Как отказаться от 223 фз. Правоприменительная практика отмены результатов закупки. Отказ заказчика от проведения процедуры закупки после размещения извещения в ЕИС

Главная / Суд

Бывает, что закупка в рамках корпоративного заказа проведена, победитель определен, но заказчик поменял планы. Объект закупки перестал быть нужным либо требования к нему серьезно изменились. В любом случае заключать договор заказчику невыгодно. Может ли он от этого отказать?

Рамочный закон 223-ФЗ не содержит положений об особенностях отказа от заключения контракта в одностороннем порядке. А значит, в этих вопросах следует руководствоваться нормами Гражданского кодекса. Из них следует, что в случае отказа от заключения контракта решение заказчика можно обжаловать. Это подтверждает и практика антимонопольных органов.

Так, в одном из решений Московского УФАС заказчику, отказавшемуся после проведения торгов от контракта, было предписано завершить процедуру. А именно заключить контракт с тем поставщиком, который победил на торгах. Эта позиция нашла поддержку и в Арбитражном суде Москвы. В итоге заказчику заключить договор пришлось, однако могло быть и хуже. Например, информация о заказчике могла быть передана в правоохранительные органы для проверки его участия в сговоре.

Таким образом, отказавшись от контракта, заказчик может быть не только принужден к его заключению, но и заподозрен в коррупции. Поэтому в Положении о закупке необходимо грамотно и корректно прописать основания, сроки и процедуру отказа от продолжения закупки и от заключения контракта. Кроме того, в документации и извещении каждой закупки следует указывать на то, что заказчик имеет право на отказ в одностороннем порядке в соответствии со своим Положением. Четкие правила и точное их соблюдение подтвердят, что заказчик действовал чисто. Хотя от подозрений и возможных проблем такое поведение все равно не убережет.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Значит ли это, что заказчик обязан в любом случае заключать договор с победителем закупки по 223-ФЗ? Однозначно ответить на этот вопрос невозможно - слишком много нюансов. Единой позиции нет даже у контролирующих органов. В своей практике они принимали разные решения.

Например, позиция Минэкономразвития такова. Если поставщик был определен не в результате торгов, а Положение о закупке заказчика предусматривает возможность отказа, то не заключать договор с победителем правомерно (письмо от 25.04.2016 № Д28и-1013). Из этого следует, что если процедура содержала признаки торгов, то отказываться от заключения договора с победителем нельзя. Вывод подтверждается решение Московского УФАС от 18.04.2016 № 1-00-665/77-16. А в решении от 08.07.2015 № 1-00-1072/77-15 тот же орган формулирует свою позицию так: отказываться от заключения договора с победителем закупки неправомерно.

Однако во многих случаях отказ от заключения контракта следует не просто так - для этого есть основания, причем весьма веские. Например, в своем решении от 05.11.2015 № 1-00-1848/77-15 Московское Управление ФАС указало следующее. Если сделка является для заказчика крупной, а он не получил согласия собственника, то отказ от заключения контракта правомерен.

Но порой ФАС может признать незаключение контракта нарушением и при наличии оснований. В подтверждение приведем такой случай. Заказчик по гособоронзаказу отказался от продолжения процедуры до определения поставщика, но после вскрытия конвертов. Свои действия он мотивировал тем, что в этот период изменилось законодательство об оборонном заказе. А поскольку проект договора в закупочной документации поправки не учитывал, то заказчик решил привести его в соответствие с новыми требованиями. Однако ФАС признала его действия неправомерными и предписала продолжить закупку с той стадии, на которой она остановилась. То есть вернуться к моменту выбора победителя и заключить с ним договор.

Правда, контракт по этой закупке так и не был заключен, и причиной того стал недосмотр самого контролирующего органа. В предписании не было сказано, что заказчик должен был дать участникам возможность предоставить новые документы, подтверждающие обеспечение заявки. Рассмотрение жалобы заняло определенное время, да и сам заказчик не торопился исполнять предписание ФАС. К тому моменту, когда закупка была возобновлена, истек срок действия обеспечения всех заявок. В итоге ни одна из них не соответствовала документации, поэтому закупка не состоялась.

Надо сказать, что это уберегло заказчика от попадания в абсурдную ситуацию. Если бы ФАС обязала его принять новое обеспечение заявок, то он был бы вынужден заключить контракт. Парадокс в том, что этот контракт был бы составлен с нарушением требований закона 275-ФЗ о гособоронзаказе.

Для отмены закупки, как правило, в день принятия такого решения надо разместить информацию об этом в ЕИС. Основания для отмены до окончания приема заявок ищите в своем положении о закупке, Законом они не регламентированы. Отменить закупку позже можно только вследствие форс-мажора.

Порядок отмены закупки у единственного поставщика регламентируется только вашим положением о закупке. Но если размещали в ЕИС извещение, то информацию об отмене тоже лучше опубликовать.

Как отменить торги или иную конкурентную закупку

Если вы проводите конкурс, аукцион, запрос котировок либо предложений или иную предусмотренную вашим положением конкурентную закупку, для ее отмены придерживайтесь следующего порядка действий:

  • определите основания отмены в соответствии с вашим положением о закупке. Отмена закупки на основании, не предусмотренном положением о закупке, либо в не соответствующем положению порядке может быть признана необоснованной и ограничивающей конкуренцию (см. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22.05.2017 N Ф05-12698/2016, Решение Новгородского УФАС России от 04.06.2018);
  • уточните возможность по срокам , сверьтесь с документацией (извещением): вы вправе отменить закупку до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие (ч. 5 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ).

Обратите внимание на исключение: в случае форс-мажора, из-за которого невозможно провести процедуру, вы вправе отменить ее и по истечении срока подачи заявок. Во избежание спорных ситуаций пропишите в положении о закупке такое основание для отмены процедуры и подробности определения ситуации как форс-мажора;

  • разместите в ЕИС решение об отмене открытой конкурентной закупки в день его принятия. Информация об отмене закрытой конкурентной закупки, а также процедуры, сведения о которой содержат гостайну, не подлежит размещению в ЕИС (ч. 3 ст. 3.5, ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).

Размещение такого рода уведомления позволит соблюсти интересы как лиц, подавших заявки, так и потенциальных участников. Оформите такое решение так, как это предусмотрено вашим положением, например протоколом или извещением об отмене. Включите в него дату и основания принятия решения, подпишите сведения электронной подписью (ч. 6 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ, п. п. 4, 31 Положения о размещении в ЕИС);

  • внесите изменения в план закупки , если это необходимо согласно вашему положению о закупке. Отмена закупки не является основанием для внесения изменений в план, однако это может помочь вам соблюсти принцип открытости в отношении потенциальных поставщиков. Соблюдайте предусмотренные вашим положением порядок и сроки. Запланируйте отмененную закупку заново, если это актуально.

Учтите, если процедура многолотовая, вы вправе отменить всю закупку в целом либо только конкретные лоты (ч. 5 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ).

Как отменить закупку у единственного поставщика

Если отменяете закупку у единственного поставщика или иную неконкурентную процедуру, основания, сроки и порядок действий определяйте исключительно в соответствии с положением о закупке, Закон на этот случай указаний не содержит.

В случае если в соответствии с положением вы размещаете в ЕИС извещение о закупке у единственного поставщика, то опубликуйте и решение об отмене такой процедуры. Кроме того, не забудьте внести сведения об отмене в план закупки, если это предусмотрено вашим положением о закупке.

Да, заказчики могут вкладывать в свои положения о закупке самое разнообразное содержание, однако стоит помнить, что помимо этого есть и гражданское законодательство, которое регулирует в том числе проведение торгов (аукционов, конкурсов). В самом 223-ФЗ (ч. 1 ст. 2) говорится о том, что заказчики в числе прочего должны руководствоваться ГК РФ. И этим законодательством установлено, что «если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, опубликовавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за 3 дня до наступления даты его проведения, а от проведения конкурса — не позднее чем за 30 дней до проведения конкурса» (ч. 4 ст. 448 ГК РФ).

Как отказаться от закупки по 223-фз

Дальнейшие действия будут зависеть от того, в каком виде необходимо предоставить заявку заказчику:

  • На бумажном носителе. В этом случае все документы необходимо разложить в том порядка, в каком они перечислены в закупочной документации, составить их опись. Сшейте документы в единый том и скрепите печатью. Пронумеруйте все страницы.

    Поместите подготовленную заявку в непрозрачный конверт. Как правило, особенности оформления самого конверта также приведены в закупочной документации. Если их нет, пользуются универсальными нормами. На конверте обязательно указывается наименование заказчика, номер извещения запроса котировок, а также время, до которого нельзя вскрывать заявку.

  • В электронном виде.

    Все документы необходимо отсканировать и прикрепить в соответствующую форму на электронной торговой площадке.

Как отменить закупку по 223-фз: пошаговая инструкция

Рассмотрим три возможных варианта отказа заказчика от проведения закупки по 223-ФЗ: Вариант 1. Отказ заказчика от проведения процедуры закупки до размещения извещения в ЕИС. Такой отказ для заказчика будет наиболее безболезненным, — для этого достаточно исключить ставшую ненужной закупку из плана.


Отметим, что вопрос необходимости внесения изменений в план закупки в случае, когда заказчик передумал осуществлять закупку, является дискуссионным, так как в соответствии с 223-ФЗ заказчик обязан исключать договоры на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с планом закупки за исключением случаев возникновения потребности в закупке вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, при необходимости срочного медицинского вмешательства, а также для предотвращения угрозы возникновения указанных ситуаций (ч. 5.1 ст.

Как отменить закупку по 223-фз

Внимание

Случаи отказа от проведения запроса котировок- Сроки для отказа от проведения запроса котировок- Порядок отказа от проведения запроса котировок В процессе осуществления закупки у заказчиков нередко возникает потребность отменить ее в связи с наступлением определенных непредвиденных обстоятельств. На сегодня Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Федеральный закон от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ) такая процедура, как отмена запроса котировок, вовсе не предусмотрена.


При этом данное обстоятельство вовсе не означает, что заказчику запрещено отказываться от дальнейшего проведения запроса котировок. Главное, провести данную процедуру отмены закупки, не нарушая действующее законодательство.

Есть ли возможность отказаться от закупки по 223-фз?

Нормы, предусмотренные Положением о закупках товаров, работ, услуг в рамках Закона 223-ФЗ и закупочной документацией в части наделения заказчика правом отказаться от заключения договора противоречат требованиям ст. ст. 1, 10, 447 ГК РФ, ст. ст. 3-4 Закона 223-ФЗ и ст. 17 Закона 135-ФЗ, в связи с чем не подлежат применению и не могут являться основанием для отказа от заключения договора с заказчиком. Применению подлежат нормы действующего законодательства, регулирующие порядок проведения торгов и заключения договоров. Необходимо обратить внимание, что необоснованное преимущество для заказчика, обладающего правом немотивированно отказаться от заключения договора с победителем является нарушением действующего законодательства и нарушает баланс частных и публичных интересов.
Согласно ч. 4 ст. 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Отказ от проведения запроса котировок по 223-фз

Закона 223-ФЗ при закупке товаров, работ, заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Учитывая наличие в рассматриваемых правоотношениях и публично-правовых элементов, действующее законодательство предъявляет к заказчику повышенные требования при проведении закупочных процедур. Поскольку Положение о закупках товаров, работ, услуг в рамках Закона 223-ФЗ не является нормативным правовым актом (его законность не презюмируется), следует признать, что оно должно применяться в той мере, в которой не противоречит действующему законодательству.

Изменять правовое регулирование, установленное нормами ГК РФ, положение о закупках не может.

Отмена котировки по 223 фз

Исходя из сложившейся практики закупок в сфере государственных (муниципальных) и корпоративных нужд, иногда складывается такая ситуация, при которой заказчику необходимо отказаться от своих планов по проведению конкретной закупки. Закон № 44-ФЗ весьма определенно диктует условия и порядок такого отказа. Так, при запросе котировок заказчик может отменить закупку не позднее чем за два дня до наступления даты окончания срока подачи заявок.
Также, заказчик вправе отказаться от осуществления закупки до размещения извещения в ЕИС, для этого ему необходимо не позднее чем за 10 дней до размещения извещения в ЕИС, внести в установленном порядке, изменения в план-график закупок. В свою очередь 223-ФЗ не содержит аналогичных конкретных норм, связанных с отказом заказчиков от закупок.

Как отменить котировку по 223 ap

Также, заказчик может конкретизировать случаи и условия, предусматривающие отказ от проведения закупки. В качестве такого примера можно рассмотреть Положение о закупке Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет», — где говорится, что при проведении конкурса заказчик вправе принять решение об отказе от его проведения в любое время до даты окончания срока подачи заявок, кроме того он также может принять такое решение в любое время до даты оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе в случае:

  1. 1. Отсутствия соответствующего финансирования/софинансирования;
  2. 2.

    Если отпала необходимость в закупаемых товарах (работах, услугах);

Как отменить котировку по 223 фз

Поставщики, имеющим претензии к закупщикам из-за отмены закупки, таким образом, должны руководствоваться тем, нарушает ли заказчик собственные правила или нет. А заказчикам нужно четко и непротиворечиво такие правила описать в своем Положении о закупках. Варианты отмены закупок:

  • отказ заказчика от проведения процедуры закупки до размещения в ЕИС извещения;
  • отказ заказчика от проведения процедуры закупки после размещения в ЕИС извещения;
  • отказ заказчика от заключения договора.

Отказ заказчика от проведения процедуры закупки до размещения извещения в ЕИС – это самый простой вариант, достаточно исключить закупку из плана. Есть также точка зрения, что даже в случае неисключения несостоявшейся закупки из плана закон не нарушается. Отказ заказчика от проведения процедуры закупки после размещения извещения в ЕИС.

Можно ли отменить котировку по 223 фз

В данном справочном материале речь пойдет о том, в каких ситуациях заказчик может принять решение об отмене запроса котировок, какие сроки необходимо и рекомендовано устанавливать при данной процедуре, какой порядок действий должен быть соблюден заказчиком. Благодаря информации, представленной в справке, вы сможете корректно организовать процедуру отмены запроса котировок и избежать негативных последствий, например, аннулирования результатов торговой процедуры. Случаи отказа от проведения запроса котировок Как было сказано ранее, Федеральным законом от 18.07.2011 г.

N 223-ФЗ не предусмотрена процедура отмены запроса котировок, и как следствие положениями Федерального закона от 18.07.2011 г.

Инфо

Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц») – иных норм, «привязывающих» фактическую закупочную деятельность заказчика к плану закупки в законодательстве нет. Таким образом, если речь не идет о каких-либо форс-мажорных ситуациях, заказчик может заключать договор на закупку товаров (работ, услуг) только при условии наличия соответствующих сведений в плане закупки. Исходя из этого, если заказчик собирается осуществлять новую закупку, сведения о которой отсутствуют в плане или осуществлять закупку большего объема, на большую сумму, в другие сроки и так далее, он должен внести соответствующие изменения в план, дабы иметь правовые основания для заключения договора.

Законодательство не нарушается и в случае если изменивший свои намерения заказчик не заключает договор для осуществления той или иной закупки, сведения о которой тем временем присутствуют в плане закупки. Необходимо отметить, что подобный вывод о необязательности внесения изменений в план закупки в случае отказа от нее заказчика так же относится и к другим видам отказа, которые будут обозначены далее. Тем не менее, заказчику все же рекомендуется по возможности исключать закупку, от которой он желает отказаться из плана закупок, так как этот момент может быть дискутабельным. Вариант 2. Отказ заказчика от проведения процедуры закупки после размещения в ЕИС Довольно часто заказчики прибегают к таким формулировкам, при которых за заказчиком остается право на отказ от проведения закупки на любом этапе.

Рассмотрим последовательность действий заказчика в случае, если нужно отменить госзакупку до ее размещения в ЕИС.

Шаг № 1. Принятие решения заказчиком.

Шаг № 2 . Документальное оформление такого решения. Необходимо составить приказ об исключении процедуры из . Документ подписывает руководитель организации или уполномоченное лицо.

Шаг № 3. Размещение информации в ЕИС в день принятия решения.

Шаг № 4. Незамедлительное доведение информации до участников, подавших заявки, если на конвертах с заявками были указаны контактные данные участника.

Этап № 2. Закупочному подразделению стоит подготовить документы, обосновывающие принятие такого решения: это может быть пояснительная записка ответственного подразделения о необходимости отменить лот, документ, подтверждающий наступление обстоятельств непреодолимой силы или решение закупочной комиссии о выявлении ошибок в документации.

Этап № 3. Информация размещается в ЕИС.

Этап № 4. Уведомление участников и возврат обеспечений заявок в установленные положением о закупке сроки.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация