Как развить критическое мышление. Приемы и навыки. Навыки исследования через развитие критического мышления

Главная / Квартира

Костанайская обл., г.Рудный,

сш №4 с углублённым изучением математики,

Кучина Оксана Владимировна, учитель географии.

ОБУЧЕНИЕ КРИТИЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ

Критическое мышление было описано как «мышление о мышлении ».

Критическое мышление – дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. Критическое мышление зачастую предполагает готовность к возражению или принятию альтернативных решений, внедрению новых или модифицированных способов мышления и действий; приверженность к организованным общественным действиям и привитию критичности в других.

На базовом уровне процесс критического мышления включает:

  • сбор релевантной информации;
  • оценку и критический анализ доказательств;
  • гарантированные выводы и обобщения;
  • пересмотр предположений и гипотез на основе значительного опыта.

Наряду с более сложными задачами, такими как критическое размышление над преподаванием и обучением, оно также может включать признание неустановленных предположений и ценностей, признание проблем и обнаружение эффективных средств для их решения, понимание важности установления приоритетов и преимущественное значение в решении задач.

Критическое мышление детей и подростков в классе

Критическое мышление традиционно связывают с более поздними стадиями образования: с обучающимися старших классов средней школы и высших учебных заведений. Однако основы критического мышления могут быть развиты и в работе с маленькими детьми, начиная с очень ранней стадии их обучения, в целях развития необходимых навыков. Наиболее оптимальный для этого путь – стимулирование детей реагировать на доказательства на основе собственного опыта.

Мы располагаем достаточным количеством примеров об образе жизни в различных частях мира и в различные периоды истории, которые можно использовать для мотивирования детской любознательности и развития их навыков критического мышления.

Критическое мышление включает развитие таких навыков, как приобретение доказательств посредством наблюдения и слушания, с учетом контекста, и применение соответствующих критериев для принятия решений. Включенные навыки критического мышления могут быть описаны как:

Процессы и навыки, используемые при изучении, могут включать:

  • сбор и группировку таких доказательств, как картины, фотографии, запись воспоминаний;
  • оценку основных источников и постановку соответствующих вопросов о них;
  • сравнение и обсуждение основных источников с ситуативными выводами и временными обобщениями;
  • пересмотр предположений и гипотез на основе более широкого опыта.

На более поздней стадии изучения их работы посредством дальнейшего обсуждения с учителями, рассмотрения и пересмотра их временных заключений, детям может быть оказана помощь в выстраивании понимания их собственных процессов обучения, включая:

Ниже приведены шаги, которые дети могут предпринять, опираясь на помощь со стороны и навыки, которые они будут использовать в осуществлении классной работы:

  1. Проанализируйте информацию, полученную из визуального или устного доказательства.

Задание может быть применено и к информации, полученной из чтения основных первоисточников, и к данным, собранным из обзора или анкетного опроса, и к информации, собранной из нескольких вторичных источников, таких как учебник, энциклопедия или web-сайт.

  • Определите ключевые пункты, предположения или гипотезы, структурирующие исследование доказательств либо определяющие более поздние действия, лежащие в основе аргументов.
  • Проанализируйте, как эти ключевые компоненты, визуальные и устные доказательства соединены и взаимодействуют друг с другом.
  • Сравните и исследуйте сходства и различия между отдельными изображениями или между различными мнениями и воспоминаниями.
  • Синтезируйте, соединяя различные источники информации, для построения аргумента или ряда идей. Установите связь между различными источниками, которые формируют и поддерживают Ваши идеи.
  • Оцените законность и валидность доказательств Ваших исследований, и как доказательства поддерживают или противоречат Вашим предположениям и возникающим идеям.
  • Примените знания, полученные в результате интерпретации ответов на вопросы, заложенные в основе исследования.
  • Обоснуйте идеи и интерпретации в защиту аргументов сформулированных выводов и идентифицированных значений.
  • Основные особенности , которые необходимо найти в критическом мышлении детей:

    Рациональность. Стремление найти лучшее объяснение, постановка вопросов вместо поиска категорических ответов; требование и учет любых доказательств; опора на причину, а не на эмоции (хотя эмоция имеет место и может относиться к самосознанию, упомянутому ниже).

    непредубежденность. Оценка всех выводов; рассмотрение множества возможных точек зрения или перспектив; стремление оставаться открытым для альтернативных интерпретаций.

    Суждение. Признание степени и значения доказательств; признание уместности или достоинства альтернативных предположений и перспектив.

    Дисциплина. Стремление быть точным, всесторонним и исчерпывающим (учет всех имеющихся доказательств и принятие во внимание всех точек зрения).

    Самосознание. Признание наших собственных предположений, предубеждений, точек зрения и эмоций.

    В целом критические мыслители активны, задают вопросы и анализируют доказательства, сознательно применяют стратегии для определения значений; критические мыслители скептичны,относятся к визуальным, устным и письменным доказательствам со скептицизмом; критические мыслители открыты для новых идей и перспектив.

    Для развития навыков исследования предлагаю развитие критического мышления через следующие стратегии:

    Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Такое оформление материала помогает обучающимся выяснить и понять, что можно сказать (устно и письменно) по данной теме.

    Правила работы с данным приемом: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум направлениям – “возможно” и “вероятно” (количество ветвей не ограничено), и листья – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

    1. Группа получает общее задание по теме.
    2. Каждый член группы получает «свой» объект исследования.
    3. Сбор информации об объекте.
    4. Обмен информацией в группе.
    5. Выделение общего для запоминания основной части таблицы.
    6. Заполнение таблицы.
    7. Написание совместного исследования по теме.
    8. Презентация исследования.

    “Ромашка” состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:

    1. Простые вопросы - вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: “Что?”, “Когда?”, “Где?”, “Как?”.
    2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: “То есть ты говоришь, что…?”, “Если я правильно понял, то …?”, “Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?”. Целью этих вопросов является предоставление обучающемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.
    3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова “Почему?” и направлены на установление причинно-следственных связей. “Почему листья на деревьях осенью желтеют?”. Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного “превращается” в простой. Следовательно, данный тип вопроса “срабатывает” тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
    4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу “бы”, элементы условности, предположения, прогноза: “Что изменилось бы. “, “Что будет, если. “, “Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после. “.
    5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. “Почему что-то хорошо, а что-то плохо?”, “Чем один урок отличается от другого?”, “Как вы относитесь к поступку главного героя?” и т.д.
    6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: “Как можно применить. “, Что можно сделать из. “, “Где вы в обычной жизни можете наблюдать. “, “Как бы вы поступили на месте героя рассказа?”.

    В переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.

    На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

    На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

    На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

    На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

    Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по – возможности, эмоциональной.

    Диаманта – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме:

    1-я строка – существительное, тема диаманты.

    2-я строка – два прилагательных, раскрывающих какие–то интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме диаманты.

    3-я строка – три глагола, раскрывающие действия, воздействия и т. д., свойственные данному явлению.

    4-я строка – ассоциации, связанные с темой диаманты (4 существительных, переход к антонимичным понятиям).

    5-я строка – три глагола, раскрывающие действия, воздействия и т. д., свойственные явлению – антониму.

    6-я строка – два прилагательных (по отношению к антониму).

    7-я строка – существительное, антоним теме.

    «ИНСЕРТ» Чтение текста с пометками:

    – я этого не знал,

    Это меня удивило

    Хотел бы узнать подробнее.

    Составление таблицы, выписываются основные положения из текста + – ! ?

    Групповая работа. Формулируются проблемные вопросы открытого характера по количеству групп. Необходимо подготовить цветные маркеры, листы А3 с написанными на них вопросами /по одному на каждом/. По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке. Учащиеся совместно дают ответ на каждый проблемный вопрос, не повторяясь. Осмысление

    После «карусели» вывешиваются работы учащихся на доске. Каждый ученик отдает свой голос за наиболее точный ответ на каждый вопрос. Таким образом можно определить, какая группа дала лучший ответ.

    • Белая шляпа: Подробная и необходимая информация. Только факты.
    • Желтая шляпа: Символическое отражение оптимизма. Исследование возможных выгод и положительных сторон.
    • Черная шляпа: Предостерегает и заставляет думать критически. Что может случиться плохого или пойдет не так. Но не злоупотребляйте ею.
    • Красная шляпа: Чувства, догадки и интуитивные прозрения. И не пытайтесь их объяснить.
    • Зеленая шляпа: Фокусировка на творчестве, альтернативах, новых возможностях и идеях. Это возможность выразить новые понятия и концепции и использовать здесь латеральное мышление.
    • Синяя шляпа: позиция «размышления», говорят о сущности, о том, с чем связано
    1. Произошел от английского слова Why – с которого начинается вопросы:
    2. Почему? Зачем? По какой причине?…
    3. Ситуация «Почему?», «Почему?», «Почему?»,

    Приемы по развитию навыков прогнозирования

    1. Верные и неверные утверждения
    2. В начале урока даются утверждения по новой теме, которые нужно оценить как верные или неверные и обосновать свои решения
    3. На стадии рефлексии можно предложить ребятам составить самим утверждения и обменятся ими для оценки их правильности

    Ученик никогда не превзойдет учителя, если видит в нем образец, а не соперника.

      Оценивайте объективную реальность. Наше мышление может быть эффективным только в том случае, если оно основывается на реальности. Реальность является объективной и существует независимо от ваших желаний, прихотей и целей. Ваше мышление будет продуктивным до тех пор, пока вы способны точно воспринимать и интерпретировать эту реальность. Это требует объективности - возможности разделять понятия «что есть» на данный момент, от того, во что вы верите или во что хотите верить.

      Будьте готовы к восприятию информации. Разум, не готовый к восприятию информации, отрезан от реальности. Человека, думающего таким образом, очень легко узнать. Он/она имеет жесткий набор мнений и установок, которые не поддаются обсуждению. Такого мыслителя сложно понять, так как для этого необходимы определенные опровержения. Если вам кажется, что вы говорите со стеной, то, возможно, вы столкнулись именно с таким человеком. Однако быть открытым к восприятию информации не значит, что вы не должны отстаивать правду, которая вам известна, а также поддерживать любую точку зрения. Правда сможет противостоять сомнению; лишь иллюзия несет угрозу обмену мыслями.

      Не стоит терпеть постоянную и непродуктивную двусмысленность. Большинство решений, с которыми вы имеете дело, содержат определенную долю двусмысленности, серую зону между очевидными черно-белыми альтернативами. Это не аргумент в защиту неопределенности. Это рекомендация тренировать силу мысли для становления ясности. Неоднозначность часто является симптомом небрежности, неполного или иррационального мышления. Когда вы испытываете такое состояние, следует тщательно изучить ваше окружение, ваши принципы, знания и эффективность вашего мышления. Знание является прогрессивным поиском ясности, а не неопределенности и растерянности.

      Избегайте массовых увлечений. Когда определенное понятие становится популярным, многие люди принимают его, тем самым становясь частью «толпы». Это, как правило, свидетельствует о согласованности, а не о критическом мышлении. Смотрите (и думайте), прежде чем присоединиться к толпе.

      Проведите черту между наблюдением и логическим выводом, установленными фактами и гипотезами.

      Воздерживайтесь от суждений, пока не будете уверены, что владеете достоверной информацией. Вы можете поторопиться с выводами и попасть в ловушку. С другой стороны, когда вы владеете достоверной информацией, то не стоит бояться рассуждать. Рассуждение является частью процесса мышления, применением вашей способности делать выводы о реальности.

      Сохраняйте чувство юмора. Вы не сможете мыслить трезво, если вам будет казаться, что это вопрос жизни или смерти. Способность смеяться над собой и видеть юмор в других ситуациях часто помогает сохранить ясность мышления и точки зрения. Однако, будьте осторожны со смехом, используемым в качестве оружия, чтобы очернить ваши ценности, или же применяемым как способ психологической защиты. Такие методы требуют серьезного ответа.

      Развивайте любознательность. Мир полон вещей, о которых вы еще не знаете. Любопытство это признак ума, свободного и открытого для восприятия чудес реальности, не боящегося столкнуться с неизвестным для получения новых знаний. Любопытный мыслитель будет изучать новые способы, помогающие по-другому смотреть на вещи и действовать. Обучение может стать приключением, которое подразумевает постоянные и захватывающие открытия, если вы стремитесь к любознательности.

      Бросьте вызов общепринятому мнению. Каждая культура основана на определенных предположениях, которые являются довольно сомнительными. Галилео Галилей, итальянский астроном и математик, предстал перед инквизицией, потому что он посмел подвергнуть сомнению "правду" о том, что Земля является центром Вселенной. Даже сегодня члены Flat Earth Society (Общество Плоской Земли) считают, что мир плоский, как блин! Вы не можете предположить, что то, что принято считать истиной, действительно ею является. Правда устанавливается в ходе рационального мышления, а не опроса общественного мнения или учета прежнего опыта.

      Сопротивляйтесь эмоциям. Эмоции могут затмевать разум. Когда вы злитесь или испытываете восторг, ваши мыслительные процессы не будут работать так же, как тогда, когда вы находитесь в более спокойном настроении. Остерегайтесь ситуаций, в которых ваши эмоции умышленно спровоцированы лестью, страхом или восхищением в то время, когда вам нужно принять решение. Это может быть специальной стратегией, нацеленной на то, чтобы сфальсифицировать результат.

      Не стоит угождать другим. Лесть является одним из наиболее действенных методов переубеждения. Если кто-то начинает льстить, то так и знайте, что вас хотят переубедить или прикарманить ваши деньги. Иногда очень тяжело отличить искренний комплимент от тщательно продуманной манипуляции.

      Не стоит завышать свою самооценку. Очень часто на наши решения может повлиять желание выглядеть особенным образом перед самим собой или перед другими людьми. Если вы слишком озабочены тем, чтобы предстать в определенном свете, то вы можете говорить и делать вещи, которые на самом деле не пойдут на пользу вашим интересам. Как только вы поймете свою значимость, игра на публику уже не будет казаться вам такой заманчивой.

      Не забывайте о перспективах. Когда вы находитесь в разгаре решения важного для вас вопроса, очень легко потерять сбалансированный взгляд на ситуацию. Неплохо было бы рассматривать вопрос в более широком спектре. Вот один из способов определить перспективу: по шкале от одного до десяти насколько критичной является ситуация, если один – это засохшее растение, а десять - ядерный взрыв? Является ли ситуация настолько критичной, насколько кажется на первый взгляд?

      Будьте в курсе негласных правил. Иногда то, как мы себя ведем, диктуется негласными правилами. Если вы о них не знаете, то вы не будете обладать достаточными знаниями для того, чтобы принять мудрое решение. Если вы ознакомлены с ситуацией, то, скорее всего, вы знаете правила (например: не раскачивать лодку, не ставить под сомнение мнение босса, не спорить с профессором). Если вы находитесь в незнакомой ситуации (или чужой культуре), то следует быть очень наблюдательным или спросить тех, кто больше знаком с ней. Это не означает, что вы должны быть ограничены данными правилами, рекомендуется просто их знать.

      Будьте в курсе невербальных знаков общения. Речевое общение составляет только половину того сообщения, которое пытаются до вас донести. Другую часть сообщения передают невербальными знаками. Вы должны научиться воспринимать и то, и другое. Если кто-то ведет себя дружелюбно, но при этом болезненно сжимает вашу руку при рукопожатии, то у вас может быть повод усомниться в том, что говорит этот человек! То же самое случается, если кто-то растягивается на спинке стула и, зевая, говорит вам о том, как интересны ему ваши идеи. Чем яснее ваше восприятие фактов ситуации, тем яснее будет ваше мышление.

      Если на вас давят, то следует остановиться и подумать. Импульсивные решения часто бывают ошибочными. При оказываемом давлении на принятие решения соблазн принять его как можно скорее возрастает. Вы можете оправдать это тем, что лучше принять хоть какое-то решение, чем не решиться вовсе, но так случается крайне редко. Нерешительность является признаком того, что у вас нет навыков, способствующих принятию решений. Импульсивность, в свою очередь, говорит о том, что очень скоро вы будете пожинать плоды ошибочного решения!

      Будьте выше ярлыков и стереотипов. Ярлыки и стереотипы – это типы психической стенографии, которые могут облегчить мышление и общение. Если вы нуждаетесь в мебели на четырех ножках, предназначенной для сидения, то легче всего попросить стул и игнорировать многочисленные возможные варианты дизайна и материалов. Тем не менее, если вы находитесь в поиске работы, вы не должны быть удовлетворены стереотипным описанием того или иного рода занятий. Вам нужно точно знать, что на самом деле значит быть полицейским, нейрохирургом или финансовым аналитиком. Точно так же общение с людьми из разных слоев общества и представителями разных культур может усложняться наличием стереотипов, которые мешают увидеть правду.

      Избегайте негативных разговоров с самим собой. Многое из того, что проходит сквозь ваше мышление, - это ваш внутренний монолог. Этот разговор с самим собой часто принимает форму критических суждений и взглядов о себе. Ваши навыки мышления могут быть уничтожены разговором с самим собой, который передает негативные сообщения снова и снова, усиливая негативную самооценку («Я ничего не могу сделать хорошо», «Я просто не такой умный, как все остальные») или отношение («Никому нельзя доверять», «Школа - это пустая трата времени»). Если только не заменить такое негативное мышление более позитивным разговором с собой. Это невольно повлияет на ваши решения. Основополагающим элементом в таком изменении является повышение самооценки. Консультация является хорошим решением для такого рода проблем.

      Ищите последовательность. Ральф У. Эмерсон однажды написал: «Глупая последовательность является суеверием недалеких умов». Вдумчивая последовательность, однако, является отличительной чертой тщательного и всестороннего мышления. Последовательность и логика являются критериями, которые должны применяться всегда, что бы вы ни решали. Непоследовательность часто используется, чтобы скрыть правду.

      Практикуйте сочувствие. Существует индийская поговорка, в которой говорится, что прежде чем осуждать, вы должны пройти милю в обуви другого человека. Другими словами, вы не должны никого осуждать, прежде чем не поймете всю ситуацию полностью. Практикуя этот тип сопереживания, вы уменьшите вероятность принятия поспешных суждений, о которых позже можете пожалеть. Вы также можете обнаружить, что немного понимания облегчает более глубокое понимание мыслей людей и их поведения. Чем глубже вы будете понимать себя и других, тем мудрее будут ваши решения.

      Уделите время тому, чтобы проверить факты. Если у вас нет достоверных фактов, то ваши решения, вероятно, будут искажены. В важных вопросах, вы должны попробовать получить информацию из первых рук. Если вы пытаетесь принять решение по поводу выбора карьеры и хотите узнать о своих профессиональных навыках, то лучше всего пройти тест на профпригодность, чем спрашивать приятелей о том, что вы умеете делать хорошо. Точно так же, лучше всего узнать о тонкостях определенной профессии, основываясь на общепринятых нормах, а также на мнениях работников, чем на стереотипах, которые могут нести лишь часть правдивой информации. Эта информация исходит из надежного источника? Можете ли вы найти другой источник, подтверждающий эту информацию? Если вы можете ответить утвердительно на эти вопросы, то можете быть более уверенными в фактах, которые используете в качестве основы для принятия ваших решений.

      Проверьте достоверность вашей информации. Информация может быть надежной, но не действительной. Срок действия связан с соответствием информации контексту, в котором она применяется. Правдивой информацией может оказаться то, что если зажечь спичку, то она загорится, если только вы не под водой или в вакууме космического пространства! Контекст очень важен!

      Развивайте умение слушать. Когда дело доходит до разговора, то мы слышим то, что слушаем. Умение слушать - это еще один навык, который мы воспринимаем как нечто должное, но очень редко используется его настолько эффективно, насколько мы думаем. Как часто посреди разговора вы вдруг понимали, что другой человек задал вам вопрос, но вы его не услышали? Как часто вы так озабочены своими собственными мыслями, сидя в классе, что даже не слышите, что говорит учитель? Это случается со всеми нами, что лишний раз подтверждает тот факт, что этот, казалось бы, простой навык развивать очень трудно. Чем лучше вы будете слушать, тем более правильную информацию получите. Чем более правильная информация у вас есть, тем более качественными будут решения, которые вы примете.

    Костанайская обл., г.Рудный,
    сш №4 с углублённым изучением математики,
    Кучина Оксана Владимировна, учитель географии.

    ОБУЧЕНИЕ КРИТИЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ

    Критическое мышление было описано как «мышление о мышлении ».

    Критическое мышление – дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. Критическое мышление зачастую предполагает готовность к возражению или принятию альтернативных решений, внедрению новых или модифицированных способов мышления и действий; приверженность к организованным общественным действиям и привитию критичности в других.

    На базовом уровне процесс критического мышления включает:

    • сбор релевантной информации;
    • оценку и критический анализ доказательств;
    • гарантированные выводы и обобщения;
    • пересмотр предположений и гипотез на основе значительного опыта.

    Наряду с более сложными задачами, такими как критическое размышление над преподаванием и обучением, оно также может включать признание неустановленных предположений и ценностей, признание проблем и обнаружение эффективных средств для их решения, понимание важности установления приоритетов и преимущественное значение в решении задач.

    Критическое мышление детей и подростков в классе

    Критическое мышление традиционно связывают с более поздними стадиями образования: с обучающимися старших классов средней школы и высших учебных заведений. Однако основы критического мышления могут быть развиты и в работе с маленькими детьми, начиная с очень ранней стадии их обучения, в целях развития необходимых навыков. Наиболее оптимальный для этого путь – стимулирование детей реагировать на доказательства на основе собственного опыта.

    Мы располагаем достаточным количеством примеров об образе жизни в различных частях мира и в различные периоды истории, которые можно использовать для мотивирования детской любознательности и развития их навыков критического мышления.

    Критическое мышление включает развитие таких навыков, как приобретение доказательств посредством наблюдения и слушания, с учетом контекста, и применение соответствующих критериев для принятия решений. Включенные навыки критического мышления могут быть описаны как:

    • наблюдение;
    • анализ;
    • вывод;
    • интерпретация.

    Процессы и навыки, используемые при изучении, могут включать:

    • сбор и группировку таких доказательств, как картины, фотографии, запись воспоминаний;
    • оценку основных источников и постановку соответствующих вопросов о них;
    • сравнение и обсуждение основных источников с ситуативными выводами и временными обобщениями;
    • пересмотр предположений и гипотез на основе более широкого опыта.

    На более поздней стадии изучения их работы посредством дальнейшего обсуждения с учителями, рассмотрения и пересмотра их временных заключений, детям может быть оказана помощь в выстраивании понимания их собственных процессов обучения, включая:

    • оценку;
    • объяснение;
    • метапознание.

    Ниже приведены шаги, которые дети могут предпринять, опираясь на помощь со стороны и навыки, которые они будут использовать в осуществлении классной работы:

    1. Проанализируйте информацию, полученную из визуального или устного доказательства.
      Задание может быть применено и к информации, полученной из чтения основных первоисточников, и к данным, собранным из обзора или анкетного опроса, и к информации, собранной из нескольких вторичных источников, таких как учебник, энциклопедия или web-сайт.
    2. Определите ключевые пункты, предположения или гипотезы, структурирующие исследование доказательств либо определяющие более поздние действия, лежащие в основе аргументов.
    3. Проанализируйте, как эти ключевые компоненты, визуальные и устные доказательства соединены и взаимодействуют друг с другом.
    4. Сравните и исследуйте сходства и различия между отдельными изображениями или между различными мнениями и воспоминаниями.
    5. Синтезируйте, соединяя различные источники информации, для построения аргумента или ряда идей. Установите связь между различными источниками, которые формируют и поддерживают Ваши идеи.
    6. Оцените законность и валидность доказательств Ваших исследований, и как доказательства поддерживают или противоречат Вашим предположениям и возникающим идеям.
    7. Примените знания, полученные в результате интерпретации ответов на вопросы, заложенные в основе исследования.
    8. Обоснуйте идеи и интерпретации в защиту аргументов сформулированных выводов и идентифицированных значений.

    Основные особенности , которые необходимо найти в критическом мышлении детей:

    Рациональность. Стремление найти лучшее объяснение, постановка вопросов вместо поиска категорических ответов; требование и учет любых доказательств; опора на причину, а не на эмоции (хотя эмоция имеет место и может относиться к самосознанию, упомянутому ниже).

    непредубежденность. Оценка всех выводов; рассмотрение множества возможных точек зрения или перспектив; стремление оставаться открытым для альтернативных интерпретаций.

    Суждение. Признание степени и значения доказательств; признание уместности или достоинства альтернативных предположений и перспектив.

    Дисциплина. Стремление быть точным, всесторонним и исчерпывающим (учет всех имеющихся доказательств и принятие во внимание всех точек зрения).

    Самосознание. Признание наших собственных предположений, предубеждений, точек зрения и эмоций.

    В целом критические мыслители активны, задают вопросы и анализируют доказательства, сознательно применяют стратегии для определения значений; критические мыслители скептичны,относятся к визуальным, устным и письменным доказательствам со скептицизмом; критические мыслители открыты для новых идей и перспектив.

    Для развития навыков исследования предлагаю развитие критического мышления через следующие стратегии:

    “Кластер” (гроздья)

    Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Такое оформление материала помогает обучающимся выяснить и понять, что можно сказать (устно и письменно) по данной теме.

    “Дерево предсказаний”.

    Правила работы с данным приемом: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум направлениям – “возможно” и “вероятно” (количество ветвей не ограничено), и листья – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

    Стратегия Отсюда-сюда.

    1. Группа получает общее задание по теме.
    2. Каждый член группы получает «свой» объект исследования.
    3. Сбор информации об объекте.
    4. Обмен информацией в группе.
    5. Выделение общего для запоминания основной части таблицы.
    6. Заполнение таблицы.
    7. Написание совместного исследования по теме.
    8. Презентация исследования.

    Ромашка Блума.

    "Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:

    1. Простые вопросы - вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".
    2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление обучающемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.
    3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
    4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы...", "Что будет, если...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".
    5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.
    6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить...?", Что можно сделать из...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".

    Синквейн.

    В переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.

    На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

    На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

    На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

    На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

    Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по – возможности, эмоциональной.

    Диамант.

    Диаманта – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме:

    1-я строка – существительное, тема диаманты.

    2-я строка – два прилагательных, раскрывающих какие–то интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме диаманты.

    3-я строка – три глагола, раскрывающие действия, воздействия и т. д., свойственные данному явлению.

    4-я строка – ассоциации, связанные с темой диаманты (4 существительных, переход к антонимичным понятиям).

    5-я строка – три глагола, раскрывающие действия, воздействия и т. д., свойственные явлению – антониму.

    6-я строка – два прилагательных (по отношению к антониму).

    7-я строка – существительное, антоним теме.

    «ИНСЕРТ» Чтение текста с пометками:

    Я это знал,

    Я этого не знал,

    Это меня удивило

    Хотел бы узнать подробнее.

    Составление таблицы, выписываются основные положения из текста + - ! ?

    «Карусель»

    Групповая работа. Формулируются проблемные вопросы открытого характера по количеству групп. Необходимо подготовить цветные маркеры, листы А3 с написанными на них вопросами /по одному на каждом/. По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке. Учащиеся совместно дают ответ на каждый проблемный вопрос, не повторяясь. Осмысление

    «Галерея»

    После «карусели» вывешиваются работы учащихся на доске. Каждый ученик отдает свой голос за наиболее точный ответ на каждый вопрос. Таким образом можно определить, какая группа дала лучший ответ.

    Шесть шляп мышления

    • Белая шляпа: Подробная и необходимая информация. Только факты.
    • Желтая шляпа: Символическое отражение оптимизма. Исследование возможных выгод и положительных сторон.
    • Черная шляпа: Предостерегает и заставляет думать критически. Что может случиться плохого или пойдет не так. Но не злоупотребляйте ею.
    • Красная шляпа: Чувства, догадки и интуитивные прозрения. И не пытайтесь их объяснить.
    • Зеленая шляпа: Фокусировка на творчестве, альтернативах, новых возможностях и идеях. Это возможность выразить новые понятия и концепции и использовать здесь латеральное мышление.
    • Синяя шляпа: позиция «размышления», говорят о сущности, о том, с чем связано

    Почему - 6 W- .

    1. Произошел от английского слова Why – с которого начинается вопросы:
    2. Почему? Зачем? По какой причине?…
    3. Ситуация «Почему?», «Почему?», «Почему?»,

    «Да потому…»

    Приемы по развитию навыков прогнозирования

    1. Верные и неверные утверждения
    2. В начале урока даются утверждения по новой теме, которые нужно оценить как верные или неверные и обосновать свои решения
    3. На стадии рефлексии можно предложить ребятам составить самим утверждения и обменятся ими для оценки их правильности

    Всесторонне развитого человека невозможно представить без критического мышления – элемента, позволяющего ему сформировать свой взгляд на вещи и не зависеть от чужого мнения. Оно способствует личностному росту и подталкивает человека к развитию. Анализ ситуации и выбор пути решения – способность личности, без которой невозможно иметь свое мнение. Как развить критическое мышление?

    Чтобы научиться критически мыслить, необходимо все время тренироваться. Начинать развиваться можно в любом возрасте. Тренируя мышление, человек способен выйти на новый уровень развития и приблизиться к реализации целей.

    Тренировать мышление и следовать по намеченному пути не так просто, как кажется. Но определив жизненные задачи и разработав с помощью критического мышления план их выполнения, человек способен достичь успеха.

    Как начинать развивать мышление

    Для тренировок мышления нужно выделить время, которое обычно человек тратит впустую. Для этого необходимо проанализировать распорядок дня. Для развития мышления может быть использовано время, которое раньше тратилось на:

    • просмотр телевизора;
    • компьютерные игры;
    • социальные сети.

    Первым шагом к выработки критического мышления является ежедневное проведение анализа. Под конец дня необходимо взвесить и изучить совершенные за день достижения. Требуется учитывать и количество промахов. Анализ должен заключаться в выявлении действий, во время выполнения которых были допущены ошибки. Выявив недостатки за прошедший день, следует подумать, как их можно устранить. Под конец необходимо сделать вывод, приблизило ли произошедшее к поставленной цели или отдалило от нее. На основе этих простых действий разовьется мышление, перерастающее впоследствии в критическое. Можно вести записи для выявления повторяющихся действий.

    Необходимо решать по 1 задаче в день. Спеша на работу, по дороге нужно наметить какую-то главную проблему и постараться решить ее в течение дня. Человек должен стремиться получить как можно больше информации, способствующей решению соответствующей задачи. Для решения проблемы нужно проанализировать различные варианты и выбрать лучший. Определив план действий, нужно придерживаться стратегии. Если в ходе решения задачи обстоятельства изменятся, необходимо оперативно вносить изменения в план. В процессе решения задач следует развивать интеллект, внимательность, логику.

    Развитие навыков критического мышления

    К навыкам мышления следует подходить критически. Стоит пересмотреть их, если они приводят к нежелательным последствиям. Нужно стараться мыслить позитивно и не допускать негативных мыслей. Для , человек должен научиться:

    Решив развить критическое мышление, человек должен провести черту между выводами и наблюдением. Нельзя рассуждать, не проверив сведения. Только владея точной информацией, можно делать выводы. При этом во время тренировок следует следить за тем, чтобы не исчезло чувство юмора. Способность подшучивать над собой и видеть юмор в ситуациях помогает сохранению ясного ума и ненавязчиво выражению своего мнения по поводу проблемы. Но следует проявлять осторожность, если смех используется в качестве психологической защиты.

    Навыки, способствующие самосовершенствованию

    Чтобы научиться мыслить критически, человеку должно быть дело до всего. В жизни есть много неизученных вещей. Любопытство развивает ум. Благодаря любознательности происходят открытия, случаются приключения. Развивший способность интересоваться происходящим не только выработает критический склад ума, но и сделает свою жизнь насыщеннее и разнообразнее.

    У каждого обитателя современного мира должно быть выработано объективное восприятие информации. Нельзя всецело доверять всему тому, о чем говорят в СМИ, телевизионной рекламе. Необходимо трезво смотреть на реальность и проверять информацию, вызывающую недоверие. Правда устанавливается в ходе мышления, а не под воздействием общественного мнения. Не все предполагаемое является истиной. Необходимо научиться сопротивляться бурным эмоциям. При их проявлении, у человека может затмеваться разум.

    Выработка критического склада ума и современное общество

    Человеку, живущему в современном обществе, постоянно пытаются навязать чужое мнение. Следует критично относиться к информации, получаемой из:

    • рекламы;
    • уст агитаторов.

    Сведения, распространяемые среди людей, не всегда являются правдивыми. Необходимо научиться отличать правду от лжи и не доверять всему слепо.

    Человек должен помнить о перспективах. Любая ситуация должна оцениваться критично, а план действий обдумываться трезво. Не следует завышать или занижать самооценку. Требуется трезво понимать свои возможности и действовать, исходя из них. При этом следует заниматься самосовершенствованием. Чтение книг, занятия спортом, получение новой информации и обучение навыкам могут поднять человека на новый уровень. Бывает, что поведение человека диктуется негласными правилами. Их знание ведет к принятию правильного решения и поведения. При незнакомой ситуации или нахождении в чужой культуре, необходимо проявить наблюдательность или расспросить тех, кто ближе знаком с ситуацией. Негласные правила современного мира необходимо изучать.

    Разговор является лишь составной частью общения, которое ежедневно происходит общения между людьми. Существует обмен невербальными знаками. Необходимо знать и уметь применять разновидность общения на практике. Если человек мило улыбается и ведет себя дружелюбно, но при этом стремится доставить боль собеседнику при рукопожатии, следует подвергнуть сомнению искренность данного человека. Если слушатель утверждает, что ему интересно повествование, но при этом откровенно зевает и всем своим видом показывает скуку, у докладчика появляется весомый повод усомниться в словах.

    Если на человека давят, то, чтобы не ошибиться в принятии решения, следует остановиться и подумать, взвесив все за и против. Быстрое решение под чужим напором не всегда верное. Научившись анализировать, прежде чем доверять, человек сделает большой шаг на пути развития критического мышления.

    Чувства и способность мыслить критически

    Чтобы научиться мыслить критически, человек должен стремиться не поддаваться чувствам и общественному мнению. Ярлыки и стереотипы способны сбить с толку и привести к неверным выводам. Перед принятием важного решения, следует узнать как можно больше о всех его аспектах.

    Негатив – чувство, способное сбить с толку любого. Часто человек слишком критичен к себе. Надо постараться заменить негатив на позитив. Это не только благотворно повлияет на решение, но и повысит самооценку.

    Встав на путь саморазвития, не следует забывать об общечеловеческих чувствах. Нельзя осуждать других, не поняв конкретную ситуацию и действия другого человека в определенных условиях. Сопереживая, можно принять правильное решение. Осудив человека, не разобравшись в ситуации, впоследствии можно сильно пожалеть. Решая чью-то судьбу, следует поставить себя на его место. Стараясь понять поведение других людей, можно научиться правильно мыслить и принимать решения.

    Факты, влияющие на принятое решение, должны быть неоднократно проверены. Пунктов для анализа должно быть много. При недостаточном количестве фактов, решение может быть принято неверно. Необходимо получить как можно больше информации из надежных источников.

    Важный навык – умение выслушать. Часто человек задает вопрос, а другой просто пропускает его слова. Озабоченность мыслями не позволяет сосредоточиться и вникнуть в важные вещи. Этот простой навык развить очень трудно. Если слушать внимательно, то можно получить больше полезной и важной информации.

    Учимся думать нелогично

    В книгах по философии описывается логическое мышление, а также приводится пример его искажения. В современном мире ценится креативность и оригинальность. Необходимо разбираться в этом и трезво оценивать жизненные примеры.

    Во время выработки критического хода мыслей, на помощь может прийти 6 чувство. Догадки о вещах, событиях, поступках существуют и на подсознательном уровне. Интуиция не подвержена логике, но она ценна в качестве дополнения в принятии решений.

    Плюсы умения мыслить критически

    Считается, что критическое мышление – естественный процесс, обычный ход мыслей. Однако в жизненных ситуациях люди отклоняются от этого. Воспитать и развивать мышление – значит повысить качество жизни, принимать правильные решения и добиваться успехов в жизни. Ход мысли формирует правильный взгляд на мир и развивает логику.

    Развитие мышления дает много преимуществ. К ним относятся:

    • способность делать правильные выводы;
    • умение собирать нужную информацию;
    • способность обосновывать и рассуждать;
    • умение четко знать проблему;
    • умение использовать идеи;
    • взаимодействие с людьми;
    • умение использовать альтернативное мышление.

    Выработав критический склад ума, человек начинает мыслить направленно, с корректированием своих выводов. Такое мышление отличается от стандартов и позволяет решать сложные задачи.

    Любой человек принимает сотни решений в день, поэтому хотите вы или нет, но все мы являемся критически мыслящими созданиями. Разница состоит лишь в качестве нашего критического мышления. Когда мы взвешиваем варианты, расставляем приоритеты и думаем наперед, то используем именно этот навык. Однако он состоит из других, которые в итоге формируют его качество.

    Первым делом для развития критического мышления вам нужно понять важность превалирования над . Поэтому изучайте и противоречия для того, чтобы принимать более качественные решения. А также практикуйте и культивируйте следующие навыки.

    Сбор информации

    Многие люди принимают совершенно глупые решения лишь потому, что уверены в своей правоте. Их информация устарела, а обновить ее у них нет никакого желания. Поэтому не забывайте о том, как быстро меняется наш мир. Собирайте всю доступную информацию, благо в нашем мире в ней нет недостатка.

    Наблюдение

    Вам необходимо быть любопытными. Замечайте вещи, которые всегда были у вас под носом, а вы их воспринимали как должное. Причем это могут быть не только предметы, но и манера вашего и чужого поведения, самые разные иронические ситуации и необычные построения фраз. Когда вы наблюдаете, ваш внутренний голос на время успокаивается и не подвергает цензуре то, что видят глаза.

    Умозаключения

    Для того, чтобы делать правильные умозаключения, вам нужно изучать логику. В ней есть свои законы, исключения и противоречия, но тем не менее это прекрасный способ доказать свою мысль в любой дискуссии. Вы научитесь подмечать нелогичность высказываний других людей и указывать им на это, если ситуация позволяет.

    Рационализация

    Это означает применение законов разума: индукции, дедукции и аналогии. При помощи этих инструментов вы сможете оценивать аргумент и находить в нем достоинства и недостатки.

    Рефлективность

    Регулярно делайте шаг назад от деталей вашей проблемы и посмотрите на картину целиком. Отметьте, чему вы научились и какой опыт приобрели.

    Творчество

    Сравнение и контраст

    Научитесь определять, чем похожи и чем различны два или больше предмета, ситуации, проблемы. Составляйте список достоинств и недостатков, после чего выберите что-то одно.

    Анализ причины и следствия

    Иронично, но многие люди неспособны отличить одно от другого. Поэтому вашим первым шагом будет именно навык определения что есть причина и следствие. Иногда причина и следствие могут быть не связаны - значит вы что-то не учли.

    Синтез

    Собирайте самые разные кусочки информации и объединяйте их для того, чтобы получить новый непредсказуемый результат. Говорят, именно так и функционирует любое творчество.

    Оценивание

    Научитесь взвешивать два и больше решения проблемы и оценивать, какое подойдет лучше.

    Прогнозирование

    Это сложный процесс, над которым люди обычно не заморачиваются. Они тратят несколько секунд на «анализ» и принимают решение, исходя из того будущего, которое они только что придумали. Не будьте такими, тщательно собирайте и анализируйте информацию. Конечно, в мире существуют тысячи факторов, но вы хотя бы можете учесть большую часть.

    Расстановка приоритетов

    Изучайте для того, чтобы понять, на что будете тратить свое время и почему. Помните, что время, потраченное на что-то бессмысленное, можно потратить на что-то значимое, на то, что перевернет вашу жизнь и сделает вас счастливым.

    Резюмирование

    Этот навык обычно является суммирующим и конечным. Вы должны осознать, что именно поняли, какой опыт приобрели, какие выводы сделали и подвести всему этому итог.

    Скорее всего вам не удастся освоить все эти навыки одновременно. Однако вы можете их комбинировать для того, чтобы принять более правильные решения и смело действовать. С каждым освоенным навыком ваш образ мышления будет существенно меняться и улучшаться. Желаем вам удачи!



    © 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация