Подготовка к сочинению-интервью с поэтом серебряного века. Вопросы для интервью — только верхушка айсберга подготовки. Что такое интервью. Примеры успешных интервью

Главная / Квартира

Беседу вела Наталья Топоркова

— В каком возрасте Вы написали свое первое стихотворение?

— В детском саду. В каком возрасте, точно не знаю. Помню, лет в пять придумывала какие-то частушки, например, про мальчика, который мне нравился. В шесть завела тетрадочку, куда записывала свои стихи, она до сих пор хранится дома. Те стихи, конечно, отвечали моему возрасту.

Баба Люда купила мне киску.

Назвали мы киску Алиска.

Потом оказалось, что кот это был.

Кота звали Пуся, гостей он намыл.

Вот так я в шесть лет описала реальный случай, произошедший в моей семье. Иногда описывать было особо нечего, и тогда я просто писала что-нибудь, какие-то рифмованные глупости. Просто потому, что писать хотелось.

Потом, уже в начальной школе, на литературе нам постоянно задавали писать стихи на разные темы. Кому-то помогали родители. Я справлялась сама, и обычно учительница была довольна моими работами. А со стихами о нашем городе, я, кажется, даже участвовала в каком-то конкурсе.

— Как Ваши близкие относятся к Вашему творчеству, к поэтическому бытию?

— Мама всегда меня поддерживает. Считает, что у меня есть способности, убеждает участвовать в конкурсах. Она уже привыкла, что я могу внезапно вскочить с постели посреди ночи и убежать писать стихи, если мне в голову неожиданно пришли какие-то строчки. Наверное, со стороны это может выглядеть немного странно... А однажды я позвонила ей в Тольятти и попросила записать крутившееся в голове четверостишие, потому что у меня такой возможности не было.

Больше никто из родственников с моими стихами не знаком. Отец знает, что я пишу, но вряд ли что-то читал. Одна из бабушек однажды просила почитать мои стихи, но они были слишком личными, и я отказала.

Друзья читают мои стихи и хорошо о них отзываются. Хотя одна из моих подруг очень сердится из-за того, что мои стихи слишком грустные, и постоянно требует написать что-нибудь весёлое. Моя любимая школьная учительница тоже говорила что-то похожее. Чтобы объяснить ей, почему я всегда пишу о печальных вещах, я написала это стихотворение:

Я не умею весело писать,

Моё перо наполнено слезами.

Не нужно у меня в строках искать

Тех слов, что исцеляют от печали.

Они прекрасны, но не для меня,

Моя душа с покоем незнакома.

Всегда была в смятении она,

Ни разу не нашла покой искомый.

Быть может, часто ранили её

Для лет моих шестнадцати коротких.

Быть может, это сердце всё моё

Оставило следы мечтаний кротких.

В моих строках все слёзы и вся боль,

Которые с рождения копились.

Я знаю, здесь и то сыграло роль,

Что много раз мечты мои разбились.

В моих строках растаявших надежд

Вы сможете немало отыскать,

В них боль любви предстанет без одежд.

Я не умею весело писать…

Это, конечно, проблема для моей мамы. Мои стихи ей по большей части нравятся, но ей, наверное, иногда сложно их читать. Любой матери хочется знать, что её ребёнок счастлив, а не читать про то, как ему больно. Я маме как-то давала послушать отрывок из книги Анны Ривелотэ:

«Бывает и так. Родишь ребёнка, а он поэт. Ты его кормишь грудью, на руках носишь в туалет, когда у него жар, тратишь на него все деньги и всё свободное время. Мечтаешь, что будет у него школа с золотой медалью, работа интересная, красивый автомобиль, весёлая свадьба, трое детишек и собака. А он вырастает поэтом, и всё у него плохо. И он пьёт горькую и пишет грустные стихи, а тебе уже шестьдесят, и ты уже отдал ему всё, что у тебя было, и больше у тебя ничего нет. А он пишет и пишет, а ты читаешь и плачешь».

Мама сказала, что это очень актуально.

— Что Вас вдохновляет?

— Наверное, это прозвучит банально, но, в первую очередь, меня вдохновляет жизнь. Эмоции, которые я испытываю. Любовь. Близкие люди. Творчество любимых поэтов, писателей, музыкантов. Например, прочитав роман Марики Ми «Выдумщики», я написала стихотворение от лица главной героини. А недавно я побывала на концерте Канцлера Ги. Это было настолько невероятно, что вскоре я написала стихотворение «Канцлеру Ги» о том, насколько восхищаюсь его творчеством.

— Какое место творчество занимает в Вашей жизни?

— Для меня стихи — это прежде всего способ выразить свои чувства и одновременно попытка донести их до конкретных людей. В основном, конечно, это выкрик в пустоту — я очень долго писала в стол, максимум — участвовала в нескольких конкурсах. Поэтому люди, к которым я обращалась, конечно, не могли ничего об этом знать. Но даже сейчас, когда я стала публиковать стихи в интернете, я почти уверена, что они не дойдут до адресатов. Хотя я и сама не знаю, нужно ли мне, чтобы они дошли.

Мои чувства опять на бумагу ложатся фразами...

Я кричала б, но крики стихов моих точно тише.

Я всегда говорю слова, что должны быть сказаны...

И неважно, что ты далеко и меня не слышишь.

Я пишу, потому что не могу не писать. Это мой способ общения с миром.

— Расскажите, пожалуйста, как Вы пишете? Как проходит процесс. Интересно, есть такие слова, образы, рифмы, которые никогда не приживутся в Вашем творчестве?

— На самом деле, нет никакого чёткого алгоритма. Может внезапно прийти вдохновение, может придуматься удачная строчка или несколько. Может быть, просто скучно и нечем заняться. Может просто прийти желание «попробовать что-нибудь написать».

Процесс написания стихов тоже всегда разный. Я могу написать стихотворение за пять минут, а могу застрять и закончить его через много месяцев. Стихотворение «Я вышла к тебе за ворота» я закончила через три или четыре года после того, как начала.

Не думаю, что есть такие слова, образы и рифмы. Я не люблю зарекаться, ведь никогда не знаешь, что будет завтра. Даже каким человеком ты будешь завтра, неизвестно. Всегда может произойти что-то, что заставит тебя пересмотреть свои взгляды на жизнь или начать писать на темы, о которых ты никогда не задумывался.

— Я очень люблю цикл стихотворений «Двадцать первая осень». Это мои самые последние стихотворения, и в плане техники они заметно превосходят всё, что я писала ранее. Кроме того, сейчас этот цикл наиболее близок мне по душевному состоянию. «Двадцать первая осень» ещё не закончена. Сейчас дописано более пятидесяти стихотворений этого цикла, но у меня много заготовок для будущих стихов.

Мне очень трудно выбрать одно любимое стихотворение. Обычно, пусть и на короткий срок, любимым становится одно из последних стихотворений. Сейчас, например, одно из моих любимых стихотворений вот это:

Может, однажды ко мне ты придёшь... А вдруг?

Хватит ли сил прошептать: «Убирайся прочь»?

Если тебя ожидает девятый круг,

Я сомневаюсь, что чем-то могу помочь.

Ты не подумай - я тоже не мечу в рай.

Знаю сама, что не меньше других грешу.

Сколько бумагу строчками ни марай,

Ценность моя не равняется и грошу.

Впрочем, тебе, как обычно, на дур везёт...

Или таких среди любящих большинство?

Если попросишь, то рядом я вмёрзну в лёд.

Я не хочу оставлять тебя одного.

Что же до стихов, которые я считаю любимыми на протяжении долгого времени... Наверное, к таким можно отнести «Помню» и «Мне без тебя, ты знаешь, смотреть в окно...»

— Можно ли научиться писать стихи? Существует ли какая-нибудь особая техника?

— Смотря что понимать под словосочетанием «писать стихи». Можно научить человека рифмовать слова, но он вряд ли будет что-то сочинять, если у него нет такой потребности. А того, у кого такая потребность есть, можно научить писать лучше. Например, не сбиваться в размере, подбирать небанальные рифмы. В интернете есть упражнения для поэтов. Мне кажется, они могут быть полезны. И, конечно, нужно читать как можно больше хороших стихов как классиков, так и современников.

— Кто является Вашим любимым поэтом?

— Я очень люблю стихотворения Цветаевой, Ахмадулиной, Петровых, Лермонтова и Пушкина. Но мой самый любимый поэт, безусловно, Анна Ахматова. Её стихотворения мне посоветовала прочитать моя любимая учительница литературы Ирина Анатольевна Азарова, которая преподавала у меня, когда я училась в десятом классе. С тех пор, как я увлеклась творчеством Ахматовой, я стала писать лучше и больше. До этого я писала редко, а мои стихи были довольно примитивны по форме. Узнав, что я пишу стихи, Ирина Анатольевна попросила их посмотреть. Она отметила те, которые показались ей неплохими, подчеркнула удачные и неудачные моменты, дала несколько советов по написанию стихов. И посоветовала почитать Ахматову. Я очень благодарна Ирине Анатольевне за это. Если бы не она, сейчас всё наверняка было бы иначе.

— Есть ли поэты, которые на вас повлияли?

— В моих ранних стихах очень заметно влияние Ахматовой. Если посмотреть на мой первый цикл стихов «Одинокая перчатка», который я писала в пятнадцать-шестнадцать лет, то это бросится в глаза. Те стихи, конечно, были простенькими, детскими и наивными, но влияние Ахматовой там очевидно. Вот, например, в этих стихотворениях:

Вальс

Разбила чашку, задрожали руки,

И пальцы отчего-то все в крови.

Но до сих пор я помню эти звуки,

Стеснившие дыхание в груди.

Играли вальс так тихо и печально,

Плыла по зале музыки волна,

А мы с тобой, влюбившись, танцевали,

И нежностью душа была полна.

Расстались мы под те же вальса звуки,

И не было мелодии грустней.

Навеки мы в тот миг разжали руки

В блистании сверкающих огней.

Ещё вчера глаза мои сияли,

Сегодня заблестела в них слеза.

И, бегая по клавишам, играли

Всё те же вальсы пальцы дотемна.

Небо печально нахмурилось,

Я побледнела сильней.

В нашу минуту прощания,

В небо, спугнув голубей,

Руки сжимала холодные,

Губы кусала с тоской.

Молча в минуту прощания

Рядом стояла с тобой.

Слабость в коленях почувствовав,

Я пошатнулась слегка.

Боже, зачем так заботливо

Руку держала рука?

Вмиг на скамью опустилась я,

Нежно меня ты обнял.

Боже, я всё отдала бы!

Только бы не отпускал...

Но и сейчас Ахматова на меня влияет. Например, отсылка к Ахматовой очевидна в стихотворении «Пятое время года».

Пятое время года пришлось на осень.

Жёлтые листья тонули в зеркальных лужах...

Ты, как и прежде, порою бывал несносен,

Только вдруг стал мне сильнее, чем воздух, нужен.

Пятое время года казалось тёплым

Ты согревал меня первые две недели.

Нервный сентябрьский дождь колотил по стёклам...

Я улыбалась, и ярко глаза горели.

Пятое время года меня убило

Стужа пришла на два месяца раньше срока.

Ты пожалел ли об этом хоть раз, мой милый?

И осознал ли, что ты поступил жестоко?

— Кто такой современный поэт?

— Наверное, это самый сложный вопрос во всём интервью. Логично сказать, что это наш современник; поэт, который пишет в настоящее время. Но в наше время параллельно творят представители нескольких поколений, и их творчество, конечно, очень разное. Пожалуй, чтобы подробно осветить этот вопрос, нужно писать научную работу...

— Большое внимание в своем творчестве Вы уделяете любовной лирике. Вы посвящаете свои стихи конкретным людям?

— Я очень типичная девочка, которой больше всего интересно писать про любовь. А так как вдохновляюсь я чаще всего своими эмоциями, то и пишу о себе и своих чувствах. И, конечно, о конкретных людях. Общие знакомые наверняка узнали бы их по моим стихам. Деталей, указывающих на этих людей, в моих стихах всегда слишком много.

Мы знакомы с тобой ровно год,

Но не встретимся больше, пожалуй.

Что знакомство мне боль принесёт,

Я, увы, слишком поздно узнала.

А потом я надеялась - вдруг

Я исправить хоть что-то сумею...

Вновь потерянно пялюсь в нетбук -

Отчего я не стала черствее?

Отчего и на фото твой взгляд

Сердце биться быстрей заставляет?

Раны старые слишком болят,

И когда зарастут - я не знаю.

Чуда жду. Может быть, я проснусь

Как-то утром - и стану свободной.

Это стало мечтой. Боже, пусть

Так Всевышнему будет угодно.

У меня есть любовная лирика, никому конкретному не адресованная, но её мало. Штук шесть стихотворений наберётся, наверное... Например, «Я вышла к тебе за ворота...»

Я вышла к тебе за ворота,

На плечи накинув платок.

Ты мне обещал тогда что-то,

Даря на прощанье цветок.

Смеялся: «Бледна ты сегодня.

Утопленниц даже бледней».

А я неотрывно смотрела

На проседь пшеничных полей.

Как призрак ты был в лунном свете,

Бил землю копытом твой конь.

Тебе ничего не ответив,

На грудь положила ладонь.

Был так поцелуй наш недолог,

А губы твои так сухи...

О, сколько же в сердце иголок,

Как кара за наши грехи.

Ты сжал меня крепко, до боли.

Сказал: «Не печалься. Вернусь».

И я притворилась, что верю,

Хоть знала тебя наизусть.

Волос твоих запах я помню,

И странно так пахнет чабрец...

Мой милый, я ночью той тёмной

Уж знала, что это конец.

Если честно, я очень надеюсь, что это возрастное. Бесконечная эксплуатация одной и той же темы попахивает творческим бессилием. Но пока что я чаще всего пишу именно любовную лирику. Нередко к ней сводится что-то иное. Месяц назад я писала для конкурса стихотворение на тему «Только бы не было войны», но в результате всё равно получилось про любовь. Позволю себе процитировать Стефанию Данилову:

Всё. Собралась! Пишу о вечном,

Душою строчки не темня!..

А получилось вновь, конечно,

Как он был отнят у меня.

Вот и у меня всегда выходит что-то подобное.

— Говорят, что творчество открывает любые двери, даже к сердцу. Согласны ли Вы с этим утверждением?

— Наверное, да. Хотя самой мне это пока что не удавалось. Не каждое сердце суждено открыть именно нам. Мы можем просто быть неподходящим ключом.

Если ты солнце

Если ты солнце, наверное, я Плутон.

Сердце моё весит пару десятков тонн

Я третий месяц живу без твоей заботы.

Если ты дверь, вряд ли я подходящий ключ.

Сколько ни бейся, усилия все напрасны.

Если ты солнце, один подари мне луч.

Как ни борюсь, всё равно без него погасну.

— Расскажите об истории создания стихотворения «Вопреки».

— Если говорить об истории создания, то она самая необычная в моей биографии. Это стихотворение я написала в июле 2010 года, когда приехала поступать в институт. Была ночь, я легла спать, и неожиданно в моей голове само собой сложилось первое четверостишие. Какое-то время я пыталась не обращать внимания, но в итоге села писать. Стихотворение написалось очень легко, будто мне его диктовали. Всё это было странно: я уже какое-то время не писала, да и вдохновляла меня только влюблённость, которой в то время не было. За лето я больше ничего не написала, кстати. А это стихотворение возникло по непонятным причинам, и что самое странное — оно было намного более зрелым, чем то, что я обычно писала в свои семнадцать. Даже более зрелым, чем многие стихи после. Мне кажется, когда я написала «Вопреки», я ещё не доросла до того, чтобы понять его. Как это ни парадоксально. Когда я об этом думаю, мне начинает казаться, что тут не обошлось без вмешательства высших сил. Мне действительно будто надиктовали это стихотворение. А что ещё удивительно, спустя три с половиной года оно сбылось почти на сто процентов. От этого даже становится немного жутко...

Вопреки

Ты побудешь со мной

Ещё десять минут?

Всё равно с твоих губ

Мои губы сотрут.

Всё равно по глазам

Прочитаю - чужой.

Всё равно - не судьба,

Всё равно - ты с другой.

Всё равно мы с тобой -

Словно север и юг.

Всё равно - что ты враг,

Но в объятиях вдруг.

И забудь обо мне.

Обещаю - вовек -

Не являться во сне.

Всё равно с твоих губ

Мои губы сотрут.

Ты побудешь со мной

Ещё десять минут?

— Выступаете ли вы со своими стихами перед публикой?

— Серьёзных выступлений у меня никогда не было. А так, однажды читала стихи на «литературном вечере» в школе. Который на самом деле был чем-то вроде поэтического чаепития на уроке литературы... И ещё один раз — после какого-то конкурса, там присутствовало человек десять максимум. Но я бы с удовольствием попробовала где-то выступить.

— Чем Вы еще увлекаетесь кроме поэзии?

— Я очень люблю петь, если бы могла — пела бы всё время, но окружающие этого не вынесут. И точно захотят меня побить. У меня неплохой голос, но, естественно, никто бы не хотел слушать его минимум по пятнадцать минут беспрерывно. Поэтому я очень люблю, когда никого нет дома — можно петь громко, долго и хоть десять раз подряд одно и то же. Мне не надоедает, как ни странно.

Ещё я пробовала писать прозу, но усидчивости пока не хватает. Надеюсь всё-таки преодолеть это препятствие.

— Чего бы Вы хотели достичь в своем творчестве?

— Я бы очень хотела писать лучше, чем сейчас. Всё-таки пока что я начинающий автор, и мне многому нужно научиться. Я очень хочу освоить различные формы стихотворений — белый стих, верлибр, сонет, рондо и так далее. Хочу научиться писать рифмованную прозу. А ещё мечтаю написать венок сонетов.

И, конечно, мне хочется уйти от постоянной любовной лирики, расширить круг тем, на которые я пишу.

— Не могу сказать, что очень хорошо знакома с творчеством современных авторов, их сейчас очень много. Я гораздо лучше знаю сетевых поэтов, чем тех, кто получал какие-то престижные премии вроде «Дебюта». Сейчас в интернете можно найти очень много хороших стихотворений. Я почти каждую неделю открываю для себя нового интересного поэта. Люблю творчество Саши Бес(t), Веры Полозковой, Али Кудряшёвой. Мне близки многие стихи Виктории Миловидовой, Златенции Золотовой, Арчета, Стефании Даниловой, Анны Кулик. А ещё я с удовольствием смотрю шоу о молодых поэтах «Бабушка Пушкина». Так я познакомилась с творчеством Михаила Кедреновского, Егора Труфанова, Арс-Пегаса, Юлии Экономовой, Марии Маленко, Марьи Куприяновой, Алексея Федяева и многих других интересных поэтов. Среди моих знакомых есть очень талантливые поэты — Анастасия Александровна Соломонова (так же известная как Стасси), Лина Ковалевская, Татьяна Жучкова (она же EshuLee), Алёна Шурманова.

— Как Вы считаете, творчество кого из сегодняшних поэтов дети спустя время будут изучать в школе?

— Ответ на этот вопрос мне интересен не меньше вашего. Я читала столько прекрасных стихов, что просто теряюсь, когда задумываюсь об этом. Веру Полозкову мы изучали в институте, так что вполне вероятно, что её стихи попадут в школьную программу. А чьи ещё — время покажет, достойных много.

Что бы Вы хотели пожелать нашим читателям?

— Я бы хотела пожелать читателям обрести себя и близких людей, найти свой путь. Жить в гармонии с миром и с собой, всегда сохранять свет в душе. Проявлять как можно больше понимания к окружающим людям, не осуждать других. Ставить себе цели и добиваться их. Никогда не опускать руки, верить в себя и в людей. И, конечно, любить и быть любимыми.

Встречайте каждый новый день с улыбкой и никогда не сомневайтесь, что счастье постучит в вашу дверь!

Когда мы учились в академии на журналистов, искали всевозможные способы воплотить наши творческие идеи. Всегда хотелось взять интервью у интересного, но в то же время открытого и простого человека, который без лишнего пафоса согласился бы побеседовать с начинающими, но любопытными журналистами.

И нашли. Полу Шибееву в рекомендациях “Instagram”. Девушка читала свои стихотворения на видео. Ее настоящее имя - Полина. Она член Союза писателей России. Прочитали информацию в шапке профиля и поняли, что с Полой у нас получится настоящее интервью, похожее на те, что мы привыкли видеть в вечерних шоу со звездами.

Художник, дизайнер, поэт, владелец литературного сайта, номинант фестиваля «Всемирный День Поэзии» - всё это она, Пола Шибеева.

Встретиться Пола согласилась в присутствии своего помощника. С ним она чувствовала себя комфортнее. Пола пришла раньше и уже успела заказать что-то согревающее. На столе мы сразу заметили книгу «Ведьмино сердце». Этот сборник стихотворений Полы стал памятным подарком нашей встречи.

Поначалу мы волновались, но вскоре поняли,что напрасно. Не прошло и пяти минут, как мы уже включили диктофон и задали первый вопрос. Спустя еще 20 забыли, что работаем: отложили заготовленные вопросы и спрашивали уже от себя. Настолько увлеклись рассказом девушки.

Вот, что у нас получилось:

Настя: Как Вы реагируете на людей, которые пишут негативные отзывы?

Полина Шибеева: Я на это никак не реагирую. Просто не вступаю с этими людьми в диалог, потому что, кроме своей невоспитанности, они больше ничего не покажут. Но положительных отзывов все же в разы больше.

Аня: А Вы помните такой отзыв, который Вам больше всего запомнился? Полина Шибеева: Да, я помню женщину, которая полюбила поэзию только с моих стихотворений. Она написала мне, что после долгих лет неприятия наткнулась на мои стихотворения, и ей так понравилось, что после она даже открыла для себя много других авторов. По-моему, это вообще самое приятное. Это, можно сказать, достижение.

Настя: А где Вы черпаете свое вдохновение?
Полина Шибеева: Я человек эмоциональный, поэтому у меня практически все является источником вдохновения: какие-то жизненные ситуации, фильмы, музыка, погода.. Да все, что угодно.

Настя: Поэт - призвание или профессия?
Полина Шибеева: Нет, не профессия, а скорее все же призвание. Хотя писатель должен, конечно, какую-то копеечку иметь. Поэта нельзя оставлять совсем без финансовой компенсации.

Аня : Но в основном творите для души все-таки?
Полина Шибеева : Да. Люди творческие не могут хорошо заработать на своем творчестве.

Настя : Как продвигать свое творчество начинающему поэту?

Полина Шибеева : Ну, во-первых, нужно предлагать свои стихотворения в различные паблики, а также раскручивать непосредственно свой. Во-вторых, сотрудничать с другими поэтами, не бояться знакомиться с ними.

Аня: Насколько мы знаем, Вы собираетесь организовать собственный тур. Какие города планируете посетить?

Полина Шибеева: Да, я проводила опрос в своей группе. Конечно, Москва, Санкт-Петербург - это без вопросов. Затем Нижний Новгород, Казань, Ростов, Саратов. Пока это будет пять-шесть городов, не больше. Потому что я сложно переношу путешествия.

Настя: Почему Ваша книга называется «Ведьмино сердце»?

Полина Шибеева: Потому что одно из моих любимых стихотворений называется именно так. Это стихотворение о ведьме, которая похищала чужие сердца, но однажды похитили сердце у нее. Оно немножко обо мне: ведьма - это образ человека, живущего в своем мире.

Аня: Сколько времени ушло на подготовку издания книги?

Полина Шибеева: Около года. Я начала с выбора стихотворений, далее занялась обложкой, подбором фотографий, верстала, рисовала сама. Издательство нашла быстро, с этим не было никаких проблем. В итоге было выпущено 400 экземпляров.

БЛИЦ-ОПРОС:

- Момент вдохновения - грусть или радость?

- Спорт или отдых?

- Жизнь в горах или в крупном мегаполисе?

В мегаполисе.

- Жизнь для себя или для других?

Для себя.

- Черное или белое?

- Россия или Европа?

- 3 любимых фильма/сериала.

- «Английский пациент», «Трудности перевода», «Война и мир».

- 3 главных составляющих успеха.

Трудолюбие, доброжелательность, вера в себя.

"Так пахнет лето - мятой и абрикосом;
Звёзды - у пола, здания - высоки.
Я не верю словам, мимике и вопросам -

Нет ничего надежней твоей руки".

Эти строки написаны Александрой Лемешенко, известной также как Саша Мисанова или просто - Кукла Саша. Александре 22 года, она родом с Украины, сейчас проживает в Эстонии. Чем она отличается от других девушек? Саша - поэт. У нее есть два сборника стихотворений: «Будет весна», который в 2013 и 2014 годах разошелся двумя тиражами, каждый более полутысячи экземпляров и «Никогда», вышедший в свет осенью 2014 года. Несмотря на то, что Саша занимается литературой, сколько себя помнит, она до сих пор не осознает себя как поэт. «Я просто пишу стихи», - говорит Александра. Мы решили побеседовать с Куклой Сашей и узнать у нее, что же такое поэзия для современных молодых авторов.

Бродский говорил, что поэзии нельзя научиться, это дано или не дано. Но многие поступают, например, в Литературный институт. Так прав ли был Иосиф Александрович?

Я никогда не оканчивала ничего похожего на Литинститут. По образованию я экономист. Я думаю, что научиться поэзии невозможно. Можно разобраться, как слова складываются в предложения, и понять, как рифмовать эти самые предложения. Но пропускать все через себя не научишь.


- Тогда в чем, по-вашему, смысл таких учреждений? Кого тогда там воспитывают?

Если честно, я не могу ответить на этот вопрос. Я считаю, что человек либо может что-то, либо нет. Тут, я, наверное, согласна с Бродским. Например, сколько бы я не училась в консерватории, слух или голос у меня бы не появились. Также и со стихосложением.

- Какие три знаковые фигуры в поэзии Вы могли бы назвать своими учителями?

Учителей у меня не было, училась я сама методом проб и ошибок. Есть поэты, которыми я восхищаюсь. Это Бродский, Есенин, Губерман. Иногда кажется, что люди придумали некоторые слова только ради того, чтобы они были использованы в стихотворениях этих поэтов.

- Считаете ли Вы, что уже научились всему? Или наоборот: что Ваш опыт - лишь малая часть?

Я думаю, невозможно освоить все и овладеть чем-то в совершенстве. Мне кажется, что я нахожусь лишь в начале пути.


- Принимали ли Вы участие в каких-нибудь литературных конкурсах?

Когда-то я подавала заявку на пару-тройку сетевых конкурсов. Но я против оценивания творчества по каким-либо критериям.

Но, несмотря на то, что Вы не становились лауреатом каких-то премий и не состоите ни в каких литературных сообществах, у Вас довольно много поклонников. Кто же тогда Ваши читатели и как они Вас нашли?

Мои читатели - это люди, которые безмерно меня удивляют. Это те, кто понимает меня, несмотря на расстояние, разницу в возрасте и прочие факторы. Это одновременно знакомые и незнакомые, но очень близкие мне люди. Как они меня нашли - понятия не имею. Я знаю только то, что за годы они стали мне настоящими друзьями.

- Чем Ваши стихи привлекают людей?

Мои стихи обо всем, что мы видим каждый день, о том, что знает или переживал каждый. Они о плохом настроении, случайных встречах, усталости и, конечно, о любви. Ярко выраженного стиля у меня нет, я люблю лаконичность и простоту. Наверное, все это и нравится публике.

- Вы за чистое искусство или за поэтические манифесты?

Я придерживаюсь концепции «искусство ради искусства». Оно выше всех остальных категорий.

Верите ли Вы в музу и вдохновение или считаете, что само по себе все не приходит, нужно просто садиться и писать?

Верю в то, что называют вдохновением. Стихи иногда приходят не в то время, «не в тему», когда у тебя не то настроение и когда их некогда записывать. Но они приходят. Что это, если не вдохновение?

А может это только труд и упорство? Может это значит, что Вы настолько в стихах, что они стали приходить «вдруг»?

Мне кажется, труда и упорства в этой сфере не требуется, во всяком случае, у меня так. Стихи всегда приходят сами, думаю, этим они и отличаются от прозы.

- Сейчас пишет едва ли не каждый второй. Как пробиться и стать читаемым в условиях такой конкуренции?

Хорошие стихи всегда заметны. Пробиваются плохие поэты, хороших читатели находят сами. Какой бы раскрученной не была, например, страница в соцсетях, если тексты низкого качества и не находят отклика в умах и сердцах читателей, толку от этого не будет. Существуют «попсовые» произведения, массовые, которые не блещут глубиной, но близки многим - таковым пиар дает дополнительные очки. Если же на странице откровенный шлак, то да, там будет несколько тысяч накрученных подписчиков, но читать тексты никто не будет.


- Многие писатели, такие как Хемингуэй, Джойс, Флобер были известны своим четким графиком работы. Придерживаетесь ли Вы какой-либо системы?

О, нет. Я никогда не заставляю себя писать. Пишу только, когда пишется. Я полагаю, что рутинный труд может быть необходим при написании прозы, стихотворения же должны быть написаны по наитию, или не написаны вовсе.

- Поэзия - это Ваше хобби или работа? Кто Вы в обычной жизни, если не поэт?

  • дать учащимся представление о сочинении-интервью;
  • совершенствовать навыки создания собственных текстов;
  • развивать творческие способности школьников.

Оборудование: “Словарь русского языка” С. И. Ожегова, памятка “Правильное построение беседы”.

Ход урока.

1. Актуализация прежних знаний.

Слово учителя.

Вы уже знакомы со словом интервью. Что значит “интервью”?

Интервью английского происхождения. В словаре С. И. Ожегова можно найти следующие значения этого слова: 1) жанр публицистики, беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам; 2) в социологических опросах – беседа исследователя по заранее намеченному плану с лицом или группой лиц, ответы которых служат материалом для обобщений. Следовательно, интервью – беседа, предназначенная для опубликования в прессе или к передаче по радио.

В интервью необходимо указать 1) с кем ведется беседа, 2) что является целью беседы (мнение деятелей по вопросам политики, техники, культуры, искусства, литературы и т.д.).

Интервью – это совместное творчество журналиста и человека, с которым велась беседа. Журналист должен быть высококультурным, знающим. Поэтому к интервью нужно подготовиться:

  • подготовиться с литературой по проблеме;
  • проконсультироваться у специалистов в этой области;
  • составить предварительный перечень вопросов;
  • определить, в каком виде желательно написать интервью.

2. Формирование новых понятий и способов действия.

Познакомимся с видами интервью.

Интервью-монолог: избранному для беседы человеку задается вопрос, и он подробно отвечает на него.

Интервью-диалог: беседа в вопросах и ответах.

Коллективное интервью дает представление о мнении нескольких людей по какому-то вопросу. Такая беседа выливается в совещание или встречу.

Самоинтервью – редкий вид интервью, когда пишущий сам задает вопросы и сам на них отвечает.

Анкета – массовый вид интервью. Желая узнать мнение большой группы людей по какой-нибудь проблеме, редакция печатает вопросник и рассылает его. Получив ответы, она анализирует их и публикует выводы.

Интервью-зарисовка, в котором журналист не только задает вопросы, но и высказывает свое мнение по поводу темы, рассказывает об обстановке и в течение беседы комментирует её, сообщает о своем впечатлении.

Интервью печатается в газете, журнале, передается по радио и телевидению с разными целями:

  • сообщить об очередных задачах;
  • рассказать о творческих успехах и достижениях ученых, писателей, артистов, новаторов производства;
  • информировать о предстоящем событии или сообщить подробности происшедшего события;
  • разъяснить подробно факт, уже известный читателю или слушателю;
  • узнать мнение политического, государственного, общественного деятеля по какому-нибудь вопросу.

Интервьюирование – проведение беседы, опрос кого-либо с целью опубликования полученных сведений.

Вопрос к классу. У кого можно взять интервью?

Ответ учеников. Интервью можно взять у своего одноклассника, у автора произведения, у неодушевленного предмета. В прошлом году мы уже беседовали с капелькой, снежинкой, цветочком.

Учитель читает образцы сочинений. (Образцы взяты из книги Скиргайло Т.О. “Сочинение-интервью: Элективный курс развития речи: Программа. Тематическое планирование”, Москва, 2006)

Интервью с росинкой.

Милая росинка, ты так блестишь на солнце! Откуда ты взялась?

Родилась я утром, на рассвете. И век мой недолог.

Почему ты так мало живёшь?

Проснётся тёплое солнышко, направит теплые лучики на землю, цветочки, зелёные лепестки, согреет их, и я превращусь в пар.

А когда можно с тобой ещё встретиться?

Приходи на это место завтра утром. Я тебя буду ждать. Ты мне очень понравился.

Чем я тебе приглянулся?

Никто до этого меня не замечал, со мной не говорил. А ты обратил на меня внимание, нашёл во мне собеседника, спасибо тебе.

Интервью с радугой.

Здравствуй, радуга. Почему ты появляешься только после дождя?

Дождь смывает всю пыль на небе, светлее становятся облака, я становлюсь ярче, заметнее.

Почему ты такая красивая?

У меня семь цветов, используя которые каждый художник создает свои шедевры.

Почему тебя называют ещё радугой-дугой?

Как ты знаешь, земля круглая. Я прокладываю свой путь с одной точки, например со стороны реки Волги, и бегу к тёмно-синему лесу. Вот и получается дуга. Прямой линии не получается: расспроси об этом учителя географии.

Спасибо. Я хочу узнать о тебе побольше и найду интересные сведения в энциклопедиях. А после другого дождя мы с тобой ещё поговорим.

Я буду ждать тебя. До встречи.

3. Формирование умений и навыков.

Как строить беседу?

Ученики отвечают.

Сначала нужно понять, почему ты заинтересовался именно этим человеком? Что ты о нём знаешь.

О чем его нужно спросить? О чем нельзя?

Каким временем для беседы он располагает?

Вопрос не должен быть очень длинным, многословным.

Нужно обратить внимание на начало и конец беседы.

Вопрос должен быть корректным.

Не нужно давить на собеседника. На первом плане должен быть собеседник.

Учитель раздает памятки “Правила построения беседы”.

(Учитель читает и комментирует).

Правила построения беседы.

Чтобы правильно составить вопросы к собеседнику, у которого ты будешь брать интервью, необходимо знать правила, по которым строится беседа. Приведём их.

1) В самом вопросе должен заключаться элемент знания обсуждаемой проблемы. Вряд ли уместно начать беседу с безликого вопроса “Как идут дела?”. Такой вопрос повлечет за собой столь же безликий, бессодержательный ответ: “Нормально”. Эффективнее начать беседу, например, так: “Мы знаем, что в течение трёх последних лет ваша школа занимает призовые места по всем видам спорта. В соседней школе, хотя условия одинаковые, значимых успехов нет. В чём секрет ваших успехов?”. Такая постановка вопроса, несомненно, поможет собеседнику активнее включиться в разговор.

2) Создать психологически благоприятные условия для собеседника. Создание таких условий означает не только снятие внешних помех общения. Прежде всего журналист должен учитывать состояние души человека, которого он расспрашивает. Психологическая комфортность означает создание условий, при которых собеседник ярче и полнее выявит человеческую сущность, сделает это естественно и непринуждённо.

3) Проявить прямо или косвенно выраженный интерес к личности собеседника, интерес не только к его официальному статусу, общественному положению, социальной роли, но и к его индивидуальности, характеру.

4) Создать установку на двусторонность общения. Уметь не только говорить, но и слушать. Умение слушать – не прирожденный дар, а следствие высокоразвитого интеллекта, культуры чувства. Диалог – разговор двоих, и нить его должен держать в руках интервьюер.

5) Ориентировать разговор на тему, наиболее значимую для собеседника, на позитивные мотивы его деятельности.

6) Умело использовать вопросы разного типа: открытые и закрытые, основные и неосновные, зондирующие и наводящие, нейтральные и подсказывающие. За многообразием вопросов скрывается многообразие отношений, складывающихся во время беседы.

О чём хотелось бы поговорить с поэтами Серебряного века?

Ребята отвечают.

Помните: нужно знать биографию и творчество поэта, литературную критику о нём.

4. Индивидуальные самостоятельные задания на дом.

Подумать, у какого поэта Серебряного века вам хотелось бы взять интервью. Какие вопросы вы бы ему задали. Подготовиться к сочинению-интервью с поэтом Серебряного века. Продумайте вступление и концовку сочинения-интервью.

На следующем уроке ребята писали сочинение-интервью с поэтом Серебряного века. Вот одна из работ.

ВЕЛИКИЙ МЫСЛИТЕЛЬ – АНДРЕЙ БЕЛЫЙ.

“Мне вечность - родственна”,- говорил он о себе. Он - великий поэт, философ, учёный, прозаик, критик, математик, мистик. Он - истинный гений. Он - Андрей Белый! Его творчество - это целый мир, мир восторженный, наполненный яркими красками, проникнутый верой, любовью, мечтой. К сожалению, этого поистине великого человека нет рядом с нами: спустя два месяца после нашей беседы с ним он скончался. Это произошло 8 января. Это интервью с поэтом можно назвать предсмертным...

Итак, 1 ноября 1933 года. Издательство газеты “Русский вестник”. Я - корреспондент этой газеты, известный Вам, читатель, больше как Ф. Г.

Ф.Г. Борис Николаевич, почему Вы выбрали именно этот псевдоним -Андрей Белый?

Белый. На самом деле, взять псевдоним была не моя идея, а идея Михаила Соловьёва, младшего брата Владимира Соловьёва. Белый, по его мнению, - это священный, утешительный цвет, представляющий собой гармоничное сочетание всех цветов. Это любимый цвет Владимира Соловьёва. Я согласился, ведь необходимо было скрыть мой первый литературный опыт от отца.

Ф.Г. Ваш отец Николай Васильевич хотел, чтобы Вы стали великим учёным?

Белый. Да,разумеется! Он с детства пытался привить мне любовь к точным наукам: математике, химии, истории. Именно он и повлиял на моё поступление в
Московский Государственный университет.
Ф.Г. Выучились весьма неплохо. Ведь на Вас подавали большие надежды как на учёного. Не так ли?
Белый. Университет я, действительно, закончил неплохо. После начал научную деятельность, но вскоре я понял, что моё призвание – литература.

Ф.Г. А когда Вы окончательно определились с тем, что станете поэтом? Кто-то повлиял на выбор Вашей профессии?

Белый. Я понял, что мне необходимо творить, после выхода моей первой “симфонии” - “Северная”. Если честно, я тогда сам толком не знал, что такое симфония. По моему мнению, “симфонии” мои были больше похожи на сонаты. А любовь к искусству мне передалась от матери. Она была очень чутким, мягким человеком.

Ф.Г. Вы создатель знаменитого кружка “аргонавтов”, исповедавшего идеи символизма как религиозного творчества. Можно ли сказать, исходя из этого, что Вы последователь Дмитрия Сергеевича Мережковского?

Белый. Скорее да, чем нет! В моей поэзии много религиозных мотивов. Вообще тесно переплетаются темы судьбы, жизни, смерти. Кроме того, я много печатался в журналах, которые выходили под руководством петербургского крыла символистов. Немало стихотворений выпускались в журнале “Новый путь”, издателем которого был Дмитрий Сергеевич.

Ф.Г. Борис Николаевич, можно личный вопрос?

Белый. Если смогу, обязательно отвечу.

Ф.Г. Спасибо. Не секрет, что Вы вели долгую переписку с Блоком. Между вами была долгая дружба, которая переросла во вражду. И причиной этому была женщина.

Белый. О Любови Блок у меня остались самые трепетные воспоминания. Конечно, из-за этой драмы меня не раз посещали мысли о самоубийстве. Но в моей поэзии появилась тема платонической любви, которая понравилась читателю.

Ф.Г. Вы хотите сказать, что утешение нашли в поэзии?

Белый. Безусловно. Именно поэзия, творчество, работа отвлекли меня от этой драмы. Я вскоре после этого случая уехал за границу. Затем познакомился с замечательной женщиной А. Тургеневой. Именно с ней я путешествовал по Европе, Африке...

Ф.Г. Вместе с ней Вы пережили период ученичества у Рудольфа Штейнера?

Белый. Да. Даже после разрыва с его учением я душой был с Антропософским обществом. Я долгое время жил в Дорнахе, даже участвовал строительстве храма “Гётенаум”

Ф.Г. Разрыв со Штейнером совпал с вашим расставанием с Тургеневой. Как Вы это пережили?

Белый. Я почти на два года уехал в Берлин. Два этих разрыва едва не случились для меня причиной душевного срыва.

Ф. Г. Что помогло не опустить руки в такой ситуации?

Белый. Конечно, поэзия, литература. Именно эти годы я считаю самыми результативными.

Ф.Г. Ваш роман “Петербург” признан самым лучшим Вашим произведением. Расскажите о создании романа.

Белый. В годы работы над “Петербургом” я был словно охвачен идеей самовоспитания. И своеобразным стимулом для меня тогда был Рудольф Штейнер.

Ф.Г. Скажите, что для Вас поэзия.

Бёлый. Звук превращается в фигуру и образ, красота - в чувство, движение - в мысль!

Ф.Г. Вот, что значит гений!!! Борис Николаевич, маленькая просьба.

Белый. Слушаю...

Ф.Г. Я очень много читала Ваши стихотворения, но никогда не слышала хотя бы одно в Вашем исполнении. Прочитайте, пожалуйста, то стихотворение, которое, по вашему мнению, раскрывает Андрея Белого как поэта.

Мои слова - жемчужный водомёт
Средь лунных снов,
Бесцельный, но вспененный, -
Капризной птицы лёт,
Туманом занесенный.
Мои мечты - вздыхающий обман,
Ледник застывших слез,
Зарёй горящий
Безумный великан,
На карликов смотрящий.

Ф.Г. Метко! Благодарю. Борис Николаевич, спасибо за беседу.

Андрей Белый сыграл исключительную роль в русской литературе: он был одним из главных теоретиков, критиков, поэтов, прозаиков, живших в своём измерении. “ Время в мире Белого было не тем, что у нас. Он мыслил эпохами!” - говорил о нём М. Чехов. Ведь Белый был поистине великим мыслителем!

10 марта, возвращаясь домой на электричке «Москва Киевская - Калуга», в одном из вагонов я случайно встретился с замечательным калужским поэтом Дмитрием Горенским.
Дмитрий - поэт молодой, но уже известный. Именно благодаря стараниям этого человека, калужане смогли полюбоваться картинами Алисы Сафроновой и побывать на удивительном поэтическо-музыкальном вечере «Лекториум» в ИКЦ.
По дороге домой мы много говорили о творчестве. И как-то спотанно, полусерьёзно-полушутя, я взял у него это интервью.

- Дмитрий, что в твоей жизни значит поэзия? В каком возрасте ты начал писать стихи? И помнишь ли ты свои первые прочитанные книги?

Существует такое расхожее понятие, что поэзия - это организация речи, да. Отнюдь. Аристотель и Платон, говорили, что это подражательная гармония, искусство подражать птицам. Борис Леонидович писал, что «это слёзы вселенной в лопатках». Кавафис, что это «едва заметное тепло, дней прошедших и оставшихся». Ну и так далее. С годами, я думаю, что поэзия - это акт доверия. Читая стихи ты доверяешь слушателю часть своей жизни. Поэзия - это возвращение. Это форма надежды. Знаешь, в некотором роде это и эгоизм. Я очень часто вспоминаю Мандельштама «И печаль моих домашних. Мне по-прежнему чужда».
Первые стишки я начал писать где-то в 5-6 лет. До сих пор помню своё первое стихотворение:

Как цветы на окне,
Ветер сходит с ума
И облита луной пожелтелая рама,
И невидимый дождь расставляет слова,
И тихонько дрожит паутинка вольфрама.

Из первых прочитанных авторов: Архилох, Стесихор, Гораций, Сафо, Данте. Русские: Баратынский, Пушкин, Гумилёв, Заболоцкий, Мандельштам. Полагаю, что самый талантливый поэт в русской изящной словесности - это Борис Леонидович Пастернак.

- А кем ты видишь себя в будущем?

Ты знаешь, я бы сейчас заокуджавил кошачьим голосом. Но если честно, я бы хотел оказаться ближе к любимой девушке. Это надежда моего настоящего времени. Ибо до неё я мало думал о будущем. Если думал вообще. Знаешь, я вижу себя в будущем. А это уже славно.

- Дмитрий, а кого из современных поэтов ты считаешь значительными?

Давай я сперва скажу о калужских поэтах, ибо это свои. Ибо это мои. Станислав Еленский, на мой взгляд, большой поэт, сейчас мы с ним работаем над переводами Чарльза Буковски. Поэтическая индивидуальность его стихов заключается в живой речи пейзажных зарисовок, он аргументирует свой синтаксис искренностью. Достаточная насыщенность и самостоятельность образов делает главным образом следующее: оно не умножает ненужность поэзии. Это Павел Тришкин, Пётр Топорков. Их поэзия дедраматизирует поверхность жизни, сводит всё к герметизму. Если угодно, не умножает отчаяние.
Есть замечательный поэт и музыкант из Тулы, Даниил Матов. Послушай его песню «Айсберг». Ты не обманешься. С его стихами я разделил когда-то свою боль. Ты не разделишь боль с кем угодно.
Большим поэтом я считаю художницу Алису Сафронову. Я благоговею перед её образностью. Перед её наблюдательностью к жизни. Перед тем цветом слов, которые она находит.
Семён Коренкович. У него есть стихотворение посвященное жене Маше. Это стихотворение, которое стоит двадцати моих.
Владимир Новицкий, с которым я говорил о стихах под звёздами на кампусе альма-матер, телеграфным тыном Северодвинск-Калуга.
Саксофонист Александр Пенской. У него есть абсолютно поразительные по искренности стихи, они проникновенны.
Тебя, Кирилл, считаю значительным поэтом. Ибо ты настоящий.
Поэт Александр Патрин из Новосибирска, чьи стихи приносят мне большое эстетическое и душевное удовольствие.
Арсений Молчанов из Москвы, почитай его стихотворение «Ладонь». Ну и так далее

- Два вопроса: или/или. Стихи или проза? Слава или деньги?

Стихи. Ощущение счастья. Счастье.

- А где ты ищешь вдохновения для своего творчества?

В родном городе и разговорах с любимой девушкой.

- А какие основные мотивы твоих стихов?

Поэзия - это форма надежды. Это и основной мотив моей лирики: надежда не только для себя, но и для других.

- Каково твоё отношение к драматургии и театру. Есть авторы-драматурги, которых ты бы хотел выделить?

Чарльз Сэмюэл Беккет. Его пьеса «В ожидании Годо» и роман «Моллой». Видимо моё отношение остановилось в этих двух произведениях.

- А давно ты посещал театр в последний раз? Как относишься к калужскому театру?

В последний раз был я в музыкальном театре на оперетте Имре Кальмана «Фиалка Монмартра».
В калужском театре меня безумно возмущает одна вещь: неудобные стулья. Особенно стулья в райке.

- Считаешь ли ты, что в будущем кинематограф сможет вытеснить театральное искусство?

Театр останется, каким и всегда был: фрагментарным, богемным, призрачно-культурным, редким в своей искренности.
Я полагаю, что однажды придёт культура, одевшаяся в человечество. И в этой культуре обязательно будет театр, но каким он будет, я не знаю. Лично мне хотелось бы увидеть что-то по Брехту.

- Где лучше, на твой взгляд: в России, или за границей?

Мне кажется, что все города в мире разделяются на два вида: в одних есть люди, которых ты любишь, а в других нет.
В будущем мне были хотелось съездить в Эстонию, Грузию, Латвию, Германию. Утолить голод сердца. Вдохнуть и выдохнуть иначе

- Есть ли у тебя в Калуге любимые места?

Люблю рано утром, часа в четыре, идти от Театральной к виадуку. В это время почти все ещё спят. Город пуст. Люблю кампус института. Смотреть в его окна и мысленно идти по артериям коридоров. Хромая, запинаясь и любя.

- Дима, а как ты смотришь на предстоящие выборы? Пойдёшь ли голосовать?

К предстоящим выборам отношусь с интригой. Надену свой лучший фрак, возьму монокль и обязательно на них пойду.

- Уже решил за кого будешь голосовать?

- Продолжи фразу: «Жить нужно потому…»

Потому что умереть слишком эгоистично. Жить нужно потому, что любишь.

- Ну и напоследок. Что бы ты хотел пожелать людям, которые прочтут это интервью?

В «Бледном огне» Набокова есть такая фраза: «И каждый миг, и каждый миг моя любовь ты тоже здесь. Ты выше слов, мой подголосок и подсловие, мой ритм, моя заступа, от несчастья дней былых».
Знаешь, тебе порой кажется, что ты любишь. Что ты безумно любишь. Но важнее чем любовь - это понимание. Нельзя прикоснуться к человеку, не прикоснувшись к его одиночеству, к его жизни, к его свободе. Любить мало. Понимать. Я бы пожелал людям любить, но прежде понимать. Понимать.
Желаю правильного счастья. Искренней любви. Верного здоровья. Это банально, но давай будем банальными.

Отмечу, что Дмитрий Горенский - очень творческий, эрудированный и приятный в общении человек, увлечённый поэзией.
От себя желаю ему больше вдохновения и успехов на этом нелёгком поприще!

Кирилл ГИЗЕТДИНОВ.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация