Административные производства в деятельности государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России (Проблемы правового регулирования) Сандалов Леонид Витальевич. Преступный синдикат кирова

Главная / Авто

ПЛЮСНИН Константин Владиславович

Первомайский одномандатный

избирательный округ №14

И суток не простоял агитационный щит кандидата от Компартии Л.В. Сандалова в Нововятском районе города Кирова. Неизвестные лица совершили акт вандализма, в результате которого изображение кандидата было испорчено.

Леонид Витальевич Сандалов:

Кандидат юридических наук;

Бывший начальник Управления ГИБДД УВД Кировской области;

Полковник милиции в отставке;

В 1981 году вступил в КПСС

Кандидаты в депутаты Кировской городской Думы по одномандатным округам от КПРФ

Опубликовано admin в Чт, 19/01/2012 - 12:52

Кандидаты, выдвинутые политической партией
«Коммунистическая партия Российской Федерации»
по одномандатный округам

Ленинский одномандатный округ №1. Тимкин Андрей Леонидович, травматолог-ортопед Отделенческой больницы на станции Киров ОАО "Российские железные дороги".

СПИСОК
кандидатов в депутаты Кировской городской Думы пятого созыва,
выдвинутый политической партией
«Коммунистическая партия Российской Федерации»

1. Созонтова Марина Сергеевна, заместитель Председателя Законодательного Собрания Кировской области, член бюро Кировского обкома КПРФ.

2. Сандалов Леонид Витальевич, генеральный директор ЗАО «Моторавто».

3. Закалата Елена Владимировна, заведующая гинекологическим отделением КОГУЗ Кировская областная клиническая больница, член КПРФ.

4. Вотинцев Алексей Владимирович, первый секретарь Кировского горкома КПРФ, секретарь Кировского обкома КПРФ по идеологии.

5. Овечкин Алексей Александрович, директор ООО «Радужнинская ТГК», должность, депутат Кировской городской Думы четвертого созыва.

Состоялось выдвижение кандидатов от КПРФ в Кировскую городскую Думу

Опубликовано admin в Чт, 19/01/2012 - 12:31

18 января уполномоченные представители "Коммунистической партии Российской Федерации" передали в городскую избирательную комиссию список кандидатов для выдвижения на выборах в Кировскую городскую Думу. Члены комиссии тщательно изучили представленный пакет документов и, высказав ряд несущественных замечаний, приняли его к рассмотрению на ближайшем заседании избиркома.

Список КПРФ включает в себя 29 кандидатов. Возглавляют его вице-спикер областного Законодательного Собрания, член бюро Кировского обкома КПРФ Марина Созонтова , генеральный директор ЗАО "Моторавто" Леонид Сандалов и зав. гинекологическим отделением областной больницы Елена Закалата . В списке широко представлен как актив партии (19 членов КПРФ), так и ее беспартийные сторонники (10 человек).

В тот же день в окружные комиссии подали документы кандидаты от КПРФ по одномандатным округам. На 18 округов партия выдвинула 18 кандидатов.

Выступление заместителя Председателя ЦК КПРФ В.И. Кашина на пресс-конференции в г. Кирове

Опубликовано admin в Сб, 26/02/2011 - 19:26

Уважаемые товарищи!

Мы собрались сегодня здесь вместе с нашими кандидатами в депутаты областного Законодательного Собрания от Коммунистической партии РФ. Все наши кандидаты – люди известные. Центральный комитет, областной комитет, предвыборный штаб хорошо поработали над тем, чтобы в нашем списке были достойнейшие люди.

Возглавляет список первый секретарь обкома Сергей Павлинович Мамаев – человек, известнейший в Кировской области, не изменивший принципам служения трудовому народу, идеалам добра, справедливости и созидания. Рядом с ним идут такие же профессионалы – Русских Дмитрий Михайлович и Добрынина Татьяна Георгиевна.

В Нововятске кандидатов от КПРФ встречали на "ура"

Опубликовано admin в Чт, 17/02/2011 - 09:58

15 февраля в Нововятском районе г. Кирова состоялась организованная местной территориальной избирательной комиссией встреча кандидатов в депутаты Законодательного собрания. На неё должны были прийти кандидаты-одномандатники Л.В. Сандалов и С.Е. Лузянин. Правда, единоросс Лузянин не решился встретиться с народом, послав своего представителя.

Зато кандидат-коммунист нашёл широкую поддержку в переполненном зале. Поняв, что встреча с кандидатами пошла не так, как ожидалось, представители избирательной комиссии попытались её побыстрее закончить, но народ не пожелал расходиться и продолжил разговор с Леонидом Витальевичем Сандаловым и присутствовавшим на встрече лидером кировских коммунистов Сергеем Павлиновичем Мамаевым.

Все материалы, размещаемые на данном сайте являются позицией Комитета Кировского областного отделения КПРФ. В иных случаях в материалах указывается источник информирования, либо автор.

© Кировское областное отделение "Коммунистической партии Российской Федерации", 1990-2017

Это было осознанно

07.12.2010 7190

В лето 2008 года новость о том, что Леонид Сандалов — главный «гаишник» региона - оставляет свой пост, была самой востребованной в мифологии медиапространства. Местная пресса называла несколько причин ухода. Охотникам за информацией удалось выяснить, что Леонид Витальевич перешел на работу в частную структуру - фирму «Мотор». Некоторые отметали все разговоры о «вынужденной отставке», выдвигая версию о том, что Сандалов ушел из ГАИ на «большие заработки», сохраняя при этом самые теплые отношения с руководством УВД. Легко ли бывшему работнику внутренних дел управлять крупным бизнесом, выяснил журналист «Бизнес Новостей».

Леонид Витальевич, еще не так давно вас знали как руководителя ГИБДД. Как судьба привела вас на службу?
- В милицию попал, может сказать случайно, в 20 лет, сразу после армии. Раньше была такая практика, когда молодые люди приходили после демобилизации из вооруженных сил, все проходили собеседование с руководителями внутренних дел по месту жительства. Такой разговор состоялся и со мной. Вот так волею судеб попал в милицию. Учитывая, что было водительское удостоверение, предложили работу в ГАИ. С 1978 года стал инспектором ДПС в Нововятском РОВД. Потом окончил Орловскую школу милиции, Киевскую школу милиции. Постепенно шел по ступенькам: старший инспектор ГАИ, начальник районного отделения, заместитель начальника РОВД, начальник РОВД, а последние 12 лет до выхода на пенсию, с 1996 года по 2008 год руководил областным управлением ГИБДД.

Не совсем бывает приятное отношение к сотрудникам ГАИ, насколько оно заслужено?
- Многое зависит от руководителя подразделения, от его психологии, мировоззрения, требований. Что касается Кировской области, когда я возглавлял ГАИ, мы всегда проводили мониторинг общественного мнения. На мой взгляд, большинство населения выражали положительную оценку деятельности наших сотрудников. Когда я работал и инспектором, и руководителем, мы старались людям привить человеческое отношение, то есть дать понять, что мы по одну сторону баррикад, как я обычно говорю: «Не по разные стороны с водителем, а по одну сторону».

Расскажите о причине вашей отставки отставки. В 2008 году газеты выдвигали разные версии.
- Я покинул пост начальника ГИБДД совершенно добровольно. Мне исполнилось 50 лет - это тот возраст, когда полковники, согласно положению о прохождении службы, уходят на пенсию. В принципе, об этом я за год уже говорил в УВД, поверьте, никаких подводных камней не было. К тому же, я давно уже хотел пожить для себя, потому что, живя в погонах, так или иначе себе не принадлежишь. В управлении более тысячи человек, у каждого проблемы, где-то авария, где-то кто-то что-то совершил, а начальник всегда за все в ответе. Уход был осознанным. Наоборот, я даже ждал месяца четыре, пока меня уволят, выполняя обязанности.

От кого было предложение?
- От учредителей компании «Мотор».

«Мотор». Один из крупнейших продавцов автотехники в нашем регионе. До сих пор не всем понятно, кировская это компания или работает под чьей-то «крышей»?
- Компания кировская. Нет никакой «крыши». Я - генеральный директор «Моторавто», одного из структурных подразделений большого холдинга корпорации.

Проходя к вам в кабинет, успела заметить, что у вас здесь полный сервис: и турфирма, и салон красоты, и кафе, и даже небольшая детская площадка… Для чего это все?
- В силу специфики обслуживания клиенты проводят у нас много времени. Часто приезжают семьями и из других регионов. Мы лишь постарались сделать так, чтобы им у нас было максимально комфортно.

Вы пришли работать в компанию в 2008-м. Получается, как раз перед разгаром кризиса. Как пережили трудности, восстановил ли «Мотор» прежние обороты?
- Я пришел в коммерческую сферу в сентябре 2008 года. В первые два месяца, как раз пока втягивался в работу, и начался тот самый кризис. Конечно, было сложно, тем более мне, человеку, не привыкшему вникать в экономические тонкости и проблемы. Но, как бы пафосно это ни звучало, мы выстояли, и сейчас, по сравнению с прошлым годом, продажи возросли. Естественно, до норм 2007 года еще не вышли, но уже радует, что в некоторые месяцы обороты достигают докризисных значений. Единственная проблема в настоящее время - производители не успевают за клиентами. В последние месяцы возникла проблема с логистикой, с автоперевозками - на таможне, складе машины есть, но мы не можем их довезти до потребителя. Хотя в целом, я считаю, процесс продажи автомобилей стабилизировался. Мы стали больше внимания и сил уделять сервисному обслуживанию.

Мягко говоря, вы торгуете не самыми дешевыми марками автомобилей. Неужели благосостояние кировчан за последнее время настолько возросло, что расходится весь товар? Или к вам едут издалека?
- Основная масса покупателей - кировчане. Есть клиенты из Коми, Ямало-Ненецкого округа. К примеру, у них нет официального дилера Peugeot, едут к нам на обслуживание или за автомобилем. Часто становятся клиентами транзитом с севера на юг и обратно.

Более дорогие марки пользуются спросом или подешевле?
- Это зависит от конкретной марки. Если для примера взять Hyundai, то среди них популярностью пользуются более дорогие, но здесь есть проблема - дорогих «корейцев» практически нет в наличии, стоят очереди уже на следующий год. Тоже самое касается и некоторых моделей Mitsubishi. Пока производители немножко затормаживают процесс. Вообще, сложилось так, что производители, опасаясь возврата ко второй волне кризиса, в начале года старались не «ударяться» в перепроизводство, по сути работали с колес. Видимо, боялись снова затавариваться. Но когда процесс пошел (стало понятно где-то в конце лета), оказалось, что машин катастрофически не хватает. Это не только по нашим брендам. И не только в Кирове, но и по всей стране.

Среди ваших брендов есть те, которые участвуют в программе утилизации?
- Утилизация обошла нас немного боком. В программе участвовали сначала автомобили марки Tagaz и все начиналось очень позитивно, однако основные, пользующиеся особой популярностью модели, в период начала программы временно сняли с производства (сейчас ситуация нормализовалась, а время ушло). Поэтому в рамках программы Утилизации участвовали только автомобили Tiger. Однако продали их совсем немного. С началом второй волны, к программе подключилось Peugeot 308, с дополнительной программой от производителя. Благодаря утилизации скачка роста продаж все равно не произошло.

Не обидно, что другие автомобили не попали под госпрограмму?
- Тут, скорее, обида в том, что за проданные автомобили еще в апреле месяце, нам до сих пор Минпромторг не выплатил компенсацию. А сегодня уже начало ноября. В этом плане государство немного обмануло продавцов. Основной уклон этой программы, что ни для кого ни секрет, сделан на поддержку «АвтоВАЗа». Только мне непонятно, для чего столько льгот для одной компании? Правильно ли это? Судите сами, иностранные автокомпании пришли в Россию со своим капиталом, на пустыре построили завод, создали рабочие места, платят налоги, взамен ничего не попросив у нашего государства. Мне довелось побывать на открытии завода в Калуге - он буквально выстроен в поле, куда протянули электричество, газ. Сегодня вокруг него можно создавать социальную инфраструктуру, а работникам строить жилье. В «АвтоВАЗ» же только вливания идут. Хотя автомобили других марок (пусть и дешевых) по комплектации, внешнему виду и устройству не только не уступают машинам отечественного производства, но и по многим параметрам превосходят их.

Выводы о качестве делаете из личного опыта?
- Например, возьмем автомобили марки Geely - родом они из Китая, однако сегодня собираются на автозаводе в Черкесске. Чтобы понять, крепкая машина или нет, мы запустили Geely в качестве учебных автомобилей в свою автошколу. Прошел год, нареканий нет вообще. Мы даже сами в шоке от «китайцев». А кто ездит на них? Ученики. Ничего плохого не могу сказать и об автомобилях корейского производства - лично был на заводе в Корее. Конечно, культура производства высока, корейцы очень амбициозны. Тем более, они поставили перед собой цель добиться лидерства в продажах. Думаю, у них большое будущее.

А на каком автомобиле ездите вы и ваша семья?
- У меня сейчас служебная - Hyundai Genesis, у жены - Mercedes-Benz ML 350, в выходные дни она дает мне порулить. У старшего из сыновей Hyundai, а у дочери Lexus RX 350.

Расскажите, какой была ваша первая машина?
- Это ГАЗ 69, тогда я работал в Котельниче начальником ГАИ. Этот автомобиль наиболее подходил для дорог того времени.

Служебная или личная?
- Личная. А служебная была «Москвич 2140». А когда я только начинал работать, первое, что за мной закрепили, был мотоцикл «Урал» с коляской.

Покинув пост начальника ГИБДД, вы полностью переквалифицировались, Корни здесь уже пустили?
- Когда я захожу в гости к Александру Вячеславовичу (Ред. - А.В. Усцов - сегодня начальник УГИБДД УВД по Кировской области), думаю, куда же я попал? Совершенно отвык от милиции. Двенадцать лет мы проработали с ним бок о бок: я - начальником, он - моим заместителем.

Сильно изменилось ГАИ за это время?
- Вы знаете, скорее время изменилось. Когда я только пришел в милицию, мы вообще работали без оружия. Выезжая патрулировать подведомственную территорию, с собой мы не брали ни радиостанций, ни оружия. А конфликтных ситуаций и сопротивления в то время просто не было. Народ был добрее и законопослушнее, к властям относились более уважительно, нежели сегодня.

А в лучшую сторону что-нибудь сдвинулось или все стало хуже?
- Пожалуй, техническое обеспечение. Когда я только пришел на службу, техника почти вся была старой, сейчас же произошло серьезное перевооружение. К концу срока моей работы в ГАИ практически у всех сотрудников были в основном уже «вазовские» «девятки» и «четырнадцатые». Сейчас вообще слов нет: 2008 и 2010 годы - как небо и земля. В ГАИ появились автомобили не только отечественного производства, спецвзвод полностью пересел на иномарки, чему я искренне рад.

Во-вторых, при мне появились светодиодные светофоры с обратным отчетом времени, сейчас тенденция установки таких светофоров продолжается, они есть уже практически на всех крупных перекрестках. Помимо этого в последние годы в Кирове начали появляться подземные переходы - без них проблемы пробок решать сложнее. Я рад, что при мне у ЦУМа был построен первый. Однако всего этого удалось достичь благодаря тому, что в свое время мы попали в федеральную программу обеспечения дорожной безопасности. Вообще господдержка немаловажна. Поддержка из областного бюджета с приходом нового губернатора стала более значительной.

Вы работали в федеральной структуре, при этом сталкивались ли со сложностями в работе с местными органами власти?
- Общий язык, как никак, удавалось находить. Наверное, лишь потому, что координацией деятельности по безопасности движения на территории субъекта занимается комиссия по безопасности, возглавляемая одним из заместителей губернатора, и начальник ГАИ, как правило, входит туда на правах заместителя.

Законы ужесточаются, только за последнее время увеличились штрафы за непристегнутые ремни, тонировку, отменили промилле… Это все оправдано?
- По большому счету, да, хотя есть и нюансы, к примеру, по той же отмене промилле.

Многие не поддерживают решение Госдумы об обнулении. Каково ваше отношение к этому закону?
- Слышал, что уже готовятся поправки к этому закону. На мой взгляд, закон несколько сыроват, поскольку промилле - больше медицинский критерий. Считаю, что именно медицинский работник должен быть последней инстанцией. Сегодня лишь алкотестер является единственным критерием, хотя раньше их было намного больше: походка, давление, внешний вид и прочее. Надеюсь, в ближайшее время в закон внесут поправки, поскольку некоторые нюансы в законе просто недопустимы.

После ужесточения законодательства статистика изменилась в лучшую сторону?
- Да, и со статистикой не поспоришь. После того как ужесточили многие виды наказаний для водителей, аварийность снизилась в разы. Даже ГАИ и ГИБДД пришлось свои машины растонировать - закон один для всех. Но, обратите внимание, даже в мою бытность, что только ни делали с тонировкой, как только ни пугали водителей, никакие меры на них не действовали. На техосмотр приехали, пленку содрали, заплатив 100 рублей, после чего вновь пленка сверкала на автомобилях. А сейчас, после второго предупреждения грозит административный арест до 15 суток. Как-никак, это должно дисциплинировать и пойти на пользу. Можно сказать, в городе «посветлело». Хотя всем ясно, что одними наказаниями проблему не решить.

Кстати, похоже новые правила по тонировке вновь обошли стороной автомобили с «крутыми» номерами?
- Неправда. К примеру, в мою бытность много говорили и о каких-то «крутых» номерах, естественно, я не скрываю, что практически всегда их правдой-неправдой можно было получить. Но для инспекторов специальных правил по выдаче «индивидуальных» номеров точно не было. И сегодня их нет. Единственное исключение - это служебный транспорт высокопоставленных персон: будь то губернатор, его заместители, председатель Заксобрания, прокурор области и руководители федеральных силовых структур. Хотя и здесь есть исключения: никто не запрещал инспекторам останавливать ведомственные автомобили в случае нарушения ими общих правил. Что касается «простых смертных» с «непростыми» номерами (например, 001 или 999), то это, видимо, для души, кто-то так чувствует себя увереннее за рулем. Насколько я знаю, в настоящее время в Госудуму вносится законопроект, разрешающий с 1 января продавать «блатные» госзнаки на аукционах. На мой взгляд, это намного честнее, нежели «индивидуальных подход к клиенту». Если кому-то очень хочется, то заплати денежки в бюджет и колеси по городу с любыми возможными комбинациями цифр и букв.

Три буквы «С» - крутые номера семьи Сандаловых в период вашей работы начальником - это выдумка или реальность?
- Счастливая семья Сандаловых?

Слышала еще версию - «Спонсор семьи Сандаловых».
- Много чего говорили. Сейчас, наверное, серия УУУ будет при Усцове, тоже что-нибудь придумают?

Успешное управление Усцова.
- Что-нибудь придумают. Как ДПС тоже было - «Добрые парни Сандалова». Хорошо, что без оскорблений обходилось в этих расшифровках. А версия с ДПС мне даже лично нравилась, надеюсь, она отражала суть моей работы.

Добрые парни Сандалова - это, конечно, хорошо. Но как у этих парней обстоят дела со взяточничеством? Возможно ли победить коррупцию в рядах милиции?
- На Вятке менталитет несколько другой, он отличается от среднероссийского. Что касается взяток, то всех нарушителей до суда мы не доводили. Было, что взяточника выставляли перед строем и при всех срезали погоны. Но факты были единичные. Как говорится, в систему они не вошли.

Взятки в милиции - это что, общая российская беда или в ней причины иного рода замешаны?
- Взяточничество возникает там, где процветает низкая заработная плата. Допустим, пару лет назад у сотрудника ГАИ она достигала 10 тыс. рублей, а нарушитель, которого он остановил на дорогой машине, мог предложить 5 тысяч - сразу ползарплаты. А представьте, если у работника с десятью тысячами в кармане в месяц нет своей квартиры, двое детей, то отказаться от искушения сможет не каждый. В милиции работают люди. Помимо денежного довольствования может быть и другая мотивация: человек должен болеть за свою работу, бояться ее потерять. А если уж он ее потерял (на взятке попался), то дальнейшая карьера (или любое другое сносное место работы) должно быть не для него, своего рода «волчий билет». Надеюсь, когда-нибудь мы дойдем до этого.

Человек вряд ли изменится, тогда что заставит дойти нас до этого?
- Со временем человеческий фактор будет уходить на второй план, на первый выйдет беспристрастная техника. Водитель нарушил, пришла квитанция - придется платить, никуда не деться. Хотя, так или иначе, человек будет продолжать играть важную роль.

Какая зарплата у рядового сотрудника ГАИ сегодня?
- Я сейчас не служу, поэтому вопрос о зарплате сотрудников ГИБДД, наверное, стоит задать их руководству. У меня сейчас другие подчиненные и меня не менее остро волнуют их зарплаты и их условия работы.

Досье:

Леонид Витальевич Сандалов, генеральный директор компании «Моторавто», бывший руководитель УГИБДД УВД по Кировской области.
Дата и место рождения: 23 марта 1958 года, г. Нововятск.
Образование: высшее, юридическое, кандидат юридических наук.
Карьера:
1978 год - инспектор ДПС в Нововятском РОВД;
1996 год - начальник УГИБДД УВД по Кировской области;
с 2008 года - генеральный директор компании «Мотор Авто».
Награды: 2006 год - Указом президента России присвоено почетное звание «Заслуженный сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации»;
награжден знаком «Почетный работник транспорта Российской Федерации».
Увлечения: рыбалка, лесные прогулки, под настроение попеть караоке.
Любимая музыка: шансон, Антонов, Шуфутинский, Михайлов.
Любимое блюдо: рыбные блюда, пельмени из семги.
Семейное положение: женат, трое детей.
Жизненное кредо: всегда оставаться человеком, в любой ситуации.

От автора
Перед встречей с человеком, который тридцать лет проработал в органах внутренних дел, настраиваешься на военную выправку, строгий взгляд и командный голос. Однако, попадая в автосалон, под обаяние блестящих новых автомобилей, поднимаясь по ступенькам к генеральному директору, минуя по пути ароматное кафе, маленькую детскую площадку, женский кабинет красоты, кожаный диван и улыбку секретаря, напряжение сменяется приятным удивлением, и в завершении пути перед тобой выходит совершенно не военного стереотипа мужчина. Леонид Витальевич сменил форму на модный пиджак, без напряжения пьет кофе у себя в кабинете, говорит мягко, добродушно, с улыбкой, и даже о своей нелегкой длительной работе главным по дорожной безопасности.

Юлия Шевцова
[email protected]

Во время Великой Отечественной войны возглавлял штабы армий и фронтов. После войны возглавлял штабы военных округов, был заместителем начальника Главного штаба Сухопутных войск. Талантливый и плодовитый военный мемуарист и аналитик.

Детство и юность

Родился 28 марта (10 апреля) 1900 года в д. Бисириха Тезинской волости Кинешемского уезда Костромской губ. (в 1925 д. Бисириха вошла в состав г. Вичуга Ивановской обл.) в семье ткачей.

Закончил двуклассную начальную школу.

С 1913 по 1918 работал на фабрике «Товарищества мануфактур Ивана Коновалова с Сыном» сначала поверяльщиком пряжи, затем счетоводом.

В 1918 создал в Бисирихе культурно-просветительский кружок «Прогресс», который, кроме всего прочего, проводил работу, в дальнейшем названную «тимуровской» (помощь старым людям в заготовке дров, обработке огородов, борьба с картёжниками). Комсомолец с 1918 г.

Гражданская война

В 1919 по путёвке комсомола поступил на командные курсы в Иваново-Вознесенске.

В 1920 воевал на Туркестанском и Южном фронте, «воевал в Заволжье и в Крыму против Врангеля» (Л. Сандалов). Командовал взводом и ротой, был адъютантом батальона. В 28-й стрелковой дивизии служил вместе с будущими военачальниками Н. Ф. Ватутиным и А. Н. Боголюбовым.

Период между войнами

Июнь 1921-июнь 1923 - командир взвода 23-го стрелкового полка 8-й бригады. С июня 1923 - помощник командира роты 23-го стрелкового полка. С июля 1923 - командир роты 23-го стрелкового полка.

Август-октябрь 1923 - помощник начальника штаба по оперативной части 3-й Казанской дивизии. С октября 1923 - командир роты 9-го стрелкового полка. С ноября 1923 - помощник начальника по учебно-мобилизационной части отдела штаба 3-й дивизии.

В 1926 закончил Киевскую объединённую школу командиров им. С. С. Каменева.

С августа 1926 - помощник командира роты 84-го стрелкового полка. Октябрь 1926-октябрь 1927 - помощник командира батареи. Ноябрь 1927-январь 1929 - помощник командира 1-й роты 82-го стрелкового полка. Февраль 1929 - командир 4-й роты 83-го стрелкового полка. Февраль-ноябрь 1929 - командир 2-й роты 82-го стрелкового полка. С декабря 1929 - политрук, с апреля 1931 - начальник и политрук полковой школы 82-го стрелкового полка.

В 1934 закончил Военную академию имени М. В. Фрунзе.

С 1934 - начальник штаба 1-го механизированного полка. С августа 1935 - помощник начальника 1-го отделения 1-го отдела штаба Киевского военного округа.

1936-1937 - учёба в Военной академии Генерального штаба.

С августа 1937 - начальник и военный комиссар 1-го отдела штаба Белорусского военного округа. Сентябрь 1937-июль 1940 - начальник оперативного отдела штаба Белорусского военного округа. Подготовка и проведение в 1937 в Белоруссии крупнейших довоенных учений Красной Армии.

Сентябрь 1939 - участие в походе в Западную Белоруссию (в должности начальника оперативного отдела штаба Белорусского фронта).

Август 1940-июнь 1941 - начальник штаба 4-й армии Белорусского (Западного) особого военного округа.

Великая Отечественная война

Июнь-июль 1941 - начальник штаба 4-й армии Западного фронта.

8 июля-24 июля 1941 - временно исполняющий должность командующего 4-й армии Западного фронта. Под командованием Сандалова был остановлен отход 4-й армии, в районе Славгорода создан рубеж обороны, с которого осуществлялись чувствительные контрудары против армии Гудериана (мифическое «контрнаступление двадцати дивизий Тимошенко» в воображении Гудериана). 25 июля был образован Центральный фронт, штаб которого был создан на базе управления штаба 4-й армии. Сама 4-я армия была расформирована, войска переданы в состав 13-й армии Цетрального фронта.

Июль-август 1941 - начальник штаба Центрального фронта.

29 ноября 1941-сентябрь 1942 - начальник штаба 20-й армии Западного фронта. 29 ноября - 21 декабря 1941 - полковник Сандалов де факто командующий 20-й армией Западного фронта, ввиду отсутствия болевшего генерала Власова. На плечи Сандалова легла вся тяжесть одновременно и формирования армии, и организации её военных действий. Под фактическим руководством полковника Сандалова 20-я армия освободила Красную Поляну (самый близкий к Москве населённый пункт, захваченный немецкой армией), Солнечногорск, Волоколамск. Успех 20-й армии не остался незамеченным: 27 декабря 1941 г. Сандалов был удостоен генеральского звания.

4 августа-23 августа 1942 - участие 20-й армии в Погорело-Городищенской операции. За талантливое руководство боями командующий армии генерал Рейтер и начальник штаба генерал Сандалов были награждены орденом Ленина.

Сентябрь 1942-октябрь 1943 - начальник штаба Брянского фронта. 15 февраля 1943 - звание генерал-лейтенанта. Октябрь 1943 - награждён полководческим орденом Кутузова I степени.

Октябрь 1943-март 1945 - начальник штаба 2-го Прибалтийского фронта (сформированного на базе Брянского фронта). Август 1944 - звание генерал-полковника.

Март-май 1945 - начальник штаба 4-го Украинского фронта.

Послевоенный период жизни

1945-1946 - начальник штаба Прикарпатского военного округа.

1946-1947 - заместитель начальника Главного штаба Сухопутных войск.

1947-1953 - начальник штаба - 1-й заместитель командующего войсками Московского военного округа.

1951 - попал в авиакатастрофу, перенёс несколько хирургических операций. Стал инвалидом, потеряв способность передвигаться.

1953-1955 - в распоряжении министра обороны СССР.

С сентября 1955 - в запасе по болезни.

1960-1980-е - пишет военные мемуары, очерки и статьи.

Награды

Орден Суворова 1-й степени, орден Кутузова 1-й степени, 3 ордена Ленина, 4 ордена Красного Знамени, орден Красной Звезды, орден Октябрьской Революции, медали, 3 иностранных ордена.

Говорят, что у меня самая большая коллекция в стране, а может и в мире. (Улыбается). Начиналось всё с одной-двух фигурок, а как друзья узнали, стали в подарок со всего света возить. Когда из ГАИ уходил, все домой увез, а потом подумал: чего мне одному на них любоваться? Вот и поставил в кабинете. Они забавные: посмотришь - настроение поднимается.

Леонид Витальевич, сейчас вы гражданский человек и руководите крупным торговым предприятием. А ещё совсем недавно к вам обращались исключительно как к товарищу полковнику, так как двенадцать последних лет вы руководили Кировской областной Госинспекцией безопасности дорожного движения. Уйдя с государевой службы в народное хозяйство вы умудрились не растерять ни друзей, ни знакомых, ни уважения окружающих. Слышала, как про вас говорят те, кто знает вас не один десяток лет: «Сандалов – настоящий мужик!» Припомните, в каком возрасте наступило ощущение себя самого как мужчины со всеми вытекающими последствиями?

Повзрослел, почувствовал себя мужчиной и хозяином в доме я очень рано - ещё в школу не ходил. Родители тогда развелись, и мы с мамой, оставшись вдвоём, переехали из благоустроенной квартиры в деревянный дом. Вскоре врачи нашли у мамы онкологию и положили в больницу – так я остался за старшего и сам себе хозяин. Дрова, вода из колодца, куры, кролики - сейчас понимаю, что для дошкольника это было непросто. А тогда справлялся.

- Неужели взрослых рядом не было?

Помогали, наверное, понемногу, но чужие люди - своих почти не было. Мама - сирота, а у отца к тому времени уже другая семья была. Его мать - моя бабушка, совсем старенькая, ей около или больше ста лет было, приходила с гостинцами, приносила в платочке слипшиеся леденцы и ещё какие-то сладости. Помню, что мама меня очень жалела и просила не таскать тяжести, а мне приходилось такие огромные сумки носить. Жили мы в Нововятске, и чуть не каждый день ездил в жуткой толкучке восьмого автобуса на рынок за зерном для куриц. Почему-то из самых ярких детских воспоминаний осталась в памяти рыночная забегаловка – старое зелёное здание, насквозь пропахшее пивом, прокисший дух которого перебивал запах вкуснейших пельменей. Я выстаивал длиннющую очередь, брал порцию и под гам нетрезвых мужиков съедал всё с огромным удовольствием.

- Как мальчик-дошкольник справлялся со всем хозяйством?

Сам сегодня удивляюсь, ведь зачастую мой день начинался не с завтрака, заботливо приготовленного мамой, а с печки, которую надо топить, и вёдер воды, которые таскал из колодца. К счастью, врачам удалось спасти маму, но она ещё долгое время находилась в больнице, а потом была выведена на группу инвалидности. И хотя детство моё сладким не назовёшь, но именно тогда я понял, что всего в жизни надо добиваться самому, ни на кого не надеясь. Ставить перед собой цели и методично их добиваться.

- Значит, детства почти не было?

Да что вы! Также бегал с парнями по улицам, зимой прыгал с крыш в сугробы, летом купался и ещё все время запоем читал. Хватался за любую книгу, мама даже ругалась, что глаза испорчу. Очень хорошо помню все рассказы и повести Гайдара. Почему-то очень любил сказки - хотя в нововятской библиотеке тогда особого книжного разнообразия не было. Так что, когда в 1965 году пошёл в первый класс, маме посоветовали отдать меня сразу в третий, чтобы не скучал. Но она решила, что спешить не стоит. Поэтому учился очень хорошо. Но, если честно сказать, был лентяй. Выручала отличная память - учился буквально на слух. Так что, когда учебники в конце года сдавали, у меня с нерасклеенными страницами попадались.

Нынешние дети читают очень мало. Телевизор, компьютер - может в этом надо искать причину малограмотности и разобщённости новых поколений?

Конечно, чтение ведь даёт очень многое. Добро и зло, преданность и предательство - мы всё познавали из книг. Интернет даёт уже готовые знания, сформированное представление о мире, а книга, заставляя сопереживать, понимать и сочувствовать, формирует личность.

- Вы сказали, что мама была сиротой...

Не совсем так, хотя родителей у неё не было. Точнее, были, конечно, но бабушка объявилась, когда маме уже сорок исполнилось. Пришла к своей Гале, которую в младенчестве на родителей бросила, через десятки лет. Вся больная, немощная, парализованная, без своего угла. Мама её простила и выхаживала до последнего дня, хотя у самой здоровье плохонькое было. Через год бабушка умерла, незадолго до неё скончалась мать отца, а следом за ними ушел и он. Переживал ли я? Не помню. Когда он с мамой расстался, я слишком мал был, чтобы испытывать какие-то негативные чувства. Для меня его просто не стало. Сейчас понимаю, что даже в детстве не смог простить и забыть предательство.

- Первую школьную любовь помните?

Какую любовь? Я тогда таким гадким утёнком был, что девчонки на меня не смотрели. Были, конечно, которые нравились, но я им не подходил - тощий, длинный, белобрысый, ребята меня за цвет волос Седым звали. Да и влюблялись одноклассницы в мальчишек постарше. Хотя, подождите! Была девочка Галя (мне вообще на Галь всю жизнь везет - и жену так зовут) в которую очень влюбился, а она гуляла с другим. Зато у нас был самый дружный класс, и мы все вместе даже на танцы бегали. А перед танцами для смелости «Солнцедара» выпивали. Помните, такое вино? Большущая бутылка, их бомбами называли, за рубль-две. Но пьяным я не бывал, мама, по крайней мере, не замечала. Я и сейчас, глядя на шатающегося гражданина, нередко думаю: зачем так-то пить? Когда за рюмку берешься, жестокая самодисциплина необходима. А не можешь себя контролировать - не пей. Бывает, что с друзьями посидим, жена тоже не замечает.

А та девочка знала про вашу детскую любовь? И, может, жалеет теперь? И еще, какие женщины больше нравятся: блондинки, брюнетки, худенькие, пышечки?

Давайте по порядку. Думаю, что Галина знает и помнит, и, возможно, жалеет - жизнь семейная у неё не сложилась. С блондинками и брюнетками вопрос сложнее. Скажу «блондинки» - жена прочитает и спросит: "Ну-ка, какие у тебя там блондинки"? И про комплекцию по-морскому отвечу, как большинство мужчин произносит: лучше на волнах качаться, чем о скалы биться... (Смеётся).

- После школы армия была или институт?

Вначале поехал в столичный военный институт, где хотел учиться на факультете иностранных языков, но в ВУЗе моё дело потерялось. Вернулся домой, скоро призвали в армию. Девять часов лету - и я на Камчатке. Рядовой космических войск. Армия тоже дала очень много. В армии взрослеешь, а еще научился курить. Дымил 19 лет, потом бросил. Сейчас даже на дух не переношу.

- После армии вновь собирались поступать или о работе думали?

Чем буду заниматься и куда пойду работать после службы – такими вопросами не мучился. Ещё в школе решил: либо в армию, либо в милицию. Больше всего хотел работать в ГАИ. Как-то в детстве, выиграв конкурс "Светофор", поехал на три месяца в "Артек", где с нами активно занимались штатные сотрудники милиции, так что к работе был почти готов. Отслужил 32 года, от рядового до полковника, и подал рапорт. Меня не отпускали, говорили: карьера в самом расцвете, молодой ещё, но мне, признаюсь, хотелось чего-то другого. Здесь все налажено, работает, а я, действительно молодой ещё мужчина, на совещаниях и в кабинетах штаны протираю.

- Выходит, службу свою не любили?

Да что вы, почти каждый день как на праздник шёл. Тем более что назначение на должность начальника ГИБДД получил совсем для себя неожиданно. Руководил Нововятским райотделом, собирался в отпуск, а меня вдруг руководство вызывает. Я, как был по-отпускному в футболке, так и прибыл. Мне говорят: будешь возглавлять ГАИ! Так точно, отвечаю, и на работу. Поначалу, чего таить, непросто было, но не в плане работы - её я никогда не боялся, а с журналистами. Сразу какие-то интервью, съемки, вопросы, пресс-конференции - голова от них кругом, я ж до того на телевидении ни разу не был. Но приказали терпеть - теперь ты фигура публичная.

- Загордились? Это ж какой почёт и уважение - считай, для каждого водителя почти Бог.

Внутри льстило, конечно: полковник в 38 лет, ответственность какая, но, могу точно сказать, я не изменился. Все ценности, что были в душе, сохранил, не разменял.

- Как из рядового до полковника дорастают?

Ответ самый простой: работай много и честно, не будь подлецом и учись. Мне пришлось много учиться. Вначале в школе милиции в Орле, откуда вернулся на службу лейтенантом, потом в академии, затем кандидатская диссертация, которую защитил на кафедре административного права Омской академии МВД. Ну, а когда 50 исполнилось, решил со службы уйти. Много домыслов и слухов тогда ходило, что генерал мной недоволен - ведь с такого места, по мнению многих, сами так просто не уходят. Но, Богом клянусь, уйти решил сам. Просто стало мне неинтересно: все, что мог сделать - сделал. Все, что мог получить - получил. Рапорт на имя генерала подал, потом полгода ждал, когда подпишут.

- Уходили совсем в никуда, или какие-то предложения все-таки были?

Были, были. Именно то, чем сейчас занимаюсь - руководить автосалоном, их сейчас четыре, и станцией техобслуживания автомобилей. Вначале это предложение показалось мне абсурдным - полковник милиции ушел в торговлю. Потом интересно стало: справился бы или нет? Потом зацепило: так смогу или не смогу?

Разве не страшно было со службы уходить в частный сектор? Родина ошибки чиновника прикроет, а в торговле только на себя надейся.

Лукавить, что не боялся, не буду - только дураки ничего не боятся. Сильно опасался, что не справлюсь, но не тот я человек, чтобы сдаться в начале дороги. У меня с современной экономикой тогда напряжённые отношения были, так что снова, начиная с азов по многим вопросам, пришлось учиться. Каждый день, как открытие. То, что люди изучают годами, пришлось постигать за дни и месяцы. Но, если не хочешь проиграть, а проигравшим быть не собирался, то хватай знания буквально с колёс. И тут начался кризис 2008 года...

Я бы запаниковала. И, не относя себя к беспомощным или слабым личностям, наверное, сбежала бы от такой ответственности. Это же люди, и исключительно от меня зависит их благополучие, благополучие семей. Страшно.

Интересно, что именно кризис, как тогда в детстве, когда мама заболела, меня закалил, обучил и заставил. Но было всё, и страх был. Изучать пришлось не просто автомобильный рынок, а как выжить на этом рынке в кризисный период. Сегодня с гордостью могу сказать, что мы не просто выжили, выстояли, не уволив, не сократив ни одного работника, но начали активно развиваться. Как оказалось, при грамотном ведении бизнеса, где честность его значимая составляющая, кризис не так страшен. Да, обанкротились сотни, тысячи предприятий, зато десятки получили значительный толчок к развитию. Мы, например, создали дополнительные подразделения: появилась своя автошкола, туристическое агентство, включились в федеральную программу по утилизации старого автотранспорта. Более того, начали строительство нового автосалона.

Минувший год принес вам почётное звание "Коммерсант года". Продолжите, пожалуйста, фразу: "Быть достойным непросто, потому что..."

Потому что любому руководителю непросто, но необходимо понять, что одной из главных составляющих работы с подчиненными является умение выслушать каждого и принять правильное решение. Для людей очень важно, когда их слушают, они чувствуют себя спокойно и уверенно. Не менее значимо построить организационную структуру предприятия, определив зоны ответственности каждого руководителя, поставив конкретные задачи для всех подразделений и, что очень важно, наладить четкое взаимодействие между ними.

Давайте перейдем к вопросу, который сегодня для вас не самый приятный, если, конечно, принимать во внимание то, что проигрывать вы категорически не любите.

Значит, говорить будем о мартовских выборах в Законодательное собрание области. Проигрывать я действительно не люблю - и это поражение до сих пор мне неприятно. Но, учитывая колоссальный опыт, полученный во время предвыборной гонки, конечный результат можно назвать более чем положительным, но не особенно приятным. Вот такой парадокс. Хотя всем понятно, что знания и опыт не всегда бывают позитивными.

Так, давайте разбираться по порядку: о каком опыте вы говорите, о каких не самых приятных знаниях, и почему пошли на выборы, никак не проявляя себя политическим игроком до декабря прошлого года?

Здесь всё просто. Партийный билет я получил еще в юности, как лучший курсант орловской школы милиции. Когда коммунисты стали не в чести, партбилет на стол не бросил, не порвал и не сжёг, как делали тогда многие. Но не стоит думать, что нахожусь в оппозиции руководству страны. Политика президента, в принципе, правильная, но очевидны некоторые недоработки. Например, ко мне, как к руководителю предприятия, зачастую обращаются с просьбами помочь школе-интернату, детскому дому, обществу инвалидов или частным лицам. Конечно, чем можем, помогаем, но так быть не должно - это прерогатива государства. И значит, социальная политика не совсем правильно ведется. Есть вещи, с которыми я совершенно не согласен. Например, по налогообложению: тот же транспортный налог и прочее. Кроме того, накопились вопросы и по приватизации, где есть множество моментов, мягко говоря, несправедливого распределения. Всё надо приводить в рамки закона.

- То есть, вы четко определили свои депутатские задачи?

Да, я намеревался планомерно добиваться, чтобы в бюджет закладывались средства на оказание адресной помощи остро нуждающимся и попавшим в беду землякам. Чтобы инвалиды, ветераны и пенсионеры имели льготы и не стояли с протянутой рукой, а жили достойно. При этом я понимаю, что депутат - не волшебник, а депутатство непростая работа. Кроме, конечно, тех, кто, оказав помощь на рубль, пиарится на сто. Иногда хочется сказать: посмотрите декларацию о доходах хвастуна и сделайте вывод, можно ли на эти средства столько понаделать добра?

Сейчас избиратели не хотят, чтобы в депутаты шли люди, в нынешнем или прошлом времени бывшие учителями, врачами, милиционерами. Так как вполне обоснованно считают, что работа бюджетника не позволяет им грамотно рулить в вопросах современной экономики.

Это правильно. Находясь на государевой службе, нечасто задумываешься над вопросом, как зарабатываются деньги. Но сегодня к такой категории граждан, необременённых мыслями: "откуда деньги берутся" - я уже не отношусь. Депутат должен знать экономику, быть силен в юриспруденции и многих других науках, чтобы, как говорил профессор Преображенский, не мочиться мимо унитаза.

- Так это все позитивные моменты, а в чём заключаются негативные знания, о которых вы сказали раньше?

Сам проигрыш на выборах - вещь малоприятная, но ещё меньше радует, когда начинаешь понимать, и не после выборов, а во время избирательной кампании, что не люди «тебя проигрывают», а технологии.

Понятно, что технологии - это методы и приемы воздействия на избирателей и избиркомы, но ведь без человеческого участия они невозможны.

Я и говорю о людях, которых ещё недавно считал, если не друзьями, то давними верными товарищами и близкими людьми. Противно вспоминать, как по приказу сдирались мои плакаты, заклеивались поверху портретами другого кандидата, как запугивались те, кто хотел отдать за меня голоса. И как глупо отрицал человек свою причастность к происходящему, произнося в оправдание какие-то мелкие слова. Кстати, по сей день администрация района измывается над моей первой учительницей, которая, зная меня более 40 лет, по своей инициативе пошла за меня агитировать. Женщине, которой скоро 90 лет, а ей никак не могут отремонтировать прохудившийся дом.

Да, помню. Там же была какая-то история с временной регистрацией десятков человек в одном доме. Поступала информация, что избирателей прописывают в домах, которых нет в природе? Чем дело кончилось?

Ничем. Милиция не нашла оснований для проработки ситуации.

- А что же теперь с товарищами и друзьями?

Виделись на днях, руку тянет. Посмотрел на него и сказал: такому руки не подам. Ничто: ни чины, ни звания, ни должности - не заставят меня пожать руку подлецу.

Сурово. Пожалуй, среди тех политиков и законотворцев, которых знаю, не сразу смогу назвать фамилию того, кто смог бы вот так же...

Просто во всех вопросах надо оставаться человеком и мужчиной, а не виляющим и гибким прохвостом. Только не подумайте, что я сгоряча. Долго думал, даже ходил к духовнику. Мудрый батюшка мне сказал: «Задумайся, может быть Господу не было угодно твое депутатство? Может, у тебя иное предназначение и другая миссия?»

- Так вы верующий человек?

- А с политикой, значит, вопрос закрылся?

Нет, не закрыт, но не всё так просто. Играть бесчестно - не в моих правилах. Но желание помогать людям, стремления и знания никуда не делись. Так что всему свое время.

Беседовала Елена ЯВЕНГСКАЯ,

Респектабельная Газета The Конкурент



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация