Когда разрешения можно не спрашивать? Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг Программы и базы данных

Главная / Квартира
  • 5. Законодательство рф в области правовой охраны интеллектуальной собственности
  • 8. Всемирная организация интеллектуальной собственности
  • 9. Евразийская патентная организация
  • 10. Объекты права интеллектуальной собственности в системе объектов гражданских прав
  • 11. Юридическая природа и содержание исключительных прав
  • 12. Закон «Об авторском праве и смежных правах»
  • 13. Понятие и принципы авторского права
  • 14. Объекты авторского права: понятие, виды, общая характеристика
  • 15. Произведения архитектуры как объекты авторского права
  • 16. Производные и составные произведения как объекты авторского права
  • 17. Аудиовизуальные произведения как объекты авторского права
  • 18. Субъекты авторского права
  • 19. Смежные права
  • 20. Субъекты и объекты смежных прав
  • 21. Личные неимущественные права авторов
  • 22. Имущественные права на использование произведения науки, литературы, искусства
  • 23. Коллективное управление имущественными правами авторов
  • 24. Имущественные права исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций
  • 25. Использование произведения без согласия автора и выплаты авторского вознаграждения
  • 26. Срок действия авторского права. Общественное достояние
  • 27. Способы защиты авторских и смежных прав
  • 28. Патентный закон Российской Федерации
  • 30. Понятие и критерии охраноспособности изобретения
  • 31. Особенности правовой охраны секретных изобретений
  • 32. Понятие и критерии охраноспособности полезной модели
  • 33. Понятие и критерии охраноспособности промышленного образца
  • 34. Общая характеристика субъектов патентного права
  • 35. Правовой статус патентных поверенных
  • 36. Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности
  • 37. Права и обязанности патентообладателей
  • 38. Возникновение, оформление и сроки существования патентных прав
  • 39. Защита прав патентообладателей и авторов
  • 40. Закон рф «о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»
  • 43. Закон рф «о селекционных достижениях»
  • 45. Товарные знаки и знаки обслуживания... 27
  • 46. Правовая охрана товарных знаков (знаков обслуживания)
  • 47. Коллективный и общеизвестный товарный знак
  • 48. Правовая охрана наименований мест происхождения товаров
  • 49. Коммерческая и служебная тайна
  • 50. Правовая охрана информации, составляющей коммерческую тайну
  • 51. Правовая охрана программ для эвм и баз данных
  • 52. Правовая охрана топологий интегральных микросхем
  • 53. Правовая охрана селекционных достижений
  • 54. Недобросовестная конкуренция
  • 55. Авторские договоры: понятие, виды, содержание
  • 56. Ответственность за нарушение условий авторских договоров
  • 57. Лицензионный договор
  • 58. Договоры на передачу исключительных прав
  • 59. Понятие и юридическая характеристика договора коммерческой концессии
  • 60. Содержание и особенности договора коммерческой концессии
  • 61. Ответственность за нарушение условий договора коммерческой концессии
  • 62. Защита прав владельца товарного знака и знака обслуживания
  • 63. Правовая охрана сертификации
  • 64. Парижская конвенция по охране промышленной собственности
  • 65. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г
  • 66. Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве 1952 г
  • 67. Система защиты авторских и патентных прав в странах снг
  • 68. Участие рф в международных соглашениях об использовании и охране результатов интеллектуальной деятельности
  • 69. Федеральная интеллектуальная собственность
  • 70. «Пиратство» программного обеспечения
  • 71. Контрафакция звукозаписей
  • 72. Книжное пиратство и кинопиратство
  • 25. Использование произведения без согласия автора и выплаты авторского вознаграждения

    Свободное использование в личных целях. Без согласия автора и без выплаты вознаграждения можно воспроизводить правомерно обнародованное произведение исключительно в личных целях (кроме аудиовизуальных произведений или звукозаписей произведений, баз данных или существенных частей из них, а также программ для ЭВМ, произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений, а так же репродуцирования книг (полностью) и нотных текстов).

    Свободное использование в информационных целях. Без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения допускается воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю правомерно опубликованных в газетах или журналах или переданных в эфир статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам, если такие действия не были специально запрещены автором, а также воспроизведение перечисленными способами публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью.

    Свободное использование в научных, образовательных, культурных, социальных целях . Разрешается свободное использование:

    1) путем цитирования в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;

    2) в качестве иллюстраций в изданиях, в радио и телепередачах, звуко и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;

    3) путем воспроизведения рельефноточечным шрифтом или другими специальными способами для слепых, кроме произведений, специально созданных для таких способов воспроизведения. Допускается свободное предоставление во временное безвозмездное пользование библиотеками экземпляров произведений, законным путем введенных в гражданский оборот (экземпляры, выраженные в цифровой форме, могут предоставляться только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать их копии в цифровой форме).

    Свободное использование, обусловленное необходимостью соблюдения интересов других правообладателей. Возможно свободное воспроизведение, передача в эфир или сообщение по кабелю произведений архитектуры, фотографии, изобразительного искусства, которые постоянно расположены в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения является основным объектом такого использования или когда произведение используется для коммерческих целей.

    26. Срок действия авторского права. Общественное достояние

    Для имущественных и личных неимущественных прав предусмотрен различный срок действия авторского права. Личные неимущественные права (право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора) охраняются бессрочно. Имущественные права ограничены сроком жизни автора и 70 годами после его смерти . Закон предусматривает некоторые изъятия из общего правила:

    а) срок авторского права на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, составляет 70 лет со дня его правомерного обнародования . Однако если автор в течение этого периода раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, то применяется общий срок действия авторского права (в течение жизни и 70 лет после смерти);

    Течение срока действия авторского права начинается 1 января года, следующего за годом, в котором обнародовано произведение или имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока. Автор вправе назначить лицо по правилам назначения исполнителя завещания, которое пожизненно будет осуществлять охрану личных неимущественных прав автора. В случае отсутствия такого указания охрану прав автора осуществляют наследники автора или, если их нет, – Российская Федерация.

    Общественное достояние – состояние, при котором произведение используется без соответствующей выплаты авторского вознаграждения в связи с истечением срока действия авторского права. Использование произведения осуществляется с соблюдением личных неимущественных прав автора.

    Правительством РФ могут устанавливаться случаи выплаты специальных отчислений за использование на территории РФ произведений, перешедших в общественное достояние. Такие отчисления выплачиваются в профессиональные фонды авторов, а также организациям, управляющим имущественными правами авторов на коллективной основе, и не могут превышать одного процента от прибыли, полученной за использование таких произведений.

    (в ред. Федерального закона от 20.07.2004 N 72-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;

    2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;

    3) воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такие воспроизведение, передача в эфир или сообщение по кабелю не были специально запрещены автором;

    4) воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках;

    5) воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, путем передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках;

    6) воспроизведение правомерно обнародованных произведений без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых, кроме произведений, специально созданных для таких способов воспроизведения.

    2. Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения предоставление во временное безвозмездное пользование библиотеками экземпляров произведений, введенных в гражданский оборот законным путем. При этом экземпляры произведений, выраженных в цифровой форме, в том числе экземпляры произведений, предоставляемых в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов, могут предоставляться во временное безвозмездное пользование только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме.

    Авторские права. Использование отрывков (частей) чужих объектов авторского права, цитирование произведений

    Вопрос юристу

    1. У меня вопрос по авторскому праву. Мы хотим использовать небольшие отрывки видео (различных концертов, телепрограмм и т.д.) в нашей презентации на выставке. Поверх используемых фрагментов видеоматериалов мы хотим наложить наш текст и графику . Мы хотим использовать небольшие отрывки из нескольких различных видеоматериалов.

    Есть ли ограничения на подобное использование отрывков чужих произведений?

    Какая максимально допустимая продолжительность отрывка (фрагмента), который можно использовать в своих целях без разрешения автора видео или иного произведения?

    2. Использование какого видеоконтента и каким хронометражем я имею право проигрывать (допустим, на плазменных панелях) в общественных местах (например, в кафе или магазине)?

    Могу ли я использовать (полностью или какую-то часть) видеоролики показов мод, съемки природы, видеогид по странам мира, видеозаписи концертных выступлений западных звезд шоу-бизнеса и т.д.?

    Имеет ли значение, что я не беру плату за такой показ отрывков или что показ чужих произведений (в т.ч. видеоматериалов) осуществляется в ознакомительных целях ?

    Можно ли такое частичное использование подвести под цитирование произведения ? Какой установлен объем допустимого цитирования объектов авторского права ?

    Если я купил лицензионный диск с показываемыми мною объектами авторского права, то будет ли такой показ в публичном месте соответствующих объектов авторского права считаться нарушением авторских прав?

    А что если я переработаю (перемонтажирую) фрагменты разных видеороликов и сделаю из этого свой один видеоролик?

    Юридическая консультация

    Настоящая юридическая консультация распространяется на все объекты авторского права (не только видеоролики и иные видеоматериалы, но и песни, фотографии, книги и другие произведения).

    1. Использование фрагментов авторских произведений

    Не имеет значения, используете вы объект авторского права целиком или фрагмент (часть, отрывок). Закон запрещает использовать чужие объекты авторского права вне зависимости от объема использования . Строго говоря, использование даже одной-двух секунд из чужого музыкального произведения, если возможно установить (доказать), что используемый отрывок действительно из соответствующего музыкального произведения и он является авторским (творческим, т.е. подлежит охране авторским правом), является нарушением авторского права.

    В законе в этой части нет исключений, а информация, распространяемая в Интернете, согласно которой допустимо использовать отрывки (фрагменты) чужих произведений (текстов, книг, песен, видео и других объектов авторского права), не превышающие 10, 20, 40 процентов (встречаются и иные проценты) от оригинального произведения, не соответствует действительности (закону).

    2. Цитирование объектов авторского права

    Действительно закон допускает использование чужих объектов авторского права в части (фрагментарно) без согласия авторов (правообладателей) путем цитирования. Однако закон устанавливает и условия цитирования , а также ограничивает цели цитирования .

    Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях

    1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных произведений , включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати…

    Прежде всего, следует понимать, что цитирование – это не копирование (воспроизведение). Для копирования закон использует термин «воспроизведение». Цитирование само по себе отличается от обычного копирования. Можно долго объяснять разницу между цитированием и копированием, но на самом деле каждый внутренне может отличить цитирование от копирования. В общих чертах: когда вы копируете, вы по сути используете чужое как часть своего, достигаете собственных целей за счет чужого труда, заполняете пробелы в собственном произведении за счет чужого; цитируя, вы обращаете внимание прежде всего на цитируемый отрывок чужого произведения, делаете акцент на нем, обращаете внимание именно на него, не создаете впечатление, что это ваш труд. Помимо указанной разницы между цитированием и частичном копировании чужих объектов авторского права, закон еще ограничивает цели цитирования и указывает, что цитирование должно быть разумным, не должно переходить из категории цитирования в категорию копирования и незаконного использования чужого объекта авторского права (пусть и в части) – «в объеме, оправданном целью цитирования ».

    Так, Верховный суд указал "цитирование производится для иллюстрации, подтверждения или опровержения высказываний автора , допустимо в указанных в Законе целях (научных, критических, информационных целях и в обзорах печати), только из обнародованных произведений и в объеме, оправданном целью цитирования" (Определение ВС РФ N78-Г03-77 от 05.12.2003).

    Поэтому если вы «надергаете» много отрывков из чужих произведений и из них сделаете свое, пусть даже будете увязывать эти отрывки своим текстом и укажите авторов отрывков и источники заимствования, вы все равно нарушите авторские права всех авторов, отрывки произведений которых вы использовали, если только это не подпадет под разрешенные способы использования (например, вы создаете обзор прессы).

    Использование отрывков чужих произведений в собственной презентации или для публичной демонстрации – это не цитирование, а незаконное использование частей чужих объектов авторских прав.

    3. Использование чужих объектов авторского права в некоммерческих и/или демонстрационных целях

    Для квалификации ваших действий в качестве нарушающих авторское право не имеет значение, в коммерческих или некоммерческих целях вы осуществляли незаконное использование чужих объектов авторского права , не имеет значение при распространении, публичном показе, размещении в Интернете или ином использовании, брали ли вы деньги, получали ли реальную выгоду. Если само действие нарушает авторские права, то вы можете быть привлечены автором (правообладателем) к ответственности за нарушение авторских прав и должны будете выплачивать компенсацию за незаконное использование чужих объектов авторского права.

    Наличие или отсутствие на вашей стороне выгоды (прибыли) от использования чужих произведений без разрешения повлияет, однако, на размер выплачиваемой компенсации или иной назначаемой Вам санкции (например, при привлечении вас к уголовной ответственности за нарушение авторских прав, которое повлекло для авторов значительные убытки).

    Понятия демонстрационных (ознакомительных) целей в законе не существует . Никаких «первые десять секунд бесплатно» в авторском российском праве нет. Поэтому использование чужих объектов авторского права с предупреждением «для ознакомления» , «в демонстрационных целях», «качаете для ознакомления, а потом обязуетесь удалить» и т.п. вас не спасет от ответственности за нарушение авторских прав .

    4. Наложение текста, графики на чужие объекты авторских прав, переработка

    Наложение текста и/или графики на чужие произведения – отдельное нарушение авторских прав, за которое предусмотрена ответственность. Такие действия посягают на целостность произведения и нарушают право автора на неприкосновенность произведения (ст.ст. 1255, 1266 ГК) и могут порочить деловую репутацию автора; а в ряде случаев таким образом вы можете нарушить и имущественное право автора на переработку – за это уже прямо предусмотрена имущественная ответственность (от 10.000 до 5.000.000 рублей).

    Монтаж чужого видео и иная переработка чужих произведений нарушает имущественное право автора, а в ряде случаев и рассмотренное выше неимущественное право. Поэтому такие действия не только не позволят вам распространять и иным образом использовать переработанный вами объект авторского права, но и усугубит ваше положение, т.к. использование переработанного объекта авторского права влечет более серьезную ответственность.

    Убрать звук, ухудшить качество – это все нарушает целостность произведения, что также влечет ответственность и усугубляет Ваше положение.

    5. Покупка лицензионных носителей и использование объектов авторского права

    Покупка лицензионных носителей объектов авторского права (лицензионных музыкальных и видео дисков, лицензионных дисков с компьютерными программами, иных лицензионных материальных носителей) не дает вам право на использование таких объектов авторского права , кроме как в личных целях. Т.е. вы не вправе их публично показывать или исполнять, размещать в Интернете, распространять и т.д.

    Расхожее заблуждение среди диджеев, например, что, купив виниловую пластинку, они вправе без разрешения и платы перерабатывать произведения, на ней записанные, публично играть музыку в клубах и т.д. Виниловые пластинки, сколько бы они ни стоили, не дают прав на такое использование объектов авторского права, на ней записанных!

    * Актуальность ответа проверена на соответствие законодательству, действовавшему на 08.01.2012.

    Прочтений: 203568.

    Ссылка на страницу: Использование отрывков (частей) чужих объектов авторского права, цитирование произведений (автор Вадим Колосов)

    По общему правилу, авторское право возникает с момента создания произведения и действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти, причём счёт лет начинается с 1 января года, следующего за годом смерти. После окончания срока защиты авторских прав произведение переходит в общественное достояние. Иными словами, с этого момента каждый желающий может использовать произведение по своему усмотрению, не нарушая, однако, "вечных" прав – авторства, на имя и на защиту репутации.

    Использование произведения кем-либо помимо автора возможно на различных основаниях. Существует три вида договоров, на основе которых может осуществляться передача имущественных прав: авторский, трудовой и лицензионный. Каждый из них имеет свою сферу применения.

    Авторский договор заключается между автором по поводу использования его конкретного произведения и любым иным лицом. Авторский договор о передаче исключительных прав разрешает использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам. Право запрещать использование произведения другим лицам может осуществляться автором произведения, если лицо, которому переданы исключительные права, не осуществляет защиту этого права. Авторский договор о передаче неисключительных прав разрешает пользователю использование произведения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и (или) другим лицам, получившим разрешение на использование этого произведения таким же способом. Права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если в договоре прямо не предусмотрено иное. Авторский договор заключается в письменной форме. В устной форме может заключаться авторский договор об использовании произведений в периодической печати (если речь не идет о произведении, созданном журналистом в рамках исполнения его трудовых функций).

    При заключении договора необходимо со всей тщательностью отнестись к выполнению, казалось бы, излишних формальностей. Если право авторства носит характер презумпции, то права наследника или опекуна нуждаются в подтверждении: к договору нужно приложить весь пакет соответствующих документов (их нотариально заверенных копий). Существенно и то, что наследников авторского права может быть несколько, и отсутствие договора хотя бы с одним из них будет свидетельствовать о непередаче права пользования.

    По трудовому договору переходят права на служебное произведение. Служебным произведением Закон называет произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (ст. 14 ч. 1). На практике это означает, необходимость существования документа, определяющего создание произведения как служебную обязанность автора. Обычно такими документами являются трудовой договор и положение об обязанностях лица, занимающего данную штатную единицу. Часто, впрочем, ни один из этих документов не содержит прямого указания на необходимость создания произведений. Так, в положении о должности пресс-секретаря может быть лишь указана его обязанность информировать прессу, а способы, которые он для этого использует, работодателя могут совершенно не интересовать. Создание произведений (пресс-релизов), или, тем более, их оригинальность никаким документом не будут предусмотрены. Тем не менее, очевидно, что оригинальные произведения, созданные с целью информирования прессы, то есть целью, обозначенной в положении (инструкции и т.д.), будут произведениями служебными.

    Если задание начальства выходит за пределы служебных обязанностей подчиненного, то ситуация осложняется. Здесь возможны два варианта юридически корректного поведения. Либо сотрудник принимается на временную работу по совместительству, с ним заключается еще один трудовой договор, предусматривающий характер выполняемого труда, и тогда его произведение будет служебным. Либо сотрудник выступает как независимое от работодателя лицо, с ним заключается гражданский авторский договор, и тогда его произведение служебным являться не будет. Во всех иных случаях ни само задание, ни использование работодателем произведения сотрудника не могут считаться законными.

    Специфика служебного произведения состоит в том, что права на него делятся между автором-работником и работодателем. Все имущественные права с момента передачи произведения работодателю принадлежат ему. Более того, помимо работодателя и без его согласия никто не может использовать служебное произведение. То есть, если автор по каким-то причинам, решит произведение работодателю не передавать, и предпочтет быть уволенным за неисполнение служебных обязанностей, получается, что данное произведение никогда и никем уже не может быть использовано – опять же, кроме бывшего работодателя, если автор вдруг передумает. Автор же сохраняет за собой неимущественные права, – например, право представляться автором и даже требовать при всяком использовании указания его имени.

    Непростым является также вопрос о выплате авторского вознаграждения за использование служебного произведения. Практика, здравый смысл, советское законодательство и многие юристы исходят из того, что это вознаграждение включается в установленную трудовым договором заработную плату или тождественно ей. Действующий Закон утверждает иное: "Размер авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения и порядок его выплаты устанавливаются договором между автором и работодателем" (п. 2 ст. 14). Закон не указывает, о каком именно договоре идет речь, так что можно предположить, что имеется в виду как трудовой, так и иной договор. Иными словами, если в трудовом договоре предусмотрены все виды использования произведения, к которым будет прибегать работодатель, то авторское вознаграждение будет выплачиваться в рамках заработной платы, установленной тем же договором. Однако если работодателю придет в голову новый способ применения произведения, то ему придется заключать с работником новый договор, напоминающий авторский. А именно: в нем будет указан способ и территория использования произведения, а также размер и порядок выплаты вознаграждения. Тем не менее, отличия от авторского договора будут принципиальны. Если основным содержанием авторского договора является передача права, то основным содержанием данного – установление вознаграждения. Автору не нужно передавать работодателю право на тот или иной вид использования, он не может запретить работодателю любое использование произведения, поскольку это право уже принадлежит работодателю в силу Закона (п. 2 ст. 14). Если автора не устраивают предлагаемое работодателем вознаграждение, и он намерен отстаивать свои права даже в суде, то целесообразно не подписывать никакого договора, зафиксировать факт бездоговорного использования его произведения и обратиться в суд с требованием выплаты причитающейся суммы.

    Положения статьи 14 "Авторское право на служебные произведения" не распространяется на создание периодических изданий. Отличия в правовом режиме газетной статьи, созданной штатным журналистом (и являющейся, конечно, служебным произведением), состоят в следующем (ч. 2 ст. 11):

      не только работодатель (издатель), но и автор-журналист вправе использовать произведение по собственному усмотрению;

      зато журналисту не полагается никакого дополнительного вознаграждения за использование издателем его произведения не предусмотренным трудовым договором способом.

    Лицензионный договор заключается при переходе авторских прав к пользователю от организации, ранее получившей их от автора. В частности, пользователь может получить лицензию у Российского Авторского Общества, создание которого одобрено Указом Президента РФ от 7 октября 1993 № 1607 "О государственной политике в области авторского права и смежных прав".

    Наконец, существует предусмотренный законом закрытый список случаев для иных способов использования (т.н. ограничения имущественных прав – статьи 18-26).Рассмотрение всех этих случаев заняло бы слишком много места, поэтому перечислим только те, которые имеют непосредственное отношение к связям с общественностью и смежным видам деятельности.

    1. Ограничения имущественных прав при воспроизведении. Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение правомерно обнародованного произведения:

      в личных целях;

      архитектуры, фотографии, изобразительного искусства, которые постоянно расположены в месте, открытом для свободного посещения.

    2. Ограничения имущественных прав при использовании произведения средствами массовой информации. Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:

      воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения обнародованных в СМИ статей по текущим вопросам в случаях, когда такое воспроизведение не было специально запрещено автором;

      воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью;

      воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, путем передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью.

    3. Иные случаи использования произведения без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения:

      при обязательном указании имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования допускается цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования;

      допускается публичное исполнение музыкальных произведений во время официальных и религиозных церемоний, а также похорон в объеме, оправданном характером таких церемоний;

      с соблюдением ряда условий организация эфирного вещания может делать запись краткосрочного пользования того произведения, в отношении которого эта организация получила право на передачу в эфир.

    Санкции за нарушение норм законодательства об авторских и смежных правах содержатся как в самом Законе, так и в иных нормативных актах. Через суд и иные правоохранительные органы правообладатели могут требовать:

    1) признания прав;

    2) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушению, в том числе конфискации и уничтожения или передачи потерпевшему контрафактных (изготовленных или распространяемых с нарушением Закона) экземпляров, а также оборудования, с помощью которого они были произведены;

    3) возмещения убытков, включая упущенную выгоду;

    4) взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских и смежных прав;

    5) выплаты компенсации вместо возмещения убытков или взыскания дохода

    а) в размере от 10 тысяч рублей до 5 миллионов рублей,

    б) в двукратном размере стоимости экземпляров произведений,

    в) в двукратном размере стоимости прав на использование произведений, обычно устанавливаемой при схожих обстоятельствах.

    Указанные в пунктах 3, 4, 5 меры применяются по выбору правообладателя.

    Уголовный кодекс устанавливает также, что нарушения авторских и смежных прав, повлёкшие крупный ущерб наказываются также штрафом и даже лишением свободы. Отягчающим обстоятельством является неоднократное совершение нарушений группой лиц по предварительному сговору (ст. 146). Кодекс об административных правонарушениях содержит введённую после принятия Закона об авторском и смежных правах статью 150.4, которая за незаконное использование в коммерческих целях произведений или фонограмм предусматривает ответственность в виде наложения штрафов и конфискации контрафактных экземпляров, уничтожения или изменения знаков защиты авторского или смежных прав.

    Помимо возмещения убытков, взыскания дохода или выплаты компенсации в твердой сумме, суд или арбитражный суд за нарушение авторских или смежных прав взыскивает штраф в размере 10 процентов от суммы, присужденной судом в пользу истца. Сумма штрафов направляется в установленном законодательством порядке в соответствующие бюджеты.

    Выводы:

    Защита авторских и смежных прав в России благодаря системе международных договоров и Закону "Об авторском и смежных правах" имеет солидную юридическую базу. Четко определены как права авторов, так и ответственность правонарушителей. Тем не менее, именно в этой сфере правонарушения имеют массовый характер. На наш взгляд, причиной этого являются не столько отдельные недостатки действующего законодательства, сколько отсутствие в общественном сознании уважения к интеллектуальной собственности, зачастую безвольность авторов при защите собственных прав.

    Вопросы:

    Как устранить необходимость указывать имя специалиста по связям с общественностью на созданных им произведениях?

    На основании каких договоров могут переходить авторские права?

    А: Объектами авторского права являются произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, способа его выражения, а также производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений наук, литературы и искусства) и сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

    Авторское право распространяется как на обнародованные, так и на не обнародованные произведения, в том случае если они существуют в какой-либо объективной форме.
    Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты, официальные документы (их официальные переводы), государственные символы и знаки, произведения народного творчества, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.
    Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено.

    Q: Что означает знак © и каков его статус?

    А: знак © является составной частью знака охраны авторского права, состоящего из трех элементов:

    § Собственно © ;

    § имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;

    Обладатель исключительных авторских прав вправе (вовсе не обязан) размещать на каждом экземпляре произведения знак охраны авторского права – отсутствие © не означает отсутствия автора или того что данное произведение (его элементы) можно свободно использовать.



    § право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора псевдонимом либо без обозначения имени то есть анонимно (право на имя);

    § право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;

    § право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора);

    § отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения;

    § осуществлять или разрешать следующие действия:

    § воспроизводить произведение (право на воспроизведение);

    § распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение);

    § импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);

    § публично показывать произведение (право на публичный показ);

    § публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);

    § сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);

    § сообщать произведение, (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);

    § переводить произведение (право на перевод);

    § переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку).

    Q: В каких случаях возможно использование произведение без согласия автора?

    А: Использование произведения допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:

    § цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;

    § использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;

    § воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такие воспроизведение, передача в эфир или сообщение по кабелю не были специально запрещены автором;

    § воспроизведение в газетах передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения публично произнесенных политических речей обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках;

    § воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, путем передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках;

    § воспроизведение правомерно обнародованных произведений без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых, кроме произведений, специально созданных для таких способов воспроизведения.

    Каждый из нас знает, что Интернет являет одним из основных источников информации. Кто из нас не скачивал музыку, не смотрел только вышедший на телеэкраны фильм или не читал книгу в сети. Мы привыкли думать, что это вполне нормально, ведь для чего еще нужен Интернет? Однако, согласно закона об интеллектуальной собственности и авторских и смежных прав мы нарушаем закон.

    Как показывает практика, отношение к интеллектуальной собственности в Росси, носит потребительский характер, в нашем обществе не сформировано правовое сознание. В сети Интернет мы собираем или вносим различную информацию, которая является объектом авторского права, и мы распоряжаемся этой информацией без согласования с автором

    Существуют международные правовые акты, которые охраняют использование произведений во Всемирной паутине. Конституция РФ гарантирует сохранность авторских прав (статья 44). В 4-ой части ГК РФ указано, что только автор является владельцем результатов своей интеллектуальной деятельности, и третьи лица не имеют права использовать произведения без согласия правообладателя. Поэтому размещение в сети Интернет музыкальных, литературных произведений, фотоматериалов, фильмов без разрешения автора запрещено, причем вне зависимости от того, принесет ли эта информация прибыль или нет. Нарушение авторских прав влечет административную и уголовную ответственность.

    Основные источники нарушения прав интеллектуальной собственности:

    Сайты, которые бесплатно предоставляют доступ к информации и получают доход от трансляции рекламы посетителям;

    Сайты, которые предоставляют платный доступ к информации, без согласования с правообладателем;

    Файлообменники, благодаря которым пользователи производят обмен результатами интеллектуальной собственности;

    До сих пор не найдено решение проблемы защиты интеллектуальной собственности в Интернете. Кто ответственен за незаконное размещение результатов интеллектуальной деятельности и в результате, кто должен возмещать убытки правообладателям – сайты, провайдеры или сами пользователи? Четкого ответа на данный вопрос пока не существует.



    © 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация