Право не «права»: недействительность водительского удостоверения. Суды начали аннулировать водительские удостоверения Период действия прав истек

Главная / Суд
Кроме того, тем, кому удостоверения аннулировали по этой причине, из-за пробелов в законодательстве и нормативных актах, вряд ли получится их восстановить. Во всяком случае, в кратчайшие сроки и без еще одного суда.
Скандал случился с автошколой в Краснодаре, по которой решение суда уже принято. Десяти водителям аннулировали их удостоверения. Причем эти люди не просто их получили, но и управляли машинами. Некоторые более полугода. В отношении остальных решения только принимаются. Но задержка связана не с тем, что у суда есть какие-то сомнения в справедливости решения, а с чисто технологическими вопросами. Многие из водителей не проживают по указанным адресам. Их приходится разыскивать.

История довольно простая. Автошкола набрала курс, получила с людей деньги за обучение, а по окончании выдала свидетельства о получении профессии водитель. Никто не обратил внимания, что свидетельства выданы задним числом. В ГИБДД, где принимается решение о допуске к экзамену, про "заднее число" никто и не думает. По ныне действующему порядку не положено.

По этому порядку положено проверить медицинскую справку - срок ее годности, кем выдана и имеет ли право это медучреждение выдавать такие справки. Проверить паспорт: не подделка ли, и действительно ли его предъявляет то лицо, которое в паспорте указано. А также свидетельство о получении профессии водитель. То есть в ГАИ должны убедиться, что человек прошел обучение в автошколе и получил эту бумажку. И вот тут возникает проблема. Дело в том, что лицензированием автошкол занимается Рособрнадзор. Но обучать водителей школа может только после того, как получит заключение ГИБДД о соответствии программ подготовки водителей примерным программам, утвержденным приказом минобрнауки. А также о соответствии материальной базы автошколы этим программам. То есть наличие площадки требуемых размеров для подготовки водителей, наличие классов для обучения и теоретических пособий. Список автошкол, проверенных автоинспекцией, публикуется на сайте ГИБДД.

Казалось бы, оградить автошкольников от мошенников не стоит труда. Но вот конкретный пример, в Краснодаре не смогли этого сделать. Люди, отучившиеся или якобы отучившиеся в одной из автошкол, получили допуск к экзаменам в ГИБДД, сдали экзамены и получили права. И только после проверки местной прокуратуры выяснилось, что эта автошкола не имела права готовить водителей. Она была лишена лицензии.В результате все водители, которые получили водительские удостоверения со свидетельством от этой автошколы, получили их незаконно.

Порядок таков: перед тем как идти в ГИБДД на сдачу экзаменов, водитель должен пройти обучение в лицензированной автошколе, которая имеет все необходимые заключения ГИБДД. А если автошкола не имеет этих заключений или лицензии, значит, человек не прошел соответствующего обучения. И, значит, он не имеет права на получение водительского удостоверения, даже если сдал все экзамены на отлично. По сути, он не может даже получить допуск к экзамену в ГИБДД. Но ведь он его получил? Каким образом? С одной стороны, инспекторы обязаны проверять выданные свидетельства, с другой стороны, инспекторы не обязаны проверять действие лицензии. В действующем порядке это не прописано. Таким образом, отвечает за то, что обучался в "некондиционной" автошколе, сам ученик. Своими деньгами, временем и правами.

По данным "РГ", ожидается еще несколько судов. В результате прав могут лишиться еще полторы тысячи человек

Во всей этой истории наблюдается огромный пробел в системе допуска водителей к экзаменам. Как считают эксперты, проблема заключается в отсутствии постлицензионного контроля. Некоторые автошколы-мошенники действуют следующим образом. Они заключают договоры на помещения, площадки, технику. Выставляют все это лицом перед ГИБДД, когда она их проверяет. А после получения положительного заключения расторгает договоры и работает, как и раньше работала: с наемными инструкторами с собственными машинами третьей свежести, с натаскиванием на вопросы билетов без объяснения правил. Проверить, есть ли у автошколы лицензия, не сложно. Достаточно обратиться на сайт Рособрнадзора. Если автошкола из другого региона - можно послать запрос. На проверку документов отводится до двух месяцев. За это время можно проверить все.

По поводу происходящего недоумевает президент Федерации автошкол Татьяна Шутылева:

Если бы была предусмотрена процедура проверки лицензии в реестре Рособрнадзора, проверка на наличие заключения ГИБДД, то такая ситуация не возникла бы. Эти люди были бы не допущены к экзаменам в ГИБДД.

Стоит заметить, что водители не были лишены права управления. Согласно решению суда у них аннулированы свидетельства об окончании автошколы, а также водительские удостоверения. И тут возникает правовой казус. Эти люди получили право на управление транспортным средством, сдав экзамен. Они также получили водительское удостоверение, подтверждающее это право. По решению суда водительского удостоверения они лишились, но право-то у них осталось. Восстановить свидетельство об окончании автошколы можно, заново отучившись. Но что делать с аннулированным водительским удостоверением - не понятно. Ни в одном из законов не прописан порядок его восстановления. Ни ГИБДД, ни суд без соответсвующих нормативных актов не смогут вернуть этим людям водительские удостоверения.

По данным корреспондента, в скором времени ожидается еще несколько подобных судебных процессов. В результате права будут аннулированы примерно у полутора тысяч человек.

В планах ГИБДД на ближайшее будущее стоит одна очень непопулярная мера. Возможно, что Госавтоинспекция будет аннулировать , обучавшихся в «серых» автошколах.

О возможных проблемах, которые ждут выпускников «серых» автошкол рассказал Общественной палате России старший инспектор по особым поручениям ГИБДД Александр Лыткин.

Для начала уточним, что такое «серая» автошкола. Как видно из названия термина это полулегальная организация, у которой нет необходимых документов для обучения кандидатов в водители. Соответственно права, которые получат выпускники такой автошколы будут признаны недействительными и аннулированы. Такой вывод сделал Лыткин по отношению к тем водителям, которым не повезло пройти обучение в подобном заведении.

Смотрите также: Новые программы подготовки водителей одобрены, практически окончательно

Одним из критериев причисления к полулегальным «серым» автошколам стало отсутствие согласования с Госавтоинспекцией учебных программ и материально-учебной базы.

В рамках крупномасштабной реформы образования обучающихся в автошколах и вступления строгих требований к последним, важным критерием для допуска автомобильной школы к дальнейшей работе является заключение ГИБДД после проведения проверки.

В итоге по данным на 12 декабря этого года из 11.5 существующих школ на проведение проверки согласились 5.100 учебных заведений и всего 1.8 тыс. автошкол прошли проверку и могут продолжить обучение будущих водителей в рамках закона. Львиная доля, почти 10 тыс. автошкол на дальнейшую деятельность права не имеют.

Изменение правил обучения и сдачи экзаменов на права

Но таких школ, не прошедших или отказавшихся от проведения проверок подобные «мелочи», не волнуют, они продолжают выдавать свидетельства об окончании курсов и направлять учеников на сдачу экзаменов в ГИБДД.

Власти понимают, что такое массовое нарушение автошколами носит повсеместный характер, но пресечь деятельность лже-автошкол оперативно не в состоянии, на выяснения того что те или иные юрлица вели незаконную деятельность уйдет много времени, и за этот период «серые» автошколы успеют выпустить сотни тысяч новых водителей, которые к сожалению, автоматически попадут под аннулирование ВУ. Как сказал Александр Лыткин, «Мы просто обязаны будем это сделать.»

Стоимость обучения в автошколах

Тем не менее ГИБДД совместно с Минобрнауки прилагает все усилия для того чтобы проблема прекратила свой рост. Госавтоинспекция призвала Минобрнауки оперативное закрывать незаконно работающие автошколы.

Основанием столь жестких мер, уточняют в Госавтоинспекции, является нарушение постановления правительства «О допуске к управлению транспортными средствами». Пункт 35, водительские удостоверения признаются незаконными, если выданы на основании документов, которые в установленном порядке были признаны подложными (поддельными) либо выданы с нарушением установленного порядка.

Решение об аннулировании ВУ принимается в судебном порядке.

О том, могут ли аннулировать водительские права, четко определено Правилами. Раньше такое решение принималось только по решению суда. Но сегодня положения несколько изменились.

Аннулирование или лишение: в чем разница?

В эти два понятия заложен схожий, но различный смысл. ВУ лишают на определенный промежуток времени, не более трех лет. Аннулирование же включает в себя намного более общее определение. К примеру, удостоверение могут аннулировать из-за несоответствия водителя необходимым медицинским показателям. Тогда он представляет опасность не только для себя самого, но и для окружающих. Восстановление в данном случае возможно только тогда, когда будет пройдена медкомиссия, и выдадут справку о пригодности к вождению. Таким образом, конкретного срока здесь не предусматривается.

Но аннулирование также может и иметь определенные временные рамки, а также быть пожизненным. Однако даже в такой ситуации, автолюбитель вправе получить ВУ, если медкомиссия вынесет соответствующее решение, а также будет сдан теоретическая и практическая части экзамена в ГИБДД.

Аннулирование внутреннего и международного удостоверения

В новых Правилах содержится конкретный перечень ситуаций, когда водительское удостоверение будет аннулировано. Так, национальный документ будет считаться недействительными, если:

  • срок действия истек;
  • по разным причинам пришел в негодность;
  • произошла выдача по документам, признанными поддельными или выданные с нарушением закона;
  • утрачен;
  • получены новые права;
  • появились медицинские противопоказания.

При этом, если у водителя аннулируют внутренние права, то и международные также прекращают свое действие. Так, например, если национальное удостоверение сильно износилось и требуется его замена, то документ международного формата тоже нужно поменять, даже тогда, когда он находится в идеальном состоянии.

Правила для профессионалов

Водитель по найму, перед выходом на работу проходит предварительное медосвидетельствование. А затем он обязан проходить медицинскую комиссию один раз в два года.


Помимо этого, тем из них, кто перевозит пассажиров и груз, обязательно нужно проходить медосмотр каждый раз перед рейсом. При перевозке опасного груза медосвидетельствование проходят и после каждого рейса. Такой порядок является необязательным лишь в тех случаях, когда водители работают в экстренных службах. Тогда перед выездом просто невозможно проводить медицинский осмотр.

Если же в процессе одного из осмотров выяснится, что имеется заболевание, при котором нельзя садиться за руль, его отправляют на обследование, а затем на лечение. В течение всего этого периода, он не вправе садиться за руль. А если диагноз подтверждается, его удостоверение подлежит аннулированию. В настоящее время ведется работа над тем, чтобы утвердить список заболеваний, являющихся основанием для аннулирования прав.

Особые отметки

В национальных и международных ВУ имеется графа с названием «Особые отметки». Так, например, если человек носит очки, то он должен и за рулем также быть в них. Не соблюдение этого либо другого имеющейся в данной графе записи, может привести к тому, что права признают недействительными. Водителя же ждет штраф, размер которого, в ряде случаев достигает 15 тысяч рублей.

Нелицензированные школы

Способ, как восстановить аннулированные права, зависит от основания их получения. Пару лет назад у начинающих водителей возник риск аннулирования удостоверения в том случае, если они прошли обучение в нелицензированных автошколах. В отношении многих подобных учебных заведений тогда были заведены уголовные дела. Но вместе с ними пострадали и невиновные водители.

После того, как была проведена масштабная проверка, выяснилось, что многие из них действовали по мошенническим схемам. Так, заключались договоры на аренду помещений, площадок, техники и прочего для того, чтобы показать ГИБДД при проверке, что все соответствует установленным нормам. Но затем соглашения расторгались, и схема функционирования продолжала быть прежней. Работали те же наемные инструкторы, и использовались старые машины. Продолжали работать в старом режиме, они подвергали своих учеников риску из-за того, что их права станут недействительными.

В таких случаях, несмотря на аннулирование документа, водитель не лишается права вождения автотранспортным средством. Однако для реализации своего права ему придется вновь пройти обучение в автошколе, которая имеет лицензию, и снова сдать экзамен. Странным здесь является то, что экзамен был пройден в ГИБДД. По идее, Инспекция не должна была даже допустить к нему тех учеников, которые прошли обучение в автошколе без лицензии. Однако, допуск состоялся. И даже если водитель сдал экзамены на отлично, ему надо проходить обучение заново. В ГИБДД объясняют это тем, что там не обязаны проверять наличие лицензий.

Случаи коррупции

Та же участь постигает водителей и тогда, когда выяснится, что экзамены были сданы с нарушениями. Были случаи, когда прокуратура раскрывала коррупционные схемы, при которых гаишники брали взятки за положительное решение на экзамене. Тогда неприятности ждут не только инспекторов ГИБДД, но и водителей, у которых могут аннулировать удостоверения.


Срок действия истек

О том, что делать, если водительские права аннулированы на том основании, что период, на который они выдавались, истек, зависит от того, когда выявлен этот факт. Если водитель не садился за руль, то он не обязан делать новое удостоверение. Тогда, ему нужно лишь обратиться в отделение ГИБДД и поменять удостоверение. Но совсем другое дело, его остановит инспектор на дороге. Тогда езда с просроченными правами приравнивается к правонарушению, как если бы он ездил без них. За это придется заплатить штраф, а машину увезут на штраф стоянку.

Заключение

Таким образом, аннулирование водительских прав приводит к разным правовым последствиям. В одних случаях, придется заново учиться в лицензированной школе и сдавать экзамены в ГИБДД. В других, нужно пройти медицинскую комиссию. В третьих, достаточно посетить отделение ГИБДД, чтобы получить новое удостоверение.

ПРАВИЛА

ВОЗВРАТА ВОДИТЕЛЬСКОГО УДОСТОВЕРЕНИЯ ПОСЛЕ УТРАТЫ

ОСНОВАНИЙ ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ ПРАВА НА УПРАВЛЕНИЕ

ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ

1. Настоящие Правила устанавливают порядок возврата водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами.

2. Изъятое водительское удостоверение возвращается лицу, подвергнутому административному наказанию в виде лишения права на управление транспортными средствами (далее - лицо, лишенное права на управление), по истечении срока лишения этого права, успешно прошедшему в подразделении Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - подразделение Госавтоинспекции) по месту исполнения постановления суда по делу об административном правонарушении проверку знания им правил дорожного движения (далее - проверка), при предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, при наличии в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах информации об уплате в установленном порядке наложенных на него административных штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения либо представлении указанным лицом документов, свидетельствующих об уплате таких административных штрафов, а лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 12.8 , частью 1 статьи 12.26 и частью 3 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, также после прохождения ими медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством (далее - обязательное медицинское освидетельствование).

3. Проверка проводится путем сдачи теоретического экзамена на предоставление специального права на управление транспортными средствами в соответствии с Правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 г. N 1097 "О допуске к управлению транспортными средствами", по вопросам, относящимся к правилам дорожного движения и содержащимся в экзаменационных билетах.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Проверка проводится по истечении не менее половины срока лишения права на управление транспортными средствами, назначенного лицу, лишенному права на управление. Лицо, не прошедшее проверку, может пройти проверку повторно не ранее чем через 7 дней со дня проведения предыдущей проверки.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Возврат водительского удостоверения лицу, лишенному права на управление, осуществляется в подразделении Госавтоинспекции по месту исполнения постановления суда по делу об административном правонарушении в день обращения. Возврат водительского удостоверения лицу, лишенному права на управление, может осуществляться в ином подразделении Госавтоинспекции в случае подачи этим лицом не позднее 30 дней до окончания срока лишения права на управление транспортными средствами в подразделение Госавтоинспекции по месту исполнения постановления суда по делу об административном правонарушении заявления с указанием наименования подразделения Госавтоинспекции, в которое необходимо направить водительское удостоверение. Заявление может быть подано в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Возврат водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами в связи с выявлением в результате обязательного медицинского освидетельствования медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик производится в подразделении Госавтоинспекции, осуществляющем хранение изъятого водительского удостоверения, либо в ином подразделении Госавтоинспекции при наличии соответствующего заявления, поданного лицом, у которого были выявлены указанные противопоказания и ограничения, не позднее 30 дней до дня получения водительского удостоверения. В этом случае водительское удостоверение возвращается без проверки при предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, и медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителя транспортного средства (кандидата в водители транспортного средства) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, выданного после прекращения действия права на управление транспортными средствами.

Около 50 начинающих водителей могут остаться без водительских удостоверений по решению суда только из-за того, что автошкола, в которой они обучались, была лишена лицензии. Ситуация может усугубиться тем, что подобные уголовные дела возбуждены еще в отношении нескольких автошкол.

Кроме того, тем, кому удостоверения аннулировали по этой причине, из-за пробелов в законодательстве и нормативных актах, вряд ли получится их восстановить. Во всяком случае, в кратчайшие сроки и без еще одного суда.
Скандал случился с автошколой в Краснодаре, по которой решение суда уже принято. Десяти водителям аннулировали их удостоверения. Причем эти люди не просто их получили, но и управляли машинами. Некоторые более полугода. В отношении остальных решения только принимаются. Но задержка связана не с тем, что у суда есть какие-то сомнения в справедливости решения, а с чисто технологическими вопросами. Многие из водителей не проживают по указанным адресам. Их приходится разыскивать.

История довольно простая. Автошкола набрала курс, получила с людей деньги за обучение, а по окончании выдала свидетельства о получении профессии водитель. Никто не обратил внимания, что свидетельства выданы задним числом. В ГИБДД, где принимается решение о допуске к экзамену, про "заднее число" никто и не думает. По ныне действующему порядку не положено.

По этому порядку положено проверить медицинскую справку - срок ее годности, кем выдана и имеет ли право это медучреждение выдавать такие справки. Проверить паспорт: не подделка ли, и действительно ли его предъявляет то лицо, которое в паспорте указано. А также свидетельство о получении профессии водитель. То есть в ГАИ должны убедиться, что человек прошел обучение в автошколе и получил эту бумажку. И вот тут возникает проблема. Дело в том, что лицензированием автошкол занимается Рособрнадзор. Но обучать водителей школа может только после того, как получит заключение ГИБДД о соответствии программ подготовки водителей примерным программам, утвержденным приказом минобрнауки. А также о соответствии материальной базы автошколы этим программам. То есть наличие площадки требуемых размеров для подготовки водителей, наличие классов для обучения и теоретических пособий. Список автошкол, проверенных автоинспекцией, публикуется на сайте ГИБДД.

Казалось бы, оградить автошкольников от мошенников не стоит труда. Но вот конкретный пример, в Краснодаре не смогли этого сделать. Люди, отучившиеся или якобы отучившиеся в одной из автошкол, получили допуск к экзаменам в ГИБДД, сдали экзамены и получили права. И только после проверки местной прокуратуры выяснилось, что эта автошкола не имела права готовить водителей. Она была лишена лицензии.В результате все водители, которые получили водительские удостоверения со свидетельством от этой автошколы, получили их незаконно.

Порядок таков: перед тем как идти в ГИБДД на сдачу экзаменов, водитель должен пройти обучение в лицензированной автошколе, которая имеет все необходимые заключения ГИБДД. А если автошкола не имеет этих заключений или лицензии, значит, человек не прошел соответствующего обучения. И, значит, он не имеет права на получение водительского удостоверения, даже если сдал все экзамены на отлично. По сути, он не может даже получить допуск к экзамену в ГИБДД. Но ведь он его получил? Каким образом? С одной стороны, инспекторы обязаны проверять выданные свидетельства, с другой стороны, инспекторы не обязаны проверять действие лицензии. В действующем порядке это не прописано. Таким образом, отвечает за то, что обучался в "некондиционной" автошколе, сам ученик. Своими деньгами, временем и правами.

По данным "РГ", ожидается еще несколько судов. В результате прав могут лишиться еще полторы тысячи человек

Во всей этой истории наблюдается огромный пробел в системе допуска водителей к экзаменам. Как считают эксперты, проблема заключается в отсутствии постлицензионного контроля. Некоторые автошколы-мошенники действуют следующим образом. Они заключают договоры на помещения, площадки, технику. Выставляют все это лицом перед ГИБДД, когда она их проверяет. А после получения положительного заключения расторгает договоры и работает, как и раньше работала: с наемными инструкторами с собственными машинами третьей свежести, с натаскиванием на вопросы билетов без объяснения правил. Проверить, есть ли у автошколы лицензия, не сложно. Достаточно обратиться на сайт Рособрнадзора . Если автошкола из другого региона - можно послать запрос. На проверку документов отводится до двух месяцев. За это время можно проверить все.

По поводу происходящего недоумевает президент Федерации автошкол Татьяна Шутылева:

Если бы была предусмотрена процедура проверки лицензии в реестре Рособрнадзора, проверка на наличие заключения ГИБДД, то такая ситуация не возникла бы. Эти люди были бы не допущены к экзаменам в ГИБДД.

Стоит заметить, что водители не были лишены права управления. Согласно решению суда у них аннулированы свидетельства об окончании автошколы, а также водительские удостоверения. И тут возникает правовой казус. Эти люди получили право на управление транспортным средством, сдав экзамен. Они также получили водительское удостоверение, подтверждающее это право. По решению суда водительского удостоверения они лишились, но право-то у них осталось. Восстановить свидетельство об окончании автошколы можно, заново отучившись. Но что делать с аннулированным водительским удостоверением - не понятно. Ни в одном из законов не прописан порядок его восстановления. Ни ГИБДД, ни суд без соответствующих нормативных актов не смогут вернуть этим людям водительские удостоверения.

По данным корреспондента "РГ", в скором времени ожидается еще несколько подобных судебных процессов. В результате права будут аннулированы примерно у полутора тысяч человек.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация