Особенности открытия представительства в регионах рф. Аккредитация иностранных компаний в России

Главная / Суд

Планируя выход на российский рынок, иностранные компании рассматривают различные варианты решения вопроса о присутствии на территории Российской Федерации. Выбирая способ организации своего присутствия в России, иностранная компания должна тщательно рассмотреть преимущества и недостатки каждого, основываясь на целях, задачах и потребностях своего бизнеса. Это может быть , или аккредитация представительства иностранной компании , преимущества и особенности которого мы опишем в данной статье.

Особенности работы представительства иностранной компании в России

Главные особенности представительств иностранных компаний в России:

  1. Представительства не являются самостоятельными юридическими лицами, т.е. не могут выступать в качестве самостоятельной стороны в договоре, не могут быть ответчиком или истцом в суде;
  2. Представительства не имеют прав осуществлять коммерческую деятельность на территории России. Основные задачи представительств иностранных компания – развитие бизнеса в РФ, представление интересов компании на территории России. Таким образом, представительство имеет право заниматься поиском партнеров для бизнеса, проводить маркетинговые исследования, представлять компанию на различных мероприятиях и т.д.

Преимущества представительства и работы через него

Работа через представительство иностранной компании в России, помимо своих особенностей, имеет ряд преимуществ, которые мы сейчас вкратце рассмотрим:

  • Во-первых, это льготы по НДС.

Представительство может пользоваться льготами по НДС в части аренды помещений, конечно, если такие льготы закреплены в международных договорах.

  • Во-вторых – облегченные требования к ведению бухгалтерского учета.

Представительство не освобождается от требования к ведению бухгалтерского учета, но он ведется не в полном объеме. Ведение бухгалтерского учета в представительстве определяется необходимостью рассчитать его налоговые обязательства.

  • В-третьих, представительство освобождается от некоторых таможенных пошлин

Ввезенное имущество иностранной компании, необходимое для функционирования представительства освобождается от уплаты таможенных пошлин на период аккредитации представительства. Среди такого имущества могут быть автомобили, оргтехника и т.п.

  • В-четвертых, это облегчение оформления иностранных сотрудников

Представительство освобождается от необходимости получать разрешение на трудовую деятельность для аккредитованных иностранных сотрудников. Регистрация представительства иностранной компании может оказаться очень выгодным решением для вашей компании.

Если уважаемому читателю необходима помощь необходима профессиональная помощь в аккредитации представительства иностранной компании на территории России, специалисты ИМПЭКС КОНСАЛТ будут рады помочь! Закажите услуги по аккредитации представительств иностранных компаний в России.

Все описанные выше преимущества призваны облегчить деятельность иностранной компании в России. Если цель организации присутствия на территории РФ может быть достигнута путем открытия представительства иностранной компании в России, то его аккредитация станет верным решением.

Узнайте подробности о деятельности представительств иностранных компаний в России и процедуре аккредитации, .

1. Положениями статей 306 - настоящего Кодекса устанавливаются особенности исчисления налога иностранными организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, в случае, если такая деятельность создает постоянное представительство иностранной организации, а также исчисления налога иностранными организациями, не связанными с деятельностью через постоянное представительство в Российской Федерации, получающими доход из источников в Российской Федерации.

2. Под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации для целей настоящей главы понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации (далее в настоящей главе - отделение), через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, связанную с:

пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;

проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;

продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;

осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением предусмотренной пунктом 4 настоящей статьи.

Деятельностью иностранной организации на территории Российской Федерации в целях настоящего Кодекса также признается деятельность, осуществляемая иностранной организацией - оператором нового морского месторождения углеводородного сырья и связанная с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья.

3. Постоянное представительство иностранной организации считается образованным с начала регулярного осуществления предпринимательской деятельности через ее отделение. При этом деятельность по созданию отделения сама по себе не создает постоянного представительства. Постоянное представительство прекращает существование с момента прекращения предпринимательской деятельности через отделение иностранной организации.

При пользовании недрами и (или) использовании других природных ресурсов постоянное представительство иностранной организации считается образованным с более ранней из следующих дат: даты вступления в силу лицензии (разрешения), удостоверяющей право этой организации на осуществление соответствующей деятельности, или даты фактического начала такой деятельности. В случае, если иностранная организация выполняет работы, оказывает услуги другому лицу, имеющему указанную лицензию (разрешение) или выступающему в качестве генерального подрядчика для лица, имеющего такую лицензию (разрешение), при решении вопросов, связанных с образованием и прекращением существования постоянного представительства этой иностранной организации, применяется порядок, аналогичный установленному пунктами 2 - 4 статьи 308 настоящего Кодекса.

4. Факт осуществления иностранной организацией на территории Российской Федерации деятельности подготовительного и вспомогательного характера при отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства. К подготовительной и вспомогательной деятельности, в частности, относятся:

1) использование сооружений исключительно для целей хранения, демонстрации и (или) поставки товаров, принадлежащих этой иностранной организации, до начала такой поставки;

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Факт владения иностранной организацией ценными бумагами, долями в капитале российских организаций, а также иным имуществом на территории Российской Федерации при отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, сам по себе не может рассматриваться для такой иностранной организации как приводящий к образованию постоянного представительства в Российской Федерации.

Факт осуществления на территории Российской Федерации управляющим лицом иностранного инвестиционного фонда (компании), указанным в пункте 14 статьи 25.13 настоящего Кодекса, а также нанятыми им лицами, их сотрудниками и (или) представителями функций по управлению активами такого фонда (компании) и факт осуществления функций, указанных в пункте 3 статьи 246.2 настоящего Кодекса, в отношении фонда или организаций (структур без образования юридического лица), в которых прямо или косвенно участвует такой фонд (компания), а также иной деятельности, непосредственно связанной с реализацией указанных функций, сами по себе не могут рассматриваться как приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации указанного фонда (компании), иностранных организаций (структур без образования юридического лица), в которых прямо или косвенно участвует такой фонд (компания), и (или) прямых или косвенных акционеров (участников, пайщиков, партнеров) указанного фонда (компании).

6. Факт заключения иностранной организацией договора простого товарищества или иного договора, предполагающего совместную деятельность его сторон (участников), осуществляемую полностью или частично на территории Российской Федерации, сам по себе не может рассматриваться для данной организации как приводящий к образованию постоянного представительства в Российской Федерации.

7. Факт направления иностранной организацией своих работников для работы на территории Российской Федерации или иной территории, находящейся под юрисдикцией Российской Федерации, в другой организации по договору о предоставлении труда работников (персонала) при отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, не может рассматриваться как факт, приводящий к образованию постоянного представительства иностранной организации, направившей своих работников, если такие работники действуют исключительно от имени и в интересах организации, в которую они были направлены.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Осуществление иностранной организацией операций по ввозу в Российскую Федерацию или вывозу из Российской Федерации товаров, в том числе в рамках внешнеторговых контрактов, при отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства этой организации в Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Иностранная организация рассматривается как имеющая постоянное представительство в случае, если эта организация осуществляет поставки с территории Российской Федерации принадлежащих ей товаров, полученных в результате переработки на таможенной территории или под таможенным контролем, а также в случае, если эта организация осуществляет деятельность, отвечающую признакам, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, через лицо, которое на основании договорных отношений с этой иностранной организацией представляет ее интересы в Российской Федерации, действует на территории Российской Федерации от имени этой иностранной организации, имеет и регулярно использует полномочия на заключение контрактов или согласование их существенных условий от имени данной организации, создавая при этом правовые последствия для данной иностранной организации (зависимый агент).

(см. текст в предыдущей редакции)

Деятельность иностранной организации не приводит к образованию постоянного представительства в Российской Федерации, если такая организация осуществляет деятельность на территории Российской Федерации через брокера, комиссионера, управляющее лицо иностранного инвестиционного фонда (компании), указанное в пункте 14 статьи 25.13 настоящего Кодекса, профессионального участника российского рынка ценных бумаг или любое другое лицо, действующее в рамках своей основной (обычной) деятельности.

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Тот факт, что лицо, осуществляющее деятельность на территории Российской Федерации, является взаимозависимым с иностранной организацией, при отсутствии признаков зависимого агента, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи, не рассматривается как приводящий к образованию постоянного представительства этой иностранной организации в Российской Федерации.

11. Деятельность UEFA (Union of European Football Associations) и дочерних организаций UEFA в период по 31 декабря 2020 года включительно, FIFA (Federation Internationale de Football Association) и дочерних организаций FIFA, указанных в Федеральном законе "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и являющихся иностранными организациями

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Осуществляемая на территории Российской Федерации деятельность конфедераций, национальных футбольных ассоциаций, производителей медиаинформации FIFA (Federation Internationale de Football Association), поставщиков товаров (работ, услуг) FIFA, коммерческих партнеров UEFA, поставщиков товаров (работ, услуг) UEFA, определенных Федеральным законом "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", учрежденных, зарегистрированных или основанных за пределами территории Российской Федерации, в связи с осуществлением мероприятий, предусмотренных указанным Федеральным законом , не приводит к образованию постоянного представительства этих организаций в Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Осуществляемая на территории Российской Федерации по соглашению с FIFA (Federation Internationale de Football Association) или UEFA (Union of European Football Associations), дочерними организациями FIFA деятельность вещателей FIFA и вещателей UEFA, определенных Федеральным законом "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", учрежденных, зарегистрированных или основанных за пределами территории Российской Федерации, в связи с осуществлением мероприятий, предусмотренных указанным Федеральным законом , не приводит к образованию постоянного представительства этих организаций в Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

14. Оказание иностранной организацией услуг, указанных в пункте 1 статьи 174.2 настоящего Кодекса, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, не приводит к образованию постоянного представительства этой организации в Российской Федерации.

15. Факт осуществления на территории Российской Федерации иностранной организацией, указанной в подпункте 4 пункта 6 статьи 246.2 настоящего Кодекса, а также нанятыми ею лицами, ее сотрудниками и (или) представителями функций по управлению такой организацией, ее деятельностью, связанной с эксплуатацией морских судов, судов смешанного (река - море) плавания, воздушных судов и (или) деятельностью по международным перевозкам грузов, пассажиров и их багажа и по оказанию иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг, сам по себе не может рассматриваться как факт, приводящий к образованию постоянного представительства в Российской Федерации указанной иностранной организации, иностранных организаций, в которых прямо или косвенно участвует такая организация, и (или) прямых или косвенных акционеров (участников, пайщиков, партнеров) указанной организации.

Многие предприниматели для расширения своего присутствия на рынке используют практику открытия представительств на территории других регионов страны. Согласно статье 55 ГК РФ представительством называют подразделение предприятия, не имеющее прав юридического лица. Оно защищает интересы материнской компании на территории другого региона или государства. Руководители новых подразделений назначаются создавшими их предприятиями. Действуют они на основании доверенности.

Какие функции выполняет представительство организации в других регионах РФ?

Часто люди путают между собой понятия «филиала» и «представительства» . Следует четко понимать, что представительство не может вести деятельность, напрямую связанную с получением прибыли, оно только представляет компанию на рынке. В случае, когда финансовая деятельность ведется, то подразделение именуется филиалом.

Функции представительства организации в других регионах Российской Федерации:

  1. Представление и защита интересов основного предприятия
  2. Ведение переговоров и заключение договоров
  3. Прием и сдача продукции
  4. Предоставление консультаций
  5. Работа с контрагентами

Представительства обязательно должны быть упомянуты в учредительных документах головного предприятия. Основными критериями признания подразделения представительством являются его территориальная обособленность и наличие стационарных рабочих мест. Трудовой договор с сотрудниками такой компании должен быть подписан не менее чем на 1 месяц.

Ответственность за деятельность представительства несет предприятие, которое его открыло.

Какие документы необходимы для открытия?

Открывается представительство посредством голосования на общем собрании главного офиса компании.
Количество голосов «за» должно составлять не менее 2/3 от общего количества.

Пакет документов, необходимый для открытия представительства:

  1. Письменная просьба о постановке на учет в налоговую службу;
  2. Полные сведения о налогоплательщике;
  3. Письменное распоряжение за подписью генерального директора о создании нового подразделения;
  4. Приказ о назначении руководителя нового подразделения и главного бухгалтера;
  5. Доверенность, оформленная на назначенного руководителя;
  6. Учредительные документы головного предприятия;
  7. Свидетельство о государственной регистрации компании;
  8. Документы на арендованное или купленное под представительство помещение, адрес его местонахождения;
  9. Письмо о плательщике налогов, написанное материнским предприятием.

Все вышеуказанные документы подаются в налоговый орган по месту регистрации основного предприятия и во внебюджетные фонды по месту нахождения открывающегося представительства.

Не более чем через месяц после создания подразделения, в налоговую службу подаются следующие документы:

  1. Уведомление об открытии представительства
  2. Уведомление налогового органа

За нарушения срока подачи документов головному предприятию грозит взыскание административного штрафа от 5 до 10 тысяч рублей.

Как правильно организовать представительство в России?

Помимо подразделений российских предприятий, открыть представительство в России могут также иностранные фирмы. Они действуют от имени и по поручению создающих их материнских компаний, тем не менее, подчиняясь российскому законодательству.

Открываются путем аккредитации в Государственной регистрационной палате при Министерстве юстиции Российской Федерации, а также регистрируются в Сводном государственном реестре. Документы, необходимые для прохождения аккредитации, указаны ниже:

  1. Документы о регистрации иностранного предприятия в стране нахождения;
  2. Устав иностранного предприятия;
  3. Письменное решение об открытии представительства в России;
  4. Письмо из банка, подтверждающее платежеспособность материнской компании;
  5. Рекомендации нескольких российских деловых партнеров;
  6. Справка, предоставляемая налоговым органом того государства, где находится головное предприятие компании о том, что она является налогоплательщиком в своей стране.

Вступают со своими контрагентами в различные : по поставки, перевозки, капитального строительства и т. д.

Как правило, юридические действия и организации и совершают сами, не обращаясь за помощью к третьим лицам. Однако действия, направленные на достижение определенных юридических последствий, в силу различных причин не всегда могут совершаться органами или гражданином непосредственно.

Невозможность непосредственного участия в гражданском обороте может быть фактической или юридической. К фактической относятся болезнь участника сделки, его занятость, нахождение в командировке и т. п. К юридической — запрещение определенным участникам сделки совершать их или другие юридические д ействия непосредственно. Например, за несовершеннолетних в возрасте до 14 лет сделки от их имени могут совершать их родители, усыновители или опекуны (ст. 28 ч. 1 ГК РФ). В таких случаях могут возникать отношения по представительству.

Представительство — представляет собой сделку, совершаемую одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, законе либо административном акте, которые непосредственно создают, изменяют или прекращают гражданские права и обязанности представляемого (ст. 182 ч. 1 ГК РФ).

Субъекты представительства:

Как видно из этого определения, в отношениях по представительству участвуют два лица — представитель и представляемый.

  • Представляемый — лицо, от имени и в интересах которого представитель совершает сделки.
  • Представитель — лицо, совершающее сделки или иные правомерные юридические действия от имени другого лица по его полномочию.

Субъектами представительства вправе быть как граждане, так и юридические лица. Однако если представляемыми могут быть дееспособные и недееспособные граждане, то представителями могут быть лишь дееспособные граждане; отдельным категориям субъектов гражданского оборота закон вообще запрещает выступать в качестве представителей от имени других лиц по заключению и исполнению определенных сделок. Так, в соответствии с законодательством опекунам, попечителям, их супругам и близким родственникам не разрешается совершать договор дарения от имени подопечного, а также давать согласие от его имени на совершение сделок, выходящих за пределы бытовых.

Все правовые последствия возникают не для представителя, а для представляемого. Например, при заключении представителем покупателя договора купли-продажи от имени другого лица покупателем становится представляемый.

Деятельность представителя следует отличать от деятельности комиссионера , поскольку представитель совершает сделки от имени представляемого, а комиссионер выступает от своего имени и сам приобретает соответствующие права и обязанности относительно третьих лиц.

Существенно отличается деятельность представителя и от выступления органа юридического лица от имени руководимой им организации . Орган юридического лица не является представителем. Он осуществляет права, предоставленные ему уставом (положением), а его действия служат действиями самого юридического лица, поэтому он не нуждается в доверенности.

Имеет особенности представительство от имени юридических лиц. В связи с тем, что юридические лица обладают специальной правоспособностью, они вправе выступать в качестве представителей в тех случаях, когда это не противоречит целям и задачам их деятельности и такое право предоставлено им уставом или положением об организациях данного вида.

Ограничение круга субъектов, которые могут выступать в качестве представителей, имеет своей целью охрану интересов как третьих лиц, так и представляемых лиц.

Представитель не имеет права совершать сделки от имени представляемого ни в отношении себя лично, ни в отношении другого лица, представителем которого он одновременно выступает (ст.182 ч. 1 ГК РФ).

Для совершения сделок представитель должен обладать соответствующими полномочиями. Под полномочием понимается право, предоставленное лицу (в частности, представителю), на совершение сделок и иных юридических действий. Полномочие представителя определяется содержанием действий, выполнение которых ему поручено. В случае превышения представителем своих полномочий юридические последствия наступают для представляемого лишь при последующем одобрении им этой сделки. Одобрение делает сделку действительной с момента ее заключения (ст. 183 ч. 1 ГК РФ).

Виды представительства

Представительство делится на:

  • добровольное;
  • обязательное.

Добровольное представительство

Добровольное представительство возникает в силу соглашения между представляемым и представителем. Объем полномочий представителя устанавливается представляемым и может быть облечен в форму специального документа (доверенность) или письма (верительное письмо).

Обязательное представительство

Обязательное представительство возникает:

  • на основании актов уполномоченных государственных органов и органов местного самоуправления;
  • на основании закона.

Представительство по закону основывается на нормах права, которые определяют круг полномочий представителя. Например, ст. 28 ч. 1 ГК РФ прямо указывает, что родители, усыновители или опекуны являются законными представителями детей, не достигших 14 лет, и вправе совершать от их имени различные сделки и юридические действия.

Представительство, основанное на административном акте , сходно с представительством по закону. Круг полномочий представителя устанавливается административными актами, издаваемыми организациями и предприятиями. Как при представительстве, основанном на законе, так и представительстве в силу административного акта полномочия представителя реализуются лишь после издания соответствующего акта.

Коммерческое представительство

В некоторых случаях полномочие представителя явствует из обстановки, в которой он действует. Так, не вызывает сомнения представительство продавцов, кассиров магазинов, приемщиков в камере хранения и т. п., которые по условиям своей служебной деятельности или по обстановке выступают в качестве таковых. В розничной торговле полномочия представителей определяются формой разделения и кооперирования труда в магазине. Например, если в магазине один работник, то он, естественно, правомочен отпускать товары и получать за них плату. Если помимо продавца имеется кассир, то правомочия продавца ограничиваются отпуском товаров, а кассира — приемом платы.

В каких случаях иностранная компания должна открывать постоянное представительство?

Обязана ли иностранная компания открыть постоянное представительство если она собирается взять на работу гражданина РФ?

Вопрос: Обязана ли иностранная компания открыть постоянное представительство если она собирается взять на работу гражданина РФ для ведения деятельности по изучению рынка недвижимости в интересах этой иностранной компании.

Ответ: п. 3 ст. 306 НК РФп. 1 ст. 2 ГК РФ). При этом если создаются рабочие места и с физическим лицом заключается трудовой договор, то есть сотрудник работает в офисе, то организация обязана открыть постоянное представительство. Исключение – трудовой договор с дистанционным сотрудником, гражданско-правовой договор с физическим лицом для выполнения работ (оказания услуг), а также осуществление иностранной организацией на территории РФедерации деятельности подготовительного и вспомогательного характера при отсутствии признаков постоянного представительства.

К подготовительной и вспомогательной деятельности, в частности, относятся:

1) использование сооружений исключительно для целей хранения, демонстрации и (или) поставки товаров, принадлежащих этой иностранной организации, до начала такой поставки;

5) содержание постоянного места деятельности исключительно для целей простого подписания контрактов от имени этой организации, если подписание контрактов происходит в соответствии с детальными письменными инструкциями иностранной организации (п. 4 ст. 306 ГК РФ).

Обоснование

Признается ли отделение иностранной организации постоянным представительством. Отделение иностранной организации заключило единичный договор (например, займа, продажи недвижимости и т. д.) с российской организацией?

Нет, не признается.

Постоянное представительство иностранной организации образуется, если через него организация регулярно ведет предпринимательскую деятельность в России (п. 3 ст. 306 НК РФ). При этом под предпринимательской понимается деятельность, направленная на систематическое получение дохода (п. 1 ст. 2 ГК РФ).

Понятие «систематичность» следует использовать в значении, применяемом в пункте 3 статьи 120 Налогового кодекса РФ, два раза и более в течение календарного года. Такая трактовка этого понятия была закреплена в пункте 2 раздела 4 Методических рекомендаций по применению главы 25 Налогового кодекса РФ (утвержденных приказом МНС России от 20 декабря 2002 г. № БГ-3-02/729). На сегодняшний момент этот документ утратил силу (приказ ФНС России от 21 апреля 2005 г. № САЭ-3-02/173). Однако предложенное толкование понятия «систематичность» сохраняет свою актуальность, что подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26 октября 2005 г. № А28-4710/2005-34/29).

Таким образом, если иностранная организация заключила единичный договор (например, на предоставление займа, продажу недвижимости и т. д.), то эту операцию нельзя отнести к предпринимательской деятельности, которая ведет к образованию постоянного представительства для целей налогообложения прибыли.

Данный вывод подтверждают, например, письма Минфина России от 1 октября 2008 г. № 03-08-05 , УФНС России по г. Москве от 24 августа 2006 г. № 20-12/75586 .

Постоянное представительство иностранной фирмы: что это такое?

Иностранные организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность в России как через свои постоянные представительства, так и без их создания.

В первом случае иностранная организация уплачивает налог на прибыль в целом в том же порядке, что и российские налогоплательщики, за исключением некоторых особенностей, установленных статьей 307 и некоторыми другими статьями НК РФ.

Во втором случае налог на прибыль удерживается у источника выплаты доходов. При этом отдельные виды доходов могут вообще не облагаться налогом в России в силу норм главы 25 НК РФ или межправительственных соглашений.

Под постоянным представительством иностранной организации в России понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство или любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое она регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации (п. 2 ст. 306 НК РФ).

Деятельность постоянного представительства может быть связана: с пользованием недрами, иными природными ресурсами в России; с проведением работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования; с продажей товаров со складов в России; с выполнением иных работ, оказанием услуг, за исключением подготовительной и вспомогательной деятельности (см. далее «Подготовительная и вспомогательная деятельность»).

Представительство по ГК РФ и по НК РФ: основные различия

Есть два основных различия между представительством, определение которого дает ГК РФ, и постоянным представительством согласно 25-й главе НК РФ.

Во-первых, в гражданском праве представительство только представляет и защищает интересы организации (ст. 55 ГК РФ). В налоговом же праве постоянное представительство выполняет более важные задачи. Оно должно вести самостоятельный бизнес в другой стране, то есть принимать на месте ключевые экономические решения (выбор контрагентов, определение цен, других существенных условий сделок и т. п.).

Во-вторых, в гражданском праве представительство -- это подразделение внутри юридического лица (ст. 55 ГК РФ). Налоговый кодекс устанавливает, что постоянным представительством может быть как обособленное подразделение иностранной фирмы, так и любое «иное место ее деятельности». Например, российский посредник (юридическое или физическое лицо), через которого инофирма ведет свой бизнес в России.

Подготовительная и вспомогательная деятельность

Если деятельность иностранной фирмы в России носит вспомогательный или подготовительный характер, то это, как правило, не приводит к образованию постоянного представительства.

В пункте 4 статьи 306 НК РФ к подготовительной и вспомогательной деятельности, в частности, относятся:

Пример 1

Представительство иностранной фирмы дает в России рекламу, хранит и демонстрирует образцы товаров, принимает на них заказы. Эти заказы оно передает головному офису, который заключает контракты с российскими клиентами и поставляет им товары из-за рубежа.

Деятельность представительства в этом случае имеет вспомогательный характер. Поэтому постоянного представительства для целей налогообложения здесь не возникает. Хотя представительство в гражданско-правовом смысле может существовать годами, иметь аккредитацию при Государственной регистрационной палате или Торгово-промышленной палате и т. п.

То же представительство самостоятельно ввозит товары в Россию и заключает контракты с покупателями на основе генеральной доверенности головного офиса.

Иностранная фирма может осуществлять в России подготовительную или вспомогательную деятельность в интересах другой инофирмы. Если такая деятельность все-таки приводит к образованию постоянного представительства, но при этом оплачивается за пределами России, то налоговая база должна определяться расчетным путем. Налоговая база будет равна 20% от суммы расходов постоянного представительства, связанных с указанной деятельностью (п.3 ст. 307 НК РФ).

Постоянное представительство в мировой практике

Определение постоянного представительства, данное в статье 306 НК РФ, заимствовано из мировой практики. Существует такая международная организация -- Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая объединяет почти все промышленно развитые западные страны.

Экспертами ОЭСР в свое время был разработан типовой договор (конвенция) об избежании двойного налогообложения (далее -- Типовая конвенция ОЭСР) и комментарии к нему (далее -- Комментарии к Типовой конвенции ОЭСР). Хотя Россия и не является членом ОЭСР, но абсолютное большинство договоров об избежании двойного налогообложения между Россией и другими странами построены на основе Типовой конвенции ОЭСР. Все ключевые документы ОЭСР по налоговым вопросам можно посмотреть на сайте ОЭСР в интернете www.oecd.org.

Определение постоянного представительства в статье 306 НК РФ близко к определению этого термина, которое дается в статье 5 Типовой конвенции ОЭСР. Согласно статье 5 Типовой конвенции ОЭСР постоянным представительством является «постоянное место деятельности, через которое предприятие осуществляет свой бизнес полностью либо частично».

При этом «постоянное место деятельности» означает не обязательно офис, официально арендованный или приобретенный иностранной фирмой в другой стране. Согласно пункту 4.1 Комментариев к Типовой конвенции ОЭСР постоянным местом деятельности может быть признана любая форма присутствия инофирмы в другой стране.

Так, в пункте 4.3 Комментариев к Типовой конвенции ОЭСР приводится следующий пример.

Пример 2

Иностранная фирма командирует своего сотрудника в другую страну к фирме- контрагенту. Этот сотрудник длительное время живет за рубежом, работает в офисе контрагента, контролирует, как тот выполняет свои обязательства, решает на месте вопросы, связанные с исполнением контрактов.

Хотя прикомандированный сотрудник пользуется чужим офисом, тем не менее последний можно признать постоянным представительством в налоговых целях, поскольку у его фирмы есть «постоянное место деятельности» в другой стране.

Более того, согласно пункту 42.2 Комментариев к Типовой конвенции ОЭСР постоянным местом деятельности может быть даже компьютер, через который посредством специального программного обеспечения автоматически производится продажа товаров и услуг в другой стране.

Пример 3

Головной офис фирмы находится в Германии, а свои товары она продает в России через интернет по каталогу. При этом инофирма имеет в Москве сервер для приема заказов, который по договору поддерживает и обслуживает российская компьютерная фирма.

В данном случае никто из сотрудников инофирмы или доверенных лиц в России не присутствует, а деятельность российских компьютерщиков по поддержке сервера носит сугубо вспомогательный характер и с самой продажей товаров не связана. Тем не менее, по мнению экспертов ОЭСР, у такой инофирмы можно признать факт наличия постоянного представительства в России.

К слову сказать, идея о том, что в сфере интернет-торговли только лишь одно наличие компьютера в другой стране говорит о постоянном представительстве, появилась в Комментариях к Типовой конвенции ОЭСР в 2001 году и поначалу была предметом споров между экспертами. Не все были согласны с таким подходом. Так, по мнению представителей Великобритании, местом ведения бизнеса должно являться все-таки не место, где стоит компьютер, а место, где находятся люди, которые управляют им и всем этим бизнесом.

Зависимые агенты

Определение зависимого агента содержится в пункте 9 статьи 306 НК РФ. Зависимый агент -- это лицо (юридическое либо физическое), которое по договору с иностранной фирмой:

1. представляет ее интересы в Российской Федерации;

2. действует на территории Российской Федерации от имени этой инофирмы;

3. имеет и регулярно использует полномочия на заключение контрактов или согласование их существенных условий от имени данной инофирмы, создавая при этом правовые последствия для нее.

Если иностранная фирма регулярно осуществляет в России предпринимательскую деятельность через зависимого агента, это означает, что она имеет свое постоянное представительство в России.

Одновременно согласно тому же пункту иностранная фирма не имеет для целей налогообложения постоянного представительства, если она осуществляет деятельность в России через брокера, комиссионера, профессионального участника российского рынка ценных бумаг или любое другое лицо, действующее в рамках своей основной (обычной) деятельности.

Таким образом, зависимый агент -- это посредник, который удовлетворяет одновременно следующим условиям:

во-первых, он представляет интересы инофирмы в России с правом заключать от ее имени контракты или оговаривать их существенные условия. Эти полномочия могут быть оформлены доверенностью, договором поручения, комиссии, агентирования и т. п.;

во-вторых, посреднические услуги, которые он оказывает, выходят за рамки обычной деятельности для посредников на этом рынке или в этом виде бизнеса.

Первое условие (совершение сделок или иных операций в интересах инофирмы на территории России) не является ключевым, поскольку любой посредник (как независимый, так и зависимый) так или иначе работает в интересах другого лица -- своего клиента. Более важным при определении статуса зависимого агента на практике является второе условие -- укладывается или нет деятельность агента в рамки обычных для данного рынка посреднических услуг.

Определить, где кончаются обычные услуги посредника и начинается деятельность зависимого агента, подчас довольно сложно. По этому вопросу накоплен большой международный опыт.

Так, согласно Комментариям к Типовой конвенции ОЭСР существует несколько признаков того, что агент действует не в рамках своей обычной деятельности и имеет зависимый статус. Вот эти признаки.

1. Когда агент действует на основе «детальных инструкций» со стороны своего клиента. В частности, как указано в пунктах 38.3 и 38.5 Комментариев к Типовой конвенции ОЭСР, независимый агент отвечает перед клиентом (принципалом) за результаты своей работы, но не за то, каким образом ему удалось выполнить поручение. Если клиент дает агенту не только поручения на сделки или иные операции, но и руководит их выполнением, указывает, где и как искать контрагентов и т. п., такой агент приближается к статусу зависимого.

2. Когда агент оказывает клиенту (принципалу) услуги, которые в обычных условиях не практикуются в данном виде бизнеса (п. 38.8 Комментариев к Типовой конвенции ОЭСР). Так бывает, например, когда агент не только выполняет поручения клиента на совершение сделок как комиссионер, но и параллельно имеет доверенность на широкий круг операций с правом заключения любых договоров и этими правами пользуется. Иными словами, признаками зависимого статуса агента являются отклонения от нормы в обе стороны: как слишком детальный контроль клиента за действиями агента, так и слишком большая свобода для агента, которую обычно не имеют посредники.

3. Когда агент работает в интересах только одного клиента (принципала), то есть зависит от него экономически (см. п. 38.6 Комментариев к Типовой конвенции ОЭСР).

4. Когда по договору чрезмерно большая часть предпринимательских рисков переложена на клиента (принципала), в результате чего агент как бы находится на «иждивении» у клиента. Например, как указано в пункте 38.7 Комментариев к Типовой конвенции ОЭСР, признаком того, что агент не несет нормальных предпринимательских рисков, является получение им гарантированного вознаграждения (независимо от заключенных сделок и других результатов работы), а также обязанность клиента (принципала) покрывать убытки агента от предпринимательской деятельности.

Каждый из перечисленных признаков в отдельности не может быть основанием для вывода о зависимом статусе агента. Все вопросы его деятельности должны рассматриваться в комплексе.

Следует отметить также, что зависимый агент и взаимозависимые лица -- не одно и то же. Согласно пункту 1 статьи 20 НК РФ взаимозависимыми для целей налогообложения признаются организации, одна из которых непосредственно или косвенно участвует в другой, и суммарная доля такого участия составляет более 20%.

Пунктом 10 статьи 306 НК РФ установлено следующее. Если лицо, осуществляющее деятельность в России, является взаимозависимым с иностранной фирмой, но не имеет признаков зависимого агента, предусмотренных пунктом 9 статьи 306 НК РФ, это не приводит к образованию постоянного представительства инофирмы в России.

Например, факт участия клиента в уставном капитале агента (даже если это контрольный пакет) сам по себе еще не говорит о зависимом статусе, поскольку учредитель может и не вмешиваться в текущую деятельность своей «дочки».

Постоянные представительства и строительная деятельность

Стройплощадкой иностранной фирмы на территории России в налоговых целях считается (п. 1 ст. 308 НК РФ):

1. место строительства новых, а также реконструкции, расширения, технического перевооружения или ремонта существующих объектов недвижимого имущества (за исключением воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания и космических объектов);

2. место строительства или монтажа, ремонта, реконструкции, расширения или технического перевооружения сооружений (в том числе плавучих и буровых установок), а также машин и оборудования, для нормального функционирования которых необходимо их жесткое крепление на фундаменте или к конструктивным элементам зданий, сооружений или плавучих сооружений.

Стройплощадка для иностранного генподрядчика, как правило, считается постоянным представительством уже с момента ее создания. Избежать в данном случае статуса постоянного представительства инофирма может, только ссылаясь на международные соглашения об избежании двойного налогообложения.

Согласно статье 7 НК РФ положения таких международных договоров имеют приоритет по отношению к национальному законодательству. Например, пунктом 3 статьи 5 Соглашения от 5 декабря 1998 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал установлено следующее. Строительная площадка, строительный, сборочный или монтажный объект или связанная с ними надзорная деятельность образуют постоянное представительство, если они существуют в течение периода, превышающего 12 месяцев. В главе 25 НК РФ такого минимального срока не установлено, но для кипрских фирм (и для российских фирм на Кипре) применяются нормы международного соглашения.

Минимальные сроки для признания стройплощадки постоянным представительством установлены не только в соглашении с Кипром, но и в других международных договорах Российской Федерации. Поэтому в главе 25 НК РФ есть специальные нормы по исчислению сроков существования стройплощадок.

Согласно пункту 3 статьи 308 НК РФ если инофирма является генеральным подрядчиком строительства, срок существования стройплощадки отсчитывается либо с даты подписания акта о передаче ей этой площадки, либо с даты фактического начала работ в зависимости от того, что произошло раньше.

Окончанием существования стройплощадки для инофирмы- генподрядчика является дата подписания заказчиком (застройщиком) акта сдачи-приемки объекта или комплекса работ. Если акт сдачи-приемки не оформляется или работы окончились уже после его подписания, строительная площадка считается прекратившей существование на дату фактического окончания работ.

Инофирма-генподрядчик может поручить выполнить часть подрядных работ другим лицам -- субподрядчикам. Тогда период, в течение которого работы на стройке ведут они, включается для целей налогообложения в срок существования стройплощадки для генподрядчика.

Есть свои особенности и для субподрядчиков. Так, если субподрядчик является иностранной организацией, его деятельность на строительной площадке тоже может создавать его постоянное представительство. Это происходит, если одновременно выполняются два условия (п. 2 ст. 308 НК РФ):

во-первых, продолжительность деятельности инофирмы- субподрядчика составляет в совокупности не менее 30 дней;

во-вторых, генподрядчик имеет постоянное представительство.

Постановка представительств на налоговый учет

Любая иностранная организация, которая планирует осуществлять в России деятельность в течение более чем 30 дней в году, обязана встать на учет в налоговой инспекции по месту осуществления деятельности. Ей присваивается ИНН и выдается свидетельство по форме 2401ИМД. Встать на учет нужно не позднее 30 дней с даты начала деятельности.

Если иностранная организация не планирует осуществлять в России деятельность, но при этом открывает счет в российском банке, она ставится на учет по месту нахождения банка. Налоговая инспекция выдает ей свидетельство по форме 2402ИМ, в котором указывается КИО -- Код иностранной организации.

Кроме того, инофирмы, осуществляющие деятельность в России не более 30 дней в году, должны направлять уведомления о доходах от деятельности в Российской Федерации по форме 2503И. Уведомление направляется до начала деятельности в налоговую инспекцию по месту осуществления этой деятельности и в МНС России.

Инофирмы, которые не имеют в России постоянного представительства, но получают доходы от источников в России, обязаны информировать об этих доходах налоговые органы. Для этого они должны направлять в налоговую инспекцию по месту нахождения источника выплаты дохода и в МНС России уведомления о полученных доходах (форма 2504И). Такое уведомление должно быть направлено в течение месяца с момента возникновения права на получение доходов отдельно по каждому источнику выплаты.

Отвечает Александр Сорокин,

заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России

«ККТ нужно применять только в случаях, если продавец предоставляет покупателю, в том числе своим сотрудникам, отсрочку или рассрочку по оплате своих товаров, работ, услуг. Именно эти случаи, по мнению ФНС, относятся к предоставлению и погашению займа для оплаты товаров, работ, услуг. Если организация выдает денежный заем, получает возврат такого займа или сама получает и возвращает заем, кассу не применяйте. Когда именно нужно пробивать чек, смотрите в



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация