Коллективное управление правами

Главная / Квартира

Понятие коллективного управления имущественными авторскими и смежными правами

Коллективное управление правами – специально предусмотренный Законом вид деятельности, который должны осуществлять специализированные организации по коллективному управлению, иногда называемые также авторскими обществами. Регламентации их работы посвящен разд. IV Закона (ст. 44–47).

В соответствии с Законом такие организации должны выступать в качестве посредников между правообладателями и лицами, которые используют произведения и объекты смежных прав (пользователями).


Система коллективного управления правами может, согласно Закону, применяться во всех случаях, когда реализация авторских или смежных прав в индивидуальном порядке оказывается затруднительной.

Простейший пример: при вещании радиостанции в музыкальном формате в час может использоваться 20 песен, у каждой из которых есть как минимум один композитор и один автор текста. Следовательно, для обеспечения правомерности одного часа вещания необходимо заключение не менее 40 договоров с авторами. Если же вспомнить о правах исполнителей (певцов, музыкантов, дирижеров), производителей фонограмм, переводчиков, аранжировщиков, а также о том, что права этих лиц могут переходить к их наследникам и иным правопреемникам, то становится понятно, что соответствующая юридическая нагрузка окажется непосильной даже для самой преуспевающей вещательной организации.


Вознаграждение для правообладателей собирают с российских пользователей, а также получают из-за рубежа от аналогичных зарубежных организаций по коллективному управлению на основании заключенных с ними соглашений о взаимодействии и взаимном представлении репертуаров друг друга. В свою очередь за рубеж перечисляют вознаграждение, собранное для иностранных правообладателей.

Осуществляемая организациями по коллективному управлению правами деятельность по сбору вознаграждения для правообладателей разделяется на два вида.



Сводня. Рисунок Жоржа Лаллемана. 1623

Особенности реализации прав при коллективном управлении ими

Существует два основных подхода к организации работы по коллективному управлению имущественными авторскими и смежными правами.


В Законе в качестве базовой модели коллективного управления в Российской Федерации в настоящее время предусмотрена система расширенной лицензии, т. е. действия от имени и в интересах всех (в том числе так называемых неизвестных) авторов и иных правообладателей. Необходимость подобного подхода обусловлена тем, что с принятием нового российского законодательства об авторском праве были исключены ранее предусмотренные обширные сферы свободного использования произведений, появилось множество новых прав. В то же время не существовало агентств или иных посреднических организаций, которые могли бы представлять значительное число авторов и иных правообладателей, управляя какими-либо обширными репертуарами на основании заключенных непосредственно с правообладателями договоров.

К сожалению, за прошедшее время ситуация изменилась не столь уж сильно. Поиск большинства правообладателей в России представляет непростую задачу. Отказ от системы расширенных лицензий привел бы к тому, что сбор вознаграждения для подавляющего большинства из них просто не осуществлялся бы, а законное массовое использование их произведений (в том числе на радио, при осуществлении концертной деятельности и т. д.) в большинстве случаев оказалось бы невозможным. Кроме того, во многих случаях осуществления сборов (в том числе в большинстве случаев реализации прав на дополнительное вознаграждение) деятельность не от имени всех правообладателей вообще оказалась бы невозможной, что объясняется структурой применяемых ставок. Так, например, телерадиовещательные компании платят организациям по коллективному управлению правами определенный процент от своих доходов.


Сладко спящая на розах невинность.

Рисунок Даниэля Ходовецкого. 1790

В настоящее время не существует общепризнанного списка областей, в которых должно применяться коллективное управление агентского типа или расширенное коллективное управление.




Разумеется, существуют такие области, в которых коллективное управление не применяется ни в какой форме, например книгоиздание, создание аудиовизуальных произведений и их распространение на материальных носителях разных видов и т. д.

Определение областей, в которых коллективное управление осуществляется в той или иной форме или в которых его осуществление не допускается, основано во многом на таких субъективных факторах, как долговременная привычка к тому или иному способу реализации прав, наличие или отсутствие успешно действующей в данной области организации по коллективному управлению и т. д.


2. КОПИРУС – осуществляет коллективное управление при репрографическом, а также при любом ином воспроизведении произведений с использованием средств современной копировально-множительной техники (принтеров, ксероксов и т. д.). Является членом Международной федерации авторских обществ по правам на воспроизведение произведений (IFRRO), объединяющей аналогичные авторские общества, созданные во всех развитых странах мира.

3. РОМС – осуществляет коллективное управление при сообщении произведений и объектов смежных прав в цифровых сетях, в том числе Интернете, системах мобильной связи и т. д.

Полное название: Российское общество по коллективному управлению правами авторов и иных правообладателей в сферах мультимедиа, цифровых сетей и визуальных искусств (РОМС)

4. РОАП – создано в 2003 г. для осуществления коллективного управления преимущественно в сфере эфирного и кабельного вещания.

5. РОПАС – Российское общество правообладателей в аудиовизуальной сфере. В настоящее время активной деятельности не осуществляет.

Несмотря на позиционирование в качестве организации по коллективному управлению, на практике действует только в интересах ограниченного круга лиц.

7. РОУПИ – Российское общество по управлению правами исполнителей. Создано в 1994 г., в настоящее время пытается начать сбор вознаграждения для правообладателей.

8. РОИ – организация по коллективному управлению правами исполнителей. Создана в 2004 г.

9. РФА – Российская фонографическая ассоциация. Создана в первой половине 1990-х гг. Преобразована из ассоциации в автономную некоммерческую организацию. В настоящее время пытается начать сбор вознаграждения для правообладателей.

10. ФОСП – Федерация обладателей смежных прав. Организация по коллективному управлению правами на фонограммы. Создана в 2004 г.

Контроль за деятельностью организаций по коллективному управлению правами

К сожалению, в настоящее время Закон не предусматривает полноценных механизмов контроля за созданием и деятельностью организаций по коллективному управлению. В результате российские организации по коллективному управлению, стремящиеся выступать от имени всех правообладателей, нередко пересекаются друг с другом по сферам деятельности, что приводит к острым конфликтам между ними.

По-видимому, Закон исходил из предположения, что система коллективного управления будет складываться на основе принципов саморегулирования и сами правообладатели смогут контролировать деятельность организаций по коллективному управлению. К сожалению, на практике этого не произошло, отдельные правообладатели не в силах контролировать правильность работы даже тех организаций, членами которых они являются.

Следует ожидать, что необходимый государственный контроль в данной сфере рано или поздно будет установлен.

Защищать интеллектуальные права достаточно трудно, особенно если брать во внимание уязвимость объектов интеллектуальной собственности. Правообладатель физически неспособен уследить за всеми нарушениями. Именно поэтому был создан институт коллективного управления авторскими и смежными правами.

Понятие и юридическая характеристика

Коллективное управление интеллектуальными правами – это деятельность специальных организаций, направленная на защиту интересов правообладателей. В п. 1 статьи 1242 Гражданского кодекса РФ содержится пояснение, что данный правовой механизм необходим в тех случаях, когда управление авторскими и смежными правами в индивидуальном порядке затруднено. Разберем, как это выглядит на практике.

Автор написал гениальную песню, которая приносит ему коммерческий успех: песня продается широким тиражом, за ротацию на радио автор получает дивиденды и т.д. Однако недобросовестные граждане выкладывают песню в Интернет, тем самым нарушив исключительное право автора. Он пытается бороться с пиратами, но это очень трудно, поскольку, даже если ему удастся устранить одно нарушение, взамен ему появятся еще десять. Именно здесь и целесообразен механизм коллективного управления.

С реализацией данного механизма у автора уже не «болит голова» за борьбу с пиратами. Представим, что он передает набор прав на музыкальное произведение соответствующей организации. В частности, наделает ее правами заключать от его имени лицензионные договоры, если кто-то захочет использовать его песню; также он, что наиболее важно, управомачивает организацию представлять его интересы в суде. Таким образом, организация по коллективному управлению становится неким посредником между правообладателем и пользователями. Теперь организация может вести переговоры по поводу использования песни, и, если будет достигнут консенсус, она вправе заключить лицензионный договор. И конечно, теперь именно на организацию будет возложена обязанность по предъявлению исков на нарушителей и пресечению нарушений авторских прав.

Правовое основание в данном случае – договор о передаче полномочий на соответствующий объект авторских (смежных) прав. Форма – письменная, существенные условия – предмет (необходимо конкретно охарактеризовать объект интеллектуальной собственности, указав его индивидуализирующие признаки); пределы полномочий, которые передаются правообладателем организации: по закону можно указать любые юридические действия, которые могут помочь правообладателю для защиты его интересов.

Следовательно, правообладатель сам решает, что он бы хотел получить от сотрудничества с организацией: ограничиться только передачей ей прав на предъявление исков или разрешить представлять его интересы в обычных гражданских правоотношениях (то есть заключать договоры от его имени).

Правовой статус организаций, осуществляющих коллективное управление интеллектуальными правам

В силу закона (п.1 ст. 1242 ГК РФ) только некоммерческая организация, основанная на членстве, может осуществлять такой вид деятельности. Фактическим монополистом в данной сфере является Российское авторское общество (РАО), о нем см. отдельную статью. Другие организации: УПРАВИС, Российский союз правообладателей (РСП).

Эти организации не могут сами использовать объекты интеллектуальной собственности, их функции по сути сводятся к посредничеству.

Очень важное значение имеет разделение организаций, коллективно управляющих авторскими (смежными) правами, на аккредитованные и неаккредитованные. Так, аккредитованные организации могут представлять интересы любых правообладателей, и им не требуется для этого заключать с ними договоры. То есть если, к примеру, РАО (является аккредитованной) зафиксировало нарушение, оно может обратиться к правообладателю и фактически вынудить его вступить с ним правоотношение., чтобы, например, разделить вознаграждение. Это нарушает общие принципы гражданского права, так как у правообладателя в данном случае не было воли на вступление в правовые отношения с РАО.
И соответственно, если аккредитация не пройдена, то организация уже не может представлять всех правообладателей.

Распределение денежных сумм

Кратко коснемся финансовой стороны вопроса. Представим, что организация по управлению выявила возможность незаконного использования произведения, и договорилась с потенциальным нарушителем, что он может использовать песню, однако только на возмездных условиях (то есть за плату). Гражданин уплачивает деньги в эту организацию, и организация затем уже перечисляет эти денежные средства правообладателю.

Однако вместе с тем закон устанавливает, что фирмы, управляющие интеллектуальными правами, удерживают из этой суммы расходы на сбор, распределение и выплату этих сумм. Каких-либо конкретных цифр, пределов этих расходов на сегодняшний день не установлено: следовательно, конкретная сумма устанавливается самой организацией без опоры на какие-либо нормативно-правовые акты.

Итоги

Таким образом, данный правовой механизм очень целесообразен, учитывая особую уязвимость объектов интеллектуальной собственности. Однако подходить к его применению надо осторожно, поскольку, как мы выяснили, в ряде случаев со стороны организаций имеется благоприятная почва для злоупотребления правом.

Творец любого произведения является его создателем и имеет на него неделимые и неоспоримые права. Продукт его интеллектуальной деятельности охраняется законом, регламентирующим авторское право и его сохранность непосредственно за создателем. В этой статье мы разберемся, что же такое коллективное управление авторскими правами, особенности , основные особенности данного процесса и узнаем, какие организации этим занимаются.

Особенности коллективного управления

Автор, создавший творческое произведение, заинтересован в сохранности прав на него. Ему приходится их отстаивать самостоятельно. В коллективном управлении авторскими правами обязанность по защите интеллектуальной собственности владельца ложится на плечи организаций, занимающихся данным видом деятельности. Таким образом, защищают авторство третьи лица, с которыми создатель заключил соответствующий договор.

  • песен и других музыкальных композиций;
  • цирковых или эстрадных номеров;
  • фонограмм и т.д.

Иными словами, оно актуально для тех произведений, широкое распространение или использование которых невозможно отследить самому автору в масштабах всей страны. Это касается любой формы использования объекта интеллектуальной собственности, например, публичного исполнения, трансляции на телеканалах или радио, записи или дублирования.

Важно! Данное вознаграждение можно получить только через систему, направленную на коллективное управление авторскими правами.

Как действует управление правами на коллективной основе

В России существуют два основных метода реализации работы по коллективному управлению авторскими и смежными правами. Рассмотрим каждый из них подробно.

  1. Агентская деятельность.

Гражданский кодекс нашей страны гласит, что агентская деятельность по коллективному управлению правами может осуществляться на основании полномочий, преданных автором для данной организации. В этом случае заключается соглашение на использование объектов интеллектуальной собственности, в том числе и произведений.

  1. Управление авторскими правами на коллективной основе с расширенными полномочиями и обязанностями.

Действуют на основании полномочий, прописанных в законах, регламентирующих защиту авторских прав на территории нашей страны. Осуществляются по отношению ко всем правообладателям (как российских, так и зарубежных). Не имеет значение, есть ли у данной организации договор с автором на оказание данного рода услуг.

Пользователям выдаются специальные лицензионные соглашения, дающие право использовать произведения теми способами, которые в нем указаны. Действия данных лицензий не активно для правообладателей, которые намеренно исключили свои права из организации, занимающейся коллективным управлением авторскими правами.

В законе прописано обязательное использование расширенной лицензии. Она подразумевает защиту авторства. Это дает возможность всем им получать денежные отчисления за трансляцию или копирование продуктов своей интеллектуальной деятельности.

Отличия коллективного управления авторскими правами

Организации коллективного управления авторскими правами, их еще принято называть авторские сообщества, создаются по инициативе самих правообладателей. Они становятся неким звеном, которое связывает всех: авторов, издателей и исполнителей творческих произведений. Данные организации действуют исключительно в интересах правообладателей и направлены на получение ими прибыли за использование объектов их интеллектуальной собственности.

Главным отличием коллективного управления от других форм управления авторскими правами, является тот факт, что организации получают все права на произведения, но не могут их использовать в личных и коммерческих целях. Все имущественные права на данные объекты остаются за автором.

Организации, занимающиеся коллективным управлением

Фирмы, по коллективному управлению, могут представлять интересы сторонних лиц, которые не являются членами данной организации. Отметим, что это право должно быть прописано в уставе компании. С любым партнером должен быть заключен договор о передаче прав на контроль и управления объектами интеллектуальной собственности автора. Письменное соглашение главное основание для передачи прав на произведение представителю компании.

Организации, занимающиеся коллективное управление авторскими правами в интернете и вне его, должны контролировать, как и кем используется авторское произведение и заниматься сбором и выплатами вознаграждения автору.

Деятельность организации, занимающиеся коллективным управлением авторскими правами распространяется на такие случаи:

  1. При исполнении музыкальных композиций в общественных местах.
  2. При вещании по телевизору или в радиоэфире.
  3. При копировании фото, видео или аудио материалов.
  4. При воспроизведении авторских произведений на кассетах, дисках и других носителях.

Сегодня музыка и искусство не знают границ, благодаря непрерывному развитию технических средств. Так, использование произведений автора часто происходит одновременно во многих странах мира. Соответственно, у автора нет никакой физической возможности самостоятельно отследить где, когда и каким образом используется продукт его творческой деятельности. В то же время и лицу, изъявившему желание использовать произведение на легальных основаниях, практически невозможно установить прямой контакт с автором, например, зарубежного музыкального произведения, с целью получения необходимого разрешения на использование.

Показателен один пример, который приводится во многих научных публикациях. Так, при вещании радиостанции в «музыкальном формате»в час может использоваться более десяти песен, у каждой из которых есть как минимум один автор текста и один композитор. Получается, что для обеспечения правомерности хотя бы одного часа вещания необходимо заключение десятков договоров с авторами. Кроме того, не стоит забывать об исполнителях, производителях фонограмм, которым принадлежат смежные права на произведения. Очевидно, что выполнение требований об обязательном заключении договоров с каждым из правообладателей без участия посредника практически невозможно, поскольку «юридическая нагрузка»окажется непосильной даже для самых преуспевающих радиовещательных организаций.

Коллективное управление чрезвычайно полезно при различных способах использования произведений: публичное исполнение музыкальных недраматических произведений; механическое воспроизведение, сообщение до всеобщего сведения драматических, музыкально-драматических произведений; создание аудиовизуальных произведений; издание литературных произведений; воспроизведение художественных произведений и т.д. В этих случаях самим авторам крайне редко удается обсудить условия договора или следить за их надлежащим выполнением, в результате чего их имущественные права могут быть нарушены.

Коллективное управление подразумевает объединение правообладателей и создание ими специальной организации по управлению их имущественными правами. В рамках подобной организации правообладатели сами, коллективно определяют, каким образом будут осуществляться их имущественные права, на каких условиях будут выдаваться лицензии пользователям.

1) право ведения переговоров об условиях, в соответствии с которыми их произведения будут эксплуатироваться различными пользователями,

2) предоставление разрешений, а также контроль за их использованием,

3) сбор соответствующего вознаграждения,

4) его распределение между правообладателями.

Объем функций, выполняемых органами коллективного управления, зависит от категории и вида прав, которые переданы им в управление. Однако неизменными остаются два фундаментальных аспекта деятельности по коллективному управлению – сбор и распределение авторского вознаграждения.

Организации по коллективному управлению могут создаваться любыми заинтересованными в этом правообладателями для осуществления управления правами как в интересах только ограниченного круга лиц, предоставивших полномочия на коллективное управление соответствующей организации, так и в интересах неограниченного круга лиц, но с соблюдением следующих требований:

Только теми организациями по коллективному управлению, которые пройдут специальную государственную аккредитацию;

Только в тех сферах, которые указаны в ст.1244 ГК РФ.

нормативное регулирование в данной сфере осуществляется Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007г. №992 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами» (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 №219). Государственную аккредитацию организаций по коллективному управлению авторскими правами осуществляет Министерство культуры РФ. Однако до 2011г. данным полномочием обладала Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, которая была упразднена Указом Президента РФ от 08.02.2011 №155. В итоге её функции были переданы Министерству культуры РФ, которое на сегодняшний день является правопреемником Росохранкультуры, в том числе по его обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.

Итак, в соответствии с п.1 ст.1244 Гражданского кодекса, в российской Федерации выделено шесть сфер коллективного управления, четыре из которых касаются управления именно авторскими правами:

1) управление исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без текста) и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции;

2) осуществление прав композиторов, являющихся авторами музыкальных произведений, использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение или сообщение в эфир или по кабелю такого аудиовизуального произведения;

3) управление правом следования в отношении произведений изобразительного искусства, а также авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальны произведений;

Оставшиеся две сферы, получившие закрепление в Гражданском кодексе РФ, имеют отношение к управлению смежными правами.

На сегодняшний день, в Российской Федерации существует четыре организации по коллективному управлению авторскими правами, получившие государственную аккредитацию, а, следовательно, и возможность осуществления расширенного коллективного управления в соответствующих сферах. Так, управление правом следования в отношении произведений изобразительного искусства и авторских рукописей осуществляет Партнерство по защите и управлению правами в сфере искусства (УПРАВИС). Вознаграждение в пользу исполнителей и изготовителей фонограмм собирает Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС), а вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях – Российский Союз Правообладателей (РСП).

Одной из крупнейших и известнейших аккредитованных организаций по коллективному управлению авторскими правами в Российской Федерации является Российское авторское общество – РАО, созданное в форме общественной организации. Создание данного авторского общества на базе упраздненного Российского агентства интеллектуальной собственности (РАИС) было одобрено Указом президента РФ от 7.10.1993г. №1607 «О государственной политике в области охраны авторского права и смежных прав».В качестве создателей РАО выступили авторы, научная и творческая интеллигенция России, имевшие договоры с РАИС. Согласно Указу президента, данная организация культуры находится под покровительством Президента Российской Федерации. Кроме того, Российское авторское общество было признано правопреемником Российского агентства интеллектуальной собственности в отношении имущества и внебюджетных финансовых средств на всех рублевых и валютных счетах. Так, Министерству финансов РФ и Внешэкономбанку было поручено обеспечить через РАО погашение государственной задолженности перед российскими и зарубежными авторами и юридическими лицами. В свою очередь, правительству Москвы было рекомендовано передать РАО в аренду здание площадью не менее 2 тыс. кв.метров из числа памятников истории и культуры для организации культурного центра – Дома российских авторов.

Согласно п.п.9.2 Устава авторского общества, к числу источников формирования имущества относятся: вступительные взносы; отчисления на содержание Общества и ведение уставной деятельности, взимаемые с сумм собранного для правообладателей вознаграждения; имущество, переданное Обществу его членами; доходы, получаемые Обществом от деятельности, осуществляемой в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации; добровольные имущественные взносы и пожертвования; дивиденды (иные доходы), получаемые по акциям, облигациям, вкладам; другие поступления, не запрещенные законодательством РФ. При этом средства, собираемые РАО с пользователей и/или плательщиков в порядке осуществления деятельности по коллективному управлению правами авторов, в части, подлежащей распределению между правообладателями, в том числе не являющимися его членами, не являются собственностью РАО. Именно данное положение сыграло роль спасительного аргумента в нашумевшем судебном разбирательстве между Российским авторским обществом и Инспекцией Федеральной налоговой службы №3 по г. Москве. Так, общероссийская общественная организация «РАО»обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения Инспекции ФНС №3 по г. Москве от 03.08.2011 №12-28/92 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Суть дела заключалась в том, что ещё в августе 2011 года налоговая инспекция проводила выездную проверку деятельности РАО, в результате которой начислила обществу налоги за собранные, но не выплаченные авторам вознаграждения в размере 348 млн. рублей. По мнению налоговых инспекторов, по истечении срока исковой давности невостребованное авторское вознаграждение становится собственностью РАО, которое неправомерно не включило данные суммы в состав своих доходов. Со своей стороны РАО ссылалось на то, что собираемое им авторское вознаграждение не может являться его собственностью, поскольку принадлежит авторам. В течение нескольких лет суды различных инстанций принимали позицию то Инспекции ФНС, то Российского авторского общества. В итоге 19 ноября 2013г. Президиум ВАС РФ постановил, что изъятие средств РАО, принадлежащих другим лицам, является недопустимым. Президиум признал за РАО право на освобождение от обложения налогом на прибыль средств, причитающихся правообладателям и указал, что лишь нецелевое использование таких средств влечет обязанность РАО по их включению в налогооблагаемую базу. Однако подобных фактов нецелевого использования в ходе налоговой проверки выявлено не было. Таким образом, точка в споре между РАО и ФНС была поставлена постановлением суда надзорной инстанции. По мнению представителей Российского авторского общества, взыскание доначисленных налогов привело бы организацию к банкротству и неисполнению обязательств перед российскими и зарубежными правообладателями, а также перед собственными работниками.

РАО имеет 15 филиалов по всей территории Российской Федерации и 44 региональных представительства.

Надзор и контроль за деятельностью Общества по управлению правами авторов на коллективной основе осуществляет, прежде всего, Министерство культуры РФ, в которое Российское авторское общество ежегодно обязано предоставлять отчет о своей финансово-хозяйственной деятельности.

Непростым делом является распределение средств, полученных организациями по коллективному управлению за использование произведений, между правообладателями. Его суть заключается в том, что общую полученную сумму необходимо преобразовать в индивидуальные выплаты. Для этого нужно обладать определенными данными, а именно: знать, какие именно произведения использовались, кто является автором, правообладателем (так как не всегда это одни и те же лица), какой процент вознаграждения полагается каждому из них, какими организациями по коллективному управлению представлены данные лица.

Первичным источником информации для организаций по коллективному управлению авторскими правами являются сведения об использовании произведений, предоставляемые пользователями. Однако, помимо таких данных, авторские общества в процессе распределения вознаграждения полагаются и на техническую документацию. В состав этой документации входят, как правило, сведения о репертуаре организации, которым она управляет; заявления авторов; картотеки произведений; списка композиторов, авторов и издателей; всемирного списка произведений; международной картотеки; списков неидентифицированных произведений. Стоит обратить внимание на то, что последние четыре из перечисленных документов являются международными. Например, список композиторов, авторов и издателей (КАИ) содержит имена более 1 300 000 авторов и 250 000 издателей всего мира. В нем указано, членами каких организаций по коллективному управлению являются эти авторы, и на каких территориях осуществляется управление их исключительными правами. Каждому из авторов в списке присваивается индивидуальный номер. Список композиторов, авторов и издателей выходит четыре раза в год. Ежегодно в его содержание вносится более 100 тысяч изменений.

В апреле 2014 года в судебной практике, благодаря деятельности РАО, возник вопрос – в каком размере следует выплачивать компенсацию за неправомерное использование произведения, если у него несколько авторов. Российское авторское общество предъявило иск к мордовскому госучреждению «Ледовый дворец»о взыскании компенсации за нарушение авторских прав. Причина этого заключалась в том, что в июне 2012 года в Ледовом дворце были публично исполнены пять музыкальных произведений, права на которые принадлежат сразу 18 авторам. К примеру, у прозвучавшей там песни «Onewayticket»два автора, а у песни «Lightsout»и вовсе семь авторов. РАО со ссылкой на постановление собственного Авторского совета от 20.02.2011г. рассчитало компенсацию по 15 тысяч рублей на каждого автора. Арбитражный суд Мордовии иск удовлетворил, но размер компенсации был рассчитан, исходя из количества произведений, а не авторов. Таким образом, размер компенсации был снижен до 75 тысяч рублей – по 15 тысяч за каждое из пяти произведений. Апелляционная инстанция, а затем и Суд по интеллектуальным правам, рассматривавший дело на уровне кассации, согласились с решением суда первой инстанции. При этом обеими инстанциями было подчеркнуто, что «исключительное право является единым, не расщепляясь на отдельные исключительные права по числу соавторов»,а, следовательно, за одно нарушение права должна взыскиваться одна компенсация. Однако коллегия ВАС РФ, рассмотрев надзорную жалобу РАО, обратила внимание на то, что единообразного подхода в судебной практике к решению данной проблемы нет. Более того, в ряде аналогичных дел суды приходили к выводу, что в случае неправомерного использования произведения, которое создано в соавторстве, компенсацию следует рассчитывать по каждому из авторов. Российское авторское общество возлагало надежды на решение Президиума ВАС РФ. Ведь в случае признания судом того факта, что размер компенсации зависит от количества авторов, то у РАО могли бы существенно увеличиться сборы. Но 15 апреля 2014 года Президиум ВАС РФ принял решение отклонить заявление РАО, тем самым подтвердив позицию предыдущих инстанций в том, что сумма компенсации за нарушение авторских прав не должна зависеть от количества авторов произведения.

  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ
  • КОЛЛЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
  • ОРГАНИЗАЦИЯ ПО УПРАВЛЕНИЮ АВТОРСКИМИ ПРАВАМИ

Результаты интеллектуальной деятельности, имея свою определенную специфику,подлежат контролю и охране со стороны государства. Гражданское законодательство признает создание организаций по управлению правами на коллективной основе. Важно определить основания представительства организации, содержание прав данных организаций, куда входят полномочия, которые они получают от правообладателей, соответствующие обязанности, и соответственно виды деятельности на которые организация по управлению правами на коллективной основе может получить государственную аккредитацию.

  • Гарантии предоставляемые трудовым кодексом, при заключении трудового договора
  • Результаты оперативно-розыскной деятельности как иные документы в уголовном судопроизводстве России
  • Проблемы государственной регистрации прав на линейные объекты
  • Механизмы социально-правовой защиты материнства и детства в современной России
  • Дисциплинарная ответственность педагогических работников

Ввиду немаловажной значимости результатов интеллектуальной деятельности для развития общества государство принимает активное участие в их правовой охране. Деятельность государства в указанной сфере осуществляется по нескольким направлениям. В частности, одним из таких направлений является государственный контроль, за деятельностью организаций по управлению правами на коллективной основе. Так, согласно ст. 1242 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ), для осуществления коллективного управления авторскими и смежными правами авторы, исполнители, изготовители фонограмм и иные обладатели авторских и смежных прав в случаях, когда осуществление их прав в индивидуальном порядке затруднено или когда ГК РФ допускается использование объектов авторских и смежных прав без согласия обладателей соответствующих прав, но с выплатой им вознаграждения, могут создавать основанные на членстве некоммерческие организации, на которые в соответствии с полномочиями, предоставленными им правообладателями, возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе. Правовое положение таких организаций определяется вышеупомянутым ГК РФ, ФЗ «О некоммерческих организациях», ФЗ «Об общественных объединениях», а также учредительными документами данных организаций (уставами).

ГК РФ устанавливает два требования в отношении данных организаций:

  • некоммерческий характер организации;
  • отношения членства.

Основания полномочий организации по управлению такими правами на коллективной основе претерпели некоторые изменения, и в сегодняшнем законодательстве предусмотрено разграничение представительства в силу договора и в силу закона (в случае, если данные организации прошли государственную аккредитацию). В частности, в п. 1 ст. 1244 ГК РФ указан перечень видов деятельности, на осуществление которых организация по управлению правами на коллективной основе может получить государственную аккредитацию. При этом, согласно п. 6 ст. 1244 ГК РФ, данные организации осуществляют свою деятельность под контролем уполномоченного федерального органа исполнительной власти (Министерства культуры РФ). В частности, организация обязана ежегодно представлять отчет о своей деятельности и публиковать его в средствах массовой информации. Однако на сегодняшний день форма отчета не утверждена, что следует отметить как недостаток действующего законодательства.

В предмет договора с правообладателями по управлению правами на коллективной основе входит оказание правообладателям услуг по управлению исключительными правами, в том числе заключение лицензионных договоров и договоров о выплате вознаграждения, а также сбор, распределение и выплата вознаграждения за использование объектов авторских и смежных прав.

Сведения о деятельности любой организации по управлению правами на коллективной основе должны быть доступны для правообладателей, пользователей и общественности в целом. Одной из обязанностей рассматриваемых организаций, согласно п. 5 ст. 1243 ГК РФ, является информирование общественности о тех правах, которыми они управляют. Для этого организации формируют реестры, содержащие сведения о правообладателях, о правах, переданных ей в управление, а также об объектах авторских и смежных прав. Наряду с ведением реестров организация должна размещать в общедоступной информационной системе информацию о переданных ей в управление правах, включая наименование объекта авторских прав, а также имя автора или иного правообладателя. В настоящее время такая информация размещается этими организациями на их сайтах в Интернете (например: http://rao.ru/; http://www.rosvois.ru/; http://www.rp-union.ru/).

Также необходимо отметить, что в силу п. 5 ст. 1242 ГК РФ организации по управлению правами на коллективной основе вправе от имени правообладателей или от своего имени предъявлять требования в суде, а также совершать иные юридические действия, необходимые для защиты прав, переданных им в управление на коллективной основе. Предусмотренные ГК РФ способы защиты интеллектуальных прав могут применяться не только правообладателями и организацией по управлению правами, но и другими лицами, предусмотренными законодательством. При этом указанная организация, независимо от того, от чьего имени она выступает в суде, действует в защиту прав лиц, передавших ей в силу п. 1 ст. 1242 ГК РФ право на управление соответствующими правами на коллективной основе. Организация по управлению правами на коллективной основе пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца (ч. 2 ст. 46 ГПК РФ, ч. 4 ст. 53 АПК РФ).

Список литературы

  1. Гражданский кодекс РФ (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 28.11.2015)//СПС «Консультант Плюс».
  2. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 30.03.2016) «О некоммерческих организациях»/
  3. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 31.01.2016) «Об общественных объединениях».
  4. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 30.12.2015)//СПС «Консультант Плюс».
  5. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 01.05.2016)//СПС «Консультант Плюс».


© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация