Младший инспектор пожарной безопасности. Что проверяет пожарный инспектор. На что обращают внимание

Главная / Суд

Положение о пожарном надзоре 290 подробно разъясняет, как организуется на местах государственный пожарный надзор, описываются права и обязанности инспекторского состава. Документ конкретизирует обязанности работников ГПН от нижестоящих органов до вышестоящих. Постановление утверждено Правительством России 12 апреля 2012 года.

ГПН в лице своих инспекторов предупреждает, выявляет и пресекает нарушения в сфере пожарной безопасности, проводя проверки. Проверяют инспектора, как проводят свою деятельность субъекты хозяйствования, в каком состоянии сооружения, орудия труда, транспортные средства, соблюдают ли проверяемые закон. Во время таких рейдов сами работники государственного пожарного надзора должны соблюдать законы РФ.

Компетенция органов

Согласно Постановлению № 290 о функциях федерального государственного пожарного надзора к компетенции ГПН относятся:

  • организация и проведение выездных проверок;
  • предварительное расследование причин пожаров;
  • составление админпротоколов;
  • статистическая отчётность;
  • сотрудничество с органами власти на всех уровнях;
  • рассмотрение жалоб, относящихся к их сфере деятельности.

Работники ГПН могут участвовать в судебных делах, если речь идёт о возмещении ущерба вследствие пожара. Организацией государственного пожарного надзора предусмотрены свои печати и свои бланки.

Осуществлять деятельность в сфере надзора имеют право инспекторы, начиная от главного государственного и заканчивая рядовыми сотрудниками.

Права и обязанности инспекторов

Согласно Постановлению инспекторы имеют право проверять деятельность субъектов хозяйствования, состояние сооружений, орудий труда, транспортных средств на предмет соответствия требованиям закона.

Положение о пожарном надзоре разрешает им посещать любую территорию и любые объекты, но только в том случае, если у них имеется удостоверение и заверенная руководителем копия распоряжения.

Проверять объект может только тот человек, чья фамилия указана в документе. В рамках контроля разрешено проводить различные исследования и экспертизы, если нужно, привлекать к расследованиям сторонних экспертов.

Существуют и другие права, описанные в законе о государственном пожарном надзоре.

Главные инспекторы и их заместители в рамках этого Постановления имеют право назначать проверки и принимать в них участие, вызывать лиц, причастных к пожарам, для дачи показаний, отменять незаконные предписания, принятые нижестоящими инспекторами.

Главный государственный инспектор РФ в рамках Положения имеет право инициировать разработку пожарной документации, утверждать инструкции, касающиеся работы инспекции, согласовывать предписания о пожарной охране на различных подведомственных объектах.

Что касается обязанностей, то должностные лица госпожнадзора должны выполнять действия по выявлению или пресечению пожаров, придерживаться в своей работе законов РФ, осуществлять проверку, если на то имеется распоряжение руководства.

Нельзя запрещать проверяемому субъекту присутствовать во время рейда, отвечать на его вопросы. С результатами рейда субъект должен быть ознакомлен, ему нужно выдать соответствующий документ, нельзя ущемлять права проверяемых субъектов, требовать документы, которые не относятся к пожарной охране.

Если инспекторы во время проведения проверок превысили свои полномочия, то они понесут за это наказание в соответствии с законами Российской Федерации. Платить им за их работу не нужно, они находятся на государственном финансовом обеспечении.

О проведении проверок

Согласно нормативному документу о госпожнадзоре инспекторы имеют право проводить как плановые, так и неплановые проверки. Такие рейды, как правило, выездные. Одни лишь документы не проверяют.

Внеплановые

Внеплановые рейды инспекция обязана согласовать с органами прокуратуры. Если внеочередная проверка проводится по факту поступившей жалобы, то её согласовывать с прокурором не следует.

В этом случае в правоохранительные органы лишь отправляется уведомление о проведении рейда. Правда, сделать такое уведомление необходимо в течение 24 часов.

План проверок составляют в конце года, а публикуют в январе наступившего. Проверяемого за 3 рабочих дня оповещают о том, что к нему собирается инспектор.

Оповещение может быть послано даже электронной почтой. Для включения объекта в ежегодный план за основу берётся дата ввода в эксплуатацию или дата последнего визита.

Внеплановые рейды согласно положению о пожарном надзоре также проводятся с предварительным уведомлением, но субъекта предупреждают за 24 часа. Если внеочередная проверка проводится по жалобе, то о ней могут и не предупредить.

Проверяемым запрещено препятствовать действиям инспекции, разумеется, если они совершаются в рамках федеральных законов и этого Постановления.

Разглашать сведения о жалобщике инспектор не имеет права, если человек предоставил органам пожарного надзора важную информацию, указал свою фамилию и попросил об анонимности.

Проверяемые объекты хозяйствования относятся к той или иной категории риска. К какой конкретно категории они принадлежат можно узнать из Постановления Правительства от 17.08.2016 №806. Можно обратиться непосредственно к инспектору пожарной охраны, который ответственен за данный объект.

Плановые

Согласно положению о ГПН в организациях с низким риском плановые проверки недопустимы. Освобождены от них и предприятия на территории Крымского полуострова в переходной период.

Субъекты малого бизнеса на всей территории России освобождены от плановых рейдов до 31.12.2018 года. Правда, в эту категорию не включены субъекты малого предпринимательства в социальной сфере.

С 1.10.2017 года пожарную безопасность в России проверяют, лишь имея на руках проверочный лист. Это делается согласно Федеральному закону от 03.07.2016 №277-ФЗ и Постановлению от 29.06.2017 №774.

Использование таких документов со списком контрольных вопросов осуществляется во время плановых рейдов на всех без исключения проверяемых объектах.

Рейд инспекция пожарного надзора проводит согласно лишь тех вопросов, которые имеются в проверочных листах. Темы, которые затрагиваются в таких документах, содержат самые значимые для общественной жизни пункты.

Данное решение было принято Правительством, чтобы уменьшить давление на бизнес и повысить прозрачность деятельности органов государственного надзора.

Приложение

В Приложении к Положению о ГПН приведены критерии отнесения объектов к той или иной категории риска.

В зону высокого риска попали объекты дошкольного и среднего школьного образования. К этому же классу относятся детские лагеря и медучреждения.

В область значительного риска отнесены объекты атомной энергетики, гидроэлектростанции и другие. Сюда же входят сооружения, относящиеся к культурному наследию России.

В зону среднего риска попали объекты, высота которых более 28 метров; сооружения, в которых одновременно пребывает до 200 человек; дачные товарищества, если они находятся вблизи леса.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

инспектора по пожарной безопасности

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные, должностные обязанности, права и ответственность инспектора по пожарной безопасности подразделения «Методические технологии» (далее - Инспектор по пожарной безопасности) ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (НИЯУ МИФИ) (далее Учреждение).

1.2. На должность инспектора по пожарной безопасности назначается лицо, удовлетворяющее следующим требованиям к образованию и обучению:

  • Дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки;
  • Высшее образование - бакалавриат;
  • с опытом практической работы:

  • Не менее пяти лет на инженерно-технических должностях АС;
  • Особые условия допуска к работе инспектора по пожарной безопасности:

  • Разрешение Ростехнадзора на право ведения работ в области использования атомной энергии;
  • Подготовка на должность, прохождение проверки знаний (наличие квалификационного удостоверения), допуск к самостоятельной работе;
  • Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • 1.3. Инспектор по пожарной безопасности должен знать:

  • Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях;
  • Санитарные нормы и правила;
  • Инструкции по ликвидации аварий на АС;
  • Методические указания по анализу причин нарушений;
  • Строительные нормы и правила;
  • Требования охраны труда;
  • Нормы и правила радиационной безопасности;
  • Трудовое законодательство Российской Федерации;
  • Требования к оснащению рабочих мест работников;
  • Программы обеспечения качества АС;
  • Правила пожарной безопасности;
  • Формы отчетности по направлению деятельности;
  • Законодательство Российской Федерации в области использования атомной энергии и обеспечения безопасности по направлению деятельности;
  • Нормы и правила ядерной безопасности;
  • Обзоры по нарушениям в работе отечественных и зарубежных АС;
  • Условия эксплуатации оборудования АС;
  • Нормы и правила безопасности в атомной энергетике;
  • Опыт эксплуатации работы отечественных и зарубежных АС;
  • Нормы и правила экологической безопасности;
  • Государственные и отраслевые стандарты по направлению деятельности;
  • Санитарные нормы и правила;
  • Законодательство Российской Федерации в области охраны окружающей среды;
  • Административные инструкции АС;
  • Система управления охраной труда;
  • Нормы и правила промышленной безопасности;
  • Эргономика рабочих мест работников;
  • Требования охраны труда;
  • Основные правила обеспечения эксплуатации АС;
  • Строительные нормы и правила;
  • Принципы культуры безопасности;
  • Трудовое законодательство Российской Федерации;
  • Внутренние нормативные документы и формы отчетности по направлению деятельности;
  • Нормы и правила безопасности в атомной энергетике;
  • Строительные нормы и правила;
  • Требования охраны труда;
  • Законодательство Российской Федерации в области охраны окружающей среды;
  • Нормы и правила ядерной безопасности;
  • Правила пожарной безопасности;
  • Санитарные нормы и правила;
  • Законодательство Российской Федерации в области использования атомной энергии и обеспечения безопасности по направлению деятельности;
  • Нормы и правила радиационной безопасности;
  • Принципы культуры безопасности;
  • Нормы и правила промышленной безопасности;
  • Административные инструкции АС;
  • Система управления охраной труда;
  • Основные правила обеспечения эксплуатации АС;
  • Государственные и отраслевые стандарты по направлению деятельности;
  • Распоряжения, приказы по направлению деятельности;
  • Программы обеспечения качества АС;
  • Нормы и правила экологической безопасности;
  • Конструкции основного оборудования АС;
  • Административные инструкции АС;
  • Внутренние нормативные документы и формы отчетности по направлению деятельности;
  • Санитарные нормы и правила;
  • Основные правила обеспечения эксплуатации АС;
  • Отчет об обеспечении безопасности АС;
  • Технологические схемы оборудования и систем АС;
  • Требования охраны труда;
  • Распоряжения, приказы по направлению деятельности;
  • Система управления охраной труда;
  • Законодательство Российской Федерации в области использования атомной энергии и обеспечения безопасности по направлению деятельности;
  • Нормы и правила радиационной безопасности;
  • Государственные и отраслевые стандарты по направлению деятельности;
  • Строительные нормы и правила;
  • Технические характеристики оборудования АС;
  • Нормы и правила экологической безопасности;
  • Нормы и правила ядерной безопасности;
  • Трудовое законодательство Российской Федерации;
  • Инструкции по эксплуатации оборудования АС;
  • Условия эксплуатации оборудования АС;
  • Программы обеспечения качества АС;
  • Нормы и правила безопасности в атомной энергетике;
  • Техническое обоснование безопасности реакторной установки;
  • Техническое обоснование безопасности АС;
  • Нормы и правила промышленной безопасности;
  • Законодательство Российской Федерации в области охраны окружающей среды;
  • Принципы культуры безопасности;
  • Правила пожарной безопасности;
  • Требования охраны труда;
  • Техническое обоснование безопасности реакторной установки;
  • Отчет об обеспечении безопасности АС;
  • Административные инструкции АС;
  • Нормы и правила ядерной безопасности;
  • Принципы культуры безопасности;
  • Технические характеристики оборудования АС;
  • Инструкции по эксплуатации оборудования АС;
  • Нормы и правила экологической безопасности;
  • Законодательство Российской Федерации в области использования атомной энергии и обеспечения безопасности по направлению деятельности;
  • Технологические схемы оборудования и систем АС;
  • Нормы и правила радиационной безопасности;
  • Нормы и правила безопасности в атомной энергетике;
  • Распоряжения, приказы по направлению деятельности;
  • Программы обеспечения качества АС;
  • Строительные нормы и правила;
  • Трудовое законодательство Российской Федерации;
  • Внутренние нормативные документы и формы отчетности по направлению деятельности;
  • Правила пожарной безопасности;
  • Техническое обоснование безопасности АС;
  • Система управления охраной труда;
  • Нормы и правила промышленной безопасности;
  • Основные правила обеспечения эксплуатации АС;
  • Условия эксплуатации оборудования;
  • Санитарные нормы и правила;
  • Конструкции основного оборудования АС;
  • Государственные и отраслевые стандарты по направлению деятельности;
  • Законодательство Российской Федерации в области охраны окружающей среды;
  • 1.4. Инспектор по пожарной безопасности должен уметь:

  • Собирать и фиксировать информацию по результатам проверок;
  • Использовать техническую документацию для выполнения возложенных задач;
  • Выявлять несоответствия данных проверок регламентным значениям, отклонения от них;
  • Оформлять результаты проведенной работы;
  • Анализировать выполнение корректирующих мероприятий;
  • Подготавливать информацию для пропаганды профилактики нарушений;
  • Подготавливать установленную отчетность;
  • Производить анализ и оценку информации по контролю деятельности подразделений;
  • Подготавливать установленную отчетность;
  • Выявлять несоответствия данных информации регламентным значениям, отклонения от них;
  • Собирать и фиксировать необходимую информацию по контролю деятельности подразделений;
  • Использовать нормативную и техническую документацию для выполнения возложенных задач;
  • Применять стандарты, методики и инструкции при проведении работ;
  • Использовать нормативную и техническую документацию для выполнения возложенных задач;
  • Проводить опрос работников АС;
  • Использовать методы коммуникации;
  • Выявлять отклонения и несоответствия по результатам контроля соблюдения требования нормативной и производственной документации;
  • Пользоваться оргтехникой и программными продуктами;
  • Подготавливать установленную отчетность, в том числе с использованием информационных систем;
  • Производить документирование выполняемых проверок;
  • Использовать нормативную и техническую документацию для выполнения возложенных задач;
  • Выявлять несоответствия данных измерений параметров и результатов проверок, опробований, испытаний оборудования регламентируемым значениям, отклонения от них;
  • Сравнивать параметры с регламентируемыми значениями;
  • Изучать и использовать передовой опыт по направлению деятельности;
  • Собирать и фиксировать необходимую информацию;
  • Применять стандарты, методики и инструкции при проведении проверок;
  • 1.5. Инспектор по пожарной безопасности назначается на должность и освобождается от должности приказом проректора по учебно-методической работы Учреждения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

    1.6. Инспектор по пожарной безопасности подчиняется проректору по учебно-методической работе Учреждения и начальнику подразделения «Методические технологии»

    2. Трудовые функции

  • 2.1. Контроль выполнения корректирующих мероприятий по результатам расследования нарушений в работе АС.
  • 2.2. Осуществление методической и профилактической работы по предотвращению нарушений в работе АС.
  • 2.3. Контроль деятельности подразделений по организации работы с персоналом.
  • 2.4. Контроль соблюдения требований нормативной и производственной документации.
  • 2.5. Контроль состояния ядерной, радиационной, экологической, пожарной, технической, промышленной безопасности, охраны труда, безопасности эксплуатации производственных зданий и сооружений АС и при обращении с ядерными материалами и радиоактивными веществами.
  • 3. Должностные обязанности

  • 3.1. Оценка состояния оборудования и систем АС.
  • 3.2. Проведение анализа, выявление тенденций и разработка предложений по повышению надежной и безопасной эксплуатации АС.
  • 3.3. Документирование выполненных работ.
  • 3.4. Проведение оценки характера и масштаба нарушения в работе АС.
  • 3.5. Проведение анализа работы оборудования АС.
  • 3.6. Проведение оценки и анализа информации по результатам контроля.
  • 3.7. Анализ эффективности корректирующих мероприятий по результатам расследования нарушений в работе АС.
  • 3.8. Работа в комиссии по расследованию нарушений и отклонений в работе АС в соответствии с должностными полномочиями.
  • 3.9. Разработка предложений по предотвращению нарушений в работе АС на основании анализа деятельности и выявленных тенденций.
  • 3.10. Проведение анализа работы оборудования АС.
  • 3.11. Надзор за соблюдением норм и правил содержания герметичных ограждений (ГО) и их элементов, производственных зданий и сооружений и правильностью технического обслуживания конструктивных элементов ГО, зданий и сооружений работниками цехов АС.
  • 3.12. Проведение целевых проверок по направлению деятельности.
  • 3.13. Проверка на рабочих местах знаний работниками требований правил, норм и инструкций.
  • 3.14. Разработка внутренних инструктивных документов, правил и мер по обеспечению эксплуатации и ремонта, инструкций для цехов и подразделений по эксплуатации производственных зданий, сооружений, герметичных ограждений и их элементов.
  • 3.15. Оказание методической помощи подразделениям АС в планировании и организации проведения ремонтных работ ГО и их элементов, производственных зданий и сооружений силами ремонтных организаций и производственными цехами.
  • 3.16. Проведение анализа фактического состояния зданий и сооружений, выявление аварийных или предаварийных сооружений и конструкций, недостатков эксплуатации и разработка мероприятий для своевременной ликвидации выявленных недостатков.
  • 3.17. Подготовка информации для пропаганды профилактики нарушений в работе АС.
  • 3.18. Проверка соблюдения утвержденных графиков работ на АС.
  • 3.19. Проведение анализа причин нарушений и отклонений в работе АС.
  • 3.20. Контроль выполнения мероприятий по результатам проверок.
  • 3.21. Разработка корректирующих мероприятий по предотвращению нарушений в работе АС.
  • 3.22. Оформление результатов работ.
  • 3.23. Проведение обходов и осмотров рабочих мест работников, оборудования, территорий, помещений, зданий и сооружений АС.
  • 3.24. Осуществление надзора за производственной деятельностью подразделений.
  • 3.25. Проведение дней безопасности и охраны труда.
  • 3.26. Методическое руководство деятельностью производственных подразделений АС по вопросам обеспечения безопасности АС.
  • 3.27. Проверка на рабочих местах знаний работниками требований правил, норм и инструкций.
  • 3.28. Проведение дней безопасности и охраны труда.
  • 3.29. Проведение целевых проверок деятельности подразделений по организации работы с персоналом.
  • 3.30. Контроль лицензионной деятельности на АС.
  • 3.31. Проверка соблюдения подразделениями АС утвержденных графиков работы с персоналом.
  • 3.32. Проведение работ в соответствии с должностными полномочиями по подготовке и проверке знаний (аттестации) работников.
  • 3.33. Оформление результатов работ.
  • 3.34. Контроль проведения инструктажей, тренировок и поддержания квалификации работников.
  • 3.43. Документирование работ по контролю соблюдения требований нормативной и производственной документации.
  • 3.44. Контроль выполнения мероприятий по исполнению предписаний органов государственного регулирования безопасности.
  • 3.45. Проведение проверок безопасности АС.
  • 3.46. Подготовка установленной отчетности по результатам деятельности.
  • 3.47. Периодические проверки цеховых журналов технических осмотров герметичных ограждений и их элементов, строительных конструкций зданий и сооружений для постоянного контроля фактических параметров эксплуатационных сред в производственных помещениях АС.
  • 3.48. Проведение проверок состояния безопасности при обращении с ядерными материалами и радиоактивными веществами.
  • 3.49. Контроль процедуры опробования и испытания оборудования АС.
  • 4.3. Вступать во взаимоотношения с подразделениями сторонних учреждений и организаций для решения вопросов, входящих в компетенцию инспектора по пожарной безопасности.

    4.4. Принимать участие в обсуждении вопросов, входящих в его функциональные обязанности.

    4.5. Вносить предложения и замечания по вопросам улучшения деятельности на порученном участке работы.

    4.6. Обращаться в соответствующие органы местного самоуправления или в суд для разрешения споров, возникающих при исполнении функциональных обязанностей.

    4.7. Пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей.

    4.8. Проходить в установленном порядке аттестацию.

    5. Ответственность

    Инспектор по пожарной безопасности несет ответственность за:

    5.1. Неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих функциональных обязанностей.

    5.2. Невыполнение распоряжений и поручений проректора по учебно-методической работы Учреждения.

    5.3. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученных заданий и поручений, нарушении сроков их исполнения.

    5.4. Нарушение правил внутреннего трудового распорядка, правила противопожарной безопасности и техники безопасности, установленных в Учреждении.

    5.5. Причинение материального ущерба в пределах, установленных действующим законодательством Российской Федерации.

    5.6. Разглашение сведений, ставших известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

    За вышеперечисленные нарушения инспектор по пожарной безопасности может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной, гражданской и уголовной ответственности.

    Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с положениями (требованиями) Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ (ТК РФ) (с изменениями и дополнениями), профессионального стандарта «Инспектор в атомной энергетике» утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 декабря 2015 г. № 1127н и иных нормативно–правовых актов, регулирующих трудовые отношения.

    Профессия пожарного инспектора относится больше к мужской сфере деятельности. Это офицер МЧС, который следит за соблюдением закона ради предотвращения пожаров. Он проверяет здания, офисы, производственные помещения, магазины и другие объекты на соответствие требованиям пожарных норм и правил, выдает предписания с перечнем выявленных нарушений и конкретными сроками их устранения. Инспектор по пожарному надзору может привлекать нарушителя к административной ответственности, накладывать штрафы либо выносить предупреждение.

    Места работы

    Инспектора пожарной безопасности работают в городских и районных пожарных инспекциях Государственной пожарной службы, которая входит в состав МЧС России.

    История профессии

    Согласно архивным документам первые органы пожарного надзора появились в России в середине XV века. В начале XX века были созданы специальные комиссии при пожарных отделах, проводившие пожарно-технические обследования зданий промышленных предприятий, складов и других объектов. Тогда и появилась профессия пожарного инспектора.

    Обязанности пожарного инспектора

    Основные обязанности пожарного инспектора таковы:

    • разработка нормативных документов по пожарной безопасности;
    • проверка и обследование объектов на предмет соответствия требованиям законодательства;
    • выдача предписаний по устранению нарушений пожарной безопасности;
    • наложение административных взысканий на нарушителей.

    Иногда обязанности пожарного инспектора предполагают участие в расследовании случившихся пожаров.

    Требования к пожарному инспектору

    Основное требование к пожарному инспектору:

    • наличие высшего образования — юридического или технического;
    • отличное знание правил пожарной безопасности, действующих строительных нормативов;
    • готовность к ненормированному рабочему дню.

    Образование

    Чтобы стать пожарным инспектором нужно получить высшее образование, например, закончить Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России. Или пройти переподготовку по направлению «Пожарная безопасность» в специализированном учебном центре, если высшее образование у вас уже есть.

    Зарплата пожарного инспектора

    При всей сложности и ответственности профессии, получает пожарный инспектор не много. В зависимости от стажа работы его доход составляет от 20 до 40 тысяч рублей в месяц. Зарплата пожарного инспектора может быть выше только в случае, если он трудится сверхурочно или занимает руководящую должность.

    Государственный пожарный инспектор — это должность офицера Государственной пожарной службы Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС). Задачей сотрудника является проверка зданий, офисов, производственных помещений, магазинов, спортивных сооружений и другие объектов на соответствие требованиям пожарной безопасности (ПБ). Специалист контролирует соблюдение требований закона на объекте с целью предотвращения возгораний. По результатам работы выписываются предписания, выдаются устные рекомендации, выносятся предупреждения и накладываются штрафы.

    Государственные инспектора по пожарному надзору. Обязанности и права. Должностная инструкция

    Инспектор по пожарной безопасности осуществляет деятельность в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 г. №69-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 г. №820. Он проходит службу согласно действующим положениям и инструкциям.

    Специалист имеет такие права:

    1. Разрабатывать документацию, регламентирующую соблюдение мер ПБ на производстве, в процессе эксплуатации зданий, сооружений и оборудования.
    2. Осуществлять контроль хозяйственной и административной деятельности руководителей коммерческих и государственных компаний по направлению ПБ.
    3. Вносить в государственные структуры и органы местного самоуправления предложения о повышения уровня защиты, противопожарной охраны объектов и территорий.
    4. Получать беспрепятственный проход в закрытые и режимные зоны для контроля соблюдения правил безопасности и пресечения возможных нарушений.
    5. Выдавать обязательные для выполнения предписания об устранении недостатков, приостановлении технологических процессов и снятии с производства продукции, не отвечающей действующим стандартам.
    6. Проводить самостоятельно или участвовать в работе комиссий по расследованию несчастных случаев или фактов нарушения правил ПБ.
    7. Вызывать в служебное помещение ГПН граждан и должностных лиц для проведения разбирательств и получения объяснений. Налагать административные взыскания и штрафы.

    Главный государственный инспектор обязан:

    1. Действовать в полном соответствии с законодательством, ведомственными приказами и распоряжениями. Соблюдать права и свободы граждан, вежливость и тактичность.
    2. Выполнять в полном объеме возложенные полномочия для предупреждения несчастных случаев на производстве, в жилом секторе и зеленой зоне.
    3. Выполнять контрольные функции в соответствии с действующими инструкциями, строительными, санитарными нормами и правилами.
    4. Проводить проверки на основании подписанных непосредственным начальником служебных заданий, имея при себе удостоверение личности и жетон.
    5. Не запрещать руководителям организаций или их представителям присутствовать при проведении контрольных мероприятий. По требованию предоставлять нормативную и отчетную документацию.
    6. При принятии решения о мере наказания за совершенное нарушение учитывать степень его опасности и нанесенный ущерб.
    7. Соблюдать государственную, банковскую и коммерческую тайну.

    Должностная инструкция разрабатывается и подписывается заместителем командира территориального подразделения ГПН, утверждается его приказом.

    Требования к пожарному инспектору. Образование

    Инспектор МЧС проходит службу в городской или районной пожарной инспекции Государственной пожарной службы, которая входит в состав МЧС России. Офицер назначается на должность руководителем вышестоящей инстанции после проведения заседания кадровой комиссии. После изучения документов и заслушивания кандидата готовится представление, которое является основанием для включения соискателя должности в приказ по личному составу.

    Специалист по профилактике нарушений ПБ должен отвечать таким критериям:

    • возраст — 22-50 лет;
    • состояние здоровья — удовлетворительное для осуществления ненормированной по времени деятельности;
    • отсутствие судимости;
    • умение грамотно излагать свои мысли;
    • знание персонального компьютера;
    • теоретическая подготовка — наличие диплома или удостоверения.

    Для назначения на должность необходимо наличие высшего юридического или технического образования. Кроме этого, человек должен пройти курсы переподготовки в специализированном учебном центре по квалификации «Пожарная безопасность».

    Предмет государственного надзора

    Инспектор государственного пожарного надзора осуществляет деятельность по контролю соблюдения гражданами и руководителями организаций всех форм собственности выполнения правил ПБ, принятию мер по устранению нарушений.

    Предметом надзора является:

    1. Жилой сектор. Содержание придомовой территории, подъездов, чердаков и подвалов, состояние мусоропроводов. Наличие агитационного материала и средств борьбы с огнем.
    2. Административные заведения. Служебная документация (планы, инструкции). Уровень подготовки персонала, знание правил поведения при возникновении чрезвычайной ситуации. Наличие ОПС и ее работоспособность.
    3. Промышленные предприятия. Соответствие требованиям пожарных норм при хранении, переработке, транспортировке взрывчатых и горючих веществ.

    Во всех случаях специалист проверяет состояние средств борьбы с огнем и эвакуационных путей.

    Что самое сложное в работе?

    Инспекторам Министерства по чрезвычайным ситуациям приходится работать в условиях скоротечно происходящих социально-экономических преобразований в стране. Представители малого и среднего бизнеса не в полной мере осознают важность и необходимость соблюдения требований технического регламента при осуществлении производственной деятельности. Это приводит к упрощенческому подходу к обеспечению ПБ на предприятии, что создает условия для возгораний и аварий.

    Проблемным вопросом является расширение видового состава и количества подлежащих проверкам объектов. В ряде случаев уровня подготовки инспекторов ГПН оказывается недостаточно, чтобы квалифицированно оценить состояние ПБ организации. Ограниченный штат подразделений не позволяет в полном объеме охватить поднадзорную территорию, из-за чего срываются графики контроля, проверки проводятся поверхностно и формально. Некоторые предприниматели просто отказываются пускать офицеров на территорию предприятия.

    Уровень средней зарплаты за последние 12 месяцев инспектор по пожарной безопасности в России

    Инспектор пожарного надзора получает зарплату, которая зависит от размера следующих составляющих:

    • тарифный разряд по должности;
    • оклад по званию;
    • надбавка за выслугу лет;
    • классная квалификация;
    • надбавка за работу с секретными документами;
    • коэффициент службы в отдаленной местности.

    Денежное содержание младших офицеров начинается от 30000 руб., сотрудники со стажем получают до 60000 руб. В Москве зарплаты больше в 1,3-1,6 раза. Доход специалистов увеличивается, если их работа связана с разъездным характером. Гражданские инспекторы имеют средний доход 20-30 тыс. рублей, дополнительно получая выплаты за проведение проверок в выходные дни и внеурочное (ночное) время.

    Как стать пожарным инспектором, если нет опыта?

    Работа пожарным инспектором предполагает знание технологии производства всех видов продукции, ее хранения и транспортировки. Без этого невозможно квалифицированно оценить состояние дел на объекте. Получить необходимый опыт можно на курсах переподготовки при МЧС. После этого следует устроиться на работу по родственной специальности. Чтобы получить назначение на должность, нужно иметь стаж не менее 3 лет.

    Обязанности по контролю за выполнением правил пожарной безопасности возложены на органы Госпожнадзора. В своей деятельности эта организация опирается на Правила противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390). Данные правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения всеми.

    В Правилах подробно излагаются обязанности организаций, их руководителей, а также индивидуальных предпринимателей в зависимости от вида деятельности. В соответствии со статьей 6 закона о пожарной безопасности должностные лица Госпожнадзора, то есть пожарные инспектора, имеют практически неограниченный доступ на все территории и объекты, будь то производственные, торговые, складские или офисные помещения. Причем проверки и обследования могут проводиться в том числе в нерабочее время.

    При этом государственные учреждения и коммерческие организации находятся практически в одинаковом положении: в определенных законом обстоятельствах пожарный инспектор вправе полностью или частично приостановить их работу. Инспектор вправе снять с производства, прекратить выпуск и приостановить реализацию товаров (работ, услуг), если они не соответствуют требованиям пожарной безопасности, а также наложить на граждан и юридических лиц административные взыскания.

    Заметим, что беспрепятственно входить в жилые и иные помещения, а также на земельные участки, принадлежащие гражданам, пожарные могут только при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, то есть когда налицо угроза возникновения пожара или угроза безопасности людей. Тревожить честных граждан без повода пожарным не положено.

    Другое дело — юридические лица и индивидуальные предприниматели. Их судьба зачастую полностью находится в руках пожарного инспектора. Остается надеяться, что нынешние непростые обстоятельства не станут почвой для возможных злоупотреблений.

    В каждом субъекте России в составе Государственной пожарной службы действуют региональные управления, городские и районные отделы (инспекции) пожарного надзора. Инспекторы, представляющие эти учреждения, осуществляют надзор за противопожарной безопасностью всех организаций, проводя различные виды контрольных проверок. Последние подразделяются на плановые (детальные) и внеплановые, которые, в свою очередь, делятся на:

    • контрольные;
    • оперативные;
    • по жалобам.

    Каждый пожарный инспектор ежемесячно составляет график проверок, в котором по дням расписывает, какие фирмы он планирует посетить в рамках детальной ревизии. Готовый документ должен утвердить главный государственный инспектор города (начальник управления) или района (начальник районного отдела) по пожарному надзору либо их заместители.

    Плановые и контрольные

    Проверки бывают плановыми и внеплановыми. Плановые в свою очередь подразделяются на детальные и контрольные.

    О проведении плановой проверки инспекторы, как правило, предупреждают фирму или коммерсанта заранее с помощью телефонного звонка. Делается это потому, что правила осуществления контрольных мероприятий требуют присутствия владельца компании или любого ее сотрудника. Хотя лучше, если в ходе такого визита будет присутствовать руководитель фирмы или ответственный за пожарную безопасность.

    Детальная (плановая) проверка не может проводиться чаще одного раза в два года. Если в ходе нее пожарные обнаружат нарушения и выпишут предписание, то они вправе через месяц прийти повторно и проверить, было ли оно исполнено должным образом. Такую проверку называют контрольной. Если при ее проведении выяснится, что данное указание выполнено не было, пожарный может составить протокол в 2 экземплярах о нарушении и направить его районному или мировому судье. Второй экземпляр документа вручается руководителю или иному должностному лицу организации под расписку в течение 10 дней после проверки. Через некоторое время пожарный инспектор придет повторно.

    В ходе контрольной проверки он установит, выполнены ли его требования по устранению нарушений. При этом в предписании делаются соответствующие отметки. Если в ходе контрольной проверки будет обнаружено еще какое-нибудь нарушение противопожарной безопасности, инспектор снова выпишет предписание. И потом снова придет с контрольной проверкой. Хождение напоминает цепную реакцию и может продолжаться до бесконечности. Хотя, по словам представителей Госпожнадзора, детальные проверки проводятся не реже одного раза в два года, а контрольные — не реже одного раза в год.

    Но во многих организациях утверждают, что привыкли видеть своих инспекторов гораздо чаще. В этом случае речь идет о так называемых внеплановых или оперативных проверках. Их периодичность устанавливается территориальными органами Госпожнадзора в зависимости от местных условий — обстановки с пожарами, значимости конкретной организации и ее противопожарного состояния.

    Зачастую инспекторы не видят разницы между детальной и контрольной проверкой. А разница есть: во втором случае пожарные вправе проверить только те вопросы, по которым в прошлый раз были сделаны замечания. Случается, что инспекторы вместо контрольной проверки проводят детальную, то есть еще раз исследуют все «по полной программе», находят новые нарушения, выписывают предписания их устранить и через месяц или другой срок, установленный в предписании, приходят с контрольной проверкой. И так может повторяться до бесконечности.

    Имейте в виду: поступать подобным образом пожарные не вправе. Контрольная проверка предусмотрена законом для того, чтобы инспекторы могли проконтролировать, как исполнено их предписание. Выходить за рамки этого вопроса они не должны. Об этом сказано в ст. 8 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

    Оперативные проверки

    В отдельных случаях закон позволяет инспекторам приходить на фирму с незапланированными визитами. Такие ситуации перечислены в п. 5 ст. 7 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ. Основаниями для проведения внеплановой проверки могут быть контроль за устранением ранее выявленных нарушений, жалобы граждан о том, что компания нарушает правила пожарной безопасности, и эти нарушения настолько серьезны, что могут стать причиной пожара. Инспекторы просто обязаны такую информацию проверить. С этой целью проведут оперативную проверку, причем не только у фирмы-виновницы, но и на других предприятиях, занимающихся аналогичной деятельностью.

    Если пожар уже произошел, инспекторы тем более придут с оперативной проверкой. Причем не только к нарушителям, но и на другие фирмы, а объекты для контрольного мероприятия выберут исходя из анализа статистики пожаров. Его ежеквартально проводят региональные управления ГПС.

    Решение об оперативной проверке принимает начальник управления или районного отдела либо их заместители. Причем в данном случае ограничений по периодичности проведения мероприятий нет. Все зависит от того, есть ли для них причины. Максимально допустимый срок проверки равен месяцу.

    Прийти в организацию в целях проверки имеет право лишь состоящий в должности инспектора сотрудник Госпожнадзора, предъявивший служебное удостоверение и распоряжение о проведении мероприятия по контролю.

    В поисках нарушителей

    В целом же перечень противопожарных мер зависит от деятельности фирмы и количества сотрудников. Так, если в здании на одном этаже находится более 10 человек, на видных местах должны быть вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара и предусмотрена система оповещения о возгорании. Чтобы проверить, правильно ли разработан план эвакуации, пожарные могут потребовать у вас схему здания.

    Если на этаже находится более 50-ти человек, руководитель фирмы должен утвердить инструкцию о том, как действовать персоналу в случае пожара. Практические тренировки по разработанной инструкции нужно проводить не реже одного раза в полугодие. Результаты тренировок заносятся в журнал противопожарного инструктажа.

    Есть еще один документ, который понадобится пожарным - это план мероприятий по предписаниям. В нем должны быть расписаны меры, которые были приняты, чтобы устранить выявленные в ходе предыдущих проверок нарушения.

    Кроме того, пожарные посмотрят, есть ли на фирме необходимое число огнетушителей, автоматическая установка противопожарной защиты и пожарная сигнализация. Помимо этого, инспектор проконтролирует, как оборудованы места для курения. Во-первых, обязательно должна быть прикреплена табличка «Место для курения», во-вторых, необходима скамейка из несгораемого материала, а в-третьих, следует установить металлическую урну для окурков, заполненную сантиметров на десять водой.

    Порядок проверки

    До начала проверки на объекте инспектор обязан подтвердить свои полномочия - предъявить уполномоченному представителю юридического лица письменное распоряжение о проведении проверки, завизированное начальником управления или районного отдела либо его заместителем.
    Проверки и обследования проводятся на основании письменного распоряжения руководителя подразделения Государственной пожарной службы.
    При отсутствии распоряжения проверка незаконна.
    В этом документе должно быть зафиксировано, кто и когда сделал такое предписание, обозначены даты начала и окончания проверки, определен ее вид, указано наименование проверяемой организации или Ф. И. О. предпринимателя, Ф. И. О., ранг и должность инспектора, которому поручено провести контрольные мероприятия.
    Проверять имеют право только те представители ГПС, фамилии которых значатся в распоряжении.

    Противозаконно требование инспектора допустить его с проверкой на подведомственный объект, если распоряжение не предъявлено, или оно недействительно (документ неправильно оформлен или вынесен неуполномоченным лицом), или вместе с ним инспектор не предъявляет служебное удостоверение (обязательно обращайте внимание на срок его действия). Если удостоверение не предъявлено или в нем указан не тот инспектор, который пришел с проверкой, вы имеете право не пускать визитера.
    Конечно, предпочтительнее не ссориться с проверяющими (какое бы уполномоченное ведомство они не представляли.

    Пожарные инспекторы имеют право осматривать любые помещения организации, но только в присутствии предпринимателя или сотрудников фирмы. Лучше всего, если их будет сопровождать лицо, ответственное за пожарную безопасность.

    Что проверит инспектор?

    Основная задача инспектора – удостовериться в соблюдении организацией правил пожарной безопасности.

    Обычно в начале проверки инспектор требует показать документы.

    1. Первое, на что он обращает внимание, — это наличие приказа и инструкции за подписью руководителя, в которых разъясняется противопожарный режим организации. В упомянутых документах обязательно должны быть определены места для курения, места хранения сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, промасленной одежды. В них также определяется порядок уборки горючих отходов и пыли, порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня, а также многое другое.
    2. Наличие плана здания и вывешенных на видном месте планов (схем) эвакуации людей в случае пожара (наличие журнала отработки плана эвакуации).
    3. Содержание плана мероприятий по предписаниям. В нем должны быть расписаны меры, которые были приняты, чтобы устранить выявленные в ходе предыдущих проверок нарушения;
    4. Наличие и исправность системы оповещения людей о возгорании, если в здании на одном этаже находится более 10 человек (акт приемки).
    5. Наличие и исправность систем автоматической пожарной сигнализации и противопожарной защиты (акт приемки, договор на обслуживание и схему ее расположения).
    6. Ведение журнала осмотра помещений ответственным лицом, перед закрытием предприятия.
    7. Наличие инструкций по пожарной безопасности и по действиям в случае пожара, если на этаже находится более 50-ти человек, разработанных для каждого пожароопасного участка (цех, мастерская и т. д.).
    8. Наличие журнала инструктажа о мерах противопожарной безопасности.
    9. Наличие первичных средств пожаротушения, их исправность, (огнетушители должны иметь бирку с указанным сроком перезарядки).
    10. Наличие внутренних пожарных кранов, их укомплектованность рукавами и наконечниками (акт проверки пожарного водопровода).
    11. Обозначение эвакуационных выходов светящимися табло («ВЫХОД») белого цвета на зеленом фоне.
    12. Наличие акта об обработке огнезащитным составом деревянных конструкций, панелей, стелажей и т.п.
    13. Состояние путей эвакуации (наличие глухих решеток на оконных и дверных проемах, мест хранения ключей от запасных выходов).
    14. Перепланировка помещений без согласования с пожарной охраной
    15. Техническое состояние электросетей:
    • протоколы замеров сопротивления изоляции и заземляющих устройств;
    • наличие аварийного освещения, либо электрических фонарей;
    • наличие замков на электрощитах, наличие исполнительной схемы, наличие маркировки электрощита;
    • договор на обслуживание электросетей;
    • наличие перегрузок питающих линий (подключение дополнительных токоприемников без учета допустимой нагрузки электросети);
    • наличие времянок;
    • наличие скруток в проводах;
    • наличие некалиброванных плавких вставок;
    • наличие электропроводки с поврежденной изоляцией;
    • пользование плитками, кипятильником, чайником в помещениях, не предназначенных для приема пищи.

    16. Наличие специальных мест для курения, оборудованных пепельницами и урнами.
    17. Наличие табличек с фамилией ответственного за пожарную безопасность, и номером телефона, по которому можно вызвать пожарную охрану.
    18 При наличие противопожарных дверей – сертификат на них.

    Если в ходе проверки инспектор выявит нарушения, он может потребовать от руководителя компании, предпринимателя и (или) лица, ответственного за пожарную безопасность, дать устные или письменные объяснения (рекомендуем заранее позаботиться о формировании позиции в пояснениях на основании данного инструктивного письма).

    Протокол сдал, принял…

    По окончании проверки (иногда сразу же на месте, но чаще все-таки через несколько дней) инспектор составляет акт обследования объекта, в котором описывает пожарно-техническое состояние проверенного объекта.

    Создание итогового акта проверки обязательно, это предусмотрено ст. 9 Закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Указанный акт подшивают к контрольно-наблюдательному делу (в нем собрана вся информация о прошлых проверках, вынесенных предписаниях, об их исполнении, о штрафных санкциях).

    Всем перечисленным ведает сам инспектор. Обратите внимание, что копию акта вручают уполномоченному проверяемого лица под расписку. Если в ходе рейда выявлены нарушения, то их указывают в акте, а сам он впоследствии ложится в основу другого важного документа - протокола об административном правонарушении.

    Внимательно прочтите акт проверки прежде, чем расписаться в его получении. На всякий случай напишите «не согласен». В том случае, если акт содержит заведомо ложную информацию, немедленно обратитесь в юридический департамент с информацией о необходимости обжалования вышеуказанного документа. Акт проверки должен содержать информацию о дате и времени его составления, данные о государственном инспекторе (Ф. И. О., ранг, должность, место службы), о реквизитах распоряжения, на основании которого проводилась проверка, сведения о проверяемом лице (прежде всего его название), а также о лицах, которые присутствовали при обследовании (Ф.И.О., должности), информацию о виде проверки и адресе объекта. Далее подробно расписывают выявленные нарушения и приводят соответствующий пункт норм и ППБ. После этого инспектор перечисляет меры административного воздействия, принятые к нарушителю (составление административного протокола или вынесение предписания).

    В акте приводятся объяснения лиц, на которых возложена ответственность за нарушение норм и правил пожарной безопасности.

    Если Вы не готовы дать немедленно какие-либо объяснения или предполагаете, что Ваши слова могут чем-то навредить, потребуйте отсрочки.

    Если инспектор будет настаивать на срочности, сошлитесь на статью 51 Конституции Российской Федерации.

    Даже если административное дело и возбудят, есть время, чтобы изложить позицию в правильном свете в ходе расследования и рассмотрения ситуации, тем более, если над компанией может нависнуть угроза уголовного преследования.

    О том, что представители проверяемого лица ознакомлены с актом проверки или отказались от ознакомления, в документе делают специальные отметки. Свои подписи под документом ставят и другие лица, присутствовавшие на проверке.

    Если при проверке государственным инспектором были выявлены серьезные нарушения и представителям компании не удалось договориться с проверяющим, инспектор составляет протокол об административном нарушении. Исключение только одно: если пожарный решит в качестве наказания применить не штраф, а предупреждение (ст. 28.6 КоАП).

    В протоколе указывают сведения о нарушителе, о правонарушении, ссылаясь на соответствующую статью КоАП РФ.

    Лицо, в отношении которого составлен протокол (конкретный работник организации, уполномоченный представитель организации), должно подписать протокол и получить разъяснения относительно своих прав и обязанностей.

    Внимательно читайте протокол. Если в протоколе, на основании которого наложен штраф, нет необходимых реквизитов, но главный государственный инспектор по пожарному надзору все равно наказал организацию рублем, это незаконно.

    Постановление о привлечении к административной ответственности можно с успехом обжаловать в суде, и оно будет отменено как не имеющее силы.

    Стоит обратить внимание на то, что к ответственности привлекают только тех лиц, которые указаны в протоколе.

    Например, если последний написан в отношении руководителя компании, то к ответственности не могут привлечь его и возглавляемое им юридическое лицо. На юридическое лицо в этом случае также должен быть составлен отдельный протокол.

    Протокол подписывают пожарный инспектор и нарушитель. От имени фирмы без доверенности может ставить подпись только ее руководитель. Если нарушитель - предприниматель или сотрудник фирмы, подписать протокол могут только они.

    Если протокол подписан неуполномоченным лицом, он недействителен, а без протокола нет нарушения.

    Протокол оформляют в тот же день, когда обнаружено правонарушение. В течение суток после составления протокола инспектор должен направить его главному государственному инспектору по пожарному надзору или его заместителю. Если же сведения о нарушителе неизвестны, то документ пишут в течение двух суток. Если у инспекторов нет достаточных доказательств нарушения ППБ, то готовят не протокол, а определение о возбуждении административного расследования. Административное расследование нужно для того, чтобы проверить отдельные факты. Оно не может длиться больше месяца. В исключительных случаях главный государственный инспектор по пожарному надзору может продлить расследование еще на один месяц (ст. 28.7 КоАП).

    В других ситуациях протокол, составленный позже, недействителен. Обратите на это особое внимание.

    На практике инспекторы нередко сначала выносят предупреждение или дают предписание, а потом, если нарушения не исправляют, составляют протокол и пытаются привлечь нарушителя к ответственности за игнорирование ППБ. Поскольку такое дело, строго говоря, незаконно, постановление главного государственного инспектора можно обжаловать в вышестоящие инстанции или в суд.

    Но это не значит, что штрафа удастся избежать. Организацию или лицо накажут, но уже не пожарные, а суд и не за нарушение ППБ, а за неисполнение предписания (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ), однако (обратите внимание при формировании позиции) только в том случае, если предписание делали с соблюдением всех необходимых формальностей, а не устно.

    Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности

    За нарушение правил пожарной безопасности граждане, индивидуальные предприниматели, должностные и юридические лица могут привлекаться к административной и уголовной ответственности. Что должен делать руководитель организации для защиты своих прав и законных интересов во время проведения проверки органами государственного пожарного надзора и по ее окончании? В начале визита инспекторов следует проверить полномочия проверяющих, ознакомиться с их служебными удостоверениями, распоряжением о назначении проверки, с утвержденным составом должностных лиц Госпожнадзора. В организации должен быть специальный журнал мероприятий по контролю, в котором инспекторы производят запись о проведенной проверке с указанием наименования органа государ-ственного контроля (надзора), даты, времени проведения проверки; ее правовых основаниях, целях, задачах и т. д. и ставят свою подпись. Необходимо помнить: требования проверяющих должны иметь отношение к цели проверки (например, финансовую деятельность инспекторы Госпожнадзора затрагивать не вправе). В ходе проверки ревизоры обязаны документально фиксировать все осуществляемые действия и их результаты. Чтобы удостовериться в выполнении предписаний, инспекторы могут прийти с повторной проверкой. Для ее предотвращения следует до установленного срока представить в контролирующий орган пожарного надзора документы, подтверждающие устранение установленных нарушений.

    Если руководитель считает, что проверяющие злоупотребляют своим служебным положением, он вправе обжаловать их действия, предписания в вышестоящем органе, у вышестоящего руководства в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
    В случае, когда в ходе проверки инспекторы совершили неправомерные действия, издали правовой акт, противоречащий действующему законодательству, можно обратиться с жалобой в прокуратуру.

    Действующее законодательство дает возможность обжаловать решение контролирующего органа о привлечении организации к административной ответственности и в судебном порядке. Заявление об оспаривании такого решения подается в арбитражный суд по месту нахождения заявителя также в течение 10 дней со дня получения копии оспариваемого решения.

    Штрафы за нарушение правил пожарной безопасности

    Если вы нарушили действующие нормы и правила пожарной безопасности, пожарные инспекторы могут оштрафовать:

    • должностных лиц фирмы или предпринимателя — от 1000 до 2000 рублей;
    • других граждан — от 500 до 1000 рублей (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ).

    Если пожарная опасность на территории, где находится фирма, повышена и местные власти установили особый противопожарный режим, инспекторы назначат более высокий штраф.

    Он составит:

    • для фирм — от 20 000 до 30 000 рублей;
    • для должностных лиц фирмы или предпринимателя — от 2000 до 3000 рублей;
    • для других граждан — от 1000 до 1500 рублей (ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ).

    Пожарные накажут еще строже, если из-за нарушений фирмы или предпринимателя возник пожар.

    Штраф составит:

    • для фирм — от 30 000 до 40 000 рублей;
    • для должностных лиц фирмы или предпринимателя — от 3000 до 4000 рублей;
    • для других граждан — от 1500 до 2000 рублей (ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ).

    Если фирма или предприниматель продают продукцию или оказывают услуги, подлежащие обязательной сертификации в области пожарной безопасности, без сертификата соответствия, инспекторы оштрафуют:

    • фирму — на сумму от 10 000 до 20 000 рублей;
    • должностных лиц фирмы или предпринимателя — от 1000 до 2000 рублей (ч. 5 ст. 20.4 КоАП РФ).

    Перечень продукции и услуг, на которые нужно получить сертификат соответствия в области пожарной безопасности, дан в приказе МЧС от 8 июля 2002 г. N 320. Например, к такой продукции относятся огнетушители, пожарные фонари, спасательные веревки, каски и т. д.

    И последнее нарушение, за которое предусмотрен отдельный штраф, — перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленных для пожарных машин и техники.

    Размер штрафа:

    • для фирм — от 5000 до 10 000 рублей;
    • для должностных лиц фирмы или предпринимателя — от 500 до 1000 рублей;
    • для других граждан — от 300 до 500 рублей (ч. 6 ст. 20.4 КоАП РФ).

    Протокол об административном нарушении

    Обнаружив нарушения правил пожарной безопасности, инспектор должен составить протокол. Исключение только одно: если пожарный решит в качестве наказания применить не штраф, а предупреждение (ст. 28.6 КоАП РФ).

    По общему правилу протокол нужно оформить в тот же день, когда обнаружено нарушение. Из этого правила есть два исключения.

    Первое: если сведения о нарушителе (Ф.И.О., адрес и т. п.) неизвестны, протокол может быть составлен в течение двух суток (ст. 28.5 КоАП РФ).

    Второе: если у инспекторов нет достаточных доказательств, что нарушены правила пожарной безопасности, они могут оформить не протокол, а определение о возбуждении административного расследования.

    Административное расследование нужно, чтобы проверить отдельные факты. Оно не может длиться больше месяца. В исключительных случаях главный государственный инспектор по пожарному надзору может продлить расследование еще на один месяц (ст. 28.7 КоАП РФ). Если в ходе расследования факт нарушения подтвердится, инспектор составит протокол об административном правонарушении.

    В других ситуациях протокол, составленный позже, недействителен. Однако на практике инспекторы часто не оформляют его сразу. Сначала выписывают предписание. А уж потом, если предписание не выполнено, налагают штраф. При этом проверять, как фирма устранила нарушение, инспекторы приходят, как правило, через месяц, а иногда и позже.

    По закону в такой ситуации пожарные могут наказать фирму только за неисполнение предписания, а не за нарушения пожарной безопасности, выявленные в ходе предыдущей проверки.

    За неисполнение предписаний инспекторов предусмотрен штраф:

    • для фирмы в размере от 5000 до 10 000 рублей;
    • для предпринимателя или руководителя фирмы в размере от 500 до 1000 рублей (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ).

    Штраф назначает районный или мировой судья.

    Форма протокола не утверждена. Поэтому он может быть составлен произвольно, в том числе и от руки. Однако, оформляя этот документ, инспекторы должны строго придерживаться правил, установленных в Кодексе РФ об административных правонарушениях (ст. 28.2).

    В протоколе обязательно нужно указать сведения о нарушителе и о том, что он совершил, а также статью КоАП РФ, в которой предусмотрена ответственность за выявленное нарушение. В протоколе обязательно должна быть подпись обвиняемого, подтверждающая, что ему разъяснили его права и обязанности.

    Если протокол составлен неправильно, главный государственный инспектор по пожарному надзору может дать проверяющим три дня, чтобы все исправить. Если и после исправлений в протоколе нет обязательных реквизитов, главный государственный инспектор по пожарному надзору оштрафовать нарушителя уже не сможет.

    Если же это случилось, обжалуйте такое решение в суд. Протокол подписывают пожарный инспектор и нарушитель. От имени фирмы без доверенности может действовать только ее руководитель.

    Если нарушитель — предприниматель или сотрудник фирмы, подписать протокол могут только они. Если протокол подписан неуполномоченным лицом, он недействителен. А без протокола нет нарушения.

    В течение суток после составления протокола инспектор должен направить его главному государственному инспектору по пожарному надзору или его заместителю. Протокол по некоторым нарушениям отправляется в суд.

    Постановление о назначении наказания

    Главный государственный инспектор по пожарному надзору (или его заместитель) рассматривает протокол о нарушении в течение 15 дней. Вы вправе присутствовать на заседании. Результаты рассмотрения недействительны, если о его времени и месте вас не известили.

    Вместе с вами (или вместо вас) в деле может участвовать защитник — адвокат или другой гражданин, имеющий доверенность. Если вы присутствовать не можете, подайте на имя главного государственного инспектора ходатайство с просьбой разбирательство отложить.

    Во время заседания вы вправе:

    • знакомиться со всеми материалами дела;
    • давать объяснения;
    • представлять доказательства;
    • заявлять ходатайства и отводы;
    • пользоваться услугами защитника.

    Об этом сказано в статье 25.1 КоАП РФ.

    Рассмотрев протокол, главный государственный инспектор по пожарному надзору выносит постановление:

    • назначить административное наказание;
    • прекратить производство по делу.

    Если вы присутствовали на заседании, то копию постановления вам вручат сразу. Если же вас не было — вышлют по почте в течение трех дней (ст. 29.11 КоАП РФ).

    Как только вы получили постановление, у вас есть десять дней, чтобы его обжаловать. Заплатить штраф нужно в течение 30 дней. Этот срок считается с момента, когда истекло время для обжалования.

    Если штраф не заплачен, главный государственный инспектор направит постановление: в фирму, где работает нарушитель (если оштрафован гражданин), чтобы удержать штраф из заработной платы или других доходов. При каждой выплате из зарплаты гражданина нельзя удерживать более 50% (ст. 138 Трудового кодекса РФ).

    Особенности назначения наказания

    1. Чаще всего за нарушения пожарной безопасности инспекторы наказывают руководителя фирмы. Именно он отвечает за соблюдение пожарных требований.
    Реже к ответственности привлекают сотрудников, ответственных за пожарную безопасность.
    Такое соотношение обусловлено тем, что без участия руководителя ответственный не может выполнить некоторые требования пожарной безопасности.
    Например, он не сможет приобрести автоматизированную установку пожаротушения или огнетушители, если руководитель не дает на это денег.
    А вот если ответственный не провел противопожарный инструктаж работников, хотя обязан это сделать на основании должностной инструкции или приказа руководителя, ответственности ему не избежать.

    2. За одно и то же нарушение инспекторы вправе оштрафовать и фирму, и ее руководителя (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ). Самые большие штрафы предусмотрены для фирм.
    Однако имейте в виду: чтобы оштрафовать фирму, пожарные должны доказать, что она не приняла все зависящие от нее меры, чтобы пожарная безопасность была соблюдена (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ). Так закон определяет вину организации.

    Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрены следующие санкции, налагаемые на должностных лиц и граждан, за нарушения требований пожарной безопасности:

    1. В соответствии со статьей 20.4. за нарушения требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения илиналожения административного штрафа :

    • на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда (МРОТ);
    • на должностных лиц — от десяти до двадцати МРОТ;

    Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа:

    • на граждан в размере от десяти до пятнадцати МРОТ;
    • на должностных лиц — от двадцати до тридцати МРОТ;
    • на юридических лиц — от двухсот до трехсот МРОТ.

    2. Нарушение требований стандартов, норм и правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, либо без наступления иных тяжких последствий, влечет наложение административного штрафа:

    • на граждан в размере от пятнадцати до двадцати МРОТ;
    • на должностных лиц — от тридцати до сорока МРОТ;

    3. Выдача сертификата соответствия на продукцию без сертификата пожарной безопасности в случае, если сертификат пожарной безопасности обязателен, влечет наложение административного штрафа:

    • на должностных лиц в размере от тридцати до сорока МРОТ;
    • на юридических лиц — от трехсот до четырехсот МРОТ.

    4. Продажа продукции или оказание услуг, подлежащих обязательной сертификации в области пожарной безопасности, без сертификата соответствия влечет наложение административного штрафа:

    • на должностных лиц в размере от десяти до двадцати МРОТ;
    • на юридических лиц — от ста до двухсот МРОТ.

    5. Несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленных для пожарных машин и техники, влечет наложение административного штрафа:

    • на юридических лиц — от пятидесяти до ста МРОТ.

    Кроме того, должностные лица ГПС уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях в следующих ситуациях:

    1. Умышленное повреждение или срыв печати (пломбы), наложенной правомочным должностным лицом, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

    • на граждан в размере от одного до трех МРОТ;
    • на должностных лиц — от трех до пяти МРОТ (ст. 19.2).

    2. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно, воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

    • на граждан в размере от пяти до десяти МРОТ;
    • на должностных лиц — от десяти до двадцати МРОТ (ст. 19.4).

    3. Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, что влечет наложение административного штрафа:

    • на граждан в размере от трех до пяти МРОТ;
    • на должностных лиц — от пяти до десяти МРОТ;
    • на юридических лиц — от пятидесяти до ста МРОТ (ст. 19.5).

    4. Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, что влечет наложение административного штрафа:

    • на должностных лиц в размере от трех до пяти МРОТ (ст. 19.6).

    В каждом региональном управлении ГПС есть отделы охраняемых объектов. Им подчиняются пожарные части по охране объектов. С ними можно заключить договор и сотрудники пожарных частей наладят на фирме пожарную безопасность, и они же будут контролировать ее соблюдение.

    И это самый радикальный вариант избавиться от неблагоприятных последствий проверок. Если же вы решили заниматься пожарной безопасностью самостоятельно, внимательно изучите Правила пожарной безопасности и постарайтесь соблюдать хотя бы те из них, которые чаще всего проверяют пожарные инспекторы.

    За каждым государственным инспектором закреплена определенная территория. Он обязан следить за пожарной безопасностью на всех фирмах, находящихся на этой территории. По этой территории Руководителем Инспекции планируются мероприятия пожарного контроля -ежегодный план проверок. Из него делаются месячные выписки.

    Следовательно, раз в год инспекторы обязательно появятся на вашей фирме. При этом помните: с детальной проверкой пожарные могут приходить не чаще одного раза в два года. Поэтому, если промежуток между плановыми проверками еще не прошел, инспекторы могут посетить вас только с внеплановым визитом. А для этого нужны серьезные причины.

    Первое, что должен увидеть инспектор — во всех помещениях фирмы на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны.

    Для каждого пожароопасного участка (цех, мастерская и т.п.) должны быть разработаны инструкции по пожарной безопасности, составленные в соответствии с приложением 1 к ППБ 01-03.

    Также Руководитель фирмы должен издать организационный приказ, в котором расписать мероприятия по пожарной безопасности. В нем назначить ответственного за пожарную безопасность, определить места для курения, организовать осмотр помещений после рабочего дня и регулярный противопожарный инструктаж сотрудников и т. д. Перечень противопожарных мер зависит от деятельности фирмы и количества сотрудников.

    Если в здании на одном этаже находится более 10 человек, на видных местах должны быть вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара и предусмотрена система оповещения людей о пожаре.

    Чтобы проверить, правильно ли разработан план эвакуации, пожарные могут потребовать у вас план здания. Первое, что потребуют проверяющие, предъявить согласование арендованного нежилого или принятого в эксплуатацию помещения.

    Иногда, в зависимости от рода деятельности фирмы, требуется определенная толщина и материал стен, огнеустойчивая пропитка или обивка металлическими листами.

    Если на этаже находится более 50 человек, руководитель фирмы должен утвердить инструкцию о том, как действовать персоналу в случае пожара. Практические тренировки по разработанной инструкции нужно проводить не реже одного раза в полугодие. Результаты тренировок заносятся в журнал противопожарного инструктажа.

    Есть еще один документ, который понадобится пожарным. Это план мероприятий по предписаниям. В нем должны быть расписаны меры, которые были приняты, чтобы устранить выявленные в ходе предыдущих проверок нарушения. Кроме того, пожарные посмотрят, есть ли на фирме необходимое число огнетушителей, автоматическая установка противопожарной защиты и пожарная сигнализация.

    Количество и тип огнетушителей зависят от площади здания и материалов, которые могут загореться (горючие жидкости, газы, металлы, дерево, бумага, электроустановки). Какие нужны огнетушители (воздушно-пенные, порошковые, комбинированные или углекислотные), а также их количество можно посмотреть в Правилах пожарной безопасности (приложение 3).

    А перечень помещений и оборудования, на которых должны быть автоматические установки пожаротушения (АУПТ) и пожарной сигнализации (АУПС), приводится в Нормах пожарной безопасности (НПБ 110-03) от 18 июня 2003 г. N 315.

    Необходимость таких противопожарных мер зависит от площади здания, количества этажей и от того, чем занимается фирма. Например, двухэтажное здание торговой фирмы общей площадью 3500 кв. м и более должно быть оснащено и сигнализацией, и системой автоматического пожаротушения.

    А если торговая площадь меньше 3500 кв. м, достаточно одной пожарной сигнализации (приложение к НПБ, таблица 1, п. 10.2.1). Автоматические установки не нужны в помещениях, где хранятся мясо, рыба, фрукты и овощи (в негорючей упаковке), металлическая посуда, негорючие строительные материалы.

    Требования к сигнализации и противопожарной установке в большинстве случаев требуют больших затрат. Это инспекторы проверяют очень тщательно. Противопожарные установки, огнетушители, электрооборудование (проводки, розетки и т.п.) должны быть исправными. Огнетушители должны быть поверенными. Самые распространенные нарушения — загромождение проходов, загруженность торговых и складских помещений.

    Фирмы и предприниматели хотят вместить в торговый зал или складское помещение как можно больше товаров, при этом не учитывают правила пожарной безопасности. Нельзя загромождать мебелью, оборудованием и другими предметами двери, люки, переходы в смежные секции, выходы на лестницы, лестничные площадки, марши лестниц, коридоры, лифтовые холлы. Выходы и пути эвакуации должны соответствовать требованиям пожарной безопасности по освещенности, размерам, количеству.

    Двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания. Запрещено устанавливать глухие решетки на окнах, остеклять балконы, лоджии и галереи, которые ведут к лестничным клеткам, устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые (чуланы), а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы.

    Таким образом, основными нарушениями требований пожарной безопасности, приводящими к возникновению пожаров, осложняющими их тушение являются:

    • нерабочее состояние или отсутствие на объектах систем пожарной автоматики,
    • некомплект или отсутствие первичных средств пожаротушения, неукомплектованность, нерабочее состояние внутреннего, наружного противопожарного водопроводов,
    • нарушение требований Правил пожарной безопасности, Правил устройства электроустановок при эксплуатации электрооборудования (не проводится замер сопротивления силовой и осветительной сетей, электропроводная продукция, розетки, выключатели прокладываются по сгораемому основанию, в качестве аппаратов защиты используются некалиброванные плавкие вставки, жилы электропроводов соединяются скруткой и т.д.),
    • курение в неустановленных местах, проведение огневых работ без оформления соответствующего наряда-допуска,
    • пользование электробытовыми приборами без подставок из негорящих материалов,
    • отсутствие надлежащей охраны объектов, несанкционированный доступ посторонних лиц
    • загромождение проездов.

    Административное приостановление деятельности

    Административное наказание — это установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, которая применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ).

    В соответствии со ст. 3.2 КоАП РФ административное приостановление деятельности является видом административного наказания за совершение административных правонарушений.

    В ст. 3.12 КоАП РФ указано, что административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении:

      — деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков;
      — эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений;
      — осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

    Максимальный срок, на который может быть установлено административное приостановление деятельности, составляет 90 суток (ч. 2 ст. 3.12 КоАП РФ).

    Административное приостановление деятельности применяется при угрозе:

      — жизни или здоровью людей;
      — возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами;
      — наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы;
      — причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.

    Одной из распространенных причин административного приостановления деятельности компании является несоблюдение норм и правил пожарной безопасности (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ). Ведь требование соблюдения указанных норм касается всех компаний и не имеет отраслевой принадлежности. В то время как, например, нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения относится к организациям общественного питания (ст. 6.6 КоАП РФ).

    Примечание. Согласно п. 1 ст. 30.12 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может обжаловать вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении. Принятие положительного решения по жалобе дает юридическому лицу право на возмещение причиненного вреда.

    Постановление о временном прекращении деятельности организации выносится судьями районных судов на основании протоколов об административных правонарушениях, составленных уполномоченным должностным лицом в соответствии с нормами ст. 28.3 КоАП РФ (ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ). Постановление судьи исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после его принятия (ч. 1 ст. 32.12 КоАП РФ). Судебные приставы действуют в присутствии понятых, а при необходимости — при содействии сотрудников органов внутренних дел (ст. 109 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»). По окончании исполнения постановления приставы составляют акт.

    В соответствии с ч. 2 ст. 32.12 КоАП РФ при административном приостановлении деятельности могут производиться следующие действия:

      — опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс;
      — наложение пломб;
      — иные действия, обеспечивающие исполнение административного приостановления деятельности.

    При административном приостановлении деятельности не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения.

    Проведение мероприятий судебным приставом-исполнителем не означает, что организация не может ничего предпринять. Ей следует приложить все усилия для исправления допущенных нарушений. Ведь срок, на который можно приостановить деятельность компании, достаточно велик — 90 суток. Поэтому ее руководителю необходимо издать соответствующие организационно-распорядительные документы, в которых указываются:

      — дата, с которой деятельность компании административно приостанавливается;
      — мероприятия, направленные на исправление нарушений, и их сроки;
      — лица, ответственные как за исполнение предусмотренных мер, так и за контроль над их выполнением.

    При издании приказа о приостановлении деятельности руководитель компании должен предусмотреть, чтобы все работники, которых касается этот приказ, были с ним ознакомлены. Поэтому в данном документе следует прописать обязанность руководителей подразделений довести информацию, содержащуюся в нем, до подчиненных.

    Если компания своевременно выполнит работы по устранению обстоятельств, явившихся причиной для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, то у нее есть возможность досрочно возобновить деятельность. Для этого организации нужно подать в суд ходатайство, на основании которого он может прекратить исполнение наказания (ч. 3 ст. 3.12 КоАП РФ). При этом суд обязан запросить заключение должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, об устранении или неустранении названных обстоятельств. Заключение дается в письменной форме. В нем указываются факты, свидетельствующие об устранении или о неустранении нарушителем обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде приостановления деятельности. Заключение не является обязательным для судьи и анализируется в порядке, установленном в ст. 26.11 КоАП РФ. Несогласие судьи с заключением должно быть мотивированно.

    После исследования представленных документов судья выносит постановление о прекращении исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности или об отказе в удовлетворении ходатайства (ч. 4 ст. 32.12 КоАП РФ).

    Дата возобновления деятельности компании, ее филиала, представительства, структурного подразделения, производственного участка указывается в постановлении о досрочном прекращении исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности. В данном постановлении также указывается дата возобновления эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

    Приставы контролируют исполнение нарушителем судебного постановления об административном наказании. В случае возобновления компанией деятельности до окончания срока ее приостановления пристав вправе оштрафовать нарушителя.

    По истечении срока приостановления деятельности судебный пристав-исполнитель обязан отменить меры по исполнению наказания и вынести постановление об окончании исполнительного производства. Если же срок административного наказания истек, а нарушения не устранены, то пристав не вправе продлевать срок наказания. В этом случае будет иметь место новое нарушение, о совершении которого вновь составляется протокол об административном правонарушении (п. 7 Письма ВС РФ от 06.03.2006 N 1936-5/общ).

    Временный запрет деятельности

    Судебное производство требует времени. Поэтому до того момента, когда будет вынесено судебное постановление о приостановлении деятельности, применяется особая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении. А именно временный запрет деятельности (ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ).

    Примечание. Временный запрет деятельности может применяться, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности (ч. 1 ст. 27.16 КоАП РФ).

    Эта мера заключается в кратковременном прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг (ч. 1 ст. 27.16 КоАП РФ).

    Временный запрет деятельности осуществляется должностным лицом, имеющим на это специальные полномочия в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ. При этом оформляется соответствующий протокол, который направляется в районный суд вместе с протоколом об административном правонарушении. Руководителю предприятия вручается копия протокола, на основании которой им издается соответствующий приказ об остановке деятельности.

    Срок временного запрета деятельности не должен превышать пять суток (ч. 1 ст. 27.17 и ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ). Этот срок исчисляется не с момента составления протокола, а с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг (ч. 2 ст. 27.17 КоАП РФ). При этом срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности (ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ).

    Для доступа к этому контенту

    4. Пожарная безопасность зданий-2015 (учебное пособие) — Пожалуйста или для доступа к этому контенту



    © 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация