Требования к закупке по 44 фз. Требования к участникам закупки. Условия проведения госзакупок

Главная / Квартира

Здравствуйте, уважаемые читатели онлайн школы “Азбука тендеров”! Из настоящей статьи вы узнаете, что такое документация о закупке и из чего она состоит. Это фундаментальная информация, которая будет полезна, как заказчикам, так и участникам закупок, которые только начинают осваивать участие в государственных тендерах.

При проведении государственных закупок в рамках 44-ФЗ заказчик наряду с извещением обязан разместить в единой информационной системе (ЕИС) документацию о проводимой закупке, требования к содержанию которой установлены в Законе № 44-ФЗ.

Итак, документация о закупке по 44-ФЗ состоит из:

Извещения об осуществлении закупки . Это документ, в котором содержится ключевая информация о проводимой закупке:

  • сведения о заказчике и его местонахождении;
  • краткое изложение условий контракта с описанием объекта закупки;
  • начальная (максимальная) цена контракта;
  • источник финансирования;
  • идентификационный код закупки;
  • ограничения участия в определении поставщика, установленные в соответствии с 44-ФЗ;
  • способ определения поставщика;
  • срок, место и порядок подачи заявок;
  • размер и порядок предоставления обеспечения заявок;
  • размер и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта.

Примечание: Общие требования к содержанию извещения установлены в статье 42 44-ФЗ. Однако для каждого отдельно взятого способа закупок состав сведений и информации, содержащейся в извещении, может отличаться.

Технического задания . Практически каждая документация о закупке содержит раздел “Техническое задание”. Это раздел или часть документации, в которой заказчик описывает объект закупки — товары, работы или услуги. В некоторых случаях эта часть документации может иметь такие названия, как “Смета”, “Дефектная ведомость”, “Спецификация” и т.д.

Этот раздел (часть документации) является для участника закупок самым важным, т.к. именно после его изучения участник принимает окончательное решение об участии или неучастии в той или иной закупке.

Примечание: Правила описания объекта закупки, которыми должен руководствоваться заказчик при подготовке технического задания (сокращенно — ТЗ), установлены в статье 33 44-ФЗ.

Общей части . Это часть документации, в которой заказчик описывает способ закупки, указывает информацию об используемых понятиях и сокращениях, требованиях к участникам и содержанию заявок. В общей части также прописывается порядок отзыва заявок, порядок предоставления разъяснений документации и порядок оценки заявок. Т.е. участник закупки, изучив эту часть документации, должен разобраться с тем, что ему необходимо сделать, чтобы принять участие в данной закупке.

Инструкции . В этой части документации должна содержаться информация по подготовке заявок участниками.

Примечание: В 44-ФЗ требование об обязательном наличии инструкции в составе документации установлено для:

  • запроса предложений (п.3 ч.6 ст.83 44-ФЗ);
  • закрытого аукциона (п.2 ч.1 ст.87 44-ФЗ);
  • открытого конкурса (п.4 ч.1 ст.50 44-ФЗ);
  • электронного аукциона (п.2 ч.1 ст.64 44-ФЗ).

Информационной карты . Это своего рода квинтэссенция информации, содержащейся в извещении и общей части документации. Как правило, этот раздел документации представляется в виде таблицы, где указывается основная информация о проводимой закупке.

Примечание: Если общая часть документации имеет разночтение с информационной картой, то руководствоваться нужно информацией, указанной в информационной карте, т.к. она имеет приоритет перед общей частью.

Обоснования начальной (максимальной) цены контракта . Это часть документации, в которой представлена информация, на основании которой заказчиком была установлена НМЦК.

Примечание: Согласно ч.1 ст.22 44-ФЗ НМЦК определяется и обосновывается заказчиком с помощью следующих методов:

  • метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка);
  • нормативный метод;
  • тарифный метод;
  • проектно-сметный метод;
  • затратный метод.

Образцов форм и шаблонов . В этой части документации заказчик размещает образцы форм, которые участнику необходимо будет заполнить при подготовке своей заявки.

Проекта контракта . Неотъемлемой частью любой документации является проект контракта. Т.е. это шаблон контракта, который будет заключен с победителем закупки.

Прочих документов и материалов. Наряду с вышеперечисленными документами заказчик может в составе документации приложить рисунки, схемы, чертежи, технические условия и т.д.

Хотим обратить ваше внимание на то, что состав документации о закупке может меняться в зависимости от того, что закупается заказчиком (товар, работа или услуга) и от того, каким способом эта закупка проводится.

Где и как получить документацию о проводимой закупке?

Как было сказано в самом начале статьи, извещение и документация о закупке размещается заказчиком в ЕИС. Поэтому ознакомиться с этой информацией и скачать её на свой компьютер вы можете с сайта единой информационной системы — www.zakupki.gov.ru.

Что для этого необходимо сделать?

Во-первых , вам необходимо зайти на официальный сайт ЕИС и ввести поисковые параметры, воспользовавшись инструментом быстрого или расширенного поиска.

Во-вторых , в результатах выдачи по вашему поисковому запросу найти подходящую закупку и нажать по номеру закупки.

В-третьих , в появившемся окне вам необходимо перейти по гиперссылке “Извещение о проведении…”, чтобы ознакомиться с общей информацией о данной закупке, а затем перейти во вкладку “Документы закупки”.

В-четвертых , во вкладке “Документы закупки”, вам необходимо скачать все прикрепленные документы (файлы).

Хотим обратить ваше внимание на то, что документы могут быть прикреплены на сайте, как в виде отдельных файлов, так и виде одного файла (архива).

Вся информация и документация, размещенная на сайте ЕИС, предоставляется абсолютно бесплатно.

В случае необходимости вы также можете запросить у заказчика комплект документации на бумажном носителе. В данном случае заказчиком может быть предусмотрена плата за предоставление документации, но не превышающая расходы на создание копии такой документации.

Изменения и разъяснения документации о закупке

В том случае если в ходе изучения документации о закупке у вас возникли какие-либо вопросы, то вы можете направить в адрес заказчика запрос на разъяснение положений документации. При участии в электронном аукционе участник может подать не более 3-х таких запросов. Количество запросов для других процедур 44-ФЗ не регламентировано.

Такой запрос может быть направлен участником закупок не позднее чем за 5-ть дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе (ч.7 ст.50 44-ФЗ) и не позднее чем за 3-и дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе (ч.4 ст.65 44-ФЗ) или закрытом аукционе (ч.4 ст.87 44-ФЗ).

Заказчик также может вносить изменения в документацию о закупке, как по собственной инициативе, так и в связи с поступившим запросом от участника закупки не позднее чем:

  • за 5-ть до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе (ч.6 ст.50 44-ФЗ);
  • за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе (ч.6 ст.63 44-ФЗ);
  • за 2 рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок (ч.6 ст.74 44-ФЗ);
  • за 5-ть дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в закрытом аукционе (ч.7 ст.87 44-ФЗ).

Важный момент: Изменять объект закупки не допускается. В случае внесения изменений в документацию срок подачи заявок продлевается.

Документация, как инструмент ограничения конкуренции

Заказчик может механически влиять на количество участников закупки. Очень часто в документации устанавливаются требования по товару таким образом, чтобы соответствовать этим требованиям мог только один или несколько участников.

Ограничения можно установить в документации, выдвинув требование для одного товарного знака. Также способом уменьшения участников пользуются при помощи включения в позицию контракта нескольких видов продуктов, для которых требуют различные характеристики. Иногда пользуются вариантом, когда к одному лоту выдвигают требования по множеству характеристик, взаимосвязанных между собой в документации.

Такие действия заказчика считаются нарушением. Законодательством предусмотрено четкое описание товаров (работ, услуг), которые являются объектом закупки.

Необоснованные требования, установленные заказчиком в документации, могут быть обжалованы участником в ФАС. Поэтому, обращайте пристальное внимание на установленные заказчиком требования еще на этапе изучения документации.

Сколько хранится документация по закупкам 44-ФЗ?

Согласно ч.15 ст.53 44-ФЗ протоколы, составленные в ходе проведения конкурса, заявки на участие в конкурсе, конкурсная документация, изменения, внесенные в конкурсную документацию, разъяснения положений конкурсной документации и аудиозапись вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе хранятся заказчиком не менее чем три года .

Вот мы и рассмотрели с вами основные моменты, относящиеся к документации о проводимой закупке. Правильно составленная документация позволит участникам закупок безошибочно подготовить свои заявки, а заказчикам избежать штрафов и проверок со стороны контрольных органов.

На этом сегодня все. Если у вас остались вопросы, то можете задавать их ниже в комментариях к этой статье.

Законом 44-ФЗ установлены требования, предъявляемые к участникам закупок. Несомненно, какие-то требования могут отличаться в зависимости от вида и от предмета закупки, но существуют и единые требования, которым должен соответствовать любой участник торгов. Заказчику важно знать о таких нормах закона, чтобы, с одной стороны, не ограничивать допуск участников к закупкам, а, с другой стороны, не допустить к исполнению контракта компанию или предпринимателя, которые не способны его исполнить.

Перечень основных требований к участникам закупки

Согласно ст. 31 закона о госзакупках все претенденты на заключение контракта должны отвечать следующим единым требованиям:

  • компания или предприниматель должны соответствовать требованиям, установленным к ним законодательством РФ. Когда законом предусмотрена необходимость наличия лицензии или членства в СРО, то представители бизнеса должны ими обладать. Например, для строительных компаний обязательно членство в СРО, а при осуществлении перевозки пассажиров автомобильным транспортом, рассчитанном на более чем 8 пассажиров, необходимо наличие лицензии;
  • участник не должен находиться в процессе ликвидации или банкротиться;
  • на дату подачи заявки на участие в закупке деятельность участника не должна быть приостановлена в соответствии с КоАП РФ;
  • отсутствует задолженность за прошедший календарный год по налоговым обязательствам и другим обязательным платежам в бюджет. А если такая задолженность и есть, то она не должна превышать 25% от балансовой стоимости участника (определить можно по бухгалтерской отчетности за последний отчетный период). Если участник обжаловал в установленном порядке указанную задолженность и по данному заявлению участника решение еще не принято, то он соответствует указанному требованию;
  • участник закупки (физическое лицо, руководитель компании, член исполнительного органа, главный бухгалтер организации) не имеет судимости за преступление в сфере экономики, а также за такие преступления, как дача взятки, получение взятки и незаконное участие в предпринимательской деятельности (исключение, когда такая судимость погашена или снята). Также данные лица не должны были быть дисквалифицированы или лишены права заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности, которые связанны с поставкой товаров, выступающих в качестве предмета контракта;
  • участник закупки - компания - в течение 2 лет до закупки не должно привлекаться к административной ответственности за незаконную передачу вознаграждения от имени компании (ст. 19.28 КоАП РФ).
  • если по контракту приобретаются результаты интеллектуальной деятельности, то участник должен обладать исключительными правами на них;
  • участник закупки не должен быть оффшорной компанией;
  • между заказчиком и участником закупок отсутствует конфликт интересов . Под ним понимается - наличие зарегистрированного брака между руководителем заказчика, членом комиссии по осуществлению закупки, руководителем контрактной службы заказчика, контрактным управляющим и физическим лицом, который выступает выгодоприобретателем, руководителем, членом коллегиального исполнительного органа участника закупки или с физическим лицом, являющимся предпринимателем. Также о конфликте интересов может свидетельствовать и брак с близкими родственниками участника закупки - родственники по прямой восходящей линии и нисходящей линии, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители или усыновленные. Выгодоприоретатели в данном случае - это граждане, которые напрямую или косвенно (через компании) владеют более чем 10% голосующих акций в АО или 10% долей в уставном капитале ООО.

Дополнительные требования к участникам закупки

Заказчик может дополнительно к основным требованиям установить следующее требование:

  • отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков компании - участника закупки, а также информации об его учредителях, о членах исполнительного органа, руководителе.

Правительство РФ по отношению к участникам закупки отдельных товаров, работ или услуг может также устанавливать дополнительные требования, в том числе к наличию у участников:

  • финансовых ресурсов, необходимых, чтобы исполнить свои обязательства по контракту;
  • обладание на праве собственности или на другом праве оборудования или иных материальных ресурсов, которые потребуются для исполнения контракта;
  • наличие опыта работы, соответствующего предмету контракта, и деловой репутации;
  • требования к количеству сотрудников, которые обладают необходимым уровнем квалификации.

С такими дополнительными требованиями, установленными Правительством РФ, можно ознакомиться в его Постановлении от 04.02.2015 N 99. Также в данном документе указаны документы, которые должен предоставить участник закупки, чтобы подтвердить свое соответствие указанным дополнительным требованиям.

Обратите внимание! Если Правительство РФ установило дополнительные требования к участникам закупки, то и заказчик обязан это сделать, то есть указать данные требования в документации по закупке.

Судебная практика по вопросу о требовании к отсутствию конфликта интересов между участником закупки и заказчиком

28 сентября 2016 года Президиум ВС РФ подготовил обзор судебной практики по делам, которые связаны с требованием об отсутствии конфликта интересов. Судебный орган сделал следующие выводы:

  • участник закупки обязательно должен предоставить декларацию об отсутствии конфликта интересов;
  • указанная выше декларация должна быть совершена в письменной форме. При этом суд указал, что для соблюдения требования о предоставлении декларации участнику достаточно проставить отметку в соответствующей графе электронной документации без предоставления отдельного файла;
  • при определении конфликта интересов учитываются не только руководители, но и другие должностные лица (например, заместители руководителя), которые ответственны за проведение закупки и их полномочия идентичны полномочиям руководителя, а также дают возможность повлиять на исход закупки;
  • требование закона об отсутствии конфликта интересов должно быть выполнимо не только на момент подачи заявки, но и вплоть до определения победителя. Важно, чтобы соответствие требованию было на всем отрезке данного времени. Суд указал, что если участник не соответствовал данному требованию на момент подачи заявки, то не имеет правового значения его соответствие требованию на момент определения победителя;
  • если заказчик обнаружил, что присутствует конфликт интересов между ним и участником закупки, то комиссия по осуществлению закупок должна отстранить такого участника от участия в закупке, а сам заказчик - отказаться от заключения контракта;
  • контракт, который заключен между заказчиком и компанией, предпринимателем при наличии между ними конфликта интересов, признается ничтожным.

Как автоматизировать процесс закупок по 44-ФЗ?

Для этого удобно использовать программу "Эконом-Эксперт". Скачать бесплатную версию программы можно

Иногда заказчики выставляют в закупках по 44-ФЗ нестандартные требования. По крайней мере, они являются таковыми с точки зрения поставщика. Но всегда ли они являются излишними? Рассмотрим случаи из практики.

Требование о прошивке листов котировочной заявки

Заказчик установил, чтобы участники запроса котировок подавали свои заявки в прошитом виде. Тем, кто пренебрег этими требованиями, в приеме заявок было отказано. Правомерно ли это?

Закон 44-ФЗ устанавливает строгие требования к бумажным заявкам лишь для открытого конкурса. Что касается запроса котировок, то про необходимость сшивать листы не упоминается. Но заказчик может установить такое требование самостоятельно. И если участник его не выполнит, то на основании пункта 7 статьи 78 закона 44-ФЗ котировочная комиссия заявку может не рассматривать.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Похожее правило действует и для запросов предложений. В пункте 3 части 6 статьи 83 закона прописано, что в извещении заказчик может установить требования к содержанию, составу и форме заявок, а также привести инструкцию по их заполнению.

Получается, что требование сшить листы заявки на запрос котировок или предложений является правомерным. И если участники его не выполнит, его заявку не примут.

Требование о регистрации участника на территории РФ

Как известно, для определенных объектов закупок установлен приоритет российских товаров, а также товаров, произведенных на территории ЕАЭС. Но иногда заказчики перегибают палку и устанавливают такой приоритет для объектов, на которые не распространяется национальный режим. Так, в одной закупке заказчик потребовал, чтобы поставщик задекларировал свою регистрацию в России и тот факт, что в составе его учредителей граждане РФ.

Однако закон 44-ФЗ не предполагает подачи участниками подобной декларации. Так что это требование является излишним. Если процедура позволяет, можно обратиться к заказчику за официальным разъяснением. Пусть ответит, на основании какого закона или иного акта он выставил подобное требование. В любом случае можно подавать документы без такой декларации. И если заказчик заявку не примет, следует пожаловаться в ФАС.

Требование о несудимости

В следующем примере заказчик - детский сад - при закупке клининговых услуг выставил требование к исполнителю о наличии справки о несудимости. Правомерно ли это, если учесть, что сотрудники детского сада обязаны иметь подобные справки?

На самом деле подтвердить свою несудимость исполнителю все же придется. Но это относится непосредственно к лицу, которое будет оказывать клининговые услуги для детского сада. То есть именно к тому работнику, кого компания отправит исполнять заказ. А вот устанавливать подобное требование к участнику закупки неправомерно, поскольку в статье 31 закона 44-ФЗ оно отсутствует.

К слову, срок изготовления справки о несудимости - 30 дней. Это нужно учитывать, готовясь участвовать в таких закупках.

Требование о присутствии поставщика при приемке

Может ли заказчик прописать в контракте, что при приемке товара обязан присутствовать представитель исполнителя? Ничего криминального и даже удивительного в таком требовании нет. Ведь приемка - это процесс двусторонний, что закреплено в законодательстве. При этом стороны должны подписать документ, который служит подтверждением факта приемки.

Поэтому такое условие в контракте не является нарушением. Но стоит учесть, что требовать присутствия какого-то конкретного работника организации, например, директора, заказчик не может. Это будет считаться ограничением конкуренции по территориальному признаку. Ведь поставка может быть осуществлена, например, исполнителем из соседнего города. В этом случае представителем компании может быть водитель или экспедитор, наделенный соответствующими полномочиями.

Как видно, некоторые требования, которые на первый взгляд могут показаться странными, являются вполне законными, и наоборот. Как же быть поставщику? Если разъяснение заказчика не помогло либо нет возможности его получить, следует поискать информацию на сайте ФАС. Служба публикует решения, принятые по жалобам, в том числе и по закону 44-ФЗ. Потенциальному участнику стоит поискать жалобы на заказчиков, выдвигавших схожие требования. Ориентироваться при этом лучше на дела, рассмотренные УФАС своего региона.

Основные различия требований к участникам госзакупок по законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ

В соответствии со ст. 3 закона «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ заказчиками товаров, работ, услуг, нужд могут быть органы государственной или муниципальной власти, бюджетные учреждения, унитарные предприятия — при условии выделения им бюджетных средств для произведения капитальных вложений в объекты муниципальной или государственной собственности, а также отдельные юридические лица (корпорации «Росатом» и «Роскосмос»). Также рассматриваемый закон содержит исчерпывающий перечень основных и дополнительных требований, которые могут быть предъявлены к участникам закупки.

Не стоит путать его с законом «О закупках…» от 18.07.2011 № 223-ФЗ: в отличие от закона № 44-ФЗ, регулирующего отношения в сфере государственных и муниципальных закупок, 223-ФЗ регламентирует отношения в области закупок для нужд отдельных юридических лиц с превалирующей долей участия публично-правового образования. Кроме того, он предоставляет значительно больше свободы в выражении требований заказчику и дает тому право разработки собственного положения о закупке, ограничиваясь указанием в ч. 1 ст. 3 на обязательную соизмеримость и исчерпываемость требований. Это особенно важно, поскольку, только правильно определив нормативный акт, которым следует руководствоваться, заказчик сможет законно провести закупку и предъявить справедливые требования к участникам.

Какие требования предъявляются к участникам госзакупок, есть ли какие-либо особенности при поведении электронного аукциона?

Законодатели уделили отдельное внимание определению требований к участникам закупок по 44-ФЗ, перечислив их отдельно в ст. 31 данного закона.Единые требования к участникам закупкиобширны, что представляется вполне оправданным с учетом расходования бюджетных средств. В частности, к ним относятся следующие:

  1. Обязательное соответствие законным требованиям, предъявляемым к субъектам деятельности, которые становятся предметом закупки.
  2. Организация-участник не может ни находиться в процессе ликвидации, ни быть признанной решением арбитражного суда банкротом, ни быть в стадии конкурсного производства. В подтверждение соответствия данному требованию участник представляет лицензии, сертификаты и другие разрешительные документы.
  3. На дату обращения с заявкой деятельность участника закупки не должна быть приостановлена в результате административного производства.
  4. Заказчик не должен иметь за прошедший год недоимок по обязательным платежам в бюджет всех уровней, превышающих четверть стоимости его активов. Исключение сделано лишь для организаций, подавших заявление об обжаловании таких недоимок, если решение по нему еще не принято, а также для тех, кому были предоставлены отсрочки, рассрочки, инвестиционные налоговые кредиты, чьи задолженности были реструктурированы, признаны исполненными или безнадежными в законном порядке.
  5. У руководителя организации и главного бухгалтера не должно быть непогашенной или неснятой судимости за преступные действия экономической направленности либо по статьям о взяточничестве. Также они не должны быть подвергнуты дисквалификации либо запрету заниматься видом деятельности, ставшим предметом закупки, по решению суда. К закупке не могут быть допущены и юр. лица, привлеченные к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП в течение 2 лет, предшествовавших заявке.
  6. Участник должен иметь исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, если при исполнении предмета закупки он приобретет их. Закон делает исключение из правил для создания литературных или кинопроизведений, а также произведений искусства.
  7. Недопустима регистрация участников в офшорах. Данный факт подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
  8. Не должно быть конфликта интересов между участником и заказчиком, вызванного брачными и родственными связями.

Примечание: заказчик вправе установить и требование об отсутствии регистрации участников в реестре недобросовестных (до недавних пор это было обязательным). Также п. 2 ст. 31 закона № 44-ФЗ предусматривает возможность установления дополнительных требований для закупок, проводимых в порядке двухэтапных и закрытых конкурсов или конкурсов для ограниченного числа участников.

Не знаете свои права?

Участники закупок должны в полной мере соответствовать законно предъявленным требованиям независимо от способа проведения закупки, в том числе и тогда, когда она проводится в виде электронного аукциона. Однако проверка соответствия в последнем случае будет иметь некоторые особенности. Так, комиссия по проведению закупок проверяет соответствие требованиям, предъявленным к участникам электронного аукциона, за исключением пп. 1 и 10 ст. 31 ФЗ № 44-ФЗ — соответствие им проверяет оператор электронной площадки при аккредитации.

Какие требования не являются едиными, относит закон ли к таковым дополнительные требования?

Не являются едиными требования, указанные в ч. 2 ст. 31 рассматриваемого закона, которые устанавливаются только для определенного вида закупок (осуществляемых путем закрытых или открытых двухэтапных конкурсов, конкурсов с ограниченным участием и т. д.), а именно:

  • наличие финансирования для реализации контракта;
  • обязательное наличие в собственности материальных ресурсов для реализации контракта;
  • установки планки опыта в виде деятельности, которая становится предметом закупки;
  • определение квалификации и количества необходимых работников для реализации контракта.

Использование их в обход такого порядка незаконно.

Обращаем ваше внимание на то, что п. 2 ст. 31 закона № 44-ФЗ допускает предъявление дополнительных требований, только если они установлены Правительством РФ в отношении отдельных категорий участников закупок (например, в постановлении «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки…» от 04.02.2015 № 99). Едиными они не являются.

Неправомерно и требование указания в заявке дополнительных сведений об участниках закупки, не предусмотренных законом. В противном случае заявитель, чьи права были нарушены, может обратиться в антимонопольные органы за защитой. Именно так поступила организация, которой было отказано в участии в аукционе на основании требований по оформлению документации, которые, по мнению Комиссии УФАС, выраженному в решении № 08-01-100 от 07.04.2015, не соответствовали п. 2 ч. 1 ст. 64 и ч. 5 ст. 66 закона № 44-ФЗ. Комиссия приняла решение обязать заказчика прекратить нарушение законодательства. Кроме того, материалы в отношении последнего переданы в компетентные органы для решения вопроса о возбуждении административного производства.

Как видите, закон № 44-ФЗ содержит подробный перечень требований к участникам закупок. Среди таковых выделяются единые требования, предъявляемые к каждому участнику закупки независимо от ее типа, и дополнительные, которые не являются едиными, а действуют лишь в отношении ограниченного круга участников, для которых были предусмотрены.

1. При осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:

1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;

2) утратил силу. - Федеральный закон от 04.06.2014 N 140-ФЗ;

3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;

4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;

5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;

7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;

7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;

9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;

10) участник закупки не является офшорной компанией;

11) отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.

1.1. Заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.

2. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

2.1. Правительство Российской Федерации вправе установить дополнительные требования к участникам закупок аудиторских и сопутствующих аудиту услуг, а также консультационных услуг.

3. Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

4. В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

5. Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

6. Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

7. Указанные в настоящей статье требования предъявляются в равной мере ко всем участникам закупок.

8. Комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пункте 1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронных процедур, запроса котировок и предварительного отбора) части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) настоящей статьи, и в отношении отдельных видов закупок товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи, если такие требования установлены Правительством Российской Федерации. Комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 - 5, 7 - 9, 11 части 1 настоящей статьи, а также при проведении электронных процедур, запроса котировок и предварительного отбора требованию, указанному в пункте 10 части 1 настоящей статьи. Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи.

8.2. Заказчик проверяет соответствие участника запроса котировок, с которым заключается контракт, требованию, указанному в пункте 10 части 1 настоящей статьи, при заключении контракта.

9. Отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.

10. При осуществлении закупок лекарственных препаратов, которые включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в дополнение к основанию, предусмотренному частью 9 настоящей статьи, отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что:

1) предельная отпускная цена лекарственных препаратов, предлагаемых таким участником закупки, не зарегистрирована;

2) предлагаемая таким участником закупки цена закупаемых лекарственных препаратов (в случае, если участник закупки является производителем таких лекарственных препаратов или если при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд начальная (максимальная) цена контракта превышает десять миллионов рублей, а при осуществлении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд начальная (максимальная) цена контракта превышает размер, который установлен высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и составляет не более десяти миллионов рублей) превышает их предельную отпускную цену, указанную в государственном реестре предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, и от снижения предлагаемой цены при заключении контракта участник закупки отказывается.

10.1. Положения части 10 настоящей статьи не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается государственный контракт в соответствии со настоящего Федерального закона.

11. В случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным частями 9 и 10 настоящей статьи, заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем установления факта, являющегося основанием для такого отказа, составляет и размещает в единой информационной системе протокол об отказе от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о лице, с которым заказчик отказывается заключить контракт, о факте, являющемся основанием для такого отказа, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт. Указанный протокол в течение двух рабочих дней с даты его подписания направляется заказчиком данному победителю. При этом заказчик вправе заключить контракт с иным участником закупки, который предложил такую же, как и победитель такой закупки, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем в порядке, установленном для заключения контракта в случае уклонения победителя закупки от заключения контракта. В случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 10 настоящей статьи, победитель признается уклонившимся от заключения контракта.

12. Решение об отстранении участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) могут быть обжалованы таким участником или таким победителем в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Положения статьи 31 закона №44-ФЗ используются в следующих статьях:
  • Обеспечение заявок на участие в конкурсах и аукционах
    6) отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частями 9 и 10 статьи 31 настоящего Федерального закона;
  • Извещение о проведении открытого конкурса
    2) требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона;
    2) требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса в электронной форме, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в электронной форме в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в электронной форме в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона;
  • Порядок подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме
    3) документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9, 11 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки);
  • Порядок рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме
  • Особенности проведения конкурса с ограниченным участием
    2.1. Заказчик вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг, указанных в части 2 настоящей статьи, с учетом требований настоящего Федерального закона путем проведения электронного аукциона, закрытого аукциона, запроса котировок, запроса предложений, а также у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом к участникам таких закупок не применяются дополнительные требования, установленные в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона в отношении участников закупок, которые осуществляются только путем проведения конкурса с ограниченным участием.


© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация