Влияние цвета на мозг человека. Психология цвета или как цвет влияет на поведение человека

Главная / Авто

Влияние цвета на человека доказано уже давно. Цвет способен регулировать наше настроение, эмоциональный фон и даже аппетит. В современной медицине даже появилось такое понятие, как метод цветотерапии. Он заключается в воздействии окрашенным светом на человека с целью его излечения от различных заболеваний.

Глядя на то, каким цветам человек отдает предпочтение в одежде, в какой гамме оформляет интерьер в своем жилище, можно немало рассказать о его характере и личных качествах. И наоборот – если человек знает, как цвета влияют на его состояние, он может сам «вытащить» себя из депрессии и настроить на позитивный лад.

Как влияет на человека красный цвет

Красный цвет является одним из самых агрессивных и «горячих» цветов. Он возбуждающе действует на психику человека, его символика богата и противоречива. Вот что символизирует красный цвет: кровь, огонь, агрессию, вражду, – и одновременно богатство, жизненную энергию, власть, самореализацию. Также он является символом революционных действий и борьбы за независимость. Неслучайно цезари в Римской империи одевались в пурпурные одеяния, спартанские воины перед боем надевали красную форму, а в древнем Египте красный цвет символизировал дух зла.

В современном мире красный цвет предпочитают волевые, энергичные, деятельные, импульсивные, уверенные в себе люди. Как правило, они оптимистичны, умеют добиваться поставленных целей, но при этом немного упрямы. Среди отрицательных черт людей, предпочитающих красный, выделяют резкость, нетерпимость к критике, неприятие каких-либо советов, чрезмерный максимализм.

Женщины, отдающие предпочтение этому цвету, любят быть в центре внимания у противоположного пола, они уверены в своей красоте и не терпят конкуренции. Мужчины легко строят карьеру, из них получаются хорошие руководители.
Влияние красного цвета на человека в интерьере следующее: он возбуждает нервную систему, стимулирует аппетит, но одновременно может вызвать головную боль, переутомление. Не рекомендуется оформлять в красных, бордовых, пурпурных цветах спальню: будет тяжело расслабиться и спокойно заснуть. Также красный не очень подходит для детской комнаты.

С элементами красного можно оформить гостиную: помещение будет выглядеть очень эффектно. Также в ярких тонах можно отделать кухню, и тогда красная отделка или мебель будет и усиливать аппетит.

Как действуют на человека синий и голубой цвета

Синий цвет создает спокойный, уверенный настрой. Он ассоциируется с цветом моря и неба, олицетворяет собой покой и гармонию, стабилизирует психическое состояние.

Синему отдают предпочтение спокойные, уравновешенные люди, флегматики по типу темперамента. Они уверенные в себе, целеустремленные, но при этом не такие импульсивные, как любители красного. Для них свойственен перфекционизм, стремление всё доводить до идеала. Среди любителей синего много бизнесменов, людей с аналитическим складом ума. Они проницательны, умеют налаживать контакт с окружающими и приходить к компромиссу.
На настроение человека синий воздействует умиротворяюще, одновременно помогая сконцентрироваться на цели. В светло-синих тонах часто оформляют офисные помещения, переговорные залы. Тёмно-синий цвет хорошо подходит для оформления спальни, потому что влияние синего цвета на уставшего человека может быть усыпляющим.

Голубой цвет символизирует чистоту, прохладу, безмятежность, ясность. Люди, выбирающие его, отличаются хорошей интуицией, способностью принимать быстрые решения. Нередко они чрезмерно раздражительны и нуждаются в успокоении. Голубой помогает снизить уровень агрессии и тревожности, расслабляюще действует на центральную нервную систему.

В голубом цвете часто оформляют свои квартиры холостяки и одинокие люди, а также представители творческих профессий.

Как влияет на человека жёлтый цвет

Жёлтый цвет – легкий и яркий, ассоциируется с летом, солнцем, отдыхом на пляже. Нельзя однозначно ответить на вопрос, относится он к тёплым или холодным оттенкам. Насыщенно-жёлтый: горчичный, золотистый, грушевый, –относят к теплым тонам, а лимонно-жёлтый или жёлто-зеленый – к холодным.
Влияние жёлтого цвета на человека – позитивное. Психология считает, что этот цвет символизирует интеллектуальную деятельность человека. Он стимулирует те участки мозговой коры, которые отвечают за развитие памяти. Разнообразные исследования показали, что оттенки жёлтого повышают умственную продуктивность, помогают сконцентрироваться и запоминать большие объемы информации.

Люди, предпочитающие жёлтый, отличаются легким на подъём характером, большим зарядом жизненной энергии и хорошим чувством юмора. Они позитивные, умеют находить во всём свои плюсы, редко обижаются. У них развито логическое мышление, тяга к самообразованию.

Поскольку на эмоциональное состояние человека жёлтый цвет влияет положительно, оформить свой интерьер в этой цветовой гамме – отличная идея. Жёлтый бодрит и дарит энергию, поэтому он подойдёт для отделки тех помещений, куда поступает мало солнечного света. Также он пробуждает аппетит, и кухня, оформленная в жёлто-оранжевых тонах, будет выглядеть ярко и нарядно.

Как действует на человека зелёный цвет

Зелёный цвет – символ жизни, природы, гармонии. Подсознательно он воспринимается людьми как символ безопасности – неслучайно разрешающий сигнал светофора именно зелёный. Также его используют при лечении клаустрофобии – боязни замкнутого пространства.
Влияние цвета на здоровье человека следующее: как считают поклонники цветотерапии, зелёный оказывает противовоспалительное воздействие, укрепляет мышцы и костную ткань, снимает напряжение с глаз и оздоравливает бронхи.

Какие люди выбирают зелёный цвет в одежде? Общительные и дружелюбные, не склонные к конфликтам и склокам с окружающими. Зачастую они оказываются слишком мягкими и не могут отстоять свою точку зрения в каком-либо вопросе. Поклонники зелёного легко приспосабливаются к новым условиям, умеют идти на компромисс. Их слабые места – привычка долго переживать из-за своих неудач, неуверенность в себе, нервозность.

Зелёный цвет влияет на человека положительно: тонизирует, придает силы и энергию, стимулирует умственную деятельность. В светло-зелёных тонах можно оформить рабочий кабинет или учебную зону в комнате. Не рекомендуется отделывать зелёным спальню: вряд ли получится полноценно расслабиться.

О чем расскажут чёрный, белый и серый цвета

Чёрный традиционно считается символом горя и скорби, влияние цвета на психику человека – тяжёлое и угнетающее. Редко можно встретить человека, одетого в чёрное с головы до ног, если это не представитель какой-либо субкультуры.
Тот, кто при оформлении жилища использует много чёрного, сдержан в выражении своих эмоций и чувств. Такие люди часто бывают излишне суховаты, они стараются просчитать ситуацию на несколько ходов вперёд. Влияние чёрных цветов в интерьере на человека скорее негативное: хотя тёмная мебель, полы и стены меньше пачкаются, они словно «давят» на хозяина жилья. Дома становится будто меньше воздуха. Поэтому не стоит злоупотреблять чёрным и другими тёмными оттенками при отделке квартиры.

Если у человека в интерьере преобладают белые цвета, он стремится к перфекционизму. Белый символизирует завершённость, окончательное принятие решения и полную свободу. Любители белого часто оформляют свои жилища в минималистском стиле. О чём расскажет любовь к белым нарядам? О высоком уровне аккуратности, стремлении во всём превосходить окружающих.
Серый цвет считается нейтральным. Люди, предпочитающие его, стремятся отгородиться от проблем и «слиться с толпой». Возможно, серый наряд будет выглядеть не слишком ярко, но он позволит своему обладателю чувствовать себя комфортно и уютно. Нередко его выбирают офисные работники.

Рассматривая влияние цвета одежды на человека, необходимо учитывать, как костюм будет восприниматься окружающими. Например, идея прийти на собеседование в разноцветном платье может оказаться не самой хорошей. Лучше отдать предпочтение спокойным, выдержанным тонам.

Помимо рассмотренных выше основных восьми цветов, в мире существует множество разнообразных оттенков. Это фиолетовый, коричневый, розовый, салатовый, бежевый, бирюзовый, стальной, изумрудный. Грамотно сочетая и комбинируя их, можно создать неповторимые образы.

Психологическое воздействие цветов на человека доказано множественными исследованиями, поэтому не стоит этим пренебрегать. Знания о том, как цвета влияют на психику, стоит использовать, составляя свой гардероб или обдумывая предстоящий ремонт в квартире. Если человек считает, что у него недостаточно хорошо развит вкус, ему сложно подобрать стильные цветовые сочетания, то на помощь придут модные журналы, где можно подсмотреть актуальные тенденции.

Наука

Воздействие цвета на психику человека известно с древних времен. Цвета способны влиять на мировосприятие, настроение и даже на характер человека. Научно доказано, что различные цвета и их сочетания могут вызвать у человека радость, грусть, беспокойство или меланхолию.

Необходимо усвоить несколько основных правил. Использование светлых пастельных тонов помогает создать атмосферу уюта и теплоты, зрительно увеличить площадь помещения. Яркие тона заряжают энергией, поднимают настроение и стимулируют. Неяркие холодные оттенки расслабляют, дарят ощущение гармонии, темные – придают строгости и деловитости.

Влияние красного цвета на человека

Позволяет сдвинуться с мертвой точки, получить заряд бодрости и активности, способен вызвать возбуждение, настраивает на активность, усиливает тонус мышц стимулирует аппетит.

Важно, - красный цвет визуально уменьшает пространство. Поэтому его нельзя применять в маленьких комнатах. Также перенасыщение красным может привести к раздражению и депрессии. Но ваша гостиная выиграет, если красный цвет будет преобладать. Если красный цвет умело сочетать с другими цветами, он будет уместен в любом помещении.

Синий цвет и настроение

Сокращает частоту биения сердца, стимулирует творческую и мозговую деятельность, настраивает на отдых, помогает расслабиться и обрести душевный покой, улучшает концентрацию внимания, внушает уверенность, вызывает интерес.

Использовать насыщенный синий цвет в интерьере нужно осторожно и продумано. Он относится к холодной палитре, поэтому его лучше не использовать в северных и мало освещённых помещениях. Он отлично подходит для использования в классических и современных интерьерах, всегда уместен в средиземноморском стиле и стиле хай-тек. Доказано, что практически все оттенки синего снижают наш аппетит и потому тем, кто хочет всегда выглядеть стройным, следует рассмотреть этот цвет как возможный фон для кухни и столовой.

Желтый цвет в интерьере


Улучшает метаболизм, дает энергию, вызывает чувство тепла и поглощает негативную энергию. Активизирует, настраивает на креативность и внушает оптимизм.

Лучшим местом для использования желтого цвета в доме считается кухня. Людей привлекает теплая и солнечная атмосфера для приготовления и приема пищи.

Если вы хотите повысить аппетит своей семьи, стоит попробовать желтую кухню.

Зеленый цвет в интерьере


Оказывает освежающее действие, создает атмосферу полного умиротворения, снимает стресс и сглаживает конфликты, снимает напряжение и усталость.

Светлые теплые оттенки зеленого, такие как нежный салатовый и фисташковый цвета отлично подойдут для стен в спальне и детской, комнаты будут выглядеть светлыми, свежими и позитивными.

Наша жизнь расцветает благодаря краскам, которые вдохновляют и обогащают нас. Хотя это может показаться нелогичным, но кроме нейтральных бежевых, серых и белых, можно использовать яркие и насыщенные цвета, которые создадут атмосферу уюта и счастья в вашем доме.

С приходом весны просто добавьте новых цветов в ваш интерьер, и ваша жизнь заиграет новыми красками!

Психология цвета изучает субъективную сторону восприятия цветов, не связанную с естественнонаучными знаниями оптики. Человеческие глаза получают до 80% от всей информации, проходящей через органы чувств. Однако цветовосприятие также может напрямую влиять на человеческое поведение. В большинстве случаев этот процесс происходит бессознательно. Казалось бы, зрение даёт объективную информацию о том, что происходит вокруг, какие объекты и люди окружают человека, что ему предстоит делать в следующий момент, и определяет эти действия именно он. Но поведение человека находится также под влиянием других, неподвластных ему факторов.

Влияние цветов на желания и действия человека в настоящее время было замечено маркетологами и повседневно применяется в построении позитивного имиджа брендов или произведении впечатления на потребителей в местах покупки. Но прежде чем рассмотреть особенности применения цветов на практике, необходимо изучить основные теории их восприятия и понять, каким образом они предопределяют поведение.

Субъективное цветовосприятие тесно связано с восприятием любимых цветов, что, в свою очередь, связано со знаниями об эстетике, которые развивались ещё со времен древнегреческих философов. Платон упоминал об идеальном происхождении цветов и принадлежности их к определенным идеям: божественность синего, мужественность красного или женственность жёлтого . Аристотель говорил, что наблюдение произведений искусств, например, живописи, вызывает эстетическое наслаждение, катарсис, понимаемый им как освобождение от накопившихся аффектов . Гёте не согласился с теорией Ньютона о том, что цветовосприятие зависит исключительно от отражения определенной частоты лучей от предмета. Он утверждал, что определённые цвета вызывают конкретные чувственные состояния, то есть различал два вида цветов: положительные (красный, жёлтый), которые создают бодрое, деятельное настроение, и отрицательные (синий), создающие неспокойное, тоскливое настроение. Таким образом, Гёте был первым из своих современников, кто рассмотрел взаимосвязь между цветом и психикой человека.

С 80-ых годов XX века быстрыми темпами развивается эволюционная психология, стремящаяся объяснить психологическую и культурную жизнь человека через его генетическую наследственную данность как вида homo sapiens . Другими словами, внутренние поведенческие паттерны индивида, к числу которых можно отнести и предпочтение определенных цветов, могут быть предопределены главным принципом теории Дарвина – стремлением к выживанию.

В качестве примера можно привести исследование Кэтти Ламанкьюза. Исследование показало, что синий цвет является самым любимым для большинства опрошенных американцев, его выбрали 35% опрошенных, далее идут зелёный (16%), фиолетовый (10%) и красный (9%) . Синий опрошенные воспринимали как мирный, спокойный и безмятежный и выбирали в качестве любимого в более чем трети случаев. Относительно данного эффекта существует следующий факт: в Токио после установки на железнодорожных станциях фонарей, излучающих синеватый свет, количество самоубийств и уровень преступности заметно снизились . Эффект повторился в Глазго, Шотландия. Некоторые объяснили загадочный эффект известным успокаивающим действием этого цвета. К сожалению, единственным источником данной информации является статья в газете The Seattle Times. Исходя из трактовки эволюционной психологии, синий часто ассоциируется с водой, небом и обозначает место обитания, где присутствует благоприятная для выживания окружающая среда. Согласно одному исследованию, детей разных национальностей попросили выбрать ландшафты, которые им понравятся, то есть вызовут эстетическое наслаждение . Дети выбирали ландшафты с определенными чертами: водой, облаками, открытыми пространствами или засаженными деревьями, ветки которых были необходимой длины для того, чтобы забраться на них и искать пищу, с элементами, призывающими к исследованию местности, например, с тропинкой или рекой. Данные элементы ландшафта характерны для тех мест обитания, где человеческий вид эволюционно развивался и формировался, мест, где он выжил . Синий и зелёный ассоциируются с такими пространствами, поэтому являются любимыми цветами большинства людей.

Красный цвет вызывает агрессию . Это один из его самых популярных эффектов. Люди воспринимают и оценивают других как более агрессивных и влиятельных, если они одеты в красное. Этот эффект тоже может быть объяснен с позиций эволюционной психологии. У множества животных видов, включая приматов, доминирование во время агрессивных столкновений с представителями своего вида сигнализируется с помощью ярко-красного цвета кожи, который достигается с помощью прилива насыщенной кислородом артериальной крови . Во время выяснений отношений между людьми происходит примерно то же самое. Всплеск тестостерона в крови делает лицо красным, что свидетельствует о враждебном настрое человека, тогда как страх ведет к бледному цвету кожи . Таким образом, исследователи предполагают, что одной из функций зрения как у людей, так и у животных, является способность различать тонкие изменения кровообращения под кожным покровом у других представителей вида, чтобы иметь информацию об их эмоциональном состоянии. Краснота говорит о гневе, смущении или сексуальном возбуждении, тогда как синеватый или зеленоватый оттенок может указывать на болезнь или плохое физиологическое состояние . Восприятие особого цвета кожи может стимулировать определенное социальное взаимодействие.

Красный цвет способствует лучшим спортивным достижениям атлетов, о чем свидетельствует множество фактов . На летних Олимпийских играх 2004 года спортсмены, выступавшие по тхэквондо, боксу, вольной и греко-римской борьбе, носившие красные униформы, выигрывали в 55% поединков против тех, кто носил синие униформы (45%, соответственно) .
В Англии со времен второй мировой войны спортивные команды с красной униформой занимают в среднем более высокие позиции в лигах, чем другие . В качестве примера можно привести следующий факт: футболисты таких клубов как Manchester United (которых называют «The Red Devils»), Liverpool («The Reds») и Arsenal, которые признаны одними из лучших даже в мире, носят именно красные формы.

Данный эффект красного цвета был зафиксирован также в нетрадиционных спортивных соревнованиях. В 2004 году в онлайн-шутере от первого лица, Unreal Tournament 2004 (UT2004), было зафиксировано, что команды красных побеждали чаще команды синих . Участники онлайн-игры не были знакомы друг с другом, играли анонимно со всех концов мира, но красные команды победили в 54,9% схваток, тогда как всего было проведено 1347 игр.

Определенно, красный цвет каким-то образом отражается на спортивных выступлениях, возможно, эволюционная психология права, и он подсознательно выражает доминирование и превосходство, что делает более уверенными в своих силах тех спортсменов, кто носит этот цвет, и менее уверенными их оппонентов.

Однако психология цвета рассматривается не только со стороны эволюционного подхода. Теория цвета в контексте (color-in-context theory), основанная на идее социального научения, предполагает, что на восприятие влияет культура, социум . Разные цвета в течение жизни начали закрепляться с какими-то действиями и стали постепенно ассоциироваться с определенным поведением. Красный в современной культуре связан с восприятием опасности и реакцией избегания . Например, в школах учитель, проверяя работы учеников, исправляет ошибки красной ручкой. Также различные предупредительные сигналы и стоп-сигналы, связанные с возможной опасностью, чаще всего имеют тот же самый цвет. Достижения спортсменов, связанные с красным, с помощью этой теории можно объяснить возникновением у их соперников подсознательной ассоциации ситуации с опасностью и риском неудачи.

Красный цвет возбуждает. Женщина в красном платье признается мужчинами как более сексуально привлекательная, нежели в платье другого цвета . Этот эффект в данном случае также может влиять на поведение. Встречаясь с девушкой в красной одежде, мужчины задают больше интимных вопросов и больше проявляют влечение с помощью физического контакта во время разговора . В барах они чаще пристают к женщинам, с красной помадой, а официанткам – дают более щедрые чаевые . Мужчины также воспринимаются как более сексуально привлекательные .

Эволюционно привлекательность красного может объясняться как сигнал готовности к репродуктивному процессу . В животном мире он выполняет эту функцию, например, во время течки, когда половой процесс чаще всего приводит к зачатию. В этот период гениталии самок шимпанзе набухают и краснеют в знак сексуальной готовности для самцов. Привлекательность мужчин аналогично доказывается примерами из животного мира. Многие позвоночные животные используют красный как признак статуса среди самцов, а самки же склонны выбирать партнеров, обладающих высоким статусом, а значит, способных эффективно решить проблему добычи пищи и воды во время периода беременности .

С точки зрения социального научения, красный закрепился в нашем культурном опыте в определенных ассоциациях, приводящих к конкретным психологическим реакциям. Он ассоциировался с романтикой, страстью, похотью и фертильностью практически в каждой долгоживущей цивилизации . Необходимо отметить, что эволюционный подход и социально-культурный подход не являются взаимоисключающими, как отмечают многие исследователи, эти факторы, культура и биология, часто работают вместе и совместно могут объяснить различные психологические эффекты. Биологическое значение красного может усиливать культурные ассоциации с ним, а культура может, в свою очередь, расширить и обогатить значение этого цвета .

Психология цвета часто используется в маркетинге. Рестораны используют определенные цвета, чтобы повысить свою прибыль . Многие сети ресторанов быстрого питания оформляют свои заведения, используя красный и жёлтый цвета, которые увеличивают аппетит клиентов и, таким образом, влияют на их субъективное чувство голода. Поэтому клиенты покупают больше, так как считают, что смогут съесть всё купленное ими. Другие заведения используют синий цвет для успокоения и расслабления. Эта стратегия позволяет увеличить время нахождения потребителей, чтобы они успели проголодаться и сделали ещё один заказ.

Синий цвет внушает доверие. Многие исследования свидетельствуют о том, что он влияет на уровень доверия и воспринимаемой надёжности и может влиять на потребительский выбор. В одном из них исследовалось влияние цветового оформления интернет-магазина на доверие к нему с целью совершения покупки. Среди 277 респондентов 178 (64,3%) выбрали магазин с синим цветовым дизайном, тогда как только 99 (35,7%) – магазин с зелёным дизайном .


Было выявлено, что магазин с синим дизайном внушает гораздо больше доверия, чем магазин с зелёным, что в некоторой степени предопределяло выбор в пользу первого . В другом исследовании респонденты оценивали надежность сайтов разного содержания с несколькими цветовыми схемами. Независимо от контекста, сайты с синим воспринимались более надёжными и заслуживающими доверия, чем с десятками других цветов . Чёрный оказался менее показательным в плане влияния на воспринимаемую надёжность сайта.

Воздействие предпочтений цветов на выбор в процессе покупки косвенно доказано нейронаукой. Изучение предпочтений различных цветов с помощью метода электроэнцефалографии (сокр. ЭЭГ – неинвазивный метод изучения электрической активности мозга, записывающий суммарные электрические потенциалы с помощью размещения на коже головы электродов), показало, что физические действия могут находиться под влиянием подсознательного выбора, совершённого до сознательного принятия решения . Активность нервной ткани, отвечающей за внимание, может находиться под влиянием неосознаваемого выбора. В данном исследовании при предъявлении пар цветов определенные зоны внимания испытуемых активировались, если среди цветов был любимый цвет. Это означает, что подсознательный выбор может активировать к определенному предмету внимание человека, которое, приведёт к возможной поведенческой реакции (покупке). Таким образом, неосознанно человек акцентирует внимание на любимом цвете до того, как сознательно обратит на него внимание. Может быть поэтому после посещения супермаркетов люди удивляются тому, что количество купленных товаров больше запланированного.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что цвета могут нести определённое скрытое субъективное значение, не объясняющееся одними лишь физическими законами. Оно могло быть сформировано в результате эволюции homo sapiens и отчасти в ходе социально-культурного развития. При восприятии цвета происходит оценка объекта, которому он принадлежит, что иногда способствует осуществлению мотивированного поведения, например, покупки. Этот процесс может происходить несознательно, что частично доказано нейронаукой. Психология цвета – молодая область исследований, которая в последние десятилетия пробудила небывалый интерес, хотя этой проблематикой занимались ещё древнегреческие мыслители (Аристотель, Платон и другие). Многое ещё предстоит открыть в этой области, а полученные знания уже активно применяются на практике.

Знаете ли вы, что цвет влияет на психику человека, мысли и чувства? Он может радовать и огорчать, успокаивать и раздражать его возможности просто поразительны!

В ы замечали, что привлекаете больше внимания, когда надеваете красный свитер? Или что группа людей, одетых в черное, выглядит чрезвычайно мрачно? Или что ваша коллега, надев белую юбку, производит впечатление весьма деятельной особы? Если да, то вас точно заинтересуют принципы цветотерапии и влияние цвета на человека .

КАК ЭТО ПРОИСХОДИТ

  • Каждый цвет излучает электромагнитные волны, которые по-разному влияют на человека.
  • Целительное действие его мгновенно, потому что мы воспринимаем его энергию не только глазами, но и кожей.
  • Выбрав правильные для себя оттенки, вы станете здоровее и веселее. Цвета иногда называют эмоциональной пищей, и для нормальной работы нашему организму требуется «диета» из самых разных цветов.
  • Восстанавливая душевное равновесие, цвета также положительно влияют на психику человека и его здоровье.
  • Пища, одежда, макияж, мебель — все это может благотворно воздействовать на вас при правильном подборе цвета.
  • Цвет и здоровье. Зная о том, как разные цвета влияют на организм человека, вы сможете улучшить свое самочувствие, внешний вид и даже саму жизнь.

Влияние цвета на человека

Красный

Теплый, волнующий, а также провоцирующий. Цвет крови, огня, энергии и страсти.

  • ЦЕЛЕБНЫЕ СВОЙСТВА Стимулирует все виды энергии, помогает собраться с душевными и физическими силами, когда вы устали, учащает сердцебиение.
  • ИЗБЫТОК красного вызывает переедание, раздражительность и перевозбуждение.
  • ПРИМЕНЕНИЕ Подходит для гостиной и в небольших количествах для спальни. Красная одежда внушает уверенность.
  • КОМПЕНСИРУЕТСЯ зеленым.

Желтый

Цвет яркого солнца, а значит, оптимизма, энергии и радости.

  • ЦЕЛЕБНЫЕ СВОЙСТВА Очень сильный целитель, он улучшает умственные способности, поднимает настроение, придает уверенности, заряжает энергией.
  • ИЗБЫТОК слишком яркого желтого может вызвать умственное переутомление.
  • ПРИМЕНЕНИЕ На кухне этот теплый цвет создаст приятную атмосферу. Надевайте солнечно-желтую одежду в хмурые дни.
  • КОМПЕНСИРУЕТСЯ фиолетовым.

Зеленый

Успокаивающий и гармоничный цвет, помогает ощутить себя одним целым с природой.

  • ЦЕЛЕБНЫЕ СВОЙСТВА Успокаивает, снимает напряжение. Зеленая мебель и светло-зеленый декор в больницах способствуют выздоровлению пациентов.
  • ИЗБЫТОК темно-зеленого может вызвать депрессию.
  • ПРИМЕНЕНИЕ Спокойные зеленые оттенки подойдут для спальни, а яркие — для кухни или прихожей. Зеленая одежда дарит умиротворение.
  • КОМПЕНСИРУЕТСЯ красным.

Оранжевый

Это мощная комбинация энергичного красного и оптимистичного желтого очень сильно влияет на психику человека.

  • ЦЕЛЕБНЫЕ СВОЙСТВА Оранжевый цвет поднимает настроение и стимулирует креативное мышление, помогает воплощать идеи в жизнь.
  • ИЗБЫТОК оранжевого может сделать вас рассеянной.
  • ПРИМЕНЕНИЕ Подходит для гостиной и кабинета. Оранжевые шарфики или украшения с сердоликом внушают оптимизм.
  • КОМПЕНСИРУЕТСЯ синим.

Бирюзовый

Этот цвет помогает выразить свою индивидуальность, а также расслабляет.

  • ЦЕЛЕБНЫЕ СВОЙСТВА Бирюза всегда ценилась за свои защитные и лечебные качества. Цветотерапевты полагают, что она стимулирует иммунитет. К тому же, согласно исследованиям, бирюзовый помогает расслаблению мышц.
  • ИЗБЫТОК бирюзового способствует упрямству и безапелляционности.
  • ПРИМЕНЕНИЕ Бирюзовый цвет в ванной и украшения с бирюзой усиливают чувство покоя.
  • КОМПЕНСИРУЕТСЯ розовым.

Фиолетовый

Сочетание красного и синего — очень мощный цвет влияющий на здоровье человека, который усиливает интуицию и эмпатию.

  • ЦЕЛЕБНЫЕ СВОЙСТВА фиолетовый цвет применяют для медитации или повышения физических возможностей. Целители с помощью аметиста снимают головную боль.
  • ИЗБЫТОК светло-фиолетового сделает вас мечтательной, а избыток пурпурного внушит страх.
  • ПРИМЕНЕНИЕ Уместен в спальне, так как способствует расслаблению. Надевайте фиолетовое, если вам предстоит общение со сложными людьми.
  • КОМПЕНСИРУЕТСЯ желтым.

Синий

Синий олицетворяет мир и гармонию. Также он помогает познавать новое.

  • ЦЕЛЕБНЫЕ СВОЙСТВА Оттенки синего хорошо успокаивают. Они используются для снижения давления и улучшения сна. А еще этот цвет снимает боль в суставах.
  • ИЗБЫТОК темно-синего навевает тоску.
  • ПРИМЕНЕНИЕ Голубой сделает ванную идеальным местом отдыха. Надевайте синее, когда ждете от людей доверия, уважения и внимания.
  • КОМПЕНСИРУЕТСЯ оранжевым.

Розовый

Розовый — цвет любви, а также, благодаря сочетанию красного и белого, равновесия и энергии.

  • ЦЕЛЕБНЫЕ СВОЙСТВА Представляйте себя в окружении розового в стрессовых ситуациях, чтобы внушить себе уверенность. Также розовый способствует отзывчивости.
  • ИЗБЫТОК ярко-розового вызывает возбуждение.
  • ПРИМЕНЕНИЕ Мягкие розовые оттенки хороши для спальни. Надевайте светло-розовое, когда хотите выразить любовь и заботу или попросить прощения.
  • КОМПЕНСИРУЕТСЯ бирюзовым.

Цветовые приемы

  1. НЕБОЛЬШОЙ АКЦЕНТ Необязательно наряжаться в один цвет с головы до ног: красный шарф или сумочка вполне способны повысить ваш жизненный тонус. Разбросайте в гостиной яркие подушки так, чтобы их красочная энергия концентрировалась в нужных частях комнаты.
  2. ЦВЕТНЫЕ АБАЖУРЫ Используйте разноцветные лампочки или абажуры, чтобы комнату наполнил заряжающий энергией оттенок.
  3. РАДУГА НА ОКНАХ Яркие прозрачные наклейки на окнах производят такой же полезный эффект, что и искусно выполненные витражи.
  4. КРЕПКИЙ СОН Если вы плохо спите, измените цвет вашей спальни на более спокойный: мягкий розовый, светло-голубой, нежно-фиолетовый.
  5. ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ Вас одолели безысходность и постоянная усталость? Оранжевая одежда и букет подсолнухов мгновенно поднимут настроение.
  6. ВЛАСТЬ КАМНЯ Разложите по дому цветные декоративные кристаллы и носите ювелирные украшения, чтобы усилить влияние цветов на человека и его психику.
  7. СИЛА ЛЕПЕСТКОВ Букет, составленный из одного или нескольких оттенков, которые соответствуют вашим потребностям, — отличный способ поднять настроение.
  8. РАЗНОЦВЕТНОЕ МЕНЮ Красивая пища легче переваривается. Включайте в свой ежедневный рацион больше цветных продуктов.
  9. ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ Разноцветные фильтры для театральных прожекторов можно легко приспособить для домашних ламп.
  10. УМНАЯ КОСМЕТИКА Научитесь влиять на окружающих с помощью помады или лака. Например, используйте розовые тона, если хотите выглядеть дружелюбной.
  11. АРОМАТ ЦВЕТА Эфирные масла ярких цветов способны привнести в вашу жизнь энергию разных оттенков, например голубого (лаванда) или красного (герань).

Влияние других цветов на человека и его психику

Цветотерапевты используют также в своей практике следующие цвета:

БЕЛЫЙ Он включает в себя все краски спектра. В белой одежде вы будете выглядеть организованной, искренней и невинной. В сочетании с другими красками белый смотрится не так строго.

ЧЕРНЫЙ Не являясь по сути цветом, он все же используется в цветотерапии. Надевайте черное, когда не хотите выделяться, и представляйте его, если желаете погрузиться в раздумья.

ЗОЛОТОЙ Он не только дарит спокойствие, но и усиливает уверенность в собственных силах. Носите золотые кольца, украшения с янтарем или желтым топазом.

Влияние цвета на физиологию человека

Красный . Длина волны самая большая, поэтому его влияние максимально. Возбуждающий, согревающий, активный и энергичный цвет, проникает и активизирует все функции организма. Стимулирует нервные центры, заряжает энергией мышцы и печень. Используется для лечения ветряной оспы, некоторых кожных заболеваний. На короткое время увеличивает мышечное напряжение (допинг), повышает давление и ускоряет ритм дыхания. Можно подпитываться энергией красного при медитации, простудных заболеваниях, пневмонии, астме и т.д. Противопоказан полным людям, плохо воздействует на гипертоников, нервных людей, рыжеволосых. Не рекомендуется при воспалительных процессах, т.к. он еще больше их активизирует.

Является зодиакальным для овнов, львов, весов, скорпионов, стрельцов.

Оранжевый . Тонизирующий цвет. Действует в том же направлении, что и красный, но в меньшей степени, улучшает пищеварение, способствует омолаживанию, раскрепощению, укрепляет волю, освобождает от чувства подавленности. Укрепляет легочную ткань, обладает антиспазматическим свойством, улучшает кровообращение и цвет кожи, но избыток оранжевого может вызвать перегрев организма (т.е. он более тепловой чем красный).

Является зодиакальным для овнов, львов, близнецов, дев и весов.

Желтый . Тонизирующий цвет. Физиологически оптимальный. Наименее утомляющий, стимулирует зрение и нервную деятельность, активизирует двигательные центры, вызывает радостное настроение, генерирует энергию мышц, используется для лечения диабета, при нарушении пищеварения, для исправления косоглазия, косорукости. В лечебной практики медитация желтого стимулирует интеллектуальные способности, восполняет минеральный недостаток, снижает кислотность в организме.

Является зодиакальным для близнецов, дев, весов и львов.

Зеленый . Физиологически оптимален. Уменьшает кровяное давление, расширяет капилляры, успокаивает и облегчает мигрень, повышает мышечную работоспособность на долгое время. Воздействует противоположно красному.

"Говорят, тот, кто не любит зеленого (кому он не нравится), боится жизненных трудностей, его страшат превратности судьбы, и любые перемены в жизни. А тот, кто его предпочитает боится оказаться под чьим-то влиянием, постоянно самоутверждаясь. Люди, которым нравится зеленый цвет отличаются сильной волей, упрямством, настойчивостью, которые позволяют им преодолевать трудности жизни. Если вам по душе светлые зеленые тона, для вас характерна мягкость и нежность, вы энергичны, умеете сотрудничать и всегда прийти на помощь к ближнему, возможно в вас скрывается целитель". Гете

Зеленый цвет оказывает освежающее и одновременно успокаивающее действие на организм, проявляет антисептические свойства, рекомендуется при лечении нервной сердечно-сосудистой системы, астме, бессонницы.

Является зодиакальным для тельцов, раков, дев, стрельцов.

Голубой . Успокаивающий цвет, снижает мышечное напряжение, понижает кровяное давление, успокаивает пульс, замедляет ритм дыхания, понижает температуру тела, освежает, настраивает на терпение, снижает аппетит, успокаивает боль, обладает жаропонижающим антисептическим действием, помогает при бессоннице, нервных расстройствах.

Является зодиакальным для весов, рыб, стрельцов, козерогов, водолеев.

Синий . Успокаивающее действие переходит в угнетающее, способствует торможению функций физиологических систем человека, обладает антисептическими и бактерицидными свойствами, содействует росту, лечит отеки, ожоги, облысение, ревматизм, головную боль, воспаление глаз. Рекомендуется в терапии для эмоциональных и нервных людей. Длительное воздействие синего может вогнать в депрессию.

Является зодиакальным для весов, рыб, стрельцов, козерогов.

Фиолетовый . Соединяет эффект красного и синего. Производит угнетающее воздействие на нервную систему.

Рассмотрим рис.1

Пояснения к рисунку:

Тонизирующее воздействие

Успокаивающее.

Зеленый, как видно из рисунка занимает самое нейтральное положение.

Фиолетовый цвет, на самом деле, должен находиться как бы в стороне, т.к. он имеет угнетающее воздействие, а не успокаивающее как у Синего или Голубого.

Психологическое воздействие цвета

Глава из книги "Цветоведение" Миронова, 1984

Как видно из исторического обзора в первой части книги, психологический аспект восприятия цвета неразрывно связан с социально-культурным и эстетическим. Всякий отдельно взятый цвет или сочетание цветов может восприниматься человеком различно в зависимости от культурно-исторического контекста, от пространственного расположения цветового пятна, его формы и фактуры, от настроенности и культурного уровня зрителей и многих других факторов. Поэтому попытки составления "реестров" жестких соответствий между цветом и эмоциональным состоянием нельзя признать плодотворными. Значение данной проблемы для художников прикладных специальностей достаточно ясно. Ведь любое произведение прикладного искусства или дизайна - стены зданий, декоративные ткани, предметы убранства, одежда, машины и орудия труда - создает цветовую среду, так или иначе формирующую душевное состояние человека, влияющую на строй его мыслей и уровень работоспособности. Из всего комплекса вопросов, составляющих сложную проблему психологического воздействия цвета, для дизайнеров особенно актуальны вопросы физиологических реакциях человека на цвет и о цветовых ассоциациях. Изложим вкратце их суть. Все спектральные цвета тем или иным образом влияют на функциональные системы человека. Красный - возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий, тепловой, активизирует все функции организма; используется для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и некоторых кожных заболеваний; на короткое время увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания. Оранжевый - тонизирующий; действует в том же направлении, что и красный, но слабее; ускоряет пульсацию крови, улучшает пищеварение. Желтый (самый светлый в спектре) - тонизирующий, физиологически оптимальный, наименее утомляющий; стимулирует зрение и нервную деятельность. Зеленый (самый привычный для органа зрения) - физиологически оптимальный; уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры; успокаивает и облегчает невралгии и мигрени; на продолжительное время повышает двигательно-мускульную работоспособность. Голубой - успокаивающий; снижает мускульное напряжение и кровяное давление, успокаивает пульс и замедляет ритм дыхания. Синий - успокаивающее действие переходит в угнетающее; способствует затормаживанию функций физиологических систем человека. Фиолетовый - соединяет эффект красного и синего цветов; производит угнетающее действие на нервную систему. Изучая этот список, можно заметить в нем интересную особенность - периодичность. Возбуждающее действие цвета как будто находится в периодической зависимости от длины волны. Функция возбуждающего действия может быть изображена в виде синусоиды. Длины волн излучения удобнее откладывать на горизонтальной оси в порядке убывания. Первый по счету цвет, красный, - самый возбуждающий. Но максимальной степени этого качества он достигает не в самом начале видимой области спектра, а несколько отступя от начала, т. е. там, где этот цвет приобретает максимальную для своего цветового тона яркость. Оранжевый и желтый - тонизирующие цвета, т. е. возбуждающее действие их умеренно, уменьшено количественно. Зеленый - физиологически нейтральный цвет, поскольку он является цветом биологической среды, из которой вышел человек. В голубом цвете уже явно ощущается успокаивающее действие, которое по мере перехода голубого к синему и фиолетовому возрастает. И наконец, фиолетовый цвет воздействует угнетающе. Однако, подходя от красного к фиолетовому концу, спектр стремится замкнуться. Крайности сходятся. В фиолетовом появляется что-то от красного, т. е. что-то возбуждающее. Пурпурным цветом, объединяющим в себе свойства красного и фиолетового, круг замыкается. Впервые эту закономерность заметил Ш. Ферри, о чем упомянул М. Дерибере в книге "Цвет в деятельности человека". Деятельность органа зрения может возбуждать и другие органы чувств: осязание, слух, вкус, обоняние. Цветовые ощущения могут также вызывать воспоминания и связанные с ними эмоции, образы, психические состояния. Всё это называют цветовыми ассоциациями. Цветовые ассоциации можно подразделить на несколько больших групп: физические, физиологические, этические, эмоциональные, географические и др. В пределах каждой группы содержатся более мелкие подразделения. Приведем примеры. Физические ассоциации: а) весовые (легкие, тяжелые, воздушные, давящие, невесомые,...); б) температурные (теплые, холодные, горячие, ледяные, жгучие,...); в) фактурные (мягкие, жесткие, гладкие, колючие, шершавые, сколь-зкие,...); г) акустические (тихие, громкие, глухие, звонкие, музыкальные,...); д) пространственные (выступающие, отступающие, глубокие, поверхно-стные,...). Эмоциональные ассоциации: а) позитивные (веселые, приятные, бодрые, оживленные, лирические,...); б) негативные (грустные, вялые, скучные, трагические, сентименталь-ные,...); в) нейтральные (спокойные, безразличные, уравновешенные,...). Этот список можно продолжить. Нетрудно видеть, что почти любое прилагательное нашей речи соответствует какому-нибудь цвету. Это свидетельствует о чрезвычайной широте и универсальности цветовых ассоциаций, об исключительно важном месте, которое они занимают в жизни человека независимо от того, осознает он это или нет. Путь образования цветовых ассоциаций подобен процессу образования условных рефлексов. Ощущения и эмоции, вызываемые каким-либо цветом, аналогичны ощущениям, связанным с предметом или явлением, постоянно окрашенным в данный цвет. Всякий читатель, по-видимому, может привести немало примеров из своего личного опыта, подтверждающих эту закономерность. Очевидно, различные цвета обладают неодинаковой способностью вызывать психические реакции. Для оценки этих различий введем понятие качества ассоциаций . К качествам могут быть отнесены: а) однозначность ощущения (т.е. определенность его, повторяемость при различных условиях для одного и того же индивидуума); б) интенсивность ощущения; в) устойчивость в пределах большой группы людей. Качества цветовых ассоциаций, а также эстетическая оценка цветов зависят как от объективных свойств самих цветов, так и от свойств воспринимающего субъекта. К объективным свойствам цвета относятся его чистота, светлота (яркость), форма цветового пятна, место и значение его в визуальной структуре, материал и фактура. Свойства воспринимающего субъекта можно подразделить на групповые и индивидуальные . К первым отнесем национальный фактор (раса, этническая группа), культурные традиции, классовую принадлежность. Ко вторым относятся возраст, пол, культурный уровень, образование, род деятельности, особенности нервно-психического склада субъекта. Многочисленные исследования (М. Сент-Джордж, Б. Райт, Л. Рейнватер, А. Купле, Р. Франсэ и др.), а также высказывания художников и поэтов позволяют сделать некоторые выводы относительно связи объективных свойств цвета с реакциями, которые они вызывают. 1. Чем чище и ярче цвет, тем определеннее, интенсивнее и устойчивее реакция. 2. Сложные, малонасыщенные, среднесветлые цвета вызывают весьма различные (неустойчивые) и относительно слабые реакции. 3. К наиболее однозначным ассоциациям относятся температурные, весовые и акустические (самые разные люди оценивают эти качества цвета в основном одинаково). 4. К наиболее неоднозначным ассоциациям относятся вкусовые, осязательные, обонятельные, эмоциональные, т. е. те, которые связаны с более интимными переживаниями и с деятельностью биологических органов чувств. Здесь даже близкие люди могут по-разному реагировать на одни и те же цвета. 5. Пурпурные цвета даже в чистом и ярком виде вызывают разные реакции. (Это можно объяснить двойственностью их природы.) 6. Желтые и зеленые цвета вызывают наибольшее разнообразие ассоциаций. (Это происходит потому, что в данной области спектра глаз различает наибольшее количество оттенков. В природе богаче всего представлены именно эти цвета. Каждый из оттенков желтого или зелено-го связывается в сознании с определенным предметом или явлением, отсюда и богатство ассоциаций.) Выше упоминалось о том, что одним из факторов, влияющих на эмоциональное переживание цвета, является форма предмета или пятна, несущего данный цвет. Говоря более общо, впечатление, производимое цветом, тесно связано с предметной структурой и, значит, зависит от всех ее качеств. Изучить закономерности этой связи - значит изучить историю искусства и культуры, так как невозможно сформулировать какие-либо общие теоретические положения в этой области вне конкретно-исторической ситуации. Все же имеются интересные попытки описания соответствий между эмоциями человека и комплексом пластических, звуковых и цветовых образов (по наблюдениям над нашими современниками). Одна из таких попыток принадлежит Дж. Ормсби Саймондсу в книге "Ландшафт и архитектура" ". Поскольку выводы Саймондса носят обобщающий характер и содержат ценные мысли для дизайнеров любого профиля, считаем возможным привести их здесь. Напряжение. Неустойчивые формы. Дробная композиция. Нелогичные сложности. Обширный ряд значений. Цветовой конфликт. Непрерывная интенсивность цвета. Зрительная неуравновешенность по отношению к линии или точке. Отсутствие точки, на которой может отдохнуть глаз. Жесткие, шероховатые или зазубренные поверхности. Незнакомые элементы. Резкий ослепляющий или вибрирующий свет. Резкие колебания температуры. Пронзительный, действующий на нервы, звук. Разрядка. Простота. Объем может меняться по размеру от интимного до грандиозного. Соответствие. Знакомые объекты и материалы. Плавные линии. Изгибающиеся формы и пространства. Явная конструктивная устойчивость. Горизонтальность. Приятные и удобные очертания. Мягкий свет. Успокаивающий звук. Объем, насыщенный спокойными цветами - белыми, серыми, синими, зелеными. Испуг. Ощущаемое ограничение. Очевидная западня. Отсутствие точек ориентации. Отсутствие средств, позволяющих оценить положение или масштаб. Скрытые зоны и пространства. Наклоненные, искаженные или разбитые плоскости. Нелогичные неустойчивые формы. Скользкая плоскость пола. Опасность. Незащищенные пустоты. Острые выступающие элементы. Искаженные пространства. Тусклость, темнота, мрачность. Бледный и трепещущий или же, наоборот, ослепляющий свет. Холодные синие, холодные зеленые тона. Ненормальный монохроматический цвет. Веселье. Свободные пространства. Гладкие, плавные формы и узоры. Возможность вихревого, мечущегося и петляющего движения. Движение и ритм, выраженные в сооружении. Отсутствие ограничений. Формы, цвета и символы, взывающие скорее к эмоциям, чем к интеллекту. Возможность театрализованности. Зачастую светлое яркое и стихийное, взятое в контрасте с тяжеловесным и темным. Теплые яркие цвета. Мимолетный, сверкающий, мерцающий свет. Веселые, бодрые звуки. Созерцание. Масштабность не имеет значения, так как субъект погрузится в глубины своего сознания. Все пространство может быть успокаивающим и скромным или же очень просторным и богато разукрашенным - лишь бы конструктивные формы не привлекали внимание. Отсутствие отвлекающих резких контрастов. Символы, если только они использованы, должны иметь отношение к теме созерцания. Пространство должно обеспечивать ощущение изолированности, уединения, отрешенности и покоя. Мягкий рассеянный свет. Спокойные нейтральные цвета. Низкие приглушенные потоки звуков, не воспринимаемые сознанием. Динамическое действие. Смелые формы. Мощный конструктивный ритм. Плоскости, поставленные под углом. Диагонали. Массивные материалы, такие, как камень, бетон, дерево или сталь. Грубые естественные поверхности. Крутая вертикаль. Явный композиционный центр. Концентрация внимания на фокусной точке действия - на трибуне, на точке сбора или на входных воротах, куда направлено общее движение. Движение, вызываемое динамичными линиями, движущимся светом и решительными изменениями формы, характера и звука. Сильные простые цвета. Возвышенное, духовное. Поражающий масштаб, который превосходит обычное человеческое представление и погружает входящего в огромное пространство. Высоко парящие формы в контрасте с низкими горизонтальными формами. Объем устроен так, чтобы держать человека как бы пригвожденным к обширной плоскости пола, в то время как взор и мысли стремятся вверх по вертикали. Ориентация вверх. Завершенный композиционный порядок, часто симметричный. Применение дорогих и капитальных материалов. Применение сдержанного белого. Если же применен цвет, то это холодные цвета, такие как сине-зеленые и фиолетовые. Недовольство. Раздражающая смена направлений и раскрытий. Зоны и пространства, не подходящие для предполагаемого использования. Помехи. Крайности. Несвоевременные затруднения. Отсутствие комфорта. Неприятная фактура. Неверное использование материалов. Нелогичность. Фальшь. Ненадежность. Утомительность. Крикливость. Скука. Беспорядок. Дисгармоничные цвета. Диссонирующие звуки. Неприятная температура или влажность. Неприятное качество света. Удовольствие. Пространство, формы, фактуры, цвета, символы, звуки, световые качества, явно подходящие к использованию пространства, каким бы оно ни было. Удовлетворение ожиданий, требований или желаний. Развитие последовательностей и их осуществление. Гармоничные соотношения. Единство при разнообразии. Возникающее в результате качество красоты. В художественной композиции программного характера (живопись, кино, сценография) эмоциональное восприятие цвета осложняется содержанием произведения. Здесь правомернее говорить об амбивалентности психологического воздействия цвета, чем в тех случаях, когда цвет взят изолированно или в неизобразительной структуре. Но интересен тот факт, что конкретная ситуация картины изменяет эмоциональное звучание данного цвета не как угодно , а только на прямо противоположное общепринятому. Например, насыщенный спектральный желтый - безусловно, веселый и жизнерадостный цвет. Но в картине Ван Гога "Ночное кафе" этот цвет подчеркивает настроение отчаяния и тоски. Ясное, безоблачное голубое небо обычно внушает человеку ясное и безмятежное настроение, однако в картинах С. Дали или Д. Кирико чистое небо еще более углубляет чувство ужаса или омерзения, внушаемое композицией в целом. С. Эйзенштейн в связи с работой над цветным кино исследовал вопрос об "абсолютных" соответствиях звука и цвета. Он пришел к выводу, что "в искусстве решают не абсолютные соответствия, а произвольно образные , которые диктуются образной системой того или иного произведения. Здесь дело никогда не решается и никогда не решится непреложным каталогом цветосимволов, но эмоциональная осмысленность и действенность цвета будет возникать всегда в порядке живого становления цветообразной стороны произведения, в самом процессе формирования этого образа, в живом движении произведения в целом ". С этим выводом нельзя не согласиться. Все сказанное истинно, за исключением слова "произвольно". Художник "окрашивает" образ не произвольно, он считается с традиционным значением цвета и подчиняется ему или дает свое, противоположное значение. Вслед за приведенным абзацем С. Эйзенштейн описывает пример из своей практики, подтверждающий именно такой обусловленный подход к цветовому решению: "Достаточно сличить тему белого и черного цвета в фильмах "Старое и новое" и "Александр Невский". В первом случае с черным цветом связывалось реакционное, преступное и отсталое, а с белым - радость, жизнь, новые формы хозяйствования. Во втором случае на долю белого цвета с рыцарскими облачениями выпадали темы жестокости, злодейства, смерти (это очень удивило за границей и было отмечено иностранной прессой); черный цвет вместе с русскими войсками нес положительную тему - геройства и патриотизма". Такая перестановка черного и белого не противоречит обычной символике этих цветов: в России, например, цвет траура - черный, но погребальный саван - белый; в Японии и Индии цвет траура - белый; враги Советской власти во время гражданской войны назывались "белыми", хотя дела их были черными. Было бы более удивительно и, вероятно, никем не понято, если бы Эйзенштейн заменил, например, черный желто-зеленым, а белый - серым. При проектировании окраски любой вещи, предназначенной для человека, и в особенности для его индивидуального пользования, необходимо учитывать цветовые предпочтения . Зарубежные ученые (Р. Франсэ, М. Сент-Джордж, В. Уолтон и др.) в результате многочисленных исследований пришли к выводу, что существует биологическая врожденность предпочтений цветов. Так, дети в возрасте до одного года независимо от расы и места проживания обнаруживают одинаковые предпочтения: красный, оранжевый и желтый они предпочитают зеленому, голубому и фиолетовому. Среди подростков и взрослых цвета по своей популярности распределяются следующим образом: голубой, зеленый, красный, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый. В книге Р. Франсэ "Психология эстетики" говорится, что "на такое ранжирование лишь незначительное влияние оказывает художественное образование, различие в поле, принадлежность к разным расам и культурам". Цветовые предпочтения, так же как и ассоциации, обусловлены множеством факторов. Обычно следует учитывать предпочтения не только отдельных цветов, но и сочетаний. При этом не последнюю роль играет предмет - носитель цвета. Оценка цвета самого по себе может как угодно отличаться от оценки его в конкретной ситуации. Поэтому данные лабораторных исследований цветовых предпочтений не могут служить единственным основанием для разработки цветовой композиции объекта, даже если говорить о ее элементарных эстетических качествах. Более верным, хотя и более сложным способом изучения цветовых предпочтений может служить исследование художественного творчества , например декоративно-прикладного искусства, самодеятельной живописи и графики той или иной социальной группы людей. В этих областях цветовые симпатии проявляются достаточно непосредственно, и в то же время всякий цвет включен в композицию, связан с материалом и фактурой, т. е. на этих объектах можно изучать не препарированный, а живой цвет, в процессе его собственной жизни и взаимодействия с человеком. Полную картину цветовых предпочтений можно получить только на основании изучения истории искусства данного народа. Но человек - существо не только социальное, его деятельность обусловлена также факторами физиологического порядка, а его психические реакции - состоянием нервной системы. Поэтому цветовые предпочтения в известной мере зависят от физиологических свойств организма. Исследуя психофизиологические реакции человека на цвет, можно выявить некоторые общие закономерности цветовых предпочтений. Такой метод может быть полезен как дополнение к методу историческому. С точки зрения физиологического воздействия все цвета и их сочетания можно разделить на две основные группы: А. Простые, чистые, яркие цвета. Контрастные сочетания. Б. Сложные, малонасыщенные цвета (разбеленные, ломаные, зачернен-ные), а также ахроматические. Нюансные сочетания. Цвета группы "А" действуют как сильные, активные раздражители. Они удовлетворяют потребностям людей со здоровой, неутомленной нервной системой. К таким субъектам относятся дети, подростки, молодежь, крестьяне, люди физического труда, люди, обладающие кипучим темпераментом и открытой, прямой натурой. И действительно, цвета и сочетания такого типа мы встречаем в следующих случаях: в детском художественном творчестве; в молодежной моде на одежду; в декоративно-прикладном искусстве народов всего земного шара; в самодеятельном "городском фольклоре", творцы которого - люди неинтеллигентного труда; в искусстве художников-революционеров XX в., ломающих каноны (Матисс, Корбюзье, Леже, Маяковский). Цвета группы "Б" скорее успокаивают, чем возбуждают; они вызывают сложные, неоднозначные эмоции, нуждаются в более длительном созерцании для их восприятия, удовлетворяют потребность в тонких и изысканных ощущениях, а такая потребность возникает у субъектов достаточно высокого культурного уровня. По всем этим причинам цвета группы "Б" предпочитаются людьми среднего и пожилого возраста, интеллигентного труда, людьми с утомленной и тонко организованной нервной системой. Цвета и сочетания данного типа встречаются в следующих случаях: в европейском костюме для среднего и пожилого возраста; в интерьере жилищ городской интеллигенции; в живописи и прикладном искусстве классов, уходящих с исторической арены (XVIII в.- рококо, XIX и XX вв.-модерн); в современной проектной графике и окраске подавляющего большинства архитектурных объектов и т. д. Закономерная картина цветовых предпочтений может временно нарушаться колебаниями моды. Часто в одной и той же культуре сосуществуют противоположные типы колорита, удовлетворяя одного и того же потребителя. Таким образом, проблема цветовых предпочтений сложна и нуждается во вдумчивом и дифференцированном подходе. Интересное для художника явление представляют собой цветовые синестезии. Слово "синестезия" означает "соощущение". Это такое явление, когда органы чувств возбуждаются неадекватными раздражителями. Например, при звуках музыки возникают ощущения цветов или при наблюдении цвета представляются какие-либо звуки, осязательные, вкусовые ощущения и т. д. "Синестетическое чувствование" было знакомо людям тонкой психической организации, по-видимому, во все времена. Вот как ощущали мир японские поэты: Сумрак над морем. Лишь крики диких уток вдали Смутно белеют. Мацуо Басе Льют майские дожди. И ветер в листьях сливы Свежо зазеленел. Саймаро Иоганн Вольфганг Гете чувствовал "фактуру" цвета и его "вкус": "Я ничего не имею против допущения, что цвет можно даже осязать; этим его собственное своеобразие только еще больше обнаруживалось бы. На вкус цвет тоже различим. Синий будет иметь щелочной, желто-красный - кислый вкус. Все проявления действительности родственны". Цветовые синестезии культивировались в искусстве романтического направления во второй половине XIX в. и несколько позже в музыке и поэзии символистов. Французский поэт Артюр Рембо (1854-1891) прославился своим сонетом "Гласные": А - черный, белый - Е; И - красный; У - зеленый; О - синий; тайну их скажу я в свой черед". Немецкий романтик А. В. Шлегель (1767-1845) также ощущал "окраску" звуков: "А - соответствует светлому, ясному, красному и означает молодость, дружбу и сияние. И - отвечает небесно-голубому, символизируя любовь и искренность. О - пурпурное, Ю - фиолетовое, У - ультрамарин". Чрезвычайно богата цветозвуковыми образами поэзия А. Блока, А. Белого, С. Есенина, К. Бальмонта, В. Хлебникова. Многие музыканты и композиторы обладают "цветным слухом". Замечательный русский композитор А. Н. Скрябин в своей музыкальной поэме "Прометей" написал "партию света" (т.е. световое сопровождение музыки). Н. А. Римский-Корсаков говорил, что "диезные строи в нем вызывают представления цветов, а бемольные... рисуют настроения или же большую или меньшую степень тепла..." Среди живописцев, остро чувствовавших цветомузыкальные соответствия, можно назвать Д. Уистлера, М. Чюрлениса, А. Лентулова, В. Кандинского. В книге "О духовном в искусстве" В. Кандинский подробно описывает свои цветомузыкальные синестезии. Вот некоторые из них: "Светло-тепло-красное... напоминает звук фанфар, причем труба как бы призвучит - упрямый, навязчивый, сильный тон... Киноварь звучит подобно трубе и может быть поставлена в параллель с сильными барабанными ударами... Звучание (оранжевой)... подобно однотонно звучащему среднему колоколу, сильному альту как человеческому, так и струнному... Фиолетовое... звучит несколько болезненно, как нечто погашенное и печальное... Оно подобно звуку английского рожка, свирели и в глубине вообще глубоким тонам деревянных инструментов, как фагот". Природу синестезии исследовали многие ученые. Одни предполагали, что в основе ее может лежать взаимное индуцирование возбуждений между слуховыми, зрительными или обонятельными волокнами в мозгу, в местах их близкого расположения. Другие видели в ней обычную "ассоциацию идей" (А. Бинэ). Третьи считают синестезию признаком атавизма, проявлением первобытного синкретизма ощущений (М. Нордау).



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация