Программа аудита охраны труда на предприятии. Что такое аудит по охране труда? Особенности внутренних аудитов охраны труда

Главная / Авто
  1. Первый этап подразумевает под собой определение тематики анализа, а также составление подробного плана работ, которые предстоит выполнить. Также на данном этапе определяются сроки выполнения работ.
  2. На втором этапе происходит сбор, обработка, обобщение, а также оценка и анализ полученной информации.
  3. Конечный, третий этап подразумевает под собой формирование выводов, а также разработку предложений по устранению недостатков в работе предприятия по охране труда, которые были выявлены в ходе анализа.

Правила проведения аудита по охране труда прописаны в следующем нормативном документе:
ГОСТ 12.0.008-2009 «Система управления охраной труда в организациях. Проверка (Аудит)»
Комплексный отчета по аудиту системы охрана труда составляет в среднем в течении 8 рабочих дней.

Стоимость данной услуги на рынке колеблется от 3000 до 12000 рублей в зависимости от того, какой объем работы необходимо выполнить, от сложности документации, а также от численности персонала и специфики деятельности вашей организации.

Компания ЕвроЭкспертСтандарт оказывает услуги как по организации, так и по проведению аудита охраны труда в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Аудит охраны труда - это независимая комплексная проверка экспертом существующей на предприятии системы управления охраной труда. Основные цели проведения аудита:

  • Установление соответствия действующей системы законодательным нормам по охране труда, учитывая специфику деятельности компании;
  • Определение адекватности и эффективности отдельных элементов политики безопасности;
  • Снижение риска получения производственных травм.

Анализ системы охраны труда необходим практически всем руководителям предприятий различных отраслей, на которых существует опасность возникновения несчастных случаев. В число заинтересованных данной услугой также попадают компании, не располагающие собственными квалифицированными специалистами, которые бы грамотно осуществляли постоянный контроль охраны труда.

Что включено в аудит охраны труда

Проверка системы охраны труда включает в себя:

  1. Изучение локальных нормативных актов по охране труда;
  2. Анализ полноты представленной информации;
  3. Разработка рекомендаций по проведению мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда, сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;
  4. Выдача заключения независимой экспертизы о состоянии условий и охраны труда в организации.

Результаты аудита охраны труда

В результате проведения независимой проверки каждый клиент получает Заключение по аудиту, которое содержит информацию о текущем состоянии документации по охране труда с ссылками на действующее законодательство и указанием на несоответствия или отступления от него, а также данные о возможных рисках и предложения по их предотвращению.

Стоимость аудита охраны труда

  1. Анализ имеющейся документации с выдачей рекомендаций и составлением акта (документарная проверка) - 8 000 рублей.
  2. Примечание: Изучение документов в обособленных подразделениях оплачивается отдельно из расчета - 8 000 рублей за каждое подразделение, филиал.
  3. Осмотр помещений на предмет соблюдения трудового законодательства, санитарно-гигиенических нормативов оценивается из расчета - 15 рублей за 1 кв. метр помещения при его общей площади до 500 кв. метров включительно и 10 рублей за 1 кв. метр помещения при его общей площади более 500 кв. метров, но не менее - 1 000 рублей.

Преимущества работы с АНО ДПО "КЭЦОТ"

  • Короткие сроки проведения проверки;
  • Оказываемые нами услуги сертифицированы и соответствуют ГОСТ Р 54934-2012 (OHSAS 18001-2007);
  • Наличие высококвалифицированных специалистов, прошедших профессиональную подготовку и имеющих сертификаты аудиторов системы менеджмента;
  • Большой практический опыт в данной сфере;
  • Выдача подробного заключения по результатам аудита;
  • Доступные цены.

Проверка имеющейся системы безопасности на предприятии позволяет своевременно выявить слабые стороны и устранить их, именно для этого проводится специальный аудит охраны труда . Независимая профессиональная компания проведет проверку и поможет оптимизировать работу системы охраны труда , а также подготовиться к различным проверкам со стороны государственных контролирующих органов.

Назначение процедуры

Аудит безопасности труда - это комплекс мероприятий, направленных на проверку соответствия документации по безопасности, которую ведет предприятие и реального положения дел. Внутренний аудит позволяет выявить все несоответствия и устранить их до того, как будет проведен внешний анализ, со стороны каких-либо органов. Чаще всего такие мероприятия проводятся перед предстоящими проверками, либо при смене сотрудника, отвечавшего за сферу управления охраной труда . Может быть назначена отдельная экспертиза документации по охране труда, направленная на проверку журналов безопасности и различных отчетов.

Аудит документов по охране труда и безопасности на предприятии решает сразу несколько задач, поэтому проведение такого мероприятия полезно для работы организации:

  • Проверяется и оценивается текущее состояние дел на предприятии, соответствие условий принятым нормам по охране труда.
  • Проверяются базы с документацией на предмет различных несоответствий. При обнаружении они устраняются.
  • Выявляются нарушения непосредственно в рабочем процессе.
  • Разрабатываются рекомендации по устранению проблем и повышению уровня безопасности.

После того, как проведена экспертиза охраны труда , составляется итоговый отчет, в котором отражается текущая ситуация. При этом оценка состояния предприятия производится в соответствии с действующим законодательством и правовыми нормами, которые регулируют профессиональную деятельность в конкретной отрасли.

В качестве отдельной процедуры выделяется аудит документов по охране труда . В процессе выясняется, насколько документация соответствует принятым нормам. Проверка может проводиться непосредственно на объекте у заказчика или дистанционно. В ходе дела должны быть выполнены следующие мероприятия.

  • Проверка наличия в базе предприятия всех необходимых документов. Если какие-то из них отсутствуют, необходимо восстановить их.
  • Проверка оформления всех актов и документации. Для заполнения документов предусмотрены строгие рамки, которых необходимо придерживаться, чтобы не иметь дальнейших проблем с законом.
  • Проверка содержания различных положений и инструкций. Нужно выяснить, насколько они соответствуют нормам, и нет ли каких-то смысловых расхождений, которые требуется устранить.

Аудит охраны труда - это комплексная проверка всей системы. Она выполняется непосредственно на территории заказчика. Во время работы специалисты проверяющей компании тщательно ищут любые несоответствия и проблемы в сфере труда и связанной с ней документации. При обнаружении слабых мест предлагаются способы по их устранению, также составляется итоговый отчет, который предоставляется заказчику.

Мы предлагаем услуги по аудиту и проведению комплексных мероприятий или отдельных проверок на предприятии. Стоимость варьируется, в зависимости от специфики предприятия и начинается от 15-30 тысяч рублей. Окончательная цена оговаривается при заключении договора. Проведение аудита является важной процедурой для деятельности любого предприятия, особенно если она сопряжена с определенными рисками. У нас вы сможете получить бесплатную консультацию по любым вопросам, касающимся экспертизы на объектах.

Аутсорсинговая компания «PRC» с 2012 года предоставляет крупным коммерческим организациям Москвы, Санкт-Петербурга и регионов РФ аудит системы охраны труда. Своевременный внешний или внутренний аудит в организации поможет подготовиться к плановым проверкам по методике ГИТ и всегда быть готовым к внеплановым визитам инспектора по охране труда. Репутация PRC внушает доверие нашим клиентам, ведь речь идет о промышленной безопасности предприятия, соблюдении конфиденциальности, штрафных рисках.

В рамках комплексной проверки системы управления охраны труда наши специалисты оценят степень ее соответствия законодательству, а также выработают первоочередные задачи по устранению недостатков. Для Вас будут сформулированы индивидуальные рекомендации по оптимизации процессов в организации, повышению жизнеобеспечения и снижению рисков несчастных случаев на производстве. Стоимость каждого проекта рассчитывается индивидуально.

Цели аудита по охране труда

01 /

  • Разработка документов по охране труда

    • Разработка приказов руководства предприятия о назначении ответственных лиц, разработка и утверждении документации, проведение знаний по ОТ и ведении документации по охране труда;
    • Разработка программ обучения персонала, аттестации и переаттестации, инструктажа в области ОТ;
    • Разработка регламентов, положений, стандартов, которые будут применяться на предприятии;
    • Разработка инструкции по конкретным должностям, профессиям, видам работ;
    • Разработка других документов связанных с охраной труда.
  • Аудит охраны труда на предприятии

    • Проверка документации предприятия на соответствие всем нормам и законам по охране труда;
    • Проверка рабочего процесса на соответствие нормам охраны труда;
    • Поиск оптимальных решений при обнаружении нарушений.
  • Организация охраны труда на предприятии

    • Организация проведения инструктажей по охране труда;
    • Организация проведения первичной и повторной проверки знаний;
    • Помощь в оформлении и заполнении журналов;
    • Оптимизация управления охраной труда (формирование структуры и функционала службы по охране труда);
    • Представление интересов заказчика в контролирующих органах (в том числе Госинспекция по труду)
  • Сопровождение при проверках

    • Отстаивание интересов заказчика, в следствии чего сумма штрафов уменьшается в двое или пропадает вообще.

Аудит системы управления охраной труда – это независимая проверка положения с охраной труда в организации и определение соответствия деятельности, направленной на обеспечение безопасности труда, законам и иным нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда .

Степень воздействия на людей негативных факторов производственной деятельности (в т.ч. при различного рода авариях, экологических нарушениях) зависит не только от существующих технологий, а в первую очередь от качества систем управления охраной труда. Любая система может считаться эффективно функционирующей лишь в том случае, если обеспечено ее непрерывное совершенствование, достигаемое благодаря постоянному анализу и оценке ее качества. Именно на получение информации для последующего анализа и корректировки системы управления охраной труда (СУОТ) в организации направлен аудит.

Следует проводить различие между производственным контролем и контролем по охране труда, надзором в области охраны труда и аудитом систем управления. Аудит направлен на оценку качества и эффективности функционирования СУОТ, а не на поиск конкретных нарушений. Нарушение не должно рассматриваться лишь как отклонение от требований различного рода нормативных документов об охране труда. Любое нарушение – это повод к поиску несоответствия либо в структуре СУОТ, либо в процессе реализации намеченных целей. К осуществлению аудита необходимо привлекать независимых специалистов, которые не несут персональной ответственности за проверяемые участки. Служба аудита может быть включена в состав организации либо нанята для проведения конкретной проверки.

Заказчиком (потребителем, клиентом) аудита может выступать сама организация (1-я сторона), потребитель продукции и услуг данной организации (2-я сторона) и какая-либо независимая внешняя организация (3-я сторона – акционеры, инвесторы и др.). Для аудита 3-й стороны обычно требуется сертификация. Она проводится уполномоченным органом по сертификации. Сертификация инициируется самой организацией или акционерами (инвесторами и др.), или обеими сторонами одновременно.

Объекты аудита. Согласно ГОСТ Р 12.0.006-2002 «Общие требования к управлению охраной труда в организации» объектами аудита могут быть :

- риски;

Требования законодательных актов и иные требования;

Цели и задачи в области охраны труда;

Планы мероприятий (программы);

Ответственность за соблюдение требований охраны труда;

- обучение и осведомленность персонала в области охраны труда;

Связь и информация между структурными подразделениями и должностными лицами по вопросам охраны труда;

Документация и управление документацией;

Управление операциями (проектирование, технологический процесс, производственное оборудование, эксплуатация и др.);

Готовность к действиям в условиях аварийных ситуаций;

Мониторинг условий и охраны труда, измерение параметров условий труда;

Несоответствия и профилактические действия;

Зарегистрированные данные;

Анализ со стороны руководства;

Степень соответствия конкретных административных, рабочих процедур и рабочих участков, операций (производственных процессов) нормативной документации по охране труда.

Исходя из ГОСТ Р 12.0.006-2002 объекты аудита целесообразно подразделить по видам оборудования. Объектом аудита будет, к примеру, не просто структура и ответственность, а структура и ответственность в области безопасной эксплуатации грузоподъемных машин .

Виды аудита. Проводят аудит адекватности и аудит соответствия. Аудит адекватности устанавливает, отвечает ли документация СУОТ требованиям стандарта (ГОСТ Р 12.0.006-2002) . Аудит соответствия устанавливает, в какой степени требования этих документов понятны и соблюдаются персоналом. Аудит может быть внешним и внутренним. Внешний аудит осуществляется организацией, не зависящей от проверяемого субъекта. Внутренний аудит связан с изучением организацией своей собственной СУОТ. Это самый важный из всех аудитов. Он обеспечивает акционеров, инвесторов и руководство организации информацией об эффективности системы. В зависимости от количества объектов аудит делится на оперативный (внеплановый), целевой и комплексный.

Оперативный (внеплановый) аудит проводят специалисты службы охраны труда в организации при установлении недопустимых фактов. Его основная цель – сбор данных для оперативного принятия корректирующих мер. Инициаторами данного вида аудита могут быть начальник службы охраны труда или соответствующий менеджер (руководитель группы аудиторов).

Целевой аудит по сути аналогичен оперативному, но проводится согласно утвержденному плану и своей основной целью имеет сбор информации об одном из объектов аудита. Такой аудит включают в планы работы группы, которые утверждает руководитель службы охраны труда, и в обязательном порядке рассылают во все подразделения организации.

Комплексный аудит проводится по всем возможным объектам аудита и четко по графику, который разрабатывается в службе охраны труда, утверждается руководителем организации до начала следующего года и направляется руководителям структурных подразделений.

Периодичность аудита в подразделениях определяется по результатам проведенной оценки риска. В подразделениях с относительно высоким уровнем проверки он должен проводиться не реже 2 раз в год. В отдельных случаях (увеличение количества травм и обращений, нарушений требований охраны труда и инцидентов с учетом времени простоя основного оборудования, большое количество существенных несоответствий по результатам предыдущих проверок и др.) принимается решение о проведении проверок 1 раз в квартал. В остальных подразделениях проверки должны осуществляться не реже 1 раза в год.

Планируя объем аудита, определяют для проверки максимально возможное количество объектов аудита. При последующих аудитах допускается исключать отдельные объекты, если во время предыдущего аудита по ним не было выявлено ни одного существенного несоответствия и если в целом система по данному направлению функционирует хорошо.

Для проведения внутреннего аудит разрабатывают план, в котором указывают:

Объект и область аудит;

Цель аудита;

Сроки проведения аудита;

Состав аудиторской группы;

Документы, на соответствие которым проводится проверка;

Дату представления отчета об аудите;

Должностных лиц, которым необходимо иметь копию отчета об аудите.

Руководитель группы внутренних аудиторов официально (в форме служебной записки) заранее (за 2 недели до начала аудитf) уведомляет об аудитt руководителя проверяемого подразделения. В уведомлении указываются область, цель и продолжительность аудитf/ Необходимо провести встречу с руководством проверяемого подразделения, чтобы представить аудиторов (при необходимости), согласовать объем и цели аудитf, описать методы и процедуру его проведения, убедиться в доступности ресурсов и средств, требующихся аудиторской группе, назначить дату и время итоговой встречи, рассмотреть вопросы безопасности рабочих площадок (в т. ч. действия аудиторов в аварийных ситуациях), назначить сопровождающего.

План комплексного аудитf обсуждается с руководителем проверяемого подразделения, который обязан в случае несогласия с какими-либо положениями плана письменно сообщить об этом руководителю аудиторской группы. Руководитель аудиторской группы, руководитель подразделения и начальник службы охраны труда вместе решают все вопросы. Утвержденный план передается аудиторам и руководству проверяемого подразделения до начала комплексного аудита.

Перед проверкой аудитор должен подготовить контрольный лист регистрации данных . Это своеобразная памятная записка, которая помогает упорядочить аудиторский процесс и обеспечить подтверждение того, что изучаемая документация охватывает определенные виды деятельности. Аудитор может столкнуться с недоброжелательностью, на него может быть оказано давление. Поэтому аудитор должен многое предусмотреть. То, что вызвало негативную реакцию, лучше перепроверить и получить объективные данные.

Процесс проведения аудита включает сбор информации (в т.ч. интервью), отбор и оценку документации, наблюдение за деятельностью персонала, анализ результатов измерений и зафиксированных данных. Во время интервью аудитор спрашивает проверяемого о характере и условиях выполняемой работы, о поступлении информации, которая требуется для выполнения работы, и т.д. Важно структурировать вопросы, чтобы определенная проблема исследовалась с нарастающей степенью детализации. Полученные сведения необходимо проверять путем наблюдения и измерений.

Аудитор должен :

Зафиксировать в контрольном листе регистрации данных все доступные объективные сведения как о соответствиях, так и о несоответствиях;

Оценить, в чем рассматриваемый объект аудита не соответствует критериям аудита;

Подтвердить, что выявленные несоответствия документированы;

Установить фактические причины выявленных несоответствий.

Различают существенные и несущественные несоответствия. Существенное несоответствие – несоответствие, при котором один из элементов СУОТ либо не функционирует, либо функционирует с серьезными отклонениями. Несущественное несоответствие – одиночное отклонение от требований нормативных документов. Три (и более) несущественных отклонения от требований какого-либо раздела стандарта рассматривают как существенное несоответствие. Не устраненное в определенные сроки несущественное несоответствие при проведении повторного аудита также должно рассматриваться как существенное.

На каждое несоответствие необходимо составить протокол. Аудитор описывает наблюдение (то, что было замечено) – содержание и значимость несоответствия, место и время его обнаружения (это наблюдение должно быть засвидетельствовано проверяемым). Делается ссылка на ГОСТ Р 12.0.006-2002 и (или) иной нормативный документ – с соответствующими разъяснениями.

Протокол о несоответствии должен иметь:

Подробный заголовок, позволяющий обращаться к любой детали аудита;

Поле для аудитора, чтобы записать детали обнаруженного несоответствия;

Поле для проверяемого, чтобы сделать запись о корректирующем действии и указать предполагаемую дату его завершения;

Поле для аудитора, чтобы подтвердить, что это действие произведено и является эффективным.

Итоги аудита. Аудитору необходимо интегрировать информацию так, чтобы составить общую картину, с помощью которой можно отделить важное от неважного, определить связи между различными фактами. Аудитор должен зафиксировать результаты проверки и составить отчет , в котором нужно сообщить руководству проверяемой организации (подразделения), др. аудиторам и специалистам о том, что конкретно обнаружено и в какой области, чтобы можно было определить требуемые корректирующие действия.

В отчете должна быть отражена следующая информация:

Наименование проверяемой организации (подразделения);

Сроки проведения аудита;

Обследуемая зона или перечень проверенных лиц, документов, элементов СУОТ;

Встреченные препятствия;

Выводы об эффективности деятельности организации (подразделения);

Выполнение корректирующих мероприятий по результатам предыдущего аудита.

Официальный отчет должен быть представлен не позднее чем через 1 неделю по завершении аудита. На титульном листе записывают название отчета (и название проверяющей организации), ставят дату и приводят список рассылки. В официальный аудиторский отчет не следует включать:

Конфиденциальную информацию;

Субъективные мнения;

Эмоциональные или спорные утверждения;

Сведения о недостатках, которые устранялись по ходу аудита.

Необходимо провести итоговую встречу аудиторской группы с руководством проверяемой организации (подразделения). После получения официального отчета организация (подразделение) отражает результаты анализа и порядок выполнения корректирующих действий в организационно-распорядительных документах (приказах, распоряжениях, протоколах совещаний, перечнях утвержденных мероприятий и т. п.). Максимальный срок устранения несоответствий составляет 1 месяц. Если для этого требуются значительные затраты, руководитель организации (подразделения) оговаривает срок с руководителем группы аудиторов. Информацию об устранении несоответствий руководитель проверяемой организации (подразделения) направляет в устной форме (телефонное сообщение) или в письменной форме в службу охраны труда по истечении срока выполнения корректирующих мероприятий.

Материалы каждого аудита комплектуются в специальном реестре под регистрационным номером. В состав реестра включаются:

План (программа) и график проведения аудита;

Письменное уведомление об аудите;

Итоговый аудиторский отчет;

Заполненные контрольные листы;

Копии планов корректирующих действий.

В службе охраны труда анализируют результаты аудита и ежемесячно доводят до сведения руководителей структурных подразделений на совещаниях по охране труда. Служба охраны труда 1 раз в квартал документально оформляет выводы и рекомендации и на различных совещаниях информирует руководство организации о деятельности по охране труда.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация