Виды жалоб. Особенности процессуального рассмотрения. Виды административных жалоб.

Главная / Авто

Первоначальное предъявление клиентом проблемы можно определить как «жалобу». Наиболее харатерные типы жалоб:

1. «Непонятная» жалоба.

Пример: «У меня все не так. Я не могу добиться того, чего хочу. Конечно, это не всегда так. Но когда это так, я чувствую себя несчастным». Можно только гадать о чем говорит клиент.

«Непонятные» жалобы могут проистекать из двух источников:

— осторожность и недоверие клиента к терапевту

– клиент сам для себя еще не сформулировал проблему, и «непонятная» жалоба – это ее формулировка в первом приближении.

При «непонятной» жалобе:

1) поощрять вхождение клиента в эмоциональный процесс;

2) дать возможность клиенту самому «развернуть» собственные смыслы …
и содержание проблемы.

2. «Составная» жалоба.

Пример: «У меня не ладится на работе, в семье – с мужем и детьми, вечно со мной что–либо случается, и даже ночью меня преследуют кошмары».

Составная жалоба – это одна из разновидностей «непонятной» жалобы.

Техника работы с составной жалобой следующая. Имеются три возможности:

1) рефлексивно отразить то, что говорит клиент (техники повтора, обобщения, парафраза и т. п.);.

2) «услышать», на какую часть составной жалобы клиент дает эмоциональные отклики и отреагировать именно на нее;

3) отреагировать на эмоциональное состояние клиента, как бы упустив содержание проблемы (техника эмпатического ответа).

3. «Сложная» жалоба.

Пример:«Вы знаете, у меня сын 14 лет, и отношения с ним очень плохие. Сын не слушается ни меня, ни отца. Случается так, что он не ночует дома». Клиентка как бы «прощупывает» терапевта первой жалобой. А затем, поверив ему, дает свою следующую сокровенную проблему: «Вы знаете, я окончательно запуталась. У меня есть любимый человек, есть и муж. Мужа я не люблю, но он отец моего ребенка и в состоянии хорошо меня обеспечить, чего не может сделать мой любимый мужчина». Женщина впервые плачет. Очевидно, что любая первая жалоба может быть «пробным шаром». Поэтому не следует бросаться помогать и глубоко, «с головой» погружаться в первую предложенную клиентом проблему. Следует слушать, что на самом деле говорит клиент, это значит, что он на самом деле переживает.

4. Жалоба со скрытым содержанием.

Суть такой жалобы состоит в несовпадении явного и скрытого содержания. Например, муж говорит: «Ведь это неправильно, что жена два часа укладывает девятимесячного ребенка спать, ребенок должен быть самостоятельным». За этим содержанием лежит скрытая жалоба: «Я ревную жену к ребенку, прихожу усталый домой после работы и вынужден сам сидеть на кухне и ждать, пока не освободится жена». Скрытое содержание может слабо осознаваться.

5. «Хитрая» жалоба.

Этот вид жалобы имеет скрытое содержание. При этом явное содержание жалобы имеет целью «запутать» психотерапевта и добиться своего. Например, женщина имеет мучающие ее проблемы с сердцем, несколько лет она лечится у врачей–терапевтов с диагнозом «вегето–сосудистая дистония», но безуспешно. Оказывается, что она ревнует своего мужа и болезнь сердца – прекрасный способ контролировать свободное время мужа: он провожает жену на работу и встречает с работы. У мужа выражен психастенический радикал личности и поэтому моральные нормы являются важными регуляторами его поведения. На этом жена и играет («бросить больную нехорошо!»). Очевидно, что она пришла не с целью избавиться от «болезни сердца», а, напротив, за подтверждением серьезности этой болезни и невозможности излечения (скрытый запрос: «Скажите мужу, что я серьезно больна»). В этом случае также следует быть терпеливым, хотя порой бывает эффективным и метод конфронтации: «У Вас нет другого способа быть нужной мужу?!» и углублять процесс переживания.

6. Жалоба на другого.

Например: «Мне очень тяжело… (женщина плачет) на работе… Я не могу найти общий язык с директором. Он очень тяжелый и неумный человек, работа его совершенно не интересует…». В этом случае клиентом является директор. Клиент же может не иметь готовности к изменению. Это достаточно трудный случай для психотерапии.

1. - по локусу (по субъектной направленности) жалобы клиента (например, клиентка жалуется на плохое поведение своего ребёнка, а скрытое содержание жалобы направлено на отца ребёнка, который не занимается его воспитанием);

2. - по самодиагнозу клиента (например, свои личностные нарушения (трудности, сложности) клиент объясняет собственными ошибками, а его мимика, жесты указывают на другие, внешние, социальные причины проблем));

3. - по истоку проблемы клиента в его личном психологическом понимании, что, конечно, может быть совсем не объективным (например, клиентом открыто заявляется, – «не знаю» или «не могу», при этом скрыто – «не умею» или «не хочу»);

4. - по запросу клиента, который так же может быть «двойственным» (например, явное содержание – просьба женщины о помощи: «Что делать, если муж мне изменяет?», скрытое содержание – просьба об оказании влияния (прямого или косвенного) на её мужа в собственных интересах: «Помогите мне его удержать»)).

Подтекст жалобы клиента открыто не экспонируется (не проявляется, не отображается) психологом-консультантом клиенту на первой-второй встрече, иначе это может разрушить устанавливающийся (установившийся) психологический контакт между клиентом и консультантом. В дальнейшем, (на последующих психоконсультативных встречах), скрытое содержание жалобы клиента психологом-консультантом открыто (но корректно!) предъявляется клиенту (обсуждается, осмысливается совместно с клиентом). Этот процесс должен происходить максимально корректно, постепенно, мягко, – так, чтобы не активизировать психологические защиты клиента (отрицание, вытеснение, подавление, замещение).

Скрытое содержание жалобы клиента – это недоговорённое клиентом (потаённое и/или латентное) содержание его психологической проблемы. Содержательный подтекст жалобы клиентаможет быть неосознанным и/или вытесненным. При анализе подтекста жалобы клиента , психологу-консультантунеобходимо особо обратить своё профессиональное внимание на следующее :

1 . Отношение клиента к тому лицу, о котором идёт речь в жалобе клиента. В этом случае, «текст» жалобы клиента может быть проинтерпретирован в терминах эмоциональных отношений: симпатии–антипатии, уважения–неуважения, близости–отдалённости. Консультант анализирует то, совпадают ли декларируемые (и демонстрируемые) клиентом чувства с его истинным эмоциональным отношением к тому человеку, на которого он жалуется. Этот анализ производится по ходу консультирования, путём включённого, систематического, стандартизированного наблюдения (СМОТРИТЕ ПРИЛОЖЕНИЕ № 7) за невербальными (неречевыми) и вербальными (речевыми) проявлениями клиента по отношению к субъекту (психологическому «объекту») его жалобы. Анализируется логическое соответствие выказываемого («предъявляемого») отношения клиента к «предмету» («объекту») его жалобы (как правило, – к вполне определённому физическому лицу), к его личностным внешним психологическим проявлениям (подвергается пристальному анализу вышеописанный «маскируемый» подтекст жалобы клиента);


2 . Отношение клиента к консультированию : деловое, рентное, игровое (Бодалёв А.А., Столин В.В.) или «смешанное» (с элементами, например, каких-либо двух видов «отношений»). Итак, по А.А. Бодалёву и В.В. Столину , существует три базовыхвида отношения клиентов к психологическому консультированию :

1. Деловая ориентация (деловое отношение) клиента :

а) адекватная ориентация, – клиент искренне заинтересован в изменении своей ситуации (в решении своей проблемы), клиент не сомневается в профессиональной компетентности психолога-консультанта, готов сотрудничать с психологом, он доверяет учреждению (психологическому центру) в которое обратился, ожидает помощи, возможной в его ситуации, не переоценивает вероятный эффект помощи;

б) неадекватная ориентация, – клиент явно преувеличивает (неадекватно воспринимает) возможности психолога-консультанта («Вы маг и волшебник, только Вы можете мне во всём и сразу помочь»).

2. Рентная ориентация (рентное отношение) клиента :

а) тип клиента: «обаятельный рантье», – откровенность клиента, испытываемые им страдания и невзгоды, его обаяние, симпатия и доверие к консультанту – это тот некий психологический капитал, на (за) который клиент неизбежно получит (ожидает обязательно получить) определённые «проценты» в виде, во-первых, «переложения» своей ответственности за консультирование «на плечи» консультанта, и, так же, в виде других подобного рода психологических выгод (т.н. психологический феномен «вторичной выгоды»);

б) тип клиента «требовательный рантье», – клиент хочет получить «причитающийся» ему некий социально-психологический «процент» с (от) самой клиентской позиции посетителя (обслуживаемого) психологической консультации. Клиент получает положительные эмоции от того, что о нём «заботятся», оказывают ему внимание, персонально и направленно осуществляют психологическую помощь именно ему и т.д.

3. Игровая ориентация (игровое отношение) клиента .

Клиент только внешне заинтересован в изменении своей жизненной ситуации, что выражается, прежде всего, в контексте взаимодействия клиента с консультантом («Посмотрим, такой ли Вы специалист, каким Вы представляетесь (кажетесь, выглядите, позиционируетесь и т.п.)»)). Доказательства компетентности консультанта клиент принимает (воспринимает, оценивает) с заметным оживлением, но при этом клиент выдвигает всё новые и новые «экзаменационные вопросы». Клиент всячески внешне усиливает (подчёркивает) трудность (трудности) и субъективную безнадёжность своей проблемы (якобы – своё отчаяние), – хотя реально этого не чувствует (не «имеет» в форме глубоких переживаний). Таким образом, клиент как бы социально-психологически «играет в консультирование». Возможно, для того, чтобы просто получить т.н. «релакс» (психологически расслабиться, снять эмоциональное напряжение) и не более того, так как такой клиент относится к консультированию не серьёзно. «Игра» в консультирование... Вероятно, – с целью снятия личностной тревожности по поводу (из-за) своей проблемы и/или из-за того, чтобы показать («предъявить») обеспокоенным родным, что он «работает и растёт над собой» и т.п.

Здесь столь подробно проанализирован этап «исповеди», потому, что он является, с позиций профессиональной оценки, наиболее сложным и комплексным .

Итак, после того, как психолог-консультант досконально проверит свои консультативные гипотезы и, весьма вероятно, найдёт основные причины, лежащие в основе социально-психологических проблем клиента (попутно выявив его психологические особенности), логично перейти собственно (в «узком» смысле) к анализу и интерпретации проблемных «клиентских» вопросов. Это, – уже самое непосредственное начало следующего, третьего этапа (содержательного периода, информационной стадии, глобальной психоконсультационной фазы) всего целостного процесса психологического консультирования.

Подавать жалобы на действия или деятельность должностного лица или организации – одно из прав, гарантированных гражданам Конституцией. Причем в зависимости от спорной ситуации жалоба может быть подана до подачи искового заявления или административного иска, одновременно с ним или во время рассмотрения дела.

На сайте представлены примеры жалоб и рекомендации по их составлению различной тематики. От жалоб в государственный орган до жалобы на почту, на детский сад, на страховую организацию и др. В отличие от досудебных претензий, обязательность жалобы законом не предусмотрена. Вместе с тем подача такого документа может не только разрешить возникший индивидуальный спор, но и повлиять на практику применения законов или осуществления профессиональной деятельности.

Жалоба, как инструмент досудебного урегулирования спора

Для чего нужны жалобы? С одной стороны, подача жалобы обычно связана с намерением разобраться в сложившейся ситуации и помочь заявителю. С другой, применить меры воздействия к нарушителю – работнику или должностному лицу.

Подача жалобы в письменной форме обязывает адресата жалобы дать ответ относительно всех поставленных в документе вопросов. Жалобу можно использовать как инструмент подготовки искового заявления – за подачей жалобы в прокуратуру, в Роспотребнадзор, иные государственные органы обязательно последует ответ с разъяснением законодательства.

Копия жалобы и ответ на нее в случае обращения в суд в дальнейшем станут приложением к иску и могут быть использованы в качестве доказательств по гражданскому делу. Бездействие или действия должностных лиц, чье поведение стало основанием подачи жалобы, могут быть обжалованы в суд путем подачи административного иска.

Подача и рассмотрение жалобы

Для составления жалобы выберите интересующую Вас тематику и подготовьте доказательства. Любая жалоба должна быть обоснована, поэтому ссылки на нормативно-правовые акты будут актуальными. При затруднениях в подборе нормативных документов можно получить консультацию юриста на сайте.

Сейчас практически в любые инстанции жалобу можно подать в электронном виде, заполнив форму на сайте адресата документа. В любом случае рекомендуем придерживаться шаблонов приведенных примеров для рассмотрения жалобы по существу. Формальное рассмотрение жалобы, нарушения порядка и сроков рассмотрения могут повлечь привлечь ответственных должностных лиц к административной ответственности.

Жалоба и запрос клиента

Первоначальное предъявление клиентом проблемы можно определить как «жалобу». В качестве примеров приведем наиболее харатерные типы жалоб. Выделение этих типов жалоб достаточно условно.

1. «Непонятная» жалоба. Вот одна из них: «У меня все не так. Я не могу добиться того, чего хочу. Конечно, это не всегда так. Но когда это так, я чувствую себя несчастным». После такой жалобы так и хочется спросить: «Что Вы имеете в виду?» Жалоба действительно не понятна. Можно только гадать о чем говорит клиент. «Непонятные» жалобы могут проистекать, как минимум, из двух источников: с одной стороны, это осторожность и недоверие клиента к терапевту, а с другой–клиент сам для себя еще не сформулировал проблему, и «непонятная» жалоба – это ее формулировка в первом приближении. Конечно, можно попросить у клиента дополнительную информацию, например: «Что Вы имеете в виду, когда говорите, что бываете несчастным?». Такую реакцию терапевта нельзя квалифицировать как неправильную. Тем не менее, она может напугать клиента, если будет воспринята им как грубый толчок, как давление. А это может произойти в том случае, когда клиент осторожничает и поэтому дает «непонятную» жалобу. Если «непонятная» жалоба является следствием того, что клиент только–только конструирует проблему, то указанная выше реакция психотерапевта может быть очень полезной клиенту. Однако возможно и другое, – клиент таким вопросом подталкивается к интеллектуализированной позиции. В этом варианте клиент превращается в квазиисследователя, который интерпретирует свою жизнь. Клиент не переживает, а рассуждает – он не в опыте, не в эмоциях. Поэтому одна из возможностей работы с «непонятной» жалобой клиента – это просто повторить то, что сказал клиент (режим психотерапевтического зеркала, рефлексивная техника). Если же клиент представил свою жалобу совершенно спокойно, ему можно сказать: «И тем не менее, вы спокойны» (или «У вас хватает мужества быть при этом спокойным»). Если же клиент жаловался, едва сдерживая плач, реакция терапевта может быть: «Я вижу, как вам тяжело – вы чуть не плачете». Приведенные реакции психотерапевта помогают клиенту быть в своих переживаниях, а не выходить из них и рассуждать о них. Следовательно, при «непонятной» жалобе, с нашей точки зрения, следует: 1) поощрять вхождение клиента в эмоциональный процесс; 2) дать возможность клиенту самому «развернуть» собственные смыслы и содержание проблемы.

2. «Глупая» жалоба. На консультацию пришла супружеская пара, и одной из их жалоб была следующая: «Вы понимаете, – говорила женщина, – мы никак не можем договориться о взаимоприемлемом времени интимной близости. Я ему говорю, что 22.30 – самое подходящее время, – и далее она логично обосновывала это время. – Интимная близость до 23.00, а затем сон в течение 7 часов до 6 утра. Затем я встаю, делаю завтрак и ухожу на работу. Логично?! Но муж не согласен – он так рано не ложится спать». Эта «глупая» жалоба представляет собой ни что иное, как семейный миф, который мы ранее описали как миф «22.30». Этот миф быстро развенчивать не только нельзя, но и очень опасно. В данном случае смысловую проблему «как быть вместе?» супруги заменили технической «когда быть вместе?». «Глупая» жалоба (а за ней лежит, соответственно, и «глупая» проблема) – это вид защитной рационализации, «срыв» которой не самая лучшая реакция психотерапевта. Вместе с тем за приведенной жалобой лежат полоролевые проблемы: жена находится в симбиотической связи с матерью, инфантилизирована и не нуждается в партнере. В случае «глупой» жалобы мы как будто сталкиваемся со «слепым» клиентом. Один вопрос возникает при этом: «Следует ли клиенту раскрывать глаза?» В индивидуальной и групповой психотерапии в случае таких жалоб, по нашему опыту, хорошо себя зарекомендовала техника метафор, позволяющая, во–первых, как бы со стороны посмотреть на собственную ситуацию и, во–вторых, с иронией отнестись к своей проблеме. Существуют и другие психотерапевтические возможности у метафоры. В групповой психотерапии терапевтическими являются реакции других членов группы, когда они не дают советов, а лишь отзываются на указанную проблему какого–либо члена группы, создавая тем самым полифонию «голосов» и человеческих смыслов. В этой ситуации «смягчаются» механизмы защиты.

3. «Составная» жалоба. Пример такой жалобы: «У меня не ладится на работе, в семье – с мужем и детьми, вечно со мной что–либо случается, и даже ночью меня преследуют кошмары». С каким именно содержанием следует работать психотерапевту, с какой частью предъявленной проблемы? Составная жалоба – это одна из разновидностей «непонятной» жалобы. Реакции психотерапевта по типу выяснения: «Что у вас с мужем?», «Что у вас с начальником?» и т. п. малоэффективны. Техника работы с составной жалобой следующая. Имеются три возможности: 1) рефлексивно отразить то, что говорит клиент (техники повтора, обобщения, парафраза и т. п.);.2) «услышать», на какую часть составной жалобы клиент дает эмоциональные отклики и отреагировать именно на нее; 3) отреагировать на эмоциональное состояние клиента, как бы упустив содержание проблемы (техника эмпатического ответа).

4. «Сложная» жалоба. Вот пример. Клиентка высказывает следующую жалобу: «Вы знаете, у меня сын 14 лет, и отношения с ним очень плохие. Сын не слушается ни меня, ни отца. Случается так, что он не ночует дома». Клиентка как бы «прощупывает» терапевта первой жалобой. А затем, поверив ему, дает свою следующую сокровенную проблему: «Вы знаете, я окончательно запуталась. У меня есть любимый человек, есть и муж. Мужа я не люблю, но он отец моего ребенка и в состоянии хорошо меня обеспечить, чего не может сделать мой любимый мужчина». Женщина впервые плачет. Очевидно, что любая первая жалоба может быть «пробным шаром». Поэтому не следует бросаться помогать и глубоко, «с головой» погружаться в первую предложенную клиентом проблему. Следует слушать, что на самом деле говорит клиент, это значит, что он на самом деле переживает.

5. Жалоба со скрытым содержанием. Суть такой жалобы состоит в несовпадении явного и скрытого содержания. Например, муж говорит: «Ведь это неправильно, что жена два часа укладывает девятимесячного ребенка спать, ребенок должен быть самостоятельным». За этим содержанием лежит скрытая жалоба: «Я ревную жену к ребенку, прихожу усталый домой после работы и вынужден сам сидеть на кухне и ждать, пока не освободится жена». Скрытое содержание может слабо осознаваться. Вряд ли имеет смысл терапевту сразу же переводить скрытое содержание проблемы в явное. Хочет ли об этом говорить клиент, доверяет ли он психотерапевту – это то, что следует учитывать. Если же скрытое содержание не осознается клиентом, не всегда следует прояснять его клиенту. Терпение психотерапевта, готовность ждать – это важные качества терапевта. Например, психотерапевт может отреагировать: «Я чувствую, что вам трудно говорить об этом», или «Я слышу, что вы говорите» (если клиент осознает скрытое содержание жалобы). Возможна и другая реакция психотерапевта (особенно если скрытое содержание не осознается клиентом) – психотерапевт реагирует на переживаемую клиентом эмоцию, а не на вербально выраженное содержание жалобы. Например: «Я слышу, что вы раздражены на жену, чувствуете себя непонятым и обиженным». Это реакция психотерапевта – приглашение клиенту войти в собственные переживания. Часто оказывается, что клиент до интервью имел один план жалобы, во время интервью этот план нарушается и клиент говорит совсем не то, что предполагал.

6. «Хитрая» жалоба. Этот вид жалобы имеет скрытое содержание. При этом явное содержание жалобы имеет целью «запутать» психотерапевта и добиться своего. Например, женщина имеет мучающие ее проблемы с сердцем (приступы кардиалгии, дыхательный дискомфорт и т. п.). Несколько лет она лечится у врачей–терапевтов с диагнозом «вегето–сосудистая дистония», но безуспешно. Оказывается, что она ревнует своего мужа и болезнь сердца – прекрасный способ контролировать свободное время мужа: он провожает жену на работу и встречает с работы. У мужа выражен психастенический радикал личности и поэтому моральные нормы являются важными регуляторами его поведения. На этом жена и играет («бросить больную нехорошо!»). Очевидно, что она пришла не с целью избавиться от «болезни сердца», а, напротив, за подтверждением серьезности этой болезни и невозможности излечения (скрытый запрос: «Скажите мужу, что я серьезно больна»). В этом случае также следует быть терпеливым, хотя порой бывает эффективным и метод конфронтации: «У Вас нет другого способа быть нужной мужу?!» и углублять процесс переживания.

7. Жалоба на другого. Например: «Мне очень тяжело… (женщина плачет) на работе… Я не могу найти общий язык с директором. Он очень тяжелый и неумный человек, работа его совершенно не интересует…». В этом случае клиентом является директор. Клиент же может не иметь готовности к изменению. Это достаточно трудный случай для психотерапии.

Из книги Ужасы на Западе автора Делюмо Жан

Из книги ПЛАСТИЛИН МИРА, или курс «НЛП-практик» как он есть. автора Гагин Тимур Владимирович

Шаг первый - Запрос на непроизвольный бессознательный сигнал Что такое непроизвольный бессознательный сигнал? Руку я могу поднять сознательно, а вот чтобы у меня зачесалось колено - этого я сознательно сделать не могу (обычно). Или чтобы у меня стрельнуло в ухе или чтобы

Из книги Практикум по конфликтологии автора Емельянов Станислав Михайлович

Занятие 2.2. Тема: «Сущность конфликта и его причины». Деловая игра «Жалоба» Цель игры. Развитие у студентов умения анализировать конфликт на основе уяснения ими основных конфликтологических понятий; формирование навыков применения простейших методов изучения и оценки

Из книги Преобразующие диалоги автора Флемминг Фанч

Воздействие на клиента (Влияние на клиента) В физике есть принцип под названием "Теорема о неопределенности Гейзенберга", которую вполне можно применять к любому взаимодействию людей, включая сеанс процессинга. По сути этот принцип утверждает, что невозможно

Из книги Конфликт: участвовать или создавать... автора Козлов Владимир

Ситуация 4.3.9 «Запрос шефа» Описание ситуацииРуководитель подразделения перешел в конкурирующую фирму. На его место может быть продвинут один из заместителей. При этом один из них (Борис) жаждет занять это место и открыто заявляет о своем желании. Второй (Владимир), по

Из книги Курс настоящей стервы автора Шацкая Евгения

Жалоба Если человек на что-то жалуется, даже сам того не понимая, он тебя о чем-то просит. Немного пораскинув мозгами, ты легко поймешь, о чем именно. Если он о чем-то тебя просит, то не ждет отказа, и если получит его, обидится. Весь парадокс ситуации заключается в том, что

Из книги Освоение одиночества. О чем молчат любимым. автора Покрасс Михаил Львович

О ЧЕМ МОЛЧАТ ЛЮБИМЫМ (последняя жалоба подростка) - Я тебя ненавижу!.. Я не знаю, за что я тебя ненавижу, но, если бы я знал (знала), то сказал (сказала) бы вот что...(Таких чувств и помыслов я бы не простил (не простила)’ себе, спасибо, что их нет у меня, что я о них ничего не

Из книги Интеллект: инструкция по применению автора Шереметьев Константин

Жалоба 1. Почему я не властелин мира? Так прямо никто не говорит, конечно. Это жалоба обычно замаскирована в виде невинных фраз: «Вот этот украл миллиарды»; «Вот тот обманом прорвался к власти»; «Вот та вышла замуж за президента».Сразу хочется спросить:– А тебе какое

Из книги Жажда смысла. Человек в экстремальных ситуациях. Пределы психотерапии автора Виртц Урсула

Жалоба 2. Должен же быть хоть какой-то порядок! Обычно эта жалоба следует после описания какой-либо ситуации, где произошла какая-либо неприятность, например, пришлось отстоять очередь.Да, в жизни бывают самые разные ситуации, в том числе и недоразумения. Это реальная

Из книги Как располагать к себе людей автора Карнеги Дейл

Жалоба 3. Вот когда-то было хорошо, а сейчас все испортилось Возможно, было хорошо, возможно – не было. Кто знает? Как река направляет свои воды по горам и долинам, так и жизнь течет себе неспешно среди разных житейских событий.Будьте в потоке жизни. Живите здесь и сейчас.

Из книги автора

Жалоба 4. Я хочу вот это и прямо сейчас, а этого нет Все в мире делается постепенно. Постепенно растет цветок, постепенно тает снег, постепенно восходит солнце. В этом прекрасная величавость жизни. Постепенность дает возможность насытиться каждым мгновением жизни.

Из книги автора

Жалоба 5. Мне никто не подчиняется Этой фразы тоже никто прямо не говорит. Она маскируется под невинные фразы: «Начальник – идиот»; «Дети от рук отбились»; «Соседи достали».Но в основе всех этих фраз лежит странная вера в то, что все окружающие должны почему-то

Из книги автора

Жалоба 6. Вот тот хорошо устроился, а я нет Судить о том, как хорошо кому-либо живется, вы не можете. Кто там его знает, что у человека в голове. В самых распрекрасных условиях он может быть недовольным жизнью.Поэтому завидовать кому-либо бессмысленно. Это никак не сделает

Из книги автора

Жалоба 7. Я хочу, но мне лень Это самый простой случай. Если вы что-то хотите, но вам лень к этому идти, то желание ложное. Оно не ваше. Вспомните ребенка, который даже еще не может ходить, но в другом углу уже замечает яркую игрушку. Он тут же на четвереньках рванет в другой

Из книги автора

1. Вопрос о смысле – симптом болезни? Запрос на психоанализ Когда человек задумывается о смысле и ценности жизни, он болен, так как ни того, ни другого объективно не существует; это лишь указание на неудовлетворенное либидо, и, должно быть, при этом происходит что-то

Из книги автора

Жалоба клиента Президент сети обувных магазинов получил от покупателя такое письмо: «Господа! Сегодня утром я проходила мимо вашего магазина по Мейн-стрит и увидела в витрине туфли, которые мне очень понравились. Я вошла в помещение и стала искать продавца. В задней части

(no excuses. almost JONES - Hoops, JONES - Hoops (salute Remix), JONES - Hoops (Acoustic)

Будучи психологом-любителем и гуманистом высшего ранга, я делю жалобы на три типа:
1. нытье,
2. необходимость выговориться,
3. отчаяние.

Необходимость выговориться.
А вы заметьте однажды, что 99% сказанного людьми говорится для них самих же: они себя убеждают, подтверждают себе же, рассуждают для себя. Эгоисты, гедонисты и эпикурийцы. Ну, и ладно. Это вообще хорошо. Плохо, когда человек абсолютный альтруист - это больной человек, совершенно больной, закомплексованный и считающий, что он не заслуживает счастья. Ты! Твоя прямая обязанность перед самим собой - думать о своих интересах. Но это не нытье. Когда человеку необходимо выговориться, его вообще можно не слушать, а лучше, даже находясь в сантиметре друг от друга, думать тем временем о своих делах. Слушать, но не слышать. Самые лучшие слушатели - случайные люди, которых видишь в первый раз и больше не увидишь никогда. Не нужно вот этих вот имен, "как дела?", номеров телефонов - вообще ничего. Нужно дать возможность человеку не почувствовать себя психом. Пускай поговорит сам с собой, это почти никто не умеет делать наедине.

Отчаяние.
Тут схема проще некуда:
- вы пробовали, но не получилось,
- ищете проблему извне,
- ищете проблему в себе,
- не находите ровным счетом ничего или что-то, но не понимаете, оно ли это,
- находите верного человека (определение "того самого" давать бесполезно, тут все на уровне шестого чувства, это может быть буквально кто угодно),
- описываете ему всю ситуацию ("всю" - это когда перестаешь врать и слушающему, и говорящему, т. е. себе),
- формулируете вопрос, который интересует больше всего (идете до конца, ища его, задавайте вопрос на очередной возникший и, казалось бы, правильный вопрос (это не так), пока не выкопаете корень своей проблемы),
- мужайтесь и просите совета. А попросив, не смейте обижаться, злиться, противиться, орать, что все это не так и вам это подкинули. Спросили - слушайте все от и до. Если не хотите слушать (а, например, поныть), нехрен вообще к человеку идти. Сидите дома и рисуйте кучеряшки в журнале мод, экономик, политик, скандвордов.
Это вовсе не означает, что нужно слепо следовать этому совету, но держите в голове, что, если вы пришли к своему Учителю, то у вас безвыходная ситуация, по сему бОльшую часть этого совета вам все же пригодится.

Лучшее, что могут предложить нытикам - жесткость, нуждающимся в самоанализе - уши человека без слуховой сенсорной системы, но с теплотой живого тела, отчаявшимся - понимание и совместная ментальная уборка. Мы все бываем в этих трех ролях - остается выбрать, чего хотим от жизни.

На этой ноте я сворачиваю свою любительскую психологию и больной альтруизм. Мне уже не интересно, скучно, бесполезно. Пойду думать, как МЕНЯ будут стричь, что МНЕ кушать на ужин, как Я буду смотреться в том горчичном платье. Спасибо тем людям, которые мне говорили: "Да зачем тебе это надо?!", "Как говорила моя бабушка-еврейка, тебе за это не заплатят", "Думай, как тебе будет хорошо, а не им". Благодарю вас.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация