Сборник лабораторных работ по биологии. Сборник практических и лабораторных по биологии

Главная / Суд

Лабораторная работа № 1.

Тема. Определение каталитической активности ферментов.

Цель: сформировать умение проводить опыты по определению каталитической активности ферментов, проводить наблюдение и объяснить полученные результаты.

Оборудование: пробирки, пипетка, образец сырого мяса, сырого картофеля, варенного картофеля, 3% раствор перекиси водорода.

Ход работы.

    Поместить:

    1. в 1 пробирку кусочек сырого мяса;

      во 2 пробирку – кусочек сырого картофеля;

      в 3 пробирку – кусочек варенного картофеля.

    Прилить в пробирки по 2-3 мл 3% перекиси водорода.

    Описать наблюдения и результаты опытов.

Вывод: как вы думаете, почему не было реакции во всех пробирках?

Практическая работа № 1.

Тема . Решение задач по молекулярной биологии.

Цель : на конкретных примерах закрепить знания по молекулярной биологии.

Ход работы.

Вариант 1.

Задача.

Ген со­дер­жит 1500 нук­лео­ти­дов. В одной из цепей со­дер­жит­ся 150 нук­лео­ти­дов А, 200 нук­лео­ти­дов Т, 250 нук­лео­ти­дов Г и 150 нук­лео­ти­дов Ц. Сколь­ко нук­лео­ти­дов каж­до­го вида будет в цепи ДНК, ко­ди­ру­ю­щей белок? Сколь­ко ами­но­кис­лот будет за­ко­ди­ро­ва­но дан­ным фраг­мен­том ДНК?

Вариант 2.

Задача.

Из­вест­но, что все виды РНК син­те­зи­ру­ют­ся на ДНК-мат­ри­це. Фраг­мент мо­ле­ку­лы ДНК, на ко­то­ром син­те­зи­ру­ет­ся уча­сток тРНК, имеет сле­ду­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность нук­лео­ти­дов ТТГ-ГАА-ААА-ЦГГ-АЦТ. Уста­но­ви­те нук­лео­тид­ную по­сле­до­ва­тель­ность участ­ка тРНК ко­то­рый син­те­зи­ру­ет­ся на дан­ном фраг­мен­те. Какой кодон иРНК будет со­от­вет­ство­вать цен­траль­но­му ан­ти­ко­до­ну этой тРНК? Какая ами­но­кис­ло­та будет транс­пор­ти­ро­вать­ся этой тРНК? Ответ по­яс­ни­те. Для ре­ше­ния за­да­ния ис­поль­зуй­те таб­ли­цу ге­не­ти­че­ско­го кода.

Вариант 3.

Задача.

Белок со­сто­ит из 500 ами­но­кис­лот. Уста­но­ви­те, во сколь­ко раз мо­ле­ку­ляр­ная масса участ­ка гена, ко­ди­ру­ю­ще­го дан­ный белок, пре­вы­ша­ет мо­ле­ку­ляр­ную массу белка, если сред­няя мо­ле­ку­ляр­ная масса ами­но­кис­ло­ты – 110, а нук­лео­ти­да - 300. Ответ по­яс­ни­те.

Вариант 4.

Задача.

В про­цес­се транс­ля­ции участ­во­ва­ло 30 мо­ле­кул тРНК. Опре­де­ли­те число ами­но­кис­лот, вхо­дя­щих в со­став син­те­зи­ру­е­мо­го белка, а также число три­пле­тов и нук­лео­ти­дов в гене, ко­то­рый ко­ди­ру­ет этот белок. По­яс­не­ние.

Лабораторная работа № 2.

Тема. Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука.

Цель: сформировать умение проводить опыт по получению плазмолиза, закрепить умения работать с микроскопом, проводить наблюдение и объяснить полученные результаты.

Оборудование: микроскоп, предметные стекла, лук, раствор йода, солевой раствор, вода.

Ход работы.

1. Приготовить препарат кожицы лука, рассмотрите клетки под микроскопом. (Обратите внимание на расположение цитоплазмы относительно клеточной стенки.)

2. Удалить с микропрепарата воду. Нанести на предметное стекло каплю раствора поваренной соли.

3. Фильтровальной бумагой удалить раствор поваренной соли. Капнуть на предметное стекло 2-3 капли воды.

4. Объяснить наблюдаемое явление:

а) куда двигалась вода при помещении ткани в раствор соли?

б) чем можно объяснить такое направление движения воды?

в) куда двигалась вода при помещении ткани в воду?

г) чем это объяснить?

Вывод: как вы думаете, можно ли использовать раствор соли для уничтожения сорняков?

Лабораторная работа № 3.

Тема. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

Цель: закрепить умения приготовления микропрепаратов клеток растений. Выявить различия в строении клеток разных тканей растений.

Оборудование: микроскоп, предметные стекла, листья комнатных растений, листья элодеи.

Ход работы.

1. Приготовить микропрепарат кожицы листа комнатного растения.

2. Рассмотреть микропрепарат на увеличении в 400 раз. Зарисовать и сделать необходимые подписи увиденных органоидов.

3. Приготовить микропрепарат листа элодеи.

4. Рассмотреть микропрепарат на увеличении в 400 раз. Зарисовать и сделать необходимые подписи увиденных органоидов.

5. Заполнить таблицу.

Покровная ткань

Основная ткань

Оболочка

Цитоплазма

Пластиды

Вывод: почему клетки разных тканей растений имеют разное строение?

Лабораторная работа № 4.

Тема. Изучение клеток дрожжей под микроскопом.

Цель: выявить особе6нности строение клеток дрожжей под микроскопом.

Оборудование: микроскоп, предметные стекла, покровные стекла, пипетка, вода, культура дрожжей.

Ход работы.

    На предметное стекло нанести каплю воды.

    Пользуясь препаровальной иглой, поместить маленький кусочек дрожжей.

    Всё тщательно перемешать.

    Накрыть препарат покровным стеклом.

    Рассмотреть микропрепарат на увеличении в 400 раз.

Вывод: почему дрожжи нельзя назвать бактериями?

Лабораторная работа № 5.

Тема. Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание.

Цель: закрепить умения приготовления микропрепаратов клеток растений и животных. Выявить различия в строении клеток разных царств живого.

Оборудование: микроскоп, предметные стекла, листья комнатных растений, вода с инфузориями.

Ход работы.

    Приготовить микропрепарат растительных клеток.

    Приготовить микропрепарат культуры инфузорий.

    Зарисовать клетку и подписать, обнаруженные органоиды.

    Рассмотреть готовый микропрепарат бактериальной клетки.

    Зарисовать клетку, сделать необходимые подписи.

Вывод: почему организмы, клетки которых рассмотрели, относят к разным царствам?

Практическая работа № 2.

Тема. Сравнение строения клеток растений, грибов и бактерий.

Цель: находить особенности в строении клеток различных организмов, сравнивать их между собой.

Ход работы.

1. Рассмотреть строение прокариотической клетки.

2. Рассмотреть строение эукариотической клетки.

3. Заполнить таблицу.

Прокариотическая клетка

Эукариотическая клетка

Растительная

Животная

3.Митохондрии

4.Пластиды

5. Вакуоль

6. Оболочка

7. Жгутики

Вывод: каковы причины различия и сходства в строении клеток разных организмов?

Практическая работа №3.

Тема . Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза.

Цель : выявить черты сходства и различия процессов фотосинтеза и хемосинтеза.

Ход работы.

    Дать определение процесса фотосинтеза.

    Дать определение процесса хемосинтеза.

    Заполнить таблицу.

Сравнение процессов

Признаки

Фотосинтез

Хемосинтез

Организмы

Используемые продукты

Этапы процесса

Необходимые в-ва

Место протекания процессов

Конечные продукты

Химические реакции

Кол-во затраченной энергии

Вывод: при каких условиях на Земле может хемосинтез полностью замениться фотосинтезом?

Практическая работа №4.

Тема . Сравнение процессов брожения и дыхания.

Цель : выявить черты сходства и различия в процессах брожения и дыхания.

Ход работы.

    Дать определение процесса брожения

    Дать определение процесса дыхания.

    Заполнить таблицу.

Сравнение процессов

Признаки

Брожение

Организмы

Используемые продукты

Этапы процесса

Необходимые в-ва

Место протекания процессов

Конечные продукты

Химические реакции

Кол-во энергии

Вывод: как и при каких условиях, гликолиз может преобладать над аэробным процессом?

Лабораторная работа № 6.

Тема. Изучение хромосом на готовых микропрепаратах.

Цель: закрепить умения работать с микроскопом, рассмотреть готовые микропрепараты «Полихетные хромосомы», выявить разницу в кариотипах разных видов.

Оборудование: микроскоп, готовый микропрепарат «Полихетные хромосомы», фотографии кариотипов разных видов хомяков.

Ход работы.

    Настроить микроскоп.

    Рассмотреть микропрепарат «Полихетные хромосомы» на увеличении в 400 раз.

    Зарисовать и сделать необходимые подписи для объяснения рисунка.

    Рассмотреть фотографии кариотипов разных видов хомяков.

а) определите число хромосом в диплоидном наборе для каждого вида;

б) вырежьте из копий хромосомы каждого вида;

в) найдите пару каждой хромосоме (хромосому с таким же расположением центромеры и такой же длинной плеч);

г) найдите Х и Y хромосомы.

    Сравните кариотипы разных видов хомяков.

Вывод: почему данные животные относятся к разным видам?

Лабораторная работа № 7.

Тема . Изучение фаз митоза в клетках корешка лука.

Цель : на приготовленном препарате определить фазы митотического деления.

Оборудование : микроскоп, предметные стекла, скальпель, проросшая луковица.

Ход работы .

    Приготовить микропрепарат корня лука:

а) Отрезать самый кончик - 0,5-0,7 см.

б) Положить на предметное стекло.

в) Окрасить препарат метиленовым синим.

г) Накрыть покровным стеклом.

д) Надавить препаровальной иглой на покровное стекло (препарат называется давленным).

    На увеличении в 400 раз рассмотреть полученный препарат.

    Зарисовать и сделать необходимые подписи для объяснения рисунка.

    Подписать обнаруженные фазы деления.

Вывод: какие клетки вступают в деление и какие получаются в результате него?

Практическая работа № 5.

Тема . Сравнение процессов митоза и мейоза.

Цель : выявить черты сходства и различия в процессах митоза и мейоза.

Ход работы.

    Дать определение процесса митоз.

    Дать определение процесса мейоз.

    Заполнить таблицу.

Сравнение процессов деления клеток.

Признаки

Клетки, приступающие к делению (кол-во хромосом)

Фазы деления

Дочерние клетки (кол-во хромосом)

Биологический смысл

Вывод : как вы считаете, любая клетка может делиться и митозом и мейозом?

Практическая работа № 6.

Тема . Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных.

Цель : выявить черты сходства и различия в процессах развития половых клеток у растений и животных.

Ход работы.

    Дать определение половых клеток.

    Заполнить таблицу.

Сравнение процессов

Признаки

Растения

Животные

Название половых клеток

Исходные клетки

Основные фазы гаметогенеза

Тип клеточного деления

Дочерние клетки

(название)

Дочерние клетки

(хромосомный набор)

Биологический смысл

Вывод : о чем говорят сходства в процессах развития половых клеток у растений и животных?

Практическая работа № 7.

Тема . Сравнение процессов бесполого и полового размножения.

Цель : выявить черты сходства и различия в процессах бесполого и полового размножения.

Ход работы.

                Дать определение процесса бесполого размножения.

                Дать определение процесса полового размножения.

                Заполнить таблицу.

Сравнение процессов размножения

Признаки

Бесполое

Родители

Клетки, участвующие в процессе

Кол-во гибридов

Время получения поколения

Биологический смысл

Примеры в растительном мире

Примеры в животном мире

Вывод : почему в процессе эволюции не исчез один из видов размножения?

Практическая работа № 8.

Тема . Сравнение процессов оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных.

Цель : выявить черты сходства и различия в процессах оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных.

Ход работы.

    Дать определение процесса оплодотворение.

    Дать определение двойного оплодотворения.

    Заполнить таблицу.

Сравнение процессов

Признаки

Цветковые

растения

Позвоночные животные

Название и строение женской гаметы

Расположение женской гаметы

Название и строение мужской гаметы

Расположение мужской гаметы

Место процесса

Результат процесса

Биологический смысл

Вывод : Как вы считаете, у кого и почему процесс оплодотворения протекает сложнее?

Практическая работа № 9.

Тема . Составление схем скрещивания.

Цель

Ход работы.

Вариант 1.

Задача.

Черная краска шерсти крупного рогатого скота определяется доминантным геном В, а красная – рецессивным – в. Каким будет потомство от скрещивания гомозиготной красной коровы с гомозиготным черным быком?

Составьте схему скрещивания.

Вариант 2.

Задача.

Вариант 3.

Задача.

Плоды томата бывают круглыми и грушевидными. Ген круглой формы доминирует. Каков будет внешний вид первого и второго поколений при скрещивании растения, гомозиготного по гену, определяющему круглую форму плодов, с растением, имеющие грушевидные плоды? Составьте схему скрещивания.

Вариант 4.

Задача.

От серой крольчихи и серых кроликов было получено потомство: 503 серых и 137 белых крольчат. Какой цвет шерсти доминирует? Опишите генотипы родителей и потомков. Составьте схему скрещивания.

Практическая работа № 10.

Тема . Решение генетических задач на моногибридное и дигибридное скрещивание.

Цель : на конкретных примерах закрепить знания по генетике.

Ход работы.

Вариант 1.

Задача.

Скрещивались высокорослые красноплодные (доминантные признаки) томаты, гетерозиготные по обоим признакам, с низкорос­лыми красноплодными томатами, гетерозиготными по второму при­знаку. В результате этого скрещивания получено 620 потомков. Сколько среди них будет гетерозигот по обоим признакам и сколько гомозигот по обоим признакам?

Вариант 2.

Задача.

При скрещивании черных мышей с длинными ушами и ко­ричневых мышей с короткими ушами все потомство оказалось чер­ным с длинными ушами. В результате скрещивания этого потомства между собой получили 144 мышонка. Определить генотипы потом­ства и количество мышат каждого полученного фенотипа.

Вариант 3.

Задача.

При скрещивании чистопородных безухих овец белой масти с чистопородными черными овцами, имеющими длинные уши, в первом поколении получили белых овец с длинными ушами. Во вто­ром поколении получили 768 ягнят. Сколько ягнят в F 2 будут белыми и какая часть среди них окажется безухими?

Вариант 4.

Задача.

У собак черный цвет шерсти доминирует над коричневым, а короткая шерсть - над длинной. Какой процент короткошерстных коричневых щенков можно ожидать от скрещивания двух гетерози­готных по обоим признакам собак?

Практическая работа № 11.

Тема . Решение генетических задач на неполное доминирование.

Цель : на конкретных примерах закрепить знания по генетике.

Ход работы.

Вариант 1.

Задача.

Потомство лошадей белой и гнедой мастей всегда имеет золотисто-желтую окраску. У двух золотисто-желтых лошадей появляются жеребята: белый и гнедой. Какова вероятность появления таких жеребят, если известно, что белая масть доминирует над гнедой?

Вариант 2.

Задача.

При скрещивании красноплодной и белоплодной земляники получены только розовые ягоды. Каковы генотипы исходных и гибридных форм, если известно, что ген красной окраски не полностью доминирует над геном белой окраски?

Вариант 3.

Задача.

Голубые андалузские куры – это гетерозиготы, появляющиеся обычно при скрещивании белых и черных кур. Какое оперение будут иметь цыплята, полученные от скрещивания белых и андалузских кур?

Вариант 4.

Задача.

Известно, что морские свинки могут быть белыми, темными и полутемными. Какое потомство появится от скрещивания двух полутемных свинок, если известно, что ген темной окраски – ген неполного доминирования?

Практическая работа № 12.

Тема . Решение генетических задач на сцепленное наследование.

Цель : на конкретных примерах закрепить знания по генетике.

Ход работы.

Вариант 1. Задача.

Скрестили самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями с самками с чёрным телом и укороченными крыльями. Все гибриды первого поколения были с серым телом и нормальными крыльями. При скрещивании полученных гибридов между собой появилось 75 % особей с серым телом и нормальными крыльями и 25 % с чёрным телом и укороченными крыльями. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства F1 и F2. Объясните характер наследования признака и полученные результаты.

Вариант 2. Задача.

При скре­щи­ва­нии растения ар­бу­за с длин­ны­ми полосатыми пло­да­ми с растением, име­ю­щим круглые зелёные плоды, в потом­стве получили рас­те­ния с длин­ны­ми зелёными и круг­лы­ми зелёными плодами. При скре­щи­ва­нии такого же ар­бу­за с длин­ны­ми полосатыми пло­да­ми с растением, име­ю­щим круглые по­ло­са­тые плоды, всё потом­ство имело круг­лые полосатые плоды. Со­ставь­те схему каж­до­го скрещивания. Опре­де­ли­те генотипы ро­ди­те­лей и потомства. Как на­зы­ва­ет­ся такое скре­щи­ва­ние и для чего оно проводится?

Вариант 3. Задача.

При скре­щи­ва­нии белых кро­ли­ков с мох­на­той шерстью и чёрных кро­ли­ков с глад­кой шерстью по­лу­че­но потомство: 50% чёрных мох­на­тых и 50% чёрных гладких. При скре­щи­ва­нии других пар белых кро­ли­ков с мох­на­той шерстью и чёрных кро­ли­ков с глад­кой шерстью 50% потом­ства оказалось чёрными мох­на­ты­ми и 50% - бе­лы­ми мохнатыми. Со­ставь­те схему каж­до­го скрещивания. Опре­де­ли­те генотипы ро­ди­те­лей и потомства. Объясните, какой закон про­яв­ля­ет­ся в дан­ном случае.

Вариант 4. Задача.

Гомозиготную по обоим при­зна­кам серую (А) муху дро­зо­фи­лу с нор­маль­ны­ми кры­лья­ми (В) скре­сти­ли с чёрным (а) с за­ча­точ­ны­ми кры­лья­ми (в) самцом. От скре­щи­ва­ния было по­лу­че­но мно­го­чис­лен­ное потомство. Гены ука­зан­ных при­зна­ков сцеп­ле­ны и на­сле­ду­ют­ся вместе. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы F1 и F2. Как про­изо­шло бы расщепление, если бы при­зна­ки не были сцеплены? Объ­яс­ни­те ответ.

Практическая работа № 13.

Тема . Решение генетических задач на наследование, сцепленное с полом

Цель : на конкретных примерах закрепить знания по генетике.

Ход работы.

Вариант 1.

Задача.

Кошка с черепаховой окраской шерсти принесла котят серой, рыжей, и черепаховой окрасок. Определите, мог ли быть их отцом рыжий кот?

Вариант 2.

Задача.

Мужчина, больной гемофилией, женился на здоровой женщине, отец которой страдал гемофилией. Определите вероятность рождения в этой семье здоровых детей. Рецессивный ген гемофилии находится в Х хромосоме.

Вариант 3.

Задача.

От родителей с нормальным цветовым зрением родилось несколько детей с нормальным зрением и один мальчик – дальтоник. Чем это объяснить? Каковы генотипы родителей и всех детей? Рецессивный ген дальтонизма находится в Х хромосоме.

Вариант 4.

Задача.

Рецессивный ген дальтонизма находится в Х хромосоме. Отец девушки страдает дальтонизмом, а мать, как и все ее предки, различает цвета нормально. Девушка выходит замуж за здорового юношу. Что можно сказать об их будущих сыновьях и дочках?

Практическая работа № 14.

Тема . Решение генетических задач на взаимодействие генов.

Цель : на конкретных примерах закрепить знания по генетике.

Ход работы.

Вариант 1.

Задача.

Резус-отрицательная женщина со II группой крови имеет трех детей:

1-й - резус-положительный с IV группой крови;

2-й - резус-отрицательный с III группой крови;

3-й - резус-положительный с I группой крови. Определить генотипы матери и отца этих детей.

Вариант 2.

Задача.

Гетерозиготный резус-положительный мужчина с IV группой крови женится на резус-отрицательной женщине, имеющей II группу крови. Мать женщины имела I группу крови. Какое потомство можно ожидать от этого брака?

Вариант 3.

Задача.

Круглолицая женщина со II группой крови выходит замуж за круглолицего мужчину с III группой крови. Известно, что мать женщины имела овальное лицо и I группу крови, отец мужчины - овальное лицо и IV группу крови, а мать мужчины - круглое лицо и I группу крови. Какое потомство можно ожидать от этого брака, если круглая форма лица доминирует над овальной?

Вариант 4.

Задача.

У светловолосой женщины со II группой крови и темноволосого мужчины со II группой крови родился светловолосый сын с I группой крови. Определить генотипы родителей, если темные во­лосы - доминантный аутосомный признак.

Лабораторная работа № 8.

Тема . Построение вариационного ряда и вариационной кривой.

Цель : познакомиться со статистическими закономерностями модификационной изменчивости, научиться строить вариационный ряд и график изменчивости изучаемого признака.

Оборудование : комнатные растения, линейка.

Ход работы .

    Рассмотрите полученное растение, напишите его название.

    Заполните таблицу

Последовательность изменения значения признака (длинна листьев)

Количество листьев

    Отобразите на графике зависимость между значением признака и частотой его встречаемости.

Вывод: от чего зависит разнообразие одного признака? Какие факторы влияют на модификационную изменчивость?

Практическая работа №15.

Тема. Выявление источников мутагенов в окружающей среде.

Цель : научиться определять источники мутагенов в быту.

Оборудование: карта вводной теории, упаковки (пакет из-под молока, сухариков, сока по вариантам), таблица кодов пищевых добавок.

Ход работы.

    Напишите название продукта.

    Рассмотреть внимательно этикетку продовольственного товара.

    Определить какие вещества входят в состав продукта.

    Выписать вещества, занесённые в список пищевых добавок.

Вывод: Сделайте вывод о качестве продукта и степени опасности для человека.

Приложение (практическая работа № 15)

В 60-е и 70-е годы в нашей стране были созданы методические руководства по оценке потенциальной мутагенной опасности промышленных загрязнителей, пестицидов, правда, большая часть их получила правовую основу позже. Ясно, что в организм человека мутагены могут поступать не только с питьевой водой, но и с пищевыми продуктами. Тестирование продуктов питания на мутагенность привело к выявлению многих мутагенов: природных ингредиентов (флавоноиды, фураны, гидразины), пищевых контаминантов (пестициды, микотоксины) и мутагенных соединений, образующихся в процессе приготовления пищи. Этот список можно продолжить. Стало очевидным, что нельзя ограничиваться изучением мутагенных свойств отдельных веществ. Необходимо оценивать суммарное загрязнение всех компонентов окружающей среды.

Опасные и запрещённые пищевые добавки!!! (по сведениям министерства здравоохранения Российской Федерации):

Е 102; Е 104; Е 110; Е 120; Е 121; Е 122; Е 123; Е 124; Е 127; Е 128; Е 129; Е 131; Е 132; Е 133; Е 142; Е 151; Е 153; Е 154; Е 155; Е 173; Е 174; Е 175; Е 180;
Е 214; Е 215; Е 216; Е 217; Е 219; Е 226; Е 227; Е 230; Е 231; Е 233; Е 236; Е 237; Е 238; Е 239; Е 240; Е 249 ... Е 252; Е 296; Е 320; Е 321; Е 620; Е 621; Е 627; Е 631; Е 635; Е 924 а-b; Е 926; Е 951; Е 952; Е 954; Е 957.

Специалисты Роспотребнадзора так же считают опасными ещё группу добавок:

Е102, Е110, Е120, Е124, Е127, Е129, Е155, Е180, Е201, Е220, Е222, Е223, Е224, Е228, Е233, Е242, Е270, Е400, Е401, Е402, Е403, Е404, Е405, Е501, Е502, Е503, Е620, Е636 и Е637. В список очень опасных занесены Е123, Е510, Е513 и Е527.

Подозрительными названы добавки Е104, Е122, Е141, Е150, Е171, Е173, Е241 и Е477.

Практическая работа № 16.

Тема. Сравнительная характеристика пород (сортов).

Цель : выявить черты сходства и различия в строении организмов разных сортов (пород).

Ход работы.

    Рассмотреть предложенный материал (фотографии животных).

    Выявите черты сходства у особей разных сортов (пород) во внешнем строении:

    Выявите черты различий у особей разных сортов (пород) во внешнем строении:

Вывод : Как вы считаете, различия у организмов только внешние или генетические тоже? Докажите свою точку зрения.

Практическая работа № 17.

Тема. Анализ, оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

Цель : познакомиться с этическими аспектами развития некоторых исследований в биотехнологии и дать им оценку.

Ответьте на вопросы:

1) Что такое биотехнология?

2) Чем отличается генетическая селекция и генная инженерия?

3) Приведите аргументы «за» и «против» использования трансгенных продуктов (можно использовать не только материал параграфа).

4. При каких условиях продукты, полученные из трансгенных организмов, могут считаться безопасными?

5. Сделайте вывод:

а) как лично вы относитесь к использованию тругсгенных продуктов?

б) Хотите ли вы использовать продукты, полученные из трансгенных организмов в пищу? Почему?

Вступление:

На протяжении нескольких предыдущих уроках мы с вами выясняли особенности строения органических веществ в клетке, вспомнили их физические и химические свойства. Сегодня в ходе лабораторного практикума многие из этих свойств мы пронаблюдаем воочию. Итак, откройте тетради: записали тему (на доске):

Физические и химические свойства органических веществ в клетке.

Цель урока: пронаблюдать некоторые физические и химические свойства органических веществ в клетке, сделать выводы.

В начале работы вспомним правила по технике безопасности . Инструкционные карты по ТБ на столах, прочтите.
В ходе лабораторный практикумдве работы предусматривают использование микроскопа, перечислим правила работы с микроскопом.
Ознакомьтесь с инструкцией по первой работе. (Объяснить почему два микроскопа)

Практическая работа I. «Плазмолиз и деплазмолиз клетки»

Цель: пронаблюдать явления плазмолиза и деплазмолиза клетки при воздействии концентрированного раствора поваренной соли (Na Cl)

Оборудование: два микроскопа, предметное, покровное стекло, лепесток сенполии, баллончики с гипертоническим раствором NaCl и H 2 O, пинцет, пипетка.

Ход работы:

  1. Настроить микроскопы.
  2. На предметное стекло капнуть H 2 O.
  3. Положить лепестки, найти клетки, заполненные антоцианом. (Красящие вещества (пигменты) растений красного, синего и фиолетового цвета. Растворены в клеточном соке; наряду с другими пигментами определяют окраску плодов, цветков, листьев.)
  4. На микропрепарат одного микроскопа с лепестком капнуть несколько капель NaCl.
  5. Пронаблюдать происходящее и сравнить с контрольным микропрепаратом, записать увиденное в тетрадь.

Вывод: при контакте клетки с гипертоническим раствором NaCl вода начинает выходить через плазматическую мембрану путем осмоса. Протопласт – живое содержимое клетки сморщивается и отстает от клеточной стенки – плазмолиз. Процесс обратим, если прилить гипотонический раствор.

Показать кадр «Пассивный транспорт» из урока №9 в теме клетка (Виртуальная школа Кирилл и Мефодий)

Вывод: в основе плазмолиза и деплазмолиза лежит явление пассивного транспорта веществ по градиенту.

Практическая работа II. «Физические и химические свойства органических веществ в клетке»

Цель: пронаблюдать свойства органических веществ – прозрачность, растворимость, а также денатурацию белка, расщепление полисахарида до моносахарида. Изменение свойств под воздействием высоких температур и других веществ.

Оборудование: стакан с водой, пробирки, спички, спиртовка, йод, масло, крахмал, белок, спирт (C 2 H 5 OH).

Ход работы:

  1. В пробирку с водой добавить масло, пробирку взболтать – суспензия (при поступлении в пищеварительную систему желчь превращает масло и жиры в суспензию). Жиры и липиды гидрофобы. С водой не реагируют.
  2. В пробирку с водой добавить крахмал. Как мы убедимся, что данное вещество крахмал. Прильем иод – качественная реакция на данное вещество. Подогреем содержимое пробирки. Цвет и растворимость изменятся – крахмал расщепляется до мономера глюкозы. Можно убедиться, попробовав на вкус.
  3. В пробирку с водой добавить куриный белок – в воде растворим (виде нитей – линейная структура). Подогреем содержимое, появляются хлопья – денатурация белка, если t 0 не значительная – хлопья исчезают – ренатурация белка. При определенной t 0 реакция становится необратимой.
  4. В пробирку с водой добавить куриный белок, затем спирт(C 2 H 5 OH). Происходит появление нерастворимых молекул белка – денатурация.

Что делаем

Что происходит

Выводы

1 Приливаем к H 2 O масло Масло в воде не растворяется, при взбалтывании образуется эмульсия Масло – гидрофоб, т.е. в воде не растворяется
2 Добавляем к H 2 O крахмал, йод Раствор становится фиолетовым Качественная реакция на крахмал.
3 Подогреваем пробирку с крахмалом и йодом Цвет раствора бледнеет, затем восстанавливается, увеличивается объем Изменение окраски связано с изменением цепей в полимере.
Идет набухание крахмала
4 Добавляем к H 2 O куриный белок Белок растворяется в воде Куриный белок обладает гидрофильными свойствами
5 Добавляем к H 2 O куриный белок и подогреваем Белок изменяет структуру, при незначительном повышении температуры реакция обратима
6 Добавляем к H 2 O куриный белок и спирт (C 2 H 5 OH) Происходит помутнение раствора – денатурация белка Белок изменяет структуру. Реакция необратима

Вывод: Мы пронаблюдали некоторые свойства органических веществ. Часть из них мы наблюдаем в нашей повседневной жизни.
Денатурация белков происходит под воздействие высоких температур, химических веществ и др. факторов.

Урок второй

Практическая работа III. «Химические свойства белка пероксидазы»

Цель: исследовать химические свойства фермента пероксидазы (каталазы).

Оборудование: баллончики с водой, сырой и вареный картофель, сырое и вареное мясо, перекись водорода H 2 O 2 , спирт (C 2 H 5 OH).

Информация: Перекись водорода H 2 O 2 является сильнейшим ядом для живых клеток. В клетках есть фермент пероксидаза, разрушающий этот яд.

Происходит реакция разложения перекиси водорода на воду и кислород:

2H 2 O 2 ––> 2H 2 O + О 2

За 1 сек. Одна молекула пероксидазы расщепляет 200000 молекул H 2 O 2 (Приложение 2 )

Исследуемые объекты Что наблюдаем Выводы
1 Картофель сырой и H 2 O 2 Пероксидаза разрешает яд
2 Картофель вареный и H 2 O 2 Реакция не идет
3 Мясо сырое и H 2 O 2 Образуются молекулы кислорода Пероксидаза разрешает яд
4 Мясо вареное и H 2 O 2 Реакция не идет Под действием высоких t пероксидаза денатурирует
5 Картофель сырой, H 2 O 2 и C 2 H 5 OH
6 Мясо сырое, H 2 O 2 и C 2 H 5 OH Образование кислорода в начале возрастает, затем замедляется Спирт (C 2 H 5 OH) вызывает разрушение мембран клетки, затем денатурацию фермента перексидазы

Вывод: в клетках растений и животных есть фермент, разрушающий перекись водорода – ядовитое вещество. Спирт нарушает процессы обезвреживания в клетке, вызывает денатурацию белков.

Обсуждение использования перекиси водорода в медицинских целях.
Влияние спирта на организм человека.
Общий вывод по лабораторному практикуму.
Оценить работу на уроке.
Домашнее задание.
Убрать инструментарий

Лабораторные работы по биологии

10 класс

Составитель: Порошина Марина Владимировна

учитель биологии

первой квалификационной категории

МБОУ ОСШ №3 г. Нягань

Оглавление

    Лабораторная работа №1 « Каталитическая активность ферментов в живых тканях» (в двух вариантах).

    Лабораторная работа №2 « Плазмолиз и деплазмолиз в клетках эпидермиса лука» (в двух вариантах).

    Лабораторная работа № 3 « Наблюдение клеток растений, животных, бактерий, грибов под микроскопом, их изучение и описание».

    Лабораторная работа № 4 « Строение эукариотических (растительной, животной, грибной) и прокариотических (бактериальных) клеток».

    Лабораторная работа № 5 « Сравнение строения клеток растений, животных, грибов»

    Лабораторная работа № 6 « Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза».

    Лабораторная работа № 7 « Сравнение процессов митоза и мейоза»

    Лабораторная работа № 8 « Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных».

    Лабораторная работа № 9 « Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой» (в двух вариантах)».

    Лабораторная работа № 10 « Изучение фенотипов растений»

Лабораторная работа №1 (в двух вариантах)

Тема: каталитическая активность ферментов в живых тканях

Цель: сформировать знания о роли ферментов в клетках, закрепить умение работать с микроскопом, проводить опыты и объяснять результаты работы.

Вариант I

Оборудование: свежий 3%-ный раствор пероксида водорода, пробирки, пинцет, ткани растений (кусочки сырого и вареного картофеля) и животных (кусочки сырого и вареного мяса или рыбы), песок, ступка и пестик.

Ход работы

    Приготовьте пять пробирок и поместите в первую пробирку немного песка, во вторую - кусочек сырого картофеля, в третью - кусочек вареного картофеля, в четвертую - кусочек сырого мяса, в пятую - кусочек вареного мяса. Капните в каждую из пробирок немного пероксида водорода. Пронаблюдайте, что будет происходить в каждой из пробирок.

    Измельчите в ступке кусочек сырого картофеля с небольшим количеством песка. Перенесите измельченный картофель вместе с песком в пробирку и капните туда немного пероксида водорода. Сравните активность измельченной и целой растительной ткани.

    Составьте таблицу, показывающую активность каждой ткани при различной обработке.

    Объясните полученные результаты. Ответьте на вопросы: в каких пробирках проявилась активность фермента? Объясните, почему. Как проявляется активность фермента в живых и мертвых тканях? Объясните наблюдаемое явление. Как влияет измельчение ткани на активность фермента? Различается ли активность фермента в живых тканях растений и животных? Как бы вы предложили измерить скорость разложения пероксида водорода? Как вы считаете, все ли живые организмы содержат фермент катал азу, обеспечивающий разложение пероксида водорода? Ответ обоснуйте.

Вариант II

Оборудование: свежий 3%-ный раствор пероксида водорода, пробирки, пинцет, ткани растений (кусочки сырого и вареного картофеля).

Ход работы

1. Приготовьте пять пробирок, и поместите в первую пробирку кусочек сырого картофеля, во вторую измельченного сырого картофеля, в третью - кусочек вареного картофеля, в четвертую - кусочек сырого мяса, в пятую - кусочек вареного мяса. Капните в каждую из пробирок немного пероксида водорода.

2. Пронаблюдайте явление, возникшее в результате проникновения в клетки молекул пероксида водорода и взаимодействие их с ферментом каталазой.

3. Сравните процессы, протекающие во всех пробирках.

4. Внесите в таблицу полученные результаты.

пробирки (указать ее содержимое)

Что происходит на тканях в пробирках

5. Дайте ответы на вопросы: а) какие внутримолекулярные связи разрушились в ферменте каталазе при варке картофеля и мяса, и как это отразилось в опыте? б) как влияет измельчение ткани на активность фермента?

6. Сделайте вывод по работе.

Примечание. Пероксид водорода – ядовитое вещество, образующееся в клетке в процессе жизнедеятельности. Принимая участие в обезвреживании ряда токсических веществ, он может вызвать самоотравление (денатурацию белков, в частности, ферментов). Накоплению Н 2 О 2 препятствует фермент каталаза, распространенный в клетках, способных существовать в кислородной атмосфере. Фермент каталаза, расщепляя Н 2 О 2 на воду и кислород, играет защитную роль в клетке. Фермент функционирует с очень большой скоростью, одна его молекула расщепляет за 1с 200 000 молекул Н 2 О 2 : 2 Н 2 О 2 2 Н 2 О 2 + О 2

Лабораторная работа №2 ( в двух вариантах)

Тема: плазмолиз и деплазмолиз в клетках эпидермиса лука

Вариант I .

Цель: сформировать умение проводить опыт по получению плазмолиза, закрепить умения работать с микроскопом, проводить наблюдение и объяснять полученные результаты.

Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, стеклянные палочки, стаканы с водой, фильтровальная бумага, раствор поваренной соли, репчатый лук.

Ход работы

      1. Приготовьте препарат кожицы лука, рассмотрите клетки под микроскопом. Обратите внимание на расположение цитоплазмы относительно клеточной оболочки.

        Удалите с микропрепарата воду, приложив фильтровальную бумагу к краю покровного стекла. Нанесите на предметное стекло каплю раствора поваренной соли. Наблюдайте за изменением положения цитоплазмы.

        Фильтровальной бумагой удалите раствор поваренной соли. Капните на предметное стекло 2-3 капли воды. Наблюдайте за состоянием цитоплазмы.

        Объясните наблюдаемое явление. Ответьте на вопросы: куда двигалась вода (в клетки или из них) при помещении ткани в раствор соли? Чем можно объяснить такое направление движения воды? Куда двигалась вода при помещении ткани в воду? Чем это объясняется? Как вы думаете, что бы могло произойти в клетках, если бы их оставили в растворе соли на длительное время? Можно ли использовать раствор соли для уничтожения сорняков?

        Сделайте вывод по работе.

Вариант II.

Цель: сформировать умение проводить опыт по получению плазмолиза, закрепить умения работать с микроскопом, проводить опыты на живых объектах; получить представление о тургоре в растительных клетках.

Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, стеклянные палочки, стаканы с водой, фильтровальная бумага, раствор поваренной соли (8 %), репчатый лук.

Ход работы

1.Снимите эпидермис с чешуки луковицы. Приготовьте микропрепарат, поместив клетки эпидермиса в каплю воды.

2. Рассмотрите препарат при увеличении микроскопа. Обратите внимание на оболочку клетки, цитоплазму.

3. Зарисуйте строение клетки.

Наблюдение плазмолиза – постепенное отставание цитоплазмы от оболочки клетки

4.Снимите покровное стекло с препарата, удалите воду фильтровальной бумагой и нанесите на препарат каплю 8 %-ного раствора NaCl . Рассмотрите препарат под микроскопом. Зарисуйте наблюдаемое явление. Объясните причину плазмолиза.

Наблюдение деплазмолиза – возвращение цитоплазмы к оболочке клеток.

5.Вновь поместите препарат в воду и наблюдайте восстановление тургора (напряжения) в клетках в результате постепенного возвращения цитоплазмы к оболочке клеток. Сделайте рисунок. Объясните причину деплазмолиза.

6. Ответьте на вопрос: каково значение плазмолиза и деплазмолиза в жизни растений?

7. Сделайте вывод о проделанной работе.

Примечание. Для того чтобы клетка могла быть живой ее химический состав должен быть относительно постоянным. Поэтому клетка должна поддерживать регулируемый обмен со средой. Регулирование этого обмена осуществляет клеточная мембрана. Транспорт воды в клетку с растворенными в ней веществами осуществляется путем осмоса по градиенту концентрации. (Медленная диффузия растворителя и веществ через полупроницаемые перегородки (мембраны) – называется осмосом). Транспорт молекул воды осуществляется из концентрированного в более насыщенный раствор.

Лабораторная работа № 3

Тема: наблюдение клеток растений, животных, бактерий, грибов под микроскопом, их изучение и описание.

Цель : закрепить умение работать с микроскопом, находить особенности строения клеток различных организмов, сравнивать их между собой.

Оборудование: микроскопы, микропрепараты клеток растений, грибов, животных, рисунки клеток различных организмов (Приложение 1)

Ход работы

    Рассмотрите рисунок «Различные формы клеток одноклеточных и многоклеточных организмов».

    Сопоставьте увиденное с изображением объектов на рисунках. Зарисуйте клетки в тетрадях и обозначьте видимее в световой микроскоп органоиды.

    Сравните между собой эти клетки.

Название клеток

Рисунок клетки

Особенность строения клетки

    Ответьте на вопросы; в чем заключается сходство и различие клеток? Каковы причины различия и сходства разных организмов?

    Сделайте вывод по работе.

Лабораторная работа № 4.

Тема: строение эукариотических (растительной, животной, грибной) и прокариотических (бактериальных) клеток.

Цель: изучить особенности строения эукариотических и прокариотических клеток, выделить сходство и различие в их строении.

Оборудование: микроскопы, микропрепараты клеток растений, грибов, животных, рисунки клеток различных организмов (Приложение 2).

Ход работы

1.Рассмотрите под микроскопом микропрепараты растительных клеток, грибов, клеток животных и бактерий.

2. Зарисуйте строение эукариотической и прокариотической клеток.

3.Сравните строение клеток эукариот и прокариот.

4. Данные занесите в таблицу.

Признаки для сравнения

Прокариотическая клетка (бактерия)

Эукариотическая клетка (растений, животных, грибов)

1.Ядро

2. Генетический материал

3. Клеточная стенка

4. Мезосомы

5. Мембранные органоиды

6. Рибосомы

7. Цитоскелет

8. Способ поглощения веществ клеткой

9. Жгутики

10. Пищеварительные вакуоли

5.Сделайте вывод по работе.

Лабораторная работа № 5

Тема: сравнение строения клеток растений, животных, грибов.

Цель : закрепить умение работать с микроскопом, находить особенности строения клеток растений, животных, грибов, сравнивать их между собой.

Оборудование: микроскопы, микропрепараты и рисунки клеток растений, грибов, животных (Приложение 3)

Ход работы

    Рассмотрите под микроскопом микропрепараты растительных клеток, грибов и клеток животных.

    Зарисуйте строение растительной, животной и грибной клеток. Укажите основные части клеток.

    Сравните строение клеток растений, животных и грибов.

    Данные занесите в таблицу.

Признаки для сравнения

Клетки растений

Клетки животных

Клетки грибов

1.Клеточная стенка

2. Пластиды

3. Вакуоли

4. Запасной углевод

5. Способ хранения питательных веществ

6. Центриоли

7.Синтез АТФ

8. Запасной углевод

    Сделайте вывод по работе.

Лабораторная работа № 6

Тема: сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза.

Цель : сравнить процессы фотосинтеза и хемосинтеза

Оборудование: материал учебника

Ход работы

1. Повторите параграфы 24, 25 учебника «Биология. Общая биология» А.А. Каменский, Е.А. Криксунов.

2. Сравните процессы фотосинтеза и хемосинтеза, заполнив таблицу.

Признаки для сравнения

Фотосинтез

Хемосинтез

1.Определения данных процессов

2. Какие организмы участвуют

2. Источник энергии

3. Исходные вещества

4. Конечные вещества

5. Роль в природе

3.Сделайте вывод по работе.

Лабораторная работа № 7

Тема: сравнение процессов митоза и мейоза.

Цель : сравнить процессы митоза и мейоза

Оборудование: материал учебника, таблицы «Митоз. Мейоз»

Ход работы

1. Повторите параграфы 29, 30 учебника «Биология. Общая биология» А.А. Каменский, Е.А. Криксунов.

2. Сравните процессы митоза и мейоза, заполнив таблицу.

Признаки для сравнения

Митоз

Мейоз

1.Процессы в интерфазе

2. Число делений

3. Фазы деления

4. Кроссенговер

5. Число дочерних клеток

6. Хромосомный набор дочерних клеток

7. Количество ДНК в дочерних клетках

8. Для каких клеток организма характерно деление

9. Распространенность среди организмов

3.Сделайте вывод по работе.

Лабораторная работа № 8

Тема: сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных.

Цель : сравнить процессы развития половых клеток растений и животных

Оборудование: материал учебника, таблицы «Гаметогенез у животных» и «Двойное оплодотворение покрытосеменных растений»

Ход работы

1.Используя рисунок 51 «Схема гаметогенеза у человека» учебника «Биология. Общая биология» А.А. Каменский, Е.А. Криксунов или приложение 4 сравните между собой сперматогенез и оогенез.

2. Данные занесите в таблицу.

Стадии развития половых клеток

Тип деления, набор хромосом, количество ДНК

Сперматогенез

Оогенез

1.Размножение

2.Рост

3. Созревания

4. Формирование

3. Как происходит формирование пыльцевого зерна (микрогаметофита) и зародышевого мешка (мегагаметофита) у покрытосеменных растений? Какой тип деления клеток лежит в основе развития пыльцевых зерен и зародышевого мешка?

4. В чем суть двойного оплодотворения у покрытосеменных растений? Какой набор хромосом в клетках эндосперма покрытосеменных растений?

5. В чем сходство и различие в развитии половых клеток растений и животных?

6. Сделайте вывод по работе.

Лабораторная работа № 9 (в двух вариантах).

Тема: изменчивость, построение вариационного ряда

и вариационной кривой

Цель: познакомить учащихся со статистическими закономерностями модификационной изменчивости, выработать умение

строить вариационный ряд и график изменчивости изучаемого признака.

Вариант I

Оборудование: семена фасоли, бобов, колосья пшеницы, ржи, клубни картофеля, листья акации, клена (по 10 экземпляров одного вида на парту).

Ход работы

    Рассмотрите несколько растений (семян, клубней, листьев и др.) одного вида, сравните их размеры (или подсчитайте количество листовых пластинок у листьев) или другие параметры. Данные запишите.

    Полученные данные занесите в таблицу, в которой по горизонтали сначала расположите ряд чисел, отображающих последовательное изменение признака- V (например, число колосьев в колоске, размер семян, длина листовой пластинки), ниже - частоту встречаемости каждого признака (P ). Определите, какие признаки встречаются наиболее часто, какие - редко.

    Отобразите на графике зависимость между изменением признака и частотой его встречаемости.

    Сделайте вывод о том, какая закономерность модификационной изменчивости вами обнаружена.

Вариант II

Оборудование: линейка или сантиметр.

Ход работы

    1. Измерьте рост каждого школьника в классе с точностью до сантиметра, округлив цифры. Например, если рост составляет 165,7 см, запишите, что рост - 166 см.

      Сгруппируйте полученные цифры, которые отличаются друг от друга на 5 см (150-155 см, 156-160 см и т. д.) и подсчитайте количество учеников, входящих в каждую группу. Полученные данные запишите:

Количество учащихся... 2 Рост, в см 145-150

    1. Постройте вариационный ряд изменчивости роста учеников, а также вариационную кривую, откладывая по горизонтальной оси рост учащихся в миллиметрах, а на вертикальной оси количество учащихся определенного роста.

      Вычислите средний рост учеников вашего класса путем деления суммы всех измерений на общее число измерений.

      Вычислите и отметьте на графике средний рост девочек и мальчиков.

Ответьте на вопросы: какой рост учеников в вашем классе встречается наиболее часто, какой - наиболее редко? Какие отклонения встречаются в росте учеников? Каков средний рост девочек и мальчиков в вашем классе? Каковы причины отклонений в росте?

Приложение. Модификации образуют вариационный ряд изменчивости признака в пределах нормы реакции от наименьшей до наибольшей величины. Причина вариаций связана с воздействием различных условий на развитие признака.

Для определения предела изменчивости признака рассчитывают частоту встречаемости каждой варианты и строят вариационную кривую - графическое выражение характера изменчивости признака. Средние члены вариационного ряда встречаются чаще, что соответствует среднему значению признака.

Средняя величина выраженности признака высчитывается по формуле:

    сумма

М = ( P × V ) P – частота встречаемости

n V - варианта

n – общее число особей; M – среднее значение модификации

Лабораторная работа № 10

Тема: изучение фенотипов растений.

Цель : сформировать знания о модификационной изменчивости, умение описывать растения по фенотипу и сравнивать их между собой .

Оборудование: гербарные экземпляры растений одного сорта (пшеницы, ржи, ячменя и др.).

Ход работы

1.Рассмотрите два экземпляра растений пшеницы (ржи, ячменя и др.) одного сорта. Сравните эти растения.

2. Опишите фенотип каждого растения (особенности строения листьев, стеблей, цветков).

Наблюдаемые признаки

Название сорта растения

1-е растение

2-е растение

1.Вид стебля

2.Длина стебля

3. Длина междоузлей

4. количество листьев

5. Форма листьев

6. Колос:

А) наличие остей

Б) длина колоса

В) количество колосков

Г) количество зерновок

7. Тип корневой системы

3.Выявите признаки, возникшие в результате модификационной изменчивости и обусловленные генотипом.

4.Сделайте вывод о причинах модификационной изменчивости, ее значении.

Используемая литература и сайты Интернет

1.Общая биология: Учеб. Для 9-10 кл. общеобразоват. учреждений /Д.К. Беляев, Н.Н. Воронцов. 1999 г.

2.Универсальное учебное пособие. Школьный курс «Биология» / А. Скворцов, А. Никишов, М. «АСТ-Пресс» 2000 г.

3.Биология. 10 кл. Поурочные планы. Профильный кровень / авт. О.Л.Ващенко. Волгоград 2009 г.

5. f estival.1september.ru/articles/508211/

Приложение 1 (к лабораторной работе №3)

1 – кокки, 2 - диплокки, 3 - стрептококки, 4 – вибрионы,

5 – спириллы, 6 – бациллы, 7 – хлорелла, 8 - хламидомонада,

10 – клетка эпителия, 11 – эритроциты, 12 – нервная клетка,

13 – растительная клетка.

Приложение 4 (к лабораторной работе №8)

Схема гаметогенеза у человека: ♀ - овогенез; ♂ - сперматогенез.

А – фаза размножения, Б – фаза роста, В – фаза созревания.

1 – сперматозоиды, 2 – оплодотворенная яйцеклетка (зигота), 3 – направленные тельца.

Биология, Тетрадь для лабораторных и практических работ, 10 класса, Повышенный уровень, Лисов Н.Д., Шелег З.И., 2015.

Тетрадь подготовлена в полном соответствии с учебной программой для повышенного уровня (2015) и учебником «Биология» для 10 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения (под редакцией Н. Д. Лисова). Пособие предназначено для более эффективного выполнения учащимися лабораторных и практических работ, лабораторных опытов на уроках и во время учебных экскурсий. Использование тетради позволит не только сэкономить время на выполнение и оформление той или иной работы, но и сконцентрировать внимание на самых важных ее этапах. Приведенные задания и задачи разного уровня сложности позволят учащимся лучше понять и закрепить материал, а учителю - организовать дифференцированный подход к обучению биологии.

Наблюдение денатурации белков и их растворимости.
Цели: выяснить, растворяются ли белки в воде; понаблюдать явление обратимой и необратимой денатурации белка.
Оборудование и материалы: две стеклянные колбы объемом 500 мл, штатив с пробирками, держатель, спиртовки, пипетки, стеклянные палочки, воронка, марля, куриное яйцо, насыщенный раствор сульфата аммония, 96%-й этиловый спирт, 1%-й раствор сульфата меди, 2,5%-й раствор нитрата серебра, 1%-й раствор уксусной кислоты, 10%-й раствор уксусной кислоты, насыщенный раствор хлорида натрия.
Лабораторный опыт выполняется под контролем учителя!

Белок как амфотерный полиэлектролит содержит положительные и отрицательные заряды, соотношение которых определяется количеством кислых и основных аминокислот в его макромолекуле. Заряженность молекулы белка является одним из факторов его устойчивости в растворах, так как мешает слипанию белковых частиц и выпадению их в осадок. На общий заряд макромолекулы белка влияет pH среды. Для каждого белка существует значение pH, при котором сумма положительных и отрицательных зарядов его равна нулю. Это состояние белка называется изоэлектрическим, а соответствующее такому состоянию значение pH - изоэлектрической точкой (ИЭТ). В ИЭТ растворы белков неустойчивы и белки легко выпадают в осадок, особенно в присутствии водоотнимающих веществ (этиловый спирт, ацетон и т. д.).
Реакции осаждения белков - процесс денатурации - бывай и обратимыми и необратимыми. При обратимом осаждении макромолекулы белка в основном не подвергаются глубокой денатурации.

Содержание
Предисловие
Как выполнять лабораторные и практические работы
Лабораторный опыт № 1
Наблюдение денатурации белков и их растворимости
Лабораторная работа № 1
Выявление активности каталазы
Лабораторный опыт № 2
Определение полисахаридов и липидов в биоматериале и изучение их свойств
Практическая работа № 1
Решение задач по теме «Химические компоненты живых организмов»
Лабораторный опыт № 3
Наблюдение осмотических явлений в растительных тканях
Лабораторная работа № 2
Изучение явлений плазмолиза и деплазмолиза
Лабораторная работа №3
Сравнение строения растительной и животной клеток
Практическая работа № 2
Решение задач по теме «Репликация ДНК»
Лабораторная работа №4
Митоз в клетках корешка лука
Практическая работа № 3
Сравнение процессов митоза и мейоза
Практическая работа № 4
Деление клетки, плоидность клеток
Практическая работа № 5
Сравнение процессов брожения и клеточного дыхания
Практическая работа № 6
Решение задач по теме «Клеточное дыхание»
Практическая работа № 7
Решение задач по теме «Фотосинтез»
Практическая работа № 8
Решение задач на транскрипцию и трансляцию
Лабораторная работа № 5
Строение половых клеток животных
Практическая работа № 9
Сравнение бесполого и полового размножения
Практическая работа № 10
Решение задач по теме «Размножение организмов»
Экскурсия № 1
Способы размножения растений в природе
Практическая работа №11
Решение задач по теме «Моногибридное скрещивание»
Практическая работа № 12
Решение задач по теме «Дигибридное скрещивание»
Практическая работа № 13
Решение задач по теме «Сцепленное наследование и кроссинговер»
Практическая работа № 14
Решение задач но теме «Наследование признаков, сцепленных с полом»
Лабораторная работа № 6
Изучение изменчивости у растений и животных, построение вариационного ряда и вариационной кривой
Практическая работа № 15
Составление родословных
Экскурсия № 2
Многообразие сортов растений (пород животных).

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Биология, Тетрадь для лабораторных и практических работ, 10 класса, Повышенный уровень, Лисов Н.Д., Шелег З.И., 2015 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Биология, Тетрадь для лабораторных и практических работ, 10 класс, Лисов Н.Д., Шелег З.И., 2012


© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация