Жалоба в фас образец. Как обратиться с жалобой в ФАС? Порядок обращения в фас

Главная / Суд

Искать защиты ущемленных прав производители и потребители товаров и услуг могут в Федеральной антимонопольной службе, призванной контролировать соблюдение правовых норм в сфере конкуренции, финансовых и рыночных отношений.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Восстановить справедливость организациям и гражданам вовсе не сложно, главное, знать, как подать жалобу в ФАС в 2019 году.

Деятельность предприятий неразрывно связана с заключением договорных отношений между заказчиком и исполнителем. И нередко сотрудничеству предшествует участие в тендере, особенно если речь идет о размещении госзаказа.

При этом соискатели не всегда остаются довольными решением тендерной комиссии и считают, что их права были нарушены. В этом случае они могут восстановить справедливость, подав жалобу в ФАС России.

Что нужно знать

Прежде чем требовать защиты в Федеральной антимонопольной службе, следует выяснить, решение каких вопросов находится в ее компетенции.

Жаловаться в эту организацию можно, если обнаружены правонарушения в сфере:

  • конкуренции;
  • рыночных взаимоотношений;
  • финансового сотрудничества;
  • размещения госзаказов;
  • рекламы;
  • градостроительной деятельности;
  • соблюдения законодательных актов;
  • порядка проведения аукционов и электронных торгов.

На аукционную документацию по 44-ФЗ

Регламент ФАС по рассмотрению жалоб 44 ФЗ предусматривает направление:

  • претензий к положениям контрактной документации со стороны любого участника закупок до окончания срока, определенного для подачи заявок;
  • оспаривание решения комиссии со стороны участника тендера в течение 10 дней после публикации протокола;
  • обжалование противоправных действий после оглашения победителя торгов до момента заключения контракта.

Решения ФАС по жалобам 44 ФЗ могут носить следующие формулировки:

  • претензия не обоснована;
  • обоснована частично;
  • обоснована.

Если жалоба частично или полностью признана обоснованной, ФАС выдает предписание по устранению выявленных нарушений, которые могут вылиться в:

  • изменение закупочных документов;
  • пересмотр или аннулирование итогов торгов.

Принятое решение публикуется в ЕИС не позднее 3-х дней после вынесения. Одновременно с этим оно направляется поставщику, заказчику и оператору. Обжаловать решение ФАС можно, подав иск в Арбитражный суд.

На действия заказчика по 223-ФЗ

Участник процесса закупок может обжаловать действия заказчика можно, если уверен, что нарушены его права или интересы, что выливается в:

  • отклонение заявок;
  • сокрытие или искажение информации о закупках;
  • ограничение конкуренции;
  • выдвижение требований, идущих в разрез с нормативными актами.

Подать жалобу можно с помощью потового отправления, факса, электронной почтой либо лично. При отправке документа в электронном виде, он должен быть заверен цифровой подписью отправителя.

При этом проведение торгов приостанавливается до вынесения антимонопольной службой решения по жалобе.

Образец заявления на недобросовестную конкуренцию

Фото: образец жалобы в Федеральную Антимонопольную службу

Законом не предусмотрены специальные требования к составлению заявления или обращения граждан по фактам недобросовестной конкуренции.

Образец жалобы на действия заказчика, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии можно .

При оформлении этого документа следует придерживаться общепринятых юридических норм. Он должен содержать:

  • наименование территориального органа, в адрес которого направляется заявление;
  • контактные данные отправителя, включая наименование, адрес и телефон;
  • сведения о лице или организации, чьи действия позволяют делать выводы о недобросовестной конкуренции;
  • описание выявленных фактов, а также ссылки на нормативные акты, трактующие их как нарушения.

Для оформления заявления желательно использовать фирменный бланк организации и заверить документ подписью ее руководителя и печатью.

Как подать в электронном виде

Согласно закону № 44-ФЗ гражданин или организация могут подать жалобу не только в привычном письменном формате, но и в электронном виде.

Для этого заявитель должен:

  • посетить официальный сайт ФАС;
  • заполнить предназначенную для обращений электронную форму;
  • переслать жалобу по адресу с помощью клавиши «отправить».

Заполняя форму, заявитель должен:

  • выбрать соответствующую тематику жалобы;
  • указать свое ФИО;
  • определить способ получения ответа постовым отправлением или электронным письмом;
  • изложить суть претензии и факты, подтверждающие нарушение прав заявителя.

Деятельность ФАС направлена на осуществление контроля над соблюдением законов в сфере конкуренции на финансовых и товарных рынках, рекламы и работы естественных монополий.

Где стоит искать защиту своих ущемленных прав? Как можно восстановить попранную справедливость?

Для этого существует уполномоченный орган. Как подать жалобу в ФАС и что делать вслед за этим?

В Федеральную антимонопольную службу можно подать 3 типа обращений – предложение, заявление и жалобу.

Первое содержит в себе пожелания по усовершенствованию антимонопольного законодательства или деятельности соответствующего учреждения. Второе позволяет сообщить о недостатках в работе государственных служб и нарушении законодательства. А вот третья касается несоблюдения действующего законодательства сразу в нескольких сферах.

К ним относятся:

Кто может подать жалобу в ФАС? Это вправе сделать как организация, так и частное лицо.

В процессе рассмотрения обращения территориальное ведомство обязано:

  • Объективно и своевременно изучить все обстоятельства нарушения;
  • При необходимости запросить в других государственных органах дополнительные материалы и документы;
  • Принять меры по восстановлению прав и свобод заявителя;
  • Направить ему письменный ответ.

Как написать жалобу в ФАС? Алгоритм подачи жалоб в Федеральную антимонопольную службу описан в Законе порядке рассмотрения обращений 59-ФЗ.

Согласно этому нормативному акту в жалобе следует указать следующую информацию:

Жалобы, касающиеся нарушений закона в сфере закупок, пишутся на фирменном бланке организации и закрепляются электронной подписью.

При подаче документов также следует учесть, что на каждое нарушение пишется одна жалоба. Если вы хотите обжаловать сразу несколько нарушений, придется составить соответствующее количество обращений.

Важно! Сотрудник, принявший жалобу, должен заверить ее своей подписью.

Порядок написания жалобы требует соблюдения некоторых правил. Вот лишь несколько из них:

Куда направлять обращение?

Куда и как обратиться с жалобой в ФАС? Готовый пакет документов необходимо отправить в территориальное отделение ведомства. Сделать это можно несколькими способами.

Способ 1. Почта России

Адрес для почтовых отправлений можно найти на официальном сайте необходимого вам ведомства в разделе «Территориальные органы».

Если к письму приложены доказательные материалы, в конверт нужно поместить еще и опись вложений.

Все официальные документы отсылаются заказным письмом с уведомлением о вручении.

Если у вас есть доступ к интернету, отправьте жалобу на электронный адрес [email protected] .

К отправке принимаются файлы, размер которых не превышает 8 Мб.

Согласно нормам российского законодательства, действующего в 2019 году, жалобы о противоправных действиях в сфере контрактных государственных закупок должны быть закреплены цифровой электронной подписью. В противном случае обращение может быть отозвано.

Способ 3. Заполнение формы на официальном сайте

При этом к обращению можно приложить файл размером 2 Мб . После отправки жалобы на электронную почту отправителя придет уведомление, в котором обозначен номер для отслеживания.

Услуга доступна лишь зарегистрированным пользователям . В этом случае наличие учетной записи является основным подтверждением личности заявителя.

Способ 4. Обращение через Госуслуги

Данный способ доступен только для зарегистрированных пользователей .

Если у вас есть аккаунт, выберите соответствующую форму и впишите в нее всю необходимую информацию.

Если вас не удовлетворил результат обращения в местное отделение, обратитесь в центральную контору ФАС.

Способ 5. Личный прием

В каждом отделении антимонопольной службы есть приемная по работе с обращениями граждан, поэтому при желании вы можете идти прямо туда.

График работы приемной:

  • Понедельник – четверг: с 9.00 до 18.00;
  • Пятница: с 9.00 до 16.45.

Приемная работает без обеденного перерыва. Предварительная запись осуществляется по телефону +74997552323.

Данное подразделение обязано не только принимать жалобы, но и информировать население об этапах их рассмотрения.

Как подать жалобу в ФАС по 44-ФЗ в электронном виде? Составление электронных обращений проходит в несколько этапов:

  • Тематику жалобы;
  • Способ получения ответа – на электронный или почтовый адрес;
  • Адресат обращения;
  • Суть требований;
  • Обстоятельства и факты, имеющие значение для рассмотрения жалобы.
  • Отправьте электронное обращение, подтвердив согласие на обработку персональных данных.
  • Электронное сообщение может содержать не больше 1000 символов . Если вы не вложились в эти рамки, оформите жалобу в виде текстового документа и прикрепите его к обращению вместе со скан-копиями документов, подтверждающих то или иное нарушение.

    Согласно законодательству РФ сроки подачи жалобы в ФАС не должны превышать:

    • 10 дней после публикации итогового протокола;
    • 30 дней после действия/бездействия оператора электронной площадки.

    Если время для обращения в ФАС вышло, напишите заявление в Арбитражный суд.

    Жалоба, поданная в Федеральную антимонопольную службу, должна быть принята или отклонена в течение 3 рабочих дней с момента ее подачи.

    При этом любое письменное обращение регистрируется в журнале входящей корреспонденции с присвоением индивидуального номера и размещается в общем реестре.

    Если данная ситуация не входит в круг полномочий данного органа, пакет документов перенаправляется в компетентное учреждение в течение 7 дней.

    О факте изменения получателя заявителя оповещают специальным письмом с объяснением причин.

    Обращения, поданные по электронной почте или через официальный сайт, подлежат такой же регистрации, что и письменные жалобы. Что касается входящего номера, его можно узнать в «Личном кабинете» или по номеру телефона в общественной приемной.

    Сроки рассмотрения жалобы составляют до 30 дней с момента ее регистрации. Исключения составляют несколько случаев:

    • Сотруднику ФАС необходимо запросить дополнительные документы или материалы – 30 дней с момента ее регистрации + 30 дополнительных дней (с обязательным уведомлением заявителя);
    • Реклама – 30 дней с момента ее регистрации + 30 дополнительных дней;
    • Госзакупки – 5 дней с момента регистрации;
    • Закупка услуг/товаров – 7 дней с момента регистрации;
    • Градостроение – 7 дней с момента регистрации + 7 дополнительных дней.

    У Федеральной антимонопольной службы есть несколько оснований для отклонения жалоб:

    После устранения ошибок жалоба может быть подана повторно. Ожидание ответа также длится 30 дней.

    Можно ли обжаловать решение ФАС?

    Обжаловать бездействие или неудовлетворительное решение антимонопольной службы можно в судебном или досудебном порядке.

    Подача искового заявления в арбитражный суд обязана состояться не позже 3 месяцев со дня получения ответа от ведомства.

    Информацию о порядке обжалования решений и действий Федеральной антимонопольной службы РФ можно узнать в Общественной приемной.

    Можно ли отозвать жалобу?

    Порядок подачи жалобы предусматривает возможность ее отзыва . Это сказано в п. 15 ст. 105 Закона 44-ФЗ.

    Для того, чтобы отозвать обращения в Федеральную антимонопольную службу, необходимо написать соответствующее заявление. При этом причину отзыва можно не указывать.

    В этом случае подача повторных жалоб запрещена.

    В случае положительного решения по претензии сотрудники ФАС примут необходимые меры по устранению рассматриваемого нарушения (например, не дадут провести тендер или подписать контракт).

    Помимо этого нарушителю может быть назначено наказание в виде административного штрафа или полного запрета на ведение деятельности в данной сфере.

    Как видите, государство заботится о благосостоянии и безопасности своих граждан. Будьте бдительны и не бойтесь отстаивать свои права в порядке, установленном законом.

    Документ должен содержать информацию, которая подтверждает ее обоснованность. Это могут быть ссылки на законы, постановления, приказы, которые касаются предмета закупки, административная практика ФАС или судебные акты для аналогичных слуаев, указывающие на необоснованость действий по отношению к участнику.

    Например, неправомерное установление требования о наличии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам по текущему ремонту может быть оспорено нормами Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624. В случае объединения в один предмет закупки лицензируемых и нелицензируемых видов работ — письмо ФАС России от 9 февраля 2015 г. N АЦ/5147/15. Объединение в один лот проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ — Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2014 N 09АП-39582/2014 по делу N А40-34781/2014. Отклонение заявки в связи с несоответствием функциональных или качественных характеристик должно опираться на нормы технических регламентов, документов национальной системы стандартизации.

    Составить жалобу

    Образец: жалоба в УФАС по 44 ФЗ

    Подать жалобу

    Вы можете подать жалобу в УФАС в электронном виде, подписав электронной подписью уполномоченного лица, или в форме письменного документа. К обращению также необходимо приложить доверенность или иной документ, который подтверждает полномочия лица на подписание.

    В зависимости от предмета закупки, документ направляется в ФАС России или его территориальный орган (подведомственность определена п.3.9 — 3.14 административного регламента ФАС, утвержденного Приказом от 19.11.2014 N 727/14).

    5 рабочих дней



    Как подать жалобу на заказчика по 44-ФЗ

    В Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» вопросам подачи жалобы на заказчика посвящена вся шестая глава «Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки» 1 .

    1 Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

    Кто имеет право подавать жалобу?

    Жалобу на действия (бездействие) заказчика имеет право подавать любой участник закупки, которым считается любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо , в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, которое подало заявку на участие в определении поставщика. Также жалобу могут подавать осуществляющие общественный контроль общественные объединения и объединения юридических лиц, например, общественная палата субъекта РФ, общественные инспекции, ассоциации производителей товаров и услуг и т.д.

    Если обжалуемые действия (бездействие) заказчика совершены после начала вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений, после рассмотрения заявок на участие в аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений.

    В чем основание для подачи жалобы?

    Основанием для подачи жалобы является мнение подающего ее лица о том, что действия (бездействие) заказчика нарушают права и законные интересы участника закупки.

    Куда подается жалоба?

    Жалоба может подаваться в суд или в контрольный орган в сфере закупок. При этом если жалоба подается в контрольный орган, то это не является препятствием для обжалования действий (бездействия) заказчика также и в судебном порядке. Далее в статье пойдет речь о подаче жалобы в контрольный орган в сфере закупок.

    Жалоба может подаваться в следующие контрольные органы:

    1. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд. Таким органом является Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в лице своих территориальных органов 2 . Сведения о территориальных органах ФАС можно найти на сайте ФАС . Также отметим, что у ФАС существует административный регламент по рассмотрению соответствующих жалоб 3 . Как правило, именно в ФАС и поступает большинство жалоб, поскольку решения этого органа имеют бóльшую силу (см. ниже).
    2. 2 Постановление Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
      3 Приказ ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    3. Контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, которые относятся к государственному оборонному заказу, а также в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну. Таким органом также является ФАС 2 .
    4. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего в отношении закупок для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории субъекта Российской Федерации. Такие органы определены нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Например, в Тульской области таким органом определен областной контрольный комитет 4 .
    5. 4 Постановление правительства Тульской области от 02.12.2013 № 695 «Об определении органа исполнительной власти Тульской области, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок и внутреннего государственного финансового контроля в отношении закупок».


    6. Орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд. Такие органы определены нормативными правовыми актами муниципальных образований. Например, в городе Глазов Удмуртской республики таким органом является Контрольно-ревизионное управление Глазовской городской Думы 5 .

    5 Решение Глазовской городской Думы от 29.01.2014 № 403 «Об органе, уполномоченном на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд муниципального образования «Город Глазов».

    Когда можно подавать жалобу?

    Обжалование действий (бездействия) заказчика допускается в любое время после размещения в единой информационной системе плана закупок (плана-графика размещения заказов на официальном сайте) , но не позднее, чем через 10 дней после размещения с даты размещения в единой информационной системе (на официальном сайте) протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом с даты подписания соответствующего протокола. Собственно такой срок и предусматривается в законодательстве для того, чтобы у заинтересованных сторон было время для обжалования результатов закупки. Если жалоба подается в отношении положений документации о закупке, то такую жалобу можно подавать только до окончания установленного срока подачи заявок.

    По истечении указанных сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика осуществляется только в судебном порядке .


    При проведении электронного аукциона обжалование действий (бездействия) заказчика осуществляется в любое время определения поставщика, а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через 10 дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся. Жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, обжалование данных действий осуществляется до заключения контракта. По истечении указанных сроков обжалование данных действий заказчика осуществляется только в судебном порядке.

    Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке, допускается в порядке, установленном настоящей главой, в течение 30 дней с момента совершения обжалуемых действий.

    Обжалование действий (бездействия) заказчика, связанных с заключением контракта, допускается не позднее даты заключения контракта.

    В какой форме должна подаваться жалоба и что она должна содержать?

    Жалоба подается в письменной форме, подписывается подающим ее лицом или его представителем. К жалобе, поданной представителем, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий его полномочия на подписание жалобы документ.

    Жалоба должна содержать:

    1. наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес, номер контактного телефона лица, действия (бездействие) которого обжалуются (при наличии такой информации);
    2. наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), наименование, место нахождения общественного объединения или объединения юридических лиц, фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица) лица, подавшего жалобу, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса (при наличии);
    3. указание на закупку, за исключением случаев обжалования действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке;
    4. указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, доводы жалобы.
    5. К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

    В каких случаях жалоба может быть отклонена без рассмотрения?

    Жалоба возвращается подавшему ее лицу без рассмотрения в случае, если:

    1. жалоба не соответствует требованиям, установленным федеральным законодательством о контрактной системе;
    2. жалоба не подписана или жалоба подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;
    3. жалоба подана по истечении срока, предусмотренного федеральным законодательством о контрактной системе;
    4. по жалобе на те же действия (бездействие) заказчика уже принято решение суда или контрольного органа в сфере закупок.

    Решение о возвращении жалобы без рассмотрения принимается в течение 2 рабочих дней с даты поступления жалобы.

    Контрольный орган в сфере закупок в день принятия решения о возвращении жалобы сообщает в письменной форме лицу, подавшему жалобу, о принятом решении с указанием причин возвращения жалобы.

    Решение о возвращении жалобы может быть обжаловано в судебном порядке.

    Может ли лицо, подавшее жалобу, отозвать ее?

    Лицо, подавшее жалобу, вправе отозвать ее до принятия контрольным органом в сфере закупок решения по существу жалобы, при этом такое лицо не вправе подать жалобу повторно на те же действия тех же лиц. В течение 2 рабочих дней с даты отзыва жалобы контрольный орган в сфере закупок направляет всем заинтересованным лицам информацию об отзыве жалобы и размещает ее в единой информационной системе (на официальном сайте).

    Где можно ознакомиться с примерами поданных жалоб?

    Информация о жалобах, поданных в контрольные органы в сфере закупок, о решениях, принятых по результатам рассмотрения жалоб, включается в реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, на официальном сайте . При этом согласие на обработку персональных данных, содержащихся в поступивших в такие контрольные органы жалобах, для размещения в единой информационной системе (на официальном сайте) не требуется.

    Как рассматривается жалоба?

    После подачи жалобы и принятия ее к рассмотрению контрольный орган в сфере закупок в течение 2 рабочих дней с даты поступления жалобы размещает в единой информационной системе (на официальном сайте) информацию о поступлении жалобы и ее содержании, а также направляет участнику закупки, подавшему жалобу, заказчику, оператору электронной площадки, в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированную организацию, комиссию по осуществлению закупки, действия (бездействие) которых обжалуются, уведомление о поступлении жалобы, ее содержании, о месте и времени ее рассмотрения. В случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытыми способами указанная информация в единой информационной системе (на официальном сайте) не размещается.

    Лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за 2 рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.

    Контрольный орган в сфере закупок обязан рассмотреть жалобу по существу и возражение на жалобу в течение 5 рабочих дней с даты поступления жалобы и уведомить лицо, подавшее жалобу, лиц, направивших возражения на жалобу, о результатах такого рассмотрения. При этом контрольный орган в сфере закупок вправе направлять запросы о предоставлении информации и документов, необходимых для рассмотрения жалобы, в том числе запросить у заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки указанные информацию и документы.

    Рассмотрение жалобы по существу должно осуществляться на коллегиальной основе.

    Не допускается запрашивать у лица, подавшего жалобу, информацию и документы (например, протоколы, обоснования начальной цены контракта и т.д.), которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо органов (учреждений), подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления. В таком случае контрольный орган в сфере закупок запрашивает такую информацию и документы самостоятельно. Лица, действия (бездействие) которых обжалуются, обязаны представить на рассмотрение жалобы по существу документацию о закупке, заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), протоколы, аудио-, видеозаписи и иную информацию и документы, составленные в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке.

    Рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок, окончательных предложений в соответствии с такими критериями, как качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; а также квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.


    Иными словами, если, например, участник закупки не согласен с тем, как оценил его заявку заказчик по указанным критериям, то жаловаться на это в контрольный орган в сфере закупок бесполезно.


    Контрольный орган в сфере закупок вправе приостановить определение поставщика до рассмотрения жалобы, направив заказчику, оператору электронной площадки, в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированную организацию, комиссию по осуществлению закупок соответствующее требование, которое является для них обязательным. В этом случае срок, установленный для заключения контракта, подлежит продлению на срок рассмотрения жалобы. Если вследствие приостановления определения поставщика контракт не может быть заключен в предусмотренные документацией о закупке сроки, то в решении о приостановлении определения поставщика устанавливается возможность продления предусмотренных контрактом сроков исполнения обязательств по контракту с указанием новых сроков исполнения этих обязательств.

    По результатам рассмотрения жалобы контрольный орган принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений. Копия решения и предписания в течение 3 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения направляются участнику закупки, подавшему жалобу и лицу, действия которого обжалуются. В течение этого же срока информация о принятом решении и выданном предписании размещается в единой информационной системе (на официальном сайте).

    Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3 месяцев с даты его принятия.

    Какая ответственность предусмотрена за нарушение законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок?

    Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную 6 и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Операторы электронных площадок и их должностные лица обязаны возместить убытки, причиненные их неправомерными действиями по разглашению информации, полученной в ходе проведения электронных аукционов.

    «Порядок обжалования процедур в рамках 44-ФЗ»

    Прежде всего хотелось отметить, что Порядок обжалования действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки установлен главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).

    Так, в случае если заказчиком не исполняются нормы Закона о контрактной системы при осуществлении закупки, у любого участника закупки, а также осуществляющих общественный контроль общественных объединений, объединений юридических лиц имеется право обжаловать в судебном порядке или в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, закупочной комиссии, ее членов, членов контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

    При этом, обжалование действий (бездействия) заказчика в контрольный орган в сфере закупок не является препятствием для обжалования участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц таких действий (бездействия) в судебном порядке.

    Жалобы подаются и рассматриваются согласно административному регламенту антимонопольной службы №727/14 от 19.11.2014г. и статьи 105 Закона № 44-ФЗ.

    Законодательство РФ в области госзакупок устанавливает общие требования к содержанию жалобы, сроку подачи. Закон не предусматривает какие-либо четкие требования к содержанию жалобы и перечню документов, как это устанавливает процессуальное законодательство при подаче иска в суд. Но считаю необходимым назвать как основные требования законодательства, так и рекомендуемые положения для включения в жалобу.

    Закон устанавливает следующие сроки направления жалобы в антимонопольный орган:

    • жалоба на аукционную (конкурсную) документацию — до окончания срока подачи заявки на участие в закупочной процедуре;
    • жалоба на действия заказчика — не позднее 10 дней с даты размещения протокола подведения итогов закупки;
    • если обжалуемые действия совершены при рассмотрении вторых частей заявок или при подписании контракта - до заключения госконтракта;
    • жалоба на действия заказчика, связанные с заключением контракта — не позднее даты заключения госконтракта.
    • жалоба на оператора торговой площадки — в течение 30 календарных дней с даты совершения обжалуемых действий.

    Так, к первому виду жалоб относятся жалобы на незаконные положения закупочной документации. Например, включение в требования к участникам или к составу документов не предусмотренных законом требований и документов, установление формы заявки на участие, включение в госконтракт неточных сроков оплаты и другие.

    Ко второму виду жалоб чаще относятся жалобы на неправомерные действия при вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе, котировочных заявок, неправильное определение результатов торгов, признание победителем лица, заявка которого не соответствует документации о закупке, на недопуск к участию в закупке, признание заявки не соответствующей документации (эти же виды относятся к третьей группе жалоб).

    К четвертому виду жалоб относятся жалобы на не рассмотрение протокола разногласий к контракту, отказ от заключения контракта по надуманным основаниям и другие.

    К пятому виду относятся жалобы на отказ в регистрации на торговой площадке, требование предоставления не установленных законом документов при регистрации и иные.

    В жалобе необходимо прописывать:

    • номер извещения о закупке на официальном сайте;
    • информация о заявителе и госзаказчике (наименование, ФИО, адрес, почтовый адрес, телефон, электронная почта);
    • обжалуемые действия заказчика;
    • список прилагаемых документов.

    Жалоба сопровождается документами, которые подтверждают ее обоснованность. На практике, исходя из специфики закона, прилагают закупочную документацию, скриншоты с торговых площадок, заявки на участие в закупке и прочие документы. Также можно сопроводить жалобу судебной практикой и практикой контролирующих органов.

    Неофициальные рекомендации по составлению жалобы:

    • доводы в жалобе можно разбить по пунктам, которые стоит пронумеровать для наглядности;
    • желательно указать в тексте жалобы судебную практику и практику контролирующих органов по схожим спорам.

    В случае, если жалоба будет признана не соответствующей требованиям ч.8 ст. 105, антимонопольный орган в течение двух рабочих дней возвращает жалобу заявителю. Причины возврата могут быть разными, в том числе отсутствие подписи в жалобе либо не тем лицом, упущение сроков на обжалование, не указание должным образом информации об обжалуемой закупке, отсутствие сведений о Заказчике, доводов жалобы.

    Срок рассмотрения жалобы ФАС 44-ФЗ

    Антимонопольная служба обязана рассмотреть жалобу по существу в течение 5 рабочих дней с даты поступления, за исключением случаев, когда необходимо запрашивать дополнительные документы. Такие короткие сроки связаны со спецификой отрасли и установлением общих сроков закупочной процедуры. Конечно, контрольный орган подает информацию оператору торговой площадки о жалобе, но это не означает приостановления процедуры торгов. Поскольку УФАС имеет право приостановить закупочную процедуру, но не обязан это делать. Поэтому при подаче жалобы в УФАС следует в просительной части указывать, кроме требования о признании действий незаконными (признать положения документации не соответствующей закону), еще и требование о приостановлении процедуры торгов.

    Кроме того, Лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобуи участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Также Заявитель вправе отозвать свою жалобу на любом этапе рассмотрения до принятия решения контролирующим органом.

    По результатам обжалования действий заказчика контрольным органом в сфере закупок антимонопольным органом может быть принято одно из следующих решений:

    • признание жалобы необоснованной;
    • признание жалобы обоснованной, в том числе частично обоснованной и, в случае необходимости, выдать предписания об устранении допущенных нарушений.

    К слову сказать, что в Калмыцкое УФАС за период I полугодия 2017 года поступило 112 жалоб, из них 47 были признаны обоснованными, 53 - необоснованными, 12-возвращены и отозваны.

    Так, при рассмотрении жалоб наиболее часто встречающееся нарушение связано с формированием заказчиками технического задания, формулировки которого затрудняют, а порой делают невозможным подачу заявки, соответствующей его положениям. Нарушение заключается в установлении в документации требования о необходимости указания в заявке описания товаров, работ, услуг в соответствии с потребностями заказчика. При этом в документации отсутствует указание на разделы, в соответствии с которыми необходимо сформировать предложение, либо содержатся противоречивые значения показателей, подлежащих указанию, либо требования указать характеристики товара, которые фактически возможно указать только при условии наличия соответствующего товара у участника на момент подачи заявки. Результатом данных действий является отказ в допуске к участию в закупке либо допуск только одного участника. При выявлении комиссией ФАС России указанных фактов заказчику выдается предписание о внесении изменений в документацию о закупке, а виновные в совершении данного действия лица привлекаются к административной ответственности.

    Хотелось бы привести несколько примеров из практики:

    • Так, к примеру в Жалобе заявителем указано, что имеются Избыточные требования в ТЗ, превышающие ГОСТы по позициям "бинт марлевый", "маски одноразовые", "вата медицинская" и др.

    Позиция заказчика по данному поводу, что Требования к товарам установлены исходя из потребностей заказчика.

    Позиция УФАС. Заказчик был обязан придерживаться требований ГОСТ 1172-93 (по бинтам), ГОСТ 5556-81 (по вате) и т.д. Если заказчик требует продукцию "лучше ГОСТа", документация должна содержать обоснование таких повышенных требований. Признать жалобу обоснованной, закупку аннулировать.

    • Позиция заявителя. Права и законные интересы нарушены действиями единой комиссии, выразившимися в присвоении низкой оценки заявке заявителя на участие в конкурсе по нестоимостному критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на проведение ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия.

    Позиция заказчика. Комиссия присвоила заниженный балл по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" одному из участников, поскольку при выполнении им ремонтно-реставрационных работ на ином объекте культурного наследия этим участником была нарушена технология выполнения работ, о чем известно заказчику.

    Позиция УФАС. Поскольку порядком оценки не установлено условие о снижении балла участникам закупки по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" при ненадлежащем исполнении иных контрактов, комиссией ненадлежащим образом применен порядок оценки заявок участников конкурса. Также ФАС России приходит к выводу о том, что установленный заказчиком порядок оценки по указанному критерию не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта в связи с отсутствием зависимости выставления количества баллов от представляемых участниками закупок сведений в составе заявок на участие в конкурсе. ФАС России также установила, что заявка победителя незаконно была допущена к участию в закупке, поскольку договор аренды недвижимого имущества, представленный в заявке победителя, не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований...", так как не зарегистрирован в установленном порядке. По условиям документации срок действия договора аренды недвижимого имущества должен составлять не менее 2 лет.

    • Позиция заявителя. Заказчиком неверно выбран способ закупки - запрос предложений, так как ранее были проведены электронный аукцион (признан несостоявшимся) и запрос предложений (отказано в согласовании закупки у единственного участника запроса предложений). Проведение запроса предложений по результатам несогласованного запроса предложений недопустимо. Кроме того, заказчиком изменен объект закупки, а именно изменены сроки выполнения работ и увеличена начальная (максимальная) цена контракта.

    Позиция заказчика. Запросы предложений проводились в результате признания электронного аукциона несостоявшимся на основании п. 8 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ. Объект закупки не был изменен, так как виды и объемы работ не были изменены. Изменение начальной (максимальной) цены контракта произошло в связи с подготовкой обоснования начальной (максимальной) цены контракта методом анализа рынка.

    Позиция УФАС. Согласно письму Минэкономразвития России от 30 сентября 2014 г. N Д28-и/1889 (п. 74) проведение запроса предложений в данном случае недопустимо. В части изменения объекта закупки документацией определено, что описание объекта закупки указано в проекте контракта. Таким образом, заказчик предполагает, что объем, сроки и начальная (максимальная) цена контракта являются описанием объекта закупки. Исходя из этого, объект закупки был заказчиком изменен, так как изменились существенные условия контракта - срок выполнения работ и начальная (максимальная) цена контракта.

    Обжалование решения ФАС по 44-ФЗ

    Вместе с тем, любой участник жалобы в праве обжаловать решения ФАС в судебном порядке. Обжалование решения ФАС осуществляется в порядке главы 24 АПК РФ. Такое обжалование производится в порядке производства по делам, возникающих из административных и публичных правоотношений. Но рассмотрение спора происходит по правилам искового производства с исключениями, которые установлены указанной главой.

    Заявление об оспаривании решения УФАС подается в течение 3-х месяцев с момента принятия.

    Заявление об обжаловании решения УФАС должно содержать информацию, обязательную для включения в исковое заявление.

    Дополнительно в заявлении указывают:

    • название территориального УФАС;
    • название, номер, дата решения по жалобе;
    • ссылка на права и законные интересы, которые нарушаются оспариваемым актом;
    • законы и подзаконные акты, которым не соответствует решение;
    • требование о признании решения недействительным.

    К заявлению прилагаются документы, обязательные для общего искового порядка, а также копия решения антимонопольного органа.

    В заявлении можно указать просьбу о приостановлении действия оспариваемого акта, при этом нужно обосновать необходимость такого приостановления. Например, если решение УФАС об отказе в удовлетворении жалобы о признании действий заказчика по неправильному определению победителя (отклонении вторых заявок других участников), приводят доводы о необходимости приостановлении решения, поскольку в дальнейшем контракт с победителем будет подписан и соответственно невозможно будет восстановить права других участников на участие в справедливой конкурентной закупочной процедуре.

    Это лишь общая информация о порядке и сроках обжаловании торгов в судебном порядке.

    В завершении своего выступления, хотелось бы отметить, что подать жалобу в Калмыцкое УФАС России можно нарочно по настоящему адресу либо на электронный адрес: to 08@ fas . gov . ru

    Благодарю всех за внимание.



    © 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация