План-конспект на тему: Занятие по профилактики плоскостопия "Здоровые ноги". Открытое занятие "профилактика плоскостопия"

Главная / Квартира

Цель: формирование правильной осанки, приобщение к здоровому образу жизни.

Обучающие:

Дать детям доступные знания о строении позвоночника и

необходимых условиях для его нормального функционирования;

Способствовать применению знаний на практике.

Развивающие:

Развивать силу мышц спины, ног, стопы;

Способствовать развитию координации движения, ловкости.

Воспитательные:

Воспитывать силу воли, целеустремленность, потребность в здоровом

образе жизни.

Оборудование: ребристые доски (два вида), «Болотные кочки», канат, мочалки, мячи, кубики.

Ход занятия:

На столике выставлены два столбика кубиков одинаковой высоты, но один из них ровный, другой – искривленный.

Дети, что вам напоминает этот столбик? (Ответы детей.)

Мне - основу человеческого организма – позвоночник. По-другому позвоночник называют позвоночным столбом. Воспитатель показывает на ребенке, где находится позвоночник (пальчиками можно прощупать отдельные позвонки), и предлагает друг у друга на ощупь найти позвонки.

Какой из выстроенных столбцов вам больше нравится? Почему? (Ответы детей.)

Какой из двух, на ваш взгляд, наиболее устойчивый? (Ответы детей.)

Любой из этих столбиков легко рассыплется от малейшего движения (эксперимент).

Что удерживает позвоночник в прямом положении?

Удерживать позвоночник в правильном положении помогают крепкие, натренированные мышцы. Если человек держит свое тело правильно, ничто не мешает работе всех внутренних органов.

Сегодня на занятии мы с вами будем укреплять мышцы спины, чтобы сохранить осанку и здоровье. Вы хотите быть здоровыми?

Тема нашего занятия: «Будьте здоровы!».

Что мы будем сегодня делать? (Укреплять мышцы.)

Для чего это нам нужно? (Сохранять красивую осанку и здоровье.)

Сейчас я вас научу, как можно проверить правильность своей осанки:

нужно стать плотно к стене, чтобы затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы касались стены.

Мы с вами постараемся соблюдать правильное положение тела.

I. Вводная часть.

1. Построение, проверка осанки.

2. Ходьба: (по 15 сек.) Максимально напрягать мышцы туловища.

Обычная.

На носочках.

На пяточках

На внутренней стороне стопы.

На внешней стороне стопы.

С высоким подниманием бедра.

3. Бег: (2-3 мин.) Дыхание: вдох – носом, выдох – ртом.

(Активная работа руками.)

- «Змейкой»

Боковой галоп

Со сменой направления.

4. Перестроение в колонну по три.

1. «Палку в верх». И.п.: ноги слегка расставить, палку вниз.

1 – палку вверх, правую ногу отвести назад, тянуть носок, смотреть на палку;

3 – палку вверх, левую ногу отвести назад, тянуть носок, смотреть но палку;

2. «Поворот». И.п.: ноги врозь, палка за спиной зажата согнутыми руками.

1 – поворот вправо;

3 – поворот влево;

3. «К колену». И. п.: сидя, палка на бедрах.

1 – палку вверх;

2 – согнуть колено, палку к колену;

3 – выпрямить ноги, палку вверх;

4 – и.п. Спину все время держать прямо. Повторить 5 раз.

4. «Наклонись». И.п.: стоя на коленях, палка сзади в прямых руках.

1 – прогнуться назад, коснуться пяток ног - выдох;

2 – и.п. – вдох;

3 – 4 – То же. одновременное движение ног. Выполняя упражнение, голову не опускать. Повторить 5 - 6 раз.

5. «Палка поможет». И.п.: о.с.палка вертикально, один конец упор, хват за верхний конец.

1 – 2 – скользя руками вниз, присесть, разводя колени и поднимая пятки;

3 – 4 – и.п. спину держать все время прямо. То же держать одной рукой. Повторить 4-6 раз.

6. «Вокруг палки». И.п.: ноги слегка расставить, палка вертикально, один конец упор, другой в руке. Прыжки вокруг палки (два круга) и ходьба на месте. Сменить направление. Повторить 2 раза.

II. Основная часть.

1.Упражнения в парах (по 5-6 раз)

  • «Тележка» - лицом друг к другу, руки на плечах друг у друга, отойти назад, прогнуться с наклоном вперед (смотреть вперед, колени не сгибать).
  • «Насос» - лицом друг к другу, взяться за руки, пальцы ног касаются пальцев партнера, один приседает, другой старается удержать его за руки, отклоняясь назад (руки и ноги прямые, туловище ровное, не отходить назад).
  • «На лодке» - сесть лицом друг к другу, ноги врозь, пятки и пальцы одного упираются в другого. Один ребенок пытается отклониться назад и тянет за собой другого, потом наоборот (колени не сгибать, наклоняться, как можно, ниже).

2. «Тропа здоровья» (сохранять осанку и равновесие).

III. Заключительная часть.

Подвижная игра: «Ёлочка».

Малоподвижная игра «Правила правильной осанки» (карточки)

Дети лежатся на коврик, воспитатель читает шуточный стишок:

«Я на коврике лежу,

Прямо в потолок гляжу,

Лежат ровно пяточки,

Плечики, лопаточки,

Спинка ровная, прямая,

А могла бы быть кривая»

Чем сегодня мы занимались на занятии? (Укрепляли мышцы.)

Дети встают в круг, берутся за руки.

Воспитатель: давайте каждый из нас пожелает здоровья рядом стоящему товарищу, и хором пожелаем здоровья гостям:

«Будьте здоровы!»

Цели:

  • привлечь внимание родителей к проблеме профилактики плоскостопия,
  • познакомить с основами профилактики и специальными упражнениями,
  • способствующими укреплению сводов стопы,
  • вызвать у родителей осознанное отношение к проблеме, познакомить с путями ее решения.

Ход занятия

В зале находятся родители.

Инстр. ФК. Уважаемые родители! Сегодня мы собрались с вами, для того чтобы поговорить о проблеме профилактики плоскостопия. Результаты анкетирования проводимого недавно в вашей группе показали, что основная масса родителей, ограничивается в решении данной проблемы подбором удобной обуви. Это конечно немало важно, но не достаточно.

Успешная профилактика плоскостопия возможна на основе комплексного использования всех средств физического воспитания! - гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений.

Среди гигиенических факторов важным условием предупреждения деформации стоп является гигиена обуви и правильный ее подбору форма и размеры обуви должны обеспечивать правильное положение стопы. Рекомендуется нерантовая обувь, с твердой подошвой, небольшим каблучком и шнуровкой. Для занятий физическими упражнениями следует использовать соответствующую обувь с эластичной подошвой, обеспечивающей амортизацию при беге, прыжках и других движениях.

Регулярное применение природно-оздоровительных факторов , например, хождение босиком по естественному грунту (траве, песку, гальке, хвойным иголкам) также способствует профилактике и коррекции функциональной недостаточности стоп.

Нормальное развитие стопы и ее сводов обеспечивается правильным физическим воспитанием, включением в содержание занятий по физической культуре специальных упражнений для формирования и укрепления свода стопы.

Важно для профилактики плоскостопия стараться избегать чрезмерной нагрузки на стопы .

В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста пристальное внимание следует уделять формированию навыка ходьбы . Не допускать постановку ноги на всю стопу, шлепанье, шарканье.

В целях профилактики плоскостопия рекомендуется шире применять различные виды ходьбы, включая ходьбу по наклонной доске (угол наклона доски 10° и более), а также ребристым доскам, рейкам или палочкам, положенным на пол так, чтобы на них приходилась середина стопы.

В двигательной деятельности детей дошкольного, в разнообразных жизненных и игровых ситуациях, широкое применение находят прыжки. Для любого вида прыжка необходимо правильное приземление. Важно научить ребенка мягко приземляться, что предохраняет от развития плоскостопия и предупреждает появление травм при выполнении прыжков на жестком грунте, при спрыгивании с естественных препятствий.

Начиная с шестого года жизни (старшая группа), дети приступают к систематическому разучиванию прыжков на скакалке. Во избежание чрезмерной нагрузки на стопу, упражнения в прыжках на скакалке следует чередовать с небольшими интервалами отдыха.

Укреплению мышц стопы и голени и формированию сводов стопы способствуют упражнения в лазании по гимнастической стенке, веревочной лестнице, канату, в связи с чем следует чаще применять их как в процессе занятий по физической культуре, так и в самостоятельной двигательной деятельности детей. Хорошо если у вас дома есть спортивный уголок. Кроме того, профилактике и коррекции функциональной недостаточности стоп способствуют плавание и езда на велосипеде .

При профилактике плоскостопия необходимо уделять внимание укреплению мышц стопы не только путем варьирования различных вышеперечисленных упражнений, но и путем использования специально подобранных упражнений, часть которых должна выполняться из исходных положений сидя и лежа, при разгрузке стоп. Учитывая возрастные психологические особенности детей дошкольного возраста, желательно применять упражнения с образными названиями и упражнения с предметами, что способствует повышению интереса и активности занимающихся. Кроме того, следует отметить, что положительное влияние на формирование сводов стопы и укрепление мышц стопы и голени оказывают различные танцевальные шаги и элементы.

Сегодня на нашем занятии я хочу познакомить вас с примерными упражнениями для укрепления мышц стопы, а совместное выполнение этих упражнений с детьми поможет вам лучше их запомнить, почувствовать влияние этих упражнений на стопу, поучить следить за четким выполнением упражнений детьми. Думаю, что прежде чем требовать от ребенка выполнения упражнений, следует сначала сделать их самим, чем мы с вами сейчас и займемся.

В зал приглашаются дети.

Взр. Ребята, у нас с вами сегодня не обычное занятие. Сегодня мы будем заниматься вместе с родителями.

Появляется Старик Хотабыч босиком.

С.Х.: О бедный я несчастный старик (замечает детей) . Здравствуйте, о алмазы моего сердца! Я так спешил к вам в детский сад, прослышал я, что у вашего детского сада день рождения, я хотел вас поздравить, но когда пролетал на ковре самолете над страной Игрушек, поднялся сильный ветер и сдул с ковра мои волшебные башмаки, хотя основная волшебная сила находится у меня в бороде, но без туфлей меня не слушается ковер самолет. Поэтому, как только я потерял мои чудесные башмаки, ковер сбросил меня в сугроб, от чего промокла моя борода, и я не могу теперь колдовать. А без башмаков я не смогу укротить непослушный ковер и вернуться домой. О, я несчастный старик, что же мне делать?

Взр. Не отчаивайся, С.Х. может, мы сможем помочь тебе помочь. Как вы думаете ребята, сможем?

Ответы детей.

С.Х. О высокочтимые дети и взрослые, о, изумруды моего сердца, я так благодарен вам за готовность мне помочь, но знаете ли вы, что путь в страну Игрушек не близок, и коли нет ковра - самолета придется идти туда пешком. Не легко придется нашим ножкам. Давайте их подготовим к долгому путешествию.

Выполняют самомассаж стоп.

Чтобы далеко шагали,
В путь дороге не устали.
Сядем все мы, отдохнем
И массаж подошв начнем.
На каждую ножку масла понемножку.
Хоть они и не машина,
Смазать их необходимо!
Проведем по ножке нежно,
Будет ноженька прилежной.
Ласка всем, друзья нужна.
Это помни ты всегда!
Разминка тоже обязательна
Выполняй ее старательно.
Растирай старайся и не отвлекайся.
По подошве, как граблями,
Проведем сейчас руками.
И полезно и приятно -
Это всем давно понятно.
Рук своих ты не жалей
И по ножкам бей сильней
Будут быстрыми они потом попробуй догони!
Гибкость тоже нам нужна,
Без нее мы никуда
Раз - сгибай, два - выпрямляй
Ну активнее давай
Каждый пальчик мы найдем,
Хорошенько разомнем.
Надо с ними нам дружить,
Чтобы всем здоровым быть.
Скажем все: "Спасибо!"
Ноженькам своим.
Будем их беречь мы
И всегда любить.

С.Х. ну вот наши ножки и готовы к путешествию.

Становитесь друг за другом

Отправляемся в дорогу.

Под музыку "Дорогою добра" дети идут по дорожке здоровья.

(Дорожка со следами, кочки, наклонная доска, лестница, поролоновая дорожка, канат, дорожка с пробками)

С.Х. Вот она страна Игрушек, только куда же теперь идти, ведь я не видел даже, в какую сторону унесло мои башмаки. О, старая моя голова. Смотрите вон уточка, может ей что-то известно. О, любезная Уточка, не слышали ли вы что-нибудь о башмаках, которые я потерял в вашей стране.

Уточка. Слышала, как не слышать, мне про них Королева Мячей рассказывала.

С.Х. А не подскажите ли вы нам дорогу к высокочтимой Королеве Мячей.

Уточка. Некогда мне дороги указывать мне ноги тренировать надо, у нас скоро чемпионат по заплыву среди уток.

С.Х. Разлюбезная уточка, а если ребята покажут тебе чудесную гимнастику для ног, ты поможешь нам. (детям) Ребята, выручайте!

Гимнастика для ног под музыку "Танец утят"

1. "Утята шагают к реке" И.п. - сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади. Ходьба на месте, не отрывая носки от пола.

2. "Утка ходит вразвалочку-спотыкалочку" И.п. - то же. 1-2 - поднимая внутренние своды опереться на наружные края стоп. 3-4 - и.п.

3. "Утята встретили на тропинке гусеницу" И.п. - то же. Ползающие движения стоп вперед и назад с помощью пальцев.

4. "Утка крякает" И.п. - то же. 1-2 - отрывая пятки от пола, развести их в стороны. ("клюв открылся"), произнести "кря-кря" 3-4 - и.п.

5. "Утята учатся плавать" И.п. - сидя, руки в упоре сзади, носки натянуть. 1 - согнуть правую стопу вперед. 2 - разгибая правую стопу, согнуть вперед левую стопу

Уточка. (радостно) Вот спасибо с такой гимнастикой я так натренируюсь: а к Королеве Мячей это вам вот этой дорожкой идти надо (показывает дорогу).

Дети идут указанной дорогой. Видят Королеву Мячей.

С.Х. О, высокочтимая Королева Мячей, слышали мы, что известно тебе о чудесных башмаках, которые я потерял, пролетая над вашей страной.

К.М. (печально) Ох, башмаки, причем тут башмаки, когда мои младшие братья мячи печальные в корзине скучают. Они так мечтают вырасти большими и стать настоящими футбольными мячами. А провести с ними тренировку некому. Не до башмаков мне.

С.Х. Ребята, может, мы поиграем с мячиками-малышами, а раз они мечтают о футбольной карьере, давайте тогда поиграем с ними ногами.

Упражнения с массажными (колючими) мячами под музыку.

1. И.п. - сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади, мяч под стопами Катать мяч вперед-назад двумя стопами вместе и поочередно.

2. И.п. - то же Катать мяч вправо-влево двумя стопами вместе и поочередно.

3. И.п. -то же Круговые движения двумя стопами вместе и поочередно, вращая мяч вправо и влево.

4. И.п. - лежа на спине, руки внизу, мяч между лодыжками 1-2 - ноги вперед, поднимая мяч и удерживая его стопами 3-4 - и.п.

5. И.п. - сидя ноги врозь, мяч внутри на полу у носка правой. Движением носка внутрь одной стопы перекатить мяч к другой стопе и наоборот.

К.М. Вот спасибо! Посмотрите, как они повеселели, да как разрумянились. А про башмаки чудесные, я от Матрешки слышала, она их у кого-то видела. Вам к ней надо.

Дети уходят и встречают Матрешку.

С.Х. О, почтеннейшая их почтенных, о красивейшая из красивейших. Знаем мы, что известно тебе у кого находятся мои чудесные башмаки. Не укажешь ли ты нам дорогу как туда добраться.

Матрешка.

Отчего же не помочь,
Укажу я вам дорожку
Коль попляшут ваши ножки.

Танец ножек "Матрешки".

"МАТРЕШКИ"

1. "Мы - веселые матрешки, на ногах у нас сапожки" И.п. - стоя ноги вместе, руки на пояс. 1 - правую вперед на пятку. 2-3 - покачать носком вправо-влево. 4 - приставляя правую, и.п. 5-8 - то же с левой.

2. "Красные сапожки, резвые ножки" И.п. - то же. 1 - правую вперед-в сторону на пятку. 2 - правую на носок, 3 - правую на пятку. 4 - с притопом приставляя правую, и.п. 5-8 - то же с левой.

3. "Танец каблучков" И.п. - то же. 1-2 - поочередно шаг правой, затем левой вперед на пятку, руки в стороны ладонями вверх 3-4 - поочередно шаг правой, затем левой назад на носок, полуприсед, руки на пояс.

4. "Гармошка" И.п. - стоя пятки вместе, носки врозь, руки на пояс. 1- слегка приподнять пятку правой и носок левой и скользящим движением перевести вправо. 2- опуская пятку правой и носок левой на пол, стойка носки вместе, пятки врозь. 3- слегка приподнять носок правой и пятку левой и скользящим движением перевести вправо. 4- опуская носок правой и пятку левой на пол, и.и. 5-8 - то же, что 1-4, 1 -8 - то же, передвигаясь влево

5. "Елочка" И.п. - то же. 1- слепка приподняв носки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на пол. 2- слегка приподняв пятки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на пол, 3-8 - продолжать передвигаться таким образом вправо, 1-8-то же влево.

6. "Присядка" И.п. - то же 1- присед на носках, колени в стороны, руки вперед-в стороны ладонями вверх. 2-и.п. 3- правую в сторону на пятку. 4-приставляя правую, и.п. 5-8 - то же с другой ноги.

Матрешка. Вот спасибо, потешили, а башмаки ваши я у Обезьян Обезьяныча видела, он их недавно где-то нашел, так теперь не расстается с ними. Вам к нему надо.

С.Х. Спасибо тебе, Матрешечка.

Дети идут к Обезьяне, рядом с ней стоят башмаки.

С.Х. О, высокочтимый Обезьян Обезьяныч, не соблаговолишь ли ты вернуть мне мои чудесные башмаки. Они мне очень нужны.

О.О. Вот еще они мне самому нравятся. Вон какие красивые да блестящие, а какой я в них красивый.

С.Х. Но многоуважаемый О.О. ведь в них вы не сможете играть в самую обезьянью игру.

О.О. Это какую еще игру?

С.Х. (детям)Р ребята, давайте научим О.О. обезьяньей игре.

Эстафета "Обезьянья эстафета"

Дети делятся на две команды и садятся на две скамейки. Возле каждой скамейки лежат кольца на одно больше игроков в команде. В первых кольцах лежит равное количество бусин, которые дети должны ногами перекладывать из одного кольца в другое. Чья команда быстрее закончит передачу, та и выиграла. Игру повторить в обратном направлении другой ногой.

О.О. Замечательная игра, но башмаки все равно не отдам, я их перед игрой снимать буду.

С.Х. Ну, умнейший из умнейших, посмотри ведь они тебе маленькие. Ты все равно не сможешь в них ходить.

О.О. Ходить не смогу так на стенку повешу вон они какие красивые.

С.Х. так ведь на стенку не башмаки вешают, картины. Хочешь, мы тебе нарисуем?

О.О. Хочу, только раз менять такие необычные башмаки, то менять и на необычную картину. Хочу, чтобы нарисовали ее ногами, много много цветов.

Дети рисуют ногами цветы.

О.О. отдает башмаки.

С.Х. О, изумруды моего сердца, о, алмазы моей души хочу поблагодарить вас за то, что Помогли мне найти мои туфли. Они ведь у меня не простые, а волшебные стоит их только надеть, сделать несколько движений ногами, загадать желание и оно непременно сбудется. Хотите попробовать?

Дети загадывают желания

С.Х. Все ваши желания непременно сбудутся, а мое уже сбылось. Я загадывал, чтобы мы очутились опять в вашем чудесном детском саду. Я не забыл, что прилетел к вам на день рождения детского сада, и над страной игрушек я пролетал не зря, я приготовил для вас подарок. Я хочу чтобы эта игрушка жила в вашей группе, вы с ней почаще играли и вспоминали наше путешествие.

Дарит игрушку и прощается с детьми.

Инстр.Ф.К. Мы продемонстрировали вам несколько видов упражнений для ног с детьми. Существует еще множество различных интересных упражнений и игр для ног, но я думаю, что слишком много информации это тоже плохо, поэтому о других упражнениях и играх вы сможете узнать из информации появляющейся в группе. Таких как консультации, памятки, стенды. Следите за нашей информацией и вы узнаете еще много интересного. А чтобы сегодняшнее занятие не забылось достаточно быстро, разрешите предложить вашему вниманию памятки о профилактике плоскостопия. Спасибо за внимание и участие в нашем мероприятии.

Уважаемые родители! Напишите пожалуйста отзывы о прошедшем занятии. Понравилось ли вам сегодняшнее мероприятие? Нужны ли вам такие занятия? На какие темы вы хотели бы еще получить информацию? В какой форме вы хотели бы ее получить?

Мы будем рады учесть ваши советы и пожелания в своей дальнейшей работе.

1) формировать навык правильной ходьбы

2) укреплять мышцы, формирующие свод стопы

3) разучить новый комплекс упражнений

4) закаливать и оздоравливать организм

5) развивать внимание

6) формировать интерес к занятиям

Методические указания

Организация детей

Дозировка

Дозировка

Обратить внимание на осанку

1- глубокий вдох носом

2- выдох, произнести «ах»

В колонне по одному друг за другом фронтально

Подняться на носки, пятки отпустить вправо, перекатиться на пятки, поднять носки, опустить вправо и т д Идти в одну сторону, затем в другую

Сидя на стуле фронтально

Круговая тренировка. Ребенок занимается на каждой станции 1 мин.

Дети делятся на две подгруппы. Первая – образует круг, взявшись за руки (мышеловка), а вторая - мыши, которые вбегают и выбегают из круга на носках. Дети, стоящие в кругу, поднимают руки вверх, образуя ворота.

«Ах. Как мыши надоели,

Все погрызли, все поели.

Берегитесь же, плутовки, Доберемся мы до вас,

Вот расставим мышеловки,

Переловим всех за раз»

После этих слов, дети опускают руки вниз и «захлапывают мышеловку»

Пойманные «мышки» отходят в сторону.

Инструктор прячет в зале какой-нибудь предмет, а дети его ищут, перемещаясь на пятках.

ИП - ноги на ширине плеч, руки сжаты в «замок» вверху

1- вдох носом

2 – руки опустить резко вниз,

выдох, произнести «ух»

1 часть Построение в шеренгу

Дыхательное упражнение

«Нюхаем цветок»

Ходьба - обычная

С перекатом с пятки

Спиной вперед с

перекатом с носка

Бег – обычный

С остановкой по сигналу

и вставанием на носки

Спиной вперед

Ходьба– «боковая прогулка»

На носках, руки в

На пятках, руки за

На внешней стороне

Обычная

Массаж стоп

Упражнения сидя на стуле

1) ИП- руки на поясе

Перекаты с пятки на носок с большой амплитудой

2) ИП- одна нога выпрямлена вперед, другая под стулом

Смена положения ног

3) ИП- стопы стоят на

развести пятки в стороны, вернуться в ИП

4) ИП- стопы вместе,

руки на наружной стороне коленей

стремиться поставить стопы на наружный свод, руками оказывать незначительное сопротивление

5) ИП- стопы стоят на

имитация подгребания песка пальцами, пятки стоят на полу. Движение выполняют все пальцы. То же отгребание песка

6) ИП- стопы «склеены»

Вместе внутренним сводом

Поднимать и опускать пятки

7) ИП- стопы стоят на

Поочередное поднимание пальцев ног, пятки стоят на полу. Поочередное поднимание пяток ног, пальцы на полу

1- езда на велотренажоре

2- ходьба по беговой дорожке

3- собирание платочков в обруч пальцами ног

4- прыжки на большом мяче

5- ходьба по скамейке на носках

6- ходьба по обручу боком приставным шагом серединой стопы

7- ходьба по ребристой доске

8- ходьба по доске, опускаясь на одно колено

9- катание массажных мячей стопами

10 серединой стопы

Подвижная игра

«Мышеловка»

«Найди предмет»

Упражнение на дыхание

« Дровосек»

20сек в каждую сторону

1 раз на каждой стопе

По 1 мин на каждой станции

30 сек в каждую сторону

1 раз на каждой стопе

По 1 мин на каждой станции

КОНСПЕКТ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ № 9

1) закрепить знания детей о плоскостопии и способах профилактики

2) разучить и выполнять новый комплекс

3) укреплять костно - мышечный аппарат специальными упражнениями

4) формировать и закреплять навыки правильной осанки

5) воспитывать чувство товарищества

Методические указания

Организация детей

Дозировка

Дозировка

Обратить внимание на осанку

1-2-3- три коротких вдоха через нос

4- выдох через рот

В колонне по одному фронтально

Дети стоят на полу, пятки вместе, носки врозь. Левую ногу поднять на носок, правую на пятку и соединить пальцы ног

Дети садятся на скамейку, берут по два массажных мяча и катают их стопами

Фронтально

В парах, лицом друг к другу

Дети делятся на три подгруппы, каждая выполняет свое задание и переходит на другую станцию

Один ребенок(мышка) стоит в конце зала. Другие дети (огуречики) идут (на носках или пятках) к нему и говорят

« Огуречик, огуречик

Не ходи на тот конечик.

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет»

После этих слов дети разбегаются, а «мышка» их ловит.

Дети сидят на полу, ноги вытянуты вперед, упор сзади руками. Передают мяч ногами друг другу

1- вдох носом

2- выдох, произнести «ти-ши-на»

1 часть Построение в шеренгу

Дыхательное упражнение

« Надуваем шарик»

Ходьба – обычная

На носках, руки в стороны

На пятках, руки за спиной

полочкой

- « Гармошка»

Бег - обычный

На носках

По доске

С остановкой по сигналу и

приседанием

Ходьба – обычная

По массажным коврикам

В полном приседе «гуси»

2 часть Массаж стоп массажными

Упражнения со средним мячом

1) ИП- лежа на спине с опорой на предплечья, стопы на мяче

Попеременное перекатывание мяча стопами вперед и назад

2) ИП- лежа на спине, мяч

Зажат в голеностопных суставах

Приподнять ноги, согнуть и поставить на пол. Затем поднять, выпрямить и вернуться в ИП

3) ИП- то же

Перекаты мяча через ногу вправо и влево

4) ИП- ноги согнуты, стоят на

надавливая на мяч, выполнять круговые вращения в правую и левую сторону

5) ИП- ноги прямые, мяч в

голеностопных суставах

поставить правую ногу на мяч, носок на себя, на нее поставить левую ногу, вернуться в ИП

6) ИП- сидя на полу, ноги

согнуты в коленях и прижаты к животу. Одна шеренга располагается лицом к другой.

Движением ног прокатить мяч сидящему напротив ребенку. Он ловит его руками, а затем ногами резко откатывает своему партнеру.

7) ИП- сидя, руки в упоре

сзади, мяч положен у ног справа

захватить мяч стопами, поднять и переложить его влево.

8) ИП- сидя, ноги согнуты в

Коленях и прижаты к животу. Дети сидят парами, лицом друг к другу

Захватить мяч стопами и движениями ног вперед бросить мяч, сидящему напротив ребенку

1- Отбивать мяч, подвешенный на веревке, ногой

2- Перелезание с пролета на пролет по шведской стенке

3- Перекладывание мелких предметов из обруча в обруч, зажимая их пальцами ноги

Подвижная игра «Огуречик»

3 часть Игра малой подвижности

«Ловкие ноги»

Упражнение на дыхание

«Тишина»

20 сек в каждую сторону

По 2 мин на каждой станции

30 сек в каждую сторону

По 2 мин на каждой станции

КОНСПЕКТ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ № 11

1) учить детей самостоятельности при выполнении упражнений

2) закрепить элементы массажа ног

3) формировать и закреплять навыки правильной осанки

4) уменьшать деформацию имеющегося уплощения сводов стопы

5) воспитывать самостоятельность и трудолюбие

Методические указания

Организация детей

Дозировка

Дозировка

1 – вдох через нос

2 – выдох через рот

В колонне друг за другом фронтально

Стоя в две шеренги

Фронтально

Дети делятся на две подгруппы

Нельзя догонять детей, которые приседают

Один ребенок стоит в центре круга. Остальные идут по кругу со словами « Ровным кругом друг за другом, эй ребята не зевать, все что Толя нам покажет

Будем вместе выполнять» Водящий показывает движение, а остальные его выполняют

1- вдох носом, руки, согнутые в локтях подтянуть к груди

2- выдох, произнести

«с-с-с», руки вниз

1 часть Построение в шеренгу

Упражнение на дыхание

« Вдох – выдох»

Ходьба – по массажным дорожкам

Обычная

Бег – обычный

Спиной вперед

С захлестом голени

Ходьба – обычная

По ребристой доске

По диагонали на носках

На пятках

На внешней стороне стопы

Обычная

2 часть Массаж стоп зубной щеткой

Сидя на полу. Зубной щеткой ведем вдоль стопы и говорим: «рельсы - рельсы», ведем поперек стопы «шпалы - шпалы», нажимаем и ведем вдоль стопы: «ехал поезд запоздалый», стучим по стопе щеткой: «из последнего вагона вдруг посыпалось зерно», стучим по всей стопе обратным концом щетки: «пришли куры поклевали» , щиплем стопу двумя пальцами: «пришли гуси пощипали» , хлопаем ручкой щетки: «пришел слон притоптал» , гладим щетинкой « пришел дворник, все подмел»

Упражнения из положения стоя:

Ходьба на месте поочередно поднимая пятки, не отрывая носки от пола

2) ИП- ноги вместе

Пальцы поджали, вверх подняли

3) ИП- пятки на полу

Стучат пальцы ног

4) ИП- пальцы ног «приклеены»

Стучат пятки

5) «Пружинка»

Сгибаем колени, стопы стоят на полу параллельно

6) «Качели»

Глубокие перекаты с носков на пятки

7) Растереть стопы об ковер

1- ходьба по скамейке на носках, руки за головой

ходьба по ребристой доске

ходьба по доске с выпадами, касаясь коленом доски

ходьба по канату боком приставным шагом

2- катание палки стопами

Подвижная игра «Ловишки с приседанием»

3 часть Игра малой подвижности

«Ровным кругом»

Упражнение на дыхание

1 раз на каждой стопе

1 раз на каждой стопе

ЗАНЯТИЕ « ЧТО ТАКОЕ ПЛОСКОСТОПИЕ»

Цель: Познакомить детей с понятием «плоскостопие».

Рассказать о причинах возникновения и способах профилактики.

Материал: Кукла Здравик.

Картинки с изображением здоровой и плоской стопы

Наборы мелкого конструктора лего

Пластмассовый лоток

Лист белой бумаги, фломастер

10 кирпичиков крупного лего

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель (выставляет на стол куклу).Сегодня к нам в гости пришел Здравик. Он хочет рассказать что-то интересное и для вас важное.

Здравик (за него говорит воспитатель) . Здравствуйте! У меня сегодня хорошее настроение, я себя хорошо чувствую, мне хочется поиграть, побегать и попрыгать вместе с вами. Но я не всегда был такой жизнерадостный. Скажу вам по секрету – у меня было плоскостопие. Как вы думаете, что это такое? (Это когда у человека стопа плоская) Совершенно верно! Вот, посмотрите на эти картинки(воспитатель прикрепляет на доску картинки с изображением плоской и здоровой стопы) Так выглядит здоровая стопа, а так плоская.

Казалось бы, какой пустяк - небольшая ложбинка на ступне. Но она выполняет очень важную роль: уменьшает нагрузку на кости и мышцы ног и всего позвоночника, когда мы бегаем, прыгаем, ходим. От чего же стопа может стать плоской? оказывается, основных причин три.

Первая - «неправильная» обувь. Вот я раньше любил ходить в шлепанцах. А потом вдруг заметил, что мои ноги стали очень быстро уставать. Я спросил у врача; почему так происходит. Она объяснила, что дети обязательно должны носить обувь с твердым задником и на небольшом каблучке, вот как у меня! (показывает). Ну-ка проверьте, у всех ли правильная обувь? (дети рассматривают свою обувь)

Вторая причина - плоскостопие развивается у тех, кто не делает утром зарядку, не укрепляет мышцы свода стопы с помощью специальных упражнений. Я об этом даже стихи сочинил. Чтоб ходить, чтоб бежать,

Чтобы весело скакать,

С помощью зарядки мы

Укрепляем стопы!

И теперь я каждое утро делаю зарядку.

Наконец, третья причина. Не всякую нагрузку могут выдержать мышцы, поддерживающие стопу. Например, детям нельзя прыгать с большой высоты.

Воспитатель. Дети, а ведь мы с вами знаем много упражнений для того, чтобы не. допустить развития плоскостопия. Давайте покажем некоторые из них Здравику. Только сегодня они будут необычные. Мы используем для них конструктор лего. Снимайте обувь и носки (дети разуваются)

Комплекс упражнений

Воспитатель. По шершавой по дорожке

Проходили наши ножки!

(дети идут друг за другом по платам лего)

Воспитатель Мы волшебные детали собираем, посмотри!

А потом модель построим. Начинаем:

Раз, два, три!

(Дети сидят на стульях. Перед ними на ковре разбросаны кирпичики мелкого лего и стоят лотки. Каждый ребенок собирает в лоток пальцами правой ноги красные кирпичики, пальцами левой ноги – синие.)

Воспитатель. Рисовать все любят люди.

И мы художниками будем.

Ногой фломастер ты возьми

И детали обведи.

(Дети сидят на стульях. Перед ними на полу лежат листы бумаги, на которых разложены красные и синие кирпичики мелкого лего. Дети, захватив фломастер пальцами правой ноги, обводят красные детали, пальцами левой ноги – синие детали.)

Воспитатель Ножки прыгать научите,

Через дом перенесите.

(Дети сидят на ковре, вытянув прижатые одна к другой ноги. Поднимают ноги и переносят их через стоящий на полу домик из лего (высотой 15 – 20 см) , опускают на пол.)

Воспитатель Дружно кубики берем

И по кругу их несем.

Кубик, захватив стопами,

Другу справа отдаем.

(Дети сидят по кругу, вытянув ноги к центру. Перед каждым ребенком - кирпичи из крупного лего. Ребенок поднимает кирпичик, зажав его между стопами, переносит вправо, опускает на пол. Затем так же переносит кирпичик, полученный от соседа слева. Таким образом кирпичики передвигаются по кругу.)

Здравик Молодцы, какие интересные упражнения с конструктором вы показали!

Воспитатель А еще Здравик, дети любят конструировать, строить разные модели.

Здравик Интересно, сумеете ли вы из конструктора построить модель здоровой стопы и плоской?

(Воспитатель распределяет детей на две подгруппы. Одна подгруппа собирает плоскую стопу, а вторая – здоровую)

По окончании работы, дети показывают свои модели, делятся впечатлениями.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Стабилизация стопы и коррекция плоскостопия у детей – одна из ключевых задач, так как это влияет на формирование всего опорно – двигательного аппарата ребенка. Плоскостопием страдают от 40 до 60% населения земного шара.

Плоскостопие – болезнь серьезная именно из-за несерьезного к ней отношения. А сформировалось оно потому, что долгие годы нам прививали пренебрежительное отношение к своему здоровью: вкалывать – так до упаду, заболел – не раскисай, и вообще - если уж умирать, так с музыкой, и непременно на работе. Времена громких лозунгов миновали оставив обычного человека наедине со своими недугами, смертельными и несмертельными. В число последних и входит плоскостопие.

У тех, кто им страдает, ноги как свинцом налиты, каждый шаг дается с трудом. А если у вас такая работа, когда « волка ноги кормят» , то и вы, и ваша семья рискуете остаться голодными… Это касается мужчин. У дам свои проблемы. Женщина, как известно, начинается с ног. А при плоскостопии о туфлях на шпильках и платформе можно забыть.

Стопа при ходьбе, стоянии, беге выполняет опорную или толчковую, рессорную, балансировочную функцию. При ослаблении мышц стопы и снижении ее функции повышается нагрузка на другие составные части рессорной системы. Например, при выраженном плоскостопии у детей увеличивается поясничный лордоз, который компенсаторно сохраняет рессорную функцию позвоночника.

Формирование свода стопы у детей начинается с четырех лет. Поэтому профилактику нужно начинать с дошкольного возраста и продолжать в школьном, а у детей с врожденным плоскостопием – с рождения.

Актуальность проблемы определила ЦЕЛИ

Профилактика и коррекция незначительных нарушений стоп

Формирование и закрепление навыка правильной ходьбы

Профилактика нарушений осанки

1) выявление детей, имеющих плоскостопие;

2) установление причин и признаков плоскостопия;

3) повышение санитарно - гигиенического уровня детей и их родителей;

5) исправление имеющейся деформации стопы

6) укрепление мышц, формирующих свод стопы

Плоскостопие - это статическая деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Оно бывает продольное и поперечное, но часто встречается и смешанное.

У большинства людей встречается так называемое статическое плоскостопие. Иногда оно возникает от врожденной слабости связок, но чаще всего у людей с лишним весом.

У детей до года деформируется стопа из –за раннего и долгого хождения в «ходунках».

Еще одна причина болезни – нерациональная, неудобная обувь . У детей должна быть обувь с твердым задником, на небольшом каблучке, с широким носком.

Еще один вид болезни - травматическое плоскостопие – результат травмы костей стопы.

Следующий вид – врожденное плоскостопие . Причина этого – аномалия внутриутробного развития. В сложных случаях прибегают к хирургическому вмешательству.

Рахитное плоскостопие - приобретенное заболевание в результате неправильного развития скелета, вызванного дефицитом витамина Д в организме.

Паралитическая плоская стопа – это результат паралича мышц нижних конечностей, вызванного полиомиелитом или иной нейроинфекцией.

Диабетическая стопа – связана с тем, что у диабетиков нарушаются процессы заживления кожных повреждений.

Плоскостопие трудно излечить, но можно его корректировать специальными упражнениями.

СИСТЕМА РАБОТЫ

Главным звеном в моей работе являются оздоровительные занятия по коррекции и профилактике плоскостопия. До занятий в сентябре месяце идет предварительная работа – выявление детей, имеющих плоскостопие.

1) просмотр медицинских карт, где есть отметка ортопеда о диагнозе и рекомендации ребенку

2) выход на родительские собрания, где я рассказываю о своей работе в целом и о группах здоровья. Прошу родителей, которые подозревают у своего ребенка отклонения в развитии стопы, обратиться к ортопеду, и принести мне справку. Из разговоров с родителями выясняю причину плоскостопия.

3) на занятиях по физкультуре обращаю внимание на установку стоп во время ходьбы у детей. Если есть подозрение на плоскостопие, то показываю ребенка мед. сестре в саду. Мед. сестра дает направление к ортопеду родителям ребенка.

4) детям, у которых есть плоскостопие, или подозрения на него я делаю плантограмму (отпечаток стопы) в сентябре и в мае для сравнения и подтверждения эффективности занятий.

Это все проводится в сентябре и предшествует моим занятиям.

Первое занятие в октябре я провожу на группе со всеми детьми. Его задачи: познакомить детей с понятием «плоскостопие». Рассказать о причинах возникновения заболевания и способах профилактики.

Один конспект составляется на две недели, то есть по нему проводится 4 занятия.

В оздоровительном занятии, как и в обычном 3 части:вводная, основная, заключительная. В вводной части даются различные виды ходьбы и бега, для разминки стопы. В основной части можно сделать самомассаж стоп. Далее идут специальные упражнения для стоп, причем на первых занятиях их выполняют лежа на полу, далее – сидя на полу, сидя на полу с предметами, сидя на стуле или скамейке, сидя на скамейке с предметами, стоя у опоры, стоя, со скакалкой. Постепенно стопы укрепляются и можно проводить упражнения из ИП –стоя.

В заключительной части дети играют в мало подвижную игру.

Те упражнения, которые я даю на оздоровительных занятиях, дети закрепляют на физкультурных занятиях; на занятиях ОФП с ослабленными детьми; на утренних гимнастиках. Воспитателям выдаются комплексы профилактических упражнений, для выполнения во время закаливания после дневного сна.

Два раза в неделю, вечером дети занимаются в студии « Северные зори» , где педагоги очень тщательно следят за осанкой.

По рекомендации ортопеда дети занимаются плаванием, фигурным катанием и хоккеем, т. к. это способствует укреплению мышц стопы.

Еще одно из направлений оздоровительной работы – это обучение родителей упражнениям для коррекции и профилактике плоскостопия. Родители охотно посещают открытые занятия, консультации. Детям и родителям даются задания на дом (комплексы упражнений для занятий дома)

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

4 детей занимаются уже третий год в группе здоровья.

Результат

Уплощение стоп

Плоско-вальгусные стопы 1 ст

Плоскостопие - 2-3 ст

Вальгусные стопы

Приведение стоп

Уплощение стоп 2 ст

Миатонический синдром

Слабые мышцы, рано пошла

Слабость связок

Слабость связок

Наследственное

Рано пошла

Слабость связок, большой вес, «ходунки»

При рождении дисплазия бедра

Слабость связок

Норма –правая нога

Левая – 2 ст

Без изменения

Без изменения

Уменьшилась степень

Без изменения

Без изменения

Уменьшилась степень

КОНСПЕКТ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ № 2

Задачи: 1) укреплять костно - мышечный аппарат специальными упражнениями;

2) разучить новый комплекс упражнений;

3) формировать и закреплять навык правильной осанки;

4) увеличивать силовую выносливость мышц нижних конечностей;

5) закрепить знания детей о плоскостопии

6) воспитывать у детей самостоятельность, внимание, трудолюбие

Методические указания

Организация детей

Дозировка

Дозировка

1 часть Построение в шеренгу

Упражнение на дыхание

« Нюхаем цветок»

Ходьба – обычная

На носках, руки в

На пятках, руки за

КОНСПЕКТ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ №14

Задачи: 1) формировать у детей навыки правильной ходьбы и осанки

2) закрепить знания о плоскостопии и его профилактике

3) укреплять мышцы свода стопы

4) закаливать организм ребёнка

5) воспитывать самостоятельность при выполнении упражнений

Методические указания

Организация детей

Дозировка

Дозировка

1-2-3-три вдоха носом

4 – выдох через рот

Обращать внимание на правильную постановку стоп при ходьбе

Подняться на носки, пятки опустить вправо, перекатиться на пятки, поднять носки, опустить вправо и т д

Фронтально в две шеренги

Дати делятся на две подгруппы

Дети стоят в шеренге. По команде они берут стопой колпачок и, прыгая на одной ноге, переносят его на другую сторону площадки

Дети ищут предмет, спрятанный инструктором, ступая на носки (пятки)

1- вдох носом

2- выдох на ладошку

1 часть Построение в шеренгу

Упражнение на дыхание

Ходьба – обычная

На носках

На пятках

На внешней стороне стопы

Бег – обычный

На носках

Боковой галоп

Ходьба – «боковая прогулка»

В полном приседе

С перекатом с пятки на

Спиной вперед с перекатом

с носка на пятку

2 часть Упражнения с палкой

1) «Перешагни через палку»

ИП - стоя, ноги слегка расставить, палку держать за концы горизонтально перед собой

Высоко поднимая ноги, перешагнуть через палку вперед и назад.

2) «Перешагни через палку сидя»

ИП - сидя на полу, держать пальцы за концы.

Переносить поочередно ноги через палку, а затем возвращаться в ИП

3) «Подними палку ногами»

ИП - сидя на стуле, одной ногой придерживать палку снизу, другой - сверху и стараться приподнять ее.

4)«Перенеси ноги через палку»

ИП - лежа на спине, держать палку в вытянутых руках перед собой

Сильно сгибая ноги, стараться перенести их через палку и возвратиться в ИП

5)«Пройди по палке» пройти по палке, положенной на пол

6)«Пройди по палке боком»

Передвигаться по палке боком приставным шагом

7) «Приседания»

ИП - стоя на палке

Приседания и полуприседания

8)«Возьми палку»

ИП - под пальцы стоп положить палку

Сгибать и разгибать пальцы стоп, обхватывая и опуская палку

1- катание массажных мячей

2- лазание по шведской стенке,

Ходьба по канату

Ходьба по доске с выпадами

Подвижная игра «Перенеси колпачок»

3 часть Игра малой подвижности

«Найди предмет»

Упражнение на дыхание

«Сдуй снежинку с ладошки»

Вводная часть

1-2 неделя

Х – на носках

На пятках

На внешней стороне стопы

Спиной вперед с перекатом с носков на пятки

Пятки вместе, носки врозь

Носки вместе, пятки врозь

Б – обычный

С выносом прямых ног вперед

На носках

Лежа на спине и животе, сидя на полу

Массаж стоп

«Перенеси колпачок»

«Кто дольше»

3-4 неделя

Х – на носках

На пятках

В приседе

- « змейкой»

На внешней стороне стопы

В полуприседе

Б – на носках

С переменой направления

С выносом прямых ног вперед

Массаж стоп

Ходьба по палке боком приставным шагом

Приседания, стоя на рейке шведской стенки

Прыжки на больших мячах

«Гуси-гуси»

«Собираем камушки»

1-2 неделя

Х –«змейкой»

На носках «жирафы»

На пятках «петушки»

На внешней стороне стопы «мишки»

С перекатами с пяток на носки

Спиной вперед с перекатами с носков на пятки

В приседе «гуси»

Б – на носках

С захлестом голени

Сидя на стуле или скамейке

Массаж стоп

Ходьба по массажным коврикам

Ходьба по наклонной доске

Ходьба по канату боком приставным шагом

« Ловишки - жирафы»

« Собери камушки»

Вводная часть

3-4 неделя

Х – скресным шагом

На носках

На пятках

На внешней стороне стопы

С выпадами

С высоким подниманием бедра

Пятки вместе, носки врозь

Носки вместе, пятки врозь

Б – по диагонали

С выносом прямых ног вперед

На носках

Сидя на скамейке

Массаж стоп

Х – по скамейке на носках

По ребристой доске

По массажным коврикам

По доске с опусканием попеременно правого и левого колена

«Ловишка с приседанием»

«Найди и промолчи»

1-2 недели

Х – «змейкой» на носках

На пятках

На внешней стороне стопы

В полном приседе «гуси»

Б – с захлестом голени

С высоким подниманием бедра «лошадки»

Лазание по шведской стенке с переходом с пролета на пролет

Катание ногами массажных мячей

«Удочка» или

Прыжки на больших мячах

«Кто самый внимательный»

3-4 недели

Х – на носках

На пятках

На внешней стороне стопы

Пятки вместе, носки врозь «сосенка»

Носки вместе, пятки врозь «елочка»

Б – «змейкой» на носках

На пятках с захлестом голени

С палками

Массаж стоп

Ходьба по ребристой доске

Ходьба по скамейке с высоким подниманием бедра

Ходьба по массажным дорожкам

Прыжки на больших мячах

«Кот и мыши»

«Не упади»

Вводная часть

1-2 неделя

Х – на носках

На пятках

На внешней стороне стопы

Пятки вместе, носки врозь

Носки вместе, пятки врозь

Б – «змейкой» на носках

На пятках

С захлестом голени

С веревочкой

Массаж стоп

Ходьба по наклонной доске

Лазание по шведской стенке чередующимся шагом

Ходьба по массажной дорожке

Катание массажных мячей

«Коршун и утки»

«Кто больше всех соберет предметов»

3-4 неделя

Х – с перекатом с пятки на носок

- «боковая прогулка»

На носках

На пятках

На внешней стороне стопы

Б – на носках

С выносом прямых ног вперед

Сидя на стуле

Массаж стоп

Езда на велотренажоре

Ходьба по беговой дорожке

Собирание платочков пальцами стоп

Прыжки на больших мячах

Ходьба по скамейке на носках

Ходьба по обручу боком приставным шагом

Ходьба по ребристой доске

Ходьба по доске, попеременно опускаясь на одно колено

Катание массажного мяча

Ходьба по канату боком приставным шагом

Перелезание с пролета на пролет по шведской стенке

«Мышеловка»

«Найди предмет»

Вводная часть

1-2 неделя

Х – на носках

На пятках

- «гармошка»

По массажным коврикам

В полном приседе

Б – на носках

По доске

С остановкой по сигналу и приседанием

Со средним мячом

Отбивание мяча, подвешенного на веревке, ногой

Перелезание с пролета на пролет по шведской стенке

Перекладывание мелких предметов из обруча в обруч пальцами ног

«Огуречик»

«Ловкие ноги»

3-4 неделя

Х – на носках

На пятках

На внешней стороне стопы

С перекатами с пятки на носок

Спиной вперед с перекатами с носка на пятку

Пятки вместе, носки врозь

Носки вместе, пятки врозь

Б – на носках

На пятках

С выносом прямых ног вперед

Массаж стоп

Ходьба по массажной дорожке

Ходьба по ребристой доске

По скамейке на носках

По доске, попеременно опускаясь на одно колено

Прыжки на больших мячах

«Перенеси платочек»

«Собери колпачки»

1-2 неделя

Х – по массажным дорожкам

По ребристой доске

По диагонали на носках

На пятках

На внешней стороне стопы

Б – спиной вперед

С захлестом голени

Массаж стоп

Ходьба по скамейке на носках, руки за головой

Ходьба по ребристой доске

Ходьба по доске с выпадами

По канату боком приставным шагом

Катание палки

«Ловишки с приседаниями»

«Ровным кругом»

Вводная часть

3-4 неделя

Х – с высоким подниманием бедра

В приседе

На носках

На пятках

На внешней стороне стопы

Пятки вместе, носки врозь

Носки вместе, пятки врозь

Б – спиной вперед

С захлестом голени

С выносом прямых ног вперед

Езда на велотренажоре

Ходьба по беговой дорожке

Х с мячом, зажатым между коленей

Х по скамейке, высоко поднимая колени

Х по канату, положенному «зигзагом»

Катание массажных мячей

Прыжки на мячах

Х по массажным дорожкам

«Раскатываем тесто»

«Передай бутылку»

1-2 неделя

Х – на пятках

На носках

На внешней стороне стопы

Спиной вперед с перекатом с носка на пятку

Б – на носках

С захлестом голени

По доске

Прыжки на больших мячах

Собирание камушков пальцами стоп

« Ловишки - жирафы»

«Ловкие ноги»

3-4 неделя

Х – на носках

На пятках

На внешней стороне стопы

- «боковая прогулка»

С перекатом с пятки на носок

Спиной вперед с перекатом с носка на пятку

Б – на носках

Боковой галоп

Катание массажных мячей

Лазание по шведской стенке

Ходьба по канату боком приставным шагом

Ходьба по доске с выпадами

«Перенеси колпачок»

«Найди предмет»

Полезные упражнения при плоскостопии

Профилактике плоскостопия у детей следует уделять большое внимание ввиду распространения заболевания среди малышей. Уже в детском саду воспитатели предлагают детям ряд комплексных упражнений, игр и занятий, направленных на профилактику болезни ног. Детский возраст более податлив к корректировке стоп, патологию проще предупредить, чем лечить во взрослом возрасте. Какие упражнения для профилактики плоскостопия будут эффективны детям и взрослым, расскажет статья.

Основы профилактики

Существует ряд правил проведения профилактики плоскостопия у детей и взрослых:

  • Ходьба босиком. Ортопеды рекомендуют как можно больше ходить по траве, камням, земле, полу дома;
  • Выполнять комплекс упражнений для профилактики плоскостопия ежедневно, несколько раз в день. Идеальным вариантом будет совместное занятие детей и родителей в утренние и вечерние часы;
  • Совмещать упражнения стоит с массажем ног. Родители могут делать самостоятельно массажный комплекс, либо обратиться к профессионалу;
  • Приобретать малышу только правильную обувь. Она не обязательно должна быть ортопедической. Специализированную стоит носить только при подозрении на развивающееся плоскостопие. Она должна быть удобной, с мягкой толстой подошвой. С подросткового возраста обязательное присутствие в ней супинатора. Высота каблука не должна превышать 4 см. Во время ходьбы и в спокойно положение обувь должна крепко удерживать ногу, но не давить и не натирать ее. Обращать стоит внимание на подошву, стельку. На них должен присутствовать бугорок;
  • Ортопеды советуют всем следить за осанкой. Это позволит предупредить патологию позвоночника, опорно-двигательного аппарата;
  • Взрослым необходимо ежедневно давать ногам отдых. Достаточно через каждые 3-4 часа позволять им расслабляться.

Соблюдение простых правил обеспечит предупреждение плоскостопия у детей и взрослых.

Внимание!

Особую роль играет профилактика плоскостопия для дошкольников. Возраст от 3 до 6 лет – самый податливый для коррекции стопы. В этот период начинает активно развиваться опорно-двигательный аппарат.

Профилактика плоскостопия у дошкольников

Современные детские сады имеют множество преимуществ в реализации профилактики плоскостопия для детей 2-3 лет, малышей старшего дошкольного возраста. Существует много методик, игр, занятий с детьми, помогающих предупредить недуг:

  • Выполнение упражнений для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста. Они начинают утро с зарядки, в обеденное время приходят на занятия по физкультуре;
  • Во многих детских садах сегодня имеются бассейны. Детям достаточно 1-2 занятия в неделю;
  • Детские сады оснащены специальными приспособлениями для предупреждения плоскостопия у детей. Это массажные ортопедические коврики, мячи;
  • ЛФК (лечебная физкультура) – неотъемлемая часть в предупреждении болезни ног. Она стимулирует активность стопы.

Проводить профилактику плоскостопия дошкольника могут не только воспитатели в детском саду, но и взрослые самостоятельно в домашних условиях. Необходимо выполнять простые правила, помогающие предотвратить патологию у ребенка. Ортопеды советуют родителям:

  • Обратить внимание на обувь, которую носит ребенок 2-5 лет. Она должна крепко держать стопу, иметь выступ в районе свода, быть удобной и подходить по размеру;

Обратите внимание!

Многие родители предпочитают брать обувь на размер больше для малышей, так как детская нога растет быстро. Делать этого не стоит. Это повышает риск деформации стопы, так как нога находится несколько часов в неправильном положении.

  • Хорошим правилом будет выполнение ежедневных или еженедельных закаливаний (они должны проводится по согласию малыша, для детей 3-5 лет идеально подходит ходьба босиком по ортопедическому ковру);
  • Дети должны больше бывать на свежем воздухе, летом ходить босиком, после ванны использовать контрастный душ.

Нагрузка на ноги детей должна соответствовать возрастным особенностям развития: росту, весу, массе тела.

Комплекс упражнений для детей

Выполнять упражнения дети могут совместно с родителями. Они не представляют большой сложности для взрослого. Гимнастика для профилактики плоскостопия – ключевой момент в предупреждении заболевания. Выполнять движения следует под контролем взрослого.

Упражнения для детей 2-3 лет

  • Набрать в тазик теплой воды, не превышающий 38 градусов и не ниже 36, можно добавить морскую соль. В таз опустить камни, лучше, если они будут различные по размеру. Ребенок должен опустить ноги в емкость с водой, поиграть с камнями. Перебирать их пальцами, перемещать с одного места в другой, после походить минут 5 по ним самостоятельно, без помощи взрослого;
  • Ходьба босиком с чередованием движений: поднятие на носки, опускание на пятки. Можно попрыгать на носочках, сменять деятельность ходьбой на пятках. Такие простые движения стимулируют мышцы, позволяют укреплять ступни малыша;
  • Положить под ноги малыша маленький мячик с шипами. Он самостоятельно, без помощи взрослого, катает его от пятки к носку и в обратном направлении.

Каждое упражнение ребенку 2-3 лет следует выполнять не более 5 раз. Проводить комплекс упражнений рекомендуется в утренние часы, когда ноги ребенка не устали.

Комплекс упражнений для детей 4-7 лет

Для детей данного возраста приемлемо выполнение игровых упражнений:

  • Игра «Захвати мяч». Проводиться в положении сидя, на стуле. На пол ставится мяч небольшого диаметра, который можно захватить ногами. При помощи ступни ребенок должен, не вставая со стула, обхватить мяч, приподнять ноги до уровня колен, пронести с помощью ног мяч влево, потом вправо, положить на место. Выполнять 3- 5 раз;
  • Игра «Составь фигуру». Можно использовать яйца из киндеров-сюрпризов, карандаши, либо другие предметы, которые можно ухватить пальцами ног. Исходное положение сидя. Ребенок старается с помощью представленных ему предметов сложить определенную фигуру, перетаскивая их только пальцами ног;
  • «Построй башню». В положении сидя с помощью стоп поставить кубики друг на друга для получения большой башни. Чем выше будет башня, тем лучше.

Детям более старшего возраста (от 7 лет), можно предложить следующий комплекс упражнений:

  • В положении стоя, ноги прямо, параллельно друг другу, взять в руки палку, вытянуть ее вперед, нагнуться вниз, чтобы предмет коснулся пола (нельзя во время выполнения задания подниматься на носки, при правильном выполнении должно чувствоваться напряжение в голени и стопе);
  • Лечь на пол, ноги прямо, взять любой предмет пальцами ног, поднять его вверх, опустить обратно на пол (лучше всего подходят предметы: небольшое одеяло, карандаш, гимнастическая палка);
  • Выполнить чередующуюся ходьбу на носках, на пятках, перекаты, на внешней стороне стопы.

Проводить каждое упражнение стоит не более 5-7 раз в зависимости от возраста ребенка.

Комплекс упражнений для взрослого

Упражнения укрепляют мышцы голени, выравнивают осанку, укрепляют подошву. Выполнять их может любой взрослый после консультации специалиста. Все комплексы можно разделить по основному исходному положению.

В положении сидя на стуле:

  • Производить стопами круговые движения влево, вправо;
  • Не сгибая колени, не приподнимаясь от стула, натянуть носки к себе, от себя;
  • Работа с пальцами ног: сгибание, разгибание;
  • Поставить ноги на пол, разводить носки в стороны, не отрывая пяток;
  • С помощью пальцев поиграть с воображаемым песком, сгребать и пересыпать;
  • Захват пальцами ног различных предметов, передвижение их перед собой;
  • Катать подошвой предмет с выпуклыми шипами, иглами и т.д.

Во время ходьбы:

  • Пройтись по бревну босиком;
  • Простая спокойная ходьба по полу с чередованием поднятия на носки, пятки, ходьба по внутренней стороне стопы;
  • Ходьба гусиным шагом в течение 3 минут.

В положении стоя:

  • Простоять 40 секунд на внешней стороне подошвы, опустить ноги на пол;
  • Приподняться на носочки, пятки;
  • Перекаты с носки на пятку;
  • Наклоны вперед, ноги прямые, вместе, достать рукой до пола, не отрывая стопы;
  • Приседания, не отрывая пятки от пола.

Для профилактики плоскостопия следует выполнять комплекс ежедневно 2 раза утром и вечером. Каждое движение – 10 раз. Если во время движений ощущается сильная боль, следует проконсультироваться со специалистом.

Упражнения в профилактике плоскостопия играют важную роль. Они помогают укрепить стопу, мышцы, голеностопный сустав, предупреждают развитие патологических процессов.

Занятие «Здоровые ноги» способствует улучшению здоровья и физическому совершенствованию обучающихся. проводится с целью формирования здорового образа жизни детей в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности и привлечения родителей к проблеме детского плоскостопия.

На занятие используются нетрадиционные педагогические методы, ИКТ, малые фольклорные жанры, разнообразные приемы обучения. Методика проведения занятия предусматривает достаточный уровень моторной активности и нарастания физических нагрузок, учитывая возрастные особенности организма. Сочетание физических упражнений и закаливающих процедур дает хороший оздоравливающий эффект. На занятии активно используются задания творческого характера.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий занятия:

"Здоровые ноги"

I.Вводная часть (10-15 мин)

1) Построение, объяснение задач .

Педагог:

Получен от природы в дар,
Не мяч и не воздушный шар,
Не глобус это, не арбуз,
Здоровье, очень хрупкий груз.
Чтоб жизнь счастливую прожить,
Здоровье нужно сохранить

Ребята, давайте поздороваемся. Говорить друг другу “здравствуй” – это значит желать здоровья. А как можно сберечь здоровье? Что для этого нужно делать?

Дети: Нужно заниматься спортом, выполнять правила личной гигиены и т. д.

Педагог: Правильно, вот сегодня мы и отправимся на остров за здоровьем с необычным названием - «Здоровые ноги», познакомимся с плантографией, закрепим упражнения профилактики плоскостопия, будем тренировать, и развивать мышцы и связки стопы, средствами физических упражнений, закаливания, самомассажа. А чтобы ощущать себя здоровым, весёлым, нашим девизом будут заветные слова: “Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»

Педагог: Ребята, как вы думаете, для чего нужны нам ноги?

Дети: Чтобы ходить, бегать, прыгать и т.д.

Педагог: Правильно, а основой наших ног является стопа.

Стопа – фундамент, опора нашего тела, и любое нарушение развития может отражаться на осанке. А при деформации стопы – появляется плоскостопие, характеризующееся опущением её продольного и поперечного сводов. Нужна постоянная тренировка мышц и связок стопы. Без нагрузки мышцы слабеют и не

поддерживают стопу в приподнятом состоянии. В результате чего возникает плоскостопие

На мультимедийном экране, установленном в тренажерном зале, педагог в краткой форме, рассказывает и показывает о причинах и видах плоскостопия (слайды №№3-7)

Причины и факторы, влияющие на развитие плоскостопия:

  1. наследственность
  2. ношение «неправильной» обуви (на плоской подошве совсем без каблука, слишком узкой или широкой),
  3. чрезмерные нагрузки на ноги (например, при поднятии тяжестей или при повышенной массе тела),
  4. чрезмерная гибкость суставов,
  5. травмы стоп.

Педагог: Нелегко придется нашим стопам. Давайте их подготовим к нашим испытаниям.

2) Самомассаж стоп

Ребята, снимают носки, сидя на полу пошлепывая по подошвам ног, приговаривают:

Куй, куй, ковалек,

Подкуй чеботок:
На маленьку ножку
Золоту подковку.
Подай молоток,
Подковать чеботок

Затем выполняют упражнения на обручах.

3)Упражнения для укрепления мышц и связок стопы, при помощи гимнастического обруча.

  1. ходьба по обручу;
  2. перекаты стоп с носка, на пятку;
  3. скольжение по обручу;
  4. приседания, стоя на обруче;
  1. прыжки через обруч;
  2. дыхательная гимнастика с произношением звуков.

Педагог благодарит ребят за выполнение задания, предлагает убрать спортивный инвентарь и сделать отпечаток стопы

II.Основная часть (15-20мин)

1) Плантография.

Педагог: Ребята, я предлагаю вам сделать отпечаток стопы – платографию.

Рисунки я покажу на родительском собрании, вашим родителям, где мы будем говорить о проблеме профилактики плоскостопия (слайд №8-10).

  1. На пол кладем чистый лист бумаги. Ступни ног покрываем жирным кремом. «Испачканными» ногами встать на лист бумаги. Спину держим прямо, ноги сведены

вместе, масса тела должна распределиться равномерно и задержаться в этом положении несколько секунд. На бумаге должен остаться четкий отпечаток вашей стопы.

  1. Теперь возьмите маркер. Проведите линию, которая соединит края подошвенного углубления. Дальше, внимание – занимательная геометрия. Нужно провести линию, перпендикулярную предыдущей, так, чтобы она пересекла углубление стопы в самом глубоком месте.
  2. Изучаем результат. При нормальной и здоровой стопе отпечаток узкой части займет не более трети этой линии. При плоскостопии достигнет середины.

Дети сравнивают свои отпечатки с рисунком, изображенном на мультимедийном экране (слайд№10)

Педагог: Ребята, чтобы дойти до острова «Здоровые ноги», нам нужно пройти по следу стоп, которые лежат на полу. Будьте внимательны идем только по здоровым отпечаткам стоп.

Дети продвигаются по отпечаткам стоп, попеременным шагом ставя стопу на правильный след, (неправильный след издает звуковой сигнал)

2)Круговая тренировка на тренажерах

Педагог: Ребята на острове «Здоровые ноги», мы с вами проведем круговую тренировку на тренажерах. Для того чтобы мышцы развивались и укреплялись, им нужно давать нагрузку, которая способствует укреплению мышц стопы. Вы сами должны выбрать «друзей» на острове, которые укрепили бы ваши ноги.

Ребята распределяются на тренажеры и по 1мин (с 30сек. интервалом отдыха) выполняют упражнения по методу «круговой тренировки».

Станции:

1. быстрая ходьба на беговой дорожке

2. наездник

3. подъем и спуск на степ - платформе

4. жим ног на мини-блоке

5. прыжки на батуте

6. велотренажер

7. гребля

8. прыжки через скакалку

9. ходьба по гимнастическому канату

10.прыжки на мяче-попрыгунчике

11 катание набивного мяча вдоль свода стопы

Педагог: Наши ноги славно потрудились. А сейчас я предлагаю проверить насколько они стали сильнее и ловчее?!

Педагог благодарит ребят, предлагает убрать инвентарь и приступить к играм.

III.Заключительная часть

1)Подвижные игры (10-15мин)

Педагог напоминает ребятам правила игр и эстафет :

  1. «Играть честно, не хитрить»
  2. «Не обижаться, если проиграешь»
  3. «Не кричать громко»

Игра - эстафета "Передай платочек"

Сидя на стульях босиком, передать друг другу пальцами ног платочек, руки на поясе (руками не помогать).

Педагог благодарит ребят за честную игру и предлагает лечь на индивидуальные коврики-пенки.

2) Релаксация «Муравей»

Дети ложатся на пенки, устраиваются поудобнее. Руки вытянуты вдоль туловища, расслаблены. Ноги прямые, не скрещенные. Играет тихая спокойная музыка.

Педагог: Представьте себе, что вы лежите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросим муравья с ног (на выдохе). Носки идут вниз – в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают (повторить 2-3 раза)

3)Подведение итога занятия

В неформальной обстановке педагог и ребята подводят итог занятия пьют фиточай.

Педагог:

  1. Ребята, как вы думаете, можете вы сами сформировать правильную стопу или, наоборот, деформировать её?
  2. Почему появляется плоскостопие?
  3. Что нужно делать, чтобы стопа была хорошей?

Ответы ребят.

Педагог обращается к гостям и коллегам:

Мы продемонстрировали вам несколько видов упражнений для ног с детьми. Существует еще множество различных интересных упражнений и игр, но я думаю, что слишком много информации это тоже плохо, поэтому о других упражнениях и играх вы сможете узнать из памятки о профилактике плоскостопия предложенных вашему вниманию Спасибо за внимание и участие в нашем мероприятии.

Стопа – фундамент, опора нашего тела, и любое нарушение развития может отражаться на осанке. А при деформации стопы – появляется плоскостопие

Плоскостопие изменение формы стопы, характеризующееся опущением её продольного и поперечного сводов.

Поперечное плоскостопие При поперечном плоскостопии стопа распластывается, плюсневые кости отклоняются, начинают выступать «косточки»

Продольное плоскостопие При продольном плоскостопии уплотнен продольный свод, и стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы, длина стоп увеличивается.

Причины и факторы, влияющие на развитие плоскостопия: наследственность ношение «неправильной» обуви (на плоской подошве совсем без каблука, слишком узкой или широкой), чрезмерные нагрузки на ноги (например, при поднятии тяжестей или при повышенной массе тела), травмы стоп.

Предметы и тренажеры для занятий профилактики плоскостопия. Коврик «Пазлы» 1. Гимнастический канат 2. Обруч 3. Гимнастическая палка 4. Скакалка 5. Коврик с шипами 6. Мяч 7. Кегля 8. Гантели 9. Платочек

«Батут» «Велотренажер» «Наездник» «Беговая дорожка» «Степ – платформа» « Мини – степ» Мини-блок «Батут» «Велотренажер» «Наездник» «Беговая дорожка» «Степ – платформа» Мини-блок «» » » » » »

Определить наличие плоскостопия можно с помощью плантографии (отпечатка следа стопы). Плантограф С помощью рентгенографии

Как определить в норме ли у вас стопа? Сесть на стул, высота которого такова, что углы в тазобедренных и коленных суставах тестируемого были равны 90°; Нанести на подошвенную поверхность стопы жирный крем; Аккуратно поставить ноги на лист бумаги (Формат А4), лежащей на полу перед тестируемым; Встать, равномерно распределяя вес на обе стопы, и задержаться в этом положении несколько секунд.; Взять карандаш, маркер или фломастер и провести линию, которая соединит края подошвенного углубления. Нужно провести линию, перпендикулярную предыдущей, так, чтобы она пересекла углубление стопы в самом глубоком месте. Изучаем результат: При нормальной и здоровой стопе отпечаток узкой части займет не более трети этой линии. При плоскостопии достигнет середины.

В норме вырез на стопе с внутреннего края занимает 2/3 его ширины. При плоскостопии этого выреза нет или он незначителен.

Будьте здоровы!

Тренажер для укрепления ног




© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация