Обеспечение исполнения контракта. Обеспечение исполнения государственного контракта: способы, размеры и сроки действия Обеспечение контракта по 44 фз какая статья

Главная / Авто

Дата: 17.07.2017

Закон о контрактной системе в ст. 96 устанавливает требование об установлении заказчиком при проведении закупочных процедур обеспечения исполнения обязательств по контракту. Однако на практике возникают различные ситуации, когда организатор, выполняя данное требование 44-ФЗ, по каким-либо причинам нарушает действующее законодательство о закупках.

Практика ФАС России

Предоставление нового обеспечения исполнения обязательств по контракту

В УФАС России поступила жалоба заявителя, полагающего, что документация заказчика об электронном аукционе на право заключения контракта на содержание автомобильных дорог общего пользования (III-й класс) не соответствует требованиям 44-ФЗ в части установления в проекте контракта не предусмотренной действующим законодательством возможности замены (предоставлении нового) обеспечения исполнения контракта. Организатор торгов указал, что если по каким-либо причинам обеспечение исполнения обязательств по контракту перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение подрядчиком своих обязательств по контракту, то последний обязуется в течение пяти рабочих дней предоставить заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения обязательств по контракту в соответствии с его условиями и требованиями действующего законодательства. Между тем, 44-ФЗ не предусмотрено условие замены обеспечения исполнения контракта в случае, если такое обеспечение перестало быть действительным. Рассмотрев материалы данного дела, антимонопольный орган пришел к выводу о том, что доводы заявителя обоснованы, а организатор торгов нарушил требования ст. 96 закона 44-ФЗ (Решение УФАС по Тверской области от 27.03.2017 № 05-6/1-34-2017, извещение № 0136300051117000004).

Ненадлежащий размер обеспечения исполнения контракта

В УФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении аукциона в электронной форме по ремонту улично-дорожной сети. По мнению заявителя, организатор торгов в проекте контракта указал ненадлежащий размер обеспечения исполнения контракта. Рассмотрев материалы дела, антимонопольный орган установил, что заказчик в проекте контракта указал размер обеспечения исполнения обязательств по нему в размере 306 500 рублей 00 копеек (5 % от НМЦК). Однако в извещении и закупочной документации организатор торгов указал иную сумму - 970 000 рублей. Указание в проекте контракта ненадлежащих сведений о размере обеспечения контракта нарушает требования ч. 1 ст.34, ч. 1, 6 ст. 96 закона 44-ФЗ и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2. статьи 7.30 КоАП РФ (Решение УФАС по Республике Крым и г. Севастополю от 07.03.2017 по делу №06/384-17, извещение № 0875300011317000007).

Окончание срока действия контракта и срок действия обеспечения его исполнения

Заявитель подал жалобу в УФАС России на действия заказчика при проведении электронного аукциона на завершение реконструкции Тезянской шлюзованной системы Ивановской области. Согласно первому доводу жалобы заказчик не указал в документации о закупке дату окончания срока действия контракта, что не позволяет при выборе способа его обеспечения в виде предоставления банковской гарантии установить срок ее действия. Комиссия УФАС установила, что в проекте контракта прописано, что он вступает в силу с момента его подписания сторонами и «…действует до ______». То есть, заказчик не прописал срок действия контракта, соответственно, определить срок действия банковской гарантии невозможно. Организатор торгов пояснил, что незаполненность данного пункта является технической ошибкой. Таким образом, заказчик нарушил п. 8 ч. 1 ст. 64, ч. 3 ст. 96 закона 44-ФЗ.

В соответствии со вторым доводом жалобы организатор закупки в проекте контракта устанавливает разные сроки действия обеспечения исполнения контракта в зависимости от способа обеспечения его исполнения. Антимонопольный орган пришел к выводу, что в проекте контракта прописаны и срок действия банковской гарантии, и срок возврата денежных средств (10 рабочих дней), внесенных в качестве обеспечения исполнения контакта. Таким, образом документации о закупке содержит требования, установленные в соответствии с ч. 3 ст. 96 и ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе. В связи с чем, Комиссия УФАС России рассматриваемый довод жалобы признала необоснованным (Решение УФАС России по Ивановской области от 29.05.2017 №07-15/2017-060, извещение № 0333100007017000015).

Превышение срока действия банковской гарантии на 30 календарных дней

В УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту участка сооружения «Канализация и водостоки». По мнению заявителя, организатор торгов в нарушение ч. 3 ст. 96 44-ФЗ, согласно которой срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц, установил требование о том, что срок действия банковской гарантии должен превышать на 30 календарных дней конечный срок выполнения подрядчиком своих обязательств по настоящему договору. Комиссия УФАС пришла к выводу, что довод заявителя обоснованный, а установление указанного в проекте контракта документации об электронном аукционе требования нарушает ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе (Решение УФАС России по Ивановской области от 10.10.2016 07-15/2016-240, извещение №0333100000316000097).

Превышение размера обеспечения исполнения контракта

Проектом контракта предусмотрена выплата аванса в размере 30 % от стоимости одного из двух этапов по контракту. Вместе с тем в извещении о проведении конкурса указан размер обеспечения контракта, составляющий 50% от НМЦК, что противоречит требованиям ч. 6 ст. 96 закона 44-ФЗ. Заказчик пояснил, что при формировании закупочной документации допущена техническая ошибка в части указания в проекте контракта размера авансового платежа - вместо 50 % установлен 30 %. Изучив материалы дела, антимонопольный орган пришел к выводу, что, устанавливая размер обеспечения исполнения контракта 50 % от НМЦК, который, при этом, превышает размер аванса, заказчик нарушил требования ч. 6 ст. 96 44-ФЗ (Решение УФАС России по Калининградской области от 06.09.2016 № КС-265/2016, извещение № 2035000000116000012).

Установление фиксированного размера обеспечения исполнения контракта

В антимонопольную службу поступила жалоба заявителя на действия заказчика при формировании документации об электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту части улицы со строительством сетей водопровода, хозяйственно-бытовой и дождевой канализации. По мнению заявителя, проект контракта заказчика неправомерно закрепляет окончательный размер обеспечения исполнения контракта - 5 % от НМЦК. При этом организатором закупки не учтен вариант снижения НМЦК на 25 % и более процентов и не указана необходимость предоставления подрядчиком обеспечения исполнения контракта с учетом положений ст. 37 закона 44-ФЗ. На основании представленных доказательств, учитывая, что заказчиком установлен конкретный размер обеспечения исполнения контракта, комиссия УФАС пришла к выводу, что организатор торгов нарушил ч. 1 ст.96 закона 44-ФЗ (Решение УФАС России по Калининградской области от 15.03.2017 № КС-31/2017, извещение № 0135300006517000002).

Практика судов

Округление цены контракта в процентном соотношении

По мнению заявителя, организатор торгов неправомерно признал его уклонившимся от заключения контракта по причине неисполнения требования, предусмотренного ст. 37 закона 44-ФЗ, а именно: победителем представлена банковская гарантия на сумму, не соответствующую требованиям ч. 1 ст. 37 закона 44-ФЗ (не превышает в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении электронного аукциона).Комиссия УФАС установила, что предложенная цена победителем по электронному аукциону на 24,9973 % ниже НМЦК. Антимонопольный орган в своем решении пришел к выводу, что заказчик необоснованно признал победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта, так как предложенная им цена контракта не уменьшилась на 25 % и более от НМЦК. Нормы ч. 1 ст. 37 закона 44-ФЗ в данной ситуации не могут быть применены, так как предложенная победителем цена контракта ниже НМЦК на 24,9973 % и порог в 25 % не был достигнут. Округления цены контракта в процентном соотношении до целого, 44-ФЗ не предусматривает. С учетом вышеизложенного, антимонопольная служба признала Заказчика нарушившим ч. 7 ст. 70 44-ФЗ. Арбитражный суд первой инстанции поддержал УФАС и отказал заказчику в удовлетворении заявленных требований. Суд апелляционной инстанции также не усматривает оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы заказчика (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 ноября 2015 года № 18АП-13138/15, электронный аукцион № 0301300371015000007).

Непредоставление проекта контракта победителю

Победитель закупки не представил обеспечение исполнения контракта, в связи с чем заказчик признал его уклонившимся от заключения контракта. Рассмотрев материалы дела, антимонопольный орган пришел к выводу, что у заявителя жалобы не возникла обязанность предоставить обеспечение, поскольку он не получил от заказчика проект контракта с включенными в него условиями, предложенными участником закупки. По причине того, что заказчик не располагал сведениями о получении (неполучении) победителем проекта контракта, у заказчика не наступило право признать участника закупки предложений уклонившимся от заключения контракта.

Суд первой инстанции и Второй арбитражный апелляционный суд не поддержали позицию заказчика, отказывая в удовлетворении заявленных требований о неправомерности принятого решения УФАС. Однако кассационная инстанция, отменяя решение нижестоящих арбитражных судов, установила, что заказчик правомерно признал заявителя уклонившимся от заключения контракта. При этом не могут быть приняты во внимание доводы УФАС, поддержанные судами, о том, что по причине неполучения победителем проекта контракта у него не возникло обязанности предоставить обеспечение, а у заказчика отсутствовали основания считать участника уклонившимся от заключения контракта. 44-ФЗ не связывает обязанность участника запроса предложений по предоставлению обеспечения с какими-либо встречными обязательствами со стороны заказчика, в частности, с необходимостью направления проекта контракта, обращения о согласовании заключения контракта в контрольный орган с единственным поставщиком. (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 октября 2015 г. N Ф01-4011/15 по делу N А82-2590/2015, запрос предложений № 0171100000514000007)

Частичная оплата обеспечения контракта

Комиссия УФАС установила, что заявитель 17.04.2014 с помощью функционала ЭТП подписал проект контракта и прикрепил платежное поручение, подтверждающее частичное направление на счет заказчика обеспечения контракта. Оставшуюся часть суммы победитель перевел до окончания регламентированного срока подписания контракта 21.04.2014. Антимонопольный орган поддержал заказчика, который разместил в ЕИС протокол о признании победителя закупки уклонившимся от заключения контракта и об отказе его заключения.

Не согласившись с решением УФАС, заявитель обратился в Арбитражный суд. Суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что, оплатив обеспечение в повышенном размере в соответствии с требованиями ч.1 ст.37 закона 44-ФЗ, т.е. своевременно, в необходимом размере, до истечения пятидневного срока, предусмотренного законом, и до заключения контракта (принятия заказчиком решения об отказе в заключении контракта), заявитель полностью исполнил возложенные на него обязанности, в силу чего заказчик был не вправе признавать его уклонившимся от заключения контракта. Апелляционная инстанция поддержала решение нижестоящего суда, отметив, что действующим законодательством не предусмотрено направление суммы обеспечения исполнения контракта одним платежом. (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 апреля 2015 г. N 18АП-2901/15, электронный аукцион № 0301100049414000069).

На основании приведенных примеров можно сделать вывод, что не только технические ошибки, но и простое незнание закона о контрактной системе приводит к ошибкам, которые служат основанием для признания заказчика нарушившим 44-ФЗ в части установления требований к обеспечению исполнения обязательств по контракту.

В статье будет рассмотрен термин, который часто употребляется при проведении закупок, - обеспечение исполнения контракта. Рассмотрим основные вопросы, которые возникают у заказчиков или поставщиков, принимающих участие в торгах. Какие нюансы следует знать при внесении данных залоговых средств?

Обеспечение исполнения контракта, или сокращенно ОИК, - это некий залог, который должен предоставить поставщик товара, работы или услуги, являющийся неким гарантом, что контракт будет исполнен добросовестно, все обязательства по нему будут выполнены в указанные сроки.

Обеспечение исполнения контракта и заявки: в чем разница?

Законом №44-ФЗ установлено обязательное требование к обеспечению заявки только на аукционы и конкурсы. Это значит, что на другие способы закупок - запрос предложений или котировку - залог на заявку не предусмотрен.

Чтобы подать заявку на торги в электронном аукционе, нужно иметь на лицевом счете в торговой площадке необходимый размер залога. Сумма обеспечения устанавливается от 0,5 % до 5 процентов, в зависимости от требований заказчика. Если же проводится закрытый аукцион или конкурс, можно предоставить банковскую гарантию.

В свою очередь, обеспечение исполнения контракта уже вносится поставщиком, с которым, по итогам закупок, было принято решение заключить контракт. Поэтому этапы здесь различны.

Нормативное регулирование ОИК

Этот вид залога регламентируется федеральным законом в сфере закупок № 44 от 5 апреля 2013 года. Так, обеспечение исполнения контракта установлено в статье 96 данного закона, а обеспечение заявки - в статье 44.

Согласно пункту 1 данной статьи 96, заказчик обязан предъявлять требования по ОИК - если закупка идет закрытым способом. Это требование должно быть прописано в самом извещении о проведении закупки, проекте договора, документации закупки, а также в приглашении принять участие, которое направляется поставщикам - участникам предстоящей закупки.

Однако в части 2 статьи указано, что заказчик в некоторых случаях, например, когда стоимость контракта не более 500 тысяч рублей, при запросе котировок или предложений, может использовать данное требование или нет.

Как внести залог по контракту?

Способы обеспечения исполнения контракта после проведения итогов по закупке могут быть следующие:

  1. Предоставить банковскую гарантию. Этот документ предоставляется банковскими учреждениями, которые уполномочены их выдавать - их перечень установлен статьей 176.1 Кодекса по налогам. Эти гарантии должны быть безотзывными, а также срок их действия обязан превышать срок действия договора (контракта) не меньше чем на один месяц.
  2. Внесение депозитных денежных средства на счет заказчика. Депозит отправляется на расчетный счет и возвращается поставщику, когда истекает срок исполнения контракта.

Таким образом, договор заключается только с участником торгов, который отправил ОИК. Если оно не предоставлено, то этот участник не может быть допущен к закупке и считается уклонившимся от заключения контракта - будь то аукцион, конкурс или иной способ закупки.

Что выбрать в качестве обеспечения контракта?

Использовать депозит или банковскую гарантию на обеспечение исполнения контракта - выбирать поставщикам, как им будет удобно. Конечно, внести залог в виде денежных средств до завершения контракта кажется более простым методом, не требующим особых затрат. Однако зачастую контракт может длиться не один год, средства поставщика услуг и товаров оказываются замороженными и выходят из оборота. Для больших предприятий это может быть не слишком заметно, однако, например, малому бизнесу могут понадобиться свободные денежные средства в обороте - для закупки материалов, заработной платы, внесения залогов по другим торгам и т.д.

Поэтому многие предпочитают предъявлять банковскую гарантию по обеспечению исполнения контракта. Это документ, согласно которому гарант в виде банка выплатит компенсацию Заказчику (бенефициар) - государственному или муниципальному органу, если Поставщик (принципал) не выполнит условий по договору. Здесь важно выбрать надежное банковское учреждение - благодаря высокому спросу на данную услугу, на рынке много "серых" банков с низкой легитимностью. Оптимальный вариант - приобрести банковскую гарантию на электронной площадке через соответствующий финансовый сервис.

Размер ОИК

К обеспечению исполнения контракта заказчиком предъявляются требования в соответствии с начальной максимальной ценой контракта:

  • если первоначально стоимость контракта (договора) меньше 50 миллионов рублей, то обеспечение - от 5 до 30 % от начальной или максимальной цены:
  • если стоимость контракта больше 50 миллионов, размер ОИК - от 10 до 30 %.

Если в ходе проведения торгов стоимость контракта была снижена более чем на четверть от изначальной стоимости (на 25 %), то залог предоставляется с учетом антидемпинговых мер, то есть превышающим в 1,5 раза, но не меньше размера аванса.

Особенности применения залоговых денежных средств

Если поставщик конкретного товара, какой-либо услуги или работ решает принять участие в торгах, ему нужно учесть следующее: возврат обеспечения исполнения контракта в полной мере осуществляется только после исполнения обязательств, взятых в результате закупки. Ведь контракты могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными.

Для заказчиков, организующих закупку, ОИК является не только гарантией, что договор будет заключен на основании своевременного и полного выполнения обязательств. Залог также и служит неким фильтром, который позволит отсеивать на этапе рассмотрения заявок мелких и неквалифицированных поставщиков.

Пример для поставщиков

Для примера рассмотрим закупку по выполнению строительных работ.

Заказчик - некое предприятие - объявляет закупку на строительство многоэтажного здания и устанавливает требование к обеспечению исполнения контракта, чтобы оно было не меньше 30 процентов. Срок выполнения работ - 4 года, сумма контракта - 20 миллионов. Получается, потенциальным участникам необходимо перечислить ОИК в размере не менее шести миллионов.

Иными словами, у поставщика должен быть солидный запас финансов, с помощью которых он сможет закупить качественные материалы, технику и в указанный срок завершить все строительные работы. При этом ему придется отложить крупный залог на следующие четыре года. А оплата по выполненной работе будет перечислена только после полного исполнения обязательств - в данном примере, если здание будет построено.

Таким образом, участниками закупок следует принять во внимание этот нюанс при мониторинге закупок, а конкретно - в отношении вычисления их прибыльности.

Когда не нужно предоставлять обеспечение?

Существует несколько обстоятельств, когда ОИК не требуется:

  • Если контракт заключается с участником казенного типа учреждения. К казенному относят государственное или муниципальное предприятие, которое оказывает некие услуги, выполняет работы или иные функции для обеспечения установленных законом полномочий и финансируется за счет средств бюджета.
  • Если предмет закупки - оказание услуги по предоставлению заемных средств - кредита.
  • Если бюджетное учреждение заключает контракт на предмет выдачи банковской гарантии.

Кроме того, как указано законом, обеспечение исполнения контракта может не требоваться, если имеется возможность выполнять работы без каких-либо залоговых денежных средств. К таким отдельным случаям относят заключение контракта на поставку товара или оказание мелкой услуги в размере менее ста тысяч рублей. А также ОИК может не назначаться при приобретении предмета культурного, художественного или исторического значения.

ОИК для естественных монополий и оборонной промышленности

Также можно не требовать обеспечения исполнения контракта от естественных монополистов или предприятий, производящих военную технику и оборудование, у которых нет эквивалентов среди поставщиков России. И еще несколько примеров, когда заказчики не требуют обеспечения, это:

  • при защите интересов России в международных судах и организациях;
  • закупки по обеспечению проведения переговоров с участием официальных должностных лиц зарубежных стран;
  • закупки на проведение мероприятий с участием высших должностных лиц России, когда заказчиками являются предприятия по государственной охране.

Таким образом, перечень по обеспечению исполнения контракта по 44-ФЗ достаточно широк. Полный список исключений, когда ОИК не требуется при заключении контракта, остается на усмотрение организаторов торгов, содержится в законе по регулированию закупок 44-ФЗ.

Обеспечение контракта, установленное правительством России

Выше были перечислены случаи, когда залог может не взиматься в соответствии с законом о закупках. Также исключение обязательного предоставления ОИК может быть установлено правительством. Например, в 2015-2016 гг. постановлениями № 199 и № 182, изданными правительством России, было установлено, что заказчик может сам регламентировать, необходимо ли обеспечение исполнения контракта в условиях:


Где указать требование к ОИК?

Следует отметить, что перечисленные выше примеры используются для покрытия государственных и муниципальных нужд. Эти требования должны быть прописаны в проекте контракта, а также указаны в извещении о проведении закупки.

Если закупка требует обязательного обеспечения, то в документации должны быть прописаны условия возврата залоговых средств: в какие сроки, какой будет размер предоставляемого обеспечения и порядок возврата.

Выводы по статье

Итак, рассмотрев вопрос по обеспечению исполнения контракта по 44-ФЗ, можно заключить, что в процессе закупочных процедур этот вид залога не всегда является обязательным. Перечень, когда залоговые средства не взимаются, указан в законе по закупкам, а также иных нормативных документах, которые устанавливаются правительством России.

Если требование к ОИК устанавливается, то оно должно отражаться в извещении о торгах, в приглашениях к участию и в самом проекте контракта. Существует несколько способов внести обеспечение - это депозит или банковская гарантия. Какой вид залога выбрать, решает Поставщик. Например, для небольшой компании гарантия от банка будет более приемлемой, так как им могут понадобиться средства в обороте. Получить эти гарантии можно сразу через электронные площадки для торгов, таких как "РТС-тендер", "Сбербанк-АСТ", "Росэлторг" и другие. А более крупные компании могут использовать и депозит. Следует иметь в виду, что залог не возвращается до тех пор, пока контракт не будет исполнен.

В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона. 7. В ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта. 8.

Статья 96. обеспечение исполнения контракта

Частью 15 той же статьи предусмотрено, что, если закупка осуществляется, в частности, среди субъектов малого предпринимательства (в соответствии со ст. 30 Закона N 44-ФЗ), размер обеспечения заявки не может превышать 2% начальной (максимальной) цены контракта. Как видим, необходимость применения приведенной выше специальной нормы, устанавливающей размер обеспечения заявки для случаев проведения аукционов с начальной (максимальной) ценой контракта не более трех миллионов рублей, не поставлена законом в зависимость от субъектного состава участников закупки: формулировка этой нормы свидетельствует о том, что она применяется во всех случаях, когда при проведении аукциона начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей (в том числе и при осуществлении закупки среди субъектов малого предпринимательства).

Обеспечение заявки по 44-фз

ФЗ). При иных обстоятельствах платеж или предоставление банковской гарантии нужно в любом случае. Как рассчитать обеспечение контракта по 44 ФЗ? Суммы регулируются законодательно и устанавливаются в процентном отношении от прописанной в контракте суммы за работы/услуги/товары. Однако есть и обязательные условия:

  • Величина суммы обеспечения исполнения контракта (ОИК) равняется или превышает выданный на исполнение обязательств по договору аванс, быть меньше она не должна;
  • При первичной стоимости договора более 50 000000 рублей — не ниже 10%;
  • Если стоимость работ/услуг в ходе аукциона снизилась более чем на 25%, то закрепленная в договоре сумма ОИК умножается на коэффициент 1,5.

    Однако этого можно избежать, если представить доказательства добросовестного участия в торгах (не менее 3-х успешно выполненных гос.

Как обеспечить заявку на участие в торгах госзаказа?

Если по истечении 30 дней форс-мажор остается в силе, итоги аукциона аннулируются, и внесение обеспечения не требуется. Если обеспечение было внесено, но контракт не подписан — заказчик обязан вернуть залог в течение пяти рабочих дней с того момента, когда сделка/аукцион признаются несостоявшимися. Упрощаем финансовое обеспечение контракта по 44 ФЗ Для того, чтобы с финансовом обеспечением договора по государственным закупкам не возникло проблем, к услугам предпринимателей существуют брокерские компании.
Они взаимодействуют с банками по упрощенной схеме и позволяют существенно снизить потери времени на оформление гарантий. Так, фирма-посредник принимает упрощенный пакет документов, быстро связывается с банком и подтверждает получение гарантии, либо объясняет, почему она не была выдана.

Размер обеспечения контракта и заявки по 44-фз

Особенности предусмотренного настоящей статьей обеспечения исполнения контракта в сфере государственного оборонного заказа могут быть установлены Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе». 11. Утратил силу с 1 января 2017 года. — Федеральный закон от 29.12.2015 N 390-ФЗ. Назад Ctrl + ← статья 95 Далее Ctrl + → статья 97 Положения статьи 96 закона №44-ФЗ используются в следующих статьях:

  • Статья 42 Извещение об осуществлении закупки 8) размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.

Обеспечение исполнения контракта в конкурсе и аукционе по 44 фз

В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта. 6. Размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса.

Статья 96 44-фз — обеспечение исполнения контракта

Путеводитель по контрактной системе. Вопросы применения ст. 96 — Обеспечение исполнения контракта — Оформление обеспечения исполнения контракта (информация для участника закупки) — Выбор способа обеспечения исполнения контракта — Платежное поручение на перечисление средств в качестве обеспечения исполнения контракта — Оформление банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта — Проверка обеспечения исполнения контракта, предоставленного участником закупки, с которым заключается контракт (информация для заказчика) — Проверка обеспечения исполнения контракта при внесении денежных средств на счет заказчика — Проверка обеспечения исполнения контракта в случае предоставления банковской гарантии — Включение заказчиком в контракт условия об обеспечении контракта при закупке у единственного поставщика — Единственный поставщик является государственным (муниципальным) учреждением.

Инфо

Однако в практике государственных закупок эти явления фактически не встречаются. Судебная практика сталкивается с другими обстоятельствами:

  • Временная неспособность одной из сторон участников контракта к заключению сделок, к примеру, тяжелая болезнь;
  • Технические неисправности, препятствующие подписанию документов, например, сбой в работе электронной цифровой подписи;
  • Судебные решения, например, о признании банкротом компании исполнителя.

В любом случае, исполнитель обязан в письменной форме (форма произвольная) известить заказчика в течение одного дня о наступлении форс-мажора. Тогда по закону компаниям дается срок в 30 календарных дней, чтобы действие непреодолимой силы закончилось.

Если заказчик не оповещен в течение дня, то исполнитель считается уклоняющимся от заключения контракта, и к нему применяются различные штрафные санкции.

Размер обеспечения контракта по 44 ap электронный аукцион до 3 млн руб

Заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта при осуществлении закупки в случаях, предусмотренных параграфом 3 главы 3 (если начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей), пунктами 2, 7, 9, 10 части 2 статьи 83, пунктами 1, 2 (если правовыми актами, предусмотренными указанным пунктом, не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта), 4 — 11, 13 — 15, 17, 20 — 23, 26, 28 — 34, 40 — 42, 44, 45, 46, 47 — 48 (если контрактами, заключаемыми в соответствии с пунктами 47 — 48, не предусмотрена выплата аванса), 51, 52 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона. (в ред.

Размер обеспечения контракта по 44 фз электронный аукцион до 3 млн руб

Внимание

Поставщик вправе сам выбирать способ, которым он перечислит обеспечение. Расчет суммы обеспечения Размер обеспечения исполнения договора определяется, исходя из НМЦК. Согласно части 6 статьи 96 44-ФЗ он не может превышать 30% от стартовой цены.

Определить диапазон объема обеспечения можно по таблице. Стартовая цена договора Сумма обеспечения До 50 миллионов рублей от 5% до 30% от НМЦК. При этом сумма обеспечения не может быть меньше перечисленного заказчиком аванса.

Свыше 50 миллионов рублей от 10% до 30% от НМЦК, но не менее суммы предоставленного аванса. В пределах вышеописанных диапазонов заказчик имеет возможность самостоятельно определять сумму обеспечения. Приведем пример: Стартовая стоимость договора составляла 60 миллионов рублей.

Заказчик предусмотрел внесение авансового платежа в размере 5 миллионов рублей.

Со вступлением в силу с 01.01.2014 года Федерального закона 44-ФЗ «Контрактная система в сфере закупок, работ, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в действующей системе заключения контрактов появились некоторые изменения.

Они коснулись и вопроса обеспечения исполнения контракта, который теперь регламентируется статьями 37, 45, 93, 96 данного закона. 44-ФЗ достаточно понятно и прозрачно раскрывает правила, действующие при проведении конкурсных закупок, регламентирует права и обязанности участников этого процесса.

Понятие обеспечения

Под данным термином подразумевается внесение исполнителем залога, который будет определенной страховкой его ответственности за обязательства, взятые на себя перед заказчиком по контракту.

Сегодня для предприятий малого бизнеса выиграть тендер – большой успех и перспектива дальнейшего развития. Однако нужно помнить, что перед подписанием придется внести обеспечение исполнения контракта (ОИК).

Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ (ст. 96) заказчик обязан требовать при любой закупке. Имеются исключения:

  • Если исполнитель имеет статус казенного учреждения, такое требование не выставляется.
  • Закупки, относящиеся к оборонной сфере, обычно регламентируются законом 275-ФЗ от 29.12.2012 «О государственном оборонном заказе», при этом данный закон будет иметь приоритет.
  • Если закупки осуществляются у единственного исполнителя и предусмотрены пунктами 4, 5, 8, 9, 10, 13, 15, 17, 20-23, 26-28 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, то заказчик имеет право требовать его, но не обязан это делать.

Во всех остальных случаях на заказчике лежит обязанность установить ОИК.

Видео с пояснениями когда требуется обеспечение по 44-ФЗ:

Взаимодействие заказчика и исполнителя

На торгах контракт, помимо прочей информации, должен содержать требование ОИК (кроме тех случаев, когда это не предусмотрено). Исполнитель, выигравший конкурс, обязан внести обеспечение, после чего происходит подписание контракта. Если оно не предоставлено, поставщик будет признан уклонившимся, и контракт подписан не будет.

Срок возврата отдельно оговаривается в контракте, но не может быть меньше срока действия контракта. Обеспечение возвращается поставщику после исполнения всех взятых на себя обязательств.

Стандартный алгоритм действий победителя торгов по 44-ФЗ:

Размер обеспечения исполнения контракта

Размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ устанавливается стандартно в пределах 5% — 30% от начальной (максимальной) суммы контракта. Однако есть нюансы:

  • Если контрактом предусмотрен аванс, величина ОИК не может быть меньше размера аванса.
  • Если начальная стоимость более 50 000 000 рублей, то нижний порог обеспечения составляет 10%.
  • Если в процессе торгов произошло снижение стоимости заказа на 25% и более, то исполнитель обязан предоставить обеспечение, в полтора раза превышающее сумму ОИК, указанную в контракте. У исполнителя есть возможность избежать такого повышения, если он представит доказательства своей добросовестности. Доказательства добросовестности берутся из реестра контрактов и предлагаются заказчику при подписании проекта контракта. Поставщик в течение года, предшествующего дню подачи заявки, должен иметь не менее 3 исполненных контрактов. Если их 3, то все они должны быть исполнены без нарушений. Если их больше, то 75% всех контрактов должны быть исполнены без нарушений, неустоек, штрафных санкций, пени и т.д. При этом стоимость хотя бы одного из выполненных контрактов должна быть не менее 20% от стоимости контракта, на который подана заявка.

Размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ представлен в таблице:

Пример 1. Стоимость контракта 60 000 000 рублей с авансом 5 000 000 рублей. Сумма ОИК может быть от 6 000 000 до 18 000 000 рублей.

Пример 2. Контракт на сумму 60 000 000 рублей с авансом 15 000 000 рублей. Требование ОИК может быть от 15 000 000 до 18 000 000 рублей.

Пример 3. Контракт на сумму 60 000 000 рублей с авансом 20 000 000 рублей. Сумма ОИК, требуемая заказчиком — 20 000 000 рублей.

Пример 4. Начальная сумма контракта 60 000 000 рублей, требуемая сумма ОИК 12 000 000. В процессе торгов стоимость была снижена до 45 000 000. Сумма ОИК, которую должен заплатить исполнитель: 12 000 000 * 1,5 = 18 000 000 рублей.

Пример 5. Начальная сумма контракта 60 000 000 рублей, аванс 20 000 000 рублей. В процессе торгов стоимость была снижена до 45 000 000. Сумма ОИК, которую должен заплатить исполнитель: 20 000 000 рублей.

Пример 6. Начальная сумма контракта 60 000 000 рублей. В процессе торгов стоимость была снижена до 45 000 000 рублей. Победитель предоставляет информацию, что в течение предыдущего года он добросовестно выполнил 4 заказа, сумма одного из них составляет 15 000 000 рублей. ОИК для данного поставщика — 12 000 000 рублей.

Варианты предоставления и оформления

Победитель конкурса перед заключением контракта должен предоставить ОИК. Для этого он может использовать два варианта по своему выбору.

Вариант 1 . Внести необходимую сумму на депозит заказчика.

Такой способ никаким дополнительным договором не оформляется.

Вариант 2 . Предоставить банковскую гарантию.

Берущий на себя гарантийные обязательства банк должен входить в список Минфина (публикуется на сайте Министерства финансов) и предоставлять информацию в Казначейство для помещения ее в реестр банковских гарантий. У заказчика нет права выбора банка, который его устроит. Если банк присутствует в списке Минфина, то заказчик обязан принять соответствующим образом оформленную гарантию такого банка. Гарантия должна быть безотзывной, а срок ее действия должен заканчиваться не раньше, чем через месяц после окончания действия контракта. Право заказчика — установить и больший срок, но это должно быть оговорено в контракте.

Подписание контракта возможно только после внесения исполнителем обеспечения.

Видео — вебинар «Обеспечение по 44-ФЗ»:

Сроки предоставления

Поставщик обязан предоставить ОИК в срок, который определен для заключения контракта, иначе будет считаться, что он уклонился от подписания.

Обычно подписание контракта по итогам открытого конкурса происходит в интервале от 10 до 20 дней после публикации протокола рассмотрения заявок. Для электронного аукциона этот временной промежуток составляет 10-13 дней.

Если ОИК предоставляется в виде банковской гарантии, то заказчику на ее рассмотрение отводится 3 рабочих дня, продлить этот срок заказчик не может.

Возврат обеспечения исполнения контракта

По новому 44-ФЗ (ст. 34) в контракте обязательно должен содержаться пункт о сроках возврата обеспечения, который устанавливается заказчиком самостоятельно.

Подавая заявку, исполнитель должен внимательно изучить данную информацию, так как, подписывая контракт, он соглашается и со сроком возврата ОИК, который там указан. Наличие такой информации – обязательно, а ее отсутствие является нарушением и может служить поводом для обращения в Федеральную антимонопольную службу.

В 44-ФЗ предусмотрена возможность замены в процессе исполнения контракта одного вида ОИК на другой. Исполнитель может заменить внесенное денежное обеспечение на гарантию банка и наоборот. В первом случае заказчик вернет внесенные ранее денежные средства. Если часть работ была уже выполнена, то при замене ОИК есть возможность уменьшить размер обеспечения на эту величину.

Если победитель внес ОИК, но в течение 30 дней в силу обстоятельств, не зависящих от него, контракт не был подписан, то в течение 5 рабочих дней ОИК возвращается на счет исполнителя.

Что нужно знать представителям малого бизнеса, собирающимся стать исполнителями контрактов по 44-ФЗ

Подавая заявку, внимательно знакомьтесь с документацией и предоставьте требуемый пакет документов. Если заявка содержала ошибку, то нельзя подавать новую, это повлечет за собой исключение из участия в конкурсе. Исправляйте свою неверную заявку внесением изменений.

При подписании документов нужно помнить о том, что стоимость заказа, сроки, условия, размер ОИК – величины не изменяемые.

Определенная сложность для представителей малого бизнеса состоит в поиске банка, который предоставит гарантию. Это процесс не быстрый, и если не получилось сразу найти нужный банк, разумно ОИК внести деньгами, а позже заменить их банковской гарантией.

Если срок возврата ОИК значительно превышает срок контракта, а ОИК внесено в виде денежных средств, то исполнителю не выгодно что его деньги долго будут заморожены. В данном случае целесообразней заменить денежные средства банковской гарантией.

Заказчик вправе инициировать расторжение контракта, если докажет, что поставщик ненадлежащим образом исполняет свои обязательства, и если такая возможность прописана в контракте. В этом случае ОИК поставщику не вернется. Если обеспечением служила банковская гарантия, то банк выплатит оговоренную сумму заказчику и взыщет эти средства с исполнителя (а если это невозможно, то – с поручителей).

Если заказчик долгое время не возвращает ОИК после оговоренного срока, то необходимо направить ему письменное требование, после чего придется обратиться в суд.

Выводы

В целом, Федеральный закон 44-ФЗ явно добавляет конкурентоспособности представителям малого бизнеса, достаточно четко определяет механизм обеспечения исполнения контракта, его размер, сроки внесения, варианты предоставления и оформления, а также процесс возврата.

Главное – правильно рассчитывать свои возможности и принимать взвешенные решения. Имея уверенность в своих силах и руководствуясь знанием законодательной базы, представители малого бизнеса могут смело участвовать в системе контрактных закупок и смотреть в будущее с оптимизмом.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация