Образцы жалоб: правила написания. Наши адвокаты защитят Вас на любой стадии дела. Аритмии у детей. В зоне особого внимания

Главная / Суд

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

КАК ОТНОСИТЬСЯ К ЖАЛОБАМ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ

А. Г. РУЗСКАЯ, Л. Н. АБРАМОВА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ЖАЛОБ ДОШКОЛЬНИКОВ

В изучении сложных проявлений детей, вызывающих затруднения в осуществлении процесса воспитания, не последнее место занимают жалобы. Всем, кто работает с дошкольниками, это явление широко известно. И наверное, нет другой такой особенности в поведении ребенка, к которой было бы столь противоречивое отношение как у взрослых, так и у детей, как у педагогов-практиков, так и у ученых-психологов и педагогов. Существует несколько точек зрения на детские жалобы.

Но все психологи и педагоги, положительно и отрицательно оценивающие детские жалобы, сходны в понимании истоков возникновения жалоб. И те и другие видят их в конфликтах, возникающих у ребенка с окружающими людьми.

В основе данной статьи лежит проделанный авторами анализ естественных жалоб дошкольников (1500 жалоб) и данных почти 600 естественных экспериментов, а также анализ анкет, распространявшихся среди воспитателей детских садов и родителей дошкольников.

Анализ литературных источников и собственные исследования авторов позволяют выделить несколько несогласованных между собой вариантов отношения к жалобам у педагогов, психологов, родителей и воспитателей в детских учреждениях. Одни считают, что детскими жалобами можно пренебречь, это не столь серьезный аспект развития ребенка, чтобы им заниматься. Другие, видя в детских жалобах проявление и путь к развитию нежелательных сторон в становлении личности ребенка, например ябедничества, доносительства, несамостоятельности и пр., считают, что с ними следует бороться, например запрещать (М.М. Рубинштейн, М.Н. Волокитина ). Третьи полагают, что в жалобах выражается «нужда ребенка в интимной помощи» взрослого и что, следовательно, к ним следует прислушиваться (Я. Корчак, А.С. Макаренко). Четвертые связывают жалобы с нравственно-этическим развитием ребенка, с овладением им нормами поведения (Я. Корчак, А.С. Макаренко, В.А. Горбачева).

Из этих противоположных суждений о детских жалобах проистекают столь же противоположные воздействия взрослых на жалующихся детей.

Адекватная оценка этого жизненного явления и соответствующая ей педагогическая тактика возможны лишь на основе раскрытия его психологической природы. Последнее означает отнесение жалоб к одной из известных в науке категорий психических явлений, раскрытие условий, порождающих жалобы у детей, и рассмотрение их роли в психическом развитии ребенка.

Исследование психологической природы детских жалоб производилось нами в контексте общения ребенка с окружающими людьми.

В понимании общения мы исходили из концепции генезиса общения в первые семь лет жизни ребенка, разрабатываемой М.И. Лисиной. Общение рассматривается ею как особая коммуникативная деятельность, т. е. взаимодействие людей, в ходе которого они обмениваются разнообразной информацией с целью налаживания отношений и объединения усилий для достижения общего результата. Чтобы совместное

действие было эффективным, его участники должны достаточно хорошо знать и правильно оценивать как себя, так и своих товарищей.

Предметом коммуникативной деятельности является другой человек, выступающий как субъект, как личность. Важнейшим результатом общения является формирование образа другого человека и самого себя. С последним связана и природа потребности человека в общении с другими людьми.

Потребность в общении - особая, самостоятельная потребность ребенка, не сливающаяся с другими его нуждами и стремлениями. Потребность в общении друг с другом связывается со стремлением людей к самопознанию и к самооценке через познание и оценку окружающих людей и с их помощью. Это понятие потребности в общении согласуется с понятием коммуникативной деятельности и представлением о ее роли. Поскольку знание о себе и других людях имеет интенсивную аффективную окраску и тесно переплетается с формированием отношения к другому человеку и к себе, можно сказать, что потребность в общении есть стремление к оценке (другого человека и выяснению оценки этим человеком своей личности и поступков) и к самооценке. М.И. Лисина пишет: «Сказанное не означает, конечно, что люди переживают и отражают в своем сознании потребность в общении как стремление к познанию. Факты свидетельствуют о том, что эта потребность ощущается как страдание от одиночества, как интерес к другим людям, как желание кому-то о себе рассказать» (см. сб.: Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / П од ред. В.В. Давыдова. - М., 1978, с. 238). Потребность в общении достигает уровня отчетливого осознания не всегда, при том чаще всего в трансформированном виде.

О наличии потребности в общении можно судить на основании четырех критериев. Первый из них - это внимание и интерес ребенка к партнеру. В этом критерии обнаруживается направленность ребенка на познание партнера и тот факт, что партнер становится объектом особой активности ребенка. Вторым критерием можно считать эмоциональные проявления ребенка по отношению к партнеру. В них обнаруживается оценка партнера ребенком. Третий критерий состоит в инициативных действиях ребенка, направленных на то, чтобы проявить себя, показать партнеру свои умения и способности. В этом обнаруживается стремление ребенка познакомить взрослого с собой. Четвертым критерием служит реакция ребенка на отношение к нему партнера, в которой обнаруживается восприятие им его оценки и самооценки детей.

Особое значение придается третьему критерию - инициативным действиям ребенка. Понятие общения как взаимодействия, как деятельности изначально предполагает активность партнеров.

На протяжении первых семи лет жизни ребенка содержание потребности в общении детей с взрослым видоизменяется в связи со сменой типа ведущей деятельности. Ведущая деятельность определяет жизненно важные задачи ребенка, а они в свою очередь - его преимущественную нужду во взрослом и его взаимодействие с ним. Маленький ребенок удовлетворяет в общении с взрослым нужду в его внимании и доброжелательности. Детям раннего возраста необходимо сотрудничество взрослого. Ребенок младшего и среднего дошкольного возраста нуждается в уважительном отношении взрослого. Старший дошкольник обнаруживает стремление к взаимопониманию и сопереживанию взрослого.

Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого характерна для детей с внеситуативно-личностной формой общения. Основным содержанием при этой форме общения является интерес у детей к миру людей и их взаимоотношений.

В коммуникативной деятельности ребенка выделяются две сферы: сфера общения со взрослым и со сверстником. Они имеют общую природу как разные области единой по существу коммуникативной деятельности. Но они имеют и различия, связанные с возрастом партнера. При этом общение дошкольников со взрослым и общение со сверстником тесно связаны

между собой и оказывают влияние друг на друга.

Проведенные нами исследования позволяют высказать ряд суждений о психологической природе жалоб дошкольников.

Жалобы дошкольников - сложное психологическое образование, возникающее и проявляющееся в условиях общения ребенка со взрослыми и сверстниками и являющееся как бы «пунктом встречи» или пересечения этих двух сфер коммуникативной деятельности ребенка.

Детская жалоба является своеобразным проявлением потребности ребенка во взаимопонимании и сопереживании взрослого. Она вызвана переживаниями ребенка и не является ни проявлением его агрессивности, ни выражением эмоциональной разрядки, ни поиском деловых контактов со взрослым. Жалоба, как правило, более аффективно окрашена, чем обычный процесс общения ребенка со взрослым. Жалоба сигнализирует о дискомфортном состоянии ребенка, о его отрицательных эмоциях, вызванных несовпадением позиций ребенка с позицией других людей.

Потребность во взаимопонимании взрослого, выражающаяся в жалобах дошкольников, порождается условиями становления их общения со сверстниками, потребностью в деловом сотрудничестве с ними и возникающими в связи с этим трудностями и конфликтами, которые приводят к необходимости овладения нормами взаимоотношений между людьми.

Становление общения с партнером, равным дошкольнику по возрасту и опыту, делает для него остро необходимым овладение с помощью взрослого нормами взаимоотношений между людьми. В жалобах дошкольников выражается осуществляемый в своеобразной форме процесс присвоения детьми одного из аспектов социального опыта. Своеобразие этого присвоения состоит в том, что оно осуществляется в форме аффективно окрашенных контактов ребенка со взрослым. Дошкольник делится со взрослым своими переживаниями и ищет согласования с ним оценок того, что вызвало эти переживания.

Так как жалобы дошкольников возникают и проявляются в условиях общения, то они неоднородны по содержанию и форме проявления. В основе этой неоднородности лежат в первую очередь особенности общения и взаимоотношений ребенка со взрослым, сопровождающиеся гармонией или конфликтом между возникающей у ребенка потребностью во взаимопонимании и сопереживании взрослого, ее необходимостью и возможностью ее удовлетворения.

На протяжении дошкольного возраста от трех до семи лет характер детских жалоб видоизменяется в связи с изменением их коммуникативной деятельности в целом, как со взрослым, так и со сверстником, а также под влиянием особенностей взаимоотношений со взрослым.

ТИПЫ ЖАЛОБ ДОШКОЛЬНИКОВ

Анализ естественных жалоб детей и материалы экспериментального исследования позволили нам выделить четыре типа жалоб у детей.

Первый тип жалоб мы назвали конкретно-эмоциональными жалобами. Содержанием этих жалоб является огорчение, обида, вызванные физической болью, причиненной сверстником или возникшей по другой причине (например, душевный дискомфорт и пр.). Внешне эти жалобы сопровождаются яркими аффектами (плачем, криком). Ребенок ищет у взрослого в одних случаях ласки и внимания, в других - сочувствия себе, одинакового с ним отношения взрослого к тому, что вызвало жалобу ребенка. Жалоба зарождается и разрешается в конкретных, эмоционально окрашенных ситуациях.

Дошкольники удовлетворяются тем, что взрослый так же, как и они, дети, относится к тому, кто или что является причиной их огорчений. Это выражается в желании детей, чтобы взрослый наказал обидчика и этим доказал, что он, взрослый, сочувствует жалующемуся ребенку и так же, как и

он, порицает обидчика. При этом следует отметить, что, хотя жалующийся ребенок довольно настойчиво требует у взрослого наказания своего противника, тем не менее для него не обязательно, чтобы это наказание было действительно реализовано, главное для ребенка - неправота обидчика.

Часть жалоб дошкольников, в которых они обнаруживают стремление к сочувствию взрослого, вызвана душевным дискомфортом ребенка. На первый взгляд, эти жалобы следовало бы отнести к группе, связанной с физической болью. Ребенок неотступно ходит за взрослым и постоянно на что-нибудь жалуется: то у него пальчик болит, то голова. Все проверки показывают, что ребенок здоров. Но стоит взрослому погладить ребенка, обнять, прижав к себе, как он начинает рассказывать о своих близких. Иногда ребенок ищет такого рода контактов с взрослым посредством жалоб на близких, за которыми следуют все то же стремление к физическим контактам с воспитательницей и беседы о близких взрослых. Дети любят показывать взрослому свои царапины, и если взрослый обнаружит внимание к этому, то они начинают подробно рассказывать о том, как это случилось, как ребенок терпеливо перенес смазывание царапины зеленкой и йодом и т. д. Затем беседа переходит на близких , по которым тоскует ребенок. И царапины являются как бы предлогом, чтобы привлечь к себе внимание взрослого и завязать с ним общение. Чаще всего эти жалобы наблюдаются у детей, впервые начавших посещать детский сад, тоскующих по близким взрослым и интимно-личностным контактам с ними. Такие дети ищут у воспитательницы согласия со своей оценкой близких взрослых.

Второй тип жалоб мы назвали практически-действенными жалобами. Они возникают в ситуациях предметных действий и взаимодействий детей, в результате столкновения интересов сверстников. Ребенок ищет реальной помощи взрослого в устранении помех в манипулировании предметами или в другой деятельности, а также во взаимодействии со сверстниками. Наиболее распространенным эмоциональным оформлением жалоб этого типа является возбуждение и возмущение. Плач и крик используются как средство «нажима» на взрослого.

С такого рода жалобами дошкольники чаще всего обращаются к взрослому, когда испытывают острую заинтересованность в предмете, устремляются к нему, желают им обладать, но встречаются с препятствием; когда сами не могут устранить сверстника, мешающего обладанию предметом или препятствующего осуществлению какой-либо деятельности ребенка, когда дошкольник сопереживает другому ребенку, терпящему какое-либо бедствие, но сам ему помочь не может, и т. д., т. е. во всех случаях, когда дошкольнику нужны помощь и содействие взрослого.

Дети побуждают взрослого к реальным и конкретным действиям по отношению к сверстнику, действиям, которые обеспечивают ребенку некоторый практический и материальный результат.

Третий тип жалоб у дошкольников мы назвали познавательно-этическими жалобами. Возникают они в ситуациях нарушения сверстниками дошкольника различного рода правил. Эти жалобы окрашены сравнительно спокойным тоном. От взрослого ребенок ничего не требует. Косвенные данные свидетельствуют о том, что ребенку нужна поддержка взрослого для утверждения себя в понимании им правил общежития. Разрешается жалоба введением нарушителей в ситуацию, соответствующую правилу.

К этой категории относятся жалобы-информации дошкольника о других детях. В них они сообщают взрослому о поступках и проступках своих сверстников, не обнаруживая на первый взгляд в этом никакой личной заинтересованности. В них у детей как бы нет никакой «корысти» («А он не ест кашу»; «А они брызгают водой в туалете»; «А они не спят»; «А он рисует «каляки-маляки »; «А они сели на сломанный стульчик» и т. п.). Сообщит ребенок нечто подобное, подождет немного, как бы вопросительно глядя на взрослого, и удалится. Порой на его лице возникает выражение удовлетворенности, особенно в том случае, если взрослый даст ему распоряжение прекратить все «безобразия»

или скажет: «Хорошо, я сейчас приду», или пойдет вместе с ребенком «наводить порядок».

У ребенка нет личной корысти и нет желания принести вред сверстнику. На вопрос взрослого, что же надо сделать с теми детьми, о которых сообщает ребенок, дошкольник никогда не скажет в этом случае «наказать», а скажет «пусть так не делает», «надо запретить так делать», «вы им объясните, что так нельзя». И когда взрослый предлагает все-таки наказать тех, кто нарушил порядок в жизни детей, ребенок, сообщивший об этом, запротестует: «Не надо наказывать, надо сказать, чтобы больше так не делал». Основное пожелание детей сводится к тому, чтобы запретить все, что делается не по правилам.

Жалующийся ребенок следует установленным взрослым правилам и не может относиться безразлично к тому, что правило, исходящее от взрослого, нарушается. За информацией ребенка о проступках сверстников стоит определенное понимание им правил общежития в детском коллективе, которыми он впервые овладевает. Столкновение с их открытым нарушением толкает ребенка к источнику этого правила и арбитру во всех детских делах - взрослому - за поддержкой и разъяснением. В этом и обнаруживается стремление детей к одинаковому со взрослым пониманию правила.

Наблюдения показали, что наиболее часто дети обращаются с подобными жалобами к взрослому, к которому больше расположены, к авторитетному взрослому.

Четвертый тип жалоб у дошкольников мы назвали личностными жалобами. Они возникают во взаимоотношениях дошкольников со взрослыми и сверстниками и связаны с аффективно-оценочным аспектом этих отношений, с оценкой нравственных аспектов личности сверстника и собственной личности. Жалуясь на сверстников, дошкольник стремится показать себя взрослому с лучшей стороны и получить его одобрение как в познавательном, так и в нравственном плане. Он стремится добиться расположения взрослого, выражения его положительного отношения к себе. В эмоциональном аккомпанементе этих жалоб доминируют обида, тревога, возбуждение.

Эти жалобы, как и только что рассмотренные выше, являются информациями детей о проступках сверстников. Но анализ ситуаций показал, что, в отличие от предшествующей группы жалоб, в рассматриваемых случаях за жалобой-информацией стоит некоторая личная заинтересованность детей, таким жалобам присущ личностный аспект. В одних случаях жалующиеся дети хотят избежать возможного наказания и, сообщая о проступке сверстника, как бы отделяют себя от него, в других - ребенок открыто стремится к похвале взрослого, к согласованию своих оценок и позиций с оценками и позициями взрослого в сфере нравственности.

Но есть еще один оттенок в жалобах этого рода. Случается, что у воспитателя в группе есть нелюбимые дети. Они часто в силу различных причин получают замечания, в то время как их положительное поведение остается незамеченным. Это происходит на фоне похвал, которые адресуются другим детям. У такого ребенка возникает гипертрофированное желание получить похвалу, быть, как другие, обратить на себя внимание, заслужить расположение взрослого. И он, стремясь быть полезным взрослому и этим заслужить его расположение, сосредоточивается на отрицательном поведении сверстников, которое может ускользнуть от внимания взрослого. Порой жалобы этого типа приобретают недоброкачественный оттенок, форму «доносов» на сверстников.

Наши наблюдения и эксперименты показали также, что частота такого рода жалоб зависит от особенностей характера воспитателя. Их больше в группе авторитарных взрослых.

Мы рассмотрели разнообразные жалобы детей, отличающиеся содержанием их переживаний, а также поводами и целями обращения к взрослому. Но при этом мы могли заметить в них и нечто общее. Оно состоит в том, что, жалуясь, дети ищут у взрослого одинакового с ним отношения к тем явлениям и событиям, которые так или иначе значимы для них и волнуют их. Переживания ребенка (его эмоции) «связаны с оценкой им

объектов или ситуаций и с выражением его отношения к ним» (М.И. Лисина ). Стремление ребенка к соотнесению со взрослым своего отношения или своей оценки происходящего вокруг мы понимаем как стремление дошкольника к взаимопониманию и сопереживанию взрослого.

В жалобах дошкольников их потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого выражается по-разному. В одних случаях ребенок стремится к взаимопониманию и сопереживанию взрослого в «чистом» виде. Мы имеем в виду те случаи, когда он ищет у взрослого ласки, внимания, расположения, тоскуя по близким взрослым, или когда стремится выразить свои сомнения в отношении понимания им норм и правил общежития. В других случаях сопереживание взрослого используется ребенком для того, чтобы побудить взрослого действовать. Это происходит тогда, когда ребенок в общем знает, что нужно сделать, чтобы изменить ситуацию, но сам оказывается беспомощным. Сопереживание взрослого, его одинаковая с ребенком оценка происходящего служат инструментом побуждения взрослого к действию.

Жалобы «чистого» сопереживания также представляют собою сложную по составу группу. В этой группе жалоб с возрастом происходят значительные изменения. Так, в одних случаях (I тип) ребенок ищет у взрослого ласки и внимания. Ребенок стремится к сочувствию и пониманию взрослого, к признанию им своих чувств. В других случаях (II тип) утешением для младшего дошкольника является одинаковое с ним, ребенком, отношение взрослого к обидчику. Ребенку нужно, чтобы взрослый оценивал ситуации так же, как и он, ребенок. Сопереживая ему, взрослый должен встать на точку зрения ребенка. С возрастом стремление к сопереживанию такого рода у дошкольников уменьшается, но сохраняется еще в большом количестве случаев. Старшие дошкольники стремятся, с одной стороны, расположить к себе взрослого и заслужить его положительную оценку. С другой стороны, взрослый для них является носителем всех норм и источником всех знаний. В своих оценках явлений окружающего мира и людей, как взрослых, так и сверстников, старшие дошкольники стараются соотнести свою точку зрения (в оценках, в отношении, в понимании) с точкой зрения взрослого человека, подтягивая свою позицию к позиции взрослого. Обращаясь к взрослому, ребенок ищет уточнения своих точек зрения и поддержки взрослого (III тип).

Взрослый служит основным источником сведений о том, что такое хорошо и что такое плохо, как надо вести себя и что надо делать в разных случаях жизни, в отношениях с людьми. Он же - самый компетентный судья, решающий, насколько самому ребенку и другим детям удается воспроизвести показанный образец поведения, насколько правильный выход они находят в трудной ситуации. Для этого ребенку мало, чтобы взрослый просто выслушал его со вниманием и ответил со знанием дела: ему необходимо достичь со взрослым единства, солидарности, общности в мнениях и оценках. И не только потому, что усвоенное от взрослых знание претворяется детьми в практику их социального поведения, служит руководством к действию. Но детям также важно понять, правы ли они, оценить себя с этой стороны через согласование со взрослым, через сопоставление своей точки зрения с точкой зрения взрослого.

Таким образом, в стремлении к сопереживанию взрослого у дошкольников происходит смена тенденций от «эгоистической» (I и II типы) к социабельной (III тип) жалобе. Сначала ребенок испытывает желание согласовать, отождествить чувство (отношения, оценки) взрослого со своими переживаниями, позже стремится подтянуть, соотнести свои «аффективные позиции» с позициями взрослого, чтобы уточнить, переконструировать собственные.

Потребность дошкольников в сопереживании и взаимопонимании взрослого выражает их активность в овладении социальным опытом предшествующих поколений. Этот процесс противоположен тому, что принято называть в психологии конформизмом, понимаемом как некритическое стремление

соответствовать некоему признанному стандарту. Направленность детей на взаимопонимание и сопереживание взрослого выражается не в безоговорочном принятии позиции партнера (даже взрослого), а в выработке своей точки зрения на воспринимаемые явления в ходе сопоставления, согласования и уточнения позиций партнеров.

В жалобе потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого выражается у детей в своеобразной форме. Это своеобразие состоит в том, что, с одной стороны, в жалобе отражается переживание ребенком несоответствия ситуации его потребностям или устремлениям. А с другой - подразумевается желание ребенка привести ситуацию в соответствие с его устремлением (иначе зачем бы он обращался к взрослому). Первое имеет у детей характер отчетливого переживания. Второе не всегда представляется ребенку ясным, не всегда им осознается. Дети в жалобе часто не выражают того, что они хотят. Знание о том, чего хочет жалующийся ребенок, приходится добывать различными окольными путями. В жалобе ребенок обращен к взрослому по преимуществу своим переживанием, т. е. аффективной стороной потребности во взаимопонимании и сопереживании.

Соединение отчетливости переживания, «напряжения» потребности, обостряющейся в условиях возникающих препятствий при попытке ее удовлетворить, и неясности относительно того, как снять напряженность, порождают в некоторых случаях парадоксальность в поведении ребенка. Так, испытывая острую потребность в положительной оценке взрослого в условиях большого количества порицаний, исходящих от него в адрес ребенка, дошкольник среднего и старшего возраста начинает подмечать все промахи сверстников, аналогичные своим, и «доносить» о них взрослому. Переживая разлуку с близкими взрослыми, младший дошкольник жалуется другому, не близкому взрослому на несуществующие недомогания, стремясь таким образом привлечь к себе внимание, и т. п.

КАК ОТНОСИТЬСЯ К ЖАЛОБАМ ДОШКОЛЬНИКОВ: НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Рассмотрение жалоб в контексте деятельности общения и анализ конкретных видов жалоб позволяет коротко резюмировать наше представление об их психологической природе.

Жалоба взрослому у дошкольников является своеобразным проявлением их потребности в общении со взрослым. В ней в аффективно-окрашенной форме выражается потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого, т. е. в соотнесении и согласовании своих оценок окружающего с оценками взрослого. Жалоба у дошкольников является своеобразной формой присвоения опыта взаимоотношений между людьми (социального опыта). Жалоба дошкольника - это своеобразная (выраженная в аффективно-окрашенной форме) активность ребенка в овладении социальным опытом предшествующих поколений. Потребность в соотнесении и согласовании со взрослым отношения к окружающему миру вызвана у детей становлением деятельности общения со сверстниками и необходимостью овладения нормами человеческих взаимоотношений.

Особенности психологической природы жалоб дошкольников диктуют и характер отношения к ним взрослого.

В жалобе выражаются, как правило, отрицательно эмоционально окрашенные переживания ребенка, связанные с его оценкой тех или иных явлений окружающей ребенка жизни. Уже одно это не позволяет оставить их без внимания, взрослого.

В жалобах дошкольников находит выражение потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого, т. е. в соотнесении своего отношения к вызвавшему переживания ребенка событию, с отношением к нему взрослого. От этого зависит во многом формирование отношения ребенка к окружающему его миру и прежде всего к людям, формирование его точек зрения и позиций.

Потребность дошкольников во взаимопонимании и сопереживании взрослого должна всегда по возможности удовлетворяться. Особенно в том случае,

когда она выражается жалобой. Последнее свидетельствует о том, что нечто имеет для ребенка особое значение и вызывает его переживания. Взрослый должен всегда «принять участие» в жалующемся ребенке.

Характер детских жалоб во многом зависит от особенностей отношений ребенка со взрослым. В жалобах в особой форме осуществляется присвоение детьми социального опыта (правил общежития, норм взаимоотношений и др.), поэтому они требуют к себе серьезного отношения взрослых. Только в процессе присвоения социального опыта и происходит психическое развитие детей.

Но так как содержание и цели жалоб, а следовательно, и особенности общения детей с окружающими людьми, вызвавшие эти жалобы, неодинаковы, то и отношение к ним взрослого человека должно варьироваться в соответствии с их характером.

В одних случаях достаточно приласкать ребенка, чтобы он перестал хныкать, жалуясь на несуществующие боли, а на самом деле тоскуя по ласке близких. В других следует удовлетворить потребность ребенка в положительной оценке, в уважительном к себе отношении, предварительно дав образцы соответствующего адекватного поведения и сняв таким образом тенденцию к «доносам». В третьих - помочь организовать взаимодействие со сверстниками и т. д.

Во всех случаях участие взрослого поможет ребенку правильно ориентироваться в действительности и овладевать системой человеческих взаимоотношений.

Поступила в редакцию 18. III . 1983 г.

Виды жалоб (административного иска).

Право граждан на жалобу подразделяется на: общее право на жалобу , которым обладают все граждане как таковые и специальное право на жалобу, представленное лицам как участникам уголовного, гражданского процесса, производства по делам об административных правонарушениях.

Специальное право на жалобу регламентируется законодательством, которое наделяет граждан специальной правосубъектностью в дополнение к общей. Например, лицо, имеющее право обжаловать постановление по делу об административном правонарушении, является не просто гражданином, а лицом, в отношении которого данное постановление вынесено, либо потерпевшим. Порядок реализации гражданами специального права на жалобу регламентируется специальными нормами, содержащимися в Кодексе РФ об административных правонарушениях, Таможенном и Налоговом кодексах, Положении о порядке рассмотрения трудовых споров и некоторых иных актах.

Порядок рассмотрения первых регулируется Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 года (в ред. от 2 февраля 1988 года) «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан». Право на общую жалобу сейчас фактически является абсолютным, неограниченным, неотчуждаемым правом гражданина. Каждый дееспособный человек может подать ее по любому значимому для него поводу, в любое время. Право на общую жалобу не ограничено по содержанию. Обжалованы могут быть любые действия, а также бездействия работников любых органов, предприятий, учреждений, организаций, расцениваемые как неправильные. Предмет жалобы – не только не законные, но и нецелесообразные или аморальные действия. В письмах граждан зачастую речь идет о несправедливом решении вопросов, отсутствии должной четкости, бестактности, невнимании к критическим замечаниям и т.д. Предметом жалобы могут быть деяния, ущемляющие права и законные интересы, как самого гражданина, так и других лиц. Обращение гражданина может быть направлено на защиту не только чьих-то личных, но и общественных интересов. Очень широко граждане используют право обжаловать индивидуальные административные акты. Реже встречаются жалобы о незаконности нормативных актов, хотя такие обращения граждан к автору акта или в иной компетентный орган вполне правомерны.

Таким образом, действующее законодательство и сложившаяся практика почти не знают ограничений прав граждан на общую жалобу по содержанию. Обжалованы могут быть незаконные, нецелесообразные и аморальные деяния, индивидуальные и нормативные акты, действия и бездействия в сфере управления, производства, обслуживания. Субъекты обжалуемых деяний – не только органы, но и предприятия, учреждения, организации, не только должностные лица, но и рядовые служащие. Обращение может быть подано с целью защиты личных прав и интересов, прав и интересов других лиц, публичных прав и интересов.

Кроме того, общее право на жалобу подразделяется на административную жалобу и судебную жалобу (административный иск).

Административные жалобы и административные иски. Специфической чертой права жалобы является то, что данное право определяет адресаты, т.е. называет органы государства и должностных лиц, куда и кому жалобы могут быть поданы. Каждый такой адресат образует канал обжалования. По российскому законодательству круг органов, учреждений и должностных лиц, куда можно обращаться с жалобой, достаточно широк. Это - вышестоящие органы исполнительной власти, органы прокуратуры, судебные органы, общественные объединения, их должностные лица. С этой стороны закон не ограничивает подателя жалобы и предоставляет ему широкие возможности. Но в целом конструкция ст. 4 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», свидетельствует о двух основных каналах обжалования незаконных действий администрации: жалоба может подаваться в вышестоящие органы исполнительной власти и судебные органы. Эти два канала определяют два основных вида жалоб: 1) административные жалобы и 2) административные иски (жалобы - иски).

Административная жалоба - это жалоба, подаваемая в административный или контрольно-надзорный орган, это, как выражались в старину: "жалоба по начальству". Данная жалоба представляет собой единое понятие, но имеющее две стороны. Материально-правовая сторона жалобы заключается в ее основном элементе - в притязании потерпевшего гражданина к виновному должностному лицу. Это притязание опирается на субъективное материальное право, которое может существовать и без жалобы, если должностное лицо не нарушает прав гражданина. Но если право нарушено и потерпевший обращается с жалобой в административный орган, то предполагается, что его притязание к администрации обосновано, и данное предположение проверяется административным органом. Для этого гражданин обязан подать жалобу, т.е. предъявить требование к органу управления о защите права, - в этом состоит ее процессуальная сторона.

Административная жалоба - не исковое обращение. Она направляется не в судебный орган. Кроме того, само притязание в административной жалобе выступает в смягченной форме, скорее в форме просьбы. Родословная административной жалобы уходит к челобитной московского периода русской истории, которая как процессуальный документ сложилась во второй половине XVI в. и заключала в себе "формулу просьбы" и даже мольбы. Административная жалоба представляет собой форму, в которую облекается требование - просьба к административному органу о правовой защите субъективного права в области государственного управления. Говорить о полном отсутствии искового элемента в административной жалобе было бы неверно. Но исковой элемент здесь присутствует в рудиментарном, неразвернутом виде. Этим административная жалоба отличается от жалобы-иска, с которой гражданин обращается в судебный орган.

Административный иск или жалоба-иск представляет собой форму, в которую облекается требование потерпевшего гражданина к суду об отмене незаконного или неправильного решения администрации. Жалоба-иск во многом сходна с административной жалобой, но сходство это - внешнее. В административной жалобе исковой элемент содержится в недоразвитом виде. Подача административной жалобы не делает гражданина стороной, не обусловливает его личного участия в административном процессе. "Жалобщик, как правило, не вырастает до положения стороны, он остается "просителем" . Возникающее в результате этого правоохранительное отношение является вертикальным. Гражданин ждет решения по своей жалобе "сверху". Напротив, подача жалобы-иска в судебный орган приводит к возникновению оригинального процессуального управленческого отношения: оно является правоохранительным и одновременно горизонтальным, в котором субъекты (гражданин - истец и должностное лицо - ответчик) противостоят друг другу как равные стороны. Истец ждет не "милости" сверху, а решения независимого и объективного органа. Гражданин, оспаривая действия должностного лица или органа управления, принимает личное участие в процессе, как сторона. Поэтому правовые нормы, закрепляющие право гражданина на жалобу-иск, закрепляет его право на административный иск. Право административного иска есть, таким образом, право гражданина на судебную защиту в случаях нарушения его субъективного права. "В судебном споре с субъектом власти гражданин должен быть всегда истцом, а не жалобщиком, каковым он является в административном процессе" .

Охарактеризованным двум видам жалоб соответствуют в правовой действительности два вида обжалования или два вида производств: производство по административным жалобам в административном органе и производство по административному иску в судебном органе.

Вместе с тем, на наш взгляд необходимо изложить и иную точку зрения, существующую в науке административного права, относительно определения жалобы как административного иска. По мнению, например, М. Масленникова, черта отграничения искового производства от производства по жалобам в соответствии с Законом от 27 апреля 1993 г. проводится следующим образом: в исковом производстве существует юридический спор, не урегулированный не только сторонами, но главным образом, эта спорная ситуация нечетко либо неполно урегулирована законом. В производстве по жалобам тоже существует юридический спор, не урегулированный законом, и только в тех случаях, когда закон неправильно применен к конкретному гражданину. При этом одна из сторон - орган управления - вправе (а чаще - обязана) самостоятельно, без вмешательства суда, устранить нарушение закона и разрешить возникший конфликт (его и спором-то нельзя назвать ввиду очевидности), для чего не требуется доказательств, доказывания и оценки доказательств, а необходимо только правильное, адекватное понимание и применение закона к конкретному гражданину.

Говоря об отнесении к исковому производству жалоб на действия (решения) органов управления, надо учитывать прежде всего происхождение терминологии.

Иск - это обращение к суду с требованием о защите гражданских прав, а глагол "искать" означает стремление обнаружить что-то спрятанное, потерянное, скрытое; жалоба - это официальное заявление о незаконном или неправильном действии какого-либо лица, учреждения, организации (Словарь русского языка. Т. 1. М., 1981. С. 676 - 677, 470). "Иск" интерпретируется как заявление в суд о разрешении какого-либо гражданского спора, а "искать" - стараться, стремиться найти, обнаружить что-либо скрытое, не видимое в данный момент (Историко- этимологический словарь современного русского языка. Т. 1. М., 1994. С. 356 - 357).

Исковое производство обеспечивает защиту реального или предполагаемого гражданского права, а судебное разрешение административно - правового спора по жалобе обеспечивает устранение нарушений прав и свобод граждан, связанных с изданными актами управления, устраняет препятствия для возникновения гражданских правоотношений. Таким образом, есть основания утверждать, что рассмотрение судом жалоб в соответствии с Законом от 27 апреля 1993 г. - это не только составная часть правоприменительного процесса, но и установление материального содержания существа спора, его содержательной, главным образом - гражданско-правовой основы субъективного права конкретного гражданина.

Исковому производству присущ ряд характерных черт. В нем возможны: участие прокурора в качестве истца; в производстве же по жалобе круг заявителей ограничен представителем гражданина либо представителем общественной организации или трудового коллектива (ст. 4 Закона от 27 апреля 1993 г.); заключение и утверждение мирового соглашения; в производстве же по жалобе оно исключается, ибо связано с компромиссом, чреватым нарушением интересов государства (иного органа), а также других лиц, не участвующих в деле.

При рассмотрении судом иска участие третьих лиц правомерно; в производстве по жалобам - исключено, так как здесь презюмируется решение исключительно в отношении конкретного акта управления и в отношении конкретного гражданина, конкретного должностного лица (ст. ст. 7, 9 Закона от 27 апреля 1993 г.).

Исполнимость судебных решений по искам зачастую бывает проблематична, по жалобе - реальна ввиду кратких сроков рассмотрения жалоб (до 10 дней) и их исполнения (возможно немедленное исполнение) и возможного предписания об обязанности сообщить об исполнении решения (ст. 8 Закона от 27 апреля 1993 г.).

Далее. Иски рассматриваются по месту нахождения ответчика; жалобы могут быть поданы и рассмотрены по месту жительства гражданина - заявителя. Наконец, в исковом производстве бремя доказывания возлагается на истца, в производстве по жалобе - на ответчика (ст. 6 Закона от 27 апреля 1993 г.).

И так, как уже было сказано, иск – средство защиты через суд (арбитражный суд) нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса. Различают две стороны исков материально-правовую и процессуально-правовую. В первом случае речь идет о возможности удовлетворения заявленного требования по существу на основе установленных факторов и юридических норм гражданского, трудового, семейного, административного права. Во втором – о правомерности обращения в суд с целью получения судебного решения. В законе четко оговариваются мотивы, по которым суд отказывает в принятии иска, прекращает производство по делу или оставляет иск без рассмотрения.

Классификация административных исков происходит по ряду оснований:

1. По характеру предъявляемых истцом к ответчику требований;

2. По характеру административного иска;

4. По объему доказывания;

5. По форме.

По характеру предъявляемых истцом к ответчику требований административный иск может быть направлен на:

Принуждение ответчика к совершению определенных действий или к воздержанию от неправомерных действий (возвратить имущество, возместить убытки, уплатить неустойку не препятствовать пользоваться имуществом);

Установление наличия или отсутствия правоотношений между сторонами (подтвердить договор или признать его недействительным);

Изменение (выделить свою долю из общего имущества) или прекращение правоотношений (разделить общую собственность).

Три вида иска определяют характер защиты и исследования дела: основание для предъявления, предмет и содержание. Основание иска – это фактические обстоятельства, с которыми законодательство связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений между заинтересованными лицами. Предмет иска – это спорное правоотношение. Содержание иска – это требования истца по восстановлению своих прав, свобод и законных интересов.

По характеру административные иски подразделяются на иски:

а) подаваемые в связи с нарушением экономических прав;

б) направленные на защиту политических прав и свобод;

в) способствующие защите прав граждан в сфере культуры;

г) вызываемые нарушением социальных прав;

д) имеющие своей целью охрану личных прав и свобод граждан.

В зависимости от содержания следует выделить иски, направленные на неправомерное применение административно-предупредительных мер, мер административного пресечения, мер административного взыскания, а также иски, связанные с иными действиями должностных лиц (грубость, нетактичность, ненадлежащее исполнение своих обязанностей).

По объему доказывания выделяются:

а) иски, не требующие дополнительного изучения и проверки;

б) иски, по которым необходимо проводить дополнительную проверку.

По форме различаются устные и письменные иски. В зависимости от того, в который раз иск выступает предметом рассмотрения соответствующих органов, можно говорить о первичных и повторных исках. Наконец, в зависимости от субъекта, обратившегося с иском, следует различать анонимные, индивидуальные и коллегиальные иски (анонимные иски в судебном порядке не рассматриваются).

Необходимо в двух словах обратиться к классификации обжалования, которое осуществляется на основе двух критериев: порядок обжалования и его последствия.

Основываясь на первом критерии классификации, различают судебный и административный порядок обжалования. Оба порядка обжалования должны дополнять друг друга. Суд в отношении дел по искам, вытекающим из административно-правовых отношений, может и должен выступать либо как орган первой инстанции, либо в роли органа второй инстанции. В законодательстве установлен перечень дел, по которым суд осуществляет разбирательство в качестве органа первой инстанции. Другими словами необходимо признать возможность судебного обжалования любых действий должностных лиц, которые совершены с нарушением закона, с превышением полномочий, ущемляющих права граждан. Такой вывод основывается на положениях Конституции РФ.

Первоначальное предъявление клиентом проблемы можно определить как «жалобу». Наиболее харатерные типы жалоб:

1. «Непонятная» жалоба.

Пример: «У меня все не так. Я не могу добиться того, чего хочу. Конечно, это не всегда так. Но когда это так, я чувствую себя несчастным». Можно только гадать о чем говорит клиент.

«Непонятные» жалобы могут проистекать из двух источников:

— осторожность и недоверие клиента к терапевту

– клиент сам для себя еще не сформулировал проблему, и «непонятная» жалоба – это ее формулировка в первом приближении.

При «непонятной» жалобе:

1) поощрять вхождение клиента в эмоциональный процесс;

2) дать возможность клиенту самому «развернуть» собственные смыслы …
и содержание проблемы.

2. «Составная» жалоба.

Пример: «У меня не ладится на работе, в семье – с мужем и детьми, вечно со мной что–либо случается, и даже ночью меня преследуют кошмары».

Составная жалоба – это одна из разновидностей «непонятной» жалобы.

Техника работы с составной жалобой следующая. Имеются три возможности:

1) рефлексивно отразить то, что говорит клиент (техники повтора, обобщения, парафраза и т. п.);.

2) «услышать», на какую часть составной жалобы клиент дает эмоциональные отклики и отреагировать именно на нее;

3) отреагировать на эмоциональное состояние клиента, как бы упустив содержание проблемы (техника эмпатического ответа).

3. «Сложная» жалоба.

Пример:«Вы знаете, у меня сын 14 лет, и отношения с ним очень плохие. Сын не слушается ни меня, ни отца. Случается так, что он не ночует дома». Клиентка как бы «прощупывает» терапевта первой жалобой. А затем, поверив ему, дает свою следующую сокровенную проблему: «Вы знаете, я окончательно запуталась. У меня есть любимый человек, есть и муж. Мужа я не люблю, но он отец моего ребенка и в состоянии хорошо меня обеспечить, чего не может сделать мой любимый мужчина». Женщина впервые плачет. Очевидно, что любая первая жалоба может быть «пробным шаром». Поэтому не следует бросаться помогать и глубоко, «с головой» погружаться в первую предложенную клиентом проблему. Следует слушать, что на самом деле говорит клиент, это значит, что он на самом деле переживает.

4. Жалоба со скрытым содержанием.

Суть такой жалобы состоит в несовпадении явного и скрытого содержания. Например, муж говорит: «Ведь это неправильно, что жена два часа укладывает девятимесячного ребенка спать, ребенок должен быть самостоятельным». За этим содержанием лежит скрытая жалоба: «Я ревную жену к ребенку, прихожу усталый домой после работы и вынужден сам сидеть на кухне и ждать, пока не освободится жена». Скрытое содержание может слабо осознаваться.

5. «Хитрая» жалоба.

Этот вид жалобы имеет скрытое содержание. При этом явное содержание жалобы имеет целью «запутать» психотерапевта и добиться своего. Например, женщина имеет мучающие ее проблемы с сердцем, несколько лет она лечится у врачей–терапевтов с диагнозом «вегето–сосудистая дистония», но безуспешно. Оказывается, что она ревнует своего мужа и болезнь сердца – прекрасный способ контролировать свободное время мужа: он провожает жену на работу и встречает с работы. У мужа выражен психастенический радикал личности и поэтому моральные нормы являются важными регуляторами его поведения. На этом жена и играет («бросить больную нехорошо!»). Очевидно, что она пришла не с целью избавиться от «болезни сердца», а, напротив, за подтверждением серьезности этой болезни и невозможности излечения (скрытый запрос: «Скажите мужу, что я серьезно больна»). В этом случае также следует быть терпеливым, хотя порой бывает эффективным и метод конфронтации: «У Вас нет другого способа быть нужной мужу?!» и углублять процесс переживания.

6. Жалоба на другого.

Например: «Мне очень тяжело… (женщина плачет) на работе… Я не могу найти общий язык с директором. Он очень тяжелый и неумный человек, работа его совершенно не интересует…». В этом случае клиентом является директор. Клиент же может не иметь готовности к изменению. Это достаточно трудный случай для психотерапии.

Жалоба и запрос клиента

Первоначальное предъявление клиентом проблемы можно определить как «жалобу». В качестве примеров приведем наиболее харатерные типы жалоб. Выделение этих типов жалоб достаточно условно.

1. «Непонятная» жалоба. Вот одна из них: «У меня все не так. Я не могу добиться того, чего хочу. Конечно, это не всегда так. Но когда это так, я чувствую себя несчастным». После такой жалобы так и хочется спросить: «Что Вы имеете в виду?» Жалоба действительно не понятна. Можно только гадать о чем говорит клиент. «Непонятные» жалобы могут проистекать, как минимум, из двух источников: с одной стороны, это осторожность и недоверие клиента к терапевту, а с другой–клиент сам для себя еще не сформулировал проблему, и «непонятная» жалоба – это ее формулировка в первом приближении. Конечно, можно попросить у клиента дополнительную информацию, например: «Что Вы имеете в виду, когда говорите, что бываете несчастным?». Такую реакцию терапевта нельзя квалифицировать как неправильную. Тем не менее, она может напугать клиента, если будет воспринята им как грубый толчок, как давление. А это может произойти в том случае, когда клиент осторожничает и поэтому дает «непонятную» жалобу. Если «непонятная» жалоба является следствием того, что клиент только–только конструирует проблему, то указанная выше реакция психотерапевта может быть очень полезной клиенту. Однако возможно и другое, – клиент таким вопросом подталкивается к интеллектуализированной позиции. В этом варианте клиент превращается в квазиисследователя, который интерпретирует свою жизнь. Клиент не переживает, а рассуждает – он не в опыте, не в эмоциях. Поэтому одна из возможностей работы с «непонятной» жалобой клиента – это просто повторить то, что сказал клиент (режим психотерапевтического зеркала, рефлексивная техника). Если же клиент представил свою жалобу совершенно спокойно, ему можно сказать: «И тем не менее, вы спокойны» (или «У вас хватает мужества быть при этом спокойным»). Если же клиент жаловался, едва сдерживая плач, реакция терапевта может быть: «Я вижу, как вам тяжело – вы чуть не плачете». Приведенные реакции психотерапевта помогают клиенту быть в своих переживаниях, а не выходить из них и рассуждать о них. Следовательно, при «непонятной» жалобе, с нашей точки зрения, следует: 1) поощрять вхождение клиента в эмоциональный процесс; 2) дать возможность клиенту самому «развернуть» собственные смыслы и содержание проблемы.

2. «Глупая» жалоба. На консультацию пришла супружеская пара, и одной из их жалоб была следующая: «Вы понимаете, – говорила женщина, – мы никак не можем договориться о взаимоприемлемом времени интимной близости. Я ему говорю, что 22.30 – самое подходящее время, – и далее она логично обосновывала это время. – Интимная близость до 23.00, а затем сон в течение 7 часов до 6 утра. Затем я встаю, делаю завтрак и ухожу на работу. Логично?! Но муж не согласен – он так рано не ложится спать». Эта «глупая» жалоба представляет собой ни что иное, как семейный миф, который мы ранее описали как миф «22.30». Этот миф быстро развенчивать не только нельзя, но и очень опасно. В данном случае смысловую проблему «как быть вместе?» супруги заменили технической «когда быть вместе?». «Глупая» жалоба (а за ней лежит, соответственно, и «глупая» проблема) – это вид защитной рационализации, «срыв» которой не самая лучшая реакция психотерапевта. Вместе с тем за приведенной жалобой лежат полоролевые проблемы: жена находится в симбиотической связи с матерью, инфантилизирована и не нуждается в партнере. В случае «глупой» жалобы мы как будто сталкиваемся со «слепым» клиентом. Один вопрос возникает при этом: «Следует ли клиенту раскрывать глаза?» В индивидуальной и групповой психотерапии в случае таких жалоб, по нашему опыту, хорошо себя зарекомендовала техника метафор, позволяющая, во–первых, как бы со стороны посмотреть на собственную ситуацию и, во–вторых, с иронией отнестись к своей проблеме. Существуют и другие психотерапевтические возможности у метафоры. В групповой психотерапии терапевтическими являются реакции других членов группы, когда они не дают советов, а лишь отзываются на указанную проблему какого–либо члена группы, создавая тем самым полифонию «голосов» и человеческих смыслов. В этой ситуации «смягчаются» механизмы защиты.

3. «Составная» жалоба. Пример такой жалобы: «У меня не ладится на работе, в семье – с мужем и детьми, вечно со мной что–либо случается, и даже ночью меня преследуют кошмары». С каким именно содержанием следует работать психотерапевту, с какой частью предъявленной проблемы? Составная жалоба – это одна из разновидностей «непонятной» жалобы. Реакции психотерапевта по типу выяснения: «Что у вас с мужем?», «Что у вас с начальником?» и т. п. малоэффективны. Техника работы с составной жалобой следующая. Имеются три возможности: 1) рефлексивно отразить то, что говорит клиент (техники повтора, обобщения, парафраза и т. п.);.2) «услышать», на какую часть составной жалобы клиент дает эмоциональные отклики и отреагировать именно на нее; 3) отреагировать на эмоциональное состояние клиента, как бы упустив содержание проблемы (техника эмпатического ответа).

4. «Сложная» жалоба. Вот пример. Клиентка высказывает следующую жалобу: «Вы знаете, у меня сын 14 лет, и отношения с ним очень плохие. Сын не слушается ни меня, ни отца. Случается так, что он не ночует дома». Клиентка как бы «прощупывает» терапевта первой жалобой. А затем, поверив ему, дает свою следующую сокровенную проблему: «Вы знаете, я окончательно запуталась. У меня есть любимый человек, есть и муж. Мужа я не люблю, но он отец моего ребенка и в состоянии хорошо меня обеспечить, чего не может сделать мой любимый мужчина». Женщина впервые плачет. Очевидно, что любая первая жалоба может быть «пробным шаром». Поэтому не следует бросаться помогать и глубоко, «с головой» погружаться в первую предложенную клиентом проблему. Следует слушать, что на самом деле говорит клиент, это значит, что он на самом деле переживает.

5. Жалоба со скрытым содержанием. Суть такой жалобы состоит в несовпадении явного и скрытого содержания. Например, муж говорит: «Ведь это неправильно, что жена два часа укладывает девятимесячного ребенка спать, ребенок должен быть самостоятельным». За этим содержанием лежит скрытая жалоба: «Я ревную жену к ребенку, прихожу усталый домой после работы и вынужден сам сидеть на кухне и ждать, пока не освободится жена». Скрытое содержание может слабо осознаваться. Вряд ли имеет смысл терапевту сразу же переводить скрытое содержание проблемы в явное. Хочет ли об этом говорить клиент, доверяет ли он психотерапевту – это то, что следует учитывать. Если же скрытое содержание не осознается клиентом, не всегда следует прояснять его клиенту. Терпение психотерапевта, готовность ждать – это важные качества терапевта. Например, психотерапевт может отреагировать: «Я чувствую, что вам трудно говорить об этом», или «Я слышу, что вы говорите» (если клиент осознает скрытое содержание жалобы). Возможна и другая реакция психотерапевта (особенно если скрытое содержание не осознается клиентом) – психотерапевт реагирует на переживаемую клиентом эмоцию, а не на вербально выраженное содержание жалобы. Например: «Я слышу, что вы раздражены на жену, чувствуете себя непонятым и обиженным». Это реакция психотерапевта – приглашение клиенту войти в собственные переживания. Часто оказывается, что клиент до интервью имел один план жалобы, во время интервью этот план нарушается и клиент говорит совсем не то, что предполагал.

6. «Хитрая» жалоба. Этот вид жалобы имеет скрытое содержание. При этом явное содержание жалобы имеет целью «запутать» психотерапевта и добиться своего. Например, женщина имеет мучающие ее проблемы с сердцем (приступы кардиалгии, дыхательный дискомфорт и т. п.). Несколько лет она лечится у врачей–терапевтов с диагнозом «вегето–сосудистая дистония», но безуспешно. Оказывается, что она ревнует своего мужа и болезнь сердца – прекрасный способ контролировать свободное время мужа: он провожает жену на работу и встречает с работы. У мужа выражен психастенический радикал личности и поэтому моральные нормы являются важными регуляторами его поведения. На этом жена и играет («бросить больную нехорошо!»). Очевидно, что она пришла не с целью избавиться от «болезни сердца», а, напротив, за подтверждением серьезности этой болезни и невозможности излечения (скрытый запрос: «Скажите мужу, что я серьезно больна»). В этом случае также следует быть терпеливым, хотя порой бывает эффективным и метод конфронтации: «У Вас нет другого способа быть нужной мужу?!» и углублять процесс переживания.

7. Жалоба на другого. Например: «Мне очень тяжело… (женщина плачет) на работе… Я не могу найти общий язык с директором. Он очень тяжелый и неумный человек, работа его совершенно не интересует…». В этом случае клиентом является директор. Клиент же может не иметь готовности к изменению. Это достаточно трудный случай для психотерапии.

Из книги Ужасы на Западе автора Делюмо Жан

Из книги ПЛАСТИЛИН МИРА, или курс «НЛП-практик» как он есть. автора Гагин Тимур Владимирович

Шаг первый - Запрос на непроизвольный бессознательный сигнал Что такое непроизвольный бессознательный сигнал? Руку я могу поднять сознательно, а вот чтобы у меня зачесалось колено - этого я сознательно сделать не могу (обычно). Или чтобы у меня стрельнуло в ухе или чтобы

Из книги Практикум по конфликтологии автора Емельянов Станислав Михайлович

Занятие 2.2. Тема: «Сущность конфликта и его причины». Деловая игра «Жалоба» Цель игры. Развитие у студентов умения анализировать конфликт на основе уяснения ими основных конфликтологических понятий; формирование навыков применения простейших методов изучения и оценки

Из книги Преобразующие диалоги автора Флемминг Фанч

Воздействие на клиента (Влияние на клиента) В физике есть принцип под названием "Теорема о неопределенности Гейзенберга", которую вполне можно применять к любому взаимодействию людей, включая сеанс процессинга. По сути этот принцип утверждает, что невозможно

Из книги Конфликт: участвовать или создавать... автора Козлов Владимир

Ситуация 4.3.9 «Запрос шефа» Описание ситуацииРуководитель подразделения перешел в конкурирующую фирму. На его место может быть продвинут один из заместителей. При этом один из них (Борис) жаждет занять это место и открыто заявляет о своем желании. Второй (Владимир), по

Из книги Курс настоящей стервы автора Шацкая Евгения

Жалоба Если человек на что-то жалуется, даже сам того не понимая, он тебя о чем-то просит. Немного пораскинув мозгами, ты легко поймешь, о чем именно. Если он о чем-то тебя просит, то не ждет отказа, и если получит его, обидится. Весь парадокс ситуации заключается в том, что

Из книги Освоение одиночества. О чем молчат любимым. автора Покрасс Михаил Львович

О ЧЕМ МОЛЧАТ ЛЮБИМЫМ (последняя жалоба подростка) - Я тебя ненавижу!.. Я не знаю, за что я тебя ненавижу, но, если бы я знал (знала), то сказал (сказала) бы вот что...(Таких чувств и помыслов я бы не простил (не простила)’ себе, спасибо, что их нет у меня, что я о них ничего не

Из книги Интеллект: инструкция по применению автора Шереметьев Константин

Жалоба 1. Почему я не властелин мира? Так прямо никто не говорит, конечно. Это жалоба обычно замаскирована в виде невинных фраз: «Вот этот украл миллиарды»; «Вот тот обманом прорвался к власти»; «Вот та вышла замуж за президента».Сразу хочется спросить:– А тебе какое

Из книги Жажда смысла. Человек в экстремальных ситуациях. Пределы психотерапии автора Виртц Урсула

Жалоба 2. Должен же быть хоть какой-то порядок! Обычно эта жалоба следует после описания какой-либо ситуации, где произошла какая-либо неприятность, например, пришлось отстоять очередь.Да, в жизни бывают самые разные ситуации, в том числе и недоразумения. Это реальная

Из книги Как располагать к себе людей автора Карнеги Дейл

Жалоба 3. Вот когда-то было хорошо, а сейчас все испортилось Возможно, было хорошо, возможно – не было. Кто знает? Как река направляет свои воды по горам и долинам, так и жизнь течет себе неспешно среди разных житейских событий.Будьте в потоке жизни. Живите здесь и сейчас.

Из книги автора

Жалоба 4. Я хочу вот это и прямо сейчас, а этого нет Все в мире делается постепенно. Постепенно растет цветок, постепенно тает снег, постепенно восходит солнце. В этом прекрасная величавость жизни. Постепенность дает возможность насытиться каждым мгновением жизни.

Из книги автора

Жалоба 5. Мне никто не подчиняется Этой фразы тоже никто прямо не говорит. Она маскируется под невинные фразы: «Начальник – идиот»; «Дети от рук отбились»; «Соседи достали».Но в основе всех этих фраз лежит странная вера в то, что все окружающие должны почему-то

Из книги автора

Жалоба 6. Вот тот хорошо устроился, а я нет Судить о том, как хорошо кому-либо живется, вы не можете. Кто там его знает, что у человека в голове. В самых распрекрасных условиях он может быть недовольным жизнью.Поэтому завидовать кому-либо бессмысленно. Это никак не сделает

Из книги автора

Жалоба 7. Я хочу, но мне лень Это самый простой случай. Если вы что-то хотите, но вам лень к этому идти, то желание ложное. Оно не ваше. Вспомните ребенка, который даже еще не может ходить, но в другом углу уже замечает яркую игрушку. Он тут же на четвереньках рванет в другой

Из книги автора

1. Вопрос о смысле – симптом болезни? Запрос на психоанализ Когда человек задумывается о смысле и ценности жизни, он болен, так как ни того, ни другого объективно не существует; это лишь указание на неудовлетворенное либидо, и, должно быть, при этом происходит что-то

Из книги автора

Жалоба клиента Президент сети обувных магазинов получил от покупателя такое письмо: «Господа! Сегодня утром я проходила мимо вашего магазина по Мейн-стрит и увидела в витрине туфли, которые мне очень понравились. Я вошла в помещение и стала искать продавца. В задней части



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация