Комментарий к статье 194. «Это необязательно сексизм»: Google против манифеста сотрудника об отличиях женщин от мужчин. а) группой лиц по предварительному сговору

Главная / Авто

Уголовный кодекс, N 63-ФЗ | ст. 194 УК РФ

Статья 194 УК РФ. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (действующая редакция)

1. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) утратил силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;

в) утратил силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;

г) в особо крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:

а) должностным лицом с использованием своего служебного положения;

б) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, -

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой, -

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

Примечание. Уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей за товары, перемещенные через таможенную границу Евразийского экономического союза, в том числе в одной или нескольких товарных партиях, превышает два миллиона рублей, а в особо крупном размере - шесть миллионов рублей.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере, – наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Ч. 2 ст. 194 УК РФ

То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) утратил силу. – Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;

в) утратил силу. – Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;

г) в особо крупном размере, – наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Ч. 3 ст. 194 УК РФ

Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:

а) должностным лицом с использованием своего служебного положения;

б) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, – наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового.

Ч. 4 ст. 194 УК РФ

Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой, – наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

Примечание.

Уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей за товары, перемещенные через таможенную границу Евразийского экономического союза, в том числе в одной или нескольких товарных партиях, превышает два миллиона рублей, а в особо крупном размере – шесть миллионов рублей.

Комментарий к ст. 194 УК РФ

Комментарий под редакцией Есакова Г.А.

1. Предмет преступления – таможенные платежи. К ним относятся (ст. 70 Таможенного кодекса Таможенного Союза): ввозная таможенная пошлина; вывозная таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию; акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию. Таможенные сборы также относятся к таможенным платежам, однако вследствие добровольности их уплаты они не могут являться предметом этого преступления.

Налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество. Таможенные пошлины, налоги исчисляются декларантом или иными лицами, ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов, самостоятельно.

2. Объективная сторона преступления характеризуется бездействием – неуплатой таможенных платежей в крупном размере (свыше 1 млн. руб. для физических лиц и 2 млн. руб. для организаций).
Способы уклонения от уплаты таможенных платежей могут быть любыми: занижение стоимости перемещаемых товаров, сокрытие товаров, неверное указание таможенного режима, страны происхождения товаров и т.п.

3. В случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги в принудительном порядке. В связи с этим не позднее 10 дней со дня обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей направляют плательщику требование об уплате таможенных платежей. Срок исполнения требования об уплате таможенных платежей составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 календарных дней со дня получения требования. В случае неисполнения указанного требования таможенные органы принимают меры по принудительному взысканию таможенных платежей.

Преступление считается оконченным с момента истечения сроков, установленных для уплаты таможенных платежей.

4. Ответственность за уплату таможенных платежей несет декларант – лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары. Если декларирование производится таможенным брокером, он является ответственным за уплату таможенных пошлин и налогов.

5. Квалификацией по п. “б” ч. 3 ст. 194 УК охватывается нанесение лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, побоев, совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, умышленное причинение легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью (ч. 1 ст. 111 УК).

Комментарий к статье 194 Уголовного кодекса РФ

Комментарий под редакцией Рарога А.И.

1. Преступление нарушает отношения в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенного контроля, которые регулируются нормами российского права (см. комментарий к ст. 188 УК). Дополнительно нарушаются финансовые отношения в части формирования государственного бюджета.

2. Предмет преступления – таможенные платежи и таможенные сборы. Таможенные платежи включают:

а) ввозную таможенную пошлину;

б) вывозную таможенную пошлину;

в) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

г) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

д) таможенные сборы (ст. 318 ТК).

К таможенным сборам относятся:

а) таможенные сборы за таможенное оформление;

б) таможенные сборы за таможенное сопровождение;

в) таможенные сборы за хранение (ст. 357.1 ТК).

Таможенные платежи взимаются в соответствии с Законом РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 “О таможенном тарифе” (с последующими изменениями и дополнениями), нормами ТК и НК за перемещение товаров через таможенную границу и являются обязательным условием ввоза и вывоза товаров. Кроме того, могут быть установлены специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины при ввозе в целях защиты экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли (ст. 318 ТК, Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ “О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров”).

3. Преступление характеризуется бездействием – неуплатой таможенных платежей в крупном размере. При пересечении таможенной границы любыми способами, в том числе при пересылке в международных почтовых отправлениях, использовании трубопровода и линий электропередач, законами и подзаконными актами РФ предусматривается обязательная уплата таможенных платежей в определенные сроки. Уклонение от исполнения этой обязанности образует признаки объективной стороны анализируемого преступления. Способы уклонения могут быть различными, например занижение таможенной стоимости перемещаемых товаров, сокрытие товаров, представление недостоверных сведений о стране, из которой импортируется товар, о льготах и т.д. Крупным размером считается сумма неуплаченных таможенных платежей, превышающая 3 млн. руб. (примечание к ст. 194 УК). Неуплата таможенных платежей на меньшую сумму будет рассматриваться как административное правонарушение (ст. 16.22 КоАП). Преступление признается оконченным с момента истечения сроков, установленных для платежей.

4. Преступление совершается с прямым умыслом.

5. Субъект преступления – лицо, достигшее возраста 16 лет, обязанное уплатить таможенные платежи: декларант (частное лицо или таможенный брокер) или иные лица (перевозчик товара, работники таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и т.д. – ст. ст. 16 и 126 ТК).

6. Часть 2 ст. 194 УК содержит два квалифицирующих признака:

а) совершение деяния группой лиц по предварительному сговору;

б) совершение преступления в особо крупном размере. Понятие группы лиц, совершивших преступление по предварительному сговору, дается в ст. 35 УК, особо крупного размера – в примечании к ст. 194 УК: сумма неуплаченных платежей, превышающая 36 млн. руб.

Комментарий к статье 194 УК РФ

Комментарий под редакцией А.В. Бриллиантова

Объект преступления – установленный порядок осуществления внешнеэкономической деятельности и уплаты таможенных платежей.

Товары при перемещении через таможенную границу Российской Федерации подлежат обложению таможенными платежами, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.

Согласно ст. 70 Таможенного кодекса Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 200 9 г. N 17) к таможенным платежам относятся:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза;

4) акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза;

5) таможенные сборы.

В соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза и (или) законодательством государств – членов Таможенного союза могут устанавливаться специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, которые к таможенным платежам не относятся и не являются предметом рассматриваемого преступления.

Особенности уплаты таможенной пошлины в отношении товаров для личного пользования также установлены гл. 49 Таможенного кодекса.

Ставки таможенных пошлин подразделяются на следующие виды:

1) адвалорные – установленные в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

2) специфические – установленные в зависимости от физических характеристик в натуральном выражении (количества, массы, объема или иных характеристик);

3) комбинированные – сочетающие виды, указанные в подп. 1 и 2).

В соответствии со ст. 72 ТК таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, а также за совершение иных действий, установленных настоящим Кодексом и (или) законодательством государств – членов Таможенного союза. Виды и ставки таможенных сборов устанавливаются законодательством государств – членов Таможенного союза.

Порядок исчисления таможенных платежей, основания возникновения обязанности по их уплате, а также сроки их уплаты определяются указанным Таможенным кодексом, Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации” (в ред. от 6 декабря 2011 г.), Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 718 “О Таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности”, Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2003 г. N 718 “Об утверждении Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования” и другими нормативными актами.

Объективная сторона преступления выражается в бездействии – уклонении от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, последствии в виде крупного размера, причинной связи.

Под уклонением понимается полная или частичная неуплата таможенных платежей. Способы уклонения в диспозиции комментируемой статьи не указаны. Они могут быть разнообразными (например, представление подложных документов, подтверждающих факт уплаты таможенных платежей; простая неуплата таможенных платежей).

Деяние является оконченным в момент фактической неуплаты таможенных платежей в крупном размере в срок, установленный действующим законодательством. Состав преступления материальный.

В соответствии с примечанием к данной статье уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей за товары, перемещенные через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, в том числе в одной или нескольких товарных партиях, превышает один миллион рублей, а в особо крупном размере – три миллиона рублей.

Крупный размер может образовываться в результате неуплаты нескольких видов таможенных платежей, которая охватывалась единым умыслом.

Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что уклоняется от уплаты таможенных платежей в крупном размере, и желает этого.

Субъект преступления специальный – физическое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет, ответственное за уплату таможенных платежей.

Квалифицирующие признаки, предусмотренные ч. ч. 2 – 4 рассматриваемой статьи, предполагают уголовную ответственность за то же деяние, совершенное:

1) группой лиц по предварительному сговору (см. комментарий к ст. 35 УК РФ);

2) в особо крупном размере (см. примечание к настоящей статье);

3) должностным лицом с использованием своего служебного положения. Понятие должностного лица определено в примечании к ст. 285 УК РФ Применительно к рассматриваемой норме под таковыми следует понимать, в частности, должностных лиц таможенных органов, уполномоченных на проведение таможенного контроля, таможенного досмотра и осмотра, а также должностных лиц иных органов, привлекаемых для выполнения указанных функций либо проведения таможенной проверки. К данной категории также следует отнести и должностных лиц, освобожденных от таможенного контроля. Для вменения указанного признака необходимо установить, что должностное лицо использовало свои полномочия именно для уклонения от уплаты таможенных платежей;

4) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль. Под насилием следует понимать любое физическое воздействие (например, с нанесением ударов, связыванием) на лицо, осуществляющее таможенный или пограничный контроль, с целью принудить его не препятствовать совершению действий, направленных на уклонение от таможенных платежей, либо устраняя в его лице такое препятствие. Применение насилия (за исключением убийства и причинения тяжкого вред здоровью) охватывается составом, предусмотренным п. “б” ч. 3 ст. 194 УК РФ, и дополнительной квалификации по статьям, предусматривающим ответственность за преступление против личности, не требует. В случае причинения тяжкого вреда здоровью либо убийства лиц, осуществляющих таможенный или пограничный контроль, содеянное квалифицируется по совокупности с ч. 2 ст. 105 либо соответствующей части ст. 11 УК РФ;

5) организованной группой (см. примечание к ст. 35 УК РФ).

Видео о ст. 194 УК РФ

1. уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере, -
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. То же деяние, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) пункт утратил силу с 11 декабря 2003 года - Федеральный закон от 8 декабря 2003 года N 162-ФЗ;
в) пункт утратил силу с 11 декабря 2003 года - Федеральный закон от 8 декабря 2003 года N 162-ФЗ;
г) в особо крупном размере, -
наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:
а) должностным лицом с использованием своего служебного положения;
б) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, -
наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой, -
наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

Примечание. Уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей за товары, перемещенные через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, в том числе в одной или нескольких товарных партиях, превышает один миллион рублей, а в особо крупном размере - три миллиона рублей.

Комментарий к статье 194 УК РФ

1. Предмет преступления - таможенные платежи. К ним относятся:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

5) таможенные сборы.

Таможенные пошлины, налоги исчисляются декларантом или иными лицами, ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов, самостоятельно.

2. Объективная сторона преступления характеризуется бездействием - неуплатой таможенных платежей в крупном размере. Способы уклонения от уплаты таможенных платежей могут быть любыми:

Занижение стоимости перемещаемых товаров;

Сокрытие товаров;

Неверное указание таможенного режима, страны происхождения товаров и т.п.

При ввозе товаров таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия. При вывозе товаров таможенные пошлины должны быть уплачены не позднее дня подачи таможенной декларации, если иное не установлено Таможенным кодексом Таможенного союза.

3. Преступление считается оконченным с момента истечения сроков, установленных для платежей.

4. Ответственность за уплату таможенных платежей несет декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары. Если декларирование производится таможенным брокером, он является ответственным за уплату таможенных пошлин и налогов.

5. Если имели место признаки уголовно наказуемой контрабанды, то привлечение к ответственности по ст. 188 УК охватывает факт неуплаты таможенных платежей и дополнительной квалификации по ст. 194 при этом не требуется.

Другой комментарий к статье 194 Уголовного Кодекса РФ

1. Диспозиция статьи бланкетная. Помимо Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (ред. от 06.12.2011) порядок уплаты таможенных платежей определяется рядом нормативных актов, например Таможенным кодексом Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17 (ред. от 16.04.2010), Законом РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе" (в ред. от 06.12.2011), Постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 N 191 "Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из РФ" и др.

Непосредственный объект - экономические и финансовые интересы Российской Федерации.

Предмет преступления - таможенные платежи.

В соответствии со ст. 70 Таможенного кодекса Таможенного союза к таможенным платежам относятся: таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость; акцизы; таможенные сборы.

Конкретные размеры каждого из указанных платежей устанавливаются действующим законодательством.

2. Объективная сторона характеризуется деянием в форме бездействия и состоит в уклонении от уплаты любого из таможенных платежей, взимаемых с организаций или физического лица и составляющих предмет настоящего преступления в крупном размере.

В примечании к комментируемой статье указывается, что уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если стоимость неуплаченных таможенных платежей, взимаемых с физического лица, превышает 1 млн. руб., а организации - 2 млн. руб. Таможенные платежи уплачиваются до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации. Следовательно, преступление следует считать оконченным с момента принятия таможенной декларации.

3. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновный осознает, что уклоняется от уплаты таможенных платежей в крупном размере, и желает так действовать.

4. Субъект преступления - специальный. Это физическое лицо, вменяемое, обязанное уплачивать таможенные платежи.

5. Ответственность усиливается при наличии квалифицирующих признаков, предусмотренных ч. 2 данной статьи: совершение преступления группой лиц по предварительному сговору (ст. 35 УК РФ); уклонение от уплаты платежей в особо крупном размере (согласно примечанию эта сумма должна превышать для физических лиц 3 млн. руб., с организации - 10 млн. руб.).

В ч. 3 предусмотрена повышенная ответственность должностных лиц и при применении насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль. В ч. 4 комментируемой статьи ответственность усилена для участников организованной группы.

Определяя предмет преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ, нельзя не согласиться с Н.И. Коржанским, наиболее полно изложившим учение об этом правовом институте. "Предмет преступления" - это конкретный материальный объект, в котором проявляются определенные стороны, свойства общественных отношений (объект преступления), путем физического или психического воздействия на который причиняется социально опасный вред в сфере этих общественных отношений <*>.

<*> Коржанский Н.И. Объект и предмет уголовно-правовой охраны. М.: Академия МВД СССР, 1980. С. 99 - 104.

Следует отметить, что предмет уклонения от уплаты таможенных платежей характеризуется качественными и количественными признаками. Качественные признаки состоят в том, что предметом преступления являются таможенные платежи, определяемые в ст. 318 Таможенного кодекса РФ как "таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы, сборы на выдачу лицензий, плата и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами РФ". Согласно ст. 319 Таможенного кодекса РФ "таможенная пошлина - платеж, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза", также в этой статье говорится: "...налоги - налоги, взимание которых возложено на таможенные органы РФ" <*>.

<*>

Рассматриваемое нами деяние нарушает положения ст. 57 Конституции РФ, гласящей: "Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы" <*>.

<*> Конституция Российской Федерации (Основной закон). М.: Кодекс, 2003. С. 34.

Количественный признак предмета выражается в сумме неуплаченных таможенных платежей. Признаком предмета состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 194 УК РФ, является крупный размер. В соответствии с примечанием к ст. 194 УК РФ под крупным размером следует понимать уклонение, при котором сумма неуплаченных таможенных платежей превышает пятьсот тысяч рублей. Дополнительным количественным признаком является особо крупный размер (ч. 2 ст. 194 УК РФ), определенный в примечании к статье в сумме один миллион пятьсот тысяч рублей. При отсутствии крупного размера уклонение от уплаты таможенных платежей не образует состава преступления, а квалифицируется как административное правонарушение в зависимости от обстоятельств дела.

Общественные отношения в сфере деятельности таможни представляют собой образование, состоящее из участников и предмета отношений. Их специфичность обусловлена содержанием таможенного дела. Участниками этих отношений, с одной стороны, выступают таможенные органы, которые, выполняя возложенные на них функции, "взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи, осуществляют и совершенствуют таможенный контроль и таможенное оформление" <*>.

<*> Таможенный кодекс Российской Федерации. М.: Инфра-М, 2005. С. 178.

В ч. 1 ст. 194 УК уточняются "адресаты" неуплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенных в крупном размере. Понятие "организация" в данном случае употребляется в широком смысле слова. Имеются в виду предприятия, организации и учреждения, вступающие в таможенные правоотношения. Такой вывод вытекает из сопоставления с другим субъектом уклонения - физическим лицом.

При описании предмета преступления законодатель пользуется обобщенным понятием "таможенные платежи". Его содержание раскрывается в ст. 318 ТК РФ, в соответствии с которой под таможенными платежами понимаются таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы, сборы за выдачу лицензий, плата и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами. Статья 110 ТК РФ конкретизирует это понятие. В ней перечисляются все виды таможенных платежей, уплачиваемых при перемещении через таможенную границу и в других случаях, предусмотренных Таможенным кодексом. К ним относятся:

  1. таможенная пошлина;
  2. налог на добавленную стоимость;
  3. акцизы;
  4. сборы за выдачу лицензий таможенными органами и возобновление действия лицензий;
  5. сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата;
  6. таможенные сборы за таможенное оформление;
  7. таможенные сборы за хранение товаров;
  8. таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров;
  9. плата за информирование и консультирование;
  10. плата за принятие предварительного решения;
  11. плата за участие в таможенных аукционах.

Первой среди таможенных платежей законодатель называет таможенную пошлину. Дефиницию таможенной пошлины Таможенный кодекс Российской Федерации и Закон "О таможенном тарифе" формулирует в самых общих чертах. В ст. 319 ТК РФ она определяется как "платеж, взимаемый таможенными органами Российской Федерации при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза" <*>. Однако надо иметь в виду, что не весь трансграничный оборот подлежит обложению таможенной пошлиной. Некоторые виды товара освобождаются от ее уплаты. Если же согласно таможенно-тарифному законодательству товар или транспортное средство подлежат обложению таможенной пошлиной, то они могут быть перемещены через таможенную границу только после ее уплаты <**>.

<*> Таможенный кодекс Российской Федерации. М.: Инфра-М, 2005. С. 178.
<**> Гамраев Ю. Злоупотребления в таможне - коррупция или обусловленная практика? // Российская юстиция. 2004. N 5. С. 34 - 36.

Таможенная пошлина по существу представляет собой одну из разновидностей косвенных налогов, которой облагается внешнеторговый оборот товаров в связи с их перемещением через таможенную границу. Она обладает всеми основными налоговыми характеристиками.

Рассматриваемая пошлина может быть классифицирована по различным основаниям. По объекту взимания выделяются ввозные (импортные) и вывозные (экспортные) пошлины. По способу взимания различаются адвалорные, специфические и комбинированные (смешанные). Адвалорная пошлина устанавливается в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров, специфические - взимаются с единицы облагаемого товара; комбинированные (смешанные) - сочетают в себе адвалорный и специфический принципы обложения <*>.

<*> Козырин А. Особенности таможенных режимов // Журнал российского права. 2003. N 7. С. 88 - 91.

Способ введения позволяет выделить автономные и договорные (конвенционные) пошлины. Первые устанавливаются государством самостоятельно, вторые являются результатом международных соглашений.

Сезонные пошлины преследуют цель оперативного регулирования Правительством РФ ввоза и вывоза товаров. Их срок действия не может превышать шести месяцев в году.

К особым видам пошлин, применяемым к ввозимым товарам, согласно ст. 7 Закона "О таможенном тарифе" в целях защиты экономических интересов Российской Федерации относятся: специальные (реторсионные), антидемпинговые и компенсационные.

Кроме того, Законом "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" предусмотрена возможность ограничения импорта посредством введения импортной квоты или иных мер. К таким мерам, в частности, относится установление дополнительной импортной пошлины.

Вторым видом таможенных платежей в Законе указан налог на добавленную стоимость (НДС). Согласно ст. 112 ТК РФ "применение налога на добавленную стоимость к товарам, ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации и вывозимым с этой территории, осуществляется в соответствии с Кодексом и Законом Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость".

При решении вопроса об уголовной ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей в виде налога на добавленную стоимость необходимо учитывать, что по большому числу товаров предоставляется освобождение от уплаты НДС.

Акцизы как вид таможенных платежей в таможенном законодательстве не раскрываются. Согласно ст. 113 ТК РФ применение акцизов к товарам, ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации и вывозимым с этой территории, осуществляется в соответствии с Таможенным кодексом и Законом Российской Федерации "Об акцизах". Положения указанных законодательных актов детализированы в Инструкции Государственной налоговой службы. Кроме того, порядок исчисления акцизов с товаров, перемещаемых через российскую таможенную границу, установлен Временной инструкцией "О взимании таможенных платежей", которую, однако, следует применять с учетом изменений, содержащихся в более поздних нормативных актах <*>.

<*> Иванова С.Ю. Уголовно-правовая охрана деятельности таможенных органов России. Ульяновск, 2000. С. 110 - 114.

Ставки акцизов по подакцизным товарам (за исключением подакцизных видов минерального сырья), в том числе и ввозимым на таможенную территорию России, являются едиными на всей ее территории и устанавливаются федеральным законом. Они могут выражаться: а) в процентах к объекту налогообложения (так, в соответствии с п. 2 ст. 3 Закона "Об акцизах" объектом налогообложения ввозимых в Россию товаров является их таможенная стоимость, увеличенная на сумму таможенной пошлины и таможенных сборов за таможенное оформление); б) в рублях за единицу товара (специфические ставки; в этом случае объектом налогообложения является весь объем ввозимых товаров в натуральном выражении); в) в комбинированных ставках, сочетающих два предыдущих вида обложения. Законодатель, исходя из экономической целесообразности, может устанавливать те или иные виды акцизов.

По общему правилу акцизы обязан уплачивать декларант. В этом случае они вносятся им до или после принятия грузовой таможенной декларации. Плательщиком может быть и иное лицо, в частности владелец таможенного склада, таможенный перевозчик и т.д. Контрактодержатель несет ответственность за уплату акцизов при отсрочке и перерасчете платежей, а также при взыскании налогов в бесспорном порядке.

Решая вопрос об уголовной ответственности за неуплату акцизов, необходимо учитывать особенности их взимания при помещении товаров под отдельные таможенные режимы. При изменении декларантом таможенного режима применяется механизм налогообложения, действующий на день принятия такого решения.

Статья 114 ТК РФ регулирует таможенные сборы за таможенное оформление. Последнее представляет собой процедуру помещения товаров и транспортных средств под определенные таможенные режимы и завершение действия этих режимов. Сборы как платежи, установленные законодательством, вносимые предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами за услуги, оказываемые им государственными органами или органами местного самоуправления, взимаются, во-первых, за оформление на таможне товаров, в том числе перемещаемых не для коммерческих целей, ввозимых или вывозимых в несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях, во-вторых, за таможенное оформление транспортных средств <*>.

<*> Чемеринский К.В. Ответственность за уклонение от уплаты налогов с организаций: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар: КЮИ МВД РФ, 2000. С. 14 - 15.

За таможенное оформление товаров и транспортных средств вне определенных для этого мест и вне времени работы таможенных органов указанные сборы уплачиваются в двойном размере.

Государственный таможенный комитет вправе уменьшать указанные в ст. 324 ТК РФ размеры таможенных сборов, освобождать от их уплаты, а в исключительных случаях - изменять валюту, в которой должен быть уплачен дополнительный сбор. Так, согласно Общим правилам перемещения через таможенную границу Российской Федерации транспортных средств физическими лицами освобождаются от уплаты сборов за таможенное оформление беженцы и вынужденные переселенцы, если перемещаемые ими транспортные средства не предназначены для коммерческих целей, лица, постоянно проживающие в Российской Федерации и временно вывозящие транспортное средство за ее пределы <*>.

<*> Кочубей М.А. Уголовная ответственность за преступления в сфере таможенной деятельности: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д.: РЮИ МВД РФ, 1998. С. 17 - 18.

За хранение товаров и транспортных средств на таможенных складах и складах временного хранения, владельцами которых являются таможенные органы, взимаются таможенные сборы. Их размеры устанавливаются ГТК, исходя из средней стоимости оказанных услуг (ст. 115 ТК РФ). Согласно Положению о временном хранении таможенные сборы за хранение товаров на складе временного хранения, учрежденном таможенным органом, взимаются в следующих размерах:

  1. за хранение товаров - сумма, эквивалентная 0,04 ЭКЮ за килограмм в сутки;
  2. за хранение транспортных средств - сумма, эквивалентная 3 ЭКЮ за единицу (морское, речное или воздушное судно, вагон, автомобиль и т.п.) в сутки.

Региональным таможенным управлениям предоставлено право устанавливать дифференцированные размеры платежей за хранение.

В ст. 87 ТК РФ регламентирован порядок взимания сборов за таможенное сопровождение товаров, которое означает сопровождение товаров, транспортных средств и документов на них должностными лицами таможенных органов РФ.

<*> Подобную позицию ранее высказывали К.В. Чемеринский (Ответственность за уклонение от уплаты налогов с организаций: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар: КЮИ МВД РФ, 2000. С. 14 - 15), М.А. Кочубей (Уголовная ответственность за преступления в сфере таможенной деятельности: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д.: РЮИ МВД РФ, 1998. С. 17 - 18), С.Ю. Иванова (Уголовно-правовая охрана деятельности таможенных органов России, Ульяновск. 2000. С. 110 - 114), А. Козырин (Особенности таможенных режимов // Журнал российского права. 2003. N 7. С. 88 - 91).

Сбор за выдачу лицензии на учреждение склада временного хранения предусмотрен ст. 147 ТК РФ. Его размер в Кодексе не определен, он устанавливается Государственной Думой РФ. В ст. 140 ТК РФ говорится о сборах за выдачу лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера, квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению, а также за возобновление их действия. Однако и в этом случае размер сбора регулируется не Кодексом, а постановлениями Государственной Думы. За консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, взимается плата в размерах, определяемых Государственным таможенным комитетом по согласованию с Министерством финансов (п. 10 ст. 403 ТК РФ). Аналогичным образом решается вопрос об оплате за принятие предварительного решения (ст. 393 ТК РФ). За участие в аукционах размер взимаемой оплаты Государственным комитетом согласно ст. 398 ТК РФ определяется самостоятельно <*>.

<*> Станкевич А.В. Некоторые вопросы правового статуса добросовестного приобретателя в спорах с таможенными органами // Журнал российского права. 2005. N 6. С. 70 - 73; Егоров Ю.П. Правовой режим сделок // Государство и право. 2004. N 11. С. 121 - 123.

Таким образом, имея в виду таможенные платежи, таможенное законодательство предусматривает два их вида: 1) платежи, непосредственно связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу; 2) иные платежи в сфере таможенного дела. Однако это обстоятельство в уголовном праве не учитывается, хотя оно, по мнению автора, имеет принципиальное значение для решения вопроса об ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей. Во всей юридической литературе при анализе рассматриваемого преступления как по УК РСФСР 1960 г., так и по УК РФ 1996 г. предмет посягательства просто назывался "таможенные платежи" либо дополнительно к этому перечислялись виды указанных платежей, закрепленные в ст. 110 ТК РФ <*>.

<*> Уголовный кодекс РСФСР. М.: Юнити, 1994. С. 57.

Между тем, на наш взгляд, содержание этого понятия несколько уже, оно не охватывает все таможенные платежи, а ограничивается лишь теми, которые непосредственно связаны с ввозом товара или транспортных средств на таможенную территорию или их вывозом с этой территории и являются неотъемлемым условием их перемещения через таможенную границу. Уклонение от уплаты таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость, акцизов, таможенных сборов за таможенное оформление, таможенных сборов за хранение товаров и таможенных сборов за таможенное сопровождение составляет сущность рассматриваемого преступления, определяет его общественную опасность. Автор разделяет позицию С.Ю. Ивановой <*> и считает, что согласно ст. 401 ТК РФ средства, полученные от взимания указанных платежей, вносятся в федеральный бюджет. Стало быть, лицо, уклоняясь от их уплаты, посягает на выполнение таможенными органами одной из важных функций - фискальной, оно препятствует поступлению в доходную часть бюджета средств, связанных с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств <**>.

<*> Иванова С.Ю. Уголовно-правовая охрана деятельности таможенных органов России. Ульяновск, 2000. С. 108 - 111.
<**> Мурадов Э. Ошибки при квалификации экономических преступлений // Российская юстиция. 2004. N 1. С. 45 - 46.

Другие таможенные сборы обусловлены иными действиями, хотя и находящимися в сфере таможенного дела. Так, товары и транспортные средства с момента представления таможенному органу и до их выпуска либо представления лицу в распоряжение в соответствии с избранным таможенным режимом находятся на временном хранении под таможенным контролем (ст. 99 ТК РФ). Такое хранение осуществляется в том числе на складах временного хранения (ст. 100 ТК РФ), которые могут учреждаться лишь по лицензии таможни РФ (ст. 147 ТК РФ). Неуплата сбора за эту лицензию свидетельствует о нарушении иных правил, не связанных с самим фактом перемещения товаров через таможенную границу. В этом случае они уже предъявлены таможенному органу и взяты последним под таможенный контроль.

Теоретически допустима ситуация, характеризующая получение лицензии без уплаты соответствующего сбора, хотя практически подобное представить достаточно сложно, поскольку указанные платежи предшествуют выдаче данного документа (за исключением случаев сговора с соответствующими должностными лицами, что будет свидетельствовать об иных преступлениях).

Таможенное законодательство не предусматривает таможенного правонарушения, связанного с уклонением от уплаты сборов за выдачу лицензии. Тем более нет оснований это считать таможенным преступлением.

Таможенный брокер, а от его имени и таможенный специалист, вправе от собственного имени совершать любые операции по таможенному оформлению и выполнять другие посреднические функции в области таможенного дела за счет и по поручению представляемого лица (ст. 139, 140 и 141 ТК РФ). Неуплата за соответствующую лицензию или квалификационный аттестат нарушает существующие правила допуска указанных лиц к совершению таможенных операций, но не затрагивает правила, регламентирующие осуществление таможенного оформления, в том числе уплату таможенных платежей. Статья 145 ТК РФ, предусматривающая ответственность за незаконное осуществление деятельности в качестве таможенного брокера либо нарушение условий такой деятельности, также подтверждает сказанное выше.

Предварительные решения касаются классификации товаров, определения их таможенной стоимости и страны происхождения, размеров таможенных платежей. Они могут также охватывать вопросы применения законодательства Российской Федерации по таможенному делу в отношении конкретного товара или конкретной хозяйственной операции (ст. 41 ТК РФ). Предварительное решение является обязательным только для таможенных органов. Таким образом, его получение автоматически не превращает заявителя в субъекта внешнеэкономической деятельности или в лицо, ввозящее или вывозящее товары или транспортные средства. Он может в любое время отказаться от предварительного решения таможенного органа.

Административная ответственность за уклонение от уплаты причитающихся сумм за совершение указанного действия в законе также не закреплена. В ст. 282 и 283 ТК РФ, предусматривающих взыскание за неправомерное освобождение от таможенных платежей, их занижение либо за действия, направленные на возврат уплаченных таможенных платежей, описаны иные основания, наличие которых образует состав таможенного правонарушения. На таможенных аукционах реализуются товары, транспортные средства и иные предметы, обращенные в федеральную собственность (ст. 398 ТК РФ). Но даже в этом случае деятельность таможни связана не только с предметами, конфискованными по делам о контрабанде и иных преступлениях в сфере таможенного дела, но и с товарами и транспортными средствами, от которых лицо отказалось в пользу государства (ст. 428 ТК РФ). Участник аукциона вступает с таможенным органом в гражданско-правовые правоотношения <*>. Уклонение от уплаты денежных средств за участие в аукционах не затрагивает основных функций таможни, оно влечет согласно гражданскому законодательству признание аукциона несостоявшимся. Вероятно, в том числе и поэтому за данные действия отсутствует даже административная ответственность <**>.

<*> Михайлова О.Р. Меры ограничения усмотрения налоговых органов при осуществлении контроля // Государство и право. 2005. N 7. С. 90 - 96.
<**> Гуреев В.И. Понятие и отличительные признаки налога, сбора, пошлины // Государство и право. 2005. N 4. С. 49 - 54.

Таким образом, можно сделать вывод, что имеющиеся в литературе разъяснения относительно предмета преступления, предусмотренного ст. 194 УК, необоснованно расширяют круг таможенных платежей, уклонение от уплаты которых образует рассматриваемое деяние. Возможно, обусловлено это недостаточно конкретной формулировкой диспозиции уголовно-правовой нормы, неадекватно отражающей содержание общественно опасного посягательства. Изменения законодательства, к сожалению, не затронули указанного недостатка <*>.

<*> Сильченко Н.В. Проблемы предмета правового регулирования // Государство и право. 2004. N 12. С. 61 - 64.

Устранить сложившееся положение можно одним из двух способов. Наиболее предпочтительным, конечно, является суброгация закона. Законодательное описание предмета преступления следовало бы привести в соответствие, внеся в текст нормы уточнение, ограничивающее перечень платежей, например: "уклонение от уплаты таможенных платежей, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу...". Подобная реконструкция ст. 194 УК наиболее точно фиксировала бы социальную направленность преступления, его общественную опасность, причины, обусловившие криминализацию деяния.

Второй способ менее радикален, однако и он позволяет правоприменительной практике получить ориентиры в определении предмета посягательства. Его суть заключается в принятии Верховным Судом России соответствующего постановления по этой категории дел с разъяснением понятия таможенных платежей применительно к ст. 194 УК.

Статья 323 ТК РФ устанавливает, что основой для исчисления таможенных платежей является таможенная стоимость. Порядок определения последней закреплен в Законе РФ "О таможенном тарифе". Особенностью исчисления налога на добавленную стоимость является то, что объект налогообложения - таможенная стоимость увеличивается на размер таможенной пошлины, а по подакцизным товарам - и на сумму акциза.

Таможенная пошлина, налоги и сбор за таможенное оформление уплачиваются до или одновременно с принятием таможенной декларации. Если же декларант, нарушая требования ст. 323 ТК РФ, не вовремя подал или вовсе не подал декларацию, то в этом случае сроки уплаты таможенных платежей будут исчисляться со дня истечения срока подачи декларации. При перемещении через российскую таможенную границу товаров, не предназначенных для коммерческих целей, таможенные платежи уплачиваются одновременно с принятием таможенной декларации.

Особые правила существуют в отношении сроков уплаты некоторых видов сборов. Так, таможенные сборы за хранение товаров на таможенном складе уплачиваются до или при выдаче складского свидетельства. Уплата таможенных сборов за таможенное сопровождение товаров производится после принятия таможенным органом решения об осуществлении таможенного препровождения товаров, но до его фактического начала.

Порядок уплаты таможенных платежей установлен в ст. 331 ТК РФ. По общему правилу они уплачиваются таможенному органу. В отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, таможенные платежи уплачиваются государственному предприятию связи, которое затем перечисляет указанные платежи на счета таможенных органов.

Для подакцизных товаров, подлежащих маркировке, предусмотрен особый порядок уплаты таможенных платежей. Частично это делается при покупке акцизных марок. При этом неоплаченная сумма таможенных платежей обеспечивается залогом, гарантией банка или внесением причитающихся сумм на депозит. При таможенном оформлении оставшаяся часть уплачивается в общеустановленном порядке.

1. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) утратил силу;

в) утратил силу;

г) в особо крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:

а) должностным лицом с использованием своего служебного положения;

б) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, —

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой, —

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

Примечание. Уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей за товары, перемещенные через таможенную границу Евразийского экономического союза, в том числе в одной или нескольких товарных партиях, превышает два миллиона рублей, а в особо крупном размере — шесть миллионов рублей.

Комментарий к Ст. 194 УК РФ

1. Виды таможенных платежей установлены в ст. 70 ТК ТС . Понятия каждого из видов платежей раскрыты как в ТК, так и в НК РФ , в частности, в гл. 21 и 22 НК, разд. 2 ТК ТС. Здесь же определены основания уплаты, сроки, плательщики, порядок уплаты платежей. В частности, в ст. ст. 80 и 81 ТК ТС указано на возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов (налога на добавленную стоимость (НДС), акцизов), приведены случаи, когда таможенные пошлины, налоги не уплачиваются.

2. Уклонение от уплаты таможенных платежей заключается в неисполнении установленных законодательством обязанностей по уплате этих платежей, т.е. в юридическом бездействии.

3. В теории и на практике в объективную сторону преступления порой ошибочно включают также и действия, состоящие в заявлении в таможенной декларации и иных документах, необходимых для таможенных целей, недостоверных сведений о таможенном режиме, таможенной стоимости, стране происхождения товаров и т.д. Подобное понимание уклонения воспроизводит разъяснения Пленума ВС РФ относительно содержания уклонения от уплаты налогов. Однако уклонение от уплаты обязательных платежей в ст. ст. 198 и 199 УК понимается законодателем не так, как в комментируемой статье. В «налоговых» статьях ответственность предусмотрена за уклонение, совершенное путем определенных действий либо дополнительного, т.е. имевшего место помимо собственно неисполнения обязанности бездействия (непредставление декларации и иных документов). В комментируемой статье таких оговорок нет.

4. Предусмотренное комментируемой статьей деяние окончено с момента наступления срока, до истечения которого лицо было обязано уплатить таможенные платежи.

5. Если обман таможенных органов направлен не на неуплату платежей, а на введение их в заблуждение с целью возврата якобы законно уплаченных платежей, то содеянное образует .

6. Уклонение от уплаты таможенных платежей преступно, только если данное деяние совершается в крупном размере, который по-разному определен для физических лиц и организаций в примеч. к комментируемой статье: как сумма неуплаченных таможенных платежей, превышающая соответственно 1 млн. и 2 млн. руб. Такой размер может быть образован за счет неуплаты как одного, так и нескольких видов платежей. В последнем случае суммирование неуплаченных платежей возможно лишь когда все акты неисполнения соответствующей обязанности охватывались единым умыслом и образовывали тем самым продолжаемое преступление.

7. Субъективная сторона — прямой умысел. Когда лицо, заведомо не исполняя соответствующую обязанность, точно не знает, в каком именно размере оно сумеет уклониться от уплаты таможенных платежей, содеянное признается совершенным с прямым неконкретизированным умыслом. В этом случае деяние квалифицируется в зависимости от наступивших последствий, а потому может быть признано и непреступным, если, например, сумма неуплаченных физическим лицом платежей не превысила 1 млн. руб. Однако если установлено, что умысел лица был направлен на уклонение в крупном размере, а фактически оно сумело уклониться в размере менее крупного, деяние квалифицируется как покушение на уклонение от уплаты таможенных платежей в крупном размере (ч. 3 ст. 30, ч. 1 комментируемой статьи).

8. Субъектом преступления является лицо, на которое возложена обязанность по уплате таможенных платежей. Согласно ст. 79 ТК ТС лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является декларант. Понятие декларанта содержится в п. 1 ст. 4 ТК ТС, равно как и понятие таможенного представителя. Если декларирование производится таможенным представителем, то он является ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов. Круг лиц, ответственных за уплату таможенных сборов, определяется в зависимости от вида сбора (ст. 79 ТК ТС).

9. О понятии совершения преступления группой лиц по предварительному сговору см. коммент. к ст. 35. О правилах квалификации по этим признакам преступлений, субъект которых — специальный, см. коммент. к ст. 174.

10. Согласно примеч. к комментируемой статье уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в особо крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей, взимаемых с физического лица, превышает 3 млн. руб., с организации — 10 млн. руб.

11. Предусмотренный п. «а» ч. 3 комментируемой статьи признак совершения преступления должностным лицом с использованием своего служебного положения раскрывается прежде всего путем обращения к понятию должностного лица (примеч. к ст. 285 УК). Поскольку состав уклонения от уплаты таможенных платежей может быть выполнен лишь специальным субъектом: физическим лицом, на которого возложена соответствующая обязанность, либо уполномоченным сотрудником юридического лица, также обязанным исполнить обязанность по уплате таможенных платежей, то признак использования служебного положения может содержаться в деянии должностного лица названных в ст. 285 УК органов либо учреждений, являющихся юридическими лицами, на которые возложена обязанность по уплате таможенных платежей. Вместе с тем преступление может быть совершено и в составе организованной группы, куда могут входить и иные должностные лица, в том числе должностные лица органов, осуществляющих таможенный или пограничный контроль; содеянное ими будет квалифицироваться как соисполнительство, т.е. без ссылки на ст. 33 УК. Использование должностными лицами своего служебного положения при совершении преступления в составе организованной группы требует вменения названного признака не только этим лицами, но и всем членам группы, если эти обстоятельства охватывались их умыслом, поскольку данный признак характеризует повышенную общественную опасность деяния каждого из членов группы.

Предусмотренный п. «б» ч. 3 комментируемой статьи признак совершения преступления с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, может быть вменен лишь в том случае, когда указанные лица выполняют свои обязанности, реализуют права, относящиеся именно к контролирующим функциям и действуют при этом правомерно. Применение насилия в ответ, допустим, на незаконное требование со стороны этих лиц, не может рассматриваться как признак обсуждаемого деяния, но содержать признаки преступления против личности. О лицах, осуществляющий таможенный или пограничный контроль, об их полномочиях см. ст. 95 и др. ТК ТС, ст. 11 Закона о Государственной границе, а также соответствующие подзаконные акты — Постановления Правительства РФ от 02.02.2005 N 50 «О порядке применения средств и методов контроля при осуществлении пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу Российской Федерации» (в ред. от 04.09.2012) , от 20.11.2008 N 872 «Об утверждении Правил осуществления контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации» (в ред. от 04.09.2012) и др. О понятии применения насилия см. коммент. к ст. 178.
———————————
СЗ РФ. 2005. N 6. Ст. 462; 2010. N 32. Ст. 4342; 2012. N 5. Ст. 608; N 37. Ст. 5002.

СЗ РФ. 2008. N 48. Ст. 5620; 2011. N 26. Ст. 3804; 2012. N 5. Ст. 608; N 37. Ст. 5002.

12. О понятии организованной группы см. коммент. к ст. 35. В состав организованной группы могут входить и лица, не отвечающие признакам специального субъекта. В этом случае квалификация их действий по ст. 33 УК не требуется.

13. Если должностное лицо таможенных органов содействовало совершению обсуждаемого преступления, не являясь его соисполнителем в составе организованной группы, то его действия следует квалифицировать как соучастие в совершении преступления, предусмотренного комментируемой статьей, по совокупности со статьями об ответственности за преступления против интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст. ст. 285 или 286 УК).



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация