Правила обращения с огнем детей. Почему загорается лес? Памятка правильного обращения с электроприборами

Главная / Авто

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ

ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С ОГНЕМ

Каждый год на территории Магаданской области от лесных пожаров гибнут многие тысячи гектаров леса. В отдельные, наиболее засушливые годы, в окрестностях Магадана одновременно возникает до полутора десятков лесных пожаров. Обычно о начале пожароопасного сезона объявляется по местному радио и в печати. В период с 1 мая по 1 октября в сухую погоду костры в лесах разводить запрещается.

Почему загорается лес?

Самопроизвольно в природе лес может загореться по следующим причинам:

1). Удар молнии (так называемые “сухие грозы”). Такие пожары возникают каждый год на огромных пространствах Сибири и Северо-востока.

2). Извержение вулкана с выбрасыванием раскаленной лавы, пепла и газов. Лесные пожары по подобной причине нашей области, на первый взгляд, не грозят. Однако, по данным СВКНИИ, в районе бухты Сиглан (полуостров Кони), в начале века произошло землетрясение с образованием трещин и истечением раскаленных газов, вызвавших возгорание леса. Обгоревшие свидетели того пожара до сих пор встречаются в каменных россыпях.

3). Длительное трение в сухую ветреную погоду сухих веток одна о другую, - подобно тому, как трением двух кусочков дерева добывали огонь наши давние предки. Следует отметить, что хотя теоретически подобное в природе вполне возможно, реально доказать это явление трудно.

Однако в большинстве случаев в пожарах (до 97% !) виноват человек. Как это происходит?

1). Неправильный выбор места для костра , неправильное устройство кострищ, отсутствие надлежащего присмотра за костром, неправильная ликвидация костра.

2). Курение в лесу . Брошенный в засушливый период на сухую моховую подстилку окурок, даже если он хорошо (по мнению курильщика) затушен, сыграет роль фитиля, поднесенного к пороховой бочке.

3). Стрельба из охотничьих ружей и запуск ракет в сухую погоду. Дымящийся ружейный пыж (войлочный, бумажный) при попадании на подходящий горючий материал ведет себя подобно не загашенному окурку. В ветреную погоду запущенная сигнальная ракета порывом ветра часто отбрасывается вниз еще до своего полного сгорания. Особенно опасен запуск ракет в сухую погоду в гористой местности, т.к. даже при отсутствии ветра ракета может упасть на залесенный склон.

Помните: запускать ракеты нужно в сторону обширных водных пространств либо безлесных участков.

4). Брошенные в лесу стеклянные (или из прозрачной пластмассы) банки и бутылки Если в них попадет вода, то, поскольку банка имеет округлую форму, образуется своеобразная собирающая линза. Подобная линза может получиться и из достаточно большого выпуклого осколка банки либо бутылки. Поскольку каждый в детстве что-нибудь да поджигал через собирающую линзу (“лупу”), нетрудно представить результат соединения в природе засушливой погоды, яркого солнца и любезно брошенной человеком стеклянной банки. Следует оговориться, что некоторые специалисты по охране природы допускают, что наполненная водой банка может вызвать пожар только теоретически, - но стоит ли пренебрегать даже теоретической возможностью пожара?

5). Искры из выхлопных труб техники, имеющей двигатели внутреннего сгорания. Если двигатель автомобиля, трактора, бензопилы плохо отрегулирован, раскаленные искры могут стать причиной пожара. Это обстоятельство особо необходимо учитывать при проведении лесоразработок.

6). Сжигание травы на огородах. Огородники, сжигая сухую траву и ботву, или пуская пал на невозделанной пустоши, не всегда могут контролировать огонь, особенно в ветреную погоду.

Выжигание сухой травы вовсе не так безобидно, как кажется. Если огород вплотную подходит к лиственничному лесу, огонь уничтожает слой дёрна между деревьями, который как бы цементирует собой почву. Лиственницы же имеют одну особенность, помогающую им выжить в краю вечной мерзлоты, но, вместе с тем, делающую их легкой жертвой даже небольшого “низового” пожара: корни лиственниц не уходят в глубь почвы, а стелются по ее поверхности, наподобие спиц зонтика. Поэтому, стоит огню уничтожить слой дёрна, как ветер валит лишенные достаточной опоры деревья. Это печальное явление можно видеть на берегах бухты Гертнера, в зоне массового отдыха за “Горняком”.

7). Преднамеренные поджоги. К сожалению, в последнее время по этой причине возникает все больше пожаров в пригородных лесах. Дело в том, что леса вблизи населенных пунктов принадлежат к лесам I группы, сводить которые ради устройства огородов запрещено. Но если устроить лесной пожар, потом можно с “чистой совестью” (с тем, что от неё осталось) обратиться в соответствующие инстанции за разрешением на отвод земли под картошку - леса-то уже нет!

Такие люди, образно выражаясь, сами роют себе яму.

Дело в том, что Магадан, к примеру, давно и прочно вошел в число городов с наиболее запыленным воздухом. В “содружестве” с пониженными температурами воздуха пыль вызывает болезни органов дыхания - бронхиты (самая популярная болезнь у магаданцев), фарингиты, риниты, аллергические реакции, воспалительные заболевания глаз. Поставщиками значительной части этой опасной пыли и являются картофельные огороды (в наиболее опасные периоды - май-июнь и конец сентября-октябрь, - т.е. когда на них нет ни снега, ни растительности).

Где нельзя разводить костры в бесснежный период?

1). На полянах, покрытых сухой травой. Один порыв ветра - и вся поляна в огне!

2). На сухих торфяниках; на покрытых сухим мхом полянках.

3). На участках леса, обильно покрытых сухим хворостом.

4). Под склонами, покрытыми сухой травой. Дело в том, что теплый воздух всегда поднимается вверх и при этом как бы “прилипает” к склону. Даже при слабом ветерке искры от костра вызовут пожар, мгновенно распространяющийся снизу вверх. Именно по этой причине каждый май-июнь горит пригородный лес в районе популярного у магаданцев места отдыха - на Горняке (бухта Гертнера).

5). Среди зарослей молодых сосен и пихт. В жаркую погоду хвоя этих деревьев полна летучих эфирных масел, которые прекрасно горят. (Конечно, в области такие деревья не растут, но вдруг придется побывать на “материке”. . .).

6). Ближе 10 метров от живых деревьев. Пожара такой костер не вызовет, но деревьям может повредить.

7). На каменных россыпях, лежащих на моховой подстилке. Это очень коварные места. Даже если аккуратно выщипать мох между камнями (или завалить щели со мхом камнями поменьше), огонь может проникнуть внутрь, в подстилающий камни моховой слой. Опасность такого места в том, что даже если очень тщательно залить кострище водой, огонь, “путешествующий” под камнями, пройдет как по фитилю и выйдет пожаром в нескольких метрах в стороне, когда люди уже ушли. По этой причине неоднократно случались пожары на Снежной долине.

Где можно разводить костры?

1). На голых (каменистых, песчаных, глинистых) берегах водоемов, на речных косах.

2). На голых островках в пойме реки.

3). На обширных каменных россыпях (без подстилающего их мха!).

4). На голых склонах сопок выше уровня леса.

5). На обширных полянах с зеленой травой. (При этом помните, что след от костра не зарастает в течение 5 - 7 лет!

6). На специально оборудованных площадках.

В любом случае при разведении огня в лесной зоне необходимо это делать поблизости от воды!

Как быть, если трудно выбрать достаточно безопасное место для костра?

Для центральных районов области характерны обширные участки разреженных лиственничных лесов, где почва плотно покрыта низкорослой растительностью, ягелем, при этом обнажения у берегов ручьев (песок, галька и т.п.) практически отсутствуют.

В такой ситуации огонь надо разводить прямо в русле ручья - на маленьком островке, большом камне; можно и сделать небольшую насыпь, подняв со дна ручья достаточное количество камней. Разумеется, при этом кострище должно быть небольшим.

Как правильно устроить безопасное кострище?

1). Выбрать сухое, желательно возвышенное, место - исходя из вышеперечисленных условий.

2). При выборе учитывать направление ветра, т.к. искры от костра могут им разноситься довольно далеко.

3). Вырезать в верхнем слое почвы квадрат 1х1 метр и осторожно снять его (вместе с травой).

5). Оконтурить кострище камнями (плотно, без промежутков).

6). Если рядом есть немного сухой травы, выщипать её (в радиусе до 3 метров).

7). Из полученной ямы часть грунта рассыпать вокруг за камнями - на случай “выстреливания” из костра горящего уголька).

8). Поставить рядом с кострищем ведро с водой.

9). Пока горит костер, около него должен неотлучно находиться дежурный.

Как правильно загасить костер?

1). Залить костер водой до прекращения выделения огня - начинает идти дым.

2). Залить кострище водой до прекращения выделения дыма - начинает идти пар.

3). Залить кострище водой до прекращения выделения пара.

4). Разровнять угли на дне кострища.

5). Убрать камни туда, откуда вы их взяли.

6). Положить на место кострища квадрат дерна, слегка придавить его и полить водой.

Помните: костер необходимо заливать водой до прекращения выделения пара!
Если у вас нет необходимого количества воды, засыпьте кострище влажным грунтом и хорошо утопчите.

Как быть, если вы вызвали пожар или наткнулись на небольшой очаг лесного пожара?

1). Нельзя паниковать; нужно действовать решительно и попытаться погасить очаг пожара.

2). Если поблизости есть водоём, необходимо организовать “цепочку”, по которой передавать ёмкости с водой. Не стоит всем одновременно бегать за водой, так как это создает путаницу и зря теряется время.

3). Эффективным способом является “захлопывание” огня мокрой одеждой (куртки, штормовки и т.п.). Можно для этой цели использовать и большие зеленые ветки, хотя эффект будет поменьше. При “захлопывании” надо помнить, что после удара веткой или курткой, их надо немного “протянуть”, плотно прижимая к почве, как бы стирая огонь. Не применяйте для захлопывания капроновые ветровки!

4). Если есть лопаты, нужно делать минерализованную полосу, т.е. окружать очаг огня кольцом очищенной от растительности земли (вырыть кольцевую канавку). Этот способ особенно хорош при тушении пожара на торфяниках и мхах

Пожары приносят много несчастий людям по всему миру. В нашей стране с ними борется специальная служба - МЧС. Однако не всегда спасателям удается вовремя приехать на место возгорания, поэтому знать правила поведения при пожаре должен каждый человек.

Что такое пожар

Пожаром называется самопроизвольный процесс горения, который никем не контролируется. Он наносит материальный ущерб, причиняет вред здоровью, несет угрозу жизни людей.

Пожары сопровождаются высокой температурой. Особо опасным считается горение токсичных веществ, которые отравляют воздух и могут привести к гибели большого количества людей. Правила поведения при пожаре разъясняют, как уберечься от огня и дыма, а также спастись от возможного обрушения зданий и техногенных взрывов.

С пожарами человечество сталкивается не только на земле. Они случаются в воздухе, под водой и в космосе. Их появление сопровождается неисчислимыми бедами не только для людей, но и для всей нашей планеты.

Частые причины пожаров

Чтобы избежать катастрофы, нужно знать не только правила безопасного поведения при пожаре, но и основные причины его возникновения. К ним относятся:

  • Неаккуратное обращение с открытым огнем. Это может быть непотушенная сигарета или разведение костров вблизи горючих материалов.
  • Неправильная эксплуатация бытовых приборов и электрооборудования.
  • Оставление без присмотра печей или разведение в них огня при помощи легковоспламеняющихся жидкостей.
  • Неисправность газовых бытовых приборов.
  • Игры детей с огнем.
  • Нарушение правил пользования транспортными средствами.
  • Неправильное проведение электрогазосварочных работ.
  • Умышленный поджог.
  • Гроза.

Как предупредить пожар

Последствия пожара бывают очень трагичными. Чтобы обезопасить себя, необходимо соблюдать меры предосторожности, которые устанавливают правила поведения при пожаре.

Уходя из дома, следует тщательно осмотреть его на предмет возможных очагов возгорания. Убедитесь в отсутствии тлеющих свечей и сигарет. Выключите из розеток все электроприборы и нагреватели, перекройте подачу газа.

Проверьте балкон - на нем не должно быть горючих веществ и материалов. Все окна и дверь лоджии следует закрыть, чтобы исключить возможность попадания в квартиру непотушенной сигареты или искры от соседей.

Только после того, как вы удостоверитесь в том, что возгорание не произойдет, можно покидать квартиру.

Признаки возгорания

Помните о том, что своевременное обнаружение пожара может спасти вам жизнь. Успех ликвидации огня зависит от его стадии. Чтобы не допустить распространения огня и вовремя начать тушение, нужно уметь определять признаки начинающегося пожара:

  • запах дыма или перегревшегося вещества;
  • появление небольшого огня;
  • низкое напряжение электросети, которое может сопровождаться погасшим светом;
  • звук потрескивания электропроводки, запах горящей пластмассы или резины.

Это лишь основные признаки, по которым можно понять, что начинается пожар. Если вовремя заметить начинающееся возгорание и правильно среагировать, можно избежать тяжелых последствий.

Что делать в случае пожара

Если вы почувствовали запах дыма или увидели огонь, ни в коем случае не нужно паниковать. Сохраняя хладнокровие, постарайтесь оценить обстановку. Правила безопасного поведения при пожаре подразумевают, что пострадавший должен в первую очередь обезопасить себя и близких. По возможности нужно покинуть квартиру, прихватив документы и ценные вещи, и выйти на открытый воздух.

Оказавшись вне пределов досягаемости огня, следует немедленно позвонить в пожарную службу. С городского телефона нужно набрать «01», а с мобильного - единый номер спасения «112». Дождавшись ответа диспетчера, нужно сообщить ему полный адрес того места, где случился пожар, что именно горит в данный момент и вероятную причину, а также свою фамилию и номер телефона.

Дав всю необходимую информацию службе спасения, следует остаться в безопасном месте и дожидаться приезда бригады. Как только пожарная команда прибудет, необходимо встретить ее и указать кратчайший путь к очагу возгорания.

Правила поведения при пожаре дома

Если, находясь в квартире, вы почувствовали запах дыма, следует попытаться выяснить, откуда он исходит. Обойдите все комнаты и выключите электроприборы. В случае реальной угрозы пожара позвоните в службу спасения. После звонка можно попробовать ликвидировать возгорание самостоятельно, но только если это не угрожает вашему здоровью и жизни.

Часто бывает, что люди, сталкиваясь с пожаром у себя дома, пытаются сами его ликвидировать. Не всегда это заканчивается успешно, потому что многие не знают, как следует тушить разные очаги возгорания. Лучше всего, чтобы на видном месте в доме была памятка. Правила поведения при пожаре следующие:

  • Закройте все окна, чтобы не создавать сквозняк.
  • Электроприборы, находящиеся под напряжением, тушить водой ни в коем случае нельзя. Их надо выключить из розетки, иначе вас ударит током.
  • При первых признаках возгорания следует отключить подачу газа.
  • Горение легковоспламеняющихся жидкостей ликвидируется при помощи огнетушителя, плотной ткани или песка.
  • Если на стены попал горящий жир, его можно потушить стиральным порошком или землей. Водой жир тушить нельзя.

Если вам не удается самостоятельно ликвидировать очаг возгорания, немедленно покиньте квартиру и дожидайтесь приезда спасателей. Входную дверь следует плотно закрыть, не запирая на ключ. Если есть возможность, проложите в щели между дверью и проемом мокрые тряпки, чтобы пламя не распространялось за пределы квартиры.

Эвакуация при пожаре

Правила поведения населения при пожаре разъясняют, как правильно покидать опасное место. Прежде всего необходимо отыскать путь, который представляет наименьшую угрозу. Желательно двигаться к выходу по незадымленным коридорам и лестницам.

Если же дым уже охватил все пути для эвакуации, закройте нос и рот тряпкой, смоченной в воде. При движении старайтесь наклоняться как можно ниже. Дым распространяется поверху, поэтому ближе к полу воздух чище.

Ни в коем случае не пользуйтесь лифтом. Он в любой момент может остановиться из-за выключения электричества. Спуск осуществляйте только по лестнице.

Главное - не паникуйте. Старайтесь двигаться спокойно. В случае большого количества людей паника может привести к давке и большому числу жертв.

Правила поведения детей при пожаре

Родители обязаны научить своих детей, как им действовать в случае чрезвычайной ситуации. Для этого нужно с раннего возраста повторять им правила поведения и объяснять, почему так важно избегать опасности. Ребенок должен знать следующее:

  • Играть со спичками и горючими веществами нельзя.
  • Если начался пожар, нужно немедленно сообщить об этом взрослым.
  • В том случае, когда рядом никого нет, следует немедленно позвонить в службу спасения по номеру «01» или «112». Диспетчеру нужно сказать адрес места, где началось возгорание, и свою фамилию.
  • Розетками и любыми электроприборами пользоваться строго запрещено.
  • Тушить пожар следует огнетушителем, песком, мокрым одеялом или водой. Ребенок должен знать, чем из этого можно пользоваться при различных видах возгораний.
  • Дым представляет большую опасность, чем огонь, поэтому нужно защитить органы дыхания мокрой тряпкой.
  • Правила поведения в случае пожара запрещают прятаться дома. Надо стараться выбраться на открытый воздух. Для этого следует лечь на пол и ползком пробираться к выходу.
  • В подъезде нужно передвигаться по лестнице. Пользоваться лифтом запрещено.
  • На улице надо дождаться пожарных и показать им, как добраться до очага пожара. Строго соблюдать все, что скажут спасатели.

Дети должны наизусть знать эти правила поведения при пожаре. ОБЖ - предмет, который ребята изучают в школе, дает подробный список действий в опасных ситуациях. Рекомендуется переписать его на лист бумаги и повесить на видном месте в вашем доме. Так ребенок сможет быстрее их запомнить.

Лесные пожары

Лесные пожары могут стать большой катастрофой. Маленький неконтролируемый костер может перерасти в настоящее бедствие. В результате такого горения наносится большой вред природной среде, уничтожаются деревья, животные и птицы.

Основных причин лесных пожаров несколько:

  • Грозовые разряды, бьющие в землю.
  • Самовозгорание торфа в особо жаркую погоду.
  • Деятельность человека.

Люди часто беспечно относятся к природе, не задумываясь о том, какой урон они могут нанести окружающей среде и себе. Походы, вылазки на рыбалку или охоту всегда сопровождаются разведением костров. Однако не все удосуживаются как следует погасить их. Ветер может раздуть искры, и пламя разгорится с новой силой, перекинувшись на ближайшие деревья. Помните об этом, покидая место своей стоянки, и убедитесь, что огонь полностью потушен.

Как избежать лесного пожара

Основные правила поведения при пожаре дают рекомендации по недопущению возгорания в лесу.

  1. Нельзя разбрасывать в лесу окурки, горящие спички или тлеющие предметы.
  2. Не допускается разводить огонь вблизи густых кустарников, деревьев, на хвойном покрытии. Костер следует обложить камнями, чтобы избежать его распространения по траве.
  3. Запрещается поджигать сухую траву или камыш. Они горят очень быстро, и пламя может охватить большие участки.
  4. Не следует разводить костер в ветреную погоду. Быстрые порывы воздуха могут перекинуть огонь на деревья или постройки.
  5. Нельзя оставлять в лесу самовоспламеняющиеся материалы.
  6. Покидая стоянку, нужно тщательно залить огонь и убедиться в том, что он не разгорится впоследствии.

Как тушить пожар в лесу

Если на природе вы заметили возгорание, постарайтесь потушить его. Правила поведения при лесном пожаре дают нам алгоритм действий, которые нужно осуществить.

  1. Попытайтесь сначала определить, что горит.
  2. Если вблизи есть водоем, берите в нем воду и заливайте костер.
  3. Для тушения огня можно использовать землю. Желательно брать с собой в походы небольшую лопатку.
  4. Старайтесь намочить плед или одеяло и бейте им по пламени.
  5. Небольшое возгорание можно затоптать ногами. Помните, ваша задача - не допустить, чтобы огонь перекинулся на деревья и кусты.
  6. Если вам удалось ликвидировать возгорание, не спешите уходить. Удостоверьтесь, что огонь не сможет разгореться вновь.
  7. Сообщите о происшествии спасателям и лесничеству.
  8. Если справиться с пожаром вы не можете, уходите в безопасное место. Двигайтесь против ветра.
  9. Торфяной пожар самостоятельно тушить нельзя. Это очень опасно. Возгорание происходит в земле, образуя пустоты. Учитывайте это и проверяйте дорогу палкой.

Что делать, если загорелась одежда

При возгорании одежды постарайтесь снять ее. Если не получается, ни в коем случае не бегайте, иначе ветер сильнее раздует пламя. Лучше всего упасть на землю и кататься по ней, сбивая огонь. При возможности можно накрыться плотной тканью, чтобы убрать приток кислорода.

Обязательно позвоните в "скорую" и окажите пострадавшему первую помощь. Ожоги нужно охладить водой или льдом и наложить стерильную повязку. Дайте человеку болеутоляющее лекарство.

В случае отравления дымом необходимо вынести пострадавшего на свежий воздух и освободить от тесной одежды. При необходимости приступить к искусственному дыханию.

Правила поведения при пожаре необходимо знать каждому человеку. Помните, что спасатели не всегда успевают прибыть на место вовремя. Вы должны знать, как самостоятельно спасти себя и своих близких.

Внимательно рассмотрите картинки, они подскажут, как не надо вести себя дома,
на улице, за столом, на кухне, играя со своими сверстниками …

Пожар – это всегда беда. Однако не все знают элементарные правила поведения в случае пожара. И даже знакомое с детства - «звоните 01» - в панике забывается. Вот несколько самых простых советов, которые помогут вам в сложной ситуации. Главное правило – никогда не паниковать!

Правила поведения на пожаре

1. Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросить, например, на него плотную ткань, одеяло, или залить водой.

2. Если огонь сразу не погас, немедленно нужно покинуть помещение. И только после этого звонить по телефону «01».

3. Если нет возможности покинуть горящее помещение, немедленно сообщить по телефону «01» пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого из окна звать на помощь.

4. При пожаре дым гораздо опаснее огня, поэтому необходимо находиться как можно ниже к полу помещения и выбираться ползком.

6. Основное правило при пожаре не вдаваться в панику. При встрече с пожарными - слушаться их указаний.

Подручные средства для тушения огня

Наиболее распространенное средство для тушения пожаров это вода. Огнетушащие свойства ее заключаются, главным образом, в способности охладить горящий предмет. Будучи поданной на очаг горения сверху неиспарившаяся часть воды смачивает и охлаждает поверхность горящего предмета и, стекая вниз, затрудняет загорание его остальных, неохваченных огнем частей.

Песок и землю также применяют при тушении пожара, особенно при воспламенении горючей жидкости. Песок и земля, брошенные лопатой (применяют совковые лопаты, металлические и деревянные совки, можно использовать кусок листовой стали, фанеры, противень, сковороду, ковш) сбивают пламя и изолируют его от доступа воздуха. Выделение горючих паров прекращается, если песком или землей поверхность горящей жидкости покрыта настолько, что образовался сухой, непропитанный слой.

Тушить водой уже горящие легковоспламеняющиеся и горючие жидкости (бензин, керосин и т.д.) в условиях жилого дома, гаража, кладовой не рекомендуется. Эти жидкости легче воды, поэтому, всплывая на ее поверхность, они продолжают гореть и увеличивать площадь горения при растекании воды. Для тушения пожара в такой ситуации применяются огнетушители, песок, земля, можно использовать плотные ткани, смоченные водой.

При тушении горящей поверхности жидкости, разлитой на полу, необходимо погасить все горящие или тлеющие окружающие предметы, так как любая искра, оставшаяся в недоступном для наблюдения месте, могут воспламенить пары горевшей жидкости, и пожар возобновится снова.

Обнаружив, что загорелись электрические сети, необходимо сразу обесточить электропроводку. Выключив ток, следует приступить к тушению очагов огня, применяя для этого огнетушители, воду, песок. До момента отключения тока, горящую изоляцию провода можно тушить сухим песком, бросая его лопатой или совком.

Классный час во 2 классе: «Правила безопасности при обращении с огнем!»

Цель:

формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил безопасности;

формирование убеждения в том, что соблюдение правил техники безопасности при обращении с предметами домашнего обихода снижает риск бытового травматизма, умение обращаться за экстренной медицинской помощью.

Задачи:

научить детей избегать опасные для здоровья ситуации, разучить несколько занимательных развивающих и подвижных игр в целях полезного времяпровождения;

корригировать высшие психические функции: внимание, память, восприятие, мышление посредством развития познавательной активности в ходе выполнения различных упражнений и заданий учителя; развивать технику речи в процессе ответов на вопросы учителя;

воспитывать бережное отношение к своему здоровью, желание с пользой проводить свободное время.

Оборудование :

карточки с изображением домашних происшествий в соответствии с темой занятия, плакаты «Пожарная безопасность», видеоролики на тему безопасности.

Ход классного часа:

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

Здравствуйте дорогие ребята, я очень рады вас видеть! Лето - наверняка ваше любимое время года. Даже есть такая поговорка: лето - это маленькая жизнь.

Наступает пора летних каникул, когда вы, ребята, большую часть времени проводите дома, на улице, в кругу друзей и подруг. Как сделать летние каникулы по- настоящему безопасными? Сегодня наш классный час мы посвящаем вам - детям и вопросам вашей безопасности.

Опасности могут возникнуть в любой момент. Они вокруг нас. Любой предмет окружающей среды может быть опасен для жизни человека. Но мы учимся предвидеть эти опасности, по возможности избегать их. Ведь народная мудрость гласит: « Берегись бед, пока их нет!» Каждый человек любит свой дом. Дома мы отдыхаем, занимаемся любимыми делами, поэтому стараемся окружить себя удобствами, полезными предметами. А сколько всего интересного придумал человек! Сейчас вы отгадаете загадки,чтобы узнать,о чем сегодня на уроке пойдет речь.

ЗАГАДКИ

Слоненок механический

Гудит от электричества,

Длинным толстым хоботком

Собирает пыль кругом.

Что под хобот попадет,

Все летит в его живот (Пылесос)

В ряд лежат они в коробках.

в красных шапках на головках.

Их, пожалуйста, не тронь -

Притаился в них огонь. (Спички)

Вот идет пароход —

То назад, то вперед,

А за ним такая гладь —

Не морщинки не видать. (Утюг)

Он пыхтит, как паровоз,

Важно кверху держит нос.

Пошумит, остепенится —

Пригласит чайку напиться. (Чайник)

(Дети отгадывают загадки, рассказывают об опасностях, которые могут произойти при неосторожном обращении с ними.)

Что такое безопасность? Какое отношение имеет это слово к здоровью? Вы уже догадались, о чем пойдет речь на нашем классном часу?

Да, о правилах безопасности при обращении с огнем.

Ребята вы совершенно правы. Давайте мы сегодня поговорим о том, что поможет вам сохранить свое здоровье во время летних каникул.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Сообщение учителя:

С давних пор огонь был другом человека. Наши давние предки знали немало хитростей и секретов добывания огня. Они считали огонь живым существом, «приручали» его, поселяя в своих пещерах. Огонь помогал людям бороться за жизнь. На огне человек научился готовить пищу. Огонь спасал от холода, помогал в борьбе с хищниками - отпугивал их от пещер и жилья.

Проходили годы и века. Постепенно люди узнавали об огне все больше и больше. Огонь не переставал быть другом и помощником человеку. Как и в древности: он согревает нас, помогает готовить пищу, иногда на костре в походе или у реки на рыбалке. А чаще всего в квартире на газовой плите или в деревенской печке.

А есть и огромные заводские печи. На хлебозаводе в печах выпекают хлеб. На кирпичном заводе в печах - обжигают кирпич, из которого строят дома. А в мартеновских печах огонь варит сталь, из нее делают трубы, станки, автомобили, самолеты.

Сила у друга-огня большая-пребольшая. Но вместе с тем, если с этой силой обращаться неумело или неосторожно, то огонь становится страшным, коварным и злым врагом и

неосторожное обращение с ним может привести к возникновению пожара.

(Просмотр видеоролика «Уроки осторожности» Тетушки Совы.)

Пожары часто возникают по следующим причинам:

Неисправна или оставленная без присмотра бытовая электротехника;

Неосторожное обращение с огнем;

Игры с огнем;

Удары молнии;

Утечка газа и т.д.

Правила поведения во время пожара:

1. Обнаружив пожар, позвони в пожарную службу по № 112.

2. Позвонив пожарным, ты должен четко сказать свою фамилию и адрес, а также объяснить, что и где горит.

3. Предупреди о пожаре соседей, если необходимо, они помогут тебе вызвать пожарных.

4. При пожаре нельзя прятаться под кровать, в шкаф, под ванну. Лучше вообще убежать из квартиры или из дома.

5. Помни: дым гораздо опаснее огня. Если чувствуешь, что задыхаешься, закрой нос и рот мокрой тряпкой, ляг на пол и ползи к выходу - внизу дыма меньше.

6. Окна открывать нельзя, ведь кислород усилит пламя;

7.При пожаре запрещено пользоваться лифтами;

8. Ожидая приезда пожарных, старайся сохранять спокойствие: тебя обязательно спасут.

Подведение итогов занятия.

Заключительное слово учителя

Мы сегодня посвятили беседу рассмотрению ситуаций, при которых может возникнуть опасность в повседневной жизни. А также повторили правила обращения с электроприборами, правила пожаробезопасности.

Нарушение правил безопасности может привести к непоправимым последствиям. Самым страшным является то, что незнание или неумение правильно действовать в тех или иных ситуациях могут создать угрозу жизни и здоровью человека. Я желаю всем здоровья и надеюсь, что наши занятия помогут вам вырасти счастливыми и успешными людьми.

Ребята, а какие вы знаете правила безопасности, которые помогут вам избежать пожара?

Нельзя оставлять утюг;

Газовую печку и электроприборы включенными и без присмотра;

Нельзя трогать оголенный провод самому, а позвать взрослого;

Не зажигать фейерверки в помещении.

А теперь я раздам вам памятки «Правил поведения при пожаре».При соблюдении этих правил с вами не случится беда.

4-й класс

Тема. "Огонь – друг и враг человека".

Цели. Довести до сознания детей невозможность легкомысленного и беспечного обращения с огнем; познакомить детей с правилами пожарной безопасности, учить соблюдать их; учить правильным действиям при возникновении пожара и приемам самоспасения; давать оценку поступкам людей при пожаре и делать выводы.

Оборудование. План эвакуации из школы; знаки пожарной безопасности; книга В.Бианки "Лесная газета" (или отпечатанные отрывки из текста).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Постановка темы и целей занятия

Учитель. Ребята! Играя, вы должны найти общее во всех четверостишиях и попытаться определить тему занятия.

Дидактическая игра "Это я, это я, это все мои друзья!"

Кто, задорный и веселый,
Верность правилам храня,
Бережет родную школу
От огня?

Кто поджег траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?

Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнем недаром
Завершается пожаром?

Кто украдкой в уголке
Жег свечу на чердаке;
Загорелся старый стол,
Еле сам живой ушел?

Что объединяет эти четверостишия? Какая тема нашего занятия?

Дети. Безопасное обращение с огнем.

У. Прочитайте на доске вопросы, на которые мы должны будем найти ответы в ходе урока.

На доске:

– Сформулируем тему урока.

На доске:

– Для этого какой союз и какой знак выбираем? Почему?

Д. Выбираем союз "и".

У. Огонь-друг – согревает, помогает готовить пищу, плавит сталь, соединяет металл (сварка).
Огонь-враг – уничтожает все живое и неживое.

Стихотворение Е.Ильина читает подготовленный ученик.

Злой огонь – огонь пожара,
Злой огонь – огонь войны!
От безжалостного жара
Дни темны, поля черны.
Жители земного шара,
Граждане любой страны
Злой огонь гасить должны!

III. Рассказ о причинах возникновения пожара

У. С незапамятных времен огонь был спутником человека, верно служил ему: согревал, защищал от диких животных, помогал готовить пищу.
И сегодня в праздники и в будни он согревает и кормит нас.
Но огонь бывает смертельно опасным, когда забывают об осторожном обращении с ним. По этой причине исчезли в языках пламени города, бесценные творения, созданные миллионами людей. Огонь, выходя из повиновения, не щадит никого и ничего. Пожар – не случайность, а результат легкомыслия и беспечности.
Так, история человечества отмечена катастрофическими пожарами, многие из которых уничтожили целые города: Рим (70 г. до н.э.), Сан-Франциско (1906 г.)
Где же та грань, когда огонь перестает быть другом и становится врагом человека? Что такое пожар?
Пожар – это неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Дети записывают определения в тетрадь.

– Почему возникает пожар?

Д. Люди перестают быть осторожными с огнем.

У. Какие примеры, известные вам, подтверждают это?

Ответы детей.

– Скажите, поступок мальчика из следующего примера – шалость или хулиганство?
Мальчик бросил спичку в стоящую во дворе бочку с какой-то жидкостью. Раздался взрыв. Многие получили ожоги.

Д. Это хулиганство.

У. Послушайте отрывки из стихотворений. Назовите произведение и автора.

Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит.
"Эй, пожарные, бегите!
Помогите! Помогите!"

Д. Корней Иванович Чуковский. "Путаница".

У. Может ли море гореть?

Д. Нет.

У. Сейчас горе-хозяева в море сливают и нефть, и бензин. Видели, наверное, по телевидению, как горело море. Вернее, не само море, а пленка из этих веществ, расплывшаяся по поверхности воды. А почему море загорелось в "Путанице"?

Д. Игра со спичками лисичек привела к пожару.

Д. Самуил Яковлевич Маршак. "Кошкин дом".

У. Почему возник пожар?

Д. Была оставлена без присмотра печь.

У. Что за дым над головой?
Что за гром на мостовой?
Дом пылает за углом.
Что за мрак стоит кругом?
Ставит лестницы команда,
От огня спасает дом.

Д. Сергей Владимирович Михалков. "Дядя Степа".

У. Кому помог Дядя Степа во время пожара?

Д. Он выпустил голубей.

У. Можно ли догадаться о причине пожара на чердаке?

Д. Наверное, дети играли с огнем на чердаке.

У. Познакомьтесь с правилами, которые следует не только знать, но и выполнять!

Дети читают памятки.

    Не устраивай игр со спичками.

    Не пользуйся неисправными электрическими приборами, не оставляй их без присмотра.

    Чтоб он не стал твоим врагом,
    Будь осторожен с утюгом.

    Не суши белье над газом,
    Все сгорит единым разом.

    Все горючие жидкости и легковоспламеняющиеся материалы не храни вблизи огня и нагревательных приборов.

    Не кури, курильщик – это поджигатель.

    · Не оставляй без присмотра печь.

Когда без присмотра оставлена печь,
Один уголек целый дом может сжечь.

    Не украшай елку свечами. Не пользуйся вблизи елки бенгальскими огнями, хлопушками.

    Выходя из квартиры, убедись, что ты нигде не оставил источника огня (закрой печь, выключи газ, электроприборы).

У. Все причины возникновения пожара можно разделить на две большие группы.

На доске:

– Однако детские шалости с огнем составляют большой процент от общего числа пожаров: так, в 1995 г. – 10,5%, то есть 10 из 100 пожаров; в 1997 г. – 9,4%, то есть 9 из 100.
В огне гибнут люди!!!
Детей погибло при пожарах: в 1991 г. – 17,6%, то есть 17 человек из 100 погибших – дети; в 1993 г. – 13,6%, то есть
13 человек из 100.

У. Сделаем вывод: как вы поступите, если увидите, что во дворе вблизи строений дети играют со спичками?

Д. Надо их остановить.

У. Вам на Новый год подарили бенгальские огни и фейерверки. Где вы их будете зажигать?

Д. На открытой местности, вдали от строений.

IV. Физкультминутка

Исходное положение: стоя у парты.

У. Если на мой вопрос вы можете ответить: "Я!" – то остаетесь стоять.
Если на мой вопрос вы мысленно отвечаете: "Не я!" – то, присев, как бы прячетесь.

Дым столбом поднялся вдруг,
Кто не выключил утюг?

Красный отблеск побежал,
Кто со спичками играл?

Стол и шкаф сгорели разом,
Кто сушил белье над газом?

Столб огня чердак объял,
Кто там спички зажигал?

Побежал пожар во двор,
Это кто там жег костер?

Пламя прыгнуло в листву,
Кто у дома жег траву?

Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые предметы?

V. Знакомство с правилами самоспасения при возникновении пожара

У. Посмотрев сценку, вы должны будете дать оценку поступкам героев: кто действовал правильно, кто неправильно, и почему вы так думаете.

Дети разыгрывают сценку.
Буратино мастерит ракету, запускает ее с помощью спичек. Взрыв! "Пожар!" – кричит Буратино и начинает метаться по классу. Залезает под стол – прячется.
Вбегает Мальвина, звонит "01", вызывает пожарную команду, вытаскивает Буратино на свежий воздух, оказывает первую помощь.

У. Кто нарушил правила пожарной безопасности?

Д. Буратино.

У. Какие?

Д. Играл со спичками, не позвонил "01", спрятался.

У. Как действовала Мальвина. Повторите хором слова, которые она произнесла, вызывая пожарных.

Д. Это пожарная дружина? У нас в школе пожар. Адрес: ул. Юбилейная, дом 1.

У. Почему она не поприветствовала людей, не попрощалась?

Д. Нет времени.

У. Что необходимо сказать пожарным?

Д. Адрес и характер возгорания.

У. Почитайте девиз урока, записанный на доске.

На доске:

Помни каждый гражданин этот номер "01"!

– Запомните этот номер.

Дети выполняют задание.

– Запишем правила поведения при возникновении пожара в тетрадь.

    Если пожар в зачатке, надо попытаться потушить его, закрыв тряпкой, прекратить доступ кислорода.

    Позвоните по телефону "01", сообщите точный адрес и характер возгорания.

    Если рядом есть взрослые (соседи), надо позвать на помощь.

–На что вы можете рассчитывать при пожаре? Есть 4 основных фактора, которые необходимо знать, если вы хотите спастись при пожаре.

1. Пожар ослепляет, вы не сможете видеть в огне.
2. Чаще убивают дым и газ, а не пламя.
3. Жар от огня настолько силен, что сам по себе может вызвать гибель.
4. Недостаток времени. Пожар не оставляет времени, нужно успеть выбраться из огня.

О чем следует помнить, принимая меры по спасению?
Если густой дым заполнил все выходы (огонь движется всегда вверх), плотно закройте входную дверь в комнату, законопатив все щели мокрыми тряпками, чтобы предохранить от проникновения дыма. Если дым проник в комнату – держитесь около пола, там всегда есть воздух. Закройте рот и нос мокрым полотенцем. Встаньте у окна, чтобы пожарным было известно о вашем пребывании в квартире.
Эти действия необходимы для вашего спасения, когда вы дома.
Как вы думаете, не изменится ли последовательность и сами действия в случае пожара в школе?

Д. Не знаем.

У. В школе важно как можно раньше поднять тревогу для того, чтобы у большого количества людей было время эвакуироваться из здания. Как можно сообщить о пожаре?

Д. Кричать, сказать взрослым.

У. Какова последовательность действий при пожаре в школе?

На доске:

  • Вызов пожарной охраны.

    Эвакуация.

    Сбор (место заранее должно быть согласовано).

    Перекличка.

– В школе много людей, если все они будут эвакуироваться через одни двери, что случится?

Д. Давка.

У. В каждом общественном месте есть "План эвакуации". Где он висит в нашей школе?

Д. На втором этаже.

У. Рассмотрите "План эвакуации": что на нем отмечено, что показано стрелками, как будем выходить мы, по какому пути?

Дети отвечают на вопросы.

– Как вы знаете, пожары случаются и в природе. Отчего это происходит и что может сделать каждый из нас – на эти вопросы мы ответим после самостоятельного прочтения отрывка из "Лесной газеты" В.Бианки.

"Беда, если на сухой лес попадет молния. Беда, если кто бросит в лесу непотушенную спичку или плохо затушит костер. Тонкой змейкой побежал огонь... Не теряй ни секунды. Это беглый пожар – ты сам можешь справиться с ним, пока он маленький, слабый. Живо наломай свежих лиственных веток и бей ими, бей огонек, сбивай его, хлещи что есть силы, – не давай ему расти... И зови на помощь товарищей. Если под руками есть лопата или хоть крепкая палка, копай землю, забрасывай огонь землей и кусками дерна. Если ж огонь успел подняться с земли и пошел перекидываться с дерева на дерево – это уж повальный, или верховой, пожар. Со всех ног беги к людям, бей тревогу".

Дети отвечают на ранее поставленные вопросы.

Д. Лесной пожар надо тушить ветками, с помощью лопат...

У. Перечисленные вами средства пожаротушения – пучок из лиственных веток, земля, дерн – это подручные средства, к ним также относятся вода, песок, покрывало, одеяло.
Есть табельные средства пожаротушения: топор, багор, ведро, огнетушитель. Где вы их видели у нас в школе?

Д. На пожарном щите в хозяйственной части двора.

У. Самое же эффективное средство – это... пожарная машина.

Кто управляет и тушит огонь этим средством? Люди какой профессии всегда готовы прийти к вам на помощь?

Д. Это пожарные.

У. Какими качествами должен обладать пожарный?

Д. Способностью к самопожертвованию, мужеством, обладать физической силой, ловкостью, профессионализмом.

У. История хранит немало подвигов, совершенных в мирные дни. Самой дорогой медалью считается у пожарных "За отвагу на пожаре", высокой наградой называют и благодарность людей, спасенных от огня.

VI. Знакомство с правилами предупреждения пожара

У. Согласитесь, что легче пожар предупредить, чем потушить.

А как же узнать, что нам может подсказать, с какими материалами надо обращаться осторожно, где огнетушители и т.д.?

Существуют знаки пожарной безопасности.

Дети рассматривают первую группу знаков.

На доске:

Д. Запрещающие знаки.

У. Какие запрещены действия?

Д. Пользоваться открытым огнем.
– Вход запрещен.
– Курить запрещено.

Дети рассматривают вторую группу знаков.

На доске:

У.

Д. Эти знаки предупреждающие.

У. О чем они предупреждают?

Д. Осторожно! Легковоспламеняющиеся вещи.
– Осторожно! Опасность взрыва.
– Осторожно! Электрическое напряжение.

Дети рассматривают третью группу знаков.

На доске:

– Как называется эта группа знаков?

Д. Это предписывающие знаки.

У. Они разрешают действия только при выполнении конкретных требований безопасности труда:

– работать в защитных очках;
– проход держать свободным;
– выходить здесь.

Дети рассматривают четвертую группу знаков.

На доске:

У. Как называется эта группа знаков?

Д. Это знаки указательные.

У. Они служат для оповещения о местонахождении различных объектов. Каких?

Д. Огнетушителя.
– Пункта извещения о пожаре.
– Места для курения.

У. Выполняя эти и другие правила пожарной безопасности, вы оградите себя и своих близких, знакомых от пожара.
Но если все же случился пожар, как оказать первую помощь пострадавшему, побывавшему в условиях пожара?

VII. Знакомство с правилам оказания первой помощи

У. Известно, что чем дольше не принимаются меры при ожоге, тем серьезнее будет травма пострадавшего.
Необходимо:
– облить обожженные места большим количеством воды, охладить;
– снять с пораженных мест кольца, часы, ремни, обувь... так как эти места начнут отекать;
– снять сгоревшие и дымящиеся части одежды, если они не прилипли к пораженным участкам тела пострадавшего;
– защитить ожоги, прикрыв их чистым материалом;
– вызвать "Скорую помощь" по телефону "03".
В чем будет заключаться первая помощь человеку, у которого загорелась одежда?
Надо остановить его, повалить на землю или на пол, катать по земле, чтобы потушить пламя.

VIII. Итог урока

У. Что не нужно делать при возникновении пожара?

Д. Паниковать, в одиночку бороться с пламенем, не вызвав пожарных.
– Прыгать из окна.
– Прятаться...

У. Что нужно делать?

Д. Сохранять хладнокровие.
– Вызвать пожарных.
– Принять меры для спасения жизни.

У. По какому телефону вызывают пожарную дружину?

Дети хором отвечают девиз урока: "Помни каждый гражданин этот номер "01".

IХ. Домашнее задание

У. Составьте высказывания на тему: "Что я расскажу младшему товарищу о пожаре?"



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация