Положение о земских участковых начальниках (1889 г.). Введение института земских начальников Закон земских участковых начальниках был издан

Главная / Авто

, Вологодская , Воронежская , Вятская , Гродненская , Екатеринославская , Казанская , Калужская , Ковенская , Костромская , Курская , Минская , Могилёвская , Московская , Нижегородская , Новгородская , Олонецкая , Оренбургская , Орловская , Пензенская , Пермская , Полтавская , Псковская , Рязанская , Самарская , Санкт-Петербургская , Саратовская , Симбирская , Смоленская , Ставропольская , Таврическая , Тамбовская , Тверская , Тульская , Уфимская , Харьковская , Херсонская , Черниговская , Ярославская губернии).

В остальных регионах России учреждения по крестьянским делам имели другую структуру, наименования и полномочия должностей и учреждений.

Задача разрешения вопросов землепользования (составлявшая единственную обязанность прежних мировых посредников) была важной, так как земельные отношения между помещиками и их бывшими крестьянами были сложными и генерировали множество конфликтов. Кроме разграничения собственности на землю (размежевания) между помещиками и сельскими обществами, существовали запутанные взаимные обязательства по правам прохода и проезда, использования земель и леса под пастбище, пользования лесами, пользования водами. Многие из этих отношений не были надлежащим образом документированы. При разрешении всех конфликтов между сельскими обществами и частными владельцами земель земские начальники выступали как полномочные администраторы (сельские и волостные сходы имели полномочия только над землей и над членами сельских обществ). Конфликты внутри сельских обществ разрешались крестьянским самоуправлением, и земский начальник имел более надзорные полномочия.

Земский начальник действовал на основании «Положения об установлениях, заведывающих крестьянскими делами» 1889 года и имел полномочия:

  • Разбирать и разрешать иски и споры, относящиеся к исполнению актов о поземельном устройстве крестьян и истекающих из прежних обязательных отношений между помещиками и крестьянами;
  • Производить надзор и ревизии всех установлений крестьянского общественного самоуправления;
  • При всех инцидентах, требующих прибытия уездного исправника или станового пристава , до их прибытия на место исполнять их обязанности, в том числе руководить нижними чинами уездной полиции;
  • Предлагать собственные вопросы для обсуждения на волостном сходе ;
  • Утверждать в должности избранных волостных старшин ;
  • Принимать и разрешать жалобы на должностных лиц сельских и волостных управлений;
  • Временно устранять от должности должностных лиц сельских и волостных управлений и передавать дело об их увольнении на решение уездных съездов ;
  • Проверять все приговоры сельских и волостных сходов, и, при усмотрении среди них нарушающих закон, передавать дело на решение уездных съездов ;
  • Надзирать за состоянием мирских капиталов, утверждать приговоры сельских и волостных сходов относительно расходования мирских капиталов, при несогласии передавать дело на решение уездных съездов ;
  • Осуществлять аналогичные права в отношении сельских ссудно-сберегательных касс и подобных им учреждений мелкого кредита;
  • Надзирать за опекунствами, учрежденными над малолетними сиротами сельского состояния.
  • Выбирать судей волостных судов из избранных крестьянами кандидатов, назначать одного из судей председателем суда.

Новый комплекс полномочий был возложен на земских начальников в ходе аграрной реформы 1906 года . Сельские общества были обязаны укреплять за желающими крестьянами земельные участки в личную собственность. Если сельское общество отказывалось это делать, заявитель мог обратиться к земскому начальнику, который выделял землю и составлял акт об укреплении в личную собственность части общинной земли своей властью. Акты подлежали утверждению уездным съездом. Землеустроительные работы на местности при этом выполняли землемеры уездной землеустроительной комиссии, а их камеральную обработку - межевое отделение губернского правления.

Над земским начальником стояли две инстанции: уездный съезд и губернское присутствие. Уездному съезду земский начальник был обязан передавать на решение наиболее важные вопросы (отмену приговоров сходов и т. п.). Губернское присутствие занималось рассмотрением жалоб на решения уездных съездов и земских начальников.

Земский начальник имел также и полномочия накладывать административные взыскания (в современных терминах - право рассматривать дела об административных правонарушениях). До 1906 года за маловажные проступки земский начальник мог, «без формального производства», подвергнуть должностных лиц сельского и волостного управлений и суда денежному взысканию не свыше 5 рублей или аресту не свыше 7 дней. В том же порядке, с составлением лишь в каждом случае особого протокола, земский начальник мог подвергнуть денежному взысканию не свыше 6 рублей или аресту не свыше 3 дней всех «лиц, подведомственных крестьянскому общественному управлению», в случае «неисполнения законных его распоряжений или требований».

Судебные полномочия

Судебные полномочия земского начальника представляли собой часть полномочий (менее важных) мирового судьи , упраздненных при введении данной должности; полномочия мировых судей по более важным делам были переданы уездным членам окружного суда. Земские начальники имели равные судебные полномочия с городскими судьями, образуя совместно с ними нижнюю судебную инстанцию. Важной особенностью земских начальников и городских судей как судебной инстанции было то, что они не были отнесены к системе судебных установлений; высшими инстанциями, принимавшими жалобы на их решения, были не окружные суды (и далее судебные палаты), а уездные съезды (и далее губернские присутствия).

гражданские дела :

  • Иски на сумму не свыше 500 рублей, возникающие по найму земельных угодий, по личному найму на сельские работы, в сельскохозяйственные должности и в услужение, по потравам и другим повреждениям полей, лугов и иных угодий;
  • Иски по всякого рода другим личным договорам и обязательствам, о движимости и о вознаграждении за вред и убытки, когда отыскиваемая сумма не превышает 300 рублей;
  • Иски о личных обидах и оскорблениях;
  • Иски о восстановлении нарушенного владения, когда со времени нарушения прошло не более 6 месяцев;
  • Просьбы об обеспечении доказательств по искам на всякую сумму.

Земские начальники рассматривали также дела, подсудные волостному суду , если об этом просили обе стороны.

Земскому начальнику были подсудны следующие уголовные дела :

  • Все преступления и проступки, которые могут быть наказаны штрафом не более 300 рублей;
  • Все преступления, которые могут быть наказаны тюремным заключением на срок не более одного года.

На практике это означало, что земским начальникам было подсудно абсолютное большинство административных правонарушений (в современном понимании этого термина) и самые легкие уголовные преступления (кража без взлома, мелкое хулиганство, нанесение побоев и т. п.).
Приговоры к аресту на срок до 3 дней и штрафу до 15 рублей обжалованию не подлежали, на остальные приговоры могла быть принесена апелляция уездному съезду.

Земские начальники имели особенную юрисдикцию по отношению к волостным судам . Земский начальник разрешал пререкания о подсудности между волостными судами, утверждал решения волостных судов о телесном наказании. Земский начальник принимал жалобы на решения волостных судов, которые он мог утвердить (но не отменить) своей властью, либо передать дело на решение уездного съезда.

Предпосылки появления земских начальников

Неудобства этой организации сказались в скором времени. Уездные присутствия, составленные из лиц, имеющих другие занятия по прямым своим должностям, оказались бессильными в деле упорядочения крестьянского управления. Непременный член уездного присутствия, один на весь уезд, проживавший у себя в усадьбе, не мог осуществлять надзора за органами волостного и сельского управления; притом же у него не было необходимой для действительного надзора власти немедленного распоряжения и взыскания - по делам этого рода он должен был входить с докладом в уездное присутствие, которое собиралось не более одного раза в месяц. Вследствие этого в волостях происходили беспорядки, счетоводство велось неправильно и небрежно, собранные подати вносились несвоевременно, должностные лица совершали частые растраты денежных сумм. Эти беспорядки объяснялись отсутствием надлежащего надзора за крестьянским общественным управлением и бесконтрольностью волостных и сельских должностных лиц. Исправники , не имея возможности следить за взиманием податей на пространстве целого уезда, проявляли свою деятельность часто без достаточного соображения с платёжными средствами крестьян. Мировые судьи, обязанные соблюдать в своём производстве сложные обряды установленного для них процессуального порядка, действовали слишком формально и не в состоянии были оградить законные интересы населения, основанные в большинстве случаев на совершаемых в сельской среде неформальных сделках и договорах. При таких условиях оказывалось необходимым вновь преобразовать строй местного сельского управления.

Бывший в то время министром внутренних дел граф Д. А. Толстой признавал ошибочною основную мысль положения 27-го июня 1874 г. о замене единоличной власти мировых посредников коллегиальным учреждением. По его мнению, в сфере административной, требовавшей непосредственных распоряжений, деятельность коллегии в редких случаях могла оказаться плодотворною. Поэтому, для успешного приведения крестьянского управления в надлежащее благоустройство, необходимо было устранить главную причину существовавшего в деревнях беспорядка, от которого в большей или меньшей степени страдали все жители уезда и все отрасли местной деятельности, как общественной, так и частной, а именно - фактическое безвластие при формальном многоначалии. Единственным правильным способом для этого представлялось установление на местах близких к населению и авторитетных для него правительственных органов, которые заведывали бы крестьянским делом во всей его совокупности, руководили бы всеми важнейшими проявлениями жизни и быта сельского населения, охраняли его интересы и были бы притом снабжены необходимыми полномочиями как для немедленного пресечения злоупотреблений, так и вообще для действительного ограждения в сельских местностях спокойствия, порядка и благочиния.

Таких полномочных сельских начальников и предположено было создать в лице земских начальников. Название этой должности вместе с понятием об относительной обширности полномочий, заключавшихся в слове «начальник», соединяло в выражении «земский» понятие, указывавшее как на состав будущего института из принадлежащих к дворянскому сословию местных земских людей, так и на характер их деятельности, имеющей преимущественною целью удовлетворение потребностей земледельческого и землевладельческого классов и направленной к охранению земского мира.

Разработка закона о земских начальниках

В развитие изложенных предположений, в особом, под председательством товарища министра внутренних дел князя К. Д. Гагарина, совещании нескольких губернаторов и губернских предводителей дворянства, а также управляющего земским отделом Долгово-Сабурова, при ближайшем участии правителя Канцелярии министра внутренних дел А. Д. Пазухина , при заведывании делопроизводством совещания чиновником особых поручений при министре внутренних дел А. С. Стишинским был составлен проект положения о земских начальниках, съездах земских начальников и о губернских по сельским делам присутствиях.

Первоначальное рассмотрение этого проекта в Государственном совете состоялось в декабре 1888 г. Здесь возникло разногласие по вопросу о том, следует ли должность земских начальников образовать с характером органа особой крестьянской администрации или же с значением учреждения, входящего в систему общего местного управления. В общем собрании Государственного совета за первое решение вопроса высказалось 13 голосов, за второе - 39. 28 января 1889 г. император Александр III утвердил мнение 13 членов, при этом в устранение затруднений, высказанных министром юстиции, что с учреждением земских начальников будет весьма ослаблен личный состав судебно-мировых установлений, повелел упразднить судебно-мировой институт. Вследствие повеления государя императора в проект о земских начальниках были внесены и представлены Государственному Совету 13 мая 1889 г. дополнительные постановления об обширной судебной компетенции новых крестьянских учреждений. Рассмотренный Государственным советом проект о земских участковых начальниках удостоился Высочайшего утверждения 12 июля 1889 г.

Критика института земских начальников

По основании института земских начальников в обществе и печати более всего возражали против соединения в одной должности административной и судебной власти. Но такое соединение, как известно, допускалось даже в столь либеральной стране, как Англия , где мировые судьи, существовавшие в течение 6 столетий, вместе с судебными функциями выполняли многие обязанности по местному земскому управлению, заведуя делами о бедных, раскладывая взимаемые на содержание их налоги, контролируя сборщиков, имели право задерживать застигнутых на месте преступления, разгонять незаконный сборища, преследовать бродяжество и так далее. Затем соединение разнообразных функций в ближайших к населению органах власти неизбежно. В центральных органах, обслуживающих всё государство, возможна и полезна наибольшая специализация функций; но чем меньше район деятельности органа власти, тем более необходимо совмещение в нём разнородных обязанностей. Волостной писарь поневоле является исполнительным органом всех ведомств. Законом 15-го июня 1912 г. о преобразовании местного суда вновь восстановлены мировые судьи, вследствие чего должность земского начальника была освобождена от судебных функций. По первоначальному проекту графа Д. А. Толстого упразднение мировых судей вследствие учреждения должности земских начальников вовсе и не предполагалось, наоборот, предусматривалось одновременное существование должностей мирового судьи и земского начальника. Этот порядок и вводился постепенно в губерниях Европейской России.

В должности земских начальников часто усматривалось ограничение крестьянского самоуправления и проявление опеки над крестьянским сословием. В частности, говорилось, что даваемые земскому начальнику полномочия в отношении контроля над приговорами сельских сходов уничтожают всякую тень Высочайше дарованной в 1861 г. самостоятельности крестьянского общественного управления (статья 31 пол. уст. крест.). Сильнейшие нарекания вызывало также предоставление земским начальникам неограниченного права подвергать, без формального производства, лиц, подведомственных крестьянскому общественному управлению, штрафам и аресту (статья 57 пол. уст. крест.). В этих отношениях уже последовало изменение института земских начальников. Указом 5-го октября 1906 г. установлен новый порядок отмены общественных приговоров и отменено дискреционное право земских начальников подвергать штрафам и арестам частных лиц, подведомственных крестьянскому управлению.

Таким образом, время и изменившиеся условия жизни заставили произвести некоторые изменения в институте земских начальников, но не принудили совершенно отказаться от этого учреждения. Причина этого заключается в том, что по основному своему замыслу институт земских начальников выполнял вполне жизненные задачи. Если бы наше волостное и сельское самоуправление было подчинено лишь отдельным уездным властям, каждой по предметам её ведомства, то при обширных размерах наших уездов , при недостаточно высоком умственном и нравственном уровне народонаселения, в местной деревенской жизни неизбежно воцарились бы всякие беспорядки, и распоряжения Правительства оставались бы в значительной мере без должного исполнения. Для того, чтобы должностные лица волостного и сельского самоуправления могли быть в то же время и удовлетворительными органами общего государственного управления, необходим властный и близкий правительственный контроль; органом такого контроля и являются участковые земств начальники.

Неудобство уезда, как первого контрольного округа над крестьянским общественным управлением, достаточно выяснилось в течение 15-летнего существования должности непременных членов уездных по крестьянским делам присутствий. Народонаселение в настоящее время настолько возросло, жизнь так усложнилась, что уезд уже не может быть низшей административной единицей. Потому и должность земских начальников совершенно правильно была приурочена не к уездам, а к участкам.

Практическая работа земских начальников

Институт земских начальников с течением времени не только не умалялся, а наоборот, приобретал большее значение. Важнейшие государственные мероприятия задумывались в расчёте на земских начальников, как на главную местную исполнительную силу.

Нужно было упорядочить общие переделы надельных земель, и вот 8-го июня 1893 г. издаются правила об общих переделах, распространённые лишь на те местности, где введены земские участковые начальники.

Назрела потребность в упорядочении взимания окладных сборов , - издаётся 23-го июня 1899 г. положение о порядке взимания окладных сборов, распространяемое на губернии, где введены земские начальники, и рассчитанное на этих должностных лиц, как ближайших к крестьянскому населению представителей правительственной власти.

Временные правила 12-го июня 1900 г. по обеспечению продовольственных потребностей сельских обывателей всецело опираются на крестьянские учреждения - земских начальников, уездные съезды и губернские присутствия.

Наконец задумало Правительство дело великой важности - аграрную реформу, и в этой реформе видная роль отводилась земским начальникам. Высочайшим Указом 9-го ноября 1906 г. крестьянам был облегчён выход из общины - каждому домохозяину-общиннику предоставлялось право укрепить за собою состоящие в его пользовании участки общинной земли в личную собственность. Если бы это укрепление можно было допустить только по общественным приговорам, то возможно, что задуманная реформа осталась бы без всякого успеха; но благодаря наличию на местах земских начальников оказалось возможным установить правило, что, в случае несоставления обществом укрепительного приговора, укрепление производится по постановлению земского начальника.

Результат получился тот, что к 1-му января 1914 г. было постановлено 1.880.704 укрепительных акта, из них 1.241.411 укрепительных постановлений земских начальников и 639.293 укрепительных приговора. Кроме того, земскими начальниками было составлено 381.900 удостоверительных актов в обществах, признанных перешедшими к подворному владению по ст. ст. 1-8 закона 14-го июня 1910 г., 208.727 удостоверительных постановлений на подворные и усадебные участки и утверждено 213.972 на те же участки удостоверительных приговора; всего же земскими начальниками было составлено и утверждено, на основании Указа 9-го ноября 1906 г. и закона 14-го июня 1910 г., 2.046.010 актов, приблизительно по 900 актов в среднем на каждого. В землеустройстве в тесном смысле, то есть в разверстании надельных земель к одним местам, земские начальники также принимают ближайшее участие. Подготовка землеустроительных работ была поручена:

Число земских начальников Число селений Число дворов Площадь земли
В 1910 г. 995 4.711 83.614 935.791 десятин
В 1911 г. 1.216 6.070 96.491 1.007.813 десятин
В 1912 г. 1.607 6.894 120.307 1.178.818 десятин
В 1913 г. 1.850 7.818 145.505 1.353.993 десятин

В качестве землеустроителей принимали участие:

К сказанному надо прибавить, что, тогда как в государствах Западной Европы площадь мелкого землевладения сокращается, у нас крестьянское землевладение, благодаря охранительной политике, проводимой чрез посредство земских начальников, постепенно расширяется.

12 июля 1889 г. было издано "Положение о земских участковых начальниках". В 40 губерниях России, на которые распространялось это "Положение" (главным образом на губернии с помещичьим землевладением), создавались 2200 земских участков (примерно по 4-5 на уезд) во главе с земскими начальниками. В уездах учреждался уездный съезд земских начальников, состоявший из административного и судебного присутствия. Ему передавались функции упраздняемых уездного по крестьянским делам присутствия и мирового суда (мировой суд сохранялся лишь в Москве, Петербурге и Одессе), что значительно усиливало административно-полицейскую власть земских начальников. Необходимость введения института земских начальников объяснялась "отсутствием близкой к народу твердой правительственной власти".

Земских начальников назначал министр внутренних дел по представлению губернаторов и губернских предводителей дворянства из местных потомственных дворян-землевладельцев. Земский начальник должен был обладать определенным имущественным цензом (свыше 200 десятин земли или другим недвижимым имуществом на 7500 рублей), иметь высшее образование, трехлетний стаж службы в должности или мирового посредника, или мирового судьи, или члена губернского по крестьянским делам присутствия. При недостатке кандидатур, удовлетворявших этим требованиям, земскими начальниками могли назначаться местные потомственные дворяне со средним и даже начальным образованием, состоявшие в военных или гражданских чинах, независимо от стажа службы, однако имущественный ценз для них повышался вдвое. Кроме того министр внутренних дел "в особых случаях", в обход указанных условий, мог назначить земским начальником любого из местных дворян, а по закону 1904 г. эти ограничения были сняты.

Введение института земских начальников явилось одной из наиболее реакционных мер внутриполитического курса самодержавия в 80-е - начале 90-х годов и стало ярким проявлением его продворянской политики. Этот акт преследовал цель восстановить власть помещиков над крестьянами, утраченную ими в результате реформы 1861 г. В функции земского начальника во вверенном ему участке входили: надзор и контроль над деятельностью крестьянских сельских и волостных учреждений, всесторонняя опека не только крестьянского, но и всего податного населения в его участке. Прерогативы земского начальника, осуществлявшего административные и судебно-полицейские функции на селе, были исключительно широки. Он мог подвергать телесным наказаниям, аресту до трех дней и штрафу до шести рублей любое лицо из податных сословий своего участка, отстранять от должности членов крестьянских сельских учреждений, отменять любое постановление сельского и волостного сходов, навязывать им свое решение, причем он за частую действовал по произволу, не считаясь ни с какими законами.


Волостные суды, ранее выбираемые крестьянами, теперь назначались земским начальником из предложенных сельским обществом кандидатов. Земский начальник мог отменить любое постановление волостного суда, а самих судей в любой момент мог отстранить от должности, подвергнуть аресту, штрафу, телесному наказанию. Постановления и решения земского начальника считались окончательными и не подлежавши ми обжалованию. Однако земские начальники выходили за рамки даже тех широких полномочий, какие предоставлял им закон 1889 г. и творили настоящий произвол, попустительствуемый и покрываемый местными властями. Фактически существовала полная бесконтрольность действий земских начальников. Взяточничество, воровство, вымогательство, кулачные расправы - обычные их "методы управления" деревней.

Характерно, что закон о земских начальниках был введен вопреки мнению большинства Государственного совета (из 39 его членов только 13 высказались за принятие этого закона). Но он был с удовлетворением встречен реакционными дворянскими кругами, которые даже требовали дальнейшего расширения и без того достаточно обширных прерогатив земских начальников. Сами крестьяне этот закон восприняли как возвращение крепостного права. "Среди крестьян бродит подозрение, что новые органы правительственной власти есть не что иное, как первый шаг к их вторичному закрепощению", - писал московский генерал-губернатор В.А. Долгоруков министру внутренних дел. Участились случаи сопротивления крестьян распоряжениям земских начальников.

Положение о земских начальников являлось одной из важнейших контрреформ Александра III. Оно было подготовлено под руководством министра внутренних дел гр. Д.А. Толстого (б. министра народного просвещения) правителем его канцелярии и консервативным публицистом А.Д. Пазухиным. Он осуждал Великие реформы за подрыв сословного строя, вне которого, по его мнению, русский народ существовать не может, и был решительным сторонником руководящей роли дворянства в обществе. Поэтому Положение о земских начальниках, одобренное Государственным советом и утвержденное императором 12.7.1889 г., преследовало 2 цели – создать на местах "твердую" и близкую народу власть, способную контролировать крестьянское население, а также обеспечить помещикам руководящее положение в сельской местности.

Оно предусматривало упразднение должностей участковых мировых судей, избранных всесословными земствами и осуществляющих исключительно судебные функции, и создание вместо них земских начальников. Они назначались министром внутренних дел по возможности из местных помещиков и соединяли судебные и административные (только в отношении крестьян) полномочия и получили право без суда наказывать крестьян кратковременными арестами и небольшими штрафами. Земские начальники, как помещики при крепостном праве, должны были всесторонне опекать крестьян.

На практике реформа не вполне достигла цели. Земский участок включал в среднем несколько десятков деревень, поэтому земские начальники не могли реально руководить вверенными им крестьянами. Их введение подчеркнуло и усилило неполноправие крестьян: другие сословия земским начальникам в административном отношении не подчинялись, в то время как крестьяне признавались кем-то вроде детей, нуждающихся в отеческой опеке помещиков.

Положение действовало до 1917 г. С 1907 земские начальники играли важную роль в проведении столыпинской крестьянской реформы. Принятая в 1912 г. реформа местного суда предусматривало лишение начальников судебных полномочий, вверяемых восстановленным мировым судам. Однако это преобразование с 1914 действовало лишь в 10 губерниях. Положение приводится в извлечениях.

I. Образование земских участков.

1. Каждый уезд разделяется на земские участки.

2. В состав земских участков не входят все губернские и уездные города, а также те заштатные (безуездные) города, посады и местечки, которые поименованы в особом расписании <...>

3. Число земских участков в каждом уезде определяется законодательным порядком, на основании представлений Министра Внутренних Дел, вносимых по соглашению с Министрами Юстиции и Финансов <…>

5. В каждом земском участке состоит земский участковый начальник.

II. Порядок назначения и увольнении земских участковых начальников.

6. На должности земских участковых начальников могут быть назначаемы:

1) лица, прослужившие в губернии не менее трех лет в должности предводителя дворянства;

2) местные потомственные дворяне, которые имеют не менее двадцати пяти лет от роду и окончили курс в одном из высших учебных заведений империи, или выдержали соответственное испытание, или же прослужили в губернии не менее трех лет в одной из следующих должностей: мирового посредника , мирового судьи, непременного члена присутствия по крестьянским делам или земского начальника; если притом они сами, жены или родители их владеют в пределах уезда, на праве собственности, пространством земли не менее половины того, которое определено для непосредственного участия в избрании гласных в уездное земское собрание , или другим недвижимым имуществом, оцененным для взимания земских сборов не ниже семи тысяч пятисот рублей.

7. При недостатке лиц, удовлетворяющих означенным в статье 6 условиям, на должность земских начальников могут быть назначаемы:

1) местные потомственные дворяне в возрасте не менее двадцати пяти лет, которые окончили курс в одном из средних учебных заведений империи или выдержали соответственное испытание и состоят в военных или гражданских классных чинах, если притом они сами, жены или родители их владеют в пределах уезда, на праве собственности, пространством земли, вдвое большим против указанного в пункте 2 статьи 6, или другим недвижимым имуществом, оцененным для взимания земских сборов не ниже пятнадцати тысяч рублей;

2) местные потомственные дворяне, окончившие курс в одном из высших учебных заведений империи или выдержавшие соответственное испытание, либо прослужившие в губернии не менее трех лет в одной из поименованных в пункте 2 статьи 6 должностей, если лица сии хотя и не владеют пространством земли, указанным в этом пункте, но сохранили свою усадьбу в пределах подлежащего уезда.

9. Лица, упомянутые в статьях 6 и 7, могут быть назначаемы на должности земских начальников, хотя бы состояли в чинах, не соответствующих классу этой должности. Сверх того, для лиц, означенных в статьях 6 и 7, неимение вовсе чина не может служить препятствием к занятию названной должности. < ... >

13. На каждую вакантную должность земского начальника губернатор, по совещании с губернским и местным уездным предводителями дворянства, избирает по одному кандидату из списка подлежащего уезда, а в случае невозможности пополнить все требуемое число кандидатов из внесенных в сей список лиц - производит набор недостающего числа кандидатов из списков других уездов той же губернии. Об избранных на этом основании кандидатах губернатор представляет министру внутренних дел с приложением мнения предводителей дворянства в тех случаях, когда представляемое губернатором лицо избрано им вопреки заявлениям одного или обоих предводителей.

14. Министр внутренних дел утверждает в должности тех из числа избранных губернатором или предложенных предводителями кандидатов, к назначению которых на должности земских начальников не встречает препятствий.

15. Когда за недостатком местных потомственных дворян имеющих право быть назначенными на должности земских начальников, за отказом избранных на оные кандидатов от назначения или по другим причинам, оказывается невозможным заместить все положенные в тех губерниях должности земских начальников порядком, установленным в статьях 13 и 14,- министру внутренних дел предоставляется назначить на остающиеся при этом незамещенными должности земских начальников - лиц, хотя и не принадлежащих к числу упомянутых дворян, но окончивших курс в одном из высших или средних учебных заведений империи или выдержавших соответственное испытание. <...>

19. Должность земского начальника не может быть соединяема с другою должностью...

Примечание. Земские начальники не могут быть избираемы в гласные на избирательных съездах выборных от сельских обществ, состоящих в пределах подведомственных им участков. <...>

IV. Предметы ведомства земских участковых начальников по делам административным.

22. По заведыванию управлением и поземельным устройством сельских обывателей на земских начальников возлагается исполнение всех обязанностей, которые, согласно действующим узаконениям, лежат на мировых посредниках с нижеследующими изменениями и дополнениями.

23. Земскому начальнику принадлежит надзор за всеми установлениями крестьянского общественного управления, а равно производство ревизий означенных установлений как по непосредственному его усмотрению, так и по поручению губернатора или губернского присутствия .

24. Во время отсутствия на месте уездного исправника или станового пристава на земского начальника возлагается надзор за действиями волостных старшин и сельских старост по охранению благочиния, безопасности и общественного порядка, равно как по предупреждению и пресечению преступлений и проступков. До прибытии означенных полицейских чинов земскому начальнику предоставляется также руководство в сих отношениях как волостных старшин и сельских старост, так и нижних чинов уездной полиции (полицейских урядников, сотских и десятских) на пространстве всего участка, не исключая и земель владельческих.

25. Земский начальник имеет право дополнять представляемые ему списки дел, назначенных к рассмотрению на волостном сходе, теми из числа подлежащих ведению оного предметов, которые начальник признает нужным подвергнуть обсуждению на этом сходе.

26. Жалобы неправильно избранных в должности крестьян, имеющих право отказаться от общественной службы, подаются земскому начальнику, который и разрешает сии жалобы своими постановлениями. <...>

28. Жалобы на должностных лиц волостного и сельского управлений разрешаются Земским Начальником собственною властью. <…>

29. Земскому Начальнику принадлежит право удалять от должностей неблагонадежных волостных и сельских писарей.

30. Земский начальник имеет право рассматривать все приговоры, постановляемые волостными и сельскими сходами в пределах вверенного ему участка.

31. Если земский начальник удостоверится, что приговор волостного или сельского схода постановлен несогласно с законами, либо клонится к явному ущербу сельского общества, либо нарушает законные права отдельных сто членов или приписанных к волости лиц, то он, остановив исполнение сего приговора, представляет его вместе с заключением на рассмотрение уездного съезда . <...>

35. Земский Начальник, если признает необходимым, делает распоряжения о заключении под страху, в городской тюрьме, крестьян, подлежащих удалению из обществ по состоявшимся о том приговоров сельских и волостных сходов.

36. На земского начальника возлагаются: надзор за состоянием мирских капиталов, утверждение приговоров сельских сходов о производстве из означенных капиталов расходов на потребности подлежащих крестьянских обществ...

37. Земскому начальнику принадлежит надзор за ссудо-сберегательными кассами, сельскими банками бывших удельных крестьян и всякого рода вообще сельскими кредитными установлениями.

39. На земского начальника возлагается попечение о хозяйственном благоустройстве и нравственном преуспеянии крестьян вверенного ему участка по предметам ведомства сельских и волостных сходов. <...>

44. Земский начальник открывает избирательные сельские съезды для избрания гласных уездного земского собрания от крестьянского сословия.

V. Предметы ведомства земских участковых начальников по делам судебным.

47. Земские Начальники исполняют обязанности Мировых Судей.

48. Ведомству Земских Начальников в порядке гражданского судопроизводства, подлежат:

1) Дела по спорам и искам на сумму не свыше пятисот рублей, возникающим: а) по найму Земельных угодий, а также находящихся при таких угодьях оброчных и доходных статей, и б) по личному найму на сельские работы, в сельскохозяйственные должности и в услужение.

2) Дела о восстановлении нарушенного владения, когда со времени нарушения прошло не более шести месяцев.

3) Дела о потравах и о других повреждениях полей, лугов и иных угодий...

4) Все прочие иски на сумму не свыше трехсот рублей...

49. Ведомству Земских Начальников в порядке уголовного судопроизводства, подлежат:

1) проступки, предусмотренные в Уставе о наказаниях, налагаемых Мировыми Судьями.

2) беспатентная продажа питей и табачных изделий...

VI. Порядок действий и пределы власти земских участковых начальников.

61. В случае неисполнения законных распоряжений или требований земского начальника лицами, подведомственными крестьянскому общественному управлению , он имеет право подвергать виновного, без всякого формального производства, аресту на время не свыше трех дней или денежному взысканию не свыше шести рублей.

62. Земский начальник, вследствие рассмотрения жалоб, принесенных ему на действия должностных лиц сельского и волостного управлений, а также в случае непосредственно усмотренных им самим маловажных проступков означенных лиц по должности имеет право подвергать их, без формального производства, одному из следующих взысканий: замечанию, выговору, денежному взысканию не свыше пяти рублей или аресту на время не свыше семи дней. За более важные нарушения земскому начальнику предоставляется: временно устранять всех означенных лиц (в том числе и волостных судей) от должностей и входить с представлением в уездный съезд о совершенном увольнении их от службы или о предании по суду.

66. Земские начальники подчиняются надзору и руководительству местных губернатора и губернского присутствия...

83. По делам административным уездные съезды исполняют все обязанности, лежащие, по силе действующих узаконений, на съезде мировых посредников. <…>

88. На уездный съезд возлагаются обязанности съезда мировых судей. <…>

105. Губернское присутствие состоит, под председательством губернатора, из губернского предводителя дворянства, вице-губернатора, прокурора находящегося в губернском городе окружного суда или его товарища… и двух непременных членов. Сверх того в состав губернского присутствия приглашаются на правах членов для участия в рассмотрении судебных дел, переносимых в него из уездных съездов, председатель или член местного окружного суда... а по делам административным – управляющий казенной палатой и государственными имуществами, а также председатель губернской земской управы.

107. <…>Непременные члены губернских присутствий избираются губернатором по совещании с губернским предводителем дворянства из числа местных дворян… причём отдаётся предпочтение прослужившим… не менее трёх лет в должностях предводителя дворянства, непременного члена губернского или уездного по крестьянским делам присутствия, мирового посредника, мирового судьи или земского начальника, и утверждаются в должностях высочайшими приказами по министерству внутренних дел. <…>

113. В Губернском присутствии сосредоточиваются надзор за успешным исполнением земскими начальниками губернии и уездными съездами возложенных на них обязанностей, а также право назначения ревизий делопроизводства означенных должностных лиц и учреждений.

Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. Т. 9. СПб., 1892. № 6196. С. 510-524.

ЗЕМСКИЕ НАЧАЛЬНИКИ (земские участковые начальники), в Российской империи должностные лица, осуществлявшие административно-судебную власть над крестьянами, а также представителями других податных сословий, жившими в сельской местности. Институт земских начальников учреждён согласно Положению от 12(24).7.1889, утверждённому императором Александром III, с целью создания «близкой к народу твёрдой правительственной власти». Земские начальники назначались министром внутренних дел по представлению губернатора после его консультаций с уездными предводителями дворянства; предпочтение отдавалось потомственным дворянам, имевшим высшее образование и недвижимую собственность в уезде. В 1890-1900 земские начальники назначены в 40 губерниях Европейской России (в 1904 их было 2,3 тысяч человек). В каждом уезде было несколько (от 3 до 14, в среднем 6) участков земских начальников. В связи с введением института земских начальников упразднены уездные присутствия по крестьянским делам (смотри в статье Губернские присутствия) и уездные съезды мировых судей.

Земские начальники были обязаны принимать просьбы и заявления от крестьян как в письменной, так и в устной форме «везде и во всякое время». Наиболее важные или спорные дела, отнесённые к компетенции земских начальников, решал их уездный съезд, на котором должны были присутствовать все земские начальники уезда. Он собирался в сроки, определявшиеся губернским присутствием, проходил под председательством уездного предводителя дворянства. Являлся апелляционной инстанцией для постановлений земских начальников (кассационной инстанцией было губернское присутствие) и волостных судов.

Земские начальники надзирали за законностью и целесообразностью решений сельских сходов, волостных сходов и волостных судов (земские начальники назначали членов последних из числа кандидатур, предложенных сельскими сходами); следили за соблюдением обязательств, добровольно взятых на себя сельскими обществами (содержание школ и пр.); утверждали должностных лиц крестьянского самоуправления, разбирали жалобы на них; контролировали расходование и состояние денежных сумм, находившихся в распоряжении сельских обществ; взыскивали недоимки с отдельных крестьян и сельских обществ или ходатайствовали перед казёнными палатами об отсрочке таких выплат; руководили избранием гласных земских собраний от крестьян; приводили в исполнение постановления и распоряжения губернского присутствия и уездного съезда земских начальников; с 1895 года участвовали в управлении начальными школами (входили в состав уездных училищных советов). В случае неисполнения своих «законных распоряжений или требований» земские начальники могли подвергнуть виновного аресту сроком до 3 дней или штрафу в размере до 6 рублей, а должностных лиц крестьянского самоуправления - аресту до 7 дней и штрафу до 5 рублей. Неблагонадёжных должностных лиц земские начальники могли временно (волостных и сельских писарей - окончательно) отстранять от должностей (увольнение осуществлял съезд земских начальников). Рассматривали и выносили постановления по большинству возникавших в крестьянской среде гражданских споров и исков, по делам о потравах, оскорблениях и некоторых др. Виновных приговаривали к штрафам, аресту до 3 месяцев или тюремному заключению до 1 года.

Согласно закону «О преобразовании местного суда» от 15(28).6.1912 (в 1914-1917 введён в действие в 20 губерниях Европейской России), земские начальники освобождены от судебных функций, нрава надзора за волостными судами и наложения взысканий на их судей.

В Сибири и на Дальнем Востоке в 1898 - начале 1900-х годов согласно Временному положению от 2(14).6.1898 введены аналогичные земским должности крестьянских начальников (в районах проживания инородцев - крестьянских и инородческих начальников); помимо функций, осуществлявшихся земскими начальниками в Европейской России, крестьянские начальники до 1906 осуществляли водворение и устройство переселенцев из Европейской России.

Широкие полномочия, предоставленные земским начальникам, позволили им упорядочить деятельность органов крестьянского самоуправления, но в то же время вызвали резкую критику со стороны либерально настроенных общественных деятелей, которые осуждали совмещение земскими начальниками административных и судебных функций, а также видели в институте земских начальников проявление политики «попечительства» по отношению к крестьянству. Должности земских и крестьянских (крестьянских и инородческих) начальников упразднены Временным правительством в 1917 году.

Лит.: Зырянов П. Н. Социальная структура местного управления капиталистической России (1861-1914 годы) // Исторические записки. М., 1982. Т. 107; Никулин В. Н. Крестьянские начальники в Сибири (1898-1917) // Вопросы истории. 1987. №1; Дамешек Л. М., Оглезнева Г. В. Крестьянские начальники Иркутской губернии (1898-1917) // Политика самодержавия в Сибири XIX - начала XX в. Иркутск, 1988.

Положение о земских участковых начальниках
и связанные с ним законодательные акты 12 июля 1889 года

Положение о земских начальниках - один из символов правления Александра III, описываемых обычно понятием "контрреформы". Символ тем более яркий, что даже далёкий от оппозиционности, назначаемый царём Государственный совет большинством в две трети голосов высказался против этого закона.
Ещё в самом начале своего царствования, в декабре 1881 года, преемник царя-реформатора издал указ о переходе на выкуп всех крестьян, кто ещё не заключил с помещиками выкупные договоры. Таким образом, временнообязанные крестьяне в России перестали существовать - а значит, "попечительная" власть помещиков и мировых посредников, описание которой занимает столь видное место в Положениях 1861 года, должна была окончательно исчезнуть. Таким образом, самостоятельность крестьян увеличивалась. В то же время, логика политического развития страны была как раз обратной и подразумевала усиление государственного контроля во всех отраслях. Восстановление "близкой к народу твёрдой правительственной власти" стало лишь вопросом времени.
12 июля 1889 года император удостоил "высочайшего утверждения" четыре взаимосвязанных документа. Подобно Положениям 19 февраля 1861 года, они распространялись лишь на территорию Европейской России за исключением национальных окраин и севера, свободного от крепостного права. Это "Положение о земских участковых начальниках", "Правила об устройстве судебной части в местностях, в коих введено означенное Положение", "Временные правила о волостном суде в тех же местностях" и "Правила о порядке приведения в действие Положения о земских участковых начальниках". Уже из приведённого перечня видно, что введение земских начальников означало перемены не только в положении крестьян, но и в судебной области. Прочитав выдержки из Положения и сопутствующих документов, необходимо разобраться, какие должности исчезли, и к кому перешли соответствующие полномочия.
Основное внимание при изучении предлагаемых документов следует уделить объёму полномочий, полученных новым крестьянским начальством. Современники-либералы иной раз именовали введение земских начальников возвращением крепостного права. Понятно, что это риторическое преувеличение. Тем не менее, полезно сопоставить права помещиков до 1861 года, помещиков при временнообязанном положении, мировых посредников и земских начальников. Кто из них располагал большей судебной и административной властью по отношению к органам крестьянского самоуправления и суда?
Для твёрдой ориентировки в вопросе о земских начальниках в частности и в "Контрреформах" в целом необходимо, помимо названного, представлять их "портрет" (кто мог занять эту должность) и место в системе власти Российской империи.

Высочайше утвержденное положение о Земских Участковых Начальниках.

1 . Каждый уезд разделяется на земские участки .
2 . В состав земских участков не входят все губернские и уездные города, а также те заштатные (безуездные) города, посады и местечки, кои поименованы в особом росписании […]
3 . Число земских участков в каждом уезде определяется законодательным порядком , на основании представлений Министра Внутренних Дел, вносимых по соглашению с Министрами Юстиции и Финансов. […]
5 . В каждом земском участке состоит Земский Участковый Начальник. […]
6 . На должности Земских Участковых Начальников могут быть назначаемы :
1) Лица, прослужившие в губернии не менее трёх лет в должности Предводителя дворянства .
2) Местные и потомственные дворяне, которые имеют не менее двадцати пяти лет от роду и окончили курс в одном из высших учебных заведений Империи или выдержали соответственно испытание, или же прослужили в губернии не менее трёх лет в одной из следующих должностей: Мирового Посредника, Мирового Судьи, Непременного Члена Присутствия по крестьянским делам или Земского Начальника, если притом они сами, жёны или родители их владеют в пределах уезда, на праве собственности, пространством земли не менее половины того, которое определено для непосредственного участия в избрании гласных в уездное земское собрание… или другим недвижимыми имуществом, оцененным для взимания земских сборов не ниже семи тысяч пятисот рублей. […]
13 . На каждую вакантную должность Земского Начальника Губернатор… избирает по одному кандидату из списка подлежащего уезда… Об избранных… кандидатах Губернатор представляет Министру Внутренних Дел […]
14 . Министр Внутренних Дел утверждает в должностях тех… кандидатов, к назначению которых на должности Земских Начальников не встречает препятствий. […]
23 . Земскому начальнику принадлежит надзор за всеми установлениями крестьянского общественного управления, а равно производство ревизий означенных установлений как по непосредственному его усмотрению, так и по поручениям Губернатора или Губернского Присутствия. […]
25 . Земский Начальник имеет право дополнить представляемые ему списки дел, назначенных к рассмотрению на волостном сходе , теми из числа подлежащих ведению оного предметов, которые Начальник признает нужным подвергнуть обсуждению на этом сходе. […]
28 . Жалобы на должностных лиц волостного и сельского управлений разрешаются Земским Начальником собственною властью. […]
29 . Земскому Начальнику принадлежит право удалять от должностей неблагонадёжных волостных и сельских писарей.
30 . Земский Начальник имеет право рассматривать все приговоры, постановляемые волостными и сельскими сходами в пределах доверенного ему участка.
31 . Если Земский Начальник удостоверится, что приговор волостного или сельского схода постановлен несогласно с законами, либо клонится к явному ущербу сельского общества, либо нарушает законные права отдельных его членов или приписанных к волости лиц, то он, остановив исполнение сего приговора, представляет его, вместе с своим заключением, на рассмотрение Уездного Съезда. […]
36 . На Земского Начальника возлагаются: надзор за состоянием мирских капиталов , утверждение приговоров сельских сходов о производстве из означенных капиталов расходов на потребности подлежащих крестьянских обществ, если он с сими приговорами согласен, и представление оных на рассмотрение Уездного Съезда, с своим заключением, в тех случаях, когда признает невозможным согласиться с содержащимися в приговорах распоряжениями. […]
44 . Земский Начальник открывает избирательные Сельские Съезды для избрания гласных Уездного Земского Собрания от крестьянского сословия; утверждает избранных сими Съездами председателей оных и разрешает недоразумения, могущие возникнуть на Съездах при выборе гласных. […]
47 . Земские Начальники исполняют обязанности Мировых Судей […]
48 . Ведомству Земских Начальников, в порядке гражданского судопроизводства, подлежат:
1) Дела по спорам и искам на сумму не свыше пятисот рублей , возникающим: а) по найму земельных угодий, а также находящихся при таких угодьях оброчных и доходных статей, и б) по личному найму на сельские работы, в сельскохозяйственные должности и в услужение.
2) Дела о восстановлении нарушенного владения […]
3) Дела о потравах и других повреждениях полей, лугов и иных угодий…, когда сумма отыскиваемого ущерба не превышает пятисот рублей .
4) Все прочие иски не свыше трёхсот рублей […]
61 . В случае неисполнения законных распоряжений или требований Земского Начальника лицами, подведомственными крестьянскому общественному управлению, он имеет право подвергать виновного, без всякого формального производства, аресту на время не свыше трёх дней или денежному взысканию не свыше шести рублей . […]
62 . Земский Начальник, вследствие рассмотрения жалоб, принесённых ему на действия должностных лиц сельского и волостного управлений (ст. 28), а также в случае непосредственно усмотренных им самим маловажных проступков означенных лиц по должности, имеет право подвергать их, без формального производства, одному из следующих взысканий: замечанию, выговору, денежному взысканию не свыше пяти рублей или аресту на время не свыше семи дней . За более важные нарушения Земскому Начальнику предоставляется: временно устранять всех означенных должностных лиц (в том числе и волостных судей) от должностей и входить с представлениями в Уездный Съезд о совершенном увольнении их от службы или о предании их суду. […]
83 . По делам административным Уездные Съезды исполняют все обязанности, лежащие, по силе действующих узаконений, на Съезде Мировых Посредников […]
88 . На Уездный Съезд возлагаются обязанности Съезда Мировых Судей […]
105 . Губернское Присутствие состоит, под председательством Губернатора, из Губернского Предводителя дворянства, Вице-Губернатора, Прокурора находящегося в губернском городе Окружного Суда или его Товарища… и двух Непременных Членов. […]
107 . …Непременные Члены Губернских Присутствий избираются Губернатором, по совещании с Губернским Предводителем дворянства, из числа местных дворян, удовлетворяющих условиям, указанным в статьях… сего Положения…, причём отдаётся предпочтение прослужившим… не менее трёх лет в должностях Предводителя дворянства, Непременного Члена Губернского или Уездного по крестьянским делам Присутствия, Мирового Посредника, Мирового Судьи или Земского Начальника, - и утверждаются в должностях Высочайшими приказами по Министерству Внутренних Дел . […]
113 . В Губернском Присутствии сосредоточиваются надзор за успешным исполнением Земскими Начальниками губернии и Уездными Съездами возложенных на них обязанностей, а также право назначения ревизий делопроизводства означенных должностных лиц и учреждений. […]

Правила об устройстве судебной части в местностях, в которых введено Положение о Земских Участковых Начальниках.

1 . В местностях, в которых введено Положение о Земских Участковых Начальниках, судебные установления образуются и действуют на основании Судебных Уставов Императора Александра II… и изданных в развитие их узаконений с нижеследующими дополнениями и изменениями […]
2 . Участковые и Добавочные Мировые Судьи , а также Мировые Съезды , состоят в обеих столицах и городе Одессе […]
4 . В губернских и уездных городах (исключая столиц и г. Одессы), а также в других крупных городских поселениях, не входящих в состав Земских Участков…, состоят Городские Судьи . […]
6 . Городские Судьи назначаются Министром Юстиции из лиц, удовлетворяющих требованиям… Учреждения Судебных Установлений. […]
14 . Ведомству Городских Судей подлежат:
1) дела по спорам искам на сумму не свыше пятисот рублей , возникающим: а) по найму земельных угодий, а также находящихся при таких угодьях оброчных и доходных статей; б) по личному найму на сельские работы, в сельскохозяйственные должности и в услужение;
2) дела о восстановлении нарушенного владения […];
3) дела о потравах и иных повреждениях полей, лугов и иных угодий…, когда сумма отыскиваемого ущерба не превышает пятисот рублей ;
4) все прочие иски на сумму не свыше трёхсот рублей […];
5) проступки, предусмотренные в Уставе о наказаниях, налагаемых Мировыми Судьями…

Временные Правила о Волостном Суде в местностях, в которых введено Положение о Земских Участковых Начальниках.

1 . Волостной Суд состоит из четырёх судей, причём один из них, по избранию Уездного Съезда, назначается председателем. Съезд, если признает нужным, может возложить обязанности председателя на местного волостного старшину.
2 . Каждое сельское общество избирает одного кандидата в волостные судьи, причём, однако, общее число избранных лиц должно быть не менее восьми. …Из состава избранных лиц Земский Начальник утверждает четырёх в должностях волостных судей на три года, а остальных назначает кандидатами к ним на тот же срок. […]
3 . На должность волостного судьи избираются крестьяне-домохозяева, достигшие тридцати пяти лет от роду, пользующиеся уважением своих односельцев и, по возможности, грамотные. […]
13 . Ближайший и непосредственный надзор за всеми Волостными Судами Земского участка возлагается на местного Земского Начальника, который обязан производить не менее двух раз в год ревизию каждого из состоящих в его участке Волостных Судов. […]
30 . Жалобы на решение Волостного Суда могут быть приносимы… в течение тридцати дней со дня объявления решения. Жалобы эти приносятся Земскому Начальнику […]
31 . Земский Начальник представляет Уездному съезду , в течение двух недель со дня получения: 1) жалобы по делам о тех проступках, за которые виновный приговорён к аресту на время свыше трёх дней либо к телесному наказанию, либо к денежному взысканию свыше пяти рублей, а также по спорам и тяжбам, по которым присуждено более тридцати рублей, и 2) жалобы на все прочие решения в том случае, если они постановлены с нарушением пределов власти Суда или оказываются явно неправосудными.
32 . Уездный Съезд, по рассмотрении поступивших от Земского начальника решённых Волостным Судом дел, отменяет решения, постановленные с нарушением подсудности, а по остальным или оставляет в силе решение Волостного Суда, или постановляет новое решение по существу, или же передаёт дело в другой Волостной Суд, для нового рассмотрения и решения. […]

Правила о порядке приведения в действие Положения о Земских Участковых Начальниках.

[…] 15 . С введением в губернии Положения о Земских Участковых Начальниках упраздняются в ней: а) Губернские и уездные по крестьянским делам присутствия; б) должности Непременных Членов сих установлений…, и в) Съезды Мировых Судей, равно как должности Участковых и Добавочных Мировых Судей, Секретарей и Помощников Секретарей Съездов и состоящих при последних Судебных Приставов в уездах, а также в тех городах, в которых не будут сохранены отдельные городские Мировые Съезды. […]

Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. Т. 9. С. 507-535.

Примечания:
Выборное лицо от дворян, представляющее их интересы на уровне уезда (уездный предводитель) или губернии (губернский).
То есть такие приказы подготавливаются МВД и подписываются императором.
В данном случае имеются в виду съезды мировых судей.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация