Срок эксплуатации жилых домов — виды и процедура. Срок службы технических устройств Продлевающие срок эксплуатации устройства без

Главная / Суд
Название документа: Об утверждении Методических указаний о порядке продления срока службы технических устройств, зданий и сооружений с истекшим нормативным сроком эксплуатации, в горнорудной промышленности
Номер документа: 66
Вид документа: Постановление Госгортехнадзора России
Принявший орган: Госгортехнадзор России
Статус: Действующий
Опубликован: Российская газета, N 120/1, 21.06.2003 (специальный выпуск)

Официальное издание, Серия 06. Нормативные документы по безопасности, надзорной и разрешительной деятельности в горнорудной промышленности. Выпуск 2. - М.: ГУП "НТЦ "Промышленная безопасность", 2003 год

Дата принятия: 05 июня 2003
Дата начала действия: 02 июля 2003

Об утверждении Методических указаний о порядке продления срока службы технических устройств, зданий и сооружений с истекшим нормативным сроком эксплуатации в горно-рудной промышленности

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОРНЫЙ И ПРОМЫШЛЕННЫЙ НАДЗОР РОССИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


Госгортехнадзор России

постановляет:

1. Утвердить Методические указания о порядке продления срока службы технических устройств, зданий и сооружений с истекшим нормативным сроком эксплуатации в горно-рудной промышленности*.
_______________
* Госгортехнадзором "Методическим указаниям о порядке продления срока службы технических устройств, зданий и сооружений с истекшим нормативным сроком эксплуатации в горнорудной промышленности" присвоено обозначение РД 06-565-03. - Примечание изготовителя базы данных.

2. Направить Методические указания о порядке продления срока службы технических устройств, зданий и сооружений с истекшим нормативным сроком эксплуатации в горно-рудной промышленности для регистрации в Министерство юстиции Российской Федерации.

Начальник
Госгортехнадзора России
В.Кульечев


Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
16 июня 2003 года,
регистрационный N 4687



Электронный текст постановления
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
"Российская газета",
N 120/1, 21.06.2003
(специальный выпуск)

Методические указания о порядке продления срока службы технических устройств, зданий и сооружений с истекшим нормативным сроком эксплуатации в горно-рудной промышленности

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
о порядке продления срока службы технических устройств, зданий и сооружений
с истекшим нормативным сроком эксплуатации в горнорудной промышленности

____________________________________________________________________
Внимание! Электронный текст Методических указаний приводится в редакции, опубликованной в официальном издании ГУП "НТЦ "Промышленная безопасность" - разъяснение см. в ярлыке "Примечания".
- Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________

I. Введение

1. Методические указания о порядке продления срока службы технических устройств, зданий и сооружений с истекшим нормативным сроком эксплуатации в горнорудной промышленности (далее - Указания) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3588); постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2001 N 241 "О мерах по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 15, ст.1489) и , утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от 09.07.2002 N 43 , зарегистрированным Минюстом России 05.08.2002, N 3665.

2. Указания предназначены для специалистов организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты горнорудной промышленности, и экспертных организаций в целях определения технического состояния и принятия решения о возможности продления срока безопасной эксплуатации (экспертизы промышленной безопасности) технических устройств, оборудования (далее - технические устройства), зданий и сооружений с истекшим нормативным сроком эксплуатации.

3. Указания распространяются на все технические устройства как отечественного, так и иностранного производства, применяемые на опасных производственных объектах горнорудной промышленности.

4. Указания устанавливают порядок проведения экспертизы и разработки программы работ, определяют объем, методы и критерии технического состояния, условия и срок дальнейшей эксплуатации технических устройств, зданий и сооружений, необходимость проведения их ремонта или модернизации.

5. Указания определяют требования к организациям и квалификации специалистов, проводящих экспертизу промышленной безопасности.

II. Общие требования

6. По достижении установленного срока эксплуатации дальнейшее использование технических устройств, зданий и сооружений без проведения работ (экспертизы) по продлению срока безопасной эксплуатации не допускается [п.5 Положения о порядке продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах (РД 03-484-02) ].

7. Нормативные сроки службы технических устройств, зданий и сооружений устанавливаются на основе расчетов и указываются в проектно-конструкторской документации. В случае отсутствия сведений о нормативных сроках эксплуатации расчетные (предельные) сроки устанавливаются в порядке, определяемом Госгортехнадзором России [п.8 Положения о порядке продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах (РД 03-484-02) ].

8. Работу по определению возможности продления срока безопасной эксплуатации (далее - экспертиза) технических устройств, зданий и сооружений необходимо планировать таким образом, чтобы соответствующее решение было принято до достижения ими нормативно установленного срока эксплуатации.

9. Экспертизу технических устройств, зданий и сооружений с истекшим нормативным сроком эксплуатации проводит экспертная организация, имеющая лицензию на указанный вид деятельности в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, часть I, ст.3430) и ст.13 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" .

Экспертная организация должна иметь:

необходимую для проведения обследования нормативно-техническую, приборную и инструментальную базу;

аттестованных в установленном порядке экспертов, в том числе на право выполнения расчетов остаточного срока эксплуатации, для которых работа в экспертной организации является основной.

Экспертная организация может привлекать по договору для проведения работ по техническому диагностированию аттестованные испытательные и аналитические лаборатории неразрушающего контроля.

10. При наличии организационно-технических возможностей (аттестованные лаборатории, необходимый технический персонал) отдельные работы по контролю за техническим состоянием технических устройств, зданий и сооружений, по согласованию с экспертной организацией, могут выполняться эксплуатирующей организацией, что должно быть отражено в программе работ по продлению срока безопасной эксплуатации.

11. По результатам экспертизы принимается одно из решений:

продолжение эксплуатации на установленных параметрах;

продолжение эксплуатации с ограничением параметров;

ремонт;

доработка (реконструкция);

использование по иному назначению;

вывод из эксплуатации.

12. Период, на который может быть продлен срок эксплуатации, устанавливается исходя из результатов проведения экспертизы промышленной безопасности и определяется остаточным ресурсом.

В зависимости от технического состояния, конструкции, условий эксплуатации и с учетом требований нормативных документов продление срока эксплуатации может проводиться поэтапно, в пределах остаточного ресурса или на весь срок остаточного ресурса.

III. Основные этапы и условия продления сроков безопасной эксплуатации технических устройств

13. Экспертиза промышленной безопасности для определения возможности продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, зданий и сооружений проводится в соответствии с Правилами проведения экспертизы промышленной безопасности (ПБ 03-246-98) , утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 06.11.98 N 64 , зарегистрованным Минюстом России от 08.12.98, регистрационный N 1656, и Положением о порядке продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах (РД 03-484-02) на основании:

заявки (технического задания) на проведение экспертизы (приложение 1) при выработке техническими устройствами, зданиями и сооружениями нормативного срока эксплуатации;

требования Госгортехнадзора России или его территориального органа в случае стихийного бедствия, пожара, аварии с повреждением или разрушением отдельных частей технических устройств, несущих конструкций зданий и сооружений.

14. Порядок продления сроков безопасной эксплуатации включает следующие этапы:

рассмотрение заявки (технического задания);

разработку, согласование и утверждение программы работ по обследованию;

выполнение работ по обследованию;

анализ полученной информации;

выдачу заключения с предложениями о возможности продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, зданий и сооружений и при необходимости плана корректирующих мероприятий;

утверждение заключения экспертизы;

подготовку, согласование, принятие и утверждение решения о дальнейшей эксплуатации (или прекращении эксплуатации);

проведение заявителем корректирующих мероприятий, предусмотренных в заключении экспертизы промышленной безопасности;

контроль выполнения корректирующих мероприятий.

15. На основании изучения технического задания и объекта обследования экспертной организацией должна быть составлена Программа работ по обследованию, согласованная с руководителем эксплуатирующей организации (приложение 2).

16. Программа работ по определению возможности продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, зданий и сооружений (программа обследования) должна предусматривать:

подбор необходимых нормативных и организационно-методических документов, согласованных или утвержденных Госгортехнадзором России;

сбор, анализ и обобщение информации о надежности применяемых технических устройств и сооружений, подлежащих экспертизе, или, в случае отсутствия информации, сравнение с их аналогами, в том числе зарубежными;

составление ведомости с перечнем узлов и составных частей, подлежащих обследованию, в том числе техническому диагностированию;

составление календарного плана (графика проведения экспертизы);

разработка и утверждение, заключения экспертизы промышленной безопасности по результатам выполненных работ с выводами (предложениями) о возможности продления срока безопасной эксплуатации;

составление при необходимости плана корректирующих мероприятий по обеспечению безопасной эксплуатации технических устройств, зданий и сооружений на продлеваемый период.

Эксплуатирующая организация в ходе проведения обследования должна дополнить недостающую техническую документацию в соответствии с требованиями настоящих Указаний.

17. Перед проведением экспертизы эксплуатирующая организация издает приказ о проведении работ по обследованию технических устройств.

В приказе назначаются представители эксплуатирующей организации, участвующие в работе и обеспечивающие работу экспертной комиссии, сроки вывода из эксплуатации технических устройств, подлежащих обследованию, указываются мероприятия, обеспечивающие безопасность работ.

Выполнение работ по проведению обследования осуществляется по наряду-допуску, оформляемому эксплуатирующей организацией, программой обследования технического устройства, здания или сооружения, и проекту организации работ (ПОР), утвержденному руководителем экспертной организации.

18. В объем экспертизы может входить частичное или полное обследование, определяемое руководителем эксплуатирующей организации в зависимости от фактического состояния обследуемого объекта, существующей системы технического обслуживания, ремонта и степени загрузки.

Частичное обследование объекта (технического устройства, здания, сооружения) допускается проводить при условии соблюдения графиков и регламента ремонтов, отсутствия аварийности и травматизма при эксплуатации обследуемого объекта. При частичном обследовании проверяются средства безопасности, основные узлы и базовые детали. Укрупненная блок-схема проведения обследований приведена в приложении 3.

19. Эксплуатирующая организация должна представить экспертной комиссии следующую документацию:

паспорт технического устройства, здания, сооружения;

техническую документацию на механическое и электрическое оборудование;

комплект чертежей с указанием всех изменений, внесенных при производстве работ, и отметок о согласовании этих изменений с проектной организацией, разработавшей проект;

монтажный и ремонтный формуляры с информацией о проведенных заменах и модернизациях;

технический журнал по эксплуатации;

акты расследования аварий (инцидентов) и отклонений от технологических параметров, влияющих на условия эксплуатации технических устройств, зданий и сооружений за весь период эксплуатации;

материалы о ранее проведенных экспертизах промышленной безопасности;

акты результатов проведенных осмотров;

материалы обследования и испытаний сосудов, работающих под давлением;

материалы геодезических (маркшейдерских) съемок;

другие документы по запросу комиссии, позволяющие получить более полную информацию о состоянии технического устройства, здания или сооружения.

20. При обследовании проводятся:

анализ эксплуатационной, конструкторской (проектной) и ремонтной документации;

проверка комплектности, правильности и соответствия использования технических устройств, зданий, сооружений;

выявление не согласованных с заводом-изготовителем изменений в конструкции;

внешний осмотр с целью анализа общего состояния;

проверка качества соединений элементов (сварных, болтовых, шарнирных, заклепочных и т.д.);

оценка коррозии, износа и других дефектов;

измерение деформаций элементов;

неразрушающий контроль;

проверка состояния электрооборудования на электробезопасность.

При необходимости могут проводиться:

отбор образцов для проведения лабораторных исследований;

определение механических характеристик;

исследование напряженно-деформированного состояния, выявление концентраторов напряжений и установление критериев предельного состояния;

металлографические исследования;

определение химического состава материалов;

испытания на прочность и другие виды испытаний.

21. Проверка состояния электрооборудования должна включать:

оценку соответствия установленного электрооборудования проектной документации;

внешний осмотр и проведение измерений, необходимых для анализа электробезопасности работы электрооборудования;

контрольную проверку работоспособности электрооборудования, заключающуюся в проверке правильности функционирования всех механизмов согласно электросхемам (переключений командоаппаратов, обеспечения плавности пуска и остановки электроприводов, безотказности включения-отключения приводов механизмов и т.д.);

срабатывание защит и блокировок;

проверку сопротивления изоляции;

проверку сопротивления заземления и т.д.

22. При проведении экспертизы, независимо от вида, обследованию должны быть подвергнуты базовые детали и узлы, средства ограждения и приборы безопасности.

23. Сменное оборудование (зубья, ковши, гусеничные звенья, буровой инструмент, штанги, транспортерная лента, ролики конвейеров, футеровка, брони дробилок и мельниц, канаты, за исключением канатов подъемных машин, шины и т.д.) обследованию не подлежит, но его состояние может приниматься во внимание при оценке общего технического состояния обследуемого объекта.

24. Базовые, несущие и опорные конструкции технических устройств подвергаются проверке методами неразрушающего контроля или в случае невозможности лабораторным исследованиям отобранных образцов.

25. Обследование зданий и сооружений.

Общей целью обследования технического состояния конструкций зданий и сооружений на опасных производственных объектах является выявление степени их фактического износа и работоспособности, а также выявление факторов, оказывающих влияние на их безопасную эксплуатацию.

Для обеспечения эффективной и независимой экспертизы в обследовании должны участвовать специалисты по расчету строительных конструкций, в том числе имеющие опыт проектирования аналогичных сооружений.

26. Обследование конструкций зданий и сооружений на опасных производственных объектах должно включать:

изучение проектной и исполнительной документации;

изучение материалов проводившихся ранее работ по обследованию, ремонту и т.п.;

изучение особенностей эксплуатационного, климатического и горно-гидрогеологического состояния системы "сооружение - эксплуатационная среда - окружающая среда";

изучение фактических нагрузок и эксплуатационных воздействий на строительные конструкции, сооружения;

изучение степени агрессивности окружающей среды (грунтов, грунтовых и технических вод, натечных образований и пр.);

изучение химической агрессивности производственной среды в отношении материалов строительных конструкций, сооружений;

изучение температурно-влажностного режима эксплуатации конструкций и сооружений;

изучение вентиляционного режима сооружений;

наружный и внутренний осмотр объекта;

обмерные работы с целью определения соответствия фактического положения конструкций зданий и сооружений проектному;

расчеты несущей способности конструкций с учетом выявленных дефектов и повреждений;

расчеты величины прогибов и деформаций конструкций, сооружений;

расчеты величины раскрытия трещин, выявления причин их возникновения и наблюдения за динамикой их развития;

определение крена (искривления) и осадки высотных инженерных сооружений;

определение состояния вторичной защиты конструкций, сооружений в случае, когда она имеется в наличии (гидроизоляция, защитные покрытия и т.п.);

определение физико-механических и физико-химических параметров материалов несущих и ограждающих конструкций неразрушающими методами непосредственно на объекте и путем лабораторных испытаний;

Произошла ошибка

Платеж не был завершен из-за технической ошибки, денежные средства с вашего счета
списаны не были. Попробуйте подождать несколько минут и повторить платеж еще раз.

Вопрос: 22.12.2014 года вступили в силу Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденные приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116. Согласно пункту 485 указанных Правил, срок службы баллонов определяет организация-изготовитель. При отсутствии таких сведений срок службы устанавливают 20 лет. Экспертизу промышленной безопасности в целях продления срока службы баллонов массового применения, объем которых менее 50 литров, не производят. Их эксплуатация за пределами назначенного срока службы не допускается. Указанные Правила являются нормативно-правовым актом и подлежат неукоснительному исполнению. Прошу разъяснить вопрос возможной эксплуатации баллонов, отработавших нормативный срок службы (более 20 лет), но прошедших техническое освидетельствование в соответствии с «Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением» (ПБ 03-576-03) до 22.12.2014 года, до конца срока проведенного технического освидетельствования.

Ответ: Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (далее - ФНП ОРПД), вступившие в силу с 22.12.2014, устанавливают обязательные для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, инцидентов, производственного травматизма на объектах при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением. До вступления в силу ТР ТС 032/2013 и ФНП ОРПД требования к проектированию, изготовлению и эксплуатации сосудов были установлены Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением (ПБ 03-576-03), которыми предусматривалась возможность эксплуатации сосудов, в том числе баллонов, при условии проведения периодического технического освидетельствования. При этом пунктом 6.3.2 ПБ 03-576-03 было установлено, что освидетельствование баллонов должно проводиться по методике, утвержденной разработчиком конструкции баллонов, в которой должны быть указаны периодичность освидетельствования и нормы браковки, а согласно пункту 6.3.24 ПБ 03-576-03 для сосудов, отработавших расчетный срок службы, установленный проектом, изготовителем, объем, методы и периодичность технического освидетельствования должны были быть определены по результатам технического диагностирования и определения остаточного ресурса, выполненного специализированной организацией или организациями, имеющими лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности технических устройств.

ПБ 03-576-03 и другими нормативными документами, на основании которых до вступления в силу ТР ТС 032/2013 в Российской Федерации осуществлялось проектирование и изготовление баллонов, в том числе ГОСТ 15860-84, не устанавливалась необходимость оформления изготовителем паспорта на каждый баллон вместимостью до 100 литров включительно с указанием в нем срока службы.

В соответствии с пунктом 6 ФНП ОРПД обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, инцидентов, производственного травматизма на объектах, на которых используется оборудование под давлением, осуществляется, в том числе, путем выполнения организациями и их работниками требований законодательства Российской Федерации, Федеральных норм и правил, иных принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Ростехнадзора, а также нормативных документов организаций, применяемых ими в зависимости от осуществляемого вида деятельности в области промышленной безопасности. При этом согласно подпункту «д» пункта 218 ФНП ОРПД организации в целях обеспечения содержания оборудования в исправном состоянии и безопасных условий его эксплуатации необходимо утвердить перечень нормативных документов, применяемых в ней для обеспечения требований промышленной безопасности, установленных законодательством Российской Федерации и ФНП ОРПД. Например, организации, осуществляющие техническое освидетельствование баллонов, изготовленных по ГОСТ 15860-84 до вступления в силу ТР ТС 032/2013, применяют рекомендации, в том числе по сроку службы и периодичности освидетельствования, установленные Методикой технического освидетельствования стальных сварных баллонов для сжиженных углеводородных газов на давление до 1,6 МПа, изготовленных по ГОСТ 15860 (МТО 14-3Р-004-2005), согласованной Ростехнадзором (письмо от 10.01.2006 № 09-03/3). Следующий срок освидетельствования, установленный по результатам технического освидетельствования баллона, проведенного в соответствии с МТО 14-3Р-004-2005, является действительным, если он не превышает периодичность технического освидетельствования или срок службы, рекомендованные указанной Методикой.

Капитальный ремонт жилья в РФ затронет отнюдь не все объекты. Основное значение имеет техническое состояние здание и период его службы. На этом фоне в 2019 году актуален вопрос о сроках эксплуатации жилых зданий.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Основная масса жилищного фонда РФ построена во второй половине прошлого века. Большинство зданий остро нуждаются в капитальном ремонте.

Но есть и такие, которые «переживут» нынешние новостройки. От чего зависит долговечность строений, и каковы в 2019 году сроки эксплуатации жилых домов?

Основные моменты

Период жизни жилого дома ограничен по времени и всецело зависим от периодичности ремонтных работ.

На общем состоянии здания никак не отражается ремонт отдельной квартиры. С течением времени любой дом устаревает, рыночная стоимость его снижается.

Но в то же время повышается стоимость , поскольку на содержание дома тратится все больше энергоносителей за счет износа основных конструкций.

В какой-то момент содержание жилья обходится дороже, чем аренда квартиры с хорошими условиями проживания.

Дабы свести к минимуму процент дефектных жилых зданий Правительством РФ были созданы программы капремонта и ликвидации .

Региональными проектами предусматривается переселение граждан из ветхого жилья. При классификации жилых объектов в расчет принимаются типовые сроки по строительным нормам.

По сути, это гарантийные периоды, в течение которых должны прослужить определенные элементы конструкций.

К примеру, отопительную систему в доме нужно менять после срока использования в 30-40 лет. Для канализации и водопровода предусмотрено до 25 лет службы. Столько же прослужат деревянные конструкции.

Нормативы предусматривают проведение капремонта и замену инженерных коммуникаций не реже одного раза в тридцать лет.

А вот выборочные ремонтные работы желательно проводить раз в пятнадцать лет. Менять перекрытия и ненесущие стены рекомендовано каждые пятьдесят лет.

Но чтобы точно установить, когда ремонт дому необходим, нужно знать сроки службы жилых домов.

Что нужно знать

Термин «срок эксплуатации» подразумевает определенный временной период, в течение которого может использоваться здание без ущерба в экономическом плане.

Выражаясь проще, это срок, на протяжении какого строение гарантировано прослужит. Зависит срок эксплуатации от многих факторов.

Это качество стройматериалов, технология строительства, капитальность объекта и прочее. Что касается основных параметров, то в расчет принимается:

Длительность эксплуатационных сроков может варьироваться от нескольких лет и до десятилетий. Усредненным сроком службы жилого дома принято считать период в двадцать пять лет.

Такое значение обусловлено минимальным сроком эксплуатации оборудования и отдельных конструкций. Но основополагающим критерием все-таки считается техническое состояние дома.

Правовое регулирование

Понятие эксплуатационного срока жилых зданий неразрывно связано с безопасным использованием строений.

Параметры безопасности строительных сооружений в РФ регулирует «Технический регламент…» введенный распоряжением . Обеспечивается соблюдение регламента «Перечнем национальных стандартов…».

К примеру, дома 70-х годов и более ранней постройки обладают минимумом комфорта при сравнении с современным строительством.

Второй вариант морального износа подразумевает старение его элементов и несоответствие их основным санитарным, строительным и иным нормам. Решить проблему может реконструкция или модернизация здания.

  • 15. Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля
  • 16. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения
  • 17. Устройства защитного отключения. Классификация. Общие технические требования.
  • 18. Средства защиты работающих от механических воздействий. Общие требования и классификация.
  • 19. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики.
  • 20. Технологический регламент. Назначение, структура и содержание документа.
  • Содержание разделов технического регламента:
  • 28. Общие требования безопасности на предприятиях ядерного цикла.
  • 29. Общие требования безопасности на объектах энергетического комплекса.
  • 30. Общие требования безопасности на объектах транспортных комплексов.
  • 1.Санитарное законодательство рф. Подзаконные и нормативно-правовые акты в области производственной санитарии и гигиены труда. Надзор и контроль за соблюдением санитарного законодательства.
  • Раздел 10-Охрана труда-Основные направления государственной политики в области от:
  • 4. Методы и средства нормализации производственного микроклимата.
  • 5.Вредные вещества и их классификация. Классы опасности вв.
  • 6.Токсичность. Показатели токсикометрии. Гигиенич. Нормирвание вв.
  • 7. Защита от вв на производстве.
  • 11. Производственная вентиляция. Классификация. Требования к вентиляционным установкам.
  • 17. Измерение освещенности. Методы расчета естественного и искусственного освещения.
  • 18. Производственный шум. Физические характеристики шума. Классификация шумов.
  • 19. Нормирование шума. Приборы и методы контроля шума на производстве.
  • 21.Классиф-я и нормирование уз. Методы борьбы с уз.
  • 23. Классификация и нормирование инфразвука. Методы борьбы с инфразвуком.
  • 24. Физические характеристики вибрации. Классификация и нормирование вибрации.
  • 25. Способы и методы защиты от вибрации на производстве.
  • 26. Виды ионизирующих излучений. Дозы и пределы облучения. Нормирование ионизирующих излучений. Средства защиты от ионизирующего излучения.
  • 30. Санитарно-гигиенические требования к планировке предприятия и организации производства.
  • 1. Основные понятия мпб. Нормативно-правовая база мониторинга и экспертизы безопасности жизнедеятельности
  • 2. Классификация видов мониторинга. Техногенные воздействия на биосферу, техносферу, их классификация
  • 3. Экологические аспекты взаимодействия человека, инженерных сооружений с окружающей средой
  • 4.Моделирование технологических процессов в техносфере. Виды моделей. Расчет коэффициентов линейного уравнения регрессии. Проверка значимости коэффициентов и адекватности уравнения регрессии
  • 5. Рациональное использование энергии – основа устойчивого развития биосферы. Наблюдение за энергетическими потоками. Виды энергетики.
  • 6.Метод материального баланса. Составление материальных балансов технологических процессов. Виды материальных балансов экологических систем.
  • 7.Расчет количества загрязняющих веществ, выделяющихся при горении топлива.
  • 8. Мониторинг и расчет выбросов твердых частиц, оксида углерода (II), оксидов серы, оксидов азота, органических веществ.
  • Мониторинг за соблюдением пдк. Расчеты предельно-допустимых концентраций.
  • Мониторинг и расчет выбросов вредных веществ при работе технологического оборудования.
  • Расчет ожидаемой концентрации загрязняющих веществ в приземном слое атмосферного воздуха.
  • 12. Основные формулы расчета качества воды при сбросе загрязняющих веществ. Разбавление сбросов в реках. Разбавление сбросов в водоемах.
  • 13.Проведение инвентаризации выбросов вредных веществ
  • 14. Расчет нормативов пдв. Составление проекта пдв и рекомендаций по охране воздушного бассейна.
  • 15. Проведение инвентаризации сбросов загрязняющих веществ. Расчет нормативов предельно-допустимого сброса (пдс(ндс))
  • 4 Этапа проектирования:
  • 16. Составление проекта пдс и рекомендации по охране водного бассейна
  • 17. Мониторинг радиационной безопасности. Основные характеристики и единицы измерения радиации
  • 18.Доза излучения. Взвешивающие коэффициенты. Эквивалентная доза излучения и единицы их измерения
  • 19.Экспозиционная доза излучения. Единицы измерения, соотношения между единицами измерения
  • 20.Радиационно-гигиенические нормативы и воздействие радионуклидов на биосферу
  • 21. Методы защиты биосферы от ионизирующих излучений
  • 22.Мониторинг и характеристики шума. Частотные спектры шума. Особенности мониторинга шума. Измерительные приборы
  • 23 . Методы расчета внешнего шума промышленных предприятий. Основные расчетные формулы
  • 24.Стоимостная оценка ущерба природе при антропогенном загрязнении окружающей среды. Расчет величины ущерба от загрязнения атмосферы
  • 25. Мониторинг водного бассейна. Методика расчета ущерба от загрязнения водоемов.
  • 26. Мониторинг за состоянием почвы. Методика расчета ущерба от загрязнения почвы.
  • 27.Сравнение природоохранных мероприятий и выбор оптимального варианта.
  • 28. Инструментальные и лабораторные испытания устройств и сооружений промышленной безопасности.
  • 29. Порядок продления срока службы технических устройств, зданий и сооружений с истекшим нормативным сроком эксплуатации.
  • 30. Мониторинг зданий и сооружений.
  • 2.Нормативная основа проведения специальной оценки условий труда
  • 3.Порядок проведения специальной оценки условий труда. Состав аттестующей комиссии
  • Факторы, подлежащие оценке при проведении специальной оценки условий труда.
  • 6. Условия труда и классы условий труда в соответствии с фз№426
  • 7. Оценка условий труда по химическим факторам. Оценка ут по показателям микроклимата.
  • 8. Оценка условий труда по виброакустическим факторам. Оценка условий труда по показателям световой среды.
  • 9. Оценка условий труда при воздействии неионизирующих электромагнитных полей и излучений.
  • 10. Оценка условий труда по показателям тяжести трудового процесса.
  • 11. Оценка условий труда по показателям напряженности трудового процесса.
  • 12. Общая оценка тяжести и напряженности трудового процесса.
  • 14.Общая гигиеническая оценка ут.
  • 13. Оценка обеспеченности работника сиз
  • 15. Законодательная и нормативная база охраны труда. Трудовой кодекс рф. Понятие «Охрана труда».
  • 16. Права, гарантии и обязанности работника в области охраны труда.
  • 17. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда.
  • 18.Обучение и профессиональная подготовка по охране труда.
  • 19Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства по охране труда.
  • Государственное управление охраной труда.
  • 21. Государственная экспертиза условий труда.
  • 22Ответственность за нарушение требований охраны труда.
  • 23Организация службы охраны труда на предприятии. Функции и задачи службы охраны труда. Основная документация и отчетность службы охраны труда.
  • Виды, содержание и порядок проведения инструктажей по тб. Разработка и утверждение инструкций по тб.
  • 25. Обучение, проверка знаний и допуск персонала к работе.
  • 26 Организация и проведение предварительных и периодических медицинских осмотров.
  • 27. Особенности охраны труда женщин и работников в возрасте до 18 лет.
  • 28. Льготы и компенсации за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда.
  • Требования безопасности при производстве подготовительных работ
  • 2.1. Меры безопасности при организации строительной площадки
  • 1.Понятие, аппарат, объект анализа опасностей.
  • 2. Характеристика качественного и количественного анализа опасностей
  • 3.Классификация производственных травм
  • 4.Методы анализа производственного травматизма
  • 6.Анализ риска. Классификация и характеристика видов риска. Характеристика основных подходов к анализу и оценке риска.
  • 5. Классификация и характеристика опасных и вредных производственных факторов.
  • 8. Требования безопасности к органам управления производственным оборудованием.
  • 10. Характер воздействия электрического тока на организм человека
  • 11. Факторы, влияющие на исход поражения электрическим током.
  • 12. Анализ опасности поражения электрическим током в различных электрических сетях.
  • 13. Защитные меры в электроустановках от поражения электрическим током.
  • 14. Электрозащитные средства. Порядок использования и содержание средств защиты.
  • 15.Клалификационные группы по электробезопасности
  • 16. Защита от статического и атмосферного электричества.
  • 17. Безопасность складских, погрузочных и разгрузочных работ.
  • 18. Типовые конструкции грузоподъемных машин, требования к устройству и безопасной эксплуатации.
  • 19. Техническое освидетельствование грузоподъемных машин, организация эксплуатации и надзоров.
  • 20.Сосуды, работающие под давлением, их устройство и общие принципы обеспечения безопасности эксплуатации сосудов
  • 21.Принципы устройства и основные характеристики компрессорных установок
  • 22.Условия безаварийной работы воздушных компрессорных установок, арматура, контрольно-измерительные приборы и регулирующая аппаратура компрессорных установок
  • 23.Организация безопасной эксплуатации котлов
  • 25.Основные положения «Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением»
  • 26.Виды горения и взрывов, условия их течения. Показатели взрыво-пожароопасности горючих веществ
  • 27. Мероприятия по предупреждению взрывов и пожаров, уменьшению их последствий
  • 28.Средства и способы пожаротушения
  • 29.Организация службы пожарной охраны
  • 30.Нормативно- правовая база в области пожарной безопасности
  • Глава I. Общие положения(термины, опо, требование промыш безопасности, правовое регулирование)
  • Глава III. Заключительные положения(вступление в силу фз 116)
  • 9. Виды ответственности за нарушение требований промышленной безопасности.
  • 12. Составление декларации промышленной безопасности опо.
  • 13.Основные этапы и условия продления сроков безопасной эксплуатации технических устройств. Требования безопасности при проведении экспертизы опо.
  • 14.Расследование аварий и несчастных случаев на опо.
  • 15. Виды технических устройств, разрешение на применение которых выдают территориальные органы Ростехнадзора.
  • 16. Порядок оформления декларации промышленной безопасности опо. Нормативная документация составления декларации пром. Безопасности опо.
  • Нормативно-правовая документация, регламентирующая деятельность опо.
  • 18. Порядок получения лицензии на проведение промышленной деятельности опо.
  • 20. Категории, типы опо, основные принципы их классификации
  • 21. Содержание и структура лицензии на деятельность опо
  • 22. Основные положения подготовки и аттестации работников, работающих на опо
  • 23.Порядок проведения идентификации, регистрации опо. Государственный реестр опо
  • 24. Показатели риска на опо
  • 25. Очередность работы по расследованию причин аварий на опо
  • 26.Саморегулируемые организации
  • 27.Виды ответственности за нарушение требований промышленной безопасности.
  • 28. Лицензирование деятельности, осуществляемой в соответствии с фз №117
  • 29. Содержание материалов технического расследования аварий на опо
  • 30. Виды мониторинга на опасных производственных объектах
  • Классификация систем мониторинга (см)
  • 29. Порядок продления срока службы технических устройств, зданий и сооружений с истекшим нормативным сроком эксплуатации.

    Нормативные сроки службы технических устройств, зданий и сооружений устанавливаются на основе расчетов и указываются в проектно- конструкторской документации. В случае отсутствия сведений о нормативных сроках эксплуатации, расчетные (предельные) сроки устанавливаются в порядке, определяемом Ростехнадзором России. Экспертизу технических устройств, зданий и сооружений с истекшим нормативным сроком эксплуатации проводит экспертная организация, имеющая лицензию на указанный вид деятельности в соответствии с ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8.08.2001 г. N 128-ФЗ и Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

    Порядок продления сроков безопасной эксплуатации включает следующие этапы: рассмотрение заявки (технического задания); разработку, согласование и утверждение программы работ по обследованию; выполнение работ по обследованию; анализ полученной информации; выдача заключения с предложениями о возможности продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, зданий и сооружений и, при необходимости плана корректирующих мероприятий; утверждение заключения экспертизы; подготовку, согласование, принятие и утверждение решения о дальнейшей эксплуатации (или прекращении эксплуатации); проведение заявителем корректирующих мероприятий, предусмотренных в заключении экспертизы промышленной безопасности; контроль выполнения корректирующих мероприятий.

    На основании изучения технического задания и объекта обследования экспертной организацией должна быть составлена Программа работ по обследованию, согласованная с руководителем эксплуатирующей организации.

    Эксплуатирующая организация должна представить экспертной комиссии следующую документацию : паспорт технического устройства, здания, сооружения; техническую документацию на механическое и электрическое оборудование; комплект чертежей с указанием всех изменений, внесенных при производстве работ, и отметок о согласовании этих изменений с проектной организацией, разработавшей проект; монтажный и ремонтный формуляры, с информацией о проведенных заменах и модернизациях; технический журнал по эксплуатации; акты расследования аварий (инцидентов) и отклонений от технологических параметров, влияющих на условия эксплуатации технических устройств, зданий и сооружений за весь период эксплуатации; материалы о ранее проведенных экспертизах промышленной безопасности; акты результатов проведенных осмотров; материалы обследования и испытаний сосудов, работающих под давлением; материалы геодезических (маркшейдерских) съемок;

    30. Мониторинг зданий и сооружений.

    ГОСТ Р 53778-2010 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния».

    Мониторинг включает в себя проверку: технического состояния, работоспособность состояния, ограниченность состояния, аварийное состояние, акты и отчеты, которые проводились раньше, проектную документацию, геологические изыскания, информацию об опасных географических объектах, мощность проводки воды, электроэнергии.

    При проведении мониторинга устанавливают автора проекта, год разработки, конструкции З и С, монтажные схемы сборки, характеристики грунта, данные об окружающей среде, износ объекта.

    В заключении отмечается: наименования обследования, время, организация, тип проекта, проектная организация, год последнего капитального ремонта, форма объекта собственности, число этажей, оценка технического состояния, физического и морального износа, оценку звукоизоляции и технического состояния ограждений системы.

    Мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят для:

    Контроля технического состояния зданий и сооружений и своевременного принятия мер по устранению возникающих негативных факторов, ведущих к ухудшению этого состояния;

    Выявления объектов, на которых произошли изменения напряженно-деформированного состояния несущих конструкций и для которых необходимо обследование их технического состояния;

    Обеспечения безопасного функционирования зданий и сооружений за счет своевременного обнаружения на ранней стадии негативного изменения состояния конструкций и грунтов оснований, которые могут повлечь переход объектов в ограниченно работоспособное или в аварийное состояние;

    Отслеживания степени и скорости изменения технического состояния объекта и принятия в случае необходимости экстренных мер по предотвращению его обрушения.

    Методика и объем системы наблюдений при мониторинге, включая измерения, должны обеспечивать достоверность и полноту получаемой информации для подготовки исполнителем обоснованного заключения о текущем техническом состоянии объекта (объектов).

    Используемые для наблюдений средства измерений и оборудование должны быть сертифицированы, поверены (калиброваны) и аттестованы уполномоченными органами.

    Ответы Аттестация рабочих мест и Охрана труда

      Основные понятия, задачи, сроки проведения специальной оценки условий труда. Условия труда - совокупность факторов трудового процесса и рабочей среды, в которой осуществляется деятельность человека.

    Вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к заболеванию или снижению работоспособности. Если приводит к травме или внезапному резкому ухудшению здоровья – опасный производственный фактор.

    Нормативы условий труда - утверждаемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти предельные значения показателей факторов производственной среды и трудового процесса, воздействие которых на организм работника при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 часов, но не более 40 часов в неделю, в течение всего рабочего стажа не вызывает заболеваний или отклонений в состоянии здоровья работника, выявляемых с использованием современных методов диагностики;

    2) класс условий труда - степень отклонения фактических значений факторов производственной среды и трудового процесса от нормативов условий труда, определяемая в ходе проведения специальной оценки условий труда;

    3) критерии оценки условий труда - показатели, указывающие на степень отклонения значений факторов производственной среды и трудового процесса от нормативов условий труда;

    4) специальная оценка условий труда - единый комплекс последовательно выполняемых процедур по идентификации вредностей (опасностей) и оценке уровня воздействия выявленных вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса на организм работника с учетом эффективности средств индивидуальной защиты;

    5) трудовой процесс - воздействие работника на предмет труда с целью изготовления продукции или выполнения работ, сопровождаемое затратами его физической и нервной энергии;

    6) эксперт - физическое лицо, соответствующее квалификационным требованиям и имеющее сертификат на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, полученный в установленном настоящим Федеральным законом порядке;

    7) испытательная лаборатория (центр) - структурное подразделение организации, проводящей специальную оценку условий труда, осуществляющее исследования и измерения факторов производственной среды и трудового процесса.

    Рабочее место - все места, где работник должен находиться или куда ему необходимо следовать в связи с его работой и которые прямо или косвенно находятся под контролем работодателя. Постоянным называется рабочее место, на котором работающий находится большую часть своего рабочего времени (более 50% или более 2 часов непрерывно). задачи Специальной оценки условий труда:

    Осуществлять грамотную проверку рабочих мест на условия труда для сотрудников предприятий

    Четко регламентировать процедуру возмещения и компенсации рисков, ввиду вредности и опасности производственных условий;

    Стимулировать дополнительные денежные вложения в совершенствование условий труда и повышение безопасности для того, чтобы в будущем снизить затраты на компенсацию опасных и вредных условий.

    Сроки проведения плановой специальной оценки условий труда: впервые (в переходный период) и повторно

    Для проведения специальной оценки условий труда впервые в связи с принятием Закона N 426-ФЗ предусмотрены переходные положения о сроках.

    Оценка условий труда должна быть проведена:

    1) на ранее аттестовывавшихся рабочих местах – не позднее пяти лет с даты последней аттестации (ч. 4 ст. 27, п. 3 ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ);

    2) на ранее не аттестовывавшихся рабочих местах, не включенных в п. п. 1, 2 ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ, – по 31.12.2018 (ч. 6 ст. 27 Закона N 426-ФЗ);

    3) на ранее не аттестовывавшихся рабочих местах, включенных в п. п. 1, 2 ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ, – в кратчайшие сроки со дня вступления в силу этого Закона. К таким рабочим местам относятся:

    а) рабочие места работников, профессии (должности, специальности) которых входят в Список N 1 и Список N 2 (с их учетом досрочно назначается трудовая пенсия по старости);

    б) рабочие места, в связи с работой на которых работникам предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (например, на основании Списка).

    Отметим, что напрямую Законом N 426-ФЗ срок для проведения специальной оценки условий труда на таких рабочих местах не установлен. Вместе с тем рекомендуем провести спецоценку в кратчайшие сроки, так как за ее непроведение работодателю грозит административная ответственность по ст. 5.27 КоАП РФ.

    Повторная плановая оценка условий труда проводится только в отношении рабочих местах, на которых по итогам предыдущей оценки выявлены вредные и (или) опасные условия труда. Срок проведения повторной плановой оценки – не позднее пяти лет с даты утверждения отчета о проведении последней оценки (ч. 4 ст. 8 Закона N 426-ФЗ).

    1.3.2. Сроки проведения внеплановой специальной оценки условий труда

    Внеплановая специальная оценка условий труда должна быть проведена в течение шести месяцев (ст. 17 Закона N 426-ФЗ):

    1) на введенных в эксплуатацию новых рабочих местах (как в уже существующей организации, так и при регистрации новой).

    Отметим, что срок, в течение которого необходимо проводить оценку при создании организации (регистрации индивидуального предпринимателя), законом специально не регламентирован. Однако все случаи возникновения новых рабочих мест отнесены к случаям проведения внеплановой оценки;

    2) на тех рабочих местах, в отношении которых имеется предписание ГИТ о проведении спецоценки;

    3) на тех рабочих местах, на которых изменяется технологический процесс, производится замена производственного оборудования, меняются состав применяемых материалов и (или) сырья, средства индивидуальной и коллективной защиты, что может повлиять на уровень воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов;

    Продолжение перечня:

    4) на рабочем месте, на котором в связи с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов с работником произошел несчастный случай (не по вине третьих лиц);

    5) на рабочем месте работника, у которого выявлено профессиональное заболевание, возникшее в связи с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов;

    6) на рабочих местах, в отношении которых имеется мотивированное предложение выборного органа первичной профсоюзной организаций (другого представительного органа работников) о проведении спецоценки.

    Поскольку исключений из правил проведения внеплановых проверок на переходный период в законодательстве не предусмотрено, полагаем, что они применяются непосредственно со дня вступления в силу Закона N 426-ФЗ.

    Технические устройства – машины, оборудование, механизмы, применяемые на опасных производственных объектах, имеют ограниченный срок безопасной эксплуатации. Для его продления устройство должно пройти экспертизу промышленной безопасности. Как организовать эту процедуру, расскажем в статье.

    Как продлить срок эксплуатации технического устройства

    Сейчас многие эксперты придерживаются мнения, что продлевать срок безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасном производственном объекте (далее - ОПО) не требуется. Потому что приказ Минприроды России от 8 апреля 2014 г. № 173 отменил действие Порядка продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах, утвержденного приказом Минприроды России от 30 июня 2009 г. № 195 .

    Если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, то экспертизу промбезопасности проводят:

    • до начала применения на ОПО;
    • по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки, установленных его производителем;
    • если фактический срок его службы превышает 20 лет, при этом в документах на устройство нет информации о сроке службы;
    • после изменения конструкции, замены материала несущих элементов устройства, восстановительного ремонта после аварии или инцидента на ОПО.

    Как провести экспертизу промышленной безопасности

    При постановке вопроса о проведении экспертизы промбезопасности технического устройства следует руководствоваться нормативными документами в следующем порядке:

    1. Решение Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 823 «О принятии технического регламента Таможенного союза “О безопасности машин и оборудования”».
    2. Федеральные нормы и правила в области промбезопасности, указанные в Перечне , утвержденном приказом Ростехнадзора от 13 января 2015 г. № 5 .

    Смотрите вебинар на тему "Управление охраной труда на предприятии":

    Экспертизу промбезопасности проводит организация, имеющая лицензию на данный вид работ. Объем, состав и характер экспертизы зависят от типа технического устройства, его фактического состояния и технологии применения. Например, при экспертизе подъемных сооружений должны быть выполнены следующие работы:

    • проведено полное техническое освидетельствование;
    • оценено качество завершенного монтажа, ремонта, реконструкции;
    • оценена комплектность и работоспособность системы управления, указателей, ограничителей и регистраторов;
    • проверена комплектность и качество болтовых соединений;
    • подтверждено качество ремонта, реконструкции подъемного сооружения, либо указано на приостановку его эксплуатации и отправку на исправление отмеченных несоответствий, либо разрешена дальнейшая эксплуатация со снижением показателей назначения (например, грузоподъемности, скоростей механизмов).

    Предупреждает

    Евгения БАРАНОВА,

    генеральный директор Института повышения квалификации «ПРОФЕССИОНАЛ», ООО ЭКЦ «Промышленная Безопасность» (Москва)

    Средняя стоимость экспертизы промышленной безопасности - 100 000 рублей. Сюда входит зарплата экспертов, командировочные расходы, обслуживание приборов. Сильно заниженная цена услуги - повод насторожиться. Скорее всего, ее предлагает недобросовестная организация, которая не проводит процедуру должным образом. Заключение такой экспертизы будет недействительным, и проблемы всплывут при первой же проверке Ростехнадзора.

    На какой срок можно продлить эксплуатацию технического устройства

    По результатам экспертизы промбезопасности оформляют заключение, которое подписывает руководитель организации, проводившей экспертизу, и эксперт по промбезопасности, участвовавший в проведении процедуры. Именно в этом документе устанавливается срок продления эксплуатации технического устройства. Таким образом, этот срок ограничен только сроком действия результатов экспертизы промбезопасности.

    Заключение экспертизы промбезопасности нужно представить в Ростехнадзор. Его внесут в реестр заключений. Только после этого результаты экспертизы вступают в силу, то есть техническое устройство можно эксплуатировать.

    Применять техническое устройство с истекшим сроком эксплуатации нельзя. Ведь никто не гарантирует безопасность его работы, и работодателя могут наказать штрафом:

    • для должностного лица - от 20 000 до 30 000 рублей или дисквалификация на срок от шести месяцев до одного года;
    • для организации - от 200 000 до 300 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (


    © 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация