Уфимский гарнизонный военный суд. Подсудность гражданских дел военным судам и иным специализированным судам Подсудность дел военным судам

Главная / Суд

В соответствии с Конституцией Российской федерации (часть 1 статьи 47, часть 3 статьи 128) подсудность дел определяется Федеральным Конституционным Законом (ФКЗ). Именно Конституционным, в связи с чем действующая ныне подсудность, определенная ГПК РФ установлена «не тем» законом — «обычным Федеральным», а не Конституционным, на что Конституционный суд не раз обращал внимание законодателей.

Подсудность военным судам определена Федеральным Конституционным Законом 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ «О военных Судах Российской Федерации», статьёй 7 которого предусмотрено:

1. Военным судам подсудны:
1) гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее — военнослужащие), граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;
......
2. Граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, вправе обжаловать в военный суд действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов.

Но — такая уж у нас система, что, вопреки Конституции РФ подсудность может определяться не только ФКЗ, не только «обычным» ФЗ, но и... Постановлением Пленума Верховного Суда РФ!

В частности, Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. N 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» предусмотрено, что:
«Военным судам на территории Российской Федерации не подсудны гражданские дела по искам и заявлениям об оспаривании решений, действий (бездействия) иных государственных или муниципальных органов, юридических или физических лиц, а также гражданские дела по искам и заявлениям граждан, не имеющих статуса военнослужащих, за исключением граждан, уволенных с военной службы (прошедших военные сборы), если они обжалуют или оспаривают действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие их права, свободы и охраняемые законом интересы в период прохождения ими военной службы, военных сборов (например, дела по искам и заявлениям граждан, уволенных с военной службы, о восстановлении на военной службе, о взыскании невыданного денежного и иных видов довольствия, поскольку их права нарушены в период прохождения ими военной службы)».

Достаточно сравнить часть 2 ФКЗ «О военных судах РФ» с установлением Пленума ВС РФ, как становится ясно, что ФКЗ устанавливает право гражданина, уволенного с военной службы (то есть утратившего статус военнослужащего) обратиться не только в районный суд, но и в военный, то есть вводит альтернативную подсудность , что не раз подчеркивалось в юридической литературе, в том числе и в статье экс-Председателя Военной Коллегии Верховного Суда РФ Н.Петухова. Однако «игра слов» в Постановлении Пленума ВС РФ привела к тому, что огромная категория дел по искам и жалобам бывших военнослужащих, связанных с незаконным увольнением, стала безальтернативно относиться к подсудности военных судов.

Еще большее удивление вызывает следующее разъяснение Пленума Верховного Суда РФ:

9. Основания и порядок привлечения военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный государству при исполнении служебных обязанностей, определяются Федеральными законами «О статусе военнослужащих» и «О материальной ответственности военнослужащих».
В случаях, предусмотренных статьей 8 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих», решение о возмещении ущерба, причиненного военнослужащим, принимается судом по иску воинской части. Дела по таким искам должны рассматриваться военными судами в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.

Достаточно внимательно изучить статью 7 ФКЗ «О военных судах РФ», чтобы понять — о исках воинских частей к военнослужащим там нет ни слова. Это означает лишь одно — должны действовать общие прапвила подсудности — то есть воинские части должны обращаться к военнослужащим в обычный районный суд.

ФКЗ «О военных судах РФ» от 1999 г. (ст.7)

Подсудность дел :

1)гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений

2)дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов

3)дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы

4)граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, вправе обжаловать в военный суд действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов

5) рассматривают материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест.

6)военным судам, дислоцирующимся за пределами территории РФ, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором РФ

7)в пределах своих полномочий рассматривают дела и материалы, связанные с ограничениями конституционных свобод и прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища.

8)рассматривают жалобы на применение лицом, производящим дознание, следователем или прокурором заключения под стражу в качестве меры пресечения, а также на продление указанными лицами сроков содержания под стражей в отношении военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, а также жалобы на действия (бездействие) военных прокуроров и принятые ими решения по делам, расследуемым в отношении военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы.



Мировые судьи в РФ

ФЗ «О мировых судьях в РФ» от 1998 г.

Мировые судьи в РФ являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему РФ.

Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ.

Мировой судья назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта РФ, но не более чем на 5 лет.

Мировой судья единолично рассматривает дела.

Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков. Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек.

Компетенция : рассматривает в первой инстанции 1)уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает 3 лет лишения свободы 2)дела о выдаче судебного приказа 3)дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях 4)дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска 5)иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка 6)дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 500 минимальных размеров оплаты труда 7)дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров 8)дела об определении порядка пользования имуществом 9)дела об административных правонарушениях 10)рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.



Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов РФ.

Материально-техническое обеспечение мировых судей происходит главным образом из бюджета субъекта РФ и частично из федерального бюджета. З/пл мировым судьям выдаётся только из федерального бюджета.

Конституционный Суд РФ

ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» от 1994 г.

Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. КС РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее 3/4 от общего числа судей. Полномочия не ограничены определённым сроком.

КС РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат КС РФ. КС РФ состоит из двух палат, включающих в себя соответственно 10 и 9 судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки. Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем 3 года подряд. В пленарных заседаниях участвуют все судьи КС РФ.

Полномочия :

1)разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а)ФЗ, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ

б)конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ

в)договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ

г)не вступивших в силу международных договоров РФ

2)разрешает споры о компетенции:

а)между федеральными органами государственной власти

б)между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ

в)между высшими государственными органами субъектов РФ

3)по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле

4)дает толкование Конституции РФ

5)дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в гос. измене или совершении иного тяжкого преступления

6)выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения и др.

Арбитражные суды в РФ

Арбитражные суды в РФ - федеральные суды и входят в судебную систему РФ.

Арбитражные суды в РФ осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции.

Основные задачи : 1)защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности 2)содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Система АС РФ состоит из 4х звеньев:

1)Арбитражные суды субъектов РФ

2)Апелляционные суды

3)Арбитражные суды округов . Состав: 1)президиум 2)судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; 3)судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

4)Высший Арбитражный суд РФ . Состав: 1)Пленум ВАС РФ 2)Президиум ВАС РФ 3)судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений 4)судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. Судьи ВАС РФ назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента.

58 Милиция – основной орган дознания в РФ

З РФ «О милиции» от 1991г.

Милиция в РФ - система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения.

Милиция входит в систему МВД РФ.

Задачи : 1)обеспечение безопасности личности 2)предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений 3)выявление и раскрытие преступлений 4)охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности 5)защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности 6)оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов

Деятельность милиции строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности.

М РФ подразделяется на 1)криминальную милицию и 2)милицию общественной безопасности. М РФ является органом дознания.

Как орган дознания Милиция РФ возбуждает уголовные дела, собирает доказательства, задерживает подозреваемых, обвиняемых, разъясняет права и обязанности задержанных, свидетелей и др. Собираются доказательства двумя путями процессуальным и непроцессуальным, последний делится на предусмотренный УПК и непредусмотренный.

Процессуальный путь собирания доказательств - производство следственных действий:

1)осмотр, обыск 2)эксгумация 3)освидетельствование 4)следственный эксперимент, очная ставка 5)выемка 6)контроль и записи переговоров 7)допрос свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого и эксперта (специалиста) 8)производство судебной экспертизы 9)наложение ареста на имущество и подобное. Если при получении этих доказательств были нарушены требования УПК, они теряют юридическую силу.

Предусмотренный непроцессуальный путь : 1)проверка сообщения о преступлении (ст.144 УПК) 2)требование о производстве документальных проверок, ревизий и привлечении к их участию специалистов (ст.144 УПК) 3)требование о передаче документов и материалов (ст.144 УПК) 4)составление протокола устного заявления о преступлении (ст.141 УПК) 5)составление протокола явки с повинной (ст.142 УПК) и др. Здесь законодатель урегулировал лишь порядок вовлечения (но не поиска) в уголовный процесс информации.

И ИНЫМ ФЕДЕРАЛЬНЫМ СУДАМ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Н. ПЕТУХОВ, К. ЖУДРО
Н. Петухов, заместитель Председателя Верховного Суда РФ - Председатель Военной коллегии, кандидат юридических наук.
К. Жудро, помощник заместителя Председателя Верховного Суда РФ, кандидат юридических наук.
Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации" привел полномочия, порядок образования и деятельности военных судов в соответствие с требованиями Конституции и Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации". В Законе получил развитие принцип единства судебной системы, согласно которому военные суды не образуют самостоятельной и обособленной ветви судебной власти, а наравне с другими судами входят в единую систему судов общей юрисдикции, возглавляемую Верховным Судом РФ.
Законом изменена подсудность дел военным судам. В результате на практике стали возникать вопросы разграничения компетенции военных судов и иных федеральных судов общей юрисдикции.
В соответствии с новым Законом (п. 1 ч. 1 ст. 7) военным судам подсудны гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений.
Под указанную категорию дел, как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 14 февраля 2000 г. "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", подпадают дела, рассматриваемые в порядке главы 24.1 ГПК РСФСР по жалобам военнослужащих на действия (бездействие) и решения органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих их права и свободы, а также дела, рассматриваемые в порядке искового производства, в процессе которых подлежит разрешению спор о праве, возникший между теми же сторонами, либо спор о праве других лиц. (В настоящее время дела по жалобам на действия государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан, именуются гражданскими делами, однако в планируемых изменениях процессуального законодательства их предполагается отнести к категории административных.)
Из гражданских дел искового производства к подсудности военных судов относятся, в частности, дела по спорам между военнослужащими и органами военной администрации о взаимных имущественных обязательствах. Например, военные суды уполномочены рассматривать иски воинских частей к военнослужащим о возмещении ущерба на основании Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих". В соответствии с этим Законом ответственность за вред, причиненный военнослужащим при исполнении служебных обязанностей, несет перед потерпевшим воинская часть, в которой военнослужащий проходит службу. После того как воинская часть компенсировала вред, военнослужащий обязан в свою очередь возместить ей понесенные расходы. Закон устанавливает ограниченную материальную ответственность военнослужащих и предусматривает возможность привлечения их к этой ответственности во внесудебном порядке - на основании приказа командира части. Но если ущерб превышает один оклад месячного денежного содержания военнослужащего и одну месячную надбавку за выслугу лет, вопрос о его возмещении решается военным судом по иску командира части.
Вместе с тем военным судам на территории России не подсудны дела по искам и жалобам военнослужащих на действия и решения учреждений и лиц, не подпадающих под понятие органов военного управления и воинских должностных лиц. Например, дела по жалобам на отказ местных органов власти в предоставлении военнослужащим льгот по оплате жилых помещений и коммунальных услуг подсудны территориальным судам общей юрисдикции.
Рассмотрение исков, заявленных к военнослужащим по вопросам, не касающимся защиты их прав и свобод, или заявленных учреждениями и лицами, не являющимися органами военного управления и воинскими должностными лицами, также относится к компетенции не военных, а территориальных судов.
Не подсудны военным судам и дела по жалобам и искам граждан, не имеющих статуса военнослужащих, даже если в них ставится вопрос о нарушении органами военного управления прав этих лиц, предусмотренных Федеральным законом "О статусе военнослужащих". Так, члены семей военнослужащих с подобными жалобами и исками должны обращаться в территориальные суды. Из этого правила в ч. 2 ст. 7 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" сделано исключение для граждан, которые, утратив статус военнослужащих в связи с увольнением с военной службы, обжалуют в судебном порядке действия или решения органов военного управления, воинских должностных лиц, нарушившие их права и свободы в период прохождения военной службы. Например, дела по жалобам на необоснованное увольнение с военной службы, по искам о взыскании невыданных в период службы денежного и иных видов довольствия могут быть рассмотрены военными судами.
Подчеркнем, что указанная норма не исключает такие дела из подсудности районных судов, а лишь предоставляет альтернативное право гражданам, уволенным с военной службы, обратиться со своими требованиями в военный суд. Именно об этом и идет речь в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г.
Вместе с тем дела по жалобам и искам уволенных военнослужащих на действия и решения органов Минобороны, связанные с назначением и выплатой им пенсий, подсудны только территориальным судам, поскольку вопросы пенсионного обеспечения решаются после фактического увольнения с военной службы, то есть утраты заявителями (истцами) статуса военнослужащего.
Что касается уголовных дел, то в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" военным судам подсудны дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы либо прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов.
Согласно п. п. 10 и 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" началом военной службы считается: для граждан, не пребывающих в запасе и призванных на военную службу, - день убытия из военкомата субъекта Федерации к месту прохождения службы; для граждан, окончивших военные кафедры в вузах, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера и призываемых из запаса, - день убытия к месту прохождения военной службы, указанный в предписании военкомата; для граждан, прошедших обучение на военных кафедрах, получивших офицерское звание и призванных на военную службу непосредственно после окончания вузов, - день убытия в отпуск, предоставляемый военкоматом по окончании указанных учреждений; для граждан, поступивших на военную службу по контракту, - день вступления его в силу; для гражданских лиц, поступивших в военные учебные учреждения, - дата зачисления в них.
Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Дела по обвинению военнослужащих в преступлениях, совершенных ими до начала военной службы, не подсудны военным судам. Также военные суды не вправе рассматривать дела в отношении гражданских лиц, не имевших во время совершения преступления статуса военнослужащих.
Судьям порой приходится решать вопрос о подсудности уголовных дел в отношении нескольких лиц или преступлений, одни из которых подсудны военным судам, а другие - территориальным судам общей юрисдикции. Часть 3 ст. 7 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" указывает, что подсудность в подобных случаях регулируется федеральным процессуальным законом.
В настоящее время правовой основой для решения этого вопроса является ч. 2 ст. 42 УПК РСФСР, которая предусматривает, что, если дело по обвинению одного лица или группы лиц в совершении нескольких преступлений подсудно военному трибуналу в отношении хотя бы одного лица или одного преступления, дело обо всех лицах и преступлениях рассматривается военным трибуналом. Поскольку военные суды являются правопреемниками упомянутых в норме военных трибуналов, то она на них распространяется в полном объеме.
Таким образом, дело о преступлении, совершенном военнослужащим до призыва (поступления) на военную службу, может быть принято военным судом к своему производству лишь при условии одновременного обвинения этого же лица в преступлении, совершенном во время военной службы.
Рассмотрение военным судом уголовного дела в отношении гражданского лица по обвинению в преступлении, совершенном не в период прохождения военной службы, возможно только в случае, если по этому же делу обвиняется и военнослужащий в совершении преступления, подсудного военному суду, и выделение дела в отношении данного лица в отдельное производство по процессуальным причинам невозможно.
Поскольку в период прохождения военных сборов граждане, пребывающие в запасе, приобретают статус военнослужащих, то на уголовные дела о совершенных ими преступлениях, а также на гражданские и административные дела о защите их прав и свобод распространяются правила подсудности дел в отношении военнослужащих.
Существовавшее ранее положение о рассмотрении военными судами всех без исключения дел в местностях Российской Федерации, где не действуют иные суды общей юрисдикции, утратило силу. Таким образом, на территории нашего государства не может существовать местностей, на которые не распространялась бы судебная власть территориальных федеральных судов общей юрисдикции. В связи с этим подлежит разрешению вопрос об определении конкретных районных (городских) судов, которым подсудны дела, возникшие в ряде закрытых военных городков и отдаленных гарнизонов, но не подпадающие под юрисдикцию военных судов.
Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" право рассматривать все гражданские, административные и уголовные дела, подсудные федеральным судам общей юрисдикции, сохранено лишь за военными судами, дислоцирующимися за пределами России, если иное не установлено международным договором. В частности, военные суды, дислоцированные по месту нахождения российских войск в Таджикистане и Казахстане, полномочны рассматривать семейные, трудовые, жилищные и иные гражданско - правовые споры наших военнослужащих и членов их семей, а также уголовные дела о преступлениях, совершенных гражданами России из числа гражданского персонала находящихся там российских учреждений.
Отнесено Законом к компетенции военных судов рассмотрение жалоб на применение лицом, производящим дознание, следователем или прокурором меры пресечения в виде заключения под стражу и жалоб на продление этими же лицами сроков содержания под стражей в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, а также жалоб на действия (бездействие) военных прокуроров и принятые ими решения по делам, расследуемым в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы.
Поскольку дела о групповых преступлениях, совершенных военнослужащими в соучастии с гражданскими лицами, согласно ст. 126 УПК подлежат расследованию органами военной прокуратуры и подсудны, как указывалось, военным судам, можно сделать вывод, что военным судам подведомственны и жалобы всех этих лиц, касающиеся применения меры пресечения, а также на действия и решения военных прокуроров.
Военным судам теперь подсудны и дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы.
Следует также отметить особенность подсудности дел Военной коллегии Верховного Суда РФ. Федеральным конституционным законом "О военных судах Российской Федерации" (п. 1 ч. 3 ст. 9) Военная коллегия наделена полномочиями рассматривать в первой инстанции дела об оспаривании нормативных актов Правительства РФ, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы.
Рассмотрение дел об оспаривании иных нормативных актов федерального Правительства относится к компетенции Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, что подтверждено Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 июня 2000 г.
Аналогичным образом разграничивается между коллегиями Верховного Суда РФ подсудность дел об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, а также нормативных актов федеральных министерств и ведомств.
Что касается дел об оспаривании ненормативных актов Федерального Собрания РФ, то все они подсудны только Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
"УГОЛОВНО - ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР"
(утв. ВС РСФСР 27.10.1960)
"ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР"
(утв. ВС РСФСР 11.06.1964)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН от 31.12.1996 N 1-ФКЗ
"О СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(одобрен СФ ФС РФ 26.12.1996)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 28.03.1998 N 53-ФЗ
"О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ"
(принят ГД ФС РФ 06.03.1998)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 27.05.1998 N 76-ФЗ
"О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ"
(принят ГД ФС РФ 06.03.1998)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН от 23.06.1999 N 1-ФКЗ
"О ВОЕННЫХ СУДАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(одобрен СФ ФС РФ 09.06.1999)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 12.07.1999 N 161-ФЗ
"О МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ"
(принят ГД ФС РФ 22.06.1999)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 N 9
"О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ СУДАМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О
ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ, ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ И СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ"
Российская юстиция, N 2, 2001

В случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом, гражданские дела рассматриваются военными и иными специализированными судами.

Комментарий к статье 25 гпк рф. Гражданские дела, подсудные военным судам и иным специализированным судам

В статье 25 ГПК РФ, конкретизируя положения статьи 22 ГПК РФ, установлена подсудность гражданских дел военным и иным специализированным судам. При этом под специализированными судами понимаются суды, которые уполномочены рассматривать дела, прямо отнесенные исключительно к их подсудности законом исходя из категории дела или исходя из состава участников судебного разбирательства.

В настоящее время в Российской Федерации существует два вида специализированных судов. Это военные суды и Суд по интеллектуальным правам (созданный в системе арбитражных судов). Создание указанных судов закреплено в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».

К подсудности военных судов отнесены дела о защите прав военнослужащих, а также граждан, проходящих военные сборы, от решений, действий (бездействия) органов военного управления и воинских должностных лиц, о восстановлении на военной службе, об отмене дисциплинарных взысканий, об оспаривании отказов в расторжении контрактов о прохождении военной службы, о взыскании всех видов невыплаченного денежного довольствия, жилищные споры и другие.

Вопросы подсудности дел военным судам подробно разъяснены Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих».

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

В систему военных судов входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. Гарнизонные военные суды рассматривают основную массу подсудных военным судам гражданских дел по первой инстанции. Окружные (флотские) суды рассматривают жалобы на судебные постановления гарнизонных судов, а также дела отнесенные к их подсудности. Следующей судебной инстанцией для военных судов является Верховный Суд РФ, в котором создана Военная коллегия.

Гарнизонные военные суды действуют на территории, на которой дислоцируются один или несколько военных гарнизонов. Окружные (флотские) суды, как следует из названия, действуют на территории соответствующих военных округов или флотов.

К подведомственности Суда по интеллектуальным правам отнесены следующие споры:

    об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) Роспатента, Федеральной антимонопольной службы и других федеральных органов исполнительной власти, например, о выдаче патента или об отказе в выдаче патента на изобретение;

    об установлении патентообладателя;

    о признании недействительными патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, предоставления правовой охраны товарному знаку;

    о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в связи с его неиспользованием.

Такие споры рассматриваются Судом по интеллектуальным правам независимо от состава участников правоотношений, в том числе юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане.

Статья 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не исключает возможность создания других специализированных судов в будущем времени, что исходя из нынешних тенденций к узкоспециализированной направленности, будет являться основным направлением развития судебной системы.

Предъявление иска, подсудного специализированному суду, в районный (городской суд или мировому судье приведет к возвращению искового заявления (статья 135 ГПК РФ), в связи с неподсудностью дела.

Комментарий к статье 25

1. В соответствии с п. 3 ст. 4 Закона о судебной системе Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды составляют систему федеральных судов общей юрисдикции. Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. В систему военных судов входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. В случае если воинская часть, предприятие, учреждение или организация Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов дислоцируются за пределами территории РФ, по месту их дислокации могут быть созданы военные суды, если это предусмотрено международным договором РФ.

Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанций, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов устанавливаются Законом о военных судах.

2. В соответствии со ст. 7 Закона о военных судах применительно к гражданскому судопроизводству военным судам подсудны:

Гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;

Дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы.

Военным судам на территории РФ не подсудны гражданские дела по искам и жалобам на действия (бездействие) иных государственных или муниципальных органов, юридических или физических лиц, а также гражданские дела по искам и жалобам граждан, не имеющих статуса военнослужащих, за исключением граждан, уволенных с военной службы (прошедших военные сборы), если они обжалуют или оспаривают действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие их права, свободы и охраняемые законом интересы в период прохождения ими военной службы, военных сборов (например, дела по искам и жалобам граждан, уволенных с военной службы, о восстановлении на военной службе, о взыскании не выданного денежного и иных видов довольствия, поскольку их права нарушены в период прохождения ими военной службы).

Граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, вправе обжаловать в военный суд действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов.

Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории РФ, подсудны все гражданские, административные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором РФ.

Военные суды в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральным законом, рассматривают дела и материалы, связанные с ограничениями конституционных свобод и прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища.

3. Особенности подсудности дел военным судам определены также Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. N 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» <*>.

Военными судами рассматриваются требования военнослужащих о защите нарушенных прав от действий (бездействия) органов военного управления и воинских должностных лиц. При этом следует иметь в виду, что нормы гл. 25 ГПК РФ применяются, когда требования военнослужащих, в т.ч. имущественного характера, непосредственно вытекают из административно-правовых отношений, основанных на властных полномочиях одной стороны по отношению к другой. В тех случаях, когда обжалуемые действия совершены органами военного управления и воинскими должностными лицами не в порядке осуществления административно-властных полномочий, а в процессе осуществления иной деятельности, основанной на равенстве участников правоотношений, дело подлежит рассмотрению в порядке искового производства. В порядке искового производства также должны разрешаться дела, хотя и вытекающие из административно-правовых отношений, но рассмотрение которых по существу требует решения спора о праве других лиц.

4. Предусмотренные комментируемой статьей специализированные суды в настоящее время в Российской Федерации отсутствуют. Достаточно долго дискутируется вопрос о создании Патентного суда, который мог бы специализироваться на рассмотрении споров в сфере интеллектуальной собственности и заменил бы собой Апелляционную палату и Высшую патентную палату при Роспатенте. Однако правовой статус этого органа остается неопределенным, в т.ч. вопрос об осуществлении правосудия. Вероятно, Патентный суд будет представлять особой орган, осуществляющий защиту прав и законных интересов в административной форме.

Военные суды Российской Федерации.

§ 1. Военные суды Российской Федерации (далее - военные суды) входят в судебную систему Российской Федерации, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее также - органы) (п. 1 ст. 1 ФКЗ от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах РФ").

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Военные суды располагаются в открытых для свободного доступа местах (п. 2 ст. 1 ФКЗ от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах РФ").

Военные суды создаются и упраздняются федеральным законом. Никакой военный суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. Количество военных судов и численность судей военных судов устанавливаются Верховным Судом Российской Федерации (п. 3 ст. 1 ФКЗ от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах РФ").

Особенности организации и деятельности военных судов в период мобилизации и в военное время определяются соответствующими федеральными конституционными законами (п. 4 ст. 1 ФКЗ от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах РФ").

Законодательство Российской Федерации о военных судах.

§ 2. Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", настоящим Федеральным конституционным законом, иными федеральными конституционными законами и федеральными законами (ст. 2 ФКЗ от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах РФ").

Осуществление правосудия военными судами.

§ 3. Военные суды осуществляют правосудие от имени Российской Федерации, рассматривая подсудные им дела в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 3 ФКЗ от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах РФ").

Основные задачи военных судов.

Согласно ФКЗ от 23.06.1999 г. ФКЗ от 23. 06.1999 г. N 1-ФКЗ (ред. от 08. 03.2015 г.)"О военных судах Российской Федерации" Военным судам подсудны:

1. Гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других воинских формирований и органов;

2. Дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы;

3. Дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы.

Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории РФ, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции.

Военные суды рассматривают жалобы на применение заключения под стражу в качестве меры пресечения, а также на продление сроков содержания под стражей в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, жалобы на действия или бездействие военных прокуроров по делам, расследуемым в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы.

Они также рассматривают дела и материалы, связанные с ограничением конституционных свобод и прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища.

Следует иметь в виду, что к лицам, состоящим на военной службе, относятся не только военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, но также и лица, состоящие на военной службе в пограничных войсках, органах Федеральной службы безопасности, внутренних войсках МВД, железнодорожных войсках, военнослужащие Министерства по чрезвычайным ситуациям и некоторых других ведомств, где предусмотрена военная служба. Военнослужащими признаются и граждане, призванные на военные сборы в период их прохождения.

Принцип подсудности военным судам уголовных дел включает два важных момента. Во-первых, при обвинении группы лиц в совершении одного или нескольких преступлений, если хотя бы в одном участвовал военнослужащий, дело подлежит рассмотрению в военном суде, если против этого не возражают обвиняемые, которые не являются военнослужащими. В противном случае в отношении них дело должно быть вынесено в отдельное производство, а при невозможности такого вынесения дело подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции (п.7 ст.31 УПК РФ Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18. 12.2001 г. N 174-ФЗ (ред. От 13. 07.2015 г.)). Во-вторых, дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащий или лицо, призванное на военные сборы, при условии, что преступления совершены до призыва на военную службу или сборы, не подсудны военным судам и рассматриваются другими судами в установленном законом порядке.

Кроме разбирательства гражданских, административных и уголовных дел военные суды рассматривают ходатайства о применении ареста в виде меры пресечения в досудебных стадиях судопроизводства, а также о продлении предельных сроков содержания обвиняемых под стражей и ряд других.

К полномочиям военных судов отнесено и рассмотрение ходатайств при проведении оперативно-розыскных действий, связанных с ограничением конституционных прав на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений и на неприкосновенность жилища. Чувилев А.А. «Правоохранительные органы»; М: Юриспруденция, 2000



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация