Конспект сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе. Конспект игры-занятия в подготовительной группе «В гостях у Забавы»

Главная / Квартира

"Поездка на теплоходе" конспект сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе

Описание: этот конспект предназначен для воспитателей старших подготовительных групп.
Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие","Речевое развитие","Социально-коммуникативное"
Цель: Обогащение игрового опыта детей.
Задачи:
образовательные:
Формировать игровые умения, закрепить знания о профессиях капитана, матросов, кассира, врача, мед.сестры. Формировать умение распределять игровой материал и роли между участниками, выполнять взятые на себя роли в соответствии с сюжетом игры, пользоваться необходимыми атрибутами,предметами заместителями. Закреплять знания о родном городе, о воде. Закреплять навыки счёта.
воспитательные:
Воспитывать дружеские взаимоотношения. Воспитывать нравственные качества.
развивающие:
Развивать творческое воображение, способность совместно развертывать игру. Побуждать у детей широко и творчески использовать знания о профессиях взрослых.
словарная работа: корабль, кок, якорь, трап, штурвал, рулевой, матросы, кассир, врач, экскурсовод, экспонаты, судостроители, судосборщики.
материал:
модули для постройки теплохода, костюмы матросов, кока, врача, предметы заместители, бумажные монеты достоинством 1р. 2р.5р., билеты, атрибуты необходимые для игры врача, кока, матросов. Якорь, штурвал, трап.
Ход:
Воспитатель:
Ребята,скажите пожалуйста,чём можно поехать куда-либо?
Дети:
Машине, автобусе, велосипеде.
Воспитатель:
Сегодня я предлагаю вам отправиться в увлекательную поездку на теплоходе.
Что для этого нужно сделать?
Дети:
Построить теплоход.
Воспитатель:
Из чего мы можем его построить?
Дети:
Из строительного материала, модулей,стульев.
(Дети совместно с воспитателем строят теплоход: размещают трап, якорь, штурвал, стулья для пассажиров, выделяют место для кока.)
воспитатель:
Как называется передняя часть корабля?Зачем нужен трап,якорь.штурвал?Для чего предназначен теплоход?Что мы должны разместить на палубе для удобства пассажиров?Если мы строим теплоход,то кто мы по профессии?
Воспитатель:
Теплоход готов, что будем делать дальше?
Дети:
Решать, кто кем будет.
Воспитатель:
Распределим роли. Кто главный на теплоходе? Капитан, каким он должен быть?
Дети:
Храбрым, сильным.
Воспитатель:
А ещё ответственным, умным. Он отвечает за всю команду и пассажиров. Кого мы выберем на эту роль?
Дети:
Сашу.
Воспитатель:
Кто ещё нужен на теплоходе?
Дети:
Матросы, рулевой, кок.
(Назначают роли).
Воспитатель:
Ребята нужен врач на теплоходе? Конечно, может кто-то почувствовать себя плохо, заболеть. Каким должен быть врач?
Дети:
Внимательным, вежливым.
Воспитатель:
Кто помогает врачу?
(Выбирают врача и мед.сестру).
Воспитатель:
Теперь матросы могут пройти мед. осмотр.
(Врач,мед. сестра матросы одеваются,берут атрибуты.Доктор осматривает матросов,кого осмотрели моют палубу,готовят теплоход к приёму пассажиров)
Воспитатель:
Кем будем мы, остальные ребята?
Дети:
Пассажирами.
Воспитатель:
Что должны сделать пассажиры чтобы попасть на теплоход?
Дети:
Купить билеты в кассе речного вокзала.
Воспитатель:
выберите кассира.Ребята,я точно знаю,что билеты стоят 10 рублей,а сдачи в кассе нет.Нужно набрать ровно 10 рублей.
(Пассажиры выбирают кассира,берут деньги.разложенные по кучкам,насчитывают нужную сумму и покупают билеты)
Воспитатель:
Если всё готово к отправлению, то команда проходит на борт, пассажиры занимают свои места.
Капитан делает команды, “Поднять трап!”“Поднять якорь!” “Полный вперёд!”.
Рулевой отвечает о выполнении команды, он ведёт корабль.
Кок готовит угощение.
Воспитатель проводит беседу о родном крае.
Воспитатель:
По какой реке мы идём?
В каком городе живём?
Как раньше назывались наш город, река?
Кто основал наш город? Чем славится, достопримечательности.
Кок сообщает, что обед готов, угощает пассажиров.
Капитан объявляет, что теплоход подходит к пристани города (по выбору). Даёт команды “Стоп машина!” “Спустить якорь!”“Спустить трап!”.
Пассажиры и команда выходят на берег.
Воспитатель:
Ребята, я предлагаю вам сначала посетить музей.(работники музея рассказывают о том, что здесь представлено).
Капитан объявляет об отплытии.
Капитан делает команды.
Теплоход возвращается в д/сад.
Дети убирают игру

Конспект игры-занятия в подготовительной группе «В гостях у Забавы».

Образовательная область: «Познание».

Конспект содержит русские народные игры, загадки, художественное слово. Конспект построен с учетом традиций русского народа.

Образовательная область «Познание»:

Программные задачи:

Расширение знаний о культуре и быте русского народа;

Закрепление знаний о русских народных играх, пословицах;

Знакомство с лекарственными растениями, с изготовлением саше;

Развитие логического мышления.

Образовательная область «Физическая культура»:

Программные задачи:

Развитие физических качеств, обогащение двигательного опыта;

Умение участвовать в русских народных подвижных играх;

Образовательная область «Здоровье»:

Программные задачи:

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья;

Обеспечение двигательной активности в ходе проведения народных игр;

Образовательная область «Социализация»:

Программные задачи:

Развитие игровой деятельности;

Воспитание уважения к русским народным обычаям, играм и традициям;

Воспитание бережного отношения и любви к природе.

Образовательная область «Коммуникация»:

Программные задачи:

Развитие устной речи.

Способы организации : сидя на стульях (беседа), стоя в кругу (игра), стоя у стола (изготовление саше).

Оборудование: музыкальный центр, аудиозапись: с русскими народными мелодиями, с пением птиц; 2 стола, 2 скатерти, 4 подставки, ложки, баночки с травами, картинки с русскими народными играми, забавами; лекарственными растениями; шапочка козы, корона, атласная лента для игры; мешочки для саше.

Словарная работа: околица, травники, саше.

Предварительная работа :

    Беседа о культуре и быте русского народа;

    Знакомство с русскими народными играми, пословицами о здоровье;

    Беседа о лекарственных растениях;

Ход игры-занятия.

Мотивационно - организационный этап

Дети собираются в гости. Детей встречает Забава. Она предлагает им окунуться в атмосферу далекой старины, вспомнить быт наших предков, как они жили, чем лечились, в какие русские народные игры играли. Желание принять участие определяет цель предстоящей работы.

Поисковый этап

Чтобы больше узнать о культуре и быте русского народа, о русских народных играх, пословицах, традициях Забава приглашает к себе в гости.

Практический этап

Загадывание загадок.

Забава загадывает загадки о русских народных играх:

1. Я не вижу ничего,
Даже носа своего.
На моём лице повязка,
Есть такая вот игра,

Называется она… (Жмурки).

2. Ай, люли, ай люли,

Наши руки мы сплели.

Мы их подняли повыше,

Получилась красота!

Получились не простые,

Золотые ворота…. (Ручеек).

3. Я давно в траве сижу,
Ни за что не выхожу.
Пусть поищут, раз не лень,
Хоть минуту, хоть весь день…(Прятки).

4. Нам прислали сто рублей.

Что хотите, то купите,

Черный, белый не берите,

Да и нет - не говорите! (Фанты).

5. Под вражеским обстрелом

Стоят солдаты смело.

А если их собьют.

Они опять встают. (Городки).

6. Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди на поле

Глянь на небо

Птички летят

Колокольчики звенят… (Горелки)

Русская народная игра «Заря - заряница»

Забава приглашает детей за околицу поиграть.

Дети встают в круг, руки держат за спиной. Водящий – заря ходит за спиной игроков в кругу с лентой или платочком и говорит:

Заря-заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила.
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые –
За водой пошла!

С последними словами ведущий осторожно кладет ленту на плечо одному из вас.

Тот быстро берет ленту, поворачивается спиной к ведущему:

И на слова:

Раз – два – не воронь,

Беги как огонь!

Оба разбегаются в разные стороны по кругу, кто быстрей возвратиться на место. Кто не успел, тот становится водящим - зарей.

Бегущие не должны пересекать круг, играющие в кругу не оборачиваются.

Беседа «О природе»

Забава рассказывает детям о том, что в старые времена русский народ с любовью и трепетом относился к окружающей природе и оберегал ее. Люди ласково называли реченьку быстрой, солнышко красным, травушку шелковой. Лес в жизни русского народа всегда играл огромную роль. С давних времен русские люди использовали лес для различных нужд. В лесу люди находили полезные травы, которыми лечились. Играет в игру «Зеленая аптека». Загадывает загадки про лекарственные растения:

Неприметна среди трав,

У нее спокойный нрав.

Кто полезностью гордится?-

Ароматная... (Душица).

Он на розу так похож, разве что не так хорош,

Но зато его плоды всем пригодны для еды? (Шиповник).

Семена, как коготки,
Жёлто-красные цветки.
От горла помогают,
Кто же их не знает? (Календула).

Выпускает он листы

Широченной широты.

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких:

Если их не обойдешь –

На себе их все найдешь. (Лопух).

Растение видное, а имя обидное. (Лопух).

На откосе, на лугу, босиком на снегу,

Первые цветочки – желтые глазочки? (Мать-и-мачеха).

Если стебель отломить,

Руки трудно уж отмыть!

Желтый сок в листочках,

В маленьких цветочках –

Тот сок для добрых чистых дел,

А что за травка? (Чистотел).

Травка очень душистая,

Ароматные листья.

Поскорей собирай

И заваривай чай! (Мята).

Трава, которую и слепой узнает? (Крапива).

Я на луг с утра пошел

Травку нужную нашел:

Мелкий, желтенький цветок

Он не ярок, не высок,

Вылечит недуг любой.

Что же это? – (Зверобой).

Русский народ лечился травами, и сложил немало пословиц и поговорок о здоровье. Забава играет в игру «Доскажи словечко»:

В здоровом теле … здоровый дух.

Где здоровье, там и … красота .

Ешь чеснок и лук – не возьмет недуг.

Если хочешь быть здоров … закаляйся .

Болен – лечись, а здоров … берегись.

Чистота - залог … здоровья.

Береги платье снову - а здоровье … смолоду.

В путь дорогу собирайся за - здоровьем... отправляйся .

Хороводная игра «Шла коза по лесу»

Забава приглашает детей поиграть в хороводную игру «Шла коза по лесу».

Начинаем игру, ходим по кругу, взявшись за руки и выполняем движения, согласно тексту.

Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу – идут по кругу, взявшись за руки;

Искать себе принцессу, принцессу, принцессу- идут по кругу, взявшись за руки;

Прошла коза по лесу, по лесу, по лесу – останавливаются лицом в круг;

Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу – коза выбирает себе принцессу,

одевает ей на голову

корону и выводит в середину

Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем – все участники игры прыгают;

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем – все выполняют движение,

согласно тексту;

Давай коза покружимся, покружимся, покружимся – все кружатся;

И мы с тобой подружимся, подружимся, подружимся – поворачиваются к друг

другу лицом и обнимаются.

Игра повторяется 2-3 раза.

Разгадывание кроссворда.

Забава рассказывает детям, что много лет назад в России появились первые аптеки, где продавали лекарственные травы. А в далекие времена лечебные травы собирали специальные люди...

А как их называли, они узнают, разгадав кроссворд.

1. Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок.

(Дерево чем-то похожее на елку. У нее мягкие длинные колючки).

(Лиственница).

2. Длинноногие сестрички вышли стайкой на лужок.
Словно снег у них реснички и, как солнышко, глазок. (Ромашка).

3. Как зовут меня – скажи, часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок, синеглазый… (Василек).

4. Золотой и молодой за неделю стал седой,
А денечка через два облысела голова.… (Одуванчик).

5. У дороги вырос лекарь, вдоль тропинки луговой.

Он для нас с тобой аптекарь. Догадайся, кто такой? (Подорожник).

6. Красная ягода всех привлекает,

Вкусом и пользой своей покоряет,

Летом в саду собирает Алина,

Нежное лакомство, чудо - … (Малину).

7. Спроси теленка и барашка: вкусней цветка на свете нет,
Ведь не случайно красной кашкой его зовут за вкус и цвет. (Клевер).

Решив кроссворд, мы с вами узнали ключевое слово – травник.

«Травниками» - называли людей, которые собирали лекарственные растения.

Травы собирали ранним утром, когда солнце еще не поднялось. Затем травы высушивали и смешивали друг с другом. Пучок высушенной травы хранили завязанным в тряпочку или полотняный мешочек. В наше время это называется саше.

Познавательный рассказ «Что такое саше»

Саше имеет французские корни. В этой стране несколько веков назад так обозначали подушечки, обрызганные духами, или же мешочки с зашитыми в них травами. Такие мешочки украшали гостиные и спальни самых богатых домов. Впрочем, каждая уважающая себя девушка стремилась завести в своей комнате саше, ведь эта занятная вещица не только радует своим видом, но и распространяет приятный аромат. Саше использовали и в лекарственных целях. Целебные травы заключали в мешочек и клали рядом с человеком. Запах растений мог успокоить, избавить от бессонницы, помочь при простуде. Саше, разумеется, были не только во Франции. Секрет саше был известен и нашим прапрабабушкам. Они не знали такого слова, но собирали душистые целебные травы и делали из них подушки, на которых спали, овеянные луговыми или лесными ароматами. Саше можно наполнять не только травами, но и лепестками цветов, специями и цитрусовыми.

Рефлексивно-оценочный этап

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад с. Иваниха Перелюбского муниципального района

Саратовской области»

Конспект сюжетно-ролевой

игры « Поликлиника »

в подготовительной группе .

Воспитатель:

Паксеева Елена Николаевна

2018 г.

Цели : Формировать представления у детей о профессиях врача, медицинской сестры, регистратора.

Развивать игровой диалог, игровое взаимодействие. Активизировать и расширять словарный запас.

Воспитывать чувство благодарности к человеку за его труд.

Словарная работа : Жаловаться, фонендоскоп, шпатель, регистратура, регистратор.

Предварительная работа : Чтение сказки К. И. Чуковского «Айболит» ; беседа о работе врача, медсестры » .

Материал и оборудование :

1. Одежда : 3 халата, 3 шапочки (на детей) ;

2. Медицинские инструменты : шприцы, фонендоскоп, пузырьки, шпатель, вата, градусник, бинт.

3. Документация : Медицинские карты на каждого «больного» . У каждого ребёнка-пациента свой медицинский полис с геометрическими фигурами.

Ход игры:

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Давайте начнем наше занятие с пожелания добра друг другу. Повернитесь друг к другу лицом и скажите:

Мы желаем друг другу добра.

Воспитатель : - Ребята я хочу загадать вам загадку, послушайте внимательно :

Если заболело ухо,

Если в горле стало сухо,

Не волнуйся и не плач-

Ведь тебе поможет…

Дети : - Врач.

«Ребята, сегодня мы с вами будем играть в интересную игру - « Поликлинику » . Кто из вас был в поликлинике ? Давайте с вами вспомним, что мы там видели? (врача, медсестру, делают укол)

Ребята скажите, а каких врачей вы знаете? (Лор-врвч, педиатр, хирург, окулист, стоматолог и д.р.)

А кто мне скажет, зачем люди приходят в поликлинику ? Когда они приходят? (когда болеют, чтобы вылечиться) .

Мы приходим в поликлинику и говорим , что болит, а как это называется? (жаловаться) . Правильно, врач спрашивает : «На что жалуешься?»

Ребята, а когда мы приходим в поликлинику , то сразу идём к врачу? (нет, сначала надо взять медицинскую карточку) . Правильно, для этого мы идём в регистратуру. Там сидит регистратор-медсестра, которая спрашивает вашу фамилию, имя, домашний адрес, и только тогда она выдаст вам вашу медицинскую карту. Ещё регистратор отвечает на телефонные звонки, ведь кто-то может вызвать врача на дом. Затем мы с медицинской картой заходим по очереди в кабинет врача.

Давайте с вами рассмотрим инструменты врача. Это инструмент - фонендоскоп. Что врач делает с этим инструментом? (слушает) . Что он слушает? (спину, сердце, лёгкие) . Правильно.

А это-шпатель (показываю) . Что им делают? (смотрят горло) .

А это - неврологический молоток. (показываю) . Что им делает врач? (стучит по коленке) . Правильно, так врач проверяет рефлексы у больного.

А другие инструменты вы знаете и кому врачу они принадлежат?»

Дети рассматривают инструменты : градусник, шприц, вата, бинт, витамины; называют, для чего они нужны, как ими пользоваться.

Педагог: А еще у нас в поликлиники работает кабинет здорового ребенка. Что это за кабинет, знаете? Здесь можно взвесится, измерить свой рост. А еще в этом кабинете можно узнать много интересного и полезного о своем здоровье и как его сберечь. Вот вы знаете, что нужно делать по утрам, чтобы не болеть? Какие молодцы, конечно зарядку! Давайте вместе с вами ее сделаем. Физминутка

С добрым утром, глазки!
(Указательными пальцами поглаживать глаза)

Вы проснулись? (Сделать из пальцев «бинокль», посмотреть в него )

С добрым утром, ушки! (Ладонями поглаживать уши)

Вы проснулись? (П риложить ладони к ушам - «Чебурашка»)

С добрым утром, ручки! (Поглаживать то одну, то другую ручки)

Вы проснулись? (Х лопки в ладоши )

С добрым утром, ножки! (Поглаживание коленок)

Вы проснулись? (Топать ногами )

С добрым утром, солнце! (Поднять руки вверх)

Я - проснулся! (Посмотреть на солнце)

Воспитатель : Молодцы ребята. Присаживайтесь.

Прежде чем начать нашу игру, надо распределить роли. Кто из вас хочет быть врачом? А медсестрой? А медрегистратором? Врачом в первый раз будет тот, кто из вас самый ответственный. У нас же с вами самая настоящая поликлиника .

Выбор ролей. Дети занимают свои места.

«Начинаем приём»

Дети по очереди подходят в регистратуру, называют свою фамилию, имя, адрес. Медрегистратор-ребёнок выдаёт карточки. (на карточках нарисованы такие же геометрические фигуры, как на медицинском полисе у детей-пациентов). Затем дети по очереди проходят к врачу.

1ситуация:

Ислам-врач :

Арина-больной : «У моего ребенка болит горло» .

Врач : «Давайте вас посмотрим. Откройте рот, скажите «а-а-а» . Я посмотрю вас шпателем, не пугайтесь. Да, горлышко красное. Давайте померим температура. Температура у вас в порядке. Сейчас я вам выпишу рецепт. Зайдите в аптеку и купите лекарства. А ко мне на прием придете через три дня. До свидания».

2 ситуация:

Ислам-врач : «Здравствуйте, проходите, садитесь. Как ваша фамилия? Что у вас болит?»

Саша-больной : : «Здравствуйте. Ермолаев Саша. Моему ребенку нужно сделать прививку» .

«Моему ребенку нужно сделать прививку» .

Врач : «Давайте вас посмотрим. Сейчас я вас послушаю, сердце в порядке, легкие чистые. Дыхание ровное. Откройте рот, скажите «а-а-а» . Я посмотрю вас шпателем, не пугайтесь. Горлышко чистое. Давайте померим температура. Температура у вас в порядке. Вот вам направление на прививку, пройдите в процедурный кабинет. До свидания».

3 ситуация:

Саша - Здравствуйте, я к вам по направлению от педиатра.
Фарид - Проходите, присаживайтесь. Давайте руку. Не волнуйтесь, сейчас быстро поставим укольчик и все будет хорошо.

Ну вот и всё.
Саша- Спасибо, до свидания.
Фарид - Будьте здоровы.

Так по очереди дети проходят то к врачу, то к медсестре. Игра продолжается до последнего пациента-ребёнка.

Музыкальная пауза "Веселые мартышки"

Подведение итогов игры :

Молодцы ребята!

1. Понравилась игра?

2. Понравились вам врач? Медсестра? Медрегистратор? (да или нет, почему) .

3. Понравилось ли самому ребёнку быть в роли врача, медсестры, медрегистратора и больного?

4. Как вы думаете, вы справились со своими ролями?

5. Мне очень понравилось, как вы сегодня играли.

Раздача витаминов.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №70 комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга

Конспект сюжетно-ролевой игры

на тему: «Поездка в театр»

Подготовила:

Воспитатель

Задачи по развитию игры

1. Формирование социального опыта детей средствами игровой деятельности.

2. Закрепление представлений о театре.

3. Закрепить умения творчески развивать сюжет игры.

Образовательная область «Познавательное развитие»

1. Закрепить знания детей о театре.

2. Продолжать знакомить детей с профессиями (актер, водитель, буфетчица , продавец, кассир, контролер).

3. Закрепить знания детей о правилах поведения в общественных местах.

4. Развивать творческие способности детей.

Образовательная область «Социально-комуникативное развитие»

1. Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.

2. Развивать связную диалогическую и монологическую речь.

3. Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки в драматизации.

4. Воспитывать умение детей взаимодействовать и ладить в совместной игре.

5. Формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии со взятой на себя ролью.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Развивать художественно-эстетический вкус.

Предварительная работа

Ребята, вы хотите отправится в театр на представление?

В: Тогда нам нужно не опаздывать. Как вы думаете, на чем мы можем туда добраться?

Д: На трамвае, автобусе, троллейбусе, маршрутном такси, метро.

В: Какой транспорт мы выберем?

Д: Маршрутное такси.

В: Кто ведет маршрутное такси?

Д: Водитель.

(Выбирается водитель, детям раздаются кошельки и деньги, водителю билеты и руль, дети строят из стульев ряды маршрутного такси.)

Водитель: Уважаемые пассажиры, приготовьте пожалуйста деньги для покупки билетов.

(Дети заходят в маршрутное такси расплачиваются, получают билеты и едут до остановки «Театр»)

Осторожно, двери закрываются. Следующая остановка «Театр».

В: Мы подъехали к театру.

Водитель: Остановка «Театр».

В: Вот наша театральная афиша. Ребята скажите мне, как нужно вести себя в театре?

Д: Не кричать, не шуметь, громко не разговаривать, не бегать и т. д.

В: Для того чтобы попасть в театр, что для этого нужно?

Д: Билеты.

В: Где можно купить билеты?

Д: В театральной кассе. (Выбираются артисты, кассир, контролер)

В: Где можно купить цветы для актеров?

Д: В цветочном магазине.

В: Кто их продает? (выбирается продавец цветов)

Д: Продавец цветов.

В: Где в театре можно попить сок и сесть пирожное?

Д: В буфете.

В: Кто работает в буфете?

Д: Буфетчица. (выбирается буфетчица)

В: Для чего в театре дают звонок?

Д: Он предупреждает зрителей о начале представления.

Дети покупают цветы и билеты. Актеры уходят готовится к выступлению. Контролер пропускает зрителей в театр. Дети идут в буфет. Звенит звонок.

В: Что нужно сделать чтобы спектакль начался?

Д: Хлопать, аплодировать. (Дети аплодируют и после 3 звонка начинается спектакль. Воспитатель выполняет роль автора).

В: Уважаемые зрители, мы рады приветствовать Вас в нашем театре. Сегодня вы уведете сказку «Теремок». Просим вас соблюдать тишину во время представления. И так наше представление начинается. (Дети показывают инсценировку. В конце представления зрители хлопают, актеры кланяются, зрители дарят актерам цветы).

В: Вот и закончилась наша поездка в театр. Вам понравилась игра?

В: Мне тоже очень понравилось как вы играли, хорошо справились со своими ролями, были вежливыми , правильно вели себя в общественных местах, старались выразительно передавать в речи образы героев сказки. В следующий раз в игре вы можете поменяться ролями. Вы очень внимательные, добрые и дружные. Мне понравилось с вами играть.

С ранних лет у ребёнка начинается процесс социализации, который продолжается всю жизнь. Потребность к общению, взаимодействию с людьми помогает реализовать сюжетно-ролевая игра. В процессе увлекательной деятельности малыши примеряют на себя различные социальные роли взрослых, моделируя в воображаемых условиях реальные жизненные ситуации. Этот вид игры актуален в наше время, когда многодетные семьи и дворовые разновозрастные группы, в которых более старшие ребята передают младшим товарищам опыт игровых умений, являются редкостью. Именно воспитатель поможет заменить дошкольнику старших друзей, вовлекая его в игру и придумывая сюжет. В подготовительной группе сюжетно-ролевая игра усложняется, переходит на новый уровень по разнообразию тематики и более глубокому содержанию деятельности.

Специфика сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе детского сада

Дошкольники очень любят сюжетно-ролевые игры. В них ребята обретают внутреннее ощущение свободы, поскольку действие протекает в воображаемой ситуации, всё происходит «понарошку». Благодаря этому активно развивается воображение, образное мышление ребёнка. Однако свою развивающую функцию игра выполняет лишь тогда, когда она усложняется по мере взросления ребёнка.

Будущие школьники уже многое знают и умеют, их кругозор довольно широк, в связи с этим усложняется и сюжетно-ролевая игра. Заметно расширяется её тематика, однако этот параметр не является главным. Если в более младшем возрасте игра строилась как цепь условных манипуляций с предметами, то теперь это последовательность ролевых взаимодействий и событий, тесно связанных между собой.

В старшем дошкольном возрасте игра усложняется, разворачивается как логическая последовательность событий

Дети седьмого года жизни воплощают в сюжетно-ролевой игре свои представления об окружающей жизни, о конкретном событии, которое они разыгрывают, проявляют самостоятельность (в выборе тем, построении сюжетной линии, распределении ролей, подборе атрибутов). Воспитатель же берёт на себя особую роль - партнёра и ненавязчивого помощника. В старшем дошкольном возрасте ребятам уже проще договориться друг с другом: они объединяются в сюжетно-ролевые игры по интересам и взаимным симпатиям. За счёт этого они лучше понимают друг друга, проявляют уступчивость и доброжелательность к партнёрам.

Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.

А. С. Макаренко

Цели проведения

Сюжетно-ролевая игра при работе с будущими школьниками направлена на реализацию следующих целей:

  • Совершенствовать умение примерять на себя конкретную роль согласно сюжету игры с использованием при этом соответствующих атрибутов.
  • Развивать творческую фантазию детей для создания сюжета игры, создания недостающих атрибутов (деньги, билеты в кино, театр, зоопарк), проведения манипуляций с предметами-заместителями, обыгрывания представлений об окружающей действительности.
  • Учить ребят совместно играть, распределять роли, согласовывать свой замысел с версиями сверстников, договариваться между собой.

Ребята седьмого года жизни способны сами объединиться в игру, договориться между собой и распределить роли

Педагогические приёмы

Организуя сюжетно-ролевую игру с будущими школьниками, воспитатель должен проявить максимум педагогического такта и мастерства. Среди приёмов, которыми пользуется педагог, следует выделить косвенные и прямые. В первом случае воспитатель не вмешивается напрямую в детскую деятельность. Он только предлагает дошкольникам атрибуты и создаёт игровую обстановку, занимая роль стороннего наблюдателя. Вторая ситуация - педагог непосредственно участвует в игре в качестве равноправного партнёра (временно превращается в ребёнка). Он берёт на себя одну из ключевых ролей, помогает детям договориться между собой, участвует в развитии сюжета.

На традиционных занятиях, в режимные моменты воспитатель, как правило, занимает позицию учителя (даёт задание, оценивает, иногда даже наказывает). В совместной же сюжетно-ролевой деятельности педагог является «играющим партнёром», с которым ребята ощущают себя свободными, вне оценок. Они не должны чувствовать, что их обучают.

Воспитатель принимает участие в игре наравне с детьми

Роль воспитателя также заключается в том, чтобы поддерживать интерес дошкольников к игре. Если педагог видит, что активность ребят ослабевает, то можно разнообразить деятельность новым персонажем или неожиданным действием (например, в магазин приехала комиссия по проверке свежести продуктов, в больницу доставлен срочный пациент с тяжёлой травмой, автобусу нужно сделать остановку, чтобы заправиться).

Воспитатель не даёт угаснуть интересу детей к игре, мягко направляет их действия

Если в более раннем дошкольном возрасте центральным моментом игры было ролевое поведение, то в подготовительной группе воспитатель побуждает ребят к активному использованию речевых комментариев. Их функция заключается в словесном замещении определённых событий, которые нельзя проиграть (или это просто незачем делать). Словесные реплики органично вписываются в сюжетную линию. Например, можно имитировать разговоры по телефону (мама звонит по телефону папе, чтобы он забрал ребёнка из детского сада, продавец магазина звонит на склад и просит привезти новый товар и т. д.).

Работая с детьми седьмого года жизни, сюжетно-ролевую игру необязательно начинать с придумывания новой сюжетной линии. Педагог может использовать приём «расшатывания» давно известных детям сценариев. Совместно с детьми он преобразует знакомую ситуацию. Например, в семью не просто пришли гости, а отмечается новоселье: соответственно, хозяевам нужно дарить подарки, а они, в свою очередь, придумывают праздничную программу (песни, загадки, различные игры). Другой вариант - знакомую с раннего возраста ребятам игру «Магазин» можно представить не только как взаимодействие продавца и покупателей, а смоделировать ситуацию приезда рекламного агента, который уговаривает продавцов закупать продукцию именно его фирмы. Дети седьмого года жизни уже понимают, что такое скидки, акции, поэтому, играя в магазин, можно проигрывать и эти темы. Если малыши раннего возраста, играя в больницу, много раз повторяют те же самые действия - измеряют температуру, смотрят пациенту горло, делают прививки, то будущие школьники уже перевоплощаются в узких специалистов - хирурга, окулиста, рентгенолога - и выполняют конкретные специфические действия.

Игра в больницу в подготовительной группе приобретает особую специфику

Что касается атрибутов для сюжетно-ролевой игры, то в подготовительной группе воспитателю не нужно предлагать их дошкольникам в готовом виде: пусть ребята активно используют предметы-заместители, дополнительный игровой материал. Например, строительный материал можно использовать в качестве мыла, продуктов питания (хлеб), мобильного телефона и т. д. Это будет способствовать развитию воображения и образного мышления.

При работе с детьми седьмого года жизни по-прежнему очень важен принцип индивидуального подхода. Ведь в сюжетно-ролевой игре чётко проявляются особенности развития каждого ребёнка: его кругозор, воображение, характер взаимоотношений с товарищами. Воспитателю желательно уделить особое внимание застенчивым детям, помочь освоить им новую социальную роль, предусмотренную игрой, включиться с общение.

Педагог должен помочь застенчивому ребёнку раскрепоститься в игре

Виды сюжетно-ролевых игр для детей 6–7 лет

В подготовительной к школе группе тематическое содержание игр расширяется за счёт углубления знаний детей об окружающей действительности. Сюжеты они черпают непосредственно из своего жизненного опыта, экскурсий, просмотренных телепередач, рассказов взрослых. Условно игры можно разделить на следующие группы:

  • Бытовые - игры, моделирующие различные сцены из семейной жизни (семья, приход гостей, новоселье, семья на даче, если мамы нет дома, уход за грудным ребёнком). Ребятам нравится изображать взаимоотношения членов семьи (мужа и жены, мамы и дочери, папы и сына).
  • Профессиональные - игры, отображающие трудовой процесс взрослых (повара на кухне, лаборатория, хлеборобы, строители, пожарные, поликлиника, скорая помощь).
  • Общественные - игры, воспроизводящие работу сферы услуг и развлечений, взаимодействие работников и клиентов (кафе, супермаркет, аптека, салон красоты, зоопарк, библиотека, банк, почта, музей, телевидение, фотостудия, типография, автозаправка, пассажир на вокзале, автобус, инспектор и водитель, воспитатель, дети и родители).
  • Игры-путешествия (в лес, в космос, на пиратском корабле).
  • Фантазийные - игры по мотивам популярных мультфильмов, прочитанных книг (например, девочкам нравится воображать себя диснеевскими принцессами и придумывать связанные с ними различные сюжеты, мальчикам любят играть в человека-паука, охотников за привидениями, дети также часто играют в Бабу-Ягу, Деда Мороза, волшебников). Такие совместные фантазийные игры хорошо развивают творческие способности, воображение, обогащают эмоциональную сферу дошкольника.

Дети с удовольствием играют в игры-путешествия, особенно в далёкий космос

Как показывает педагогический опыт, наибольшей популярностью у детей пользуются следующие сюжеты:

  • профессиональные сцены (ребятам нравится перевоплощаться в представителей разных профессий);
  • военизированные, часто по мотивам популярных мультфильмов («стрелялки», погоня за злодеями, перевоплощение в супергероев);
  • путешествия и открытия (космические);
  • игры, связанные с искусством (показ театрального, циркового представления).

Что касается популярных у мальчиков игр в «войну», то задачей воспитателя является наполнение забав патриотическим содержанием. В противном случае такая деятельность воспитывает в детях жестокость и грубость. Педагог должен сформировать у дошкольников представление о мужественном герое-воине, сражающемся за свою Родину. Этому способствуют рассказы о Великой Отечественной войне и чтение соответствующей литературы, встречи с ветеранами и экскурсии к военным памятникам.

Некоторые сюжетно-ролевые игры особенно актуальны для будущих школьников, поскольку воспитывают качества личности, необходимые ученику. Это «Школа» и «Библиотека». В ходе такого ролевого действия ребята отражают свои представления о школе, школьном поведении, требованиях учителя. Игра в библиотеку способствует повышению интереса к книге.

В некоторых сюжетно-ролевых играх используется музыка. Так, девочки поют куклам колыбельные песни. Отправляясь в воображаемое путешествие, можно напевать весёлую мелодию, при этом аккомпанируя на бубне, маршировать с барабаном или просто спеть песню про поезд, самолёт, машину. Такое песенное сопровождение организует действие, делает движения ритмичными, а саму игру более выразительной (например, «Цирковое представление»). Музыкальная сюжетно-ролевая игра может ставить перед собой цель закрепить знания о музыкальных инструментах (например, «Оркестр»).

Сюжетно-ролевая игра может закреплять знания о музыкальных инструментах

Сюжетно-ролевая игра также может иметь спортивную направленность. Например, в военизированной игре «Переправа через мост» ребята могут ходить по скамейке приставным шагом, «Танкисты» будут кататься на велосипеде, отрабатывая повороты влево и вправо. Интересная идея - разыграть урок физкультуры в школе. Такие креативные спортивные игры совершенствуют двигательную активность детей, воспитывают решительность и настойчивость.

Фотогалерея: бытовые сюжетно-ролевые игры

В игре ребята учатся встречать гостей с пирогами и самоваром Интересная идея - изобразить первобытную семью Бытовые сцены могут разыгрываться и на природе - семья устроила пикник В ходе игры вся семья собирается вместе за завтраком

Фотогалерея: профессиональные сюжетно-ролевые игры

Мальчишки обожают заниматься с автомобилями, им нравится перевоплощаться в автослесарей Доктор на приёме выпишет рецепт и подскажет, пациенту, какие пропить витамины У строителей есть настоящие каски и вполне реалистичные кирпичи В швейном ателье есть разные профессии: кто-то придумывает модели, кто-то их раскраивает, а кто-то шьёт

Фотогалерея: общественные сюжетно-ролевые игры

Фотогалерея: игры-путешествия

Космос - популярный маршрут для игр-путешествий Как увлекательно отправиться в плавание на корабле Отправляясь в путешествие на Луну, можно также заглянуть и на планеты Солнечной системы

Фотогалерея: фантазийные сюжетно-ролевые игры

В основе фантазийной игры может лежать сюжет известной сказки Действие предновогодней игры может происходить в мастерской Деда Мороза Фантазийные сюжетно-ролевые игры часто организуются по мотивам мультсериалов

Проведение сюжетно-ролевых игр в подготовительной группе детского сада

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский

Этапы организации сюжетно-ролевой игры

Организация сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе требует определённой подготовки со стороны педагога. Чтобы игра получилась увлекательной, дети должны обладать знаниями, детальными сведениями о той области деятельности, которую они будут моделировать. Поэтому начальный этап работы - это беседа с дошкольниками на выявление интереса к конкретной теме. Например, что нужно делать, если человек заболел («Поликлиника», «Аптека»), если семья ждёт прихода гостей («Новоселье»), хочет поехать отдохнуть в тёплые края («Туристическое агентство»), куда человек обращается, когда у него ломается автомобиль («Автосервис») и т. д.

Следующий этап работы воспитателя с детьми - это обогащение, расширение знаний и впечатлений по теме исследования. Здесь используются такие методы, как экскурсии, встречи в детском саду с представителями определённых профессий (например, с пожарным), чтение соответствующей художественной литературы, инсценировки по произведениям с задействованием игрушек, кукольного театра, рассказ воспитателя с обязательной демонстрацией фотографий и картинок, индивидуальные беседы с ребятами.

Затем педагог вместе с дошкольниками занимается подготовкой атрибутов. Воспитанники подготовительной группы многое уже могут сделать своими руками (например, маски для игры «Театр», выпечку для «Кафе», нарисовать упаковки таблеток для «Аптеки» и т. д.). Далее воспитатель совместно с детьми намечает различные сюжетные линии, которые можно использовать (при этом не навязывая ребятам своё мнение, а лишь давая советы). Например, в ходе сюжетно-ролевой игры «Семья» мама с дочкой могут отправиться на праздник, моряки - перевозить не только людей, но и грузы, поликлиника может переквалифицироваться в призывную комиссию. Если педагог сам будет непосредственно участвовать в игре, то у него, конечно, появится больше возможностей, чтобы направлять детское воображение.

Ключевой этап - это непосредственно сам процесс сюжетно-ролевой игры.

Игру в дочки-матери можно совместить с чаепитием в кафе

Сюжетно-ролевой игре вовсе не свойственно чёткое планирование и следование намеченной схеме. В начале её лишь намечается общая сюжетная линия, а затем события нарастают подобно снежному кому.

Что касается количества участников игры, то оно может быть разным в зависимости от выбранной темы. Однако чем меньше детей задействовано в деятельности, тем более творческой она будет (не более 4–5 человек). И наоборот, игры с большим количеством участников (полёт в космос, поездка на автобусе), как правило, требуют придерживаться намеченного плана (воспитатель координирует действия).

Картотека тем сюжетно-ролевых игр в подготовительной группе

Тематика сюжетно-ролевых игр - это самые разные эпизоды из реальной жизни, которые дети могут изображать. Одна и та же тема содержит в себе множество эпизодов. Задача педагога - из множества жизненных впечатлений выбрать наиболее яркие, которые выступят хорошим сюжетом для игры. При работе с будущими школьниками можно использовать следующие варианты:

  • «Ветеринарная лечебница». Люди приносят на приём больных питомцев, ветеринар их осматривает, выслушивает хозяев, назначает лечение. Медсестра выписывает рецепт. В процедурном кабинете другая медсестра делает животному укол, обрабатывает рану. После этого санитарка делает в кабинете уборку и меняет полотенце. В ветеринарной аптеке хозяин животного покупает выписанное врачом лекарство.
  • «Экскурсия в зоопарк». Воспитатель сообщает дошкольникам, что в их город приехал зоопарк, приглашает ребят его посетить. Воспитанники приобретают билеты в кассе. Экскурсовод подводит детей к клеткам и рассказывает о каждом животном (что оно ест, как нужно за ним ухаживать).
  • «Швейное ателье». В ателье находятся кассир-приёмщик, модельер, швеи, закройщик, гладильщица, кладовщик. Приходит клиент и выбирает фасон платья или костюма, модельер помогает выбрать модный фасон, швея снимает мерки. Закройщик делает выкройку, разрезает материал. Процесс шитья, разглаживания изделия, затем оно отправляется на склад. Клиент приходит ещё раз на примерку, оплачивает заказ в кассе.
  • «Фотостудия». Клиент приходит в фотостудию, снимает верхнюю одежду, приводит свою внешность в порядок, рассказывает фотографу о своих пожеланиях (хочет сделать снимок стоя, сидя, с игрушкой и пр.). Мастер делает снимки, печатает фотографии на принтере и показывает их клиенту. Оплата работы в кассе.
  • «Библиотека». Дети приходят в библиотеку и распределяются на 2 группы: одна идёт в читальный зал, другая - в абонементный. Чтобы взять понравившуюся книжку, ребёнок должен сказать её название либо кратко рассказать, о чём она. Тем, кто затрудняется с выбором, библиотекарь помогает определиться. В читальном зале ребята садятся за столики и читают книги.
  • «День рождения бабушки». Изображается большая семья: мама с папой, бабушка с дедушкой, трое детей. Идёт подготовка ко Дню рождения бабушки. Папа отправляется в магазин за недостающими продуктами, мама готовит праздничный обед, дедушка сервирует стол, сама бабушка делает себе красивую причёску, а дети готовят поздравительные слова.
  • «Автозаправка». Автомобилисты приезжают на заправку (большие игрушечные машины). Заправщик начинает заливать бензин, а водитель отправляется в кассу оплачивать заказ. Кассир предлагает клиенту выпить кофе, съесть пирожное. Водитель благодарит сотрудников заправки и уезжает.
  • «Школа». Несколько детей выполняют роли учеников (сидят за партами). Заходит учитель - ребята приветствуют его стоя. Учитель даёт задания, школьники выполняют его. Затем начинается другой урок (математики, родного языка, музыки, физкультуры) - приходит другой учитель и даёт новые задания.
  • «Почта». Воспитатель сообщает детям о скором приближении какого-то праздника и предлагает поздравить своих близких с этой датой. Для этого ребятам предстоит отправиться на почту, чтобы купить конверты, куда они смогут положить открытки (их они нарисуют потом). На почте педагог знакомит дошкольников с сотрудниками этого учреждения - сортировщиком, телеграфистом, почтальоном, оператором, который принимает посылки и бандероли, начальником почты. Каждый объясняет, чем он конкретно занимается. Затем каждый ребёнок покупает конверт и марку. С покупками ребята возвращаются обратно в детский сад и рисуют для мамы и папы красивые открытки.
  • «Пограничники». Командир пограничного отряда выводит бойцов на открытое место около границы (на участке дошкольного учреждения) и сообщает, что получено сообщение - в сторону границы идут несколько иностранных нарушителей. Конечно же, их необходимо задержать, но враг хитёр и будет маскироваться. Вдоль границы (красная линия на асфальте) шагает патруль, смотрит по сторонам и прислушивается. Разведчики получают задание - пройти десять шагов и вернуться обратно, чтобы доложить об обстановке (всё, что они увидели). На некотором расстоянии от них снайперы соревнуются в меткости: они бросают еловые шишки (как вариант - каштаны) в щит-мишень. Командир приказывает стрелять разными способами: с места, стоя на одном колене, с разбега. Шпионы пытаются пересечь границу. Начинается стрельба. Девочки-санитарки подбирают раненых бойцов, оказывают им помощь. Отважные пограничники ловят нарушителей и приводят их в штаб к командиру. В конце игры командир зачитывает приказ: все бойцы, которые участвовали в операции, награждаются медалями за смелость.

Игра в парикмахера и его клиента пользуется популярностью у девочек

Многие детские игры - подражание серьёзной деятельности взрослых.

Я. Корчак

Таблица: примеры конспектов сюжетно-ролевых игр в подготовительной группе (фрагменты)

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр дошкольников 6–7 лет

Важное условие успешного проведения сюжетно-ролевой игры - это её «материальная база». Для этого необходимы соответствующие атрибуты, представляющие собой имитацию настоящих вещей, либо предметы-заместители, которым придаётся воображаемое значение. В подготовительной группе используется гораздо больше предметов заместителей, нежели в более раннем возрасте. Это различные лоскуты материала, палочки от мороженого, крышечки от бутылок, деревянные и пластмассовые бруски и пр. Причём они не должны лежать отдельно от реалистичных вещей.

Материал к определённой игре всегда должен быть у детей под рукой, но в то же время не нужно держать его на виду в качестве элемента дизайна. Самое удобное решение - хранить атрибуты для сюжетно-ролевых игр в отдельных контейнерах (коробках). С их лицевой стороны нужно обозначить символ игры и надпись (ведь многие воспитанники подготовительной группы уже умеют читать).

Примеры атрибутов для игр разных тематик в подготовительной группе:

  • «Супермаркет». В комплект входят весы, касса, корзинки для покупателей, кошельки, бумажные деньги, монеты, чеки, ценники для товара, бейджики для сотрудников, таблички с названиями отделов.
  • «Поликлиника». Модель человеческого тела из картона, плоскостные силуэты человеческих органов (сердце, мозг, лёгкие, печень), игрушечный фонендоскоп, термометр, микроскоп, таблица для проверки зрения, карточки пациентов.
  • «Банк». Стол, стул сотрудника, телефон, компьютер, папки с документами, сейф. Для охранника стол, стул и телефон.
  • «Почта». Картонный монитор компьютера, настоящая или нарисованная клавиатура, пустые коробки из-под посылок, сумка почтальона, конверты, газеты и журналы.
  • «Театр». Нарисованные бумажные билеты, ширма, витрина для буфета, игрушечная посуда и муляжи пирожных, стулья с обозначенным рядом и местом.
  • «Моряки». Штурвал (пластмассовый, деревянный или картонный), бинокли, фляги, якорь, форма моряков (бескозырки, тельняшки), глобус.

Желательно, чтобы дети могли развернуть сюжетно-ролевую игру в любом месте группы. Для этого у педагога всегда под рукой должен быть большой отрез материи для создания уголка. Ткань просто набрасывается на стулья, стол, мягкие модули.

Фотогалерея: атрибуты для сюжетно-ролевых игр с детьми 6–7 лет

У аптекаря в продаже должно быть очень много наименований лекарств Будущим школьникам играть в магазин интересно тогда, когда ассортимент товаров очень широк Для игры в моряков нужно учесть самые разные детали, включая глобус и фляги для воды В подготовительной группе детям понадобится широкий круг предметов, связанных с медициной Для игры «Почта» понадобится компьютер, пустые коробки для посылок, сумка почтальона, газеты и журналы

Атрибуты, созданные своими руками

Большой интерес дошкольников всегда вызывают рукотворные вещи, сделанные воспитателем или родителями. Например, из обычного поролона можно сделать аппетитные пирожные для игры в кондитерский магазин или кафе: прямоугольный кусочек украшается аппликацией из ниток или ткани. Из материала без труда можно также сделать конфеты, блины, яичницу-глазунью, пельмени или вареники (набив продукты синтепоном). В подготовительной группе к процессу изготовления муляжей-продуктов можно привлечь и самих дошкольников. Ребята, к примеру, будут в восторге от самодельного мороженого: поролоновая губка для мытья посуды просто надевается на деревянную палочку.

Во многих сюжетно-ролевых играх профессиональной и общественной тематики используются компьютеры и ноутбуки. Их также легко изготовить своими руками из обычного картона или старых коробок. На поверхность наклеивается рисунок с изображением клавиатуры и монитора.

Для изготовления ноутбука потребуется картон и распечатанные цветные картинки

Старая коробка - замечательная основа для создания холодильника, стиральной машинки или микроволновой печи. Стоит лишь проявить фантазию и подобрать соответствующие наклейки. На занятии по конструированию ребята могут изготовить бумажные кошельки, которые пригодятся им для многих сюжетно-ролевых игр.

Для изготовления микроволновой печи подойдёт обычная картонная коробка

Фотогалерея: самодельные продукты питания

Из ткани и синтепона можно сшить множество реалистичных продуктов Из обрезков поролона можно сделать очень аппетитные пирожные Муляж эскимо легко сделать из поролоновой губки и деревянной палочки

Как оформить уголок сюжетно-ролевых игр в подготовительной группе

Для того чтобы дошкольники в любое время могли организовать сюжетно-ролевую игру, в группе оформляется соответствующий уголок. Там находятся атрибуты на различные темы, помещённые в коробки или лотки с узнаваемой маркировкой и надписями. Помимо традиционных наборов («Парикмахерская», «Больница», «Магазин» и пр.) педагог постоянно пополняет зону новыми наборами, такими как «Туристическая фирма», «Рекламное агентство», «Телевидение», «Банк». Содержание уголка воспитатель постоянно пополняет по мере расширения детского кругозора и обогащения впечатлениями.

Иногда предметы различной тематики помещают вместе, чтобы ребята легко могли подбирать их, комбинировать в соответствии со своим замыслом. Ведь сюжет иногда может разворачиваться неожиданным образом: дети играют в больницу, и им нужна посуда, чтобы покормить пациентов в столовой. Или дошкольники играют в семью, где заболел ребёнок, и ему вызвали врача на дом (он будет измерять ему температуру, делать укол и пр.).

В уголке для сюжетно-ролевых игр должен присутствовать строительный материал. Кубики и брусочки - универсальный вариант предметов-заместителей. Это же касается и бросового материала: например, пустые бутылочки из-под молочных продуктов фантазия может превратить и в огнетушитель, и в микстуру.

Ролевое действие невозможно без умения перевоплощаться. Для этого в игровой уголок педагог помещает специальные костюмы: кухонный фартук для мамы и бабушки, белый халат для доктора и медсестры, фуражка для полицейского, палочка инспектора ГИБДД и пр. Все эти вещи можно хранить в отдельном шкафчике либо просто на вешалке.

Фотогалерея: примеры оформления уголков для сюжетно-ролевой игры

Костюмы для сюжетно-ролевых игр находятся в свободном доступе для дошкольников Все атрибуты находятся на виду, что позволяет легко комбинировать их в одной игре
Игровая зона может быть оформлена тематически по атрибутам для девочек и для мальчиков В сюжетно-ролевом уголке, разделённом на секции, есть даже симпатичная витрина для овощей и фруктов Отдельные игровые зоны в уголке интересно оформлены: есть даже окно с шикарным видом на море

Диагностика, анализ и самоанализ сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе

После окончания каждой сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе педагогу желательно провести вместе с дошкольниками её анализ. Воспитатель уточняет названия ролей, которые выполняли дети. Ребята рассказывают, интересно ли было ли им играть вместе, какие трудности возникали в процессе деятельности. Будущие школьники высказывают свои предложения (возможно, в дальнейшем в эту тему можно внести какие-то полезные изменения, например, добавить определённые атрибуты).

После игры на профессиональную тему воспитателю обязательно стоит спросить, кто из детей всерьёз заинтересовался данной профессией (например, доктора), хочется ли ребятам и в реальной жизни оказывать людям помощь. Помимо такой беседы на подведение итогов воспитатель должен уметь провести самоанализ сюжетно-ролевой игры. Ведь далеко не каждая игра обладает развивающим действием. Для этого педагог оценивает её для себя (письменно или устно) по ряду критериев:

  • Как организовано начало игры: есть ли у дошкольников интерес к теме, мотивация?
  • Какие воспитательные задачи решает данная деятельность?
  • Соответствуют ли используемые приёмы возрасту детей и уровню их развития?
  • Как проявлялись в игре коммуникативные умения воспитанников (речевые реплики, мимика и жесты)?
  • Был ли реализован индивидуальный подход?
  • Была ли игра эмоционально насыщенной?
  • Были ли ребята увлечены действием, были ли в итоге удовлетворены игрой?
  • Как взаимодействовали друг с другом в процессе игровой деятельности, легко ли договаривались между собой, не возникали ли конфликты?
  • Способствовал ли педагог развитию сюжетной линии, формированию взаимоотношений между воспитанниками?
  • Как можно преобразовать, улучшить данную тематику?

Взрослые направляют игры ребёнка так, чтобы они стали для него подготовкой к жизни, первой «школой» его ранних детских лет, средством его воспитания и обучения.

С. Л. Рубинштейн

«Основы общей психологии»

Проводя диагностику, воспитатель оценивает активность каждого участника игры

Как и различные виды детской деятельности, сюжетно-ролевая игра подлежит диагностике. В подготовительной группе она проводится традиционно в начале и в конце учебного года. Выделяют 3 уровня овладения необходимыми приёмами и навыками: высокий (3 балла), средний (2 балла), низкий (1 балл). Некоторые воспитатели пользуются четырёх- или пятибалльной системой оценивания игровых умений дошкольников.

Педагог путём наблюдений оценивает игровые навыки каждого воспитанника по нескольким критериям:

  • Проявляет ли ребёнок инициативу в создании замысла игры, обсуждает ли его с партнёрами, участвует ли в развитии сюжета?
  • Умеет ли согласовывать свои действия с партнёрами по игре?
  • Насколько выразительна игра ребёнка (мимика, жесты, интонации голоса)?
  • Проявляет ли дошкольник радость от общения в процессе игры, от её результатов, соотносит ли их с первоначальным замыслом?

Примеры сюжетно-ролевых игр в подготовительной группе ДОУ

В подготовительной группе значительно расширяется тематика сюжетно-ролевых игр, а знакомые сюжеты становятся более глубокими и детальными.

Видео: сюжетно-ролевая игра в подготовительной к школе группе

https://youtube.com/watch?v=BBqP2k5hUwE Video can’t be loaded: Сюжетно-ролевая игра в подготовительной к школе группе (https://youtube.com/watch?v=BBqP2k5hUwE)

Видео: сюжетно-ролевая игра «Торгово-развлекательный центр»

Видео: сюжетно-ролевая игра «Библиотека»

https://youtube.com/watch?v=-iuo-h0TtI Video can’t be loaded: Сюжетно - ролевая игра «Библиотека» (https://youtube.com/watch?v=-iuo-h0TtI) Video can’t be loaded: Сюжетно- ролевая игра «ТЕЛЕВИДЕНЬЕ». Группа № 12 (https://youtube.com/watch?v=cDQZ2BbDun4)

Видео: сюжетно-ролевая игра «Призывная комиссия»

https://youtube.com/watch?v=llOb7FIbTRA Video can’t be loaded: Cюжетно- ролевая игра «Призывная комиссия» Рыкова Е.И. Леонтьева О.В. (https://youtube.com/watch?v=llOb7FIbTRA)

Видео: сюжетно-ролевая игра «Театр юного зрителя»

https://youtube.com/watch?v=x1PtP2wzruo Video can’t be loaded: Сюжетно-ролевая игра «Театр юного зрителя» (https://youtube.com/watch?v=x1PtP2wzruo)

Сюжетно-ролевая игра - один из самых любимых видов детской деятельности. В подготовительной группе ребята по-прежнему проявляют к ней живой интерес, ведь это настоящая социальная практика дошкольника. Игровая деятельность становится не просто отражением окружающей жизни, а творческим процессом, в котором органично переплетаются реальность и вымысел. При работе с будущими школьниками педагог создаёт богатую развивающую среду и берёт на себя роль равноправного партнёра в игре, ненавязчиво подсказывая детям развитие сюжета и помогая скоординировать последовательность действий.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация