Психологическая безопасность личности человека

Главная / Квартира

Проблемы психологической безопасности личности – сфера психологии безопасности. Эта отрасль психологической науки, изучающая закономерности адекватного отражения опасности и конструктивной регуляции поведения с целью сохранения целостности и стабильности человека или группы людей как психологических систем. Под отражением опасности в данном случае понимается определение ее степени, т. е. квалификация. Регуляция поведения предполагает применение необходимых мер по устранению опасности или снижению ее до допустимого уровня.

В рамках психологии безопасности исследуются:

Психические процессы, порождаемые деятельностью человека и влияющие на ее безопасность;

Психические состояния человека, сказывающиеся на безопасности жизнедеятельности;

Свойства личности, отражающиеся на безопасности деятельности.

Ситуацию, в которой создается достаточно большая возможность возникновения несчастного случая, принято называть опасной.

Опасные ситуации часто возникают неожиданно, а потому их причины и способы выхода из них не всегда полностью осознаются. Уровень осознания возможной опасности в значительной степени зависит от шансов возникновения ее угрозы. Так, может существовать отдаленная угроза для жизни – землетрясение в районе с низкой сейсмической активностью; проживание в опасных районах (например, вблизи действующих вулканов); неожиданная угроза – нападение преступника, террористический акт и т. п. Степень осознания ситуации и адекватность поведения в случае возникновения неожиданной угрозы для жизни во многом определяются врожденными особенностями личности, ее установками, типом нервной системы и рядом других психобиологических показателей. Научить человека правильно вести себя в непредвиденных ситуациях, угрожающих жизни, возможно не всегда, поэтому зачастую люди оказываются неподготовленными к действию в них.

Опасная ситуация, которая способствует дестабилизации личности, называется эксвизитной. Психологическая характеристика эксвизитной ситуации (в крайнем выражении – чрезвычайной ситуации) в зависимости от вида ситуации будет определяться сочетанием нарушенных полей адаптации (идентичности, территориальности, временности, иерархичности). Можно сказать, что отличительным признаком чрезвычайной ситуации является нарушение территориальности, временности, а также степень нарушения всех четырех полей адаптации в целом. Это может быть в том случае, когда вектор разрушения направлен извне – потеря референтной группы (идентичность), разрушение среды обитания (территориальность), травмы, увечья, гибель (временность) – или изнутри, когда вектор направлен вовне, в этом случае речь идет о степени дезадаптации личности.


Безопасность личности определяют три фактора : человеческий фактор, фактор среды, фактор защищенности (рис. 1). Первые два считаются основными. Человеческий фактор – это различные реакции человека на опасность. Среда традиционно разделяется на физическую и социальную. В социальной среде, в свою очередь, выделяют макро– и микросоциальный уровень. К макросоциальному уровню относятся демографический, экономический и другие факторы, воздействующие на человека, к микросреде – его непосредственное окружение (семья, референтная и профессиональная группа и т. д.). Фактор защищенности – это средства, которыми люди пользуются для защиты от тревожных и опасных ситуаций. Они могут быть физическими и психологическими (механизмы психологической защиты). Уровень защищенности зависит от степени конструктивности и активности поведения и деятельности человека. При этом важным условием конструктивного поведения выступает адекватная социализация инстинктов, потребностей и мотивов деятельности, т. е. удовлетворение нужд человека социально приемлемым способом.

Рис. 1. Структура безопасности личности

Объективная реальность современной жизни такова, что человеку приходится все время сталкиваться с чрезвычайными ситуациями, которые могут быть результатами аварии, природного явления, катастрофы, стихийных и иных бедствий. Они зачастую влекут за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности человека. События последних десятилетий дают основания предполагать, что частота и степень негативных последствий неожиданного возникновения чрезвычайных ситуаций будут возрастать. Поэтому готовность людей к риску, их поведение в экстремальных ситуациях, реакция на неожиданные изменения требуют постоянного изучения с целью обеспечения безопасности.

Человеческий фактор. Представления о значении какого-либо явления или действия складываются в определенной социальной среде. Однако каждый человек по-своему интерпретирует общепринятое представление о значимости опасной ситуации. В основе такой интерпретации лежат психологические особенности конкретной личности. Таким образом, отношение к опасной ситуации складывается из значения опасности, которое приписывается ей обществом, и ее личностного смысла для человека (рис. 2).

Рис. 2. Факторы формирования отношения к опасной ситуации

Составляющие личностного смысла – интеллектуальное и эмоциональное восприятие. Человек не только оценивает степень опасности – она вызывает у него эмоциональные переживания. Эмоциональная сторона отношения к опасной ситуации складывается из значимости-ценности и значимости-тревожности. Значимость-ценность определяет переживания, вызванные ожидаемым или достигнутым успехом в деятельности. Значимость-тревожность определяет переживания, порожденные трудностями, опасностями и последствиями ситуации, как правило, это чувство тревоги. Тревожность обусловлена трудностями, опасностями и возможными последствиями ситуации. У человека, имевшего в прошлом негативный опыт выхода из какой-либо опасной ситуации, уровень тревожности может возрасти. Причем не только как реакция на опасность реальную, но так же и возможную, независимо от степени ее угрозы. С другой стороны, тревогу порождает и недостаток профессионального и жизненного опыта, неуверенность в себе и в своей безопасности.

Осознание индивидом ситуации как высокоопасной может вызвать у него чрезмерно сильное волнение и способствовать снижению его психофизиологических возможностей. Если опасность осознается, но ей не придается чрезмерная оценка, то она может способствовать мобилизации сил.

Таким образом, степень влияния опасной ситуации определяется:

Отношением индивида к ситуации, складывающейся из ее значимости для него, опыта нахождения и взаимодействия в ней, а также результата этого взаимодействия для отдельного человека;

Социальным значением ситуации, показателем которого служит общественная оценка опасности ситуации и ее последствий как для отдельного человека, так и для общества в целом. Безопасность личности зависит от ее способности к саморегуляции.

Выделяют четыре фактора, или уровня, обусловливающие возможности саморегуляции:

Биологические свойства человека, проявляющиеся в бессознательной регуляции;

Индивидуальные особенности психического отражения и психических функций человека;

Опыт, навыки, знания, а также умение решать различные задачи безопасно;

Направленность человека, т. е. его мотивы, интересы, установки и т. п.

Последние два фактора формируются в процессе обучения и воспитания. Их действие усиливается по мере роста профессионального и жизненного опыта. Немалую роль играют и креативные способности человека, позволяющие ему использовать новые методы безопасного решения задачи в самых разнообразных и неожиданных ситуациях. Несчастный случай может произойти не только из-за отсутствия опыта, но и по неосторожности – как результат неиспользования имеющихся возможностей вследствие недооценки сложности задач и переоценки своих качеств. Причинами неосторожного поведения могут стать неполнота сведений об опасных факторах, отвлекающие обстоятельства, излишняя самоуверенность, которая способна привести к снижению внимания, осмотрительности, пренебрежению правилами, средствами защиты. Неосторожность увеличивает возможность опасности.

Для безопасности индивида большое значение имеет также умение преодолеть опасную ситуацию с минимальными потерями. Этот навык формируется в процессе жизнедеятельности.

Объективная реальность современного общества вынуждает человека постоянно сталкиваться с чрезвычайными, стрессовыми ситуациями.

В связи с этим всё больше исследователей обращают свое внимание на необходимость активной разработки проблематики психологической безопасности личности. Это связано с тем, что социальная среда, в которой живет человек, становится все более опасной и агрессивной.

Проблемы психологической безопасности личности являются областью научного исследования психологии безопасности. Данная психологическая наука, изучает закономерности адекватного отражения опасности и конструктивной саморегуляции поведения с целью сохранения целостности, устойчивсти и стабильности личности или группы людей как психологических систем.

В рамках психологии безопасности исследуются:

1. психические процессы, формирующиеся благодаря активной деятельности человека;

2. психические состояния, оказывающие влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

3. субъективные особенности личности.

Рассматривая понятие психологической безопасности, С.К. Рощин и В.А Соснин проанализировали содержание этого понятия на основе определений, даваемых в толковых словарях различных стран. В процессе изучения академических толковых словарей русского, английского, французского и немецкого языков было выявлено, что в общественном сознании понятие «безопасность» связывается не столько «с отсутствием угрозы», сколько с состоянием, чувствами и переживаниями человека. В разных культурах сформировались примерно одинаковые представления о безопасности, акцент в которых делается на чувствах и переживаниях человека, связанных с его положением в настоящем и перспективами на будущее.

Исходя из результатов проведенного анализа, авторы сформулировали определение психологической безопасности как состояния общественного сознания, при котором общество в целом и каждая отдельная личность воспринимают существующее качество жизни как адекватное и надежное, так как оно создает оптимальные возможности для удовлетворения естественных и социальных потребностей личности в настоящем и дает им основания для уверенности в будущем.

Во взаимосвязи с изложенным материалом, понятие «психологическая безопасность личности» необходимо обозначить как состояние индивидуальной защищенности, от информационно-психологических воздействий, вызывающих в психологической сфере изменения дисфункционального и дезадаптационного характера. Психологическая безопасность личности проявляется в состоянии защищенности психики личности от действия многообразных факторов.

Психологическую безопасность можно рассматривать как процесс, ввиду того, что психологическая безопасность создается каждый раз заново ввиду изменения социальной обстановки, социального окружения, ценностей и установок личности.

Таким образом, психологическая безопасность рассматривается как состояние защищенности личности, обеспечивающее ее целостность как активного социального субъекта.

Психологическая безопасность личности зависит внешних и внутренних факторов, каждый из которых имеет определенную степень агрессивности воздействия.

К внешним факторам относятся источники психологического воздействия, само специфическое психологическое воздействие, а также социальная среда-фон.

К внутренним факторам зачастую относят знания человека, его индивидуальные особенности.

Психологическую безопасность личности обеспечивает уровень психологической защита. Психологическая защита представляет собой сложную систему социальных, социально-психологических и индивидуальных механизмов, которая обеспечивает психологическую безопасность человека в обществе как личности и активного социального субъекта, его психологическую защищенность в условиях воздействия разнообразных внешних и внутренних факторов.

Предвидеть возникновение психологической опасности личности довольно сложно. Само содержание понятия безопасность означает отсутствие опасностей или возможность надежной зашиты от них. Опасность же рассматривается как наличие и действие различных факторов, которые являются диструктивными, дестабилизирующими и угрожающими. Понятие психологическая безопасность чаще всего раскрывается через использование понятий психического здоровья и угрозы.

Основные источники угроз психологической безопасности личности можно условно разделить на две группы. Различают внешние и внутренние источники угроз психологичекой безопасности личности.

Внешние источники:

1. государство и государственные органы управления;

2. общество;

3. социальные группы;

Внутренние источники угроз психологической безопасности личности:

1. биопсихосоциальная природа человека;

2. особенности формирования и функционирования психики личности.

Безопасность личности определяется тремя факторами:

1. человеческий фактор,

2. фактор среды,

3. фактор защищенности (рис. 1).

Человеческий фактор и фактор среды являются основными. Человеческий фактор - это различные реакции человека на опасность.

Среда ассоциируется с физической и социальной составляющей.

В социальной среде выделяют макро-и микросоциальный уровни. Микросоциальная среда представлена демографическими, экономическими и другими факторами, микросреда - непосредственным окружением человека - семьей, референтными, профессиональными группами и т. д.

Фактор защищенности - это средства, которыми люди пользуются для защиты от тревожных и опасных ситуаций, они могут быть как социальными, физическими, так и чисто психическими.

Уровень защищенности зависит от степени конструктивности и активности поведения и деятельности человека. При этом важным условием конструктивного поведения выступает адекватная социализация инстинктов, потребностей и мотивов деятельности, т. е. удовлетворение нужд человека

Относительно критериев и показателей, в которых проявляется состояние психологической безопасности, следует отметить, что согласно природе психического состояния человека, оно должно включать в себя как субъективные, так и объективные, наблюдаемые показатели (переживания и поведение).

В результате теоретического анализа нами выделены объективные и субъективные параметры психологической безопасности личности человека, включающие:

1) защищённость (субъективное переживание и соответствующие этому переживанию объективные поведенческие маркеры);

2) удовлетворённость (субъективное переживание и соответствующие ему объективные поведенческие проявления);

3) уверенность в себе (субъективное переживание, а также объективные поведенческие признаки, соответствующие данному переживанию).

Защищенность - психическое состояние, отражающее психическую безопасность, проявляющуюся в виде переживания личностью своей защищённости в конкретной жизненной ситуации. Среди критериев состояния защищенности выделяют следующие:

1) переживание поддержки со стороны социального окружения;

2) переживание поддержки со стороны родителей;

3) переживание симпатии со сверстников.

Как известно, социальная и семейная поддержка выступает внешним ресурсом, позволяющим личности сохранить собственное «Я» в сложных социальных ситуациях.

Удовлетворенность. Применительно к состоянию психологической безопасности личности переживание удовлетворённости затрагивает важные сферы и аспекты социальных отношений. В данный критерий состояния психологической безопасности включены следующие аспекты удовлетворённости:

1. субъективное благополучие как интегральный показатель удовлетворенности;

2. переживание эмоционально-положительного отношения со стороны референтных групп;

3. переживание эмоционально-положительного отношения со стороны ровесников;

4. переживание удовлетворенности своей деятельностью.

Уверенность в себе. В этом критерии состояния психологической безопасности личности выделяют следующие два аспекта:

1. особенности личной тревожности;

2. переживание уверенности в себе в трудных ситуациях и общении.

Тревожность личности способствует нарушению состояния ее психологической безопасности и противоположна уверенности в себе.

Уверенность в себе, согласно отечественным и зарубежным исследованиям тесно связана с психологическим здоровьем личности, ее способностью сохранять свою целостность и эффективность в различных сферах деятельности.

В целом необходимо отметить, что психологическая безопасность личности имеет социально-психологический характер, поскольку она функционирует и проявляется в системе социальных отношений личности, в области межличностного взаимодействия и общения с другими людьми, формируя целостное системное образование -- социально-психологическую безопасность личности. Психологическая безопасность личности представляет собой мотивационное, оценочное и коммуникативное образование, которое направляет, организует, ориентирует поведение человека на определенные цели. Каждой личности присуща своя структура психологической безопасности, достижение которой может быть оптимизировано.

Психологическая безопасность - это состояние защищенности пси­хической деятельности человека.

Психологическая безопасность создает условия для нормального функ­ционирования психических процессов и исключает антиобщественное пове­дение человека.

Понятие психологической безопасности не следует путать с другими родственными категориями, как, например, с психологической защитой. Психологическая защита может рассматриваться лишь как часть психологи­ческой безопасности, причем далеко не самая эффективная. Под психологи­ческой защитой понимается механизм самозащиты личности, направленный на предупреждение расстройств поведения в ситуации конфликтов, что мож­но рассматривать как средство личной безопасности.

Однако психологическая защита не беспроигрышная; предупреждая психические расстройства, она влечет и отрицательные последствия для пси­хической деятельности. Это, в первую очередь, недооценка личных способ­ностей, подавление склонностей, забывание существенных для жизни факто­ров, недооценка и гипертрофирование нежелательных, но объективно суще­ствующих факторов и в целом - неадекватное отражение дей­ствительности, что приводит порой к ошибкам в логике мышления и в по­ведении.

Видимо, задача состоит в том, чтобы в рамках психологической безо­пасности исключать, по крайней мере, ограничивать, ситуации, когда человек оказывается неспособным преодолеть какое-то препятствие без ущерба для своей психики. Она решается посредством формирования необходимых для преодоления препятствий качеств и научения человека выходить из сложных ситуаций, не прибегая к психологической защите.

Объектом психологической безопасности является прежде всего психическая деятельность индивида. Психическая безопасность - это состоя­ние защищенности психики человека, характеризующееся отсутствием опас­ности, как для психики, так и со стороны психики человека. Она включает совокупность специально принимаемых мер, направленных на устранение такой опасности.

Психологическая безопасность не только обеспечивает непосредст­венную защиту психики личности, но и поддерживает нормальные социаль­но-психологические отношения между людьми.

Поэтому психологическая безопасность является также формой соци­ального контроля, накладывающего ограничения на функционирование общественных структур (управление, наука, производство, искусство и т.д.) и самой личности в целях защиты психики последней.

Самостоятельную проблему образуют ситуации самоповреждения психики без прямого внешнего воздействия. Источником опасности является сам потерпевший, который приводит свою волю, сознание в расстройство посредством алкоголя, наркотических средств, применения неконтроли­руемых медиумистических упражнений и т.д.



Следовательно, проблема психологической безопасности не сводится к психологии личности, она имеет глобальный характер, включая общество во всех сферах его жизнедеятельности: экономической, политической, духовной и др.

Классификация источников психологической опасности

Средства психологического воздействия можно классифицировать по разным критериям. В зависимости от распространенности и привычности их можно разделить на традиционные и нетрадиционные.

К традиционным средствам относятся:

-Психическое насилие в виде угроз: применения физического насилия, унижения чести и достоинства, уничтожения имущества, распространения порочащих сведений и т.п. как в отношении данного человека, так и его близких.

Воздействие наркотическими и иными психотропными веществами.

Нетрадиционные источники психологической опасности делятся по следующим категориям:

- по происхождению: естественные и искусственные;

- по восприятию: реальные и мнимые.

Итак, по происхождению различают следующие источники психоло­гической опасности:

А) Естественные источники психологической опасности, к которым относятся различные природные явления, воспринимаемые как нарушение привычных условий жизнедеятельности.

Б) Искусственные источники психологической опасности - это факто­ры, являющиеся продуктом человеческой деятельности, они возникают в рамках социальных отношений.

Искусственные факторы могут быть направленного действия (прямое физическое или психическое воздействие), но значительная их часть ока­зывает производное влияние. Особо следует выделить антропогенные катастрофы: аварии на АЭС типа Чернобыльский, трагедия Аральского моря, захоронения промышленных отходов, химизация сельхозпродукции и пр.

Не все естественные и искусственные факторы способны оказывать влияние на психофизиологию человека. Следует помнить, что это влияние зависит не только от объективной опасности того или иного фактора, но и от восприятия их тем или иным лицом, т.е. от психики конкретной личности.

- Материальные нетрадиционные источники психологической опас­ности включают микроволновое излучение, радиоволны, ультразвук, бакте­риологические средства и пр.

Источники биопсихической энергии - это малоисследованные носи­тели информации, способные передавать ее от субъекта к объекту. К ним от­носятся: биопсихологический контроль (зомби), энергия, с помощью кото­рых осуществляются феномены гипноза, телекинеза, так называемое биопо­ле, обеспечивающее магнетическое воздействие и т.п.

Не определенные источники психологической опасности - это все не поддающиеся пока рациональному объяснению и не относимые к пере­численным выше источникам феномены, существование которых, тем не ме­нее, получает все большее признание. Сюда следует включить, прежде всего, феномены НЛО, полтергейста, сновидений и иные.

Материальные, биопсихические и не определяемые источники энергии могут представлять значительную психологическую опасность. С их помощью возможно достижение таких целей, как принуждение к вы­полнению тех или иных действий, в том числе и преступных - здесь они вы­ступают в качестве средства психологического насилия.

Психологическая безопасность личности

1. Психологическая безопасность личности: структура, критерии

Вопросы психологической безопасности в период смены общественно-экономического уклада и нестабильности общества имеют особую актуальность. Психологическая безопасность является важнейшим условием полноценного развития человека, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Психологическое здоровье, в свою очередь, - основа жизнеспособности, условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни.

Современная наука обладает обширным материалом по различным аспектам психологической безопасности. Выделяют следующие основные подходы к изучению безопасности человека :

Исходным понятием является "физическая среда: внешние объективные воздействия", источниками опасности-безопасности являются на макроуровне техногенные воздействия, природные катастрофы, на микроуровне - неблагоприятные условия деятельности. Объектом опасности-безопасности является тело, результатом - соматическое состояние (физическая целостность), психосоматическое состояние.

Исходное понятие - "психологическая среда", источниками опасности-безопасности являются на макроуровне политические, социально-экономические угрозы, информационное воздействие, на микроуровне - манипулирование, оскорбление, угрозы от других, неустойчивые социальные связи. Объектом опасности-безопасности является человек как объект воздействия, его психика, сознание, поведение, результатом - функциональное и психологическое состояние.

Исходное понятие - "человек (субъект)", источниками опасности-безопасности является на макроуровне совокупность индивидуально-психологических и духовно-нравственных особенностей личности, на микроуровне - отношение к миру, себе и другим. Объектом опасности-безопасности является человек как объект воздействия, его психика, сознание, поведение, результатом - психологическое здоровье.

Последнее направление является одним из перспективных, так как именно человек (субъект), совокупность его индивидуально-психологических особенностей, система его взглядов, мировоззрений, отношений к миру создает некоторый ресурс, потенциал, совокупность возможностей, которые помогают преодолевать различного рода неблагоприятные воздействия для обеспечения своей безопасности .

Психологическую безопасность рассматривают как защищенность человека, предполагающую наряду с внешними внутренние условия безопасности, в число которых входят элементы опыта субъекта, складывающиеся в способность и готовность к распознаванию, предвидению и уклонению от опасностей, предполагающие как минимум владение соответствующими знаниями, умениями и навыками, определенный уровень развития перцептивных, мнемических, интеллектуальных и др. способностей, а также сформированную мотивацию к обеспечению безопасности жизнедеятельности .

Структура психологической безопасности включает: отношение субъекта (к себе, социуму, другим), его удовлетворенность жизнью и социальную активность, что создает пространство защищенности от угроз . Таким образом, психологическая безопасность - это состояние динамического баланса отношений субъекта к миру, себе, другим, его активности и удовлетворенности, соответствующих различным (угрожающим) влияниям внешнего и внутреннего мира. Психологическая безопасность позволяет субъекту сохранять целостность, саморазвиваться, реализовывать собственные цели и ценности в процессе жизнедеятельности.

Критериями психологической безопасности становятся индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в условиях ситуации, и индивидуальный опыт человека . Многообразие критериев безопасности определяется условиями взаимоотношений человека со средой. Одним из определяющих критериев безопасности является целостность человека: физическая, психологическая, психическая (в том числе и духовная). Еще одним критерием психологической безопасности является личностный рост и развитие человека (как результат преодоления различного рода опасностей и сохранения целостности) . Развитие человека в условиях преодоления им угрожающих, опасных обстоятельств является возможностью становления себя и своего жизненного пути, самоактуализации личности. Гармония с самим собой способствует более целостному и адекватному ответу на различного рода угрозы, что является важным фактором развития личности и способствует ее психологической безопасности.

Основанием современных моделей психологической безопасности является психологическое здоровье личности и возможность ее развития - духовного, нравственного .

Психологическое здоровье - это состояние душевного благополучия как следствие отсутствия болезненных психических проявлений и адекватного приспособления к актуальным условиям жизни . Использование понятия "психологическое здоровье" подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке, необходимость и того, и другого для полноценного функционирования, вследствие чего О.В. Хухлаевой составляется обобщенный "портрет" психологически здорового человека. "Психологически здоровый человек - это, прежде всего человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь прежде всего на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом, хотя он не всегда формулирует его для себя. Он находится в постоянном развитии и, конечно, способствует развитию других людей. Его жизненный путь может быть не совсем легким, а иногда весьма тяжелым, но он прекрасно адаптируется к быстро изменяющимся условиям жизни. И что важно - умеет находиться в ситуации неопределенности, доверяя тому, что будет с ним завтра". Таким образом, в качестве "ключевого" слова для описания психологического здоровья избирается слово "гармония" или "баланс". Это гармония между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и также гармония между человеком и окружающими людьми, природой, космосом. При этом гармония рассматривается не как статическое состояние, а как процесс. Таким образом, психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи.

В исследованиях Г.С. Никифорова критериями психологического здоровья выступают психические процессы, состояния и свойства личности .

Психическими процессами как критериями здоровья выступают: максимальное приближение субъективных образов к отражаемым объектам действительности (адекватность психического отражения), адекватное восприятие самого себя, способность концентрации внимания на предмете, удержание информации в памяти, способность к логической обработке информации, критичность мышления, креативность .

Психические состояния как критерии здоровья включают: эмоциональную устойчивость (самообладание), зрелость чувств соответственно возрасту, совладание с негативными эмоциями (страх, гнев), свободное, естественное проявление чувств и эмоций .

Свойства личности, определяющие ее здоровье: оптимизм, сосредоточенность (отсутствие суетливости), уравновешенность, нравственность (честность), адекватный уровень притязаний, чувство долга, уверенность в себе, необидчивость (умение освобождаться от затаенных обид), независимость, непосредственность (естественность), чувство юмора, доброжелательность, самоуважение, адекватная самооценка, самоконтроль, активность, целеустремленность (обретение смысла жизни) .

Резюме

Психологическая безопасность - это состояние динамического баланса отношений субъекта к миру, себе, другим, его активности и удовлетворенности, соответствующих различным (угрожающим) влияниям внешнего и внутреннего мира, которое позволяет субъекту сохранять целостность, саморазвиваться, реализовывать собственные цели и ценности в процессе жизнедеятельности. Критериями психологической безопасности являются целостность человека (физическая, психологическая, психическая), личностный рост и развитие человека. Основанием современных моделей психологической безопасности является психологическое здоровье личности и возможность ее развития.

2. Качества личности, обуславливающие психологическую безопасность

Безопасная личность обладает следующими качествами :

Индивидуально-типологические особенности (критичность мышления, внимательность, преобладание волевой сферы, эмоциональная устойчивость, способность противодействовать усталости, творческое мышление и др.).

Личностные особенности (адекватная самооценка (самоотношение), самоактуализация, когнитивная сложность, рефлексия, высокий уровень самосознания, уверенность в себе, адаптивность, активность по самоутверждению, коммуникативность, идентичность (отражает целостность личности), ответственность, "гибкое" сознание, способность к саморазвитию, жизнестойкость, самоконтроль и уверенность в себе и др.).

Субъектные (социально-психологические) особенности (субъектность, сформированная система смысловой регуляции жизнедеятельности и др.).

Безопасная личность концептуально может быть определена как человек, строящий свою жизнь в контексте единства с обществом и природой, реализующий свой потенциал, свои идеалы и стремления с помощью сформированной системы смысловой регуляции жизнедеятельности, а также обладающий готовностью к обеспечению безопасности и способный поддерживать свою безопасность за счет преобразования опасностей в фактор собственного развития.

Тип психологической безопасности - это определенный вариант соотношения (или совокупность признаков) отношений субъекта (к миру, себе, другим), его активности и удовлетворенности.

Отношение человека к миру, его активность и удовлетворенность существуют в тесной взаимосвязи с глубинными диспозициями и ориентациями личности. Диспозиции и ориентации, как структурные образования личности, являются составляющими внутренних ресурсов возможностей субъекта, его личностного потенциала. Таким образом, личностный потенциал является основой психологической безопасности. В свою очередь, личностный потенциал включает в себя качества субъектности человека.

Субъектность - это психологическое образование, основу которого составляет отношение человека к себе как к деятелю . Отношение человека к себе как к деятелю предполагает признание и принятие не только у себя, но и у другого человека активности, сознательности, связанной со способностью к целеполаганию и рефлексии, свободы выбора и ответственности за него, уникальности. Факторами субъектности являются мотивация с гуманистической направленностью и внутренним локусом контроля и позитивная, гибкая, открытая Я-концепция. В совокупности они определяют внутренние условия развития у человека отношения к себе как к деятелю. Субъектность возникает и развивается в результате взаимодействия людей при осуществлении деятельности.

Одним из возможных оснований систематизации характеристик субъектности может выступать структура, включающая статическую, динамическую и результативную составляющие.

Статическая составляющая субъектности представляет собой совокупность мировоззренческих позиций, самосознания, предметного отношения к самому себе, представлений о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле, убеждений в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. В качестве основных компонентов рассматриваемой составляющей выступают ценностно-смысловые и духовно-нравственные ориентации.

Динамическая составляющая субъектности включает разные виды активности - саморегуляцию, познание, действия, направленные на реализацию ценностно-смысловых ориентаций. В качестве основных компонентов рассматриваемой составляющей выступают саморегуляция, потребность в познании, реализация внешних и внутренних ценностей, личностный рост.

Результативная составляющая субъектности характеризуется самореализацией, достижением вершины в развитии. В качестве основных компонентов рассматриваемой составляющей выступают жизнестойкость, самоэффективность, автономность.

Резюме

Качества личности, обуславливающие психологическую безопасность, делятся на индивидуально-психологические (критичность мышления, внимательность, преобладание волевой сферы, эмоциональная устойчивость), личностные (адекватная самооценка, самоактуализация, когнитивная сложность, рефлексия, высокий уровень самосознания) и социально-психологические (субъектность). Важной характеристикой, обуславливающей безопасность человека, является его субъектность.

3. Индивидуально-психологические характеристики личности, "предрасположенной к опасности"

Показатели предрасположенности личности к опасности :

Антропологические особенности (отсутствие необходимых физических данных).

Индивидуально-типологические особенности (эмоциональная неустойчивость, эмоциональная напряженность, низкие свойства внимания, низкая выносливость, недостаточная сенсомоторная координация, низкая наблюдательность и др.).

Личностные особенности (чрезмерно высокая или низкая склонность к риску, неадекватное отношение к опасности (отсутствие чувства тревоги или гиперболия чувства тревоги), самоуверенность, низкая адаптивность, низкая психологическая гибкость, ригидность (личностная), отсутствие стремления к развитию, доверчивость, неумение предвидеть опасность, виктимные качества, повышенная внушаемость, когнитивная простота, деформации в ценностно-смысловой сфере, нарушение саморегуляции, постоянная неудовлетворенность, наличие комплекса неполноценности, низкая уверенность в себе, низкая степень интегрированности картины мира, низкая степень интегрированности образа "Я", низкий волевой потенциал личности, наличие неадекватных способов удовлетворения потребностей, потеря смысла жизни, потеря ощущения самоценности жизни и др.)

Социально-психологические особенности (склонность к противоправным действиям, низкая дисциплина, неуважение авторитета, независимость, неуважение и недостаточная чуткость к другим людям, низкая социально-психологическая компетентность (коммуникативная, перцептивная, интерактивная), пассивность, неспособность противостоять воле другого, потеря субъектности, автономности и др.).

Рассмотрим некоторые из перечисленных характеристик подробнее.

Эмоциональная неустойчивость проявляется перепадами настроения, импульсивностью, непоследовательностью действий, отсутствием само-контроля, аффективными вспышками, чрезмерной раздражительностью. Причем данные свойства проявляются постоянно, независимо от возникшей ситуации, природных колебаний или стрессовых факторов. Со стороны кажется, что человек попросту не может себя контролировать.

Люди с эмоциональной неустойчивостью часто не могут справиться со своим недовольством происходящим, ищут поводы, чтобы получить разрядку своих эмоций. При этом они не переносят возражений или критики, чрезмерно нетерпеливы и нетерпимы к чужому мнению.

Переменчивость настроения и неустойчивость эмоциональных реакций отмечалась в работах К.К. Платонова и Л.М. Шварца, которые к эмоционально неустойчивым относят повышенно-возбудимых, чувствительных людей, склонных к частой смене эмоциональных состояний. Они указывают на специфику динамики эмоциональной сферы, а также волевых качеств личности.

Такого же мнения об эмоциональной неустойчивости придерживается В.Г. Норакидзе, описывая ее с помощью механизма смены эмоций противоположных знаков. В работах В.Г. Норакидзе, П.Б. Ганнушкина и А.Е. Личко показатель эмоциональной неустойчивости используется для диагностики различных психических заболеваний.

Эмоциональная неустойчивость соотносится с динамичностью настроений и эмоций в исследованиях Н.Д. Левитова. Именно Левитов рассматривал ее как черту характера.

Преобладание негативных эмоциональных оценок как особенность эмоциональной неустойчивости была в работах Д. Уотсона и Л. Кларк, где отмечалось, что людям с подобной акцентуацией свойственна высокая негативная аффективность, переживание дискомфорта на протяжении длительного периода во многих, даже не несущих угрозы ситуациях.

Склонность к рискованному поведению. В психологической литературе сложились два подхода к изучению понятия "риск". В первом случае риск расценивается как направленность на особо привлекательную цель, достижение которой связано с физической опасностью, во втором - риск означает осуществление альтернативного выбора в ситуации неопределенности, где успех/неуспех зависит от случая, а неуспех проявляется в недостижении желаемого результата.

Первый подход ориентирован на анализ таких случаев, когда субъект выбирает более опасные цели или более опасные способы их достижения по сравнению с другими целями или способами, в которых такая опасность меньше или вовсе отсутствует.

При втором подходе проблема риска рассматривается в связи с трудностями выбора и опасностями недостижения цели из-за неудачного выбора. Здесь риск уже расценивается как азартный процесс принятия решения, как акт предпочтения труднодоступных целей в ущерб целям, достижение которых гарантировано. В русле этого подхода изучаются общие случаи альтернативного выбора, когда субъект нацелен на достижение цели (или избегание неудачи) и существуют разные шансы на успех и неудачу. Он позволяет определить такое важное качество личности, как уровень ее притязаний, который имеет большое значение при интерпретации поведения субъекта в условиях опасности. Эти качества отражаются на общей стратегии его поведения в ЧС и оказываются не менее важными, чем качества самосохранения, проявляющиеся в условиях непосредственной физической опасности.

Риск может являться целью деятельности, например, когда человек специально рискует только для того, чтобы убедиться или показать другим, что он не боится опасности. В этом случае риск - средство самоутверждения или создания о себе желаемого мнения. Риск может выступить и в роли мотива, в случаях, когда человек сам выбирает опасную ситуацию ради самого риска и связанных с ним острых ощущений. Порой о риске говорят как о какой-то потребности, проявляющейся во влечении к опасности, присущем людям, склонным к риску. Таким образом, риск может выполнять различные психологические функции, по-разному проявляться в деятельности, по-разному отражаться на ее течении и результатах.

Рискованное поведение определяется, с одной стороны, объективно действующими ситуативными факторами, а с другой - индивидуальными качествами субъекта.

Выделяют два вида риска:

) мотивированный (ситуативный) - ради достижения определенных выгод (выигрыша, получения одобрения и т.п.). Такой риск - средство адаптации, приспособления к опасной ситуации;

) немотивированный, направленный на противодействие опасности, на ее устранение.

В данном случае при встрече с опасностью человек стремится показать, что ей можно противостоять, а следовательно, доказать, что ее для него просто не существует. Поэтому он не отказывается от риска, а специально выбирает вариант действий, который принято считать опасным, для того чтобы доказать, что он способен и в этой ситуации обеспечить безопасность. Проявлению немотивированного риска способствуют сложившиеся социальные установки, утверждающие ценность такой стратегии поведения (это подтверждают и поговорки: "риск - благородное дело", "трус не рискует" и т.п.). Демонстрируя подобную стратегию поведения, человек как бы приобщается к общественным нормам, жертвуя своими индивидуальными интересами, пренебрегая своей личной безопасностью.

Анализ поведения в ЧС и частота несчастных случаев могут определяться и такой индивидуальной особенностью, как готовность к риску. С возрастом готовность к риску падает, у более опытных рабочих она ниже, чем у менее опытных; у женщин реализуется в более определенных ситуациях, нежели у мужчин. На готовности к риску отражается и характер трудовой деятельности, к примеру, у военных она выше, чем у студентов.

Кроме того, имеют значение социальные факторы. Так, рост отверженности субъекта повышает его готовность к риску; в группе готовность к риску проявляется сильнее, чем при действиях в одиночку. Показатель готовности к риску включает в себя, наряду с индивидуальными качествами, также различные ситуативные факторы, вытекающие из реальных условий деятельности.

Самоуверенность - чрезмерная, излишняя уверенность в самом себе, в своей непогрешимости, в собственных силах, возможностях и сопутствующей удаче. Следует отличать от понятия "уверенность в себе" - свойство личности, ядром которого выступает позитивная оценка индивидом собственных навыков и способностей как достаточных для достижения значимых для него целей и удовлетворения его потребностей. Самонадеянность и самоуверенность может приводить к негативной оценке индивида окружающими, возникновению затруднительных и опасных ситуаций.

Виктимность (от лат. victima - жертва; комплекс жертвы, роль жертвы) - склонность субъекта к поведению, повышающему шансы на совершение преступления в отношении него. Виктимность как отклонение от норм безопасного поведения реализуется в совокупности социальных (статусные характеристики ролевых жертв и поведенческие отклонения от норм индивидуальной и социальной безопасности), психических (патологическая виктимность, страх перед преступностью и иными аномалиями) и моральных (интериоризация виктимогенных норм, правил поведения виктимной и преступной субкультуры, виктимные внутриличностные конфликты) проявлений.

Виктимные качества характеризуют мотивацию поведения человека. Например, чрезмерная мотивация достижения, сочетающающаяся с завышенной самооценкой человека, ведет к появлению "сдвига к риску" уже как виктимного качества, тенденции к нобоснованному и неоправданному рискованному поведению. Познавательные виктимные качества связаны с недостатками внимания (трудности распределения и концентрации внимания), восприятия, мышления (ригидность мышления, недостаточная его гибкость и оперативность, малая сообразительность) и воображения. Эмоциональные виктимные качества - эмоциональная неуравновешенность и импульсивность, повышенная тревожность и страх, склонность к аффективному реагированию. К виктимным можно отнести некоторые качества, характеризующие двигательную активность сотрудника: замедленная реакция, недостаточная ловкость в движениях, нарушения связи между познавательным и двигательным компонентами деятельности, склонность к тормозным реакциям. К числу виктимных относят ряд социально-психологических качеств, проявляемых сотрудниками в профессиональном общении: излишнюю доверчивость, сверхконформность, повышенную внушаемость, застенчивость, самонадеянность, агрессивность, грубость, жестокость и др.

Резюме

Качества личности, обуславливающие ее "предрасположенность к опасности", делятся на антропологические (отсутствие необходимых физических данных), индивидуально-типологические (эмоциональная неустойчивость, низкая выносливость), личностные (чрезмерно высокая или низкая склонность к риску, неадекватное отношение к опасности, самоуверенность, виктимные качества) и социально-психологические (пассивность, неспособность противостоять воле другого, потеря субъектности, автономности).

4. Психологические аспекты поведения человека в чрезвычайной ситуации

Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, в том числе применения возможным противником средств поражения, которые могут повлечь (или повлекшим) за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

На людей, находящихся в экстремальных условиях ЧС, наряду с различными поражающими факторами, действуют и психотравмирующие обстоятельства, представляющие собой обычно комплекс сверхсильных раздражителей, вызывающих нарушение психической деятельности в виде реактивных (психогенных) состояний.

Психогенное воздействие экстремальных условий складывается не только из прямой, непосредственной угрозы жизни человека, но и опосредованной, связанной с ожиданием ее реализации. ЧС вызывают у людей большую эмоциональную возбужденность, требуют высокой морально-психологической стойкости, выдержки и решительности, готовности оказать помощь пострадавшим. У неподготовленных психологически появляются чувство страха и стремление убежать из опасного места, у других - психологический шок, сопровождаемый оцепенением мышц. В этот момент нарушается процесс нормального мышления, ослабевает или полностью теряется контроль сознания над чувствами и волей. Нервные процессы (возбуждение или торможение) проявляются по-разному. Например, у некоторых расширяются зрачки - говорят, "у страха глаза велики", нарушается дыхание, начинается сердцебиение - "сердце готово вырваться из груди", спазмы периферических кровеносных сосудов - "побелел как мел", появляется холодный пот, слабеют мышцы - "опустились руки или колени подогнулись", меняется тембр голоса, а иногда теряется дар речи. Известны даже случаи смерти при внезапном страхе от резкого нарушения работы сердечно-сосудистой системы. Такое состояние бывает довольно продолжительным - от нескольких часов до нескольких суток.

Спасатели отмечают, что при ликвидации последствий землетрясений и аварий приходится иногда наблюдать людей, которые находятся в состоянии душевной подавленности, могут длительное время бесцельно бродить по развалинам. Причинами такого поведения может быть неожиданность возникновения опасности, незнание характера и возможных последствий стихийного бедствия или аварии, правил поведения в этой обстановке, отсутствие опыта и навыков в борьбе со стихией, слабая морально-психологическая подготовка.

Выделяют следующие виды поведения людей в чрезвычайной ситуации :

Рациональное, адаптивное поведение человека с психическим контролем и управлением эмоциональным состоянием. Такие люди могут сохранять спокойствие и выполнять меры защиты, взаимопомощи, проводить мероприятия, восстанавливающие нарушенный порядок жизни.

Степень осознания ситуации и адекватность поведения в случае возникновения ЧС во многом определяются индивидуально-психологическими (критичность мышления, внимательность, преобладание волевой сферы, эмоциональная устойчивость), личностными (адекватная самооценка, самоактуализация, рефлексия, высокий уровень самосознания) и социально-психологическими (субъектность) качествами личности.

Отношение к чрезвычайной ситуации складывается из значения опасности, которое приписывается ей обществом, и ее личностного смысла для человека (рис. 1).

Рис. 1. Факторы формирования отношения к опасной ситуации


Составляющие личностного смысла - интеллектуальное и эмоциональное восприятие. Человек не только оценивает степень опасности - она вызывает у него эмоциональные переживания.

Эмоциональная сторона отношения к опасной ситуации складывается из значимости-ценности и значимости-тревожности. Значимость-ценность определяет переживания, вызванные ожидаемым или достигнутым успехом в деятельности. Значимость-тревожность определяет переживания, порожденные трудностями, опасностями и последствиями ситуации, как правило, это чувство тревоги. Тревожность обусловлена трудностями, опасностями и возможными последствиями ситуации. У человека, имевшего в прошлом негативный опыт выхода из чрезвычайной ситуации, уровень тревожности может возрасти. С другой стороны, тревогу порождает и недостаток профессионального и жизненного опыта, неуверенность в себе и в своей безопасности.

Осознание индивидом ситуации как опасной для жизни может вызвать у него чрезмерно сильное волнение и способствовать снижению его психофизиологических возможностей. Если опасность осознается, но ей не придается чрезмерная оценка, то она может способствовать мобилизации сил.

Таким образом, степень влияния чрезвычайной ситуации на поведение человека определяется :

·отношением индивида к ситуации, складывающейся из ее значимости для него, опыта нахождения и взаимодействия в ней, а также результата этого взаимодействия для отдельного человека;

·социальным значением ситуации, показателем которого служит общественная оценка опасности ситуации и ее последствий как для отдельного человека, так и для общества в целом.

Безопасность личности зависит от ее способности к саморегуляции.

Выделяют четыре фактора, или уровня, обусловливающие возможности саморегуляции :

) биологические свойства человека, проявляющиеся в бессознательной регуляции;

) индивидуальные особенности психического отражения и психических функций человека;

) опыт, навыки, знания, а также умение решать различные задачи безопасно;

) направленность человека, т. е. его мотивы, интересы, установки и т.п.

Последние два фактора формируются в процессе обучения и воспитания. Их действие усиливается по мере роста профессионального и жизненного опыта. Немалую роль играют и креативные способности человека, позволяющие ему использовать новые методы безопасного решения задачи в самых разнообразных и неожиданных ситуациях. Несчастный случай может произойти не только из-за отсутствия опыта, но и по неосторожности - как результат неиспользования имеющихся возможностей вследствие недооценки сложности задач и переоценки своих качеств. Причинами неосторожного поведения могут стать неполнота сведений об опасных факторах, отвлекающие обстоятельства, излишняя самоуверенность, которая способна привести к снижению внимания, осмотрительности, пренебрежению правилами, средствами защиты. Неосторожность увеличивает возможность опасности.

Возможности человека адекватно реагировать на чрезвычайную ситуацию определяются его индивидуальными особенностями, в частности свойствами нервной системы. От индивидуальной выносливости человека зависит способность к активной длительной работе и противодействию утомлению, к экстренной мобилизации в чрезвычайной ситуации, а также способность успешно действовать при помехах. Возможности человека безопасно и уверенно вести себя в ЧС определяются свойствами его темперамента. В этих условиях необходимо быстро переключать внимание и реагировать на опасные сигналы. На поведении человека в опасной ситуации сказывается также его психическое и физическое состояние. Практика показывает, что несчастным случаям наиболее подвержены люди агрессивные, импульсивные, рассеянные, эмоционально неуравновешенные. Условиями безопасного поведения выступают критичность мышления, внимательность и преобладание волевой сферы над эмоциональной, способность человека к компенсации таких дезорганизующих деятельность факторов, как усталость, сонливость и плохое настроение.

Изучение случаев травматизма показало, что при прочих равных условиях женщины, как правило, травмируются по неосторожности гораздо реже, чем мужчины, хотя нарушений и ошибок в их работе бывает больше. Это объясняется их большей старательностью и добросовестностью в выполнении правил. У мужчин несчастные случаи чаще всего происходят из-за переоценки своих возможностей, в то время как женщины обычно попадают в беду из-за неуверенности, недооценки своих сил и способностей, излишней осторожности. Установлено, что женщины работают более надежно и безопасно, чем мужчины только до тех пор, пока они действуют в нормальных условиях. Если условия работы усложняются, возникают непредвиденные обстоятельства или устанавливается экстремальный режим труда, надежность и безопасность работы женщин существенно снижается по сравнению с мужчинами. То же самое происходит под влиянием утомления. Кроме того, женщины более остро, чем мужчины, реагируют на социальные конфликты, домашние неприятности, что может оказать негативное влияние на поведение в чрезвычайной ситуации.

Особого внимания заслуживает вопрос о психологической готовности к чрезвычайным ситуациям. Современный человек более или менее подготовлен к таким событиям, как транспортная авария, пожар, нападение бандитов, стихийное бедствие, эпидемия и пр., причем некоторые люди в силу своей профессии находятся в состоянии повышенной готовности к подобным событиям (пожарные, милиционеры, спасатели, врачи и др.).

Состояние психологической неготовности к адекватному восприятию ЧС можно объяснить следующими причинами :

) уникальностью ЧС, которая создает чрезвычайное напряжение при оценке данного события;

) слабой подготовкой подавляющего большинства людей к рациональным действиям в случае опасности;

) недостатком конкретной информации, определяющим часто стихийное и неразумное поведение многих людей, низким порогом критичности к поступающим сведениям (слухам);

) эмоциональной неустойчивостью, обусловленной, в частности, директивными формами управления, заторможенностью собственной инициативы, что проявляется в условиях нарушения каналов управления (предоставленность самим себе в сложных условиях переживается особенно остро).

Резюме

Степень осознания ситуации и адекватность поведения в случае возникновения ЧС во многом определяются индивидуально-психологическими, личностными и социально-психологическими качествами личности. Виды поведения людей в чрезвычайной ситуации: 1) рацио-нальное, адаптивное поведение человека с психическим контролем и управлением эмоциональным состоянием поведения и 2) негативное, патологическое, отличающееся отсутствием адаптации к обстановке.

5. Посттравматическое стрессовое расстройство как психологическое последствие чрезвычайной ситуации

Комплекс симптомов, наблюдавшихся у тех, кто пережил травматический стресс в результате ЧС, получил название "посттравматическое стрессовое расстройство" - PTSD (Posttraumatic Stress Disorder).

Травматический стресс - особая форма общей стрессовой реакции. Когда стресс перегружает психологические, физиологические, адаптационные возможности человека и разрушает его защиту, он становится травматическим . Травматический стресс - это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства. Далеко не каждое событие способно вызвать травматический стресс. Психологическая травма возможна, если: произошедшее событие осознаваемо, т.е. человек знает, что с ним произошло и из-за чего у него ухудшилось психологическое состояние, пережитое разрушает привычный образ жизни.

Однако посттравматическое стрессовое расстройство возникает далеко не у всех участников ЧС. Это зависит от ряда факторов :

·особенностей личности, значимости для человека ситуации;

·биопсихических особенностей индивида (особенностей нервной системы, половозрастных особенностей);

·опыта нахождения в чрезвычайной ситуации;

·наличия у человека психических травм;

·различных форм зависимого поведения или склонности к ним;

·отсутствия или наличия поддержки со стороны значимых лиц.

Далеко не каждое травмирующее событие может вызвать ПТСР. Выделяют четыре характеристики психической травмы:

) произошедшее событие осознается, т.е. человек понимает причины своего состояния, помнит само травмирующее событие и видит возможные последствия травмы для себя, своих близких и т.п.;

) психотравмирующее событие обусловлено внешними обстоятельствами;

) травмирующая ситуация разрушает привычный для человека уклад жизни;

) пережитое событие вызывает ужас, ощущение беспомощности, бессилия.

Посттравматическое стрессовое расстройство может развиваться вслед за травмирующими событиями, которые выходят за рамки обычного человеческого опыта.

К стрессорам, вызывающим ПТСР, относят: стихийные бедствия, техногенные катастрофы, а также события, являющиеся результатом целенаправленной, часто преступной деятельности (диверсии, террористические акты, пытки, массовое насилие, боевые действия, попадание в ситуацию "заложника", разрушение собственного дома и т. п.). Различают следующие виды ПТСР:

) острое, развивающееся в сроки до трех месяцев;

) хроническое, имеющее продолжительность более трех месяцев;

) отсроченное, когда расстройство возникло спустя шесть и более месяцев после травмы.

Посттравматическое стрессовое расстройство накладывает отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека, поэтому требуется коррекция данного состояния, с тем, чтобы сгладить его последствия.

Стадии формирования постстрессовых нарушений представлены на рис. 2.

Рис. 2. Стадии формирования постстрессовых нарушений

(Источник: Соломин В.П., Шатровой О.В., Михайлов Л.А., Маликова Т.В. Психологическая безопасность. - М., 2008)

Динамику психопатологических последствий рассматривают в трех аспектах :

) осознание психотравмирующей реальности;

) длительные патологические изменения психики участников чрезвычайной ситуации - психические и психосоматические расстройства (нарушения в организме под влиянием негативных психологических воздействий);

) расстройства социального поведения.

После первых аффективно-шоковых (острых) реакций появляются признаки первичного травматического эго-стресса:

Фрустрационная регрессия. Факт пребывания в чрезвычайной ситуации сопровождается автоматическим снижением психики на уровень пубертатного кризиса, что находит свое проявление в подчеркнутой дисциплине, субординации, подчиняемости, при этом повышается вероятность бурных вспышек разрушительного или хаотически-дурашливого поведения, спутанности речи. Особое место занимает фрустрация потребностей самоопределения (ограничение прав и свободы).

Аффект болезненного недоумения, который характерен для начального периода эго-стресса и отражает наличие упорных и безуспешных попыток осмысления новой, психотравмирующей реальности.

Аффект психалгии - невыразимого словами переживания душевной боли, страданий, для которого характерны длительность, скрытность с оттенком признания безнадежности, безвозвратности. Длительная психалгия может стать причиной внешне немотивированных вспышек алкогольных и токсикоманных эксцессов, суицидов. Это возможно при чрезвычайной ситуации любого характера.

К числу первых психопатологических последствий ЧС относят:

·болезненные переживания вины, стыда, отвращение;

·эпизодические переживания ужаса, парализующий страх под воздействием фактора устрашения;

·возникновение и развитие "вины выжившего", "корпоративной вины" и ожидания наказания за происшедшее;

·ситуационные фобии и формирование фобического синдрома с элементами нарциссизма и регрессии.

Затем развивается процесс психосоматической инвалидизации, прогрессирует утрата здоровья, снижается длительность и качество жизни всех участников чрезвычайной ситуации, развивается алкогольная и наркотическая зависимость, растет число самоубийств.

Из отдаленных психопатологических последствий ЧС выделяют:

·расстройства аффекта (невозможность радоваться);

·постепенный переход психосоматических расстройств в хроническую стадию и формирование тяжелых заболеваний - гипертонической и язвенной болезней;

·утрата профессионализма и интеллектуальной работоспособности;

·быстрое развитие алкоголизма (безудержное пьянство, утрата способности адекватного эмоционального реагирования, склонность к тревожно-мнительному настроению);

·неуклонное нарастание антисоциальной психопатии.

Таким образом, ближайшие и отдаленные психопатологические последствия травматических ситуаций проявляются в разнообразных психических и психосоматических расстройствах, неуклонном росте социальной дезадаптации, психопатологических расстройств, инвалидизации, а также в преждевременной смертности.

Все вышесказанное свидетельствуют о том, что ядром динамики личности участника травмирующей ситуации является невротическая эволюция. Различают несколько вариантов патологического развития личности :

·алиенация - отчуждение, разрыв связей с общечеловеческой реальностью, аутистическая деформация личности;

·психосоматическая эволюция, нетипичная для возраста, т. е. развитие соматических заболеваний, возникающих при нормальных условиях в гораздо более позднем возрасте;

·токсикоманическая эволюция - развитие зависимости от различных психоактивных веществ (ПАВ);

·эпилептоидная деформация, которая выражается в формировании мрачно-тоскливого настроения, озлобленности, потенциальной готовности к немотивированным разрушительным вспышкам агрессии.

Наблюдаются следующие симптомы ПТСР: повторное переживание, избегание, физиологическая гиперактивация.

Симптом повторного переживания включает в себя:

·постоянные, повторяющиеся переживания события, которые человек пытается забыть, но все окружающее постоянно, в той или иной форме напоминает о нем;

·повторяющиеся кошмарные сны, дублирующие травмирующую ситуацию;

·интенсивные негативные переживания при столкновении с чем-то, напоминающим травмирующее событие;

·физиологическую реактивность (спазмы в желудке, головные боли, возникающие при напоминании о событии).

Симптом избегания проявляется в том, что травмирующий опыт вытесняется. Человек стремится не попадать в подобные ситуации, избегает мыслей, разговоров, действий, людей, напоминающих о пережитом. У него появляется чувство отчужденности, отстраненности, ощущение одиночества, он утрачивает способность устанавливать близкие и дружеские отношения с окружающими, нередко разрушаются уже установившиеся связи. Повышается уровень агрессивности.

Физиологическая гиперактивация проявляется в трудностях засыпания и концентрации внимания, повышенной раздражительности, постоянной готовности к бегству.

Резюме

Посттравматическое стрессовое расстройство возникает, когда стресс превышает психологические, физиологические, адаптационные возможности человека и разрушает защиту. Проявление посттравматического стрессового расстройства зависит от особенностей личности, значимости для человека ситуации; его особенностей нервной системы; опыта нахождения в чрезвычайной ситуации; наличия психических травм; различных форм зависимого поведения; отсутствия или наличия поддержки со стороны значимых лиц. Динамика психопатологических последствий ЧС: осознание психотравмирующей реальности; психические и психосоматические расстройства; расстройства социального поведения.

6. Психологические средства защиты личности от опасностей

Психологическая защита - деятельность, предотвращающая нарушение внутренней устойчивости личности и социальной общности, нормального течения психологической жизни человека и его поведения под влиянием внешних воздействий .

Психологическая защита подразделяется на социально-групповую и индивидуально-личностную.

Социально-групповая защита определяется наличием информационных потоков внутри и между формальными и неформальными группами, в которых взаимодействует индивид, групповыми нормами, требованиями и системой санкций. Она предполагает защищенность конкретной группы.

Индивидуально-личностная защита - степень личностной защищенности индивида. Она обеспечивается комплексом защитных механизмов личности, стратегий поведения и взаимодействия с окружающими и подразделяется на три основные группы: межличностную защиту, психическую саморегуляцию и внутриличностную защиту (рис. 3).

Межличностная психологическая защита представляет собой деятельность личности в целях сохранения своей целостности путем изменения характера внешнего взаимодействия .

Существует несколько видов защиты от внешних воздействий. Их подразделяют по уровню осознанности, по количеству субъектов защиты, по отношению к объективной действительности.

По уровню осознанности выделяют преднамеренную и непреднамеренную защиту.

Преднамеренная защита осуществляется на осознаваемом уровне в соответствии с целями и намерениями тех, на кого оказывается воздействие. Индивид, на которого воздействуют те или иные внешние стимулы и обстоятельства, сознательно выбирает определенный вид защитного поведения, направленный на разрешение ситуации.

Рис. 3. Индивидуально-личностные средства защиты

(Источник: Соломин В.П., Шатровой О.В., Михайлов Л.А., Маликова Т.В. Психологическая безопасность. - М., 2008)

Непреднамеренная защита представляет собой поведение, связанное с усвоенным стереотипом.

По количеству субъектов защиты выделяют индивидуальную и групповую защиту.

Индивидуальная защита связана с защитным поведением одного человека, групповая защита подразумевает защитное поведение группы как субъекта взаимодействия. В данном случае целая группа людей действует по единому плану, их поведение строится, исходя из общей договоренности.

По отношению к объективной действительности выделяют общую и избирательную защитную стратегию. При общей стратегии реализуется критичность личности по отношению ко всей совокупности внешних воздействий. В случае избирательной защиты личность фиксируется на конкретном объекте воздействия и вырабатывает специфическую реакцию на него.

В процессе социализации личности формируются различные стратегии поведения, как конструктивные, так и пассивные.

Конструктивное поведение - это активные действия по устранению травмирующей ситуации, результатом которых является адекватное восприятие действительности. Пассивность, неконструктивность предполагают бегство, уход от травмирующей ситуации, в результате чего у человека возникает иллюзорное ощущение защищенности, не дающее уверенности в стабильности действительности.

В зависимости от степени участия личности поведение делится на подавление, вытеснение из сознания негативных стимулов, уход от тревожащей ситуации (например, в мир фантазий), поиск информации, осуществление непосредственных действий для решения возникших трудностей.

Поведение может формироваться в ответ на конкретную ситуацию, в данном случае оно не обязательно будет повторяться в дальнейшем. Однако оно может быть и долговременным, устойчивым, стереотипным, многократно повторяющимся. В зависимости от целей поведения его можно разделить по направленности на себя или окружающих.

По значимости результатов поведение делится на регуляцию собственных эмоциональных состояний или на восстановление межличностных отношений. Формы проявления поведения могут быть пластичными, способными к изменению в зависимости от ситуации, а могут формироваться как стереотипы, быть "закостенелыми", ригидными.

Стратегия поведения формируется в результате системного взаимодействия когнитивной (интеллектуальной), эмоциональной и поведенческой сфер психики. На уровне когнитивной сферы определяется значимость ситуации для человека. Если она вызвана внешними обстоятельствами, то воспринимается как неизбежная. Человек может ощущать личную ответственность за создавшуюся ситуацию, обвинять себя в ее возникновении. При этом он либо не видит конструктивного выхода из сложившегося положения, либо оценивает значимость для себя травмирующей ситуации, ищет положительный выход из нее. В том случае, когда ответственность за возникновение подобной ситуации возлагается на окружающих, то и разрешение ее становится их прерогативой .

На уровне эмоциональной сферы реализуется возможность человека контролировать свои эмоции. Здесь определяющую роль играют степень индивидуальной эмоциональный значимости чрезвычайной ситуации, опыт успешного разрешения подобной ситуации в прошлом, готовность личности к ее возникновению. От перечисленных факторов зависит эмоциональное восприятие произошедшего, которое может варьироваться от сохранения самообладания до состояния истерики или пассивности, бездействия.

Поведенческая реакция человека зависит от когнитивной оценки ситуации (как результата размышления по поводу события) и ее эмоционального восприятия. Степень осознания критического момента зависит от целого ряда факторов: особенностей личности; физического и социального окружения; доступной информации; собственных когнитивных структур реальности.

Выделяют два вида когнитивной оценки: первичная - что можно ожидать от стрессора - угрозы или благоденствия; вторичная - оценка собственных ресурсов и возможностей решить задачу.

В соответствии с ними формируется определенная стратегия поведения - коппинг, т.е. разработка механизмов разрешения ситуации (рис. 4). В результате коппинга меняется оценка ситуации, улучшается самочувствие человека.

Рис. 4 . Процесс формирования коппинг-поведения

a:2:{s:4:"TEXT";s:536:"

Психология безопасности рассматривается через социально-системный поиск соприкосновений и взаимодополнений существующих достижений психологической науки и концептуальных представлений о безопасности. Показаны возможности системного видения безопасности, познавательно-практический характер психологии безопасности, раскрыты возможности исследования психологии безопасности как социально-теоретического конструкта. Обосновывается многоаспектный подход к безопасности. Обсуждаются методологические задачи психологии безопасности.


";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}

Психология безопасности как социально-системное явление

Анализ отечественной и зарубежной литературы показывает, что проблема психологии безопасности как самостоятельное направление научного анализа и приоритетная научно-практическая задача достаточно целостно до настоящего времени не рассматривалась. Безопасность - сложный социальный феномен, многоплановый и многогранный в своих структурных составляющих и проявлениях, отражающий противоречивые интересы в отношениях различных социальных субъектов. Анализ оппозиции «опасность-безопасность» приводит к выводу о востребованности более широкого синтеза гуманитарного знания, в контексте которого данная категория может рассматриваться как базовая. В качестве субъектов и одновременно объектов психологии безопасности могут выступать отдельный человек, группа, общество, причем некоторые из них - сразу в нескольких ипостасях. Человек - как отдельная личность и как член той или иной социальной группы и общества в целом; социум как субъект психологии безопасности реализует в структурно-функциональных форматах безопасность индивида, группы, задачи коллективной безопасности. «Театр безопасности - это театр ролевых импровизаций. В нем всего три актера: человек, общество и государство. Правда, человек выступает в нем в двух ипостасях: индивидуальной - как отдельная личность и коллективной - как та или иная социальная группа (возрастная, поселенческая, этническая, профессиональная и т.д.), входящая в состав одного общества или разделенная между двумя и более обществами. Равным образом актер-государство в некоторых сценических эпизодах “умножается” в сообщество государств. И каждый актер может озвучивать свой текст двояким образом - как написанный в страдательном или в действительном залоге, исполнять две роли - субъекта и объекта безопасности. Ему даны обе возможности; по отношению к собственной безопасности он всегда и скульптор, и глина, и Пигмалион, и Галатея. Кем он оказывается в действительности в каждый данный момент, какая возможность взыскивается, а какая пропадает втуне, зависит не только от него самого, но и от других актеров»

Сегодня существует принципиальная возможность рассмотреть актуальную проблему психологии безопасности через социально-системный поиск соприкосновений и взаимодополнений существующих достижений психологической науки и концептуальных представлений о безопасности, предлагаемых специалистами по информационной, военной, международной, межэтнической, корпоративной безопасности. Изучение безопасности как системы тесным образом связано с представлением о неразрывной связи безопасности личности с безопасностью общества. Системное видение безопасности открывает возможности познания закономерностей развития и функционирования человека как «элемента», живущего жизнью всей системы. С помощью системного подхода описываются механизмы функционирования психических явлений, а также механизмы, определяющие динамику и направленность психического развития. Среди этих механизмов важнейшее место занимают две системы - система саморегуляции, самоорганизации деятельности и система структурирования субъектного опыта. Они определяют активную, целенаправленную и конструктивную позицию человека в повседневной жизнедеятельности, а также перспективу и основания психологической безопасности личности. Достаточно абстрактное понятие безопасности, вступая в новые связи и отношения, наполняется содержанием, восходит от абстракции, заданной единичной дефиницией, к конкретности благодаря системным признакам, существенным для данной содержательной области. Это проявляется в конкретных действиях личности по отношению к группе и социуму в различных сферах и направлениях. Поле теоретических исследований и практических разработок психологии безопасности сформировалось на стыке самых разных психологических и непсихологических научных дисциплин: общей и социальной психологии, психологии и психофизиологии труда, педагогической психологии, психологии развития, психотерапии, экстремальной психологии, а также общей теории безопасности, социологии, психиатрии, медицины и др. Только междисциплинарный подход может обеспечить осмысление данной проблемы.

Новый методологический подход требует нового понимания задачи, которую можно обозначить следующим образом: построение целостной теории психологии безопасности на основе всестороннего анализа состояния безопасности в его социальной представленности, функциональной действенности, мотивационно-потребностной ориентированности, нормативно-ценностной рефлексивности. Понятно, что через социальные представления человек познает окружающий мир, интерпретирует социальную реальность. Восприятие себя в состоянии безопасности или опасности обусловливает построение определенной картины мира, в которой человек живет и действует. От особенностей конструирования субъективного мира, от восприятия мира через призму опасности/безопасности зависит выстраивание смысложизненных ориентаций, приведение информации о мире в определенную систему, что отражается на самосознании общества и доминирующих в нем ценностях. Одна из психологических потребностей человека в современном мире - потребность в безопасности. Она появляется в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей жизни. Обеспечение безопасности представляет собой такой социальный опыт, который является одним из самых важных для человека. Именно потребность в безопасности требует от человека постоянного переосмысления происходящих социальных событий и поиска адекватных способов преодоления постоянно возникающих угроз как физическому, так и духовному существованию.

Состояние безопасности оказывает влияние и на иерархию ценностей. В переходном российском обществе очевидна радикальная смена ценностей при крайней поляризации отношений к «старым» и «новым» ценностям. Массовое сознание оказывается не готовым к многомерному видению мира, происходит его «сужение», возникает «слепота» по отношению ко многим общечеловеческим ценностям при массовой деформации духовных. Психология безопасности - единый предмет научного познания психологии, объединяющий в единую предметную область достижения методологии и методов различных сфер психологической науки. Безопасность как психологическая проблема имеет сложную структуру, интегрируя в себе различные сферы деятельности и области социальных отношений, при этом в данной структуре не должно быть разрывов, т.е. все аспекты многофункциональной проблемы обеспечения безопасности должны быть взаимно согласованы и взаимоувязаны. Многообразие представлений о психологии безопасности как науке и практике объясняет и трудность описания ее предмета. Это описание может быть выполнено только при интеграции различных подходов и теоретическом осмыслении проблемы психологической безопасности на разных уровнях: на уровне индивидуального существования человека; на уровне существования больших и малых групп; на уровне существования и функционирования общества.

Следует отметить смысловой формат гипотез о социальной сущности и структурно-функциональных составляющих психологии безопасности в их эффективности применительно к социальной реальности. Достижение безопасности исходит из смыслообразующих возможностей субъекта, преодолевающего кризисные или экстремальные ситуации. Именно личностные образования как «ядро личности» можно рассматривать как базовый фактор формирования безопасности. Также важно отметить, что человек каждый раз пытается расширить доступные ему пределы безопасности, обогатить само ее содержание. Как негативные, так и позитивные цели локализуются в определенных отраслях жизнедеятельности субъекта и тем самым выводят на определенные аспекты или виды безопасности. Сказывается и выбор ракурса или критерия классификации: под его влиянием аспекты/виды безопасности могут объединяться, дробиться, менять конфигурацию, наплывать друг на друга. Особого внимания заслуживает познавательно-практический характер постановки проблемы психологии безопасности. Анализ проблем обеспечения безопасности людей в психологической плоскости формулирует новые задачи: стремление к сохранению психического и физического здоровья, повышение психологической устойчивости, адекватность отражения и отношения к миру, защищенность психики и сознания от изменения против воли человека. Очевидная невозможность оградить человека от всех опасностей, угроз и кризисных состояний, порожденных прогрессом, приводит к необходимости переосмысления понимания сущности безопасности. Возникла реальная необходимость в научной трактовке феномена безопасности как части психологической науки. Важно учитывать принципиальную неполноту научно-практического материала как предмета исследования в силу постоянной актуализации объекта на индивидуальном, групповом и социально-институциональном уровнях. «Полная безопасность со времени первородного греха в принципе недостижима и с тех пор надо выбирать между добром и злом, несмотря на сложность, каждый раз верно идентифицировать их» Последней формы проявления безопасности не будет никогда, нельзя поставить черту и сказать, что безопасность наступила. То, что вчера для человека представляло опасность, сегодня может стать вполне привычной ситуацией. Необходимо учитывать фактор социальной усталости общества и его привыкания (адаптации) к опасности. По прошествии определенного времени опасность может восприниматься уже не как реальная, а как гипотетическая. Так, по данным директора «Левада-центра» Л. Гудкова, россияне практически свыклись с терактами. Почти половина опрошенных (48%) в той или иной степени уверены, что атаки террористов стали «привычным обстоятельством нашей жизни». Это означает, что теракт для россиян «стал рутинным, вполне ожидаемым событием и больше не воспринимается как экстраординарное происшествие»

Ситуация нестабильности оказывается обширным пространством для самых разных психологических процессов, в связи с чем границы социальных категорий размыты, особенно когда речь идет о такой широкой категории, как безопасность. Радикальные трансформации общества стали частью жизни, в результате чего представление о границах и формах безопасной жизни постоянно меняется, меняются оценки их значимости порою на обратные по отношению к тем, которые существовали на начальных этапах изменений. Возможность исследования психологии безопасности как социально-теоретического конструкта позволяет создать новую концепцию безопасности, главная идея которой заключается в том, что прогресс влияет на жизнь людей, гарантирует основные свободы личности, обеспечивает ее безопасность и благополучие, а также достойный уровень развития общества в целом. Поощрение, уважение и защита прав человека тесно связаны с обеспечением безопасности личности. Разрешение гуманитарных проблем наряду с другими важными вопросами, стоящими на повестке дня перед мировым сообществом, требует совместного подхода, поскольку это является наиболее оптимальным способом обеспечения безопасности в XXI в., в условиях всеобщей уязвимости и взаимозависимости. Следует учитывать то, что понятие «безопасность» не только расширилось, но и приобрело более гуманистически востребованный, нацеленный на человека характер.

Психологию безопасности следует рассматривать как всеобщее понятие социального познания, сущностное понятие смысложизненной ориентации, ценностное понятие индивидуального сознания, интерактивное понятие процесса саморегуляции и самообеспечения. Истинному познанию окружающего мира всегда предшествует самоинтерпретация, т.е. интерпретация индивидом своего собственного переживания в терминах собственного контекста значений. Истинное понимание может осуществиться только при условии действия постулата о другом «Я», обладающем сознанием, структурно аналогичным собственному сознанию индивида. Интерпретация определяет формат осознания человеком своей безопасности, что во многом зависит от его понимания и смыслового наполнения состояния безопасности. Таким образом, состояние безопасности формируют модели поведения человека, которые зависят от способности к саморегуляции и самообеспечению. Саморегуляция как механизм обеспечения безопасности раскрывает личностные способы управления ситуацией соотносительно с объективными и субъективными условиями деятельности. Механизм принятия решений выступает как механизм управления, активации, как кульминационный. Одна из закономерностей психологического самообеспечения безопасности состоит в том, что биосоциальная организация человека одновременно и способствует, и препятствует этому самообеспечению. В результате субъект обладает некоторым запасом прочности, а следовательно, потенциала безопасности.

Своевременно обнаруживать, идентифицировать опасности и адекватно реагировать на них позволяют познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационно-потребностные характеристики субъекта. Именно они позволяют своевременно обнаруживать сигналы опасности, его скоростные возможности по реагированию на такие сигналы, эмоциональные реакции на опасность и т.п. Вместе с тем имеются и «слабые» стороны названных психических сфер, снижающие способность субъекта к самообеспечению психологической безопасности: в эмоциональной сфере - деструктивное влияние широкого спектра астенических эмоций, аффекта; в волевой сфере - трудности волевого решения; в мотивационной сфере - борьба мотивов; в познавательной сфере - особенности восприятия, ограничения памяти, особенности мыслительных процессов; в коммуникативной сфере - трудности достижения взаимопонимания, нарушения адекватности интерпретации и т.д. Все это может существенно поколебать стабильность психологического состояния субъекта, актуализуя непосредственную угрозу его безопасности. Социальная сущность психологии безопасности представляет собой детерминацию состояния безопасности в ее целостной предметно-практической и рефлексивной представленности. От соотнесенности реального мира и субъективного мира человека зависит успешность освоения и адекватного выбора способа адаптации. В обыденном сознании представления о безопасности расплывчаты, поскольку сама безопасность редко оказывается в нем предметом специальной углубленной рефлексии. Люди скорее чувствуют, чем четко осознают, что для них означает безопасность, воспринимают и оценивают ее в совокупности всех ее граней, не отделяя одну от другой, и часто воплощают свои чувствования и оценки не в понятии «безопасность» как таковом, а в каком-то образе, хотя и емком, но не полностью отражающем искомое состояние безопасности. Многоаспектный подход дает возможность рассматривать безопасность как состояние, обеспечивающее базовую защищенность личности, как социальный и нормативный идеал. Личность в состоянии безопасности способна строить свою жизнь в контексте единства с окружающей действительностью, использовать свой потенциал с помощью сформированной системы смысловой регуляции, а также поддерживать свое здоровье за счет преобразования опасностей.

В условиях изменяющегося мира от человека требуется особое умение осуществлять эффективную и постоянную ориентировку в пространстве социальной реальности. Любая жизнедеятельность субъекта происходит в контексте той или иной ситуации. Человек непрерывно вынужден принимать решения в связи с новыми, все время меняющимися условиями в рамках актуальной для него ситуации для обеспечения безопасности. Одна из перспективных задач психологии безопасности личности - обобщение и синтез обозначенных выше подходов с целью определения интегративного ресурса психологических возможностей человека, обеспечивающих его безопасность. Не менее важны задачи поиска и разработки диагностического инструментария, измеряющего данный ресурс; выявление возрастных, гендерных, профессиональных особенностей, влияющих на психологические аспекты безопасности человека. Таким образом, основные методологические принципы психологии безопасности - это: - точность путей и механизмов социального познания для изучения объективной реальности и угроз безопасности личности и общества; - аналитичность, которая проявляется в научной трактовке самого понятия «безопасность» как составной части психологического «тезауруса»; - всесторонность, подразумевающая необходимость полного охвата вопросов, рассматривающих безопасность, понимание безопасности как социально-системного явления, учитывающее его многомерность и иерархичность. Безопасность имеет социально-психологические основания, поскольку она функционирует и проявляется в системе социальных отношений личности, в области межличностного взаимодействия и общения с другими людьми. Социальная среда с помощью процессов социально-психологической адаптации, социализации и идентификации влияет на восприятие личностью собственной психологической защищенности. Концепция психологической безопасности признает множественность предметных зон: безопасность личности, безопасность группы, безопасность социума. Эти зоны включают в себя такие аспекты, как безопасность мотивационно-потребностной сферы, ценностей как регуляторов поведения человека, коммуникативной сферы, аффективно-мотивационной сферы личности и т.д., которые не выстраиваются в жесткую иерархию главнейших, главных и неглавных, а располагаются в единой цепи. Эта цепь подвижна, из нее под влиянием ситуационных изменений на первый план выдвигается то один, то другой аспект безопасности, в котором более других заинтересована та или иная предметная зона безопасности. Интерес предметных зон (или уровней) сообщает повышенную актуальность этому аспекту, но только в данном месте и в данное время. Когда же возникает ситуация конкурирующих безопасностей, необходимо искать наиболее угрожаемый аспект и самый уязвимый объект безопасности. Именно на них должны соединиться усилия предметных зон, направленные на обеспечение безопасности. И объекты, над которыми нависает наибольшая угроза потери безопасности, должны занять положение самых деятельных, самых активных субъектов отражения угрозы. В заключение следует отметить, что исследование безопасности как социально-системного явления становится особенно актуальным в эпоху глобализации, когда на первый план закономерно выступают не частные проблемы обеспечения отдельных видов безопасности, а совокупность взаимосвязанных факторов, в целом создающих благоприятные условия для безопасного развития современного мира.

Примечания

Бехман Г. Современное общество как общество риска // Вопр. философии. 2007. № 1. С. 27.

Хамраев В. Теракты отчуждают Северный Кавказ. Массовое сознание не освобождается от ксенофобии // «Коммерсантъ». № 19 (4560) от 04.02.2011. С. 4.

Для цитирования статьи:

Зинченко Ю.П. Психология безопасности как социально-системное явление. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2011. - №4 - с. 4-11.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация