Обжалование действий заказчика. Обжалование действий заказчика участником закупки Претензия 44 фз

Главная / Авто

Участник закупки, общественное объединение, осуществляющее общественный контроль, объединение юридических лиц, а до окончания срока подачи заявок - и иные лица, которые полагают, что их права были нарушены при определении победителя торгов в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вправе подать жалобу в контролирующие органы.

Подать жалобу могут даже те участники, которые не подавали заявку, за исключением случая, когда нарушение было совершено на стадии вскрытия конвертов в конкурсе или рассмотрения заявок в аукционе. В этом случае жалобу вправе подать только участники, заявившие о своем участии в торгах.

Жалоба может быть подана на действия или бездействие уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки.

Какие органы рассматривают жалобы

  • ФАС России;
  • Управления ФАС России по субъектам РФ;
  • орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок;
  • орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление контроля в сфере.

Основания для подачи жалобы

Ими могут послужить обстоятельства, из-за которых участник закупки или иные лица оказались в неравном положении по сравнению с другими ее участниками:

  • нарушение или игнорирование заказчиком, иными лицами установленного порядка опубликования протоколов и документов;
  • игнорирование заказчиком или иными лицами своих обязательств по подписанию госконтракта или уклонение от его подписания;
  • нарушение заказчиком или иными лицами требований о соответствии документации о закупке действующим стандартам;
  • неправомерное отклонение заявки заказчиком без указания причины;
  • нарушения со стороны других участников закупки;
  • искусственное завышение цены из-за наличия сговора участников торгов и заказчика;
  • другие вопросы, касающиеся размещения госзаказов и проведения торгов.

Спорные ситуации при проведении госзакупок нередки и требуют оперативного решения.

Содержание, форма, способ подачи жалобы

Порядок подачи жалобы и требования к ее содержанию указаны в статье 105 Федерального закона № 44-ФЗ. Так, она должна содержать сведения о сторонах жалобы, номере закупки и наименовании электронной торговой площадки (ЭТП), аргументы подателя жалобы со ссылками на нормы закона, которые, по его мнению, были нарушены, а также перечисление документов, прилагаемых к жалобе.

Успех рассмотрения дела по жалобе зависит от того, насколько аргументированно и квалифицированно она составлена.

Жалоба подается в письменной форме. Ее необходимо подписать, приложить к ней документы, подтверждающие доводы заявителя, и направить в контролирующий орган в бумажном виде либо в электронном виде с использованием ЭЦП. Если жалобу подписывает представитель заявителя, то к ней должна быть приложена доверенность.

Сроки подачи жалобы, подготовка к рассмотрению

Сроки на подачу жалобы установлены в статье 105 Закона № 44-ФЗ и зависят от характера нарушения.

Процедура рассмотрения жалобы контролирующим органом описана в статье 106 Закона 44-ФЗ. В течение двух дней после поступления жалобы контролирующий орган уведомляет подателя жалобы и лиц, интересы которых затрагиваются, о поступлении жалобы, ее содержании, о месте и времени рассмотрения. Информация о поступлении жалобы и ее содержании также публикуется контролирующим органом в единой информационной системе (ЕИС), за исключением случаев определения поставщика закрытым способом. Либо в тот же срок контролирующий орган может принять решение о возврате жалобы в случае ее несоответствия требованиям статьи 105 Закона № 44-ФЗ. Решение о возврате жалобы доводится до сведения заявителя письменно с указанием причин возврата. Если податель жалобы не согласен с решением о ее возврате, он имеет право обжаловать такое решение в суде.

У лиц, чьи интересы затрагиваются поданной жалобой, есть право направить возражения на нее не позднее чем за два дня до даты рассмотрения жалобы контролирующим органом, при этом требования к оформлению и содержанию возражений аналогичны требованиям к жалобе.

Стороны дела по жалобе вправе участвовать в ее рассмотрении лично или через представителей, а также обязаны предоставлять контролирующему органу по его запросу информацию и документы, необходимые для рассмотрения жалобы.

Лицо, подавшее жалобу, вправе отозвать ее в любой момент до принятия решения по существу. При этом оно не сможет подать жалобу повторно на те же действия (бездействие) в отношении тех же лиц.

Рассмотрение жалобы и решение

Контролирующий орган рассматривает жалобу по существу коллегиально, в течение пяти дней после ее поступления. О результатах рассмотрения жалобы уведомляются заявитель, а также лица, подавшие возражения.

По итогам рассмотрения жалобы контролирующий орган выносит одно из следующих решений:

  • о признании жалобы обоснованной полностью или частично;
  • о признании жалобы необоснованной полностью или частично.

Принятое решение может сопровождаться решением о выдаче предписания:

  • об устранении допущенных нарушений, в том числе об аннулировании определения поставщиков;
  • о совершении иных действий: составление протокола об административном правонарушении, обращение в суд с иском о признании закупок недействительными.

В трехдневный срок с момента вынесения контролирующий орган направляет решение заявителю, лицу, подавшему возражения, и лицу, чьи действия (бездействие) обжаловались, а также размещает в ЕИС информацию о результатах рассмотрения жалобы.

В случае несогласия с принятым решением оно может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев. О судебном обжаловании по 44-ФЗ можно прочитать в других наших статьях.

Юридические услуги

Одним из ключевых направлений деятельности Юридической фирмы «BRACE» является оказание юридических услуг в сфере государственных и коммерческих закупок.

Для защиты интересов участников закупок и иных лиц мы оказываем следующую юридическую помощь в обжаловании по 44-ФЗ:

  1. анализ перспектив обжалования действий (бездействия) заказчика и иных лиц, а также рисков и возможных неблагоприятных последствий;
  2. предложение вариантов решения спорной ситуации;
  3. подготовка жалобы и пакета обосновывающих ее документов;
  4. представление интересов в контролирующем органе (УФАС, иные органы).

Глава 6. ОБЖАЛОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ЗАКАЗЧИКА,
УПОЛНОМОЧЕННОГО ОРГАНА, УПОЛНОМОЧЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ,
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, КОМИССИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ
ЗАКУПОК, ЕЕ ЧЛЕНОВ, ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА КОНТРАКТНОЙ СЛУЖБЫ,
КОНТРАКТНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО, ОПЕРАТОРА ЭЛЕКТРОННОЙ ПЛОЩАДКИ,
ОПЕРАТОРА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ПЛОЩАДКИ

Статья 105. Порядок подачи жалобы

1. Любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

2. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц таких действий (бездействия) в судебном порядке.

3. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего в порядке, установленном настоящей главой, допускается в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не позднее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом с даты подписания соответствующего протокола. Жалоба на положения документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений, после рассмотрения заявок на участие в аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений. По истечении указанных в настоящей части сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего осуществляется только в судебном порядке.

4. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при проведении электронной процедуры, закрытой электронной процедуры, осуществляется в порядке, установленном настоящей главой, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, специализированной электронной площадке, но не позднее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов открытого конкурса в электронной форме, закрытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, закрытого конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, закрытого двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона, закрытого аукциона в электронной форме, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок в электронной форме, итогового протокола запроса предложений в электронной форме или протокола рассмотрения единственной заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, закрытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, закрытом конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, закрытом двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, закрытом аукционе в электронной форме, протокола рассмотрения заявки единственного участника на участие в открытом конкурсе в электронной форме, закрытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, закрытом конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе в электронной форме, закрытом двухэтапном конкурсе в электронной форме, в электронном аукционе, закрытом аукционе в электронной форме при признании соответствующей электронной процедуры или закрытой электронной процедуры несостоявшейся. Жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в электронной процедуре, закрытой электронной процедуре, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в электронной процедуре, закрытой электронной процедуре. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, закрытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, закрытом конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, закрытом двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, закрытом аукционе в электронной форме, при рассмотрении заявок на участие в запросе котировок в электронной форме, запросе предложений в электронной форме или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, комиссии по осуществлению закупок осуществляется только в судебном порядке.

5. Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке, допускается в порядке, установленном настоящей главой, в течение тридцати дней с момента совершения обжалуемых действий (бездействия). Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, связанных с проведением электронных процедур, допускается в порядке, установленном настоящей главой, в сроки, предусмотренные частью 4 настоящей статьи.

6. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, связанных с заключением контракта, допускается в порядке, установленном настоящей главой, не позднее даты заключения контракта.

7. Участник закупки, общественное объединение и объединение юридических лиц подают жалобу в письменной форме.

8. Жалоба на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки (далее также - жалоба) должна содержать:

1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес, номер контактного телефона лица, действия (бездействие) которого обжалуются (при наличии такой информации);

2) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), наименование, место нахождения общественного объединения или объединения юридических лиц, фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица) лица, подавшего жалобу, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса (при наличии);

3) указание на закупку, за исключением случаев обжалования действий (бездействия) оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке;

4) указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, доводы жалобы.

9. К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

10. Жалоба подписывается подающим ее лицом или его представителем. К жалобе, поданной представителем, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий его полномочия на подписание жалобы документ.

11. Жалоба возвращается подавшему ее лицу без рассмотрения в случае, если:

1) жалоба не соответствует требованиям, установленным настоящей статьей;

2) жалоба не подписана или жалоба подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;

3) жалоба подана по истечении срока, предусмотренного настоящей статьей;

4) по жалобе на те же действия (бездействие) принято решение суда или контрольного органа в сфере закупок.

12. Решение о возвращении жалобы без рассмотрения принимается в течение двух рабочих дней с даты поступления жалобы.

13. Контрольный орган в сфере закупок в день принятия решения о возвращении жалобы сообщает в письменной форме лицу, подавшему жалобу, о принятом решении с указанием причин возвращения жалобы.

14. Решение о возвращении жалобы может быть обжаловано в судебном порядке.

15. Лицо, подавшее жалобу, вправе отозвать ее до принятия контрольным органом в сфере закупок решения по существу жалобы, при этом такое лицо не вправе подать жалобу повторно на те же действия (бездействие) тех же лиц.

16. В течение двух рабочих дней с даты отзыва жалобы контрольный орган в сфере закупок направляет всем заинтересованным лицам информацию об отзыве жалобы и размещает ее в единой информационной системе.

17. Жалоба подается в:

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд;

2) контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, которые относятся к государственному оборонному заказу, а также в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну;

3) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего в отношении закупок для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории субъекта Российской Федерации;

4) орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.

18. Информация о жалобах, поданных в контрольные органы в сфере закупок, о решениях, принятых по результатам рассмотрения жалоб, включается в реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний. При этом согласие на обработку персональных данных, содержащихся в поступивших в такие контрольные органы жалобах, для размещения в единой информационной системе не требуется.

Если госзаказчик нарушает права участников закупок, то на него можно подать жалобу в Федеральную антимонопольную службу РФ (ФАС). О правилах составления и подачи жалобы, а также о реестре жалоб в ФАС по 44-ФЗ, читайте далее.

Подача жалобы в ФАС по 44-ФЗ

Обжаловать незаконные действия или бездействие госзаказчика, путем подачи жалобы в ФАС по 44-ФЗ в силу ч.1 ст. 105 44-ФЗ могут участники госзакупки. До 01.07.2019 такое право имеют также:

  • общественные объединения, осуществляющие общественный контроль;
  • объединения юрлиц.

Подача жалобы в УФАС по 44-ФЗ не является препятствием для обращения в судебный орган. Может быть подана:

  • на документацию, если ее положения нарушают законные интересы участников торгов;
  • на ограничение конкуренции;
  • на действия заказчика.

Образец

Документ должен содержать в себе:

  • данные заявителя – название юрлица, ФИО предпринимателя, контактные данные, адрес;
  • сведения о госзаказчике: адрес и реквизиты;
  • данные о госзакупке, по которой возникла спорная ситуация;
  • суть жалобы;
  • документы, которые подтверждают, что госзаказчиком допущены нарушения.

Шаблон жалобы в ФАС по 44-ФЗ в 2019 году должен по-прежнему содержать подпись заявителя.

Подготовка

Жалоба в ФАС на действия заказчика, как и любой другой вид жалобы, подается в письменной форме (ч. 7 ст. 105 44-ФЗ).

Порядок подготовки в УФАС по 44-ФЗ прост:

  • в документе отображается информация, представленная выше;
  • жалоба подписывается уполномоченным лицом. Если документ подписывается представителем, то в обязательном порядке прикладывается доверенность, подтверждающая его полномочия;
  • составляется опись документов, представляемых вместе с жалобой.

Её можно передать на бумажном носителе или в электронной форме. Если документы передаются электронно, то они должны быть подписаны электронной подписью заявителя (письмо МЭР России от 06.05.2014 № 10073-ЕЕ/Д28и).

Если не согласны с действиями заказчика или положениями документов закупки, то подайте жалобу в ФАС. Жалобу подайте в письменном виде, приложите документы, которыми подтвердите свои доводы. Учтите, антимонопольная служба не рассмотрит жалобу, если нарушите положения регламента из приказа ФАС от 19.11.2014 № 727/14 (далее – регламент № 727/14).
Читайте, как действовать, чтобы ФАС приняла и рассмотрела жалобу.

Как подается жалоба в ФАС по 44-ФЗ в электронном виде? Документы можно подать:

  • посредством сайта службы;
  • на ее электронную почту.

Поговорим о сроках . Обратиться в службу можно:

  • если нарушения были произведены при проведении торгов, то жалобу можно подать в любое время определения победителя торгов до истечения 10 дней с момента публикации итогового протокола торгов;
  • если права участника нарушены закупочной документацией, то пожаловаться на такую документацию можно до окончания срока приема заявок на участие в конкурентной процедуре;
  • если нарушения допущены при рассмотрении 2-х частей заявок либо при оформлении госконтракта, то обжаловать действия/бездействия можно до оформления контракта .

Если нарушение было произведено после начала рассмотрения заявок, поданных на участие в торгах, подать жалобу может только лицо, подавшее заявку на участие в этой конкурентной процедуре. При пропуске указанных сроков участник торгов может обратиться за защитой своих прав в суд.

Куда подавать жалобу на федерального заказчика, т.к. региональные органы не могут влиять на федералов?

В соответствии с частью 17 статьи 105 Закона № 44-ФЗ жалоба подается в:

1) ФАС на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов РФ, муниципальных нужд;

2) орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего в отношении закупок для обеспечения нужд субъектов РФ и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории субъекта РФ;

3) орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.

Обратите внимание! В соответствии с частью 4 статьи 99 Закона № 44-ФЗ (в редакции от 1 июля 2019 года) контроль в отношении операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок осуществляется ФАС.

Куда жаловаться на заказчиков с 1 июля. Схема адресатов и три совета, чтобы избежать ошибок

С 1 июля 2019 года поменяли правила, по которым подают жалобы на заказчиков. Жаловаться теперь надо в разные органы контроля. Если направите жалобу не тому контролеру, ее даже не рассмотрят, а вы просто потеряете время. Читайте, кому теперь нужно направлять жалобы в зависимости от статуса заказчика-нарушителя. Также в статье - разбор трех примеров с анализом ошибок поставщиков, жалобы которых оставили без удовлетворения.

Рассмотрение жалобы ФАС

После того как документ заполнен и направлен в службу ФАС в течение 2 рабочих дней принимает решение о том, принять жалобу или вернуть ее. Причинами возврата являются случаи, когда:

  • документы оформлены неверно;
  • сведения, содержащиеся в представленных документах, не соответствуют действительности;
  • по этому вопросу уже вынесено решение суда или ведомства.

Срок рассмотрения жалобы 44-ФЗ составляет 5 дней с момента поступления документов. Не позднее, чем за 2 рабочих дня до рассмотрения обращения госзаказчик может представить свои возражения. Участник госзакупки имеет право отозвать свое жалобу, если пришел к выводу, что его права нарушены не были.

Антимонопольная служба может запрашивать у госзаказчика и заявителя документы и сведения, необходимые для рассмотрения обращения по существу. С них могут потребовать:

  • закупочную документацию;
  • заявки на участие в конкурентной процедуре;
  • протоколы;
  • видео- и аудиозаписи;
  • другие сведения.

На период рассмотрения обращения ФАС может приостановить процедуру определения победителя. В этом случае госзаказчик не сможет определить поставщика и оформить с ним контракт до момента принятия решения. Сроки рассмотрения заявок и подписания контракта продляются на период рассмотрения жалобы.

По итогам рассмотрения ФАС может признать претензию обоснованной и вынести предписание об устранении нарушений либо необоснованной. Если ведомством выявлены нарушения то оно может:

  • выдать предписание устранить допущенные нарушения, с указанием таких нарушений;
  • составить протокол об административном нарушении;
  • подать исковое заявление в суд, например для признания закупки недействительной.

В течение 3 месяцев со дня принятия решения, последнее может быть обжаловано в судебном порядке (ч. 9 ст. 106 44-ФЗ).

Реестр жалоб обращений

Как и где его найти? Данный реестр расположен на сайте zakupki.gov.ru в разделе Контроль и аудит и носит название Жалобы. Ведение реестра жалоб в ФАС по 44-ФЗ осуществляется в соответствии с правилами, утв. постановлением Правительства РФ от 27.10.2015 №1148.

В перечне содержится следующая информация относительно поступивших обращений:

  • текст обращения,
  • дата поступления обращения,
  • сведения о заявителе,
  • данные о закупке,
  • другие сведения.

В реестре можно осуществить поиск по следующим параметрам:

  • по статусу жалобы (рассматривается/рассмотрена);
  • по результату рассмотрения обращения (признана обоснованной/признана частично обоснованной/ признана необоснованной/ не относится к компетенции ФАС).

Вложенные файлы

  • Жалоба на действия заказчика.docx
  • Жалоба в ФАС на уполномоченный орган.docx
  • Жалоба на положения документации о закупке.docx
  • Доверенность на подачу жалобы в ФАС.docx

В случае, если при рассмотрении документации аукциона участник обнаруживает в ней какие-нибудь несоответствия, «подводные камни», непонятные моменты в условиях выполнения заказа, противоречия, завышенные либо, наоборот, заниженные требования заказчика к исполнителю контракта, отсутствие каких-либо необходимых для выполнения заказа сведений или документов и так далее, участник вправе в установленных временных рамках направить заказчику запрос на разъяснение положений такой документации.

Разъяснение документации об аукционе

Каждый участник, вправе направить запрос на разъяснение вне зависимости от того, направил он уже аукционную заявку на эти торги или нет. Время направления запросов завершается за трое суток до последнего дня приема заявки для аукциона.

Если последний день срока направления запроса выпадает на нерабочий день, датой завершения такого срока является следующий за ним рабочий день.

При поступлении запроса позже трех суток до такой даты, заказчик размещать ответ на него не должен.

По одним и тем же торгам участник вправе сформировать и отправить только три запроса. В грамотно составленном запросе указываются ссылки на надлежащие нормативные документы, точные номера пунктов документации, нуждающихся в разъяснении, а также четко и кратко сформулирован сам вопрос или проблема.

Участник может отправить запрос из своего кабинета на ЭТП (электронной торговой площадке). Запрос оформляется в личном кабинете, прикрепляются необходимые документы, затем подписывается электронной подписью уполномоченного лица участника. В срок до одного часа площадка отправляет этот запрос в личный кабинет заказчика на рассмотрение.

Заказчику согласно закона дается два календарных дня на ответ. При отсутствии в положенный период времени ответа заказчика участник имеет право сформировать и направить жалобу в (Федеральную антимонопольную службу), уполномоченный орган, контролирующий закупочную деятельность.

Обжалование аукционной документации

При нахождении в документах аукциона ошибочной информации, наличия в ней некорректных сведений, установлении в документации требований, не соответствующих действующему законодательству, при том, что разъяснение заказчика в ответ на запрос участнику недостаточно, такой участник вправе обратиться в суд или в ФАС.

Каждый участник торгов, в том числе не имеющий аккредитацию на ЭТП, а также общественные объединения и объединения юридических лиц, вправе направить заявление с жалобой на документацию об аукционе. Обжаловать документацию возможно в период до даты окончания приема заявок на участие.

В срок, не превышающий пяти дней (учитываются рабочие дни) с даты получения, жалоба подлежит рассмотрению. ФАС вправе остановить открытый аукцион до результатов рассмотрения жалобы. Одним из таких результатов ФАС может стать отмена аукциона. Следует помнить, что при подаче заявки на участие в открытом аукционе участник тем самым подтверждает свое согласие с документацией и обязан придерживаться правил организации закупки.

Поданная заявка на участие может быть отозвана, но только до момента завершения приема заявок. После этого отказаться от участия уже нельзя.

Претензионная работа по 44-ФЗ напрямую законом не регулируется, хотя госконтракты, как правило, содержат условие о претензионном порядке разрешения споров. В статье расскажем, какими нормативными актами руководствоваться при проведении такой работы и на что следует обратить внимание.

Нормативное регулирование претензионной работы по контрактам 44-ФЗ

Ведя претензионную работу с поставщиками, подрядчиками и исполнителями (далее ― поставщики) по государственным и муниципальным контрактам, следует руководствоваться следующими нормативными актами:

  1. ГК РФ (в части исполнения обязательств, мер ответственности за их неисполнение, оснований для одностороннего отказа от отдельных видов договоров).
  2. Федеральным законом «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее ― закон 44-ФЗ). В ст. 94, 95 закона установлен порядок проверки результата исполнения госконтракта, случаи, в которых может и должен быть осуществлен односторонний отказ.
  3. АПК РФ (абз. 2 ч. 5 ст. 4 устанавливает случаи, когда претензионный порядок обязателен, ч. 1 ст. 126 обязывает истца прилагать к иску копию претензии и подтверждающие ее отправку документы).
  4. Отдельными федеральными законами, устанавливающими порядок предъявления претензий в рамках тех или иных видов гражданских правоотношений (ст. 39 закона «Устав автомобильного транспорта…» от 08.11.2007 № 259-ФЗ, ст. 55 закона «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ и т. д.).
  5. Инструкциями о порядке приемки товара по количеству и качеству (утв. постановлениями Госарбитража СССР от 15.06.1965 № П-6, от 25.04.1966 № П-7), если они предусмотрены в госконтракте как обязательные.
  6. Ведомственными нормативными актами (регламентами, методическими рекомендациями и др.), которые иногда принимаются на региональном и муниципальном уровне.

Срок направления и срок ответа/рассмотрения претензий по госконтрактам

Срок направления претензии по контракту в законе 44-ФЗ не установлен. Но очевидно, что эффективность защиты интересов заказчика будет выше, если претензию направить как можно скорее после выявления факта нарушения обязательств поставщиком. В ведомственных нормативных актах по разным регионам фигурируют рекомендательные сроки от 10 до 30 дней.

Предъявление претензии после исполнения контракта допускается в пределах сроков исковой давности, за некоторым исключением. Пример: по недостаткам товара это возможно в пределах гарантийного срока или, если он не установлен, в течение 2 лет с момента его передачи (п. 2 ст. 477 ГК РФ).

Особого срока ответа на претензию в законе 44-ФЗ также нет. Ранее АПК РФ предусматривал общий срок рассмотрения претензий ― 30 дней, хотя допускалось установление в договоре другого срока. Сегодня это применимо только к спорам, касающимся неосновательного обогащения.

Срок ответа на претензию, как правило, есть в тексте контракта. Если это не так, срок обязательно должен устанавливаться в претензии.

ВАЖНО! Если в договоре не уточнено, какие именно дни имеются в виду в определении срока, в расчет берутся календарные. Но необходимо помнить, что если окончание срока пришлось на нерабочий день, то оно переносится на ближайший рабочий день (ст. 193 ГК РФ).

За отсутствие ответа на претензию законом 44-ФЗ, соответственно, тоже не установлено. Если срок рассмотрения претензии истек, а ответа от контрагента нет, можно обращаться в суд.

С образцом ответа на претензию по госконтракту можно ознакомиться на нашем сайте.

Действия заказчика на допретензионном этапе

Перед направлением претензии необходимо убедиться, что имеется достаточно доказательств факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств поставщиком.

Как правило, процедуры, позволяющие зафиксировать нарушения, предусмотрены в договоре:

  1. После выявления нарушений заказчик извещает об этом другую сторону контракта и просит ее направить представителя для составления акта о выявленных недостатках.
  2. По прибытии представителя другой стороны составляется двусторонний акт, в котором фиксируются недостатки исполнения.

ВАЖНО! Вызов представителя поставщика для составления акта необходимо осуществить способом, который указан в контракте, а если он не указан, то любым способом, при котором возможно подтверждение направления вызова.

В некоторых случаях обязанность извещать другую сторону договора о недостатках, выявленных при приемке, установлена законом (например, ст. 513, 720 ГК РФ). Но даже если закон и контракт по конкретному случаю не устанавливают данную обязанность, все равно рекомендуется произвести вышеуказанные действия (если это применимо по характеру нарушения). В случае неявки другой стороны нужно это зафиксировать в акте.

Если нарушения выявлены при приемке результата исполнения контракта (или его части), они должны быть подтверждены экспертным заключением.

Рекомендации по составлению претензионного письма поставщику

  • наименования и адреса сторон контракта;
  • ссылку на контракт (с указанием его номера и даты);
  • обстоятельства, послужившие основанием для ее предъявления;
  • ссылки на доказательства нарушений контракта;
  • обоснование применения меры ответственности;
  • требование: устранить нарушение, выплатить неустойку и т. д.;
  • срок добровольного удовлетворения требований или направления возражений.

Требования в претензии должны быть максимально конкретизированы и основаны на фактах неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств контрагентом (что нарушено и чем это подтверждается). При заявлении о применении меры ответственности нужна ссылка на статью закона или договора, предусматривающую такую ответственность.

Если требование носит денежный характер, нужно в тексте претензии или на отдельном листе сделать полный расчет, в противном случае контрагенту не предоставляется возможности проверить обоснованность требований.

К претензии прилагаются документы, на которых основаны требования. Если достоверно известно, что какие-то документы у контрагента уже есть (например, контракт), направлять их необязательно.

Подписывается претензия лицом, обладающим правом подписи такого документа от имени заказчика. Полномочия могут следовать из доверенности, положения об органе власти, уставе муниципального учреждения и т. д.

Особенности одностороннего отказа поставщика от госконтракта

Немотивированно отказаться от исполнения госконтракта его стороны не могут (ст. 95 закона 44-ФЗ). Заказчики могут это сделать, только если соблюдены 2 условия:

  • такое право прямо предусмотрено в контракте;
  • наступили обстоятельства, при которых ГК РФ допускает такой отказ.

Закон 44-ФЗ устанавливает и перечень ситуаций, когда заказчик не вправе, а обязан отказаться от договора.

Заказчик направляет контрагенту не претензию, а решение об одностороннем отказе в течение 3 дней с момента его принятия. В этот же срок он публикует решение в единой информационной системе (ЕИС).

Если при приемке результата исполнения контракта проводилась экспертиза, то отказаться от контракта заказчик может только при подтверждении экспертизой нарушений.

ВАЖНО! При одностороннем отказе заказчик не может требовать от контрагента ничего, кроме фактически понесенного ущерба, вызванного нарушением контрагентом условий договора.

Датой уведомления будет считаться дата получения заказчиком подтверждения о вручении решения. Если же способ отправки не позволяет его получить, уведомление состоится по истечении 30-дневного срока с момента публикации решения в ЕИС.

Особенность в том, что уведомление еще не означает прекращение договора. У поставщика есть 10 дней на устранение нарушений. Если он их устранит, заказчик обязан отозвать свое решение. Правило не применяется, если нарушение совершено повторно. Если нарушения не устранены, то по истечении 10 дней с даты уведомления о принятом решении контракт прекращает действие.

Итоги

В заключение отметим, что независимо от устранения нарушений все факты о них и о примененных санкциях должны быть отражены в ЕИС вместе с отчетом о приемке результатов контракта. Если из-за нарушения обязательств контракт расторгнут, этот факт также отражается в указанной системе в течение 1 рабочего дня за днем его расторжения.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация