Примеры писем в патриархию и епархию. Правила обращения к священнослужителям

Главная / Авто

11.10.2014

Прихожане, которые редко бывают в церкви или же вовсе пришли сюда впервые, чувствуют определенное стеснение и неловкость, общаясь со священником. Многие, придя с личными проблемами и вопросами, даже не знают, как обратиться к батюшке. Но священника не нужно бояться, ведь для него как для духовного пастыря первоочередной задачей является помощь нуждающимся верующим.

О некоторых ритуалах при общении

Обращение к священнику имеет свои обычаи, которые немного отличаются от формальностей при светском общении. Вот некоторые из них:

к батюшке обращаются исключительно на «вы», выражая свое почтение и уважение;
подходить с просьбой во время богослужения считается бестактным;
не стоит здороваться и использовать рукопожатие;
обязательно нужно попросить благословение и поклониться;
называйте священника по имени (к примеру, отец Сергий). Если не знаете, как его зовут – используйте обращение «Батюшка»;
при обращении ваши руки тоже должны выражать просьбу и смирение. Для этого положите левую ладонь сверху правой.
когда батюшка осенит вас крестным знамением, он положит свою правую руку на ваши ладони;
теперь поцелуйте руку священника. То же самое нужно будет сделать и при прощании.

Когда необходимо благословение?

Как правило, прихожане просят благословить их перед какими-то значимыми событиями. Это может быть дальняя поездка, хирургическая операция, крупная покупка или желание изменить свою жизнь. Особый смысл благословения заключается именно в просьбе, как будто вы спрашиваете разрешения поступить определенным образом. Вы можете обратиться за помощью не только в храме, но и встретив священника на улице. Если же он будет спешить – просто поклонитесь ему и придите в другой раз.

Если возникнет необходимость в том, чтобы батюшка пришел к вам в дом прочитать требу, попросить его об этом возможно при личной встрече или позвонив по телефону. Во время разговора используйте те же обращения и просьбы благословить, что и при личном общении. Если же вы пишете письмо священнослужителю, необходимо использовать следующие формы: Ваше преподобие» (иерей), «Ваше высокопреподобие» (протоиерей).

Самое главное – не бояться обращаться с просьбами или с надежде получить благословение. Ничего страшного не случится, если вы что-то забудете или напутаете – специфика религиозного священно служения предусматривает доброжелательное и понимающее отношение к прихожанам.


Православие богато на традиции. Освящение жилища является одним из самых важных и обязательных обрядов. Этот ритуал защищает от темных сил, является символом господнего благословения и причастности к церкви. ...



Часто люди задаются вопросом: почему поступая правильно и не нарушая заповедей Божьих трудно жить? Откуда в богатых людях столько ненависти к нищим и обездоленным братьям? Зачем нужна вера, если ее придерживаются...



Нательный крестик – особый православный оберег, который должен защищать человека от напастей, невзгод и болезни, помогать их стойко и мужественно переносить. Тельник (второе название православного крестика) ...

Инструкция

Чтобы избежать ошибок при обращении к духовенству, в этом необходимо иметь определенные знания. Вряд ли священнослужитель поправит вас, если вы обратитесь к нему со словами «Здравствуйте, батюшка». Тем не менее, человеку необходимо знать и соблюдать этикет.

В Православии есть три степени священства. Самым младшим является дьякон, или помощник священника (иеродиакон в монашестве). Он не имеет той благодатной силы, какой обладают , поэтому к нему не подходят за благословлением. Правильное обращение к – «Отец диакон».

Следующую ступень священства занимают священники. В белом духовенстве это: иерей ( , пресвитер), протоиерей, протопресвитер. В черном духовенстве, то есть в монашестве, это: иеромонах, игумен, архимандрит. При обращении к иерею просите благословления так: «Благословите, батюшка».

Обращение к иеромонаху, игумену и архимандриту может выглядеть как: «Благословите, святой отец» или «Благословите, честный отче». Последнее более правильно, так как в Православии не принято обращаться со словами «святой отец», хотя на практике данное обращение употребляется мирянами достаточно часто. Если знаете имя, обращайтесь так: «Благословите, отец Николай». Разумеется, имя может быть другим. В официальной обстановке, а также , к иеромонаху следует обращаться со словами: «Ваше Преподобие», к игумену и архимандриту – «Ваше Высокопреподобие».

Третью ступень священства занимают епископы (). Различают следующие саны: епископ, архиепископ, митрополит, патриарх. Все эти саны есть только в черном духовенстве. К епископу принято обращаться со словами «Ваше Преосвященство». К или – «Ваше Высокопреосвященство». К Патриарху: «Ваше Святейшество». Если общение происходит в более интимной обстановке, допустимо обращение «Владыко».

Годы советского атеизма практически искоренили из жизни наших сограждан официальный церковный этикет. Многие сегодня не знают, как надо обращаться к священнослужителям. И, если вдруг возникнет такая необходимость, человек, далекий от соблюдения церковных канонов, может попасть в неудобное положение. Особенно если у него в сознании отложились иностранные «падре» и «святой отец». На самом деле к священнику Русской Православной Церкви, особенно – к патриарху , надо обращаться в соответствии со специальными правилами.

Инструкция

Нужно отметить, что запросто поболтать с патриархом Московским и всея Руси вам вряд ли удастся. Его святейшество Владыко Кирилл хоть и ведет активно пастырскую работу и постоянно общается с народом, все его выходы в свет находятся под строгим контролем. За безопасностью главы РПЦ специальные службы следят не хуже, чем за безопасностью страны. Простых прихожан благословляет, говорит им напутственные слова. Долгим же диалогам, как правило, предшествует предварительная подготовка, можно даже сказать - .

Но если все-таки представится такой случай, обращаться к патриарху следует: «Ваше святейшество» и «Владыко» (ну или более современно: «Владыка»). Поскольку у принято просить благословение у священнослужителя на все действия, в том числе и при встрече, то уместнее будет сказать сначала: «Владыко, благословите». А потом уже говорить об основном, обращаясь к патриарху : «Ваше святейшество….»

В официальной письменной речи к патриарху можно обращаться словами: «Ваше Высокопреосвященство…»

Однако слова – это далеко не все в процессе общения. Жесты тоже имеют большое , они многое могут рассказать о человеке. Бывает, мирянин, желая показать, что он не чужд , начинает креститься при виде священнослужителя. Это неправильно. Встретившись со знакомым духовным лицом в общественном месте, воспитанный человек обязательно поздоровается, а воцерковленный может слегка склонить голову. При более тесном общении необходимо сложить правую ладонь поверх левой – таким образом вы показываете, что просите благословение. При обращении к патриарху действует то же правило.

Слушайте живую речь. В особенности следите за постоянными посетителями церкви, которые разбираются в порядках и правилах. Прихожане, как правило, обращаются к священнику в канонической манере. Копируйте ее, используйте те же слова и обращения.

К обычным священнослужителям, имеющим только чин священника (не выше) применимы формулы: «отец Иоанн», «отче» (устаревшая форма, так называемый звательный падеж). Допустимо обращение «батюшка», к которому можно, но необязательно прибавлять имя. Эти формы применимы к священнослужителям и , и католической, и .

К архиереям (епископам, архиепископам) принято обращаться «владыка», допустимо также называть полное имя. Однако, если вы случайно назовете высокопоставленного служителя «отцом», критической ошибки не будет. Вам могут сделать замечание, но не более того. В католицизме эти обращения не используются.

Сами просьбы и вопросы формулируйте простым, современным языком. Батюшка - такой же человек, как вы, живет в том же мире. Ему будут одинаково понятны высказывания в архаичной и простой форме, но второй вариант уместнее.

Обратите внимание

В официальных документах принято называть священника по титулу (священник, иерей, протоиерей). Далее следует буква «о» с точкой (отец), имя и фамилия в скобках. В устной речи, как правило, титул не упоминается.

В православной Церкви сохраняется апостольское приемство, выраженное в одном из семи таинств, а именно - в рукоположении во священство. Через возложение рук архиерея (коим может являться епископ, архиепископ, митрополит или даже сам патриарх) на главу ставленника на последнего снисходит особая божественная благодать. Со времени рукоположения в священника пресвитер Церкви может совершать установленные Церковью таинства, а также и иные священнодействия. Поэтому отношение мирян к священнику весьма благоговейно.


В частной беседе к православному священнику можно обращаться разными «способами». Наиболее распространенным является обращение «батюшка», в котором отображена любовь народа к своему пастырю, уважение к священному сану и памятование человека о том, что священник является духовным наставником, отцом для своей паствы. Такое обращение особо уместно тогда, когда верующий не знает имени священника (например, человек зашел в иногородний храм и т.д.). Другим обращением, в котором может не использоваться имя священнослужителя, является «отче».


Когда человек знает, священника, к последнему вполне уместно обратиться по имени. Следует учесть, что в таком случае имя священника произносится согласно произношению с «приставкой» «отец». Например, «отец Сергий» (а не «отец Сергей"), отец Иоанн (а не «отец Иван").


Существует и еще одна практика обращения к православному священнику, используемая чаще на официальных мероприятиях, конференциях или иных подобных встречах. Так, к священнику можно обращаться «Ваше » или же «Ваше высокопреподобие». Стоит учесть, что священники православной Церкви в зависимости от выслуги лет или наград имеют сан иерея, а для монашествующего духовенства - иеромонаха, игумена или архимандрита. Обращение «Ваше преподобие» приличествует иереям и иеромонахам, а к протоиереям, игуменам и архимандритам стоит обращаться «Ваше высокопреподобие».

Видео по теме

Многие люди, приходя в церковь, теряются, потому что не знают, как обращаться к священникам. По таким причинам не стоит отказываться от намеченного похода в храм божий, даже если церковный этикет не знаком. Священники -простые люди и отличаются от остальных только знанием и мудростью слова Божьего и выступают в роли проводника между мирским и небесным. Если по незнанию человек обратится к священнослужителю как в миру, это не станет , мудрый и опытный батюшка всегда поправит и подскажет, как правильно обращаться к духовному наставнику. Во времена гонения церквей и священнослужителей допускалось обращение к батюшке по имени и отчеству, но сегодня, когда религия обрела свободу и уважение, к священникам обращаются иначе, в соответствии с церковными канонами.

Как правильно обращаться к священнику на исповеди в церкви?

Приходя в церковь на исповедь, в праздник или просто для успокоения души, мы просим благословения и спасения - с такой просьбой и стоит обращаться к служителю церкви в лице батюшки. Подходя к нему, следует соблюдать дистанцию, сложите ладони вверх друг на дружку так, чтобы левая ладонь была под правой, немного наклоните голову, показывая смирение и послушание. Начинать разговор стоит со слов – благословите; благословите, батюшка или благословите отче. После того как священник наложит на прихожанина крестное знамя (перекрестит) со словами “Бог благословит” – нужно поцеловать руку, которая крестила. Некоторых людей смущает процедура поцелуев, но стоит помнить, что целуете вы не батюшку, а руку Христа, в которую забивали гвозди во время распятия. Кланяться, стоя перед батюшкой не принято это сочтется за дурной тон, также не стоит садиться пока вам не предложат.

Нужно помнить и о том, что обращаться к священнику принято на “Вы”, даже если знакомство длится годами. Жены батюшек (матушки) в присутствии прихожан также соблюдают это требование.

Большое значение имеет поведение человека во время исповеди или обычной беседы со священником в стенах храма. Стоит помнить о контроле своих жестов, взглядов, принимаемых поз и речи. Ваша задача вести тихую беседу, не употреблять в разговоре грубые, ругательные и сленговые слова – это недопустимо в Божьей обители. Не нужно принимать развязных и вульгарных поз и излишне жестикулировать, прикасаться к священнику по собственному желанию.

В МОНАСТЫРЕ

Известна любовь православного народа к монастырям. Их сейчас в Русской Православной Церкви около 500. И в каждом из них кроме насельников есть трудники, паломники, приезжающие для того, чтобы укрепиться в вере, благочестии, поработать во славу Божию над восстановлением или благоустройством обители.
В монастыре более строгая дисциплина, чем на приходе. И хотя промахи новопришедших обычно прощаются, покрываются любовью, желательно ехать в монастырь, уже зная начатки монастырских правил.

О монастырских правилах

Монастырь - это особый мир. И нужно время, чтобы усвоить правила монашеского общежития. Поскольку эта книга предназначена для мирян, укажем лишь на самое необходимое, что нужно соблюдать в монастыре при паломничестве.
Придя в монастырь паломником или трудником, помните, что в монастыре на всё испрашивают благословение и неукоснительно его выполняют.
Из монастыря без благословения выходить нельзя.
Оставляют вне монастыря все свои греховные привычки и пристрастия (вино, табак, сквернословие и т.п.).
Разговоры ведут только о духовном, не вспоминают про мирскую жизнь, не поучают друг друга, но знают только два слова - "прости" и "благослови".
Без ропота довольствуются пищей, одеждой, условиями сна, употребляют пищу только на общей трапезе.
Не ходят в чужие келий, кроме случаев, когда бывают посланы настоятелем. При входе в келию творят вслух молитву: "Молитвами святых отец наших Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй нас" (в женском монастыре: "Молитвами святых матерей наших..."). Не входят в келию, покуда не услышат из-за двери: "Аминь".
Избегают вольного обращения, смеха, шуток.
При работе на послушаниях стараются щадить немощного, который работает рядом, любовью покрывая погрешности в его работе. При взаимной встрече приветствуют друг друга поклонами и словами: "Спасайся, брат (сестра)"; а другой отвечает на это: "Спаси, Господи". В отличие от мира, за руку друг друга не берут.
Садясь за стол в трапезной, соблюдают порядок старшинства. На молитву, которую творит подающий пищу, отвечают "Аминь", за столом молчат и внимают чтению.
К богослужению не опаздывают, разве только при занятости на послушании. Оскорбления, встречающиеся на общих послушаниях, переносят смиренно, приобретая тем опытность в духовной жизни и любовь к братии.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ НА ПРИЕМЕ У ЕПИСКОПА

Архиерей - ангел Церкви, без епископа Церковь теряет свою полноту и самою сущность. Поэтому церковный человек всегда с особой почтительностью относится к епископам.
Обращаясь к архиерею, его величают "Владыко" ("Владыко, благословите"). "Владыко" - это звательный падеж церковнославянского языка, в именительном падеже - Владыка; например: "Владыка Варфоломей благословил вам...".
Восточная (идущая из Византии) торжественность и многоречивость в обращении к епископу на первых порах даже смущает сердце малоцерковного человека, который может видеть здесь (на самом-то деле не существующее) умаление его собственного человеческого достоинства.
В официальном обращении употребляются иные выражения.
Обращаясь к епископу: Ваше Преосвященство; Преосвященнейший Владыко. В третьем лице: "Его Преосвященство рукоположил во диакона...".
Обращаясь к архиепископу и митрополиту: Ваше Высокопреосвященство; Высокопреосвященнейший Владыко. В третьем лице: "По благословению Его Высокопреосвященства сообщаем вам...".
Обращаясь к Патриарху: Ваше Святейшество; Святейший Владыко. В третьем лице: "Его Святейшество посетил... епархию".
У епископа берут благословение таким же образом, как у священника: ладони складывают крестообразно одна на другую (правая наверху) и подходят к архиерею для благословения.
Телефонный разговор с епископом начинают словами: "Благословите, Владыко" или "Благословите, Ваше Преосвященство (Высокопреосвященство)".
Письмо можно начать словами: "Владыко, благословите" или "Ваше Преосвященство (Высокопреосвященство), благословите".
При официальном письменном обращении к епископу придерживаются следующей формы.

В правом верхнем углу листа пишут, соблюдая строчность:

Его Преосвященству
Преосвященнейшему (имя),
Епископу (название епархии),

Прошение.

При обращении к архиепископу или митрополиту:

Его Высокопреосвященству
Высокопреосвященнейшему (имя),
архиепископу (митрополиту), (название епархии),

Прошение.

При обращении к Патриарху:

Его Святейшеству
Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси
Алексию

Прошение.

Заканчивают прошение или письмо обычно такими словами: "Испрашиваю молитв Вашего Преосвященства...".
Священники, находящиеся, по сути, на церковном послушании, пишут: "Смиренный послушник Вашего Преосвященства...".
Внизу листа ставят дату по старому и новому стилю с указанием святого, память которого Церковь чтит в этот день. Например: 5/18 июля. Прп. Сергия Радонежского.
Придя на прием к епископу в епархиальное управление, подходят к секретарю или заведующему канцелярией, представляются и сообщают, по какой причине просят о приеме. Входя в кабинет епископа, творят молитву: "Молитвами святаго Владыки нашего, Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас", крестятся на иконы в красном углу, подходят к архиерею и просят его благословения. При этом не надо от чрезмерного благоговения или страха становиться на колени или падать ниц (если вы, конечно, не пришли с повинной в каком-то грехе).
В епархальном управлении обычно много священников, но необязательно у каждого из них брать благословение. Кроме того, существует четкое правило: в присутствии архиерея не берут благословения у священников, но лишь приветствуют их легким наклоном головы.
Если епископ выходит из кабинета в приемную, под благословение к нему подходят по чину: вначале священники (по старшинству), затем миряне (мужчины, потом женщины).
Разговор епископа с кем-либо не прерывают просьбой о благословении, но дожидаются окончания беседы. Свое обращение к архиерею обдумывают заранее и излагают его кратко, без лишних жестов и мимики. В конце беседы вновь просят благословения у архиерея и, перекрестившись на иконы в красном углу, степенно удаляются.

ВНЕ ЦЕРКОВНЫХ СТЕН

Церковный человек в семье

Семейная жизнь - частное дело каждого. Но поскольку семья считается домашней церковью, то и здесь можно говорить о церковном этикете.
Церковное благочестие и домашнее благочестие взаимосвязаны и дополняют друг друга. Истинный сын или дочь Церкви остается таковым и вне церкви. Христианское миросозерцание определяет весь строй жизни верующего. Не касаясь здесь большой темы домашнего благочестия, затронем некоторые вопросы, касающиеся этикета.
Обращение. Имя. Поскольку имя православного христианина имеет мистический смысл и связано с нашим небесным покровителем, то оно должно употребляться в семье по возможности в полной форме: Николай, Коля, но не Кольча, Колюня; Иннокентий, но не Кеша; Ольга, но не Лялька и т.п. Употребление ласкательных форм не исключается, но оно должно быть разумным. Фамильярность в речи часто свидетельствует, что незримо отношения в семье утратили трепетность, что обыденность взяла верх. Недопустимо также называть домашних животных (собак, кошек, попугаев, морских свинок и т.д.) человеческими именами. Любовь к животным может превратиться в подлинную страсть, догорая умаляет любовь к Богу и человеку.
Дом, квартира церковного человека должны являть собой пример житейской и духовной сообразности. Ограничиваться необходимым количеством вещей, предметов кухонного обихода, мебели - значит видеть меру духовного и материального, отдавая предпочтение первому. Христианин не гонится за модой, это понятие вообще должно отсутствовать в мире его ценностей. Верующий знает, что каждая вещь требует к себе внимания, ухода, времени, которого часто не хватает на общение с близкими, на молитву, чтение Священного Писания. Найти компромисс между Марфой и Марией (по Евангелию), выполнять по-христиански добросовестно обязанности хозяина, хозяйки дома, отца, матери, сына, дочери и при этом не забыть о едином на погребу - это целое духовное искусство, духовная мудрость. Несомненно, духовным центром дома, собирающим в часы молитвы и духовных бесед всю семью, должна быть комната с хорошо подобранным набором икон (домашний иконостас), ориентирующим молящихся на восток.
Иконы должны быть в каждой комнате, а также на кухне и в прихожей. Отсутствие в прихожей иконки обычно вызывает у приходящих в гости верующих людей некоторое замешательство: войдя в дом и желая перекреститься, они не видят образа. Смущение (уже с обеих сторон) вызывает и незнание либо гостем, либо хозяином обычной для верующих формы приветствия. Входящий произносит: "Молитвами святых отец наших. Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас", на что хозяин отвечает: "Аминь"; либо гость говорит: "Мир вашему дому", а хозяин отвечает: "С миром принимаем".
В квартире церковного человека духовные книги не должны находиться на одном стеллаже (полке) с мирскими, светскими. Духовные книги не принято оборачивать в газету. Церковную газету ни коем случае не используют для бытовых нужд. Пришедшие в негодность духовные книги, журналы, газеты сжигают.
В красном углу рядом с иконами не размещают портреты и фотографии дорогих хозяевам людей.
Иконы не ставят на телевизор и не вешают над телевизором.
Ни в коем случае в квартире не держат столь распространенные сейчас гипсовые, деревянные или иные изображения языческих богов, ритуальные маски африканских или индейских племен и т.д.
Пришедшего (даже на малое время) гостя желательно пригласить к чаю. Здесь хорошим примером может служить восточное гостеприимство, положительное влияние которого так заметно в радушии православных, живущих в Средней Азии и на Кавказе. Приглашая гостей по какому-то определенному поводу (именины, день рождения , церковный праздник, крещение ребенка, венчание и т.п.), предварительно продумывают состав гостей. Исходят при этом из того, что верующие люди имеют иное миропонимание и интересы, нежели далекие от веры люди. Поэтому может случиться, что человеку неверующему будут непонятны и скучны разговоры на духовную тему, это может и обидеть, оскорбить. Или же может случиться, что весь вечер уйдет на жаркий (хорошо бы не бесплодный) спор, когда забыт будет и праздник. Но если приглашаемый - на пути к вере, ищет истину, подобные встречи за столом могут пойти ему на пользу. Украсить вечер могут хорошие записи духовной музыки, фильм о святых местах, лишь бы это было в меру, не чрезмерно затянутым.

О подарках в дни важных духовных событий

При крещении крестная мать дарит ребенку-крестнику "ризки" (ткань или материю, в которую завертывается младенец, вынутый из купели), крестинную рубашечку и чепчик с кружевами и ленточками; цвет этих ленточек должен быть: для девочек - розовый, для мальчиков - голубой. Крестный отец кроме подарка по своему усмотрению обязан приготовить новокрещенному крестик и оплатить крестины. Оба - и крестный отец, и крестная мать - могут сделать подарки матери ребенка.
Свадебные подарки. Обязанность жениха - купить кольца. По старинному церковному правилу для жениха необходимо золотое кольцо (глава семьи - солнце), для невесты - серебряное (хозяйка - луна, светящая отраженным солнечным светом). На внутренней стороне обоих колец вырезаются год, месяц и день обручения. Кроме того, на внутренней стороне кольца жениха вырезаются начальные буквы имени и фамилии невесты, а на внутренней стороне кольца невесты - начальные буквы имени и фамилии жениха. Кроме подарков невесте жених делает по подарку родителям, братьям и сестрам невесты. Невеста и ее родители также, со своей стороны, делают подарок жениху.

Свадебные традиции

Если на свадьбе будут посаженные отец и мать (они заменяют на свадьбе жениху и невесте их родителей), то после венчания они должны встретить молодых у входа в дом иконой (держит посаженный отец) и хлебом-солью (предлагает посаженная мать). По правилам, посаженный отец должен быть женат, а посаженная мать замужней.
Что касается шафера, то он должен быть непременно холост. Шаферов может быть несколько (как со стороны жениха, так и со стороны невесты).
Перед отъездом в церковь шафер жениха вручает невесте от имени жениха букет цветов, который должен быть: для девицы-невесты - из померанцевых цветов и мирты, а для вдовы (или второбрачной) - из белых роз и ландышей.
При входе в церковь впереди невесты, по обычаю, идет мальчик пяти - восьми лет, который несет икону.
Во время венчания главная обязанность шафера и подружки - держать венцы над головами жениха и невесты. Это бывает довольно трудно - продержать венец с поднятой вверх рукой в продолжение немалого времени. Поэтому шаферы могут чередоваться между собой. В церкви родственники и знакомые со стороны жениха становятся справа (то есть за женихом), а со стороны невесты - слева (то есть за невестой). Выходить из церкви до окончания венчания считается крайне неприличным.
Главным распорядителем на свадьбе является шафер. Вместе с близкой подругой невесты он обходит гостей для сбора денег, которые затем жертвуются в церковь на богоугодные дела.
Тосты и пожелания, которые произносятся на свадьбе в семьях верующих, конечно, должны быть в первую очередь духовного содержания. Тут вспоминают: о назначении христианского брака; о том, что такое любовь в понимании Церкви; об обязанностях мужа и жены, согласно Евангелию; о том, как построить семью - домашнюю церковь и т.д. Свадьба церковных людей проходит с соблюдением требований благопристойности и меры.

В дни скорби

Наконец, несколько замечаний о времени, когда отказываются от всех празднеств. Это время траура, то есть наружного выражения чувства печали по усопшему. Различают глубокий траур и обыкновенный траур.
Глубокий траур носится только по отцу, матери, деду, бабушке, мужу, жене, брату, сестре. Траур по отцу и матери продолжается один год. По деду и бабушке - шесть месяцев. По мужу - два года, по жене - один год. По детям - один год. По брату и сестре - четыре месяца. По дяде, тете и двоюродному родственнику - три месяца. Если вдова вопреки приличию вступает в новый брак ранее окончания траура по первому мужу, то она не должна приглашать на свадьбу никого из гостей. Эти сроки могут быть сокращены или увеличены, если перед смертью остающиеся в этой земной юдоли получили особое благословение от умирающего, ибо к предсмертному благожеланию, благословению (в особенности родительскому) относятся с почтением и благоговением.
Вообще в православных семьях без благословения родителей или старших не принимают никакие важные решения. Дети с ранних лет навыкают даже на повседневные дела просить благословения отца и матери: "Мамочка, я ложусь спать, благослови меня". И мать, перекрестив дитя, говорит: "Ангела хранителя тебе на сон". Отправляется ребенок в школу, в поход, в деревню (в город) - на всех путях его хранит родительское благословение. Если это возможно, родители присоединяют к своему благословению (при браке детей или перед своей смертью) видимые знаки, дары, благословения: кресты, иконы, святые мощи. Библию, которые, составляя домашнюю святыню, передаются из рода в род.
Неисчерпаемо бездонное море церковной жизни. Понятно, что в этой небольшой книге приведены лишь некоторые начертания церковного этикета.
Прощаясь с благочестивым читателем, просим его молитв.

Примечания:

Не находит духовного обоснования практика некоторых приходов, где прихожанок, работающих на кухне, в швейной мастерской и т.п., называют матушками. В миру матушкой принято называть только жену священника (батюшки).

В православных семьях дни рождения отмечают менее торжественно, чем именины (в отличие от католиков и, конечно, протестантов).

Как правильно обращаться к духовному лицу?

Для того чтобы верно обратиться к насельнику (насельнице) монастыря, необходимо знать, что в обителях есть послушники (послушницы), рясофорные монахи (монахини), мантийные монахи (монахини), схимонахи (схимонахини). В мужском монастыре часть монахов имеет священнический сан (служат диаконами, священниками). Обращение в монастырях принято следующим образом:

К монаху, не имеющему духовного сана, обращаются: " отец", "ч естной брат";

К послушнику -"брат" (если послушник в преклонном возрасте -"отец");

В обращении к схимникам, если употребляется сан, добавляется приставка "схи" - например: "Прошу Ваших молитв";

К диакону (архидиакону, протодиакону): "отец (архи-, прото-) диакон" или просто: "отец (имя)";

К иерею и иеромонаху: " отец (имя)" или " Ваше Преподобие";

К протоиерею, игумену и архимандриту: "Ваше Высокопреподобие".

К наместнику можно обратиться с указанием его должности ("отец наместник, благословите") или с употреблением имени ("отец Лавр, благословите"), возможно, и просто "батюшка" (употребляется редко). В официальной обстановке: "Ваше Высокопреподобие" (если наместник - архимандрит или игумен) или "Ваше Преподобие" (если иеромонах). В третьем лице говорят: "отец наместник", "отец Лавр".

К благочинному обращаются: с указанием должности ("отец благочинный"), с добавлением имени ("отец Евангел"), "батюшка". В третьем лице: "отец благочинный" ("обратитесь к отцу благочинному") или "отец... (имя)".

К духовнику обращаются: с употреблением имени ("отец Сергий") или просто "батюшка". В третьем лице: "что посоветует духовник", "что скажет отец Сергий".

Если эконом, ризничий, казначей, келарь имеют священнический сан, к ним
можно обратиться "батюшка" и спросить благословения. Если они не рукоположены, но имеют постриг, говорят: "отец эконом", "отец казначей"

Обращение к священнику "батюшка" является русской церковной традицией, допустимо, но не является официальным. Поэтому оно не должно употребляться при официальном обращении.

Послушницу и монахиню можно назвать "сестра". Повсеместно распространенное у нас обращение "матушка" в женских монастырях правильно относить только к настоятельнице. отец схиархимандрит".К Игумение женской обители будет учтивым обращение: "Досточтимая матушка (имя)" или "матушка (имя)".

Обращаться к епископу следует: "Ваше Преосвященство", "Преосвященнейший Владыка" или просто "Владыка" (либо используя звательный падеж славянского языка: "Владыко");

к архиепископу и митрополиту - "Ваше Высокопреосвящество" или "Высокопреосвященнейший Владыка".

К Патриарху, именуемому в титуле "Святейшим", нужно обращаться: "Ваше Святейшество".

В церковной практике не принято приветствовать священника словами: "Здравствуйте", "Добрый день"; говорят "Благословите!". При этом, если находятся рядом со священником, складывают ладони для получения благословения (правую поверх левой).
Священник при произнесении слов: "Бог благословит" или "Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа" - налагает на мирянина крестное знамение и кладет на его ладони свою правую благословляющую руку, которую мирянин целует.
Священник может наложить крестное знамение на наклоненную голову мирянина с возложением ладони, может благословить на расстоянии.
Распространенная ошибка людей малоцерковных - накладывать на себя крестное знамение перед тем, как взять благословение у священника.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация