Работника призвали на военные сборы. Учет расходов учреждения, связанных с призывом работника на военные сборы Компенсация при призыве на военные сборы

Главная / Авто

- Знал я, что ваш воинский учет до добра не доведет, - в отдел кадров вошел раздосадованный начальник отдела продаж, помахивая какой-то бумажкой. - И что мне теперь с этим делать?

«Этим» оказалась бумага из военкомата, разделенная на две части. В верхней половине была повестка работнику явиться в определенное время для прохождения сборов, в нижней - извещение для работодателя о необходимости сохранить за призываемым не только рабочее место, но и средний заработок.

- Нижнюю половину я у Вас заберу, а верхнюю оставьте себе. В указанное время явитесь, куда просят с вещами.

- С вещами на выход. - буркнул начальник отдела. - А откосить это как-нибудь можно? Что я им - пацан зеленый, в Зарницу играть. Мне, в конце концов, семью кормить надо и отделом руководить. Можете вы написать, что я особо ценный работник?

Ответственная за воинский учет отрицательно покачала головой.

- Мы обязаны Вас отпустить… Семья не сильно пострадает - средний заработок получите. А отдел…. Покидаете же Вы его на время отпуска, и ничего, справляются. Только после сборов обязательно возьмите справку, что Вы их прошли, а то нам деньги не компенсируют.

- Какие деньги?

- Которые мы Вам заплатим за время сборов.

- А, так наши доблестные военные за что-то еще платят? - Начальник отдела несколько повеселел. - Ну, раз зарница не совсем бескорыстная… Ладно, посмотрим, что там у них происходит и как.

- Если б они еще зарплату ответственному за воинский учет платили, еще лучше бы было, - проворчала начальник отдела кадров.

Шпаргалка

Граждане, пребывающие в запасе и признанные годными к военной службе по состоянию здоровья, могут призываться на военные сборы (п. 1 ст. 54 Закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). сотрудников, поскольку прохождение военных сборов является государственной обязанностью (ч. 2 ст. 59 Конституции РФ, абз. 7 п. 1 ст. 1, ст. 3 Закона № 53-ФЗ).

Перечень граждан, не подлежащих призыву, содержится в ст. 55 закона № 53-ФЗ. В частности, к ним относятся женщины, сотрудники органов внутренних дел, педагогические работники, студенты, лица, имеющие право на отсрочку, граждане с непогашенной судимостью, отцы трех и более несовершеннолетних детей.

Срок военных сборов не может превышать двух месяцев, а их общая продолжительность за время пребывания гражданина в запасе - не более 12 месяцев. Призыв на военные сборы возможен не чаще одного раза в три года. (п. 3 и 4 статьи 54 Закона № 53-ФЗ.)

Повестка может прийти как сотруднику домой, так и в организации - точно также, как и при призыве на срочную службу. В первом случае работник должен вручить работодателю извещение, во втором - работодатель должен своевременно передать повестку работнику. За препятствия военкомат может привлечь организацию к штрафу от 500 до 1 000 рублей (ст. 21.2 КоАП). Сумма небольшая, но она не избавит от необходимости направить работника на сборы.

Отстранение работника от работы на период сборов и сохранение за ним среднего заработка оформляются приказом в произвольной форме, с обязательным указанием срока отстранения и документа - основания для издания приказа.

В отсутствие работника отмечается буквенным кодом «Г» или цифровым «23» - исполнение государственных обязанностей (постановление Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1.)

Расходы на выплату среднего заработка организациям возмещают военные комиссариаты. Для этого необходимо составить заявление на бланке организации в произвольной форме, с указанием конкретной суммы и банковских реквизитов для перечисления денег. К заявлению следует приложить заверенные копии документов: приказа о направлении на сборы, извещения и справки о прохождении сборов из военкомата, расчетно-платежной ведомости (Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 704, п. 7 ст. 1 Закона № 53-ФЗ).

По состоянию на: 07.02.2011
Журнал: Справочник кадровика
Год: 2011
Автор: Коваленко Т. П.
Тема: Документы кадровой службы, Оплата труда
Рубрика: Оплата и нормирование труда / налогообложение

    Шаблоны документов
      Письмо Приказ

    Нормативные документы

      Трудовой кодекс Российской Федерации (извлечение) Налоговый кодекс Российской Федерации (извлечение) Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинс Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (извлечение) Постановление Правительства Российской Федерации от 06.03.2008 № 152 «Об обучении граждан Российской Федерации по программе военной подготовки в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» (извлечение) Постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 № 333 «О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности» (извлечение) Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 704 «О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»« (извлечен Постановление Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 № 184 «Об утверждении Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболевани Приказ Министра обороны Российской Федерации от 17.05.2007 № 185 «О мерах по выполнению в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 г. № 333» (извлечение)
      Нужно ли платить зарплату работнику, проходящему военные сборы?

Отдел кадров - это первая инстанция, куда обращается работник со своими вопросами. А значит, его сотрудники сталкиваются с множеством нестандартных ситуаций и «незнакомых» документов. Разобраться в большом количестве представляемых бумаг - дело непростое и ответственное.

Работник принес справку о призыве на военные сборы. «А почему не повестка?» - спросите вы, и правильно сделаете. Как мы сейчас убедимся, по невнимательности учебные сборы можно спутать с военными. Какие будут последствия? Достаточно серьезные: неправильное оформление документов, ошибочные начисления выплат сотруднику и налогов, нарушения правил бухгалтерского учета. Все это в конечном итоге может привести к необоснованным финансовым потерям организации.

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы осуществляет Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Закон о военной службе). Пункт 1 ст. 1 этого Закона включает в состав воинской обязанности граждан РФ призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Толковый словарь Военные сборы - это комплекс мероприятий по подготовке граждан к военной службе, проводимых в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органахб.

На основе Закона о военной службе разработано Положение о военных сборах, утв. постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 № 333 (далее - Положение о военных сборах). Названное Положение определяет:
виды военных сборов, порядок определения их начала и окончания;
функции Минобороны России, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, их территориальных органов, осуществляющих воинский учет, по проведению военных сборов;
порядок призыва граждан РФ, пребывающих в запасе, на военные сборы;
порядок организации проведения военных сборов;
порядок и размеры материального обеспечения граждан, проходящих военные сборы;
права и обязанности должностных лиц организаций и граждан, связанные с проведением военных сборов.

Для чего работодателю ориентироваться во всех этих нормах? Дело в том, что закон устанавливает для него определенные обязанности, связанные с военными сборами.

Прохождение военных сборов является государственной обязанностью гражданина, поэтому работодатель, сотрудник которого призван на военные сборы, должен освободить его от выполнения трудовых обязанностей на этот период. При этом за работником сохраняются место работы и должность (ч. 1 ст. 170 ТК РФ).

Работнику, призванному на военные сборы, не только гарантировано сохранение места работы. Если ежегодный оплачиваемый отпуск сотрудника приходится на период военных сборов, он сможет продлить его или перенести на другой срок (ст. 124 ТК РФ). Время пребывания на военных сборах включается в стаж для предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска (ст. 121 ТК РФ).

ДЛЯ СБОРОВ НЕ ГОДЕН!

Например, от военных сборов освобождаются граждане женского пола; граждане, обучающиеся по очной и очно-заочной (вечерней) формам обучения в образовательных учреждениях; граждане, обучающиеся по заочной форме обучения в образовательных учреждениях, - на период экзаменационных и зачетных сессий и написания дипломной работы.

Не подлежат призыву на военные сборы граждане, указанные в п. 3 ст. 23 Закона о военной службе. Это те же лица, которые не подлежат призыву на военную службу:
а) отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;
б) имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;
в) в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.

При наличии уважительных причин работника может освободить от сборов военный комиссар (п. 3 ст. 55 Закона о военной службе).

Например, при прохождении обязательного в таких случаях медосмотра гражданин может оказаться не годным к призыву на военные сборы по состоянию здоровья.

ВОЕННЫЕ СБОРЫ: ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ

Продолжительность военных сборов, место и время их проведения определяются Минобороны России или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором Законом о военной службе предусмотрена военная служба.

Обратите внимание!

Военные сборы подразделяются на два вида:
– учебные сборы;
– сборы по проверке боевой и мобилизационной готовности воинских частей и военных комиссариатов (проверочные сборы)

При этом должны соблюдаться следующие правила.

Правило 1. Продолжительность военного сбора не может превышать двух месяцев.

Правило 2. Общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается гражданин за время пребывания в запасе, не может превышать 12 месяцев.

Правило 3. Периодичность призыва граждан, пребывающих в запасе, на учебные сборы не может быть чаще одного раза в три года.

Правило 4. Граждане, пребывающие в запасе, призываются на проверочные сборы независимо от прохождения ими учебных сборов.

Обратите внимание!

Призыв граждан на военные сборы осуществляется военными комиссариатами на основании указов Президента РФ

Решение о призыве гражданина на военные сборы оформляется приказом военного комиссара.

О призыве на учебные сборы граждане оповещаются заблаговременно. Для этого им - не позднее чем за 10 дней до начала прохождения учебных сборов - вручаются повестки. Форма повестки приведена в приложении № 1 к Положению о военных сборах. Повестка содержит отрывную часть - извещение руководителю организации.

Обратите внимание!

Руководитель организации должен быть извещен о призыве граждан, которые у него работают, на военные сборы

Таким образом, заблаговременно извещается и работодатель. Пункт 17 Руководства по организации проведения военных сборов в Вооруженных Силах Российской Федерации, утв. приказом министра обороны России от 17.05.2007 № 185 «О мерах по выполнению в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 г. № 333», содержит на этот счет специальное правило: о призыве граждан на военные сборы извещаются руководители организаций, в которых они работают.

В извещении, являющемся составной частью повестки, указывается время начала и окончания военных сборов, на которые призывается работник. В этот срок войдет не только период пребывания сотрудника в воинской части, но и время в пути до места сбора и обратно.

В нашу организацию пришли повестки о призыве двух работников на военные сборы. Мы удивлены, что повестки поступили на адрес организации. Обычно работники приносят нам эти документы сами, получая их на свой домашний адрес. Каковы наши действия в такой ситуации?

Повестка военного комиссариата действительно может быть направлена не по месту жительства гражданина, призываемого на военные сборы, а по месту его работы.

Пункт 1 ст. 4 Закона о военной службе в числе обязанностей организаций по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности предусматривает и то, что руководители организации, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций обязаны оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов.

Итак, получив повестку, вы обязаны не только не препятствовать явке вашего работника в военкомат, но и обеспечить ему возможность своевременно явиться в военкомат для прохождения военных сборов.

На основании повестки необходимо издать приказ об освобождении работника от работы на период военных сборов. Унифицированной формы такого приказа нет, его можно оформить в произвольной текстовой форме на бланке приказа (приложение 1 ).

Такой приказ должен содержать следующие сведения:
фамилия, имя и отчество работника;
занимаемая им должность и структурное подразделение, где он работает;
период освобождения от работы (с указанием даты начала и окончания сборов);
информация о сохранении среднего заработка.

В период отсутствия работника в табеле учета рабочего времени (унифицированные формы № Т-12 или Т-13, утв. постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1) в соответствующей ячейке проставляется буквенный код Г или цифровой код 23 - «Исполнение государственных или общественных обязанностей согласно законодательству».

ОПЛАТА ПЕРИОДА ВОЕННЫХ СБОРОВ

Материальное обеспечение граждан, проходящих военные сборы, можно классифицировать следующим образом:
1. Обеспечение продовольствием и имуществом во время прохождения военных сборов (подп. «а» и «б» п. 24 Положения о военных сборах).
2. Выплаты, осуществляемые соответствующими воинскими частями (федеральными бюджетными учреждениями) федеральных органов исполнительной власти, по месту прохождения военных сборов.

К таким выплатам в соответствии с пп. 25 и 26 Положения о военных сборах и пп. 2-3 ст. 6 Закона о военной службе относятся:
выплата оклада по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части, и оклада по воинскому званию;
выплата коэффициентов (районных, за прохождение военных сборов в высокогорных районах, за прохождение военных сборов в пустынных и безводных местностях) за прохождение военных сборов в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в т. ч. отдаленных, к окладу по воинской должности и окладу по воинскому званию и процентных надбавок в размерах, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях.

Цитируем документ

Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны (далее - другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности,

федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях.

Пункт 1 ст. 2 Закона о военной службе

Расчет размера процентных надбавок к окладу по воинской должности и окладу по воинскому званию осуществляется на основании справок о стаже работы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в т. ч. отдаленных, выдаваемых организациями по месту постоянной работы граждан, по форме согласно приложению № 3 к Положению о военных сборах.

3. Выплаты, осуществляемые работодателем, с последующей компенсацией военными комиссариатами.
К таким выплатам в соответствии с пп. 25 и 26 Положения о военных сборах и пп. 1 и 2 ст. 6 Закона о военной службе относятся:
выплаты среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы и за время прохождения военных сборов;
возмещение расходов по проезду граждан от места жительства к военному комиссариату (пункту сбора) и обратно;
возмещение расходов по найму (поднайму) жилья;
выплаты командировочных (суточных) за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы и при доставке (проезде) граждан от военного комиссариата (пункта сбора) к месту проведения военных сборов и обратно.

Обратите внимание!

Минобороны России обязано компенсировать организации расходы, понесенные в связи с оплатой военных сборов

Минобороны России компенсирует организации понесенные расходы в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704 «О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами РФ в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"».

Разберем ситуацию на примере среднего заработка, выплачиваемого работнику, призванному на военные сборы.

Так, средний заработок за время призыва работника на военные сборы выплачивается по месту работы. Однако источник этой выплаты - федеральный бюджет. Работодатель в этих отношениях - «промежуточное звено»: сначала такую выплату производит он, а потом (после прохождения работником военных сборов) эти деньги ему возмещаются из бюджета (табл. 1 ).

Таблица 1

Порядок финансирования расходов

Таблица 2

Налогообложение выплат работнику, призванному на военные сборы

Как уже было отмечено, организациям в полном объеме компенсируются за счет бюджета расходы, связанные с выплатой работнику-призывнику среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда. При этом военкоматы не обладают полномочиями налоговых органов и не вправе требовать от организаций уплаты каких-либо налогов с выплат работнику за время прохождения им военных сборов (письмо Минфина России от 27.05.2008 № 03-04-07-02/11).

Мнение эксперта

Е. В. Орлова,
директор Департамента внутреннего аудита ООО «Комо»

Как работодателю компенсировать расходы за счет средств федерального бюджета

Обратите внимание, что работодатель фактически не несет расходов, связанных с призывом его работников на военные сборы.

Расходы организаций, связанные с выплатой работнику-призывнику среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы, компенсируются им в полном объеме за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели для Минобороны России по разделу «Национальная оборона» (подраздел «Обеспечение мобилизационной и вневойсковой подготовки»), целевая статья «Мобилизационная подготовка и переподготовка резервов, учебно-сборовые мероприятия с гражданами Российской Федерации» (подп. 2 п. 2, п. 3 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утв. постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704) (далее - Правила компенсации расходов).

Эту компенсацию организации вправе получить от военных комиссариатов (подп. «д» п. 8 Положения о военных сборах).

Для получения компенсации работодателю необходимо в первую очередь надлежащим образом оформить время нахождения работника на военных сборах: издать приказ об освобождении его от работы, отметить этот период в табеле учета рабочего времени.

Пункт 26 Положения о военных сборах содержит норму: подтверждением времени фактического пребывания призывника на сборах и основанием для расчета среднего заработка за этот период является справка о прохождении военного сбора (форма утверждена приложением № 2 к Положению). Справка выдается призывнику не позднее даты его убытия из военкомата и представляется им работодателю. В такой справке указываются: Ф. И.О. гражданина, период фактического прохождения сборов (даты начала и окончания сборов), место прохождения сборов (адрес).

Далее работодатель рассчитывает средний заработок по общим правилам, предусмотренным Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922. Основанием для расчета и выплаты среднего заработка за период сборов будет являться платежная или расчетно-платежная ведомость (унифицированные формы № Т-53 или № Т-49, утв. постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1).

После оформления этих документов и расчетов с работником работодатель может получить компенсацию из бюджета. Для этого необходимо направить в соответствующий военный комиссариат письмо с приложением копий документов, подтверждающих произведенные расходы (приложение 2).

Пункт 5 Правил компенсации расходов предусматривает, что выплата компенсации осуществляется на основании представляемых получателями компенсации сведений о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации). Для подтверждения указанных расходов граждане представляют оригиналы соответствующих документов, организации - заверенные в установленном порядке копии таких документов. Организация представляет указанные сведения на официальном бланке, при этом документ скрепляется подписью руководителя (заместителя руководителя) и основной печатью организации. Обратите внимание: если какие-либо расходы, которые могут быть компенсированы организациям, не производились или отсутствуют документы, подтверждающие их фактическое осуществление, такие расходы в сведениях, направляемых в военный комиссариат для получения компенсации, не отражаются (письмо Минфина России от 27.05.2008 № 03-04-07-02/11). К сожалению, в настоящее время в Правилах компенсации расходов не установлен срок, в течение которого военкомат должен перечислить деньги на счет организации, оплатившей работнику период пребывания на военных сборах. Ранее военкоматам отводился на это месячный срок после представления организациями необходимых документов (см. п. 5 недействующего постановления Правительства РФ от 03.03.2001 № 157 «О порядке финансирования расходов, связанных с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"», а также письмо Минфина России от 01.06.2007 № 03-04-06-02/104).

4. Выплаты, осуществляемые организацией согласно коллективному договору.

Коллективным договором может быть предусмотрена дополнительная компенсация или дополнительное время освобождения от работы лиц, проходящих военные сборы. В таком случае в коллективном договоре оговаривается период освобождения от работы, размер и источник выплаты.

СБОРЫ - ВОЕННЫЕ ИЛИ «УЧЕБНЫЕ»?

На практике может возникнуть ситуация, когда работник, обучающийся в вузе, имеющем факультет военного обучения, обращается к работодателю с просьбой освободить его от работы на время прохождения военных сборов и сдачи государственного выпускного экзамена по программе подготовки офицеров запаса. При этом работник представляет справку, выданную образовательным учреждением.

Что делать в такой ситуации? Безусловно, освобождать работника от работы на период, указанный в справке. А вот нужно ли оплачивать этот период по правилам, рассмотренными нами выше? Давайте разберемся.

Учебные сборы являются составной частью военной подготовки, осуществляемой факультетами военного обучения (военными кафедрами), и проводятся один раз за все время обучения, что закреплено в Положении о факультетах военного обучения (военных кафедрах) при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования (далее - Положение о ФВО), утв. постановлением Правительства РФ от 06.03.2008 № 152.

Проведение учебных сборов, права и обязанности граждан, проходящих военную подготовку, определяются Положением о ФВО и уставом вуза. Гражданам, проходящим военную подготовку, один раз в месяц выплачивается дополнительная стипендия (п. 40 гл. V Положения о ФВО).

Высшее учебное заведение представляет списки граждан, подлежащих направлению на учебные сборы, а также сведения, которые подлежат внесению в документы воинского учета, в военный комиссариат по месту расположения высшего учебного заведения (подп. «б» и «г» п. 23 гл. IV Положения о ФВО). Согласно п. 24 гл. IV Положения о ФВО направление граждан на учебные сборы производится военным комиссариатом по месту расположения высшего учебного заведения на основании планов проведения учебных сборов.

Кстати сказать

С вступлением в силу распоряжения Правительства РФ от 06.03.2008 № 275-р, утверждающего Перечень создаваемых учебных военных центров при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и Перечень факультетов военного обучения и

военных кафедр при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, в России значительно сократилось количество военных кафедр.

Что касается студентов, которые сейчас обучаются в вузах, то в связи с ликвидацией военных

кафедр в армию их не заберут, так как отсрочку для студентов очной формы обучения никто пока не отменял. В отношении военных сборов также действует освобождение для граждан, не подлежащих призыву, куда входит эта категория (подп. «з» п. 2 ст. 55 Закона о военной службе).

Также вузы оповещают граждан об их направлении на учебные сборы. По просьбе студента может быть оформлен и оправдательный документ для работодателя (справка).

Хотя на лиц, направленных на учебные военные сборы, и распространяются права и обязанности граждан, призванных на военные сборы (п. 36 гл. IV Положения о ФВО), в то же время военные учебные и военные сборы имеют отличия в части:
законодательной базы;
порядка оформления документов;
компенсационных выплат.

Обратите внимание!

Выплата среднего заработка за период учебных военных сборов студентов-очников в вузах, имеющих факультет военного обучения и входящих в Перечень, утв. распоряжением Правительства РФ от 06.03.2008 № 275-р, законом не предусмотрена (ст. 173 ТК РФ)

Согласно ст. 173 ТК РФ студентам очной формы обучения разрешено совмещать учебу с работой. При этом им гарантируется предоставление дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по месту работы в части, касающейся обычного учебного процесса, что, однако, не относится к обучению на военной кафедре и не отражается в Положении о ФВО.

Справка из вуза может служить документом, подтверждающим уважительную причину отсутствия на работе сотрудника, но, чтобы оформить отпуск без сохранения заработной платы, сторонам нужно достичь соглашения об этом. Полагаем, что в подобной ситуации, конечно же, следует не препятствовать работнику и предоставить ему отпуск без сохранения заработной платы на период прохождения учебных сборов.

Максимальное время отсутствия сотрудника на рабочем месте может складываться из времени учебных сборов - 26 дней, итоговой аттестации, на которую выделяется не менее четырех дней, времени в пути до места прохождения учебных сборов. Время следования граждан на учебные военные сборы и обратно в продолжительность учебных сборов не засчиты-вается, а оплата проезда осуществляется за счет средств, предусмотренных Минобороны России (пп. 21 и 26 гл. IV Положения о ФВО).

Итак, мы отметили существенную разницу между военными сборами, которые являются составной частью военной подготовки, проводимой факультетом военного обучения (военными кафедрами) при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, и военными сборами, призыв на которые определяет Минобороны России. Учебные военные сборы не оплачиваются, не компенсируются и не документируются в отличие от военных сборов граждан РФ, пребывающих в запасе. Работодателю необходимо четко разграничивать эти случаи, так как от этого зависит и порядок оформления документов, и гарантии, предоставляемые работникам.

При призыве работника на военные сборы его освобождают от работы на этот период, включая время проезда к месту их проведения и обратно*. При этом

* Подробнее о порядке предоставления работнику трудовых гарантий и кадровом оформлении военных сборов см. в спецвыпуске «ОТ», 2017, № 20/1, с. 18.

на весь период сборов, включая время проезда к месту проведения сборов и обратно, за работником сохраняют место работы, должность и среднюю зарплату .

Такие гарантии работникам предусмотрены ст. 119 Кодекса законов о труде Украины от 10.12.71 г. и ч. 11 ст. 29 Закона № 2232 .

Кроме этого, важным нюансом для работодателя является то, что (ч. 13 ст. 29 Закона № 2232 )

выплата среднего заработка и суммы начисленного на него ЕСВ за весь период сборов осуществляется за счет бюджетных средств в порядке, установленном КМУ.

А в чем конкретно заключается работа бухгалтера, если работника учреждения (организации, предприятия) призвали на военные сборы? Конечно же, это:

Провести налогообложение этих сумм;

Отразить начисление среднего заработка в зарплатной отчетности;

Получить компенсацию понесенных расходов из бюджета.

Как это сделать и какие могут быть нюансы при этом, рассмотрим далее.

ОПЛАЧИВАЕМ ВРЕМЯ НАХОЖДЕНИЯ НА СБОРАХ

Поскольку за работником, призванным на сборы, сохраняют не только место работы и должность, но и среднюю зарплату, ее расчетом и начислением нам придется заняться. Основанием для начисления послужит приказ об освобождении от работы на время прохождения сборов.

Среднюю заработную плату военнообязанных, призванных на сборы, рассчитывают согласно п.п. «ї» п. 1 Порядка № 100 . Алгоритм расчета оплаты периода сборов представим на рис. 1.

Рис. 1. Алгоритм расчета оплаты периода военных сборов

Напомним: в общем случае расчетным периодом являются два последних месяца, предшествующих событию , с которым связана выплата. Заработную плату за этот период (ЗП) необходимо разделить на количество отработанных дней (часов) в расчетном периоде (Д(Ч) отр.):

ЗП ср = ЗП: Д(Ч) отр .

Затем полученную среднедневную (среднечасовую) заработную плату (ЗП ср) умножайте на количество дней (часов) военных сборов, приходящихся на рабочие дни (часы) по графику работы такого работника на предприятии, в учреждении, организации (Д(Ч) пропущ.):

ВС = ЗП ср х Д(Ч) пропущ .

Так вы определите сумму оплаты за период военных сборов (ВС). То есть принцип расчета среднего заработка в данном случае такой же, как и при расчете среднего заработка для оплаты периода мобилизации, командировки и пр.

А как быть, если на протяжении последних двух месяцев работник не работал (например, болел или был в отпуске)? А если на военные сборы призвали вновь принятого работника? Как в этом случае определить среднюю зарплату? Подсказки найдете в табличной шпаргалке ниже. Она наглядно демонстрирует все возможные ситуации, встречающиеся на практике.

Примеры расчета средней зарплаты для оплаты дней военных сборов
(например, работник призван на военные сборы с 17 по 31 октября 2017 года продолжительностью 15 календарных дней)

Ситуация

Правила определения расчетного периода

1. Работник отработал более 2 календарных месяцев

Последние 2 календарных месяца работы , предшествующие месяцу, в котором работника призвали на военные сборы (абз. 3 п. 2 Порядка № 100 )

Пример 1. За август - сентябрь 2017 года работник отработал 43 дня (22 август + 21 сентябрь). Ему начислена зарплата по 3200 грн. за месяц.

В расчетный период включаете последние 2 календарных месяца работы (т. е. с 01.08.2017 г. по 30.09.2017 г.). Средняя зарплата составит: (3200 грн. + 3200 грн.) : 43 р. дн. = 148,84 грн.

2. На протяжении последних 2 календарных месяцев перед месяцем, в котором работника призвали на военные сборы (в августе и сентябре 2017 года), он не работал (болел и был в отпуске)

Если на протяжении последних 2 календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором работника призвали на военные сборы, он не работал - предыдущие 2 месяца работы (абз. 4 п. 2 Порядка № 100 )

Пример 2 . В августе - сентябре 2017 года работник болел. За июнь - июль 2017 года он отработал 41 день (20 июнь + 21 июль). Ему начислена зарплата по 3200 грн. за месяц.

Среднюю зарплату рассчитываете исходя из выплат за предыдущие 2 месяца работы (июнь и июль 2017 года): (3200 грн. + 3200 грн.) : 41 р. дн. = 156,10 грн.

3. Работник отработал менее 2 календарных месяцев

Фактически отработанный период (абз. 3 п. 2 Порядка № 100 )

Пример 3. Работник принят на работу 11 сентября 2017 года. Зарплата за отработанные дни в сентябре (15 рабочих дней) составила 2285,71 грн., за отработанные дни в октябре (10 рабочих дней) - 1523,81 грн.

Среднюю зарплату для оплаты времени на период военных сборов исчисляете исходя из выплат за фактически отработанное время (т. е. с 11.09.2017 г. по 16.10.2017 г.): (2285,71 грн. + 1523,81 грн.) : (15 р. дн. сентябрь + 10 р. дн. октябрь) = 152,38 грн.

4. На протяжении последних 2 месяцев работник часть месяца не работал по уважительным причинам

Из расчетного периода исключается время , на протяжении которого работник согласно действующему законодательству или по другим уважительным причинам не работал и за ним не сохранялся заработок или сохранялся частично * (абз. 6 п. 2 Порядка № 100 )

* К такому времени относят и время простоя не по вине работника (письма Минтруда от 24.04.2009 г. № 247/13/8409 // «ОТ», 2009, № 12, с. 10 и от 20.12.2007 г. № 929/13/84-07).

Пример 4. За август - сентябрь 2017 года работник отработал 5 дней (оформлен простой не по вине работника (август - полностью весь месяц, сентябрь - с 1 по 22 число включительно)). Зарплата за отработанные дни в сентябре (5 рабочих дней) составила 761,90 грн., оплата дней простоя: в августе (2/3 ставки) - 1546,67 грн.; в сентябре (2/3 ставки за 16 рабочих дней) - 1178,42 грн.

Дни простоя не по вине работника необходимо исключить из расчетного периода и оплату за эти дни (в размере 2/3 тарифной ставки) не учитывать при расчете среднего заработка.

Среднюю зарплату для оплаты периода военных сборов исчисляете так: 761,90 грн. : 5 р. дн. сентябрь = 152,38 грн.

5. На протяжении последних 4 месяцев не работал по уважительным причинам (был в простое, болел и был в отпуске)

Расчет производим исходя из установленной работнику (абз. 4 п. 2 Порядка № 100 ). При этом расчетный период (последние 2 календарных месяца работы) используем для определения среднемесячного числа рабочих дней

Пример 5. В августе - сентябре 2017 года работник болел, а в июне - июле 2017 года находился в отпуске. Месячный должностной оклад по состоянию на октябрь 2017 года составляет 2320 грн.

В расчет берем должностной оклад, установленный на месяц сборов (2320 грн.), и количество рабочих дней за последние 2 месяца по графику работы предприятия (учреждения).

Среднюю зарплату для оплаты периода сборов исчисляете так: (2320 грн. + 2320 грн.) : (22 р. дн. август + 21 р. дн. сентябрь) = 107,91 грн.

6. Работника призвали на военные сборы в его первый рабочий день

Расчет производим исходя из установленной работнику тарифной ставки, должностного оклада (абз. 4 п. 2 Порядка № 100 ). Расчетного периода у работника нет, оклад (ставку) будем делить на количество рабочих дней месяца, в котором работник должен был приступить к работе и в котором его призвали на военные сборы*

* См. также письмо Минсоцполитики от 11.08.2014 г. № 1146/13/84-14 // «ОТ», 2014, № 17, с. 10 .

Пример 6. Согласно приказу о приеме на работу (издан 13.10.2017 г.) первый рабочий день работника - 17.10.2017 г. При этом в этот день работник должен был явиться с повесткой в связи с военными сборами. Месячный должностной оклад работника составляет 2320 грн.

В расчет принимаем должностной оклад, установленный работнику (2320 грн.), и количество рабочих дней за октябрь по графику работы предприятия (учреждения).

Среднюю зарплату для оплаты периода военных сборов исчисляете так: 2320 грн. : 21 р. дн. октябрь = 110,48 грн.

А какие выплаты участвуют в расчете «средней»? Перечень таких выплат приведен в п. 3 Порядка № 100 . Это основная зарплата, доплаты и надбавки, производственные премии и пр. Не участвуют в расчете средней заработной платы выплаты, перечисленные в п. 4 Порядка № 100 , а также выплаты, начисленные за время, в течение которого сохранялся средний заработок работника (за время выполнения государственных и общественных обязанностей, ежегодного и дополнительного отпуска, командировки и т. д.) и начисленные в связи с временной нетрудоспособностью (абз. 2 п. 4 Порядка № 100 ).

Все выплаты включаем в расчет среднедневной заработной платы в том размере, в котором они были начислены.

Квартальные премии, а также премии, начисленные за более длительный промежуток времени. Их включают в заработок в части, соответствующей количеству месяцев в расчетном периоде;

Разовое вознаграждение по итогам работы за год и за выслугу лет, начисленное в текущем году за предыдущий календарный год. Его сумму распределяют, прибавляя к заработку каждого месяца расчетного периода 1/12 вознаграждения. При этом обратите внимание: если разовое вознаграждение по итогам работы за год и за выслугу лет было начислено в текущем году за текущий календарный год, то оно вообще не принимает участия в расчете среднедневной зарплаты;

Премии (месячные, квартальные и т. д.), вознаграждения и другие поощрительные выплаты, если рабочие дни в расчетном периоде отработаны не полностью. В этом случае такие выплаты учитывают пропорционально времени, отработанному в расчетном периоде. Подробнее о нюансах включения премий в расчет средней зарплаты см. в «ОТ», 2017, № 2, с. 14 , № 19, с. 12 ; 2016, № 21, с. 15 , , № 22, с. 18 .

И еще один важный момент, касающийся включения выплат в расчет «средней»: только премии включают в зарплату того месяца, на который они приходятся согласно расчетной ведомости по заработной плате. Все остальные выплаты должны учитываться в тех месяцах, за которые они были начислены (см. письмо Минсоцполитики от 09.12.2011 г. № 1105/13/81-11 ). Следовательно, при расчете средней зарплаты для определения суммы «военных» выплат доначисленную и/или сторнированную зарплату относим к тем месяцам, за которые проводилась корректировка (в которых была допущена ошибка).

Также отметим, что при исчислении среднего заработка во всех случаях его сохранения необходимо соблюдать требования п. 10 Порядка № 100 . Этой нормой установлена обязанность проводить корректировку средней заработной платы, если в расчетном периоде повышались тарифные ставки (оклады).

Вот вы и узнали, как правильно рассчитать среднюю зарплату для оплаты периода военных сборов. А как быть, если наступил следующий месяц, а работник все еще на сборах? Берете ранее рассчитанную сумму среднедневной (среднечасовой) зарплаты, снова подсчитываете количество неотработанных рабочих дней (часов) в отчетном месяце, перемножаете полученные величины и находите сумму среднего заработка за такой месяц.

Среднедневную (среднечасовую) зарплату рассчитываете один раз!

Ежемесячно ее пересчитывать не нужно. Но если в периоде, за который сохраняется средний заработок, в учреждении, организации, на предприятии повышались тарифные ставки (оклады), то среднедневную (среднечасовую) зарплату нужно будет откорректировать на коэффициент повышения.

ВЫПЛАЧИВАЕМ СРЕДНИЙ ЗАРАБОТОК ЗА ПЕРИОД ВОЕННЫХ СБОРОВ

При направлении работника на сборы предусмотрен специальный механизм выплаты среднего заработка. Перед отъездом ему необходимо выплатить зарплату за отработанное время до дня прекращения работы в связи с отъездом на военные сборы, а также среднюю зарплату за первые полмесяца сборов , так сказать «авансом». За остальное время пребывания на сборах выплату заработной платы проводят в обычные сроки, установленные на предприятии, в учреждении, организации, где работает военнообязанный. Это предусмотрено п. 8 Инструкции № 80 , п. 5 Инструкции № 856 .

Если такая выплата приходится на один календарный месяц, то вопросов не возникает: всю сумму начисляете в месяце ухода работника на сборы.

Но бывает и так, что первые полмесяца сборов не вписываются в рамки одного календарного месяца, а захватывают сразу два месяца - конец одного и начало следующего. В этом случае будут особенности в отражении таких выплат в Отчете по ЕСВ. Но об этом позже. Сейчас же поговорим о возмещении среднего заработка работников, призванных на сборы.

ОФОРМЛЯЕМ КОМПЕНСАЦИЮ СРЕДНЕГО ЗАРАБОТКА ЗА ПЕРИОД СБОРОВ

Выплата средней зарплаты военнообязанным за весь период сборов и резервистам за время исполнения ими обязанностей службы в военном резерве осуществляется за счет бюджетных средств в порядке, установленном КМУ (ч. 13 ст. 29 Закона № 2232 ). Такой порядок утвержден постановлением Минобороны «О порядке и размерах денежного обеспечения и поощрения военнообязанных и резервистов, денежной выплаты резервистам» от 23.11.2006 г. № 1644 (ср. 025069200). Пунктом 2 этого постановления установлено, что выплата среднего заработка военнообязанным (в том числе резервистам, призванным на сборы) проводится за счет средств предприятий, учреждений и организаций, в которых работают призванные на сборы граждане. В последующем эти расходы будут возмещены за счет средств, предусмотренных в госбюджете на содержание Минобороны и других центральных органов исполнительной власти, которые в соответствии с законом осуществляют руководство воинскими формированиями.

Отсюда следует, что военнообязанных и резервистов могут призвать на военные сборы в ряды не только ВСУ, но и других воинских формирований, например, в Национальную гвардию. Кстати, для военнообязанных-нацгвардейцев действует своя Инструкция № 856 , регулирующая вопросы выплаты денежного обеспечения и поощрений, в том числе и призванных на сборы. В целом ее нормы во многом схожи с нормами Инструкции № 80 .

Обратите внимание: работодатель выплачивает работнику средний заработок за счет своих средств, но потом расходы по его выплате ему возмещают (см. также рис. 2). В зависимости от подчинения воинского формирования, в котором проводились сборы, источник возмещения будет разным.

Рис. 2. Порядок выплаты и компенсации среднего заработка за период военных сборов

Если сборы проходят в ВСУ, то для возмещения своих расходов учреждение подает в военный комиссариат, в котором находятся на учете военнообязанные, счета. Они акцептуются первыми отделами (отделениями) военкоматов и передаются в финансово-хозяйственные отделения для оплаты (п. 12 Инструкции № 80 ). К счетам прилагают ведомости на выплату средней заработной платы, начисленной военнообязанным, призванным на сборы, по форме, приведенной в абз. 2 п. 12 Инструкции № 80 . В ведомостях приводят такую информацию:

Фамилию, имя и отчество работника;

Среднюю зарплату за месяц;

Период пребывания на сборах;

Сумму расходов, которая подлежит возмещению за период пребывания на сборах (в том числе ЕСВ).

Обратите внимание! Работодателю возмещают все расходы , связанные с выплатой среднего заработка, в том числе и ЕСВ, начисленный на него.

Если сборы проходят в Нацгвардии, то для возмещения расходов на выплату среднего заработка работодатель подает счета на оплату, к которым прилагает ведомости на выплату средней зарплаты, начисленной военнообязанным, призванным на сборы (п. 5 Инструкции № 856 ). Форма такой ведомости приведена в приложении к этой Инструкции , и она более усовершенствована, по сравнению с ведомостью для ВСУ. В ней расписана как сумма среднего заработка за период сборов, так и ЕСВ, начисленный на нее, а также указана общая сумма расходов, которые подлежат возмещению работодателю.

Вот, пожалуй, и все нюансы, связанные с расчетом и оплатой работникам времени их пребывания на военных сборах. Как видите, ничего сложного. В следующей статье на с. 16 рассмотрим налогообложение среднего заработка, начисленного работнику за дни нахождения на сборах и как отразить такие суммы в отчетности.

Выводы:

Средний заработок работнику, призванному на сборы, рассчитывают согласно Порядку № 100 также, как и при оплате периода командировки, донорства, мобилизации и т. п.

Средний заработок работнику рассчитывает и выплачивает работодатель. Впоследствии расходы, понесенные им (средний заработок + ЕСВ), компенсируют из бюджета.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ДОКУМЕНТЫ И СОКРАЩЕНИЯ

Закон № 2232 - Закон Украины «О воинской обязанности и военной службе» от 25.03.92 г. № 2232-ХII.

Порядок № 100 - Порядок исчисления средней заработной платы, утвержденный постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100.

Инструкция № 80 - Инструкция об условиях выплаты денежного обеспечения и поощрения военнообязанных и резервистов, денежной выплаты резервистам, утвержденная приказом Минобороны от 12.03.2007 г. № 80.

Инструкция № 856 - Инструкция об условиях выплаты денежного обеспечения и поощрения военнообязанных и резервистов, денежной выплаты резервистам Национальной гвардии Украины, утвержденная приказом МВД от 14.07.2015 г. № 856.

ВСУ - Вооруженные силы Украины.

ЕСВ - единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование.

Наш механик принес повестку из военкомата. Его призывают на военные сборы на 2 недели. Понятно, что не отпустить его мы не можем, но как быть с его зарплатой? Работать-то он не будет, значит и платить мы ему не должны? Бухгалтер говорит, что начислять зарплату за это время нет никаких оснований. Механик же утверждает, что по закону в заработке он терять не должен. Да и как все это оформить, тоже непонятно. Помогите разобраться!

Призыв на военные сборы и прохождение военных сборов является одной из составляющих воинской обязанности гражданина РФ (ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

Поэтому, если у вас работает гражданин РФ, пребывающий в запасе, вы должны быть готовы освободить его от работы с сохранением за ним места работы (должности) на период военных сборов. Такая обязанность работодателя прямо установлена законом (ч. 1 ст. 170 Трудового кодекса РФ, далее - ТК РФ).

Продолжительность военных сборов, а также место и время их проведения определяет Минобороны России либо иной федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба (например, ФСБ России).

Военные сборы бывают учебные и проверочные (по проверке боевой и мобилизационной готовности воинских частей и военных комиссариатов).

На учебные сборы вашего работника могут привлекать не чаще одного раза в 3 года. При этом на проверочные сборы граждане, пребывающие в запасе, могут призываться независимо от прохождения ими учебных сборов.

Находиться на военных сборах работник должен не дольше 2 месяцев, и в сумме продолжительность всех сборов за время пребывания в запасе не должна превышать 12 месяцев.

К участию в военных сборах могут привлекаться не все граждане, пребывающие в запасе. Например, освобождаются от участия в военных сборах:
граждане женского пола;
граждане, обучающиеся по очной и вечерней формам обучения в образовательных учреждениях;
граждане, обучающиеся по заочной форме обучения в образовательных учреждениях (но только на период экзаменационных и зачетных сессий и написания дипломной работы);
граждане, уволенные с военной службы, - в течение 2 лет со дня увольнения в запас;
граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей (ст. 55 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

Призыв на военные сборы осуществляется военными комиссариатами на основании указов Президента РФ. В период отбора на учебные сборы граждане вызываются по повестке в военные комиссариаты для уточнения данных воинского учета и медицинского освидетельствования. Кстати, на этот период вы тоже должны освободить работника от работы. Для призыва на проверочные сборы отбор граждан военными комиссариатами не проводится. Решение о призыве гражданина на военные сборы оформляется приказом военного комиссара.

ВЫ ДОЛЖНЫ ЭТО ЗНАТЬ

Повестка может быть направлена не только по месту жительства военнообязанного лица, но и по месту его работы. В этом случае вы обязаны вручить ее работнику и обеспечить ему возможность своевременной явки в место, указанное военным комиссариатом.

Гражданам, отобранным для прохождения учебных сборов, не позднее чем за 10 дней до их начала вручаются повестки. Обратите внимание! Составной частью этой повестки является отрывное извещение руководителю организации. Данное извещение должно остаться у вас.

Повестку, направленную по месту работы военнообязанного лица, необходимо вручить работнику и обеспечить ему возможность своевременной явки в место, указанное военным комиссариатом. Если этого не сделать, работодателя могут привлечь к административной ответственности (ст. 21.2 КоАПРФ).

А ЧТО ЗА ЭТО БУДЕТ?

Если гражданин без уважительной причины не явится в назначенное время в место, указанное в повестке военного комиссариата о призыве на военные сборы, военный комиссар примет все необходимые меры по его призыву и доставке к месту проведения военных сборов. Принеобходимости для этих целей в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» привлекаются органы внутренних дел (п. 13 Положения о проведении военных сборов, утв. постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 № 333 «О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности»).

Итак, на основании повестки вы должны издать приказ об освобождении работника от работы. Унифицированной формы такого приказа нет, поэтому он создается в произвольной форме.

Вручая работнику повестку, поступившую по месту работы, не забудьте получить с него расписку. Это лишит работника возможности «списать» свою неявку в военкомат на то, что вы не вручили ему повестку, и вас нельзя будет привлечь к административной ответственности по ст. 21.2 КоАП РФ

Этот приказ будет подтверждением того, что вы предоставили работнику возможность участвовать в военных сборах. И если он по каким-то причинам не явится в военкомат - это уже будет не ваша вина. Наличие приказа послужит доказательством того, что вы свою обязанность выполнили.

Период, пока работник будет отсутствовать на работе в связи с призывом на военные сборы, в табеле учета рабочего времени нужно кодировать буквенным кодом «Г» (цифровым кодом «23»).

С документальным оформлением освобождения сотрудника от работы в связи с призывом на военные сборы мы разобрались. Но остался вопрос - должен ли работодатель оплачивать это время.

Виды выплат (возмещений), которые выплачиваются работнику, зависят от того, в каких целях он призван на сборы (таблица .).

Так как работодателя затрагивает только вопрос выплаты среднего заработка работнику, призванному на сборы, то на этом мы и остановимся.

Не забудьте ознакомить работник ка с приказом об освобождении от работы в связи с призывом на военные сборы под роспись

Необходимо отметить, что закон прямо говорит об обязанности работодателя сохранить за работником, призванным на сборы, только место работы (должность) (ст. 170 ТК РФ). О сохранении за ним среднего заработка за этот период ТК РФ не упоминает. Вместе с тем, анализ ряда нормативных документов (Положение о проведении военных сборов, утв. постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 № 333, Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи среализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утв. постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704) позволяет сделать вывод, что вам все же придется выплачивать работнику среднюю заработную плату за период его отсутствия. Не переживайте, впоследствии данные расходы будут компенсированы за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Минобороны России и ФСБ России. Расчет размера компенсации осуществляется с учетом времени пребывания гражданина в военном комиссариате и (или) на военных сборах, на основании данных из справки военного комиссариата.

Виды выплат (возмещений), которые производятся работнику, призванному на военные сборы

Обратите внимание на дату выдачи работнику справки о прохождении военных сборов. Она не может быть позднее даты его убытия из военного комиссариата.

Для того, чтобы получить компенсацию расходов, вам нужно будет сначала подтвердить, что организация эти I расходы понесла. Для этого на официальном бланке необходимо предоставить в соответствующий военный комиссариат сведения о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации). Документ должен быть подписан руководителем организации (его заместителем), на нем должна быть проставлена печать организации.

Резюме

Работника, призванного на военные сборы, необходимо освободить от работы и выплатить ему за время проведения сборов компенсацию из расчета среднего месячного заработка. Но данные рас ходы должны быть возмещены работодателю за сче т средств федерального бюджета.

Помимо этого, организации необходимо предоставить заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающие расходы организации, связанные с выплатой работнику, призванному на военные сборы, среднего заработка за период его отсутствия.

Зачастую призыв на военные сборы является испытанием не только для призывника, но и для его работодателя. О том, какие гарантии предоставляются работнику в случае призыва, как должно оплачиваться время его пребывания на сборах, какие компенсации предусмотрены законодательством для организаций, рассказывается в статье А.В. Ярвельян, ЗАО "Си Дата".

Определение военных сборов

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", воинская обязанность граждан РФ предусматривает:

  • воинский учет;
  • обязательную подготовку к военной службе;
  • призыв на военную службу;
  • прохождение военной службы по призыву;
  • пребывание в запасе;
  • призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Под военными сборами понимается комплекс мероприятий по подготовке граждан к военной службе, проводимых в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах (п. 3 "Положения о проведении военных сборов", утв. постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 № 333 "О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности" (далее - Положение)).

Порядок призыва и прохождения военных сборов

Призыв граждан на военные сборы осуществляется следующим образом:

1. Предварительно военные комиссариаты производят отбор граждан для призыва на учебные сборы. В период отбора на учебные сборы граждане вызываются по повестке в военные комиссариаты для уточнения данных воинского учета и медицинского освидетельствования.

2. После того, как приказом военного комиссара оформлено решение о призыве гражданина на военную службу, призывнику не позднее чем за 10 дней до начала военных сборов вручается повестка.

3. Военными комиссариатами осуществляется доставка граждан, призванных на военные сборы от военного комиссариата (пункта сбора) к месту прохождения военных сборов и обратно.

4. Продолжительность и порядок проведения военных сборов регламентируются Положением.

Гарантии и компенсации работнику

Согласно статье 170 ТК РФ, работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей.

Также работнику должна быть выплачена компенсация за время исполнения им государственных или общественных обязанностей. Компенсацию выплачивает государственный орган, привлекший работника к выполнению государственных обязанностей.

В рассматриваемом случае, государственным органом, осуществляющим компенсацию, являются военные комиссариаты (подп. "д" п. 8 "Положения о военных сборах"). Согласно пункту 7 статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон "О воинской обязанности и военных сборах"), компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением этого закона, является расходным обязательством РФ и осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.

Продолжительность военных сборов, подтверждающие документы

Продолжительность военных сборов, место и время их проведения определяются Минобороны РФ, другими федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. При этом продолжительность военных сборов не может превышать 2 месяца, а общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается гражданин за время пребывания в запасе, не может превышать 12 месяцев (п. 5 Положения).

Как было упомянуто, вызов гражданина в комиссариат для прохождения медицинского освидетельствования и призыва на военные сборы осуществляется повесткой. Форма повестки представлена в приложении № 1 к Положению. Повестка состоит из трех частей:

  • расписки о получении;
  • собственно повестка;
  • извещение руководителю организации.

В извещении указывается дата и время, с которой (на которое) работник призывается на военную службу или дата и время его нахождения в военном комиссариате.

Кроме того, согласно пункту 26 Положения, гражданину, проходившему военные сборы или медицинское освидетельствование, не позднее даты его убытия из военного комиссариата должна быть выдана справка военного комиссариата. Форма справки представлена в приложении № 2 к Положению. В ней указывается период времени, в который работник находился на военных сборах или в военном комиссариате.

Материальное обеспечение граждан, проходящих военные сборы

Материальное обеспечение граждан, проходящих военные сборы можно классифицировать следующим образом:

1. Обеспечение продовольствием и имуществом во время прохождения военных сборов (подп. "а" и "б" п. 24 Положения).

2. Выплаты, осуществляемые соответствующими воинскими частями (федеральными бюджетными учреждениями) федеральных органов исполнительной власти, по месту прохождения военных сборов. К таким выплатам в соответствии с пунктами 25-26 Положения и пунктов 2-3 статьи 6 Закона "О воинской обязанности и военных сборах", относятся:

  1. выплата оклада по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части и оклада по воинскому званию;
  2. выплата коэффициентов (районных, за прохождение военных сборов в высокогорных районах, за прохождение военных сборов в пустынных и безводных местностях) за прохождение военных сборов в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, к окладу по воинской должности и окладу по воинскому званию и процентных надбавок в размерах, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях. При этом расчет размера процентных надбавок к окладу по воинской должности и окладу по воинскому званию осуществляется на основании справок о стаже работы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, выдаваемых организациями по месту постоянной работы граждан, по форме согласно приложению № 3 к Положению.

3. Выплаты, осуществляемые организацией, по месту работы или учебы призывника, с последующей компенсацией военными комиссариатами. К таким выплатам, в соответствии с пунктами 25-26 Положения и пунктами 1-2 статьи 6 Закона "О воинской обязанности и военной службе", относятся:

  • выплаты среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы и за время прохождения военных сборов;
  • возмещение расходов по проезду граждан от места жительства к военному комиссариату (пункту сбора) и обратно;
  • возмещение расходов по найму (поднайму) жилья;
  • выплаты командировочных (суточных) за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы и при доставке (проезде) граждан от военного комиссариата (пункта сбора) к месту проведения военных сборов и обратно.

4. Выплаты, осуществляемые организацией согласно коллективному договору. Коллективным договором может быть предусмотрена дополнительная компенсация или дополнительное время освобождения от работы лиц, проходящих военные сборы. В таком случае в коллективном договоре оговаривается период освобождения от работы, размер и источник выплаты.

Расчет и налогообложение компенсаций

Средний заработок для оплаты времени прохождения работником военных сборах и времени участия работника в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы исчисляется в порядке, определяемом статьей 139 ТК РФ.

Расчет размера компенсации осуществляется с учетом времени пребывания гражданина в военном комиссариате и (или) на военных сборах, указанного в справке военного комиссариата.

Письмом Минфина России от 16.06.2006 № 03-05-02-04/81 разъясняется, что в соответствии со статьей 236 НК РФ, суммы среднего заработка, выплачиваемые организациями работникам, призванным на военные сборы (в том числе за время медицинского обследования), за счет средств федерального бюджета, не являются выплатами, осуществляемыми работодателем по трудовым договорам, и, следовательно, единым социальным налогом не облагаются.

Письмом Минфина России от 26.07.2006 № 03-05-01-04/227 разъясняется порядок обложения среднего заработка за время участия работника в военных сборах и иных мероприятиях, производимых военкоматами с целью обеспечения мобилизационной и вневойсковой подготовки подоходным налогом.

В соответствии со статьей 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика. Пунктом 29 статьи 217 НК РФ освобождены от налогообложения налогом на доходы физических лиц доходы граждан, призванных на военные сборы, только в виде денежного довольствия, суточных и других сумм, получаемых по месту прохождения военных сборов. Таким образом, суммы среднего заработка за время участия работника в военных сборах и иных мероприятиях подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.

При нахождении работника в ежегодном отпуске он может его прервать для прохождения медицинского освидетельствования или других процедур, связанных с воинской обязанностью и военными сборами. В таком случае в соответствии со статьей 124 ТК РФ, отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок.

Компенсации организациям

Порядок компенсации расходов организациям, работники которых призывались на военные сборы или проходили другие мероприятия, связанные с военной службой в рабочее время, определяется "Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (утв. постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704) (далее - Правила).

Компенсация указанных выше расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Минобороны РФ.

Выплата компенсации осуществляется на основании представляемых организациями сведений о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации). Для подтверждения указанных сведений организации предоставляют заверенные в установленном порядке копии соответствующих документов. Таким образом, счета военным комиссариатам выставляются организациями после прохождения работниками военных сборов.

Организация представляет указанные сведения на официальном бланке, при этом документ скрепляется подписью руководителя (заместителя руководителя) и основной печатью организации.

Минобороны РФ в месячный срок после представления предприятиями и организациями необходимых документов компенсирует им через военные комиссариаты выплаченные гражданам Российской Федерации средства, предусмотренные настоящим пунктом.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация