком в 1 месяц.

Таким образом, можно сделать вывод, что сущность административной ответственности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в виде приостановления деятельности, требует исключения данного наказания из состава административных наказаний, сохранив административное приостановление деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в исключительных случаях, только при установлении факта угрозы жизни и здоровью людей, в том числе работников предприятия, только судом, и только в качестве меры пресечения. Этот срок должен определяться временем необходимым для устранения допущенного нарушения. Необходимо восполнить пробел в системе наказаний по данной категории административных правонарушений. Таким образом, система административной ответственности требует дальнейшего совершенcтвования, как мер административного пресечения, так и мер административного наказания, замены одних, изживших себя форм административной ответственности другими, имеющими предупредительное значение.

Список литературы:

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации по состоянию на 01.05.2011 - [Электронный ресурс] Режим доступа - КонсультантПлюс - 2011

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // [Электронный ресурс]. Режим доступа. - КонсультантПлюс. ВерсияПроф - М., 2011

3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 июня 2010 г. № 13 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда РФ» - Режим доступа. - URL: http://www.supcourt.ru/

4. Федеральный закон РФ от 03.06.2011 № 120-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам пожарной безопасности» - Режим доступа. - URL: http://base.consultant.ru/

5. Федеральный закон РФ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» - Режим доступа. - URL:

Степень ответственности зависит от серьезности проступка. Рассмотрим далее два наиболее распространенных типа санкций.

Общие сведения

В отношении субъектов, совершивших правонарушение, предусмотренное статьями КоАП, наряду с другими санкциями может осуществляться:

  • дисквалификация;

Практика последних лет показывает, что последнее используется достаточно часто. Обязанность по исполнению соответствующих постановлений возлагается на ФССП.

Административное приостановление деятельности

Определение этого типа санкций разъясняется в ст. 3.12 КоАП. Административное приостановление деятельности – вид административного наказания, предполагающий временное прекращение работы коммерческих/некоммерческих субъектов. К ним относят ПБЮЛ, компании, их филиалы, структурные подразделения, производственные участки, представительства. Деятельностью, которая может попасть под запрет, может быть в числе прочего эксплуатация объектов, агрегатов, сооружений/зданий, оказание услуг, производство отдельных работ.

Типы нарушений

В ст. 5.27 КоАП определено, что административное приостановление деятельности применяется в случаях, когда функционирование фирмы несет угрозу здоровью/жизни граждан. Другими словами, временный запрет может налагаться при выявлении грубых нарушений требований пожарной безопасности и предписаний по обеспечению охраны труда, когда сотрудники подвергаются действительной опасности. Законодательство допускает административное приостановление деятельности на срок до 90 дней. Предприятие может привлекаться к ответственности при допущении ею нарушений в сферах:


Важный момент

Административное приостановление деятельности устанавливается в случаях, предусмотренных нормами Особой части КоАП. Такая ответственность предполагается и тогда, когда менее строгие санкции являются недостаточными для нарушителя. К виновному субъекту для обеспечения производства по делу может применяться временный запрет на осуществление деятельности.

Общие правила

Порядок административного приостановления деятельности определяется в ст. 109 ФЗ № 229 В соответствии с общим правилом, постановление судьи реализуется немедленно после вынесения. Следовательно, в качестве срока исполнения выступает дата возбуждения производства. По ч. 14 статьи 30 указанного выше Закона, период для добровольной реализации постановления суда не предусмотрен. Административное приостановление деятельности организации предполагает опечатывание помещений, кассы, мест хранения продукции и прочих материальных ценностей, наложение пломб. Данные мероприятия проводятся с учетом пункта 2 ст. 32.12 КоАП. Законодательство допускает предпринимать и иные меры по реализации предписаний, указанных в постановлении. Так, после разбирательства дела одной из школ, суд вынес решение, предусматривающее административное приостановление деятельности учреждения в связи с низкой температурой в классных помещениях. Директор учебного заведения издал соответствующий указ во исполнение постановления. После этого в школе была начата работа по восстановлению надлежащего температурного режима.

Ответственность субъектов за неисполнение постановления

Законодательство предусматривает административное наказание для предприятий, не выполняющих предписания пристава. В случае злостного уклонения от данной обязанности представителей власти, госслужащими, сотрудниками территориальных органов самоуправления, муниципального/государственного учреждения, коммерческого или иного предприятия законодательство допускает привлечение виновных к уголовной ответственности. Данное положение действует и в отношении субъектов, препятствующих исполнению судебного постановления, предусматривающего административное приостановление деятельности.

Прекращение санкции

Административное приостановление деятельности юридического лица или иного субъекта, привлеченного к ответственности, завершается после истечения определенного законом периода в 90 дн. До этого момента пристав контролирует соблюдение должником вмененных ограничений. Законодательство предусматривает случаи, когда административное приостановление деятельности может быть снято до истечения указанного периода. Это допускается, когда обстоятельства, ставшие основаниями привлечения к ответственности, устранены. Досрочное прекращение предусматривается 3-м и 4-м пунктами ст. 32.12 КоАП. Принятие соответствующего решения осуществляется судом в течение 5 дней с даты получения ходатайства от должника. При рассмотрении заявления уполномоченная инстанция запрашивает заключение об устранении либо неустранении обстоятельств, которые стали основанием привлечения виновного к ответственности.

Невозможность исполнения

Несомненно, субъект, привлеченный к ответственности, будет стремиться к снятию с него санкций. Однако устранить выявленные нарушения не во всех случаях представляется возможным. Как выше было сказано, административное приостановление деятельности предполагает опечатывание помещений и наложение пломб. Это обстоятельство создает препятствия для исполнения судебных предписаний. Согласно п. 2 ст. 32.12 КоАП, не допускается применять меры, способные вызвать необратимые последствия для процесса производства, функционирования и сохранности жизнеобеспечивающих объектов. При получении постановления пристав может признать невозможность исполнения. По п. 4 ст. 73 ФЗ №229 в таком случае служащий возвращает ИЛ в суд либо иной орган, его выдавший. Так, например, если в постановлении предусматривается временная остановка эксплуатации здания районной больницы, являющейся единственным медучреждением на несколько десятков километров, такой документ не подлежит исполнению. Необходимо отметить, что санкция будет действовать по закону в течение 90 дн. По истечение этого периода, независимо от того, ликвидированы нарушения или нет, она прекращается. То есть, предприятие может возобновить работу до следующей проверки.

Дисквалификация

Эта санкция считается достаточно серьезной. Наказание вменяется также по решению суда. Эту санкцию законодательство допускает использовать в случаях, когда руководитель предприятия ранее уже был привлечен к ответственности за нарушение трудовых норм, и при проведении повторной проверки было выявлено, что обстоятельства не устранены либо совершен аналогичный проступок. Дисквалификация предполагает запрет на осуществление деятельности субъектом в течение 1-3 лет. По ст. 5.27 КоАП, гражданин на протяжении этого периода не может выполнять руководящие функции в некоммерческих и коммерческих структурах. Проще говоря, он не вправе быть директором, начальником филиала/представительства или их заместителем. При вынесении судебного постановления о дисквалификации, сотрудника необходимо освободить от руководящей должности и перевести на работу, которая не связана с исполнением управленческой функции.

Последствия

При приеме руководителя на работу, наниматель обязан убедиться в том, что кандидат не лишен права исполнять управленческие функции. В ФНС РФ создана информационная база, в которой в публичном доступе предоставлены соответствующие сведения. Запрос можно направить в любое территориальное подразделение службы. Выписка будет подготавливаться в течение 5 дн. Если при проверке будет обнаружено, что предприятием руководит дисквалифицированный директор, на фирму будет наложен штраф. Его размер может быть до 100 тыс. р. Что касается индивидуальных предпринимателей, то к ним также может применяться это наказание. При этом санкция не лишает гражданина статуса ИП. В данном случае дисквалификация предполагает только запрет на осуществление руководящей работы, медицинской или фармацевтической деятельности, а также связанной с проведением экспертиз промышленной безопасности. Основной санкцией для индивидуальных предпринимателей выступают штрафы.

Заключение

Предпринимательская и иная публичная деятельность регламентируется законодательными нормами. В правовых актах определены предписания, исполнение которых обязательно для всех субъектов. В КоАП предусматриваются разные виды наказаний. При нарушениях, не угрожающих жизнедеятельности людей, виновным вменяются, как правило, денежные взыскания. Однако если проступки будут признаны серьезными, то может последовать и более жесткое наказание. Задача субъектов хозяйствования, в первую очередь, состоит в недопущении нарушений. Если же возникли обстоятельства, выступающие в качестве основания для привлечения к ответственности, то их необходимо устранить по возможности в короткий срок. Тот факт, что приостановление деятельности по КоАП прекращается по истечении 90 дней, независимо от того, исправлены ли нарушения или нет, не говорит о том, что впоследствии не будут применены санкции. При очередной проверке неустраненные обстоятельства вновь будут выявлены. В этом случае субъект может быть дисквалифицирован или привлечен к уголовной ответственности. Безусловно, существуют случаи, когда устранить обстоятельства не представляется возможным. Для исключения таких ситуаций во время судебного разбирательства целесообразно оговорить вероятные препятствия и порядок исправления нарушений. Не следует забывать о том, что исполнение постановления осуществляется сразу же после его вынесения. Если в нем определено опечатывание помещений, то это будет произведено незамедлительно.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация