Пожарная безопасность МКД: как УО подготовиться к проверке и не получить штраф. Нарушение требований пожарной безопасности Ук рф нарушение требований пожарной безопасности

Главная / Авто

Пожарная безопасность в нашей стране регулируется рядом законов и правил, но с их исполнением, мягко скажем, дело обстоит неважно.

Весной 2018 года прокатилась волна пожаров в торговых центрах России. Внимание общественности было привлечено максимальное. Налицо повсеместное катастрофическое нарушение требований пожарной безопасности (ТПБ).

Очевидно, что нужно проводить работу по повышению противопожарной грамотности и сознательности не только среди ответственных лиц на каждом объекте, но и всех граждан. Внесем и мы свою лепту в это дело.

Согласно статье 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» №69-ФЗ от 21 декабря 1994 года (на момент написания статьи изучалась последняя редакция от 29 июля 2018 года) за несоблюдение правил пожарной безопасности ответственность несут:

  • собственники, владельцы (пользователи, распорядители, арендаторы) имущества;
  • руководство федеральных служб и агентств;
  • руководство органов местного самоуправления;
  • лица, назначенные ответственными за сохранение пожарной безопасности (в установленном порядке);
  • должностные лица в пределах своих компетенций.

За нарушение ТПБ в домах (квартирах, комнатах), находящихся в государственной, муниципальной, ведомственной собственности ответственность несут ответственные квартиросъемщики (арендаторы), если иное не прописано в договоре.

Все выше обозначенные лица за выявленные нарушения привлекаются к разным видам ответственности.

Виды ответственности

За правонарушения в области пожарной безопасности, в том числе несоблюдение ТПБ, предусмотрено три вида ответственности:

  • уголовное наказание,
  • административное наказание,
  • дисциплинарное взыскание.

В Уголовном кодексе РФ предусмотрены наказания за нарушение ТПБ в статье 219.

В пункте 1 рассматривается нарушение ТПБ ответственным лицом по неосторожности, которое повлекло тяжкий вред здоровью пострадавших.

Для виновных предусмотрено:

  1. Штраф от 80 000 руб., либо заработная плата (иной доход) осужденного за полгода.
  2. Ограничение свободы до трех лет.
  3. Лишение свободы до трех лет плюс лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности (или без таковых).

В пункте 2 статьи 219 УК РФ рассматривается то же деяние, но уже если оно повлекло смерть по неосторожности.

Виновные наказываются на срок до пяти лет лишением свободы. Их также могут лишить права заниматься определенными видами деятельности либо занимать определенные должности на срок до трех лет.

В пункте 3 предусмотрено наказание за деяние, описанное в пункте 1, но имевшее отягчающее последствие, а именно наступила смерть двух или более человек. В таком случае виновный будет наказан лишением свободы на срок до семи лет.

Вдобавок виновному могут также запретить заниматься определенными видами деятельности либо занимать определенные должности на срок до трех лет.

В Кодексе РФ об административных правонарушениях (статья 20.4 КоАП РФ) предусмотрены наказания как для физических, так и для юридических лиц.

По обыкновению административное наказание реализуется при помощи предупреждений и денежных взысканий.

Штрафы за нарушение пожарной безопасности определены по степени отклонения от ТПБ, по уровню сложности ситуации, по степени значимости в обществе виновных лиц.

В части первой (20.4 статьи) обозначены нарушения ТПБ в обычных жизненных условиях (исключаются случаи, описанные в статьях 8.32 и 11.16 КоАП и в частях 6, 6.1 и 7 данной статьи):

  • Для граждан предусмотрено предупреждение или штраф от 2 до 3 тысяч рублей.
  • Для должностных лиц штрафы от 6 до 15 тысяч рублей.
  • Для предпринимателей — от 20 до 30 тысяч рублей.
  • Для юридических лиц — от 150 до 200 тысяч рублей.

Во второй части (ст. 20.4 КоАП) рассматриваются те же действия, но уже в других условиях. А именно, когда властями (федеральными или местными) объявлен особый противопожарный режим (статья 30 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994, № 69-ФЗ):

  • Для граждан предусмотрен штраф от 2 до 4 тысяч рублей.
  • Для должностных лиц штрафы от 15 до 30 тысяч рублей.
  • Для предпринимателей — от 30 до 40 тысяч рублей.
  • Для юридических лиц — от 200 до 400 тысяч рублей.

В шестой части рассматриваются нарушения ТПБ, которые повлекли возникновение пожара. Если причинен легкий или средний вред здоровью людей, если повредилось или уничтожилось имущество чужое, то штрафная градация следующая:

  • Для граждан от 4 до 5 тысяч рублей.
  • Для должностных лиц от 40 до 50 тысяч рублей.
  • Для юридических лиц — от 350 до 400 тысяч рублей.

В части 6.1 статьи 20.4 обозначены нарушения ТПБ, повлекшие тяжкий вред здоровью или смерть людей на пожаре.

За эти деяния (бездействия) предусмотрены административные штрафы для юридических лиц от 600 тысяч до 1 млн рублей.

В части 7 рассматриваемой статьи предусмотрена ответственность производителей (поставщиков) продукции, в техдокументации к которой должна содержаться информация о пожарной опасности.

Если производитель или поставщик реализует опасные вещества, материалы, изделия, но не информирует потребителей о степени их опасности и мерах предосторожности обращения с ними (в случае наличия обязанности), то его нарушение наказывается штрафом:

  • Для должностных лиц штрафы от 15 до 20 тысяч рублей.
  • Для юридических лиц — от 90 до 100 тысяч рублей.

Девятая часть данной статьи КоАП предусматривает ответственность эксперта, который оценивает пожарный риск и нарушает при этом заведенный порядок.

Как оценивать соответствие продукции или объектов противопожарной защиты требованиям пожарной безопасности прописано в разделе VII «Технического регламента о ТПБ» (№ 123-ФЗ от 22 июля 2008 года).

Если эксперт, проводя независимую оценку (аудит пожарной безопасности), делает ложное заключение, то его деяние влечет наложение штрафа или дисквалификацию.

Для должностных лиц предусмотрены административные штрафы от 15 до 20 тысяч рублей. Дисквалификация налагается на срок от 1 года до 3 лет.

Дисциплинарная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности

Дисциплинарная ответственность реализуется в рамках отдельно взятой организации (предприятия) согласно Трудовому кодексу РФ.

Если на предприятии работник обязан выполнять соответствующие требования пожарной безопасности, которые возложены на него работодателем, а он их не соблюдает, то его ждет замечание, выговор или увольнение (в зависимости от степени тяжести нарушений).

Материальная ответственность также может возлагаться на виновного в пределах его среднего заработка или в полном размере.

Человеку свойственно, пока «петух жареный не клюнет» или «гром не грянет», не задумываться о пожарной безопасности.

Практика показывает, что большинство из нас думают, что за него кто-то где-то уже позаботился, все предусмотрел для защиты его от пожара . А беспощадная огненная стихия приходит нежданно.

Об этом надо помнить и в пределах своей компетенции (дома, на рабочем месте, в общественных местах) всегда оценивать возможный риск пожара и прилагать максимальные усилия по его предотвращению.

Чтобы не плакать потом перед экраном телевизора, в лучшем случае, от осознания своего бессилия перед огнем.

Таким образом, чтобы в полной мере применять меры по противопожарной защите, каждый здравомыслящий человек должен изучить основные нормы и правила пожарной безопасности.

Следует знать, что на законодательном уровне пожарная безопасность рассматривается в нескольких аспектах:

  • ТПБ к зданиям и сооружениям;
  • ТПБ к транспорту;
  • ТПБ к хозяйственной деятельности и промышленности;
  • ТПБ к образовательным и культурным учреждениям;
  • ТПБ в лесах.
  • ТПБ к иным объектам.

В каждой отрасли, на каждом объекте есть свои специфические пожароопасные моменты.

Сложно сказать, что не является нарушением, просто нужно четко представлять себе, что нарушением правил пожарной безопасности является.

Иными словами, нарушением не является соблюдение всех правил предосторожности.

Взрослому человеку нужно самому изучить самые элементарные общие требования. Специфические вопросы можно оставить профессионалам и непосредственно ответственным лицам.

В быту опасность может подстерегать при обращении с электроприборами, с газовой плитой, с открытым огнем, в том числе при курении.

Распространенная установка дополнительных дверей в подъездах может помешать при случае пожара спасателям. Неисправные электропроводка, розетки, выключатели также потенциальные пожарообразователи.

На производстве или в общественных местах всегда есть ответственные за пожарную безопасность. Их задача выполнять свои обязанности.

Неравнодушный и грамотный человек не пройдет мимо замеченных опасностей.

Любое заинтересованное лицо может обратиться с жалобой в МЧС . Адрес и телефон территориального органа можно узнать на сайте данной службы.

Жалоба подается только в то отделение, которое соответствует местонахождению нарушения. Территориальное управление будет пересылать в территориальный орган, а это — потеря времени.

Жалоба в МЧС оформляется в установленном порядке. Ниже на рисунке 1 представлен образец жалобы одного юридического лица на другое юридическое лицо.

Рисунок 1 — Жалоба о нарушении ТПБ (образец).

Обычные граждане могут поступить проще. На рисунке 2 показан образец обращения физического лица с жалобой на индивидуального предпринимателя.

Рисунок 2 — Жалоба физлица на нарушение правил пожарной безопасности.

Обратите внимание:

  1. Следует указать полные реквизиты подателя жалобы. Анонимки не принимаются.
  2. Сухо и по существу нужно описать суть проблемы, приводя доказательства (фото, ссылки на законы и нормативы).
  3. Обязательно нужно обозначить просьбу или требование к МЧС (например, привлечь виновных к ответственности, обязать устранить нарушение, провести проверку).
  4. Заявление заканчивается датой, подписью и описью приложений.

Способы подачи жалобы в МЧС:

  • лично в рабочее время;
  • по почте заказным письмом, прилагая все доказательства;
  • в электронном виде через интернет-портал МЧС;
  • посредством телефонной связи.

На рассмотрение жалобы ведомство имеет 30 дней . За этот период проводится внеплановая проверка обозначенного объекта и в письменном или в устном виде сообщается заявителю результат проведенной работы.

Таким образом, если Вы изучили требования пожарной безопасности, то не составит труда выявить их нарушение, а затем привлечь пожарные органы к приведению ситуации в норму.

И да помогут вам федеральные законы:

  1. «О пожарной безопасности» (№69-ФЗ от 21.121994);
  2. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (№123-ФЗ от 22.07.2008);
  3. «О добровольной пожарной охране» (№100-ФЗ от 06.05.2011).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требования пожарной безопасности — специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Ст. 38 Федерального закона предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасност и в соответствии с действующим законодательством несут:

  • собственники имущества;
  • руководители федеральных органов исполнительной власти;
  • руководители органов местного самоуправления;
  • лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;
  • лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
  • должностные лица в пределах их компетенции.

В организациях и на предприятиях персональная ответственность за обеспечение пожарной безопасности возлагается на руководителя организации (предприятия). Ответственность за обеспечение пожарной безопасности также возлагается на лиц, в установленном порядке назначенных ответственными за пожарную безопасность, а также должностных лиц в пределах их компетенции и граждан. За нарушение правил пожарной безопасности должностные лица и граждане подвергаются дисциплинарной, материальной, административной, уголовной и иной ответственности, в соответствии с действующим законодательством.

К дисциплинарной ответственности работодателем могут быть привлечены работники за неисполнение или ненадлежащее исполнение по их вине возложенных трудовых обязанностей в сфере пожарной безопасности. Дисциплинарная (материальная ответственность) предусмотрена Трудовым кодексом Российской Федерации (статьями 1, 3, 6, 22, 37, 66, 81, 90, 192, 193-195, 220, 236-250, 277, 346, 357, 406, 409, 414, 419).

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за нарушения требований пожарной безопасности . Основной статьёй, устанавливающей ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, является ст. 20.4 КоАП РФ, согласно которой нарушители могут быть привлечены к ответственности в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере:

  • для граждан — от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей;
  • для должностных лиц — от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей;
  • для юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим . На период действия этого режима устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности , в том числе предусматривающие:

  • привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов;
  • запрет на посещение гражданами лесов;
  • принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).

Нарушение требований особого противопожарного режима влечет наложение административного штрафа в размере:

  • на граждан от двух тысяч до четырех тысяч рублей;
  • на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Кроме того, частями 3–8 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрены иные составы административных правонарушений в сфере пожарной безопасности :

  • нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения;
  • нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений;
  • нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека;
  • нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека;
  • неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно;
  • нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям.

Кроме административной ответственности за нарушения требований пожарной безопасности, повлекшие более тяжкие последствия, предусмотрена уголовная ответственность — ст. 219 Уголовного кодекса Российской Федерации. Так, за нарушение требований пожарной безопасности, совершенное лицом, за которым закреплена обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека предусмотрен:

  • штраф в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода виновного лица за период до шести месяцев;
  • либо ограничение свободы на срок до трех лет;
  • либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
  • либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности в виде принудительных работ на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности, или запрета на выполнение определенной деятельности на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, в случае нарушения требований пожарной безопасности, повлекшее по неосторожности смерть человека .

Если нарушение требований охраны труда повлекло по неосторожности смерть двух или более лиц , виновное лицо наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

В связи с изложенным, всем лицам следует помнить о необходимости соблюдения требований пожарной безопасности, так как их нарушение может повлечь не только причинение крупного материального ущерба и смерть людей, но и привлечение виновных лиц к установленной законом ответственности.

Документы, проверяемые государственным инспектором РОНД МЧС:

1. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица.

2. Свидетельство о постановке юридического лица на учет в налоговом органе

3. Учетная карточка юридического лица (банковские реквизиты, юридический и фактический адреса, телефон, факс, и.т.п.).

4. Устав юридического лица.

5. Документ, удостоверяющий личность законного представителя юридического лица.

6. Документы подтверждающие полномочия (протокол собрания учредителей, решение и т.п.), удостоверяющие служебное положение.

8.Техническая документация, проекты по системам водоснабжения, противопожарной защиты, копии договоров и лицензий на право оказания услуг и проведение работ по вопросам пожарной безопасности:

  • монтаж, ремонт и обслуживание систем противопожарной автоматики зданий;
  • работы по очистке систем вентиляции;
  • работы по огнезащитной пропитке конструкций здания;
  • монтаж и обслуживание систем предотвращения пожара и противопожарной защиты здания.

9. Технологическая документация, наличие и ведение которой регламентируется техническими регламентами, правилами, иными правовыми актами и нормативными документами по пожарной безопасности.

10. Договоры аренды территорий, зданий, помещений, объектов, агрегатов, в том числе договоры с арендаторами (если таковые имеются) или свидетельство о собственности. План земельного участка (землеотвод).

11. Журнал учета проверки оборудования ВПВ – с отметками о проведенных включениях пожарных насосов 1р/мес. и задвижек с электроприводом установленных на магистрали ХВ вокруг водомерного узла – 1р/6 мес (при наличии).

12. Заключение по расчету результатов независимой оценки рисков в области пожарной безопасности на объекте – в здании, выполненной аккредитованной в установленном порядке организацией (при наличии).

13. Документы и удостоверения, подтверждающие прохождение обучения руководителей и специалистов по программе пожарно-технического минимума.

14. Сертификаты соответствия на установленные противопожарные двери, облицовочный материал, огнезащитную пропитку (ОЗП) конструкций здания.

15. Планировку и экспликацию помещений здания, заверенную в БТИ.

16. Копии последних, действующих приказов и распоряжений о:

  • назначении ответственных за обеспечение пожарной безопасности в организации.
  • противопожарном режиме в организации.
  • создании Пожарно-технической комиссии.
  • создании добровольной пожарной дружины (ДПД).

17. Копии актов (1р/мес) проверок противопожарного состояния здания ППК.

18. План мероприятий по устранению нарушений мер пожарной безопасности, выявленных при проверке здания силами ППК.

19. Инструкции по пожарной безопасности.

20. Акты испытания с фактическим пуском воды из пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода (ПК ВПВ) 2 раза/год (весна, осень) и наличие схемы обвязки насосов в насосной станции (при наличии).

21. Акты перемотки пожарных рукавов в ПК (не реже чем 1 раз в год) (при наличии).

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несет не только собственник имущества или лица, которым переданы права на владение, пользование и распоряжение имуществом. Данное обстоятельство необходимо учитывать, в том числе, и управляющим компаниям. В противном случае в отношениях с пожарной инспекцией возникнут серьезные проблемы.

Суть дела

В управляющую компанию ООО УК «Жилсервис+» пришли пожарные инспекторы. В ходе плановой проверки жилых домов, обслуживаемых организацией, было выявлено множество нарушений правил пожарной безопасности. В протоколах об административных правонарушениях и постановлении о привлечении к административной ответственности в числе основных нарушений указаны следующие:

В многоквартирных домах отсутствует автоматическая пожарная сигнализация;
- на лестничных клетках эксплуатируются светильники со снятыми плафонами;
- двери в лифтовые шахты и на чердак не отвечают требованиям огнестойкости;
- на лестничных клетках устроены кладовые;
- между этажами и в подвальном помещении имеются отверстия, не заделанные специальным цементом;
- эксплуатируются электрические кабели с видимыми нарушениями электроизоляции и др.

По результатам проверки инспекторы оштрафовали организацию на 150 000 рублей.

Руководство компании решило, что пожарные были несправедливы, и обратилось с жалобой в арбитражный суд. В первой инстанции дело было проиграно. Впрочем, организация сдаваться не желала, и решение суда было обжаловано в вышестоящей инстанции. Окончательное решение в споре принял Верховный Суд РФ.

Позиция пожарной инспекции

Инспекторы исходили из того, что выявленные недостатки в пожарной безопасности жилых многоквартирных домов нарушают требования:

Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390);
- СНиП 31-01-2003 (приняты постановлением Госстроя России 23 июня 2003 г. № 109);
- СНиП 2-08.02-89 (приняты постановлением Госстроя России 16 мая 1989 г. № 78);
- СНиП 2-09.04-87 (приняты постановлением Госстроя России от 30 декабря 1987 г. № 313);
- нормы Технического регламента о требованиях пожарной безопасности (принят Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ);
- Свода правил «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы СП 1.13130.2009» (утвержден приказом МЧС России от 25 марта 2009 № 171) и других норм пожарной безопасности, перечисленных в постановлении о привлечении к административной ответственности.
Проверка была проведена на основании распоряжения главного государственного инспектора отдела надзорной деятельности № 11 по пожарному надзору ГУ МЧС России по Челябинской области. В ходе инспекторских мероприятий сотрудниками МЧС законы не нарушались. Протоколы и постановления о привлечении к административной ответственности составлены обоснованно.

Позиция заявителя

С момента получения актов проверки и предписаний об устранении нарушений пожарной безопасности ООО УК «Жилсервис+» был устранен ряд выявленных нарушений, а именно:

На электрические светильники установлены колпаки (рассеиватели);
проведены работы по заделке строительным раствором отверстий в потолочном перекрытии помещений;
- проведены работы по устранению щелей и отверстий в стволах мусоропроводов, при этом мусоропроводы не используются, приемники заварены, а мусор собственниками помещений выносится на контейнерные площадки;
- электрические кабели с видимыми нарушениями изоляции обесточены, а используемые - заизолированы.

Заявитель считает, что в ряде случаев нельзя использовать нормы СНиП 31-01-2003 и СНиП 21-01-97, поскольку некоторые дома построены намного раньше, чем эти документы вступили в силу. И требования по пожарной безопасности к ним были другие. А управляющая компания не могла внести изменения в конструктивные, объемно-планировочные и инженерно-технические решения без проекта.

Жилые дома, как считает заявитель, не должны оборудоваться автоматическими установками пожаротушения и пожарной сигнализацией (п. 4 таблицы 1 НПБ 110-03).

Отсутствие сертификатов огнестойкости на люки лифтовых шахт и двери, ведущие в щитовые, а также в машинные отделения лифтовых шахт, не доказывает, что они выполнены с нарушением норм пожарной безопасности. Инспекция не проводила исследование люков и дверей на предмет огнестойкости, а потому утверждение, что они не соответствуют действующим требованиям, необоснованно.

Утверждение, что люки для выхода на кровлю домов не отвечают требуемым размерам, также необоснованно, поскольку их не измеряли специальными поверенными средствами измерений.

Инспекторы не установили, отвечают ли светильники технической документации, а потому невозможно сказать, нужны ли для них в данном случае колпаки (рассеиватели).

Инспекция не представила доказательств того, что электрокабели применяются с нарушением изоляции и не соответствуют требованиям, установленным статьями 142 и 143 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Их техническая документация не исследовалась, замеры сопротивления тока не проводились.

Заявитель считает, что ответственность за возведение на лестничных клетках кладовых несут жильцы домов.

По поводу нарушения, выразившегося в размещении на путях эвакуации радиаторов отопления, выступающих из стен на высоте менее 2,2 метра, заявитель считает, что нарушения не было. Так, в пункте 4.4.4 Изменений № 1 к СП 1.13130.2009 указано, что внутри незадымляемых лестничных клеток допускается предусматривать приборы отопления. Пункт 1.19 СНиП 2.08.01-89 допускает устанавливать внутри лестничных клеток приборы отопления, не уменьшая нормативной ширины прохода по лестничным площадкам и маршам. Кроме того, радиатор отопления и батарея отопления являются приборами системы отопления, а не оборудованием, что исключает сам факт нарушения.

Не установлено и нарушения ширины и высоты дверных проемов эвакуационных выходов, поскольку их измерение при помощи специальных поверенных средств измерения не проводилось. Аналогичное возражение имеется к якобы имевшим место нарушениям высоты ограждения лестниц и крыш домов. Тем более что требования относятся к наружным лестничным маршам, которые в жилых домах отсутствуют, а высота ограждения крыши с парапетом должна быть меньше.

Выход из подвального помещения от лестничной клетки жилого многоквартирного дома отвечает нормам, поскольку в акте приемки в эксплуатацию дома указано, что он соответствует проекту и СНиП.

На основании указанных возражений представитель общества просил отменить решения пожарной инспекции как незаконные и необоснованные.

Позиция суда

В ходе судебного заседания суд пришел к выводу, что требования ООО УК «Жилсервис+» не могут быть удовлетворены. Свою позицию судьи обосновали так.

Из материалов дела следует, что в период с 14 по 28 февраля 2013 года была проведена проверка заявителя сотрудниками Главного управления МЧС России по Челябинской области. Основанием явилось распоряжение от 30 января 2013 г. № 28 главного государственного инспектора отдела надзорной деятельности № 11 по пожарному надзору о проведении плановой выездной проверки.

В результате был выявлен ряд нарушений и составлен акт проверки. На его основании оформлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса об административных правонарушениях.

Доводы заявителя о том, что он не является субъектом выявленных правонарушений, судом во внимание не приняты по следующим причинам. Права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат собственнику этого имущества (п. 1 ст. 209 ГК РФ). При этом пунктом 2 указанной статьи определено, что собственник вправе по своему усмотрению передавать другим лицам, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать управляющую компанию для управления домом (п. 3 ч. 2 ст. 161 ЖК РФ). По договору управления многоквартирным домом управляющая организация в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества собственников в многоквартирном доме, выполнять иную деятельность, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом (ч. 2 ст. 161 ЖК РФ).

На основании указанной нормы собственниками помещений, подвергшихся проверке пожарной инспекции, с ООО УК «Жилсервис+» заключены договоры управления многоквартирными домами.

Управление жилым фондом включает в себя техническое обслуживание, ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий и санитарное содержание (п. 1.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170). Таким образом, составляющими управления многоквартирным домом являются: сохранение имущества, содержание его в надлежащем состоянии, обеспечение функционирования оборудования, обслуживающего помещения многоквартирного дома, в соответствии с его назначением, а также обеспечение решения вопросов пользования общим имуществом в многоквартирном доме. Суть обязательства управляющей организации состоит не в совершении отдельных юридических и фактических действий в отношении имущества, а в комплексном управлении этим имуществом. Поэтому обязанности управляющей организации нельзя разбивать на отдельные действия, как это предлагается заявителем.

Следует также учесть, что управление многоквартирным домом реализуется независимо от воли на это собственника, в силу того, что собственник не может самостоятельно управлять имуществом либо для него это является затруднительным. Лицо, управляющее имуществом, наряду с собственниками, имеет определенные правомочия по владению и распоряжению имуществом. Так, для достижения всех целей управления многоквартирным домом управляющий имеет доступ к общему имуществу многоквартирного дома (чердакам, подвалам, подъездам, оборудованию), может распоряжаться общим имуществом путем передачи его во временное пользование, если решение о возможности такой передачи принято собственниками помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, услуга управляющей компании состоит в том, что она выполняет фактические и юридические действия по владению, пользованию и распоряжению определенным имуществом в интересах его собственника. Следовательно, управляющая компания относится к числу лиц, несущих ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.

Советует:
Надежда РЕЗАНОВА, ведущий юрисконсульт ООО «Европейская Юридическая Служба» (Москва)
Управляющая компания отвечает, в том числе, и за пожарную безопасность жилых домов. Это вытекает из Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491. В пункте 10 данного документа сказано, что общее имущество многоквартирного дома должно содержаться так, чтобы обеспечивалась безопасность жизни и здоровья граждан. А пункт 11 говорит о том, что содержание общего имущества многоквартирного дома, в том числе, включает в себя осмотр имущества собственниками и управляющей компанией и принятие мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Управляющей компании необходимо выполнять данные требования, а результаты осмотра - фиксировать в акте осмотра (п. 14 Правил). Если будет установлено, что собственники загораживают пути эвакуации своим имуществом, создают незаконные кладовые на лестничных клетках и т. п., управляющая компания сможет переложить ответственность за нарушение противопожарных правил на собственников имущества.

Учитывая, что одной из целей управления жилищным фондом является создание безопасных условий проживания граждан в жилом доме, в том числе путем выполнения требований пожарной безопасности, именно ООО УК «Жилсервис+» должно соблюдать требования пожарной безопасности.

Доводы заявителя о том, что его вины в выявленных нарушения нет, отклонены по следующим причинам.

Подтвердить соответствие объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности можно только сертификатом соответствия (ч. 3 ст. 145 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»). Кроме того, пунктом 13 части 7 статьи 146 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что для подтверждения соответствия требованиям пожарной безопасности конструкций заполнения проемов в противопожарных преградах предусмотрена сертификация по схемам 2с, 3с, 4с, 5с, 6с, установленным частью 2 статьи 146 указанного закона. ООО УК «Жилсервис+» сертификат соответствия пожарной безопасности спорных дверей, люков и преград не представлен, следовательно, указание на данный факт как на нарушение требований пожарной безопасности является обоснованным.

Нарушений, выразившихся в обнаружении в подвалах, в потолочных перекрытиях, в полу, в стенах и лестничных маршах коммуникационных отверстий, не заделанных строительным раствором с требуемым пределом огнестойкости и газодымонепроницаемости, а также в обнаружении щелей и отверстий в стволах мусоропровода, заявитель не оспаривает. Вместе с тем он указал, что ответственность за данные нарушения должен нести руководитель организации, а не юридическое лицо.

Мнение заявителя является ошибочным, поскольку указание в «Правилах противопожарного режима в Российской Федерации» в качестве лица, обязанного обеспечивать соблюдение соответствующих требований, руководителя организации не свидетельствует о закреплении законодателем исключительного субъекта административного правонарушения.

Юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности, если на это имеется прямое указание в законе. А статья 20.4 Кодекса об административных правонарушениях такую возможность предусматривает. Следовательно, инспекция приняла правильное решение.

Доводы по поводу того, что в ходе проверки не проводились замеры сопротивления электрического тока, также отклоняются. Нарушение изоляции электропроводов и кабелей выявлено инспектором в ходе визуального осмотра. Оно зафиксировано в акте проверок и протоколах об административных правонарушениях, подписанных представителем заявителя без замечаний и возражений. Кроме того, данные нарушения подтверждаются представленными заявителем в ходе судебного заседания фотоснимками. Такие провода запрещает эксплуатировать пункт 42а Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390. При этом проводить замеры сопротивления электрического тока не требуется. Привлечение к административной ответственности за данное нарушение является обоснованным.

Эксплуатация светильников без защитных колпаков выявлена визуально, зафиксирована в акте проверки и протоколах об административных правонарушениях. Представители заявителя возражений не высказали. В судебном заседании предоставили фотографии светильников с установленными колпаками. Следовательно, нарушение имело место. Поэтому привлечение к ответственности было обоснованным.

Заявитель утверждал, что мусоропроводы не нужно оборудовать автоматическим пожарным стволом, поскольку здания построены ранее, чем вступил в силу Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. Однако данные требования установлены не федеральным законом, а СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные», принятыми и введенными в действие постановлением Госстроя России от 23 июня 2003 г. № 109.

Кроме того, требования пункта 9.31 СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные» и его актуализированная редакция - СП 54.13330.2011 о необходимости оборудовать мусоропровод устройством автоматического пожаротушения ствола не обязывают заявителя изменять конструктивные особенности здания, производить реконструкцию, перепланировку или изменение объемно-планировочных решений. Следовательно, данное требование должно выполняться заявителем с момента вступления в действие СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные».

Также заявитель считает, что многоквартирные жилые дома не должны оснащаться автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией. Однако данный довод также отклоняется. Жилые здания высотой более 28 м должны оснащаться автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией (п. 6.2 таблицы 1 НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», утвержденных приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. № 315).

Можно было бы привлечь к ответственности жильцов дома за организацию на лестничных клетках кладовых, если бы заявитель представил данные о том, что он требовал их ликвидировать. Однако в суде такие доказательства не были представлены.

Вместе с тем доводы заявителя о недоказанности пожарной инспекцией нарушений в размерах ограждений лестничных пролетов и крыш являются обоснованными. В ходе измерений должны применяться измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку (ч. 1 ст. 26.8 КоАП РФ). Их показания отражаются в протоколе. Инспекция не представила доказательств того, что использовала сертифицированные средства измерения. Ни в актах проверки, ни в протоколах сведений о них нет. Таким образом, инспекция не доказала факт нарушения.

Остальные нарушения имеют место, что делает невозможным освобождение от административной ответственности.

Оспаривая постановление о привлечении к административной ответственности, заявитель также указал на процессуальные нарушения, допущенные административным органом при составлении протоколов об административных правонарушениях. Однако представитель заявителя был уведомлен в день окончания проверки о месте и времени составления протокола. При этом уведомление было сделано как нарочным, так и почтой.

На составление протоколов Общество своего представителя не направило, в результате чего протоколы составили в его отсутствие. В этот же день их вручили директору ООО УК «Жилсервис+» Фоменко А.Г., который внес в них свои пояснения о согласии с выявленными нарушениями.

Таким образом, доводы о наличии процессуальных нарушений не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания.

Также заявитель указывал на фальсификацию протоколов. По мнению заявителя, фальсификация заключается в том, что директор ООО УК «Жилсервис+» подписал протоколы после, а не в момент их составления. Однако данное обстоятельство не свидетельствует о том, что указанные документы были сфальсифицированы сотрудниками ответчика. Заявляя о фальсификации, директор ООО УК «Жилсервис+» указывает на свои же действия, которые, по его мнению, повлекли фальсификацию документов. В суде установлено, что содержащиеся в протоколах об административных правонарушениях сведения соответствуют действительности.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что фальсификации доказательств не было.

Судом установлено, что у Общества имелась возможность соблюдать правила и нормы, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

Ответственность заявителя заключается в том, что им не было обеспечено выполнение правил пожарной безопасности соответствующими физическими лицами (конкретными работниками), действующими от имени Общества. Заявителем не были приняты все зависящие от него меры по их надлежащему выполнению, а именно: не осуществлялись какие-либо действия, направленные на надлежащее выполнение норм пожарной безопасности или устранение выявленных нарушений.

За совершение каждого из правонарушений, предусмотренных частями 1, 3 и 4 Кодекса об административных правонарушениях, предусмотрен штраф в размере от 150 000 до 200 000 руб. Таким образом, размер наказания избран минимальный.

Вышестоящие инстанции подтвердили выводы первой судебной инстанции.

Решение

Решение Арбитражного суда Челябинской области от 10 февраля 2014 г. № А76-6230/2013, постановление Верховного Суда РФ от 16 февраля 2015 г. по делу № 309-АД14-3378.

Запомните главное:
1 Одна из целей управления жилищным фондом - создание безопасных условий проживания граждан в жилом доме, в том числе путем выполнения требований пожарной безопасности. Поэтому управляющая компания должна соблюдать требования пожарной безопасности.

2 Сложившаяся арбитражная практика подтверждает: правомерным является привлечение к административной ответственности, предусмотренной статьей 20.4 Кодекса об административных правонарушениях, за нарушение требований пожарной безопасности организации, которой по договору переданы функции по содержанию, обслуживанию и эксплуатации жилищного фонда, а не собственников общего имущества многоквартирного дома.

3 Свои возражения на ход и результат проверки нужно фиксировать в акте проверки и протоколе об административном правонарушении. Тогда шансы на успех в судебном споре с проверяющими увеличатся.

4 Снизить размер штрафа по административному правонарушению невозможно, если он назначен по нижнему пределу санкции. Никакие смягчающие обстоятельства не помогут.

5 Управляющая компания должна требовать от жильцов, чтобы они выполняли правила пожарной безопасности.

6 Проводить замеры пожарных люков, проходов, ограждений и т. п. пожарные инспекторы должны при помощи специальных измерительных средств, которые прошли поверку. В акте проверки и протоколе об административном правонарушении должно быть указано, чем проведено измерение.

Инна Бучневич, Руководитель юридической практики консалтинговой фирмы «Партнеры и Боровков», Санкт-Петербург

  • Когда нарушение правил пожарной безопасности может обернуться тюрьмой
  • Какую ответственность за нарушение пожарной безопасности предполагает КоАП РФ

Отсутствие огнетушителя или бардак на эвакуационных путях - это еще не все «грехи» руководителей, пренебрегающих правилами пожарной безопасности. В этой статье я расскажу, какая ответственность за нарушение пожарной безопасности грозит директорам и что может привести не только к штрафу, но и к лишению свободы.

Административная ответственность за нарушение пожарной безопасности (КоАП)

1. Нарушение требований пожарной безопасности влечет штраф. Например, за отсутствие огнетушителя, хранение легковоспламеняющихся веществ на чердаках, подвалах директора оштрафуют на 6–15 тыс. руб., компанию на 150–200 тыс. руб. (п. 1 ст. 20.4 КоАП РФ). Руководителя компании наказали на 6 тыс. руб. за непроведение испытаний наружных пожарных лестниц, а также за отсутствие пожарной сигнализации (Постановление Верховного суда РФ от 29.10.2012 №5-АД12012).

2. Нарушение особого противопожарного режима. Так, за сжигание бытовых отходов при режиме ввода чрезвычайной ситуации директору грозит штраф 15–30 тыс. руб., компании – 400–500 тыс. руб. (п. 2 ст. 204.4 КоАП РФ).

  • Пожарные проверки организаций: к чему готовиться, чтобы не получить штраф

3. Использование лестничных клеток и площадок под первым маршем лестницы под мастерские или кладовые. За подобные нарушения руководителя оштрафуют на 6–15 тыс. руб., компанию на 150–200 тыс. руб. За повторное нарушение директора накажут на 20–30 тыс. руб., компанию на 200–400 тыс. руб. или приостановят ее деятельность на срок до 90 суток (п. 3 ст. 20.4 КоАП РФ).

4. Преграждение доступа к эвакуационным и аварийным выходам, неполадки системы оповещения о пожаре и противодымной защиты зданий. В этом случае руководителю грозит штраф 15–20 тыс. руб., компании – 150–200 тыс. руб. (п. 4 ст. 20.4 КоАП РФ). Ответственность за нарушение пожарной безопасности директор несет даже в том случае, если он арендует здание или офис (постановление ФАС Центрального округа от 20.08.2013 по делу №А64-5611/2012).

5. Невключение производителем или поставщиком в техническую документацию сведений о показателях пожарной опасности веществ, материалов. Ответственность за нарушение пожарной безопасности в этом случае - штраф 15–20 тыс. руб. для руководителя, для компании - 90–100 тыс. руб. (п. 7 ст. 20.4 КоАП РФ).

6. Необеспечение проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям. Штраф для директора – 7–10 тыс. руб., для компании – 120–150 тыс. руб. (п. 8 ст. 20.4 КоАП РФ).

7. Невыполнение предписания пожарных. Руководителя оштрафуют на 3–4 тыс. руб., компанию на 70–80 тыс. руб. За повторное нарушение директора накажут на 15–20 тыс. руб. или дисквалифицируют сроком до 3 лет, штраф для компании в этом случае составит 150–200 тыс. руб. (ч. 12 и 14 ст. 19.5 КоАП РФ).

Особые обстоятельства:

  • если нарушения привели к пожару или повреждению чужого имущества, причинили легкий или средней тяжести вред здоровью человека, штраф руководителя составит 40–50 тыс. руб., компании – 350–400 тыс. руб. (п. 6 ст. 20.4 КоАП РФ);
  • если нарушение требований пожарной безопасности влечет к серьезному вреду для здоровья человека или к его смерти, компанию оштрафуют на 600 тыс. – 1 млн руб. или приостановят ее деятельность на срок до 90 суток (п. 6.1 ст. 20.4 КоАП РФ).

Уголовная ответственность за нарушение пожарной безопасности

1. За тяжкий вред здоровью, причиненный нарушением пожарной безопасности, директору грозит штраф до 80 тыс. руб., ограничение свободы на срок до 3 лет, принудительные работы с лишением права занимать определенные должности на этот же срок (п. 1 ст. 219 УК РФ).

2. Если нарушение требований пожарной безопасности влечет чью-либо смерть, руководителя приговорят к принудительным работам на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности на срок до 3 лет или без такового. Если нарушение стало причиной смерти нескольких человек, срок тюремного заключения увеличится до 7 лет с лишением права занимать определенные должности на срок до 3 лет или без такового (п. 2 и 3 ст. 219 УК РФ).

Гражданская ответственность за нарушение пожарной безопасности

1. Потерпевший может взыскать с компании в судебном порядке не только реальный, но и моральный ущерб. Впоследствии эту сумму собственники могут взыскать с директора компании (ст. 151 и 1064 ГК РФ).

  • Меры пожарной безопасности в офисе: как защититься от огня

2. С руководителя организации можно взыскать ущерб, причиненный деятельностью, которая создает повышенную опасность для окружающих (ст. 1079 ГК РФ).

«Генеральный Директор» сделан вами и для вас. Спасибо, что вы с нами

1. Нарушение требований пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к Ст. 219 УК РФ

1. Основной объект преступления — пожарная безопасность. Дополнительный объект — здоровье человека (ч. 1), жизнь человека (ч. ч. 2 и 3).

2. Понятие пожарной безопасности определено в ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в ред. от 30.12.2012) как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Там же дано понятие пожара как неконтролируемого горения, причиняющего материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
———————————
СЗ РФ. 1994. N 35. Ст. 3649; 1995. N 35. Ст. 3503; 1996. N 17. Ст. 1911; 1998. N 4. Ст. 430; 2000. N 46. Ст. 4537; 2001. N 1 (ч. 1). Ст. 2; N 33 (ч. 1). Ст. 3413; 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2; N 30. Ст. 3033; ВКС РФ. 2002. N 5; СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 167; 2004. N 19 (ч. 1). Ст. 1839; N 27. Ст. 2711; N 35. Ст. 3607; 2005. N 14. Ст. 1212; N 19. Ст. 1752; 2006. N 6. Ст. 636; N 44. Ст. 4537; N 50. Ст. 5279; N 52 (ч. 1). Ст. 5498; 2007. N 18. Ст. 2117; N 43. Ст. 5084; 2008. N 30 (ч. 1). Ст. 3593; 2009. N 11. Ст. 1261; N 29. Ст. 3635; N 45. Ст. 5265; N 48. Ст. 5717; 2010. N 30. Ст. 4004; N 40. Ст. 4969; 2011. N 1. Ст. 54; РГ. 2011. N 159, 160; СЗ РФ. 2011. N 46. Ст. 6407; N 49 (ч. 1). Ст. 7023.

В п. 1 Постановления Пленума ВС РФ от 05.06.2002 N 14 разъяснено, что под правилами пожарной безопасности следует понимать комплекс положений, устанавливающих обязательные требования пожарной безопасности, содержащиеся в Федеральном законе «О пожарной безопасности», в принимаемых в соответствии с ним федеральных законах и законах субъектов РФ, иных нормативных правовых актах, нормативных документах уполномоченных государственных органов, в частности, стандартах, нормах и отраслевых правилах пожарной безопасности, инструкциях и других документах, направленных на предотвращение пожаров и обеспечение безопасности людей и объектов в случае возникновения пожара.

Правилами пожарной безопасности являются, например, утвержденные Постановлениями Правительства РФ: от 30.06.2007 N 417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах» (в ред. от 01.11.2012) ; от 24.12.2008 N 989 «Об утверждении Правил выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности договорными подразделениями федеральной противопожарной службы» ; от 07.04.2009 N 304 «Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска» (в ред. от 02.10.2009) .
———————————
СЗ РФ. 2007. N 28. Ст. 3432; 2011. N 20. Ст. 2820; 2012. N 6. Ст. 671; N 46. Ст. 6339.

СЗ РФ. 2009. N 2. Ст. 203.

СЗ РФ. N 15. Ст. 1836; 2009. N 41. Ст. 4763.

Отраслевые Правила пожарной безопасности утверждены, например: Приказом МПС России от 11.11.1992 N ЦУО-112 «Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте» (ППБО-109-92) (в ред. от 06.12.2001) ; Постановлением Минстроя России от 13.02.1997 N 18-7 Строительные нормы и правила СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; Приказом Минтранса России от 24.12.2002 N 158 «Об утверждении Правил пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта Российской Федерации» (в ред. от 22.04.2003) ; Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 «О противопожарном режиме», утвердившим Правила противопожарного режима в Российской Федерации; Приказом Минкультуры России от 12.01.2009 N 3 «Об утверждении Специальных правил пожарной безопасности государственных и муниципальных архивов Российской Федерации» .
———————————
М.: Транспорт, 1994; БНА. 2002. N 6.

БНА. 2003. N 10; 36.

СЗ РФ. 2012. N 19. Ст. 2415.

БНА. 2009. N 24.

3. Объективная сторона преступления выражается в действиях (бездействии), связанных с нарушением требований пожарной безопасности, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека. Действия, как правило, связаны с непосредственным нарушением лицом правил, требований пожарной безопасности, например установление в окнах металлических решеток, ликвидация запасных выходов из помещения, использование при строительстве легковоспламеняемых и горючих материалов, использование электроустановки с нарушением правил эксплуатации и т.д. Бездействие, как правило, связано с невыполнением или ненадлежащим выполнением обязанности по выполнению требований пожарной безопасности, например невыполнение предписания инспектора государственного пожарного надзора о замене электропроводки, средств пожаротушения предприятия и т.д.

4. Если причиной возникновения пожара явилось нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики, на взрывоопасных объектах, при ведении горных, строительных или иных работ либо нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ, пиротехнических изделий и т.п., содеянное охватывается специальными составами преступлений (ст. ст. 215 — 218 УК и др.), и дополнительной квалификации по комментируемой статье не требуется (п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 05.06.2002 N 14).

5. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины.

6. Субъект преступления при нарушении требований пожарной безопасности специальный — лицо, на которое была возложена обязанность исполнять (постоянно или временно) утвержденные и зарегистрированные в установленном порядке правила пожарной безопасности (например, руководители предприятий и организаций всех форм собственности и уполномоченные ими лица, которые по занимаемой должности или по характеру выполняемых работ в силу действующих нормативных правовых актов и инструкций непосредственно обязаны выполнять соответствующие правила либо обеспечивать их соблюдение на определенных участках работ; собственники имущества, в том числе жилища, наниматели, арендаторы и др.) (п. 3 Постановления Пленума ВС РФ от 05.06.2002 N 14).

7. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть одного человека, а ч. 3 — повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц.

8. Состав преступления материальный, преступление считается оконченным с момента фактического причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека (ч. 1), или по неосторожности смерти одного человека (ч. 2), или по неосторожности смерти двух или более лиц.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация