Примеры реализации права на труд в рф. Право на труд и проблемы его судебной защиты на современном этапе строганов михаил иванович. Формы судебной защиты права на труд

Главная / Квартира

Важнейшим принципом трудового права признается свобода труда. Этот принцип провозглашен в ст. 37 Конституции РФ и признан международным сообществом. Свобода труда проявляется, прежде всего, в предоставлении возможности человеку свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Конституцией РФ не предусмотрена обязанность трудиться. Каждый гражданин может трудиться в избранной им сфере деятельности или отказаться от участия в труде. В соответствии с Законом РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной или иной ответственности. Гражданин может свободно выбирать вид трудовой деятельности: заниматься предпринимательством, работать на основе гражданско-правовых договоров (подряда, поручения, возмездного оказания услуг, авторского договора) или по трудовому договору.

В сфере трудовых отношений свобода труда проявляется, прежде всего, в договорном характере труда и находит отражение в отраслевом принципе трудового права - принципе свободы трудового договора. Единственным основанием возникновения трудовых отношений является соглашение сторон - трудовой договор. Работник обладает свободой расторжения трудового договора.

Каждый человек в России имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Каждый гражданин РФ имеет право на отдых. Человеку, работающему по трудовому договору, гарантируются установленные законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Всем работникам гарантируется равенство возможностей, которое обеспечивается установлением льгот и гарантий для отдельных категорий работников, особо нуждающихся в социальной защите в связи с физиологическими особенностями (женщины, несовершеннолетние), состоянием здоровья (инвалиды), социальным статусом (работники с семейными обязанностями), выполнением трудовых обязанностей во вредных или опасных условиях и т.п.

Конституцией РФ признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законодательством способов их разрешения, включая право на забастовку (ст. 37).

Однако мало провозгласить какие-либо права и установить гарантии, нужно знать, как претворить их в жизнь. Главное в проблеме прав человека сегодня - не теория, а практика, предполагающая создание необходимых условий, гарантий, механизмов реализации социально-экономических прав человека. Важно устранить прямые нарушения прав, причины, их порождающие, поставить заслоны на пути злоупотреблений и произвола в отношении прав граждан, упрочить их охрану и защиту со стороны власти.

Причин нарушений прав в сфере труда немало. Одна из них - отсутствие строгой системы процедур и механизмов защиты. Защита права означает возможность государства, его исполнительных органов защитить те или иные права и гарантии человека.

В настоящее время в российской экономике сложилось два правовых режима регулирования трудовых отношений - зафиксированное в законодательстве трудовое право для бюджетных организаций и "обыденное" право для нового коммерческого сектора. Если в бюджетных организациях трудовое законодательство еще как-то соблюдается, то в новом коммерческом секторе требования Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) выполняются далеко не всегда. В организациях малого и среднего бизнеса распространены гражданско-правовые отношения, потому что это удобно работодателю (нет необходимости соблюдать все гарантии, установленные в трудовом законодательстве).

Рост числа малых и средних предприятий обостряет проблему защиты законных прав наемных работников. В этих организациях обычно не создаются профсоюзные организации, не избираются комиссии по трудовым спорам, т.е. отсутствуют органы, которые должны представлять и защищать интересы работников. Юридическая незащищенность плюс правовая неосведомленность заставляет людей принимать любые условия хозяина. Число кабальных договоров растет, а значит, растет и число социально незащищенных работников.

В соответствии с ч. 2 ст. 45 Конституции РФ каждый вправе защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом. Государством гарантируется защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

В частности, в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы (ст. 142 ТК РФ). Возможно, такие действия работников прекратят допущенные работодателем нарушения трудовых прав. Никто не может заставить работника трудиться бесплатно, поэтому действия работников, отказавшихся от выполнения трудовых функций в качестве ответной меры в связи с неполучением заработной платы, будут признаны законными.

Работник имеет право обжаловать факт дискриминации в трудовых отношениях, в том числе необоснованный отказ в приеме на работу (ст. ст. 64, 391 ТК РФ).

6.3. Гарантии государства в реализации права граждан на труд

Гражданам Российской Федерации гарантируются:

Свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда;

Защита от безработицы;

Бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости;

Информирование о положении на рынке труда.

Безработным гражданам гарантируются:

Социальная поддержка;

Осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости;

Бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости на профессиональное обучение;

Финансирование в порядке, определяемом Правительством РФ, материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов государственной службы занятости населения.

Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.

Гражданам, увольняемым из организаций в связи с сокращением численности или штата, в соответствии с заключенными коллективными договорами (соглашениями) гарантируются после увольнения сохранение очереди на получение жилья (улучшение жилищных условий) по прежнему месту работы, а также возможность пользоваться лечебными учреждениями, а их детям – детскими дошкольными учреждениями на равных условиях с гражданами, работающими в данной организации.

Жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

Из книги Трудовой кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 4. Гарантии государства 1. Государством гарантируются:регулярное информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о доступных мерах профилактики ВИЧ-инфекции;эпидемиологический надзор за распространением ВИЧ-инфекции на территории

Из книги Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст с изм. и доп. на 2009 год автора Автор неизвестен

Глава III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ЗАКУПКЕ, ХРАНЕНИЮ И РЕАЛИЗАЦИИ ЗЕРНА И ПРОДУКТОВ ЕГО ПЕРЕРАБОТКИ, А ТАКЖЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ПРОДУКТОВ ПЕРЕРАБОТКИ ЗЕРНА СТАТЬЯ 11. Права граждан и юридических лиц в области

Из книги Трудовой кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 10 сентября 2010 г. автора Коллектив авторов

Из книги Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикитированиях" автора России Законодательство

Из книги Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2013 г. автора Автор неизвестен

Глава V. СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГРАЖДАН НА ОБРАЗОВАНИЕ СТАТЬЯ 50. Права и социальная поддержка обучающихся, воспитанников (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)1. Права и обязанности обучающихся, воспитанников образовательного учреждения определяются

Из книги Теория государства и права автора Морозова Людмила Александровна

Статья 220. Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда Государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.Условия труда, предусмотренные трудовым договором, должны

Из книги Полный юридический справочник владельца квартиры, агента по недвижимости, покупателя жилья автора Бирюков Борис Михайлович

Статья 376. Гарантии права на труд работникам, являвшимся членами выборного профсоюзного органа Расторжение трудового договора по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса с руководителем выборного

Из книги Философия права. Учебник для вузов автора Нерсесянц Владик Сумбатович

Глава 3. ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАНАМИ ПРАВА НА ПРОВЕДЕНИЕ ПУБЛИЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ Статья 18. Обеспечение условий для проведения публичного мероприятия 1. Организатор публичного мероприятия, должностные лица и другие граждане не вправе препятствовать участникам

Из книги Врачебная тайна. Вопросы и ответы автора Аргунова Юлия Николаевна

Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации 1. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.2. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от

Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации 1. Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав,

Из книги автора

6.6 Формы и методы реализации функций государства Государство осуществляет свои функции в особых формах и посредством специфических методов.Формы реализации функций государства показывают, какое внешнее выражение приобретает деятельность государства, как она

Из книги автора

Учет граждан в целях реализации городских жилищных программ в Москве и Санкт-Петербурге В Москве учет граждан в целях реализации городских жилищных программ ведется в виде:? жилищного учета;? учета граждан, признанных нуждающимися в содействии г. Москвы в приобретении

Из книги автора

Из книги автора

Раздел 1 Правовые гарантии права граждан на сохранение врачебной тайны Как соотносится право на информацию и право на неразглашение конфиденциальной информации? Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»,

Из книги автора

§ 5.4. Формы и методы реализации функций государства Функции государства осуществляются в определенных формах и определенными методами. Формы осуществления представляют собой деятельность конкретных государственных органов по реализации функций государства. Они

Принцип, приведенный в ст. 2 Трудового кодекса, о свободе труда, включая право на труд, соответствует Конституции РФ (ч. 1 ст. 37), провозгласивший свободу труда. В Российской Федерации каждый вправе заниматься любой трудовой деятельностью по своему выбору.

Свобода труда, право каждого распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, несовместимы с принудительным трудом и дискриминацией, запрещенными законом. В противном случае не может быть и речи о “свободе труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности”.4 Каждый гражданин (физическое лицо) свободен в своем выборе труда, как и в выборе профессии и рода деятельности. На основе свободы труда гражданин заключает с работодателем трудовой договор. В полной мере свободен и работодатель в выборе работника.

Между тем, существует точка зрения, что свобода труда включает право на труд. Несмотря на схожесть этих категорий, они имеют принципиальные различия, которые кроются в возможности их реализации. Если, к примеру, Конституция закрепляет право на защиту от безработицы, то этому праву корреспондирует обязанность государства создать специальную службу, которая ведет учет безработных, занимается поиском им работы, а если это невозможно - назначает пособие по безработице (согласно Закону РФ “о занятости населения в РФ”).

Когда провозглашается свобода труда, то это значит, что государство предоставляет индивиду возможность выбора: работать или нет, заниматься предпринимательством либо получать доходы от использования своей собственности. Это его исключительное право. Реализовав свободу труда путем трудового договора, гражданин по соглашению с работодателем определяет конкретную трудовую функцию (профессию, специальность, квалификацию). С момента заключения трудового договора у сторон возникают права и обязанности. Свобода трудового договора существует не только на стадии заключения, но и на стадии расторжения договора по инициативе работника.

Однако свобода заключения трудового договора предполагает не только свободу работника, но и соответствующую свободу работодателя, имеющего право по своему усмотрению подбирать кадры, которые по профессиональным и деловым качествам соответствовали бы поручаемой работе. Работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала), и заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя.

Надо отметить, что при реализации указанных прав интересы работника и работодателя нередко не совпадают. Причем это несовпадение не всегда основано на объективных и справедливых представлениях (имеют место субъективизм, непонимание или прямое игнорирование требований закона, в первую очередь со стороны работодателя). С учетом этого в Трудовой кодекс РФ включена специальная норма, запрещающая необоснованный отказ в заключении трудового договора (ст. 64).

Наличие такой нормы в Трудовом кодексе РФ - явление, безусловно, прогрессивное и объективно необходимое. Оно основано на положениях Конституции РФ (ст. 19) и нормах международного права, ориентирующих государства проводить политику, направленную на поощрение равенства возможностей или обращения в области труда и занятий с целью искоренения всякой дискриминации. Как свидетельствует практика, существование указанной нормы в законе уже само по себе служит фактором, сдерживающим работодателя от опрометчивых или необоснованных кадровых решений. Вместе с тем необходимо отметить, что предусмотренные ст. 64 ТК РФ гарантии при заключении трудового договора не обеспечивают в настоящее время должной защиты граждан от необоснованного отказа в приеме на работу.

Другой гарантией от необоснованного отказа в заключении трудового договора служит право работника обжаловать такой отказ в суд (часть 6 ст. 64 ТК РФ). Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда (ч. 4 ст. 3 ТК РФ).

Важнейшим принципом трудового права признается свобода труда. Этот принцип провозглашен в ст. 37 Конституции РФ и признан международным сообществом. Свобода труда проявляется, прежде всего, в предоставлении возможности человеку свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Конституцией РФ не предусмотрена обязанность трудиться. Каждый гражданин может трудиться в избранной им сфере деятельности или отказаться от участия в труде. В соответствии с Законом РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной или иной ответственности. Гражданин может свободно выбирать вид трудовой деятельности: заниматься предпринимательством, работать на основе гражданско-правовых договоров (подряда, поручения, возмездного оказания услуг, авторского договора) или по трудовому договору.

В сфере трудовых отношений свобода труда проявляется, прежде всего, в договорном характере труда и находит отражение в отраслевом принципе трудового права - принципе свободы трудового договора. Единственным основанием возникновения трудовых отношений является соглашение сторон - трудовой договор. Работник обладает свободой расторжения трудового договора.

Каждый человек в России имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Каждый гражданин РФ имеет право на отдых. Человеку, работающему по трудовому договору, гарантируются установленные законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Всем работникам гарантируется равенство возможностей, которое обеспечивается установлением льгот и гарантий для отдельных категорий работников, особо нуждающихся в социальной защите в связи с физиологическими особенностями (женщины, несовершеннолетние), состоянием здоровья (инвалиды), социальным статусом (работники с семейными обязанностями), выполнением трудовых обязанностей во вредных или опасных условиях и т.п.

Конституцией РФ признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законодательством способов их разрешения, включая право на забастовку (ст. 37).

Однако мало провозгласить какие-либо права и установить гарантии, нужно знать, как претворить их в жизнь. Главное в проблеме прав человека сегодня - не теория, а практика, предполагающая создание необходимых условий, гарантий, механизмов реализации социально-экономических прав человека. Важно устранить прямые нарушения прав, причины, их порождающие, поставить заслоны на пути злоупотреблений и произвола в отношении прав граждан, упрочить их охрану и защиту со стороны власти.

Причин нарушений прав в сфере труда немало. Одна из них - отсутствие строгой системы процедур и механизмов защиты. Защита права означает возможность государства, его исполнительных органов защитить те или иные права и гарантии человека.

В настоящее время в российской экономике сложилось два правовых режима регулирования трудовых отношений - зафиксированное в законодательстве трудовое право для бюджетных организаций и "обыденное" право для нового коммерческого сектора. Если в бюджетных организациях трудовое законодательство еще как-то соблюдается, то в новом коммерческом секторе требования Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) выполняются далеко не всегда. В организациях малого и среднего бизнеса распространены гражданско-правовые отношения, потому что это удобно работодателю (нет необходимости соблюдать все гарантии, установленные в трудовом законодательстве).

Рост числа малых и средних предприятий обостряет проблему защиты законных прав наемных работников. В этих организациях обычно не создаются профсоюзные организации, не избираются комиссии по трудовым спорам, т.е. отсутствуют органы, которые должны представлять и защищать интересы работников. Юридическая незащищенность плюс правовая неосведомленность заставляет людей принимать любые условия хозяина. Число кабальных договоров растет, а значит, растет и число социально незащищенных работников.

В соответствии с ч. 2 ст. 45 Конституции РФ каждый вправе защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом. Государством гарантируется защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

В частности, в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы (ст. 142 ТК РФ). Возможно, такие действия работников прекратят допущенные работодателем нарушения трудовых прав. Никто не может заставить работника трудиться бесплатно, поэтому действия работников, отказавшихся от выполнения трудовых функций в качестве ответной меры в связи с неполучением заработной платы, будут признаны законными.

Работник имеет право обжаловать факт дискриминации в трудовых отношениях, в том числе необоснованный отказ в приеме на работу (ст. ст. 64, 391 ТК РФ).

Тезис о равенстве сторон трудового договора справедливо подвергается критике. Отношения между ними фактически строятся на основе подчинения работника работодателю. В сложившейся экономической ситуации работники не рискуют открыто защищать свои права и вступать в конфликт с работодателем, поскольку обращение с жалобой на хозяина грозит потерей работы, поэтому очень часто пострадавшему выгоднее отказаться от реализации предоставленных законом прав, чем вступать в спор.

Любое обращение работника в суд (например, по поводу восстановления на работе, оплаты вынужденного прогула) рассматривается работодателем как нежелательное и ненормальное явление, и, чаще всего, такой "смельчак" будет преследоваться им. Восстановленные на работе решением суда работники знают, что их могут уволить вновь, но уже по какому-то другому основанию.

В этих условиях необходима эффективная система юридических гарантий, обеспечивающих защиту прав и интересов наемных работников от неправомерных действий работодателей.

Если раньше работодатели - индивидуальные предприниматели освобождались от обязанности вести трудовые книжки, теперь они в соответствии с поправками в ТК РФ должны будут вести трудовые книжки на своих работников. Законодатели приравняли их к организациям и в отношении других прав и обязанностей, в частности по заключению коллективных трудовых договоров, по расторжению трудовых договоров и по многим другим вопросам, в частности им предоставлено право расторгать трудовой договор в случае сокращения численности или штата работников.

Изменен порядок расчета среднего дневного заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска. Теперь указанный средний заработок будет исчисляться за последние 12 календарных месяцев (а не за три месяца) путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,4.

Дополнен перечень случаев выплаты выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка. Указанное пособие будет выплачиваться еще в двух случаях: при расторжении трудового договора на основании отказа работника от продолжения работы в связи с изменением условий трудового договора, а также при увольнении в связи с признанием работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением. Изменены основания прекращения ученического договора. Теперь он может быть прекращен по окончании срока обучения или по основаниям, предусмотренным этим договором.

Глава 1. Понятие, содержание и нормативно-правовое регулирование деятельности частного агентства занятости в Российской Федерации.

§ 2. Правовой статус и содержание деятельности частного агентства занятости в Российской Федерации.

§ 3. Система нормативно-правового регулирования деятельности частных агентств занятости в Российской Федерации.

Глава 2. Механизм реализации конституционного права граждан на труд в Российской Федерации через частное агентство занятости.

§ 2. Права и обязанности частного агентства занятости.

§ 3. Конституционно-правовые гарантии реализации права на труд в

Российской Федерации и ответственность частного агентства занятости.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Реализация конституционного права граждан на труд в Российской Федерации в современных условиях»

Актуальность темы исследования. Процесс перехода от планово-распределительной к рыночной системе оказался весьма драматичным для российского рынка труда. В условиях экономического кризиса он характеризуется ярко выраженной тенденцией к сокращению официальной занятости, высоким уровнем явной и скрытой безработицы, неформальной занятостью всех групп экономически активного населения (занятого и безработного), падением качества рабочей силы.

Закрепление в Федеральном законе «О занятости населения Российской Федерации»1, а затем и в Конституции Российской Федерации права граждан самостоятельно без какого-либо принуждения распоряжаться своей способностью к труду, имело своей обратной стороной отсутствие гарантий в трудоустройстве со стороны государства и реализации права на труд. Очень существенным является и то, что в современном обществе, когда мотивацией поиска работы является не только получение материальных источников существования, а также поиск стабильности, возможности развития и профессионального роста и самореализации, поиск работы становится все более трудной задачей.

В этих условиях резко возрастает необходимость повышения эффективности действующей системы мер, нацеленных на поддержку нуждающихся в трудоустройстве и развития соответствующих институтов рынка труда.

Государственные органы по трудоустройству были и остаются привилегированным действующим институтом на рынке труда современной России, что в полной мере соответствует международной практике. Однако, государственные службы занятости, ориентированные, прежде всего, на

1 Федеральный закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. Ст. 1915. трудоустройство безработных (в особенности тех, кто находится без работы длительное время и, следовательно, наименее конкурентоспособных) и располагающие ограниченными финансовыми ресурсами, не могут охватить все многообразие задач, которые ставит рынок труда, они не всегда готовы к гибкому реагированию на все запросы, которые он предъявляет.

В этих условиях закономерным было появление в России в конце 90-х годов прошлого века совершенно нового института, присущего рыночной экономике, - частных агентств, содействующих занятости населения.

В настоящее время в Российской Федерации, как и во многих странах мира, частные агентства занятости активно участвуют в механизме реализации гражданами права на труд и завоевывают постоянно растущую роль на рынке труда. При этом основное значение деятельности частных агентств занятости в том, что они реализуют уникальную социальную функцию-услугу: расширение выбора в такой общезначимой сфере, как социально-трудовые отношения.

В результате агентства занятости становятся эффективным средством установления и саморегулирования баланса между работодателями, наемными работниками, государством и обществом. Наемному работнику ЧАЗ предоставляет широкий спектр выбора рабочих мест; работодателю -широкий выбор разнообразных исполнителей; государству - повышение эффективности бизнеса, что ведет к росту национального богатства и возможностей социальной политики через рост налоговых поступлений; обществу - гражданина с позитивным отношением к жизни на основе удовлетворенности трудовой деятельностью.

В то же время негосударственные организации содействия занятости населения в Российской Федерации до настоящего времени не имеют урегулированного законом правового статуса, определяющего их права, обязанности, порядок взаимодействия с иными субъектами гражданско-правовых отношений. Недостаточность правового регулирования деятельности частных агентств занятости проявляется, прежде всего, в том, что оставляет возможности для определенных злоупотреблений с их стороны, что создает многочисленные препятствия для эффективной реализации гражданами права на труд.

При этом следует признать, что в современных условиях негосударственные службы занятости являются важнейшими агентами рынка труда и в той или иной мере участвуют в его регулировании. Это предполагает необходимость координации их усилий, повышения эффективности их деятельности с точки зрения решения общегосударственной задачи содействия трудоустройству населения как составной части активной политики занятости. Важность этих проблем и недостаточность их разработки обусловили выбор темы диссертационного исследования.

Степень разработанности темы исследования. Разносторонние аспекты, а также актуальные проблемы прав человека нашли свое отражение в работах государствоведов С.А. Авакьяна, С.С. Алексеева, М.В. Баглая, М.И. Байтина, Н.С. Бондаря, A.A. Белкина, Н.В. Витрука, Л.Д. Воеводина, В.Т. Кабышева, JIM. Карапетяна, Ю.В. Кудрявцева, O.E. Кутафина, Е.А. Лукашевой, В.О. Лучина, В.В. Маклакова, Л.С. Мамута, B.C. Нерсесянца, В.А. Патюлина, В.И. Радченко, В.А. Ржевского, Ф.М. Рудинского, О.Г. Румянцева, Т.А. Сошниковой, Б.Н. Страшуна, Ю.А. Тихомирова, Б.Н. Топорнина, В.А. Туманова, И.Е. Фарбера, Т.Я. Хабриевой, В.А. Четвернина, В.Е. Чиркина, Б.С. Эбзеева, Ю.А. Юдина, Л.С. Явича и др.

Первые работы отечественных ученых, связанные с функционированием частных агентств занятости, имели основной целью описание технологических аспектов их деятельности, а также анализ рынка таких услуг с точки зрения их прикладного использования потребителями, в том числе: справочники А. Рощина 1995, 1997 годов и работы В.А. Полякова, специалиста в области рекруитмента в России.

Дальнейшее развитие представлений о роли негосударственных посредников на рынке труда нашло отражение в работах таких авторов, как В.И. Алешникова, В. Кабалина, С.А. Карташов, И. Козина, И.А. Кокорев, К.А. Кравченко, А. Купчин, И.О. Тюрина, П.А. Оботнина, Ю.Г. Одегов, A.B. Рощин, С.Б. Синецкий, Д. Сторожева.

Многие ведущие отечественные ученые, исследующие проблемы занятости, политики на рынке труда высказывали свои позиции по отношению к институтам, альтернативным государственной системе трудоустройства, том числе: В. Бреев, И. Безгребельная, А. Дадашев, А. Кашепов, Р. Колосова, Л. Костин, А. Никифорова, Ф. Прокопов, М. Гарсия-Исер, В. Куликов, JI. Чижова, С. Смирнов и других.

Определение роли операторов рынка труда в формировании структуры занятости населения получило отражение и в отечественной социальной науке. Особого внимания заслужили работы: A.M. Балханова, В.А. Лосева, P.O. Никифорова, H.A. Серговимцевой, Т. Веблен.

Большое количество работ по различным формам организаций, содействующих занятости, и их влиянию на рынок труда у западных авторов: Дж. Альбрехт, Б. Аксель, К. Гока, И. Гир, И. Бачингер, С. Родриго, А.Т. Вонг.

В работах указанных авторов раскрываются особенности деятельности негосударственных служб занятости (кадровых агентств) и установление грамотных отношений между специалистами служб персонала компаний и сотрудниками частных агентств занятости. Проанализированы состояние и перспективы их деятельности, технология работы и роль на рынке труда.

Вместе с.тем до сих пор ощущается недостаток исследований, дающих целостное представление о роли операторов рынка труда, противоречивости представлений о рынке труда, а также их влияние на формирование структуры занятости населения.

Объектом исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе реализации конституционного права граждан на труд в Российской Федерации в современных условиях.

Предметом исследования является конституционно-правовая природа права на труд; совокупность нормативных правовых норм, регулирующих механизм реализации конституционного права граждан на труд в Российской Федерации.

Цель работы - исследовать особенности реализации конституционного права граждан на труд в России; исследовать деятельность частных агентств занятости в России и разработать теоретические и практические рекомендации по совершенствованию их деятельность в процессе реализации права граждан на труд.

Задачи исследования:

Определить содержание права на труд;

Раскрыть сущность и содержание деятельности частных агентств занятости, как особого института рынка труда; провести исследование системы нормативно-правового регулирования деятельности частных агентств занятости;

Обобщить зарубежный опыт функционирования частных агентств занятости;

Определить роль частных агентств занятости в реализации права на труд;

Исследовать механизм реализации права на труд через частное агентство занятости;

Рассмотреть права и обязанности частных агентств занятости, особенности взаимодействия с иными субъектами гражданско-правовых отношений;

Рассмотреть гарантии реализации права на труд в Российской Федерации;

Выявить недостатки в деятельность частных агентств занятости и разработать предложения и рекомендации по совершенствованию их работы.

Теоретико-методологической основой исследования является общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частнонаучные методы: исторический, системного анализа, социологический, логический, технико-юридический, сравнительно-правовой, позволяющие учитывать взаимосвязь и взаимозависимость рассматриваемых правоотношений, систематизировать их, а также обеспечивающие комплексный подход к их научному анализу.

Научная новизна работы определяется тем, что в диссертации впервые на монографическом уровне проведено исследование конституционного права граждан на труд как основной цели деятельности частного агентства занятости. В работе определена роль частного агентства занятости в механизме реализации права на труд, рассмотрены конституционно-правовые гарантии реализации права на труд через частное агентство занятости.

В диссертации осуществлено комплексное исследование актуальных проблем правового регулирования деятельности частных агентств занятости в Российской Федерации, обоснована необходимость принятия специального законодательного акта, регулирующего данный вид социальной деятельности, разработаны теоретические и практические рекомендации для разрешения существующих коллизий, связанных с реализацией права граждан на труд через частное агентство занятости в Российской Федерации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Авторское определение права на труд как основополагающей, неотчуждаемой, прирожденной жизненно важной возможности человека по преобразованию природы и самого себя, развивающей его способности и удовлетворяющей потребности, которые признаются, гарантируются и защищаются государством и международным сообществом и закрепляются, в общепризнанных международных актах, а также в конституциях государств.

2. Вывод о том, что закрепление в Конституции Российской Федерации и в Федеральном законе «О занятости населения Российской Федерации», права граждан самостоятельно без какого-либо принуждения распоряжаться своей способностью к труду в условиях перехода от планово-распределительной к рыночной системе, сопровождавшегося сокращением официальной занятости, высоким уровнем явной и скрытой безработицы, имело своей негативной стороной отсутствие гарантий в трудоустройстве со стороны государства.

3. Обосновывается закономерность появления в России в конце 90-х годов прошлого века института, присущего рыночной экономике, - частных агентств занятости (ЧАЗ).

4. Вывод о том, что современное частное агентство занятости - это предприятие, которое обязуется в силу контракта и за денежное вознаграждение оказывать физическим лицам или предприятиям-клиентам услуги, имеющие целью содействовать или упростить их доступ к рабочим местам и к профессиональному росту и способствовать заполнению вакантных рабочих мест.

5. Основными моделями ЧАЗ на российском рынке труда выступают: а) агентства занятости, деятельность которых направлена на трудоустройство заказчика - работника, в том числе и за пределами Российской Федерации; б) кадровые агентства, осуществляющие подбор персонала по заданным критериям, как правило, для нескольких постоянных клиентов-работодателей; в) смешанные агентства, занимающиеся и подбором кадров, и трудоустройством граждан, для которых заказчиками одновременно являются работодатели и работники.

6. Вывод о том, что в настоящее время в Российской Федерации, как и во многих странах мира, ЧАЗ активно участвуют в механизме реализации гражданами права на труд и занимают постоянно растущую роль на рынке труда. При этом основное значение деятельности ЧАЗ в том, что они реализуют уникальную социальную функцию-услугу: расширение выбора в такой общезначимой сфере, как социально-трудовые отношения. В результате ЧАЗ становятся эффективным средством установления и саморегулирования баланса между работодателями, наемными работниками, государством и обществом. Наемному работнику частное агентство занятости предоставляет широкий спектр выбора рабочих мест; работодателю - широкий выбор разнообразных исполнителей; государству -повышение эффективности бизнеса, что ведет к росту национального богатства и возможностей социальной политики через рост налоговых поступлений; обществу - гражданина с позитивным отношением к жизни на основе удовлетворенности трудовой деятельностью.

7. Заключение о том, что практика реализации права на труд через частное агентство занятости в Российской Федерации свидетельствует о том, что имеющие место существенные недостатки законодательного регулирования в данной области отрицательно сказываются на соблюдении прав и социальной защищенности граждан. В этой ситуации большое значение имеет создание прочных законодательных гарантий, содержащихся в нормах федеральных законов, строго регламентирующих деятельность ЧАЗ на территории Российской Федерации, и обеспечивающих осуществление предоставляемых гражданам демократических прав и свобод.

8. Обосновывается необходимость разработки и принятия специальных федеральных законов о частных агентствах занятости, а также о защите прав работников, нанимаемых частными агентствами занятости с целью предоставления их труда третьим лицам, определяющих правовой статус частных агентств занятости, условия и содержание их деятельности; формы и методы взаимодействия с органами государственной власти; механизмы учета и контроля за деятельностью и ответственность за нарушение действующего законодательства.

9. Статус ЧАЗ предлагается урегулировать следующим образом:

ЧАЗ - это только юридическое лицо;

Деятельность ЧАЗ должна подлежать специальному лицензированию;

Целесообразно, чтобы ЧАЗ предоставляли финансовые гарантии выполнения ими своих финансовых обязательств перед заемными работниками.

Предлагается установить следующие запреты и ограничения:

Запрет на замещение заемными работниками бастующих работников,

Ограничение права предприятия-пользователя на привлечение заемных работников, если в организации в течение прошедшего года происходили массовые увольнения, затронувшие работников, на специальности которых подана заявка в частное агентство занятости, запрет на замещение заемными работниками должностей, предусматривающих подписание обязательств от имени предприятия-пользователя,

Запрет на замещение заемными работниками должностей, связанных с работой в особо опасных условиях и требующих специальных знаний и навыков в области охраны труда,

Запрет найма заемных работников для выполнения постоянных, профильных работ для данного предприятия. Перечень установленных законом допустимых случаев применения заемного труда может быть дополнительно ограничен в коллективных договорах, заключаемых предприятиями-пользователями со своими постоянными работниками.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что ее выводы, предложения и рекомендации представляют собой определенный вклад в разработку знаний о роли частных агентств занятости в реализации права граждан на труд и их влиянии на формирование структуры занятости населения.

Теоретические выводы исследования базируются на результатах обобщения научных позиций ученых по исследуемому кругу вопросов, критического анализа материи, а также практики реализации соответствующей группы правовых норм.

Практическая значимость результатов исследования обусловливается предпринятым в работе критическим подходом к оценке действующего законодательства, а также практике его применения и заключается в том, что содержащиеся в ней теоретические и методические разработки могут быть использованы в разработке государственной политики в отношении частных агентств занятости как активных участников рынка труда.

Апробация и внедрение. Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в трех научных публикациях, выступлениях на научно-практических конференциях, в том числе: «Агентская» занятость: взгляд со стороны предложения труда», 21 ноября 2007 г., Москва; «Современные тенденции развития трудового права и права социального обеспечения», 18-20 января 2008 г., г. Москва; «Частные агентства занятости - роль, управление, регулирование и исполнение», 19 февраля 2008 г., Москва. I

Выводы и предложения, сделанные в диссертационном исследовании, использованы в практической деятельности ООО «Единый центр трудоустройства», в научной и преподавательской деятельности в НИИ государствоведения и местного самоуправления и Московском гуманитарном университете.

В структуру диссертации входит введение, две главы, объединяющие шесть параграфов, заключение, приложение и список литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Конституционное право; муниципальное право», 12.00.02 шифр ВАК

  • Правовое регулирование обеспечения трудовой занятости: некоторые вопросы теории и практики 2011 год, кандидат юридических наук Гусов, Аслан Юрьевич

  • Некоторые правовые вопросы трудоустройства в Российской Федерации 2003 год, кандидат юридических наук Кулакова, Светлана Валентиновна

  • Деятельность государства по обеспечению реализации конституционной свободы труда и трудового потенциала личности в Российской Федерации 2006 год, кандидат юридических наук Гудилко, Ирина Евгеньевна

  • Нетипичная трудовая занятость: некоторые проблемы теории и практики 2009 год, кандидат юридических наук Моцная, Оксана Владимировна

  • Конституционно-правовой статус трудящихся-мигрантов в Российской Федерации 2007 год, кандидат юридических наук Тюнина, Инна Ивановна

Заключение диссертации по теме «Конституционное право; муниципальное право», Вдовин, Георгий Юрьевич

Заключение

Труд, как философская категория, представляет собой сознательную, целенаправленную, общественную деятельность человека по преобразованию природы и самого себя, при которой развиваются его способности и потребности. Посредством труда, используя свои способности, человек удовлетворяет такие свои потребности, без которых была бы невозможна сама его жизнь, без которых было бы невозможно производство и воспроизводство человеком самого себя как социального существа.

Право на труд - это основополагающие, неотчуждаемые, прирожденные жизненно важные возможности человека по преобразованию природы и самого себя, развивающие его способности и удовлетворяющие потребности, которые признаются, гарантируются и защищаются государством и международным сообществом и закрепляются, в общепризнанных международных актах, а также в конституциях государств.

Под конституционно-правовыми гарантиями реализации права на труд в Российской Федерации следует понимать совокупность норм конституционного права, обеспечивающих фактическую реализацию интересов человека в сфере труда, а также их защиту от возможных нарушений. Конституционные гарантии реализации права на труд в Российской Федерации можно классифицировать на следующие группы:

Основополагающие принципы и нормы-гарантии, положенные в основу правового регулирования взаимоотношений личности и государства в Российской Федерации;

Закрепленные в Конституции Российской Федерации и нормативных правовых актов основополагающие начала реализации права на труд в Российской Федерации;

Гарантии защиты нарушенных интересов.

Закрепление в Федеральном законе «О занятости населения Российской Федерации»1, а затем и в Конституции Российской Федерации права граждан самостоятельно без какого-либо принуждения распоряжаться своей способностью к труду, имело своей обратной стороной отсутствие гарантий в трудоустройстве со стороны государства и реализации права на труд. В этих условиях резко возрастает необходимость повышения эффективности действующей системы мер, нацеленных на поддержку нуждающихся в трудоустройстве и развития соответствующих институтов рынка труда.

В Российской Федерации, как и во многих странах мира, ЧАЗ активно участвуют в механизме реализации гражданами права на труд и завоевывают постоянно растущую роль на рынке труда. При этом основное значение деятельности ЧАЗ в том, что они реализуют уникальную социальную функцию-услугу: расширение выбора в такой общезначимой сфере, как социально-трудовые отношения. В результате ЧАЗ становятся эффективным средством установления и саморегулирования баланса между работодателями, наемными работниками, государством и обществом. Наемному работнику ЧАЗ предоставляет широкий спектр выбора рабочих мест; работодателю - широкий выбор разнообразных исполнителей; государству - повышение эффективности бизнеса, что ведет к росту национального богатства и возможностей социальной политики через рост налоговых поступлений; обществу -гражданина с позитивным отношением к жизни на основе удовлетворенности трудовой деятельностью.

В то же время ЧАЗ в Российской Федерации до настоящего времени не имеют урегулированного законом правового статуса, определяющего порядок их взаимодействия с иными субъектами гражданско-правовых отношений. Вместе с тем, необходимость вмешательства права в данную сферу

1 Федеральный закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 18.10.2007) «О занятости населения Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации - 1996 - Ст. 1915. общественных отношений объективно существует. Во время мирового финансового кризиса количество безработных увеличивается с каждым месяцем. В связи с этим увеличивается количество злоупотреблений со стороны ЧАЗ (коррупция; нарушение договорных обязательств; недобросовестная конкуренция; нарушения этических норм), а гарантии реализации прав граждан, обратившихся к услугам ЧАЗ, снижаются.

В этой ситуации особое значение имеет создание прочных законодательных гарантий, содержащихся в нормах федеральных законов, строго регламентирующих деятельность ЧАЗ на территории Российской Федерации, и обеспечивающих осуществление предоставляемых гражданам демократических прав и свобод.

Легализация деятельности ЧАЗ в России необходима и требует значительной юридической работы:

Разработки и принятия специальных федеральных законов о частных агентствах занятости, а также о защите прав работников, нанимаемых частными агентствами занятости с целью предоставления их труда третьим лицам;

Внесение изменений в Законе «О занятости населения в Российской Федерации» для регламентации деятельности частных агентств занятости;

Анализа и изменения целого пласта федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов (Трудовой кодекс, Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, Закон о лицензировании и т.д.).

Правовые документы должны зафиксировать ЧАЗ в качестве самостоятельных полноправных участников на рынке труда; определить правовой статус ЧАЗ и содержание их деятельности; формы и методы взаимодействия ЧАЗ с органами государственной власти; грань между законопослушными ЧАЗ и недобросовестными посредниками на рынке рассматриваемых услуг; ввести механизмы учета и контроля за деятельностью ЧАЗ.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Вдовин, Георгий Юрьевич, 2009 год

1. Международно-правовые акты

2. Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // СССР и международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. М., 1989. С. 832

3. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года // Права человека: Сборник универсальных и региональных международных документов. М., 1990.

4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г. / СССР и международное сотрудничество в области прав человека Документы и материалы - М. - 1989.

5. Конвенция Международной организации труда № 181 «О частных агентствах занятости» от / Конвенции и Рекомендации, 1991 1997 -Региональное бюро МОТ в Москве - М - 1997.

6. Конвенция Международной организации труда № 2 «О безработице» от 29 октября 1919 г. / Гусов К.Н., Курилин М.Н. Международно-правовое регулирование труда (в конвенциях и рекомендациях) М. - 1992.

7. Конвенция Международной организации труда № 88 «Об организации службы занятости» от 9 июля 1948 г. / Гусов К.Н., Курилин М.Н. Международно-правовое регулирование труда (в конвенциях и рекомендациях) М. - 1992.

8. Конвенция Международной организации труда № 96 «О платных бюро по найму» от 1 июля 1949 г. / Гусов К.Н., Курилин М.Н. Международно-правовое регулирование труда (в конвенциях и рекомендациях) М. - 1992.

9. Официальные документы, нормативные акты

11. Кодекс законов о труде Российской Федерации от 09 декабря 1971 (в ред. от 10 июля 2001, с изм. от 24 января 2002) // Ведомости ВС РСФСР -1971 № 50-Ст. 1007.

12. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (в ред. от 09.04.2009) // Собрание законодательства Российской Федерации 29.01.1996 - № 5 - Ст. 410.

13. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 № 197-ФЗ (с изм. от 30 декабря 2008 № 309-Ф3 и от 30 декабря 2008 № 313-ф3) // Собрание законодательства Российской Федерации 07.01.2002 - № 1 (ч. 1) -Ст. 3.

14. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 № 1-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации -13.01.1997 -№> 2 Ст. 198.

15. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 № 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации № 31 - 03.08.1998 -Ст. 3824.

16. Федеральный закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 (ред. от 18.10.2007) «О занятости населения Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации № 17 - 1996 - Ст. 1915.

17. Федеральный закон Российской Федерации от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» / Собрание законодательства Российской Федерации 13.08.2001 - № 33 (часть I) - Ст. 3430.

18. Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 1993 № 5473-1 (в ред. от 19.06.2007) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Ведомости СНД и ВС РФ 19.08.1993 -№33 - Ст. 1316.

19. Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности -М. 1988.

20. Азаров А.Я., Ройтер В., Хюфнер К. Защита прав человека: международные и российские механизмы М. - 2000.

21. Александров Н.Г. Право и законность в период развернутого строительства коммунизма М. - 1961.23 .Алексеев С.С. Общая теория социалистического права Свердловск- 1964.

22. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве М. - 1966.

23. Альхименко В.В. Система конституционных прав, свобод и обязанностей. Конституционное право / Под ред. В.В. Лазарева М. - 1998.

24. Анисимов П.В., Лазарев В.М. Метод правозащитного регулирования. Волгоград 2005.

25. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М. -2002.

26. Байтин М.И. Сущность права. Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, A.B. Малько М. - 2003.

27. Бартенев Д.Г. Основы конституционного права Финляндии СПб.: Юридический институт - 2004.

28. Бережнов А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории М. -1991.

29. Бережнов А.Г. Государство и личность. Теория государства и права: Курс лекций / Под. ред. М.Н. Марченко М. - 1996.

30. Бобылев А.И. Социальные права человека и гражданина и способы их защиты / Актуальные проблемы теории права и государства и экологического права-Вып. 1.-М.-2000.

31. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. М. - 2000.

32. Братусь С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве М. - 1947.

33. Бугров Л.Ю. Проблемы свободы труда в трудовом праве России -Пермь-1992.

34. Зб.Воеводин Л.Д. Конституционные права и обязанности советских граждан М. - 1972.

35. Гасанов К.К. Основные права человека: вопросы неотчуждаемости. Монография М. - ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право - 2003.

36. Глухарева Л.И. Права человека в современном мире (социально-философские основы и государственно-правовое регулирование) М. - 2003.

37. Глущенко П.П. Социально-правовая защита конституционных прав и свобод граждан (теория и практика) С-Пб. - 1998.

38. Гражданское право / Учебник под редакцией Ю.К.Толстого, А.П.Сергеева М. - 1996.

39. Гревцов Ю.И. Проблемы теории правового отношения JI. - 1981.

40. Гусов К. Н., Курилин М. Н. Международно-правовое регулирование труда (в конвенциях и рекомендациях) М. - 1992.

41. Денисов А.И., Кириченко М.Г. Советское государственное право. М., 1957.

42. Дмитриев Ю.А., Златопольский A.A. Гражданин и власть. М. - 1994.

43. Еллинек Г. Система субъективных публичных прав СПб. - 1905.

44. Елизарьев Э.А. Время общества: философский и социально-экономический аспект. М. - 1969.

45. Елистратов А.И. Понятие о публичном субъективном праве М. -1913.

46. Иваненко В.А., Иваненко B.C. Социальные права человека и социальные обязанности государства: международные и конституционные правовые аспекты. СПб. - 2003.

47. Ильин И.А. О сущности правосознания М. - 1993.

48. Иоффе О.С., Шаргородский М.Д. Вопросы теории права М. - 1961.

49. Как защитить трудовые права. Шесть способов правовой защиты индивидуальных прав. Пособие для профсоюзных активистов, юристов, работников / Под общ. ред.: Герасимова Е.С. AHO «Центр социально-трудовых прав» - М. - 2005.

50. Касынюк JI. А. Основы конституционного права Украины Харьков: ООО «Одиссей» - 1998 г.

51. Киселев И.Я. Сравнительное и международное трудовое право. -М. -Дело -1999.

52. Кечекьян С.Ф. Правоотношение в социалистическом обществе М. -1959.

53. Коваленко А.И. Конституционное право России. М., 1977.

54. Козлова Е.И. Конституционные права и свободы человека и гражданина / Государственное право Российской Федерации / Под ред. O.E. Кутафина. М. - 1996.

55. Комаров С.А. Общая теория права и государства. М., 1995.

56. Конституционное право России: Учебный курс / Под ред. С.А. Авакьяна. -2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006.

57. Конституционное право России: Курс лекций / Под ред. Е.И. Колюшина М.: Городец, 2006.

58. Конституционное право России: Курс лекций / Под ред. A.C. Прудникова, A.M. Лимонова, Е.Ю. Зинченко, И.Н. Корешкова. М.: МосУ МВД России, 2005.

59. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / Под ред. Страшу на Б. А. М., 1996.

60. Конституционное право Российской Федерации / Под ред. Кукушкина М.И. Екатеринбург, 1995.63 .Конституция Французской Республики / Конституции зарубежных государств М. - БЕК - 1997.

61. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов М. -2005.

62. Курс российского трудового права. В 3 т. Т. 1: Общая часть / Под ред. Е.Б. Хохлова СПб - 1996.

63. Кучинский В.А. Личность, свобода, право М. - 1980.

64. Лазарев В.В. Социально-психологические аспекты применения права -Казань 1982.

65. Лазарев В.В. Реализация законодательной воли / Общая теория права: Учебное пособие / Под ред. A.C. Пиголкина М. - 1994.

66. Лазарев В.В. Социально-психологические аспекты применения права -Казань 1982.

67. Лепешкин А.И. Курс советского государственного права М. - 1961.

68. Лившиц Р.З. Система основных трудовых прав и обязанностей / Иванов С.А., Лившиц Р.З. Личность в советском трудовом праве М. - 1982.

69. Лукашева Е.А. Реализация прав граждан в условиях развитого социализма М. - Наука - 1983.

70. Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения М. - 1997.

71. Маркс К. Капитал / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. М. - 1955.

72. Матузов Н.И. Личность. Права. Демократия. Теоретические проблемы субъективного права Саратов - 1972.

73. Матузов Н.И. Основные права личности / Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и A.B. Малько М. - 2003.

74. Международная защита прав человека / Под ред. К.А. Москаленко М. -2004.

75. Мовчан А.П. Международная защита прав человека / Под ред. Г.И. Тункина М. - 1958.79 .Мордовец A.C. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина Саратов - 1996.

76. Мордовец A.C. Гарантии прав личности: понятие и классификация / В кн.: Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и A.B. Малько. М. - 2000.

77. Нерсесянц B.C. Философия права М. - 1997.

78. Осипов Ю.М. Философия хозяйства М. - 2001.

79. Основной закон Федеративной Республики Германия от 25 апреля 1949 года / Урьяс Ю.П. Федеративная Республика Германия. Конституция и законодательные акты. - М. 1991.

80. Патюлин В.А. Государство и личность в СССР (правовые аспекты взаимоотношений) М. - 1974.

81. Права человека / Под. ред. Е.А. Лукашевой М. - 1999.

82. Правовая защита конституционных прав граждан на труд средствами государственного надзора и контроля / Викторов И.С., Макашева А.Ж., Шалыгин Б.И. М.: Юрлитинформ, 2005.

83. Рассказов Л.П., Упоров И.В. Естественные права человека. СПб. - 2001.93 .Реализация прав граждан на труд. Роль прокуратуры в обеспечении конституционного права граждан России на труд / Мельников Н.В., Ржевский В.А. Ростов-на-Дону - 1999.

84. Рождественский A.A. Теория субъективных публичных прав М. -1913.

85. Ростовщиков ИН. Обеспечение прав и свобод личности в СССР -Саратов- 1988.

86. Рощин A.B. Услуги по подбору персонала в России М. - USAID -1995.

87. Рудинский Ф.М. Понятие и содержание прав человека: Сб. науч. тр. юрид. фак-та Московского городского педагогического университета М. - 2000.

88. Рудинский Ф.М. Наука прав человека и проблемы конституционного права (труды разных лет) М. - ЗАО «ТФ «МИР» - 2006.

89. Скобелкин В.Н. Юридические гарантии трудовых прав рабочих и служащих в СССР М. - 1971.

90. ЮО.Скобелкин В.Н. Обеспечение трудовых прав рабочих и служащих. Нормы и правоотношения М. - 1982.

91. Смирнов О.В. Природа и сущность права на труд в СССР М. -1964.

92. Смирных Л.И. Заемный труд: экономическая теория, опыт стран ЕС и России / М. Российско-Европейский Центр Экономической Политики (РЕЦЭП) - 2005.

93. Советское государственное право. Учебник / Авакьян С. А., Барабашев Г.В., Васильев Р.Ф., Воеводин Л.Д., и др. / Под ред.: Кравчук С.С. 2-е изд., испр. и доп. - М. - Юрид. лит. - 1985.

94. Социальные права человека. Документы и материалы Совета Европы. Ч. 2 / Сост.: Ткач М.А. М. - Соц. защита - 1996.

95. Социально-экономические права человека: практические и теоретические проблемы: Реализация норма права. Сборник научных трудов. / Под ред. Свиридов С.А. Воронеж - 2007.

96. Юб.Строгович М.С. Основные вопросы социалистической законности -М. -1966.

97. Теория государства и права / Под ред. Корельского В.М. и Перевалова В.Д. М. - 1999.

98. Толковый словарь живого великорусского языка: А 3. Т. 1 / Даль В.И. - М. - Государственное издательство иностранных и национальных словарей - 1955.

99. Толстой Ю.К. К теории правоотношения JL - 1959. ПО.Топорнин Б.Н. Вступительная статья / Конституция Российской Федерации: Науч.-практ. комментарий. - М. - 1997. 111 .Трошкин Ю.В. Права человека - М. - 1997.

100. Труд и право: Правовые стандарты политики занятости. Вып. 5 М. - Профиздат - 2000.113 .Уржинский К.П. Гарантии права на труд М. - 1984.

101. Фарбер И.Е. Свобода и права человека в советском государстве -Саратов 1974.

102. Федин В.В. Юридический статус работника как субъекта трудового права М. -2005.

103. Фофанова Н.П. Правовое регулирование занятости населения в современном законодательстве России Мурманск - 2003.

104. Четвернин В.А. Современные концепции естественного права / Под ред. В.А. Туманова М. - 1988.

105. Чечет Д. М. Субъективное право и формы его защиты Изд-во ЛГУ1968.

106. Эбзеев Б.С. Конституционные основы свободы личности в СССР / Под ред. И.Е. Фарбера Саратов - 1982.

107. Явич JI.C. Общая теория права. П. - 1971.1. Статьи

108. Абжанов К. О расширении юридических гарантий реализации права на труд // Советское государство и право. М. - Наука, 1964 - № 5.

109. Азнаев Т.Р. К вопросу реализации права военнослужащих на труд // Государство, право и управление. Материалы III Всероссийской межвузовской научно-практической конференции. М. - ГУУ - 2003 - Вып. 1.

110. Алимова О. Обеспечение занятости и трудоустройства // Социальное и пенсионное право. Научно-практический журнал М. - Юрист - 2009 - № 1.

111. Амирова P.P. К вопросу о содержании и видах гарантий прав человека в науке конституционного права // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева Тольятти - ВуиТ - 2007 - Вып. 67.

112. Андрианова М.А. Статус государственных и частных служб занятости и их в регулировании миграционного процесса в РФ // Государственная власть и местное самоуправление М. - Юрист - 2002 - № 2.

113. Андреева Л.А., Медведев О.М. Обеспечение трудовой занятости (некоторые правовые аспекты) // Гражданин и право М. - Новая правовая культура - 2007 - № 8.

114. Анишина В.И., Попонов Ю.Г. Свобода труда или право на труд? // Журнал российского права. M - Норма - 2007 - № 4.

115. Архипов В.В. Защита права на труд // Трудовые споры. М. - Изд. Дом «Арбитражная практика» - 2006 - № 10.

116. Бабаева С. Сезон охоты на профессионалов // Московские Новости -1996 № 30 - 28 июля - 4 августа.

117. Байтин М.И. О современном нормативном понимании права // Журнал российского права 1999 - № 1.

118. Барбье Ж.П., Самородов А., Хансен Э. Публично-частное сотрудничество в организации служб занятости // Цивилист. Научно-практический журнал М. - AHO «Юридические программы» - 2007 - № 1.

119. Басик В.П. Количественные и качественные изменения правовых принципов гражданства Российской Федерации // Государство и право -2005 № 6.

120. Боботов C.B., Колесова Н.С. Современная концепция прав и свобод гражданина во Франции // Государство и право 1992 - № 9.

121. Викторов И.С., Мокашева А.Ж. Социально-правовые аспекты проблемы занятости населения // Трудовое право М. - Интел-Синтез - 2004 - № 8.

122. Власов В., Крапивин О. Трудовой договор и «заемный труд» // Гражданин и право 2008 - № 7.

123. Власов В.И. Российский закон о занятости на пороге XXI века // Юридический мир М. - Юрид. мир ВК - 2000 - № 2.

124. Воеводин Л.Д Содержание правового положения личности в науке. . советского государственного права // Советское государство и право 1965 -№2.

127. Гаврилина А.К. Конвенции МОТ и российское законодательство о занятости и трудоустройстве: Июль сентябрь // Трудовое право: Июль -сентябрь. - М. - Интел-Синтез - 2001 - № 3.

128. ИЗ.Гимпельсон В., Капелюшников Р. Нестандартная занятость и российский рынок труда // Вопросы экономики 2006 - № 1.

129. Головина С. Содержание трудового договора при заемном труде // Хозяйство и право М. - 2004 - № 10.

130. Гражданское общество, правовое государство и право: «Круглый стол» журналов «Государство и право» и «Вопросы философии» // Государство и право - 2002 № 1.

131. Гусов К.Н. Трудовые контракты и реализация права на труд // Вестник Московского университета. М. - Изд-во Моск. ун-та - 1992 - № 4.

132. Джиоев С.Х. Некоторые проблемы правового регулирования содействия трудовой занятости в Российской Федерации // Трудовое право. -М. Интел-Синтез - 2005 - № б.

133. Джиоев С.Х. Роль государственной службы занятости в содействии трудового устройства граждан // Право и государство: теория и практика. -М. Право и государство - 2006 - № 2.

134. Ершова Е.А. Заемный труд // Трудовое право. М. - Интел-Синтез -2004 -№ 10.

135. Зыкина Т.А. Проблемы реализации права работника на достойный труд: Специальный выпуск // Вестник Поморского университета: Специальный выпуск. Серия «Гуманитарные и социальные науки». -Архангельск: Изд-во Помор, ун-та 2006.

136. Иваненко В. С. Всеобщая декларация прав человека и Конституция Российской Федерации//Правоведение 1998 - № 4.

137. Кабалина В., Козина И. Посредничество в трудоустройстве: сравнение эффективности государственных и частных структур // Человек и труд-2000-№ 12.

138. Кирикова В. Понятие права на труд // Право и жизнь. Независимый правовой журнал. М. - Манускрипт - 2000 - № 32.

139. Кисилева Т. Частное агентство занятости: проблемы законодательного регулирования деятельности // Менеджер по персоналу -2007 -№ 10.

140. Козина И.М. Заемный труд: социальные аспекты // Социологические исследования - 2008 №11.

141. Козорис Т.С. Аутсорсинг: понятие, цели, практика использования в России // Акционерное общество: вопросы корпоративного управления - М. 2006 - № 12.

142. Колосова Р. Детерминанты изменений в занятости и безработице в России И Уровень жизни населения регионов России 2007 - № 8 / 9.

143. Колотова Н.В. Право и права человека в условиях глобализации. (Научная конференция) // Государство и право. М. - Наука - 2006 - № 2.

144. Коршунова Т. Правовое регулирование отношений, связанных с направлением работников для выполнения работ в других организациях (заемный труд) // Трудовое право - 2005 № 6 .

145. Курбатов М., Лапицкая О. Субъекты и механизмы защиты прав работника // Человек и труд 2007 - № 6.

146. Курдюмов Н.В. Методы и формы участия негосударственного сектора в регулировании процессов трудовой миграции // Миграционное право. М. - Юрист - 2007 - № 3 .

147. Кутафин O.E. Основные права, свободы обязанности граждан СССР // Советское государственное право М. - 1985 - № 2.

148. Лапина Т., Феклистов Ю. Охота за золотой головой // Итоги 1997 -№36.

149. Лившиц Р.З. Право и закон в социалистическом правовом государстве // Советское государство и право 1989 - № 3.

150. Лугинин C.B. Понятие правореализации основных прав и свобод человека и гражданина в теории российского конституционного права // «Черные дыры» в Российском Законодательстве. Юридический журнал. М. -2007- №5.

151. Луданик М.В. Дистанционная занятость в России: перспективы развития и проблемы регулирования // Уровень жизни населения регионов России 2007 - № 8/9.

152. Мамут Л.С. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. веха на пути к универсальной концепции прав человека // Права человека в истории человечества и в современном мире. - М. - 1989.

154. Матузов Н.И. Права человека и общерегулятивные правоотношения // Правоведение 1996 - № 3.

155. Медведев О.М. Некоторые правовые вопросы обеспечения занятости населения // Государство и право М. - Наука - 1992 - № 8.

156. Мицкевич В.О. О гарантиях прав и свобод советских граждан в общенародном социалистическом государстве // Советское государство и право 1963 - № 8.

157. Мищенко Н. Нетипичные формы занятости // Поиск. Сборник материалов студенческих научных чтений «Актуальные проблемы естественных и гуманитарных наук» Южно-Сахалинск - Изд-во СахГУ -2007-Вып. 3.

158. Мыца С., Решетникова А. Теоретические и практические аспекты регулирования права на труд // Социальное и пенсионное право. Научно-практический журнал. М. - Юрист - 2008 - № 4.

159. Неробова М.В. Способы реализации гражданами права на труд II Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Тольятти - ВуиТ -2002 - Вып. 26.

160. Нерсесянц B.C. Советская теория права (Основные концепции) // История политических и правовых учений XX в. М. - 1995.

161. Нойнхеффер Г. Новые формы управления персоналом вызов для рабочего движения и. общества в целом // Актуальные проблемы труда и развития человеческого потенциала - М. - ИСИТО - 2005.

162. Нуртдинова А.Ф. Организация правового регулирования трудовых отношений: федеральный и региональный аспекты / Журнал российского права М. - Норма - 2003 - № 7.

163. Орлова Е.Е. Понятие гарантий в сфере занятости населения и их классификация // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. М. - ИзиСП - 2008 - Вып. 4.

164. Ран В. Внештатная ситуация // Итоги М. - 2008 - № 34 (636).

165. Рязанова Т.Ю. Обеспечение занятости и гарантии реализации права граждан на труд в Российской Федерации // Актуальные проблемы правоведения. Научно-теоретический журнал. Самара - Изд-во Самар. гос. эконом, акад. - 2003 - № 1-2.

166. Пузыревский С.А. Отдельные вопросы правового регулирования занятости населения в Российской Федерации // Гражданин и право. М. -Новая правовая культура - 2001 - № 7.

167. Пучкова М.В. Нормативные акты Совета Министров союзной республики в механизме реализации конституционных прав граждан // Советское государство и право 1985 - № 3.

168. Рулев А.И. Приоритет прав и свобод человека принцип судебного толкования права // Юристъ-Правоведъ - Ростов-на-Дону - Рост. юрид. ин-та МВД России - 2008 - № 3.

169. Рымкевич О.П. Заемный труд последнее табу современного трудового права // Российский ежегодник трудового права. - С.-Пб. - Изд. Дом С.-Петерб. гос. ун-та - 2006 - № 1.

170. Рязанова Т.Ю. Обеспечение занятости и гарантии реализации права граждан на труд в Российской Федерации // Актуальные проблемы правоведения. Научно-теоретический журнал. Самара - Изд-во Самар. гос. эконом. Акад -2003 - № 1-2.

171. Савин В.Т. Правовые формы реализации права на труд в новых условиях хозяйствования II Реформа трудового законодательства в СССР.

172. Тезисы докладов и выступлений на Всесоюзной научной конференции: Москва, 27 28 ноября 1990 г. - М. - ВНИИСЗ - 1990.

173. Семенюта H.H. Право на обращение в международный суд как одна из юридических гарантий трудовых прав наемных работников // Фундаментальные и прикладные проблемы развития юридической науки - Пермь 1998.

174. Серегина JI.B. Тенденции разграничения полномочий органов государственной власти в области содействия занятости населения // Журнал российского права М. - Норма - 2006 - № 6.

175. Сойфер В. Г. Новые формы организации труда и вопросы их правового обеспечения // Законодательство и экономика 2004 - № 2.

176. Соляник В. Право на труд: новые аспекты реализации // Советская юстиция М. - Юрид. лит. - 1988 - № 11.

177. Смирных Л.И. Заемный труд: российские перспективы // Отечественные записки М. - 2008 - № 4 (36).

178. Смирных Л.И. «Агентская» занятость: взгляд со стороны предложения труда // Материалы конференции. Экономический факультет МГУ имени М.В.Ломоносова, 21 ноября 2007 г. / Под ред. Ахинова Г.А., Елизарова В.В., Жильцова E.H., Колосовой Р.П. 2007.

179. Сошникова Т.А. Право на труд и свобода труда: соотношение понятий // Юрист. М.: Юрист - 2003 - № 9.

180. Социально-трудовые исследования. Выпуск XXII / Ред. кол.: Андрукович Л.Н., Веденеева В.Т., Морозова М.А., Садовая Е.С., Сауткина В.А., Хохлова М.Г. М. - ИМЭМО РАН - 2009.

181. Стремоухов A.A. Основные права человека; сущность и содержание // Сб. науч. тр. Санкт-Петербургской академии права и бизнеса. СПб. -2001.

182. Стоян Е.В., Шкобенева Г.В. Порядок и особенности социально-правовой защиты конституционного права граждан на труд // Конституция РФ, конституционная реформа и реформа отраслевого законодательства.

183. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 10-летию принятия Конституции Российской Федерации, г. Брянск, 8-9 октября 2003 г. Брянск - Изд-во БГУ - 2003.

184. Турков А. Новые формы организации трудовых отношений // Человек и труд 2007 - № 9.

185. Тишанская О.В. Гарантии предпринимательской деятельности по российскому законодательству // Вестник СПбГУ Сер. 6 - 1994 - вып.З (№20).

186. Уваров A.A. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина // Государство и право 2005 - № 7.

187. Харитонова Ю.С. Договор о предоставлении персонала // Законодательство 2003 г. - № 5.

188. Шайо Андраш. Гарантии социальной защиты в посткоммунистических государствах // КПВО 2001 - № 4 (37).

189. Шкадов A.A. Принципы правового регулирования трудовых отношений с участием частных агентств занятости в странах Европейского

190. Союза // Актуальные проблемы российского права. Сборник статей. М. -Изд-во МГЮА - 2007 - № 1 (4).

191. Эбзеев Б.С. Конституционные основы свободы личности // Советское государство и право -М. 1980.

192. Юнусов A.A., Юнусов М.А. Права человека и естественное право // Право и государство: теория и практика. М. - Право и государство - 2006 -№9.

193. Ющенко Н.В. Социальное право и социальное государство в концепции С.А. Муромцева // Сборник статей «Социальное и правовое государство». Изд. СПб университета МВД России - 2002.

195. Аблизова Т.Г. Социальная эффективность деятельности частных агентств занятости: институциональный аспект: Автореф. дис. канд. соц. наук Екатеринбург. - 2008. :

196. Алпатова A.A. Право человека на вознаграждение за труд в контексте соотношения экономики, права и справедливости: Автореф. дис. . канд. юрид. наук Волгоград - 2005.

197. Аристов Е.В. Социальные права человека и гражданина в Российской Федерации (конституционное исследование): Автореф. дис. . канд. юрид. наук М. - 2005.

198. Бароцкая К.Б. Конституционное право на социальное обеспечение в системе прав человека и гражданина: Автореф. дис. . канд. юрид. наук -Челябинск 2006.

199. Борисов О.В. Конституционно-правовое регулирование прав и свобод человека и гражданина в сфере трудовых отношений в Российской Федерации: Автореф. дис. канд. юрид. наук М. - 2006.

201. Гасанов К.К. Основные права человека: свойства и конституционный механизм защиты: Автореф. дис. . докт. юрид. наук М. -2004.

202. Джиоев С.Х. Правовые проблемы содействия трудовой занятости в Росси: Автореф. дис. . д-ра юрид. наук М. - 2006.

203. Колобова C.B. Защита конституционных прав граждан Российской Федерации в сфере труда: Автореф. дис. . канд. юрид. наук Энгельс -2001.

204. Кошарский Д.А. Права человека и механизм их реализации в Российской Федерации (теоретико-правовой анализ): Автореф. дис. . канд. юрид. наук Волгоград - 2005.

205. Митина Н.М.Запрещение дискриминации в сфере труда как один из основных принципов трудового права: Автореф. дис. . канд. юрид. наук -М. 2006.

206. Поляков A.B. Возрожденное естественное право в России: Автореф. дис. канд. юрид. наук JI. - 1987.

207. Радченко Д.А. Конституционное право человека на труд и механизм его реализации в Российской Федерации: Автореф. дис. . канд. юрид. наук -М. 2004.

208. Сошникова Т.А. Правовой механизм защиты конституционных прав и свобод в сфере труда: Дис. д-ра юрид. наук М. - 2005.

209. Степанов Д.И. Услуги как объект гражданских прав. Дис. . канд. юрид. наук. М. - 2004.

210. Толкачев К.Б. Место органов внутренних дел в механизме реализации личных конституционных прав и свобод граждан: Автореф. дис. канд. юрид. наук М. - 1982.

211. Фролов С.И. Конституционные права и свободы человека и гражданина в сфере труда (современный российский опыт): Автореф. дис. . канд. юрид. наук М. - 2006.

212. Шишенина И.В. Права человека в российских конституционных проектах (1990 1993 гг.): Автореф. дис. . канд. юрид. наук - Волгоград -2006.

213. Юнусов А.А. Общетеоретические проблемы обеспечения прав человека в современной России: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. М. - 2005.1. Зарубежные источники

214. Act Regulating the Commercial Leasing of Employees of 7 August 1972 // Federal Legal Gazette I p. 1393 in the amended version of 3 February 1995.

215. Blanpain R. Temporary Work and Labor Law of the European Community and Member States/ The Hague/London/New York: Kluwer Law International. 1993.

216. Bartol Kathryn M., Martin David C. Management. New York: McGraw-Hill, Inc, 1991.

217. Byars Lloyd L., Rue Leslie W. Human Resource Management. Boston: IRWIN, 1991.

218. Labour market review of Australia. Background report for the OECD review team // Department of Employment, Workplace Relations and Small Business 2000.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация