Кто такой евгений родионов. Евгений Родионов. Не снял креста под страхом смерти

Главная / Квартира

Молитва мученику Евгению:

Страстотерпче, воине Евгение! Милостиво приими молитвы наша с любовию и благодарением тебе приносимые пред святою твоею иконою. Услыши нас, слабых и немощных, с верою и любовию поклоняющихся пресветлому образу твоему. Твоя пламенная любовь ко Господу, верность Ему Единому, твоя неустрашимость пред муками даровали тебе жизнь вечную. Ты не снял Креста с груди своей ради жизни сея временныя. Крест твой всем нам просиял звездой путеводной на пути спасения. Не остави нас на этом пути, святый мучениче Евгение, с верою тебе молящихся.

(Молитва мученику Евгению Родионову, составленная иеромонахом Варлаамом (Якуниным) из Республики Алтай).

Кондак, глас 4-й:

Явился еси преудивлению крепостию, Христову терпению даже до смерти подражая, агарянскаго мучительства не убоялся еси, и Креста Господня не отреклся еси, смерть от мучителей яко чашу Христову прияв; сего ради вопием ти: святый мучениче Евгение, присно моли за ны, страдальче.

Николай Иванов, полковник запаса

«ЗОЛОТИСТО-ЗОЛОТОЙ»
(рассказ)


…И сказал ей бородатый главарь, увитый по лбу зеленой лентой - тебе туда. И показал стволом автомата на горный склон - за ним ты найдешь своего сына.
Или то, что от него осталось.
Если дойдешь, конечно.

И замерли от этого жеста боевики, а в первую очередь те, кто устанавливал на этом склоне минное поле. Надежно устанавливал - для собственной же безопасности, туда-сюда, движение.
Разведка федеральных сил не прошла - откатилась, вынося раненых.
Попавшие под артобстрел шакалы, спасаясь от снарядов в ущелье, вырывались сюда на простор и на потеху Аллаху устраивали фейерверк на растяжках.
Пленные, что вздумали бежать, взлетели здесь же на небеса.

Сын? Нет, сына ее здесь нет, но они слышали о пленном русском солдате, который отказался снять православный крестик. Зря отказался - через голову и не стали снимать, делов-то - отрубили голову мечом, и тот сам упал на траву. Маленький такой нательный крестик на шелковой нитке, мгновенно пропитавшейся кровью. Гордого из себя строил, туда-сюда, движение. А то бы жил. Подумаешь, без креста... Дурак. А похоронили его как раз там, за склоном. Иди, мать, а то ночь скоро - в горах быстро темнеет. Жаль только, что не дойдешь. Никто не доходил.

Пошла.
Пошла по траве, выросшей на минах, и среди тоненьких проводков, соединявших гранаты-ловушки. Вдоль израненных осколками кустарников. Вдоль желтеющих косточек чьих-то сынков, не вывезенных с минного поля ни своими, ни чужими. Собрать бы их, по ходу, раз она здесь, похоронить по-людски, с молитовкой, но она шла-торопилась к своему дитяти, к своей кровинушке, к своему дурачку, не послушавшего бандита. О, Господи, за что? Ведь сама, прилюдно, надевала сыночку крестик на призывном пункте - чтобы оберегал. И видела ведь, видела, что стесняется друзей ее Женька, запрятывая подарок глубоко под рубашку. Думала грешным делом, что не станет носить, снимет втихаря.

Не снял…

А ей все смотрели и смотрели вслед те, кто захотел иметь собственное солнце, собственную личную власть, собственных рабов. Ухоженные, упитанные, насмешливые бородачи. Три месяца она, еще молодая женщина, ощущала на себе эти взгляды, терпела унижения, оскорбления, издевательства. Три месяца ее секли холодные дожди, от которых в иные времена могла укрыться лишь собственными руками. По ней стреляли свои и чужие: по одинокой незнакомой фигуре на войне стреляют всегда - на всякий случай или просто ради потехи. Она пила росу с листьев и ела корешки трав. Она давно потеряла в болоте туфли и теперь шла по горным тропам, по лесным чащам, по невспаханным полям босиком. Искала сына, пропавшего в чужом плену на чужой войне. Невыспавшейся переходила от банды к банде, голодной от аула к аулу, закоченевшей от ущелья к ущелью. Но знала: пока не найдет живого или мертвого, не покинет этой земли, этих гор и склонов.

«Господи, помоги. Дай мне силы дойти и отыскать. На коленях бы стояла - да идти надо. Помоги, Господи. Потом забери все, что пожелаешь: жизнь мою забери, душу, разум - но сейчас помоги…»

Сейчас, сейчас взлетит, туда-сюда, движение.
- Живучая. Но здесь еще никто не проходил, - ждали боевики, не спуская глаз с русской женщины и боясь пропустить момент, когда вздыбится под ее ногами земля, когда закончатся ее земные муки.

Не заканчивались. То ли небеса, оправдываясь за страшную кару, выбранную для ее сына, отводили гранатные растяжки, то ли ангелы прилетели от него, от Женьки, и подстилали свои крыла под расстрескавшиеся, с запеченной кровью ноги, не давая им надавить сильнее обычного на минные взрыватели. Но она шла и шла туда, где мог быть ее сын, уходила прочь от главаря с зеленой лентой, исписанной арабской вязью. И когда уже скрывалась с глаз, исчезала среди травы, один из боевиков поднял снайперскую винтовку, поймал в прицел сгобленную спину: прошла она - проведет других. Не взлетела - так упадет…

Но что-то дрогнуло в бородаче, грубо отбил он в сторону оружие и зашагал прочь, в ущелье, в норы, в темень. Он не угадал. А тот, кто не угадывает, проигрывает…

…А еще через два дня к боевому охранению пехотного полка вышла с зажатым в руке крестиком на шелковой нити седая старушка. И не понять было с первого взгляда, русская ли, чеченка?
- Стой, кто идет? - спросил, соблюдая устав, часовой.
- Мать.
- Здесь война, мать. Уходи.
- Мне некуда уходить. Сынок мой здесь.

Подняла руки - без ногтей, скрюченные от застывшей боли и порванных сухожилий. Показала ими в сторону далекого горного склона - там он. В каменной яме, которую вырыла собственными руками, ногтями, оставленными там же, среди каменной крошки. Сколько перед этим пролежала без памяти, когда отыскала в волчьей яме родную рыжую головушку, из-за которой дразнили ее Женьку ласково «Золотистый-золотой» - не знает. Сколько потом еще пролежала рядом с найденным обезглавленным телом ее мальчика - не ведает тоже. Но очнувшись, поглядев в чужое безжизненное небо, оглядев стоявших вокруг нее в замешательстве боевиков, усмехнулась им и порадовалась вдруг страшному: не дала лежать сыночку разбросанному по разным уголкам ущелья…

…И выслушав ее тихий стон, тоже седой, задерганный противоречивыми приказами, обвиненный во всех смертных грехах политиками и правозащитниками, ни разу за войну не выспавшийся подполковник дал команду выстроить под палящим солнцем полк. Весь, до последнего солдата. С Боевым знаменем.

И лишь замерли взводные и ротные коробки, образовав закованное в бронежилеты и каски каре, он вывел нежданную гостью на середину горного плато. И протяжно, хриплым, сорванным в боях голосом прокричал над горами, над ущельем с остатками банд, над минными полями, покрывшими склоны, - крикнул так, словно хотел, чтобы услышали все политики и генералы, аксакалы и солдатские матери, вся Чечня и вся Россия:
- По-о-олк! На коле-ено-о-о!

И первым, склонив седую голову, опустился перед маленькой, босой, со сбитыми в кровь ногами, женщиной.
И вслед за командиром пал на гранитную пыльную крошку его поредевший до батальона, потрепанный в боях полк.
Рядовые пали, еще мало что понимая в случившемся.
Сержанты, беспрекословно доверяющие своему «бате».
Три оставшихся в живых прапорщика - Петров и два Ивановых, опустились на колени.

Лейтенантов не было - выбило лейтенантов в атаках, рвались вперед, как мальчишки - и следом за прапорщиками склонились повинно майоры и капитаны, хотя с курсантских погон их учили, что советский, русский офицер только в трех случаях имеет право становиться на колени: испить воды из родника, поцеловать женщину и попрощаться с Боевым знаменем.

Сейчас Знамя по приказу молодого седого командира само склонялось перед щупленькой, простоволосой женщиной. И оказалась вдруг она вольно иль невольно, по судьбе или случаю, но выше красного шелка, увитого орденскими лентами еще за ту, прошлую, Великую Отечественную войну.
Выше подполковника и майоров, капитанов и трех прапорщиков - Петрова и Ивановых.
Выше сержантов.
Выше рядовых, каким был и ее Женька, геройских дел не совершивший, всего один день побывший на войне и половину следующего дня - в плену.
Выше гор вдруг оказалась, тревожно замерших за ее спиной и слева.
Выше деревьев, оставшихся внизу, в ущелье.

И лишь голубое небо неотрывно смотрело в ее некогда васильковые глаза, словно пыталось насытиться из их бездонных глубин силой и стойкостью. Лишь ветер касался ее впалых, обветренных щек, готовый высушить слезы, если вдруг прольются. Лишь солнце пыталось согреть ее маленькие, хрупкие плечики, укрытые выцветшей кофточкой с чужого плеча.

И продолжал стоять на коленях полк, словно отмаливал за всю Россию, за политиков, не сумевших остановить войну, муки и страдания всего лишь одной солдатской матери. Стоял за ее Женьку, рядового золотистого воина. За православный крестик, тайно надетый и прилюдно не снятый великим русским солдатом в этой страшной и беспощадной бойне…

Обзор материала

Я же русский солдат!
И креста не сниму…
И не суй мне Коран!
Я его не возьму…
Ни к чему после жить,
Если веру продать…
Видно мне на роду
За Христа умирать…

Введение

Совсем недавно я ехал в машине вместе с моим папой, и он включил на магнитоле музыкальный компакт диск Александра Маршала. Он, мой папа, вообще очень любит творчество этого музыканта, поэтому я ехал и слушал песни вместе с ним.

В какой-то момент стала играть композиция «Баллада о Евгении Родионове», и я, прослушав всю песню, поинтересовался у своего отца: «О чем же все-таки поется в песне? Кто он, Святый воин Евгений?» На это мне папа рассказал коротко историю о Евгении Родионове. Я настолько был потрясен и удивлен, что решил узнать более подробно об этом человеке.

В школе я поинтересовался у своих одноклассников: «Что вы знаете о Евгении Родионове?», но ребята сами не знали ничего об этом человеке.

Тогда я решил самостоятельно найти материал об этом герое, чтобы потом рассказать о подвиге русского солдата.

Объект исследования – информация о героическом поступке Евгения Родионова.

Предмет исследования – биография Евгения Родионова

Гипотеза - поступок Евгения Родионова можно считать героическим

Я поставил перед собой цель – показать на примере личности Евгения Родионова, что значить быть настоящим Сыном Отечества, патриотом, героем.

Для реализации цели мною были поставлены следующие задачи:

Изучение биографии Евгения Родионова

Показ примера героического поступка современника ;

Методы исследования:

1. Анализ литературы

2. Опрос

3. Обобщение материала

Теоретическая значимость моей работы заключается в том, что многие школьники, возможно, обратят внимание на моё исследование, и сделают определённые выводы.

Практическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что она может быть использована для бесед с учащимися на классных часах и мероприятиях, посвященных защитникам Отечества.

1. Биография Евгения Родионова

Евгений Родионов родился 23 мая 1977 года в селе Чибирлей Кузнецкого района Пензенской области.

В год с лишним Евгений был крещён, однако нательного креста не носил, и лишь в 1988 году бабушка сводила Евгения в храм, где ему дали крестик. Хотя мать Евгения отрицательно относилась к ношению сыном креста, он и не думал его снимать; лишь со временем переменил цепочку на толстую верёвочку .

Он рос обычным – крепким и здоровым ребенком. В школе поселка Курилово Подольского района Московской области учился хорошо, но когда закончил девятый класс, пошел работать на мебельную фабрику.

Работая мебельщиком, он овладел специальностями сборщика, обойщика и раскройщика. Ему эта работа нравилась, да и заработок был приличным.

В городе Озёрске Калининградской области проходил службу в учебном подразделении воинской учебной части № 2631 пограничных войск РФ.

После учебного подразделения 25 июня 1995 года Евгений был призван в армию и служил гранатомётчиком на 3-й пограничной заставе современного Краснознаменного пограничного управления ФСБ России по Калининградской области на границе Ингушетии и Чечни. Военную присягу он принял 10 июля 1995 года .

13 января 1996 года Евгений был направлен в полугодовую командировку под командование Назрановского пограничного отряда, где, прослужив один месяц, попал в плен.

13 февраля 1996 года вместе с рядовыми Андреем Трусовым, Игорем Яковлевым и Александром Железновым заступил на пост. Во время дежурства ими была остановлена машина «Скорой помощи» под управлением бригадного генерала Чеченской Республики Ичкерия Руслана Хайхороева, в которой перевозилось оружие. При попытке досмотра солдаты были захвачены в плен. После обнаружения их исчезновения с поста, солдат сначала объявили дезертирами . Милиционеры приходили домой к матери Родионова искать сына после его исчезновения. Версия того, что солдаты попали в плен, была принята после детального осмотра места происшествия и обнаружения следов крови и борьбы.

Евгений Родионов был убит в плену 23 мая 1996 года. В убийстве признался Руслан Хайхороев. В присутствии иностранного представителя ОБСЕ он рассказал: «…У него был выбор, чтобы остаться в живых. Он мог бы веру сменить, но он не захотел с себя креста снимать. Бежать пытался…».

С первого дня 100-дневного плена, увидев на шее Евгения Крест, бандиты пытались его "сломать", принудить принять их веру. Жаждали принудить его пытать и кончать таких же, как и он, боец - мальчишек. Евгений категорически отказался. Его избивали. Твердили: "Сними Крест и будешь существовать!!!" И это не пустые слова. Сами главари банд уверяли потом маму Евгения, Любовь Васильевну: "Стань твой наследник одним из нас, и мы бы его не обидели". Мы можем только додумываться, о чем думал Евгений в свои неполные девятнадцать лет в эти страшные дни плена. Наверное, он непреклонно верил, что его и других ребят найдут и спасут. Нам, не пережившим тот самый ад, тяжело осознать, что было в его душе, когда он сделал свой отбор, отказавшись снять Крест и сделаться "братом" чеченского боевика. Но мы знаем, что Господь не оставляет своих. И может быть, Ангел Хранитель укреплял его в зловонной тьме подвала, как это было с мучениками первых христиан, потому что произвольный день, исповедуя Христа, духом своим он поднимался вверх - не в конец, а в бытие.

Развязка произошла в день рождения Евгения. 23 мая 1996 года Евгению как раз исполнилось 19. Его совместно с остальными солдатами вывели в деревню под Бамутом. Сперва убили друзей, тех, с которыми он был на своем последнем пограничном дежурстве. Потом в завершающий раз предложили: "Сними Крест! Аллахом клянемся, существовать будешь!!!" Евгений не снял. И тогда его хладнокровно казнили. Страшно, как в древнем языческом жертвенном ритуале, - живому отрезали голову...

Но Крест снять не посмели.

Вскоре после захвата в плен мать Евгения, Любовь Васильевна, приехала в Чечню на поиски сына, как считалось, дезертира. Его командир сообщил ей, что он в плену, но не проявил никакого участия к его судьбе. Она вышла на Басаева, тот пообещал ей найти сына при всех, но, когда она вышла из селения, еe догнал брат Басаева и жестоко избил до полусмерти, сломав ей позвоночник. В конце концов, она была вынуждена заплатить боевикам деньги, чтобы узнать место захоронения сына. Тело Евгения мать опознала по нательному кресту. Позже результаты опознания подтвердила экспертиза. Любовь Васильевна сама незримо присутствовала на кончине сына. Видеокассету с казнью ей дали бандиты.

Похоронен Евгений Родионов близ деревни Сатино-Русское Подольского района Московской области, возле церкви Вознесения Христова.

2. «Божественный воин в огненном плаще»

Для того чтобы выкупить стан Евгения, его мама Любовь Васильевна продала все. Вещи, квартиру, доля одежды. Перевезла сына домой 20 ноября 1996 года. Похоронила. И все... Она осталась одна. Практически без жилья, без средств, без элементарной моральной поддержки. Люди шарахались от несчастной, как от прокаженной, - "своих бед навалом". Даже орден Мужества ей вручили тихонько.

Но в это самое время в самых разных частях России стали совершаться невероятные вещи. По многим церквям пошли рассказы о неком "Божественном воине в огненном плаще", помогающем в Чечне пленным солдатам нарыть стезя к свободе, показывающем им мины и растяжки... О нем говорили в Комитете солдатских матерей в мае 1999-го: "Есть этакий Святой боец Евгений - мученик. Он, говорят, в плену ребятам помогает. Мы на него, на его молитвы перед Господом весьма надеемся".

В госпитале Бурденко раненые военные утверждали, что знают некого солдата Евгения, тот, что им помогает, "в особенности когда подступают боли"... Многие клянутся, что видели его на иконе, когда были на экскурсии в храме Христа Спасителя. Мало того, "воина в красной плащ-палатке" знают и сидельцы. "Он помогает самым слабым, поднимает сломленных..."

В 1997 году по заказу храма Святителя Николая, что в Пыжах, по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II была издана книжка "Новый мученик за Христа боец Евгений". И сию минуту от священника Вадима Шкляренко из Днепропетровска пришел рапорт о том, что "фотография на обложке книги МИРОТОЧИТ... Миро светлого цвета, с легким запахом хвои" (2) .

К матери убитого за Веру солдата дивным промыслом потянулись люди. "Это Она, Его Мама", - твердят кругом. - Она - святая!" "Да какая я святая?! - от души удивляется Любовь Васильевна. - Я ещё только на пути к Богу. И сынуля мне нужен активный, здоровый. И чтобы здание полон внуков. А мне все дарят иконы. Их у меня уже больше 90. Говорят, благодарю, мне ваш Евгений помог. Показывают, как его лики мироточат... А я, я нетрудно чем могу помогаю людям. Сейчас, по воле сына (не сама, а как раз по ЕГО ВОЛЕ!!!), так, как сделал бы он, собираю посылки и сама привожу их нашим солдатам в Чечню. Сама, одна, хожу по блокпостам, военным частям, госпиталям... Мой пропуск - моя молитва. Но вы знаете, какие потрясающие у нас в Чечне служат пацаны! Почти в каждой солдатской палатке - Женины иконы. И не только в палатках. Там маленькие такие нательные образки делают..."

На могилу Евгения Родионова, в особенности в день его рождения (и мученической смерти) 23 мая, сотни людей собираются. Любовь Васильевна вспоминает: "А какие у нас чудеса тогда случались! Каждый год радуга. Мы уж ждем, знаем. А в прошлом году встало 4 белых креста облачных. Священников приезжает непочатый край. Некоторые по Жене не панихиду, как по мертвому, а молебны служат. Православные со всей Руси едут. Помогают мне, как могут. Миром собрали монеты, позволили выкупить квартиру. Ту самую, где сынуля вырос. Крест на могиле поставили. Деревянный, рослый. Самый рослый на всем нашем деревенском кладбище. Надпись сделали: "Здесь лежит российский боец Евгений Родионов, защищавший Отечество и не отрекшийся от Креста". Записки близ могилы между камешков подсовывают... Матери, потерявшие детей в Чечне, пишут, родители, боящиеся освобождать своих сыновей в армию, девушки, мечтающие повстречать настоящего, доброго, верующего человека... Одна из Саратова три года ездила, в текущий момент вышла замуж за батюшку. Хотя я, открыто говоря, давнехонько эти записки не читаю. Ведь не мне это все написано. Ему. Жене моему. Мальчику. Верят в него. Любят. Надеются. Недавно в храме мне листочек с молитвой подают. От кого - не известно. А там: "...Услыши нас слабых и немощных, с верой и любовью поклоняющихся пресветлому твоему образу..."

И потому что сказано все это о моем ребенке. Вот я и думаю, может, права была та докторша, что ещё в роддоме мне сказала, что светлая, как звездочка, у сына моего существование будет".

3. После гибели Евгения Родионова…

В конце 2003 года было предложено канонизировать Евгения Родионова. Мать Евгения была приглашена в синодальную комиссию по канонизации, где её выслушали. Комиссия сделала следующие выводы о смерти Евгения и его возможной канонизации: сообщения о мученической кончине Евгения Родионова записаны только со слов матери, которая саму смерть сына не видела. Она также не может с уверенностью подтвердить, что сына её заставляли отречься от Христа. С предполагаемым убийцей Евгения - Русланом Хайхороевым - мать виделась только один раз в жизни, в течение 7 минут, во время этой встречи Руслан Хайхороев, по свидетельству самой матери, ничего не рассказывал об обстоятельствах кончины Евгения Родионова. Никаких свидетелей и свидетельств о мученической кончине, кроме матери Родионова, - нет.

В начале 2004 года Синодальная комиссия по канонизации отказала в канонизации по причинам отсутствия достоверных сведений о мученической в церковном смысле кончине и о том, что Родионов вел сознательную церковную жизнь.

Однако, несмотря на это, иконы с Евгением Родионовым стали появляться в русских церквях стихийно. В том числе и в тех, которые стоят очень далеко от Чечни, от Кавказа. Одна из первых икон была установлена в церквушке поселка Знаменки, под Петербургом, весной 2003 года. Рядовой Родионов, “во Чечне убиенный”, был изображен на ней в полный рост, в военной форме и с автоматом за плечами. Потом иконы с ним стали выставлять и в других петербургских церквях. В конце концов - 21 октября 2008 года воин Евгений Родионов был прославлен в лике мучеников как местночтимый святой Астраханско-Енотаевской епархии Русской Православной Церкви.

4. Помним о подвиге русского солдата

Наверное, никто не остается равнодушным перед подвигом Евгения Родионова. Так, в 2009 году школа № 4 г. Кузнецка Пензенской области была названа его именем. 25 сентября 2010 года во дворе школы состоялось открытие памятника Родионову в виде бронзовой свечи, пламя которой обнимает держащего крест воина. Создана скульптура воина Евгения «Свеча памяти» (автор - художник-скульптор Сергей Георгиевич Мардарь).

В память о Евгении Родионове на Алтае освящён 10 августа 2002 года храм во имя святого мученика Евгения. В Харькове открыта Часовня Святого Евгения. В Ханкале заложен храм в честь мученика Евгения Родионова.

Заключение

Я был потрясен, когда просматривал материал к своей исследовательской работе. Чувства боли и сожаления возникало у меня за его маму, за испытанные им пытки. Я пришел к выводу, что проявленный героизм Евгения Родионова за православную веру - это проявление ценностей настоящего русского человека, Сына Отечества. Я осознал смысл понятия «патриотизм». Мне кажется, что каждый русский человек готов принять серьезные решения и нести за них ответственность.

Поставленная гипотеза полностью подтвердилась. Вот он – настоящий русский солдат, истинный патриот России!

Оформляя свою исследовательскую работу по этой теме, мои одноклассники заинтересовались личностью Евгения Родионова. А мой учитель истории, Ольга Владимировна Иванова, предложила мне выступить с моей работой в школе на 9 декабря, когда наша страна празднует День Героев Отечества.

Скачать материал

Постоянно обращаясь к памяти новых мучеников и исповедников Российских, мы молимся о том, чтобы Господь даровал Своей Церкви благодать покаяния на той же глубине, на какой явилась праведность ее святых. И мы вспоминаем не только тех, кто принял страдания в годы коммунистических гонений, но и тех, кто пострадал за Христа в наши дни. Мы знаем имена убиенного иеромонаха Нестора, убиенного иеромонаха Василия и других Оптинских иноков, убиенного архимандрита Петра и многих других невинноубиенных православных христиан, среди которых немало священников, монахов, девиц и детей.

Прошло 15 лет со дня убиения нового мученика и исповедника — воина Евгения, принявшего смерть за Христа 23 мая 1996 года, в праздник Вознесения Господня, в селении Бамут в Чечне. День смерти его был в день его рождения, когда ему исполнилось 19 лет. Мы слышали уже о других христианских мучениках чеченского плена — о убиенном протоиерее Анатолии, о трех юных солдатах, распятых в Великую Пятницу несколько лет назад, о других мучениках этой войны. И вот теперь — Евгений Родионов. Вся Россия должна бы увидеть, что это ее национальный герой, и это событие должно быть поставлено посередине Церкви, на свещнице, да светит всем в нашем доме.

Что же произошло? О чем рассказал матери Евгения в присутствии представителей ОБСЕ убийца его? Молодым солдатам, захваченным в плен, сказали: «Кто хочет остаться живым, пусть снимет свой нательный крестик и назовет себя мусульманином». Когда Евгений отказался снять свой крестик, его стали жестоко избивать. Потом подвергли издевательствам и пыткам, которые продолжались в течение трех месяцев. Потом — убили, отрубив голову. Могилу его за огромные деньги указали матери сами чеченцы. Мать опознала тело сына по нательному крестику. Поразительно, что даже с мертвого они не сняли крестик — не посмели.

Что такое нательный крестик? Почему так ненавидит его сатана и делает все, чтобы никто его не носил, или носил просто как бессмысленное украшение?

Многие, наверное, слышали рассказ о юном Ленине, о том, как в детстве в приступе ярости в ответ на настойчивые приглашения пойти в церковь он выбежал из дома на снег, сорвал с себя крестик и стал топтать его. То, что произойдет потом с Россией, будет связано с этим эпизодом его биографии. Я помню, как в шестидесятые годы одна молодая женщина испытывала после принятия крещения диавольские нападения. Ночью на нее сквозь сон навалилась такая тяжесть, что она, осознавая присутствие нечистого, не могла пошевелить рукою, чтобы перекреститься. Голос ласковый и гипнотически-повелительный сказал ей: «Сними крестик, ведь он такой маленький». Она уже было послушно потянулась к крестику, но когда коснулась его, пришла в себя, прочла «Отче наш», перекрестилась и услышала, как диавол с тяжким стоном отошел от нее.

Другой молодой человек в те же годы рассказывал, какие искушения он пережил после крещения. Диавол начал внушать ему, что внешнее необязательно, пусть в сердце будет вера: зачем крестик носить на шее, можно сказать, напоказ? Когда он уже был готов снять свой крестик, Господь сказал ему во сне: «Крестик — это колокольчик на шее овцы, чтобы Пастырь мог скорее услышать ее, когда она в беде». Однако и после этого в храм он продолжал ходить крайне редко. Даже на Пасху однажды, вернувшись усталым после командировки, решил не ходить и лег спать. Но среди ночи он внезапно проснулся от обжигающего грудь огня, и когда невольно схватился за то место, откуда огонь исходил, то в руке его оказался нательный крестик, который продолжал жечь руку и все тело охватывал радостным огнем. Он взглянул на часы: было ровно двенадцать. В храмах начинался пасхальный крестный ход. Он вскочил и побежал в ближайшую церковь, и с тех пор жизнь его переменилась.

Мы не знаем, какие духовные переживания были связаны у Евгения с его нательным крестиком. Вполне возможно, что никаких особенных не было. Кроме веры, что это — Крест Христов. С Крестом Христовым в руке изображаются на иконах Христовы мученики.

А что было с теми, кто сняли свои крестики? Диавол никогда не успокоится, пока не завладеет человеком до конца. Им приказали расстреливать своих же пленных, если они хотят сохранить себе жизнь. А потом, после этого, одного из них заставили перед телекамерой отказаться от родной матери, перед всем миром сказать: «У меня нет матери, у меня есть только Аллах».

Любовь Васильевна, мать нового мученика Евгения сказала: «Что может быть тяжелее для матери, чем потеря сына! Но то, что он оказался достойным христианином, утешает меня. Если бы он отрекся от Христа, от православной веры, от России, от матери, я не могла бы это пережить».

Постараемся осмыслить подвиг нового мученика Евгения. Прежде всего, сама картина истязаний пленных многое раскрывает. Не было пытки, физической или нравственной, через которую они не прошли. Если они уступали, их опускали еще ниже. Никто не может представить все ужасы, которым они подвергались. Как рассказывал один молодой человек, переживший чеченский плен: «Вначале они заставляли меня пытать другого. А потом того, другого — меня». Только диавол может додуматься до такого. Заставить людей убивать друг друга по очереди с тем, чтобы разрушить всякую связь между людьми. Мы призваны быть едиными во Христе, а здесь — единство в диаволе. Чтобы никто не верил никому, никто не доверял никому и все боялись друг друга. Чтобы никто не сопротивлялся торжествующему злу — то, чего диавол добивается в сегодняшнем мире. Чтобы человек почувствовал, что он абсолютно один, одинок как диавол, как тот, кто в аду. Чтобы кругом была выжженная пустыня, чтобы люди не знали, куда они идут, чтобы все были охвачены смертельным страхом.

Мученический подвиг Евгения, обстоятельства его смерти заставляют задуматься, во-первых, о том, что накопление зла столь велико в мире, что нам не избежать новых гонений на Церковь. И во-вторых, о том, как мы должны достойно подготовиться к новым испытаниям.

Кто были эти потерявшие человеческий облик чеченские убийцы и малодушно забывшие человеческое достоинство русские предатели? Если бы не «перестройка», все они были бы комсомольцами, как их отцы и деды.

Но в сегодняшнем мире зло достигает еще бóльших глубин. Разве вы не знаете, что через телевидение, через порнографические видеофильмы, через рок-музыку, которая предельно демонична, через компьютерные игры молодежь с детства учат, как пытать и расстреливать других людей? Для многих юношей, вскормленных на этой культуре, кажется нормальным и возможным сделать из пыток развлечение. К одному батюшке подошла в храме женщина и рассказала, что у нее четверо детей, и двое из них — младших — уже связались с сатанинской сектой. Она со слезами просила батюшку помолиться за этих детей, чтобы они вернулись ко Христу. Самое поразительное, рассказывал батюшка, когда он благословил их крестом, это вызвало у них злобную ярость к нему. Как страдает мать! Дети маленькие, а сатана уже крепко держит их в своей власти.

Мы призываемся воспринять подвиг мучеников наших дней как особенный призыв к молодежи, потому что молодежь, как известно, всегда полна страстей, а атмосфера вокруг сегодня губительная. Наши враги хотят погубить всех. Если человек не желает ограничивать себя в чем-либо (а этот принцип внедряется сегодня в массовое сознание во всем мире), где возьмет он силы не уступить сатане без колебаний, когда придет час испытаний?

Мы все воины Христовы. Но скорее как те воины, которые в речах смелы, но еще не нюхали по-настоящему пороха, и дело покажет, каковы они в действительности. Мы иногда, может быть, слишком легко, не задумываясь повторяем слова о том, что в годы гонения явилась не только великая слава новых мучеников Российских, но открылся позор небывалого в истории Церкви отступничества. Человек может пройти через любые пытки и через смерть и спастись. Но отречься от веры, отречься от всего, что является краеугольным камнем души, сказать, что вся моя жизнь сплошная ложь, что я не верю в Христа Бога, не люблю моих родителей, что мне наплевать на мое Отечество и на Церковь, и остаться живым — что делать человеку после этого с его жизнью?

Чтобы стало понятнее, через какие испытания проходил Евгений (еще раз повторим, что его мучили в течение трех месяцев) и другие мученики, приведем свидетельство православного человека, прошедшего через ГУЛАГ и не выдержавшего пыток, а потом покаявшегося. «Самое трудное — не пытки, — сказал он. — Они могут начать пытать вас сегодня, а завтра еще кого-то, и у вас будет время для отдыха. Но они всегда, как бесы, внимательно наблюдают за вами, и хотят любой ценой заставить вас сказать ложь или хулу на Бога. У них нет времени бить вас каждый день с утра до вечера, но они могут заставить вас сказать что-нибудь против вашего друга или против Бога. Когда вас пытают, после часа или двух часов страданий боль начинает стихать. Но после отречения от Бога от одного сознания, что ты предал Бога, боль не прекращается. Духовная боль несравненно мучительнее телесной. Что делать человеку после этого, чтобы не сойти с ума? Только молиться. Без покаянной молитвы невозможно выжить».

Много раз, рассказывал этот человек, у него восставал ропот на Бога: «Если Ты существуешь, почему Ты позволяешь быть всему этому?» Но были моменты, когда милосердие Божие касалось его, и он мог сказать: «Господи, прости меня. Боже, помоги мне». И этого было достаточно, чтобы знать, что Бог есть и что Он не оставляет его Своей любовью. Этот человек говорил, что ему трудно вспоминать о том, что было — не пытки, не палачей, он их простил. Но трудно простить себя, хотя он знал, что Бог никогда не напомнит ему его отступничество.

Между прочим, мать Евгения сказала, что она лично не находит в себе сил простить убийц и молиться за них после всего, что она насмотрелась, когда искала в Чечне своего сына. И только после того, как ей в руки попали известные стихи, переписанные в заточении Великой Княжной Ольгой, в ней начало что-то меняться:

...И у преддверия могилы
Вложи в уста Твоих рабов
Нечеловеческие силы
Молиться кротко за врагов.

Она стала просить Бога дать ей постигнуть смысл слов Царя-мученика в письме, отправленном из Тобольска Царской дочерью: «Отец просит передать всем, на кого он может иметь влияние, чтобы они не мстили за него, что зло, которое в мире, будет еще сильнее, но не зло победит, а любовь».

Самое существенное, что можно сказать о воине Евгении — он участвовал в страданиях за Христа. Они убили его, потому что он был христианином. Его подвиг — оправдание нашего пребывания в сегодняшнем аду. Все золото мира, вся ложь средств массовой информации, вся военная мощь ненавистников России стоит за войной в Чечне, за тем, что происходит сегодня с нашей Родиной. И он показал, что православная вера сильнее.

«Мученик Твой, Господи, Евгений во страдании своем прият венец нетленный от Тебе, Христа Бога нашего. Имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости. Того молитвами спаси души наша» . Невозможно найти более точных слов, чем этот общий тропарь мученикам, который мы каждый день поем в церкви.

Значение его мученического подвига в том, что он показывает, чтó есть христианское достоинство и чтó есть человеческое достоинство в мире, где поругание Церкви доходит до показа на всю страну богохульного фильма, до публичного кощунства над иконами в центре Москвы и поругания человека в тотальном растлении детей и молодежи. Его подвиг говорит об очень важном для нашего времени — о тайне неразрывного единства целомудрия и мужества, без которого не бывает мученичества. Они били его в грудь, по спине, они отбили ему легкие и почки. Наше тело — инструмент, через который враг хочет достать нашу душу. Ему надо растлить тело, чтобы сделать душу уступчивой злу. Сластолюбцы не могут быть мучениками за Христа, а только возлюбившие чистоту, как свидетельствует жизнь Церкви от святого мученика Вонифатия до преподобномученицы Елизаветы.

Этот подвиг дает сегодня всем желающим возможность увидеть, что существует духовный мир, и что духовный мир важнее, чем материальный. Что душа дороже всего мира. Его мученичеством как бы спадает завеса со всех событий и обнажается суть: он напоминает, что наступают испытания, когда человек не может жить по совести и правде, не может быть просто честным гражданином, воином, верным своей присяге, не может не быть предателем всех, если он не христианин.

Я знаю, человек может стать диаволом; я знаю, что и я могу стать диаволом. Поэтому я должен быть очень осторожным и внимательным к себе. Я должен наблюдать за собой, пресекать всякое, самое малейшее уклонение ко злу, потому что зло, однажды принятое и нераскаянное, неприметно разрастаясь, может заполнить всю душу. Диавол очень хитер. Христос говорит, чтобы мы были готовы отсечь свою руку или ногу, или вырвать глаз, но только не уступить диавольскому соблазну.

Наступают трудные времена для христиан. Но те, кто ищут чистоты и истины, милостью Божией обретают способность к сопротивлению. Бог сократит, сокращает эти времена, и мы должны понять, что духовное сопротивление в сегодняшней России важнее всякого другого.

Мы должны готовиться не к пыткам, не к голоду или чему-нибудь такому. Но мы должны духовно и нравственно готовить себя к тому, чтобы сохранить душу свою и свое лицо, Божий образ в человеке, незамутненными. Мы должны доверять Богу и знать, что Он не оставит Своих. Это не слова, не просто красивые слова — это жизнь, о которой свидетельствуют тысячи новых мучеников и исповедников Российских, новый мученик Евгений и все святые мученики наших дней, и о которой призваны свидетельствовать мы.

Свя-тые му-че-ни-ки Ев-стра-тий, Авк-сен-тий, Ев-ге-ний, Мар-да-рий и Орест по-стра-да-ли за Хри-ста при им-пе-ра-то-ре Дио-кли-ти-ане (284-305) в Се-ва-стии, в Ар-ме-нии. В чис-ле пер-вых хри-сти-ан, при-няв-ших то-гда му-че-ния, был пре-сви-тер Ара-вий-ской церк-ви му-че-ник Авк-сен-тий, за-клю-чен-ный в тем-ни-цу. Ви-дя непо-ко-ле-би-мость хри-сти-ан, гра-до-пра-ви-тель Са-та-ли-о-на, бла-го-род-ный во-е-на-чаль-ник свя-той Ев-стра-тий, быв-ший тай-ным хри-сти-а-ни-ном, ре-шил-ся на от-кры-тое ис-по-ве-да-ние ве-ры, за что был под-верг-нут пыт-кам: его из-би-ва-ли, на-де-ва-ли на но-ги же-лез-ные са-по-ги, жгли ог-нем. По-сле этих же-сто-ких му-че-ний его со-жгли, а му-че-ни-ка Авк-сен-тия обез-гла-ви-ли. Уви-дев их му-че-ни-че-скую смерть, свя-той Мар-да-рий, ко-то-рый был из про-сто-го на-ро-да, так-же ис-по-ве-дал свою ве-ру и был по-ве-шен вниз го-ло-вой. Пе-ред кон-чи-ной он про-из-нес мо-лит-ву: «Вла-ды-ко Гос-по-ди Бо-же, От-че Все-дер-жи-те-лю...», ко-то-рая чи-та-ет-ся в кон-це 3-го ча-са и на по-лу-нощ-ни-це. Му-че-ни-ку Ев-ге-нию вы-рва-ли язык, от-ру-би-ли ру-ки и но-ги и от-сек-ли го-ло-ву ме-чом. Мо-ло-дой во-ин свя-той Орест ис-по-ве-дал се-бя хри-сти-а-ни-ном и за это пред-стал пе-ред су-дом. Он был при-го-во-рен к со-жже-нию на рас-ка-лен-ном же-лез-ном ло-же, ку-да взо-шел, укреп-ля-е-мый мо-лит-вой свя-то-го Ев-стра-тия. Пред-смерт-ная мо-лит-ва свя-то-го Ев-стра-тия («Ве-ли-чая, ве-ли-чаю Тя, Гос-по-ди...») чи-та-ет-ся на суб-бот-ней по-лу-нощ-ни-це. Му-че-ник Ев-стра-тий скон-чал-ся 13 де-каб-ря.

См. так-же: в из-ло-же-нии свт. Димит-рия Ростов-ского.

Он родился в 1877 году и был наречен именем Семен. Окончив Московскую духовную семинарию, он принимает постриг с именем Евгений. В 1902 году он стал преподавать сектоведение в Черниговской семинарии, а с 1906 года уже архимандрит Евгений стал ректором Иркутского духовного образовательного учреждения. Он обладал удивительным даром проповеди, семинаристы с большим интересом слушали его доклады и лекции.
В 1913 году состоялась хиротония в епископа Киренского, викария Иркутской епархии. Ровно через 10 лет, после всенощного бдения, он был арестован и доставлен в Москву.
Весь город встал на защиту своего пастыря. Чекистам ничего не оставалось, как вызвать пожарных, чтобы облить водой людей, пришедших заступиться за епископа Евгения. Пока он находился в родном Благовещенске, его паства организовала ежедневные сборы продуктов для него. По городу разъезжала телега, с надписью «хлеб для епископа». Еды набиралось настолько много, что святой кормил ею всех своих сокамерников.
Епископа все же освободили, в 1924 году Патриарх Тихон возводит его в сан архиепископа. В этом же году, его вновь арестовывают, но уже приговаривают к трем годам концлагеря. До 1927 года он отбывал наказание на Соловках.
Даже в самых суровых условиях он отличался выдержкой, мудростью и тактичностью. Соблюдал строгий пост, никогда не вкушал мяса, рыбу ел крайне редко.
В 1929 году он освободился и стал проживать в Нижегородском крае в городе Котельнич. В это же время он был назначен архиепископом Котельническим, а в мае 1934 года его переводят в Нижегородскую епархию. Через год он был арестован и приговорен к трем годам в Карагандинский лагерь. А в сентябре 1937 года тройка при УНКВД определила архиепископу Евгению меру наказания в виде расстрела. В этом же месяце приговор привели в исполнение.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация