Л петражицкий теория происхождения государства. Лев иосифович петражицкий. Психологическая теория происхождения государства

Главная / Авто

Возникновение психологических концепций права связано с процессом становления психологии как самостоятельной отрасли знаний. Интерес обществоведов к проблемам психологической науки заметно возрос на рубеже ХІХ-ХХ вв., когда в ней возобладали экспериментальные методы исследований и начали складываться крупные научные школы, которые имели разногласия в трактовке психики человека (рефлексология, бихевиоризм, фрейдизм). Воспринятые социологами и юристами, идеи этих школ положили начало формированию новых направлений в политико-правовой мысли.

Большим научным событием не только в русской, но и европейской литературе стало опубликование "Теории права и государства в связи с теорией нравственности" (1907 г.) В этой работе оригинальную психологическую теорию права выдвинул Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931). Родился в Витебской губернии, в родовом мажущуюся Колонтаєво. Окончил юридический факультет Киевского университета. Петражицкого оставили на кафедре римского права, затем он продолжил обучение в Берлинском университете. Написал много трудов по гражданскому праву. В 1896 г. возвращается в Российскую империю, работает в Петербурге, в университете, защищает докторскую диссертацию по гражданскому праву. С 1897 г. занимает должность заведующего кафедрой энциклопедии и философии права, где работает до начала Октябрьской революции 1917 г., которую он не принял. Выезжает в эмиграцию в Варшаву, где работает в университете, возглавляет кафедру социологии в 1931 г. В результате депрессии заканчивает жизнь самоубийством.

Петражицкий исходил из того, что право коренится в психике индивида. Интерпретация права с позиции психологии индивида дает возможность поставить юридическую науку на основу достоверных знаний, полученных путем самонаблюдения или наблюдений за поступками других лиц.

Источником права, считал Петражицкий, выступают эмоции человека. Свою концепцию он назвал "эмоциональная теория" и противопоставлял ее иным психологическим трактовкам права, исходя из таких понятий как свобода или коллективные переживания в сознании индивидов. Эмоции служат главным побудительным "моторным" элементом психики. Петражицкий различал два вида эмоций, определяющих отношения между людьми: моральные и правовые.

Моральные эмоции е односторонними и связанными с осознанием человеком своего долга. Нормы морали - это внутренние императивы. Если мы подаем из чувства долга милостыню, то у нас не возникает представлений, что нищий вправе требовать какие-то деньги.

Совсем другое дело - правовые эмоции. Чувство долга сопровождается в них представлениями о правомочности других лиц и наоборот. Наше право есть не что иное, как закрепленный за нами, принадлежащий нам - как наше добро, - обязанность другого лица. Правовые эмоции являются двусторонними, а возникающие из них правовые нормы носят атрибутивно-императивный (представительно - обязывающий) характер.

Теория Петражицкого неограниченно расширяла понятие права. Он считал правовыми любые эмоциональные переживания, связанные с представлениями о взаимных правах и обязанностях. Петражицкий относил к правовым нормам правила различных игр, в том числе детских, правила вежливости, этикета. В его произведениях специально отмечалось, что правовые нормы создаются не путем согласования эмоций участников общественных отношений, а каждым индивидом в отдельности. Переживания, которые имеются в психике лишь одного индивида и не находят признания со стороны других, не перестают быть правом. На этом основании Петражицкий допускал существование правовых отношений с неодушевленными предметами, животными и нереальными субъектами, такими, как Бог или дьявол.

Петражицкий стремился найти универсальную формулу права, которая охватывала бы различные типы правопонимания, известные истории, включая договоры с Богом и дьяволом в правовых системах прошлого. Его политико-правовая концепция была одной из первых попыток, теоретически во многом незрелой, проследить формирование юридических норм в правосознании.

Многочисленные правовые нормы, создаваемые индивидами, неизбежно вступают в противоречие друг с другом. На ранних этапах истории способом их обеспечения выступало самоуправство, т.е. защита нарушенного права самим индивидом или группой близких ему лиц. С развитием культуры правовая защита и репрессия упорядочиваются. Возникает система фиксированных юридических норм в форме обычаев, законов, появляются учреждения общественной власти, суд, органы исполнения наказаний. Монополизируя функции принуждения, государственная власть способствует "определенности права".

Развитие обычаев и законодательства не вытесняет полностью индивидуальные правовые переживания. В современных государствах наряду с официально признанным правом существует множество систем интуитивного права, считал Петражицкий.

Например, право зажиточных слоев, мещанское право, крестьянское, пролетарское, право преступных организаций. Психологическая теория по этому приближалась к идеям правового плюрализма. Однако право социальных классов и групп в ней было истолковано індивідуалістично. Интуитивных прав столько, сколько индивидов, Петражицкий подчеркивал.

Соотношение интуитивного и официального права, по теории Петражицкого, в каждой стране зависит от уровня развития культуры, состояния народной психики. Он подчеркивал недопустимость подъема интуитивного права даже наиболее образованных социальных классов до масштаба оценки действующих законов. Реформы законодательства необходимо проводить только на основе научных знаний. Для этого Петражицкий разработал проект создания особой научной дисциплины - политики права. Философия права распадается на две самостоятельные науки: 1. Теория права. 2. Политика права.

Теория права должна быть позитивной наукой, без каких-либо элементов идеализма и метафизики. Политика права как прикладная дисциплина призвана объединить знания о праве с общественным идеалом, то есть представить научное решение проблемы, что составляло содержание прежних естественно-правовых учений.

Петражицкий не оставил подробных рекомендаций относительно практического осуществления политики права. Он наметил отправные принципы новой юридической науки, обосновал ее необходимость. Главенствующее положение в правовой политике государства должны занимать не принудительные меры, а механизмы воспитательного и мотивационного воздействия на поведение людей. Лишь с помощью таких механизмов официальное право способно направить развитие народной психики к общему благу.

В будущем, утверждал Петражицкий, право переживет себя и уступит место нормам морального поведения. Вообще право существует из-за невоспитанности, дефекты человеческой психики. Его задача состоит в том, чтобы сделать себя лишним и быть упраздненным, заявлял Петражицкий.

Политико-правовую теорию Петражицкого использовали кадеты, немарксистські теоретики социализма. Сближению психологической концепции права с марксизмом способствовал М. А. Рейснер, один из первых советских правоведов. Идеи Петражицкого были задействованы в Конституции РСФСР 1918 г. В эпоху правления Сталина, эпоху тоталитаризма, теория Петражицкого была подвергнута идеологическому шельмуванню за пропаганду надкласової этики.

В целом политико-правовая доктрина Л. И. Петражицкого, особенно психологическая теория права, привлекла внимание социологов к проблемам нормативной природы и структуры правосознания, стимулировала исследования в области юридической психологии.

Выходец из польской дворянской семьи. Родился 13 апреля 1867 г. в родовом поместье КолонтаевоВитебской губернии. Закончил юридический факультет Киевского Императорского университета Св. Владимира, впоследствии стажировался в Германии, где и вышли его первые труды на немецком языке.

После возвращения в Россию преподавал сначала в императорском Училище правоведения. В 1898 г. ему была присвоена ученая степень доктора римского права. В 1898-1918 гг. возглавлял кафедру энциклопедии права в Петербургском университете. По воспоминаниям, слушать его лекции было трудно из-за сильного польского акцента и слабости его как оратора, в то же время в силу оригинальности своего содержания они были очень популярны.

В 1905 г. на учредительном съезде партии кадетов избран в её ЦК. От этой же партии был избран в Государственную Думу. После разгона Думы Петражицкий подписал «Выборгское воззвание», в результате чего был осужден на три месяца тюремного заключения и лишен политических прав.

В 1921 году он эмигрировал в Польшу, где возглавил кафедру социологии Варшавского Университета.

Покончил жизнь самоубийством 15 мая 1931 г. Рукописи последних лет жизни пропали во время военных действий 1944 г. в Варшаве.

По своим политическим взглядам он был сторонником конституционной монархии, стоял у истоков конституционно-демократической партии и до 1915 года входил в состав её Центрального комитета. В апреле 1906 года был при поддержке этой партии избран депутатом I Государственной думы от Санкт-Петербурга. В Думе он являлся одним из ведущих экспертов фракции по земельным вопросам, был докладчиком по аграрной реформе (выступая за естественную эволюцию крестьянской общины в имущественную кооперацию на началах права), подписал законопроекты "О гражданском равенстве", "О собраниях", неоднократно выступал в прениях по Наказу Государственной думы, по аграрному вопросу, по вопросам. связанным с неприкосновенностью личности, а также смертной казни, права на собрания, женского и национального равноправия и т.д.

19. Федор Никифорович Плевако (1842–1908 гг.),

Был крупнейшим дореволюционным русским адвокатом.

Вступил в адвокатуру и состоял присяжным поверенным при Московской судебной палате.

Никогда не рассчитывал только на свой талант. В основе его успеха лежало большое трудолюбие, на-

стойчивая работа над словом и мыслью.

Сравнения и образы Плевако очень сильны, убедительны, глу-

боко запоминающиеся. Образные сравнения еще более увеличива-

ют впечатление его эффектных речей.

Речь Плевако в защиту Бартенева по делу об убийстве артистки

Висновской – блестящий образец русского судебного красноречия.

Указанная речь безупречная по своему стилю, отличается высокой

художественностью. Анализ психологического состояния молодой,

преуспевающей артистки и подсудимого дан исключительно глубо-

ко и талантливо.

Плевако умер в 1908 году, оставив после себя только застеног-

рафированными более 50 судебных речей.

Ковалевский М.М . (1851-1916) - русский учёный, историк, юрист, социолог и общественный деятель. Родился в 1851 году в Харьковской губернии, в семье отставного полковника, ветерана Отечественной войны 1812 года. После окончания гимназии с золотой медалью в августе 1868 года он поступил на юридический факультет Харьковского университета, где его учителем стал выдающийся ученый - юрист, профессор Д. И. Каченовский, лекции которого определили научные интересы КовалевскогоС 1877 года он начинает преподавательскую деятельность в Московском университете. В университете Ковалевский читал курсы сравнительной истории, права, истории политических учреждений, истории американских учреждений и тд. Министерство просвещения предложило Ковалевскому оставить университет ввиду его «отрицательного отношения к русскому государственному строю».
В 1887 году Ковалевский уехал за границу, где провёл почти восемнадцать лет. Он не был изгнанником или эмигрантом, он мог свободно приезжать и уезжать в Россию, но фактически был лишен возможности читать лекции в каком-либо из высших учебных заведений страны.
Только в 1905 году, после 17-летнего отсутствия, Ковалевский возвращается на Родину уже ученым с мировым признанием. Он читает лекции в Петербургском университете, на Высших женских курсах, в Психоневрологическом институте, поддерживает связи с многочисленными зарубежными научными учреждениями и учёными, издаёт журнал «Вестник Европы»
Законодательная деятельность17 октября 1905 года Ковалевский был избран в Первую Государственную Думу. Ковалевский выступал по самым важным вопросам, обсуждавшимся в Думе. Он подробно разъяснял, в чем заключается отличие политической ответственности от ответственности уголовной и как вторая никогда не может заменить отсутствие первой, выступал за то, что Дума должна заниматься не только делами внутренней политики, но и внешней. Ковалевский выступал и по другим важным вопросам- о смертной казни, об амнистии, по вопросу о неприкосновенности личности.

Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931) - одна из наиболее известных на Западе и неоднозначных фигур среди представителей русской социологии права.

Происхождение права, его действие в общественной жизни и влияние на психику индивида и общества в целом Петражицкий объяснял как следствие правовых переживаний, составляющих реакцию организма на воздействие окружающей среды и формирующих его поведение.

Основные работы Петражицкого, особенно «Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии» (1905) и «Теория права и государства в связи с теорией нравственности » в 2-х томах (1909-1910) сразу же привлекли внимание как знаменитых ученых, например, Б.Н. Чичерина, П.И. Новгородцева, Б.А. Кистяковского и др., так и широкой общественности.

Такой живой отклик был вызван не только авторитетом Петражицкого, выдающегося юриста, но и остротой самого вопроса о роли права в российском государстве и обществе. На страницах журнала «Юридический вестник» развернулась широкая полемика по вопросу о происхождении права, соотношении естественного и позитивного права.

Основное противоречие заключалось в том, что под естественным правом, за возрождение которого выступали многие прогрессивные юристы, в том числе Пет-ражицкий, понимался объективный, независимый от исторической эволюции и субъективных взглядов людей абсолютный идеал, к которому должно стремиться человечество. Этот идеал недостижим, однако позитивное право, существующее в конкретном обществе, должно ему максимально соответствовать. Такое представление коренным образом противоречило юридической практике пореформенной России и распространенному в общественном сознании убеждению, что право - лишь инструмент насилия государственной власти над гражданами. Оно противоречило также и юридическому позитивизму, согласно которому право меняется в зависимости от исторического периода и деятельности законодателей.

Отечественная юриспруденция подходила к праву с точки зрения общечеловеческих ценностей, выработанных цивилизацией, на основе которых в принципе возможно создание идеала общественного устройства. Особое значение придавалось положению о том, что человеческой природе изначально присущи определенные этические принципы, исконные правовые начала, выполняющие в обществе регулирующую функцию. Поэтому право понималось как тождественное нравственности.

Утверждение Петражицкого, что право является эмоцией и существует исключительно в психике индивида, не вписывалось ни в рамки представления об объективном существовании права, ни в традиционное его понимание только как позитивного, то есть свода законов, действующих в государстве. По мнению Петражицкого, человек под воздействием эмоций склонен приписывать какому-либо внешнему авторитету, себе и другим людям различные права и обязанности, проецируя на них свои внутренние убеждения по поводу того, как следует поступать в той или иной ситуации.

Поэтому для понимания сущности права нужно обратиться к психологии. Традиционное деление психики на познание, чувства и волю Петражицкий считал недостаточным, почему и ввел понятие «эмоции» как основного влияющего на поведение психического акта, имеющего двойственную, активно-пассивную природу. «Внутренний голос», совесть запрещает или разрешает нам определенное поведение. Мы ощущаем настоятельную необходимость поступить так, а не иначе. С этой точки зрения «наши права суть закрепленные за нами, принадлежащие нам, как наш актив, долги других лиц»1. В отличие от нравственных обязанностей, правовые обязательства связывают волю человека. Поэтому с социальной точки зрения право гораздо важнее нравственности.

Так как право целиком содержится в психике, то в повседневной жизни обычно не требуется знания официальных законов, и вообще существование права не предполагает какого-либо организованного союза, например, государства, «признания нормы или правоотношения со стороны окружающих нас лиц, существования судов, законодателя и тому подобных явлений, представления о которых обыкновенно соединяются с мыслью о праве»2.

То, что государство осуществляет руководство социальными отношениями, объясняется нашей потребностью приписывать известным лицам «общее право повелений и иных воздействий на подвластных для исполнения долга заботы об общем благе».

Право, которым пользуются люди в повседневной жизни, Петражицкий называет естественным или интуитивным. В процессе развития человечества одни нормы права отмирают, другие же закрепляются в сознании как наиболее пригодные для нормального существования общества. Необходимость общих правил поведения приводит к возникновению позитивного права, которое характеризуется ссылкой на внешний авторитет. Отсюда возникновение религии и официального права, власти, судов, которые также предназначались лишь для ограничения «диссонанса правоотношений»2. Благодаря этим учреждениям достигается согласие по спорным вопросам.

Интуитивное право гораздо шире позитивного и официального и развивается «закономерно-постепенно, оно не подвержено фиксированию и окаменению и не зависит от чьего бы то ни было произвола»3. Распространение единых норм происходит в результате эмоционально-интеллектуального социального общения и психического заражения. Эволюция права изменяет народную психику, а она, в свою очередь, изменяет право. Действие права как психического фактора общественной жизни состоит, во-первых, «в возбуждении или подавлении мотивов к различным действиям и воздержаниям (мотивационное или импульсивное действие права), во-вторых, в укреплении и развитии одних склонностей и черт человеческого характера, в ослаблении и искоренении других (педагогическое действие права)»4.

С помощью воздействия права на общественное сознание можно добиться определенного поведения, а также воспитывать народную психику, повышать ее культуру и способность адаптироваться к требованиям социальной жизни. Цель развития права - «нравственное совершенство человечества»1, однако нравственная мотивация, хоть и является идеалом, все же не имеет такой силы, как правовая.

Неразвитое правосознание, считает Петражицкий, является причиной многих недостатков русского характера. «Эмоционально здоровое сознание своего права ставит человека наравне или даже выше тех лиц, которые в других областях кажутся ему вышестоящими»2. Для успешного использования права, по мнению Пет-ражицкого, необходима наука политики права. Задача ее заключается, во-первых, «в рациональном направлении индивидуального и массового поведения посредством соответствующей правовой мотивации»3, во-вторых, - в совершенствовании психики, в очищении ее от антисоциальных склонностей. В развитии права могут быть скачки вперед, периоды застоя и возвращения назад. Петражицкий предлагает сделать этот процесс положительно направленным, стимулируя с помощью науки нравственный прогресс. Причем в качестве метода воздействия рекомендуются только моральные санкции, так как угроза уголовной ответственности задевает только самые грубые черты нашего характера. Задачи же и идеал правовой политики направлены на более высокие отношения между людьми.

Для эффективности законодательства прежде всего необходимо провести его систематизацию, унификацию и рационализацию. Тогда с его помощью политика права, постоянно направляя мышление и поведение людей в более высоконравственное русло, способна цивилизовать общество, его правовой строй, предопределяющий жизнь и деятельность всякого гражданина.

Таким образом, Петражицкий отошел от классического понимания науки о праве только как систематизации и классификации юридических норм. Он исследует применение и функционирование права, его воздействие на психологию и поведение людей, способность общества к правовой саморегуляции, то есть демонстрирует чисто социологический подход к праву.

Своеобразное понимание права Петражицким вызвало волну критики со стороны известных юристов того времени. Хотя разногласия среди сторонников движения за возрождение естественного права были достаточно велики, отношение к теории Петражицкого было враждебным, поскольку он скептически оценивал попытки абсолютизации теории естественного права.

Петражицкий разделял со сторонниками естественного права его общие положения:

а) право первично по отношению к государству и может существовать в любом человеческом союзе;

б) естественное право не тождественно позитивному;

в) жизнь человека, его права и свободы - абсолютная ценность;

г) демократия необходима как фундамент свободы личности;

д) старые учения о праве не соответствуют реальной жизни, право не инструмент насилия со стороны власти, а главный регулятор взаимоотношений в обществе.

Несмотря на это, его оппоненты считали, что психологический подход к праву сомнителен с точки зрения науки, так как явления психики не имеют точного характера. Многие ученые, например П.И. Новгородцев, видели в трактовке Петражицкого разновидность юридического позитивизма. К тому же право не ограничивается исключительно личным поведением: существует еще и объективный закон, который признают все. Право должно сообразовываться не только с изменяющимися потребностями, но и «с вечными началами, присущими человеческому духу»1. Субъективное понимание индивидом своего права будет единственным для него, а права другого не будут признаваться. По теории Петражицкого, явлением права может быть и заключение договора с дьяволом, и фантазия сумасшедшего человека.

Такая широкая трактовка по существу приводит к размыванию самого понятия права. Новгородцев указывает, что желание Петражицкого воплотить с помощью права в жизни «совершенное господство действенной любви в человечестве»2 есть не что иное, как существующее со времен Христа стремление построить земной рай, способное привести к насильственному насаждению добра. По словам другого критика, Е.В. Спекторского, физическое и психическое в человеке - лишь «необходимые эмпирические условия» морали, которую изучает философия права, а не психология3 .

Заслуги Петражицкого, особенно в области критики юридических теорий, признавались всеми его оппонентами. Любая научная теория имеет право на односторонность, поэтому психологическая теория права была признана, несмотря на отдельные недостатки, ценным открытием в области исследования правосознания, которое тогда не было изучено. В общественной мысли России идеи выдающегося русского юриста нашли широкий отклик, так как отрицательное отношение к праву в российском обществе было традиционно. В то же время в среде либеральной интеллигенции призыв Петражицкого различать интуитивное и позитивное право прозвучал особенно сильно, так как просвещенная часть общества остро ощущала противоречие между существующим государственным строем и своими моральными убеждениями.

Из юридической школы Петражицкого вышли такие известные ученые, как П. Сорокин, Г. Гинс, К. Соколов, А. Круглевский, Н. Тимашев и др. Все они пытались развить и усовершенствовать его теорию, придать ей более объективный характер.

«Теория права и государства в связи с теорией нравственности» и «Введение в изучение права и нравственности» были опубликованы в США только в 1955 году, благодаря Н. Тимашеву и П. Сорокину. И сразу же идеи Петражицкого получили развитие в рамках таких направлений юриспруденции и социологии права, как американский и скандинавский правовой реализм, движение свободного права и др. Основные принципы этих теорий - умаление роли официального права, правовой плюрализм, отрицание объективного характера права, призыв изучать психологию людей как основной источник правового поведения.

Психологизм как одна из ведущих тенденций современной западной юриспруденции заслуживает особого внимания и изучения. Особенно важно происхождение этого направления не только потому,что его источником являются взгляды выдающегося российского правоведа, но и потому, что последующие интерпретации теории Петражицкого бледны по сравнению с оригиналом. Нельзя также забывать, что его творчество - яркий пример безграничного служения науке - нуждается в самом пристальном изучении и широком распространении на его Родине.



План:

    Введение
  • 1 Биография
  • 2 Научная деятельность
    • 2.1 Психология
    • 2.2 Правоведение
    • 2.3 Научная школа
  • 3 Основные труды (первые издания)
  • Литература
    Примечания

Введение

Петражицкий, Лев Иосифович

Петражицкий, Лев Иосифович (польск. Leon Petrażycki ) (1867-1931) - русский и польский ученый, правовед, социолог, философ, депутат I Государственной Думы.


1. Биография

Выходец из польской дворянской семьи. Родился 13 апреля 1867 г. в родовом поместье Коллонтаево Витебской губернии. Закончил юридический факультет Киевского Университета, впоследствии стажировался в Германии, где и вышли его первые труды на немецком языке.

После возвращения в Россию преподавал сначала в императорском Училище правоведения. В 1898 г. ему была присвоена ученая степень доктора римского права. В 1898-1918 гг. возглавлял кафедру энциклопедии права в Петербургском университете . По воспоминаниям, слушать его лекции было трудно из-за сильного польского акцента и слабости его как оратора , в то же время в силу оригинальности своего содержания они были очень популярны.

В 1905 г. на учредительном съезде партии кадетов избран в ее ЦК. От этой же партии был избран в Государственную Думу. После разгона Думы Петражицкий подписал «Выборгское воззвание», в результате чего был осужден на три месяца тюремного заключения и лишен политических прав.

В 1921 году он эмигрировал в Польшу, где возглавил кафедру социологии Варшавского Университета.

Покончил жизнь самоубийством 15 мая 1931 г. Рукописи последних лет жизни пропали во время военных действий 1944 г. в Варшаве.


2. Научная деятельность

2.1. Психология

Наука, по его мнению, должна изучать именно человеческое участие в различных процессах общественной жизни, т.е. психическую деятельность индивидуального характера. Петражицкий отрицал объективный, естественно-исторический характер общественных отношений. Содержание любого социального явления состоит не в объективном отношении, «оно существует реально в психике того, кто изучает его, переживает в данную минуту». Данный взгляд он применял при анализе самых разнообразных явлений – права, власти, идеала, наказания и т.п. Л.И. Петражицкий создал «эмоциональную» психологию и на этой основе отразил своё понимание социального мира. Показал ущербность натуралистического редукционизма. Особое значение он придавал роли эмоций как автономному, нормативному, доминирующему фактору социального поведения. «Эмоции, – считал Л.И. Петражицкий, – являются генетической основой нашей психики. Воля, чувства, интеллект – это продукты эволюции эмоций. Благодаря взаимодействию индивидов образуется новый эффект – групповая, «народная психика» с её «нормами – законами», которые и определяют мотивацию».


2.2. Правоведение

Первые работы Л.И. Петражицкого были посвящены гражданскому праву. Но постепенно его исследования переходят в область общей теории права. Автор психологической теории права. Л.И. Петражицкий дает следующее определение права:

мы под правом в смысле особого класса реальных феноменов будем разуметь те этические переживания, эмоции которых имеют аттрибутивный характер

По мнению Петражицкого, человек под воздействием эмоций склонен приписывать какому-либо внешнему авторитету, себе и другим людям различные права и обязанности, проецируя на них свои внутренние убеждения по поводу того, как следует поступить в той или иной ситуации . Долгое время, объяснял Л.И.Петражицкий, взаимодействие «норм – законов», институтов и поведения людей осуществлялось бессознательно, но с возникновением социологии появилась возможность вести человечество сознательно, путём особой «политики права». Петражицкому принадлежит идея разделения права на «официальное» и «интуитивное». Первое – санкционировано государством, оно отстаёт в своём изменении от изменений духовной, экономической и социальной жизни, тогда как второе – свободно изменяется в соответствии с социокультурными сдвигами. «Интуитивное право» более «доброкачественно» в сравнении с «официальным».

Психологическая теория происхождения государства также во многом основана Петражицким. В ней объясняется появление государства и права проявлением свойств человеческой психики: потребности подчиняться, управлять, подражать и т.д. Противопоставлял «служебную» и «господскую» власть:

Служебная власть служит установлению правопорядка, организации, она есть только средство и никогда не цель в себе; напротив, господская власть есть самоцель, и если она создает порядок и даже мощную организацию, то это для неё лишь средство властвования, аппарат власти.


2.3. Научная школа

Непосредственными учениками Петражицкого, испытавшими влияние его идей, стали такие ученые с мировыми именами, как П.А. Сорокин, Г.Д. Гурвич, Н.С. Тимашев, советский правовед М.А. Рейснер, а также будущий глава Временного правительства А.Ф. Керенский.

3. Основные труды (первые издания)

  • Die Fruchtvertheilung beim Wechsel der Nutzungsberechtigten. Vom Standpunkt des positiven Rechtes und der Gesetzgebung. Drei civilrechtliche Abhandl. - Berlin, 1892.
  • Die Lehre vom Einkommen. - Berlin, 1893-1895. - Bd 1-2.
  • Права добросовестного владельца на доходы с точек зрения догмы и политики гражданского права. - СПб., 1897.
  • Акционерная компания. Акционерные злоупотребления и роль акционерных компаний в народном хозяйстве: По поводу предстоящей реформы акционерного права: Экономическое исследование. - СПб., 1898.
  • Очерки философии права. Вып. 1. Основы психологической теории права. Обзор и критика современных воззрений на существо права. - СПб., 1900.
  • Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология. - СПб., 1905.
  • Теория права и государства в связи с теорией нравственности. - СПб., 1907. - Т. 1-2 (2-е изд., доп. и испр. СПб., 1909-1910).
  • Университет и наука. Опыт теории и техники университетского дела и научного самообразования. С приложениями: о высших и специальных учебных заведениях и о среднем образовании. - СПб., 1907. - Т. 1-2.
  • Акции, биржевая игра и теория экономических кризисов. - СПб., 1911.
  • К вопросу о социальном идеале и возрождении естественного права // Юридический вестник. - 1913. - Кн. II.

Литература

  • Гинс Г.К. Л.И. Петражицкий. Характеристика научного творчества. - Харбин, 1931.
  • Дембский Д. Философия права и нравственности профессора Л.И. Петражицкого. - Харьков, 1909.
  • Иванов Г.А. Психологическая теория права в критической литературе. - СПб., 1913.
  • Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. - М., 1978. - Гл. 3.
  • Михайлов П.Е. Психологическая теория права перед судом русской юриспруденции. - М., 1910.
  • Новгородцев П.И. Психологическая теория права и философия естественного права. - М., 1913.
  • Попов С.Н. Правовая эмоциональность. Введение в юриспруденцию. - Барнаул, 2004. - § 1.3.
  • Рейснер М.А. Теория Л.И. Петражицкого, марксизм и социальная идеология. - СПб., 1908.
  • Baum K. Leon Petrazycki und Seine Schüler. - Berlin, 1967.
  • Dabord G. L"oevre juridique et philosophie de Leon Petradzychi. - Paris, 1962.
  • Sociology and Jurisprudence by Leon Petrazycki. - Urbana; Chicago; London, 1975.
  • Timasev N. Law and Morality by Leon Petrazicki. - Cambridge (Mass.), 1955.

Примечания

  1. Лев Иосифович Петражицкий. Жизнь и творчество // История русской правовой мысли. Биографии. Документы. Публикации / Под ред. С.А. Пяткиной. М., 1998.
  2. Беседы В.Д. Дуванина с М.М. Бахтиным. М., 1996.
  3. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 1907. Т. 1.
  4. Красовицкая Н. Социологическая школа права в России: Л.И. Петражицкий (1867-1931) - 89.249.21.76/text/18779010/ // Рубеж. Альманах социальных исследований. Сыктывкар. № 10-11.
  5. Вышеславцев Б.П. Кризис индустриальной культуры - marsexxx.com/lit/vysheslavcev-krizis_industrialnoy_kultury.htm
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 11.07.11 07:48:38
Похожие рефераты:

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Московский Государственный Областной Университет

по дисциплине “Теория государства и права “

Петражицкий Лев Иосифович : Биография и политико-правовые взгляды

петражицкий психологический право общественный

Выполнили: Кирильчук Анастасия Викторовна, Черникова Ирина Александровна

Биография

Выходец из польской дворянской семьи. Родился 13 апреля 1867 г. в родовом поместье Колонтаево Витебской губернии. Закончил юридический факультет Киевского Императорского университета Св. Владимира, впоследствии стажировался в Германии, где и вышли его первые труды на немецком языке.

После возвращения в Россию преподавал сначала в императорском Училище правоведения. В 1898 г. ему была присвоена ученая степень доктора римского права. В 1898--1918 гг. возглавлял кафедру энциклопедии права в Петербургском университете.

По воспоминаниям, слушать его лекции было трудно из-за сильного польского акцента и слабости его как оратора, в то же время в силу оригинальности своего содержания они были очень популярны. В 1905 г. на учредительном съезде партии кадетов избран в её ЦК.

От этой же партии был избран в Государственную Думу. После разгона Думы Петражицкий подписал «Выборгское воззвание», в результате чего был осужден на три месяца тюремного заключения и лишен политических прав.

В 1921 году он эмигрировал в Польшу, где возглавил кафедру социологии Варшавского Университета.

Покончил жизнь самоубийством 15 мая 1931 г. Рукописи последних лет жизни пропали во время военных действий 1944 г. в Варшаве.

Научная деятельность

Психология. Правоведенье. Первые работы Л. И. Петражицкого были посвящены гражданскому праву. Но постепенно его исследования переходят в область общей теории права. Автор психологической теории права. Л. И. Петражицкий дает следующее определение права: мы под правом в смысле особого класса реальных феноменов будем разуметь те этические переживания, эмоции которых имеют аттрибутивный характер.

Наука, по его мнению, должна изучать именно человеческое участие в различных процессах общественной жизни, то есть психическую деятельность индивидуального характера.

Петражицкий отрицал объективный, естественноисторический характер общественных отношений. Содержание любого социального явления состоит не в объективном отношении, «оно существует реально в психике того, кто изучает его, переживает в данную минуту».

Данный взгляд он применял при анализе самых разнообразных явлений -- права, власти, идеала, наказания и т. п. Л. И. Петражицкий создал «эмоциональную» психологию и на этой основе отразил своё понимание социального мира.

Показал ущербность натуралистического редукционизма. Особое значение он придавал роли эмоций как автономному, нормативному, доминирующему фактору социального поведения. «Эмоции, -- считал Л. И. Петражицкий, -- являются генетической основой нашей психики. Воля, чувства, интеллект -- это продукты эволюции эмоций.

Благодаря взаимодействию индивидов образуется новый эффект -- групповая, „народная психика“ с её „нормами -- законами“, которые и определяют мотивацию».

По мнению Петражицкого, человек под воздействием эмоций склонен приписывать какому-либо внешнему авторитету, себе и другим людям различные права и обязанности, проецируя на них свои внутренние убеждения по поводу того, как следует поступить в той или иной ситуации. Долгое время, объяснял Л. И. Петражицкий, взаимодействие «норм -- законов», институтов и поведения людей осуществлялось бессознательно, но с возникновением социологии появилась возможность вести человечество сознательно, путём особой «политики права». Петражцкому принадлежит идея разделения права на «официальное» и «интуитивное». Первое - санкционировано государством, оно отстает в своем изменении от изменения духовной, экономической и социальной жизни, тогда как второе - свободно изменяется в соответствии с социокультурными сдвигами, его содержание индивидуально, определяется обстоятельствами жизни человека, его характером, воспитанием, образованием, статусом, профессией и т.п.

Эволюция права изменяет народную психику, а она, в свою очередь, изменяет право. Действие права как психического фактора общественной жизни состоит, во-первых, "в возбуждении или подавлении мотивов к различным действиям и воздержаниям, во-вторых, в укреплении и развитии одних склонностей и черт человеческого характера, в ослаблении и искоренении других. С помощью воздействия права на общественное сознание можно добиться определенного поведения, а также воспитывать народную психику, повышать ее культуру и способность адаптироваться к требованиям социальной жизни.

Цель развития права - "нравственное совершенство человечества", однако нравственная мотивация, хоть и является идеалом, все же не имеет такой силы, как правовая.

Для успешного использования права, по мнению Петражицкого, необходима наука политики права. Задача ее заключается, во-первых, "в рациональном направлении индивидуального и массового поведения посредством соответствующей правовой мотивации", во-вторых, - в совершенствовании психики, в очищении ее от антисоциальных склонностей.

В развитии права могут быть скачки вперед, периоды застоя и возвращения назад. Петражицкий предлагает сделать этот процесс положительно направленным, стимулируя с помощью науки нравственный прогресс. Причем в качестве метода воздействия рекомендуются только моральные санкции, так как угроза уголовной ответственности задевает только самые грубые черты нашего характера. Задачи же и идеал правовой политики направлены на более высокие отношения между людьми. Для эффективности законодательства, прежде всего, необходимо провести его систематизацию, унификацию и рационализацию. Тогда с его помощью политика права, постоянно направляя мышление и поведение людей в более высоконравственное русло, способна цивилизовать общество, его правовой строй, предопределяющий жизнь и деятельность всякого гражданина.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Изучение причин появления психологической школы правовых учений. Биографические данные и научные труды Л.И. Петражицкого. Характеристика элементов психики и этических эмоций: обязанность и норма. Анализ политики права, как особой отрасли правоведения.

    контрольная работа , добавлен 27.01.2010

    Философская и юридическая сущность психологической теории права, ее сравнение с другими правовыми учениями. Соотношение права с эмоциями, нравственностью и справедливостью. Анализ эвристического и гносеологического потенциала теории Л.И. Петражицкого.

    дипломная работа , добавлен 18.06.2013

    Сущность и содержание понятий естественного, божественного и положительного права, права народов по теории Фомы Аквинского. Различия между государством и частными союзами по теории М.М. Сперанского. Основные понятия теории права Л.И. Петражицкого.

    контрольная работа , добавлен 15.11.2009

    Исследование основных направлений развития политико-правовой мысли XIX - начала XX веков. Характеристика взглядов Л.И. Петражицкого на право. Психологическая теория права и её критика. Творческое наследие правоведа и современное осмысление его идей.

    дипломная работа , добавлен 22.11.2015

    Обзор существующих теорий происхождения права. Понятие, сущность и общая характеристика теории права Л.И. Петражицкого. Право как фактор и продукт социально-психологической жизни. Деление права на интуитивное и позитивное. Позитивное право и его виды.

    реферат , добавлен 15.10.2014

    Биография и творчество Л.И. Петражицкого. Развитие психологической теории. Методологические и философские основы теории. Право как фактор и продукт социально-психологической жизни. Право и нравственность. Политика права как особая отрасль правоведения.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2012

    Право как фактор и продукт психической и социальной жизни. Понятия права и нравственности. "Эмоциональная теория" Петражицкого. Недопустимость возведения интуитивного права даже наиболее образованных социальных классов в масштаб для оценки законов.

    контрольная работа , добавлен 09.02.2015

    Психологическая теория возникновения права в работах Петражицкого Л.И. Проблемные аспекты объективности данной концепции. Общие черты субъективных прав и законных интересов. Значение и роль теории для современной науки и правоприменительной практики.

    контрольная работа , добавлен 18.07.2016

    Источник права как деятельность, посредством которой поведения приобретают характер права, становясь объективно определенными, постоянными и обязательными. Характеристика нормативного акта с позиции доминирующего источника права. Судебный прецедент.

    реферат , добавлен 13.06.2011

    Л.И. Петражицкий - профессор юридического факультета Петербургского университета. Металогические и философские основы его теории, разработка идеи политики права. Элементы психики и этические эмоции. Понятие права и его отличие от нравственности.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация