Норма права понятие признаки структура основные виды. Структура нормы права: определение, элементы и примеры. План курсовой работы

Главная / Квартира

Норма права - это установленное государством и охраняемое им общеобязательное, формально определенное правило поведения, которое предоставляет участникам общественного отношения юридические права и налагает на них юридические обязанности.

Как правило поведения норма права обладает следующими специфическими признаками:

1. Норма права исходит от государства. Это правило поведения, содержащее требование о должном, необходимом поведении людей.

2. Норму права охраняет принудительная сила государства, ее исполнение обеспечивается принудительной силой государства.

3. Норма права носит общеобязательный характер. Это означает, что нормы права распространяются на участников отношений данного вида и должны быть исполнены каждым из них независимо от того, как относится к норме права тот или иной человек, согласен он с нормой или нет, одобряет ее содержание или нет.

4. Норма права - это формально определенное правило поведения, которое должно быть четко и категорично сформулировано и формально закреплено в конкретном источнике права (нормативном акте).

5. Норма предоставляет участникам общественных отношений данного вида субъективные права и возлагает на них субъективные юридические обязанности.

Структура нормы права выражается в ее логическом построении. Как правило, эта структура состоит из трех элементов:

1. Гипотеза - это условия, при наличии которых норма права начинает действовать, и круг лиц к которым она адресована.

2. Диспозиция - это правило поведения людей, субъектов права, которое установлено в данной норме права.

3. Санкция - это мера неблагоприятного последствия, которое вправе применить государство в случае нарушения или ненадлежащего исполнения установленного в диспозиции правила поведения.

Виды норм права:

а) управомочивающая,

б) обязующая,

в) запрещающая.

В рамках теории государства и права в целях упорядочения правовых норм приводится их классификация. Данная классификация правовых норм позволяет производить следующие действия:

Определять место каждого вида юридических норм в системе права, действующего в государстве;

Уяснить функции правовых норм и их роль в механизме правового регулирования;

Определять пределы и возможности регулирующего воздействия права на общественные отношения;

Совершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность государственных органов.

Вообще, все юридические нормы подразделяются на следующие виды по различным критериям:

1. По функциональной роли:

а) исходные (отправные, учредительные) нормы права. Вообще, исходные правовые нормы участвуют в правовом регулировании опосредованно. К данной группе правовых норм относятся следующие их виды:

Нормы-начала;

Нормы-принципы;

Определительно-установочные нормы - данные нормы права определяют цели, задачи отраслей права, а также предмет, средства правового регулирования;

Нормы-дефиниции - данные нормы права дают определения правовых понятий и правовых категорий;

б) нормы - правила поведения. Данные правовые нормы являются нормами непосредственного правового регулирования.

Кроме того, по функциональной роли правовые нормы подразделяются на следующие виды:

а) общие нормы права - это предписания, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права. Следует также отметить, что общие нормы права могут иметь многоотраслевое значение;

б) специальные нормы права - это такие правовые нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений.

2. По предмету правового регулирования все юридические нормы подразделяются на нормы отдельных отраслей права (гражданского, уголовного, административного, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального, трудового и др.). В свою очередь отраслевые нормы права делятся на следующие виды:

а) материальные нормы права - данная группа правовых норм отвечает на вопрос «что регулируют нормы права конкретной отрасли» (т. е. определяется предмет правового отраслевого регулирования);

б) процессуальные нормы права - данная группа правовых норм отвечает на вопрос «как регулируют нормы права конкретной отрасли права» (т. е. определяется метод отраслевого правового регулирования).

3. По методу правового регулирования:

а) императивные правовые нормы - это категорические, строго обязательные государственные веления, выраженные в правовых нормах. Императивные нормы права не допускают отступлений и каких-либо альтернативных трактовок правовых предписаний;

б) диспозитивные правовые нормы - данные нормы права предписывают вариант поведения, однако при этом предоставляют субъектам правовых отношений возможность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению, т. е. предоставляется право выбрать вариант именно альтернативного правомерного поведения;

в) поощрительные правовые нормы - это правовые предписания о предоставлении мер поощрения за одобряемый государством и правом, обществом вариант правомерного поведения субъектов правовых отношений;

Соответственно описанным выше видам правовых норм в рамках теории государства и права выделяются следующие методы правового воздействия: императивный, автономный, поощрительный и рекомендательный.

4. По юридической силе:

а) правовые нормы высшей юридической силы, которые в свою очередь подразделяются на следующие виды:

Федеральные правовые нормы - это такие нормы права, которые содержатся в Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законах и федеральных законах;

Региональные правовые нормы - это такие нормы права, которые содержатся в Конституциях, уставах и законах субъектов Российской Федерации.

б) подзаконные правовые нормы, которые в свою очередь также подразделяются на следующие виды:

Федеральные правовые нормы - это нормы права, которые выражены в нормативных указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства, приказах и инструкциях федеральных министерств, государственных комитетов и других органов исполнительной власти;

Региональные правовые нормы - это нормы права, которые издаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

5. По сфере действия:

а) правовые нормы общего действия - это нормы права, которые не предусматривают специальных условий и каких-либо ограничений их непосредственного действия;

б) нормы ограниченного действия - это нормы права, для действия которых устанавливаются определенные пространственные, субъектные, временные или ситуационные пределы реализации;

в) локальные правовые нормы - это такие нормы права, которые действуют в пределах отдельной государственной, кооперативной организации или их структурных подразделений.

6. В зависимости от особенностей структурных элементов:

а) по форме выражения диспозиции все юридические нормы подразделяются на следующие виды:

Управомочивающие; обязывающие; запрещающие правовые нормы;

Бланкетные правовые нормы - это такие нормы права, которые устанавливают общее направление правомерного поведения без каких-либо уточнений. Данная группа норм обычно предусматривает обращение к дополнительным правовым источникам либо к решениям государственных органов;

б) по форме изложения санкции все юридические нормы подразделяются на следующие виды:

Абсолютно-определенные,

Относительно-определенные,

Альтернативные.

7. Система права: понятие, признаки, структура.

Правовая система - понятие более широкое, чем система права. Система права входит в правовую систему, является базовой системой в системе.

В отличие от правовой системы система права - правовая категория, означающая внутреннее строение права, внутреннюю структуру права любой страны. Она выражается через распределение и построение нормативного материала, с помощью которого её различные блоки (части) предстают в единстве. |

Система права - это объективно обусловленная системой общественных отношений внутренняя структура права, которая состоит из взаимосвязанных норм, логически распределенных по отраслям, подотраслям и институтам.

Можно сказать иначе: система права - это научно организованная совокупность правовых норм, распределенных по группам - правовым институтам, сведенным в подотрасли, которые в свою очередь образуют отрасли - целостные нормативные образования.

Признаки (черты) системы права:

1. Обусловленность реально существующей системой общественных отношений. Она не может создаваться по субъективному усмотрению людей существует объективно;

2. Органическая целостность, единство и взаимосвязь правовых норм, а не их случайный набор. Нормы права, из которых состоит система права, не могут функционировать изолированно. Они взаимно согласованы и целенаправленны;

3. Структурное разнообразие. Это означает, что система права состоит из неодинаковых по содержанию и объему структурных элементов, которые логически объединяют, располагают нормативный материал в определенной функциональной направленности.

Исследование системы права необходимо начинать с предварительного решения вопроса о структурных элементах и критериях построения системы. Под структурой системы понимается единство элементного состава системы и взаимодействие составляющих ее элементов. Структура - это способ связи элементов в системе, обеспечивающих ее направленное функционирование и устойчивость (стабильность).

Структурные элементы системы права:

Нормы права;

Институты права;

Подотрасли права;

Отрасли права.


Похожая информация.


Норма права - это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование общественных отношений.

Юридическая норма - первичная клеточка права, исходный элемент его системы. Поэтому естественно, что данной норме свойственны основные черты права как особого социального явления.

Из этого не следует, однако, что понятия «право» и «норма права» совпадают. Они соотносятся между собой как целое и часть.

К признакам нормы праваотносят:

1) общеобязательность (она представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей);

2) формальную определенность (она выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего определяет рамки деяний субъектов);

3) связь с государством (она устанавливается государственными органами и обеспечивается мерами государственного воздействия - принуждением и стимулированием);

4) предоставительно-обязывающий характер (она не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязанность без права);

5) микросистемность (она выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из таких взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция).

Норма права – это установленное (или санкционированное) и охраняемое государством общеобязательное правило поведения.

Функции норм права: Ориентационно-стимулирующая функция норм права. Норма права выступает юридическим критерием правомерного и неправомерного поведения. Сообразуя свои фактические действия с нормативной моделью, участники общественных отношений получают представление о законности своих действий;

Регулятивная функция норм права. Нормы права призваны организовать, упорядочить общественные отношения;

Охранительная функция норм права. Правовые нормы устанавливают четкие границы индивидуального или коллективного усмотрения субъектов, за пределы которых они не вправе выходить. К нарушителям применяются государственные меры принуждения профилактического, пресекательного, карательного или правовосстановительного характера.



Особенности норм права заключены в их:

общеобязательности . Это означает, что все, кому адресованы требования правовых норм, обязаны неукоснительно им следовать;

нормативности . Нормы права есть общее правило, эталон поведения, его мера. Нормативность заключается в том, что нормы права отражают своим содержанием наиболее распространенное, общее и типичное в регулируемых отношениях; они рассчитаны не на единичный случай, а на все случаи, подпадающие под описательные признаки нормы;

формальной определенности . Нормы права всегда точно указывают, какие именно действия должны совершать их адресаты, а от каких они обязаны воздерживаться. Нормирование поведения, его моделирование - главное свойство правовых норм в его отличие от неюридических нормам;

принудительном обеспечении их действия . За нормами права всегда «стоит» государство, его специализированные органы, которые требуют подчинить свое поведение указанию правовой нормы.

Норма права поэтому всегда есть веление (приказ, требование) государства;

предоставительно-обязывающем характере . Регулирующее воздействие норм права проявляется в том, что, предоставляя одной стороне регулируемого отношения право действовать по своему усмотрению, нормы в то же время возлагают на другую сторону юридическую обязанность к определенному действию, т.е. требуют поступать в интересах обладателя правом - управомоченного.

Виды норм права.

1. Отраслевой принадлежности (нормы конституционного, уголовного, гражданского, трудового),

2. выполняемой функции в правовом регулировании: а) регулятивные (рассчитаны на правомерное поведение, устанавливают юридические права и обязанности участников регулируемых общественных отношений); б) правоохранительные (рассчитаны на неправомерное поведение и всегда содержат санкции, применяемые к правонарушителям);

3. Уровню правового регулирования: а) нормы материального права (прямо, непосредственно регулируют общественные отношения, определяя юридические права и обязанности их участников);

б) нормы процессуального права (определяют порядок, процедуру реализации норм материального);

4. Характеру диспозиции: а) управомочивающие (указывают на возможность совершать определенные действия); б) обязывающие (указывают на необходимость совершать определенные действия),

в) запрещающие (указывают на необходимость воздерживаться от совершения определенных действий);

5. Способу установления диспозиции: а) императивные (правило поведения устанавливается государством); б) диспозитивные (установленное гос-вом правило поведения действует лишь тогда, когда участники регулируемого общественного отношения сами не установили для себя иного правила);

6. Предназначению в правотворчестве: а) первичные; б) производные (детализирующие, конкретизирующие первичные),

7. Действию в пространстве: а) общегосударственные; б) местные; в) региональные; г) локальные;

8. Действию во времени: а) постоянные; б) временные;

9. Действию по кругу лиц: а) общие (распространяются на все население); б) специальные (распространяются на определенный круг); в) исключительные (делают изъятия из общих и специальных);

10. Юридической силе: а) нормы законов; б) нормы подзаконных актов.

Классификации норм права: По юридической силе содержащего нормы акта: нормы международно-правовых актов, законов, подзаконных актов (указов, постановлений). Юридическая сила акта позволяет выстроить определённую иерархию правовых норм и определить, какая из них будет применяться при противоречии норм друг другу.

По отраслям права: нормы гп, финансового, уп, тп, административного, экологического права.

По форме предписания: императивные (категорические) и диспозитивные. Императивные нормы не предполагают возможность отклонения от установленных требований (гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его), диспозитивные же допускают регулирование отношений сторонами и применяются лишь в дополнительном (субсидиарном) порядке, когда стороны своим соглашением не установили иное (если договором купли-продажи не предусмотрена рассрочка оплаты, покупатель обязан уплатить продавцу цену переданного товара полностью).

По форме предписываемого поведения: управомочивающие, обязывающие (предписывающие) и запрещающие. Управомочивающие нормы предоставляют субъекту права возможность выбора: он может действовать определённым образом или воздержаться от таких действий (осуждённый к лишению свободы вправе получать и отправлять за счёт собственных средств письма и телеграммы без ограничения их количества). Обязывающие нормы устанавливают предписание субъекту сделать что-либо (каждый обязан платить установленные налоги). Запрещающие нормы, устанавливают недопустимость какого-либо действия (не допускается односторонний отказ от договора, за исключением установленных законом случаев).

По кругу лиц (сфере действия): общие и специальные. Общие нормы распространяются на всех лиц, проживающих в данной местности (стране, регионе), специальные - на отдельные категории лиц (государственные служащие, студенты, военные и т.п.)

По времени действия: постоянные и временные. Постоянные нормы действуют без ограничения определённым сроком, то есть до их официальной отмены, временные - в пределах определённого промежутка времени.

По сфере действия: общие и местные. Общие нормы распространяются на всю территорию государства, местные действуют в отдельных территориальных единицах.

Существуют также «специализированные нормы», которые направлены не на регулирование отношений между субъектами, а помогают в этом другим нормам. К специализированным нормам относятся: Дефинитивные - содержат определения юридических понятий; Декларативные - содержат правовые принципы, цели и задачи; Оперативные - отменяют нормативно-правовые акты, продлевают срок их действия, изменяют время или сферу их действия. Коллизионные - решают противоречия между нормами, указывают какой нормой следует руководствоваться в том или ином случае.

Структура нормы права - это ее внутреннее строение. К структурным элементам нормы права относятся:

гипотеза - часть нормы, указывающая на фактические обстоятельства, при наступлении которых следует исполнить установленное правило;

диспозиция - часть нормы, содержащая само, правило поведения, указывающая на права и обязанности сторон в регулируемом отношении;

санкция - часть нормы, предусматривающая меры принудительного воздействия, применяемые к нарушителям данного правила поведения.

Гипотеза, диспозиция, санкция - структурные элементы нормы права, которые по строению (составу) могут быть простыми, сложными, альтернативными, альтернативно-сложными (одновременно имеют сложность и альтернативность).

1) гипотеза - элемент нормы права, указывающий на условия ее действия (время, место, субъектный состав и т.п.), которые определяются путем закрепления юридических фактов;

2) диспозиция - элемент нормы права, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов; диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы, ее ядром;

3) санкция - элемент нормы права, предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными, неблагоприятными - меры наказания, так и позитивными - меры, поощрения (премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей).

Каждый из названных элементов имеет в структуре правовой нормы свое место и играет особую роль, вследствие чего, по справедливому суждению, сложившемуся в юридической науке, без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна.

Проблема структуры правовой нормы является дискуссионной. Одни авторы считают, что норма права состоит из двух частей - гипотезы и диспозиции или диспозиции и санкции. Большинство же ученых-юристов придерживаются трехзвенной структуры правовой нормы, состоящей из рассмотренных выше элементов (гипотезы, диспозиции, санкции).

Виды гипотез:

а) простая, т. е. предусматривающая одно условие действия данной нормы;

б) сложная, т. е. предусматривающая два и более условия, совокупность которых необходима для действия данной нормы;

в) альтернативная (разновидность сложной), т. е. предусматривающая несколько условий, но для действия данной нормы достаточно наступления какого-либо одного из этих условий.

Виды диспозиций:

а) простая, т. е. предусматривающая одно правовое последствие;

б) сложная, т. е. предусматривающая определённую совокупность правовых последствий;

По форме выражения (или характеру правового предписания) есть диспозиции: управомочивающие, обязывающие, запрещающие.

По характеру неблагоприятных последствий есть санкции:

а) правовосстановительные (возместительные);

б) штрафные (карательные).

По степени определённости есть санкции:

а) абсолютно-определённые (абсолютно точно определяют меру неблагоприятного последствия правонарушения);

б) относительно-определённые (определяют только низший и высший или только высший предел меры неблагоприятного последствия правонарушения);

в) альтернативные (допускают выбор варианта меры неблагоприятного последствия правонарушения из двух или нескольких возможных вариантов).

Гипотеза данной правовой нормы указывает на следующие обстоятельства:

§ заключение трудового договора;

§ вступление его в силу;

§ наступление дня начала исполнения трудовых обязанностей работником, определенного во вступившем в силу трудовом договоре.

Диспозиция данной правовой нормы предполагает правомерное поведение - исполнение работником трудовых обязанностей.

В противном случае будет применяться санкция данной правовой нормы - аннулирование трудового договора.

Следует отметить, что норма права и статья нормативного правового акта не всегда совпадают. Иногда статья содержит несколько норм, чаще - наоборот: норма излагается в нескольких статьях, иногда в различных законах. Бывает и так, что в отдельные статьи выделяются санкции тех или иных норм. Поэтому, приводя в качестве примера правовую норму в единстве всех трех се элементов, приходится анализировать несколько статей нормативного правового акта.

Отсылочный способ - его особенность заключается в том, что элементы нормы права изложены в нескольких статьях одного и того же нормативного акта. При данном способе изложения в статье нормативного правового акта, содержащей часть нормы, имеется конкретная ссылка на текст, в котором содержится недостающая часть.

Бланкетный способ - его особенность заключается в том, что элементы нормы права изложены в нескольких статьях различных нормативных актов. В этом случае в статьях содержится ссылка на другой нормативный правовой акт либо правоприменитель должен сам находить соответствующий акт, где содержится недостающий элемент нормы права.

Право представляет собой сложную и многообразную систему юридических норм, общих правил поведения, распространяющихся на большой круг лиц и ситуаций и функционирующих относительно длительный период времени.

Норма права (юридическая норма) выступает одной из наиболее важных разновидностей действующих в обществе социальных норм. Поэтому правовой норме присущи качества, характерные для всякой социальной нормы как регулятора общественных отношений.

Однако правовая норма имеет и отличительные особенности. В частности, она является критерием правомерности поведения субъектов, который весьма четко обозначен и конкретен. Норма права есть модель поведения и как таковая определяет границы возможных и должных поступков в тех или иных отношениях и тем самым обеспечивает меру свободы индивида.

Государственно-властное веление, получившее логически завершенное, формально определенное закрепление в официальном тексте, выступает в качестве нормативного предписания. Специфичность правовой нормы проявляется в том, что она принимается государственными органами (парламентом, президентом, правительством, министерствами, ведомствами, губернаторами и др.) либо органами местного самоуправления, общественными организациями, но с санкции государства (делегированное правотворчество).

Социальное назначение правовых норм определяется их регулирующей ролью. Нормы призваны закреплять и стимулировать необходимые и желательные для общества и государства отношения, охранять от нарушений и воздействовать на социально нежелательные связи в целях ограничения, вытеснения, устранения этих нарушений.

Характерная особенность нормы права состоит в том, что она отражает наиболее важные, основные, существенные свойства, которые неизбежно повторяются, присутствуют во всех конкретных правоотношениях, возникающих на основе этой нормы права. Возьмем, к примеру, одно из наиболее распространенных отношений - купли-продажи. В такие отношения ежедневно вступают миллионы граждан, организаций, учреждений, предприятий для удовлетворения своих непосредственных нужд и потребностей. И тем не менее все многообразие указанных правоотношений купли-продажи, осуществляемых в магазинах, киосках, на рынках, а также субъектов и объектов этих правоотношений полностью охватывается несколькими статьями ГК РФ.

Индивидуальные черты граждан, организаций, учреждений, предприятий полностью исчезают в таких абстрактных понятиях, как "покупатель" и "продавец". Все многообразие материальных предметов в норме права понимается как товар, выступающий объектом договора купли-продажи. Юридически значимыми признаются действия покупателя, выраженные в желании купить понравившуюся ему вещь и обязанности уплатить ее стоимость. От продавца требуется совершение действий по передаче покупки покупателю, оплатившему ее стоимость (В.М. Сырых).

Благодаря тому что норма права отражает наиболее важные свойства общественных отношений, она и приобретает способность быть их регулятором.

Таким образом, норма права - это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное либо санкционированное государством и направленное на урегулирование общественных отношений.

Юридическая норма - первичная клеточка права, исходный элемент его системы. Поэтому естественно, что данной норме свойственны основные черты права как особого социального явления.

Из этого не следует, что понятия "право" и "норма права" соотносятся между собой как целое и часть.

К признакам нормы права относят:

1) общеобязательный характер - она воплощается в безличностное, неперсонифицированное правило поведения, которое распространяется на большое количество жизненных ситуаций и большой круг лиц; государство адресует норму права не конкретным индивидам, а всем субъектам - физическим и юридическим лицам;

2) формальная определенность - выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего она призвана четко и строго определять рамки деяний субъектов;

3) связь с государством - устанавливается государственными органами либо общественными организациями и обеспечивается мерами государственного воздействия - принуждением, наказанием, стимулированием;

4) предоставительно-обязывающий характер - представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей;

5) микросистемность - правовая норма выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из таких взаимосвязанных, взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция.

Предоставительно-обязывающий характер правовых норм означает, что норма права - двустороннее правило поведения, которое не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязанности без прав. Так, Уголовно-процессуальный кодекс РФ наделяя следователя, лицо, производящее дознание, суд правом вызова обвиняемого (подсудимого), одновременно возлагает на последнего обязанность явки.

С одной стороны, норма права предоставляет свободу действий, направленных на удовлетворение интересов управомоченного лица. Что такое право собственника? Это есть свобода лица-собственника в полном объеме владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему вещью.

С другой стороны, норма права обязывает совершать или не совершать определенные действия, ограничивая тем самым свободу отдельных лиц. Это весьма важная составляющая правовой нормы, ибо если представить, что свобода лица ничем не ограничена, то при таком порядке вещей вообще не может быть речи о праве и юридической норме. Таким образом, норма права сочетает в себе предоставление и одновременно ограничение внешней свободы субъектов в их взаимных отношениях. Предоставительно-обязывающий характер правовой нормы позволяет удовлетворять интересы управомоченных лиц через действие лиц обязанных.

Следовательно, субъективные права и юридические обязанности, установленные в правовой норме, корреспондируются: выполнение обязанностей одной стороной влечет использование прав другой стороной.

Вот почему можно назвать благими пожеланиями те права, которые не обеспечены реальными обязанностями соответствующих лиц.

Предоставительно-обязывающий характер не у всех юридических норм выражен одинаково:

четко он виден прежде всего в регулятивных нормах (гражданских, трудовых, семейно-брачных и т.п.), в которых фиксируются как права, так и обязанности субъектов;

в охранительных же нормах (уголовных, административных и т.д.) больше делается упор на воплощение запретов и обязанностей;

в декларативных и дефинитивных нормах предоставительно-обязывающий характер выражен слабо, ибо они не являются конкретными правилами поведения.

При рассмотрении предоставительно-обязывающего характера юридических норм важно иметь в виду, что права и обязанности не всегда могут содержаться в одной статье нормативного акта. Нередко право закреплено в одной статье, а обязанность - в другой статье этого же нормативного акта или даже в статье иного нормативного акта.

Кроме того, в статье закона могут конкретно указываться только права, а обязанности подразумеваться, вытекать из содержания закона. Может быть и наоборот, когда указываются лишь обязанности, а права подразумеваются.

Вместе с тем предоставительно-обязывающий характер юридической нормы проявляется и в том, что одно и то же лицо обладает одновременно как правами, так и обязанностями, ибо каждый субъект выступает носителем и того, и другого. Данный признак - своеобразное воплощение такого принципа права, как единство прав и обязанностей.

Норма права (правовая, юридическая норма) это общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное (санкционированное) и обеспеченное государством, закрепленное в официальных источниках, направленное на урегулирование общественных отношений.

Выделяют следующие признаки правовых норм:

1. Норма права на государственном уровне регулирует наиболее важные общественные отношения . При этом закрепляются, как правило, уже сложившиеся отношения, хотя может задаваться и направление развития общественных отношений

2. Это форма определения и закрепления прав и обязанностей . Различные субъекты правоотношений обычно обладают комплексом прав и одновременно несут большое количество обязанностей. Не может быть прав без обязанностей, и нет обязанностей без прав.

3. Норма права представляет собой правило поведения общеобязательного характера . Она указывает: каким образом, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту; предписывает правильный с точки зрения общества и государства и потому обязательный для конкретного индивида образ действий; носит общий характер, выступает в качестве одинакового масштаба для всех и каждого, кто оказывается в сфере ее действия.

4. Это формально-определенное правило поведения . Внутренняя определенность проявляется в содержании нормы, т.е. объеме прав и обязанностей и четких указаниях на последствия ее нарушения. Внешняя определенность выражается в том, что любая норма закреплена в статье, главе, разделе официального документа.

5. Норма права естьправило поведения, гарантированное государством в случаях нарушения существует возможность государственного правового принуждения.

6. Системность нормы проявляется в ее структурном построении, в специализации и объединении норм различных отраслей и институтов права.

Структура правовой нормы. Норма представляется собой сложное образование, структурно состоящее из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза – часть нормы, которая содержит указание на условия или обстоятельства, при наличии или отсутствии которых реализуется норма. Например, в случае рождения ребенка возникает право на получение единовременного пособия по рождению ребенка. Гипотезой здесь выступает рождение ребенка.

Диспозиция – это само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения. В этой части нормы содержатся права и обязанности субъектов, т.е. она определяет меру дозволенного и должного поведения. В приведенном выше примере диспозиция – право на получение пособия.

Санкция – часть нормы, которая указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы. Эти последствия могут быть различного характера: наказание (мера ответственности) в виде выговора, штрафа, ареста, лишения свободы и т.д.; различного вида меры принуждения (предупредительные – привод, арест имущества; меры защиты – восстановление незаконно уволенного работника на прежней работе, взыскание алиментов) и др.

Идеальная норма содержит все элементы структуры нормы права. Между тем не всегда в нормативных актах закреплены все элементы, иногда они подразумеваются.

Существует достаточно большое количество видов правовых норм , классифицируются они по различным основаниям. В частности, юридические нормы делятся на: общие и специальные; материальные и процессуальные; регулятивные и охранительные; альтернативные, бланкетные, отсылочные и т.д.

По методу правового регулирования выделяются:

Императивные нормы имеют властно-категоричный характер, не допускающий каких-либо отклонений в поведении. Они содержат один вариант действий, свободы выбора у субъектов не существует. Такие предписания содержат, например, нормы уголовного права – на всех субъектов возлагается обязанность воздерживаться от совершения деяний, которые уголовный закон определяет в качестве преступных.

Диспозитивные нормы устанавливают тот или иной вариант поведения, при этом предоставляют участникам отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей. То есть субъектам предоставляется достаточно свободы договориться друг с другом о правах, обязанностях и их объеме. Если они не достигли соглашения, то должны следовать предписаниям обязательного варианта поведения. Такие нормы содержатся преимущественно в гражданском праве, но их достаточно большое количество и в семейном, трудовом праве. К диспозитивным нормам относится, например, такое правило трудового законодательства: если по истечение срока трудового договора трудовые отношения продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения, то действие договора считается продленным на неопределенный срок.

Правовая норма: понятие, признаки, структура. Основные виды правовых норм.

Норма права – это установленное или санкционированное, т. е. утвержденное и охраняемое государством правило поведения.

Признаки нормы права .

1. Норма права имеет общий характер, она не адресована конкретному лицу. Например, если в норме права речь идет о должностном лице, то она регулирует деятельность любого должностного лица независимо от того, кто персонально им является.

2. Норма права регулирует внешнее поведение человека. Она обращена к его воле, сознанию и действиям, а не к эмоциям, настроению, желаниям. Для нормы права главное – внешне проявляющиеся поведение и деятельность людей.

3. Норма права – обязательное правило поведения для юридических и физических лиц. Она признается государством, которое гарантирует ее выполнение принудительной властной силой.

4. Норма права регулирует общественные отношения официально, открыто и публично.

5. Норма права рассчитана на многократное использование. Она применяется все время, пока является действующей.

6. Нормы права содержатся в законах и других нормативных правовых актах.

7. Норма права предусматривает определенную юридическую ответственность, применяемую соответствующими государственными органами в случае ее невыполнения.

Норма права может выступать в виде предписания:

1) вести себя определенным образом, выполнить какие-то обязанности;

3) разрешения действовать соответствующим образом.

Но сущность ее сохраняется: она – обязательное правило поведения для исполнения всеми, кого оно касается.

Структура правовой нормы

Под структурой правовой нормы понимается внутреннее строение нормы - ее основные части (структурные элементы), их взаиморасположение и взаимосвязь. Элементы правовой нормы составляют ее логическую структуру.

Нужно научиться выделять такие структурные элементы правовой нормы, как гипотеза, диспозиция, санкция в нормах различных отраслей права - административного, гражданского, уголовного, уголовно-процессуального и других.

Гипотеза указывает на факты, условия, обстоятельства, при наличии которых подлежат исполнению ее предписания, а также на субъектов, к которым данная норма адресована.

Виды: простая, сложная, альтернативная.

1. Простой гипотезой называют ту гипотезу, в которой указано одно

обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается действие юридических норм.

Например, ст. 444 ГК РФ: "Если в договоре не указано место его заключения, договор признается заключенным в месте жительства гражданина или месте нахождения юридического лица, направившего оферту".

2. В сложной гипотезе действие нормы ставится в зависимость от наличия или

отсутствия одновременно двух или более обстоятельств.

Например, ч. 4 ст. 101 УК РФ: "Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию представляет особую опасность для себя или других лиц и требует постоянного и интенсивного наблюдения".

3. Альтернативная гипотеза ставит действие норм в зависимость от одного из

нескольких перечисленных в законе обстоятельств.

Например, ст. 387 ГК РФ: "Права кредитора по обязательству переходят к другому лицу на основании закона и наступления указанных в нем обстоятельств...", и дальше перечисляются все возможные обстоятельства.

Диспозиция содержит правило или модель поведения участников регулируемых отношений, установленное государством, если имеются обстоятельства, предусмотренные гипотезой.

Виды: простая, сложная или описательная, альтернативная.

1. Простая диспозиция указывает и называет вариант конкретного поведения, но

не раскрывает его.

Например, п. 1 ст. 269 ГК РФ: "Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, осуществляет владение и пользование этим участком...".

2. Сложная, или описательная , диспозиция указывает и перечисляет все

существенные признаки поведения.

Например, ст. 249 ГК РФ: "Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению".

3. Альтернативная диспозиция указывает несколько вариантов поведения, и

участники правоотношений могут следовать одному из них.

Например, п. 2 ст. 246 ГК РФ: "Участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю либо распорядиться ею иным образом...".

Санкция - это логически завершающий элемент (структурный элемент), содержащий указание на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции. Это понятие санкции дано с правовой точки зрения. С точки зрения философского и социологического подходов, под санкцией понимают не только отрицательные явления (показание, порицание), но и положительные последствия (поощрение, одобрение) за социально полезное поведение.

1. Простой, или абсолютно определенной, санкцией является та, где размер

неблагоприятных последствий точно указан.

Например, ст. 137 КоАП РСФСР: "Изготовление и использование радиопередающих устройств без разрешения влечет наложение штрафа в размере 50 руб. с полной конфискацией используемой радиоаппаратуры".

2. Сложной, или относительно-определенной , санкцией является та, где границы

неблагоприятных последствий указаны от минимального до максимального или только до максимального.

Например, ч. 1 ст. 161 УК РФ: "Грабеж, т.е. открытое хищение чужого имущества, - наказание исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет".

3. Альтернативная санкция - это санкция, где названы и перечислены несколько

видов неблагоприятных последствий, из которых правоприменитель выбирает только одно, наиболее целесообразное для решаемого случая.

Например, ст. 125 УК РФ: "Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу, либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние, - наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев".

По способу охраны правопорядка санкции подразделяются на два основных вида - правовосстановительные и штрафные (карательные). Правовосстановительные санкции направлены на принудительное исполнение обязанностей или восстановление нарушенных прав. Они применяются для восстановления справедливости в отношении лиц (физических и юридических), пострадавших от противоправных действий. Это может выражаться в виде отмены незаконного приказа; восстановления в прежней должности; изменения формулировки увольнения; принудительного исполнения договорных обязательств виновной стороной и т.д.

Штрафные, или карательные, санкции предусматривают возможность ограничения каких-либо прав правонарушителя, а также возможность возложения на него в установленном законом порядке специальных обязанностей либо его официальное порицание. Они применяются за совершение проступков (в отношении физических или юридических лиц) или преступлений (по российскому законодательству только в отношении физических лиц). Вид и размер таких санкций всегда относительно определен. Это условие необходимо для того, чтобы при назначении наказания правоприменитель имел возможность учесть смягчающие и отягчающие вину обстоятельства. В российском законодательстве действует следующее правило: при применении штрафных или карательных санкций менее строгое наказание поглощается более строгим.

Виды правовых норм. Многогранные общественные отношения, разнообразие повторяющихся жизненных ситуаций и способность человека разумно реагировать на происходящее обусловливают тот факт, что правовые нормы достаточно разнообразны. Основания классификации могут быть самыми различными.

По субъектам правотворчества различают нормы, исходящие от государства и непосредственно от гражданского общества. В первом случае это нормы органов представительной государственной власти, исполнительной государственной власти и судебной государственной власти (в тех странах, где имеет место прецедент). Во втором случае нормы принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский сход и т. д.) или населением всей страны (всенародный референдум). Так, 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция РФ.

По социальному назначению и роли в правовой системе нормы можно подразделить на учредительные (нормы-принципы), регулятивные (нормы - правила поведения), охранительные (нормы - стражи порядка), обеспечительные (нормы-гарантии), декларативные (нормы-объявления), дефинитивные (нормы-определения), коллизионные (нормы-арбитры), оперативные (нормы-инструменты).

Учредительные нормы отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономического и общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан, основополагающие идеи и параметры строительства правовой системы общества. Они служат эталонами, позволяющими установить необходимое соответствие целей и средств конкретных правовых предписаний объективным закономерностям общественного развития. Это конституционные нормы и нормы, закрепленные в основах законодательства, кодексах. Например, норма, закрепленная в ст. 2 Конституции РФ, гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

Регулятивные нормы непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. В зависимости от характера субъективных прав и обязанностей различают три основных вида регулятивных норм: управомочивающие (предоставляющие своим адресатам право на совершение положительных действий); обязывающие (содержащие обязанность совершения определенных положительных действий); запрещающие (устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, которые определены законом как правонарушения). Особенность регулятивных норм состоит в том, что они носят ярко выраженный предоста- витсльно-обязывающий характер. В частности, нормы ст. 25.6- 25.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) закрепляют детальный перечень прав и обязанностей свидетеля, понятого, специалиста и эксперта.

Охранительные нормы фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 83 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) осужденный подлежит освобождению от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда.

Как регулятивные, так и охранительные нормы направлены на осуществление функций права: регулятивной (статической и динамической) и охранительной. В них находят выражение способы регулирования.

Обеспечительные нормы содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования. Социальная ценность их зависит от того, насколько эффективно они способствуют созданию механизмов и конструкций беспрепятственной реализации права. Так, широкий спектр государственных гарантий благотворительной деятельности содержит ст. 18 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Декларативные нормы обычно включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления. Например, ч. 2 ст. 1 Конституции РФ гласит: «Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны».

Дефинитивные нормы формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т. п.).

Коллизионные нормы призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями. Так, п. 5 ст. 3 ГК РФ гласит: «В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон».

Оперативные нормы устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т. п.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация