Что такое вид глагола? Какие бывают виды глаголов. Категория вида

Главная / Авто

Глаголы бывают совершенного или несовершенного вида.
Глаголы несовершенного вида обозначают действие незаконченное, они не содержат указания на предел или границу действия. Например: набирать, писать, решать. Эти глаголы отвечают на вопрос что делать?
Глаголы совершенного вида обозначают действие законченное, ограниченное каким-то пределом. Например: набрать, написать, решить. Эти глаголы отвечают на вопрос что сделать?
Глаголы несовершенного вида имеют три времени: прошедшее, настоящее и будущее (сложное). Например: набирать - набирал, набираю, буду набирать.
Глаголы совершенного вида имеют два времени: прошедшее и будущее (простое). Например: набрать - набрал, наберу.
Среди глаголов несовершенного вида, обозначающих действие незаконченное, повторяющееся, выделяются многократные глаголы. Например: подергивать, покачивать, покрикивать.
Среди глаголов совершенного вида, обозначающих действие законченное, выделяются однократные глаголы. Например: толкнуть, вскрикнуть, выдернуть.
Как правило, глаголы образуют видовые пары, имеющие одно и то же лексическое значение. Ср.: решать - решить, писать - написать, вести - привести.
Некоторые глаголы не имеют парных видовых форм. Например: заискивать, преобладать, присутствовать и другие глаголы несовершенного вида не имеют парных форм совершенного вида. Глаголы совершенного вида молвить, хлынуть, понадобиться и другие не имеют парных форм несовершенного вида.
Некоторые глаголы в зависимости от употребления имеют или значение несовершенного вида, или значение совершенного вида (двувидовые глаголы). Ср.: Каждый день наша часть атакует противника (наст, вр.- несовершенный вид) - Батальон двинется на рассвете и атакует противника (буд* вр.- совершенный вид).
К двувидовым глаголам относятся, например: атаковать, арестовать, воздействовать, гарантировать, даровать, использовать, исследовать, казнить, конфисковать, миновать, молвить, наследовать, образовать, обследовать, обещать, организовать, ранить, расследовать, телеграфировать, экспортировать и др.

Еще по теме § 76. Виды глагола:

  1. 16. Глагол как часть речи; особенности морфемной структуры и словоизменения глагола. Система лексико-грамматических разрядов и морфологических категорий глагола
  2. 11. Глагол как часть речи: семантика и грамматические категории. Синтаксические функции глагола. Переносное употребление форм наклонения и времени глагола.

Вид (различаются значением предельности/непредельности действия):

Несовершенный (что делать?) – значение незавершенности действия, оно не достигло результата, предела – в форме н., пр., буд. сложного.

Совершенный (что сделать?) – значение завершенности действия, оно достигло результата, предела – в форме пр., буд. прост.

Способы образования глаголов совершенного / несовершенного вида

Перфективация – образованиегл. сов. в. от непроизводной основы глагола путем присоединенияприставки (лететь – при + лететь );

А также образование гл. сов. в. с помощью суф. –НУ со значением однократности (колоть – кольнуть, бодать - боднуть ).

Глаголы несов. вида с приставками заимствованы из ст/сл яз.: предвидеть, принадлежать, сочувствовать.

Имперфективация – образование гл.несов. вида от гл. сов. вида с помощью суффиксов -ыва, -ива, -ва, -ева, -а, -я (дать – давать, решить – решать, прочитать - прочитывать).

1. Определите вид глагола, способ образования вида (от какого глагола образовался) и показатель вида.

подписывать

развеять

задевать

рождаться

подсыпать

подстраивать

завянуть

запирать

устраивать

нарушить

перестраивать

выпрашивать

Видовая пара

Гл. по возможности образовать видовую пару делятся на:

Соотносимые по виду - одновидовые - двувидовые

Соотносимыми по виду глаголы могут образовывать видовую пару.

Видовую пару образуют глаголы противопоставленных видов с тождественным лексическим значением, различающимся только семой «предельность/непредельность действия»

Обычно значение не меняется при имперфективации

При перфективации приставка часто вносит дополнительный оттенок

Большинство ученых выделяют чисто-видовые приставки (на-писать, у-топить, с-делать ). Если глагол образован с помощью чисто-видовой приставки, то в словаре при толковании его значения будет отсылка к глаголу несов. вида.

Многие глаголы являются не соотносимыми по виду, т.е. одновидовыми.

Одновид. гл. несов. вида выражают абсолютную непредельность действия, оно не может быть завершено:

Глаголы, указывающие на связь, отношения (числиться, походить)

Модальные гл. (хотеть, надеется, стремиться)

Интеллектуальное состояние (знать, полагать)

Глаголы обладания

Гл., обозначающие положение в пространстве

Гл. движения

Двувидовые глаголы – это такие глаголы, которые с помощью одной и той же основы могут выражать значение и сов. и несов. вида (женить, бежать, велеть, венчать, даровать, использовать…, гл. на –ировать/изова).

2. Подчеркните пары, в которых глаголы являются соотносимыми по виду, определите способ образования вида и выделите показатель вида.

а) переделать – переделывать, привязать – привязывать, бросить – бросать, разбить – разбивать, добыть – добывать, смыть – смывать, сидеть – сиживать, засеять – засевать, замерзнуть – замерзать, решить – решать, взять – брать, сказать – говорить, поймать – ловить, нарезать – нарезать.

б) слепнуть – ослепнуть, смотреть – просмотреть, худеть – похудеть, писать – написать, строить – построить, любить – полюбить, сесть – присесть, конструировать – сконструировать, писать – переписать, переплыть – переплывать.

Перед тем, как научиться определять совершенный и несовершенный вид у глагола, необходимо подробнее познакомиться с данной частью речи. Для начала разберемся что же это такое.

В русском языке под термином глаголы принято понимать самостоятельную часть речи, которая обозначает действие предмета. Для того, чтобы определиться, что слово является глаголом, к нему необходимо задать вопрос. Для глагола характерны следующие вопросы: что делать, что сделать, что делает, что сделает, что делала, что делал, что делало, что сделало. Стоит отметить тот факт, что для всех глаголов характерен инфинитив. Проще говоря, это и есть неопределенная форма глагола. Для того, чтобы поставить какое - либо слово в неопределенную форму необходимо задать вопрос что делать или что сделать? Приведем примеры таких глаголов: прочитать, бежать, прыгнуть, готовить, припасти и так далее. У данной части речи существуют свои определенные морфологические признаки.

Морфологические признаки глаголов

  • Время. У глагола существует всего три времени. К ним относится настоящее время, прошедшее время и будущее.
  • Вид. Сюда принято относить глаголы совершенного и несовершенного вида.
  • Переходность является также одной из важных характеристик. То есть необходимо определить глагол переходный или непереходный.
  • Возвратность. Возвратный или невозвратный.
  • Спряжение. Всем известно, что в русском языке существует два спряжения это первое и второе, определить которые достаточно легко, для этого необходимо поставить глагол в неопределенную форму и глядя на окончание, определить спряжение. Однако, не стоит забывать о том,что существуют и глаголы исключения.
  • Число. Определяем в единственном или множественном числе стоит заданный глагол.
  • Лицо. Лицо может быть первым, вторым и третьим.

Для того, чтобы определить глаголом совершенного или несовершенного вида является определенное слово, достаточно лишь задать вопрос. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы что делать, что делал, что делает, например: бежит, играет, рисует. Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы что сделает, что сделать, что сделал, например: улыбнулся, помоется, написал и так далее.

В русском языке - его вид.

Несовершенный вид глагола

Большая часть единиц этой обладает противопоставленными формами. Например, создать - создавать, подписать - подписывать и т. д. Если сравнить члены этих пар, то можно заметить, что при схожести лексического значения они имеют что-то различное. Это отличие - вид глагола. Первый член этих пар представляет несовершенный Второй - имеет форму совершенного варианта.

Глагол в совершенном варианте может ответить на такие вопросы: что сделать? что сделал? что сделает?

Формы совершенного вида зачастую имеют значение законченности действия, называют ограниченные процессы, указывают на уже случившийся результат действия. Например: мальчик выздоровел.

Глагол несовершенного вида называет действие развивающееся, длящееся, не ограниченное, а также указывает на повторяемость и продолжительность процесса. Например: мальчик выздоравливает.

Категория вида находится в плотном взаимоотношении с разрядом времени. Так, несовершенный вид глагола имеет формы всех трёх времён, а совершенный - только формы в будущем и прошедшем. Т. к. настоящее время характеризует процесс, длящийся в момент речи, развивающийся и продолжающийся, а совершенный вид представляет ограниченное в развитии действие.

Чаще всего глаголы русского языка составляют пару по видовому признаку. Т. е. две формы имеют одно смысловое значение, но различаются по грамматическому виду: обучить - обучать, завить - завивать.

Существуют и одновидовые. Непарные несут значение действия, ограниченного в своём развитии: очнуться, добегаться. Беспарные несовершенного обозначают неограниченное в своём развитии действие: приговаривать, сочувствовать, обитать. Бывают и двувидовые глаголы, в которых совмещаются значения совершенной и несовершенной категории: казнить, обследовать, ранить.

Деепричастия несовершенного вида

Глагольная форма, имеющая значение добавочного действия, которая совмещает признаки глагола и наречия - это деепричастие. Даная часть речи бывает двух видов: совершенного и несовершенного. Во втором виде почти всегда называется процесс, происходящий в одно время с действием глагола-сказуемого. Редко такое деепричастие обозначает предшествующее или последующее действие. Например: два раза в год бывала в столице и, возвращаясь оттуда, громко рассказывала о чуде. А эта часть речи совершенного вида обычно означает действие предшествующее.

Происходит образование единицы этой части речи несовершенного вида с использованием суффикса -а (-я) от основы в настоящем времени. Например, следят - следя.

Не все группы глаголов имеют такую форму. Среди них:

Глаголы, с основой в настоящем времени, которая состоит из согласных (мнут);

Глаголы на -и (лить) с односложной основой;

Глаголы с суффиксом -ну (вянуть);

Глаголы на -а (звать) с односложной основой в инфинитиве.

Если у глагола есть суффикс -ва-, то деепричастие образуется от инфинитивной основы: создавать - создают - создавая.

Совершенный и несовершенный вид глагола. Что такое Совершенный и несовершенный вид глагола?

  1. спасибо
  2. неееееееееееееееееееееееееее
  3. Совершенный вид отвечает на вопрос ЧТО СДЕЛАТЬ? (совершенный процесс)
    Несовершенный вид - ЧТО ДЕЛАТЬ? (действие в процессе)
  4. Если в вопросе есть буква С то этот глагол Совершеного вида
  5. Совершенный вид-писал
    Не совершенный вид-написал
    Понятно?
  6. Вид глагольная категория, показывающая характер протекания действия во времени, выражающая отношение действия к его внутреннему пределу, результату. Категория вида присуща всем глаголам русского языка в любой форме.

    Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и обозначают действие, ограниченное в своей длительности, имеющее внутренний предел, законченность. Глаголы совершенного вида могут обозначать действие, которое закончилось (или закончится) , достигнув результата (выучить, нарисовать) , действие, которое началось (или начнтся) , причм само это начало действия понимается как его граница, предел (заиграть, запеть) , однократное действие (толкнуть, крикнуть, прыгнуть глаголы с суффиксом -ну) .
    Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и обозначают действие без указания

    на его предел, без ограничения протекания его во времени, действие длительное или повторяющееся (учить, рисовать, играть, кричать) .

    Глаголы несовершенного и совершенного вида образуют видовые пары. Видовую пару составляют глагол несовершенного вида и глагол совершенного вида, имеющие одинаковое лексическое значение и различающиеся только значением вида: читать прочитать, писать написать, строить построить.

    Глаголы несовершенного вида образуются от глаголов совершенного вида с помощью суффиксов:

    1) -ива-, -ыва-: рассмотреть рассматривать, расспросить расспрашивать, расписаться расписываться;

    2) -ва: открыть открывать, дать давать, обуть обувать;

    3) -а-(-я) : спасти спасать, подрасти подрастать.

    Глаголы совершенного вида образуются от глаголов несовершенного вида различными способами:

    1) с помощью видовых приставок на-, с-, про-, вы-, по- и др, : лечить вылечить, печь испечь, делать сделать, писать написать, читать прочитать, строить построить, учить выучить и т. д. (Но чаще с помощью приставки образуются глаголы совершенного вида, которые отличаются от глаголов несовершенного вида не только значением вида, но и изменением лексического значения; такие глаголы не образуют видовой пары: читать перечитать, отчитать, зачитать и т. д.) ;

    2) с помощью суффикса -ну-: привыкать привыкнуть, кивать кивнуть, прыгать прыгнуть.

    Некоторые глаголы, составляющие видовую пару, могут различаться только местом ударения: рассыпать рассыпать, нарезать нарезать.

    Отдельные видовые пары составляют глаголы с разными корнями: говорить сказать, искать найти, класть положить, брать взять.

    Некоторые глаголы являются одновидовыми. Они не образуют видовой пары и бывают или только совершенного вида (очутиться, ринуться, поспать, раскричаться и др.) , или только несовершенного вида {преобладать, присутствовать, сидеть, находиться) .

    Существуют и двувидовые глаголы, которые совмещают в одной форме значение совершенного и несовершенного вида. Их вид устанавливается из контекста: женить, казнить, ранить, велеть, а также глаголы с суффиксами -ова (тъ) , -ирова (ть) : воздействовать, использовать, автоматизировать, асфальтировать, телеграфировать и т. п. Например: Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят (что делают?) (А. Пушкин) ; Не прикажете ли, я велю (что сделаю?) подать коврик? (Н. Гоголь) .

    Вид глагола влияет на образование его форм (прежде всего форм времени) : у глаголов несовершенного вида в изъявительном наклонении есть формы всех трх времн (причм в будущем времени они имеют сложную форму) и полный набор временных форм причастий; у глаголов совершенного вида нет форм настоящего времени в изъявительном наклонении (форма будущего времени простая) и причастий настоящего времени.






  7. совершенный, это когда глагол отвечает на вопрос что сделал-сделать-сделал, а несовершенный-что делать, что делал, что делает
  8. совершенный, это когда глагол отвечает на вопрос что сделал-сделать-сделал, а несовершенный-что делать, что делал, что делает
  9. Совершенный вид глагола.
    Вопрос начинается с приставки С (написал - Что сделал)

    Несовершенный вид глагола.
    Вопрос без приставки С (пишет - Что делает)

    Я учусь в школе в 7_ом классе. 2010 год

  10. вид глагола-это отношение действия к его результату Если действие протекает во времени и результат неизвестен, то это глагол несовершенного вида. Например, писал, пишу. Неизвестно, есть ли результат. А если есть результат, написал, напишу, но неизвестно, как долго протекало действие, это глагол совершенного вида.
  11. спасибо
  12. Глаголы совершенного вида указывают на завершенность действия, его результат, конец действия или его начало. В неопределенной форме они отвечают на вопрос что сделать?.
    Например: добежать, купить, зазвенеть, построить, запеть.

    Прошедшее время: что сделали? что сделала? что сделал? что сделало?
    подбежали, увидела, нашел, взошло.

    Будущее простое время: что сделают? что сделаю? что сделает? и т. д.
    выйдут, куплю, доплывет, посчитаем.

    Обратите внимание на то, что у глаголов совершенного вида есть только две формы времени: прошедшее и будущее простое. Настоящее время отсутствует.

    Глаголы несовершенного вида обозначают длительные или повторяющиеся действия, без указания на их завершенность.
    В неопределенной форме они отвечают на вопрос что делать?.
    Например: петь, кипеть, бежать, мечтать, перечитывать, подпрыгивать.

    Прошедшее время: что делали? что делал? что делала? что делало?
    бежали, прыгал, искала, заходило.

    Настоящее время: что делают? что делаем? что делает? и т. д.
    загорают, строим, подтягивается, покупаю.

    Будущее сложное время: что будут делать? что буду делать? и т. д.
    будут прыгать, буду смеяться, будем слушать, будет танцевать.

    У глаголов несовершенного вида есть все три формы времени: прошедшее, настоящее и будущее сложное.

  13. совершенный, это когда глагол отвечает на вопрос что сделал-сделать-сделал, а несовершенный-что делать, что делал, что делает
  14. Что делать и что сделать - разницу улавливаете?
    Пример: писать, написать)))))))))))))
  15. Совершенный вид - что Сделать? Что Сделал? Что Сделает? Т. е. вопрос начинается на "С". Действие уже совершено, настоящего времени нет. Несовершенный - что делать, что будет делать, что делает, т. е. без "с" в начале. Это, конечно, не объяснение, но так проще запомнить.
  16. Совершенный - что сделать.
    Несовершенный - что делать.
    Вроде это на русском учили, по-моему в 4-ом классе. Ну кто как.


© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация