Налог на прибыль. Как прописать в контракте

Главная / Авто

В марте 2016 года в Санкт-Петербурге прошла очередная всероссийская конференция при участии руководителей Департамента финансового мониторинга ГОЗ Минобороны РФ, ФАС России, а также уполномоченных банков. Тема конференции: «Гособоронзаказ. Основные принципы заключения и исполнения контрактов».

Приглашаем на конференции по вопросам исполнения гособоронзаказа с участием ведущих специалистов Минобороны, ФАС РФ. Подпишитесь на рассылку, и мы сообщим вам о мероприятии заранее.

ГОЗ: Вопросы и ответы

Материал подготовлен по итогам конференции «Гособоронзаказ. Основные принципы заключения и исполнения контрактов»

Организатором события, собравшего более двухсот представителей оборонных предприятий со всех регионов России, выступили Агентство маркетинговых коммуникаций «Дифанс Медиа» и журнал «Новый оборонный заказ. Стратегии» .

Некоторые прозвучавшие на конференции вопросы, ответы на которые были даны директором Департамента финансового мониторинга ГОЗ Минобороны РФ и ее заместителем Станиславом Викторовичем Спиридоновым , мы публикуем в качестве краткого резюме прошедшей встречи.

– С какого момента исполнитель вправе распоряжаться денежными средствами со своего отдельного счета?

Режим использования отдельного счета предусмотрен ст. 8.3 Федерального закона от 29.12.2012 г. №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе». В процессе выполнения государственного контракта исполнитель вправе распоряжаться денежными средствами со своего отдельного счета только в тех целях, которые прямо предусмотрены федеральным законом (п. 2 ч.1 ст. 8.3 закона от 29.12.2012 г. №275-ФЗ). После получения уполномоченным банком от государственного заказчика уведомления об исполнении контракта отдельные счета исполнителей подлежат закрытию, и в этом случае правила, предусмотренные п. 2 ч.1 ст. 8.3 закона №275-ФЗ, на операции по списанию денежных средств не распространяются.

– В каких случаях исполнитель вправе обратиться в уполномоченный банк с заявлением о закрытии отдельного счета?

Закрыть счет в банке можно двумя способами: 1) после завершения государственного контракта и получения уполномоченным банком уведомления от государственного заказчика об исполнении контракта. В этом случае уполномоченный банк уведомляет всех исполнителей о том, что государственный контракт исполнен, и исполнители вправе закрыть отдельные счета; 2) после выполнения исполнителем своих обязательства по государственному контракту, при условии отсутствия на отдельном счете остатков денежных средств, в соответствии с Гражданским кодексом РФ исполнитель – клиент банка вправе обратиться в банк с заявлением о закрытии отдельного счета. Данная процедура не противоречит №159-ФЗ от 29.06.2015 г. и №275-ФЗ от 29.12.2012 г (в редакции от 13.07.2015 г.)

– Может ли соисполнитель списывать денежные средства (прибыль) поэтапно (этапность прописана в государственном контракте) или нормы закона, касающиеся поэтапного списания денежных средств, относятся только к головному исполнителю?

В соответствии с пп. г п. 2 ч. 1 ст. 8.3 закона №275-ФЗ головной исполнитель вправе списывать денежные средства с отдельного счета в целях перечисления прибыли в размере, согласованном сторонами при заключении государственного контракта, при частичном исполнении им государственного контракта; соисполнители вправе списывать денежные средства с отдельного счета в целях перечисления прибыли только после исполнения контракта и представления в уполномоченный банк акта приема-передачи товара (акта выполненных работ, оказанных услуг) (пп. в п. 2 ч. 1 ст. 8.3 закона №275-ФЗ).

– Допускает ли закон №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» получение соисполнителем прибыли на расчетный счет после исполнения своих обязательств по государственному контракту?

Согласно нормам закона №275-ФЗ, ст. 8.3, п. в , речь идет о том, что денежные средства в качестве прибыли можно списывать на иные банковские счета только после исполнения контракта, однако прибыль должна быть зафиксирована сторонами в государственном контракте при его заключении. Если вы в контракте не зафиксировали сумму прибыли, то этот вопрос можно урегулировать путем подписания дополнительного соглашения, которое является неотъемлемой частью контракта.

Практика правоприменения этой нормы неоднозначна, в связи с чем некоторые уполномоченные банки, например ПАО «Сбербанк», не принимают дополнительное соглашение в качестве основания для снятия прибыли по завершенному контракту, расценивая это как нарушение норм закона №275-ФЗ. В то время как АО «Газпромбанк» принимает подобные дополнительные соглашения. Представители Департамента финансового мониторинга Минобороны утверждают, что в условиях переходного периода фиксирование прибыли через дополнительные соглашения к контрактам носит массовый характер, и совместно с юристами готовят документ для банков, в котором такие соглашения в определенных случаях будут считаться легитимными.

– Сможет ли исполнитель получить окончательный расчет по контракту в случае досрочного исполнения государственного контракта?

Окончательный расчет по государственному контракту неразрывно связан с исполнением контракта и направлением государственным заказчиком уполномоченному банку уведомления об исполнении контракта. Если заказывающий орган не оформит досрочное исполнение заказа, то с окончательным расчетом до формального срока завершения контакта могут возникнуть сложности. Для Департамента финансового мониторинга процедура направления уведомления об исполнении контракта и закрытии отдельного счета следующая: государственный заказчик информирует Департамент финансирования гособоронзаказа о подписании акта приема-передачи по государственному контракту, в свою очередь Департамент финансового обеспечения готовит заключение об окончании взаиморасчетов по контракту. Как только происходит подтверждение нулевого сальдо по контракту и акту приема-передачи, Департамент финансового мониторинга направляет заключение в уполномоченный банк. В связи с тем, что государственный контракт исполнен раньше срока, от государственного заказчика требуются дополнительные аргументы в Департамент финансового обеспечения в отношении досрочной сдачи продукции.

– На сегодняшний день законодательство не позволяет головным исполнителям досрочно погасить кредиты, взятые в уполномоченном банке под выполнение заказа, до полного исполнения контракта. Появятся ли в будущем эти нормы?

Нет, не появятся! Эти нормы заменят нормы о компенсации понесенных затрат. Нет необходимости тянуть обслуживание кредита до конца контракта, а погашение кредитов из авансов государственного заказчика противоречит бюджетному законодательству.

– Наша организация является головным исполнителем. Согласно четырехлетнему контракту мы получаем аванс в размере 50% от стоимости контракта в предпоследний год. При этом банк дает кредит только на 20% от суммы контракта. Работы касаются строительства кораблей. Те деньги, которые поступили на отдельный счет по предыдущим контактам, содержат прибыль по ним, которую мы могли бы вложить в реализацию следующих контактов с отложенным авансированием, но и этого мы сделать не можем до момента их полного завершения. В связи с этим вопрос: на какие деньги нам стоить корабли?

Ведите переговоры с Департаментом обеспечения гособоронзаказа. Министром обороны на декабрьской коллегии ВПК принято решение о поквартальном авансировании в связи со сложной бюджетной ситуацией. Вместо 1200 млрд Минфин выделил 650 млрд, а обязательства перед головными исполнителями не откорректированы. Минобороны не может дать предприятиям больше, чем у него есть. Если вы можете подтвердить необходимость поквартального авансирования, обосновав это особенностями производственно-технологического цикла, докажите это и ведите переговоры.

Сейчас готовятся поправки в закон, предполагающие возможность поэтапного снятия прибыли головным исполнителем по госконтрактам с длительным производственным циклом.

Как производится оплата иностранных комплектующих, одобренных Министерством обороны?

– « Сбербанк» принял для себя решение и утвердил его в нормативном документе. Ответ звучит так. Компания предоставляет платежку в рублях, заранее договариваясь о курсе. В назначении платежа указывает реквизиты иностранного лица. Банк произведет конвертацию в иностранную валюту. При условии предоставления банку паспорта сделки банк проведет все процедуры валютного контроля и отправит деньги за рубеж. Если паспорт сделки не находится в «Сбербанке», деньги зачислят на транзитный счет и зафиксируют, что это за деньги и что с ними нужно сделать, чтобы банк отчитался. В дополнение к этому «Сбербанк» с клиентом подписывают обязательство, что если платеж по какой-то причине не пройдет, то деньги обязательно вернутся на тот же отдельный счет.

– Может ли исполнитель трактовать поставку товаров по государственному оборонному заказу как иные расходы, если сумма поставки составляет до 3 млн рублей? Может ли исполнитель в связи с этим получать денежные средства с отдельного счета, открытого в уполномоченном банке, на обычный расчетный счет? Не будет ли это нарушением закона?

Нет, это не будет нарушением закона. Если ваш поставщик не видит необходимости в открытии вами специального счета, то и не нужно его открывать. Это в рамках закона №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

– Скажите, пожалуйста, что входит в понятие иных расходов, включенных в лимит 3 млн рублей?

Изначально законодатель предполагал, что это расходы на неотложные нужды или мелкие расходы. Вопрос отражения их в учете зависит от конкретного случая, и это уже вопросы бухгалтерии.

– Вопрос по уровню кооперации. Закон №275-ФЗ говорит, что исполнителем является поставщик товаров, услуг, находящийся в кооперации исполнителей, головного исполнителя. До какой ступени продолжается цепочка исполнителей?

– Как только денежные средства «выходят» из системы отдельных счетов, цепочку закрывает получатель этих денежных средств.

– Согласно информации от банков, денежные средства, находящиеся на отдельных счетах, можно закладывать в overnight (неснижаемый остаток на один день). Действительно ли такая возможность есть?

– Да, такая возможность есть.

– Предусмотрены ли нормативный порядок и сроки уведомления уполномоченного банка Департаментом финансового мониторинга после получения головным исполнителем окончательного расчета?

В настоящий момент данная процедура проходит согласование в Министерстве обороны РФ. В связи с тем, что нормативный документ еще не прошел согласование, сотрудники Департамента финансового мониторинга лично отвозят документы об исполнении контракта в уполномоченный банк. Сейчас этот процесс может занимать срок от одного дня до нескольких месяцев. После принятия официального регламента будет занимать считанные часы.

– Какова необходимость получения лицензии на производство военной продукции?

– Если ваша предпринимательская деятельность направлена на производство, обслуживание, ремонт, утилизацию, сервисный ремонт вооружения и военной техники, то, соответственно, такая деятельность должна лицензироваться в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» №99-ФЗ от 04.05.2011 г.

– Установлен ли в рамках государственного оборонного заказа максимальный размер прибыли по государственному контракту?

– Согласно п. 3 ч. 1 ст. 12 закона №275-ФЗ Правительство РФ, в целях обеспечения и стимулирования выполнения государственного оборонного заказа в соответствии с законодательством, вправе устанавливать предельный уровень прибыли при расчете цены на продукцию по гособоронзаказу. Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 г. №407 определен размер этой прибыли, и он составляет от 1 до 20%. Эта норма носит рекомендательный характер, но мы рекомендуем ей пользоваться. Если это продукция своего производства, то следует применять максимальную ставку – 20%, если продукция перепродается, то 1%.

– Государственный контракт исполнен, и от уполномоченного банка мы получили уведомление о закрытии отдельного счета. Однако на отдельном счете еще осталась определенная сумма. Какова судьба этих денежных средств?

Отдельные счета головного исполнителя, исполнителей, предусмотренные законом №275-ФЗ, подлежат закрытию головным исполнителем, исполнителями после получения уполномоченным банком от государственного заказчика уведомления об исполнении государственного контракта. Остаток денежных средств на отдельном счете организация вправе списать на любой расчетный счет, при этом ограничения, установленные ч. 1 ст. 8.3 закона №275-ФЗ, на эти списания не распространяются.

– Возможно ли включение в контракт с соисполнителями третейской оговорки, передача в дальнейшем хозяйственных (коммерческих) споров между соисполнителями на рассмотрение третейского суда?

– Прямого запрета на это в законодательстве нет.

– А может ли исполнитель самостоятельно зачислять денежные средства на отдельный счет, открытый в уполномоченном банке?

– Да, может, никаких ограничений по данному вопросу законодательством не предусмотрено. Однако списание денежных средств с отдельного счета будет происходить в соответствии со всеми ограничениями по использованию отдельных счетов.

– Как соотносятся нормы федерального закона о государственном оборонном заказе и нормы федерального закона о несостоятельности (банкротстве)?

– В настоящий момент Министерство промышленности и торговли РФ разрабатывает позицию, касающуюся данного вопроса.

– Какова необходимость предоставления уполномоченному банку государственного контракта, содержащего большой объем технической и иной информации?

Банк обязан оцифровать и передать в единую информационную систему государственный контракт, а это значит указать следующее: 1) цену государственного контракта; 2) информацию о прибыли по государственному контракту; 3) сумму фактического задела по государственному контракту. Что касается технических условий – предоставление такой информации законом не предусмотрено.

– Нужно ли отражать сумму фактических расходов (задела) в государственном контракте?

Согласно ст. 7 закона №275-ФЗ головной исполнитель, исполнитель вправе включать по согласованию с государственным заказчиком (головным исполнителем, исполнителем) в государственный контракт, контракт условие о возмещении (компенсации) после исполнения государственного контракта, контракта в пределах цены государственного контракта, контракта понесенных головным исполнителем, исполнителем за счет собственных средств расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, при условии подтверждения головным исполнителем, исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием такого запаса. Однако в соответствии с пп. е п. 2, ч. 1 ст. 8.3 Федерального закона №275-ФЗ получить сумму фактических расходов головной исполнитель, исполнитель сможет только после исполнения государственного контракта, контракта и представления головным исполнителем, исполнителем в уполномоченный банк акта приема-передачи товара (акта выполненных работ, оказанных услуг).

– Закон предполагает открытие отдельных счетов в рамках каждого контракта; а что, если контракт содержит несколько ИГК? Можно ли открыть один счет по этому контракту? И какой в таком случае ИГК присваивать этому контракту? Почему нельзя рассчитываться с отдельного счета платежными поручениями с указанием в них этих трех, четырех, пяти ИГК?

Идентификатор государственного контракта (ИГК) – уникальный номер, присваиваемый конкретному государственному контракту и подлежащий указанию во всех контрактах, а также в распоряжениях, составляемых государственными заказчиками, головными исполнителями и исполнителями при осуществлении расчетов по государственному оборонному заказу в рамках сопровождаемой сделки. Вопрос относится к оптовой закупке, в этом случае ИГК указывается как справочная информация, чтобы аналитики, которые анализируют эту информацию, видели, что закупка оптовая. В этом случае применяется следующее правило: если с ИГК №1 это оптовая закупка, то у нижестоящего поставщика должен быть открыт счет под ИГК №1, а в качестве справочной информации они могут указать, что поставляют на ИГК №1, 2, 3, …, 10 и т.д.

– Предусмотрены ли единые требования для уполномоченных банков к оформлению документов для списания денежных средств с отдельного счета после подписания акта выполненных работ?

– Единой инструкции для банков сейчас нет, но она должна появиться. Нормы пп. е п. 2 ч. 1 ст. 8.3 закона №275-ФЗ дают возможность перечисления денежных средств на расчетный счет в другом банке после полного исполнение контракта. Что такое исполнение контракта? Первое – это полная поставка, второе – полная оплата, третье – отсутствие претензий друг к другу. В банк достаточно представить документы, подтверждающие эти три факта.

– Есть нестыковка Федерального закона №275-ФЗ с Налоговым кодексом РФ, а именно по поводу перечисления заработной платы сотрудникам за первую половину месяца. Банки требуют платежное поручение на удержанный НДФЛ. Налоговый кодекс нам категорически запрещает и обещает санкции за несвоевременное, и в том числе раннее перечисление НДФЛ в бюджет РФ.

– Налоговая служба разъяснила, что в случае уплаты налоговыми агентами НДФЛ ранее даты, когда произведена фактическая полная выплата доходов физическим лицам, отсутствует факт неперечисления в бюджет суммы налога. В связи с этим задолженности перед бюджетом не возникает. Следовательно, в действиях налоговых агентов отсутствует состав правонарушения, установленного в ст. 123 НК РФ. Также ФНС России отметила, что в рассматриваемой ситуации следует учитывать позицию Президиума ВАС РФ, изложенную в Постановлении от 23.07.2013 г. №784/13 (Письмо ФНС России от 29.09.2014 г. №БС-4-11/19716).

10.1. Исполнение Исполнителем обязательств по настоящему Контракту, связанных с уплатой неустоек (штрафов/пеней), предусмотренных Контрактом, а также ущерба, убытков, понесенных Заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением Исполнителем своих обязательств по настоящему Контракту

10.2. Размер обеспечения исполнения Контракта составляет 5% начальной (максимальной) цены Контракта в размере _______рублей___копеек.

10.3. Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Постановления Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 № 1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», или внесением денежных средств на расчетный счет Заказчика.

Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.

В случае определения Исполнителем способа обеспечения исполнения Контракта «Безотзывная банковская гарантия, выданная банком» срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

В случае, если предложенная в заявке участника закупки начальная (максимальная) цена контракта, указанная в извещении об осуществлении закупки, снижена Поставщиком на двадцать пять и более процентов, Поставщик предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В случае предоставления обеспечения исполнения контракта путем внесения денежных средств, денежные средства перечисляются по следующим реквизитам:

Г. Красноярск, ул. Батурина д.38а, 5 этаж

ИНН 2466060922, КПП 246501001, ОГРН 1032402945563

ОКПО 41063107, ОКОГУ 23370

Минфин края (КГБУ «КЦМП «Лидер» л/счет №76192А08521)

Р/счет №40601810804073000001

ОТДЕЛЕНИЕ КРАСНОЯРСК Г. КРАСНОЯРСК

БИК 040407001

10.4. Возврат Исполнителюденежных средств, перечисленных в качестве обеспечения исполнения настоящего контракта производится:

Если сроки исполнения обязательств по оказанию услуг не нарушены - в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента исполнения Исполнителем обязательств по контракту в полном объеме;


В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, включая нарушение сроков исполнения обязательств, - в течение 10 (Десяти) рабочих дней с момента поступления на расчетный счет Заказчика суммы неустойки, начисленной Заказчиком в соответствии с условиями настоящего контракта.

10.5. Настоящий Контракт заключается после предоставления Исполнителем обеспечения исполнения настоящего Контракта.

10.6. В ходе исполнения настоящего Контракта Исполнитель вправе предоставить Заказчику обеспечение исполнения настоящего Контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения настоящего Контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения настоящего Контракта.

10.7. В случае неисполнения Исполнителем обязательств по уплате неустоек более 10 (десяти) календарных дней с момента получения соответствующего требования, Заказчик вправе удержать сумму неустойки из представленного обеспечения во внесудебном порядке.

10.8. В случае если участником закупки, с которым заключается контракт, является государственное или муниципальное казенное учреждение, положения Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и настоящего контракта об обеспечении исполнения контракта к такому участнику не применяются.

ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ

11.1. К отношениям Сторон, неурегулированным настоящим Контрактом, применяются нормы действующего гражданского законодательства Российской Федерации.

11.3. Контракт составлен в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и подписан надлежащим образом уполномоченными представителями Сторон.

11.4. При исполнении Контракта не допускается перемена Исполнителя, за исключением случая, если новый исполнитель является правопреемником Исполнителя по Контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения. В случае перемены Заказчика по Контракту права и обязанности Заказчика, предусмотренные Контрактом, переходят к новому заказчику в соответствии с частью 6 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

11.5. Все приложения к Контракту должны быть оформлены в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и подписаны надлежащим образом уполномоченными представителями Сторон. Все приложения, составленные в надлежащей форме и в соответствии с условиями Контракта, являются его неотъемлемой частью.

11.6. Исполнитель обязан представить Заказчику сведения об изменении своего адреса в срок не позднее 2 (Двух) рабочих дней со дня соответствующего изменения. В случае непредставления в установленный срок уведомления адресом Исполнителя будет считаться адрес, указанный в Контракте.

При изменении у Исполнителя номеров телефонов, факсов, адреса электронной почты, реквизитов банка для осуществления расчетов по КонтрактуИсполнитель должен уведомить об этом Заказчика в течение 24 часов с момента изменений. В случае непредставления в установленный срок уведомления об изменении указанной информации номерами телефонов, факсов, адресами электронной почты,реквизитами банка для осуществления расчетов по Контракту будут считаться сведения, указанные в Контракте.

Путеводитель по контрактной системе:

Путеводитель по спорам в сфере закупок:

1. Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

КонсультантПлюс: примечание.

До 01.10.2019 допускается изменение цены заключенного до 01.01.2019 контракта в пределах увеличения НДС в отношении товаров, работ, услуг с приемкой после 01.01.2019, если увеличенный НДС не предусмотрен контрактом (ст. 112 данного Закона).

2. При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95

3. Особенности определения цены государственного контракта на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги по государственному оборонному заказу с учетом требований, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, могут устанавливаться Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".

4. В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

5. В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке

6. В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке , установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке , установленном Правительством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

10. Допускается заключение контрактов на поставки технических средств реабилитации инвалидов, создание нескольких произведений литературы или искусства, выполнение научно-исследовательских работ либо оказание услуг в сфере образования или услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению, услуг по организации отдыха детей и их оздоровления, в том числе по предоставлению путевок, с несколькими участниками закупки. При этом право заключения контракта с несколькими участниками закупки устанавливается заказчиком в документации о закупке.

11. Для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Если контракт заключается на срок более чем три года и цена контракта составляет более чем сто миллионов рублей, контракт должен включать в себя график исполнения контракта.

13. В контракт включаются обязательные условия:

1) о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки;

2) об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.

(см. текст в предыдущей редакции)

13.1. Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

14. В контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.

(см. текст в предыдущей редакции)

15. При заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктами 1 , , , , , , , , , , , , , , , , - 53 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, требования частей 4 - , - настоящей статьи заказчиком могут не применяться к указанному контракту. В этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.

(см. текст в предыдущей редакции)

16. В случаях , установленных Правительством Российской Федерации, заказчик вправе заключить контракт, предусматривающий закупку товара или работы (в том числе при необходимости проектирование, конструирование объекта, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, ремонт и при необходимости эксплуатацию и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта (контракт жизненного цикла).

(см. текст в предыдущей редакции)

16.1. Предметом контракта может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. Порядок и основания заключения таких контрактов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

17. В случае, если Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона в отношении конкретной закупки принято решение о необходимости включения в контракт дополнительных условий его исполнения, в том числе не связанных с предметом контракта, в документации о закупке должна быть указана информация о таких дополнительных условиях.

18. При заключении контракта заказчик по согласованию с участником закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено документацией о закупке. При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе, запросе предложений или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении закупки.

Наша организация является головным исполнителем по контракту в сфере государственного оборонного заказа. Для выполнения работ и осуществления поставки нам необходимо привлекать соисполнителей. Соисполнитель-который является единственным поставщиком продукции отказывается заключать договор, поскольку хочет получить аванс по договору на обычный расчетный счет, когда как в рамках 275-ФЗ по данному контракту и по данной работе предусмотрено казначейское сопровождение. Как понудить и как обосновать поставщику, что авансирование и финансирование работ с целью не нарушения 275-ФЗ возможно только через казначейское сопровождение?

Ответ

Когда исполнитель по контракту привлекает соисполнителей, их отношения тоже будет сопровождать Казначейство России. То есть Ваш контрагент должен открыть лицевой счет (пункты – ч. 2 ст. 5 Закона «О федеральном бюджете»). Иного варианта оплаты нет.

Например, отказ или уклонение поставщика российских вооружений и военной техники, которые не имеют российских аналогов, от заключения государственного контракта влечет наложение административного штрафа ( ).

То есть если аналогов продукции нет на рынке, то привлекаемые исполнители обязаны заключать контракты, связанные с ВПК. Но вот если привлекаемый соисполнитель не является единственным игроком на рынке, то понудить его к заключению договора будет нельзя ( ).

Гость, знакомьтесь - !

Как заказчику установить требование о сопровождении контракта по Закону № 44-ФЗ.

«Казначейское сопровождение контракта

Казначейское сопровождение контрактов проводят территориальные органы Федерального казначейства. В 2018 году действуют , утвержденные . Финорганы субъектов казначейское сопровождение контрактов не проводят ( ).

Разъясним, в чем суть казначейского сопровождения контрактов.

Исполнитель открывает в территориальном органе Федерального казначейства лицевой счет, по которому пойдут расчеты по контракту. Основание – контракт. Его заверенную копию исполнитель представляет в казначейство вместе с заявлением ( ) и карточкой образцов подписей ( ). Если контракт есть в реестре контрактов, копию заверять не нужно.

Исполнитель привлекает соисполнителей – им тоже откроют отдельные лицевые счета. Санкционирование операций по лицевому счету исполнителя Федеральное казначейство проводит по .

Заказчик перечисляет на казначейский счет только аванс. А окончательный расчет – на расчетный счет исполнителя.

Казначейство проконтролирует расходы исполнителя, которые он производит за счет полученного аванса, проверит документы-основания для оплаты расходов. Если выявит нарушения, представит сведения о них в течение пяти рабочих дней:

  • заказчику;
  • исполнителю.

Когда включают в госконтракт условие о его казначейском сопровождении

Заказчик включает в контракт условие о казначейском сопровождении, если:

контракт оплачивают за счет средств федерального бюджета, целевых субсидий или субсидий на капвложения из федерального бюджета;

  • стоимость контракта – больше 100 млн руб.;
  • контракт предусматривает авансовый платеж;
  • контракт предусматривает казначейское обеспечение обязательств до 100 процентов от его суммы;
  • контракт заключен с едпоставщиком, которого определил Президент своим указом или распоряжением;
  • контракт по гособоронзаказу на сумму более 100 тыс. руб.

Если исполнитель по контракту привлекает соисполнителей, их отношения тоже будет сопровождать Федеральное казначейство. Кроме того, Правительство вправе установить и другие случаи обязательного казначейского сопровождения. Например, для контрактов за счет субсидии на иные цели по .

86.108523 (6,9,21,24,25,49,92)

Когда в госконтракт не включают условие о его казначейском сопровождении

Есть случаи, когда Федеральное казначейство сопровождать контракт не будет. Условие о казначейском сопровождении не применяйте, если средства выделены:

1. На оплату госконтрактов:

– на услуги связи, коммуналку, железнодорожные билеты, в том числе для проезда городским и пригородным транспортом, подписку на периодические издания, аренду, работы по переносу, присоединению, переустройстве инженерных сетей, коммуникаций, сооружений, услуги страхования;

– которые сопровождает банк.

Внимание: госконтракты с едпоставщиком на развертывание оборудования для оказания услуг связи подлежат казначейскому сопровождению ( ).

2. На оплату контрактов по гособоронзаказу, которые:

– ведут на отдельных счетах в уполномоченных банках;
– обеспечивают органы внешней разведки России средствами разведывательной деятельности, а органы ФСБ – средствами контрразведывательной деятельности и борьбы с терроризмом;
– заключают на услуги связи, коммуналку, авиа- и железнодорожные билеты, в том числе на пригородный и городской транспорт, подписку на периодические издания, аренду, работы по переносу, присоединению, переустройству инженерных сетей, коммуникаций, сооружений, услуги страхования;

– заключают с учреждениями УИС;

– заключают с едпоставщиком до 400 тыс. руб.

Такие случаи, когда контракты не подлежат сопровождению, – в статьи 5 Закона от 05.12.2017 № 362-ФЗ.

Как прописать в контракте

Информацию об обязательном казначейском сопровождении включите в проект контракта, а потом и в сам контракт. Пропишите:

запрет перечислять целевые деньги:
– в уставный капитал другой организации или на депозит;
– на банковские счета исполнителя. Исключение: на зарплату сотрудникам и вознаграждения по ГПД, окончательную оплату договора, возмещение расходов исполнителя, а также оплату валютных обязательств, в том числе для конвертации валюты, чтобы оплатить нерезиденту ( );

– на банковские счета организаций, с которыми исполнитель заключил договоры. Исключение – договоры на коммунальные услуги, электроэнергию, услуги связи, покупку билетов, подписку на печатные издания, аренду и на работы по переносу инженерных сетей и коммуникаций, страховку;

  • обязанность открыть исполнителю и соисполнителям лицевые счета в Федеральном казначействе;
  • обязанность подать сведения об исполнителях и соисполнителях по контракту;
  • порядок, как представлять документы для санкционирования расходов;
  • обязанность указывать в договорах, платежных и расчетных документах идентификатор контракта. Порядок, как его формировать, установит Федеральное казначейство;
  • другие условия, которые установит Правительство по части 2 статьи 5 Закона от 05.12.2017 № 362-ФЗ.

Дмитрий Воронов , начальник отдела урегулирования разногласия и ведения споров
АКГ "Интерком-Аудит " (BKR)

В настоящей статье автор рассматривает наиболее часто встречающиеся и сложные вопросы, связанные с исполнением в рамках государственного контракта научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, произведенных для государственных компаний за счет бюджета.

В последнее время государство является активно вовлеченным в гражданские правоотношения. Заключаются множество договоров: поставки, выполнения работ, оказания услуг и пр. Однако из всего многообразия договоров с участием государства в настоящей статье мы остановимся на одном – выполнении за счет бюджета для государственных компаний научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, или сокращенно именуемых НИОКР. Права на результаты таких работ, созданные за счет средств Федерального бюджета при выполнении Государственного контракта, принадлежат Российской Федерации, от имени которой право распоряжаться результатами работ принадлежит Заказчику таких работ.

При этом, вопросов у коммерческих организаций выполняющих работы по такому контракту имеется великое множество. В настоящей статье рассмотрим наиболее часто встречающиеся и сложные вопросы, связанные с исполнением такого договора.

Для начала рассмотрим, какими нормами регулируются договорные отношения по выполнению НИОКР.

Правовое регулирование

Отношения, возникшие из рассматриваемого договора, регулируются положениями главы 38 «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ» Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ).

Указанная глава закрепляет, что по договору на выполнение научно-исследовательских работ исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ - разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а Заказчик обязуется принять работу и оплатить ее (п. 1 ст. 769 ГК РФ).

При этом, по государственному контракту заказчиками могут выступать государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования (п. 2 ст. 764 ГК РФ).

В соответствии со ст. 778 ГК РФ к государственным контрактам на выполнение НИОКР для государственных нужд применяются правила установленные статьями 763 - 768 ГК РФ.

Налог на прибыль

Налогообложение в рамках государственного контракта, предполагающего выполнение НИОКР осуществляется в общем порядке.

На дату выполнения НИОКР организация-исполнитель в налоговом учете признает в составе доходов от реализации выручку от выполнения работ (пункт 1 статьи 249, пункт 3 статьи 271 НК РФ). При этом, в соответствии со статьей 39 НК РФ под реализацией работ понимается передача права собственности на результат работ. Факт выполнения работ (этапа работ) подтверждается подписанным обеими сторонами актом.

Следовательно, в момент подписания акта исполнитель признает доход для целей налогообложения прибыли от реализации таких работ. Денежные средства, поступившие до момента подписания акта выполненных работ (этапа работ) признаются авансами и в соответствии с пп.1 п.1 ст. 251 НК РФ для целей налогообложения в доходах не учитываются.

Расходы, связанные с выполнением работ, должны отвечать условиям, установленным в пункте 1 статьи 252 НК РФ, т.е. должны быть экономически оправданы и документально подтверждены. Расходы, отвечающие таким критериям, организация признает в порядке, установленном статьями 272, 318, 319 НК РФ (пункт 4 статьи 262 НК РФ). К таким расходам могут быть отнесены, в частности, расходы на оплату услуг привлеченных соисполнителей, амортизационные начисления по основным средствам, сотрудников и пр. Указанный подход подтверждается позицией Минфина РФ изложенной в Письме от 22 июня 2009 № 03-03-06/1/416. Не смотря на то, что в письме идет речь об исполнителе -унитарном предприятии, считаем, что данная позиция применима и к рассматриваемой ситуации, т.к. является коммерческой организацией (статья 113 ГК РФ).

Часто на практике возникает следующий вопрос: можно ли на основании статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитывать в составе доходов денежные средства, полученные от заказчика, как целевые поступления по государственному контракту. Проанализируем данный вопрос.

Согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ не учитываются при налогообложении доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.

Контролирующие и финансовые органы в рассматриваемой ситуации полагают, что к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в частности, в виде бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетным учреждениям, а также в виде субсидий автономным учреждениям. В связи с чем денежные средства, полученные организацией-исполнителем в оплату работ по государственному контракту, не подпадают под действие пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ. Иными словами, для целей налогообложения прибыли, полученные денежные средства не рассматриваются как . В связи с чем выручка от реализации работ по государственному контракту признается доходом и облагается налогом на прибыль в общеустановленном порядке. Такие выводы изложены, в частности, в Письме Минфина России от 09.06.2009 № 03-03-06/1/379, Письмах УФНС России по г. Москве от 26.05.2006 № 18-11/3/45343@, от 27.01.2005 № 20-12/5632. Указанный подход подтверждается арбитражной практикой, в частности, Постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 11.12.2006 года № Ф04-8058/2006(29032-А27-33) .

Заметим, что до 2010 года также возникал вопрос: можно ли не учитывать в доходах исполнителя полученные от заказчика бюджетные средства еще по одному основанию - согласно пункту 2 статьи 251 НК РФ.

Напомним, что указанная норма в предыдущей редакции устанавливала, что при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления, в частности, из бюджета.

По данному основанию чиновники также считали, что положения пункта 2 статьи 251 НК РФ не подлежат применению у исполнителя, получившего от заказчика бюджетные средства, так как исполнитель не является непосредственным получателем бюджетных средств. В качестве примера такого подхода можно привести Письмо Минфина России от 28.03.2008 № 03-03-06/1/216.

Кроме того, до 1 января 2008 г. согласно ст. 162 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) получателями бюджетных средств могли быть бюджетные учреждения или иные организации, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

С 1 января 2008 г. в соответствии со ст. 6 БК РФ получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено БК РФ.

Следовательно, после 01.01.2008 коммерческая организация не может являться получателем бюджетных средств.

Исходя из изложенного, в случае не включения в налоговую базу по налогу на прибыль исполнителя стоимости выполненной работы в рамках государственного контракта, будет существовать риск по доначислению налога на прибыль на указанные суммы при проверке налоговым органом. Это относится как к периоду до 01.01.2010, так и после него.

Если исполнитель привлекает соисполнителя

Как было указано выше расходы на привлечение соисполнителя является для исполнителя расходами, при условии, что они отвечают критериям статьи 252 НК РФ: обоснованы и документально подтверждены.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Для документального подтверждения произведенных расходов необходимо учитывать следующее. Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г. «О бухгалтерском учете» (далее - Закон о бухгалтерском учете) все хозяйственные операции, проводимые организацией должны оформляться оправдательными, то есть первичными учетными документами.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные пунктом 2 статьи 9 указанного Закона. В соответствии с указанной нормой первичные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты:

а) наименование документа;

б) дату составления документа;

в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

е) наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственных операций и правильность их оформления;

ж) личные подписи указанных лиц.

Унифицированные формы первичных документов по приемке и отражению операций по НИОКР отсутствуют.

Таким образом, документальным подтверждением расходов исполнителя является акт выполненных работ (этапа работ) по договору подписанный между исполнителем и соисполнителем, составленный в произвольной форме, и отвечающий требованиям статьи 9 Закона о бухгалтерском учете.

К акту выполненных работ (этапа работ) следует приложить сам результат работы – по каждому этапу (отчет, техническая документация и пр.). Данные документы будут являться документальным подтверждением произведенных расходов (ст. 252 НК РФ).

Порядок признания расходов при методе начисления установлен ст. 272 НК РФ. Так, расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений настоящей главы, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и определяются с учетом положений статей 318 - 320 НК РФ. Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. При перечислении исполнителем аванса соисполнителю, расход для налогообложения прибыли у подрядчика не возникает (п. 14 ст. 270 НК РФ).

НДС

В соответствии со статьей 146 НК РФ объектом налогообложения НДС является реализация товаров (работ, услуг).

При этом, пункт 3 статьи 149 НК РФ устанавливает перечень операций, которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации. К данным операциям, в частности относится выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров (подпункт 16 пункта 3 статьи 149 НК РФ).

Как видно из приведенной нормы выполнение НИОКР за счет средств бюджета является самостоятельным основанием для освобождения от НДС. Рассмотрим его.

У исполнителя по договору на выполнение НИОКР, по мнению налоговых органов, основанием для освобождения от обложения НДС выполняемых за счет средств федерального бюджета является:

Договор на выполнение таких работ с указанием источника финансирования;

Письменное уведомление (справка) от заказчика в адрес исполнителя и его соисполнителей о выделенных ему непосредственно из федерального бюджета целевых бюджетных средствах для оплаты вышеуказанных работ.

Такая точка зрения изложена в Письмах Минфина России от 12.08.2009 г. № 03-07-11/203, от 11.03.2009 № 03-07-07/16. Аналогичная позиция содержится в Постановлениях ФАС Поволжского округа от 17.01.2008 № А55-24393/05, ФАС Московского округа от 15.03.2007, 22.03.2007 № КА-А40/651-07.

На практике, при проведении налоговых проверок, по рассматриваемому основанию инспектора указывают на отсутствие документов подтверждающих финансирование из бюджета. Поэтому, во избежание такого риска следует уделить особое внимание наличию вышеуказанных документов.

Таким образом, во избежание налоговых рисков необходимо обеспечить наличие в государственном контракте на выполнение НИОКР ссылки на источник финансирования и получить письменное уведомление от заказчика в адрес исполнителя и соисполнителей о выделенных ему целевых средствах для оплаты НИОКР.

Заметим что соисполнители по договору, в соответствующей части, так же как исполнители освобождаются от уплаты НДС при соблюдении выше указанных условий. Данная позиция нашла отражение в письменных разъяснениях финансовых органов, например, в

Письме Минфина России от 11.03.2009 № 03-07-07/16 и Письме УФНС России по г. Москве от 29.02.2008 № 19-11/19194. А также правомерность такого подхода подкрепляется арбитражной практикой.

Однако применение освобождения от налогообложения (льготы) не всегда бывает выгодным. Одним из негативных моментов является то, что сумма «входного» налога по товарам (работам, услугам), которые используются для льготируемой деятельности, не может быть принята к вычету (п. 2 ст. 171, пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Также, следует помнить, что если организация осуществляет операции, подлежащие налогообложению, и операции, освобождаемые от налогообложения, например НИОКР за счет бюджета, то она обязана вести раздельный учет данных операций (п. 4 ст. 149 НК РФ).

В таком случае следует также раздельно учитывать суммы «входного» НДС по товарам, работам, услугам, которые используются в облагаемых и не облагаемых налогом операциях, в соответствии с порядком установленным п. 4 ст. 170 НК РФ. Согласно данной нормы суммы НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым для осуществления операций, как подлежащих налогообложению, так и освобождаемых от налогообложения, принимаются к вычету или учитываются в стоимости приобретаемых товаров (работ, услуг), в той пропорции, в которой они используются для производства и реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению или освобождаются от налогообложения. Данная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период.

В случае отсутствия раздельного учета «входного» НДС организация не вправе принять весь «входной» НДС к вычету или учесть в расходах по налогу на прибыль (абз. 8 п.4 ст. 170 НК РФ).

Если организация полагает, что ей удобнее не применять льготу, то она может отказаться от ее использования. Для отказа необходимо представить соответствующее заявление в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика в срок не позднее первого числа налогового периода, с которого организация намерена отказаться от освобождения или приостановить его использование (пункт 5 статьи 149 НК РФ). Такой отказ или приостановление возможен только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами пункта 3 статьи 149 НК РФ.

Отказаться от льгот можно на срок не менее одного года.

При этом, воспользоваться своим правом на отказ от освобождения по уплате НДС целесообразно, например,

в случаееслиорганизация предполагает, что сумма вычетов будет значительно меньше суммы налога начисленного.

Рассмотрим еще одну ситуацию, довольно распространенную на практике. В государственном контракте цена за работы определяется с учетом НДС, и как правило, налог к цене по контракту выделяется суммарно. При этом, как было рассмотрено нами выше, из ст. 149 НК РФ, следует, что операции, осуществляемые организацией в рамках государственного контракта, освобождаются от исчисления и уплаты в бюджет НДС, если организация-исполнитель не отказалась от льготы. Исходя и этого, возможны следующие риски.

1) Если исполнитель по государственному контракту выставит счет-фактуру с НДС.

В данном случае будет подлежать применению пп.2 п.5 ст. 173 НК РФ. В соответствии с этой нормой НДС, подлежит перечислению в бюджет. При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).

Таким образом, несмотря на освобождение от уплаты налога необходимо будет перечислить НДС в бюджет в сумме указанной в счете-фактуре.

2) Если исполнитель по государственному контракту получит денежные средства с НДС (в платежном поручении будет выделено «в т.ч. НДС»), при этом выставит счет-фактуру и акт сдачи-приемки выполненных работ без НДС и не перечислит НДС в бюджет (поскольку в соответствии со ст. 149 НК РФ операции НДС не облагаются), то существует гражданско-правовой риск.

В соответствие с п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик дополнительно к цене реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога (п. 1 ст. 168 НК РФ).

При предъявлении налога к уплате необходимо учитывать облагается ли налогом в соответствии с гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ такая реализация или нет.

Если операция НДС не облагается, значит цена по договору необоснованно увеличена на сумму НДС. Это может послужить основанием для заказчика вернуть от исполнителя излишне уплаченную сумму денежных средств (в сумме НДС), как неосновательное обогащение (ст. 1102 ГК РФ).

Напомним, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Уменьшить стоимость по договору на сумму НДС;

Исключить фразу «в том числе НДС ____ руб.», в этом случае цена договора не поменяется.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации;

2. Гражданский кодекс Российской Федерации;

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации;

5. Письмо Минфина РФ от 12.08.2009 г. № 03-07-11/203

6. Письмо Минфина РФ от 09.06.2009 № 03-03-06/1/379;

7. Письмо Минфина РФ 11.03.2009 № 03-07-07/16;

8. Письмо Минфина РФ от 28.03.2008 № 03-03-06/1/216;

9. Письмо УФНС России по г. Москве от 26.05.2006 № 18-11/3/45343@;

10. Письмо УФНС России по г. Москве от 27.01.2005 № 20-12/5632;

11. Постановление ФАС Поволжского округа от 17.01.2008 № А55-24393/05;

12. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.12.2006 года № Ф04-8058/2006(29032-А27-33);

13. Постановление ФАС Московского округа от 15.03.2007, 22.03.2007 № КА-А40/651-07.

Не смотря на то, что в судебном акте идет налоговый спор с организацией находящейся на упрощенной системе налогообложения, данное постановление представляет интерес, поскольку при рассмотрении вопроса о возникновении дохода подлежат применению и анализируются нормы главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация