Консультация для педагогов «Рекомендации по обучению мерам пожарной безопасности в дошкольном учреждении» консультация на тему. Тема: «пожарная безопасность для детей дошкольного возраста Пожарная безопасность в деревне

Главная / Авто

Полина Лисаченко

"Безопасности формула есть :

надо видеть, предвидеть, учесть.

По возможности - всё избежать,

а где надо - на помощь позвать!"

Дошкольный возраст - важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются основы фундамента жизнедеятельности, здорового образа жизни.

Жизнь, человека, в частности ребёнка, бесценна.

Дети, из-за отсутствия жизненного опыта, не могут самостоятельно определить всю меру безопасности , поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты ребёнка.

Сохранение жизни, здоровья и формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников - первостепенная задача детского сада .

Пожарная безопасность в детском саду предполагает первичное формирование у воспитанников представления о пожаре , об опасностях огня, о порядке действия во время пожара .

Детская пожарная безопасность - целый комплекс образовательных, воспитательных и профилактических мероприятий.

Формы организации по формированию противопожарной безопасности :

1) Познавательные занятия. ("Детям спички не игрушка", "Кто с огнём не осторожен - у него пожар возможен ")

2) Беседы. ("Почему возникают пожары ?", "Пожар . Что делать?")

3) Игры. ("Пожарные на учении ", "Опасно - неопасно", "Ч. П. в доме")

4) Моделирование ситуаций. ("Если случилась беда")

5) Просмотр тематических мультфильмов. (серия "Уроки безопасности тётушки Совы ")

6) Плакаты по ППБ.

7) ИЗО. ("Огонь добрый- огонь злой")

8) Викторины. ("Что? Где? Когда?")

Ежемесячно проходят тренировочные занятия, на которых дети закрепляют порядок действия во время пожара .

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Консультация «Формирование основ пожарной безопасности детей» и интегрированное занятие «На помощь мы спешим» В дошкольном детстве происходит интенсивное освоение мира как взаимосвязанного и взаимозависимого ценностного мира природы, социума и человека;.

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание в детском саду» Патриотическое воспитание в детском саду - это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры. Суть патриотического.

Формирование основ безопасности в подготовительной группе Актуальность темы: Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования,.

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности,.

Консультация для родителей «Формирование основ безопасности во второй группе раннего возраста» Тема: Формирование основ безопасности во второй группе раннего возраста. Цель: Формирование у детей навыков безопасного поведения в различных.

Консультация для родителей «Формирование основ пожарной безопасности у детей младшего дошкольного возраста» В последнее время мы очень часто по телевизору видим сюжеты про пожары с гибелью людей. И не задумываемся о том, что часто причиной пожара.

Консультация для воспитателей «Адаптация в детском саду» Первый приход ребёнка в детский сад вроде и волнующе, но и страшно,так как это плачь, сопли. истерика. Сейчас содрогаются те воспитатели,.

Опыт работы с семьей по пропаганде правил пожарной безопасности в детском саду Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №43 «Детский сад комбинированного вида». Нет недугам и несчастьям.

Разделы: Работа с дошкольниками

ПРОГРАММА ПО ОБУЧЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Утверждена на педагогическом совете
детского сада № 1 от "_28 _" _августа _ 2008 _г.

  1. Введение
  2. Содержание проблемы основ безопасности жизнедеятельности (в частности пожарной безопасности дошкольников) в условиях детского сада
  3. Цель и задачи программы
  4. Механизм реализации программы
  5. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации
  6. Результаты сформированности знаний по пожарной безопасности дошкольников
  7. Эффективность внедрения опыта работы педагога через достижения воспитанников в конкурсах разного уровня
  8. Заключение

Введение

Противопожарная безопасность - одна из обязательных составляющих среды, в которой растёт и воспитывается ребёнок. Она включает в себя требования к устройству помещения и противопожарную грамотность взрослых - поведение, снижающее риск возникновения пожаров, и навыки, необходимые для действий в экстремальных ситуациях.

Правильное поведение в экстремальных ситуациях, например при пожаре, является основным условием спасения. Испытывая чувство страха, человек следует не голосу разума, а инстинктам. Взрослый может впасть в панику, а первая реакция ребёнка - спрятаться от опасности, не видеть её. Дети прячутся под кровати, в шкафы и т.п. - места, откуда их трудно спасти. Поэтому важно не просто рассказать о противопожарной безопасности, но отработать до автоматизма правила поведения при пожаре. Только конкретные эмоционально окрашенные занятия и игровые упражнения способны оставить след в сознании ребёнка.

Успехов в работе по обеспечению безопасности детей можно ожидать только в том случае, если сам педагог обладает достаточной информацией о мерах по предупреждению пожаров и борьбе с ними, а родители подходят к этой проблеме с полной ответственностью и убеждены в необходимости проводимых мероприятий по пожарной безопасности.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад №12 "Светлячок" пгт.Ярославский Хорольского муниципального района Приморского края работает по программе "Обучение дошкольников пожарной безопасности" с 2008 года. Наряду с сохранением и укреплением здоровья детей одной из задач коллектива детского сада является основам безопасности жизнедеятельности

Забота о сохранности детской жизни - важнейшая задача дошкольного учреждения, семьи и государства. Участившиеся в последнее время трагические случаи пожаров в детских учреждениях и анализ причин их возникновения убеждают в систематической работы с педагогами, детьми и родителями. Подсчитано: на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей, которые становятся жертвами своего незнания и легкомыслия.

Большинство детей не знают, что им нужно делать во время пожара, чтобы уцелеть. Они обычно прячутся под кровать, в шкаф, не пытаются убежать тогда, когда это можно сделать. Опрос детей показывает: многие из них не знают номер "01".

Только систематическая, планомерная работа в содружестве с семьёй поможет сформировать у дошкольников прочные знания о правилах пожарной безопасности.

Программа разработана для детей в возрасте от 4 до 7 лет, включает в себя перспективное планирование для детей дошкольного возраста.

При написании программы мы опирались на следующие нормативные документы:

  1. Закон "Об образовании РФ"
  2. Концепция дошкольного воспитания
  3. Конвенция ООН и Всемирная декларация по проблемам детства.
  4. Федеральный закон "О пожарной безопасности"

В основу программы положены следующие принципы :

  • "позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
  • дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
  • сочетание научности и доступности материала;
  • наглядность;
  • рациональное сочетание разных видов деятельности, характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  • профессиональная компетентность педагога;
  • систематичность и последовательность. Воспитание эффективно, если оно системно;
  • принцип от близкого к далекому;
  • принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех специалистов ДОУ;
  • принцип учета региональных условий.

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

Программа предусматривает распределение работы по изучению правил пожарной безопасности в детском саду по трём направлениям :

  1. Изучение правил пожарной безопасности воспитателями и обслуживающим персоналом.
  2. Профилактическая работа с детьми
  3. Разъяснительная работа с родителями.

Профилактическая работа с детьми ведется в средних, старших и подготовительных к школе группах, изменяется только содержание, объем познавательного материала, сложность и длительность изучения. Это длительное, систематическое, целенаправленное воздействие на ребенка, так как обучение навыкам пожарной безопасности не ограничивается временными отрезками, они не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий.

1 направление. Изучение правил пожарной безопасности воспитателями и обслуживающим персоналом. (см. Приложение 2 , лист 1)

2 направление Профилактическая работа с детьми (см. Приложение 2 , лист 1)

Для ознакомления детей с правилами противопожарной безопасности используются самые разнообразные методы и приёмы: беседы, рассказ воспитателя, использование художественного слова, рассматривание наглядно-иллюстративного материала и многое другое. Для закрепления знаний, полученных детьми, можно организовать экскурсию в ближайшую пожарную часть. Художественное слово делает восприятие детей более эмоциональным, осмысленным. Ребятам загадывают загадки, знакомят их с пословицами, читают им стихотворения, рассказы.

Знания детей о правилах противопожарной безопасности расширит и усугубит использование в ходе бесед и рассказов наглядно-иллюстративного материала: диафильмов, набор картинок и фотографий с изображением пожарных во время тушения пожара.

3 направление. Разъяснительная работа с родителями (см. Приложение 2 , лист 1)

Ознакомление дошкольников с правилами противопожарной безопасности должно проводиться и в семье, только систематическая, планомерная работа в содружестве с семьёй поможет сформировать у дошкольников прочные знания о правилах противопожарной безопасности.

Практика работы показывает, что многие родители сами не в ладах с правилами противопожарной безопасности. Зачастую спички дома хранятся в доступных для детей местах. Малыши нередко имеют доступ к электронагревательным приборам, топящимся печкам, газовым плиткам. Всё это чревато серьёзными последствиями.

Педагоги используют самые разнообразные формы работы с родителями: консультации, проведение совместных с детьми досугов, оформление наглядной агитации.

Методы и приёмы, используемые в работе с детьми:

  • Беседы
  • Рассказ воспитателя
  • Чтение художественной литературы
  • Рассматривание наглядно-иллюстративного материала

Систему работы можно представить следующим образом:

знакомство дошкольников с профессией пожарного -> знакомство с причинами возникновения пожаров -> знакомство с правилами пожарной безопасности -> знакомство со средствами пожаротушения -> учить набирать телефонный номер пожарной службы -> формирование навыков общения с дежурным пожарной части в экстремальной ситуации -> формирование навыков самостоятельности, воспитание ответственного поведения.

Особенностью Программы является разработка и реализация в работе с детьми образовательных проектов, исследовательских работ:

  • проект "Обучение детей пожарной безопасности"
  • История пожарной службы
  • Зачем пожарному защитный шлем
  • Опасен ли огонь?
  • Вулканы, почему они извергаются?

и другие.

Возрастающее внимание современной педагогической психологии и практики образования к вопросам пожарной безопасности обусловлено главной особенностью современного мира - его высокой динамичностью. Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявления активности, правильное поведение в экстремальных ситуациях, например при пожаре, является основным условием спасения. Поэтому от современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов обучения дошкольников пожарной безопасности в образовательную практику, а целенаправленная работа, специально организованное обучение детей умениям и навыкам. Это важно ещё и потому, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.

Стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение навыков самостоятельности, воспитания ответственного поведения в жизни человека.

Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными личностями. Воспитывать в детях стремление к самостоятельной познавательной активности можно вне зависимости от реализуемой в детском саду программы.

Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду строится на наглядных методах. Особенно важно соблюдать этот принцип при осуществлении интеллектуального развития детей.

Развитие знаний и умений по пожарной безопасности, навыков самостоятельности, воспитания ответственного поведения в жизни человека в условиях дошкольного учреждения можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин:

  • в программах, по которым работает коллектив детского сада, определены вопросы по ознакомлению с окружающим, развитию мышления. Часто они формулируются одной фразой, не говорится о средствах и методах решения этих задач.
  • методической литературы по данному вопросу выходит недостаточно, в каждой освещаются лишь отдельные стороны работы с дошкольниками в данном направлении.
  • особенности дошкольного возраста - эмоциональное восприятие окружающего, глубина и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере понимания социальных явлений, познавательный интерес и исследовательская активность (любопытство -> любознательность -> наблюдательность => прочные знания).

Исходя из этого важно, отобрать содержание и знания, которые бы помогали активизировать работу с дошкольниками в данном направлении:

Умение вовлекать воспитанников дидактически ценной проблемой;

Учить детей ставить проблему, намечать стратегию и тактику ее решения, делать умозаключения и выводы;

Развивать детскую практику;

Проводить мониторинг знаний по пожарной безопасности дошкольников.

Важным элементом данной программы является особое использование учебного времени. Главное, чтобы ребенок заканчивал то, что начал, доводил дело до логического завершения, не бросал начатое на полпути.

Предложенная в данной программе методика работы с дошкольниками по развитию у них знаний, умений и навыков по пожарной безопасности позволит сделать реальный шаг на этом пути.

Актуальность проблемы подтвердилась проведенными мониторинговыми исследованиями среди педагогов, родителей и детей.

Цель и задачи программы

Цель программы:

  • обобщать представления о пожарной безопасности,
  • формировать навыки безопасного поведения в быту,
  • учить адекватным действиям в пожароопасных ситуациях,
  • отрабатывание правил поведения при пожаре.

Задачи программы:

  • формировать системные представления об окружающем мире, о роли и месте электрических приборов и предметов домашнего обихода в жизни человека, об использовании электричества в промышленных целях;
  • познакомить с правилами пожарной безопасности, сформировать привычку их соблюдения;
  • развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать, давать правильную оценку предметам, явлениям, нравственную оценку отношениям, поступкам;
  • углублять и расширять знания об охране жизни людей;
  • развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки.

Задачи по обучению детей пожарной безопасности в разных возрастных группах и ожидаемые результаты см. Приложение 1 , лист 1

План мероприятий по пожарной безопасности с сотрудниками см. Приложение 1 , лист 2

Тематическое планирование по возрастам см. Приложение 1 , лист 3

Система программных мероприятий

Программно-методическое обеспечение.

  1. Методическая база педагогического кабинета:
  2. Газета "Дошкольное образование" № 15 - 2002г., с. 22
  3. Газета "Дошкольное образование" № 13 - 2008г., с. 2
  4. Журнал "Дошкольное воспитание" №5 - 2006г., с. 39
  5. Журнал "Дошкольное воспитание" №4 -2007г., с.114
  6. Журнал "Ребёнок в детском саду" № 6 - 2003г., с. 40
  7. К.Нефёдова Бытовые электроприборы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей - М., издательство ГНОМ и Д, 2006 - 64с.
  8. Т.В. Потапова Беседы с дошкольниками о профессиях - М.ТЦ Сфера 2003 - 64с.
  9. Т.А.Шорыгина Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей - М., Издательство ГНОМ и Д, 2006 - 96с.

Организационное обеспечение.

Возможны изменения в организации режима занятий.

Реализация государственных интересов в области воспитания пожарной безопасности детей.

Формирование общественного сознания и гражданской позиции подрастающего поколения в области пожарной безопасности.

Проведение комплекса мероприятий по обучению пожарной безопасности в условиях дошкольного учреждения, реализация творческих проектов дошкольников.

Привлечение родителей воспитанников к участию в детско-родительских проектах.

Материально-техническое обеспечение.

В групповых помещениях детского сада оформлены мини-зоны по обучению пожарной безопасности дошкольников, оснащение которых проводится в соответствии с возрастными особенностями детей.

Проводится наглядная агитация родителей воспитанников, привлечение к воспитательно-образовательному процессу.

Механизм реализации программы

Обучение пожарной безопасности дошкольников в условия ДОУ длительный, непрерывный процесс, который предусматривает корректировку разработанных мероприятий на последующих этапах работы в зависимости от достигнутых результатов.

Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации

Заведующая детским садом и старший воспитатель осуществляют:

  • Организацию и координацию деятельности по реализации программы, согласно плана работы.
  • Контроль за проведением плановых мероприятий.
  • Отчет о реализации программы.
  • Корректировку содержания планов.
  • Методическую помощь в подготовке детских исследовательских работ и творческих проектов воспитанников.

Оценка эффективности реализации программы

Использование творческого потенциала педагогов,

Активизация работы детей, придав ей творческий характер,

Соответствие материала тематике, эффективность использования материала в воспитательно-образовательном процессе,

Проведение конкурсов по данной тематике,

Формирование творческих связей между детскими садами района.

Результаты сформированности знаний по пожарной безопасности дошкольников

Заключение

Опыт моей работы позволил сделать вывод, что в процессе совместной деятельности педагогов, детей и родителей можно успешно решать задачи формирования у дошкольников умений и навыков самостоятельной познавательной и творческой работы, появления и повышения интереса у детей к познавательной деятельности, навыков взаимодействия со взрослыми, становления личности, способной в рамках своего возраста принимать адекватные решения. Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключает авторитарную модель обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование знаний в познавательной деятельности.

Разработанная мной программа, перспективное планирование по теме на занятиях и в повседневной жизни показала свою эффективность.

Диагностика ЗУНов детей по пожарной безопасности

Людмила Ивановна Склярова
Консультация для родителей «Формирование пожарной безопасности у дошкольников»

В настоящее время безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного воспитания . При этом важно не только оберегать его от опасностей, но и формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения .

Главная цель- формировать у детей , начиная с младшего дошкольного возраста , навыки безопасного поведения в быту , на улицах, дорогах, природе; воспитывать привычку к здоровому образу жизни.

Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы :

Предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы);

Предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научиться правильно обращаться (иголка, ножницы, нож) ;

Предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты).

Из объяснений педагога ребенок должен усвоить, что предметами первой группы могут пользоваться только взрослые. Здесь как нигде уместны прямые запреты. Ребенок ни при каких обстоятельствах не должен самостоятельно зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включенным электрическим приборам. При необходимости прямые запреты могут дополняться объяснениями, примерами из литературных произведений (например, «Кошкин дом» С. Маршака, играми-драматизациями.

Для того чтобы научить детей пользоваться предметами второй группы, необходимо организовать специальные обучающие занятия по выработке соответствующих навыков (в зависимости от возраста детей) .

Проблемы безопасности детей в связи с предметами третьей группы и правила их хранения являются содержанием совместной работы педагогов и родителей .

Система работы по данной теме включает :

Создание развивающей предметно-пространственной среды – художественная литература, иллюстрации, атрибуты, игрушки. Дорожные знаки, настольно-печатные и дидактические игры, альбом по дорожному движению, номера телефонов служб;

Совместную деятельность педагога и детей – наблюдение, беседы, дидактические игры, игры-занятия, вечера досуга, конкурсы рисунков на лучшее знание чрезвычайных ситуаций и умение вести себя в них;

Работу с родителями – создание наглядного и письменного материалов (консультации , памятки, папки- передвижки и т. д., организация совместных досугов;

Взаимосвязь с работниками службы на дорогах, пожарной безопасности .

Количество пожаров от детской шалости с огнем не уменьшается. По данным пожарной охраны , каждый 6-7-й пожар возникает из-за детских шалостей; 60% пострадавших от пожара – дети , из них – дошкольники . На пожарах гибнут дети , уничтожаются материальные ценности. Чем это можно объяснить? Во-первых, родители мало обучают детей правилам пожарной безопасности , а во-вторых, в ДОУ еще недостаточно внимания уделяется ознакомлению дошкольников с правилами дорожной безопасности .

Установлено, что дети очень часто проявляют интерес к огню именно тогда, когда не находят какого-либо занятия, когда взрослые не интересуются их играми или отсутствуют дома. Поэтому следует снова и снова возвращаться к этой теме.

Противопожарная безопасность - одна из обязательных составляющих среды, в которой растёт и воспитывается ребёнок. Она включает в себя требования к устройству помещения и противопожарную грамотность взрослых - поведение, снижающее риск возникновения пожаров , и навыки, необходимые для действий в экстремальных ситуациях.

Правильное поведение в экстремальных ситуациях, например, при пожаре , является основным условием спасения. Испытывая чувство страха, человек следует не голосу разума, а инстинктам. Взрослый может впасть в панику, а первая реакция ребёнка - спрятаться от опасности, не видеть её. Дети прячутся под кровати, в шкафы и т. п. - места, откуда их трудно спасти. Поэтому важно не просто рассказать о противопожарной безопасности , но отработать до автоматизма правила поведения при пожаре . Только конкретные эмоционально окрашенные занятия и игровые упражнения способны оставить след в сознании ребёнка.

Работа по формированию основ пожарной безопасности проводится в три этапа :

1 Этап. Формировать у детей интерес к проблемам собственной безопасности . Для этого нужно создавать предметную среду, включающая яркие игрушки, эстетичную атрибутику, дидактические и настольно-печатные игры и др. Ежемесячно работу по включать в календарный план, знания и умения закреплять в свободной деятельности через различные игры, театрализованную и изодеятельность.

Как свидетельствуют наблюдения, для детей достаточно нескольких занятий, чтобы дети усвоили основные правила пожарной безопасности и научились правильно действовать при возникновении пожара .

Проведение занятий целесообразно сопровождать показом открыток, картин, плакатов, рассказом о «добрых» и «злых» делах огня. Необходимо напомнить, что неумелое обращение со спичками может привести к пожару , можно показать макет спичечной коробки со спичками, объяснить их устройство и назначение. Занятие нужно построить так, чтобы убедить детей в небезопасности спичек в их руках и в то же время не возбудить нездоровый интерес.

2 Этап. Формировать основы пожарной безопасности , положительное отношение к правилам поведения дома и правилу «Нельзя!»

Здесь следует помнить, что запретами невозможно избежать несчастных случаев. Нужно стремиться не запрещать, а помочь детям в их «исследованиях» , дать им исчерпывающие знания. Для этого не только проводятся специально организованные занятия, но происходит знакомство детей с трудом, например, повара, когда они узнают, насколько опасно воздействие высоких температур, открытого огня, если не принять меры предосторожности.

На занятиях дети знакомятся с правилами эксплуатации электроприборов и телевизоров. Так, во время беседы на тему «Наш дом» фигурируют вопросы : «Почему телевизор можно смотреть только со взрослыми? Почему без взрослых нельзя пользоваться утюгом?»

На данном этапе используется системный подход, суть которого заключается в том, что работа ведется по всем разделам программы, формируя у детей :

Личностные качества- дисциплинированность, культуру поведения, выдержку, внимание;

Определенные знания и умения – ориентировки в пространстве, пользования различными бытовыми приборами, поведения при возникновении пожара .

В работе используются различные формы и методы , такие, как конкурсы личного и командного первенства, игры-эстафеты, проблемные ситуации, творческие игры, в которых дети выполняют роли пожарных , спасателей, попавших в беду людей. Для проведения сюжетно-ролевых игр имеются игрушки-модели : утюги, плиты.

Внимание обращается на беспрекословное выполнение правил противопожарной безопасности , а также правила «Нельзя!» .

«Нельзя» :

Брать спички и играть с ними, жечь бумагу и другие предметы, переносить огонь;

Разжигать без взрослых огонь, включать газовые и электрические приборы; брать горящие угли;

Класть игрушки и другие предметы на горячие плиты и электроприборы.

3 Этап. Формировать правила пожарной безопасности ; расширять знания детей о борьбе с огнем; воспитывать ответственное отношение к своей безопасности .

С детьми 6-7 лет знакомятся с причинами возникновения пожара , правилами поведения в этом случае, способами тушения, трудом пожарников . Можно проводить экскурсию в пожарную часть , где инспектор детей с пожарной техникой , экипировкой пожарных и средствами тушения пожара . Нужно рассказать, почему при пожаре нельзя прятаться в укромные места (так как это характерно для детей дошкольного возраста , а нужно немедленно постараться выйти из помещения; позвать на помощь взрослых; как погасить маленький огонь песком, водой или ковриком; как вывести из такого помещения других детей; как набрать номер телефона пожарной части , правильно назвать адрес и свое имя. Знание этого номера следует закреплять в ходе игры, когда дети, пользуясь игрушечным телефоном, учатся вызывать пожарную команду .

Педагогам следует помнить о том, противопожарная пропаганда должна соответствовать возрастным особенностям детей и не содержать «шоковой» информации .

Неоднократное повторение одних и тех же действий в игровых ситуациях, закрепление полученных знаний во время бесед, художественно-продуктивной деятельности способствуют формированию поведения в быту .

К сожалению, пока не существует такого единого свода правил, в котором все правила поведения и меры безопасности были бы собраны и популярно изложены. Но есть хорошее пособие (Авдеева Н. Н., Князева О. Л, Стеркина Р. Б. «Безопасность » , восполняющее этот дефицит, может быть полезно педагогам и родителям , как направленное на формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здоровом образе жизни. В нём изложены несколько игр по формированию правил пожарной безопасности , а также работа в специальных рабочих тетрадях.

Игра № 1 «Пожар »

Цель : познакомить детей с номером телефона «01» , по которому надо звонить в случае пожара .

Материал : цветные карандаши (фломастеры, тетрадь 1.

Напомните детям наиболее яркие сюжеты из литературных произведений (например, «Кошкин дом» С. Маршака) или придуманные самими детьми истории на занятиях по теме «Пожароопасные предметы » . Предложите открыть страницу альбома с номером телефона «01» . Спросите детей, чей это номер и что изображено на картинке. Работа с рабочей тетрадью (тетрадь 1) . Задание 9. Попросите детей дорисовать ситуацию, в которой действуют пожарные . По окончании работы поинтересуйтесь у детей, почему они изобразили на своих рисунках те или иные объекты. Пусть они расскажут, что они хотели нарисовать и по какой причине, по их мнению, произошел изображенный ими пожар .

На заметку родителям : все вместе обсудите варианты рисунков. Для лучшего запоминания номера телефона предложите ребятам выучить следующее стихотворение :

Сам не справишься с пожаром ,

Этот труд не для детей.

Не теряя время даром,

«01» звони скорей.

Набирай умело,

Чтоб не все сгорело!

(Л. Зильберг)

Используя различные варианты рисунков детей, постарайтесь дать советы, как следует себя вести при пожаре :

Если пожар небольшой - его можно затушить водой или накрыть плотным одеялом;

Нельзя тушить водой горящие электроприборы;

Нельзя прятаться в дальних углах, под кроватями, за шкафом - опасен не только огонь, но и дым;

Нельзя оставаться в помещении, где начался пожар , а надо быстро уйти и звать на помощь взрослых. Спросите детей :

Люди какой профессии борются с пожарами ?

Как они это делают и что им для этого нужно?

Как выглядит пожарный ?

Кто назовет предметы, необходимые для тушения пожара ?

Игра №2. «Игровая ситуация.»

С помощью игры предложите детям следующий алгоритм поведения :

Если в доме что-то загорелось- быстро уйти или выбежать из комнаты или квартиры, рассказать об этом взрослым и просить их позвонить по телефону «01» , маме на работу; позвонить из телефона-автомата по телефону «01» и сказать, что у вас в доме пожар , при этом обязательно надо назвать свой домашний адрес.

Если в квартире (доме) много дыма - низко пригнувшись, двигаться к двери, прикрывая нос и рот мокрым платком, полотенцем; загорелась одежда - падать и, катаясь, сбивать огонь. _

Консультация для воспитателей в детском саду ДОУ

«Формирование основ пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста»

Волоконская С.И., воспитатель МБДОУ Д/С №21 «Сказка» г. Старый Оскол, Белгородская область

Ежедневно работники МЧС России получают тревожные сводки о пожарах, наводнениях и других чрезвычайных ситуациях, жертвами которых становятся наши дети. Печальная статистика говорит о том, что ежегодно в Российской Федерации происходит 250 тыс. пожаров, на которых погибает более 14 тыс. человек, причем 5% от общего числа - дети.

Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребёнка чувств опасности перед огнём, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями помогающими предупредить загорания или сориентироваться в сложной ситуации пожара.

В нашем детском саду в этом направлении ведется большая работа: разработана нормативно-правовая база, мы собираем дидактический материал, разрабатываем пособия, мастерим своими руками развивающие игры, организуем совместную деятельность (праздники и развлечения с участием детей и родителей, тематические беседы, экскурсии) .

Нами в соответствии с возрастом детей и требованиями программы созданы уголки пожарной безопасности. В них оформлены макеты: домов, пожарных машин, телефон с номером «01», огнетушители, форма пожарного. Дети по желанию могут самостоятельно организовать игру.

Дети старшей группы уже имеют определенное количество знаний и представлений об окружающем. Поэтому основным направлением работы является интеллектуально-игровая деятельность в виде занимательных игр, логических задач, головоломок, кроссвордов, развивающих сообразительность, внимание, самостоятельность.

Знания детей по правилам пожарной безопасности будут эффективными лишь в том случае, если теория тесно связана с практикой. Самым действенным методом доведения до детей элементарных правил является игра, в которой они сами участвуют. Увлекаясь ею, дети усваивают основные требования правил, расширяют знания детей о правилах пожарной безопасности в повседневной жизни, которые помогут избегать несчастья, учатся правильно действовать во время пожара, если рядом нет взрослых, знакомятся с предметами тушения.

Работа детского учреждения по усвоению детьми правил пожаробезопасного поведения может быть эффективной только при условии его сотрудничества в этом вопросе с родителями. При организации такого сотрудничества мы стремимся к тому, чтобы оно не носило декларативный и назидательный характер. Понимали, если работа будет сведена к призывам соблюдать правила пожарной безопасности, выполненных в виде текстов на стендах, а также ограничена чтением докладов на традиционных собраниях с родителями, вряд ли такая работа может быть эффективной. Мы построили свой контакт с семьями воспитанников таким образом, что родители, из пассивно принимающих информацию, становились активнодействующими, в процессе ее усвоения, ведь пассивность родителей проистекает не из предложенного содержания (ведь речь идет о жизни их детей) , а неумело избранной формы обучения.

Проводили с родителями беседы на тему детской шалости с огнем, действий при возникновении пожара и опасности нахождения детей без присмотра. Изготовили для родителей памятки: «Если в доме пожар», «Ваши действия в случае возникновения пожара; буклеты «Пожарная безопасность». Изготовили ширмы, папки-передвижки «Если возник пожар», «Загадки. Пословицы. Поговорки о пожаре», «Самые разрушительные пожары в истории человечества».

Родители оказывали нам помощь в изготовлении пожарного реквизита, подготовке наглядного материала для занятий с детьми, оформлении стендов с детскими работами на противопожарную тему.

Старшая группа - это возраст активного познания мира. Появляется интерес к осознанному просмотру телепередач, и не всегда адресованных этому возрасту. Зачастую детям этого возраста дают смотреть телевизор не в присутствии взрослых, и ребенок может увидеть пугающие сцены пожара, гибели на пожаре. Это не способствует формированию безопасного поведения. Такие сцены оседают в памяти как безотчетно-пугающие. Поэтому, мы, воспитатели, проводим с родителями ряд бесед, консультаций, что не рекомендуется смотреть детям 5-6лет. В этом возрасте общение с книгой приобретает активный характер - ребенок не только слушает, как ему читают, но и пытается читать сам, оценивает иллюстрации. Культура семейного чтения адресована во многом именно «подготовишкам»: у них уже значительно развит словарный запас, они способны оперировать понятиями, делать выводы. Они любят обсуждать прочитанное. У шестилеток появляется интерес к коллективной и соревновательной деятельности - им нравится разгадывать ребусы, шарады на тему пожарной безопасности вместе с родителями.

Дошкольное учреждение, объединяя воспитанников, воспитателей и родителей, придавая обучению систематизированный и социальный характер, оказывает наиболее глубокое влияние на детей. Поэтому привитие детям навыков пожаробезопасной жизнедеятельности должно стать нормой дошкольной жизни и раздел «Пожарная безопасность» должен изучаться со всей серьезностью, ведь те азы, которые впитывают дошкольники, остаются у них на всю жизнь, а это значит, мы выполним главную задачу - охрану жизни детей.

Список используемой литературы:

  1. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009, - 144 с.
  2. Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации / авт. -сост. О. В. Чермашенцева. - Волгоград: Учитель, 2010. - 207 с.
  3. Шорыгина Т. А. Беседы об основах безопасности с детьми 5 - 8 лет. - М. : ТЦ Сфера, 2009. - 80 с. - (Вместе с детьми)

Ежегодно в Российской Федерации происходит 250 тысяч пожаров, во время которых погибает более 14 тысяч человек, в том числе 800 детей. Часто виновниками несчастных случаев и их жертвами становятся дети. Многие дети не обладают достаточным багажом знаний и навыков для обеспечения безопасности при обращении с огнем и огнеопасными материалами, не способны предусмотреть опасные последствия своих действий. Поэтому правилам поведения в экстремальных ситуациях, навыкам борьбы за собственную жизнь следует обучать с дошкольного возраста.

Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности.
Основной целью работы в ДОУ является реализация государственной политики и требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области пожарной безопасности в детском саду.
Для достижения намеченной цели решаются следующие задачи:
- систематическое изучение наиболее вероятных причин возникновения пожаров;
- формирование у детей представлений об опасных и вредных факторах, возникающих во время пожара;
воспитание навыков адекватного поведения в различных пожароопасных ситуациях;
- формирование сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
- внедрение в педагогическую практику современных педагогических технологий в области основ безопасности жизнедеятельности;
- информирование и вовлечение родителей в профилактические противопожарные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в ДОУ;
- организация мониторинга качества образования по образовательной области «Безопасность»; организация работы с педагогами по распространению передового опыта.
Вся образовательная работа строится по трем модулям:
- Работа с детьми.
- Работа с педагогами.
- Работа с родителями.

В работе с детьми используются разнообразные формы и методы организации образовательной деятельности, которые позволяют раскрыть субъективный опыт ребенка. Создается атмосфера заинтересованности каждого ребенка в группах. Создаются ситуации общения, позволяющие детям проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах выполнения заданийа.

Беседа медсестры ДОУ помогает детям освоить основные действия при оказании первой медицинской помощи (элементарные действия при ожогах).

Необходимо, чтобы дети знали, что нужно делать, если пожар произошел в квартире, конкретно разобрать действия: где, в какой из комнат, потому что из этого нужно рассчитывать свои действия.

В своей работе педагоги ДОУ используют специально организованные образовательную деятельность, исследовательскую деятельность (опыты, практические упраж­нения), ознакомление с правилами пожарной безопасности через про­изведения художественной литературы, игровую деятельность (дидактические, сюжетные, самодеятель­ные игры); органицию тематических конкурсы поделок и детских рисун­ков. Большой интерес вызывают развлечения, досуги, активные формы работы (презентации, проекты).

Внимание детей обращается на беспрекословное выполнение правил пожарной безопасности, а также правила «Нельзя!»:

- брать спички и играть с ними, жечь бумагу и другие предме­ты, переносить огонь;

- разжигать без взрослых огонь, включать газовые и электри­ческие приборы;

-брать горящие угли;

-класть игрушки и другие предметы на горячие плиты и электроприборы.

«Работа с педагогами» направлена на повышение компетентности педагогов по проблеме внедрения и использования в процессе новых технологий по воспитанию культуры и обучению основам пожарной безопасности воспитанников.

На базе ДОУ были организованы консультации для педагогов по темам: «Основные направления работы по основам пожарной безопасности», «Ознакомление детей с вредными и опасными факторами во время пожара», результатом которых были разработаны циклы развивающих игр по пожарной безопасности: «Опасности при использовании электроприборов», «Опасные ситуации» и др.

«Работа с родителями».

В рамках работы с родителями используются как традиционные так и нетрадиционные, активные формы работы. Проведены консультации с родителями, на которых рассматривались вопросы по формированию у детей основ пожарной безопасности.

Разработаны анкеты: «Чтобы не было беды», «Что нужно знать каждому о пожарной безопасности!», «Если в доме пожар», «Уроки выживания при пожаре» и др.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация