На что родители призывника имеют право. Как защитить себя во время призыва (памятка призывнику). Право призывника на получение копии медицинской карты

Главная / Суд

Какие права и обязанности имеет призывник в России?

5 (100%) 1 vote

Не хотите служить в армии? Мы вам поможем!
Прежде чем описывать права призывника, следует указать его прямые обязанности перед государством. Он описаны в соответствующем законе:

  • Подготовка к военной службе (обязательно).
  • Призыв в армию.
  • Несение воинской повинности.
  • Нахождение в запасе.
  • Военные сборы (при наличии военной кафедры в ВУЗе или во время запаса).

Права призывников:

  • Обжалование заключения комиссариата по поводу годности на военную службу.
  • Затребование экземпляра заключения комиссии военкомата.
  • Прохождение медосмотра в любом медучреждении.
  • Отказ от вмешательства медиков в свой организм.
  • Знакомство со своими данными из личного дела, расположенного в комиссариате.
  • Свобода перемещения.

Обжалование заключения комиссии по призыву

Призывник может подать жалобу на заключение комиссии на основании 7-й статьи (п. 28) закона о воинской обязанности.

При этом важно соблюдать срок подачи такой жалобы, который считается со дня владения призывником копией решения комиссии.

Может быть подано как в комиссию региона РФ, так и в суд (в соответствующем регионе России). В первом случае военкомат должен обеспечить рассмотрение такого документа в срок до 5 суток со дня получения. В данном случае исполнение первоначального заключения комиссии по призыву на военную службу останавливается до тех пор, пока комиссия региона РФ не вынесет свое решение или судебное решение не вступит в свою силу.

Получите БЕСПЛАТНУЮ консультацию военного юриста

После оформления заявки, вы сможете скачать PDF-книгу "5 способов получить военный билет без службы в армии"

Копия решения комиссии

На основании того же пункта призывник имеет право затребовать копию решения, и председатель не имеет права ему в этом отказать.

Однако, увы, в реальности сотрудники комиссариата зачастую пренебрегают своими обязанностями. В такой ситуации поможет письмо с просьбой предоставить копию, поданное при помощи заказного письма (плюс уведомление о получении). Комиссия обязана отвечать на такие просьбы призывников в 30-дневный период, основанием тому служит 12-я статья закона о рассмотрении гражданских обращений.

Осмотр призывников в любом медучреждении

Для любого гражданина, призванного на военную службу, статья 30 базового законодательства России предусматривает возможность выбора врача для лечения (в т. ч. специалиста общей практики) – разумеется, при согласии самого медработника.

Также призывник имеет полное право проходить медицинское обследование в учреждении на свой выбор (на основании страховых – обязательного и добровольного – договоров).

Имеет ли призывник право отказаться от медосмотра

Пункт 3 статьи 20, которая посвящена охране здоровья граждан страны, гласит, что любой гражданин может отказаться от вмешательства медиков или затребовать прекращения данного вмешательства.

При этом свой отказ следует зафиксировать официально, написав соответствующее заявление. Иначе фактический отказ трактуется законом в качестве (на основании пункта 7 ВС РФ от 03.04.08 №3).

Знакомство с данными из личного дела

Часть 2 Конституции России говорит, что органы локального самоуправления, представители власти, прочие ответственные лица должны предоставлять запрашиваемые документы любому гражданину, если таковые напрямую связаны с его свободой, правами (когда на то нет явного запрета в законе).

Иначе говоря, для призывников, получивших повестку для призыва на военную службу, предоставляется полное право потребовать свое личное дело в комиссариате для ознакомления.

Копия медицинской карты

Любой пациент (гражданин России), если на него была заведена медицинская карта, на основании 22-й статьи (п. 5) закона об охране здоровья, может по своему письменному заявлению затребовать документы, в которых отражена информация о его здоровье – включая копии, медицинские выписки. Заявление следует составлять со ссылкой на вышеуказанный закон.


Свобода перемещения

Любой гражданин страны на основании первой части 27-й статьи Конституции страны имеет право свободно передвигаться, а также определять место проживания и пребывания.

Данный пункт также немаловажен, т. к. порой призывника во время призыва насильно удерживают в военкомате. Кроме того, сотрудники комиссариата не имеет права доставки призывников в военкомат без определения необходимого документа в МВД – в них обязательно указываются данные молодого человека, также там должна присутствовать роспись начальника военкомата.

Каждый призывник имеет права, закрепленные законодательством РФ. Призывнику необходимо знать свои права и уметь их защищать. Призывник имеет право:

  • на освобождение от службы в армии и зачислении в запас при наличии законных оснований;
  • на отсрочку от призыва в армию при наличии законных оснований;
  • на выбор медицинского учреждения для прохождения обследования;
  • на получение копии медицинской карты в учреждениях здравоохранения;
  • на ознакомление с личным делом призывника;
  • на медицинское обследование по направлению военкомата;
  • на получение копии решения призывной комиссии.

Право призывника на выбор медицинского учреждения

В соответствии с п. 5 ст. 19 ФЗ № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" гражданин помимо всего прочего имеет право как на выбор врача и выбор медорганизации, в которой ему будет оказана медицинская помощь, либо врачебные вмешательства. Согласно п.8 ст. 21 "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" выбор врача и медорганизации военнослужащими и лицами, приравненными по медицинскому обеспечению к военнослужащим, гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, гражданами, подлежащими призыву на военную службу или направляемыми на альтернативную гражданскую службу, и гражданами, поступающими на военную службу по контракту или приравненную к ней службу, осуществляется с учетом особенностей оказания медпомощи, установленных статьей 25 вышеназванного Закона. В свою очередь, призывники в полной мере обладают правами, предусмотренными иным категориям граждан. Данная позиция отражена и в Решении Верховного суда РФ по делу № ГКПИ09-515 от 10.06.2009 года: "Названными нормами регламентированы общие права граждан на медико-социальную помощь и права пациентов, включая право на выбор врача и лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования. Указанные права в полной мере принадлежат и гражданам, подлежащим призыву на военную службу, …" (Решение суда стр. 6 абзац 3).

Право призывника на получение копии медицинской карты

В соответствии с п.5 ст. 22 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" пациент либо его законный представитель имеет право по запросу, направленному в том числе в электронной форме, получать отражающие состояние здоровья пациента медицинские документы (их копии) и выписки из них, в том числе в форме электронных документов. Порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Право на ознакомление с личным делом призывника

Согласно ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Ст. 8 Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" говорит о том, что - граждане (физические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных федеральными законами. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Право призывника на обжалование решения призывной комиссии

Решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд. Жалоба гражданина на решение призывной комиссии должна быть рассмотрена в течение пяти рабочих дней со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, а жалоба гражданина на заключение призывной комиссии - в течение одного месяца со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае обжалования гражданином решения (заключения) призывной комиссии выполнение этого решения (действие этого заключения) приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда (п.7 ст. 28 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").

Право призывника на получение копии решения призывной комиссии

Председатель призывной комиссии объявляет решение (заключение) гражданину, в отношении которого оно принято (вынесено). По письменному заявлению гражданина, поданному им в военный комиссариат, военный комиссариат в течение пяти рабочих дней со дня подачи заявления гражданином выдает ему под роспись выписку из протокола заседания призывной комиссии о соответствующем решении (заключении) либо направляет указанную выписку по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по указанному в заявлении гражданина адресу. При этом в случае направления указанной выписки по почте заказным письмом датой ее вручения считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма (п.6 ст. 28 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").

Обязанности призывника

Обязанности призывника заключаются в следующем:

  • состоять на воинском учете по месту жительства или месту пребывания;
  • явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование;
  • явиться на профессиональный психологический отбор;
  • явиться на заседание призывной комиссии;
  • явиться для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы.

Кто может защищать права призывника в военкомате? Как призывнику защитить себя во время призыва в армию (советы юристов, законы)?

Чем дальше современное общество уходит от существовавшего в определённый исторический период тоталитарного общества, тем более настойчиво граждане, уже не знакомые с командно-приказной системой, отстаивают свои гражданские права. Защита прав призывника - современный тренд. Создаются комитеты солдатских матерей, появилась масса юридических фирм, защищающих права призывника в военкомате и предлагающих услуги по отсрочке или полному освобождению от службы.

При этом в обществе сложилось и подогревается негативное восприятие армии. Защита прав призывника – модная, но сильно избитая тема. Дисциплина и порядок рассматриваются как произвол и «дедовщина» - жупел, которым пугают всех, кому предстоит пройти армейскую службу.

Военкоматы принято воспринимать как бюрократическое учреждение, в котором работают бездушные солдафоны, а их единственной целью является выполнение плана по призыву. «Забрить» невинного, беспомощного, больного призывника, игнорируя все законные основания для предоставления отсрочки или освобождения от службы.

В реальной жизни всё обстоит далеко не так. Военкоматы – не более, чем один из многих органов государства, подчиняющийся в своей деятельности чётко установленным правилам и инструкциями. В этом отношении регламентация деятельности в военном ведомстве гораздо более строгая, чем в любом гражданском учреждении. В военкоматах гораздо больше дисциплины и порядка, а уровень ответственности за недочёты в работе – более строгий.

На сегодняшний день страшилки о том, как нарушаются права призывника в военкомате – не более чем популярный жанр фольклора, народные байки о том, как нарушают права призывника в военкомате. В большинстве случаев это лишь слухи, не имеющие отношения к реальности.

Какие законы защищают права призывника?

Все основные права военнослужащих по призыву, призывников и допризывников детально прописаны в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе» и Конституции РФ. Помимо этого существует большое количество законов, приказов и инструкций, которые дополнительно разъясняют и упорядочивают более узкие вопросы воинской службы.

Читайте также: Какая ответственность за уклонение от призыва на военную службу?

Однако если об обязанностях призывника в той или иной мере знают все, то о своих правах знают далеко не все призывники. Какие же права призывника в военкомате надо знать? Их перечень достаточно обширен:
— право на обжалование результатов ВВЭ;
— право на прохождение контрольного медицинского освидетельствования;
— право на обжалование в суде решения призывной комиссии и т.д.

Как обжаловать решение призывной комиссии?

Необходимость в подобном мероприятии возникает в случаях, когда призывник не согласен с решением о направлении в воинскую часть для прохождения службы или его не устраивает категория годности, определённая решением комиссии.

Часто этим приемом пользуются юристы по защите прав призывников с целью затянуть призыв юноши на военную службу и добиться отсрочки на полгода, пока идёт разбирательство по существу жалобы в вышестоящих инстанциях или суде. В прайс-листах юрфирм эта услуга часто так и называется «отсрочка на полгода».

Надзор за деятельностью военкоматов и призывных комиссий осуществляют органы военной прокуратуры. Именно к органам военной прокуратуры в первую очередь следует апеллировать в случае каких-то спорных ситуаций. Это наиболее эффективный и совершенно бесплатный способ удовлетворения претензий и соблюдения прав призывника.

Для призывника, не имеющего цели «отмазаться» от службы, решение призывной комиссии вряд ли сильно интересно. Большинство волнует только «команда» в которой ему предстоит убыть к месту службы и род войск. Тем не менее, право получить на руки этот документ есть у каждого. Для этого достаточно написать заявление на имя председателя призывной комиссии и в течение 30 рабочих дней закон обязывает выдать копию на руки заявителю.

Получить копию решения призывной комиссии можно без непосредственной явки в военкомат. Достаточно направить в адрес комиссии заказное письмо с уведомлением о вручении и бережно сохранить вернувшийся в адрес заявителя ответ с подписью должностного лица.

Что делать в случае несогласия с результатами военно-врачебной экспертизы?

Больше всего конфликтов возникает в случаях несогласия призывника с заключением призывной военно-врачебной комиссии (ВВК). Широко распространено заблуждение, что врачи ВВК намеренно игнорируют заболевания призывников. Конечно же, это не так. В призывных ВВК работают во время весенних и осенних призывов обычные врачи, приглашённые специалисты из районных и городских поликлиник, которым не свойственен «солдафонский» образ мышление или бездушное отношение к пациентам. Однако нагрузка на врачей очень большая, поэтому вполне возможны некоторые недоразумения.

Закон «О воинской обязанности и военной службе» приписывает молодым людям не только обязательства, но и права, знание которых поможет избежать нарушений во время призывных мероприятий.

Ознакомиться с личным делом и приобщить к нему документы

Призывник и его законные представители вправе ознакомиться с личным делом и приобщить к нему недостающие или новые медицинские документы. Для ознакомления с информацией нужно направить соответствующее заявление на имя начальника военного комиссариата. Оно не требует строгих стандартов оформления и пишется в свободной форме.

Просмотреть сведения можно только в военном комиссариате, так как забирать папку с собой запрещено законом. Не допускается также изымать справки и другие бумаги из «досье» призывника. Зато если юноша или его представители посчитают, что некоторой информации в папке не хватает, они могут написать заявление на приобщение к нему новых документов. Заявление и копии или подлинники документов направляются в канцелярию военного комиссариата. Нотариально заверять копии перед отправкой не нужно.

Пройти призывные мероприятия в сопровождении доверенного лица

Сопровождение доверенного лица может обеспечить защиту прав призывников. В качестве таких лиц могут выступать родственники, знакомые или юристы. Для каждого из них обязательно оформляется доверенность, вне зависимости от наличия родственных связей с призывником.

В доверенности указываются сведения о представителе и перечень его полномочий. При выборе доверенного лица нужно помнить, что представлять интересы в суде могут только юристы или адвокаты. Граждане без юридического образования таких полномочий не имеют.

Совет Службы Помощи Призывникам

Даже родители не могут представлять интересы своего совершеннолетнего ребенка без нотариально заверенной доверенности. Вы можете её оформить у любого нотариуса.

Пройти дополнительное обследование

Если юноша считает, что состояние его здоровья не позволяет отдать воинский долг или категория годности установлена неправильно, он имеет право пройти дополнительное обследование. Для этого нужно написать соответствующее заявление на имя врача, руководящего работой военно-врачебной комиссии. В нем указать:

  • Личные данные, от чьего имени поступает заявление (фамилия, имя, отчество, адрес по месту регистрации, номер телефона);
  • Причину обращения.

Все исследования проводятся за счет государства, поэтому платить за них не нужно. При нарушении права на бесплатные медицинские услуги нужно сразу же передать жалобу в военкомат или органы прокуратуры.

Освободиться от призыва

При наличии непризывных заболеваний, указанных в действующем Расписании болезней, гражданин имеет право на получение отсрочки или зачисление в запас. Продолжительность отсрочки по здоровью не превышает одного года. Если отсрочка предоставлена по семейным обстоятельствам, работе или учебе, ее срок может быть увеличен.

Мнение эксперта

Процесс призыва начинается с получения призывником повестки и заканчивается вынесением решения призывной комиссией. Если вы уже получили повестку в военкомат или столкнулись с нарушением при прохождении призывных мероприятий, узнайте, как защитить свои права, на странице «».

Екатерина Михеева, руководитель юридического отдела Службы Помощи Призывникам

Обжаловать решение призывной комиссии

Если гражданин не согласен с решением комиссии, он может его обжаловать. Для этого пишется заявление о направлении на контрольное медицинское освидетельствование. Если и эти врачи подтвердят, что районная призывная комиссия утвердила верную категорию годности, молодой человек сможет обжаловать решение военкомата в судебном порядке.

При судебном обжаловании гражданин может быть направлен на независимую экспертизу. В этом случае все обследования оплачиваются за собственный счет.

На что родители призывника имеют право?

Родители призывника имеют право выступать в качестве законных представителей молодого человека в военном комиссариате и медицинских учреждениях. Они также могут приобщить документы к личному делу или ознакомиться с его содержанием, присутствовать при проведении мед.осмотра или обследований, подготовить заявления от лица сына.

Права родителей призывника строго ограничиваются доверенностью и прописанными в ней условиями, поэтому нужно внимательно отнестись к оформлению документа, не забыв заверить его у нотариуса перед походом в военкомат.

C уважением к Вам, Миленная Ирина, юрист Службы Помощи Призывникам.

  • § 3. Административное право как учебная дисциплина
  • Раздел II. Административно-правовые
  • § 2. Административно-правовой статус гражданина
  • § 3. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
  • § 4. Специальные административно-правовые статусы индивидуальных субъектов
  • § 5. Административная опека и статус ее субъектов
  • § 6. Особенности административно-правового статуса лиц, совершивших преступления и административные проступки
  • § 7. Воинская обязанность граждан Российской Федерации
  • I Правовая основа и стадии осуществления воинской обязанности
  • II. Обязанности и права призывников
  • III. Правовое положение военнообязанных
  • IV. Воинская обязанность граждан в условиях мобилизации
  • Глава 7. Обязанности и права граждан в условиях паспортного режима § 1. Понятие, содержание, цели, правовая основа паспортного режима
  • § 2. Паспорт – основной документ гражданина Российской Федерации на ее территории
  • § 3. Обязанность гражданина Российской Федерации иметь паспорт
  • § 4. Обязанность гражданина соблюдать правила регистрационного учета (регистрации) по месту проживания
  • Регистрация по месту жительства
  • Регистрация граждан по месту пребывания
  • Снятие с регистрационного учета
  • § 5. Право на получение заграничного паспорта
  • Глава 8. Право граждан на защиту
  • § 2. Право граждан на обращения в органы государства и муниципальных образований
  • § 3. Право гражданина на административную жалобу
  • § 4. Производство по общим административным жалобам граждан
  • § 5. Право граждан на судебное обжалование незаконных решений (действий) органов публичной исполнительной власти и их должностных лиц (административная юстиция в России)
  • § 6. Право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями исполнительной власти и ее должностных лиц
  • Разделiii. Государственная
  • § 2. Линейная и функциональная власть
  • § 3. Организационная структура государственной администрации
  • § 4. Административное ведомство
  • Глава 10. Исполнительные органы государственной власти § 1. Понятие исполнительного органа государственной власти
  • § 2. Содержание административно-правового статуса исполнительных органов государственной власти
  • § 3. Виды исполнительных органов государственной власти
  • § 4. Система исполнительных органов государственной власти
  • § 5. Правительство России
  • § 6. Центральные федеральные исполнительные органы
  • § 7. Территориальные федеральные органы
  • § 8. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
  • Глава 11. Государственная служба и государственные служащие § 1. Понятие и типы службы в обществе
  • § 2. Понятие и типы должностей в организациях. Должностное лицо
  • § 3. Государственные должности
  • § 4. Государственный служащий и государственная служба
  • § 6. Основные принципы государственной службы
  • § 7. Классификация государственных служащих
  • § 8. Обязанности и права государственных служащих
  • Глава 12. Прохождение государственной службы § 1. Служебная карьера (понятие прохождения службы)
  • § 2. Прием (поступление) на службу
  • § 3. Аттестация служащих и присвоением квалификационных разрядов (чинов, рангов, званий)
  • § 4. Продвижение по службе
  • § 5. Прекращение государственной службы
  • § 6. Управление государственной службой
  • § 7. Особенности государственной службы в субъектах Российской Федерации
  • Раздел IV. Формы деятельности
  • § 2. Основные признаки акта государственной администрации
  • § 3. Виды актов государственной администрации
  • § 4. Акты федерального Правительства
  • § 5. Ведомственные нормативные акты
  • § 6. Акты государственной администрации субъекта Российской Федерации
  • § 7. Условия эффективности актов государственной администрации
  • § 8. Прекращение действия акта государственной администрации
  • Глава 14. Административно-процессуальная деятельность государственной администрации § 1. Понятие и виды юридического процесса
  • § 2. Административные процессы
  • § 3. Административно-процессуальное право и административно-процессуальные нормы
  • § 4. Общие стадии административных процессов
  • § 5. Административная подведомственность
  • Глава 15. Негласная деятельность государственной администрации § 1. Виды негласной деятельности государственной администрации
  • § 2. Режим секретности
  • § 3. Оперативно-розыскная деятельность
  • Глава 16. Административные договоры § 1. Место административного договора в деятельности государственной исполнительной власти
  • § 2. Структура и признаки административного договора
  • § 3. Административный договор и административный акт
  • Раздел V. Методы деятельности
  • § 2. Методы прямого и косвенного административного воздействия
  • § 3. Система методов и способов административного воздействия
  • § 4. Убеждение как метод деятельности государственной администрации
  • Глава 18. Поощрение в деятельности государственной администрации § 1. Понятие и особенности поощрения
  • § 2. Способы поощрения
  • § 3. Виды поощрительных средств
  • § 4. Поощрительное производство
  • Глава 19. Разрешительная система в российской федерации § 1. Понятие и особенности разрешительной системы
  • § 3. Разрешительное производство. Возбуждение дела
  • § 4. Принятие и исполнение решения
  • § 5. Надзор за соблюдением правил и условий разрешенной деятельности
  • § 6. Переоформление разрешений
  • § 7. Приостановление, отзыв и аннулирование лицензии
  • Глава 20. Административный надзор § 1. Понятие, субъекты, содержание административного надзора
  • § 2. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор
  • Глава 21. Специальные административно-правовые режимы § 1. Правовой и административно-правовой режим
  • § 2. Понятие и признаки специальных административно-правовых режимов
  • § 3. Виды специальных административно-правовых режимов
  • § 4. Чрезвычайное положение
  • § 5. Военное и «особое» положение
  • § 6. Режим закрытого административно-территориального образования
  • § 7. Режим охраны Государственной границы Российской Федерации
  • Раздел VI. Принуждение
  • § 2. Виды принуждения и ответственности по административному праву
  • § 3. Понятие и виды административно-правового принуждения
  • § 4. Административно-восстановительные меры
  • Глава 23. Административное пресечение § 1. Понятие и виды мер пресечения
  • § 2. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
  • § 3. Принудительное лечение
  • § 4. Применение огнестрельного оружия
  • § 5. Административное задержание граждан
  • § 6. Изъятие имущества, создающего угрозу безопасности, и у незаконного владельца
  • Глава 24. Понятие и основания административной ответственности § 1. Признаки административной ответственности
  • § 3. Административное нарушение и административное правонарушение (фактическое основание ответственности)
  • § 4. Состав административного проступка
  • Глава 25. Административные взыскания § 1. Система административных взысканий
  • § 2. Виды административных взысканий
  • § 3. Общие принципы наложения административных взысканий
  • II. Срок давности наложения административных взысканий
  • III. Наложение взысканий за множественность
  • § 4. Административная деликтность и административная деликтология
  • Глава 26. Общая характеристика
  • Производства по делам
  • Об административных правонарушениях
  • § 1. Понятие и правовая основа производства по делам об административных правонарушениях
  • § 2. Задачи и принципы производства по дедам об административных правонарушениях. Право на защиту
  • § 3. Доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях
  • § 4. Участники производства
  • § 5. Сроки в производстве
  • § 6. Подведомственность дел об административных правонарушениях
  • § 7. Меры административно-процессуального (обеспечительного) принуждения
  • Глава 27. Стадии производства
  • По делам об административных
  • Правонарушениях
  • § 1. Система стадий и этапов производства по делам об административных правонарушениях
  • § 2. Административное расследование
  • I. Общее расследование
  • II. Упрощенное производство
  • § 3. Рассмотрение дел об административных правонарушениях
  • § 4. Пересмотр постановлений по делам об административных нарушениях
  • § 5. Исполнение постановлении
  • Глава 28. Материально-правовые
  • И процессуальные особенности
  • Отдельных категорий дел
  • § 1. Виды административных правонарушений
  • § 2. Основные особенности административной ответственности коллективных субъектов (организаций)
  • § 3. Основные особенности административной ответственности несовершеннолетних
  • § 4. Основные особенности административной ответственности в судебном порядке
  • § 5. Основные особенности административной ответственности за налоговые правонарушения
  • § 6. Особенности административной ответственности по Таможенному кодексу Российской Федерации
  • Глава 29. Дисциплинарно-правовое
  • Принуждение по административному
  • § 1. Понятие и признаки дисциплинарно-правового принуждения
  • § 2. Дисциплинарная ответственность по административному праву
  • § 3. Дисциплинарное производство по административному праву
  • § 4. Материальная ответственность по административному праву
  • Раздел VII. Режим законности
  • § 2. Особенности обеспечения режима законности в деятельности государственной администрации
  • § 3. Система гарантий законности (правозаконности)
  • Глава 31. Контроль за деятельностью государственной администрации § 1. Содержание и виды контроля
  • § 2. Президентский контроль за государственной администрацией
  • § 3. Контроль органов законодательной власти за органами исполнительной власти
  • § 4. Судебный надзор за законностью деятельности государственной администрации
  • § 5. Прокурорский надзор за законностью деятельности государственной администрации
  • Содержание
  • II. Обязанности и права призывников

    Гражданин может добровольно поступить в военное училище, если он хочет стать кадровым военным, если он избрал военную службу своей профессией, а с другой стороны, если он соответствует предъявляемым требованиям. Кроме того, мужчины и женщины вправе непосредственно поступать на военную службу по контракту. Контракт с первой и со второй категорией лиц, добровольно решивших стать военнослужащими, заключается с кандидатами в возрасте от 18 до 40 лет. А лица, поступившие в военные училища, вправе заключить контракт при наличии еще одного обстоятельства: окончания первого курса обучения.

    В военные образовательные учреждения граждане, не проходившие военную службу, принимаются в возрасте; от 16 до 22 лет, а прошедшие военную службу – до 24 лет.

    Первый контракт с желающими заключается на срок:

    С поступающими на должность, для которой штатом предусмотрены воинские звания солдата, матроса, сержанта, старшины – три года;

    С поступающими на должность, для которой штатом предусмотрены воинские звания прапорщика, мичмана, офицера – пять лет;

    С обучающимися в военных училищах – на время обучения и пять лет после его окончания.

    В настоящее время – думается, что и в обозримом будущем – комплектование личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, иных войск и воинских формирований производится не только на добровольной основе (по контракту), но и путем призыва.

    Как правовое явление призыв и служба по призыву очень специфичны. В отличие от добровольного поступления на военную службу, когда гражданин рассматривает ее как свое право, призыв, служба по призыву – это выполнение обязанности. Не добровольное, но и не принудительное. Нужно учесть, что эта обязанность не связана с неправомерным поведением (как обязанность возместить вред, уплатить штраф и т. д.). Но ее недобровольное осуществление не является принудительным. Это уникальное явление, аналоги которому в российском праве автору учебника не известны.

    Всех мужчин призывного возраста можно поделить на 4 группы:

    Освобождаемых от призыва;

    Не подлежащих призыву;

    Имеющих право на отсрочку от призыва;

    Подлежащих призыву.

    Освобождаются от призыва , а значит, и от выполнения такой важной части воинской обязанности, как прохождение действительной военной службы, лица:

    Признанные негодными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;

    Прошедшие или проходящие военную службу в России, а также в другом государстве, либо альтернативную службу;

    Имеющие ученую степень кандидата наук или доктора наук;

    У которых в связи с исполнением обязанностей военной службы погибли отец, мать, родной брат, родная сестра.

    Статьей 9 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», принятого в апреле 1999 г., установлено: «Лица, относящиеся к малочисленным народам, ведущие традиционный образ жизни, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами, имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой...».

    И хотя Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» прямо это не называет, в соответствии с ч. 3 ст. 59 Конституции Российской Федерации к лицам, освобождаемым от призыва на военную службу следует отнести и граждан, убеждения или вероисповедание которых противоречат военной службе и которые имеют право на замену ее альтернативной службой.

    К сожалению, в этом вопросе законодательная власть «подставила» в очередной раз государственную администрацию. Уже много лет действует Конституция России, закрепившая право призывников на альтернативную службу. Некоторые граждане требуют, чтобы им дали возможность реализовать право на альтернативную службу. Но ни органы военной администрации, ни призывные комиссии ничем помочь таким лицам не могут. Дело в том, что нет закона об альтернативной службе, который бы определял, где, в течение какого времени желающие должны проходить альтернативную службу, порядок ее прохождения и иные вопросы, связанные с нею.

    А в определении судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации № 14-Дп 96-20 по делу Бакалина сказано: «Отсутствие закона об альтернативной гражданской службе не является основанием для применения Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» в отношении лиц, имеющих право на альтернативную службу».

    Не подлежат призыву граждане:

    Отбывающие уголовное наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;

    Имеющие неснятую или непогашенную судимость;

    В отношении которых ведется уголовное дело.

    Названных лиц государство вынуждено не призывать и не принимать по контракту потому, что они совершили преступление или привлекаются за него к ответственности. И пока судимость не снята, лицо не должно находиться на военной службе. Очевидно, что если гражданин, привлекаемый к уголовной ответственности, будет оправдан судом либо дело в отношении него будет прекращено, вопрос о возможности призыва нужно будет решить. Впрочем, как и после снятия или погашения судимости. Законодатель надеется, что такая норма позволит улучшить качественный состав новобранцев и обстановку в воинских частях.

    Правом на отсрочку от призыва наделены многие призывники. Можно выделить пять видов отсрочек.

    Первый вид – право на отсрочку по состоянию здоровья – имеют временно не годные к военной службе. Отсрочки предоставляются на срок до одного года на основании медицинского заключения. Одному лицу такую отсрочку могут давать неоднократно.

    Второй вид – право на получение отсрочки по семейному положению – предоставлено мужчинам, имеющим ребенка в возрасте до трех лет, воспитывающим ребенка без матери, имеющим двух или более детей, а также тем, мать (отец) которых воспитывает без мужа (жены) двух и более детей в возрасте до восьми лет или инвалида с детства. Отсрочка может быть связана и с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, дедушкой, бабушкой, родным братом, родной сестрой, если отсутствуют другие лица, обязанные по закону их содержать.

    Третьим видом – правом на отсрочки в связи с получением образования – пользуются лица, обучающиеся по очной форме обучения в государственных, муниципальных, а также имеющих государственную аккредитацию по соответствующим специальностям негосударственных образовательных учреждениях:

    Начального, среднего, высшего профессионального образования – на время обучения. Это право может быть использовано только два раза: для получения профессионального образования данного и более высокого уровня. Таким правом пользуются также граждане, которым ранее отсрочка один раз предоставлялась, если они повторно поступают в образовательное учреждение профессионального образования данного уровня, а также после однократного использования академического отпуска или перевода в другое образовательное учреждение профессионального образования данного уровня;

    Послевузовского профессионального образования – на время обучения и защиты квалификационной работы.

    Четвертый вид – право на отсрочку в связи с особо значимой общественно полезной деятельностью – предоставлено лицам, имеющим высшее образование, при наличии ряда названных законом условий:

    Постоянно работающим врачами в сельской местности;

    Проходящим службу в органах внутренних дел, налоговой полиции, таможенных органах, а также обучающимся или окончившим образовательные учреждения соответствующих ведомств и получившим специальные звания;

    Работающим в государственных организациях, включенных Правительством России в список организаций, поступление на работу в которые на условиях полного рабочего дня непосредственно после окончания вуза порождает право на отсрочку (прежде всего это предприятия Минатома России, химической промышленности);

    Имеющим высшее педагогическое образование и постоянно работающим на педагогических должностях в сельских образовательных учреждениях, обладающих правом выдавать документы об образовании государственного образца.

    Право на отсрочку от призыва на военную службу в связи с общественно полезной деятельностью предоставляется на время осуществления такой деятельности в соответствующих организациях.

    Наряду с четырьмя названными выше видами отсрочек от призыва, которые закреплены федеральными законами, можно выделить также отсрочки, которые предоставлены указами Президента России* . Например, в 1996 г. Президент предоставил отсрочку гражданам, поступившим на работу в органы Госналогслужбы.

    * СЗ РФ. 1998. № 46. Ст. 5651.

    В соответствии с указами Президента ежегодно право на отсрочку получают:

    Курсанты и выпускники Морского колледжа и Мореходных школ Военно-Морского флота – до окончания обучения, а также на период работы на судах обеспечения ВМФ;

    Учащиеся Московского и Санкт-Петербургского академических художественных лицеев – до окончания полного курса обучения;

    Наиболее талантливые представители российского искусства. По указу от 9 июня 1993 г. право на отсрочку ежегодно получают до 600 артистов балета, цирка, музыкальных исполнителей, лауреатов международных и всероссийских конкурсов, студентов и выпускников актерских студий вузов. Эти лица включаются в список, представляемый Министерством культуры в Министерство обороны Российской Федерации;

    Отдельные представители талантливой научной молодежи. По указу от 25 января 1996 г. ежегодно право на отсрочку получают до 500 человек из числа научных работников и аспирантов, включенных в список, представляемый Президиумом Российской Академии наук в Министерство обороны.

    В двух последних случаях основания и порядок отбора кандидатов четко не определены. А это создает условия для субъективизма, административного произвола при решении этих вопросов.

    Контроль за сохранением у призывников оснований для освобождения и отсрочек от призыва на военную службу возложен на военкоматы. Наличие права на освобождение, на отсрочку от призыва на военную службу не лишает гражданина права добровольно поступить на нее.

    Заканчивая рассмотрение вопроса об отсрочках, необходимо отметить, что в соответствии со ст. 59 Закона «О воинской обязанности и военной службе» граждане, которые на основании ранее действовавших законов пользовались освобождениями и отсрочками от призыва на военную службу, сохраняют эти права до истечения срока действия освобождений, отсрочек или исчезновения их оснований.

    Исходя из принципа разделения властей и ряда других оснований, можно сожалеть о том, что федеральным законом прямо не закреплено право всех кандидатов в депутаты на отсрочку от призыва на военную службу до подведения итогов голосования. Целесообразно такое же право предоставлять всем депутатам и членам представительных (законодательных) органов государственной и муниципальной власти.

    В мирное время призыв проводится во втором и четвертом квартале каждого года на основании указов Президента России. Юноши, которые состоят на воинском учете, не пребывают в запасе, если им до или во время призыва исполнилось 18 лет, с момента начала очередного призыва становятся призывниками . В таком правовом положении они могут находиться до 27 лет, если им предоставляются отсрочки от призыва.

    Следует различать общий призыв и призыв офицеров запаса. Различия между ними состоят в основаниях, процедуре, должностях, на которые они призываются.

    Все лица, подлежащие общему призыву, обязаны:

    Сообщать в орган, осуществляющий воинский учет по месту жительства, о выезде в другой район, город на срок более трех месяцев, в период проведения призыва;

    Явиться по повестке военкомата на медицинское освидетельствование, на заседание призывной комиссии. Повестки вручаются призывникам под расписку, как правило, не позднее, чем за три дня до срока явки. В случае невозможности вручения повестки обеспечение прибытия призывников на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагаются на органы внутренних дел. Иными словами, на основании письменного обращения военного комиссара призывник может быть подвергнут милицией приводу . Неявка лица, получившего повестку, без уважительных причин в указанный срок в названное место квалифицируется как уклонение от военной службы;

    В случае, если врачи не могут на месте дать медицинское заключение о годности к военной службе, призывник направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование, и он обязан пройти такое обследование в указанном медицинском учреждении, расположенном на территории соответствующего субъекта РФ;

    Явиться для отправки в воинскую часть и находиться в установленном месте до отправления к месту прохождения военной службы.

    Для проведения призыва создаются два вида призывных комиссий: районные (городские) и субъектов Федерации. Решения о их образовании принимаются главами исполнительной власти района, города, субъекта Федерации, которые назначают своих заместителей председателями комиссий. Заместителем председателя комиссии является военком района, города, субъекта Федерации. Призывная комиссия может принять решение:

    – об освобождении от воинской обязанности;

    –о предоставлении отсрочки;

    – о зачислении в запас;

    – об альтернативной службе;

    – об освобождении от призыва;

    – о призыве на военную службу*. В этом случае призывнику вручается повестка о явке на призывной пункт для отправления к месту прохождения службы.

    Граждане, имеющие первый спортивный разряд или спортивное звание по военно-прикладным видам спорта, вправе выбрать вид и род войск, органы для прохождения службы в соответствии со спортивной подготовкой и с учетом реальной потребности.

    При принятии районной, городской комиссией решения о призыве гражданина на военную службу определяется вид и род войск, воинских формирований и органов, в которых гражданин будет проходить службу. По закону, военную службу по призыву граждане проходят в Вооруженных Силах, Пограничных войсках. Внутренних войсках МВД, Железнодорожных войсках и войсках ФАПСИ. Все прочие войска могут получить призывников только после укомплектования перечисленных войск и по особому указу Президента.

    Решение о призыве должно быть объявлено призывнику, по его требованию ему должна быть выдана копия решения.

    Общее право всех призываемых – обжаловать решение комиссии. Установлен альтернативный порядок обжалования: в комиссию субъекта РФ или в суд. Гражданин вправе в начале обратиться в вышестоящую комиссию, а при несогласии с ее решением – в суд или сразу в суд. Подача жалобы приостанавливает исполнение решения о призыве до принятия решения комиссией субъекта РФ, судом.

    Призывники, явившиеся в указанное место для отправки в воинскую часть в соответствии с п. 10 ст. 38 Закона «О воинской обязанности и военной службе» со дня убытия из военкомата субъекта Федерации к месту прохождения службы считаются военнослужащими. Они уже при следовании к месту службы исполняют ее обязанности.

    Со дня начала военной службы на призванных на нее распространяется статус военнослужащих, но до приведения к военной присяге – с некоторыми ограничениями. В частности, до этого события военнослужащий не привлекается к выполнению боевых задач, за ним не закрепляется оружие, он не может быть подвергнут дисциплинарному аресту.

    * На действительную военную службу в конце 90-х гг. призывалось около 20% всех юношей призывного возраста.

    В соответствии со ст. 2 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного в сентябре 1999 г. Президентом РФ, лица, проходящие военную службу по призыву могут быть направлены «для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов (для участия в боевых действиях) в мирное время исключительно на добровольной основе и только если срок их военной службы составляет не менее 6 месяцев».

    Как отмечалось выше, призыв граждан, окончивших вузы и зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, имеет ряд особенностей. И главные из них в том, что они вначале зачисляются в запас, призываются на военную службу решением военкома, получают предписание об убытии к месту службы и обязаны прибыть туда в установленный срок. Для них началом военной службы считается день убытия к месту прохождения службы, а если они призываются непосредственно после окончания вуза, – день убытия в отпуск, предоставленный военкомом по окончании вуза. По прибытии к месту службы они зачисляются на офицерские должности.

    Статьей 38 Закона установлены сроки военной службы лиц, проходящих ее по призыву:

    24 месяца, по общему правилу, в том числе и для тех, кто имеет воинское звание офицера;

    12 месяцев для лиц, окончивших вузы и получивших диплом государственного образца.

    Кстати, в срок военной службы засчитывается время:

    Пребывания в дисциплинарной воинской части;

    Отбывания осужденным ареста;

    Отбывания дисциплинарного взыскания в виде ареста;

    Самовольного оставления места службы на срок свыше 10 суток независимо от причин оставления.



    © 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация