Особенности уплаты налогов в процедурах банкротства. Вс уточнил, когда банкрот должен платить ндс Возмещение ндс покупатель торги банкротство

Главная / Авто

Чё-то я не понял.. Ни у кого не появилось вопросов по поводу написанного Судебной коллегией ВС РФ в Определении от 26.10.2018 по делу № А27-11046/2017?

"Судебная коллегия считает несостоятельной ссылку инспекции на письмо Федеральной налоговой службы от 17.08.2016 № СД-4-3/ , в отношении которого по результатам рассмотрения административного искового заявления федерального государственного унитарного предприятия “Машиностроительный завод имени Ф.Э.Дзержинского» Верховный Судом Российской Федерации принято решение от 15.03.2018 № АКПИ17-1162 об отказе в удовлетворении требования о признании этого письма недействительным.
При вынесении названного решения Верховный Суд Российской Федерации пришел к выводу о том, что письмо Федеральной налоговой службы от 17.08.2016 № СД-4-4/ не обладает нормативными свойствами и констатировал, что по своему содержанию данное письмо не вышло за пределы буквального смысла подпункта 15 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса, но не предрешал вопрос о том, является ли такое толкование закона надлежащим .
Следовательно, рассматриваемое письмо, содержащее разъяснения по вопросам применения норм законодательства о налогах и сборах, не может быть отнесено к числу нормативных правовых актов, которые согласно статье 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат применению при рассмотрении дела и не предопределяет, какое толкование нормы должно быть дано судом
".

Не предрешал? Позвольте.. А это что?

Цитата из Решения ВС РФ от 15.03.2018 по делу № АКПИ17-1162:

"Операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами), в силу подпункта 15 пункта 2 статьи 146 НК РФ (введен Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ) объектом налогообложения не признаются.
При этом указанная норма не разделяет виды реализуемого должником-банкротом имущества на имущество, включенное в конкурсную массу, и имущество, изготовленное и реализуемое в процессе хозяйственной деятельности предприятия-банкрота , как полагает административный истец.
Следовательно, любая реализация должником-банкротом товаров с 1 января 2015 г. не облагается налогом на добавленную стоимость .
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 38 НК РФ под имуществом в Кодексе понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Товаром для целей Кодекса признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.
Из буквального толкования и смысла приведенных положений следует, что из объекта налогообложения по НДС исключены операции по реализации товаров лицами, признанными несостоятельными (банкротами), но не исключены операции по реализации этими лицами работ и услуг , поскольку на основании подпункта 15 пункта 2 статьи 146 НК РФ только операции по реализации имущества и (или) имущественных прав не признаются объектом налогообложения.
С учетом изложенного доводы административного истца о том, что подпункт 15 пункта 2 статьи 146 НК РФ предусматривает исключение из объекта налогообложения только операций по реализации должником-банкротом имущества, включенного в конкурсную массу, а изготовленная в рамках текущей производственной деятельности продукция подлежит налогообложению по НДС, основаны на неверном толковании норм права .
..................
Вместе с тем статьей 134 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" установлена очередность удовлетворения требований кредиторов. Поскольку требование об уплате НДС по реализованным товарам относится к пятой очереди текущих требований, то в случае признания реализации произведенной должниками в ходе процедуры конкурсного производства готовой продукции объектом налогообложения НДС покупатели указанной продукции при получении соответствующих счетов-фактур будут иметь право на налоговый вычет в том же налоговом периоде, в котором товары принимаются на учет, то есть в большинстве случаев при отсутствии фактической уплаты в бюджет продавцом соответствующих сумм налога.
В связи с этим возникает ситуация, при которой возможно возмещение из бюджета покупателям сумм налога без корреспондирующей этому возмещению обязанности продавца (налогоплательщика-банкрота) по уплате налога в бюджет, что противоречит экономической сущности НДС и действующему порядку его исчисления. НК РФ ставит исчисление и (или) уплату НДС по операциям реализации имущества организации, признанной банкротом, в зависимость от факта принадлежности такого имущества банкроту. При этом категория (разновидность) имущества, реализуемого организацией-банкротом, не имеет значения для целей налогообложения НДС .
Вывод ФНС России, содержащийся в Письме, соответствует и правоприменительной практике
".

Это кто говорит? Не Верховный Суд? Или это судья Назарова "просто так" говорит?

Я не в защиту решения от 15.03.2018, опустим обоснованность позиции. Но все же.. Интересный каламбур получается.. Ну, если там нет единства, да еще по таким вопросам, то что про регионы говорить..

Вопрос: Общество в 2016 г. судом признано банкротом, в отношении него введено конкурсное производство. Согласно Закону о банкротстве N 127-ФЗ, имущество общества реализовано с торгов.

Реализованное имущество полностью несамортизировано и имеет остаточную стоимость. НДС по реализуемому имуществу ранее был принят к вычету.

Согласно пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ, вступившему в силу с 01.01.2015, операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством РФ несостоятельными (банкротами), не признаются объектом налогообложения по НДС.

В результате чего, при реализации имущества НДС начислен не был. С другой стороны, согласно пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ, НДС в части остаточной стоимости должен быть восстановлен в том периоде (квартале), в котором оно были реализовано. Восстановленные суммы НДС учитываются в составе прочих расходов согласно пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ.

1. Правомерно ли обществом восстановлен НДС в части остаточной стоимости имущества, реализованного с торгов в процедуре банкротства?

2. Правомерно ли общество сумму восстановленного НДС по реализованному имуществу отразило в составе текущих расходов.

В разъяснениях Министерства финансов РФ (Письмо от 31 октября 2016 г. N 03-07-14/63453, Письмо от 8 ноября 2016 г. N СД-4-3/21121@)) ответ по данному вопросу раскрыт не в полном объеме. Просим конкретизировать пояснения касательно нашей ситуации.

Ответ: В связи с письмом по вопросу восстановления налога на добавленную стоимость при реализации имущества должника, признанного в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельным (банкротом), Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.

Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, подлежат восстановлению в случаях их дальнейшего использования для осуществления операций, указанных в пункте 2 данной статьи Кодекса, в числе которых предусмотрены операции по реализации (передаче) товаров, не признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 2 статьи 146 Кодекса.

В соответствии с подпунктом 15 указанного пункта 2 статьи 146 Кодекса не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами).

Таким образом, при реализации имущества должника, признанного в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельным (банкротом), суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету по указанному имуществу, подлежат восстановлению.

Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 170 Кодекса восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов - в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки.

При этом восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором товары (работы, услуги), в том числе основные средства и нематериальные активы, и имущественные права были переданы или начинают использоваться налогоплательщиком для осуществления операций, указанных в пункте 2 статьи 170 Кодекса.

Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 170 Кодекса, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 Кодекса.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Обзор документа

Минфин, в частности, разъяснил, что при реализации имущества должника, признанного несостоятельным (банкротом), суммы НДС, принятые к вычету по данному имуществу, подлежат восстановлению.

Уплата НДС при банкротстве предприятия долгие годы вызывала споры. Новые правила на НДС при банкротстве с 2019 года для многих до сих пор остаются неизвестными, поэтому важно разобраться, кто и в каких случаях должен производить уплату НДС?

Ранее при реализации имущества обанкротившейся фирмы налоговыми агентами признавались органы, которые занимаются реализацией, затем – покупатели имущества. Разберемся, какова ситуация с НДС при банкротстве на сегодняшний день.

Утверждённые детали

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Постоянно возникающие в судебной практике вопросы и спорные ситуации относительно налога на добавленную стоимость при продаже имущества банкрота привели к острой необходимости четкого определения порядка уплаты НДС. Высший Арбитражный Суд России установил особые правила для распределения имущества компании-банкрота.

На сегодня налог на добавленную стоимость при продаже имущества компании-должника уплачивается самим должником и относится к . Сумма, полученная от , полностью перечисляется компании-кредитору, без учета налогам на добавленную стоимость, а сам налог причисляется к числу долгов компании.

Оплатить НДС предприятие банкрот должно будет после того, как будут удовлетворены требования всех кредиторов. Покупатель при этом перечисляет полную стоимость компании-должнику или, если проводятся торги, их организатору.

К плательщикам НДС могут быть причислены и . При проведении физическое лицо теряет статус предпринимателя до начала и начала , то есть НДС уплачивать не может. По этой причине реализация имущества обанкротившегося ИП налогом на добавленную стоимость не облагается.

В некоторых случаях и организация может не оплачивать НДС. К примеру, если реализуются ценные бумаги или земельные участки. Эти категории имущества организации-банкрота не облагаются налогом на добавленную стоимость.

Порядок оплаты

Принципиальным положением относительно оплаты НДС является тот факт, что если банкрот не является плательщиком НДС, то налог просто не начисляется на это имущество, а не переходит на каких-либо других юридических лиц. То же самое качается и организаций, реализующих не облагаемые НДС по закону виды имущества, или тех, которые имеют специальный режим налогообложения.

Организации, проводящие конкурсную реализацию имущества банкрота, организующие торги, а также покупатели налоговыми агентами в данной ситуации не становятся.

Если же организация должна выплатить НДС, то к его оплате приступают после того, как все кредитные задолженности закрыты. Оставшееся у организации имущество реализуется таким же способом, как и использованное для погашения долгов, а полученные средства перечисляются в счет уплаты НДС, в том числе и за эту сделку.

Очередность по уплате долгов при ликвидации обанкротившегося предприятия предусматривает первоочередные платежи и второстепенные обязательства, а также платежи, которые осуществляются вне очереди

К первоочередным платежам относятся требования кредиторов, перед которыми компания отвечает в рамках нанесения ущерба жизни и здоровью.

Так как таковых чаще всего не обнаруживается, выплаты происходят в такой последовательности:

Однако, все эти способы можно использовать лишь в том случае, если сумма выручки от продажи имущества не будет превышать 60 миллионов , а во втором случае – 2 миллиона рублей .

Отсутствие выплат

Закон «О налоге на добавленную стоимость» устанавливает четыре обязательных составляющих для начисления НДС:

  • объект налогообложения;
  • база налогообложения;
  • субъект налогообложения;
  • ставка.

Отсутствие хотя бы одного из этих факторов считается обстоятельством для неначисления НДС. При продаже имущества обанкротившейся компании ставка, база и объект налогообложения есть. Поэтому обстоятельством для отмены выплат может быть отсутствие субъекта налогообложения.

Если проанализировать законодательную базу, то можно сделать вывод, что лицо, хозяйственная деятельность которого закрыта, не является субъектом налогообложения. Поэтому, если юридическое лицо уже объявлено банкротом, уплачивать НДС оно не обязано.

Но распространяется ли это утверждение на те случаи, когда процесс о банкротстве еще не закрыт? Ведь в некоторых случаях после процесса о банкротстве проводится и восстановление хозяйственной деятельности.

Ответ на этот вопрос можно найти в законе «О предпринимательстве». Согласно его формулировкам, юридическое лицо, в отношении которого открыта процедура , не является субъектом предпринимательской деятельности.

Д.И. Ряховский , проректор по качеству и прогрессивным технологиям Института экономики и антикризисного управления, докт. экон. наук, доцент

А.В. Коцюба , магистрант программы «Налоговая и финансовая политика» Института экономики и антикризисного управления, арбитражный управляющий

Законодательство о банкротстве постоянно совершенствуется. Соответственно, меняется и система уплаты обязательных платежей в различных процедурах банкротства. Поэтому вопрос о порядке и очередности их уплаты не теряет своей актуальности.

При реализации имущества должников, признанных банкротами, с 1 октября 2011 года НДС исчисляется и уплачивается в бюджет покупателями указанного имущества, поскольку с указанной даты именно покупатели признаются налоговыми агентами по НДС. Новые правила введены Федеральным законом от 27.07.2011 № 245-ФЗ и закреплены в пункте 4.1 статьи 161 НК РФ.

По новым правилам при реализации на территории Российской Федерации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с российским законодательством банкротами, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждой операции по реализации указанного имущества.

В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели указанного имущества и (или) имущественных прав (за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), которые обязаны расчетным методом исчислить НДС, удержать его из выплачиваемых доходов и уплатить соответствующую сумму налога в бюджет. Налоговая база определяется как сумма дохода от реализации имущества банкрота с учетом НДС.

Таким образом, новые правила предусматривают следующий порядок действий покупателя, приобретающего имущество банкрота.

Исходя из цены реализуемого имущества с учетом налога, определяется налоговая база по НДС. Сумма налога должна определяться расчетным методом, налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной пунктом или статьи 164 НК РФ, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки.

Например, цена реализации имущества банкрота составляет 16 800 400 руб., следовательно, налоговая база равна 16 800 400 руб.

Расчетным методом вычисляется сумма НДС для уплаты в бюджет. В этом случае, согласно пункту 4 статьи 164 НК РФ, налоговая база умножается на расчетную ставку 18/118 или 10/110. Исходя из условий примера, сумма НДС составит 2 562 772,88 руб. (16 800 400 руб. х 18/118).

Исчисленная сумма НДС удерживается из выплачиваемых доходов и уплачивается в бюджет.

В соответствии с пунктом 4 статьи 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами – покупателями имущества должников, признанных банкротами. Согласно пункту 3 той же статьи, уплату исчисленного НДС налоговые агенты производят по месту своего нахождения.

Следует сказать, что пунктом 4 статьи 174 НК РФ установлен особый порядок уплаты НДС при реализации работ (услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками – иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков. В соответствии с данным порядком уплата налога производится налоговым агентом одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств указанным налогоплательщикам. В иных случаях уплата НДС в бюджет налоговым агентом производится в порядке, установленном абзацем 1 пункта 1 статьи 174 НК РФ, за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом.

Таким образом, при уплате НДС налоговым агентом по приобретенному имуществу должников, признанных банкротами, необходимо руководствоваться указанной выше нормой Налогового кодекса РФ.

Хотя у арбитражных управляющих все время возникает вопрос, правомерно ли вообще удержание НДС с выручки от реализации имущества, входящего в конкурсную массу?

По мнению Минфина России, изложенному в письме от 11.06.2009 № 03-07-11/155, при выполнении арбитражными (конкурсными) управляющими обязанностей налоговых агентов права должников и их кредиторов не нарушаются, поскольку НДС уплачивается в бюджет за счет средств покупателей имущества.

Но совсем недавно в правомерности такого подхода усомнился Президиум ВАС РФ (постановление от 21.06.2011 № 439/11). Рассмотрев дело, в котором конкурсный управляющий перечислил в бюджет НДС с выручки от реализации имущества, бывшего предметом залога, с чем категорически не согласился залоговый кредитор (банк), ВАС РФ сделал следующие выводы.

Первый – возложение обязанности по уплате НДС на организации и предпринимателей, реализующих имущество должника, нарушало положения Закона о банкротстве. НДС в таком случае должен уплачивать сам должник как налогоплательщик в сроки, установленные пунктом 1 статьи 174 НК РФ. При этом обязательные платежи в бюджет уплачиваются с соблюдением очередности, установленной Законом о банкротстве.

В соответствии с пунктом 2 статьи 134 Закона о банкротстве требование об уплате указанных платежей относится к четвертой очереди. Преимущественное удовлетворение требования об уплате НДС недопустимо.

Второй – реализуемое имущество являлось предметом залога, и при выделении и уплате НДС арбитражным управляющим нарушались права залогового кредитора на получение удовлетворения обеспеченного залогом требования в установленной пропорции, которая определяется исходя из всей вырученной от продажи заложенного имущества суммы. Основание – пункт 2 статьи 138 Закона о банкротстве.

Внесенные в НК РФ изменения, действующие с 1 октября 2011 года, не решили проблему, озвученную в упомянутом постановлении ВАС РФ. НДС по-прежнему будет уплачиваться из выручки от реализации имущества, составляющего конкурсную массу, а значит, будут нарушаться положения Закона о банкротстве.

Ситуация даже изменилась в худшую сторону: если ранее положения главы 21 НК РФ предусматривали предъявление НДС дополнительно к рыночной стоимости имущества, теперь сумма налога определяется покупателем расчетным путем и удерживается из доходов, зачисляемых на расчетный счет должника. И довод Минфина России о том, что права должников-банкротов и их кредиторов не нарушаются, представляется еще более сомнительным.

Но доказывать свою правоту тем и другим, видимо, по-прежнему придется в суде. Только теперь организации и индивидуальные предприниматели, уполномоченные реализовать имущество должников-банкротов, не будут ответственны за преимущественное удовлетворение требований об уплате НДС в нарушение Закона о банкротстве.

Во-первых, организация-банкрот может перейти на упрощенную систему налогообложения (нормативной базой не установлены ограничения для такого перехода). Так как процедура конкурсного производства, как правило, проходит не в один налоговый период, организация-банкрот вправе написать с 1 октября по 30 ноября заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения и с 1 января, применяя упрощенную систему налогообложения, продавать конкурсную массу без налога на добавленную стоимость.

Во-вторых, организация-банкрот может получить освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС в соответствии со статьей 145 НК РФ. Тогда конкурсная масса также будет реализована без НДС.

В-третьих, реализацию конкурсной массы производить физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями. Однако при использовании этого варианта возникают определенные вопросы, связанные со сложностью участия этих лиц в электронных торгах.

В перечисленных трех ситуациях при реализации конкурсной массы не возникает обязанности по уплате НДС ни у продавца, ни у покупателя. Правда, такие пути подойдут не всем организациям-банкротам. Применение «упрощенки» накладывает существенные ограничения на размер выручки (для организации-банкрота конкурсная масса не должна стоить более 60 млн руб. или реализация конкурсной массы должна происходить в течение нескольких налоговых периодов) и не позволяет применять механизм переноса убытков на будущее, предусмотренный статьей 283 НК РФ. А НК РФ предусматривает еще меньший размер выручки от реализации – не более 2 млн руб. за каждые три последовательных календарных месяца.

Порядок уплаты налогов в других процедурах банкротства

При других процедурах (наблюдении, внешнем управлении) имеют место следующие споры. С момента введения наблюдения в бесспорном порядке на основании инкассового поручения могут быть исполнены только текущие требования по обязательным платежам. Налоговый орган, выполняя это предписание Закона о банкротстве, а также пункта 2 статьи 854 ГК РФ, обязан в инкассовом поручении указывать данные, подтверждающие отнесение взыскиваемых налогов к текущим (дату окончания налогового периода).

В отношении текущих требований взыскиваются налоговые платежи, принудительный срок взыскания которых уже истек, при этом налоговые органы часто указывают в инкассовом требовании не период, за который взыскивается платеж, а срок уплаты (более позднюю дату).

При решении вопроса о моменте возникновения обязательного платежа для целей отнесения соответствующих требований к текущим или к подлежащим включению в реестр требований кредиторов необходимо учитывать следующее.

В силу пункта 1 статьи 38 и пункта 1 статьи 44 НК РФ обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы.

Объект налогообложения как совокупность налогооблагаемых операций (фактов) является сформировавшимся к моменту окончания налогового периода. При этом он формируется применительно не к отдельным финансово-хозяйственным операциям или иным имеющим значение для налогообложения фактам, а к совокупности соответствующих операций (фактов), совершенных (имевших место) в течение налогового периода.

Это означает, что возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последней даты срока, в течение которого соответствующий налог должен быть начислен.

Федеральный закон от 30.12.2008 № 296-ФЗ изменил в Законе о банкротстве понятие текущих платежей и правовой режим обязательств, возникших до возбуждения дела о банкротстве, сроки исполнения которых должны были наступить после введения наблюдения. Исходя из положений абзаца 5 пункта 1 статьи 4, пункта 1 статьи 5 и пункта 3 статьи 63 Закона о банкротстве в редакции Закона № 296-ФЗ, текущими являются только денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после возбуждения дела о банкротстве. В связи с этим денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие до возбуждения дела о банкротстве, независимо от срока их исполнения не являются текущими ни в какой процедуре.

Если денежное обязательство или обязательный платеж возникли до возбуждения дела о банкротстве, но срок их исполнения должен был наступить после введения наблюдения, такие требования по своему правовому режиму аналогичны требованиям, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, поэтому на них распространяются положения новой редакции Закона о банкротстве о требованиях, подлежащих включению в реестр.

Уплата налога на доходы физических лиц

При разрешении споров, вытекающих из правоотношений, в которых должник выступает налоговым агентом (например, в отношении налога на доходы физических лиц), необходимо иметь в виду следующее.

Требование к налоговому агенту, не исполнившему обязанность по перечислению в бюджет удержанного у источника выплаты НДФЛ, представляет собой имеющее особую правовую природу требование, не подпадающее под определяемое положениями статей и Закона о банкротстве понятие обязательного платежа и не может быть квалифицировано как требование об уплате обязательных платежей.

Данное требование независимо от момента его возникновения в реестр требований кредиторов не включается и удовлетворяется в установленном налоговом законодательством порядке. Споры, вытекающие из правоотношений, в которых должник выступает налоговым агентом, рассматриваются вне дела о банкротстве.

Уплата пеней

Требование об уплате пеней, начисляемых в период наблюдения, за несвоевременную уплату налогов (сборов), срок платежа которых наступил до принятия заявления о признании должника банкротом, не является текущим и подлежит удовлетворению в порядке, установленном Законом о банкротстве, поскольку основное требование об уплате недоимки не является текущим.

Правило о неначислении пеней распространяется только на требования об уплате обязательных платежей, подлежащих включению в график погашения задолженности, то есть не являющиеся текущими в процедуре финансового оздоровления.

Применительно к внешнему управлению изложенный подход закреплен в абзаце 3 пункта 2 статьи 95 Закона о банкротстве.

При применении предусмотренной абзацем 3 пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве нормы о прекращении начисления с даты открытия конкурсного производства неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника судам следует исходить из того, что это положение применяется как к требованиям, подлежащим включению в реестр требований кредиторов, так и к текущим требованиям, возникшим до открытия конкурсного производства.

Требования по пеням, начисленным в период конкурсного производства в отношении обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, удовлетворяются в том же порядке, что и основное требование об уплате недоимки, то есть в очередности, установленной пунктом 4 статьи 142 Закона о банкротстве.

Как платить НДС со стоимости имущества банкрота

Организация приобрела по договору уступки права требования обеспеченное залогом право требования в отношении должника. Впоследствии из-за несостоявшихся торгов нереализованное на торгах имущество банкрота было оставлено за организацией. После чего со стоимости полученного имущества она заявила вычет НДС. Налоговики отказали компании в таком вычете.

Арбитражный суд первой инстанции поддержал проверяющих. По мнению суда, передача предмета залога в рамках процедуры банкротства в целях погашения долговых обязательств не является реализацией такого имущества. Одновременно не возникает объекта обложения НДС. Поэтому должник-банкрот не должен был выставлять организации-кредитору счет-фактуру. А последний не вправе был заявлять вычет налога. Апелляция и кассация поддержали такую позицию.

Но судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда РФ определением от 08.02.2016 № 304-КГ15-13912 отправила дело на новое рассмотрение. Поскольку, по мнению суда, вычет в рассматриваемой ситуации правомерен. Верховный суд РФ в определении от 05.07.2016 № 245-ПЭК16 также поддержал компанию.

В подтверждение своей позиции проверяющие сослались на определение ВС РФ от 01.12.2015 № 304-КГ15-15108. В этом деле компания-кредитор также получила в собственность залоговое имущество должника, не проданное на торгах. Но в рамках договора цессии между налогоплательщиком-цессионарием и банком-цедентом.

Суд отметил, что операции по уступке прав (требований) кредитора по обязательствам, вытекающим из договоров по предоставлению займов в денежной форме, а также по исполнению заемщиком обязательств перед новым кредитором по первоначальному договору, лежащему в основе договора уступки, освобождаются от НДС со стоимости имущества банкрота (подп. 26 п. 3 ст. 149 НК РФ). Поэтому кредитор, получивший имущество, не имеет право на вычет НДС, заложенного в его стоимости. Но высшие арбитры отклонили такие доводы. Поскольку в этом деле рассматривались не аналогичные обстоятельства.

Спустя полгода АС Алтайского края попытался отменить данное решение суда, оспорив конституционность пункта 4.1 статьи 161 НК РФ. Согласно этой норме, реализация имущественных прав должника-банкрота облагается НДС. При этом покупатель в качестве налогового агента удерживает налог и перечисляет его в бюджет.

По мнению арбитражного суда, неконституционность указанной нормы заключается в том, что судебное истолкование его положений отклоняется от буквального их смысла. Реализация имущества банкрота дает основания вместо уплаты НДС в бюджет через покупателя (налогового агента) направлять эти суммы в первоочередном порядке на ведение конкурсного производства и на иные цели, а при передаче заложенного имущества кредитору-залогодержателю дает ему право на вычет НДС без его участия в уплате такого налога.

Конституционный суд в определении от 29.03.2016 № 531-О указал, что в случае признания несостоявшимися повторных торгов конкурсный кредитор по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, вправе оставить предмет залога за собой с оценкой его в сумме на 10% ниже начальной продажной цены на повторных торгах (ст. 138 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Такая операция приводит к погашению денежных обязательств должника перед кредитором. При этом цена, по которой предмет залога остается у кредитора, не увеличивается и не уменьшается на НДС со стоимости имущества банкрота (п. 4.1. ст. 138 Закона о банкротстве). И уплата кредитором НДС сверх установленной суммы приведет к увеличению его налогового бремени.

Как отметил суд, пункт 4.1 статьи 161 НК РФ, предусматривая (в период своего действия) правила определения базы по НДС при покупке имущества у банкротов, сам по себе не устанавливал оснований или условий реализации права на налоговый вычет у получателей такого имущества. То есть залоговые кредиторы, оставляющие за собой предмет залога, не приобретали обязанности налоговых агентов и не лишались права на вычет предъявленных сумм НДС. Следовательно, вопрос о вычете спорного налога следует разрешать по общим правилам главы 21 НК РФ.

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в постановлении от 05.08.2015 № Ф04-22399/2015отметил, что компания приобрела имущество банкрота после того, как такие активы не были реализованы на торгах. И на основании подпункта 26 пункта 3 статьи 149 НК РФ не уплачивал НДС. Следовательно, не вправе заявить и вычет налога со стоимости такого имущества.

В споре, который рассматривал Верховный суд РФ (определение от 04.04.2016 № 308-КГ15-16486), налоговики также отказали компании в вычете НДС, поскольку передача предмета залога в процедуре банкротства в собственность залогодержателя не является реализацией такого имущества и не образует объекта обложения налогом НДС. Но суд их не поддержал.

В рассматриваемой ситуации залогодержатель оставил за собой нереализованное заложенное имущество (ст. 138 Закона о банкротстве). То есть произошла передача залогодателем права собственности на предмет залога залогодержателю в связи с неисполнением заемщиками обеспеченных залогом обязательств. Такая передача права собственности на предмет залога в счет погашения требований залогового кредитора признается реализацией для целей исчисления НДС (п. 1 ст. 39 и подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Поэтому передающая сторона обязана исчислить НДС с реализации, а получающая вправе принять налог к вычету. При этом Налоговый кодекс не предусматривал освобождение от налогообложения указанных операций в рассматриваемый период. Реализация имущества банкрота освобождена от НДС с 1 января 2015 года (Федеральный закон от 24.11.2014 № 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ»). Таким образом, в проверяемый налоговый период 2013 года организация была вправе принять налог к вычету при соблюдении общих требований налогового законодательства.

По материалам журнала «Арбитражная налоговая практика».



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация