Геодезия закон. Вступил в силу закон о геодезии, картографии и пространственных данных. Финансирование геодезической и картографической деятельности

Главная / Квартира

Новый Федеральный закон о геодезии, картографии и пространственных данных и создание ИПД РФ

Распоряжением Правительства РФ от 21 августа 2006 г. № 1157-р была одобрена Концепция создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации (далее — Концепция ИПД РФ). Можно констатировать, что этот документ дал определенный импульс работам по созданию компонентов инфраструктуры пространственных данных на региональном и муниципальном уровнях. В настоящее время практически все федеральные органы исполнительной власти и значительное число органов государственной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления, создали и развивают геопорталы для обеспечения исполнения возложенных на них функций.

Имеется ряд успешных проектов, реализующих с разной степенью полноты компоненты ИПД РФ. К их числу можно отнести, в частности, следующие:

  • геопортал Роскосмоса;
  • географический портал Воронежской области;
  • геопортал Республики Коми;
  • геопортал электронного правительства Самарской области;
  • публичную кадастровую карту Росреестра;
  • геопортал Белгородской области;
  • региональную геоинформационную систему Санкт-Петербурга;
  • отраслевой узел Единого геоинформационного пространства города Москвы (геопортал Москомархитектуры);
  • Федеральную государственную информационную систему территориального планирования (ФГИС ТП);
  • геопортал Кировской области;
  • геопортал Республики Татарстан; - геопортал Республики Бурятия.

Созданы и широко используются различные коммерческие ресурсы пространственных данных. Наиболее известным проектом такого рода в России является поисково-информационная картографическая служба Яндекс. Карты. Среди российских картографических краудсорсинговых проектов следует отметить сервис Яндекс. Народная карта.

В то же время, накопленный за прошедшее десятилетие опыт показывает, что некоторые положения Концепции ИПД РФ не согласуются со сложившейся в Российской Федерации системой обеспечения картографо-геодезической информацией и не конкретизированы с точки зрения их практической реализации.

Базовые пространственные данные

В первую очередь, это относится к декларированной в Концепции ИПД РФ идее создания системы базовых пространственных данных (БПД). Рассмотрим подробнее это понятие. Базовые пространственные данные определяются в Концепции ИПД РФ как «разрешенные к открытому опубликованию цифровые данные о наиболее используемых пространственных объектах, отличающихся устойчивостью пространственного положения во времени и служащих основой позиционирования других пространственных объектов», состав которых предлагается устанавливать путем принятия соответствующих нормативно-правовых актов.

При этом одним из первых шагов по реализации Концепции ИПД РФ должна стать разработка и принятие нормативно-правовых актов, регулирующих порядок создания и использования базовых пространственных данных. Кроме неконкретности предлагаемых признаков, по которым пространственные данные будут относить к категории базовых, очевидным недостатком предлагаемого определения является то, что в него не укладывается ряд типов данных, применяемых большинством специалистов в качестве базовых - ортофотоизображения, цифровые модели рельефа и т. п.

В соответствии с ГОСТ Р52438-2005 «Географические информационные системы. Термины и определения», базовые пространственные данные определяются как общедоступная часть ресурсов пространственных данных, включающая информацию о координатной основе и избранных пространственных объектах, необходимых для их позиционирования. При этом указывается, что «отбор пространственных объектов для включения в состав БПД проводится с учетом позиционной точности, востребованности данных, возможности их поддержания в актуальном состоянии, наличия правовой защиты от искажения и экономической целесообразности длительного хранения». Данное определение также не дает конкретного пояснения термина, а лишь в самом общем виде перечисляет признаки базовых пространственных данных.

Следует заметить, что в тексте Директивы 2007/2/ЕС Европейского парламента и Совета Европы по созданию инфраструктуры пространственной информации ЕС (Infrastructure for Spatial Information in the European Community - INSPIRE) от 14 марта 2007 г. отсутствует понятие базовых пространственных данных. Вместо этого по отдельным темам (тематическим слоям), приведенным в приложениях I, II и III, дается описание всего информационного ресурса INSPIRE в целом. В Директиве INSPIRE определены 34 темы с наборами данных, которые будут предоставляться потребителям в результате ее реализации. Причем, создания новых наборов данных не требуется (статья 4, п. 4). Эти наборы данных должны обеспечиваться стандартизованными метаданными и соответствовать правилам реализации, дающими возможность их совместного использования и гармонизацию. Темы объединены в группы в зависимости от сроков обеспечения соответствующими метаданными и разработки необходимых правил реализации. Следует отметить, что в совокупности темы покрывают практически весь объектовый состав топографических и основных тематических карт. Кроме того, содержание многих тем определено в весьма общем виде так, что их фактическое содержание на самом деле устанавливается соответствующими спецификациями данных.

Федеральный закон о геодезии, картографии и пространственных данных

30 декабря 2015 г. был принят Федеральный закон № 431-ФЗ «О геодезии , картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 431-ФЗ). Необходимо отметить, что основная часть положений Федерального закона № 431-ФЗ будет введена в действие 1 января 2017 г. и их реализация подразумевает принятие свыше 40 подзаконных нормативных актов.

Сравним основные положения Федерального закона № 431-ФЗ и Концепции ИПД РФ. Во-первых, необходимо отметить, что само понятие пространственных данных в Федеральном законе № 431-ФЗ трактуется по-иному, чем в Концепции ИПД РФ. В Концепции ИПД РФ пространственные данные определяются как «цифровые данные о пространственных объектах, включающие сведения об их местоположении, форме и свойствах, представленные в координатно-временной системе. В Федеральном законе № 431-ФЗ дается следующее определение: «пространственные данные - данные о пространственных объектах, включающие сведения об их форме, местоположении и свойствах, в том числе представленные с использованием координат». Таким образом, в контексте Федерального закона № 431-ФЗ отсутствует требование цифрового представления данных об объектах и термин «пространственные данные» фактически становится синонимом картографо-геодезических материалов и данных.

Во-вторых, в Федеральном законе № 431-ФЗ отсутствует понятие базовых пространственных данных, не дается определение и не упоминается термин «инфраструктура пространственных данных». Означает ли это, что в Федеральном законе № 431-ФЗ полностью отсутствует преемственность с ранее принятой Концепцией ИПД РФ и задача создания ИПД снимается с повестки дня? Остановимся на этом вопросе более подробно.

Реализация Концепции ИПД РФ в рамках Федерального закона № 431-ФЗ

Согласно Концепции ИПД РФ, инфраструктура пространственных данных Российской Федерации определяется как территориально распределенная система сбора, обработки, хранения и предоставления потребителям пространственных данных. Ее образовывает совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: информационные ресурсы, включающие базовые пространственные данные и метаданные; организационная структура; нормативно-правовое обеспечение; технологии и технические средства. Федеральный закон № 431-ФЗ также подразумевает создание системы сбора, обработки, хранения и предоставления потребителям картографо-геодезической информации, причем в основных чертах соответствующей положениям Концепции ИПД РФ.

Как уже отмечалось выше, понятие базовых пространственных данных и объектов в Федеральном законе № 431-ФЗ отсутствует. Вместо него в статье 20 введены понятия Единой электронной картографической основы (ЕЭКО) и сведений, подлежащих представлению с использованием координат и находящихся в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления, перечень которых утверждается Правительством РФ.

Согласно Концепции ИПД РФ, базовые пространственные данные являются открытым доступным государственным информационным ресурсом и предоставляются потребителям в порядке, устанавливаемом законодательством РФ. Плата за пользование базовыми пространственными данными устанавливается в соответствии с законодательством РФ в области информации. Федеральный закон № 431-ФЗ формулирует аналогичные требования к ЕЭКО и перечню пространственных данных. В Концепции ИПД РФ декларируется, что состав базовых пространственных данных предлагается устанавливать путем принятия соответствующих нормативно-правовых актов. Такие же требования по отношению к ЕЭКО и перечню пространственных данных содержаться в статьях 18 (п. 1) и 20 (п. 4) Федерального закона № 431-ФЗ.

В Концепции ИПД РФ предполагалось, что базовые пространственные данные обязательны для использования всеми органами государственной власти и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, участвующими в создании пространственных данных. В статье 23 Федерального закона № 431-ФЗ говорится: «При осуществлении картографической деятельности для нужд органов государственной власти и органов местного самоуправления обязательно должны использоваться пространственные данные и материалы, содержащиеся в федеральном фонде пространственных данных, а с 1 января 2018 г. также сведения единой электронной картографической основы».

Согласно Концепции ИПД РФ, базовые пространственные данные создаются в соответствии с техническими регламентами и стандартами. В статье 18 (п. 5) Федерального закона № 431-ФЗ объясняется, что «порядок и способы предоставления физическим и юридическим лицам сведений, включенных в перечень пространственных сведений, требования к формату их представления в электронной форме определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере геодезии и картографии».

Также нет принципиальных отличий в подходах Концепции ИПД РФ и Федерального закона № 431-ФЗ в части роли и значения накопления и использования сведений о пространственных данных (метаданных). Приведенный выше анализ позволяет сделать вывод, что Федеральный закон № 431-ФЗ в основных своих чертах отражает идеи, заложенные в Концепции ИПД РФ. Разумеется, окончательный вывод о том, в какой мере Федеральный закон № 431-ФЗ будет способствовать достижению поставленной в Концепции ИПД РФ цели - создание условий, обеспечивающих свободный доступ органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан к пространственным данным и их эффективное использование, можно будет сделать только после 1 января 2017 г., когда Федеральный закон № 431-ФЗ и подзаконные акты, раскрывающие его основные положения, будут введены в действие.

В.Л. Глезер (АО «Роскартография»)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ГЕОДЕЗИИ И КАРТОГРАФИИ

Государственной Думой

(в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 № 13-ФЗ,

от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ,

от 03.06.2005 N 57-ФЗ, от 18.12.2006 N 231-ФЗ,

от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ,

от 30.12.2008 N 313-ФЗ, от 27.07.2010 N 240-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы деятельности в области геодезии и картографии.

Настоящий Федеральный закон направлен на создание условий для удовлетворения потребностей государства, граждан и юридических лиц в геодезической и картографической продукции, а также условий для функционирования и взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации в области геодезии и картографии.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

геодезия - область отношений, возникающих в процессе научной, технической и производственной деятельности по определению фигуры, размеров, гравитационного поля Земли, координат точек земной поверхности и их изменений во времени;

картография - область отношений, возникающих в процессе научной, технической и производственной деятельности по изучению, созданию и использованию картографических произведений, главной частью которых являются картографические изображения;

деятельность в области геодезии и картографии (геодезическая и картографическая деятельность) - научная, техническая, производственная и управленческая деятельность в области геодезии и картографии;

геодезические и картографические работы - процесс создания геодезических и картографических продукции, материалов и данных;

картографо-геодезический фонд - совокупность материалов и данных, созданных в результате осуществления геодезической и картографической деятельности и подлежащих длительному хранению в целях их дальнейшего использования.

Статья 2. Правовое регулирование в области геодезической и картографической деятельности

1. Правовое регулирование в области геодезической и картографической деятельности осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Настоящим Федеральным законом регулируются правовые отношения в области геодезической и картографической деятельности.

Имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в процессе геодезической и картографической деятельности, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации.

2. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в области геодезической и картографической деятельности являются составной частью правовой системы Российской Федерации.

Международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям в области геодезической и картографической деятельности непосредственно, за исключением случаев, если из международного договора Российской Федерации следует, что для его применения требуется принятие внутригосударственного акта.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

Статья 3. Геодезическая и картографическая деятельность

1. Геодезическая и картографическая деятельность исходя из назначения выполняемых работ включает в себя:

геодезические и картографические работы федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение;

геодезические и картографические работы специального (отраслевого) назначения, необходимость проведения которых определяется потребностями субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, отдельных отраслей, граждан и юридических лиц.

2. К геодезическим и картографическим работам федерального назначения относятся:

определение параметров фигуры Земли и внешнего гравитационного поля в этих целях;

создание и обновление государственных топографических карт и планов в графической, цифровой, фотографической и иных формах, точность и содержание которых обеспечивают решение общегосударственных, оборонных, научно-исследовательских и иных задач; издание этих карт и планов; топографический мониторинг;

создание, развитие и поддержание в рабочем состоянии государственных нивелирных и геодезических сетей, в том числе гравиметрических фундаментальной и первого класса, плотность и точность которых обеспечивают создание государственных топографических карт и планов, решение общегосударственных, оборонных, научно-исследовательских и иных задач;

дистанционное зондирование Земли в целях обеспечения геодезической и картографической деятельности;

геодинамические исследования на базе геодезических и космических изменений;

создание и ведение федерального и региональных картографо-геодезических фондов;

создание и ведение географических информационных систем федерального и регионального назначения;

проектирование, составление и издание общегеографических, политико-административных, научно-справочных и других тематических карт и атласов межотраслевого назначения, учебных картографических пособий;

проведение геодезических, картографических, топографических и гидрографических работ в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации;

геодезическое, картографическое, топографическое и гидрографическое обеспечение делимитации, демаркации и проверки прохождения линии Государственной границы Российской Федерации, а также делимитации морских пространств Российской Федерации; обеспечение геодезическими, картографическими, топографическими и гидрографическими материалами и данными об установлении и изменении границ субъектов Российской Федерации, границ муниципальных образований;

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 13-ФЗ)

картографирование Антарктиды, континентального шельфа Российской Федерации, территорий иностранных государств, Мирового океана, в том числе создание топографических и морских карт;

производство геодезических и гидрографических работ в океанах и морях в целях обеспечения безопасности общего мореплавания;

метрологическое обеспечение геодезических, картографических и топографических работ;

установление, нормализация, упорядочение употребления, регистрация, учет и сохранение наименований географических объектов;

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 13-ФЗ)

выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по направлениям, указанным в настоящем пункте;

организация серийного производства геодезической и картографической техники.

3. К геодезическим и картографическим работам специального (отраслевого) назначения относятся:

создание и обновление топографических планов, предназначенных для составления генеральных планов участков строительства различных объектов, подземных сетей и сооружений, привязки зданий и сооружений к участкам строительства, а также для выполнения иных специальных работ;

создание и ведение географических информационных систем специального назначения;

создание тематических карт, планов и атласов специального назначения в графической, цифровой и иных формах, издание этих карт, планов и атласов;

геодезические, топографические, аэросъемочные и другие специальные работы при инженерных изысканиях, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, межевании земель, ведении кадастров, иных изысканиях и специальных работах;

выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по направлениям, указанным в настоящем пункте.

Статья 4. Субъекты и объекты правовых отношений в области геодезической и картографической деятельности

1. Субъектами правовых отношений в области геодезической и картографической деятельности (далее - субъекты геодезической и картографической деятельности) являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в правовых отношениях в области геодезической и картографической деятельности участвуют федеральные органы исполнительной власти.

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица, в том числе иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, участвуют в правовых отношениях в области геодезической и картографической деятельности в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним настоящим Федеральным законом, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2. Объектами правовых отношений в области геодезической и картографической деятельности являются территория Российской Федерации, материки земного шара, Мировой океан, в том числе острова, и космическое пространство, в том числе естественные небесные тела.

Глава II. РЕГУЛИРОВАНИЕ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ГЕОДЕЗИЧЕСКОЙ

И КАРТОГРАФИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 5. Вопросы ведения Российской Федерации в области геодезической и картографической деятельности

1. В ведении Российской Федерации находятся:

осуществление исполнительных, распорядительных, разрешительных, надзорных и иных функций в области геодезической и картографической деятельности;

координация деятельности субъектов геодезической и картографической деятельности в целях проведения единой технической политики, исключения проведения аналогичных геодезических и картографических работ, финансируемых соответственно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

обеспечение выполнения геодезических и картографических работ федерального назначения, а также геодезических и картографических работ специального (отраслевого) назначения по заказам органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, граждан и юридических лиц;

установление единых государственных систем координат, высот, гравиметрических измерений, а также масштабного ряда государственных топографических карт и планов, определение порядка установления местных систем координат и государственный геодезический надзор за их установлением и применением.

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 13-ФЗ)

2. Регулирование геодезической и картографической деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом находится в компетенции Правительства Российской Федерации.

3. Осуществление исполнительных, распорядительных, разрешительных, надзорных и иных функций в области геодезической и картографической деятельности, относящихся к ведению Российской Федерации, выполняет федеральный орган исполнительной власти в области геодезии и картографии.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

4. Выполнение геодезических и картографических работ специального (отраслевого) назначения обеспечивают иные федеральные органы исполнительной власти в пределах их компетенции.

Нормативно-технические документы в области геодезической и картографической деятельности

1. Нормативно-технические документы в области геодезической и картографической деятельности устанавливают порядок организации геодезических и картографических работ, технические требования к ним, нормы и правила их выполнения и утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области геодезии и картографии, а также по согласованию с ним иными федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2. Нормативно-технические документы в области геодезической и картографической деятельности обязательны для исполнения всеми субъектами геодезической и картографической деятельности, предназначены для государственного регулирования геодезической и картографической деятельности и являются основой для проведения государственных и иных экспертиз, осуществления государственного геодезического надзора за геодезической и картографической деятельностью, а также для решения спорных вопросов.

Статья 7. Метрологическое обеспечение геодезической и картографической деятельности

Обеспечение единства геодезических измерений, осуществление деятельности по испытаниям средств геодезических измерений, участие в работах по стандартизации указанных средств, организация обязательного подтверждения соответствия геодезической, картографической и топографической продукции, проведение метрологического контроля и надзора в области геодезической и картографической деятельности возлагаются на федеральный орган исполнительной власти в области геодезии и картографии и осуществляются им в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.12.2008 N 313-ФЗ)

Статья 8. Финансирование геодезической и картографической деятельности

1. Геодезическая и картографическая деятельность, осуществляемая для федеральных нужд, финансируется за счет средств федерального бюджета.

Государственным заказчиком геодезических и картографических работ федерального назначения является федеральный орган исполнительной власти в области геодезии и картографии, геодезических и картографических работ специального (отраслевого) назначения - соответствующие органы исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2. Геодезическая и картографическая деятельность, осуществляемая для иных нужд, финансируется за счет средств граждан и юридических лиц, являющихся заказчиками геодезической, картографической и топографической продукции.

3. Субъекты геодезической и картографической деятельности, являющиеся заказчиками и (или) исполнителями геодезических, картографических и топографических работ, финансируемых соответственно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, обязаны использовать ранее созданные геодезические и картографические материалы и данные.

Статья 9. Государственный картографо-геодезический фонд Российской Федерации

1. Геодезические, картографические, топографические, гидрографические, аэрокосмосъемочные, гравиметрические материалы и данные, в том числе в цифровой форме, полученные в результате осуществления геодезической и картографической деятельности и находящиеся на хранении в федеральных органах исполнительной власти, подведомственных этим федеральным органам организациях, образуют государственный картографо-геодезический фонд Российской Федерации (далее - материалы и данные государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации).

Материалы и данные государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации не подлежат включению в состав имущества приватизируемых организаций.

2. В составе государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации находятся федеральный, территориальные и ведомственные картографо-геодезические фонды.

Федеральный и территориальные картографо-геодезические фонды включают в себя имеющие общегосударственное, межотраслевое значение материалы и данные, указанные в пункте 1 настоящей статьи, и находятся в ведении федерального органа исполнительной власти в области геодезии и картографии. Картографо-геодезические фонды федерального органа исполнительной власти в области обороны находятся в его ведении.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Ведомственные картографо-геодезические фонды включают в себя имеющие специальное (отраслевое) назначение материалы и данные, указанные в пункте 1 настоящей статьи, и находятся в ведении соответствующих органов исполнительной власти.

Положения о федеральном, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондах и перечни включенных в них материалов и данных утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

3. Материалы и данные государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации, отнесенные в установленном порядке к составу Архивного фонда Российской Федерации, хранятся в соответствии с Федеральным законом от 22 октября 2004 года N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации".

(в ред. Федерального закона от 03.06.2005 N 57-ФЗ)

4. За пользование материалами и данными государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации для проведения работ в целях извлечения прибыли, за исключением работ, финансируемых соответственно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, взимается плата, включающая в себя затраты на создание, хранение и доставку указанных материалов и данных, а также на услуги по подбору указанных материалов и данных, по изготовлению их копий.

За пользование материалами и данными государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации для проведения геодезических и картографических работ, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета, а также работ в иных целях, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета, взимается плата, включающая в себя затраты только на услуги по подбору указанных материалов и данных и изготовлению их копий, а также по доставке указанных материалов и данных (копий).

Средства, полученные за пользование материалами и данными государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации, направляются на формирование и ведение картографо-геодезических фондов.

5. Передача третьим лицам полученных материалов и данных государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации и их копирование не допускаются без разрешения соответствующего органа исполнительной власти, в ведении которого находятся эти материалы и данные.

6. Доступ к материалам и данным государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации, являющимся носителями сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

7. Граждане и юридические лица обязаны безвозмездно передавать один экземпляр копий созданных ими геодезических и картографических материалов и данных в соответствующие картографо-геодезические фонды с сохранением авторских прав.

8. Государственный геодезический надзор за передачей гражданами и юридическими лицами геодезических и картографических материалов и данных в соответствующие картографо-геодезические фонды, хранением и использованием этих материалов и данных, а также ведение государственного реестра ведомственных картографо-геодезических фондов осуществляет федеральный орган исполнительной власти в области геодезии и картографии.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

9. Граждане и юридические лица - пользователи материалов и данных государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации - обязаны:

обеспечивать сохранность полученных во временное пользование указанных материалов и данных и возвращать их в установленные сроки;

не разглашать содержащиеся в указанных материалах и данных сведения, составляющие государственную тайну.

10. Финансирование работ по созданию и ведению картографо-геодезических фондов осуществляется соответствующим федеральным органом исполнительной власти за счет средств соответствующего бюджета и платы за пользование материалами и данными этих фондов.

Статья 10. Федеральная собственность на результаты геодезической и картографической деятельности

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 13-ФЗ)

Результаты геодезической и картографической деятельности, в том числе геодезические, картографические, топографические, гидрографические, аэрокосмосъемочные и гравиметрические материалы, которые получены за счет средств федерального бюджета, а также ранее за счет средств республиканского бюджета РСФСР и составлявшей союзный бюджет части государственного бюджета СССР и находятся на территории Российской Федерации, включая материалы государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации, являются федеральной собственностью.

Статья 11. Исключительные права на результаты геодезической и картографической деятельности

(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ)

Исключительные права на результаты геодезической и картографической деятельности признаются и осуществляются в соответствии с гражданским законодательством.

Статья 12. Лицензирование геодезической и картографической деятельности

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)

Геодезическая и картографическая деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 13. Государственный геодезический надзор за геодезической и картографической деятельностью

1. Государственный геодезический надзор за геодезической и картографической деятельностью осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области надзора за геодезией и картографией и его территориальными органами.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2. Основными задачами государственного геодезического надзора за геодезической и картографической деятельностью являются:

надзор за соблюдением всеми субъектами геодезической и картографической деятельности требований нормативно-технических документов в области геодезической и картографической деятельности;

надзор за правильным отображением Государственной границы Российской Федерации и территории Российской Федерации;

абзац исключен. - Федеральный закон от 10.01.2003 N 15-ФЗ;

регистрация геодезических и картографических работ, за исключением указанных работ в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 240-ФЗ)

учет геодезических пунктов;

ведение дежурной справочной карты с отображением на ней изменений границ между субъектами Российской Федерации, границ между муниципальными образованиями, а также изменений местности и наименований географических объектов.

3. Федеральный орган исполнительной власти в области надзора за геодезией и картографией и его территориальные органы при осуществлении государственного геодезического надзора имеют право:

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

требовать устранения выявленных нарушений порядка организации и выполнения геодезических и картографических работ, а также концентрации, учета, хранения, использования и реализации геодезических и картографических материалов и данных, полученных в результате проведения указанных работ или аэрокосмических съемок;

доступа в установленном порядке в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, а также в организации независимо от их форм собственности для ознакомления со всеми необходимыми документами по вопросам геодезической и картографической деятельности;

получать в установленном порядке от федеральных органов исполнительной власти, а также от организаций независимо от их форм собственности информацию, необходимую для осуществления функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

4. Федеральный орган исполнительной власти в области надзора за геодезией и картографией и его территориальные органы обязаны выдавать субъектам геодезической и картографической деятельности соответствующие сведения о геодезической и картографической изученности местности на участках планируемых работ.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

5. Исключен. - Федеральный закон от 10.01.2003 N 15-ФЗ.

5. Положение о государственном геодезическом надзоре за геодезической и картографической деятельностью утверждается Правительством Российской Федерации.

Статья 14. Геодезическая и картографическая деятельность в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации

Геодезическая и картографическая деятельность в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области обороны и федеральным органом исполнительной власти в области геодезии и картографии. Компетенция этих органов в области геодезической и картографической деятельности определяется соответственно Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 15. Передача информации об объектах местности

Граждане и юридические лица, в том числе иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, являющиеся владельцами информации об объектах местности на территории Российской Федерации, подлежащей отображению на географических, топографических и иных картах и планах, по запросам изготовителей географических, топографических и иных карт и планов либо федерального органа исполнительной власти в области геодезии и картографии или его территориальных органов передают им копии документов, содержащих эту информацию.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Перечисленные в настоящей статье органы и изготовители оплачивают стоимость копирования и доставки указанных документов.

Статья 16. Охрана пунктов государственных геодезических сетей

1. Астрономо-геодезические, геодезические, нивелирные и гравиметрические пункты, наземные знаки и центры этих пунктов (далее - геодезические пункты), в том числе размещенные на световых маяках, навигационных знаках и других инженерных конструкциях и построенные за счет средств федерального бюджета, относятся к федеральной собственности и находятся под охраной государства.

Снос наружных знаков или перезакладка центров геодезических пунктов проводятся только с разрешения федерального органа исполнительной власти в области геодезии и картографии или его территориальных органов.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых размещены геодезические пункты, обязаны уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области геодезии и картографии и его территориальные органы о всех случаях повреждения или уничтожения геодезических пунктов, а также предоставлять возможность подъезда (подхода) к геодезическим пунктам при проведении геодезических и картографических работ.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

3. Предоставление земельных участков для размещения на них геодезических пунктов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ)

4. Положение об охранных зонах и охране геодезических пунктов утверждается Правительством Российской Федерации.

Статья 17. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о геодезической и картографической деятельности

Нарушение законодательства Российской Федерации о геодезической и картографической деятельности влечет за собой административную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 18. Возмещение вреда, причиненного в результате геодезической и картографической деятельности

Вред, причиненный неправомерными действиями (бездействием) в результате геодезической и картографической деятельности личности либо имуществу гражданина или юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Глава III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 19. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дняего официального опубликования.

2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести в соответствие с настоящим Федеральным законом свои правовые акты.

Президент

Российской Федерации

Москва, Кремль

Федеральный закон №431 был принят для урегулирования отношений, возникающих в процессе исполнения геодезических и картографических работ.

В ФЗ №431 обозначены понятия геодезии и картографии:

Геодезия — вид отношений, которые возникают в процессе осуществления научной и другой сферы деятельности по определению гравитационного поля Земли, пространственных объектов и их координат изменений.

Картография — вид отношений, которые возникают в процессе научной и других видов деятельности по изучению пространственных данных, с использованием современных информационных технологий.

ФЗ-431 регулирует картографическую и геодезическую деятельность и обеспечивает возможность нанесения правильных координат на атласы мира и карты.

Описание федерального закона 431

Федеральный закона №431 «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» были принят Госдумой РФ 22 декабря 2015 года. Одобрен законопроект был спустя три дня. Вступил в силу ФЗ-431 30 декабря того же года. Последние изменения в закон вносились 3 июля 2016 г.

Краткое содержание ФЗ-431:

  • Глава 1 — содержит 6 статей и описывает основные положения, которые содержит закон.
  • Глава 2 — включает в себя 2 статьи и описывает порядок реализации геодезической деятельности.
  • Глава 3 — содержит 8 статей и перечисляет виды и особенности фондов государственного типа межпространственных данных.
  • Глава 4 — включает в себя 3 статьи и описывает тип информационной помощи при выполнении картографических и геодезических работ.
  • Глава 5 — содержит 4 статьи и описывает порядок государственного регулирования картографической и геодезической деятельности.
  • Глава 6 — содержит 8 статей, в которых включены заключительные положения.

ФЗ-431 регулирует отношения, которые возникают при:

  • геодезической и картографической деятельности;
  • сборе и хранении информации;
  • обработке и распространении данных.

Выше перечисленные отношения регулируются:

  • Настоящим законом;
  • нормативно-правовыми актами РФ;
  • другими федеральными законами.

В Федеральном законе №431 перечислены субъекты, осуществляющие геодезическую и картографическую деятельность:

  • органы гос власти РФ;
  • органы локального самоуправления;
  • органы гос власти субъектов РФ;
  • физические и юридические лица;
  • приезжие граждане.

Все выше перечисленные категории уполномоченных лиц в праве организовывать работы в сфере картографии и геодезии, если это необходимо для исполнения ими своих служебных обязанностей.

Также в законе перечислены работы, которые проводятся при осуществлении геодезической и картографической деятельности:

  1. геодезическая:
  • определение координат и точек на земной поверхности;
  • исчисление координат пространственных объектов;
  • определение параметров земли;
  • создание геодезических сетей;
  • определение земельного гравитационного поля;
  • создание гос гравиметрических сетей.

2. картографическая:

  • сбор и обработка пространственных данных;
  • осуществление топографических и фотограмметрических работ;
  • создание топографических карт.

Требования к вышеперечисленным работам устанавливает Настоящий Федеральный закон.

Согласно положениям ФЗ-431 Правительство РФ устанавливает:

  • государственную систему координат;
  • гос система высот;
  • гос гравиметрическая система.

Изменения в ФЗ о геодезии картографии и пространственных данных

Последние изменения в ФЗ-413 вносились 3 июля 2016 года. При последних поправках из закона была исключена статья 28.

Ниже будут рассмотрены статьи, в которые не были внесены поправки при последней редакции закона, но они важны для рассмотрения.

Статья 10

В ст 10 перечисляются виды и особенности, которые возникают при ведении гос фондов о данных пространственного вида. В РФ создаются следующие виды фондов:

  • ведомственные;
  • федеральные;
  • субъектов РФ;
  • органов исполнительной власти.

В гос фондах пространственных данных содержится информация о:

  • порядке и способах ее предоставления;
  • порядке подачи заявления на получение данных;
  • размере платы за предоставление пространственных данных.

Согласно положениям 10 ст размер платы за пространственные данные и материалы устанавливает Правительство РФ.

Статья 18

В ст 18 перечислены сведения, которые необходимо предоставлять с использованием координат. Федеральный орган устанавливает порядок по которому должны предоставляться сведения, включенные в список пространственных данных.

Статья 20

Согласно положениям ст 20 Федеральное учреждение, которое подведомственно Правительству РФ создает и обновляет единую электронную основу картографии. Данная система не содержит сведения государственной важности и представляет собой совокупность пространственных данных о территории страны.

В положениях 20 ст прописано, что Правительство Российской Федерации устанавливает:

  • способ и порядок предоставления данных об электронной системе картографии и о форме заявления заинтересованным лицам;
  • размер платы за использование электронной системы картографии.

Статья 21

Ст 21 регламентирует, что при осуществлении геодезической и картографической деятельности исполнительный орган должен обладать лицензией.

Статья 22

В ст 22 прописано, что Федеральный государственный надзор осуществляется:

  • за соблюдением установленных норм и требований в области геодезии и картографии;
  • за соблюдением требований, установленных для сохранности гос геодезической сети;
  • за отображением государственных границ;
  • за соблюдением порядка, установленных местных координат.

Статья 24

В ст 24 прописаны наложенные ограничения, которые возникают при осуществлении геодезических и картографических работ. Что касается работ, которые представляют собой государственную тайну, то уполномоченные органы вправе установить особенный порядок для их выполнения.

Текст ФЗ 431 в последней редакции

Федеральный закона №431 «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» состоит из 6 глав и 32 статей. Каждая из них содержит информацию о субъектах, участвующих в процессах геодезии и картографии. Закон содержит отдельную статью, в которой перечислены все понятия, употребляемые в нем.

Хотите подробнее изучить положения Действующего ФЗ-431, скачайте по .

Все документы, представленные в каталоге, не являются их официальным изданием и предназначены исключительно для ознакомительных целей. Электронные копии этих документов могут распространяться без всяких ограничений. Вы можете размещать информацию с этого сайта на любом другом сайте.

О геодезии и картографии

(с изменениями от 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 3 июня 2005 г., 18 декабря 2006 г., 26 июня 2007 г., 23 июля, 30 декабря 2008 г.)

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы деятельности в области геодезии и картографии.

Настоящий Федеральный закон направлен на создание условий для удовлетворения потребностей государства, граждан и юридических лиц в геодезической и картографической продукции, а также условий для функционирования и взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации в области геодезии и картографии.

Глава I. Общие положения

Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

геодезия - область отношений, возникающих в процессе научной, технической и производственной деятельности по определению фигуры, размеров, гравитационного поля Земли, координат точек земной поверхности и их изменений во времени;

картография - область отношений, возникающих в процессе научной, технической и производственной деятельности по изучению, созданию и использованию картографических произведений, главной частью которых являются картографические изображения;

деятельность в области геодезии и картографии (геодезическая и картографическая деятельность) - научная, техническая, производственная и управленческая деятельность в области геодезии и картографии;

геодезические и картографические работы - процесс создания геодезических и картографических продукции, материалов и данных;

картографо-геодезический фонд - совокупность материалов и данных, созданных в результате осуществления геодезической и картографической деятельности и подлежащих длительному хранению в целях их дальнейшего использования.

Правовое регулирование в области геодезической и картографической деятельности

1. Правовое регулирование в области геодезической и картографической деятельности осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Настоящим Федеральным законом регулируются правовые отношения в области геодезической и картографической деятельности.

Имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в процессе геодезической и картографической деятельности, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации.

2. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в области геодезической и картографической деятельности являются составной частью правовой системы Российской Федерации.

Международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям в области геодезической и картографической деятельности непосредственно, за исключением случаев, если из международного договора Российской Федерации следует, что для его применения требуется принятие внутригосударственного акта.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 13-ФЗ в статью 3 настоящего Федерального закона внесены изменения.

Геодезическая и картографическая деятельность

1. Геодезическая и картографическая деятельность исходя из назначения выполняемых работ включает в себя:

геодезические и картографические работы федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение;

геодезические и картографические работы специального (отраслевого) назначения, необходимость проведения которых определяется потребностями субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, отдельных отраслей, граждан и юридических лиц.

2. К геодезическим и картографическим работам федерального назначения относятся:

определение параметров фигуры Земли и внешнего гравитационного поля в этих целях;

создание и обновление государственных топографических карт и планов в графической, цифровой, фотографической и иных формах, точность и содержание которых обеспечивают решение общегосударственных, оборонных, научно-исследовательских и иных задач; издание этих карт и планов; топографический мониторинг;

создание, развитие и поддержание в рабочем состоянии государственных нивелирных и геодезических сетей, в том числе гравиметрических фундаментальной и первого класса, плотность и точность которых обеспечивают создание государственных топографических карт и планов, решение общегосударственных, оборонных, научно-исследовательских и иных задач ;

дистанционное зондирование Земли в целях обеспечения геодезической и картографической деятельности;

геодинамические исследования на базе геодезических и космических измерений;

создание и ведение федерального и региональных картографо-геодезических фондов;

создание и ведение географических информационных систем федерального и регионального назначения;

проектирование, составление и издание общегеографических, политико-административных, научно-справочных и других тематических карт и атласов межотраслевого назначения, учебных картографических пособий;

проведение геодезических, картографических, топографических и гидрографических работ в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации;

геодезическое, картографическое, топографическое и гидрографическое обеспечение делимитации, демаркации и проверки прохождения линии Государственной границы Российской Федерации, а также делимитации морских пространств Российской Федерации; обеспечение геодезическими, картографическими, топографическими и гидрографическими материалами и данными об установлении и изменении границ субъектов Российской Федерации, границ муниципальных образований ; обеспечение геодезическими, картографическими, топографическими и гидрографическими материалами и данными об установлении и изменении границ субъектов Российской Федерации, границ муниципальных образований;

картографирование Антарктиды, континентального шельфа Российской Федерации, территорий иностранных государств, Мирового океана, в том числе создание топографических и морских карт;

производство геодезических и гидрографических работ в океанах и морях в целях обеспечения безопасности общего мореплавания;

метрологическое обеспечение геодезических, картографических и топографических работ;

установление, нормализация, упорядочение употребления, регистрация, учет и сохранение наименований географических объектов;

выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по направлениям, указанным в настоящем пункте;

организация серийного производства геодезической и картографической техники.

3. К геодезическим и картографическим работам специального (отраслевого) назначения относятся:

создание и обновление топографических планов, предназначенных для составления генеральных планов участков строительства различных объектов, подземных сетей и сооружений, привязки зданий и сооружений к участкам строительства, а также для выполнения иных специальных работ;

создание и ведение географических информационных систем специального назначения;

создание тематических карт, планов и атласов специального назначения в графической, цифровой и иных формах, издание этих карт, планов и атласов;

геодезические, топографические, аэросъемочные и другие специальные работы при инженерных изысканиях, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, межевании земель, ведении кадастров, иных изысканиях и специальных работах;

выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по направлениям, указанным в настоящем пункте.

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в правовых отношениях в области геодезической и картографической деятельности участвуют федеральные органы исполнительной власти.

Субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица, в том числе иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, участвуют в правовых отношениях в области геодезической и картографической деятельности в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним настоящим Федеральным законом, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Объектами правовых отношений в области геодезической и картографической деятельности являются территория Российской Федерации, материки земного шара, Мировой океан, в том числе острова, и космическое пространство, в том числе естественные небесные тела.

Глава II. Регулирование и осуществление геодезической и картографической деятельности

Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 13-ФЗ в статью 5 настоящего Федерального закона внесены изменения.

осуществление исполнительных, распорядительных, разрешительных, надзорных и иных функций в области геодезической и картографической деятельности;

координация деятельности субъектов геодезической и картографической деятельности в целях проведения единой технической политики, исключения проведения аналогичных геодезических и картографических работ, финансируемых соответственно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

обеспечение выполнения геодезических и картографических работ федерального назначения, а также геодезических и картографических работ специального (отраслевого) назначения по заказам органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, граждан и юридических лиц;

установление единых государственных систем координат, высот, гравиметрических измерений, а также масштабного ряда государственных топографических карт и планов, определение порядка установления местных систем координат и государственный геодезический надзор за их установлением и применением.

2. Регулирование геодезической и картографической деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом находится в компетенции Правительства Российской Федерации.

3. Осуществление исполнительных, распорядительных, разрешительных, надзорных и иных функций в области геодезической и картографической деятельности, относящихся к ведению Российской Федерации, выполняет федеральный орган исполнительной власти в области геодезии и картографии.

4. Выполнение геодезических и картографических работ специального (отраслевого) назначения обеспечивают иные федеральные органы исполнительной власти в пределах их компетенции.

2. Нормативно-технические документы в области геодезической и картографической деятельности обязательны для исполнения всеми субъектами геодезической и картографической деятельности, предназначены для государственного регулирования геодезической и картографической деятельности и являются основой для проведения государственных и иных экспертиз, осуществления государственного геодезического надзора за геодезической и картографической деятельностью, а также для решения спорных вопросов.

Государственным заказчиком геодезических и картографических работ федерального назначения является федеральный орган исполнительной власти в области геодезии и картографии, геодезических и картографических работ специального (отраслевого) назначения - соответствующие органы исполнительной власти.

2. Геодезическая и картографическая деятельность, осуществляемая для иных нужд, финансируется за счет средств граждан и юридических лиц, являющихся заказчиками геодезической, картографической и топографической продукции.

3. Субъекты геодезической и картографической деятельности, являющиеся заказчиками и (или) исполнителями геодезических, картографических и топографических работ, финансируемых соответственно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, обязаны использовать ранее созданные геодезические и картографические материалы и данные.

2. Исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности в области геодезии и картографии, которые получены за счет средств федерального бюджета, а также ранее за счет средств республиканского бюджета РСФСР и составлявшей союзный бюджет части государственного бюджета СССР и находятся на территории Российской Федерации, включая материалы государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации, признается за Российской Федерацией, если это исключительное право не было передано или не принадлежало другому лицу в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Распоряжение исключительным правом на результаты интеллектуальной деятельности в области геодезии и картографии от имени Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 15-ФЗ статья 12 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции.

Лицензирование геодезической и картографической деятельности

Геодезическая и картографическая деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Основными задачами государственного геодезического надзора за геодезической и картографической деятельностью являются:

надзор за соблюдением всеми субъектами геодезической и картографической деятельности требований нормативно-технических документов в области геодезической и картографической деятельности;

надзор за правильным отображением Государственной границы Российской Федерации и территории Российской Федерации;

регистрация геодезических и картографических работ;

учет геодезических пунктов;

ведение дежурной справочной карты с отображением на ней изменений границ между субъектами Российской Федерации, границ между муниципальными образованиями, а также изменений местности и наименований географических объектов.

3. Федеральный орган исполнительной власти в области надзора за геодезией и картографией и его территориальные органы при осуществлении государственного геодезического надзора имеют право:

требовать устранения выявленных нарушений порядка организации и выполнения геодезических и картографических работ, а также концентрации, учета, хранения, использования и реализации геодезических и картографических материалов и данных, полученных в результате проведения указанных работ или аэрокосмических съемок;

доступа в установленном порядке в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, а также в организации независимо от их форм собственности для ознакомления со всеми необходимыми документами по вопросам геодезической и картографической деятельности;

получать в установленном порядке от федеральных органов исполнительной власти, а также от организаций независимо от их форм собственности информацию, необходимую для осуществления функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

4. Федеральный орган исполнительной власти в области надзора за геодезией и картографией и его территориальные органы обязаны выдавать субъектам геодезической и картографической деятельности соответствующие сведения о геодезической и картографической изученности местности на участках планируемых работ.

5. Положение о государственном геодезическом надзоре за геодезической и картографической деятельностью утверждается Правительством Российской Федерации.

Перечисленные в настоящей статье органы и изготовители оплачивают стоимость копирования и доставки указанных документов.

Федеральным законом от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ в статью 16 настоящего Федерального закона внесены изменения

Снос наружных знаков или перезакладка центров геодезических пунктов проводятся только с разрешения федерального органа исполнительной власти в области геодезии и картографии или его территориальных органов.

2. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых размещены геодезические пункты, обязаны уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области геодезии и картографии и его территориальные органы о всех случаях повреждения или уничтожения геодезических пунктов, а также предоставлять возможность подъезда (подхода) к геодезическим пунктам при проведении геодезических и картографических работ.

3. Предоставление земельных участков для размещения на них геодезических пунктов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Положение об охранных зонах и охране геодезических пунктов утверждается Правительством Российской Федерации.

Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о геодезической и картографической деятельности

Нарушение законодательства Российской Федерации о геодезической и картографической деятельности влечет за собой административную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Возмещение вреда, причиненного в результате геодезической и картографической деятельности

Вред, причиненный неправомерными действиями (бездействием) в результате геодезической и картографической деятельности личности либо имуществу гражданина или юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Глава III. Заключительные положения

Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести в соответствие с настоящим Федеральным законом свои правовые акты.

Президент Российской Федерации Б. Ельцин

Москва, Кремль

С целью регламентирования деятельности в области геодезии и картографии, а также относящихся к ним отношений по работе с соответствующей информацией на современном технологическом уровне был принят федеральный закон № 431-ФЗ.

Основные положения

Федеральный закон № 431-ФЗ “О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” Государственная Дума приняла в третьем чтении 22 декабря 2015 года, Совет Федерации одобрил 25 декабря того же года. Закон был подписан президентом и вступил в силу 30 декабря 2015 года.

Настоящее законодательство регулирует геодезическую и картографическую деятельность, а также относящиеся к ней отношения по поиску, сбору, хранению, обработке, предоставлении и распространении данных о пространстве, включая использование современных технологий информационных систем.

Читайте также о последних изменениях в ФЗ N 129 о государственной регистрации юридических лиц 2017

ФЗ-431 состоит из 32 статей и 6 глав следующего содержания:

  • Глава 1 (ст. 1 — 6) описывает общие положения законодательства, определяет сферу его действия, правовую базу, а также обозначает субъекты картографических и геодезических отношений и соответствующие им виды деятельности;
  • Глава 2 (ст. 7 — 9) определяет предпосылки, обеспечивающие развитие геодезии в Российской Федерации;
  • Глава 3 (ст. 10 — 17) предусматривает перечень государственных фондов для хранения, обработки и распространения пространственных данных;
  • Глава 4 (ст. 18 — 20) устанавливает порядок информационного обеспечения геодезических и картографических работ;
  • Глава 5 (ст. 21 — 24) описывает государственные мероприятия по регламентированию геодезии и картографии;
  • Глава 6 (ст. 25 — 32) содержит заключительные положения о вступлении законодательства в силу и внесении поправок в другие правовые документы, регулировавшие геодезическую и картографическую деятельность.

Ознакомьтесь с последними изменениями ФЗ 68

Геодезическая деятельность подразумевает выполнение следующих работ:

  • определение координат и высот отдельных земных точек и объектов;
  • фиксация хронологической динамики изменения координатных точек и объектов;
  • определение характеристик фигуры Земли;
  • измерение гравитационного поля;
  • создание геодезических сетей различного предназначения.

Картографическая деятельность заключается в выполнении следующих работ:

  • сбор и обработка пространственных данных;
  • отображение собранных сведений при составлении планов, карт и атласов;
  • осуществление фотометрических и топографических работ;
  • создание топографических карт различного назначения.

Сведения о пространстве хранятся в следующих, утвержденных государством, фондах:

  • федеральном;
  • региональные;
  • ведомственные;
  • оборонные.

Настоящим законодательством регулируется осуществление картографической и геодезической деятельности в следующих целях:

  • градостроительство;
  • кадастровая деятельность;
  • землеустройство;
  • недропользование;
  • установление, изменение и уточнение координат Государственной границы РФ;
  • измерение и установление границ субъектов Российской Федерации и муниципиев.

При осуществлении геодезических работ физическими и юридическими лицами, указанные представители обязаны следовать требованиям Постановления Правительства № 1099 от 28.10.2016 “О лицензировании геодезической и картографической деятельности”. Согласно положениям данного документа все лица, осуществляющие геологические и картографические исследования, измерения и последующие действия с полученной информацией, обязаны обладать соответствующей лицензией. Исключение составляют Вооружённые Силы Российской Федерации. Также частные лица и организации, осуществляющие свои дейятельность в указанной сфере, обязаны пользоваться только оборудованием, которое соответствует требованиям закона об единстве измерений и прошло соответствующую проверку.

Полезно знать о последних изменениях в ФЗ № 161. подробности

Статьёй 4 настоящего законодательства определяются следующие субъекты геодезических и картографических отношений:

  • государственные органы власти федерального значения;
  • региональные органы госвласти;
  • местные организации самоуправления;
  • граждане РФ — физические и юридические лица;
  • иностранные граждане и организации.

Представители государственной власти в рамках настоящего закона могут осуществлять геодезические и картографические мероприятия, в случае надобности результатов последних для исполнения соответствующих обязательств.

Работы в сфере геодезической и картографической деятельности, результаты которых предназначены для оборонных целей Российской Федерации, организовываются уполномоченным в сфере реализации соответствующего раздела госполитики органом федеральной исполнительной власти.

Подробнее о ФЗ о политических партиях в Российской Федерации можно прочесть

Изменения, внесенные в закон о геодезии и картографии

Последние поправки законодательства о геодезических и картографических отношениях были произведены 3 июля 2016 года при принятии федерального закона № 361-ФЗ. Данные изменения являются единственными в настоящее время.

В ходе последней редакции ФЗ-431 была признана утратившей силу статья 28, предусматривающая внесение поправок в Федеральный закон “О государственном кадастре недвижимости”. Исключение данной статьи обусловливается принятием нового законодательства о кадастре и признанием недействительным старого.

Скачать действующую редакцию 431 ФЗ

Для подробного ознакомления с положениями федерального закона № 431-ФЗ от 30.12.2015 “О геодезии, картографии и пространственных данных” рекомендуется скачать актуальную редакцию нормативного документа по ссылке ниже.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация