Затраты на одн. ОДН - что это такое? Общедомовые нужды. Расчет

Главная / Суд

Сегодня многие жильцы многоквартирных домов задаются вопросом, правомерно ли начисление ОДН за воду, как производится его расчет и нужно ли оплачивать общедомовые нужды.

«ХВС ОДН» - расшифровка

Получая ежемесячную квитанцию по оплате, первое, что может смутить - это обилие аббревиатур, непонятных для того, кто только начал вникать в детализацию коммунальных начислений.

«ХВС ОДН» и «ГВС ОДН» - это расход ресурса на общедомовые нужды (ОДН) по холодному водоснабжению (ХВС) и горячему (ГВС).

Как правило, расход холодного водоснабжения превышает расход горячего. Это происходит за счет того, что именно холодная вода является основной водоснабжения в многоквартирном доме, а горячая получается путем нагревания холодной и поставляется в том объеме, который необходим для получения нужной температуры.

Нагрев происходит при помощи нагревательных аппаратов, которые повышают температуру воды до 60-75°C, после чего домовые насосы подают воду по трубопроводам в квартиры и другие места домового потребления.

За счет того того, что получение горячей воды требует дополнительных ресурсов в виде нагрева и подачи в квартиры, ее стоимость обычно выше, чем стоимость холодного водоснабжения.

Что входит в ОДН по холодной воде

В число ОДН по воде входит расход ресурса, потребляемого на содержание и обслуживание общедомовых территорий дома. К таким территориям относится как внутридомовое пространство (подъезды дома, подсобные помещения, чердаки и подвальные помещения), так и внешняя территория, прилегающая к дому (двор, автостоянка, дополнительные постройки).

Типичным примером общедомового потребления воды может быть расход воды на влажную уборку подъездов или на полив клумб, расположенных на территории дома.

Нужно ли оплачивать общедомовые нужды по воде

ОДН по воде оплачивается собственниками квартир. Такой регламент прописан в Постановлении Правительства №354.

Потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды). «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 №354

Таким образом начисление ОДН по воде является совершенно правомерным со стороны управляющей компании.

Как производится расчет ОДН по воде

В отличие от квартир, общедомовые территории не оснащены индивидуальными приборами учета (ИПУ), а потому расход воды на общедомовые нужды фиксируется только общедомовым счетчиком (ОДПУ).

При расчете платы ОДН за воду в многоквартирном доме в первую очередь снимаются показания общедомового счетчика. Он показывает, сколько всего воды было потреблено в рамках дома за отчетный период.

Обычно на сбор показаний с жильцов отводится несколько дней, но сегодня ручной сбор показаний все чаще уступает место автоматизированному сбору показаний, который делает процесс сбора максимально единовременным, что повышает точность баланса по дому.

В отличие от ручного сбора показаний, где на сбор и обработку всех показаний уходит неделя, автоматизированный сбор показаний позволяет свести данные по дому всего за 15 минут.


После того, как показания ИПУ собраны, их сумма вычитается из показаний общедомового счетчика. Разницу, которая при этом получается, и принято считать расходом на общедомовые нужды.

Простой пример: общедомовой счетчик показал потребление 4 000 м³ воды за отчетный период. Сумма показаний с индивидуальных приборов учета составила 3 800 м³. Полученная разница в 200 м³ - это и есть то количество воды, которое было потрачено на содержание и обслуживание общедомовых территорий - на влажную уборку в подъезде, полив клумб на территории и т.д.

Как начисляется ОДН за воду

Распределение ОДН по воде происходит в соответствии с размером жилплощади, которую занимает собственник.

После того, как становится известен общий объем ОДН, это количество делится на всю жилую площадь в доме, чтобы установить объем ОДН на 1 м² жилого помещения, и далее умножается на площадь квартиры собственника по формуле:

объем ОДН (м³) / жилая площадь дома (м²) х жилая площадь квартиры (м²) = объем ОДН, который оплачивается конкретным собственником

Размер оплаты за ОДН рассчитывается по нормативам и тарифам, которые утверждены городским или региональным правительством.

На практике существует около десятка причин, приводящих к высокому ОДН. Их устранение становится задачей управляющей компании. «СТРИЖ» уже в первые недели после установки позволяет разобраться с основными причинами и наладить точную систему поквартирного учета воды в многоквартирном доме.

Хотите снизить ОДН
в многоквартирном доме?

В продолжение статьи.

Вопрос о том, как рассчитывается электроэнергия по ОДН, чаще всего задают собственники многоквартирных жилых домов при обращении в ТСЖ и управляющие организации. Давайте детальнее разберемся, что означает ОДН и как рассчитывать этот показатель.

Общедомовые нужды по электричеству составляют определенный ресурс, необходимый для гарантированного освещения здания помимо той электроэнергии, которую потребляют собственники на своей жилплощади. Следовательно, электроэнергия по ОДН объединяет расходы на:

  • освещение подъездов, лестничных клеток и тамбуров;
  • электроэнергию для функционирования лифтовых кабин;
  • электроснабжение для эксплуатации домофонов;
  • электропитание для видеокамер слежения, если таковые в доме имеются;
  • технические потери, установленные во внутренних сетях здания.

Эксперты разъясняют, что по Постановлению Правительства № 354 стоимость ОДН по электроэнергии в 2017 г. сильно зависит от наличия общедомового счетчика, позволяющего значительно сэкономить деньги жильцов. При его отсутствии Энергонадзор исчисляет энергопотребление МКД согласно нормативу, действующему с 2012 г. Пересмотр данных норм запланирован на июнь текущего года, и еще не ясно, изменятся ли они в сторону уменьшения. Поэтому лучше сейчас научиться правильно считать ОДН, чтобы в дальнейшем не подводить собственников многоэтажных застроек.

Как рассчитать ОДН по электроэнергии

Для этого существуют два способа расчета, которых мы немного коснулись выше и которые зависят от присутствия (отсутствия) в зданиях коллективных приборов учета.

Совокупный учет электроэнергии жилого дома производится счетчиком, который учитывает полный объем ОДН по электроэнергии, использованной МКД. Обычно общедомовой счетчик размещается во вводном распределительном устройстве (ВРУ) многоэтажки, чаще всего расположенном на первом этаже или в подвале. Следует уточнить, что многоквартирным зданием считается цельное строение с общей внутренней электрической сетью, но не отдельно пронумерованный подъезд.

Если в высотном жилом здании имеется общедомовой счетчик, то количество электроэнергии, затраченной на ОДН, определяется как разница между общим объемом электроэнергии, потребленным многоквартирным домом, и совокупным объемом электроэнергии, потребленным в жилых помещениях.

Итак, формула расчета ОДН по электроэнергии на МКД со счетчиком такова:

Электричество по ОДН = (Значения, зафиксированные на электросчетчике, – Совокупное количество электроэнергии, потребленной в нежилых квадратных метрах, которые не относятся к общедомовому имуществу, – Совокупное количество ресурса во всех жилых квартирах, где монтированы счетчики, – Объем использованной электроэнергии и квартирах, где нет счетчиков) × Площадь квартиры × Площадь всех квартир в многоэтажном доме.

Приведем пример. В жилое многоквартирное здание было подано 7000 кВтч электроэнергии, жильцы использовали 5500 кВт/ч, тогда их разница, то есть 1500 кВт/ч, есть величина ОДН, распределяемая между жильцами для погашения.

Ряд многоквартирных домов уже пользуется специальными счетчиками МОП, которые учитывают потребление электричества отдельными категориями оборудования в данном здании (например, освещение подъезда и энергоснабжение лифта). Эксплуатация подобных счетчиков для калькуляции потребления электроэнергии на ОДН законодательно не предусмотрена. Вдобавок, такие приборы не могут считаться общедомовыми, поскольку лишь частично учитывают электроэнергию, подаваемую в дом.

Согласно Правилам оказания коммунальных услуг в случаях установки в многоэтажках приборов МОП без использования общедомового счетчика масштаб электроэнергии, направленной на коллективные нужды, исчисляется по принятым потребительским нормам, поэтому показания МОП учету не подлежат.

Если коллективный прибор учета в высотке не установлен, то объем электроэнергии на ОДН определяется в соответствии с нормативами потребления электроэнергии , одобренными региональной администрацией. Для всех областей нормативы индивидуальны. Приведем ряд примеров.

  • Для Новосибирского региона с начала текущего года установлена следующая месячная норма потребления коллективного электричества на 1 м 2: 3-этажные МКД – 0,907 кВт/ч, 5-этажки – 2,210 кВт/ч, 12-этажки – 4,411 кВт/ч, 13-этажки с учетом наличия собственного пункта отопления – 6,128–7,014 кВт/ч.
  • В Ростовской области ежемесячно оплачивают 0,6 кВт/ч на ОДН по электроэнергии, если высотка снабжена только светильниками. При наличии лифта норма расхода возрастает до 1,7 кВт/ч. За насосное оборудование дома оплачивают расход на освещение плюс 0,9 кВт/ч.
  • Жители МКД Саратова тратят на освещение подъездов в месяц следующие суммы: для 2-этажных домов 0,59 кВт/ч; для 4-этажек – 0,84 кВт/ч, причем присутствие насоса увеличивает норму до 0,97 кВт/ч; для 9-этажных зданий минимальный ОДН в 2017 г. достигает 1,82 кВт/ч, с лифтом – 2,4 кВт/ч, с насосом – 2,10 кВт/ч, а силовые агрегаты тянут на 2,72 кВт/ч.

Единый список нормативов по регионам России опубликован на сайте Энергонадзора (http://www.energo-consultant.ru/sprav/).

Мнение эксперта

Не во всех регионах утверждены нормативы на ОДН

Олеся Лещенко,

исполнительный директор Ассоциации управляющих организаций «Новое качество»

Существует ряд субъектов РФ, где до ноября 2016 г. не были установлены нормативы потребления электроэнергии на ОДН. В этом случае оплата начисляется с учетом ранее рассчитанных и утвержденных ОМСУ норм.

Муниципальные органы принимали нормативы на ОДН с учетом старой редакции Правил от 23.05.2006 г. (Постановление Правительства № 306), утратившей силу в декабре 2014 г.

После этого был утвержден новый порядок работы по нормативам, единым для всех субъектов РФ.

При начислении ОДН по электроэнергии согласно нормативам потребления помесячная плата за данную услугу будет одинаковой.

После определения объема общедомовой электроэнергии (по коллективному счетчику либо норме) сумма оплаты распределяется между владельцами помещений пропорционально занимаемой площади. Она вычисляется простым умножением потребленного электричества в кВт/ч на действующий тариф, что и отражается по итогу в квитанции.

Для многоэтажного жилого здания без счетчика формула расчета ОДН по электроэнергии такова:

Объем ОДН = Норматив потребления электроэнергии × Квадратура помещений, которые описаны в составе общедомового имущества, × Площадь квартиры / Площадь квартир в многоэтажном доме.

Мнение эксперта

Технологические потери неизбежны

В. Д. Щербань,

председатель ТСЖ «Московская 117», Калуга

Иногда среди жильцов встречаются непорядочные люди, занижающие показатели потребленной энергии. Не каждый собственник обновляет счетчик, срок действия которого давно исчерпан, что приводит к значительным искажениям в потребленных киловаттах.

Каждый счетчик сам работает от электричества и потребляет энергию. Вдобавок у него есть порог чувствительности, поэтому проходящий поток ниже этого предела прибор не замечает. К тому же, чем старше прибор учета электроэнергии, тем грубее его данные. Я считаю, что общая погрешность измерений может достигать ежемесячно 1,5–3 кВт/ч на каждый счетчик, на старых моделях еще больше. Попробуйте умножить эти цифры на число приборов учета в здании!

Также на технические потери влияет качество электрокабеля. В высотке с капитальным ремонтом и современными коммуникациями потери намного снижены. В новых домах используются медные кабели, а внутриквартирная разводка советских домов осталась алюминиевой. А соединения кабелей, особенно с разным составом, обладают электрическим сопротивлением, предполагающим потери. Именно подсчетами данных потерь в каждом здании никто не занимается, а собственникам тем более не объясняют. Однако такие «мелочи» коллективный счетчик все же учитывает.

Эти нюансы только повышают потребление электроэнергии на ОДН, в то время как оплата ложится на законопослушных владельцев жилья в МКД и нанимателей. К примеру, у нас в 60-квартирном доме обновлены почти все квартирные счетчики на приборы с антимагнитными наклейками. А к общедомовому потреблению относятся домофон, освещение лестничных клеток, аппаратура провайдеров, система видеонаблюдения и автоматические ворота. Для всех систем и приборов в местах общего доступа предусмотрен специально выделенный электросчетчик. Для экономии на освещении подъездов используются светодиодные лампы, а на первом этаже стоят датчики движения. Показания каждого имеющегося в здании прибора учета контролируются постоянно.

Например, в 2015 г. потребление по нашему дому выглядело так. Месячный норматив потребления электроэнергии на ОДН, установленный по Правилам оказания коммунальных услуг № 306, составляет 350 кВт/ч. Фактический использованный объем для всех общедомовых систем за тот же период – примерно 220 кВт/ч, что намного меньше норматива. Среднемесячная разница между подачей электроэнергии в здание и суммой коллективного потребления жильцами внутри квартир составляет 660 кВт/ч. Обратите внимание, это буквально вдвое больше норматива и втрое больше реального потребления систем в помещениях совместного пользования.

На технологические потери ушло 50 кВт/ч, на потери квартирных приборов учета – 180 кВт/ч. В итоге получилось 450 кВт/ч. А вот куда делись 210 кВт/ч, специалисты прояснить не смогли.

Часто задаваемые вопросы про расчет ОДН за электроэнергию

  • Если один собственник не платит ОДН за электроэнергию, то другие добросовестные жильцы рассчитываются за него?

При калькуляции потребления энергии на ОДН факт совершенной оплаты значения не имеет. Расход для каждой квартиры фиксируют индивидуальные счетчики, показания которых снимают контролеры или передают сами потребители. Если даже какой-то жилец не передал сведения и не впустил к себе контролера, расчет для него будет осуществлен по среднемесячному расходованию, а за неимением фактических данных более полугода основой послужат нормы, установленные муниципальной администрацией. Таким образом, количество потребленного электричества в квартире клиента, который не хочет общаться с энергетиками, при начислении ОДН по электроэнергии вычитается из общих энергозатрат многоквартирного дома, оборудованного коллективным прибором учета. Для этого вовсе не имеет значения, как производится оплата. Выше упоминалось, что при отсутствии коллективного счетчика в расчет берутся официальные нормативы потребления, где состояние оплаты по-прежнему не воздействует на результат.

К жильцам, которые не платят за электропотребление, должна применяться индивидуальная практика по взысканию долга: от первого предупреждения до отключения электричества и передачи материалов в суд.

  • Учитывать ли при расчете ОДН за электроэнергию расположенные на первых этажах магазины и парикмахерские?

Подсоединение нежилых (рабочих) помещений, находящихся внутри и даже снаружи МКД, к локальным коммуникациям может осуществляться двумя способами: до коллективного прибора учета и после него.

Для офиса, подключенного до общего счетчика, таковой попросту не учитывает расход электроэнергии, поставляемой в данное помещение, и присутствие этого объекта не влияет на последующие расчеты с жильцами.

Когда точка доступа находится после домового счетчика, при начислении ОДН по электроэнергии, затраченной офисом, ее количество вычитается из общего потребления здания подобно поквартирному расчету. Следовательно, интегрированные в локальные домовые сети нежилые помещения (на профессиональном языке – субабоненты) не повышают плату собственников МКД за электричество для нужд высотки. Разумеется, рядом работают добропорядочные предприниматели, которые подключены к коммуникациям согласно правилам и не вразрез с законом.

  • Платить ли ОДН за электроэнергию, если квартира собственника пустует?

Многих часто интересует оплата ОДН по электроэнергии для пустующих квартир. С юридической точки зрения требование таких платежей вполне законно, поскольку любой собственник недвижимости, даже не проживающий в помещении, должен платить за использование ресурсов общедомовой собственности. Короче говоря, каждый оплачивает то, чем владеет, даже если это часть общедомовой недвижимости.

  • Как правильно вычислить ОДН по электроэнергии, если на доме до сих пор установлен старый прибор учета?

Устаревшие приборы учета давно потеряли точность и не позволяют вовремя сообщить точные замеры в коммунальную службу. Чтобы избежать ежемесячных космических платежей, специалисты советуют россиянам пользоваться новыми счетчиками электроэнергии. Владельцам также полезно заручиться поддержкой УК, сотрудники которой обязаны периодически контактировать с представителем энергоснабжающего предприятия, которые контролируют актуальность подачи сведений и точность расчетов ОДН по электроэнергии. Это избавит жильцов от головоломки, когда и сколько платить. Нужно просто договориться о времени сбора показателей со всех квартирных счетчиков. Желательно делать это в один день, чтобы работник УК не подстраивался под каждого отдельного жильца, так как это физически невозможно.

  • Если ли предел величины платы за электроэнергию на ОДН по нормативу?

Если многоквартирный дом находится в ведении управляющей организации (УК, ЖСК, ТСЖ и др.), начисления ОДН по электроэнергии не должны превышать суммы расчета по нормам потребления, узаконенным муниципальной властью (выше было указано, что нормативы исчисляются на 1 м 2 площади помещений, принадлежащих общему имуществу). Допускается одно исключение, когда жильцы самостоятельно одобрят оплату сверхнормативных расходов на ОДН.

Расчет здесь простой: при отсутствии общедомового счетчика жильцы совершают платежи по действующему нормативу. Если коллективный прибор учета предусмотрен, собственники платят меньше: либо по нормативу, либо за фактическое потребление электричества согласно показаниям общего и внутренних квартирных счетчиков, в том числе в нежилых помещениях. Затраты электроэнергии по ОДН, превышающие норматив, погашает управляющая организация из собственных средств, так как именно ей надлежит поддерживать внутридомовую проводку в исправном состоянии, находить и отключать нелегальные подключения к локальным сетям, использовать энергосберегающие технологии для снижения расходов граждан на электроэнергию по ОДН.

Когда в МКД непосредственное управление, то плата за общедомовые расходы распределяется в полном объеме (включая превышение нормы потребления) в силу того, что обслуживание внутренних сетей и применение эффективных энергоприборов производятся самими жильцами с привлечением для этого профильных организаций.

Мнение эксперта

Законодательство упорно толкает УК и ТСЖ к финансовой несостоятельности и банкротству

М. А. Булкин,

председатель правления ТСЖ «ЖСК-65», Ковров

Наше правительство уже в который раз пробует облегчить жизнь потребителей и усложнить деятельность управляющих компаний. Предпочитая работать с некоммерческими структурами (ЖСК, ТСЖ), своими законопроектами оно упорно подталкивает их вместе с коммерческими УК к финансовому краху и банкротству.

С 2017 г. начало действовать постановление Правительства, возлагающее обязанности по расчету оплаты общедомовых услуг на управляющие компании, которые должны оплачивать их сверхнормативное потребление из собственных средств.

Нормативы принимаются субъектом РФ согласно Постановлению Правительства № 306 от 23.05.2006 г., где абсолютно не предусмотрена специфика некоторых категорий зданий, количество которых со временем растет.

Ключевым параметром расчетов является квадратура помещений коллективного пользования, и эта характеристика, мягко говоря, потеряла здравый смысл. В большинстве случаев такая площадь отсутствует в документах МКД. Поэтому можно бесконечно долго инвентаризировать жилой фонд, затратив на это огромные средства, и не найти ответа на вопрос, почему именно эту площадь законодатель напрямую связал с расходами на ОДН (в том числе по электроэнергии).

Кроме того, остается загадкой, принадлежат ли балконы и лоджии к квадратуре помещений общего назначения? В то время как Постановление Правительства № 491 от 13.08.2006 г. гласит, что лоджии и балконы принадлежат к коллективному имуществу, регистрационная документация показывает полную принадлежность этих площадей непосредственно владельцам; они пребывают в их единоличном пользовании.

Для снижения оплаты ОДН профессионалы дают управляющим компаниям, равно как и владельцам многоквартирных жилых домов, несколько советов.

  1. Норматив ОНД по электроэнергии в начале 2017 г. в среднем по России возрос на 7,3 %. Это доказывает, что имеет смысл собрать деньги и поставить наконец общедомовой счетчик, затраты на приобретение и монтаж которого окупаются за несколько месяцев.
  2. Несвоевременная подача данных квартирных счетчиков – лишний повод для начисления ОДН по электроэнергии по стандартным нормативам. Для «опоздавших» жильцов, которые подают сведения после назначенного срока (26 числа каждого месяца), коммунальщики рассчитывают среднегодовое потребление, впоследствии переходя к региональной норме.
  3. Снимать показания электросчетчика лучше в присутствии уполномоченного лица, избранного на общедомовом собрании. По правилам это контролирует управляющая компания в случае, если она руководит многоэтажкой. До сих пор многие россияне не желают взаимодействовать с этими организациями, поэтому органы власти, изучая обращения граждан, ежегодно расширяют права собственников МКД, ограничивая права управляющих предприятий.
  4. При подозрениях на нелегальное подключение к локальным сетям предпринимателей, снимающих помещения нижних этажей, управляющая компания должна прояснить ситуацию. Инициатива может исходить и от собственников МКД, которые вправе обратиться с заявлением в свою УК. Что до управляющей компании, то она максимально заинтересована в выявлении хищений, так как деньги за перерасход выплачивает из своего бюджета.
  5. Можно сэкономить на электроэнергии по ОДН в 2017 г. путем замены старой проводки на современную. Как подтверждает практика, потери электричества удастся полностью устранить.

Как устанавливают общедомовые счетчики электроэнергии для экономии ОДН

Коллективные электросчетчики устанавливаются для всей многоэтажки, чтобы решать следующие задачи:

  • измерять электроэнергию, используемую на общие нужды здания (освещение подъездов и придомовой территории, электропитание лифтов и др.);
  • определять количество энергии, потребляемой в квартирах высотки;
  • обнаруживать факты бесконтрольного электропотребления и тайного подключения к локальной электросети.

Коллективные приборы учета для многоэтажек устанавливаются на деньги владельцев жилья и относятся к общедомовой собственности здания.

Есть несколько вариантов установки общедомовых счетчиков.

  1. На общем собрании владельцы МКД выносят решение о необходимости в электросчетчиках, после чего добровольно сдают деньги на приобретение и установку приборов.

Как правило, это случается в домах, где активно работает общественный совет жильцов или живут экономически грамотные, ответственные люди, осознающие выгоду от оплаты по показаниям общедомовых счетчиков электроэнергии для экономии ОДН.

При этом финансовые средства снимаются с домового счета согласно статье «Текущий ремонт». В случаях, когда средств по этой статье не хватает, домовой совет собирает недостающую сумму с жителей МКД. Если большинством голосов собственников сбор денег одобрен, то придется раскошелиться даже тем, кто возражал против такого решения.

  1. При неактивном совете домовладельцев УК самостоятельно решает вопросы покупки и установки приборов учета для ОДН по электроэнергии. Средства на это частично снимаются со статьи «Текущий ремонт», остальные деньги компания добирает с владельцев МКД или приобретает счетчики в рассрочку.
  2. Когда владельцы жилья не могут договориться с управляющей организацией об установке коллективных счетчиков, энергопоставляющая компания сама определяет прядок установки учетных приборов общего пользования. Поставщик электроэнергии письменно оповещает УК о рекомендуемом типе счетчиков и самостоятельно выполняет их установку.

Владельцы жилья не вправе преграждать доступ к внутренним электросетям и подвалам. Оплата счетчиков электричества также возлагается на собственников МКД, при этом возможна рассрочка на срок до пяти лет. В этом случае общая стоимость дополняется процентами по курсу Центробанка РФ.

Если владельцы помещений многоэтажки наотрез отказываются использовать коллективные счетчики электроэнергии, согласно КоАП РФ они подвергают наложению административной ответственности (в том числе штрафам) свою управляющую компанию, поставщика энергоснабжения или ТСЖ.

Отказ жильцов от приобретения приборов учета и оплаты их текущего обслуживания может привести к судебному рассмотрению. Если владелец проиграет процесс (что чаще всего и происходит), то, кроме искового заявления, жильцы возместят и юридические расходы.

Данные общедомовых приборов учета для ОДН по электроэнергии нужно фиксировать ежемесячно на постоянную дату. Это входит в обязанности управляющей организации и проводится на глазах у главы жилищного совета либо его заместителя.

Предприятие - поставщик энергоресурсов имеет право на свое усмотрение затребовать сверку данных со счетчиков в любое время. Владельцам жилья возбраняется мешать доступу к коллективным электросчетчикам сотрудникам УК и работникам энергоснабжающей компании.

Перерасчет ОДН по электроэнергии по инициативе собственников

Любой собственник имеет все основания потребовать от управляющей организации (либо ТСЖ) перерасчета ОДН по электроэнергии. Что для этого потребуется?

  1. Подать в УК заявление по электроэнергии на ОДН следующего содержания: «Требую выполнить перерасчет или вернуть незаконно начисленные деньги за электричество на ОДН, превышающие утвержденные нормативы».
  2. Называя данное обращение требованием, собственник получит ответ от УК на протяжении семи дней, а употребив форму заявления со словом «прошу», будет ждать результата около месяца. Не получив ответа на свое обращение, владелец помещения может написать подобное обращение в прокуратуру с просьбой о проведении проверки. Прокуратура обычно переадресует такие дела в Госжилинспекцию для проведения проверки и при наличии нарушений заставляет УК сделать перерасчет.

Разумеется, представленная процедура потребует от жильца нервов и времени. Поэтому не каждый владелец помещения станет ввязываться в это ради «несчастных» 150 рублей в месяц. Именно на это и надеются недобросовестные управляющие организации, для которых такие сотни превращаются в миллионы.

Вот вам пример из жизни. Электроэнергия на ОДН и холодная вода ежемесячно обходились собственнику Петрову в лишних 140 рублей. Разделив данный излишек на квадратуру жилья (98,6 м 2), получаем 1,4 рубль на 1 м 2 . Учитывая совокупную площадь квартир в многоэтажке Петрова (примерно 9,8 тыс. м 2), имеем с этого дома ежемесячно переплату на сумму 13 720 рублей. Допуская, что подобных зданий УК обслуживает более сотни, со скидкой на различную площадь прибыль составит около 1 млн рублей. В течение года накапливается примерно 12 млн рублей.

Иван Хренов-Российский
www.Prozim.ru
E-mail: [email protected]

***
« ЖКХ РОССИИ»

101. Констатировать: ЖКХ не работало в нашей стране, ни в какие времена! В Советскую эпоху государство финансировало его по остаточному принципу, а потому и шли туда работать в основном неудачники да пьяницы – « Афони». Работали они отвратительно, да, к тому же брали взятки и разворовывали, пропивали без того нищее имущество ЖЭКов.
В настоящее время положение в ЖКХ много хуже! Им правит коммерческий криминал.
Население в нашей стране очень разобщено. Вряд ли можно найти в мире ещё такую страну, где соседи по подъезду и даже по лестничной площадке в многоэтажном доме за многие годы соседства не удосужились бы даже познакомиться между собой.
Не благодарное дело разбираться в причинах этого, их слишком много и они не просты. Одно лишь можно сказать: вины простых людей здесь нет. Виновны недальновидные, алчные, продажные, корыстные и, наконец, просто бездарные и глупые лидеры нашей многострадальной страны, которых в изобилии в разные времена посылала нам Судьба! Разбираться здесь, кто виноват, конкретно, бесполезно, да уже и ни время.
Очередным безответственным экспериментом над нашим обществом оказалось преднамеренное « отпущение вожжей», точнее, — умышленное попустительство и произвол в современном ЖКХ, обернувшийся самозахватом этой сферы административно-бандитскими формированиями под личиной всякого рода ТСЖ и Управляющих компаний (УК). Вся страна охвачена густой криминальной сетью, поделившей сферы влияния в ЖКХ.
Такая политика стала сущей бедой для большинства населения нашей страны – « Собственников жилья», как правило, старого, сильно изношенного или нового с многочисленным строительным браком.
Новоявленные захватчики буквально поработили Собственников жилья. Прикрываясь заказными « Законами» и « Постановлениями», они насаждают жестокий рэкет по отношению к жителям « многоэтажек» и целых жилых микрорайонов.
Попытки отдельных граждан постоять за свои « права» грубо и изощрённо подавляются, вплоть до физической расправы! Здесь заправляют свои « Цапки»!
Попытки отдельных граждан постоять за свои « права» грубо и изощрённо подавляются, вплоть до физической расправы!
Центральная и региональные власти страны, проявляют « пассивность», демонстрируя, « нейтралитет» в развитии событий по ЖКХ. Трудно сказать, от чего это больше: от бессилия, то корысти или от страха перед возможным народовластием в этой имущественной сфере страны. Слабая « Власть» иногда предпочитает отдать страну в руки криминала, чем в руки собственного народа – меньше хлопот, да и выгодно.
102. Признать, что для решения проблемы ЖКХ необходимы глубокое самосознание и самоорганизация общества, чего от нашего народа, по крайней мере, в обозримом будущем ожидать не следует. Необходимо проявление в ЖКХ всеми государственными властными структурами страны большой политической воли и высокой ответственности.
Власть должна определиться, наконец, в выборе союзника по управлению страной: подавляющее народное большинство « малоимущего» населения или криминал – богатое, сильное, но беспринципное жестокое и алчное « имущее» меньшинство.
В интересах малоимущего общества предпочтительна « Власть», опирающееся на доверие и поддержку широких народных масс.

103. Констатировать, что до недавнего времени ЖК РФ даже не предусматривал такого органа самоуправления Собственников помещений, как Домовые Советы Собственников (ДСС) и это было не случайно. Ведь такая самоорганизация Собственников жилья не позволит в дальнейшем использовать ЖК РФ, как удобное прикрытие для любых злоупотреблений в ЖКХ. Под этим прикрытием Управляющие компании (УК) в большинстве случаев просто навязываются Собственникам жилья без всякой альтернативы.
Приятно отметить, что теперь статья 160.1 ЖК РФ система координально изменена в пользу Домовых Советов Собственников.
Вместе с тем, в ЖК РФ всё также прописан такой безликий ущербный « институт», как « Общее собрание» Собственников жилья – инстанция, которую ни кто не организует и не возглавляет (упаси Бог). Это « собрание», хотя по Закону всё определяет и решает, само является полной неопределённостью. А ведь именно оно должно избрать ДСС. Ну впрямь, как по притче: « что же появилось раньше курица или яйцо».
Формально такое « собрание» может быть созвано по инициативе любого Собственника в многоквартирном доме, т.е. когда угодно и кем угодно, сегодня одним « дядей» (или « тётей»), завтра другими, на призывы, которых мало кто отзовется.
Такие спонтанные неорганизованные сходы Собственников без повестки дня, без орг. актива (секретарь, председатель-ведущий собрание, регистрации участников, кворума), протокола скорее можно назвать « собранием прохожих», где « участники», проходя и задерживаясь на несколько минут, идут дальше, по своим делам, на их место подходят новые любопытные и т.д.
Какие же решения могут быть приняты на таком « собрании», где большая часть – случайные прохожие?!
К стати, выдержка из ЖК РФ (статья 46, п.4: « Протоколы общих собраний собственников …., хранятся в месте или по адресу, которые определены данным собранием». Наверное (скажу, по-секрету!) « в углу двора под дубом» или « на чердаке за трубой».
И ещё выдержка из ЖК РФ (ст. 45, п.1): « Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны (!) ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Повестка дня, а также порядок уведомления о принятых им решениях устанавливается общим собранием Собственников помещений в многоквартирном доме».
Ну, прямо « Тяни-Толкай» какой-то получается! Интересно, кто же всё-таки « Автор» текста ЖК РФ?
Вот так, но этот « бардак» вполне устраивает УК, а протокол они и сами « состряпают» какой надо, позднее и закроют им рот любому, отдельно взятому Собственнику жилья со словами: « так решило большинство на общем собрании».
При таком ЖК РФ всегда имеется возможность навязать Собственника жилья в многоквартирном доме любую угодную местным властям УК. Пока такое « собрание» что-либо решит, время его попросту выйдет и тогда за Собственников всё решит « Орган местного самоуправления» (ЖК РФ ст. 161, п.п. 4 и 5). Спустя десять дней Собственников помещений в многоквартирном доме уведомят о результатах, по которым, они обязаны будут заключить договоры с УК, выбранной этими « органами».
Но самая большая беда для собственников жилья в многоквартирном доме (и раздолье для шулеров) таится в восьмом разделе ЖК РФ, где всё базируется на « решениях Общего собрания». В таком доме может быть от 500 сот до 1000 и более Собственников жилья. Значительная часть жильцов владеет помещением по найму, Собственник живёт в другом месте, может даже в другом городе. Среди Собственников идёт непрерывная ротация по разному поводу. Большинство из них просто не считают нужным тратить своё личное время на участие во всякого рода общественных мероприятиях.
Так что это самое « Общее собрание Собственников» в таких домах практически невозможно.
В таком случае ситуацию в новом доме берёт « в свои руки» Застройщик, а в заселённом любая самопровозглашённая УК. Они сами « стряпают» Протокол мнимого « Общего собрания», где, возможно, даже имеются какие-то « подписи» со стороны Собственников или по их « поручению», но оспорить подлинность сего « документа», особенно спустя некоторое время по известным причинам, практически, невозможно.
После такой безотказной аферы Собственники у этих « дельцов» что называется « в руках». Они (каждый Собственник в отдельности) лишаются всех прав на личное мнение и инициативу. Во взаимоотношениях с УК принимается во внимание только мнения (решения) большинства Общего собрания! Теперь то от имени « Общего собрания» УК может навязать любые условия, в том числе форму и состав Договора на « Содержание и эксплуатацию жилья».
Вот так, « Собственнички», недооценили важность « общественных мероприятий», теперь извольте на « дойку» и не роптать! И так теперь на долгие годы!

104. Принять под надзором СПДМ активное государственное участие в формировании структур властного полномочного самоуправления Собственников жилья в виде домовых, дворовых, квартальных, районных, городских и вплоть до всероссийского Совета Собственников жилья, способных в интересах Собственников решать все их проблемы.

105. Констатировать что от завершения строительства многоквартирного дома и до передачи его в собственность Дольщикам – пропасть.
На стадии, когда дома уже принят в эксплуатацию от застройщика муниципальными структурами, вся документация, в том числе Договоры долевого участия, ключи от квартир, находятся в руках Застройщика.
Заселение дома с подписанием Акта приёмки-передачи квартир от Застройщика Собственнику (бывшему Дольщику) с вручением ключей возможно лишь на основе ещё действующего на этот момент Договора между Застройщиком и Дольщиком: от Исполнителя (Застройщик) – Заказчику (Дольщик) в собственность.
Выполнять эту процедуру должен уполномоченный сотрудник от Застройщика, как организованной официальной структуры со статусом юридического лица при обязательном участии представителя местной власти.
Собственники квартир на этот момент не являются консолидированной структурой и не имеют своего органа самоорганизации и самоуправления. Поэтому (что не прописано в ЖК РФ) Застройщик на этот момент всё ещё несёт на себе бремя ответственности за состояние и обслуживание квартир и общедомового имущества в многоэтажном доме.
Здесь не мешает вспомнить и, в какой-то мере, воспользоваться опытом коллективизации на заре Советской власти в СССР, когда структура самоуправления насаждалась инициативой и участием « сверху» с последующим контролем её реализации и функционирования до лучших времён.

106. Признать, что на сегодня всё далеко не в соответствии с интересами граждан. Дольщики прибывают в новостройку для заселения по своей инициативе, неорганизованно в разное время, где их встречает представитель не весть, как, откуда взявшейся Управляющей компании (УК). Он даёт каждому Дольщику на подписание, в том числе: заготовленный тиражированный Застройщиком индивидуальный Договор, Правила пользования жилым помещением, Акт приёмки-передачи квартиры от Застройщика Собственнику, ещё какие-то бумаги и долгожданные ключи от квартиры. Как говорят: « Дело в шляпе»!
В этой эйфории счастливый Собственник не замечает подвох. Позднее, на его вопрос: « Откуда же всё-таки взялась УК?» , ему ответят: « Как, Вы же сами подписали при вселении протокол Общего собрания Собственников с таким решением!»
Собственник оформляет соответствующее Свидетельство о собственности на квартиру, а на владение « Общим имуществом» в многоквартирном доме Свидетельство Собственнику не выдаётся, и оно – это имущество как бы « повисает в воздухе».
В ЖК РФ не предусмотрена процедура передачи этой собственности от Застройщика Собственникам квартир.

107. Следует отметить, что феномен « Общее имущество» в ЖКХ обязан своим появлением образованию УК в многоквартирных домах. Он сродни советскому лозунгу: « Всё вокруг колхозное – всё вокруг моё!», который, в конечном счёте, обернулся своей противоположностью: « Всё вокруг бесхозное – всё вокруг ничьё». Именно так сегодня обстоит дело с « Общим имуществом» в многоквартирных домах. Это атавизм, мёртворождённый ещё в прежние времена.

108. Принять:
— что, для выполнения процедуры передачи ответственности за состояние и обслуживание общедомового имущества в многоэтажном доме от Застройщика специализированному предприятию — Исполнителю этих работ, Застройщик, должен организовать первое, учредительное собрание Собственников-Дольщиков на этот момент ещё партнёров Застройщика по Договору о долевом участии в строительстве многоэтажного дома.
— в повестке дня первого, учредительного собрания обязательно обозначить пять вопросов, в том числе:
1. Выбор Домового Совета Собственников (ДСС) многоквартирного дома и его Председателя.
2. Выбор способа управления многоквартирным домом и Управляющей организации.
3. Организация ДСС и его Председателем заключения индивидуальных Договоров на « Услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме» между Управляющей организацией и Собственниками квартир в многоквартирном доме на условиях, определённых Общим собранием (ЖК РФ, статья 44, пункт 31 – введён Федеральным законом от 27.09.2009 №228-ФЗ).
4. Передача с баланса Застройщика на баланс, выбранной по п.2, Управляющей организации на период её полномочий « общего имущества» Собственников многоквартирного дома и обязанностей на « Услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме» вместе с гарантийными обязательствами Застройщика перед Собственником жилья.
5. Делегирование Общим Учредительным Собранием Собственников квартир в многоквартирном доме ДСС в лице его Председателя права вести все дела с Управляющим организацией, в рамках индивидуальных Договоров между Собственниками квартир и этой Управляющей организацией (ЖК РФ, статья 44, пункт 31 – введён Федеральным законом от 27.09.2009 №228-ФЗ).

109. Принять:
— обязательным систему отчётности перед Собственником жилья любой организацией управляющей многоквартирным домом по индивидуальному Договору в виде ежемесячной приёмки – передачи по Акту, порученных Собственником для исполнения и фактически выполненных работ и услуг, до (!) выставления счёта (квитанций) на квартплату.
— тарифы на « услуги по управлению, обслуживанию и ремонту совместной собственности в многоквартирном доме» должны быть согласованы и утверждены Председателем ДСС до их применения во взаиморасчётах между управляющим предприятием и Собственником.
***
110. Признать, что на сегодня в системе ЖКХ существует непримиримое разногласие между Собственником жилого помещения (заказчик « услуг и работ») и (УК) Управляющей компанией (исполнитель « услуг и работ») по фактическому составу « услуг и работ» при расчёте « платы за жилое помещение», то есть: « оплаты за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме» (ЖК РФ, раздел VII, статье 154, п.п. 1, 2), а также по принципу установления тарифов и способу их применения при взаиморасчёте участников Договора.
На сегодня сам тариф, фактически, не согласовывается с Собственниками, как того требует ЖК РФ, несмотря на безапелляционные заявления УК в ежегодных финансовых отчётах о том, что тариф принимается « путём заочного голосования Собственников….». Он самовольно выдвигается УК по максимуму, согласно, только ей ведомым, каким-то « Постановлениям» путём увеличения тарифа предшествующего года, причём более чем на 6% (вопреки указанию Президента) с извещением Собственников через доску объявлений.
111. Констатировать, что, согласно ЖК РФ, раздел VII, статье 154, п.п. 1, 2 тариф, принятый УК, должен быть применён на выполнение в полном объёме всех « услуг и работ» по статье « плата за жилое помещение». При этом каждый Собственник реализует своё бремя платы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме путём внесения на счёт УК денежных средств, пропорционально своей доле в общедомовом имуществе, образовавшихся перемножением тарифа на площадь жилого помещения Собственника. В этом состоит и этим должен завершаться полный ежемесячный взаиморасчёт сторон, Собственника и УК – участников Договора.
112. Констатировать, что действующий Договор и ЖК РФ, раздел VII, статье 154, п.п. 1, 2 не предусматривают увеличение затрат Собственника в случае привлечения УК сторонних организаций для выполнения своих договорных обязательств перед Собственником. Все затраты Собственника по статье « плата за жилое помещение» определяются принятым тарифом. При этом, введение УК в одностороннем порядке новых статей затрат и предъявление их по дополнительным (от смежников) тарифам к оплате Собственнику согласно ЖК РФ недопустимо!
Однако УК в отношениях с Собственником систематически нарушают договорные обязательства и нормы ЖК РФ.
Рассмотрим это на « живом» примере по городу N-ску, типичном для всей страны.
Так, своим волевым решением УК из статьи ЖК РФ, раздел VII, статье 154, п.п. 1, 2 « плата за жилое помещение» (предмет Договора) самовольно вычленяют одну составную часть, именуя её « Содержание и эксплуатация» (иногда – « жильё») и расценивают отдельно по полному тарифу (в рассматриваемом случае — 12,24 руб/ м² , 2013 год), а остальное выставляют Собственникам для их оплаты уже самостоятельными статьями, по разным дополнительным тарифам, не являющимися слагаемыми частями уже выставленного Собственнику тарифа (так и указывается в квитанции на квартплату):
1. — « Содержание и эксплуатация» — 12,24 руб/ м² ;
______________________________________________
2. — Аварийное обслуживание – 0,28 руб/ м² ;
3. — Вывоз мусора – 1,80 руб/ м² ;
4. — Лифт – 1,66 руб/ м² ;
5. — Обслуживание ИТП – 0,46 руб/ м² ;
6. — Обслуживание ВНС – 0,18 руб/ м² ;
7. — Обслуживание АСПЗ – 0,63 руб/ м² ;
8. — Домофон (15 руб/месс) – 0,167 руб/ м² ;
9. — Освещение подъезда – 1,92 руб/ м² ;
10. — Охрана общедомового имущества (70 руб/месс) – 0,775 руб/ м² .

1. Тариф « оплаты за жилое помещение» (руб/ м²) применять один, « единый» и единственный.

2. Величину тарифа по п. 1 УК согласовывать (если нет ДСС) персонально с каждым участником индивидуального Договора – СЖ в многоквартирном доме, путём двусторонних переговоров и совместного подписания соответствующего дополнительного Соглашения (Акта).

3. Взимание УК любых прочих дополнительные платежей с СЖ по этой статье и тарифам, не являющимся составной частью « единого» тарифа считать недопустимым.

4. Максимальная величина численного значения « единого» тарифа по п. 1 не должна превышать вполне определённой, зарегистрированной в РФ величины, например, 0,162% от стоимости « Минимального размера оплаты труда» — МРОТ, действующего на расчётный период.

5. Максимальная величина численного значения « единого» тарифа по п. 1 может быть скорректирована для последующих взаиморасчётов, при изменении МРОТ.

114. Принять недопустимым:
— увеличение затрат Собственника в случае привлечения УК сторонних организаций для выполнения своих договорных обязательств. Все затраты Собственника по статье « плата за жилое помещение» определяются принятым единым тарифом с учётом доли Собственника в общедомовом имуществе (ЖК РФ, раздел VII, статье 154, п.п. 1, 2).
— введение УК в одностороннем порядке дополнительных к действующему Договору статей затрат и предъявление их к оплате Собственником!

115. Следует обратить внимание на особый, спекулятивный приём, к которому повсеместно прибегают УК в системе ЖКХ для репрессии на Собственников жилья, при « выбивании» из них желаемого размера оплаты за свои услуги.
Собственники не всегда согласны оплачивать УК некоторые стать затрат или платить по необоснованно завышенным тарифам и соответственно уменьшают сумму выставленную им в квитанции, при этом в полной мере оплачивая коммунальные услуги. Но форма квитанции изготовлена так, что невозможно определить по какой статье Собственник решил произвести вычет из расчётного итога.
В частности, к примеру: по холодному водоснабжению, по статье « на общедомовые нужды» — ОДН, это теперь вместо непопулярного « ВОДОДОБОРА»!
Как и прежде, неучтённые водомерными приборами Собственников в квартирах, расходы холодной воды достигают « баснословных» величин.
Общий месячный расход по дому (из примера выше – шесть подъездов 10 – 16 этажей) на « общедомовые нужды», за месяц (обратным расчётом способом УК и данным квитанции) достигает 550 кубических метров. Таким количеством воды можно заполнить внутренний двор этого дома слоем глубиной почти по колено! Или до десяти железнодорожных цистерн!
По принятой УК квалификации, весь объём воды, образовавшийся, как разность между количеством воды, поставленным Водоканалом в дом и количеством воды, потреблённым по отчётным документам Собственников внутри их квартир — есть вода, израсходованная УК (!) на « общедомовые нужды».
Ещё раз повторим (для « невнимательных»): вода на « общедомовые нужды» расходуется УК за пределами квартир Собственников. Её количество не подтверждается показаниями приборов: на какие, конкретно, « нужды» и сколько. Расчётное количество неправдоподобно!
И, наконец, самое вопиющее: по данным квитанции УК вода, израсходованная на « общедомовые нужды» за пределами квартир, в конечном счёте, стекает (списывается) во внутриквартирные санитарно-технические приборы Собственников, приплюсовывается к статье « канализация», за что ми дополнительно приходится платить! Практически, за один и тот же необоснованный объём, да ещё и дважды!
Это неприкрытый подвох, фальсификация, мошенничество – преступление! К Управляющей компании нет доверия!
Вообще нельзя исключить при этом вариант перепродажи, « сэкономленных УК ресурсов (вода, электроэнергия, тепло) по статье ОДН, иным пользователям, коих на территории жилого комплекса „пруд пруди“ (магазины, детские дошкольные учреждения, рестораны, кафе, мастерские, автомойки, станции ТО и т.п.).
116. Принять необходимым и обязательным предоставление от УК Собственникам жилья достоверной, подтверждённой показаниями приборов, информации о « потребителях» и потреблении воды, электроэнергии и тепла на « общедомовые нужды» одновременно или до выставления счёта на оплату по этой статье.
Как правило, УК не утруждают себя детальными разъяснениями Собственникам по расходам средств, собираемых ею ежемесячно по статье квитанции « содержание и эксплуатация» (иногда, именуемой просто – « жилище»). По приведённому выше примеру (шесть подъездов 10 – 16 этажей) это более 285 тысяч рублей. Приняв во внимание вывешенный у подъездов подробный « график по уборке помещений дома», — эта услуга УК (один дворник и две уборщицы) тянет не более сем на 25 тысяч рублей в месяц, но нет обоснованной информации о распределении всей суммы. На запросы Собственников УК ответа не даёт.
Пользуясь навязанным Собственнику посредничеством по сбору платы за коммунальные услуги, УК, компенсируя недоплату ей Собственником, нередко присваивает часть денег за коммунальные услуги в свою пользу и, переадресовывая « недоимки» коммунальщикам, « сваливает» эту кражу на Собственников, как на злостных « неплательщиков» за коммунальные услуги.

117. Принять с дополнением в ЖК РФ, с целью укрепления позиции Собственников жилья во взаимоотношениях с УК, выставление Собственнику платы за оказанные ему коммунальные услуги и за услуги со стороны УК по отдельным разным квитанциям.

118. Констатировать, что при передаче в России индустрии строительства жилых и гражданских объектов в частные руки, качественные показатели резко упали. Вульгарная коммерческая рентабельность, прибыль вышли на передний план в ущерб качеству, безопасности и комфорту пользователей.

Захватившие строительную индустрию страны криминально — коммерческие структуры по факту подменили строительные, санитарные нормы и правила (СНиПам и СанПиНам) своими « понятиями» и волей « Хозяина» строительной фирмы. Строительство и последующее управление промышленными и гражданскими объектами попало в руки случайных (!) некомпетентных безграмотных исполнителей. В российском « неокапитализме» происходит явная девальвация интеллекта. В результате: грубо нарушаются требования по прочности, надёжности и долговечности сооружений, инженерные сети искажены и функционируют плохо.
В рассмотренном здесь « живом» примере в нарушение СНиПам и СанПиНам « лежаки» в подвале и « выпуски» к дворовым колодцам проложены без уклонов, канализация не домовая и дворовая выполнены с отклонениями от стандартов. Несмотря на многочисленный строительный брак, многоэтажный дом успешно принят ( « устаканен») и введён в эксплуатацию. Нет сомнения: рассмотренный пример не исключение для домостроительной практики по всей стране.
Создаются предпосылки к быстрому повсеместному выходу из строя инженерных сетей, а в не далёком будущем можно ожидать даже случаи домокрушения, особенно « высоток». Правда все « Полонские» к тому времени уже « заметут следы», благополучно переселившись за рубежи в замки на свои х островах.
Особо остро проявляется фактор минимизации площади земельных участков под жилые здания, вплоть до полного исключения придомового участка общедомового пользования – двора! Не трудно представить себе в каких условиях при этом оказываются жильцы многоэтажных домов. А, целях наживы « Застройщики» всё увеличивают этажность жилых зданий от пяти – девяти в советские времена до шестнадцати – двадцати пяти теперь. И это вовсе не признак прогресса, это – стремление к сверхприбыли!

119. Принять на государственном уровне положение о выдаче разрешения на строительство гражданских и промышленных объектов исключительно с соблюдением норм и правил, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности и бытовой комфорт пользователей в соответствии с передовыми международными требованиями, при строгом соответствии площади земельного придомового участка общедомового пользования жилой и прочей обитаемой площади строения.

Есть основания полагать, что счетчики в многоквартирных домах, по которым взимается тариф за ОДН, установлены незаконно

Оплата за свет и одн - головная боль, как жителей Томской области, так и всей России.

Соблюдения законодательства «Горсетям» в установлении счетчиков не понадобилось.

Плата за «общедомовые нужды» - постоянная тема для горячих дискуссий. Как мы все помним, с 1 января 2013 года вступили в силу новые нормативы по электроснабжению. Нормативы в течение года в среднем выросли на 15 % . Изменения коснулись и схемы начисления за ОДН. Вот что заявлял год назад и. о. начальника областного департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Юрий Баев.

Ранее данное начисление производилось пропорционально потреблению в квартире, сегодня ОДН будет распределяться пропорционально занимаемой площади, - заявлял он. - Законом теперь установлено, что показания нужно сдавать с определенное время. Мы обязаны снимать показания с 23-го по 25-е число каждого месяца и передавать до 26-го числа в ресурсоснабжающую организацию.

Если потребитель своевременно не предоставит информацию, то плата за коммунальные услуги за 3 месяца будет рассчитываться по среднемесячной , которая зависит от показаний индивидуального прибора учета за год. После 3 месяцев - по нормативам потребления. Томичи могут снизить платежи за коммунальные услуги, если поставят в жилых помещениях счетчики. Именно под этим «соусом» в домах в свое время начали устанавливать общедомовые счетчики. Но сделали это, как всегда, «через одно место». И вот почему.

Без согласия и договоров

В пылу обсуждений и дискуссий по поводу введения оплаты за ОДН в Томске, чиновники забыли (или забыли в кавычках?) о немаловажной детали. Дело в том, что, согласно ст. 44 Жилищного кодекса РФ, приборы учета электрической энергии, поступающей в многоквартирные жилые дома, должны были быть установлены только с согласия общих собраний собственников жилых помещений в многоквартирных жилых домах. Однако в Томске все случилось с точностью до наоборот. Уже известная нашим читателям фирма ООО «Горсети», занимающая доминирующее положение на рынке по передаче электрической энергии на территории Томска, в рамках проводимой программы модернизации электроучетов установила приборы учета электрической энергии в многоквартирных жилых домах без проведения всяких собраний собственников. В частности, такие факты были выявлены и доказаны в Томке по ул. Советской, 46 (ООО «Стройсоюз»), ул. Войкова, 84 (ООО «Жилсервис»), ул. Ванцетти, 25 и пр. Ленина, 108 (ООО «Ремстройбыт»). Предполагаем, что данные факты в Томске носят повсеместный и очень распространенный характер.

Установка приборов коммерческого учета электрической энергии, поступающей в данные жилые дома, была оформлена актами, подписанными представителями ООО «Горсети» и управляющими компаниями. Согласно ответу УФАС по Томской области от 12.04.2013 г. № НХ/1842, «установка приборов учета производилась за счет средств ООО «Горсети» и не оплачивалась ни управляющими компаниями, ни собственниками помещений в многоквартирных жилых домах. Предоставленные управляющими компаниями отчеты о затратах на содержание и текущий ремонт жилых домов за 2010-2012 гг. подтверждают, что собственники жилых домов не оплачивали установку ООО «Горсети». Согласно актам, подписанным представителями ООО «Горсети» и управляющими компаниями, приборы (коммерческого) учета электрической энергии, поступающей на многоквартирные жилые дома находятся на балансе ООО «Горсети». Хотя, например, согласно п. 3 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, все электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения в границах многоквартирных жилых домов, должно находиться в собственности собственников жилых помещений данных многоквартирных домов.

Более того, несмотря на то, что приборы (коммерческого) учета находятся на балансе ООО «Горсети», согласно отчету ООО «УК Стройсоюз» умудрилось выставить жителям оплату за установку прибора коммерческого учета электроэнергии. Между прочим, данные неправомерные действия управляющей компании, попахивают мошенничеством и правоохранительным органам есть чем заняться.

Счета за ОДН незаконны?

К чему мы так подробно осветили данный вопрос с законностью установления счетчиков в многоквартирных домах? К тому, что если эта позиция верна и корректна, то выставлять счета за расход электроэнергии на ОДН по данным приборам коммерческого учета, установленным и находящимся на балансе у ООО «Горсети», организация ОАО «Томскэнергосбыт» не имеет никакого права. Во-первых, счетчики должны были быть установлены только с согласия общего собрания собственников жилых помещений и находиться в их собственности. Во-вторых, у ОАО «Томскэнергосбыт» и ООО «Горсети» должен быть заключен договор использования коммерческих приборов учета электроэнергии, поступающей на многоквартирные жилые дома, для осуществления начислений за ОДН по электроэнергии. ООО «Горсети» обязано обратиться к собственникам жилых помещений многоквартирных жилых домов о проведении общих собраний собственников в многоквартирных домах, принять решение об установке счетчика, выбрать организацию, которая установит счетчик. Соответственно, взимать плату за услуги ОДН по электроэнергии в «Томскэнергосбыт» могли только в соответствии с законодательством. Без этого выставление счетов на оплату ОДН самовольно и незаконно. Чтобы по этому поводу ни говорили в «Томскэнергосбыте»

«Закон не запрещает»

Справедливости ради мы попросили прокомментировать ситуацию пресс-службу ОАО «Томскэнергосбыт». Мы спросили - на каком основании приборы коммерческого учета электрической энергии поступающей на многоквартирные жилые дома в Томске, установленные ООО «Горсети», принадлежащие другому юридическому лицу, используются вами для осуществления расчетов и начисления по ОДН за электроэнергию?

И вот что они ответили.

«Законодательство РФ не связывает способ расчета платы за потребленную на общедомовые нужды электроэнергию с принадлежностью (нахождением во владении, пользовании, на праве собственности) общедомового прибора учета потребленной электроэнергии собственникам жилых и нежилых помещений многоквартирного дома - потребителям электроэнергии, поставляемой ресурсоснабжающей организацией, а связывает способ расчета платы за потребленную, в том числе и на общедомовые нужды, электроэнергию только с наличием в данном многоквартирном доме общедомового прибора учета потребленной электроэнергии либо с его отсутствием.

В связи с вступлением в силу с 12.06.2012 г. Постановления Правительства РФ № 442 от 04.05.2012 г. «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» обязанность по установке приборов учета возложена на сетевую организацию (п. п. 43, 150).

Согласно пункту 152 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденных постановлением правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее — Правила № 442), под допуском прибора учета в эксплуатацию понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.

Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки. У ОАО «Томскэнергосбыт» нет оснований для отказа к приемке в расчеты надлежащим образом допущенных приборов учета электроэнергии». (Конец цитаты.)

Вот так, закон якобы «не запрещает» снимать показания с приборов учета, неизвестно как и кем установленных. Получается, независимо от того, кто установил прибор учета, ОАО «Томскэнергосбыт» может производить по нему расчеты и начисление. Про наличие договора на обслуживание счетчиков с ООО «Горсети» представители от ОАО «Томскэнергосбыт» даже не заикнулись. Хотя Жилищный кодекс обязывает провести данную процедуру жестко в соответствии с законом и только с согласия общего собрания собственников жилых помещений многоквартирных жилых домов.

Однако именно по закону в ООО «Горсети» и ОАО «Томскэнергосбыте» действовать и не хотят. Зачем нам проводить собрания собственников, давать им право на установку и выбор организации по установке счетчиков, да еще отдавать им потом эти счетчики в собственность? Сделаем это сами, сами поставим счетчики, сами назначим цены на их установку и закупку, впоследствии выставим счета ОАО «Томскэнергосбыту», а там выставят жильцам уже свои счета, отбивая деньги для себя и ничего и никому не объясняя. Жильцы же у нас все оплатят, хотя все эта электроэнергия, затраченная на «общедомовые нужды» давно и не единожды включена в тариф.

Что же делать жителям?

Обращаться в суд. Ведь получается, что в настоящий момент томичи вовсе не обязаны платить по счетам, выставленным за потребление электроэнергии по общедомовым нуждам. Кем бы и как они бы не были рассчитаны. И даже могут все уплаченные деньги назад. Может быть,хватит уже все сваливать на «неплательщиков», выставлять липовые и ничем не обоснованные счета, выезжать за счет добросовестных потребителей?

Кроме того, мы рекомендуем подавать заявления в прокуратуру Томской области о незаконности выставления тарифов по потреблению электроэнергии за ОДН от ОАО «Томскэнергосбыт». Основание - установка приборов коммерческого учета электроэнергии (ОДН) в многоквартирных домах проведена с грубейшими нарушениями Жилищного кодекса РФ и без ведома самих собственников. Пусть ООО «Горсети» и ОАО «Томскэнергосбыт» проводят процедуру по закону и заново.

Кто куда смотрит?

Между тем в городе достаточно контролирующих органов, чтобы понудить ООО «Горсети» и ОАО «Томскэнергосбыт» работать в соответствии с законодательством. Почему же до сих пор они этого не сделали? Бездействие таких контролирующих и надзирающих органов, как департамент ЖКХ и Государственный жилищный надзор по Томской области, УФАС по Томской области просто поражает. Ведь, по сути, это с их молчаливого согласия происходит невероятное нарушение прав потребителей. Особенно контрастно это выглядит на фоне практически ежедневных сюжетов по телевидению и печатным средствам массовой информации с возмущением граждан. Так кто заинтересован в накаливании социальной ситуации? Кто провоцирует негативную оценку в отношении власти всех уровней? Спасибо, правда, прокуратуре Кировского района, вставшей на защиту граждан и внесшей представление об устранении нарушений закона ОАО«Томскэнергосбыту» и даже отстоявшей свою позицию в суде. Но одна она в поле не воин...

Минстрой разрешил платить за содержание общего имущества в многоквартирном доме меньше нормативов - по показаниям общедомовых счетчиков.

С 1 января за общедомовые нужды платят по региональным нормативам. Некоторые управляющие компании использовали новый закон, чтобы дополнительно обогатиться за счет жильцов. Они начисляли оплату за общедомовые нужды по нормативам, даже если в доме экономили электроэнергию и воду на общие нужды.

Минстрой объяснил, когда можно платить меньше нормативов. Если расход ресурсов по общедомовому счетчику ниже нормы, оплачивать нужно только фактическое потребление.

Стоит проверить свои квитанции и разобраться с управляющей компанией.

Еще Минстрой поручил регионам учитывать технические особенности домов, даже если эти параметры не указаны в общих правилах . Например, в общих правилах нет энергосберегающих мероприятий, но их нужно принимать во внимание.

Что такое общедомовые нужды?

В многоквартирных домах есть общее имущество: подъезды, двор, лифт, домофон, подвал. Их нужно убирать, освещать и отапливать. Эти расходы пропорционально распределяются между собственниками квартир.

Платить за содержание общего имущества жильцы должны по закону. Эти платежи начисляют по умолчанию, от них нельзя отказаться. В каждом квитке за коммунальные услуги уже есть эта сумма.

Как было раньше?

До 1 января 2017 года общедомовые нужды указывались в квитанциях отдельной строкой. Управляющие компании по-разному начисляли эти платежи, а нормативы никто не регулировал. В одном доме за свет в подъезде жильцы платили по 200 рублей, а в другом - по 1000 рублей.

УК сами вписывали в квитанции счета за общедомовые нужды - без контроля и по своим схемам. А с поставщиками ресурсов рассчитывались по фактическому потреблению. Это позволяло им извлекать прибыль за счет жильцов дома. Например, сдавать лифтерную под салон красоты, а расход воды распределить между жильцами.

Или теща директора управляющей компании живет в вашем доме и не платит за свет. Ее расходы включают в квитанции других жильцов. Никто не сможет проверить начисления, поэтому все платят за соседку под видом общедомовых нужд.

Присмотрись 👀 к своей УК

И что изменилось?

С 1 января общедомовые нужды исключили из квитанций. Теперь расходы на содержание общего имущества включаются в индивидуальный счет. Например, в строке за электроэнергию указывается плата за свет в квартире и за свет в подъезде и лифте.

К 1 июня 2017 года регионы установят нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. Жильцы должны оплачивать только эти нормативы. Превышение оплатит УК или ТСЖ .

Например, в одном доме УК работает хорошо: в подъездах утеплили двери, установили датчики движения и доводчики, отремонтировали кран в подвале, вставили пластиковые окна на площадках. В другом доме УК работает плохо: из окон на лестничных пролетах дует, батареи работают на полную мощность, в подвале протекают трубы, а свет у входной двери никогда не выключается. Вторая компания не сможет включить перерасход электроэнергии и воды в квитанции жильцов и сама заплатит за превышение нормативов.

Так что и кому разъяснил Минстрой?

По закону за общедомовые нужды жильцы должны платить не больше нормативов. Но нет прямого указания на то, что можно платить меньше.

Некоторые управляющие компании пользуются этим и считают общедомовые нужды по нормативам. А во многих регионах новые нормативы еще не утверждены и используются расчеты трехлетней давности.

Из-за этого для жильцов некоторых домов с датчиками движения, современными лифтами и утепленными подъездами с 1 января выросли расходы на содержание общего имущества. Например, в прошлом году управляющая компания считала общедомовые нужды по своей схеме, учитывала энергосберегающие мероприятия и фактический расход. А с этого года стала считать общедомовые нужды по нормативу - как написано в законе. Из-за неправильного толкования закона жильцам приходится платить больше.

Минстрой объяснил, что платить больше нормативов жильцы не могут, а меньше - могут. Это письмо он направил губернаторам, чтобы те навели порядок в регионах.

  1. Снять показания общедомовых счетчиков.
  2. Посчитать объем услуг по индивидуальным счетчикам.
  3. Найти разницу между общим и индивидуальным потреблением.
  4. Сравнить разницу с нормативом.
  5. Если разница больше, между жильцами распределяется только норматив. Остальное оплачивает УК .
  6. Если разница меньше, жильцы платят только за фактическое потребление.

Если в доме нет общих счетчиков, то и узнать фактический расход нельзя. Тогда нужно платить по нормативам.

Где брать эти нормативы?

Нормативы устанавливают региональные власти. Во всех регионах новые нормативы должны рассчитать до 1 июня 2017 года. Если новых нормативов нет, используются те, которые действовали на 1 ноября 2016 года.

Например, в Удмуртии для некоторых видов общедомовых услуг действуют нормативы 2013 года. В Белгородской области нормативы установили в 2015 году. А в Московской области - в октябре 2016 года.

Нормативы зависят от технических особенностей многоквартирного дома: года постройки, этажности, вида отопления, размера ванн, наличия унитазов и центральной канализации.

В письме губернаторам Минстрой поручил учитывать при расчете нормативов даже те параметры, которых нет в общих правилах.

Например, в одном кирпичном доме с центральным водоснабжением и канализацией установлены датчики движения, энергосберегающие лампочки и терморегуляторы. В другом таком же доме через дорогу всегда горит свет на площадках, входная дверь может быть открыта даже зимой, а батареи в подъезде включены на полную мощность до 10 апреля. Или в одном доме есть маленький двор с детскими качелями и песочницей, а в соседнем дворе жильцы разбили клумбы, установили фонтан и теперь расходуют много воды.

Жильцы таких домов должны платить за общие коммунальные услуги по разным нормативам. Региональные власти это учтут и пересчитают показатели.

А если для нашего дома ничего не пересчитают? Что тогда делать?

Несколько управляющих компаний могут подать коллективное заявление на расчет норматива даже для отдельных домов.

Например, в регионе всего пять домов с инновационными технологиями. В них используют солнечную энергию для освещения двора, а сточные воды очищают и поливают ими клумбы. По умолчанию для таких домов власти не рассчитают отдельные нормативы. Но если управляющая компания обоснует запрос, могут рассчитать.

Как понять, что я не переплачиваю за содержание общего имущества?

Точный расчет предоставит управляющая компания. Если квитанция за январь уже пришла, попросите предоставить показания общедомовых счетчиков и расчет по нормативу. Это можно сделать лично или на собрании собственников.

Если оплату за общедомовые нужды вам начислили по нормативу, а фактическое потребление в январе было меньше - настаивайте на пересчете по рекомендациям Минстроя.

Если фактический расход коммунальных услуг на содержание общего имущества больше норматива, разницу должна оплатить УК : эту сумму нельзя учитывать в квитанциях жильцов.

А можно как-то снизить расходы на содержание общего имущества?

Это обязанность управляющей компании. Она должна делать так, чтобы в доме было светло, тепло и чисто, но жильцы не переплачивали за коммуналку.

Например, можно использовать в подъездах светодиодные лампочки и датчики движения, чтобы экономить электроэнергию. Если установить доводчик на входную дверь, она не будет открыта зимой - уменьшатся теплопотери. В доме должен быть общедомовой счетчик, чтобы платить за фактический расход, а не по нормативам. За всё это должна отвечать ваша управляющая компания.

Лифты, систему отопления, водоснабжения и канализации нужно обслуживать вовремя. Тогда они меньше ломаются. Если в подъезде прорвет трубу, за перерасход сверх норматива заплатят жильцы.

Смените управляющую компанию, если она плохо работает или не слушает рекомендации Минстроя. Если УК нарушает договор, его можно расторгнуть. Либо можно провести общее собрание собственников и в течение 5 дней уведомить УК о расторжении договора, даже если нарушений нет.

Мы хотим выкопать во дворе дома бассейн. А еще мы любим, чтобы на всех этажах круглосуточно горел свет. Жильцы все равно будут платить по нормативу, а перерасход - за счет УК ?

Необязательно. На общем собрании жильцов можно добровольно повысить нормативы за содержание общего имущества.

Есть элитные дома, в которых объем коммунальных услуг всегда больше нормативов, и жильцы не против оплачивать это превышение. Например, они хотят, чтобы в подъездах и на стоянке всю ночь горели лампочки, даже если там никого нет. Или оборудовали в вестибюле комнату, в которой моют лапки собачкам после улицы.

Собственники квартир подпишут общее решение и будут добровольно платить за электроэнергию и воду больше нормативов, чтобы не перекладывать свои расходы на управляющую компанию.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация