Четырехстороннее соглашение от 26.02 1999 г. Можно ли иметь двойное гражданство в России? Какие преимущества у процедуры получения российского гражданство по четырехстороннему соглашению

Главная / Авто

Многие россияне мечтают иммигрировать в развитые страны и впоследствии стать их подданными. Однако не все из них готовы отказываться от гражданства РФ. Наличие подданства нескольких государство удобно для бизнесменов, инвесторов и лиц, семьи которых живут за границей. Разрешено ли в России двойное гражданство? Каким правовым статусом обладают бипатриды?

Двойное гражданство и два гражданства: в чём разница?

Двойным гражданством принято считать наличие у одного лица гражданства двух и более стран при условии, что между ними были заключены международные соглашения о правовом статусе лиц с двумя гражданствами. Таким образом, он выполняет обязанности гражданина той страны, где проживает в текущий момент.

Конституция РФ гласит о том, что второе гражданство подразумевает наличие у россиянина подданства другого государства при условии отсутствия между их властями международных соглашений. Сколько гражданств можно иметь помимо российского? Сколько угодно, но нужно помнить, что ни одна страна не освобождает своего гражданина от его правовых обязанностей.

Разрешается ли в России иметь двойное гражданство

Термин «двойное гражданство» относится к случаям, когда власти двух государств заключили договор о решении споров, связанных со статусом лиц с двойным гражданством (ФЗ №62).

Соглашения РФ о двойном гражданстве

На практике встречается только два случая, когда двойное гражданство возможно.

В первом случае речь идёт о соглашении РФ с Таджикистаном, которое было заключено 7.09.1995 и существует на сегодняшний день. Оно гласит о том, что гражданин Таджикистана при получении российского паспорта сохраняет прежнее гражданство.

Второй случай касается соглашения РФ с Туркменистаном, заключённого 23.12.1993. Оно прекратило действовать 18.05.2015. Граждане Туркмении, получившие российские паспорта в течение периода действия этого договора, могут не отказываться от туркменского гражданства.

Вышеописанные случаи касаются и россиян с гражданством Таджикистана и Туркменистана. При этом они не теряют статуса граждан РФ. Подобные случаи встречаются на практике крайне редко. Но это не значит, что россиянам запрещается быть обладателями паспортов других стран.

В каких случаях не допускается множественное гражданство

Строго запрещено иметь второе гражданство:

  • лицам, поступающим на государственную службу, если это не предусмотрено международными договорами;
  • учредителям или участникам СМИ;
  • сотрудникам редакций СМИ;
  • учредителям и владельцам более 20% акций СМИ;
  • сотрудникам прочих организаций, осуществляющих вещание;
  • членам Общественной палаты РФ;
  • членам избирательных комиссий с решающим правом голоса.

Помимо этого, Государственной думой рассматривается законопроект о запрете наличия разрешения на проживание или прочего аналогичного документа у граждан РФ, занимающих посты государственной службы, и их детей и супругов.

Можно ли россиянину быть гражданином другой страны

На основании Конституции РФ россиянам не запрещается получать статус гражданина в других государствах.

1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации, статья 62

http://constrf.ru/razdel-1/glava-2/st-62-krf

В каких странах россиянину допустимо приобрести второе гражданство

Как уже отмечено выше, договорённость в вопросах двойного гражданства у РФ имеется только с Таджикистаном и Туркменистаном. Помимо этого, россияне могут получать паспорта следующих государств, не отказываясь от своего гражданства:

  • Австралия,
  • Азербайджан,
  • Аргентина,
  • Армения,
  • Бразилия,
  • Великобритания,
  • Греция,
  • Грузия,
  • Доминикана,
  • Израиль,
  • Ирландия,
  • Италия,
  • Канада,
  • Киргизия,
  • Новая Зеландия
  • Сербия,
  • Турция,
  • Узбекистан,
  • Финляндия,
  • Франция,
  • Чехия,
  • Чили,
  • Ямайка.

Нельзя получить второе гражданство в следующих странах:

  • Беларусь,
  • Германия,
  • Индия,
  • Казахстан,
  • Китай,
  • Латвия,
  • Литва,
  • Мальта,
  • Польша,
  • Украина,
  • Хорватия,
  • Эстония,
  • Южная Корея,
  • Япония.

Особенности законов Украины, Белоруссии, Германии и США

При оформлении украинского гражданства россиянину необходимо предварительно подать прошение об отказе от подданства РФ. При этом украинский паспорт выдаётся сразу после отправления запроса о выходе из гражданства на адрес российского посольства. Но это не всегда сопровождается утратой гражданства, поскольку заявление не всегда одобряется в посольстве. Поэтому на практике нередко бывает, что гражданин Украины является одновременно и гражданином РФ.

Власти Республики Беларусь не выдают «вторые» паспорта. Исключений для граждан России не предусмотрено.

Власти Германии наложили строгий запрет на наличие второго гражданства у своих граждан. Получить статус подданного этой страны разрешат лишь при отказе от прежнего подданства. Однако получить второй паспорт все же можно. Таким правом обладают дети, рождённые в браках граждан Германии с иностранцами, младше 21 года. По достижении этого возраста они вправе выбрать гражданство. Помимо этого, исключительными обстоятельствами, при которых допускается наличие паспорта другой страны, являются преклонный возраст, наличие серьёзных заболеваний, бедственное материальное положение (предполагается, что иностранец не может оплатить пошлину за отказ от гражданства).

Россияне могут получить паспорт США при условии, что они родились на территории этой страны, являются детьми американцев либо прожили здесь более 5 лет и имеют действующий ВНЖ. После оформления гражданства необходимо принести Клятву на верность США, а молодые люди 18–27 лет должны встать на воинский учёт. Однако если гражданин Соединённых Штатов не проживает постоянно на территории страны, он может лишиться гражданства.

Видео: закон Российской Федерации о двойном гражданстве

Правила уведомления и регистрации в ФМС

О наличии паспорта другой страны россияне должны уведомлять Главное управление по вопросам миграции МВД в 60-дневный период со дня его получения. Соответствующее письмо-уведомление можно подать непосредственно по месту постоянной регистрации или текущего пребывания и заказным отправлением по почте. Те, кто живут за пределами РФ, отправляют уведомление только по приезде в страну. Срок в 60 дней отсчитывается с момента пересечения границы.

Документы подаются самим гражданином либо его представителем при наличии нотариально заверенной доверенности. Если речь идёт о несовершеннолетних, то их интересы представляют родители или опекуны.

Форма уведомления утверждена ст.6 ч.8 ФЗ «О гражданстве РФ». Её можно скачать на сайте ГУ МВД по ссылке .

В перечень необходимых документов помимо заполненной формы уведомления входят копии:

  • общегражданского паспорта РФ либо свидетельства о рождении в случае несовершеннолетних;
  • паспорта иностранного государства;
  • документов о наличии гражданства в иностранном государстве;
  • документов из органов опеки и попечительства, если гражданин недееспособный либо ограниченно дееспособный.

Регистрация в ГУ МВД является обязательной. Эта мера предназначена для формирования базы граждан РФ с двойным гражданством.

Штрафы и иные наказания за неуведомление

Невыполнение требования грозит уголовной ответственностью (УК РФ, ст.330.2), а именно штрафом, максимальный размер которого может составлять до 200 тысяч рублей либо эквивалент размера зарплаты или дохода за 12 месяцев. Также нарушители могут быть направлены на выполнение общественных работ до 400 часов. От обязательного уведомления ГУ МВД освобождены лица с гражданством Туркменистана, Таджикистана и россияне, которые постоянно проживают за границей.

Видео: чем может грозить сокрытие второго гражданства

Бипатриды: их права, обязанности и ответственность

Бипатрид - это лицо, которое одновременно является гражданином двух государств. Также это понятие касается лиц с двумя и более гражданствами.

Правовой статус лиц с множественным гражданством был определён Гаагской конвенцией 1930 года. Во вступительной части Конвенции указано, что важно пресекать все ситуации, влекущие за собой получение двойного гражданства.

В документе говорится и о том, что ни одна страна не вправе производить дипломатическую защиту бипатридов против государств, гражданами которых они также являются. Если бипатрид находится на территории третьих стран, то он рассматривается как гражданин того государства, где он проживает, имеет более тесные связи, либо получает постоянный доход. В некоторых ситуациях применяют принцип «эффективного гражданства»: бипатрида считают подданным той страны, где он обычно использует свои права и свободы.

Однако ст. 62 Конституции РФ допускает наличие подданства других стран у своих граждан. В 6 ст. ФЗ №62 указано, что россияне, имеющие паспорта иных государств, рассматриваются только как граждане РФ. При этом приобретение статуса гражданина иностранного государства не является причиной для утраты гражданства РФ и не отменяет права и свободы, предусмотренные российским законодательством.

Возможные проблемы бипатридов

Права и обязанности бипатридов должны оговариваться в международных соглашениях между странами. Однако на практике этого встречается крайне редко. В частности, возникают проблемы с налогообложением, прохождением воинской службы, работой в государственных структурах. К примеру, живущие постоянно за границей граждане РФ освобождаются от службы в армии, тогда как условием сохранения гражданства Германии и Турции является прохождение военной службы на территории этих стран. А также проблемы возникают у бипатридов с гражданствами и РФ и мусульманских государств, признающих многоженство. Российское законодательство не признаёт многоженство, в связи с этим возникают проблемы со статусом жён, а также разделом имущества в случае смерти бипатрида.

Россиянам не запрещается иметь двойное гражданство. О факте получения паспорта иностранных государств граждане РФ должны сообщать в ГУ МВД в 60-дневный период. При сокрытии факта получения подданства другой страны предусматривается уголовная ответственность.

В данной статье сайта мы рассмотрим основания для приема в российское гражданство по соглашению, условия для этого, перечень документов для приема в гражданство по соглашению, сроки принятия решения и информирования заявителя о принятом решении, особенности данной процедуры и другие вопросы, непосредственно связанные с данным порядком приобретения гражданства РФ в упрощенном порядке. Преимущества процедуры приема в российское гражданство по соглашению Порядок приема в российское гражданство по международному соглашению является частным случаем приема в гражданство России в упрощенном порядке, но имеет, при этом, ряд существенных особенностей, которые, в большинстве случаев, значительно упрощают и ускоряют процедуру приобретения российского гражданства. Например, срок принятия решения о приеме в гражданство по соглашению составляет не более трех месяцев со дня подачи иностранным гражданином заявления об этом, а так же необходимых документов, их копий и фотографий (при этом срок информирования заявителя о принятом решении не изменяется и составляет тридцать дней). Кроме этого, при подготовке документов на прием в гражданство России по международному соглашению, заявителю не нужно документально подтверждать наличие у него законного источника средств к существованию, владение русским языком, а также обращаться в полномочный орган государства своей гражданской принадлежности с заявлениями об отказе от имеющегося у него гражданства. Кто имеет право на прием в российское гражданство по соглашению Давайте, прежде всего, рассмотрим, кто именно (на взаимной основе) имеет возможность принять российское гражданство по соглашению. Во-первых, сделать это имеют право исключительно граждане государств, являющихся участниками ранее указанного четырехстороннего международного соглашения об упрощенном порядке приобретения гражданства, т. е. граждане Республики Беларусь, Республики Казахстан и Кыргызской Республики. Отсюда следует, что лица без гражданства, прибывшие в Россию с территории вышеперечисленных государств или проживающие на их территории, принять российское гражданство по соглашению не могут. Во-вторых, заявитель должен соответствовать хотя бы одному из трех следующих требований: ранее состоять в гражданстве Белорусской ССР, Казахской ССР, Киргизской ССР или РСФСР и, одновременно, в гражданстве бывшего СССР, а также являться уроженцем России; ранее состоять в гражданстве Белорусской ССР, Казахской ССР, Киргизской ССР или РСФСР и одновременно в гражданстве бывшего СССР, а также проживать на территории России до 21.12.1991 года (до 5 декабря 1936 г. территории республик Казахстан и Киргизии относились к территории РСФСР); иметь постоянно проживающего в России и являющегося гражданином России хотя бы одного близкого родственника. При этом: под «постоянно проживающим в России» близким родственником в данном случае подразумевается близкий родственник, являющийся гражданином России и имеющий регистрацию по месту жительства (постоянную регистрацию) на территории страны по внутреннему паспорту гражданина РФ или свидетельству о рождении (во втором случае - для граждан России, не достигших 14-летнего возраста); под «близкими родственниками» в данном случае подразумеваются следующие категории родственников - супруга или супруг заявителя (срок нахождения в браке не имеет значения), один из его родителей или усыновителей, ребенок, в том числе усыновленный, а также родные сестра, брат, дед или бабушка, внук или внучка заявителя. Данный перечень «близких родственников» закреплен соответствующим международным договором и является исчерпывающим. Какие условия необходимо выполнить для приема в гражданство по соглашению Для того, чтобы у заявителя появилось право обратиться с заявлением о приеме в российское гражданство по соглашению, он должен предварительно выполнить два условия, которые, в совокупности, означают переезд на постоянное место жительство в Россию. Итак, гражданин Республики Беларусь, Республики Казахстан или Кыргызской Республики должен: Оформить выезд на постоянное место жительства в Россию из государства, своей гражданской принадлежности и иметь документ, подтверждающий данное обстоятельство. Порядок оформления выезда на постоянное место жительства в Россию, требования, которые следует выполнить, условия, необходимые для этого устанавливаются национальным законодательством государства, гражданской принадлежности заявителя. С точки зрения российского законодательства о гражданстве главным является наличие у заявителя документа, подтверждающего оформление указанного выезда. Именно поэтому, при оформлении выезда на постоянное место жительства в Россию, иностранному гражданину следует руководствоваться положениями национального законодательства и неукоснительно их выполнить. Ведь соответствующие требования к своим гражданам могут иметь определенные особенности и меняться. В этой связи, приведем два примера: Граждане Республики Беларусь имеют возможность оформить выезд на постоянное место жительство в Россию только после получения заграничного паспорта гражданина Республики Беларусь серии «РР». Граждане Кыргызской Республики обязаны оформить постановку на консульский учет в дипломатическом представительстве или консульском учреждении Кыргызской Республики на территории России и получить соответствующую отметку об этом в национальный паспорт, а также печать уполномоченного органа. Данное требование следует из национального законодательства этого государства (статья 49 Закона о внешней миграции Кыргызской Республики от 17 июля 2000 года N 61). Могут быть и другие особенности, специфические требования, которые мы рекомендуем выяснять у должностных лиц соответствующего государства, уполномоченных на оформление выезда на постоянное место жительства за пределы страны гражданской принадлежности (в том числе, при выезде в Россию). Являться постоянно проживающим в России иностранным гражданином, т. е. иметь вид на жительство в России иностранного гражданина, а также регистрацию по месту жительства на территории страны. При этом срок постоянного проживания заявителя в России при получении гражданства по соглашению не имеет никакого значения. Из данного положения следует весьма важный вывод – обратиться с заявлением о приеме в гражданство России в упрощенном порядке в соответствии с международным соглашением за пределами России, т. е. в российское загранучреждение за пределами страны, не представляется возможным. Документы, необходимые для приема в российское гражданство по соглашению С общими требованиями к оформлению документов на гражданство РФ, их копий, к порядку их легализации, проставления апостиля и перевода на русский язык, Вы можете ознакомиться в статье нашего сайта: Документы на гражданство РФ Рассмотрим перечень документов, который необходим для получения российского гражданства по соглашению: Национальный паспорт гражданина иностранного государства (соответственно, национальный паспорт гражданина Республики Беларусь, Республики Казахстан или Кыргызской Республики). Данный документ должен быть действительным, в том числе пригодным для дальнейшего использования. Вид на жительство в РФ иностранного гражданина. Заявление о приеме в гражданство России в упрощенном порядке на бумажном носителе в двух экземплярах. Нотариально заверенную копию свидетельства о рождении. Нотариально заверенную копию свидетельства о браке (при наличии брака). Документ, подтверждающий выезд с территории государства, гражданской принадлежности заявителя, на постоянное место жительство в Россию. Такими документами при приеме в гражданство по соглашению могут являться листок убытия, выданный к документу, удостоверяющему личность заявителя и (или) соответствующая отметка в национальном паспорте. Как уже отмечалось ранее, порядок оформления выезда на постоянное место жительства в Россию регламентируется национальным законодательством соответствующего иностранного государства и может иметь некоторые особенности, например, требование о постановке на консульский учет в загранучреждении этого государства на территории России. Личные фотографии заявителя размером 3Х4 сантиметра в трех экземплярах. Квитанцию об оплате государственной пошлины за прием в российское гражданство в сумме 3500 рублей. Документы, подтверждающие, что заявитель имеет право на прием в российское гражданство по соглашению (т. е. документы, подтверждающие наличие у заявителя оснований для этого). Такими документами, подтверждающими наличие соответствующих оснований, например, являются: Для заявителя, имеющего супруга, постоянно проживающего в России и являющегося гражданином России – свидетельство о заключении брака, внутренний паспорт гражданина РФ супруга с отметкой о регистрации по месту жительства. Для заявителя, имеющего хотя бы одного родителя, постоянно проживающего в России и являющегося гражданином России – свидетельство о рождении заявителя, внутренний паспорт гражданина РФ его родителя с отметкой о регистрации по месту жительства. Для заявителя, имеющего ребенка, постоянно проживающего в России и являющегося гражданином России – свидетельство о рождении ребенка, а так же: его внутренний паспорт гражданина РФ, с отметкой о регистрации по месту жительства – для ребенка, достигшего 14-летнего возраста, либо: документ, подтверждающий наличие у него гражданства России и свидетельство о регистрации по месту жительства - для ребенка, не достигшего 14-летнего возраста. Для заявителя, имеющего родных брата или сестру, постоянно проживающего в России и являющегося гражданином России – свидетельство о рождении брата или сестры, а также: внутренний паспорт гражданина РФ брата или сестры, с отметкой о регистрации по месту жительства – если брат или сестра достигли 14-летнего возраста, либо документ, подтверждающий наличие у брата или сестры гражданства России и свидетельство о регистрации по месту жительства – если брат или сестра не достигли 14-летнего возраста. Для заявителя, имеющего деда или бабушку, постоянно проживающего в России и являющегося гражданином России – свидетельство о рождении одного из родителей заявителя, а также внутренний паспорт гражданина РФ деда или бабушки, с отметкой о регистрации по месту жительства. Для заявителя, имеющего внука или внучку, постоянно проживающих в России и являющихся гражданами России – свидетельство о рождении внука или внучки (являющегося или являющейся гражданами России), свидетельство о рождении одного из их родителей (являющихся сыном или дочерью заявителя), а также: внутренний паспорт гражданина РФ внука или внучки с отметкой о регистрации по месту жительства – для внука или внучки, достигших 14-летнего возраста, либо: документ, подтверждающий наличие у внука или внучки гражданства России и свидетельство о регистрации по месту жительства - для внука или внучки, не достигших 14-летнего возраста. Если одновременно с родителем российское гражданство по соглашению принимают его дети, то дополнительно на каждого ребенка следует представить: свидетельство о рождении; национальный паспорт (при его наличии); письменное согласие в произвольной форме на изменение гражданства – если ребенок, принимающий российское гражданство по соглашению, достиг 14-летнего возраста. Подлинность подписи ребенка на письменном согласии должна быть нотариально удостоверена или удостоверена подписью должностного лица Федеральной миграционной службы России и печатью соответствующего органа; один из документов, который подтверждает проживание ребенка на территории России. Такими документами могут являться: вид на жительство ребенка или вид на жительство одного из родителей (единственного родителя), в который внесены сведения о ребенке; разрешение на временное проживание ребенка или разрешение на временное проживание одного из родителей (единственного родителя), в который внесены сведения о ребенке; Читайте также: копия отрывной части бланка уведомления о прибытии ребенка в место пребывания – при наличии у него миграционного учета по месту пребывания. Выше мы рассмотрели наиболее распространенные на практике основания для приема российского гражданства по соглашению и перечень необходимых для этого документов. Но в каждом индивидуальном случае могут быть некоторые особенности. Например, если для подтверждения родственных связей требуется документально подтвердить изменение личных данных человека, то дополнительно должен быть представлен соответствующий документ – свидетельство о заключении или расторжении брака, свидетельство о перемене имени и др. Что делать, если у человека отсутствуют основания для приема в российское гражданство по соглашению Как отмечалось ранее, прием в гражданство по соглашению имеет ряд преимуществ, которые, как правило, облегчают и укоряют указанную процедуру. Однако возможна ситуация, когда у заявителя отсутствуют основания для подачи заявления в соответствии с четырехсторонним соглашением между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией. В этом случае иностранный гражданин имеет право, при наличии оснований для этого и при выполнении необходимых условий принять российское гражданство в упрощенном порядке в соответствии со ст. 14 Федерального закона "О гражданстве РФ" N 62-ФЗ от 31.05.2002 года. На практике, так же возможна жизненная ситуация, когда у иностранного гражданина нет оснований для приема в гражданство РФ в упрощенном порядке, в том числе, для приема в российское гражданство по соглашению. В этом случае у него остается право принять гражданство РФ в общем порядке в соответствии со ст. 13 вышеуказанного Федерального закона.

Иностранцам, подавшим заявление на получение российского гражданства, как правило, приходится проходить процедуру в общем порядке, предусматривающем наличие пятилетнего срока проживания в России. Упрощенный порядок значительно ускоряет прохождение процедуры. Еще быстрее и проще осуществляется получение гражданства РФ по четырехстороннему соглашению.

Какие преимущества предоставляются четырехсторонним соглашением

26 февраля 1999 года главами четырех дружественных государств Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой и Российской Федерацией было подписано Соглашение об упрощенном порядке приобретения гражданства (далее – Соглашение).

Четырехсторонним договором, вступившим в силу с 2000 года, предусмотрено, что каждая страна – участница Соглашения обязуется предоставить «прибывающим на постоянное жительство на ее территорию гражданам другой страны право приобрести гражданство в упрощенном порядке». Разумеется, есть определенные ограничения в отношении круга лиц, на которых распространяется упрощенный порядок обретения полноправного гражданского статуса в другой стране.

В какое ведомство обращаться для оформления гражданства РФ

Заявление подается лично в территориальное отделение ГУВМ МВД России по месту регистрации. Записаться на прием можно на сайте ГУВМ МВД в онлайн-режиме, нужно лишь нажать на кнопку «Онлайн-запись на прием». Все особенности подачи заявления и прилагающихся документов лучше прояснить заранее.

Узнайте подробнее о процедуре, пакете документов и о том, .

Тем, кто избирает для проживания российскую столицу, пригодятся советы, о .

Выбирая местом проживания северную столицу, изучите информацию в материале о том, .

Стоимость и продолжительность процедуры оформления

Как уже выше сказано, при подаче документов необходимо приложить квитанцию об уплате государственной пошлины, которая в 2019 году установлена в размере 3500 рублей. Кроме того, предстоят и другие затраты, в частности, заплатить за нотариальное заверение некоторых документов.

Для того чтобы получить статус российского гражданина по четырехстороннему договору, не придется ждать очень долго. Процедура рассмотрения заявления занимает до 3 месяцев, еще 1 месяц может уйти на выдачу уведомления.

Существуют ли основания для отказа в предоставлении гражданства

Гражданам Белоруссии, Казахстана и Киргизии могут отказать в праве стать российскими гражданами, основываясь на положениях части 1 статьи 16 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

Это может произойти в том случае, если заявитель:

  • выступал с заявлениями и/или совершал действия, угрожающие основам конституционного строя и национальной безопасности РФ;
  • фальсифицировал документы или подал ложные сведения;
  • служит в вооруженных формированиях;
  • имеет судимость за совершение умышленных преступлений;
  • преследуется в уголовном порядке;
  • подвергся наказанию в виде лишения свободы.

Помимо этого, существует возможность отмены решения о предоставлении российского гражданства в случаях:

  • отказа принести Присягу гражданина РФ;
  • обнаружения подлога при подаче документов или факта предоставления ложных сведений.

Много важных деталей и полезной информации содержит публикация о причинах .

Итоги

Для многих людей, проживавших в Белоруссии, Казахстане и Киргизии, подписание четырехстороннего договора оказалось важным событием. С тех пор им стало намного легче приобрести российское гражданство по соглашению сторон. Даже в сравнении с упрощенным порядком оформить необходимые документы и получить решение удается в более сжатые сроки.

Упрощенный порядок получения гражданства РФ: Видео

Конституция гарантирует гражданам Российской Федерации право самостоятельно определять место, где они хотят жить и работать. Разумеется, это не означает отмену границ и правил регистрации по месту проживания. У россиян есть возможность быть гражданами не только России, но и иного государства. Это осуществимо при получении двойного или второго гражданства. Рассмотрим, с какими странами разрешено двойное гражданство в России, а с какими – второе (множественное).

Отличия второго гражданства от двойного

Согласно формулировке Федерального Закона (ФЗ) « », двойное гражданство – это наличие у россиянина статуса гражданина иностранного государства. Это обобщенная формулировка, так как человек вправе быть гражданином (или подданным, если государство монархическое) не только двух, но и более стран.

Двойное гражданство

Данный статус предусматривает особый правовой режим. Человек, имеющий этот статус, должен подчиняться требованиям страны проживания. Например, выплачивать налоги в государстве, где трудоустроен или постоянно проживает. Отслужить в армии он должен лишь в одной из стран. Оформить подобный правовой статус можно только в государствах, заключивших между собой соответствующий договор. С какими бывшими республиками у России двойное гражданство, рассмотрим в статье далее.

Второе гражданство

При наличии у лица второго (множественного) гражданства, оно должно выполнять правовые обязанности, вмененные всеми государствами, гражданином которых оно является. Например, платить налоги (быть налоговым резидентом) и служить в армии (если это является обязательным). ? В российском законодательстве (ст. 207 Налогового Кодекса) для приобретения статуса налогового резидента существует правило: лицо должно находиться на территории Российской Федерации в течение календарного года суммарно не менее 183 дней.

Получить второй паспорт можно практически в любой точке мира, независимо от наличия определенных договоренностей между государствами. Поэтому, с какими странами можно получить второе гражданство в России, зависит лишь от желания конкретного лица и особенностей предоставления гражданского статуса этими государствами.

Стоит обратить внимание: если человек имеет второй паспорт, то каждая из стран, гражданином которой он является, рассматривает его только как своего резидента, то есть наделяет его правами и обязанностями, прописанными законодательными актами своего государства.

Закон о двойном гражданстве: Видео

Правовые ограничения для обладателей второго паспорта

Законодательство Российской Федерации накладывает некоторые правовые ограничения на сограждан, имеющих второй паспорт:

  • запрет на избрание в представительные органы государственной власти любого уровня;
  • запрет на службу в госучреждениях;
  • запрет на службу в правоохранительных органах.

Возврат перечисленных прав возможен только после официального отказа от второго паспорта.

Законодательное регламентирование получения альтернативного гражданства

В ст. 62 Конституции Российской Федерации сказано о наличии возможности у россиян быть гражданами иных государств. Это может быть осуществлено двумя способами:

  • оформлением двойного гражданского статуса;
  • получением второго (множественного) гражданства.


Для оформления двойного гражданства есть условие: со страной, гражданином которой стремится стать россиянин, должен быть заключен специальный договор по регулированию вопросов подобного правового положения. С какими странами РФ заключила международный договор о двойном гражданстве? В настоящее время такой договор существует только с Таджикистаном (с 1995 г.).

До 18.05.2015 г. такая договоренность существовала и с Туркменистаном, но она не была продлена по инициативе властей Туркмении. Следовательно, сегодня двойное гражданство для россиян законно лишь при получении паспорта Таджикистана. Кроме того, актуальным оно остается с Туркменистаном для лиц, получивших данный статус до 18.05.2015 г.

В прочих странах можно оформить только множественное гражданство, не отказываясь от российского паспорта, если это допускает конкретное иностранное государство (ст. 62 Конституции РФ). При этом власти России не рассматривают лиц со вторым паспортом как граждан другой страны, а только как своих (ФЗ №62 от 31.05.2002 г.). Это означает, что в подобном случае отношения граждан и РФ регулируются только российским законодательством.

Заключенное в 1999 году (вступившее в силу в ноябре 2000 г.) четырехстороннее соглашение о гражданстве между Российской Федерацией, Беларусью, Казахстаном и Киргизией не является законодательным актом, утверждающим разрешение на двойное гражданство в странах-участницах соглашения. Упомянутый документ регламентирует упрощенное получение паспорта в указанных государствах с условием аннулирования текущего гражданства (ст. 1, п. 2 г.).

Где разрешено и где запрещено двойное гражданство: список стран


Не все страны приветствуют двойное гражданство, в некоторых это запрещено на законодательном уровне. Приведем в таблице ниже список государств, разрешающих и запрещающих это.

Плюсы и минусы двойного гражданства

Рассмотрим положительные и отрицательные моменты именно двойного гражданства, не затрагивая статус второго (множественного).

Плюсы Минусы
обязанность платить налоги в казну только в одном государстве в РФ второй страной двойного гражданства может быть только Таджикистан
служба в армии только одной страны
возможность пользоваться правами, предоставляемыми двумя государствами
возможность безвизового перемещения по территории обеих стран
дипломатическая поддержка от двух государств
возможность использовать различные государственные субсидии от обеих стран

Гражданство по праву почвы

Все очень просто – нужно родиться на территории этого государства. Ребенок автоматически становится гражданином, а его родители получают вид на жительство. На сей день наиболее крупными странами, где это право существует, являются США, Бразилия и Канада. 12 марта 2018 года в Государственную Думу РФ был внесен законопроект об узаконивании такого права и в России.

Гражданство за инвестиции в экономику страны

– один из наиболее надежных, но и наиболее затратных способов. Проанализируем, какие суммы нужно внести в экономику конкретной страны, чтобы стать ее гражданами.

Подача уведомления об альтернативном гражданстве

Подавать уведомление не нужно лицам, имеющим двойное гражданство России и Таджикистана. Страны, где россияне имеют второй паспорт, не обязаны уведомлять власти РФ об этом факте. С 04.08.2014 г. подача уведомления – это обязанность лица, имеющего второй паспорт.

Подавать уведомление с 05.04.2016 г. необходимо в местное отделение УВМ (Управления по вопросам миграции) ГУ МВД субъекта Федерации, где зарегистрированы или проживают граждане. Срок подачи – 60 календарных дней с даты получения второго паспорта (ст. 6 ФЗ «О гражданстве») .

Если человек в этот период находится вне России, то он должен уведомить власти РФ не позже 30 дней после въезда в нашу страну. Подать уведомительный документ можно несколькими способами:

  • личным вручением;
  • через законного представителя;
  • посредством почтового отправления (Почтой России) с описью вложения.

Сокрытие второго паспорта является наказуемым. (втором гражданстве) составляет 200 тыс. рублей или может быть заменен 400 часами принудительных работ.

Во вторую часть Сборника включены многосторонние и двусторонние международные договоры Российской Федерации, регламентирующие вопросы гражданства, правового статуса иностранных граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, взаимных поездок граждан, включая безвизовые, и пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Настоящее издание предназначено для работников миграционной системы, органов внутренних дел, научно-исследовательских учреждений, научно-педагогического состава и слушателей юридических вузов, сотрудников правоохранительных органов и миграционных ведомств Содружества Независимых Государств.

Вступительная статья

Раздел 1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ ПО ВОПРОСАМ ГРАЖДАНСТВА
Многосторонние документы
1.1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. (извлечение - ст. 13 и 15)
1.2. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. (извлечение - ст.7,8)
1.3. Конвенция о гражданстве замужней женщины от 29.01.1957 г.
1.4. Европейская конвенция о гражданстве от 06.11.1997 г.
1.5. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26.05.1995 г. (извлечение)
1.6. Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства от 26.02.1999 г.
1.7. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами Российской Федерации, прибывающими для постоянного проживания в Республике Казахстан, и гражданами Республики Казахстан, прибывающими для постоянного проживания в Российскую Федерацию, от 20.01.1995 г.
Двусторонние договоры
1.8. Соглашение между Российской Федерацией и Киргизской Республикой об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами Российской Федерации, прибывающими для постоянного проживания в Киргизскую Республику, гражданами Киргизской Республики, прибывающими для постоянного проживания в Российскую Федерацию, и выхода из прежнего гражданства от 28.03.1996 г.
1.9. Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства от 23.12.1993 г.

Раздел 2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ О ПРАВОВОМ СТАТУСЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН, ПОСТОЯННО ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Двусторонние договоры
2.1. Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Армения, и граждан Республики Армения, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, от 29.08.1997 г.
2.2. Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан от 25 декабря 1998 г.
2.3. Договор между Российской Федерацией и Республикой Грузия о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Грузия, и граждан Республики Грузия, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, от 15.09.1995 г.
2.4. Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, и граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих в Российской Федерации, от 20.01.1995 г.
2.5. Договор между Российской Федерацией и Киргизской Республикой о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Киргизской Республики, и граждан Киргизской Республики, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, от 13.10.1995 г.
2.6. Договор между Российской Федерацией и Туркменистаном о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Туркменистана, и граждан Туркменистана, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, от 18.05.1995 г.

Раздел 3. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ О ВЗАИМНЫХ ПОЕЗДКАХ ГРАЖДАН
Многосторонние договоренности
3.1. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1.08.1975 г. (извлечение)
3.2. Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан от 30.11.2000 г.
Двусторонние договоры
3.3. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Азербайджанской Республики от 03.07.1997 г.
3.4. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Аргентинской Республики о безвизовых поездках по дипломатическим, официальным или служебным паспортам от 16.05.1994 г.
3.5. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о взаимных безвизовых поездках граждан Российской Федерации и граждан Республики Армения от 25.09.2000 г.
3.6. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Бенин о безвизовых поездках по дипломатическим и служебным паспортам от 14.06.2001 г.
3.7. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Болгарии о взаимных поездках граждан от 05.03.2002 г., вступило в силу с 07.05.2002 г.
3.8. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Боливия о безвизовых поездках по дипломатическим, официальным или служебным паспортам от 11.04.1995 г.
3.9. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Ботсвана о безвизовых поездках по дипломатическим и служебным паспортам
3.10. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Буркина-Фасо о безвизовых поездках по диломатическим и служебным паспортам от 02.03.2000 г.
3.11. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Венгерской Республики о безвизовых поездках по дипломатическим и служебным паспортам от 14.06.2001 г.
3.12. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам об условиях взаимных поездок граждан от 28.10.1993 г.
3.13. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Гватемала об упразднении виз для владельцев дипломатических и служебных паспортов Российской Федерации и дипломатических, консульских и официальных паспортов Республики Гватемала в форме обмена нотами от 24.05.1999 г.
3.14. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Гвинейской Республики о безвизовых поездках по дипломатическим и служебным паспортам от 07.01.1998 г.
3.15. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия об облегчении взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан Федеративной Республики Германия от 10.12.2003 г.
3.16. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Государства Израиль о сроках и порядке выдачи виз для владельцев дипломатических и служебных паспортов от 05.06.2002 г.
3.17. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии о взаимных поездках владельцев дипломатических и служебных (официальных) паспортов от 3 декабря 2004 г.
3.18. Меморандум между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Иран о безвизовых поездках по дипломатическим и служебным паспортам от 29.03.1993 г.
3.19. Меморандум о взаимопонимании между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Иран по визовым вопросам от 23.12.1996 г.
3.20. Меморандум между СССР и Королевством Испании о порядке выдачи виз от 26.10.1990 г.
3.21. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и гражданам Итальянской Республики от 15.06.2004 г.
3.22. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о взаимных поездках граждан от 29.02.2000 г.
3.23. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках от 29.02.2000 г.
3.24. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Колумбии об упразднении виз для владельцев дипломатических, служебных или официальных паспортов от 26.11.1997 г.
3.25. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Корейской Народно-Демократической Республики о взаимных поездках граждан от 24.01.1997 г.
3.26. Меморандум о взаимопонимании между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Корея по вопросам выдачи виз от 18.03.1992 г.
3.27. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Коста-Рика об упразднении виз для владельцев дипломатических и служебных паспортов от 16.10.1997 г.
3.28. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Куба об условиях взаимных поездок граждан обоих государств от 03.12.1993 г.
3.29. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Лаосской Народно-Демократической Республики об условиях взаимных поездок граждан от 29 ноября 2004 года
3.30. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики о транзитном проезде граждан Российской Федерации железнодорожным транспортом через территорию Латвийской Республики от 02.06.1993 г.
3.31. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о взаимных поездках граждан от 30.12.2002 г.
3.32. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Марокко о безвизовых поездках по дипломатическим и служебным паспортам от 15.10.2002 г.
3.33. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о взаимных безвизовых поездках граждан Российской Федерации и граждан Республики Молдова от 30.11.2000 г.
3.34. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Мексиканских Соединенных Штатов о безвизовых поездках по дипломатическим, служебным и специальным паспортам от 28.01.1997 г.
3.35. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Союза Мьянма об упразднении виз для дипломатических и служебных/официальных паспортов от 03.07.2000 г.
3.36. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Непал об упразднении виз для владельцев дипломатических и служебных паспортов от 16.04.2002 г.
3.37. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Перу об упразднении виз для владельцев дипломатических, служебных и специальных паспортов от 14.07.1999г.
3.38. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша об условиях взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан Республики Польша от 18.09.2003 г.
3.39. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Румынии о взаимных поездках граждан от 26.08.2002 г.
3.40. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Таиланд о взаимном отказе от визовых формальностей для владельцев дипломатических и служебных паспортов от 17.10.2002 г., вступило в силу с 06.03.2003 г.
3.41. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Туркменистана о взаимных поездках граждан от 17.07.1999 г.
3.42. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о безвизовых поездках по дипломатическим паспортам от 05.11.1999 г.
3.43. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины от 16.01.1997 г.
3.44. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Восточной Республики Уругвай об отмене виз для владельцев дипломатических, служебных и официальных паспортов от 13.07.1999 г.
3.45. Российско-французская договоренность по визовым вопросам от 06.02.1992 г.
3.46. Соглашение между Правительством Российской Федерацией и Правительством Французской Республики по облегчению на взаимной основе условий въезда, поездок и выезда граждан Российской Федерации и Французской Республики от 15.06.2004 г.
3.47. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Чили об отмене виз для владельцев служебных российских паспортов и официальных чилийских паспортов от 04.10.2002 г.
3.48. Соглашение между Правительством СССР и Правительством Швеции по визовым вопросам от 13.01.1988 г.
3.49. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Эквадор об отмене виз для владельцев дипломатических и служебных российских и дипломатических, официальных и специальных эквадорских паспортов от 18.02.1999г.
3.50. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Демократической Республики Эфиопии о безвизовом режиме проезда по дипломатическим и служебным паспортам от 11.12.2002 г.

Раздел 4. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ О ПУНКТАХ ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СОПРЕДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ
Многосторонние соглашения
4.1. Соглашение о сотрудничестве пограничных войск в сфере пограничного контроля в пунктах пропуска через границы государств-участников Содружества Независимых Государств с государствами, не входящими в Содружество от25 ноября 1998 г.
Двусторонние соглашения
4.2. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о пунктах пропуска через государственную границу между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой от 7 октября 1995 г.
4.3. Соглашение между Правительством Российской и Правительством Республики Грузия о пунктах пропуска через таможенную границу от 8 октября 1993 г.
4.4. Соглашение между Правительством Российской и Правительством Республики Казахстан о пунктах пропуска через российско-казахстанскую государственную границу от 23 декабря 1998 г.
4.5. Соглашение между Правительством Российской и Правительством Китайской Народной Республики о пунктах пропуска на российско-китайской государственной границе от 27 января 1994 г.
4.6. Соглашение между Правительством Российской и Правительством Латвийской Республики о пунктах пропуска через таможенную границу от 2 июня 1993 г.
4.7. Соглашение между Правительством Российской и Правительством Украины о пунктах пропуска через государственную границу между Российской Федерацией и Украиной от 8 февраля 1995 г.
4.8. Соглашение между Правительством Российской и Правительством Финляндской Республики о пунктах пропуска через российско-финляндскую государственную границу от 11 марта 1994 г.
4.9. Соглашение между Правительством Российской и Правительством Эстонской Республики о пунктах пропуска через российско-эстонскую государственную границу от 25 июня 2002 г.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация