Понятие и виды гражданских служащих. Государственный служащий: понятие и виды Гос служащий понятие

Главная / Суд

Гражданин РФ, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы.

Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание исключительно за счет средств бюджета (федерального или бюджета субъекта Федерации).

Нанимателем для федерального государственного гражданского служащего является Российская Федерация, для государственного гражданского служащего субъекта РФ - соответсвующий субъект РФ. В рамках государственного органа полномочия нанимателя осуществляет т.н. представитель нанимателя - руководитель соответствующего государственного органа, либо лицо, замещающее государственную должность.

Для уточнения отличительных признаков государственного гражданского служащего можно воспользоваться более развернутым определением:

Государственный гражданский служащий — это гражданин Российской Федерации в возрасте не моложе 18 и не старше 65 лет, владеющий государственным языком, имеющий профессиональное образование и исполняющий обязанности по должности государственной гражданской службы за денежное вознаграждение. В данном определении перечислены основные признаки сотрудника, позволяющие считать его государственным гражданским служащим.

Особые характеристики гражданского служащего по сравнению с прочими работниками определяются наличием у него специфического социально-правового статуса, закрепленного в законодательстве и возникающего при занятии должности государственной гражданской службы. Этот статус определяет не только содержание административно-служебных отношений. Он являет собой совокупность прав, свобод, обязанностей, ограничений, запретов, регламентов деятельности и ответственности гражданских служащих, установленных законом. Тем самым фиксируется самостоятельность и независимость гражданских служащих от воли руководителя в осуществлении своих прав и обязанностей.

Социально-правовой статус гражданского служащего — это установленные и гарантированные государством и обществом меры должного и возможного поведения работника в области государственно-служебных отношений.

Составляющие социально-правового статуса государственного гражданского служащего представлены на рисунке!

Рисунок!! Составляющие социально-правового статуса государственного гражданского служащего

Различаются общие права и обязанности , установленные для всех государственных служащих, а также права и обязанности, связанные с конкретной должностью.

Общие права гражданских служащих определяются законом № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ», глава 3, ст 14.


К ним относятся:

Права на ознакомление с документами, определяющими права и обязанности;

Получение информации;

Посещение предприятий;

Принятие решений и участие в их подготовке;

Участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной государственной должности;

Продвижение по службе;

Переподготовку и повышение квалификации за счёт средств соответствующего бюджета;

Пенсионное обеспечение с учётом стажа государственной службы;

Ознакомление со всеми материалами своего личного дела;

Требование служебного расследования для опровержения сведений, порочащих честь и достоинство;

На объединение в профсоюзы для защиты своих прав;

Обращение в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой.

К основным (общим) обязанностям относятся :

Соблюдение и обеспечение исполнения действующего законодательства;

Исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом;

Исполнение поручений соответствующих руководителей;

Соблюдение прав и законных интересов граждан и организаций;

Неразглашение государственной и иных охраняемую тайн, а также сведений, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

Предоставление предусмотренных законом сведений о себе и членах своей семьи, а также о выходе из гражданства РФ или приобретении иного гражданства;

Соблюдение ограничений, обязательств и требований к служебному поведению гражданских служащих, не нарушение запретов;

Соблюдение служебного распорядка;

Поддержка необходимого уровня квалификации и т.д.

Отдельно подчеркнем обязанность гражданского служащего сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта. Также важно, что гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение , а при получении такового (по мнению гражданского служащего) обязан представить обоснование неправомерности данного поручения, получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме и в письменной форме отказаться от его исполнения.

Поступающий на государственную гражданскую службу добровольно принимает на себя установленные законом запреты - статья17 закона № 79-ФЗ, к примеру:

1. Запрет участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией;

2. Замещать должность гражданской службы в случае :

а) избрания или назначения на государственную должность;

б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза;

3) осуществлять предпринимательскую деятельность;

4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы;

6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц.

7) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц ;

8) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

9) допускать публичные высказывания, суждения и оценки в отношении деятельности государственных органов, если это не входит в его должностные обязанности;

10) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

11) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума ;

12) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных, ветеранских союзов) и религиозных объединений и т.д.

Ограничения, связанные с государственной гражданской службой описывают случаи, в которых гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может на ней находиться:

1) признание его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждение его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной судимости;

3) отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;

4) наличие заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения;

5) близкое родство или свойство с гражданским служащим, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) выход из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

7) наличие гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8) представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

9) непредставление установленных сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;

10) утрата представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

Государственному служащему предоставляются государственные гарантии, соответствующие условия работы, денежное содержание, медицинское обслуживание работника и членов его семьи, в том числе после выхода на пенсию, систематическое повышение квалификации (с сохранением денежного содержания в период обучения), повышенное пенсионное обеспечение, особые условия социального страхования, защита работника и членов его семьи от насилия, угроз. Государственному служащему часто предоставляется жилая площадь, транспорт (или компенсируются расходы на транспорт).

Закон выдвигает ряд требований к служебному поведению гражданского служащего, среди которых требования:

Исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне; исходить из того, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл его профессиональной деятельности;

Осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках компетенции государственного органа;

Не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам;

Не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных интересов препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

Соблюдать ограничения для гражданских служащих;

Соблюдать нейтральность;

Не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;

Проявлять корректность в обращении с гражданами;

Способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию и т.д.

Специфическим для государственной служебной деятельности является понятие конфликта интересов , который по преимуществу относится к внутриорганизационным конфликтам.

Конфликт интересов проявляется в ситуации, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организацией, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам. В случае возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме.

Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности гражданской службы.

К государственным служащим относятся граждане, работающие в государственных организациях, занимающие в них должность в установленном законодательством порядке, наделенные соответствующими должностными полномочиями, действующие от имени и по поручению государства в целях практического осуществления его задач и функций, с определенной оплатой труда.

Комплекс обязанностей, соответствующих им прав и пределы личной ответственности государственного служащего, которые устанавливаются по занимаемой должности, определяет содержание государственно-служебных отношений, складывающихся, во-первых, между ним и государством (в лице соответствующего органа) в связи с замещением должности и, во-вторых, между ним и другими субъектами государственно-служебных отношений в процессе осуществления им своей служебной деятельности.

В основе отграничения государственных служащих от других участников трудового процесса (рабочих) лежат два критерия: а) отношение к созданию материальных ценностей; б) правовые последствия трудовой деятельности людей.

Рабочие заняты в сфере материального производства, их труд создает материальные блага. Государственные служащие непосредственно материальных ценностей не создают, они осуществляют функции по руководству, управлению, контролю, надзору, учету и т.д. Они либо создают духовные ценности, либо реализуют функции государственных органов.

Государственный служащий осуществляет предоставленные ему права и возложенные на него обязанности в определенных пределах, установленных по должности. Действия государственных служащих могут порождать и порождают юридические последствия либо создают условия, необходимые для возникновения этих последствий.

Правовое положение государственного служащего всецело определяется природой государства, принципами и условиями жизни общества. Потому следует различать понятия «государственный служащий» в широком смысле и в узком смыслах. В широком смысле государственным служащим является лицо, занимающее в порядке, установленном правовыми актами, должность в государственной организации: органе государственной власти, на предприятии, в учреждении, иной организации. В узком смысле под государственным служащим понимается гражданин Республики Беларусь, занимающий в порядке, установленном правовыми актами, должность в государственном аппарате.

В зависимости от особенностей в правовом статусе государственные служащие могут быть подразделены на различные виды, в частности: государственных органов; государственных предприятий, учреждений и организаций.

Государственные служащие государственных органов сосредоточены на осуществлении задач и функций государства по руководству обществом. Участие различных категорий служащих в этом процессе различно, но, в общем, служба в государственных органах направлена на эту цель.

Функциональное назначение служащих государственных предприятий, учреждений и организаций иное. Их деятельность связана с организацией процессов соответственно производства, социально-культурной и иной деятельности, т.е. с выполнением основных задач, обусловленных целями и предметами деятельности предприятий, учреждений и организаций.

В зависимости от характера полномочий, определяющих роль государственных служащих в осуществлении государственно-властных функций, они делятся:

а) на должностных лиц;

б) оперативный состав (так называемый функциональный состав);

в) вспомогательный персонал.

Должностными лицами называются государственные служащие, имеющие право совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия (например, издавать правовые акты управления, подписывать денежные документы, совершать регистрационные действия). К ним относятся также служащие, которые не совершают таких действий, но руководят деятельностью подчиненных им работников и уполномочены предъявлять к ним обязательные к исполнению требования (например, руководители многих структурных подразделений органов – начальники управлений, отделов в системе органов управления МВД Республики Беларусь). Должностные лица совершают юридические действия властного характера, связанные с управлением людьми, но наделяются для этого разными по объему и характеру полномочиями. Наиболее широкими властными полномочиями обладают руководители государственных органов, предприятий, учреждений и организаций. Руководители принимают решения по различным вопросам; являются распорядителями кредитов, принимают на работу, применяют к подчиненным меры поощрения и дисциплинарной ответственности.

Среди должностных лиц особый статус занимают представители административной власти это должностные лица, имеющие право предъявлять юридически властные требования (давать предписания, указания) и применять меры административного воздействия к лицам, не находящимся в их подчинении (санитарные врачи, работники милиции, работники налоговой инспекции и др.).

Оперативный состав (функциональные работники) – это государственные служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного органа в качестве специалистов (например, экономисты, юрисконсульты и др.). Они, как правило, занимаются работой, связанной с подготовкой решений, проработкой вопросов, требующих специальных познаний, опыта. Отдельные служащие этой категории уполномочены на основе специальных знаний совершать действия, влекущие юридические последствия (например, врачи, поскольку они имеют право выдавать листки нетрудоспособности в установленных законодательством случаях, рецепты на бесплатное получение лекарств).

Вспомогательный персонал – государственные служащие, служебная деятельность которых не предполагает совершение действий, влекущих юридические последствия, влияющих на содержание решений данного органа. Своей деятельностью эта категория служащих совершает материально-технические действия, которые создают условия для нормальной работы органа управления, предприятия, учреждения, организации. Это, например, делопроизводители, библиотекари, секретари-машинистки, лаборанты и др.

Рассматриваемая классификация не является единственной. В юридической литературе государственные служащие, например, подразделяются на гражданских и милитаризованных. Последние служащие в основном осуществляют действия, направленные на защиту жизни и здоровья людей, охрану ценностей нашего общества даже при условии риска для жизни и здоровья, причем во многих случаях с оружием в руках (работники милиции, военнослужащие Министерства обороны, Пограничного комитета, военизированная охрана и др.).

Правовой статус милитаризованных служащих существенно отличается от гражданских служащих: особый порядок поступления на службу и ее прохождение, возраст – с 18 лет, состояние здоровья, моральные качества, особая военная дисциплина и др.

Иногда служащих делят по областям управленческой деятельности (например, служащие народного хозяйства, государственные служащие социально-культурной сферы, в административно-политической деятельности и др.).

Существует несколько классификаций. Например, по федеративному признаку выделяют следующие виды государственных служащих: федеральные и служащие субъектов РФ. Если касаться функционального назначения, то служащие бывают гражданскими, военными, правоохранительными. С точки зрения социально-правового статуса выделяют гражданских, милитаризованных госслужащих. В любой сфере деятельности госслужбы необходим квалифицированный аппарат, выполняющий ответственные функции. Например, функционирование Государственной Думы РФ зависит от множества профессионалов.

В системе органов исполнительной власти занято около 90% служащих, это специалисты в области организации управления и исполнения распоряжений.

Для работы в управленческой сфере необходимо комплексное видение, прогнозирование ситуации, системная оценка процессов, происходящих в жизни общества. Любой руководитель должен обладать подобного рода качествами, для того, чтобы готовить и принимать управленческие решения.

Классификация госслужащих по объему должностных полномочий

По объему должностных полномочий госслужащие подразделяются на должностных лиц и служащих оперативного и вспомогательно-технического состава.

Определение 1

Должностные лица – граждане, которые занимаются реализацией полномочий гос. власти локального и внешнего характера.

Разновидностью являются представители административной власти, реализующие полномочия государственно-властного характера в отношении не подчиненных им по службе лиц.

Определение 2

Оперативный состав – граждане, которые обеспечивают исполнение полномочий гос. органов, реализуя их задачи и выполняя специфические функции.

Определение 3

Вспомогательно-технический состав – граждане, обеспечивающие исполнение полномочий, совершая операции сопроводительного характера, выполняя общие функции для любых гос. органов: организации, информации, документации, финансов и пр.

По признаку срока службы выделяются служащие, назначенные на должность на неопределенный срок, на определенный срок, с испытательным сроком.

Государственные служащие подразделяются по классным чинам, званиям, рангам, категориям. Они присваиваются персонально по результатам аттестационных мероприятий, экзамена на подтверждение или повышение квалификации.

Деятельность гос. гражданского служащего регламентирована правовыми нормами, составляющими социально-правовой статус ГС. Каждая должность ГС определяет базу для характеристики его социально-правового положения.

Социально-правовой статус гражданского служащего

Определение 4

Статус госслужащего – положение, занимаемое им в системе гос. управления в соответствии с должностной позицией и местом этой службы в государстве.

Статус устанавливает, каким должно быть поведение работника в области государственно-служебных отношений. По мере изменения отношений: повышение, понижение, отставка, меняется и социально-правовой статус.

Основу статуса составляют 8 групп государственно-служебных норм, определяющих права, обязанности, ограничения, запреты, требования, ответственность, социальную защищенность и гарантии ГС.

Нормы подразделяются на два типа: общие и особенные статусные нормы. Нормы общего плана распространяются на всех ГС, независимо от должности, ее категории, группы, вида. Особенные правовые нормы касаются определенных структур. Такие нормы определяются исходя из потребностей внутриструктурных и межструктурных взаимодействий.

Основные общие и особенные права

Основные права ГС закреплены в ФЗ № 79-ФЗ в ст. 14., гражданский служащий имеет право на:

  • организационно-технические условия надлежащего качества для исполнения должностных обязанностей;
  • ознакомление с должностным регламентом для понимания прав и обязанностей по должности, критериев оценки эффективности и результативности деятельности, условий должностного роста;
  • установленную продолжительность рабочего времени, выходные, нерабочие праздничные дни, ежегодный оплачиваемый отпуск;
  • оплату труда в соответствии со служебным контрактом, а также иные выплаты;
  • информирование, необходимое для исполнения должностных обязанностей, внесение предложений об улучшении деятельности структуры;
  • доступ к сведениям, составляющим гос. тайну, если того требуют должностные обязанности;
  • доступ в гос. органы, органы на местах, общественные объединения, если того требуют должностные обязанности;
  • ознакомление с отзывами о работе и другими документами до внесения их в личное дело;
  • защиту информации, находящейся в личном деле;
  • профессиональный рост;
  • дополнительное профессиональное образование;
  • членство в профсоюзе;
  • рассмотрение споров индивидуального характера в соответствии с законодательством;
  • проведение служебной проверки по заявлению;
  • защиту прав и интересов на гражданской службе;
  • мед. страхование;
  • гос.защиту жизни и здоровья ГС и членов их семей, принадлежащего имущества;
  • гос. пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством.

Основные особенные права обусловлены спецификой должности. К числу особенных прав относится, например, право на принятие вторичных подзаконных нормативных актов, распоряжение имуществом, дисциплинарной практикой в отношении подчиненных, визирования по профилю своей деятельности готовящихся в данном органе документов.

Право тех. контроля, проверка техники безопасности относятся к особенным дополнительным правам.

Основные обязанности

Гражданский служащий обязан:

  • соблюдать законодательство РФ, законы и НПА субъектов и обеспечивать их исполнение;
  • исполнять должностные обязанности в соответствии с регламентом;
  • не нарушать интересов и прав граждан и организаций в ходе своей служебной деятельности;
  • исполнять поручения вышестоящих руководителей в рамках установленных правил и в соответствии с законодательством;
  • бережно относится к гос. имуществу в процессе работы;
  • соблюдать внутренний распорядок органа;
  • поддерживать необходимый уровень квалификации;
  • не разглашать сведения, которые охраняются законом;
  • предоставлять сведения о себе и о своей семье, если этого требует закон;
  • сообщать о выходе из гражданства РФ или о приобретении гражданства другого государства;
  • соблюдать предписанные ограничения, не нарушать запреты;
  • сообщать о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, не допускать конфликта интересов.
Вывод

Обязанности гражданского служащего тесным образом связаны с его правами, благодаря этому факту система гос. управления становится более эффективной и результативной.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Государственные служащие – это совокупность людей, профессионально занимающихся выполнением функций государства. Они образуют государственный аппарат как социально-правовой институт.

Государственный служащий- работник, исполняющий те или иные обязанности в соответствии с занимаемой должностью на государственной службе.

Федеральный государственный служащий - работник, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счёт средств федерального бюджета.

Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации - работник, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счёт средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации:

В случаях, предусмотренных Федеральным законом, может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счёт средств федерального бюджета;

Может быть только гражданские служащие (служащие, состоящие на правоохранительной или военной службе (военнослужащий), являются только федеральными государственными служащими).

Государственный служащий в широком смысле - лицо, занимающее должность в государственной организации (органе государственной власти, на предприятии, в учреждении), в узком смысле - лицо, занимающее должность в государственном органе.

Должность - это часть организационной структуры государственной организации (штатная единица), которой соответствует часть компетенции государственной организации, предоставляемой лицу, занимающему эту штатную единицу.

Должность определяет права, обязанности и ответственность государственного служащего, требования к его профессиональной подготовке, содержанию выполняемой работы, что может быть сформулировано в должностных инструкциях.

Виды

1) по функциональному назначению:

- служащие, осуществляющие в качестве специалистов фактическую деятельность по выполнению задач, обусловленных целями и предметом деятельности предприятий, учреждений, организаций;

- служащие, деятельность которых подчинена управлению предприятием, учреждением, организацией;

- служащие, совмещающие выполнение двух первых функций.

2) по характеру и объему полномочий (должностных лиц, оперативный состав, технический и вспомогательно-обслуживающий состав):

- представители административной власти – должностные лица, имеющие право предъявлять юридически властные требования, указания, предписания и применять меры административного воздействия к органам и лицам им неподчиненным (руководители, их заместители);

Должностные лица - государственные служащие, которые имеют право в пределах своей компетенции совершать властные действия с юридическими последствиями (издавать правовые акты управления, подписывать денежные документы, совершать регистрационные действия и т. д.). К ним относятся также служащие, не совершающие подобных действий, но руководящие деятельностью подчиненных им работников и уполномоченные предъявлять к ним обязательные для исполнения требования (например, руководители структурных подразделений органов управления).

Особый правовой статус среди должностных лиц имеют представители административной власти, которые наделены правом предъявлять юридически властные требования (предписания, указания) и применять меры административного воздействия в отношении лиц и организаций, им не подчиненных (главные санитарные врачи, работники полиции, другие должностные лица, осуществляющие контрольно-надзорные функции).

- оперативный состав – функциональные работники, государственные служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного государственного органа, наделенные полномочиями в сфере выполнения государственно-властных функций, но не имеющие права совершать служебные юридические властные акты в качестве средства управления людьми. Это служащие, которые работают над подготовкой проектов различных решений (юристы, экономисты, начальники отделов и др.);

- технический (вспомогательный состав) – государственные служащие, служебная деятельность которых не предполагает совершения действий, влекущих юридические последствия, влияющих на содержание решения данного государственного органа. Они обеспечивают деятельность оперативного состава. Их служебная деятельность не связана с выполнением действий, влияющих на решения этого органа (технические секретари);

- граждане, не состоящие на государственной службе, но уполномоченные совершать действия, влекущие юридические последствия (нотариусы, негосударственные эксперты и др.)

Итак, понятие «государственный служащий» можно опреде­лить следующими признаками.

Во-первых, государственный служащий - это физическое лицо, гражданин РФ не моложе 18 лет, владеющий государ­ственным языком, имеющий профессиональное образование и соответствующий квалификационным требованиям, установ­ленным соответствующим федеральным законом.

Государствен­ный служащий является одной из сторон государственно-слу­жебного правоотношения. Между государственным органом и служащим заключается трудовой договор, согласно которому служащий выполняет полномочия государственного органа, го­сударственные функции, решает специальные задачи для дости­жения определенной цели государственного строительства, а государство (государственный орган), в свою очередь, имеет обязанности перед служащим: устанавливает и обеспечивает его права и интересы, социально-правовые гарантии, ответствен­ность, обязуется выплачивать денежное содержание и т. д.

Во-вторых, государственный служащий должен отвечать тре­бованиям законодательства о государственной службе, т. е. по­ложениям конкретного закона о соответствующем виде государ­ственной службы.

В-третьих, государственный служащий занимает оплачивае­мую должность государственной службы в установленном зако­ном порядке. Специальные федеральные законы определяют содержание деятельности служащего, его правовое положение, цели, задачи и основные направления деятельности, права, обя­занности, ограничения, запреты, ответственность, гарантии и т. д. Должности государственной службы могут занимать толь­ко государственные служащие.

В-четвертых, государственному служащему присваивается в установленном законом порядке классный чин, дипломатичес­кий ранг, воинское и специальное звание.

В-пятых, государственный служащий выполняет государ­ственные функции, полномочия государственных органов, ре­шает государственные задачи в экономической, социальной, ад­министративно-политической сфере (финансовая деятельность государства, развитие культуры, обеспечение общественного порядка и безопасности, таможенное и банковское дело, нало­гообложение, борьба с правонарушениями, внутренние дела, внешнеполитическая деятельность и т. д.).

В-шестых, государственный служащий совершает во многих случаях действия (например, принимает управленческие реше­ния, налагает взыскания), которые вызывают определенные юридические последствия.

В-седьмых, деятельность государственных служащих носит, как правило, непроизводственный характер. Она воздействует на сознание людей, влияет на экономическую жизнь, на технологические процессы производства, организацию и дея­тельность трудовых коллективов.

Совокупность упомянутых признаков позволяет сформулиро­вать следующее определение. «Государственным служащим являет­ся гражданин РФ, занимающий в установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации порядке включенную в штат должность в структуре государствен­ной администрации (исполнительной, законодательной и судеб­ной власти), имеющий классный чин, дипломатический ранг, воинское или специальное звание, заключивший с государствен­ным органом служебный контракт (принявший присягу на вер­ность Российской Федерации), осуществляющий от имени госу­дарства предоставленные ему функции и полномочия (в том числе и государственно-властные), получающий денежное содер­жание (заработную плату) и имеющий гарантированный государ­ством социально-правовой статус».

Федеральный Закон от 27 мая 2003 г. всех государственных служащих подразделяет на служащих федеральных служащих и служащих субъектов РФ.

Федеральный государственный служащий – гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета

Соответственно государственный гражданский служащий субъекта РФ – гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной службы субъекта РФ и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета субъекта РФ или за счет средств бюджета РФ.

Нанимателем федерального государственного служащего является РФ, государственного гражданского служащего субъекта РФ – соответствующий субъект РФ.

В широком смысле слова государственные служащие – это граждане РФ, осуществляющие государственные функции в государственных органах, а также служащие других государственных организаций, учреждений, предприятий,

В узком смысле слова государственный служащий занимает государственную должность только в государственном органе. По мнению законодателя, не является государственной службой деятельность Президента РФ, Председателя Правительства РФ, министров, губернаторов, судей и других лиц, занимающих политические государственные должности.

В соответствии со ст.7 Федерального Закона об основах государственной службы государственным служащим могут быть присвоены следующие квалификационные разряды:

Действительный государственный советник Российской Федерации 1,2,3-го класса - государственным служащим, замещающим высшие государственные должности государственной службы;

Государственный советник Российской Федерации 1,2,3-го класса -служащим, замещающим главные государственные должности государственной службы;

Советник Российской Федерации 1,2,3-го класса - государственным служащим, замещающим ведущие государственные должности государственной службы;

Советник государственной службы 1,2,3-го класса - государственным служащим, замещающим старшие государственные должности государственной службы;

Референт государственной службы 1,2,3-го класса - государственным служащим, замещающим младшие государственные должности государственной службы.

Присвоение квалификационных разрядов действительных государственных советников РФ, государственных советников РФ производится Президентом РФ.

Для отдельных видов государственной службы в соответствии с федеральными законами вводятся другие виды квалификационных разрядов, воинские звания, специальные звания, дипломатические ранги. Соответствие классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий устанавливается указом Президента РФ. Прохождение государственной службы отражается в личном деле государственного служащего. Сведения о государственных служащих, в том числе включаемых в резерв на выдвижение, вносятся в федеральный реестр государственных служащих и реестры государственных служащих субъектов РФ.


Классификация государственных служащих.

В административно-правовой литературе государственных служащих классифицируют по различным критериям, среди которых относительно часто используются следующие:

характер выполняемой работы;

органы, где работают служащие;

характер должностных функций;

масштаб деятельности органов, где работают служащие;

характер полномочий государственных служащих.

По характеру выполняемой работы государственные служащие подразделяются на служащих государственных органов, служащих государственных предприятий, учреждений и организаций, среди которых выделяют служащих-руководителей и служащих-специалистов, осуществляющих производственные и иные функции.

По органам, где работают служащие, их делят на служащих представительных органов, служащих исполнительных органов, служащих судебных органов и иных государственных органов.

По характеру должностных функций служащих подразделяют на руководителей, специалистов, вспомогательный обслуживающий персонал и технических исполнителей.

По масштабу деятельности органов , в которых работают государственные служащие, их подразделяют на федеральных служащих и служащих субъектов РФ.

По характеру полномочий государственные служащие делятся на вспомогательный персонал и должностных лиц.

К вспомогательному персоналу относятся государственные служащие, деятельность которых не влечет юридических последствий. Они обеспечивают деятельность должностных лиц (технические секретари, делопроизводители и др.)

Должностные лица - это государственные служащие, наделенные правом совершать юридически значимые действия властного характера. К ним относятся руководители, специалисты, а также представители исполнительной власти.

Руководители имеют подчиненных по службе лиц, пользуются в отношении последних правом найма, увольнения, принятия мер поощрения и дисциплинарного взыскания.

Специалисты (функциональные работники) осуществляют функции, требующие специальных знаний.

Представители исполнительной власти - это должностные лица, наделенные полномочиями предъявлять юридически властные требования, обязательные для исполнения гражданами, не подчиненными им по службе, а также должностными лицами или органами, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности (сотрудники милиции, государственной пожарной службы и др.).

Классификацию государственных служащих можно проводить и по таким критериям, как срок службы; требования, предъявляемые к уровню образования; квалификационные разряды и др.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация