Создается ли реестр лицензий для ТСЖ? Основные моменты ТСЖ: лицензия, плюсы и минусы, обязанности Тсж без лицензии

Главная / Суд

27.01.2015 | Кто подлежит лицензированию?.

Всё ближе назначенный законодателем срок, до которого согласно ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 N255-ФЗ (далее – Закон 255-ФЗ) «юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление». И сроком таким установлена дата 01 мая 2015 года. Согласно той же ст.7 Закона 255-ФЗ «после 1 мая 2015 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается».

В «АКАТО» по-прежнему продолжают поступать многочисленные обращения с вопросами, какие всё-таки организации подлежат лицензированию. Попробуем разобраться в этом вопросе.

Зачем нужно лицензирование

Идея лицензирования сферы ЖКХ появилась в 2013 году, когда саморегулирование жилищной отрасли было признано неэффективным. Сама идея несколько не укладывается в общую политику государства, направленную на максимальный уход от государственного регулирования и переход к более современным методам регулирования, одним из которых как раз и является саморегулирование. Но именно ЖКХ стало той сферой, в которой власти решили вернуться «назад» – к лицензированию.

Сразу после высказывания идеи лицензирования ЖКХ начались жаркие дебаты на всех уровнях: вопрос обсуждали и органы власти – от муниципальных до федеральных, и надзорные инстанции, и СРО, и различные объединения предприятий жилищной сферы, и экспертные сообщества. Появилось огромное число как сторонников, так и противников идеи лицензирования. Сомнения в том, что в сфере ЖКХ будет лицензирование, выражались вплоть до дня принятия закона 255-ФЗ в третьем чтении, и даже до дня подписания его президентом.

Однако, федеральным законом от 21.07.2014 N255-ФЗ были внесены изменения в ЖК РФ, и с 01 сентября Жилищный кодекс дополнился «Разделом X», регламентирующим вопросы лицензирования деятельности по управлению МКД.

Управляющие организации

Собственно, сейчас уже практически ни у кого не возникает сомнений, что управляющие организации обязаны получать лицензию на управление МКД.

Пункт 1 ст.192 ЖК РФ устанавливает: «деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также — лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее — лицензионная комиссия)».

В соответствии со ст.7 Федерального закона от 21.07.2014 N255-ФЗ после 01 мая 2015 года деятельность по управлению МКД без такой лицензии запрещена.

Следовательно, управляющие организации с 01 мая 2015 года в обязательном порядке обязаны иметь лицензию на управление МКД.

Для получения лицензии соискатель обязан соответствовать лицензионным требованиям, установленным ст.193 ЖК РФ. «АКАТО» неоднократно давал разъяснения по порядку лицензирования, в том числе по вопросу одного из лицензионных требований, установленного подпунктом 2 пункта 1 ст.193 ЖК РФ («наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата») – кто конкретно и в какой срок должен сдавать квалификационный экзамен и даже предупреждал о мошенничестве в этом вопросе.

ТСЖ, ЖСК, ЖК

Законом 255-ФЗ «О лицензировании деятельности по управлению МКД» были внесены некоторые изменения и в отношении ТСЖ.

На этапе обсуждения законопроекта о лицензировании предложения о лицензировании не только УО, но и ТСЖ, ЖСК неоднократно вносились и обсуждались органами власти различных уровней, ассоциациями и объединениями предприятий и организаций жилищной сферы, различными экспертными сообществами. В конце концов в отношении ТСЖ и ЖСК победила следующая логика: «ТСЖ, ЖСК, ЖК являются некоммерческими организациями, объединениями собственников помещений. Во-первых, невозможно обязать собственников управлять своей же собственностью на основании некой лицензии. Во-вторых, непонятно к чему приведёт несоответствие ТСЖ или ЖСК лицензионным требованиям – лишение лицензии не может привести к реорганизации ТСЖ или ЖСК, запретить собственникам создавать свои объединения, товарищества также нельзя, в том числе реорганизовывать существующее ТСЖ и сразу создавать новое, и если уж жилищным законодательством предусмотрен способ управления ТСЖ, созданное в конкретном доме ТСЖ всегда имеет право именно этим домом управлять ».

В итоге, ни одним правовым актом не установлена обязанность ТСЖ, ЖСК, ЖК получать лицензию на управление МКД.

Кроме того, частью 1.3 ст.161 ЖК РФ (вступает в силу с 01.05.2015 года) прямо установлено: «1.3. Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса случая».

Таким образом, ни ТСЖ, ни ЖСК, ни ЖК лицензированию не подлежат!

Прогнозы и перспективы

На данный момент тяжело предугадать последствия введения лицензирования в сфере ЖКХ. Ряд политических деятелей уверенно заявляют, что лицензирование будет инструментом «очистки рынка» от недобросовестных УК. Многие эксперты полагают, что лицензирование не принесёт пользы для жилищной сферы.

Нельзя не отметить тот положительный факт, что лицензионное требование о наличии квалификационного аттестата, по крайней мере, заставило огромное количество должностных лиц соискателей лицензии более глубоко изучить жилищное законодательство, тем самым повышая свою профессиональную компетентность.

В целом же, пока ещё наличие лицензии не стало обязательным требованиям, еще не начались аннулирования/отзывы лицензий и дисквалификации должностных лиц, оценить последствия введения лицензирования для ЖКХ России довольно сложно.

Как говорится, «поживём – увидим»…

Центр дистанционного обучения «АКАТО» предлагает
претендентам на получение квалификационного аттестата
(должностным лицам соискателей лицензии,
ответственным за деятельность по управлению МКД)
воспользоваться специальным Интернет-сервисом
по подготовке к квалификационному экзамену
Подробнее > > >

Получить разъяснения актуальных вопросов ЖКХ Вы можете,
приняв участие в семинарах ЦДО «АКАТО».
Следите за расписанием мероприятий на сайте «АКАТО».
___________________________________________________________________

Дополнительная информация по телефону 8-800-700-60-58

Ликбез: почему ТСН-ТСЖ не нужна лицензия на управление многоквартирным домом..

Выкладываю сюда запись из группы ТСН «ТСЖ Краснова» Вконтакте, чтобы если кому-то стало нужно, то могл спокойно взять, т.к. группа закрытая:

Для того, чтобы окончательно вбить гвоздь в крышку гроба этой «инициативной группы» немного выдержек из Жилищного кодекса (ЖК) и Гражданского кодекса (ГК) из которых любой желающий увидит, что ТСН «ТСЖ Краснова» лицензия не нужна:

«Статья 161 ЖК. Выбор способа управления многоквартирным домом. Общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом

2. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 255-ФЗ, от 29.06.2015 N 176-ФЗ)

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.»

Как мы видим, из ч. 2. ст. 161 ЖК следует, что ТСЖ не является управляющей организацией.

«Статья 192. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами

1. Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также — лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее — лицензионная комиссия).»

Как мы видим из ч. 1 ст. 192, лицензии нужны только управляющим организациям. Как мы помним, ТСЖ не является управляющей организацией.

Причём в ЖК особо оговаривается, что лицензия нужна для осуществления ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ деятельности.

ч. 1 ст. 2 ГК даёт исчерпывающее определение предпринимательской деятельности:

«предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.»

ТСН же является некоммерческой организацией, не преследующей получение прибыли:

«Статья 123.1. Основные положения о некоммерческих корпоративных организациях

1. Некоммерческими корпоративными организациями признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками (пункт 1 статьи 50 и статья 65.1), учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса.»

«5. Товарищества собственников недвижимости

Статья 123.12. Основные положения о товариществе собственников недвижимости

1. Товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.»

Т.о., т.к. ТСЖ не является управляющей организацией, а ТСН в форме ТСН не занимается предпринимательской деятельностью, лицензия на управление многоквартирным домо ТСН «ТСЖ Краснова» не нужна.

Недвижимость.

Жильцов сгоняют в ТСЖ

Однодомовые ТСЖ не будут подлежать лицензированию.

Законопроект о лицензировании управляющих компаний, внесенный в Госдуму, освобождает товарищества собственников жилья одного многоквартирного дома от необходимости получать лицензию. В результате их может стать больше. При этом некоторые эксперты считают, что как раз именно ТСЖ нужно проверять - зачастую в них нет квалифицированных сотрудников.

Товарищества собственников жилья, созданные жильцами одного дома, не будут подлежать лицензированию, которое предлагается ввести в рамках законопроекта о лицензировании управляющих компаний. Предполагается, что данный законопроект отстранит недобросовестные компании от управления жилыми домами. Руководители управляющих компаний, председатели ТСЖ нескольких многоквартирных домов или жилищных кооперативов должны будут получать квалификационный аттестат. С 1 мая 2015 года осуществлять управление многоквартирным домом без лицензии будет запрещено. Выдавать лицензию для управляющих компаний будет специальный орган - Госжилнадзор региона или Жилинспекция. Начать выдавать лицензии и проводить экзамены для руководителей компаний планируется уже с 1 сентября этого года.

При этом министр строительства и ЖКХ Михаил Мень считает, что лицензирование только даст толчок к развитию однодомовых ТСЖ. «Мое глубокое убеждение, что нужно двигаться в сторону ТСЖ, так как люди сами их создают и сами отвечают за свой дом», - заявил он.

По оценкам экспертов, отказ от лицензирования однодомовых ТСЖ может привести к увеличению их количества. «ТСЖ, созданное жильцами двух домов, рассматривается, согласно законопроекту, как скрытая УК.

Введение подобного порядка может повлиять на количество ТСЖ, управляющих одним домом, в случае если законодательно будут установлены жесткие требования для получения лицензий и для большинства ТСЖ будет объективно тяжело данным требованиям удовлетворить», - считает юрист коллегии адвокатов «Юков и Партнеры» Марк Каретин.

В случае если требования будут достаточно лояльными, юрист не прогнозирует увеличения числа ТСЖ, управляющих одним домом.

Как пояснил «Газете.Ru» исполнительный директор некоммерческого партнерства «ЖКХ-Развитие» Алексей Макрушин, по разным регионам существуют примеры ТСЖ, которые управляют сотнями домов. «Такие ТСЖ де-факто осуществляют предпринимательскую деятельность и поэтому должны лицензироваться. При этом они могут не получать лицензию, а нанять УК, которая эту лицензию имеет», - считает эксперт.

При этом сейчас, если верить подсчетам Мосжилинспекции, количество ТСЖ, работающих на рынке, активно сокращается. Так, в 2012 году количество товариществ собственников жилья в Москве сократилось с 8 тыс. до 4,3 тыс. В ходе проверок Мосжилинспекции выяснилось, что данные ТСЖ не соответствовали законодательным нормам или были фиктивными. Тогда, оценивая текущую ситуацию, Мосжилинспекция прогнозировала, что количество ТСЖ сократится до 3,5 тыс.

По оценкам некоторых экспертов, лицензирование должно распространяться и на однодомовые ТСЖ.

Как рассказал «Газете.Ru» адвокат Олег Сухов («Юридический центр адвоката Олега Сухова»), ТСЖ редко имеют надлежащий штат профессиональных сотрудников, чтобы содержать многоквартирный дом.

«Как правило, в таком случае очень много ссор и исков внутри ТСЖ и такая форма управления не приносит соответствующего результата», - пояснил «Газете.Ru» Олег Сухов. Однако в этом случае их количество может, напротив, сократиться.

В случае с ТСЖ собственникам жилья проще осуществлять контроль за его деятельностью, в любой момент они могут попросить у председателя товарищества отчет, он обязан будет отчитаться. При этом форма управления домом посредством ТСЖ дешевле. Обслуживание профессиональных управляющих компаний обходится жителям дома гораздо дороже.

«Управляющие компании, которые работают сейчас на рынке, не заинтересованы в ужесточении требований, предъявляемых к качеству оказываемых ими услуг. При этом в этой области сейчас довольно много нарушений, и ТСЖ, как правило, возникают там, где жители дома недовольны действующей УК», - рассказал «Газете.Ru» Алексей Макрушин.

Как пояснил Олег Сухов, исков в судах по оспариванию создания ТСЖ не так много - около 10% от общего количества в этой сфере.

«В большинстве случаев собственники подают иски к ТСЖ о ненадлежащем качестве услуг - собственники перестают вносить плату за услуги, так как недовольны качеством или завышенными тарифами. До того как ТСЖ требует взыскания средств, мало кто обращается в суд», - поясняет Олег Сухов.

Наиболее частая проблема в ТСЖ, в принципе как и в управляющих компаниях, - вывод средств под собственные нужды. Например, в 2012 году руководитель ТСЖ «Ленинский 52» обвинялся в том, что использовал деньги, которые жильцы переводили за коммунальные услуги, для собственных целей. По некоторым оценкам, сумма составила около 10 млн руб. В Ульяновске председатель ТСЖ «Микрорайон Свияга-10» обвинялся в нецелевом использовании более 16 млн руб.

Вопрос: Каким требованиям должна соответствовать управляющая организация для получения лицензии?

Ответ: Законом установлен конкретный перечень требований, которым должна соответствовать управляющая организация для получения лицензии:

1) регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются;

1.1) отсутствие тождественности или схожести до степени смешения фирменного наименования соискателя лицензии или лицензиата с фирменным наименованием лицензиата, право которого на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами возникло ранее;

2) наличие у должностного лица (единоличного исполнительного органа юридического лица, руководителя юридического лица или его филиала либо индивидуального предпринимателя, осуществляющих управление многоквартирным домом, а в случае заключения договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа - единоличного исполнительного органа юридического лица или индивидуального предпринимателя, которым такие полномочия переданы) лицензиата, соискателя лицензии квалификационного аттестата;

3) отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

4) отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии;

5) отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии.

Вопрос: Нужно ли получать лицензию для осуществления деятельности ТСН (ТСЖ, ЖСК, ЖК)?

Ответ: Лицензированию подлежит исключительно предпринимательская деятельность, осуществляемая на основании договора управления. Деятельность управляющих организаций, представляющих собой некоммерческие объединения граждан, осуществляющих деятельность по управлению соответствующими многоквартирными домами без заключения договоров управления, лицензированию не подлежит.

Вопрос: На какой срок предоставляется лицензия?

Ответ: Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует только на территории субъекта Российской Федерации, органом государственного жилищного надзора которого она выдана. Срок действия лицензии продлевается по истечении пяти лет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Лицензия не подлежит передаче третьим лицам.

Вопрос: В каких случаях и в каких размерах должна уплачиваться государственная пошлина?

Ответ: За предоставление лицензии – 30 000рублей, за переоформление лицензии – 5 000 рублей.

Вопрос: Как долго может рассматриваться заявление о предоставлении лицензии?

Ответ: Максимальный срок предоставления лицензии может достигать 45 рабочих дней с момента поступления в лицензирующий орган соответствующего заявления.

Вопрос: Имеет ли право управляющая организация заключить договор управления до получения лицензии?

Ответ: Нет. Договор управления может быть заключен только с управляющей организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности.

Вопрос: Обязана ли управляющая компания уведомлять лицензирующий орган о смене адреса места своего нахождения?

Ответ: Изменение адреса места нахождения является одним из оснований для переоформления лицензии. Для этого лицензиат подает в орган государственного жилищного надзора в установленном порядке заявление о переоформлении лицензии по форме, утвержденной административным регламентом. За осуществление деятельности без переоформления лицензии при наличии к тому оснований лицензиат и его должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности.

Вопрос: В какой срок лицензиат должен подать заявление о переоформлении лицензии?

Ответ: Заявление о переоформлении лицензии и прилагаемые к нему документы представляются в лицензирующий орган не позднее чем через пятнадцать рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц.

Вопрос: Может ли деятельность, на которую предоставлена лицензия, осуществляться на территории других регионов России?

Ответ: Лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами действует в пределах только того субъекта РФ, уполномоченным органом исполнительной власти которого она выдавалась. Для управления многоквартирными домами, расположенными в других регионах, лицензиату предстоит получить лицензии в каждом отдельно взятом субъекте РФ.

Вопрос: В каких случаях может быть аннулирована лицензия управляющей организации?

Ответ:

Принудительное прекращение действия лицензии возможно только в случае ее аннулирования. Сама процедура аннулирования лицензии не проста. Законом исчерпывающе определены основания для аннулирования лицензии, а также четко упорядочен сам процесс.
Аннулировать лицензию может только суд, если в его адрес поступило соответствующее заявление органа государственного жилищного надзора. Подобные иски обязательно должны быть санкционированы лицензионной комиссией субъекта РФ. При отсутствии такого разрешения, лицензирующий орган не имеет права самостоятельно обращаться в суд. Однако и тут не все так просто. Основанием для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии является исключение из реестра лицензий субъекта Российской Федерации по основаниям, указанным в части 5 статьи 198 Жилищного кодекса РФ, сведений о многоквартирных домах, общая площадь помещений в которых составляет пятнадцать и более процентов от общей площади помещений в многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществлял лицензиат в течение календарного года, предшествующего дате принятия лицензионной комиссией решения об обращении в суд. В качестве еще одного самостоятельного основания для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с вышеуказанным требованием является отсутствие в течение шести месяцев в реестре лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат

Вопрос: Какие сведения и документы предоставляются для включения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта РФ? Ответ:

Требования к оформлению документов о внесении изменений в реестр лицензий субъекта РФ установлены приказом Минстроя России от
25.12.2015 № 938/пр "Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации".

Заявление о внесении изменений в реестр лицензий субъекта РФ должно содержать:
а) адрес многоквартирного дома;
б) основания заключения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом;
в) копию договора управления многоквартирным домом;
г) данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия).
К заявлению обязательно прилагаются:
а) копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении договора управления с лицензиатом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления с лицензиатом в случае проведения такого собрания;
б) копия протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым лицензиат определен победителем конкурса, в случае проведения указанного конкурса;
в) копия договора управления, заключенного лицензиатом с собственниками помещений в многоквартирном доме, а в случае выбора лицензиата управляющей организацией по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом - копия договора управления, подписанного заявителем;
г) копия акта приема-передачи технической документации и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае, если лицензиат подает заявление об исключении многоквартирного дома из реестра;
д) документ, подтверждающий полномочия представителя лицензиата (в случае, если от имени лицензиата обращается его уполномоченный представитель), оформленный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
е) опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата).

Несоответствие заявления вышеуказанным требованиям либо отсутствие одного из документов являются основанием для отказа в удовлетворении заявления и возвращения его лицензиату.

Вопрос: Могут ли быть внесены в реестр лицензий субъекта РФ сведения о доме на основании заявления собственников помещений многоквартирного дома?

Ответ: Могут, в том случае, если собственники в установленном законом порядке отказались от услуг управляющей организации (лицензиата) и выбрали непосредственный способ управления многоквартирным домом.

Поскольку мошенники из ООО УК Моторостроитель всё ещё пытаются ввести жителей нашего дома в заблуждение разными сумасбродными листовками, то написал своим жителям краткое (ну условно краткое) пояснение, почему ТСН-ТСЖ не нужна лицензия на право управления многоквартирным домом.

Выкладываю сюда запись из группы ТСН "ТСЖ Краснова" Вконтакте , чтобы если кому-то стало нужно, то могл спокойно взять, т.к. группа закрытая:

Для того, чтобы окончательно вбить гвоздь в крышку гроба этой "инициативной группы" немного выдержек из Жилищного кодекса (ЖК) и Гражданского кодекса (ГК) из которых любой желающий увидит, что ТСН "ТСЖ Краснова" лицензия не нужна:

"Статья 161 ЖК. Выбор способа управления многоквартирным домом. Общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом

2. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 255-ФЗ, от 29.06.2015 N 176-ФЗ)

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией."

Как мы видим, из ч. 2. ст. 161 ЖК следует, что ТСЖ не является управляющей организацией.

"Статья 192. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами

1. Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия)."

Как мы видим из ч. 1 ст. 192, лицензии нужны только управляющим организациям. Как мы помним, ТСЖ не является управляющей организацией.

Причём в ЖК особо оговаривается, что лицензия нужна для осуществления ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ деятельности.

ч. 1 ст. 2 ГК даёт исчерпывающее определение предпринимательской деятельности:

"предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке."

ТСН же является некоммерческой организацией, не преследующей получение прибыли:

"Статья 123.1. Основные положения о некоммерческих корпоративных организациях

1. Некоммерческими корпоративными организациями признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками (пункт 1 статьи 50 и статья 65.1), учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса."

"5. Товарищества собственников недвижимости

Статья 123.12. Основные положения о товариществе собственников недвижимости

1. Товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами."

Т.о., т.к. ТСЖ не является управляющей организацией, а ТСН в форме ТСН не занимается предпринимательской деятельностью, лицензия на управление многоквартирным домо ТСН "ТСЖ Краснова" не нужна.

Добрый день! Подскажите пожалуйста, необходима ли получать лицензию ТСЖ с одним 2 подъездным домом в 78 квартир. ТСЖ работает с 1988 года с момента сдачи дома в эксплуатацию. Спасибо.

Нужна ли лицензия на чистку вентиляционных систем?

Существует ли обязательное лицензирование деятельности риэлторов?

добрый день,мне человека посоветовала знакомая как риэлтора который очень опытный и готов помочь, в приобретении жилья по военной ипотеке,в итоге оказалось,что человек преследовал только свои интересы а не наши,хотел на варится на нас и на продавце...

Какова процедура создания ТСЖ и насколько это выгодно?

Добрый день, хочу создать ТСЖ, интересует как создать его, на сколько это выгодно в какой программе работать в 1с или иная организация? Заранее благодарен за ответ Роман Зайдуллин, респ. Башкортостан

Лицензирование ук

Наша управляющая организация не получила лицензию на управление домами ОМСУ проводят собрания по выбору способа управления и предлагают временную управляющую организацию с лицензией которую они своим постановлением назначили. Собственники против...

700 стоимость
вопроса

вопрос решен

Создание ТСЖ

Здравствуйте! Управляющей компании, обслуживающей наш дом, отказали в получении лицензии. Поэтому я хочу организовать собрание собственников квартир и принять решение об учреждении ТСЖ. После того, как мы проведем собрание и примем это решение,...

Создание тсж при арестованных квартирах

Добрый день! В моем новом доме 300 квартир. 10 квартир пока под арестом. (двойные продажи, судебное разбирательство уже 3-ий год) Т.е. права собственности на них ни у кого нет. Домом управляет УК, которая не справляется со своими обязанностями....

20 Февраля 2015, 16:42, вопрос №734597 Дарья, г. Санкт-Петербург

Перечень вопросов по созданию ТСЖ

1. Какими сферами деятельности может заниматься ТСЖ, кроме управление жилым фондом? Гостиничной например может? 2. ТСЖ может являться учредителем другого юридического лица? 3. Организуя ОСС в очной форме, на данном собрание может быть принято...

Начиная с мая 2015 года жизнь организаций, занимающихся управлением в сфере ЖКХ, значительно усложнилась. Ужесточились и требования, предъявляемые к УК.

Теперь деятельность подобных организаций подлежит обязательному лицензированию. Без действующей лицензии на обслуживание и управление многоквартирными домами работать они не имеют право.

Как данный вопрос регламентируется законом?

В сентябре 2014 года начал свое действие Федеральный закон от 21 июля 2014 г. №255-ФЗ , который внес некоторые дополнения в положения Жилищного кодекса Российской Федерации.

В частности он направлен на ужесточение требований к компаниям, осуществляющим .

Принятый закон внес изменения не только в жилищное законодательство, но и в некоторые другие правовые акты.

Так, с 1 января 2015 года управляющие организации несут административную ответственность за какие-либо нарушения правил ведения предпринимательской деятельности в сфере ЖКХ. С 1 мая 2015 года они могут функционировать только при условии .

Лицензии, выдаваемые управляющим компаниям в сфере ЖКХ, по сроку действия никак не ограничены. Но действуют они исключительно на территории того субъекта, где были оформлены.

К 2019 году никаких нововведений в федеральном законодательстве о деятельности УК не произошло. Со 2 июня 2016 года участниками УК не могут являться субъекты РФ и муниципальные образования.

Предъявляемые к УК требования

В соответствии с законом о лицензировании управляющих компаний, последние должны соответствовать определенным требованиям :

Предъявляются и особые требования к руководителю УК :

  • он должен иметь квалификационный аттестат;
  • работа в должности должна быть постоянным местом работы;
  • отсутствие судимости на момент подачи заявления о лицензировании.

Куда обратиться для получения лицензии?

Выдача лицензий на возможность управления и обслуживания многоквартирным домом осуществляется при взаимодействии двух структур:

  1. Государственного жилищного надзора субъекта РФ.
  2. Лицензионной комиссией региона по управлению многоквартирными домами.

Подавать заявление на получение лицензии и необходимые документы нужно в первую инстанцию. Госжилнадзор рассматривает предоставленную документацию и передает лицензионной комиссии заключение по итогам рассмотрения.

Если заключение положительное, то комиссией издается решение о выдаче управляющей организации лицензии . На его основании Жилищным надзором оформляется лицензия, которая затем выдается УК.

Какие документы потребуются?

Вместе с заявлением о получении лицензии для управляющей компании в сфере ЖКХ в территориальный орган Госжилнадзора необходимо подать следующую документацию:

Все документы должны быть представлены в виде копий, заверенных нотариально. Внутренние документы компании, такие как приказ о назначении, можно заверить печатью.

Если помещение, где располагается УК, не является ее собственностью, то наряду со свидетельством настоящего собственника нужно предоставить заключенный договор аренды.

Сдача квалификационного экзамена

Прежде чем переходить непосредственно к получению лицензии, руководителю управляющей организации необходимо сдать квалификационный экзамен.

Если этот этап будет пройден успешно, то руководящее лицо получает квалификационный аттестат. Наличие этого документа у лица, возглавляющего УК, является основным условием для успешного прохождения процедуры лицензирования.

Экзамен предполагает проверку знаний и требований законодательства РФ , предъявляемых к осуществлению предпринимательской деятельности, связанной с управлением многоквартирными домами.

Для допуска к сдаче экзамена в территориальное отделение Жилищной инспекции или непосредственно в адрес лицензионной комиссии нужно подать соответствующее заявление.

Оно подается лично руководителем или через представителя при наличии доверенности. В любом случае при себе нужно иметь удостоверение личности (паспорт).

Сам экзамен имеет форму компьютерного тестирования . Всего для проведения экзамена подготовлено 200 вопросов. Для тестирования из них программой выбирается 100 случайных.

Специализация вопросов очень узкая, для правильного ответа на них нужно обладать довольно глубокими знаниями в области ЖКХ.

Проходной балл равен 86% . На проведение тестирования отводится 2 часа .

При условии успешного прохождения экзамена руководитель получает квалификационный аттестат, действующий в течение 5 лет.

Общий срок и стоимость лицензирования

Пройти лицензирование все должны были еще до начала мая 2015 года . Вновь созданным компаниям также требуется пройти эту процедуру.

С момента подачи в территориальный орган Жилищной инспекции заявления о лицензировании до получения лицензии должно пройти не более 30 дней.

Именно такой срок отводится Жилинспекции и лицензионной комиссии для оценки предоставленных документов и принятия решения по лицензиату.

Лицензирование каждая управляющая компания проходит один раз в течение всей деятельности. Полученная лицензия действует бессрочно .

Подпунктом 134 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ обозначен размер государственной пошлины за получение лицензии управляющими компаниями в сумме 30 000 рублей (на 2019 год). Аттестационный экзамен для руководителей организаций по управлению многоквартирными домами проводится бесплатно.

Причины отказа в выдаче лицензии и как быть в данном случае?

Причины вероятного отказа в лицензировании управляющей компании указаны в Жилищном кодексе РФ. В законодательном акте говорится, что это может произойти, если:

  1. У лица, занимающего руководящую должность в управляющей организации, имеется неснятая (непогашенная) судимость за особо тяжкие, тяжкие, средней тяжести и экономические преступления.
  2. Если руководитель не прошел квалификационный экзамен и не получил аттестат.
  3. Директор компании включен в реестр дисквалифицированных лиц.

Лицензия не будет выдана, ели управляющей компанией в течение года не было принято никаких мер в отношении трех (или более) предписаний, полученных от органов Государственного надзора в сфере ЖКХ.

Не смогут получить лицензию компании, имеющие заграничную регистрацию , а также те организации, которые находятся в процессе ликвидации или банкротства.

Как показывает практика, чаще всего в выдаче лицензии отказывают организациям, не соблюдающим положения Жилищного кодекса РФ (часть 10 статья 161) в области раскрытия информации.

Компании неохотно выполняют это требование несмотря на то, что оно является непременным условием лицензирования.

В качестве заключения стоит сказать, что ведение деятельности управляющей компанией без получения лицензии является незаконным и ведет к привлечению к административной ответственности .

При этом штраф накладывается как на юридическое лицо, так и на руководителя организации. Госжилнадзором осуществляется непрерывный контроль деятельности организаций по управлению в сфере ЖКХ.

Доступное ЖКХ — как происходит процесс лицензирования УК в России

В видео-сюжете показано, как на практике проходит процедура лицензирования управляющих компаний в сфере ЖКХ.

Разъясняется, чем регламентирована данная процедура, в какой форме проходит процесс получения лицензии на работу УК, какие документы для того потребуются, какие действия поэтапно нужно пройти для получения разрешительных документов.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация