Трудовой договор с полной материальной ответственностью водителя

Главная / Авто

Любая работа, как известно, связана не только с выполнением своих обязанностей, но и с ответственностью за свои действия. Ответственность бывает разной: материальной, административной, уголовной. Все зависит от рода деятельности. Кто-то принимает на себя исключительно материальную ответственность. А кто-то несет ее в полной мере.

Например, водитель автотранспорта. Он отвечает и за сохранность груза, если занимается грузоперевозками, и за сохранность транспортного средства.

Если он перевозит людей, то отвечает, помимо вышесказанного, за их жизнь и здоровье, т. е. несет полную ответственность. В случае нанесения ущерба его могут привлечь, как к его возмещению, так и к административной или уголовной ответственности. Устраиваясь водителем, надо помнить, что управление автотранспортом, не только заработок, но и ответственность за все, что может произойти во время работы.

Рассмотрим, как взыскивается ущерб с водителя, как можно избежать или существенно уменьшить возмещение.

Для того чтобы определить кто виновен в нанесении ущерба, нужно осуществить несколько действий.

Представим эту процедуру как пошаговую инструкцию:

Шаг 1 . На этом этапе определяем, был ли нанесен материальный ущерб. Затем, если он был нанесен, устанавливаем его размер (предварительно). Далее – предполагаемого виновника, который нанес организации ущерб, устанавливаем степень его вины.

Обычно такие служебные расследования начинаются с докладной записки. Составляет ее либо руководитель виновника (непосредственный), либо сотрудник, материально ответственный за поврежденное, утраченное имущество, иные материальные ценности (если, конечно, он вреда не наносил).

Шаг 2. После того, как, предварительно, установлен ущерб, а так же лицо, предположительно его нанесшее, назначается комиссия, которая и будет проводить служебную проверку, расследование. В нее включают бухгалтера, который ведет пострадавшее имущество, оценщика. Им может быть сотрудник, способный оценить понесенный ущерб или приглашенный эксперт, если своего оценщика нет.

Можно поступить следующим образом: комиссия делает запрос независимому эксперту, получив от него результаты, включает их в отчет, который составляется по окончанию проверки. Комиссия обязана точно установить потери: что испорчено, повреждено, что пропало, величину ущерба (в денежном выражении).

Шаг 3. С виновника запрашиваются объяснения по факту происшедшего (письменно). Можно сделать запись объяснения с его слов и дать виновнику с ними ознакомиться. В данном случае с него должны потребовать скрепить записанные с его слов объяснения своей подписью. Эти действия ни чем не отличаются от действий, проводимых при расследовании дисциплинарного проступка.

Шаг 4. После того, как будут изучены все документы, определяется степень виновности лица, нанесшего ущерб, устанавливается возможность взыскания с него компенсации за ущерб, понесенный организацией. Отметим, что взыскать убытки можно не всегда. Но об этом мы поговорим позднее.

Шаг 5. Комиссией составляется проект приказа о взыскании и подается на подпись руководителю. После того, как приказ подписан, производится взыскание. Но если удержать ущерб невозможно, надобность в составлении приказа отпадает.

Шаг 6. Приказ направляется в бухгалтерию, которая и производит удержание в счет погашения ущерба.

Нюансы при удержании материального ущерба:

  • Организация не может взыскать вред полностью на законных основаниях. В этом случае возможен вариант, что виновник добровольно даст свое согласие на возмещение убытков в полном объеме;
  • Законодателем установлено, что без суда размер удержаний с заработков виновника не должен быть больше 20 %. Суд может установить и до 50 %. Но для этого должны быть веские основания;
  • В случае увольнения работника (в период проверки) полное возмещение можно получить только через суд. Из тех выплат, которые работнику полагаются при увольнении, удерживаются 20 % и не более.

Указанный порядок надо соблюдать неукоснительно, поскольку в случае малейшего нарушения закона действия могут быть опротестованы и отменены судом.

Ошибки работодателей при взыскании материального ущерба с работников-водителей

Если был нанесен ущерб, то удерживается он в большинстве случаев. Но, взыскивая ущерб, не важно, через суд или по приказу, надо помнить и учитывать некоторые моменты.

Не подтвержден размер вреда, не установлены причины. Невозможно получить возмещение полностью, но работодатель пытается получить возмещение, тем самым нарушая норму ТК, в частности, гл. 39. Это дает возможность оспорить данное решение в суде и отменить наложенное взыскание.

Именно в несоблюдении вышеуказанных обстоятельств, и заключается основная ошибка работодателей. Иначе говоря:

  • То, что с водителем был заключен договор о материальной ответственности (имеется в виду, полной), еще не является поводом, основанием для возмещения за его счет ущерба полностью. Надо помнить, что автомобиль не может быть объектом материальной ответственности (полной), поскольку служит для исполнения возложенных на водителя обязанностей. В законодательстве не предусмотрена норма, которая требует заключать с водителем договор о матответственности (полной).
  • Необходимо (и это очень важно) установить, что именно этот работник виновен в понесенных убытках, установить связаны ли между собой действия предполагаемого виновника и убытки. В противном случае к ответственности виновника привлечь не удастся.

В ТК (в частности, в ст. 246) определено, что причиненный вред, размер его при порче, а равно утрате вверенного работнику имущества, определяется:

  • По установленным потерям;
  • Рассчитывается, учитывая сложившиеся на рынке цены. Те цены, которые действовали в данном регионе на тот момент, когда был причинен вред, но не ниже учтенной бухгалтерией стоимости стоящего на балансе, например, автомобиля, с учетом износа;
  • ТК (в частности, в статье 247) установлено, что до взыскания с работника убытков, проводится проверка, цель которой установить величину их, а равно и причину убытков. Для чего и создается приказом руководителя соответствующая комиссия.

Иначе говоря, факт того, что ущерб был нанесен конкретным работником, должен быть подтвержден служебным расследованием.

Необходимо (в обязательном порядке) получить от виновника письменные объяснения или записать их с его слов (ознакомление его с записанным и его подпись под записанными с его слов объяснениями, обязательны). Если он отказывается давать объяснения по факту нанесения ущерба или уклоняется от дачи объяснений, то отказ и тому подобное актируется.

Надо помнить, что работодатель обязан доказывать, в частности:

  • Противоправность действий сотрудника;
  • Его действия, а равно, и бездействие;
  • Действительно ли есть прямой убыток;
  • Связь между вышеуказанным и вредом;
  • Соответствует ли договор (о материальной ответственности, неважно какой, полной или ограниченной), который был заключен с работником, установленным требованиям.

То есть, те обстоятельства дела, которые способствуют правильному его разрешению.

Эти нормы изложены в следующих законодательных актах:

  • ТК РФ.
  • Постановлении № 52 Пленума ВС РФ, п. 4.

Последний документ называется – «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю».

Если хоть одно из выше перечисленных обстоятельств доказано не будет, то к ответственности сотрудника привлечь не удастся.

Прежде чем взыскать с виновника убытки, необходимо определить их размер. Это обязательное требование.

Порядок возмещения убытков должен соблюдаться неукоснительно. Как производится взыскание установлено в ст. 248 ТК.

Если работник дал свое согласие (добровольно) возместить убыток, то оно оформляется письменно. Например, соглашением. В противном случае удерживать из зарплаты сотрудника ничего нельзя.

В законодательстве установлено (ТК, ст. 137), что удерживать из зарплаты виновника ущерба можно только тогда, когда это предусмотрено федеральным законом или самим ТК. Например, в статье 248 (ТК) говорится о том, что, если размер вреда, нанесенный работником, в пределах его заработка (среднего), то взыскание, производимое по распоряжению руководителя, должно быть произведено не позднее 1-го месяца.

Срок исчисляется с момента, когда размер окончательно установлен и выявлен виновник ущерба. После окончания этого срока, если расчет не произведен и работник возместить убыток добровольно отказался, то взыскание производится принудительно, через суд.

В случае, когда ущерб выше среднего заработка, возмещение производится только судом. Когда на предприятии не созданы или не поддерживаются условия, обеспечивающие сохранность имущества и материальных ценностей, причиненный работником убыток возмещению не подлежит. Взыскать с него ущерб в подобной ситуации не возможно.

Еще раз обратим ваше внимание на то, что ущерб взыскать невозможно, в случае, когда:

  • Налицо нарушение требований к заключению договора (о матответственности). Договор заключен с лицом, с которым подобные соглашения не заключаются;
  • Нарушен порядок возмещения ущерба;
  • Условия для сохранности имущества не созданы или не поддерживаются;
  • В ходе служебного расследования не установлена связь действий виновного лица с наступившими последствиями, т. е. возникновением убытков.

Материальная ответственность водителя за служебный автомобиль

Закон обязывает работника компенсировать убытки, которые были нанесены им организации, при расходах связанных с ухудшением состояния имущества и необходимостью его восстановления, замены. Он обязан также возмещать и вред, нанесенный его действиями третьим лицам, т. е. компенсировать работодателю убыток, возникший вследствие выплаченной им компенсации.

Важно! Сумм возмещения не может быть больше среднего заработка (общего) виновника.

Но в законодательстве предусмотрен ряд случаев, когда возмещение превышает средний заработок и выплачивается в полном объеме. В нашем случае к ним относятся:

  • Умышленный вред. То есть, работник осознавал, что его действия нанесут ущерб;
  • Вред был нанесен в состоянии опьянения. Неважно, в каком: алкогольном, наркотическом или ином. Степень опьянения так же не важна;
  • Ущерб был нанесен в результате преступных действий работника. Факт преступного деяния устанавливается в суде и определяется его приговором.
  • Работником совершено административное правонарушение, в результате работодателю был нанесен ущерб. Данное деяние должно быть установлено соответствующим госорганом, например, полицией;
  • Работник нанес ущерб в тот момент, когда не исполнял свои обязанности.

Надо отметить, что при перевозке грузов, большинство случаев нанесения вреда относятся к преступлениям, а равно и к правонарушениям.

Важно! Ответственность в указанных случаях наступает только за те действия, которые непосредственно вели к ущербу. То есть, если доказана вина работника.

В качестве примера рассмотрим простую ситуацию. Вы попали на служебном автотранспорте в ДТП. В ходе дознания по факту аварии установлено, что виновником ее вы не являетесь. Виновен в происшествии другой водитель. В этом случае вам возмещать работодателю ущерб не придется. Все убытки будут отнесены на счет виновника.

Пути возмещения следующие: работодатель либо взыскивает через суд убытки с виновного лица, либо обращается за компенсацией к его страховщику. Если вина в совершенном ДТП лежит на вас, то запомните несколько моментов, которые возможно, помогут вам в ходе служебного расследования. Вы либо избежите возмещения, либо оплатите работодателю убытки по минимуму.

Первое. Запомните, что в ходе расследования должны строго соблюдаться установленные законом правила (имеется в виду расследование по взысканию ущерба).

Например, в обязательном порядке должны истребовать с вас объяснения в письменном виде. Нарушение этого правила вам только на руку, поскольку будет служить доказательством вашей правоты в суде.

Второе. Оценка ущерба производится по рыночным ценам, действующим в регионе на момент причинения вреда. При этом они должны быть не ниже стоимости пострадавшего имущества, с учетом износа.

На практике оценку часто производят независимые эксперты.

Ваше право не соглашаться с их выводами и требовать новой экспертизы или оценки. Лучше всего обратиться с подобным требованием в ходе судебного разбирательства.

Третье. Надлежащую эксплуатацию автотранспорта, а также его содержание обеспечивает работодатель.

Важно! Любое нарушение указанных требований позволит вам либо избежать выплат, либо не выплачивать ущерб полностью. Однако в суде подобные нарушения доказать сложно. В качестве подтверждения можно использовать ваши служебные записки с требованием ремонта вверенного вам транспортного средства или иных действий, необходимых для его содержания в надлежащем состоянии и порядке.

Четвертое. Убытки больше заработка (среднего), взыскиваются только через суд.

Важно! Если данное требование не соблюдается, смело обращайтесь в суд с требованием взыскать в удержания, а так же и проценты за использование ваших денег.

Пятое. Обязанность работодателя доказать наличие ряда фактов, связанных с возникновением убытков. В суде это сделать сложно, а порой не возможно.

К сложно доказуемым обстоятельствам относятся:

  • Связь предполагаемого виновника с возникновением ущерба;
  • Что отсутствуют обстоятельств, которые исключают ответственность;
  • Противоправные действия виновника;
  • Размер, а равно, наличие вреда;
  • Соблюдался ли договор о материальной ответственности (полной), а равно, требования к его заключению.

Если у суда возникнут сомнения в подобных доказательствах, то он может встать на вашу сторону и вынести решение в вашу пользу.

Шестое. Нарушен срок обращения в суд. Законом установлен срок – 1 год.

Если подобное произошло, то вы вправе потребовать от суда применить срок давности (исковой). Но, такие требования суд удовлетворяет не всегда. Впрочем, попробовать стоит.

Седьмое. Суд может значительно уменьшить выплаты по взысканию ущерба, учитывая материальное положение виновника. Необходимо представить суду документы, которые подтвердят этот факт, и соответствующее ходатайство.

Если подойти к делу грамотно, то можно найти еще множество обстоятельств, которые повернут рассмотрение дела в вашу пользу.

Учтите так же, что суд чаще встает на сторону работника в споре с работодателем, поэтому не поленитесь и подготовьтесь к судебному заседанию тщательно, собрав все возможные доказательства своей правоты.

Ответственность за груз

Помимо возможной ответственности за автотранспорт, на водителя может быть возложена и ответственность за перевозимый им груз.

Порядок взыскания в данном случае ни чем не отличается от взыскания матответственности.

Есть, правда, один нюанс.

Если груз при транспортировке пострадал, то работодатель обязан доказать, что именно вам доверена перевозка данного груза и то, что он со своей стороны принял все меры к его сохранности.

Когда ответственности можно избежать?

Ответственность не наступает в случае, если ущерб нанесен:

  • В обстоятельствах непреодолимой силы. Природные бедствия, атомный взрыв и тому подобное;
  • Действия, приведшие к ущербу, были связаны с крайней необходимостью;
  • В случае самообороны;
  • Хозяйственного риска (имеется в виду, нормального);
  • Неисполнение работодателем обязательств. В данном случае речь идет об условиях, которые работодатель обязан исполнить для того, чтобы обеспечить сохранность имущества, доверенного водителю.

Материальная ответственность является обязательной для многих должностей, ее особенности и специфика отображены в ст. 39 ТК РФ. Устраиваясь на работу в качестве водителя на автотранспортное средство различных модификаций, гражданин должен понимать, за что с него могут спросить и какие наказания в материальном плане он может понести. Эта профессия предусматривает различные риски: ответственность за нарушение ПДД, транспортируемый груз, пассажиров и возможный ущерб, нанесенный транспортному средству.

Общие положения о материальной ответственности

Согласно законодательству, работник – водитель входит в категорию лиц, с которыми работодатель о материальной ответственности. При приеме на работу соглашение может быть конкретизировано, учтены непосредственные условия труда, но все положения не должны противоречить ТК РФ. Ответственность руководителя не может снижаться, а работника завышаться по отношению к стандартным положениям закона. Трудовой договор должен содержать не только указание на управление транспортным средством, но включать перечень должностных обязанностей. Например, перевозки пассажиров, грузов, ремонт и наладку автотранспортного средства, продажу билетов, заправку топливом.

При возникновении вопроса о комиссия по трудовым спорам проверяет трудовой договор. В нем должна быть в обязательном порядке указана категория удостоверения, по которой рассматривается соответствие занимаемой должности. Затем проверяется выполнение служебных обязанностей, закрепленных в договоре, на предмет полной или ограниченной ответственности перед работодателем. Обстоятельства, которые влияют на возникновение и рассмотрение дела об ущербе, нанесенном работником работодателю, перечислены в ст. 232 ТК РФ:

Противоправные действия (бездействие), повлекшие убыток;
доказанная вина;
наличие фактического материального убытка;
величина издержек, понесенных работодателем;
причинно-следственная связь между проступком и наступившим уроном;
правильность заключения трудового соглашения.

Для того, чтобы работник был финансово наказан, руководитель обязан доказать и сформулировать перечисленные требования. Существуют общие правила определения ограниченной и полной материальной ответственности. Если трудовое соглашение заключено с учетом ограничений, то взыскать ущерб можно только в течение месяца со дня происшествия и не больше, чем средний заработок за месяц. Если сумма больше, то взыскать можно только через суд. Если водитель нанес ущерб третьим лицам, например, при ДТП, то руководитель обязан его выплатить, а затем в течение года взыскивать из заработка виновного.

По закону, упущенная выгода работодателя не подлежит возмещению. Например, если по вине водителя пострадала техника, он понесет наказание. Если же сорваны поставки или отменено заседание, то это нельзя вменить в вину. Полная материальная ответственность наступает только в том случае, когда служащий отвечает за вверенный ему груз, выступает в качестве экспедитора. При управлении автотранспортным средством водитель отвечает исключительно за эксплуатируемую им по договору технику. В сложных ситуациях, когда решение трудового спора берет на себя суд, руководитель может заявить, что автомобиль сам по себе является ценностью. Но это не совсем так, машина служит для доставки людей или грузов, является транспортным средством, не представляющим собой цель перевозки.

Особенности материальной ответственности различных категорий водителей

У каждой категории работников есть свои должностные инструкции, которые обязательны к исполнению. Должность личного водителя руководителя предприятия подразумевает ограниченную ответственность за возможный ущерб. Большинство автомобилей имеет высокую стоимость, застрахованы по , при наступлении страхового случая потери хозяину возмещаются полностью. Если автомобиль застрахован по ОСАГО, то разницу в покрытии взимают с виновника. Если заработка за месяц недостаточно, при отсутствии компромисса, дело рассматривается в судебном порядке. Суд может назначить возмещение ущерба в случае, когда виновник уже уволился с предприятия. Если же гражданин продолжает трудиться, то взыскание недостающих сумм производится в течение года из заработной платы.

Должностная инструкция водителя – экспедитора указывает, что он обязан отвечать за автотранспортное средство, которое доверило ему предприятие, и за транспортируемый груз. Какая конкретно мера ответственности ляжет на работника в результате ЧП, решается по обстоятельствам дела. Если автомобиль поврежден в результате аварии, груз пострадал полностью или частично, то для определения вины потребуются рассмотрение многих объективных причин происшествия. Вызвал ли экспедитор полицию сам, был ли трезв, принял ли меры по сохранению груза - от этих и иных факторов зависит величина наказания.

Если в досудебном или судебном рассмотрении вина будет доказана, то экспедитор понесет финансовое наказание как за автомобиль, так и за груз. Если работники доставляют груз на пару, отвечать придется в равной мере, независимо от того, кто управлял машиной. При подобных грузоперевозках заключается договор коллективного (бригадного) подряда, поэтому отвечать приходится обоим. Перевозимые грузы могут быть вручены по одноразовой доверенности, которая регламентирует исключительно прием и вручение груза, а не обслуживание его в пути следования. Подобный вариант допустим с согласия водителя, который временно выполняет обязанности экспедитора.

Трудовой договор с водителем автобуса включает в себя должностную инструкцию, содержащую указания на взыскание ущерба, причиненного по его вине. Кроме наказания за вред, возникший по причине ДТП, допускается взыскание за порчу имущества внутри салона, потерю билетной кассы или выход на линию в нетрезвом состоянии. Любые отклонения от выполнения должной инструкции при пассажирских перевозках наказываются штрафными санкциями. За нарушение ПДД водитель автобуса обязан выплачивать штраф из своей зарплаты, а при ущербе, нанесенным третьим лицам во время движения, отвечает в полном объеме.

Взыскание накладывается на предприятие, обязанное в 2 месячный срок покрыть расходы пострадавшего лица, затем возместить свои потери с виновного. Убыток взыскивается в полной мере, а не в размере одной зарплаты, если предприятие обратится в суд. Работодателю потребуется доказать, что вина наступила из-за нарушения должностной инструкции, повлекшего за собой финансовый урон собственнику. Взыскание возможно в полной мере, даже если виновник уволен по статье или по собственному желанию. Следуя судебному постановлению, исполнительный лист может быть отправлен на новое место работы или вручен лично для возмещения ущерба.

Согласно ТК РФ работника можно финансово наказать, даже если трудовое соглашение не содержит указание на материальную ответственность. Если работодатель понес убытки в случае:

Умышленного вреда собственности;
наступления уголовной или административной ответственности виновного, установленной судом;
в неадекватном состоянии;
сознательном неисполнении своих служебных обязанностей.

Осознанный умысел доказывается в суде, где определяется его вид, прямой или косвенный. Первый вид характеризуется явным пониманием происходящего и желанием нанести урон собственнику автотранспорта. Косвенная вина заключается в нежелании предусмотреть и предотвратить отрицательные последствия. Если же умысел не доказан, то (груза или транспортного средства) оплачивается провинившимся только в размере среднего месячного заработка. Умысел, заключенный в действии (бездействии), приведшему к потере финансовых средств, доказывается в суде собственником имущества.

При вынесении административного или иного наказания любым государственным органом должна быть отражена причинно – следственная связь между проступком водителя и наступившими финансовыми потерями владельца (руководителя) ТС. Одновременно устанавливается размер взыскания и способы его возмещения. Проступок, совершенный в состоянии опьянения, должен был зафиксирован в акте медицинского заключения. Показания участников происшествия или свидетелей в расчет судом не берутся. Инициировать проверку имеют право органы правопорядка или руководитель. При наличии опьянения наступает полная материальная ответственность за проступок, невзирая на наличие или отсутствие умысла.

Поскольку профессия водителя входит в группу повышенного риска, то при заключении договора следует предельно внимательно относиться к подписываемому документу, а также строго выполнять должностные инструкции.

За причиненный работодателю материальный ущерб работник несет ответственность, но только в пределах среднего месячного заработка. Если сотрудник компании работает с финансами, товарами, использует автомобиль компании, то работодатель вправе заключить с ним договор о полной материальной ответственности или, например, договор материальной ответственности водителя за автомобиль.

Договор о полной индивидуальной материальной ответственности водителя

Иногда встречаются ситуации, когда сотрудник одновременно выполняет трудовые обязанности, которые предполагают материальную ответственность, и обязанности, которые не предполагают ее. Например, это может касаться водителя организации. Вправе ли работодатель заключать договор материальной ответственности водителя за автомобиль или полной материальной ответственности, в каком случае это необходимо делать?

Должность водителя не включена в закрытый перечень профессий, утвержденный постановлением Минтруда России от 31.12.2002 № 85. Однако в перечень включены работы, связанные с сопровождением грузов, что тоже часто включается в обязанности водителя. Так что же делать в такой ситуации?

В таком случае можно заключить, например, договор материальной ответственности с водителем, но только в отношении тех его должностных обязанностей, которые предполагают материальную ответственность, то есть непосредственно перевозку ценностей, финансовое обслуживание клиентов. При этом во избежание проблем в дальнейшем целесообразно корректно называть должность, например, «водитель-экспедитор».

Стоит заметить, что закрепить за работником ответственность за имущество можно и в случае, если работник не является материально ответственным лицом. Для этого стоит включить в трудовой договор или дополнительное соглашение пункт о том, что имущество передается работнику во временное пользование, оформить прием-передачу имущества, издать приказ о передаче имущества в пользование.

Приказ о материальной ответственности водителя (образец)

Приказ о материальной ответственности работника разрабатывается работодателем самостоятельно, в свободной форме, поскольку унифицированной формы для данного приказа не предусмотрено. В приказе целесообразно отразить следующую информацию:

  • Обоснование причины введения материальной ответственности для работника (например, для обеспечения сохранности ценного имущества компании);
  • Указать должность, имя работника;
  • Указать сотрудника, который контролирует исполнение данного приказа.

Приказ о материальной ответственности водителя (образец ниже) целесообразно сопроводить перечнем вверенного под ответственность имущества, акт о приеме-передаче имущества работнику. Приложенные документы стоит указать в приказе.

С приказом необходимо ознакомить под подпись «ответственного» сотрудника, а также работника, который контролирует исполнение приказа. Подписать приказ необходимо руководителю компании.

Трудовой кодекс (далее также – ТК РФ, Кодекс) определяет ответственность участников трудового контракта. В частности, ст. 232 Кодекса регламентирует, что сторона трудового контракта, нанесшая ущерб противоположной стороне, возмещает причиненные убытки в полном размере в соответствии с нормами трудового и гражданского законодательства.

Является ли водитель, заключивший договор с работодателем, материально ответственным лицом, и подлежит ли заключению с ним договор о материальной ответственности?

Аб. 2 ст. 232 Кодекса определяет, что ответственность участников трудовых правоотношений может быть общей и специальной . Общие меры наказания устанавливаются Кодексом и другими принятыми в соответствии с ним федеральными законами, специальные же – договором сторон.

Соглашение сторон может конкретизировать меры ответственности в случае нанесения ущерба. Однако договорная ответственность сотрудника не может быть выше, чем это предусмотрено законодательством.

Материальная ответственность водителя, равно как и другого работника, наступает только в случае прямой взаимосвязи между виновными действиями сотрудника компании (или бездействием) и причиненным ущербом. При этом сторона, пострадавшая в результате виновных действий или бездействия, обязана привести доказательства размера причиненного вреда.

ТК РФ разделяет ответственность трудящихся по трудовому контракту на две разновидности : ограниченная и полная.

Ограниченная применяется в общем случае – если с трудящимся не был заключен отдельный договор о полной материальной ответственности (далее – ПМО). В этом случае работник обязан возместить ущерб любого вида только в пределах своего среднемесячного дохода.

Иначе, при ПМО, на работника накладывается обязанность по полной компенсации причиненных убытков, вне зависимости от размера среднемесячного заработка.

Ст. 242 Кодекса более подробно раскрывает нюансы компенсационной выплаты работодателю за нанесенный сотрудником материальный ущерб. Так, на основании аб. 1 указанной статьи при ПМО работник обязан компенсировать организации-работодателю только прямой действительный убыток.

Под прямым действительным убытком понимается:

  • уменьшение денежных наличных активов компании в результате противоправных действий сотрудника;
  • ухудшение состояния вверенного работнику имущества (в том числе, если оно находится во владении или пользовании у третьих лиц).

Может ли работодатель возложить на своего водителя ПМО и заключить соответствующий договор? Профессия водителя непосредственно связана с управлением служебным автомобилем, а значит – и с риском его повреждения/утраты в результате действий/бездействия (в том числе, и противоправных) со стороны работника.

Ответ на данный вопрос есть в Постановлении Минтруда РФ от 31 декабря 2002 года №85 «Об утверждении перечней должностей и работ…№ (далее – Постановление).

Аб. 2 настоящего Постановления регламентирует, что договор о ПМО может быть заключен с лицами, осуществляющими инкассаторские функции, в том числе, и перевозку (транспортировку) денежной наличности. Таким образом, к лицам, с которыми работодатель может заключить договор о ПМО, относятся водители-инкассаторы.

Аб. 12 Постановления гласит, что с работниками, осуществляющими доставку грузов, багажа, почтовых отправлений или прочих ценностей, работодатель имеет право заключить соглашение о ПМО. Значит, еще одна категория водителей подпадает под полную мат. ответственность – экспедиторы, дальнобойщики и др.

Наконец, аб. 13 Постановления устанавливает, что должности, предполагающие реализацию работ по перевозке драгоценных и полудрагоценных металлов, камней, синтетического корунда и иных материалов, являются должностями с полной материальной ответственностью.

Особенности для экспедитора, при перевозке груза

На основании аб. 12 Постановления водители-экспедиторы могут быть полностью материально ответственными гражданами . Для этого работодателю необходимо заключить с такими лицами соответствующий договор.

В силу ч. 1 ст. 243 Кодекса ПМО возлагается на водителя в случае, если в соответствии с ТК РФ и другими принятыми согласно нему ФЗ на работника возлагается ПМО за ущерб, причиненный работодателю. Как видим, в Постановлении указано, что работодатель может, но не обязан заключить с водителем-экспедитором такой договор.

Работодатель вправе заключить договор о ПМО с экспедитором за сохранность перевозимого груза как на основании ч. 1 ст. 243 ТК РФ , так и в силу положений ч. 2 этой же статьи.

Анализируя положения законов, можно сделать вывод, что дальнобойщик несет ответственность за :

  • техническое состояние управляемого им транспортного средства;
  • комплектность и состояние перевозимого груза.

ПМО для экспедитора наступает не только при недостаче груза, обнаруженной на конечной точке пути, но и при:

  • преднамеренном нанесении повреждения транспортному средству и/или грузу;
  • нанесении вреда при нахождении в состоянии токсического, алкогольного или наркотического опьянения;
  • использовании грузовика вне рабочего времени или в своих личных целях.

Ст. 244 ТК РФ определяет, что работодатели, решившие заключить со своими водителями контракты о ПМО, и проверившие, что выполняемые водителем работы включены в перечень Постановления, в отношении которых может быть наложена ПМО, обязаны заключать соглашение по унифицированной (типовой) форме .

Типовая форма состоит из двух разделов : особенная часть и общая.

В особенной части указываются следующие сведения:

  • наименование организации-работодателя;
  • руководитель организации или заместитель;
  • название документа, на основании которого работодатель осуществляет свою деятельность (Устав, Положение и др.);
  • ФИО работника или его должность.

В общей части приводятся условия договора о ПМО. Они могут различаться в зависимости от специфики выполняемых водителем работ, конкретной должности и др.

В типовой форме содержится перечень прав и обязанностей работника и работодателя по договору в общем случае. Контрагенты вправе вносить в типовую форму собственные коррективы. Заполнение может осуществляться от руки и при помощи машинописной техники.

В конце документа указываются адреса сторон, ставится дата заключения договора. Каждый из контрагентов расписывается. Работодатель дополнительно ставит свою печать (при наличии таковой).

Договор о материальной ответственности водителя грузового автомобиля представляет собой специальный документ, на основании которого на водителя грузового автомобиля возлагается обязанность по компенсации имущественного ущерба, причиненного его действиями компании (подобный пункт обычно не включается непосредственно в трудовой договор с водителем грузовика). Помимо этого, указанное лицо должно возместить также вред, причиненный третьим лицам. Такая материальная ответственность возникает только на основании договора (с типовой формой можно ознакомиться ). Оформление данного документа является единственным способом урегулировать отношения с работником. Данный вариант прямо предусмотрен в Трудовом кодексе РФ и широко используется работодателями.

Договор о материальной ответственности водителя грузового автомобиля — образец 2018

Любое транспортное средство представляет собой источник повышенной опасности, а грузовой автомобиль имеет еще и высокую стоимость. Поэтому, возложение на водителя данного транспортного средства необходимости возместить ущерб, представляется совершенно обоснованным. Ведь должностная инструкция водителя грузового автомобиля предусматривает необходимость поддержания авто в должном техническом состоянии, соблюдение правил дорожного движения. Кроме того, водитель грузового автомобиля должен бережно относиться к данному имуществу и предотвращать его повреждения и поломки.

Предмет договора о материальной ответственности водителя грузового автомобиля

Предметом данного соглашения является обязанность работника и его ответственность за сохранность автотранспортного средства и все негативные последствия, которые могут произойти. Это можно выразить следующим образом:

  • повреждение автомобиля в результате аварии. При этом второго участника дорожно-транспортного происшествия может и не быть. В любом случае, работник должен будет отремонтировать машину за собственный счет. Возможно, что ремонт будет произведен и самой компанией, но тогда с зарплаты сотрудника будут взыскиваться деньги до тех пор, пока затраченные средства не будут компенсированы полностью;
  • если в результате действий водителя грузового автомобиля будет причинен вред другим лицам или их собственности. В этом случае, сотрудник также должен устранить такие последствия собственными силами.

Обязанности работодателя

Возложение на работника обязанностей и материальной ответственности предполагает наличие у работодателя соответствующих обязанностей. Перевозка груза предполагает соблюдение правил ПДД и представляет собой потенциальную опасность.

Поэтому, на работодателя возлагаются следующие обязанности :


  • он должен обеспечить должное техническое состояние автомобиля. К примеру, совершение дорожно-транспортного происшествия по причине того, что летняя резина не заменена на зимнюю. Это не повлечет ответственности водителя, если работодатель не выделил на это средства. Следовательно, организация должна создать условия для нормального и безопасного выполнения сотрудником своих функций;
  • работодатель должен обеспечить соблюдение должных условий работы. Это касается режима работы и отдыха. В противном случае, переутомление может обусловить совершение аварии;
  • работодатель не должен давать работнику заведомо незаконных или противоправных указаний. К таким случаям относятся факты движения с перегрузом. Если перегруз связан с исполнением приказа начальства, то ответственность по договору не может наступать для сотрудника.

Таким образом, руководство должно создать условия для соблюдения работником требований закона. Иначе, требовать от него компенсации вреда, невозможно.

Порядок заключения договора

Договор носит, как правило, индивидуальный характер и заключается с каждым сотрудником отдельно. Особенно это касается водителя экспедитора. В этом случае, работник будет нести ответственность не только за сам автомобиль и последствия управления им, но и за вверенный ему груз.

Поэтому, в договоре следует прописывать обязанность возместить вред в полном объеме. Это может быть стоимость перевозимого груза, стоимость машины и так далее. Порядок заключения данных соглашений предполагает ознакомление работника с текстом документа и обязательное его подписание. Без подписи, документ будет считаться недействительным и не может повлечь последствий.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация