Что такое азимут и как его определить. Как найти азимут: разные способы

Главная / Квартира

Азимутом называют угол между двух направлений - северным (в южном полушарии - южным) и каким-либо объектом. Вершина угла - точка на местности, где ведётся расчёт.

Азимут используют для ориентации на суше, в морях, в воздухе, там, где сопоставить карту и местность невозможно и необходимо точное направление продвижения. Зная азимут, можно достичь объекта без других ориентиров, совершенно не зная территории.

Как всякий угол, азимут измеряют в градусах - от 0° до 360°. Азимут бывает магнитным (Am) и истинным (Az).

Как определяют азимут магнитный на местности?

На конкретном участке суши или воды азимут отсчитывают от магнитного меридиана. Для этого нужно расположить таким образом, чтобы 0° и литера «С» располагались на севере - туда укажет магнитная стрелка.

Как только север найден, вращайте визирное приспособление, чтобы совпали его мушка и заданный для движения объект, чей азимут определяете. Во время вращения нужно строго следить, чтобы магнитная стрелка не отошла от 0°. Когда все действия выполнены, смотрят, на скольких градусах стоит указатель - они и будут азимутом - углом - заданного объекта.

Когда компас не оборудован визирным приспособлением, вместо него используют обычную тонкую палочку. Сначала таким же образом, как описано выше, ориентируют компас, а затем на него кладут палочку/соломинку/спичку. Она должна пересекать центр циферблата, а один конец её - строго направлен на объект. На скольких градусах ляжет конец палочки, таков и азимут.

Как определяют истинный азимут на карте?

В предыдущем разделе мы рассказали, как определяется магнитный азимут. Он называется магнитным, потому что на самом деле стрелка компаса указывает не на север, а на магнитный полюс Земли.

Если ориентироваться не по карте, а по азимуту, измеренному в походных условиях, то вышеописанного измерения вполне достаточно. Однако при использовании карты понадобится ещё одна вычислительная операция.


Дело в том, что на карте азимут отмеряют как угол между меридианом, проходящим через точку (вершину угла), и объектом. Но… меридиан направлен на Северный полюс, который не совпадает с магнитным, поэтому азимут на карте и азимут на местности не совпадут на величину, на которую не совпадают истинный и магнитный меридианы.

Эту разницу называют магнитным склонением. При отклонении магнитной стрелки к востоку магнитное склонение - восточное (обозначают «+»), к западу - западное (обозначают «-»). Постоянных показателей для магнитного склонения нет. Так, в Московской области оно - +7… +8°, в Иркутской области приближается к нулю, в других регионах может отличаться весьма значительно.

Чтобы перевести истинный азимут, определяемый по карте, в магнитный, определяемый на местности, нужно:

— определить истинный азимут по карте;

— найти этот азимут на местности;

— если магнитное склонение восточное, то сместить линию направления влево от найденной на количество градусов, равное склонению;

— если магнитное склонение западное, то сместить линию направления вправо от найденной на количество градусов, равное склонению.

Величину магнитного склонения обычно указывают на карте - в зарамочном оформлении, снизу. Если на вашей карте магнитное склонение не указано, перед отправлением в путь его нужно обязательно узнать, иначе в незнакомой местности, в море компас и карты окажутся бесполезны.

В каких ситуациях необходимо уметь определять азимут, переводить истинный азимут в магнитный?

Если вам придётся определять направление движения к невидимой на местности точке, то сначала вы рассчитаете истинный азимут по карте. Далее, чтобы точно узнать направление, вам нужно перевести истинный азимут в магнитный. Сделав всё правильно, вы обязательно попадёте в искомую «точку» - в населённый пункт, на озеро, реку и т.д.

Необходимость ориентироваться по компасу и азимуту часто возникает в лесу, в горах, в тумане или снежной, песчаной буре, ночью. Следовать направлению, определённому по азимуту, - единственная возможность передвигаться на судах в море и океанах, на самолётах в небе.


Такое простое, но важное умение совершенно необходимо туристам, путешественникам, отправляющимся в путь самостоятельно, без проводников.

Азимут - это угол, образуемый между направлением на какой-либо предмет местности и направлением на север.

Азимуты отсчитываются от 0 до 360° по ходу часовой стрелки.

Так, на рис. 1 азимуты будут:

На лиственное дерево 50°

На фабричную трубу 135°

На указатель дорог 210°

На хвойное дерево 330°

Определение азимута по компасу

Чтобы определить азимут на местности, надо:

стать лицом в направлении предмета, на которыйтребуется определить азимут;
ориентировать компас, то есть подвести его нулевое деление (или букву С) под затемненный конец стрелки компаса;
вращая компасную крышку, направить на предмет визирное приспособление;
против указателя визирного приспособления, обращенного к предмету, прочесть величину азимута.

Чтобы определить на местности заданный азимут, надо :

установить указатель визирного приспособления компаса точкой над делением, соответствующим величине заданного азимута;
повернуть компас так, чтобы указатель визира находился впереди;
- поворачиваться самому вместе с компасом до тех пор, пока нулевая точка не совпадет с северным концом стрелки; направление указателя визира и будет направлением по заданному азимуту.
Совмещение визирной линии с направлением на предмет (цель) достигается многократным переводом взгляда с визирной линии на цель и обратно. Не рекомендуется поднимать компас до уровня глаз, снижается точность измерения. Точность измерения азимутов с помощью компаса Андрианова составляет плюс-минус 2-3°.

Движение по азимуту

Для движения по заданному азимуту надо:

изучить на карте местность между исходным и конечным пунктами движения и наметить маршрут, легко распознаваемый по местным предметам;
начертить избранный маршрут на карте и определить азимуты всех звеньев маршрута;
определить на карте длину каждого звена маршрута в шагах (пара шагов в среднем равна 1,5 м);
все данные для движения записать в полевую книжку в виде таблицы или схематичного чертежа

Придя на исходный пункт, следует:

ориентироваться по компасу;
установить указатель подвижного кольца компаса против отсчета, равного величине азимута первого звена маршрута (в нашем примере - 335°);
плавно поворачивать компас до тех пор, пока нулевое деление не совпадет с северным концом стрелки; тогда визирное приспособление будет показывать направление движения по азимуту - 335°;
в этом направлении выбрать какой-нибудь предмет и идти на него. Подойдя к предмету, нужно проверить ориентировку компаса и продолжить путь до первой поворотной точки;
у первой поворотной точки нужно установить по компасу азимут на следующий поворотный пункт и двигаться на него так же, как из исходного пункта.

Определение азимутов на карте транспортиром

Вначале выбранные по маршруту движения ориентиры соединяют прямой линией, но так, чтобы эта линия пересекала хотя бы одну из вертикальных линий километровой сетки. Ни рис. 196 направление "сарай - овраг" пересекло километровую линию, обозначенной цифрой 61, а направление "сарай - мост" пересекло линию под цифрой 60.

Затем измеряют транспортиром угол от северного направления вертикальной линии километровой сетки по ходу часовой стрелки до направления на предмет. При этом транспортир прикладывается к вертикальной линии километровой сетки так, чтобы риска (черточка) на линейке транспортира совпадала с той точкой, где прочерченное направление пересекает вертикальную линию километровой сетки, а крайние деления транспортира (0 и 180) совместились с направлением этой линии.

На рисунке по направлению "сарай - овраг" азимут равен 65 °, по направлению "сарай - мост" 274 ° (180°+94° =274°).

Отклонением магнитной стрелки или поправкой направления называют угол между вертикальной линией километровой сетки и стрелкой компаса (магнитным меридианом). Данные о величине склонения стрелки всегда даются под южной (нижней) стороной рамки карты в виде схемы и текста.

Определение магнитных азимутов

Выполняется в отличие от вышеизложенного на ориентированной карте с учетом магнитного склонения. Магнитное склонение бывает или восточное со знаком "+" или западное со знаком "-". Зная величину и знак отклонения нетрудно совместить направление одной из сторон рамки листа карты (западное или восточное) с направлением истинного меридиана (рис. 197). При совмещенном положении сторон рамки карты с направлением истинного меридиана карта будет ориентирована точно.

Практически это делают так:

установить на одну из боковых сторон карты компас так, чтобы линия север-юг шкалы компаса совпала с направлением этой стороны рамки, а ноль (С) на шкале был направлен к северной стороне рамки карты;
отпустить тормоз стрелки компаса и, когда стрелка успокоится, поворачивать карту до тех пор, пока стрелка не станет своим северным концом против нулевого деления (С) шкалы компаса,
повернуть карту не сдвигая компаса так, чтобы северный конец стрелки встал против деления соответствующего величине и знаку склонения для данного листа карты (на рисунке карта ориентирована при склонении - 10,западное);
ориентированную таким образом карту закрепляют;
соединить прямыми линиями ориентиры: овраг - сарай, сарай - камень;
установить компас на прочерченной прямой между ориентиром так, чтобы линия "север-юг" шкалы совпала с этим направлением, а нулевое деление (С) было направлено в сторону движения;
когда стрелка успокоится, сделать отсчет по шкале против северного конца стрелки; вычесть полученный отсчет из 360°, эта разность и будет магнитный азимут.


Измерение расстояния между ориентирами

Измерение расстояния между ориентирами выполняют так:

определяют длину отрезков на карте циркулем или линейкой;

пользуясь масштабом карты, узнают какому расстоянию соответствуют отрезки на местности;
Например, на карте масштаба 1: 25 000 измеренное расстояние между двумя ориентирами равно 6,4 см. Величина масштаба 250 м в 1 см.

Расстояние будет 250 х 6,4 = 1600 м.

Движение начинают с нахождения нужного азимута направления движения. В направлении движения желательно выбрать и запомнить возможно более удаленный ориентир. В движении ведут отсчет пройденного расстояния (обычно парами шагов).

В случае если ориентир не окажется в данной точке, в точке выхода оставляют знак, или одного-двух бойцов, а ориентир разыскивают в радиусе равном 0,1 расстояния пройденного от предыдущего ориентира.

В движении используют дополнительные ориентиры: линии электропередач, реки, дороги и т.п.

Обход препятствий в зависимости от условий может совершаться одним из следующим способов:

При наличии видимости через препятствие:

заметить ориентир по направлению движения на противоположной стороне препятствия;
обойти препятствие и продолжить движение от замеченного ориентира, ширину препятствия опреде-лить любым способом и прибавить к пройденному рас-стоянию;
При отсутствии видимости через препятствие, например, при обходе лесного завала, а также в условиях ограниченной видимости: туман, дождь и т.д.

Допустим, что движение совершалось по азимуту 65 ° и до остановки перед препятствием пройдено 340 пар шагов (на рис. 198 это точка 1.) После изучения местности было решено обход совершать с правой сто-роны. Определить по компасу азимут направления вдоль препятствия (от точки 1 на точку 2), продолжить движение по этому направлению, ведя счет парам шагов до правой границы препятствия. На рисунке азимут равен 145 °, а пройденное расстояние - 180 пар шагов. Сделав остановку в точке 2, определяют по компасу направление соответствующее первона-чальному азимуту, по которому совершалось движе-ние до препятствия (65 °) и продолжают двигаться до выхода за препятствие. Счет парами шагов ведется от точки 2 до точки остановки за препятствием (точка 3). На рисунке пройденное расстояние равно 270 пар шагов. Из точки 3 движение совершается влево по об-ратному азимуту направления от точки 1 до точки 2.

Обход препятствия по азимутам

на рисунке обратный азимут равен 325 °) до тех пор, пока не будет пройдено расстояние, равное 180 пар шагов (на рисунке до точки 4). На точке 4 определяют направление по первоначальному азимуту (65 °) и прибавив к пройденному расстоянию до препятствия расстояние от точки 2 до точки 3 (рис. 198 это 340 пар шагов + 270 пар шагов) продолжают движение к новому ориентиру.

Бойцам надо запомнить, что обратный азимут отличается от прямого на 180 градусов. Например, Ам = 330, обратный азимут будет 330 - 180 = 150. am= 30, обратный будет 180 + 30 = 210.

Перевод длины каждого участка между ориенти-рами в пары шагов: от ориентира 1 до ориентира 2 будет 1200 м. 1200: 1,5 = 800 п.ш. (1,5 м - средняя длина 2-х пар шагов).

Нанесение обнаруженного объекта на карту

Это один из важнейших моментов в работе разведчика. От того, насколько точно объект (цель) будет нанесен на карту, зависит точность определе-ния его координат. Ошибка вызовет огонь средств по-ражения по пустому месту.

Обнаружив объект (цель), разведчик должен сначала точно определить по различным признакам, что обнаружено. Затем, не прекращая наблюдение за объектом и не обнаруживая себя, нанести объект на карту.

Для нанесения объекта на карту существуют несколько способов.

Глазомерно: объект наносится на карту, если он находится вблизи известного ориентира.

По направлению и расстоянию: ориентировать карту, найти на ней точку своего стояния, свизировать на карте направление на обнаруженный объект и прочертить линию, определить расстояние до объекта, отложить это расстояние на карте от точки сто-яния. Полученная точка и будет положение объекта на карте. Если таким образом графически невозмож-но решить задачу (мешает противник, плохая видимость и др.), то нужно точно измерить азимут на объект, затем перевести его в дирекционный угол и прочертить на карте из точки стояния направление, на котором отложить расстояние до обекта. Чтобы получить дирекционный угол, надо к магнитному азитмуту прибавить магнитное склонение данной карты (поправка направления).

Нанесение объекта на карту прямой засечкой

Прямой засечкой. Этим способом наносят объект на карту из 2-х 3-х точек, с которых можно вести наблюдение за ним. Для этого из каждой выбранной точки прочерчивается на ориентированной карте на-правление на объект, тогда пересечение прямых оп-ределяет местонахождение объекта (рис. 199).

Определение азимута помогает в ориентировании на местности, позволяет выдерживать направление и не сбиться с пути во время путешествий по равнинам, тайге и прочим местам, где отсутствуют какие-либо ориентиры. Подходит для передвижения в темное время суток, при плохих погодных условиях, когда видимость очень низкая.

Как найти азимут с картой в теории

Определить азимут можно с помощью топографической карты (вычисляют истинный меридиан) или компаса (находят магнитный меридиан). При совмещении эти меридианы образуют угол, который называется магнитное склонение. Чтобы найти истинный азимут, необходимо вычислить сначала магнитный с помощью компаса и к полученному значению прибавить восточное магнитное склонение, либо вычесть западное склонение. Его определяют с помощью справочника, читают на карте, если он указан.

Вычисление азимута по карте помогает определить направление не только путешественникам на местности. Такой способ используют, чтобы высчитать маршрут для воздушных, морских судов. Установить траекторию движения для наземного транспорта в степях, пустынях, саваннах, где отсутствуют указатели направления и прочие ориентиры.

Определить азимут по карте не сложно, это угол между меридианом и направлением к месту прибытия. На карте, стараясь быть наиболее точным, отмечают точку своего местоположения. Она и будет начальной координатой для построения маршрута.

Определение азимута позволяет создавать наиболее подходящий под особенности каждой местности маршрут. Если на пути предполагаемого следования нет естественных, искусственных препятствий, то движение прямолинейное. В случае появления преград маршрут корректируют по мере необходимости, и движение проходит по ломаной траектории.

Создание маршрута по азимуту и карте

Чтобы составить маршрут по азимуту и определить траекторию движения, необходимо иметь:

  • крупномасштабную топографическую карту;
  • линейку;
  • карандаш;
  • транспортир, предпочтительнее выбрать прозрачный.

Для определения азимута по карте обозначают точки настоящего местоположения и конечного пункта следования. К карте прикладывают линейку. Карандашом между точками проводят соединительную линию, пересекая ей ближайшие к точкам меридианы. Основание транспортира прикладывают к меридиану, его дуга должна быть направлена в сторону ориентира (конечной точки). Центральную риску необходимо совместить с начерченной линией. Определить азимут можно на пересечении начертанной линии и дуги транспортира, сняв показания в градусах.

При определении маршрута учитывают встречающиеся препятствия, которые необходимо огибать (глубокие овраги, болота, озера, различные строения). На карте проставляют поворотные точки по всей длине маршрута и соединяют их. Точки проставляют вблизи естественных, искусственных ориентиров, чтобы лучше контролировать выдержанность маршрута. Для каждого отрезка необходимо найти азимут методом, описанным выше. Если переход осуществляется в ночное время, то точки-ориентиры на карте проставляют чаще.

Как определить магнитный азимут

Магнитный азимут представляет собой угол между конечной (определенной) точкой маршрута и направлением на север. Определение азимута по компасу осуществляется так:

  1. Встают строго по направлению к точке движения (предмету).
  2. Компас кладут на ровную поверхность не выше уровня груди, либо держат перед собой на расправленной ладони.
  3. Компас ориентируют, совмещают темный конец магнитной стрелки с буквой С.
  4. На центр компаса накладывают тонкую палочку (спичку). Ее конец направляют в сторону назначенной точки. Палочку поворачивают по часовой стрелке, не допуская ее смещения с центра.
  5. Под палочкой, на лимбе, смотрят цифровое значение.

Определить азимут можно в пределах всей окружности, его значение иногда доходит до 360 градусов. Азимут с таким углом считается нулевым.

Дополнительно можно найти азимут при помощи карты и компаса :

  1. Компас кладут на боковой край карты.
  2. Карту поворачивают до совпадения верхнего обреза с «С», а бокового обреза карты с направлением темного конца магнитной стрелки.
  3. На карте отмечают две точки – начальный и конечный пункт, соединяют их линией.
  4. Компас передвигают до совмещения его центра с начальной точкой.
  5. Начертанная линия совпадет с цифровым значением компаса.

Этот способ позволяет найти прямой магнитный азимут. Для лучшего ориентирования на местности, составления маршрута для возвращения делают расчет обратного азимута. Для этого из полученного прямого вычитают или прибавляют 180 градусов, если найденный угол больше или меньше развернутого угла соответственно.

Подобным образом происходит определение азимута по компасу без карты, но в этом случае нужно представлять условные точки и изображения в уме, смотря на окрестности с более высокой точки.

Движение по азимуту с препятствиями

Когда маршрут по азимуту имеет непроходимые препятствия, то следует придерживаться следующих правил :

  1. На противоположной стороне преграды выбрать наиболее запоминающийся ориентир, который проходит по направлению движения.
  2. Определить азимут для обхода.
  3. Если на обратной стороне нет подходящего ориентира, необходимо его наметить на месте. Для этого делают зарубку на стволе дерева, втыкают в землю большую палку.
  4. Обогнуть преграду, найти намеченный ориентир. От него продолжить движение по азимуту, предварительно сверив направление.

При нулевой видимости препятствие обходят с помощью компаса, если до этого не был составлен маршрут движения по карте. Перед труднопроходимым участком необходимо определить азимут для его обхода. Мысленно намечают точку, от которой начнут движение. Важно соблюдать линейность, двигаясь вдоль и считать количество пар шагов.

Дойдя до конца препятствия, необходимо повернуть и провести определение азимута по компасу. Продолжают дальнейшее движение, считают пары шагов, выдерживают линейность. Полностью обогнув преграду, возвращаются на изначальную траекторию движения – вычисляют обратный азимут, соблюдают количество пар шагов от начала обхода до поворотной точки. После возвращения на маршрут продолжают путь по намеченному до преграды направлению.

Как найти азимут по солнцу

Бывают ситуации, когда необходимо ориентирование на местности и кроме наручных часов нет подручных средств. В этом случае необходимо знать, как определить азимут солнца с помощью циферблата :

  1. На ровную поверхность кладут часы, часовую стрелку направляя на солнце.
  2. Из центра циферблата через «1» проводят линию, полученный угол делят пополам.
  3. Проведенная биссектриса указывает направление север-юг. До полудня север находится слева от солнца, после полудня справа. Поэтому до 12 часов расчет азимута делают, отсчитывая значения против часовой стрелки, после 12 считают по часовой.
  4. Маршрут составляют по аналогии с компасом.

Это позволяет определить направление движения с небольшими погрешностями. Азимут солнца измеряется в градусах от юга до точки горизонта, на которой расположено светило в разные отрезки времени – до наступления полудня на востоке, после на западе.

Что объединяет людей, которые готовятся к апокалипсису, путешествию и соревнованиям по ориентированию? Все они знают, что такое азимут и как его определить. Вам тоже полезно в этом разобраться.

Что такое азимут простыми словами

Азимут - это значение, которое позволяет продолжать движение даже при ограниченной видимости и отсутствии ориентиров. Он представляет собой угол между северным направлением и местом, в которое вам необходимо добраться.

Это незаменимый инструмент для мореплавателей, военных, пеших туристов и простых борцов за спасение человечества. В общем, крутые ребята знают, что такое азимут.

В каких случаях это может пригодиться? Например: вы плыли на корабле, где штурман был двоечником и неправильно определил азимут. В итоге судно напоролось на риф у берегов Западной Сахары. Ориентиров нет, воды и провизии хватит на несколько дней. Из оборудования - карта и компас.

Зная, как пользоваться компасом и определять азимут, вы быстро сообразите, что относительно недалеко находится город Дакар. Проложив курс, останется вести людей к спасению, ориентируясь по показателю прибора.

Добравшись до места, вы станете героем. Как минимум будет, что рассказать внукам, а как максимум о вас напишут книгу и, возможно, снимут фильм.

Азимут: как его определить

Теперь о главном. Определить азимут можно на местности и по карте. Первый способ годится для путешествий с визуально видимыми ориентирами. Второй - при прокладывании длинных маршрутов. Чтобы не заблудиться в трех соснах, необходимо знать особенности обоих методов.

Как определить направление движения на местности. Для этого вам понадобится:

  • Компас.
  • Ориентир, к которому нужно добраться.
  • Общие представления о геометрии.

На местности азимут определяется путем вычисления угла между северным направлением на компасе и точкой места назначения. Для этого необходимо положить компас на ладонь и повернуться в направлении ориентира движения. Затем посмотреть, на какое значение на визирной шкале указывает северная стрелка (обычно она красного цвета).

Примечание: если на компасе нет визирной шкалы с градусной разметкой, рекомендуется сделать небольшую насечку либо отметить угол карандашом или маркером.

В глухом лесу определение азимута на местности происходит так:

  1. Взбираетесь на вершину высокого дерева и высматриваете подходящий ориентир (крыши домов, радиовышка, дым от заводских труб).
  2. Горизонтально удерживая компас, повернитесь в направлении места назначения.
  3. То, на какое значение покажет «северная» стрелка, и будет азимутом.

Как определить азимут по карте? Здесь все немного сложнее, но при этом достаточно просто. Чтобы определить азимут по топографической карте, не нужен даже компас, лишь транспортир и карандаш.

Алгоритм действий:

  • Определите ваше местоположение на карте. Это можно сделать по ближайшим ориентирам.
  • Поставьте точку, куда необходимо добраться.
  • Проведите прямую линию от местоположения до пункта назначения.
  • Приложите транспортир к точке местоположения и направьте дугой в направлении места назначения (на запад или на восток).
  • Отметьте угол. Если по карте вам нужно двигаться на северо-восток, восток или юго-восток, то значение угла остается без изменений. В случае движения на северо-запад, запад и юго-запад к значению угла необходимо прибавить 180. Полученное значение и будет азимутом.

Если транспортира под рукой нет, определить азимут по карте можно с помощью компаса. По аналогии с прошлым методом на карте отметьте точки местоположения, назначения и соедините их линией.

Затем необходимо ориентировать карту по сторонам света и положить на точку местоположения компас таким образом, чтобы стрелка указывала строго на север. После этого направить мушку визирного указателя на пункт назначения. Показатель визира - это азимут. Важно, чтобы в процессе вычисления стрелка компаса не отклонялась, иначе данные будут неточными.

В полевых условиях проще использовать транспортир, поскольку на природе ровную поверхность для компаса найти практически невозможно.

Обратите внимание! На азимут, вычисленный по карте, ориентироваться на местности нельзя. Почему? Дело в том, что такой показатель называют истинным (географическим), а он отличается от магнитного (того, что показывает компас).

Поэтому, чтобы во время движения ориентироваться на показатели компаса, необходимо преобразовать истинный азимут в магнитный.

Для этого используется формула: Ам = Аи – МС + СМ,

  • Ам ‒ магнитный азимут.
  • Аи ‒ истинный азимут.
  • МС ‒ магнитное склонение.
  • СМ ‒ сближение меридианов.

Показатель магнитного склонения и сближения меридианов указывается на карте и отличается для каждого конкретного региона планеты. Они могут быть положительными и отрицательными: восточные (+), западные (-).

Кроме того, магнитное склонение может изменяться с годами. Поэтому, чтобы получить более точный показатель МС, нужно умножить его ежегодное изменение на количество лет с момента публикации топографической карты.

Пример вычисления магнитного азимута:

Мы определили истинный показатель в 97,22° по карте 1995 года. Магнитное склонение (МС) восточное - 15,31°, ежегодное изменение - 0,02°. Сближение меридианов (СМ) - 3,24°.

  • Высчитаем магнитное склонение: МС = (0,02*23) +15,31 = 15,77°.
  • Теперь можно узнать магнитный азимут: Ам = 97,22 – 15,77 + 3,24 = 84,96°.

Как видите, разница между истинным и магнитным направлением бывает весьма существенной. Поэтому, если не хотите пройти мимо цели пару десятков, а то и сотен километров, всегда учитывайте этот момент.

Определение азимута - это навык, который рядовому человеку может не пригодиться в жизни, но, согласитесь, лучше перестраховаться. Зомбиапокалипсис маловероятен, однако заблудиться вполне реально, особенно учитывая просторы Казахстана. Удачи и всегда носите компас!

АЗИМУТ — это угол, образуемый в данной точке на местности или на карте между направлением на север и направлением на какой-либо предмет. Азимутом пользуются для ориентирования при передвижении в лесу, в горах, в пустынях или в условиях плохой видимости, когда сличить карту с местностью и ориентироваться по ней трудно, а порой и невозможно. С помощью азимута определяют также направление движения судов и самолетов.

На местности отсчет азимутов проводится от направления стрелки компаса (от ее северного конца) по ходу часовой стрелки от 0° до 360°, иначе говоря — от магнитного меридиана данной точки. Если предмет находится от наблюдателя точно к северу, то азимут его 0°, если на востоке — 90°, на юге — 180°, на западе — 270°. При наблюдении по компасу измеряется магнитный азимут.

Для определения азимута компас располагают так, чтобы 0° на циферблате и буква «С» указывали точно на север, то есть ориентируют компас по сторонам горизонта. Следя за тем, чтобы коробка компаса оставалась неподвижной и стрелка не отходила от деления 0°, надо вращать специальное визирное приспособление и наводить его мушку на предмет, азимут которого необходимо определить. Далее нужно заметить, около какой цифры на градусном круге компаса остановился указатель. Отсчет по указателю в градусах и будет равен азимуту данного предмета. Если же компас не имеет визирного приспособления, его надо заменить тонкой палочкой. Ее кладут на стекло компаса так, чтобы она проходила через центр циферблата и была направлена на предмет, азимут которого надо определить.

На рисунке показаны примеры определения азимута на некоторые местные предметы: на столбы крепления линии электропередач он равен 50°, на дом — 135°, на пересечение дорог — 210°, на отдельно стоящее хвойное дерево — 330°. При записи азимут обозначается буквой А, далее пишутся градусы (А=330°).

Азимут определяют не только на местности, но и по карте. Истинный азимут определяется как угол между направлением географического меридиана, проходящего через данную точку, и направлением на предмет. Географический и магнитный полюсы не совпадают. Поэтому существует склонение магнитной стрелки. Оно может быть западным и восточным. При географических работах на местности его приходится учитывать так же, как и при работе с картой. Магнитное склонение на данное время указывается за рамочным оформлением карты. Пользуясь этим, можно легко перевести азимут из магнитного в истинный и наоборот.

Для измерения азимутов на местности удобнее пользоваться разновидностью компаса — буссолью. Ее основное отличие от компаса в том, что буссоль имеет приспособление для визирования, то есть точного определения направления на ту или иную точку местности. Обычно это прорези в вертикальных пластинках компаса. В одной из этих прорезей натянут тонкий волосок.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация