Теория государства и права. Мелехин А.В. Основные теории государства Предмет и объект изучения теории государства и права

Главная / Квартира

(оценок: 2 , среднее: 3,00 из 5)

Название: Теория государства и права

О книге «Теория государства и права» Л. А. Морозова

Несмотря на то, что люди сейчас живут в век интернета, где найти можно, кажется, абсолютно всю полезную и не очень информацию, учебники по-прежнему не остаются в стороне. Ведь многие согласятся, что легче держать в руках книгу, в которой собрана вся нужная информация, чем перерывать сотни интернет-страниц, выискивая именно то, что нужно. А иногда сделать это бывает очень непросто. Если книга увесистая, но носить с собой её никуда не нужно – это просто идеальный вариант как для студентов, так и для людей, желающих расширить кругозор. Для каждого человека, учащегося на юридическом факультете, важно иметь всегда под рукой учебник, который сможет полно и доступно подать материал по современному состоянию юридической науки. И именно благодаря книгам, которые пишет Людмила Морозова, студенты, а также аспиранты и преподаватели, имеют возможность узнать об актуальных вопросах, касающихся исключительно юридического профиля. Её учебник под названием «Теория государства и права» постоянно улучшался, переиздавался с поправками и освещением все новых и новых вопросов.

Книга «Теория государства и права», которую написала Людмила Морозова, создана специально для того, чтобы сформировать юридическое мышление у студентов и помочь им найти творческий подход для приобретения специальных навыков и знаний, которые необходимы для того, чтобы стать успешным юристом. Также учебник ни в коем случае не ограничивает свободу мышления, чтобы студенты могли научиться оценивать ту или иную ситуацию самостоятельно, принимая во внимание каждую мелочь.

Эта книга станет отличным помощников в подготовке к экзаменам, а также поможет разобрать азы науки тем, кто не сильно разбирается в юриспруденции. Вся информация подана в доступном виде. Если не пожалеть времени и полностью читать учебник, можно получить знания, которые структурировано отложатся в голове. Ведь весь материал в книге оформлен таким образом, чтобы студенту было легче усваивать прочитанную информацию. Эта последовательность, в которой подаётся информация, признана самой эффективной.

Многие, кто выбрал именно этот учебник, считают его одним из лучших, который написан на территории России. Людмила Морозова очень постаралась, чтобы все желающие могли без труда выучить всю необходимую информацию. Несмотря на серьёзные темы, которые освещает учебник, он не воспринимается как сухой текст в 500 страниц. И в нем нет воды, только нужная и полезная информация. Ничего лишнего, так что читать произведение легко.

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Теория государства и права – общественная политико-юридическая наука, изучающая специфические закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права.

Государство – это универсальная, суверенная политическая организация власти, призванная обеспечить нормальное функционирование общества.

Выделяют следующие признаки государства:

· Территория – пространство, на которое распространяется юрисдикция государства;

· Административно-территориальная организация населения стра­ны и властного аппарата – распространение государственной власти на население, проживающее на территории определенной страны, которое неизбежно влечет его деление па административно-территориальные единицы (республики, края, области и т. д.);

· Наличие публичной власти – совокупность государственных аппаратов, которые включают в себя аппараты защиты общества от посягательств извне, принуждения и охраны общественного порядка (вооруженные силы, специальные службы и правоохранительные органы) и аппараты управ­ления (органы законодательной и испол­нительной власти);

· Государственный суверенитет – независимость, самостоятельность государственной власти при осуществлении ей своей политики в пределах собственной территории (внутренний суверенитет) и в международных отношениях (внешний суверенитет);

· Налоги и сборы, которые взимаются с населения на содержание органов государственного управления, развитие национальной и регио­нальной экономики, поддержку социальной сферы (здравоохра­нение, образование, социальное обеспечение и т. д.).

Функции государства - это основные направления его деятельности. В зависимости от сферы деятельности выделяются внутренние и внешние функции. Внутренние функции определяют внутреннее раз­витие общества; внешние функции - направления деятельности в от­ношениях с другими государствами.

Внутренние функции:

· политическая функция заключается в обеспечении го­сударственной и общественной безопасности (в том числе и от внешних посягательств), регулировании политических процессов в обществе, закреплении и охране прав и свобод граждан, поддержании социально­го согласия, разрешении социальных конфликтов и т.д.;

· экономическая функция призвана обеспечить нормаль­ное функционирование и развитие экономики, в том числе посред­ством охраны существующих форм собственности, установления нор­мативов налоговых отчислений, организации внешнеэкономических связей и т. д.;

· социальная функция направлена на осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержание не­обходимых условий труда и быта, оказание государственной помощи лицам, которые по независящим от них причинам не могут самостоя­тельно обеспечить себе средства для достойного существования и т.д.


Внешние функции:

· оборона страны;

· свобода поддержания мирового порядка;

· свобода интеграции в мировую экономику (вступление во Всемирную Торговую Организацию (ВТО), участие в иных международных организациях);

· сотрудничество с государствами для решения глобальных проблем

Формы осуществления функций государства: правовые и неправовые (организационные). К правовым формам осуществления функций государства отно­сятся:

· правотворчество – разработка и принятие законов и иных норма­тивных актов;

· правоприменение – государственно-властная деятельность специ­ально уполномоченных органов власти по реализации норм права;

· правоохрана – деятельность, направленная на осуществление правового контроля и реализацию правовой ответственности.

К неправовым формам осуществления функций государства отно­сятся:

· экономические – государственные дотации, кредитование, субсидии и т.д.;

· политические – согласование позиций различных политических сил, международные переговоры и т.д.;

· идеологические – призывы политических лидеров к населению, агитация через СМИ и т.д.;

· организационные мероприятия – планирование, контроль и т.д.

Форма государства – это совокупность внешних признаков государства, показывающих порядок образования и организации высших органов государственной власти, территориальное устройство государства, а также приемы и методы осуществления власти.

Форма государства выражается через форму правления, форму государственного устройства и вид политического режима. Форма правления – это организация верховной государственной власти и порядок ее образования. Выделяют две основные формы правления – монархию и республику, которые различают, прежде всего, по способу замещения поста главы государства.

Монархия – это форма правле­ния, при которой верховная власть принадлежит одному лицу (мо­нарху), получающему власть в порядке престолонаследия. В зависимости от объема властных полномочий, находящихся у монарха, монархия делится на абсолютную и конституционную (ограниченную).

Абсолютная монархия характеризуется сосредоточением всей пол­ноты законодательной, исполнительной и судебной власти в руках монарха и отсутствием юридических ограничений его полномо­чий (например, Саудовская Аравия, Катар, Оман).

Для конституционной (ограниченной) монархии характерно огра­ничение полномочий монарха и распределение государственно-­властных полномочий между несколькими центральными орга­нами. По степени ограничения конституционные монархии подразделя­ются на дуалистические и парламентарные.

В дуалистических монархиях, помимо монарха, существует пар­ламент, который издает законы и утверждает бюджет. Монарх сохраняет за собой право назначать и смещать правительство, обладает правом абсолютного или отлагательного вето в отношении решений пар­ламента, выполняет представительские и ряд внешнеполитиче­ских функций и т.д. В настоящее время дуалистические монархии существуют в Марокко, Иордании и некоторых других странах.

В парламентарных монархиях реальная власть монарха весьма невелика. В некоторых странах функции монарха сведены практически к символическому представительству традиционного единства государства (например, в Японии и Швеции). В других странах (Великобритании, Бельгии, Нидер­ландах, Испании и пр.) за монархом номинально сохраняются определенные полномочия, но монарх либо пользуется ими толь­ко в результате инициативы правительства или какого-либо дру­гого органа, либо вообще ими не пользуется и эти полномочия носят резервный характер на случай какого-либо по­литического кризиса.

Республика – форма правления, при которой верховная власть в государстве осуществляется пред­ставительными органами, избираемыми населением на определен­ный срок.

Республики характеризуются следующими чертами:

· выборностью органов государственной власти на определенный срок;

· производным от народного суверенитета характером государ­ственной власти;

· юридической ответственностью главы государства.

Современные республики подразделяют на четыре формы: пар­ламентарную, президентскую (дуалистическую), республику со смешанной формой правления (полупрезидентскую) и монократическую. Иногда также выделяют теократическую республи­ку, где реальная власть принадлежит духовенству (например, Иран).

В парламентарной республике важнейшим органом государствен­ной власти является парламент и в качестве самостоятельных ор­ганов власти существуют независимые суды. Роль главы государства (президента) в парламентарной респу­блике невелика. Хотя формально ему принадлежит право назна­чения правительства (либо только главы правительства, либо всех его членов по предложению ранее назначенного главы), осу­ществляет он это назначение только на основе расстановки сил в парламенте. Обычно ему принадлежит также право досрочного роспуска парламента, но реализует он это право либо на основе императивных (обязывающих) норм законодательства, либо по инициативе премьер-министра. К парламентарным республикам относятся Ита­лия, ФРГ, Индия, Болгария, Эстония и др.

В президентской (дуалистической) республике наиболее последовательно проведен принцип разделения властей. В ней существу­ет три центра власти: президент, парламент и судебные органы. Исполнительная власть целиком принадлежит президенту, кото­рый не несет перед парламентом политической ответственности и может быть смещен со своего поста только в случае нарушения закона. Правительство при президенте выполняет функции совещательного и вспомогатель­ного органа. Законодательная власть принадлежит исключительно парламенту, хотя за президентом сохраняются полномочия по принятию подзаконных актов. Для функционирования властного механизма как единого цело­го принцип разделения властей в президентской республике, например в США, дополнен системой сдержек и противовесов (англ. checks and balances). Например, президент обладает правом отлагательного вето в отношении законов, принимаемых парламентом; а парламент в свою очередь может сместить президента в случае нарушения им законов (процедура импичмента) и т.д. Кроме США, президентскими республиками являются Мексика, Бразилия, Аргентина и др.

Республики со смешанной формой правления (полупрезидентские республики) обладают отдельными чертами как парламен­тарной, так и президентской республики. Роль президента в такой республике ве­лика. Как правило, он избирается внепарламентским путем, то есть непосредственно гражданами. Правительство, хотя и долж­но опираться на парламентское большинство, несет ответствен­ность не только перед парламентом, но и перед президентом. Решения правительства утверждаются президентом, при этом президент не несет ответственности за действия правительства. Президент имеет также право отлагательного вето в отношении актов парламента и право досрочного роспуска парламента. Та­ким образом, при смешанной форме республиканского правле­ния глава государства становится ключевой фигурой в государ­ственном механизме. Смешанная форма правления существует во Франции, Португалии, Перу, Казахстане и других странах. Россия также относится к республикам со смешанной формой правления.

В монократических республиках центральной фигурой в системе государственных органов является единоличный лидер. Пост, который занимает этот лидер, может носить разные названия: президент (в Белоруссии, Туркменистане, Корейской Народно-Демократической республике с 1972 г., странах Тропической Африки), фюрер (в Германии в 1933-1945 гг.) и пр. Роль пред­ставительных и судебных органов в этих странах невелика, а прак­тически вся полнота власти сосредоточена в руках единоличного лидера. Даже в тех странах, где президенты формально периодически переизбираются на свой пост парламентским или всеобщим голосованием, их избрание на практике предопределе­но заранее, поскольку оппозиция, если она существует, подавляется силой и не допускается до участия в выборах; все средства массовой информации, весь пропагандистский аппарат находят­ся под контролем государства, а реально – под контролем пра­вящего лидера и достаточно узкой политической группировки, сплотившейся вокруг него и т.д.

Форма государственного устройства – это политико-террито­риальная организация государства, его внутреннее деление, правовое положение составных: частей государства, характер их взаимоотно­шения друг с другом и с центральными органами власти.

В юридической науке обычно различают две основные формы государственного устройства – федеративную и унитарную. Также выделяют: регионалистское государство, унию и конфедерацию.

1. Федерация – это союзное государство, объединяющее несколько государств или государственных образо­ваний (республики, штаты, кантоны), каждое из которых имеет свои органы государственной власти (законодательные, исполни­тельные и судебные). Государственные образования внутри феде­рации обладают определенной политической самостоятельностью (могут, например, принимать собственные законы, не противоре­чащие федеральным), но не суверенитетом. В частности, они ли­шены права одностороннего выхода из состава федерации, не об­ладают собственной валютой и вооруженными силами (например, Россия, США, ФРГ). Федерации принято делить на симметричные и асимметричные. Под симметричной федерацией понимают союзное государство, в котором все части федерации являются равноправными субъ­ектами федерации (например, ФРГ, Бразилия по Конституции 1988 г. и др.), в отличие от асимметричной федерации, части которой имеют различный правовой статус (напри­мер, Индия, Канада).

2. Унитарное государство – это единое, слит­ное государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической само­стоятельностью. Такое государство централизовано и неделимо. Входящие в его состав административно-территориальные образо­вания (губернии, области, департаменты), хотя и отличаются из­вестным своеобразием, но не имеют ни собственного законодатель­ства, ни собственного правительства, ни собственной судебной и правоохранительной системы (например, Франция. Финляндия, Белоруссия).

· под регионалистским (или квазифедеративным) государством понимают государство, вся территория которого состоит не из административно-территориальных единиц, а из автономных образований. Такие государства представляют собой сравнитель­но новое явление в мировой политике. Они стали развиваться только после Второй мировой войны. На конец XX в. классическими регионалистскими государствами Европы являлись Италия и Испания. Однако Италия после внесения в 2003 г. поправок в Конституцию постепенно эволюционирует в феде­рацию.

· государства уния – сложносо­ставное государство, образовавшееся в результате присоедине­ния одного государства к другому с передачей присоединяющимся государством другому своих суверенных прав, но с сохранением своего особо статуса. В качестве при­мера можно назвать унию Англии и Шотландии 1707 г., при­ведшую к созданию единого государства.

· конфедерация – союз государств, создаваемый для достижения конкретных, ограниченных целей (военных, экономических, политических) в пределах определенного исторического периода. Исторически конфедерация­ми были США в 1776-1864 гг. и Германский союз в 1815-1867 гг. На современном этапе конфедерацией, постепенно превраща­ющейся в федеративное государство, является Европейский союз (ЕС).

Политический режим – это совокупность способов и приемов осу­ществления государственной власти, определяющих конкретное выра­жение государственной организации. Политические режимы делятся на демократические и недемократические. Среди последних, как правило, выделяют авторитарные и тоталитарные режимы.

Демократический политический режим характеризуется свобо­дой личности, гарантией прав и свобод человека, наличием эффек­тивного механизма прямого воздействия населения на характер государственной власти (выборы), осуществлением деятельности государства только на основе и в рамках закона (правовой харак­тер государства), многообразием политических взглядов и убеж­дений.

Авторитарный политический режим является одной из разновид­ностей недемократических режимов. Для него характерна монополия пра­вящей власти на политическую деятельность, концентрация за­конодательной и исполнительной власти в руках одного лица (органа), широко использующего средства администрирования и располагающего дискреционными (не зависящими от общества) полномочиями. В отличие от тоталитарного, авторитарный режим, как правило, не полностью контролирует экономическую, соци­альную, духовную и иные сферы деятельности общества и личную жизнь граждан.

Тоталитарный политический режим характеризуется полным контролем государства всех сфер общественной жизни, государственной общеобязательной идеологией, выразителем которой высту­пает, как правило, одна политическая партия (клан или группа), отсутствием реальных прав и свобод, приоритетом государства над правом, широким применением террора.

Фашистский режим – является одной из форм тоталитаризма, которая характеризуется ликвидацией или сведением на нет роли парламента, небывалой концентрацией государственной власти в руках стоящих во главе государственной машины партийных лидеров, централизацией и милитаризацией государственного аппарата. Также таким государствам присуща идея превосходства одной нации или расы над другой и крайне агрессивная внешняя политика, ориентированная на захват чужих земель. Примером государств с фашистским режимом можно назвать Италию (в 1922 г.), Германию (в 1933 г.).

Диктаторский режим – для диктатуры характерна неограниченная политическая, экономическая и идеологическая власть, осуществляемая ограниченной группой людей во главе с лидером, имя которого или используемая им социально-политическая идея дает определение тому или иному виду диктатуры (цезаризм, бонапартизм, диктатура пролетариата, диктатура партии т.д.).

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

М.: Юристъ, 2002. - 414 с.

Учебник соответствует государственному образовательному стандарту, программе по теории государства и права для юридических вузов и отражает современное состояние юридической науки. Темы учебника излагаются в последовательности, которая доказала свою целесообразность в учебном процессе и ориентирует на творческое усвоение основополагающих понятий, категорий и юридических конструкций. Книга отличается постановкой актуальных узловых проблем, которые освещаются наряду с традиционными общетеоретическими вопросами.

Для студентов всех форм обучения юридических вузов, слушателей других учебных заведении юридического профиля, преподавателей и аспирантов.

Формат: pdf

Размер: 1 Мб

Скачать: Rghost

Оглавление
Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Глава 1. Предмет и методология теории государства и права
1. Предмет и объект изучения теории государства и права 9
2. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук 11
3. Функции теории государства и права 14
4. Теория государства и права как учебная дисциплина 16
5. Методология теории государства и права 17
Глава 2. Происхождение государства. Основные концепции
1. Социальная организация первобытного общества 23
2. Переход от присваивающей к производящей экономике 26
3. Типичные и уникальные формы возникновения государства 28
4. Города-государства 30
5. Нормативная система первобытного общества 33
6. Другие теории происхождения государства 36
Раздел II. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА
Глава 3. Понятие, сущность и типология государства
1. Понятие государства, его признаки 47
2. Сущность государства 53
3. Социальное назначение государства 56
4. Типология государств 58
Глава 4. Власть и ее виды. Особенности государственной власти
1. Общая характеристика власти 66
2. Виды власти 68
3. Государственная власть 69
4. Компоненты государственной власти 70
Глава 5. Форма государства
1. Форма правления государства 75
2. Государственное устройство 80
3. Государственно-правовой режим 85
4. Межгосударственные объединения 91
Глава 6. Функции государства
1. Понятие функций государства. Факторы воздействия на них 96
2. Классификация функций государства 100
3. Внутренние функции государства 102
4. Внешние функции государства 109
5. Формы и методы реализации функций государства 112
Глава 7. Механизм государства
1. Понятие и особенности государственного механизма. Признаки органа государства 115
2. Виды органов государства. Принципы их организации и деятельности 116
3. Принцип разделения властей как организационно-правовая основа деятельности государственного аппарата 118
4. Понятие, сущность бюрократии и ее роль в выполнении функций государства 120
Глава 8. Политическая система и место в ней государства
1. Понятие политической системы 127
2. Структура политической системы 128
3. Государство в политической системе 135
4. Государство и общественные объединения 137
5. Государство и политические партии 141
Глава 9. Российская государственность
1. Советское государство как результат революционного перехода от буржуазного к социалистическому государству 147
2. Марксистская теория пролетарского государства 149
3. Советская форма правления 153
4. Современная российская государственность 154
Раздел III. ТЕОРИЯ ПРАВА
Глава 10. Понятие и сущность права
1. Основные концепции правопонимания 167
2. Сущность права 173
3. Функции права 175
4. Право в объективном и субъективном смыслах 178
Глава 11. Право в системе регулирования общественных отношений
1. Понятие регулятора общественных отношений. Нормативные и ненормативные регуляторы 181
2. Социальные и технические нормы 183
3. Виды социальных норм 184
4. Общее и особенное в социальных нормах 186
5. Особенности права как нормативного регулятора 188
Глава 12. Право и другие социальные явления
1. Соотношение государства и права 191
2. Право и справедливость 194
3. Право и социальные интересы 197
4. Ценность права 201
Глава 13. Нормы права
1. Понятие и признаки нормы права 203
2. Структура правовой нормы 206
3. Классификация норм права 209
4. Способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов 214
Глава 14. Формы (источники) права
1. Понятие формы (источника) права 217
2. Виды источников права 218
3. Законы как источник права. Виды законов 224
4. Подзаконные акты 227
Глава 15. Система права
1. Понятие системы права. Характеристика ее элементного состава 229
2. Система отраслей права 232
3. Система права и система законодательства 234
4. Материальное и процессуальное право 235
5. Публичное и частное право 236
6. Международное и национальное (внутригосударственное) право 238
Глава 16. Правовые системы современного мира
1. Понятие правовой системы. Типология правовых систем 240
2. Краткая характеристика правовых семей 242
Глава 17. Правотворчество
1. Понятие, содержание и принципы правотворчества 253
2. Виды правотворчества 255
3. Стадии правотворчества. Законодательный процесс 258
4. Пределы действия нормативных правовых актов 263
5. Систематизация нормативных правовых актов 265
Глава 18. Общее учение о правоотношениях
1. Понятие и особенности правоотношений 270
2. Состав правоотношений 271
3. Юридические факты 276
4. Виды правоотношений 279
Глава 19. Теория реализации права
1. Понятие и формы реализации права 280
2. Специфика правоприменительной деятельности 282
3. Стадии правоприменительного процесса 284
4. Акты применения права, их виды 285
5. Способы реализации права 287
6. Пробелы в праве 287
Глава 20. Коллизии в праве
1. Понятие юридических коллизий 290
2. Виды коллизий и причины их возникновения 290
3. Коллизии норм права и нормативных актов 292
4. Способы устранения коллизий. Превентивные меры 293
5. Юридическая конфликтология 294
Глава 21. Толкование права
1. Общее понятие толкования права 299
2. Способы (приемы) толкования права 300
3. Виды толкования права 302
4. Толкование норм права по объему 304
5. Интерпретационные акты 306
Глава 22. Юридическая техника
1. Законодательная и правоприменительная техника 309
2. Технико-правовые категории 312
Глава 23. Механизм правового регулирования
1. Понимание механизма правового регулирования 315
2. Структура и стадии механизма правового регулирования 317
3. Эффективность механизма правового регулирования 319
Глава 24. Правомерное поведение
1. Понятие правомерного поведения. Право и поведение 321
2. Типология правомерного поведения 322
Глава 25. Правонарушения и юридическая ответственность
1. Понятие правонарушения, его признаки, юридический состав 326
2. Виды правонарушений, причины ил совершения 330
3. Юридическая ответственность: понятие и признаки 334
4. Виды юридической ответственности 336
5. Цели и принципы юридической ответственности 345
Глава 26. Законность и правопорядок
1. Три аспекта понятия законности. Ее структура 348
2. Принципы законности 350
3. Гарантии законности 351
4. Конституционная законность 353
5. Правопорядок: черты, содержание, функции 354
6. Правовой нигилизм: понятие, формы, пути преодоления 359
Глава 27. Правосознание и правовая культура
1. Понятие правосознания и его структура 363
2. Функции и виды правосознания. Связь правосознания и права 365
3. Правовая культура: понятие, элементы, формы действия 369
4. Функции правовой культуры 373
Раздел IV. ЛИЧНОСТЬ, ОБЩЕСТВО, ГОСУДАРСТВО
Глава 28. Государство и гражданское общество 377
Глава 29. Социальное государство 381
Глава 30. Правовое государство
1. Развитие идей правового государства 385
2. Признаки правового государства 387
Глава 31. Институт прав человека в России
1. Общая характеристика. Принципы действия 391
2. Классификация прав человека 394
3. Юридические обязанности человека 403
4. Механизмы защиты прав человека 405
Список литературы 407

Название: Теория государства и права в вопросах и ответах.

Издание представляет собой краткий курс теории государства и права, в котором в форме вопросов и ответов изложены основные положения одноименного предмета и новейшие достижения отечественной и зарубежной науки. Материал соответствует государственному образовательному стандарту и учебной программе российских вузов по данной дисциплине.
Для студентов юридических вузов и факультетов. Может быть полезен тем, кто интересуется проблемами государства и права.

Настоящая книга является вторым изданием одноименного учебника, который получил широкое признание как преподавателей, так и студентов юридических вузов и факультетов, поскольку содержит сжатие и доступное изложение сложного учебного курса по теории государства и права. Он оказался полезным для студентов всех форм обучения юридических вузов и слушателей учебных заведений юридического профиля при повторении пройденной программы, при подготовке к зачетам и экзаменам, для лучшего усвоения важнейших общетеоретических категорий и понятий.
Цель книги - убедить обучающихся в том, что усвоение материала теории государства и права создает надежную теоретическую базу для последующего изучения отраслевых юридических дисциплин, особенно в плане постижения понятийно категориального аппарата юриспруденции.

Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ГОСУДАРСТВА И НРАВА
Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 15

1. Что составляет предмет изучения теории государства и права 15
2. Какое место занимает теория государства и права среди общественных наук 16
3. Каково место теории государства и права в системе юридических наук 16
4. Какие функции призвана выполнять теория государства и права 18
5. Что такое методология теории государства и права 14
6. Как можно охарактеризовать общефилософские методы 19
7 Что представляют собой общенаучные методы 20
8. Что можно отнести к частнонаучным методам 22
Тема 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ 23
9. Как современная наука объясняет происхождение государства 23
10. В чем сущность перехода от присваивающей к производящей экономике 25
11. Что представляли собой древнейшие города-государства 26
12. Было ли в первобытном обществе нормативное регулирование общественных отношений 28
13. Отличалась ли нормативная система этапа производящей экономики от системы первого этапа 30
14. Есть ли другие, кроме потестарной теории, объяснения причин пояапения государства 31
15. Чем отличается потестарная (кризисная) теория от перечисленных выше 34
Раздел II. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА
Тема 3. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА 36

16. Что понимается иод государством, каковы его признаки 36
17. Что составляет сущность государства 39
18. Каково социальное назначение государства 40
19. Что такое типология государств 41
20. В чем смысл формационного подхода 41
21. Чем отличается цивилизационный подход от формационного 43
22. Исключает ли цивилизационный подход формационный 44
23. Существуют ли еще какие-либо типологии государств 45
Тема 4. ВЛАСТЬ И ЕЕ ВИДЫ. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 47
24. Что такое власть и каковы ее особенности 47
25. Какие существуют виды власти 48
26. Чем отличается государственная власть от других вилов политической власти 50
27. Из чего состоит структура государственной власти 50
Тема 5. ФОРМА ГОСУДАРСТВА 52
28. Что понимается под формой государства 52
29. Что представляет собой форма правлении 53
30. Какие особенности присущи республиканской форме праатепия 54
31. Как различаются между собой президентская и парламентарная республики 55
32. В чем состоят достоинства и недостатки президентской и парламентарной республик 56
33. Что понимается под государственным устройством 56
34. Какое государство является унитарным 57
35. Что характерно для федерации 57
36. Что такое государственно-правовой режим 59
37. Что представляет собой конфедерация и каковы ее отличительные черты 62
38. Какие еще существуют межгосударственные объединения 62
Тема 6. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА 64
39. Что понимается подфункциями государства 64
40. Какие факторы влияют на содержание функций государства 65
41. Как можно классифицировать функции государства 66
42. Какие функции государства могут быть отнесены к внутренним 67
43. Какие функции государства относятся к внеяшим 71
44. В каких формах и какими методами реализуются функции государства 73
Тема 7. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА 75
45. Что понимается под механизмом государства 75
46. Какие виды государственных органов создаются 77
47. На каких принципах строится и функционирует государственный аппарат 78
48. В чем смысл принципа разделения властей 78
49. Что предоставляет собой законодательная власть 80
50. Каково назначение исполнительной власти 82
51. В чем состоят особенности судебной власти 83
52. Что такое бюрократия и какую роль она играет в выполнении функций государства 85
53. Чем отличается бюрократическая система управления от бюрократизма 87
54. Какая концепция управления принята в современной России 88
Тема 8. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И МЕСТО В НЕЙ ГОСУДАРСТВА 91
55. Что такое политическая система общества 91
56. Что входит в состав политической системы, какова ее структура 91
57. Какое место занимает в политической системе государство 94
58. Каковы взаимоотношения государства и общественных объединений 95
59. Что характерно для правового положения общественных объединений в Российской Федерации 96
60. Какую роль играют в политической системе политические партии 98
61. Каковы условия создания и функционирования партий в Российской Федерации 99
62. Как взаимодействуют государство и политические партии 100
63. По каким параметрам классифицируются современные политические партии 102
Тема 9. РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ 103
64. Что понимается иод государственностью и тождественно ли это понятие понятию государства 103
65. Какие факторы козлейстиуют на развитие государственности 104
66. В чем специфика современной российской государственности 105
67. Что характерно для государственной организации современной России 106
Раздел III. ТЕОРИЯ ПРАВА
Тема 10. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА 109

68. Какова роль теологических теорий в объяснении происхождения нрава 109
69. Как трактуют возникновение права - естественно-правовые учения 110
70. В чем суть исторической школы права 112
71. Каково содержание психологической теории права МЗ
72. Какой позиции в образовании права придерживается марксистская теория 113
Тема 11. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВА 114
73. Что такое право 114
74. В чем заключается нормативный подход к праву 115
75. В чем суть нравственного (философского) подхода к пониманию права 116
76. Каково содержание социологического подхода к правопониманию 117
77. К какому пониманию права - узкому или широкому - можно отнести психологический подход и в чем её суть 118
78. Что такое сущность права 119
79. Какие функции выполняет право 120
80. Что такое право и объективном смысле 123
81. Что понимается под субъективным правом 124
Тема 12. ПРАВО В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ 124
82. Что понимается под регулятором общественных отношений 124
83. Какие регуляторы относятся к ненормативным 125
84. Что такое технические нормы 126
85. Какие нор мы относятся к социальным 127
86. Что объединяет все разнообразные социальные нормы в одну группу 129
87. Какие различия существуют между отдельными видами социальных норм 129
88. В каких сферах взаимодействуют право и мораль и могут л и они противоречить друг другу 130
89. Какие особенности присуши праву как нормативному регулятору 131
Тема 13. НОРМЫ ПРАВА 132
90. Что такое норма права и каковы ее признаки 132
91. Что включает в себя структура правовой нормы 134
92. Какими бывают элементы нормы права 135
93. Какие существуют виды норм права 136
94. Совпадают ли норма права и статья нормативного правового акта 140
95. Какие существуют способы изложения норм права в статьях нормативного правового акта 140
Тема 14. ИСТОЧНИКИ ПРАВА 141
96. Что понимается под источником права 141
97. Какие бывают виды источников права 142
98. Что такое правовой обычай 142
99. Что понимается под судебным прецедентом 143
100. Какую роль играет правовая доктрина в качестве источника права 144
101. Что предстаачяют собой договоры нормативного содержания 145
102. Как используются религиозные нормы в качестве источника права 146
103. Что пони мается под принципам и права 146
104. Какова роль судеб ной практики как источника права 147
105. Как применяется международное право в качестве источника нрава 148
106. Что представляют собой нормативные правовые акты 149
107. Что такое закон и чем он отличается от других нормативных правовых актов 150
108. Какие существуют виды законов 150
109. Какие акты относятся к подзаконным 153
Тема 15. СИСТЕМА ПРАВА 154
110. Что такое система права 154
111. Какова структура системы права 155
112. Какие критерии позволяют отграничить одну отрасльирава от другой 156
113. Какова система отраслей права 157
114. Каково соотношение между системой права и системой законодательства 158
115. В чем состоят различия между материальным и процессуальным правом 159
116. Как разграничиваются публичное и частное право 159
117. В каком соотношении находятся внутригосударственное и международное право 161
Тема 16. ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОГО МИРА 162
118. Что понимается под правовой системой. Тождественны ли данное понятие и понятие «сиетема права» 162
119. Что присуще романо-германской правовой семье 162
120. В чем заключаются особенности семьи общего (прецедентного) нрава, или англосаксонской семьи 163
121. Каковы особенности славянской правовой семьи 165
122. Что характерно для латиноамериканской правовой семьи 166
123. В чем состоит своеобразие скандинавской правовой семьи 166
124. Что присуще мусульманской правовой семье 167
125. Каковы особенности индусской правовой семьи 168
126. В чем состоят особенности семьи обычного (адатиого. традиционного) права 169
127. В чем заключается специфика дальневосточной правовой семьи 171
128. Каково своеобразие семьи социалистического права 171
Тема 17. ПРАВОТВОРЧЕСТВО 172
129. Каковы понятие и содержание правотворчества 172
130. Какие требования предъявляются к правотворческой деятельности 172
131. Кто может быть субъектом правотворчества и какие бывают виды правотворчества 174
132. Что представляет собой законодательный процесс 177
13З. В чем состоит стадия законодательной инициативы 177
134. Каково содержание стадии обсуждения законопроекта 178
135. Как можно охарактеризовать стадию принятия закона 179
136. Что такое стадия промульгации ISO
137. Каковы пределы действия нормативных правовых актов 181
138. Что понимается под систематизацией нормативных правовых актов 183
Тема 18. ОБЩЕЕ УЧЕНИЕ О ПРАВООТНОШЕНИЯХ 186
139. Что такое правоотношение и каковы его особенности 186
140. Какова структура правоотношения 187
141. Что включает в себя понятие правосубъектности 189
142. Что составляет содержание правоотношения 190
143. Что представляют собой объекты правоотношений 191
144. Что такое юридические факты и как они связаны с правоотношениями 192
145. Какие существуют виды правоотношений 194
Тема 19. ТЕОРИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА 195
146. В чем заключается понятие реализации права 195
147. В каких формах осуществляется реализация права 196
148. В чем состоит специфика правоприменения 197
149. Какие обстоятельства требуют именно правоприменения как формы реализации права 197
150. Какие стадии выделяются в правоприменительном процессе 198
151. Какие виды правоприменительных актов существуют на практике 199
152. Каковы различия между правоприменительными актами пактами нормативными правовыми 200
153. Что такое пробелы вправе 201
154. Что такое мнимые пробелы вправе 202
155 По каким причинам возникают пробелы в праве и как их можно устранить 202
Тема 20. КОЛЛИЗИИ В ПРАВЕ 203
156. Что понимается под юридическими коллизиями 203
157. По каким причинам возникают коллизии 204
158. Какие существуют виды коллизий 205
159. Какова классификация колизий норм права 2П5
160. Какими способами устраняются коллизии. 206
161. Какие существуют меры для предотвращения возникновения коллизий 208
Тема 21. ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА 208
162. Что такое толкование права 208
163. В чем состоят способы (приемы) толкования права 209
164. Что представляет собой официальное и неофициальное толкование 210
165. В чем состоит толкование норм права по объему 212
166. Что представляют собой ии герпретационные акты 212
167. Какие виды интерпретационных актов существуют 213
Тема22. ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА 213
168. Что понимается под юридической техникой 213
169. Что включает в себя законодательная техника 214
170. Каков состав правоприменительной техники 215
171. Что такое техн и ко- правовые категории, используемые в юридической технике 216
172. Что понимается пол юридическим документом 217
173. Как классифицируются юридические документы 218
Тема 23. МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 219
174. Что такое механизм правового регулирования 219
175. Какие особенности присуши механизму правового регулирования 220
176. Какова структура механизма правового регулирования 220
177. Как можно охарактеризовать стадии механизма правового регулирования 221
Тема 24. ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ 222
178. Что понимается под правомерным повелением 222
179. Как может быть предстаыена типология правомерною поведения 223
Тема 25. ПРАВОНАРУШЕНИЯ 224
180. Какие поступки и действия относятся к правонарушениям 224
18f. Что представляет собой юридический состав правонарушения 225
182. Какие существуют виды правонарушений 228
183. Каковы условия и причины совершения правонарушений 230
Тема 26. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТBETCTBЕHHOCTЬ 232
184. Что понимается под юридической ответственностью и каковы ее признаки 212
185. Как можно классифицировать виды юридической ответственности 233
186. Что характерно для конституционной ответственности 234
187. Какие особенности присущи уголовной ответственности 235
188. Каковы особенности гражданско-правовой ответственности 237
189. Какие черты присущи административной ответственности 238
190. В чем своеобразие дисциплинарной ответственности 240
191. В чем состоит материальная ответственность 241
192 Какие цели преследует юридическая ответственность и па каких принципах она основывается 243
Тема 27. ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК 244
193. Что понимается подзаконностью 244
194. На каких основополагающих началах (принципах) строится законность 245
195. Какие существуют гарантии законности 246
196. Что такое конституционная законность, каковы ее отличительные признаки 248
197. Что включает в себя конституционный контроль 248
198. Что понимается под правопорядком и каково его содержание 249
199. Каковы структура и функции, выполняемые правопорядком 250
200. В каком соотношении находятся правопорядок и общественный порядок 251
201. Что такое правовой нигилизм, каковы его истоки 252
202. В каких формах выражается правовой нигилизм 253
203. Какими пулями возможно преодолеть правовой нигилизм 254
204. Что такое правовой идеализм 255
Тема 28. ПРАВОСОЗНАНИИ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА 255
205. Что понимается под правосознанием и какова его структура 255
206. Какие функции выполняет правосознание 257
207. Какие виды правосознания существуют 257
208. Что такое уровни правосознания 258
209. Каково понятие правовой культуры 259
210. Какова структура правовой культуры и ее уровни 260
211. Какие функции возложены на правовую культуру 261
Раздел IV. ЛИЧНОСТЬ. ОБЩЕСТВО. ГОСУДАРСТВО
Тема 29. ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО 263

212. Какое общество можно назвать гражданским 263
Тема 30. СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО 263
213. Что понимается пол социальным государством 265
214. По каким признакам можно определить, яьляется ли данное государство социальным или нет 266
215. Какие функции свойственны социальному государству 266
Тема 31. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО 267
216. В чем суть учения о правовом государстве 267
217. Каким критериям должно отвечать правовое государство 269
Тема 32. ИНСТИТУТ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В РОССИИ 272
218. Что такое права человека, на каких принципах строится институт прав человека 272
219. Как можно классифицировать права человека 274
220. Какие права человека относятся к политическим 277
221. Каков состав социально-экономических и культурных прав 279
222. Каков механизм защиты прав человека 282
223. Каковы международные средства защиты прав человека 283



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация